Коллективные инвесторы. Коллективные инвестиции: понятие, формы, преимущества


Административно-деликтное право устанавливает виды и меры административного принуждения, используемого государством в целях предупреждения правонарушений, наказания виновных лиц за совершенные административные правонарушения, пресечения противоправных деяний и возмещения имущественного ущерба, причиненного правонарушениями.

Задержание – это кратковременное ограничение свободы передвижения лица для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении. О задержании несовершеннолетнего должны незамедлительного быть оповещены его родители. Об административном задержании составляется отдельный протокол. Срок административного задержание не может составлять более трех часов, а в исключительных случаях не более 48 часов.

1. Стадия возбуждения административного дела и направление его по подведомственности предполагает выявление всех обстоятельств дела (дату и место совершения правонарушения, данные о личности правонарушителя и т.д.), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении. В протокол заносятся также анкетные данные составившего его должностного лица, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших. При составлении протокола лицам, в отношении которых возбуждается дело, а также иным участникам производства разъясняются их права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Физическим лицам или законным представителям юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Этим лицам, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола. Протокол является процессуальным документом, оформляющим возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Правовым основанием для возбуждения этого производства является наличие в действиях виновного состава правонарушения, предусмотренного нормой материального административно-деликтного права. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определен ст. 28.3 КоАП РФ.

Административно-деликтное право

Протокол является процессуальным документом, оформляющим возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Правовым основанием для возбуждения этого производства является наличие в действиях виновного состава правонарушения, предусмотренного нормой материального административно-деликтного права. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определен ст. 28.3 КоАП РФ.

Понятие и предмет административно-деликтного права

Если лицо совершит новое административное правонаруше­ние до истечения указанного годичного срока, то для этого лица могут появиться определенные отрицательные последствия право­вого характера. Совершение нового административного правона­рушения может, во-первых, рассматриваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность, во-вторых, слу­жить квалифицирующим признаком для применения более стро­гого административного взыскания, в-третьих, даже изменить пра­вовую природу самого правонарушения, переведя его из разряда административного проступка в преступление. Названные отрица­тельные последствия не наступят, если лицо в течение года не со­вершит нового административного правонарушения.

Административно-деликтное право

субъект — физическое лицо (гражданин, достигший 16-летнего возраста, должностное лицо, военнослужащий, иностранный гражданин или лицо без гражданства); юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и действующее со своим уставом; иностранное юридическое лицо;

Административно-деликтное право

3. Стадия пересмотра постановления (решения) юрисдикционного органа носит дополнительный (факультативный) характер. Она имеет место, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, его законные представители или иные определенные законом лица заявили жалобу на постановление для его пересмотра.

Административное деликтное право (общая часть)

При толковании норм права объясняется или уточняется содержание его правовых норм, определяется их место в законодательстве, а также функциональные и иные связи с другими нормами, регулирующими различные аспекты одного и того же вида общественных отношений.

Административно-деликтное право

компетентные органы (должностные лица), которые создают процессуальные основания для принятия, отмены или изменения постановлений (составляют протоколы об административном правонарушении, направляют дела по подведомственности, опротестовывают постановления и т. д.);

Административно деликтное право

Административное выдворение за пределы Россий­ ской Федерации иностранных граждан или лиц без граж­ данства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государствен­ную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Рос­сийской Федерации.

Сколько стоит написать твою работу

Административные наказания в виде предупреждения, штрафа, лишения специального права, административного ареста и дисквалификации могут применяться только в качестве основных мер административного взыскания. Иные административные наказания могут устанавливаться в качестве как основных, так и дополнительных мер административной ответственности.

Административно деликтное право

3) в зависимости от характера вреда административных правонарушениях подразделяют на материальные и формальные. К материальным относятся составы правонарушений, где включается материальный ущерб (например, уничтожение я леса в результате его поджога). В формальных правонарушений наступления вредных последствий не требуется (например, неявка по вызову в военный комиссариат));

Система, источники и наука административно-деликтного права

— За органами, ее применяют. Уголовная ответственность наступает исключительно по решениям судебных органов. Решение о применении административной ответственности принимаются многочисленными органами управления, которые наделены правами непосредственного применения к виновным в совершении правонарушений соответствующих административных взысканий (ст.ст. 218 — 244-15 КУоАП).

Тема 10

Несовершеннолетие. В КоАПе РФ установлен принцип рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, задачей кото­рых является непосредственно защита их права. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав относятся к ор­ганам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных право­нарушениях несовершеннолетних.

Понятие, предмет, методы административно-деликтного права

Процессуальным административно-деликтным правом именовать отрасль права, совокупность правовых норм, установленных высшим органом законодательной власти и регулирующих общественные отношения, возникающие в производстве по делам об административных правонарушениях, и деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) по возбуждению, расследованию и разрешению дел об административных правонарушениях.

Административное деликтное право включает в себя понимание административного правонарушения и его состава и административной ответственности.

. Административным правонарушением (проступком) признается бездействие или противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие, посягающее на государственный или общественный порядок, общественную собственность, права и свободы человека и гражданина, на установлен ный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Отсюда признакам административного правонарушения (проступка) являются: а) общественная опасность деяния б) противоправность в) виновность г) применение административного взыскания; административная соответствующих дальность.

