Государственная сектор экономики и государственная собственность. Государственный сектор экономики, его структура и границы


Государственный сектор выполняет двойственную роль: является одновременно объектом и инструментом государства.

Объект: государство влияет своими действиями на государственный сектор.

Инструмент: с его помощью государство оказывает влияние на состояние национальной экономики.

Существование государственного сектора обусловлено 2-я основными обстоятельствами:

1) ряд экономических задач нельзя решить рыночным регулированием.

Наличие рыночного механизма > конкурентная борьба. Субъекты рынка действуют по принципам рационального поведения: выгодно купить и выгодно продать. В одни сектора экономики выгодно вкладывать деньги, а в другие - нет.

В каждом секторе экономики своя доходность. Остаются сектора, которые дают меньше доходности, чем другие. Т.о. существуют низкорентабельные сегменты экономики. Но экономика должна развиваться пропорционально, поэтому в этой сфере (отрасли) появляется государственный сектор, иначе данная структура перестанет развиваться вообще.

В РФ с/х является дотационной отраслью. Несколько лет назад государство выкупило у Дерипаски местное градостроительное предприятие в г. Пикалево, оно перешло в госсектор.

2) существуют социальные (инвалидные коляски) и экономические (золото) общественные блага, необходимые всем гражданам и отраслям, составляющим инфраструктуру территориальной экономики.

Предоставление государством общественных товаров (благ) - это сфера минимально необходимых границ государственного вмешательства.

Т.о. возникает 2-а важных условия:

  • а) государство берёт на себя производство общественных благ (образование, здравоохранение);
  • б) создание инфраструктуры (дороги, мосты).

К госсектору относятся предприятия, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ.

Типы учреждений, относящиеся к госсектору: бюджетные, автономные, казённые учреждения (в соответствии с ФЗ №83). Они реализуют государственный или муниципальный заказ.

Казённые учреждения несут субсидиарную ответственность Субсидиарная ответственность - дополнительная ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором.

Субсидиарная ответственность членов кооператива - ответственность членов кооператива, дополнительная к ответственности кооператива по его обязательствам и возникающая в случае невозможности кооператива в установленные сроки удовлетворить предъявленные к нему требования кредиторов. Размеры и условия субсидиарной ответственности членов кооператива определяются действующим законодательством и уставом кооператива.. Ни автономные, ни бюджетные такой ответственности не несут и сами отвечают по своим обязательствам. Автономные и бюджетные учреждения получают государственный или муниципальный заказ, финансируются из бюджета государства/муниципалитета, а также имеют право осуществлять доходную деятельность (в отличие от казённых учреждений).

Госсектор широко представлен в странах с рыночной экономикой; предприятия такого рода различаются степенью свободы:

  • - казённые функционируют по жёсткому регламенту. В их число входят интернаты для детей-сирот, места лишения свободы (тюрьмы, следственные изоляторы);
  • - автономные учреждения обладают большой степенью свободы (организации, занимающиеся похоронами в муниципалитете);
  • - бюджетные (школы, университет).

Автономные и бюджетные учреждения функционируют по менее жёсткому регламенту, чем казённые.

В государственном секторе нет чистой предпринимательской деятельности. Законодательство в 2010 году изменилось (ФЗ РФ от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").

Следует разделять понятия «государственный сектор» и «государственная собственность».

Государственная собственность - всё материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства. Это понятие статично и с количественной точки зрения характеризует накопленный материально-вещественный потенциал государства.

В Тверской области за инвентаризацию государственной собственности (земля, здания) отвечает Комитет по управлению имуществом.

К государственному сектору относят госпредприятия, поэтому он динамичен и характеризует текущий материально-вещественный потенциал государства.

Университет как организация > государственный сектор (ежегодно изменяются его доходы, количество обучающихся). Корпус «Б» ТвГУ > государственная собственность (есть конкретное здание, известна его стоимость).

Традиционно в мировой практике выделяют 3 типа государственных предприятий:

  • · казённые предприятия;
  • · публичные корпорации;
  • · государственные акционерные или паевые предприятия.

Балансы казённых предприятий включаются отдельной строкой в бюджет; их деятельность регулируется бюджетным законодательством; они лишены самостоятельности принятия управленческих решений.

Публичные корпорациям запрещается выпускать ценные бумаги. В основном они используются в отраслях естественных монополий.

Ценные бумаги > привлечение частного бизнеса > может произойти неявная приватизация предприятия.

Государственные акционерные или паевые предприятия продают акции по подписке, и государство контролирует их деятельность как акционер с правом решающего голоса.

Контрольный пакет акций = 50%+1%. Государство определяет направление развития предприятия.

Существует проблема рационального сочетания приватизации с деприватизацией.

Разгосударствление = денационализация - приватизация;

национализация - деприватизация.

Разгосударствление (денационализация) - устранение монополии государства во всех сферах жизни общества, т.е. формирование государственного сектора.

Приватизация опирается на процесс разгосударствления.

Приватизация - элемент разгосударствления, связанный с передачей, изменением форм собственности. В результате приватизации государство теряет право владения, распоряжения и пользования имуществом.

Основные цели приватизации:

  • 1) повышение эффективности производства на микроуровне;
  • 2) оживление конкуренции;
  • 3) оздоровление государственных финансов за счёт сокращения дотаций убыточным предприятиям;
  • 4) демократизация собственности путём расширения числа индивидуальных акционеров.

