Бюджетный дефицит: понятие, классификация, методы устранения. Бюджетный дефицит и государственный долг


Бюджетный дефицит – это сумма превышения расходов бюджета над его доходами в каждый бюджетный год.

Бюджетный профицит – это сумма превышения доходов бюджета над его расходами в каждый бюджетный год.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Даже если проект бюджета сбалансирован, в процессе его исполнения равенство сохранить практически невозможно. Выделяют положительные и отрицательные стороны бюджетного дефицита.

Положительная сторона – политика дефицитного финансирования приводит к активизации экономического роста.

Отрицательная сторона - бюджетный дефицит ведет к росту государственного долга, усилению налогового бремени, стимулирует инфляционные процессы.

Дефицит бюджета может возникнуть в результате:

    Необходимости осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики,

    Чрезвычайных обстоятельств (война, крупные стихийные бедствия и др.).

    Кризисных явлений в экономике, ее развала, неэффективности финансово-кредитных связей и др. - наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Функции бюджетного дефицита :

    распределения (перераспределения),

    фондообразующая,

    стимулирующая,

    контрольная.

Различают следующие виды бюджетного дефицита :

Структурный дефицит – дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета.

Дефицит или положительное сальдо бюджета, рассчитанные для экономики, находящейся в условиях естественного уровня безработицы, при естественном уровне ВНП, а также при ставках налога и размерах трансфертных платежей, определяемых действующим законодательством. Обычно наличие структурного дефицита является результатом дискреционной фискальной политики. Дискреционная фискальная политика - осуществляемое правительством преднамеренное изменение налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов (расходов на товары и услуги и программ трансфертных платежей) с целью обеспечить производство неинфляционного ВНП при полной занятости и стимулировать экономический рост.

Представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы.

Циклический дефицит - дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.

Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении делового цикла. Если реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного дефицитом, то разность между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком .

Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Квазифискальный (скрытый) дефицит государственного бюджета – обусловленквазифискальной (квазибюджетной) деятель­ностью Центрального Банка, а также государственных предприя­тий и коммерческих банков.

К числу квазифискальных операций относятся:

а) финансирование государственными предприятиями избыточ­ной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на на­чальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просрочен­ных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.) Эти креди­ты выплачивают, в основном, за счет льготных кредитов ЦБ;

в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на за­купки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинанси­рования коммерческим банкам на обслуживание недейст­вующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяй­ственных, промышленных и жилищных программ по льгот­ным ставкам и т.д.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактичес­кого бюджетного дефицита и государственного долга, что может делаться целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на еже­годно сбалансированный бюджет.

Первичный дефицит - представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает "бремя долга" в экономике.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Активный дефицит возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения.

Пассивный дефицит – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.

Наиболее сложной проблемой является проблема сбалансированности бюджета.

Существуют различные методы покрытия бюджетного дефицита:

    Кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Первая форма – эмиссия денег . В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. Последствия такой эмиссии следующие:

    развивается неконтролируемая инфляция,

    подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, снижается инвестиционная активность,

    раскручивается спираль цена - заработная плата,

    падает уровень жизни населения, обесцениваются сбережения населения,

    воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег.

Вторая форма – кредитная эмиссия . Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти платежи нередко финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

    Выпуск займов .

Государственные займы могут осуществляться в различных формах:

    в виде передачи государственных ценных бумаг;

    займов у внебюджетных фондов;

    получение кредитов.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Национальном Банке.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Государственные займы менее опасны, но и они в какой-то мере подрывают рыночную экономику если имеет место принудительное размещение государственных ценных бумаг или сужаются возможности получения частными фирмами кредитов, что увеличивает спрос на кредиты на рынке ссудных капиталов, способствует удорожанию кредита, т. е. росту учётной ставки.

Если задолженность государства накапливается, то она превращается в государственный долг. Понятие государственного долга и методы управления им были рассмотрены выше.

    Увеличение налоговых поступлений в госбюджет .

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения.

    Секвестр расходов.

Его суть заключается в пропорциональном сокращении государственных расходов по всем незащищенным статьям бюджета.

В перечень защищенных статей как правило включаются:

заработная плата;

начисления на заработную плату;

трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь);

продукты питания;

медикаменты и перевязочные средства;

проценты по государственному долгу;

погашение государственного долга;

оплата услуг научно-исследовательских организаций.