Общественная опасность деяния в нормах административного деликтного права не называется признаком административного проступка. Но, несмотря на это, следует отметить, что административные правонарушения п посягающие на конкретные правоотношения, охраняемые административным законом и влекут им вред, а вместе вред правопорядку. К лицам, совершившим административные проступки, принимаются меры государственного принудительного воздействия. Итак, следует сделать вывод о том, что административные проступки являются также общественно опасными. При разграничении административных проступков и уголовных преступлений ступ инь общественной опасности играет главную роллроль.

Противоправность означает, что правонарушение характеризуется как действие или бездействие, запрещена административным законодательством. Понятие"деяние"следует рассматривать в следующих основных значениях: а) это волевое ный акт поведения человека, б) включает в себя две стороны поведения (действие или бездействие), обе из которых нарушают действующие нормы права, в) в административном законодательстве закрепляется запрет такой д ее или обязательства активно действовать в нужном направлении г) гражданин не действует там, где это требуется, или действует там, где это запрещено (осуществляет действия против права). Например, нарушает правила администратора ративного надзора, или не выполняет требований относительно постановки на учет военнообязанныхих.

Противоправность как признак административного правонарушения считается, если есть норма права, которая устанавливает определенный вариант поведения, и деяния лица (субъекта), которое противоречит предписания этой нормы. Пр ричому правовые нормы, которые устанавливают определенные правила, могут быть не только административными, но и трудовыми, земельными, финансовыми, хозяйственными, жилыми и т.д.. Отсутствие противоправности свидетельствовать ь об отсутствии административного правонарушенияня.

Важным признаком административного правонарушения является вина,. Это психическое (внутреннее) отношение субъекта к совершению определенного действия и его последствий. Различают две формы административной вины: умысел и неосторожности. Намерение может быть прямым и косвенным, а неосторожность - самоуверенностью и небрежностью. Отсутствие вины исключает наличие административного проступкапку.

За совершение административного проступка наступает ретроспективная административная ответственность, которая заключается в возложении на виновного в совершении административного проступка определенного вида и меры администра ативного взыскании.

Административное правонарушение (проступок) имеет свою юридическую модель (склад). Состав административного правонарушения - это предусмотренная нормами административного права совокупность объективных и субъективных их признаков, при наличии которых то или иное деяние можно квалифицировать как административное правонарушение. Он включает в себя: а) объект, б) объективную сторону в) субъект г) субъективную сторонну.

Объект административного правонарушения - это совокупность общественных отношений, охраняемых административным правом и регулируются нормами трудового, гражданского, земельного и финансового права и за нарушение которых налагаются административные взыскания. Объектом административного правонарушения могут быть определенные социальные блага (здоровье, честь и достоинство человека и др..).

Объективная сторона административного правонарушения - это совокупность таких внешних признаков, как деяние (действие или бездействия), противоправные последствия, причинная связь между деянием и наступившими закрепляются я нормами права об административных правонарушениях, место, время, обстановка, обстоятельства, способы и средства совершения административного правонарушения.

Субъектами административных правонарушений могут быть граждане или должностные лица, иностранцы и лица без гражданства. Административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие 16-летнего в возраста. Если лицо в возрасте от 16 до 18 лет совершило административное правонарушение, она привлекается к административной ответственности на общих основаниях со спецификой"предусмотренной. Законом. Укра ни"Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних"от 24 января 1995. Должностные лица подлежат ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обовья зкы. Это означает, что должностные лица несут ответственность не только за нарушение определенных правил своими действиями, но и за необеспечение их выполнения другими лицами, прежде подчиненнымлими.

Субъективная сторона административного правонарушения включает в себя вину, мотив и цель поведения правонарушителя.

Объективные и субъективные признаки состава административного правонарушения предусмотрены в соответствующих статьях. Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Административные правонарушения могут быть классифицированы по различным видам. Существуют следующие критерии для классификации::

1) в зависимости от степени общественной опасности выделяют основные и квалификационные составы правонарушений. Более высокая степень общественной опасности деяния характеризуют дополнительные признаки, которые принято наз зиваты квалифицирующими (например, повторность, наличие или возможность наступления вредных последствий, аварийная ситуация, оставление места происшествия, совершение деяния лицом, грубое нарушение правил т.д.). Склады правонарушений с такими дополнительными признаками называют квалифицирующими, а без таких признаков - основнымии;

2) в зависимости от субъекта правонарушения различают личные (частные) и служебные (должностные) правонарушения;

3) в зависимости от характера вреда административных правонарушениях подразделяют на материальные и формальные. К материальным относятся составы правонарушений, где включается материальный ущерб (например, уничтожение я леса в результате его поджога). В формальных правонарушений наступления вредных последствий не требуется (например, неявка по вызову в военный комиссариат));

4) по структуре состав бывают однозначные и альтернативные правонарушения. В однозначных складах четко указываются признаки правонарушения (например, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения). В альтерн нативных называют несколько вариантов признаков правонарушения (нарушение правил открытия полиграфических и штемпельных предприятий, приобретение, сбыт, использование, учет, хранение множительно й техники, шрифтов и матриц лицами, ответственными за соблюдение этих правил в соответствии с вот 189. КУоАП)П);

5) по особенностям конструкции различают описательные и бланкетные составы административных правонарушений. Описательные составы вполне раскрывают содержание правонарушения (например, заведомо ложный вызов сп пециально служб по ст 183. КоАП). Бланкетные указывают на то, что признаки проступка установлены отдельными правилами (например, нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры по ст 92. КУоАП) и иа ін.