Конкуренция появляется там, где её не было > ^ эффективность предприятия (^ эффективность в производстве > ^ улучшение отдачи от факторов производства и качества).

Национализация - обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в государственную собственность.

  • 4-е мотива национализации:
  • 1) интересы государства; Сочи: часть имущества граждан была национализирована (на возмездной основе);
  • 2) нерациональное (неэффективное) использование объектов негосударственной формы собственности;
  • 3) нецелевое (не то назначение) использование объектов негосударственной формы собственности;
  • 4) потенциальная возможность получения значительных доходов государственного бюджета.

Деприватизация - обратный процесс, связанный с выявлением нарушений в ходе приватизации.

Эти 4-е процесса (разгосударствление, приватизация, национализация, деприватизация) влияют на государственный сектор в экономике. Величина данного сектора зависит от целей государства, выбранных как направления развития страны.

Роснано > государственный сектор.

Роснано > цель: коммерциализация знаний.

Открытие - внутренность банки (мы знаем, что там).

Изобретение - научились использовать содержимое банки.

Инновация - научились продавать содержимое банки для дальнейшего использования > знания в деньги.

Почему государственный сектор выступает как инструмент воздействия на экономику?

Подъём экономики > государство v снижает долю государственного сектора.

Спад экономики > ^ доли государственного сектора.

Тема 10. Социальное государство и его модели

В Конституции РФ части 1 статьи 7 дано определение социального государства, в котором находят отражение стратегические цели и принципы социальной политики.

Декларируется, что РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условия для обеспечения достойной жизни и свобод развития человека.

Под достойной жизнью понимается:

  • · ограниченный труд и здоровье людей;
  • · устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,
  • · обеспечивается государственная поддержка семье, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • · развивается система социальных служб;
  • · устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Всё это конституционно определено.

Конституция - социальный контракт между государством и носителями интересов и прав.

Социальная модель формируется через проводимую государством социальную политику, которая имеет специфику в каждой стране, но есть общие черты - это общие цели и принципы для всех стран (эти общечеловеческие подходы и принципы изложены в Конвенции МОТ).

Статья 7-ой Конституции РФ базируется на Конвенции 117 МОТ от 1962 года «Об основных целях и нормах социальной политики».

Конвенция определяет: каждый человек вправе рассчитывать на достойный уровень жизни, и усилия государства должны быть направлены на рост благосостояния граждан.

Понятие «социальное государство» возникло в 19 веке в Германии. Его автором является Людвиг фон Штейн.

В 1949 году в Конституции ФРГ появилось понятие социального государства, основными принципами которого были заявлены социальная справедливость, социальное равенство и обеспечение социальных гарантий.

Рассмотрим модели социальных государств.

1 - либеральная модель (США, Канада, Австралия) характеризуется ограничением предоставления пособий и услуг в качестве права. Кроме того существует тенденция предоставления благ на выборочной основе.

Перераспределение осуществляется таким образом, что каждая категория чётко определена. В США гражданин может претендовать на бесплатное высшее образование только после прохождения армии.

2 - консервативная модель (Австрия, Франция, Италия, Германия) опирается на обязательный (стационарный) набор услуг, возможность предоставления которых определяется классовой и статусной принадлежностью. Эффект перераспределения доходов незначителен и основная идея модели - социальная стабильность. Большое внимание уделяется семье как ячейке общества.

Социальная политика направлена на отсутствие негативного восприятия действий государства (открытость, прозрачность, обоснованность в основе распределения средств).

3 - социально-демократическая модель (Швеция, Норвегия) предполагает всеобщее социальное обеспечение государственной медицины и образования, справедливое и равномерное распределение доходов. При такой модели роль государства активная; модель реализуется за счёт высокого уровня перераспределения.

В Швеции и Норвегии большая налоговая нагрузка = до 70% доходов граждане отдают государству. Публичность финансов там на высоком уровне, т.к. налоги большие (справедливость налогового бремени).

Все эти модели отличаются по 2-ум факторам:

  • А) объёмом социальных расходов на социальное обеспечение;
  • Б) степенью независимости индивидуума от рынка.

В РФ социальная модель смешанного типа (2 и 3):

Осуществление процесса разгосударствления и приватизации собственности предопределяет необходимость определения пропорции (соотношение) между формами собственности, особенно между государственной и приватною.

Замечание 1

Полная отмена государственной собственности на средства производства и переход последних к частным владельцам может привести к деформациям в экономике, в частности к созданию другой монополии - приватной.

Видное место в переходной экономике занимает государственный сектор, который охватывает три основные сферы: управление, финансов и предпринимательства, государство как субъект политики использует для регулирования экономики.

Государственный сектор имеет два уровня владельцев: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень власти иногда выделяют в коммунальную форму собственности. Вместе они составляют единое целое, различаясь как по месту в сфере экономики, так и по масштабам дельности.

Государственный (по западной терминологии - публичный ) сектор предназначен для того, чтобы воспроизводить публичные (общественные) блага.

Классификация видов госимущества

Классификация используется как метод отражения функционального назначения объектов собственности в составе национального богатства. Выделение составляющих видов собственности осуществляется на основе учёта сходства их функционального назначения.