Сокращение бюджетного дефицита должно осуществ­ляться по специально разработанной программе. Она долж­на предусматривать следующие меры:

Повышение эффективности общественного воспроиз­водства, которое будет способствовать росту финансовых ре­сурсов;

Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отноше­ний, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности (с целью сокращения бюджетного финансирования);

Расширение круга плательщиков должно осуществ­ляться одновременно с оптимизацией налогообложения;

Развитие территориально-регионального хозрасчета (укрепление самостоятельности регионов);

Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направ­ляемых в реальный сектор экономики;

Сохранение финансирования лишь важнейших и обоснованное принятие новых социальных программ;

Совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере;

Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансферт­ных платежей;

Реформирование бюджетного процесса в целом. Необ­ходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования;

Составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и рас­ходов;

Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличе­ния денежной массы в обороте;

Принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций.

Для достижения реального эффекта и сокращения бюд­жетного дефицита перечисленные мероприятия должны рас­сматриваться в их единстве и применяться комплексно.

В построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, упорядочении информации об операциях органов власти разных уровней по его финансированию, получении представлений о возможном воздействии на экономику используемых способов дефицитного финансирования важное значение имеет классификация видов дефицитов бюджета по ряду основополагающих признаков.

Обобщение причин возникновения дефицита бюджета позволяет экономистам выделять следующие виды дефицитов бюджета: чрезвычайный , кризисный , антикризисный и межбюджетный дефициты. В основе чрезвычайного дефицита лежат чрезвычайные обстоятельства (война, стихийные бедствия и т.п.), от которых трудно или невозможно застраховаться. Кризисный и антикризисный дефициты бюджета вызываются кризисом в экономике, денежно-кредитной, финансовой сферах и мерами по его ликвидации. В связи с этим выделяют дефициты, которые имеют стимулирующее и дестимулирующее значение. Под межбюджетным дефицитом понимается отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов, которое возникает в результате несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие принятия решений органами власти другого уровня.

В зависимости от экономического содержания и направления воздействия различают активный и пассивный бюджетные дефициты . Когда правительство идет на увеличение разрыва между доходами и расходами бюджета (путем повышения расходов и снижения налоговых изъятий) в целях стимулирования экономического роста, сокращения безработицы, расширения налогооблагаемой базы дефицит бюджета принимает активную форму . Если же для его финансирования будут привлекаться инфляционные источники, значительно возрастут расходы бюджета на обслуживание государственного долга, то активная форма дефицита примет пассивную форму и начнет усугублять социально-экономический кризис.

В зависимости от степени корреляции дефицита бюджета с уровнембезработицыразличают структурный и циклический дефициты . Под структурным дефицитом понимается отрицательное сальдо бюджета при данной системе формирования государственных доходов и государственных расходов в условиях полной занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). Разность между реально имеющимся и структурным дефицитом получила название циклического дефицита . Сокращение уровня циклического дефицита свидетельствует о тенденции выравнивания уровней реального и структурного дефицитов, что равносильно экономическому росту.

По характеру возникновения выделяют случайный (кассовый) и действительный дефициты . Случайный дефицит бюджета, или называемый иначе кассовым, возникает из-за кассовых (временных) разрывов в поступлении и расходовании средств (например, поступление от земельного налога, налога на имущество физических лиц и ряда других налогов и сборов). К таковым обычно относятся местные и региональные (в меньшей степени) бюджеты. Действительный дефицит в собственном смысле этого слова возникает не из-за случайной временной задержки поступлений доходов в бюджет и опережающего график (роспись доходов и расходов) производства расходов, а в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов.

По отношению к плану различают плановый и внеплановый дефициты бюджета .

По степени постоянства объема дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты .

По продолжительности бюджетный дефицит подразделяется на хронический (систематический) и временный . Хронический дефицит возникает из года в год в течение длительного периода времени и является наиболее «трудноизлечимым». Основные его причины: длительный цикл экономического кризиса, долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвычайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без сроков окупаемости. В отличие от хронического временный дефицит бюджета, продолжительность которого может быть равна нескольким месяцам, не является столь опасным и трудным для преодоления. В его основе лежат, как правило, не кризисные явления в экономике, а ряд объективных (стихийные бедствия и т.п.) и субъективных (ошибки в планировании и прогнозировании, колебания цен на мировых товарных и фондовых рынках и др. причин.

При определении дефицита с учетом или без учета расходов по обслуживанию государственного долга выделяют первичный и вторичный дефициты бюджета. Дефицит бюджета, который рассчитывается как разница между его доходами и расходами без учета процентных выплат по долгу, называется первичным , а с учетом – вторичным .

Классификация видов дефицита, анализ его причин, оптимизация структуры источников финансирования – все это необходимо для того, чтобы иметь возможность разрабатывать систему мер по прогнозированию и сокращению дефицита, по преобразованию бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию финансового положения страны .