Слово «административное» преимущественно отражает название Кодекса Республики Беларусь об административных правонаруше­ниях. В свою очередь, Кодекс назван по причине полного гос­подства в прошлом административных органов, их должностных лиц в области привлечения к этому виду ответственности, т. е. примене­ния особого вида мер принудительного воздействия. Термин «деликт» (от лат. delictum - проступок), говоря языком КоАП, означает правонарушение. Административно-деликтное право, как и уголовное, - специфи­ческие отрасли права, поскольку они предназначены в первую очередь для охраны общественных отношений, регулируемых другими отрасля­ми права, в том числе и некоторых управленческих отношений. Это пра­воохранительные отрасли права. Административно-деликтное право устанавливает запреты на со­вершение административных правонарушений и предусматривает ад­министративные взыскания (наказания), меры административнойответственности за их нарушение.

Предметом административно-деликтного права являются административно-деликтные отношения, возникающие по поводу административных правонарушений. В одних случаях таким поводом является соблюдение вступившей в юридическую силу административно-деликтной нормы (нормативного правового акта, содержащего административно-деликтные нормы). Общественное от­ношение здесь складывается между государством и лицом, реализую­щим данную норму, не нарушающим установленный административ- но-деликтный запрет в процессе совершения определенных деяний. Это добровольная реализация нормы. Их можно назвать обычными административно-деликтными отношени­ями. Они не столь заметны, очевидны, потому что становятся обыч­ными, привычными в поведении людей. Вторым основанием возникновения рассматриваемых отношений служит применение административно-правовых мер предупреждения в целях недопущения нарушения административно-деликтных запретов. Например, осуществление проверки документов и сведений, необходи­мых для таможенных целей, осуществление таможенного досмотра, осмотра, остановка транспортного средства в целях проверки докумен­тов, ограничение скорости движения на отдельных участках дороги и т. д. Такие отношения следует назвать предупредительными.

Третьим обстоятельством возникновения административно-деликтных отношений бывает совершение административного право­нарушения, т. е. несоблюдение установленного запрета. Здесь отно­шения складываются лишь в момент применения административно­-деликтных норм. Эти отношения можно назвать фактическими или, как их называют в уголовном праве, - конфликтными.

Как видим, административно-деликтные отношения могут возни­кать по разным причинам. Но они всегда связаны с административно-деликтной нормой-запретом. Правда, в одних случаях - с добро­вольным следованием ее предписаниям, в других- с применением предупредительных мер, недопущением нарушения рассматриваемых норм, в третьих - с нарушением, несоблюдением норм, т. е. совер­шением административного правонарушения.

Административно-деликтное право регулирует только административно-деликтные отношения, складывающиеся как по поводу со­вершенного административного правонарушения, так и по иным ос­нованиям, но связанным с названным правонарушением: при добро­вольном соблюдении административно-деликтных запретов; при применении административно-предупредительных мер; при приме­нении иных мер административно-правового принуждения.

44. Административно – деликтные нормы: понятие, виды.

Административно-деликтное право состоит из административно­деликтных норм. Они вобрали в себя общие признаки, присущие в целом нормам права. Административно-деликтная норма представляет собой правило общего характера, установленную в КоАП и других нормативно-правовых актах меру поведения субъектов административно-деликтных об­щественных отношений. В целях выявления регулятивных свойств административно-деликтных норм, определения места в механизме правового регулиро­вания, а также для более глубокого осмысления и эффективной реализации этих норм необходима их классификация. Названные нормы можно разделить на виды, положив в основу различные критерии (основания):

1) в зависимости от функциональной роли в механизме право­вого регулирования нормы административно-деликтного права сле­дует разделить на: общие; специальные; нормы-примечания; нормы, устанавливающие меры административно-правового принуждения.

Общие нормы, применительно к КоАП, образуют Общую часть, специальные и нормы-примечания- Особенную часть КоАП. Нормы, устанавливающие меры административно-правово­го принуждения, частично находятся в Особенной части, частич­но - в иных нормативных правовых актах. Нормы Общей части КоАП неоднозначны. По той же функцио­нальной роли их можно разделить на: нормы-основы; нормы-принципы; нормы-дефиниции; устанавливающие нормы. Нормами-основами оп­ределяются начала, рубежи, стартовые позиции. Такие нормы нахо­дят закрепление, как правило, в первых статьях КоАП. Нормы-принципы - это такие предписания, которыми следу­ет руководствоваться как при установлении административно-деликт­ных норм, так и при их применении, исполнении. Нормы-дефиниции - это правила-определения, которыми истолковываются соответствующие категории и понятия. Нормы-дефиниции упрощают работу законодателя по формулированию конкретных составов администра­тивных правонарушений, придают им характер лаконизма. Устанавливающие нормы определяют соответствующие общие требования, которые следует учитывать при выяснении наличия административного правонарушения и руковод­ствоваться ими при привлечении к административной ответственно­сти.