  1. Земля в составе государственной собственности, или земельная собственность, подразделяется с учётом её целевого назначения в народном хозяйстве страны.
  2. Природные ресурсы включают водные, в том числе подземные, лесные и биологические ресурсы (растительный и животный мир), воздушное пространство, полезные ископаемые, эфир, ресурсы космических систем.
  3. Имущество как объект государственной собственности является достаточно многообразным по наименованию и назначению. Оно выступает в форме акций, долей в уставных капиталах различных акционерных компаний, а также государственных унитарных предприятий и учреждений (далее - организации). В составе группы – активы объектов государственной собственности - основные фонды, запасы материальных оборотных средств, а также недвижимое имущество и объекты, деятельность которых носит некоммерческий характер. Это, имущество государственных учреждений, государственных некоммерческих фондов, органов государственного управления и т. д.
  4. Имущественные и неимущественные права на результаты деятельности учитываются в количественном измерении и поимённо с разбивкой по видам.

Взаимоотношения объектов собственности

Государственный сектор экономики интегрируется из элементов, связанных между собой не только отношениями государственной собственности, но и организационными рамками, между которыми осуществляется взаимодействие, направленное на достижение государственных целей. Уровень экономической интеграции имеет свои экономические возможности - потенциал, организационную структуру и характер взаимосвязей.

Специальное внимание необходимо уделить институциональным принципам формирования государственного сектора экономики.

Взаимоотношения государства как собственника и объектов его собственности с субъектами рынка представляют собой специфическую форму оборота капитала, который может находиться в ситуации перманентных изменений своей первоначальной формы. Для этого целесообразно создать соответствующую самостоятельную организационную структуру, в качестве которой, по мнению автора, предлагается Государственная казна (далее Казна). Целесообразность создания такого учреждения обоснована потребностью взаимодействия объектов госсобственности и государственного сектора экономики с иными участниками в условиях конкуренции.

В состав Казны могут быть включены объекты собственности, приведённые ранее в классификации её видов, а также бесхозное имущество, переданное ей в целях установления собственника и на период переоформления прав собственности или временно выведенные из состава акционерных обществ и государственных организаций.

Рисунок 1.

Госсектор в системе имущественных отношений

Поскольку вся система имущественных взаимосвязей основывается на собственности, роль государства в рыночных преобразованиях экономики в решающей мере определяется тем, какое место занимает государственная собственность в общей системе отношений собственности и в её трансформации.

С целью регулирования (с учётом прав собственности) протекающих в экономике процессов государство создаёт собственную хозяйствующую систему -государственный сектор экономики, в рамках которого и функционирует государственная собственность. Поэтому реформирование отношений собственности в настоящее время должно предполагать соответствующую реструктуризацию государственного сектора с целью ее оптимизации. Это требует систематизации всего многообразия реальных видов государственной собственности, представленных государственными предприятиями, учреждениями и т.д.

Так как осуществление рыночных преобразований в экономике, затрагивающих в первую очередь государственный сектор, служит не самоцелью, а средством наиболее эффективного решения социально-экономических задач и повышения уровня жизни населения, важно раскрытие содержания государственного сектора экономики и его составляющей - государственной собственности, находящейся в процессе трансформации.

Замечание 2

В ходе рыночной трансформации в России образованы различные формы собственности, устранена монополия государственной собственности и заложены основы многоукладной, смешанной экономики при существенном уменьшении удельного веса государственного сектора. Такое преобразование - сложный и противоречивый процесс, но в то же время он не является принципиально новым с точки зрения мировой практики. Опыт показал, что при всех особенностях и отличиях в экономических системах рыночных стран преобладание доли частной собственности над государственной является общим принципом. Доля государственной собственности колеблется в отдельных странах от 20 до 40% и выше. В Швеции, например, она составляет примеры 60%. В более широком плане это вопрос о роли государства в рыночной экономике, поскольку механизм и система функционирования государства зависят главным образом от сложившихся отношений в обществе по поводу собственности. Институт собственности является фундаментом формирования и современных рыночных отношений в России.

Общественные блага - это то, что в равной степени доступно всем членам общества и не требует непосредственной оплаты.

Такими благами могут быть, например, услуги посредством использования общественных сооружений-дорог, парков, библиотек, маяков. Важнейшими услугами является образование, медицинское обслуживание, национальная оборона и т.д.

Между развитыми и пост / социалистическими странами существуют принципиальные различия по формированию системы предоставления общественных услуг. Они обусловлены тем, что во времена административно-командного управления народным хозяйством толкования понятия «общественное благо» было слишком широким. Если проанализировать ассортимент товаров и услуг, потреблялись населением, то большинство из них предлагались как общественные и псевдо общественные. Государство выступало носителем предложения, поскольку через централизованную систему принятия решений предоставляла потребителям те блага и в таком количестве, которые считала нужным. Развитая система государственных дотаций и субсидий производителям была основным признаком отнесения товаров, которые производились, и услуг в псевдо общественных благ. При таких обстоятельствах общественные услуги теряли своё природное предназначение, что существенно снижало стимулы населения к производительному труду.

Если государство не будет вмешиваться в экономические процессы, многие отрасли могут прийти в упадок. Именно потому в противовес частному сектору экономики, где предприятия не подчиняются государству, существует государственный сектор. Государственный и частный сектор экономики уживаются в пропорциях, которые сложились исторически и под действием современных процессов.