В классификации бюджетного дефицита используется ряд критериев. Характер возникновения определяет случайный или действительный дефицит бюджета. При наличии временных остановок поступления и расходования средств отмечается случайный или кассовый дефицит. Такой вид дефицита бюджета обычно встречается в местных бюджетах, которые находятся в достаточно большой зависимости от одного из источников, финансирующего их.

Не восполняемое отставание увеличения доходов в бюджете от увеличения расходов является причиной действительного бюджета. Предельная величина действительного бюджета закладывается законом, регулирующим бюджет в течение финансового года, но при исполнении бюджета это величина может быть снижена или завышена.

При определении продолжительности дефицита можно различить хронический или временный бюджетный дефицит. Для хронического дефицита характерно ежегодное повторение его в государственном бюджете. Наиболее часто он проявляется при продолжительном экономическом кризисе. Для временного дефицита характерна меньшая продолжительность. Его последствия представляют меньшую опасность для экономических процессов, возникая вследствие случайного колебания дохода и расхода. Необходимо принимать во внимание, что неумелое управление временным дефицитом может привести к хроническому дефициту.

Относительно плана различают плановый (предусмотренный в законодательном акте) или внеплановый дефицит бюджета, вызванный непредвиденным увеличением расходов либо значительным уменьшением доходов.

Учитывая расходы на обслуживание долга государства, дефицит является первичным или вторичным. При первичном дефиците наблюдается значительное превышение бюджетной статьи расходов относительно доходов. Причиной вторичного бюджетного дефицита является расходы на оплату процентов по уже существующему бюджетному долгу.

В других странах также различают следующие виды бюджетного дефицита государства:



· Дефицит циклического типа – характеризуется спадом активности в экономике и сокращением дохода от налогов.

· Дефицит структурного типа – характеризуется положительным или отрицательным бюджетным сальдо при существовании безработицы в естественном количестве, естественном уровне ВВП, наличии налоговых ставок и платежей по трансферам, которые определены законодательством. Этот вид дефицита – результат проведения дискреционного вида фискальной политики.

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип сбалансированности бюджета даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетной сбалансированности устраняет равновесие. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.
Методы сбалансированности Сбалансированность бюджета достигается разными методами, одни из них применяются при формировании бюджета, другие - при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета относятся: лимитирование бюджетных расходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений. Сбалансированность бюджета - это также планирование направлений бюджетных расходов, сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения лишних затрат, а также использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков. В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета. Сбалансированность бюджета доводится методом совершенствования системы бюджетного финансирования, мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных доходов, последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств, оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами, использования бюджетных резервов и т.д. На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают: С одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, достигая баланса. С другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

Способы финансирования дефицита бюджета

В большинстве стран, в том числе и в России, используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);

3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества.

Последний, третий способ вряд ли можно отнести к способам, используемым исключительно для финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета. Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в большей степени относятся первый и второй способы.

Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета представляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского финансирования). Хотя этот способ используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не стоит исключать из арсенала методов финансирования дефицита бюджета.

При монетизации увеличивается количество денег в обращении, темпы роста денежной массы существенно превосходят темпы роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. У государства образуется дополнительный доход – сеньораж, т. е. новый доход от печатания денег.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. В последнем случае Правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то они нередко финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит государственного бюджета. Поэтому хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Монетизация оказывается достаточно рискованным способом финансирования дефицита бюджета, поскольку может оказывать отрицательное воздействие на состояние платежного баланса. Это связано с тем, что в результате монетизации происходит рост предложения денег и на руках у населения накапливается избыток наличных денег. Он неизбежно порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, а также на различные финансовые активы, включая зарубежные. Это, в свою очередь, приводит к росту цен и создает давление на платежный баланс. Если платежный баланс становится отрицательным, то это не уменьшает дефицит федерального бюджета, а, наоборот, ведет к его увеличению. Более того, это отрицательно влияет на курс национальной валюты – происходит ее частичная девальвация. Механизм восстановления равновесия платежного баланса в этих условиях основан на «связывании» избыточного денежного предложения при помощи продажи на валютном рынке части официальных резервов Центрального банка, что позволяет стабилизировать денежный рынок в целом.

Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее повышение уровня инфляции в стране, чем более открытой является экономика и чем больше валютных резервов Центральный банк может истратить на поддержку относительно фиксированного обменного курса национальной валюты и восстановление платежного баланса. При этом рост инфляции в результате монетизации бюджетного дефицита оказывается более значительным в режиме гибкого валютного курса, хотя расходы официальных валютных резервов при этом уменьшаются. В наибольшей степени инфляция возрастает в условиях абсолютно свободных колебаний валютного курса, за счет которого восстанавливается равновесие денежного рынка. В последнем случае уровень официальных валютных резервов Центрального банка остается практически неизменным.

Негативные инфляционные последствия монетизации бюджетного дефицита могут быть смягчены мерами жесткой кредитно-денежной политики. Если Центральный банк сокращает кредитные возможности коммерческих банков (обычно это осуществляется посредством увеличения нормы резервов или учетной ставки процента) одновременно с расширением кредитов государственному сектору на финансирование бюджетного дефицита, то внутренние рыночные ставки возрастают, сдерживая экономическую активность. В результате этого частные инвестиции и чистый экспорт сокращаются и инфляция уже не оказывает такого негативного воздействия на состояние платежного баланса.

Денежная эмиссия может быть неинфляционной только при значительных темпах экономического роста, поскольку растущая экономическая активность сопровождается увеличением спроса на деньги, который и поглощает часть дополнительной денежной массы. Но при этом большое значение приобретает воздействие таких факторов, как инфляционные ожидания, размер денежной базы и предпочтения экономических агентов.

В целом монетизация может быть использована как способ решения проблемы дефицита госбюджета. Однако необходимо иметь в виду, что это небезопасный для экономики способ. Национальными правительствами он обычно используется в исключительных случаях, когда, например:

1) имеется значительный внешний долг, что исключает льготное финансирование дефицита бюджета из внешних источников;

2) возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны;

3) валютные резервы Центрального банка истощены, в силу чего регулирование платежного баланса остается первостепенной задачей;

4) экономика способна выдержать высокую инфляцию, а граждане уже привыкли к постоянному росту цен.

Если же правительство все-таки избирает эмиссионный способ бюджетного финансирования, то Центральному банку необходимо в первую очередь ввести ограничения (лимиты) кредитования государственных предприятий и организаций. В противном случае может возникнуть риск полного вытеснения частного сектора с кредитного рынка и произойти падение инвестиционной активности. Необходимо также постоянно держать под контролем уровень инфляции, следить за состоянием платежного баланса.

Менее болезненным и более управляемым способом решения проблемы дефицита государственного бюджета является долговое финансирование. В результате долгового финансирования дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства.

В разных направлениях экономической мысли по-разному относятся к долговому финансированию. Так, представители неоклассического направления, начиная с А. Смита, негативно относятся к долговому финансированию. Они считают, что А. Смит был прав, когда говорил, что дефицитное финансирование – это «улица с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно». В результате долгового финансирования уменьшается богатство нации, усугубляется налоговое бремя, что препятствует накоплению капитала.

Современные монетаристы (М. Фридмен, Ф. Кейтен и др.) считают, что если государство финансирует свои потребности за счет займов на рынке капитала, то это ведет к увеличению процентной ставки, а значит, к вытеснению частных инвестиций и резкому сокращению инвестиций. Кроме того, через государственный долг происходит перекладывание экономического бремени на будущие поколения, когда за счет налоговых поступлений в будущем граждане будут вынуждены расплачиваться по долгам государства.

Представители кейнсианского направления, напротив, считают, что в государственных заимствованиях нет ничего страшного. Благодаря им осуществляется распределение налогового бремени во времени, что не так уж плохо, поскольку результатами таких заимствований могут пользоваться несколько поколений, поэтому они и должны нести бремя по их возмещению. Государственный долг выступает как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, поэтому государственные займы могут являться важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития.

Объективная необходимость использования долгового финансирования для удовлетворения потребностей общества обусловлена сегодня многими факторами, прежде всего увеличением расходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная деятельность и т. п. требуют от государства постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены возможностями налогообложения. В этом смысле государственный кредит помогает ослабить противоречие между все увеличивающимися потребностями общества и ограниченными средствами государства.

Применение государственных займов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется также значительно меньшими их негативными последствиями для экономики по сравнению, например, с дополнительной эмиссией. С другой стороны, практика долгового финансирования является политически более благоприятной для правительства, чем повышение налогов. В странах, где дефициты бюджета запрещены и финансирование через эмиссионный банк также недопустимо, доходная часть государственного бюджета может финансироваться только через налоги. Но увеличение налогов всегда негативно воспринимается гражданами, мнение которых для правительства является небезразличным, особенно во время выборов. Поэтому посредством кредитного финансирования правительство может значительно увеличить свои расходы, не усиливая столь непопулярное налоговое бремя. Это, кстати, и объясняет тот факт, почему в последнее время кредитное финансирование стало одним из популярных инструментов экономической политики в большинстве развитых стран, задолженности которых в последние два-три десятилетия значительно возросли.