Нормы Особенной части также неоднозначны. Используя тот же классификационный критерий - функциональную роль, - мож­но разделить их на: нормы-запреты; нормы-примечания; нормы, устанавливающие меры административно-правового принуждения.

Нормы-запреты - это главные и наиболее важные нормы. Только в этих нормах формулируется деяние (действие или без­действие), устанавливается запрет, несоблюдение которого может повлечь административную ответственность. Подобное правило-зап­рет всегда сопровождается установлением мер Норма-запрет - это правило поведения, ад­ресованное физическим и юридическим лицам как исполнителям и возможным участникам административно-деликтных отношений. Нормы-запреты различны. По способу изложения различается четыре вида норм-запретов: простые; обыкновенные (описательные); отсылочные; смешанные.

В простых нормах-запретах лишь обозначается администра­тивное деяние без указания особых его признаков. Обыкновенные нормы-запреты - это такие правила, в кото­рых не только дается название административного деяния, но и рас­крываются его признаки. Отсылочные нормы характеризуются тем, что в них не назы­ваются все признаки административного правонарушения, а делает­ся отсылка, предписывается обратиться к иным правовым актам или другим статьям (частям статьи) КоАП. По адресату отсылки нормы в свою очередь делятся на: бланкетные- не называя все признаки административ­ного правонарушения, отсылает к иным нормативным правовым ак­там, не относящимся к административно-деликтным.; ссылочные - те, в которой для уяснения ее смысла пред­писывается обратиться к норме(ам), находящейся(имся) в другой(их) статье(ях) КоАП или в другом(их) пункте(ах) этой же статьи. В ссы­лочной норме-запрете делается ссылка на конкретные статьи или части этой же статьи КоАП, а не иных нормативных правовых актов, как в бланкетных нормах

По допустимости понимания нормы можно разделить на неслож­ные -относятся те, в которых дается название административного правонарушения и раскрываются его основные признаки; сложные- относятся нормы, состоящие из нескольких слагаемых частей: не­сложной, отсылочной и смешанной.

Нормы-примечания - правила, определяющие или истолко­вывающие отдельные термины, категории, употребляемые в норме- запрете Особенной части. Они имеют место примерно в 17 статьях. Одни из них выступают в виде дефи­ниций, другие - разъяснений, пояснений. Нормы-примечания оказывают существенную помощь правопри­менителям в уяснении тех или иных терминов, категорий, и облег­чают им работу по квалификации деяния, и обеспечивают соблюде­ние законности.

Третий вид норм Особенной части КоАП - нормы, устанав­ливающие меры административно-правового принужде ния, - содержат (предусматривают), как уже указывалось, меры административно-правового принуждения. Они, как правило, адре­сованы к правоприменителям. Нормы, устанавливающие меры административно-правового при­нуждения в отношении физических и юридических лиц как возмож­ных субъектов административных правонарушений, выступают в ро­ли норм-превенций, устрашений, предостережений, что в случае на­рушения нормы-запрета или при возникновении иных обстоятельств, также связанных с нормой-запретом, возможно их применение.

Рассматриваемые нормы предусматривают вид и размер админи­стративных взысканий. Особенностью таких норм является и то, что отдельные из них устанавливают и иные меры административно-пра­вового принуждения, а не только наказания (взыскания). Нормы, предусматривающие меры административной ответствен­ности, бывают:

абсолютно определенные-устанавливают точно вид и размер взыскания;

относительно определенные-устанавливают соответ­ствующие взыскания и пределы, в которых орган (должностное лицо) вправе, с учетом всех обстоятельств дела, личности виновного, его материального положения и другого, определить по своему усмотрению меру и размер наказания. Немало норм содержат несколько различных видов взысканий, т. е. имеют альтернативный характер. По размерам альтернатив­ные нормы могут быть абсолютно определенными или относительно определенными. Деление норм административно-деликтного права допустимо и по кругу лиц, на которых распространяется их действие. По этому критерию можно выделить нормы, распространяющиеся на: лиц как возможных субъектов административных правонарушений; лиц, ведущих административный процесс; иных лиц.

Анали­зируя эти нормы, можно выделить следующие виды субъектов: ФЛ, ИП, ЮЛ

К физическим лицам относятся: 1) граждане Республики Бела­русь; 2) иностранные граждане; 3) лица без гражданства; 4) долж­ностные лица; 5) работники юридического лица; 6) иные лица.

В свою очередь по названному критерию нормы можно разделить на: общие; индивидуальные (конкретные); специальные.

Нормами общего характера являются те, которые распростра­няют свое действие на все виды указанных субъектов. Индивидуальные нормы прописывают конкретного субъекта правонарушения, которым может быть только гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Специальные нормы распространяются на субъектов, обладающих специальными признаками. Перечень таких субъектов довольно велик. В него входят: должностные лица; родители и лица, их заменяющие (ст. 9.4); работники юридического лица; наниматель (ст. 9.14, 9.15, 9.17);и т.д.

45. Понятие и виды административного принуждения. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения. Административное задержание как мера пресечения.

Административно-правовое принуждение - это такое государственное принудительное воздействие, которое применяется компетентными субъектами преимущественно в связи с административным правонарушением.