Государственный сектор экономики - роли и функции

Существуют отрасли, которые не очень интересны частным предпринимателям. Обычно такие области производства или услуг требуют большие финансовые вложения, а прибыль не покрывает расходов. Либо прибыль можно будет получить нескоро. Такие секторы забирает «под свое крыло» государство, чтобы обеспечивать их бесперебойную работу. Это образование, здравоохранение, природопользование и т.д.

То есть государственный сектор в экономике – это все предприятия, организации и учреждения, которые управляются государственными служащими. Государство представлено не только как , но и собственник.

Главные задачи государственного сектора – обеспечение экономического роста, сохранность национальных богатств. Если какая-то отрасль промышленности находится в кризисном состоянии, то туда направляется дополнительное финансирование. Особенно важна роль государства в периоды упадка экономики. Государство поддерживает определенный уровень цен на некоторые продукты и товары, следит за уровнем безработицы, стимулирует развитие частного бизнеса, устанавливает определенный уровень процентных ставок для регуляции финансового рынка.

Госсектор главенствует в тех областях, где недопустимо частное предпринимательство:

  • нефтеперерабатывающая промышленность;
  • газовая промышленность;
  • электроэнергетика;
  • железная дорога;
  • почта и т.д.

В России управление государственным сектором экономики происходит на двух уровнях:

  • федеральном;
  • региональном (собственность субъектов Российской Федерации).

В федеральной собственности находятся ядерная энергетика, транспорт, производство оружия, космические разработки, транспорт. Региональная власть ответственна за муниципальную собственность. Все остальное контролируется совместно.

Нет плохих и хороших, эффективных и неэффективных моделей государственной экономики. Что в одной стране прижилось и работает, в другой вызывает проблемы экономического развития. Где-то госсектор занимает очень большую часть. Это такие страны, как Греция, Франция. А в некоторых госсектор практически отсутствует. Яркие примеры – Япония и Люксембург. Страны «нащупывают» нужную экономическую модель, опираясь на национальные особенности.

Но в целом все-таки выделяют три модели государственного сектора:

  • западноевропейская;
  • североамериканская;
  • восточноазиатская.

В западноевропейской модели преобладает государственный сектор. Он является генератором эффективности.

В североамериканской модели все действует с точностью до наоборот. Превалирует частный сектор практически во всех областях. Государство сохраняет за собой привилегию наблюдателя. Оно выполняет административную функцию, играет роль социального защитника, а также отвечает за безопасность страны.

Классическим примером североамериканской модели являются Соединенные Штаты Америки и Канада. Западноевропейской – Франция и Португалия. Восточноазиатскую модель представляет Япония и Северная Корея.

Восточноазиатская модель – нечто среднее между двумя описанными моделями. В Японии и Северной Корее два сектора экономики успешно сотрудничают. Настолько, что четкая грань стирается.

Формально в восточноазиатской модели госсектор находится в явном меньшинстве, но составляет с частным сектором симбиоз.

Конечно, во всех правилах есть исключения. Не все страны Европы придерживаются европейской модели. Например, Латвия стремится к приватизации во всех сферах экономики. По латвийским законам может быть приватизировано все, кроме изготовления оружия. Но так как в стране такого производства нет, то абсолютно все может перейти к частному сектору.

Все зависит от того, насколько эффективно в какой-либо стране увеличивать государственный сектор. Если это приносит свои плоды, то вовлеченность государства во многие сферы экономической жизни остается. Если нет – увеличивается частный сектор.

Главный показатель меры вовлеченности государства в экономику – государственные расходы в ВВП.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "" в других словарях:

    - (public sector) Часть смешанной экономики (mixed economy), охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

    - (public sector) Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт,… … Финансовый словарь

    государственный сектор экономики - Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт, полиция, местные… … Справочник технического переводчика

    государственный сектор экономики - Отрасли хозяйства, находящиеся полностью или в значительной степени в руках государства, они включают национализированные предприятия, правительственные и муниципальные службы, общественные объединения (в противоположность частному сектору). Syn … Словарь по географии

    Совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш … Экономический словарь

    Часть экономики, находящаяся в собственности государства; материальная основа выполнения государством своих целей (управление, обеспечение обороноспособности, охрана общественного порядка, решение социальных проблем, развитие образования, науки и … Географическая энциклопедия

    Государственный сектор экономики - (госсектор) совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из средств государственного бюджета (федерального или региональных) … Экономика: глоссарий

    Сектор экономики крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях. В зависимости … Википедия

    Финансовый словарь

    Часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Основы моделирования экономического поведения домохозяйств. На базе данных RLMS-HSE. Лекции для социологов. Учебник , Рощина Яна Михайловна. Совокупность домохозяйств представляет собой отдельный сектор экономики, где собираются доходы и производятся расходы и сбережения, платятся налоги, осуществляются инвестиции времени и денег…

Также в случае продолжения снижения курса доллара по отношению к рублю, ряд крупных банков стран Содружества может испытать значительные трудности. Это обстоятельство, а также сокращение объемов золотовалютных резервов могут вызвать проблемы в банковских системах этих государств.