Долговое финансирование может стимулировать экономический рост. Увеличивая свои расходы за счет займов, государство тем самым предъявляет спрос на инвестиционные и потребительские товары. При этом начинает действовать положительный эффект мультипликатора, оказывая стимулирующее влияние на другие отрасли хозяйства и занятость.

Вместе с тем надо иметь в виду, что совокупный объем государственной задолженности не может быть слишком высоким. В противном случае государственный долг становится трудно управляемым. Увеличение государственных расходов осложняет проблему контроля будущих дефицитов, а постоянно растущие процентные выплаты по государственному долгу существенно ограничивают возможность применения правительством бюджета в качестве стабилизационного рычага воздействия на экономику. При этом внешняя задолженность может стать серьезным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

В построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, упорядочении информации об операциях органов власти разных уровней по его финансированию, получении представлений о возможном воздействии на экономику используемых способов дефицитного финансирования важное значение имеет классификация видов дефицитов бюджета по ряду основополагающих признаков113.

Обобщение причин возникновения дефицита бюджета позволяет экономистам выделять следующие виды дефицитов бюджета: чрезвычайный, кризисный, антикризисный и межбюджетный дефициты.

В основе чрезвычайного дефицита лежат чрезвычайные обстоятельства (война, стихийные бедствия и т.п.), от которых трудно или невозможно застраховаться. Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций обычно формируются различные резервные и внебюджетные фонды, или средства предусматриваются в бюджете в соответствии с функциональной классификацией бюджетов.

Кризисный и антикризисный дефициты бюджета вызываются кризисом в экономике, денежно-кредитной, финансовой сферах и мерами по его ликвидации. В связи с этим выделяют дефициты, которые имеют стимулирующее и дестимулирующее значение.

Под межбюджетным дефицитом понимается отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов, которое возникает в результате несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие принятия решений органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством бюджетного регулирования, использования различных форм межбюджетных отношений.

В зависимости от экономического содержания и направления воздействия различают активный и пассивный бюджетные дефициты. В мировой практике в условиях стабильного развития экономики уровень пассивного дефицита бюджета ограничивается 2-3% к ВВП, 5% - к национальному доходу, 8-10 % - к расходной части бюджета114. Однако в условиях социально-экономического правительство может пойти на увеличение разрыва между доходами и расходами бюджета (путем повышения расходов и снижения налоговых изъятий) в целях стимулирования экономического роста, сокращения безработицы, расширения налогооблагаемой базы. В этом случае дефицит бюджета принимает активную форму. Если же для его финансирования будут привлекаться инфляционные источники, значительно возрастут расходы бюджета на обслуживание государственного долга, то активная форма дефицита примет пассивную форму и начнет усугублять социально-экономический кризис.

Поэтому в целях управления дефицитом и использования его стимулирующего, активного потенциала необходимо находить приемлемые источники покрытия с учетом анализа конкретного финансово-экономического положения регионов и страны в целом, а также с учетом международного фактора, поскольку это имеет существенное значение в открытой экономике.

В зависимости от степени корреляции дефицита бюджета с уровнем безработицы различают структурный и циклический дефициты. Под структурным дефицитом понимается отрицательное сальдо бюджета при данной системе формирования государственных доходов и государственных расходов в условиях полной занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). В период экономического спада (рецессии) уровень безработицы начинает превышать базовый. Поэтому реальный дефицит бюджета тоже будет расти и становиться больше уровня структурного дефицита, который принимается как некая идеальная, оптимальная величина допустимого бюджетного дефицита. Это происходит

Подробнее см.: Сомоев Р.Г. Дефицит бюджета: причины, динамика, регулирование. - СПб.: 1999 О бюджетном дефиците // Финансы. 1992. №3. С.15-18

частично за счет роста выплат пособий по безработице, сокращения налоговых поступлений, а в основном - в результате сужения налогооблагаемой базы из-за спада производства. Разность между реально имеющимся и структурным дефицитом получила название циклического дефицита. Именно экономическое состояние определяет уровни структурного и циклического дефицитов. Сокращение уровня циклического дефицита свидетельствует о тенденции выравнивания уровней реального и структурного дефицитов, что равносильно экономическому росту115.