Особенности административно-правовое принуждения: характер мер принуждения; обилие и разнообразие мер принуждения; меры принуждения не влекут серьезных (не столь суровы) последствий для лица, к которому они применяются; меры принуждения могут выражаться и в виде физического воздействия на лицо; разнообразие субъектов, уполномоченных применять меры принуждения; превалирование органов государственного управления, их должностных лиц в сфере применения мер принуждения.

Предназначение административного принуждения: обеспечить общественную безопасность, «предупредить вред­ные, опасные для жизнедеятельности общества явления, последствия и тем более правонарушения»; пресечь противоправные поступки; восстановить нарушенное; наказать виновных лиц.

В науке административно-деликтного права среди ученых нет един­ства мнений о видах мер административно-правового принуждения. Наиболее распространенным в последние годы стало деление их на четыре вида: а) административно-предупредительные меры; б) меры административного пресечения; в) меры административной ответственности; г) меры административно-процессуального обеспечения.

Административно-предупредительные меры : контроль и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский); проверка документов, удостоверяющих личность; административное задержание; введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях); прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности; освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания; реквизиция имущества; закрытие участков государственной границы.

Меры административного пресечения: Суть таких мер состоит в прину­дительном прекращении правонарушений, совершаемых соответству­ющими лицами, и предотвращении их вредных последствий. Основанием для применения мер административно-правового пре­сечения является совершаемое административное правонарушение. Пресечь можно только то деяние, которое находится в стадии совер­шения, т. е. продолжается. Для уже совершенного деяния пресечение неприменимо и бессмысленно. В этой связи важным является уясне­ние сущности оконченного, продолжаемого и длящегося администра­тивного правонарушения.

Отличительной особенностью административно-правового пресе­чения является и то, что оно может применяться в форме физическо­го насилия, использования огнестрельного оружия, специальных средств: наручники, резиновые палки, средства связывания, специаль­ные химические средства, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, принудительной остановки транспортных средств, водометы, бронежилеты и др. Меры пресечения не имеют карающего, штрафного характера, т. е. они не выступают в качестве наказания.

Меры пресечения могут быть раз­делены на три вида:

1) меры, выражающиеся в принудительных действиях: административное задержание; помещение в медицинский вытрезвитель; контроль; досмотр; осмотр; освидетельствование; вхождение в помещения и другие места; таможенная проверка; изъятие предметов; отстранение от управления транспортным средством; отстранение от работы; обследование; воспрепятствование проезда через государственную границу; опечатывание; прекращение групповых беспорядков; выдворение.

2) меры, применяемые с использованием специальных средств: использование специальных средств; применение физической силы; применение огнестрельного оружия;

3) вынесение специальных правовых актов (предписаний): требование прекратить совершение противоправного деяния; остановка транспортных средств; остановка работы предприятий; остановка строительства; приостановление: действия договора; действия лицензии; операций по расчетам; нарушения противопожарных правил; производства; отгрузки продуктов; закрытие предприятия; ограничение.

Неотложные меры - это такие меры, которые обращены к на­стоящему и предусматривают достижение цели теперь, в настоящее время, не допуская совершения правонарушения или предотвращая нежелательные последствия либо пресекая, не допуская дальнейшее продолжение совершения правонарушения.

Ретроспективные меры- это меры, обращенные к прошло­му. Они применяются после совершения правонарушения и направ­лены на предупреждение, недопущение совершения административ­ных правонарушений повторно в будущем.

Административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в орган, ведущий административный процесс, и содержании в данном органе.

Административное задержание физического лица применяется в целях: 1) пресечения противоправной деятельности; 2) составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным; 3) установления личности; 4) обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении; 5) пресечения сокрытия или уничтожения доказательств; 6) обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

По просьбе ФЛ, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в течение трех часов уведомляются совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно. Иностранные граждане или лица без гражданства, задержанные за совершение административного правонарушения, без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют. Административное задержание не допускается в отношении: 1) лица, занимающего высшую государственную должность РБ, и лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь; 2) члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов; 3) судьи; 4) народного заседателя.

46. Восстановительные меры

Административно-восстановительные меры - это прину­дительные меры, направленные на восстановление нарушенного, восстановление причиненного ущерба, т. е. прежнего положения, состояния, которое было до совершения правонарушения. Административно-восстановительными мерами являются:

1. возмещение причиненного вреда: ФЛ, совершившее административное пра­вонарушение, или ЮЛ, признанное виновным и под­лежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением. В случае неисполнения в части возмещения имущественного ущерба добро­вольно в течение 15 дней ущерб взыскивается в порядке, определен­ном гражданским процессуальным законодательством. Должен быть возмещен любой, а не только имущественный ущерб, причиненный административным правонарушением. В случае, если лицо докажет, что вред причинен не по его вине, оно освобождается от возмещения вреда. Подлежит возмещению и моральный вред, причиненный действиями либо бездействием, нарушающими имущественные права гражданина. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего компенсации имущественного вреда (ГК). Размер такой компенсации определяется судом. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Не­совершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, должны возместить его опекун или организация, обязанная осуще­ствлять за ним надзор, если не докажут, что вред возник не по их вине. Возмещение причиненного вредасостоит в замене причинен­ного урона чем-нибудь другим. В КоАП определяется лишь обязан­ность о возмещении вреда.