На сегодняшний день можно сказать, что правительство борется с кризисом в большей степени административными методами, нежели чем экономическими. Правительство, дабы не допустить резкого роста цен, ограничило перемещение денег по рынкам. Сейчас рублю абсолютно некуда податься. Рынок ценных бумаг − как государственных, так и корпоративных− фактически не работает. Обновленные ГКО торгуются мизерными, по сравнению с серединой 1997 года, объемами. Валютный рынок пребывает в стагнации после того, как правительство и Центральный банк жестко привязали покупку долларов к наличию у покупателя импортного контракта.

Тема 8. Госсектор как инструмент государственного регулирования экономики

Сущность, структура и значение госсектора в экономике

Организации, находящиеся под контролем или руководством государственных властей, владеющих ими частично или полностью, образуют государственный сектор национального хозяйства.

Такое определение госсектора сужает его понимание и сводит по существу к государственной собственности. Действительно, государственная собственность – ключевое звено госсектора, но его понятие значительно шире.

Важнейшая роль госсектора – аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики.

Пример: Швеция занимает первое место в мире по размеру госсектора, напротив, размер госсобственности в Швеции относительно невысок.

Под государственной собственностью обычно понимают комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам власти.

Масштабы госсобственности оцениваются рядом показателей:

Долей производства госсектора экономики в общем объеме производства.

Удельным весом продукции, производимой госсектором по отраслям.

Долей в объеме основных фондов.

Долей от общего объема инвестиций в основной капитал.

Численностью работников на государственных предприятиях.

Наиболее полно масштабы госсобственности, можно определить по показателям:

Доли госрасходов по отношению к ВВП.

Доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет.

В настоящее время государственный сектор экономики в различных странах играет неодинаковую роль. Государственная деятельность может осуществляться на нескольких уровнях: на правительственном, промежуточном – мезо-

уровне (субъекте РФ) и местном. Национальное правительство, как правило, везде ответственно за оборону, выпуск денег, международную торговлю, почту,

и другие направления деятельности общества.

В развитых индустриальных государствах между государственными и частными структурами выделяются два наиболее важных различия:

Во-первых, лица, ответственные за управление государственным учреждением, либо выбираются, либо назначаются тем, кто уже выбран;

Во-вторых, государственные структуры имеют такие права, которые у частных отсутствуют. Государство имеет право принудить всех платить налоги.

У государства есть право воспользоваться собственностью других владельцев для общественных нужд, но при этом оно должно оплачивать им справедливую компенсацию (право исключительного суверенитета). В большинстве развитых стран государство может обязать молодежь к службе в армии. В частном секторе все контакты, обмены добровольны, и, соответственно, никакого принуждения частные институты делать не вправе.

Наибольшее распространение государственный сектор экономики получил в Европе. Во многих отраслях ее экономики, прежде всего в топливно-энергети- ческом комплексе, электроэнергетике, на транспорте, доля государства превышает половину. По удельному весу государственной собственности в национальном хозяйстве идут, по мере убывания, Австрия, Франция, Великобритания, Германия, Швеция, Нидерланды, Италия. Из развитых стран мира относительно невелика роль государства в экономике Японии и минимальна в США. При этом даже в этих странах во второй половине ХХ в. увеличилось участие государства во владении железными дорогами, федеральными автомобильными шоссе. В США к концу 90-х гг. они давали 30% налоговых поступлений от совокупного производства страны. Государственные расходы составляли более 1,5 трлн. долл., или 35% совокупного производства, а до Первой мировой войны эти показатели были менее 10%.

В индустриальных странах государство в определенных сферах приобретает значительное воздействие на решение проблем частных производителей с помощью субсидий. Роль государственного сектора возрастает при регламентировании деятельности производства, финансировании различных федеральных и правительственных программ. Государство предоставляет разнообразные дотации производителям при покупке оборудования, частным лицам в социальной сфере. В последние десятилетия большое распространение получили скрытые субсидии, когда государство, к примеру, ограничивает импорт какогото иностранного товара или облагает его пошлинами. Несмотря на усилия Всемирного торгового общества, ратующего за открытость экономики и свободное перемещение товаров и капиталов, страны большой семерки создают условия для поддержки своих товаропроизводителей, в результате цены на собственные товары увеличиваются. Таким образом, американские, французские, канадские

и другие производители конкурирующих товаров получают поддержку. Государство широко обеспечивает также скрытое субсидирование путем кредитования по низким процентным ставкам, гарантирования займов и регламентации производства.

Ежегодно правительства развитых стран осуществляют закупки товаров и услуг на достаточно большие суммы, что делается в целях национальной обороны, эксплуатации дорог, обеспечения образования, соблюдения порядка и т.д.

Не случайно в бюджетах большинства государств расходы на силовые структуры и социальные программы занимают ведущее положение.

Многие развитые страны взяли курс на сокращение государственной собственности. После того, как в 60-е-70-е гг. были осуществлены значительные государственные финансовые вливания в малорентабельные предприятия базовых отраслей промышленности, транспорта, связи, правительства европейских стран пошли на частичную распродажу государственного имущества, прежде всего предприятий машиностроения и связи, которые перешли в ведение транснациональных монополий. Сокращению государственного сектора способствует также конверсия оборонно-промышленных предприятий. После прекращения «холодной войны» правительства большинства развитых стран уменьшили заказ на изготовление военного оборудования. На размеры государственного сектора в индустриальных странах, на наш взгляд, все в большей степени влияет информатизация и компьютеризация производства. Развитые страны, прежде всего США, занимают лидирующее место в системе Интернета.