По характеру возникновения выделяют случайный (кассовый) и действительный дефициты. Случайный дефицит бюджета, или называемый иначе кассовым, возникает из-за кассовых (временных) разрывов в поступлении и расходовании средств. Обычно кассовым дефицитам подвержены те бюджеты, которые в высокой степени зависят от одного источника дохода, или же те, в которых источники поступлений имеют сезонный характер (например, поступление от земельного налога, налога на имущество физических лиц и ряда других налогов и сборов). К таковым обычно относятся местные и региональные (в меньшей степени) бюджеты.

Действительный дефицит в собственном смысле этого слова возникает не из-за случайной временной задержки поступлений доходов в бюджет и опережающего график (роспись доходов и расходов) производства расходов, а в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов. Он обычно закладывается в законе о бюджете на очередной финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе исполнения бюджета.

По отношению к плану различают плановый и внеплановый дефициты бюджета. Внеплановый дефицит возникает из-за непредвиденного сокращения объема поступлений доходов (падение цен на нефть и т.п.) и увеличения расходов (войны, землетрясения, аварии, неурожаи, засуха, рост цен и т. п.) в отчетном году. Если же не удастся сбалансировать бюджет за счет использования средств различных резервных фондов и проведения других оперативных мероприятий, внеплановый дефицит самым отрицательным образом отразится на ходе выполнения социально-экономических программ.

С признанием дефицита бюджета и введением в бюджетной классификации дополнительного блока, отражающего источники его финансирования, в России стали устанавливать предельные размеры дефицитов бюджетов в ежегодно принимаемых законах о бюджете, те есть стали планировать дефицит в целях его контроля и управления им.

Бюджетное законодательство РФ устанавливает предельный размер планируемого дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета - это ст. 92

(пункты 3, 4, 5) БК РФ:

Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году;

Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального центра. В случае утверждения законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ может превышать установленное ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год

Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - М.:

2003. С. 534-535

размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать установленное ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Соблюдение предельных значений должно обеспечиваться также данными отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.

По степени постоянства объема дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют о финансово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политике в стране.

По продолжительности бюджетный дефицит подразделяется на хронический (систематический) и временный116. Хронический дефицит возникает из года в год в течение длительного периода времени и является наиболее "трудноизлечимым". Основными его причины. длительный цикл экономического кризиса, долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвычайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без сроков окупаемости.

В отличие от хронического временный дефицит бюджета, продолжительность которого может быть равна нескольким месяцам, не является столь опасным и трудным для преодоления. В его основе лежат, как правило, не кризисные явления в экономике, а ряд объективных (стихийные бедствия и т.п.) и субъективных (ошибки в планировании и прогнозировании, колебания цен на мировых товарных и фондовых рынках и др.) причин. Органы власти в данной ситуации должны не допустить трансформации временного дефицита в хронический. Для этого необходимо принять ряд оперативных решений по своевременной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансирования его неинфляционными и "дешевыми" источниками заемных средств.

Известно, что бремя государственного долга, обусловленное бюджетным дефицитом, перекладывается на будущие поколения. В большей степени это относится к хроническому дефициту. Такой дефицит называют переложимым вперед. Если же финансирование дефицита осуществляется без введения новых налогов и выпуска государственных займов, за счет других источников (реализации государственной собственности, государственных активов, повышения собираемости налогов, стабилизации экономики и расширения налогооблагаемой базы или же путем сокращения неэффективных бюджетных расходов), переложения бюджетного дефицита не происходит. Этот вид дефицита называют непереложимым. Задача бюджетной политики. находить и использовать такие источники дефицитного финансирования, которые не обременяли бы жизнь будущих поколений.

По международной классификации выплата процентов по обслуживанию государственного долга включается в расходы бюджета. Россия тоже перешла к международной методологии составления бюджета, правда, не в полной мере.

При определении дефицита с учетом или без учета расходов по обслуживанию государственного долга выделяют первичный и вторичный дефициты бюджета. Дефицит бюджета, который рассчитывается как разница между его доходами и расходами без учета процентных выплат по долгу, называется первичным, а с учетом - вторичным.

Эти названия возникли не случайно. Действительно, дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. В этом случае расходы сверх доходов производятся впервые. Но если для их финансирования привлекаются заемные средства на платной основе, то процентные выплаты из бюджета за эти средства имеют производный, вторичный характер, поскольку обусловлены первичным дефицитом.

Классификация видов дефицита, анализ его причин, оптимизация структуры источников финансирования - все это необходимо для того, чтобы иметь возможность разрабатывать систему мер по прогнозированию и сокращению дефицита, по преобразованию бюджетной и

Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - М.: 2003. С. 536.