2. взыскание задолженности (пени)- мера принудительного воздей­ствия, выражающаяся в принятии действий компетентными органа­ми, направленных на выполнение обязательств, образовавшихся дол­гов. Такие долги в основном связаны с неисполнением налоговых обязательств и образовавшихся пеней. Право о взыскании названных задолженностей предоставлено ИМНС и таможенным органам. Принудительное исполнение налога, сбора (пошлины), пени осу­ществляется тогда, когда плательщик (иное обязанное лицо) не ис­полнил или ненадлежащим образом исполнил в установленный срок налоговое обязательство, не уплатил (не полностью уплатил) пени. Взыскание задолженности производится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового или таможенного орга­на. Можно выделить 4 вида таких решений. Каждый вид решения определяется видом объекта, на который направлено взыскание за­долженности. Объектами могут быть: денежные средства на счетах плательщика (иного обязанного лица) в банках; наличные денежные средства; средства дебиторов плательщика (иного обязанного лица); имущество плательщика (решение принимается здесь судом).

3. Возврат завышенных сумм:осуществляется подрядчиком (суб­подрядчиком) в связи с завышением объемов и (или) стоимости стро­ительно-монтажных или других работ, произведенных затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных за счет средств бюджета, государственных целевых бюджетных, государ­ственных внебюджетных, инновационных фондов. К рассматриваемой мере следует отнести и штраф на сумму за­вышения, которое выявлено при контрольном обмере завышения объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат, причиной которого явились ошибки проект­ных организаций, допущенных в проектно-сметной документации.

4. Исправление существующего противоправного положе­ния:выражается в выдаче уполномоченными должностными лица­ми предписаний об устранении выявленных нарушений. Предписание - документ (правовой акт), обязательный к ис­полнению адресатами, который выдается уполномоченными долж­ностными лицами после проведения ими проверки и выявления на­рушений соответствующих правовых норм (правил). Невыполнение таких предписаний может влечь административ­ную ответственность. Сроки устранения нарушений могут согласовываться с руководи­телем проверочной организации. При обнаружении нарушений, требующих немедленного их уст­ранения, выносится обычно не предписание, а постановление о без­отлагательном устранении таких нарушений или о запрещении экс­плуатации сооружения, приостановления работ. Постановление приводится в исполнение немедленно.

5. Демонтаж или снос самовольно возведенных строений и сооружений. Под самовольным строительством (постройкой) понимается строительство, а также пристройка, надстройка дома, другого строения, сооружения или создание иного недвижимого имущества, если этот объект: возведен на земельном участке, самовольно занятом застрой­щиком; возведен без получения разрешения на производство строи­тельно-монтажных работ; возведен с существенными отступлениями от проектной доку­ментации на строительство; не соответствует утвержденной градостроительной докумен­тации; имеет дефекты, которые угрожают жизни и здоровью граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц и которые не могут быть устранены в процессе ремонта либо реконструкции или не соответствуют требованиям экологической безопасности. Выявленное самовольное строительство незамедлительно в при­нудительном порядке приостанавливается. Это означает, что нару­шение пресекается. Решение о демонтаже или сносе самовольной постройки или приведение ее в прежнее, до осуществления пристрой­ки, надстройки или перестройки состояние принимает соответству­ющий местный исполнительный и распорядительный орган.

5. Изъятие незаконно полученного: состоит во взыскании в до­ход государства (в соответствующий бюджет) сумм, полученных субъектом хозяйствования в результате нарушения законодательства. Изъятие незаконно полученного может производиться в связи: с нарушением законодательства о ценах; с реализацией нестандартной продукции; с нарушением норм о защите конкуренции на рынке ценных бумаг; с нахождением во владении имущества и предметов, исклю­ченных из гражданского оборота.

6. Отбуксировка транспортных средств:преследует двойную цель: пресечение правонарушения и восстановление нарушенного. Отбуксировка транспортных средств как восстановительная мера состоит в том, что отбуксировкой восстанавливается нормальное положение для движения транспортных средств, приводится в преж­нее состояние проезжая часть дороги или другие запрещенные для остановки или стоянки места.

7. Исполнение обязанности, неисполнение которой образу­ет состав административного правонарушения, сводится к то­му, что лицо, привлеченное к административной ответственности за это совершенное правонарушение, обязано исполнить и названную свою обязанность. Например, лицо было привлечено к административной ответствен­ности за неисполнение обязанности оплатить проезд в общественном транспорте. Все равно оно обязано и оплатить проезд. К восстановительным мерам можно отнести и изъятие имуще­ства и предметов, исключенных из гражданского оборота.

47. КоАП как источник административно-деликтного права. Его структура.

Главным источником, регулирующим административно-деликтные отношения является КоАП- административно-деликтный закон. КоАП определяет, какие деяния являются административны­ми правонарушениями, закрепляет основания и условия адми­нистративной ответственности, устанавливает административ­ные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а так­же к юридическим лицам, признанным виновными и подлежа­щим административной ответственности в соответствии с КоАП.

КоАП является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, включаются в КоАП.

За Президентом Республики Беларусь сохраняется право и в будущем издавать рассматриваемые акты, но их администра­тивно-деликтные нормы должны включаться в КоАП в качестве соответствующей статьи, пункта статьи. Президент обладает правом вносить в них необходимые изменения. Включение адми­нистративно-деликтных норм декретов и указов в КоАП осуще­ствляется путем издания Парламентом должного закона без ка­ких-либо их изменений. Такое положение не только не снижает уровня административно-деликтного Закона, но и подчеркивает его верховенство и исключительность в административно-деликт­ной сфере.