Перспективы развития государственного сектора экономики в каждой стране носят отпечаток истории государства. С одной стороны, например, в Китае – самом большом государстве мира – доля государственного сектора уменьшается, и в настоящее время в нем производится примерно 40% национального дохода, а с другой стороны, в динамично развивающихся странах, таких, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд, расширяется доля государственного сектора и можно сказать, что они повторяют историю европейских стран с разницей в 40-50 лет.

Место и роль госсектора в реформировании российской экономики

В Советском Союзе были только государственные предприятия и в сельском хозяйстве, как исключение, колхозно-кооперативные. С реформированием экономики стало возможным функционирование предприятий различных форм собственности. После 1991 г. начало быстро расти количество частных предприятий, смешанных, а также появились иностранные владельцы. С каждым годом уменьшается количество государственных и муниципальных предприятий, и их число составляет менее 11% от общего. Такие данные не полностью характеризуют роль и значение этих предприятий и организаций в экономике. В определенной степени показатели о количестве предприятий дополняют данные о занятости на предприятиях различных форм собственности. С 1992 по 1999 гг. в 2,1 раза уменьшилась численность работающих на муниципальных и государственных предприятиях, но и сейчас на них работают 24,6 млн. человек, или 38,1% от общей численности занятых в экономике.

Переданные менее чем за десять лет в частную собственность предприятия практически не имеют реальных владельцев, подобно действующим в рыночной экономике других государств. Владельцы частных предприятий стараются максимально извлечь прибыль из приобретенных ими с минимальными затратами основных фондов. Это ведет к тому, что новые хозяева не инвестируют

производство и часто переводят полученные прибыли за рубеж, что является одной из причин массового оттока капитала из России на протяжении целого десятилетия.

В сентябре 1999 г. Председатель Правительства РФ В. Путин подписал Постановление «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», в которой дана подробная характеристика существующего государственного сектора в отечественной экономике и сформулированы основные задачи по повышению эффективности его функционирования.

Государственный сектор экономики России включает следующее:

государственные унитарные предприятия;

государственные учреждения;

государственную казну Российской Федерации;

акционерные общества и другие предприятия, имеющего государственную долю в уставном капитале;

недвижимое имущество.

Особым предметом государственной собственности являются: земля, недра, леса и другие природные ресурсы, а также объекты индивидуальной собственности и права на эти объекты. Поскольку результаты их производства и услуг наступают с момента создания предприятий и организаций, то при рассмотрении функционирования государственного сектора экономики эта часть государственной собственности, как правило, не рассматривается.

Государственные предприятия могут быть только унитарными, т.е. юридическими лицами, не наделенными правом собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Для достижения поставленных в концепции целей регулирования необходимо соблюдение следующих принципов в управлении государственным имуществом:

определение целей управления;

выбор способов достижения целей;

построение системы управления;

обеспечение эффективности управления;

обеспечение профессионализма в управлении.

Ведущая роль в управлении госимуществом принадлежит Министерству имущественных отношений Российской Федерации, которое наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом таких предприятий, ведет их реестр, решает проблемы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль эффективности использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.

До сих пор в стране отсутствует полный реестр унитарных предприятий. Поэтому ни Минимущество, ни региональные органы власти не имеют исчерпывающей информации об активах унитарных предприятий и основных показателях финансово-хозяйственной деятельности.

Эффективность госимущества в рамках акционерных предприятий

После приватизации государственной собственности у значительной части акционерных предприятий часть уставного капитала принадлежит государству. Всего Российской Федерации принадлежат акции примерно в 4 тыс. хозяйственных товариществ и обществ (т.е. в любом хозяйствующем субъекте, имеющем право юридического лица), и в около 500 акционерных обществах государство Российская Федерация использует специальное право по их управле-

нию («золотая акция»).

В зависимости от степени участия государства в уставном капитале акционерные общества (АО) классифицированы следующим образом:

– 84 АО (в 1999 г. – 382);

от 50 до 99% – 615 АО (470);

от 25 до 50% – 1348 АО (1601);

менее 25% – 1718 АО (863).

В зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующие субъекты, в уставном капитале которых имеется доля государства, подразделяются следующим образом:

открытое акционерное общество – 3611;

закрытое акционерное общество – 251;

общество с ограниченной ответственностью и товарищество – 34. Федерация получила дивиденды от закрепленных акций в следующем

1995 г. – 115 млн. деноминированных руб.;

1996 г. – 118 млн. руб.;

1997 г. – 271 млн. руб.;

1998 г. – 575 млн. руб.

В соответствии с концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации целями управления в хозяйственных обществах являются:

1) увеличение неналоговых доходов федерального бюджета;

2) обеспечение выполнения АО общегосударственных функций (оборона, безопасность, социальные программы, регулирование естественных монополий);

3) стимулирование развития производства, улучшения финансово-эконо- мических показателей деятельности АО, а также привлечение инвестиций;

4) сокращение количества хозяйственных товариществ и обществ, в уставных капиталах которых имеется доля государства, сокращение расходов, связанных с их управлением;

5) реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально интегрированных структур.

До сих пор в стране нет полного реестра государственной недвижимости, отсутствует рыночная система оценки объектов аренды, что ведет к постоянному занижению стоимости, недополучению платежей и является одной из материальных основ для распространения коррупции в стране.