налоговой систем, межбюджетных отношений, направленных на устойчивый экономический рост и повышение уровня благосостояния населения.

Ст. 93 БК РФ рассматривает "Источники финансирования дефицита бюджета", которые утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение им долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Ст. 94 БК РФ определяет "Источники финансирования дефицита федерального бюджета". Ими являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Ст.95 БК РФ определяет "Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации". Такими источниками могут быть внутренние источники в

следующих формах:

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; кредиты, полученные от кредитных организаций;

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Ст. 96 БК РФ определяет "Источники финансирования дефицита местного бюджета". Ими могут быть внутренние источники в следующих формах:

муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

кредиты, полученные от кредитных организаций;

бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

поступление от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Бюджетный кодекс РФ в соответствии с Федеральным законом от 23. 12.03 г. №184-ФЗ "О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации" дополнен главой 131. Стабилизационный фонд Российской Федерации. Стабилизационный фонд РФ - часть средств федерального бюджета117, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть,

П.3 Ст.1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" гласит: "Превышение доходов над расходами в сумме 83 403,4 млн. рублей направляется в 2004 году на образование Стабилизационного фонда Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации".

подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Под ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки "Юралс", определяемая в порядке, предусмотренном для установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. Под базовой ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки "Юралс", эквивалентной 146 долларам США за одну тонну (20 долларов США за один баррель).

Источниками формирования Стабилизационного фонда РФ являются (ст.962).

дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;

остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года в порядке, определяемом в соответствии118 с п.3 ст.962 , включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей.

Правительство РФ по итогам рассмотрения им отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год до 1 июня текущего года уточняет объемы остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год".

Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого вносится Правительством РФ.

Формирование и использование ресурсов Стабилизационного фонда в 2004 году и на ближайшую перспективу представлено в таблице 5.3.1.

Таблица 5.3.1

Формирование и использование средств Стабилизационного фонда в 2005 - 2007 годах, млрд. руб.119

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007~г

Закон о бюджете_

Переходящий остаток с прошлого года 106 106.0 505.0 600.2 587.9

Дополнительные доходы 83.4 311.1 267.7 226.3 184.9 в том числе:

вывозная пошлина на нефть_41.9_н.д. н.д._н.д._н.д.

вывозная пошлина на нефтепродукты_12.6_н.д. н.д._н.д._н.д.

НДПИ (нефть)_289_н.д. н.д. н.д. н.д.

перечисление средств с других счетов бюджета 0.0_87.9 0.0_0.0_0.0

Расходы 0.0 0.0 172.5 238.6 184.9

в том числе:

погашение внешнего долга_0.0_0.0 91.6 40.6 74.8

покрытие дефицита ПФР_0Х)_0.0 81.0 197.9 110.1

П.3 ст. 962. "В Стабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, за исключением остатков, по которым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год или международным договором РФ установлен иной порядок использования, а также свободных остатков средств федерального бюджета, необходимых Министерству финансов РФ для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение года при исполнении федерального бюджета, в объеме, равной одной двадцать четвертой утвержденных на соответствующий финансовый год расходов федерального бюджета, включая платежи по погашению государственного внешнего РФ, без учета средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату базовой части трудовой пенсии

119 Данные Минфина (проект перспективного финансового плана и бюджета расширенного правительства на 2005-2007 гг., июнь 2004 г.)

остаток на конец года_189.4 505.0 600.1 587.9 587.9

Справочно: цена на нефть (Urals), долл./барр.) 22_30_2б__24_24

Фактически остаток на конец 2004 г. составил 522.6 млрд. руб. В марте 2005 г. объем Стабфонда достиг 707.5 млрд. руб. На погашение внешнего долга направлено 93.5 млрд. руб.

Среди ученых, специалистов-практиков идет дискуссия о направлениях использования средств Стабилизационного фонда. В частности, 24 августа 2004 г. состоялась пресс-конференция научного руководителя ГУ - Высшая школа экономики, доктора экономических наук, профессора Евгения Григорьевича Ясина на тему: "Стабилизационный фонд: инструмент накопления или активной бюджетной политики в РФ?"120. Автор подчеркнул: "Фонд создается для того, чтобы аккумулировать избыточные текущие доходы для последующих трудных обстоятельств. Это его специальное назначение. Именно для покрытия чрезвычайных обстоятельств он не может расходоваться на те нужды, которые требуют постоянных текущих расходов. Например, на покрытие дефицита Пенсионного фонда... Мы не можем решать проблемы Пенсионного фонда за счет Стабилизационного фонда.

23. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Согласно ст. 23 БК РФклассификация источников финансирования дефицитов бюджетов – группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Источники финансирования дефицитов бюджетов делятся на внешние и внутренние.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов отражает:

1) поступление средств в виде кредитов, полученных от кредитных организаций, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным кредитам;

2) поступление средств от реализации государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг, а также платежи в погашение основной суммы долга по государственным и муниципальным ценным бумагам;

3) поступление средств в виде бюджетных кредитов, полученных от бюджетов других уровней бюджет23б ной системы РФ, и платежей в погашение основной суммы долга;

4) поступление средств от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

5) сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам;

6) изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета соответствующего уровня.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов отражает:

1) получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным финансовым и нефинансовым кредитам;

2) получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных правительствами иностранных государств, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным финансовым и нефинансовым кредитам правительств иностранных государств;

3) поступление средств от реализации внешних облигационных займов и платежи в погашение основной суммы долга по внешним облигационным займам;

4) изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте, включая курсовую разницу.

Из книги Корпоративные финансы автора Шевчук Денис Александрович

2.9. Обзор зарубежных источников финансирования Основными способами получения иностранных долгосрочных инвестиций являются: прямое валютное инвестирование, создание совместных предприятий, эмиссия евроакций и еврооблигаций, открытие кредитной линии, процентные и

Из книги Организация управленческого учета в строительстве автора Чернышев В. Е.

7.2. Классификация бюджетов и методы их разработки По формам можно выделить следующие группы бюджетов: финансовые (основные, главные) бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс; операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет

Из книги Финансы организаций. Шпаргалки автора

53. Управление целевой структурой источников финансирования На финансово-хозяйственную деятельность предприятия влияет множество факторов. Для оценки этого влияния в финансовом менеджменте принято разделять все финансовые ресурсы предприятия на финансовые,

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации 1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

1.1.3. Виды бюджетов, их классификация Составными частями внутрифирменного бюджетирования являются:а) технология (управленческая);б) организация системы бюджетирования;в) автоматизация.В данном пособии рассматривается технология процесса бюджетирования, в которую

автора Мухамедьяров А. М.

5.1. Система и характеристика источников финансирования 5.1.1. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников Важным элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и в конечном счете успех инновационной

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

5.1.1. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников Важным элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и в конечном счете успех инновационной деятельности, является финансирование. Различают две формы

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

5.2.2. Классификация и краткая характеристика внебюджетных фондов финансирования инноваций Внебюджетные фонды могут быть классифицированы по разным признакам: по уровню управления, целевому назначению, периоду функционирования, охвату проблем и отраслевой

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

59. Учет источников финансирования капитального строительства Источники финансирования вложений во внеоборотные активы в форме капитального строительства и приобретения отдельных объектов основных средств и нематериальных активов подразделяются на собственные и

Из книги Экономический анализ автора Литвинюк Анна Сергеевна

Из книги Благосостояние для всех автора Эрхард Людвиг

Перечень источников Нижеприводимый перечень содержит речи, обращения и статьи, на которых есть ссылки в тексте [в скобках]. При этом высказывания приведены либо в их буквальном виде, либо передан лишь их смысл. № Дата Место и (или) событие 1 28/29.8.1948 2-ой съезд ХДС,

Из книги Финансовая статистика автора Шерстнева Галина Сергеевна

9. Виды бюджетов Местные бюджеты используются для регулирования экономических процессов на местах, влияя на работу местных предприятий, способствуя повышению выпуска продукции и т. д. Важной ролью местных бюджетов является реализация социальных программ.Бюджет

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

33. Классификация источников финансирования инвестиций Источники финансирования инвестиций – это те средства, которые можно использовать как инвестиционные ресурсы.От правильного подбора источников финансирования зависит очень многое – это и жизнеспособность

Из книги Бюджетная система России. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

1. Бюджетные правоотношения и бюджетное законодательство К бюджетным правоотношениям относятся: – отношения, возникающие между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и

Из книги CIO новый лидер. Постановка задач и достижение целей автора Китцис Эллен

Создайте целый портфель возможных источников финансирования Чтобы извлечь максимум возможного из своего портфеля ИТ-стратегий новому CIO-лидеру предстоит создать и целый портфель возможностей финансирования. Используя разные источники финансирования, а не один только

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Можете ли вы описать инвестиционный процесс, используемый Social Entrepreneurs Fund? В чем его особенности? Иными словами, чем процесс финансирования социального проекта отличается от финансирования обычного бизнеса? Мы изучаем бизнес и осуществляем инвестиции почти так же, как

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...