КоАП относится к особым нормативным правовым актам. Он представляет собой единый универсальный законодательный акт, в котором регламентированы все основные вопросы администра- тивно-деликтного права. КоАП - это система адинистративно-деликтных норм, кото­рые логически обоснованы и отличаются внутренним единством. Он делится на Общую и Особенную части.

Общая часть Кодекса Республики Беларусь об администра­тивных правонарушениях разделена на 3 раздела. Каждый раздел состоит из глав; всего из 8.

Раздел 1.Общие положения Раздел II. Административное правонарушение. Администра­тивная ответственность. Раздел III Административное взыскание

Особенная часть состоит из 17 глав, рассматривающих в правонарушения в определенной сфере общественной жизни и ответственность за их совершение.

Раздел IV. Заключительные положения.

Общая часть подразделяется на разделы и главы, а Особен­ная - только на главы. Общая и Особенная части - это элементы единого целого, составляющего КоАП. Они взаимосвязаны и находятся в органич­ном единстве. Нормы Общей части регулируют общие положения об административном правонарушении и административной ответственности и в той или иной мере имеют отношение ко всем нормам Особенной части. Применение норм Особенной части постоянно требует использования положений, установленных в Общей части.

Каждая глава КоАП состоит из статей, количество которых весьма неодинаково.

48. Понятие и характерные черты административной ответственности

Административная ответственность является отдельным ви­дом юридической ответственности. Она обладает всеми признака­ми последней и имеет свои особенности, характерные черты.

Административная ответственность выражается в: воздействии на лицо; принудительном воздействии (принуждении); государственном принуждении; правовом государственном принуждении; реакции государства на совершение правонарушения; обязанности конкретного лица отвечать за содеянное; претерпевании лицом неблагоприятных мер государствен­ного правового принуждения; штрафном, карательном государственном правовом воз­действии; применении государственного правового принуждения с целью частной и общей превенции правонарушений.

Административной ответственности присуще принудительное воздействие, которое осуществляется против воли лица с целью понудить, заставить его действовать в русле установленных правил, выполнять их. Прину­дительное воздействие вообще может осуществляться многими, среди них и государство, его органы. Административная ответст­венность, как и в целом юридическая ответственность, применяется соответствующими специально уполномоченными на то государ­ственными органами, лицами от имени государства. В этом состоит первая особенность административной ответственности. Административная ответственность регулируется нормами административно-деликтного права. В этом и состоит ее вторая особенная, характерная черта. Административная ответственность является результатом совершенного административного правонарушения, реакцией государства на такого рода правонарушение. Только совершение административного правонарушения служит основанием для привлечения к административной ответственности. Названное следует отнести к третьей особенности административной ответственности.

Административная ответственность выражается в обязан­ности конкретного лица отвечать за содеянное. Ее еще называют субъективной ответственностью. Под конкретным лицом в рассматриваемом аспекте понимается как лицо, у которого наличествует вина в непосредственном совершении правонарушения, так и иное лицо, с которым первое находится в служебных, трудовых или семейных связях и от­ветственность которого предусмотрена в действующем законода­тельстве.

Таким образом, административная ответственность - эта обя­занность конкретного лица отвечать за деяние (совершенное административное правонарушение). Названная обязанность выражается в претерпе­вании конкретным лицом неблагоприятных для себя государственно-правовых карающих мер воздействия. Это наказания административные взыскания. Они являются мерами администра­тивной ответственности и четвертым ее признаком. По содержанию - это ка­рающие меры, преследующие в первую очередь цель, наказания виновного, в отличие от других мер административного принуж­дения - предупреждения (профилактики), пресечения, обеспече­ния или восстановления нарушенного, возмещения причиненного ущерба.

Меры административной ответственности (администра­тивные взыскания) применяются в особой процессуальной форме и устанавливаются ПИКоАП, являющимся единственным законом, определяющим административный процесс. Особая процессу­альная форма реализации административных взысканий явля­ется характерной пятой чертой административной ответ­ственности. Перечень административных взысканий, т.е. мер администра­тивной ответственности, четко очерчен в КоАП Республики Бе­ларусь.

Специальные черты административной ответственности

Административная ответственность представляет собой сово­купность государственно-правовых воздействий, применяемых на соответствующем этапе ответственности. Можно выделить три ответственности:

1) порицание (осуждение) и назначение административного взыскания; 2) применение (исполнение) назначенного взыскания; 3) порицаемость (судимость)

По результатам рассмотрения дела может быть принято три вида постановлений (решений):

о наложении административного взыскания;

о прекращении дела производством;

о передаче материалов дела по месту работы.

Административная ответственность - составная часть адми- нистративно-правового принуждения. Поэтому для нее характер­ны признаки, присущие в целом для административного принуж­дения. Вместе с тем, административная ответственность имеет свои особенности, которые выделяют ее в отдельный вид адми­нистративного принуждения и способствуют самостоятельному существованию наравне с административно-предупредительными, пресекательными и восстановительными мерами.

49. Меры административной ответственности.