Процессы разгосударствления и приватизации собственности в РФ Сущность разгосударствления. Особенности и этапы осуществления

приватизации в РФ

Приватизация – это процесс передачи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Разгосударствление экономики – более широкий процесс, чем просто приватизация. Происходит разделение собственности на федеральную, муниципальную, местных самоуправлений и т.д.

В конце 80-х – начале 90-х гг. в процессе выбора путей экономического развития России актуальной задачей стало реформирование собственности. Свыше 90% предприятий в Советском Союзе принадлежали государству, около 10% – колхозам. В силу того, что темпы роста производственного потенциала, повышения уровня жизни населения с 60-х гг. неуклонно снижались, был взят курс на разгосударствление и приватизацию. Формирование секторов малого бизнеса, предпринимательства, переход крупных предприятий в частную сферу должны были, по замыслу реформаторов, обеспечить повышение эффективности общественного производства, рост производительности труда.

Подготовка к реальной приватизации в России началась с распада Советского Союза. 29 декабря 1991 г. Б.Н. Ельцин подписал Указ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». В этот период начинается активное осуществление приватизации в соответствии с Государственной программой «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г.». В это время было принято решение о безвозмездной приватизации на основании ваучеров – государственных ценных бумаг целевого назначения, которые выдавались абсолютно всем гражданам России и оценивались в 10000 руб., как часть госсобственности, которая принадлежала отдельному человеку. Каждый житель РФ независимо от возраста, социального положения, уровня доходов получил ваучер, дававший право приобрести акции приватизированных предприятий. Держатель чека мог его использовать по своему усмотрению.

Приватизация не оказала позитивного влияния на динамику макроэкономических показателей, которые были отрицательны в нашей стране с 1989 г. Наоборот, сокращение объемов производства в промышленности, строительстве и других отраслях материального производства в первые годы разгосударствления приобрело более высокие темпы, чем раньше. После того, как закончился ваучерный процесс приватизации, во втором полугодии 1994 г. начался ее денежный этап. Его целью являлась продажа предприятий за денежные средства и максимизация бюджетных доходов. Для осуществления данного этапа в 1997 г. был принят Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ».

В настоящее время прогноз объемов приватизации рассматривается ежегодно Государственной Думой РФ с учетом современной конъюнктурной ситуации. Указанный выше закон расширяет методы приватизации, стоимость объектов определяется с учетом размеров уставного капитала, балансовой

оценки и рыночной стоимости, проводятся коммерческие конкурсы с инвестиционными (социальными) условиями, используется понятие «аренда с выкупом по рыночной стоимости».

Динамика изменения государственной собственности показана в таблице 11. За 1992-1997 гг. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий (организаций).

Таблица 11

Структура приватизированных предприятий (объектов) по формам собственности и способам приватизации в 1993-1997 гг.

Показатели

Число приватизированных предприятий

(объектов) – всего

в том числе по формам собственности

(на дату приватизации)

муниципальная

субъектов Российской Федерации

федеральная

Структура приватизированных предприятий

(объектов) по способам приватизации, в % к итогу

в том числе:

акционирование

продажа на аукционе

на коммерческом конкурсе на социальные условия

выкуп арендованного имущества

продажа имущества ликвидируемых, ликвидиро-

ванных и незавершенных строительством объектов

продажа недвижимости

продажа земли

инвестиционные конкурсы и прочие

Прошло десять лет активного реформирования экономики. После затянувшегося кризиса постепенное улучшение началось во второй половине 1999 г. за счет роста производства импортозамещающих товаров, благоприятной мировой конъюнктуры.

Одна из главных причин негативного результата приватизации – это ее завышенный, ускоренный темп, который опережал и формирование нормативноправовой базы, и создание соответствующих федеральных и муниципальных структур по управлению процессом приватизации, а также госсектором, и формирование нового, рыночного менталитета граждан.

По завершении первого этапа приватизации фактически не были обнародованы цифры о реальном количестве собственников в Российской Федерации. До лета 1998 г. довольно интенсивно продолжалась концентрация акций у определенного круга лиц и, как результат, активно развивался процесс расслоения населения. В настоящее время, по некоторым оценочным данным, в стране насчитывается не более 10 млн. собственников.

Поступление средств от приватизации предприятий практически не оказывает существенного влияния на российскую экономику. Это свидетельствует о том, что при денежной приватизации спрос имеют высоколиквидные предприятия, а у абсолютного большинства предприятий – номинальные ценные бумаги, которые не находят места на фондовом рынке. Ситуация трудно разрешимая, и сейчас никто не говорит о позитивных результатах распродажи государственного имущества.

Для нашей экономики это болезненно в силу того, что многие программы перехода к рынку предусматривали активное использование иностранного капитала как одно из условий приватизации. Экономика не получила средства для модернизации производства.

С 1992 г. в стране действовал Комитет по управлению государственным имуществом, сейчас его заменило Министерство имущественных отношений, которое имеет свои структуры во всех субъектах РФ. Минимущество РФ вместе с Российским фондом федерального имущества должно осуществлять процессы дальнейшей приватизации, а с 1998 г. его главной целью стало управление собственностью государства.

Национализация как антипод приватизации

Национализация означает отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основе специального акта компетентного государственного органа. Некоторые экономисты называют приватизацию денационализацией, и поэтому можно посмотреть на этот процесс со следующей стороны: если приватизация проведена неудачно и государству, правительству не удалось добиться поставленных вначале целей, то какой может быть выход из создавшейся ситуации?

Во многих странах Западной Европы в послевоенный период после кризиса перепроизводства крупные предприятия промышленности (авиа-, автомобилестроения, угольной и др.) были национализированы, но после внедрения новых эффективных технологий, наращивания производства они передавались в частные руки. Однако если эта приватизация проходила неудачно, правительство с помощью финансовых рычагов, прежде всего выкупа акций, приобретало контроль над отдельными предприятиями. Все это говорит о том, что приватизация, как любой процесс реформирования, не всегда может заканчиваться только положительно. Могут быть ошибки, которые надо исправлять, и самым простым способом, по-видимому, является обратный переход имущества государству. На наш взгляд, процесс приватизации должен обязательно дополняться процессом национализации как методом преодоления допущенных при приватизации ошибок и злоупотреблений. В нормативный пакет документов о приватизации обязательно должен входить закон о национализации.

Население нашей страны национализацию в основном воспринимает в той форме, в какой она осуществлялась в революционный период перехода от капитализма к социализму – массового насилия, часто с использованием смертных казней, лишением бывших владельцев всех гражданских прав и другими жестокими методами. Национализация как антипод приватизации должна, пре-

жде всего, подразумевать переход предприятия государству за счет массового выпуска акций реформируемого общества. Никаких насильственных методов без доказательства судом нарушения закона не должно применяться.

Отдельные субъекты Российской Федерации приняли региональные законы о национализации, в частности, это относится к Татарстану. На наш взгляд, необходимо изучать и распространять данный опыт на всей территории России, и исправлять допущенные ошибки в процессе приватизации с учетом опыта развитых стран, государств Восточной и Центральной Европы. Но к концу 2003 г. федеральный закон о национализации в РФ, по-прежнему, не прошел все необходимые стадии в Госдуме.

Структура современных органов управления, занимающихся управлением государственной собственностью в РФ

Ведущая роль в управлении госимуществом принадлежит Министерству имущественных отношений Российской Федерации, которое наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом таких предприятий, ведет их реестр, решает проблемы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль эффективности использования имущества, закрепленного за унитарным предприятиям.

В связи с особой важностью поставленных перед Минимуществом задач, руководители его структур на уровне субъектов Российской Федерации согласовываются главой администрации, законодательным органом и назначаются министром. В РФ такой сложный порядок существует только при назначении руководителей структур МВД и Министерства финансов.

Отраслевые федеральные органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность (освобождают) их руководителей, заключают (расторгают) контракты с руководителями предприятий. В 2001 г. большинство руководителей унитарных предприятий таких контрактов не имело.

Один из главных недостатков в управлении унитарными предприятиями состоит в том, что их руководители могут бесконтрольно управлять финансовыми потоками своих предприятий, самостоятельно принимать решения о направлениях использования прибыли. Юридически они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимостью). В свою очередь, полномочия собственников не позволяют требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий. Только с 2001 г. контракт стал определять круг таких показателей.

Для унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок, а в ряде случаев их организационноправовая форма не приведена в соответствие с действующим законодательством, поскольку они созданы до принятия Гражданского кодекса. В частности, это относится к функционированию значительного количества унитарных предприятий в сельском хозяйстве.

До сих пор в стране отсутствует полный реестр унитарных предприятий. Поэтому ни Минимущество, ни региональные органы власти не имеют исчерпывающей информации об активах унитарных предприятий и основных показателях финансово-хозяйственной деятельности. С целью сокрытия доходов унитарных предприятий их руководители создают дочерние структуры, в которых концентрируется прибыль, и таким образом она выводится из-под контроля государства. Нередко руководство унитарного предприятия заключает такие договоры, в которых завышены себестоимость продукции, цена, что приводит к нанесению ущерба государству. Почти за десять лет руководители унитарных предприятий отвыкли от государственного контроля и ориентированы только на получение прибыли в частных интересах.

Совершенствование управления государственными предприятиями

С окончанием массовой приватизации, когда по официальным данным из государственной собственности в частную было передано 58,9% предприятий, произошло снижение масштабов и эффективности производства. Сейчас правительство, другие органы управления делают попытки повысить роль государства в регулировании экономики. Не стремясь увеличить количество объектов госсобственности, органы управления считают необходимым достичь в государственном секторе следующих целей:

увеличить доходы федерального бюджета за счет лучшего управления госсобственностью;

оптимизировать структуру госсобственности для достижения экономического роста как на макро-, так и на микроуровне;

совершенствовать управление госсобственностью на максимальном количестве объектов госсобственности;

использовать государственные активы в качестве инструмента для при-

влечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Данные цели могут быть реализованы при решении следующих задач:

полной инвентаризации объектов госсобственности, разработке и реализации системы учета этих объектов и оформлении прав на них;

повышении эффективности управления госимуществом;

классификации объектов госсобственности по признакам, определяющим специфику управления;

оптимизации количества объектов управления;

определении целей государственного управления по каждому объекту;

обеспечении прав государства как участника (акционера) коммерческих

и некоммерческих организаций;

обеспечении контроля над использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля над деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

обеспечении поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...