Административное взыскание является мерой администра­тивной ответственности. Это принудительное средство админис­тративно-правового воздействия, применяемое за совершенное административное правонарушение на основании осуждения. Кара, наказание, отплата - это лишение определенных прав, свобод, интересов осужденного, привлеченного к административ­ной ответственности. Д.Н. Бахрах пишет, что административные взыскания являются карательными, штрафными санкциями, как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ.

Действующий КоАП предусматривает самые различные виды административных взысканий: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест; лишение специального права; лишение права заниматься определенной деятельностью; конфискация; депортация; взыскание стоимости предмета административного право­нарушения.

Названная система административных взыска­ний имеет следующие особенности: 1) представляет собой единственный законодательно установ­ленный перечень административных взысканий. Это позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны; 2) подчеркивает, что иные виды административных взысканий могут быть установлены только законодательными актами и их действие возможно после включения в КоАП; 3) дифференцирует административные взыскания на менее и более суровые, что имеет важное значение как для науки, так и для практики; 4) является необходимым условием для построения научно обоснованной и справедливой системы санкций статей Особенной части.

По характеру правоограничений административные взыскания можно разделить на моральные, материальные (денежные), иные взыскания. К моральным относится по существу одно административное взыскание - это предупреждение. К материальным (де­нежным) - штраф, исправительные работы, конфискация, взы­скание стоимости предмета административного правонарушения, к иным - административный арест, лишение специального права, депортация.

По порядку применения административные взыскания делят­ся на применяемые только судом (судьей) и применяемые судом и органами государственного управления, т.е. совместного харак­тера.

По юридической значимости административные взыскания классифицируются как основные, дополнительные и смешанные. К основным относятся: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест. Дополнительные взыскания не могут применяться в отрыве от основных самостоятельно, а всегда соединяются с основными, дополняя их и усиливая наказуемость лица. К таким взысканиям относятся: конфискация, взыскание стоимости предмета админис­тративного правонарушения. Смешанные административные взыскания - это такие, кото­рые в одних случаях могут применяться в качестве основных, в других - дополнительных. Следовательно, они либо применяются самостоятельно, либо присоединяются к основному взысканию (предупреждению, штрафу и т.д.) в качестве дополнительного. Ими являются: лишение специального права, лишение права за­ниматься определенной деятельностью, депортация.

Предупреждение- является мерой морального взыскания и выступает в таком качестве, если в вынесенном компетентным органом (должностным лицом), рассматривающим дело об адми­нистративном правонарушении, акте (постановлении) записано «предупредить». Предупреждение по юридической силе и последствиям - такая же мера административной ответственности, как и все другие административные взыскания.

Штраф - мера взыскания денежного характера. Размер его обычно определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложе­нии административного взыскания. Административный штраф - самая распространенная мера административной ответственности. Он предусмотрен, по суще­ству, за все виды административных правонарушений. Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, по общему правилу не может превышать 50 базовых вели­чин, на инди­видуального предпринимателя - 200 базовых величин, а на юри­дическое лицо - 1000 базовых величин.

Исправительные работы- основании решения суда (судьи) о их применении осуществляется удержание из заработной платы виновного по постоянному месту работы в размере 20% его заработка в течение от одного до двух месяцев (ст. 6.6). В сущности исправительные работы являются денежной мерой воздействия в виде штрафа в рассрочку. Исправительные работы как мера административной ответ­ственности не предусмотрены ни в одной санкции статей Особен­ной части КоАП. Между тем, их назначение возможно за то адми­нистративное правонарушение, признаки которого присутствуют в деянии лица, освобожденного от уголовной ответственности по статье 86 УК.

Административный арест выражается в кратковременном ли­шении свободы виновного лица за совершенное отдельное адми­нистративное правонарушение. Решение о его применении может вынести только суд (судья), Он применяется на срок до 15 суток. Административный арест не может применяться к следующим лицам: не достигшим 18 лет; беременным женщинам; женщинам и мужчинам, имеющим на иждивении несовер­шеннолетних или детей-инвалидов; инвалидам I и II групп; имеющим на иждивении инвалидов I группы; осуществляющим уход за престарелыми, достигшими 80-лет­него возраста; военнослужащим и иным подобным лицам, названным в статье 4.7.

Лишение специального права - не часто используемое адми­нистративное взыскание. К специальным правам, предоставлен­ным гражданам в рассматриваемом смысле, относятся право на управление транспортным средством и право на охоту. Лишение специального права является временным ограниче­нием правосубъектности гражданина в административном поряд­ке за административные правонарушения.

Лишение права заниматься определенной деятельностью- является новой мерой административной ответственности. Суть ее состоит в том, что лицо, получившее разрешение (лицензию) на занятие определенным видом деятельности, лишается его. Та­кая мера применяется лишь тогда когда будет признано невоз­можным сохранение за физическим или юридическим лицом подобного права (ч. 1 ст. 6.9). Лишение права заниматься определение устанавливается на срок от шести месяцев до одного года. Лишение права заниматься определенной деятельностью при­меняется к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Конфискация-п о действующему КоАП конфискация делится на два вида: общую и специальную. Общая конфискация состоит в принудительном безвоз­мездном обращении в собственность государства дохода, получен­ного в результате противоправной деятельности, предмета адми­нистративного правонарушения, а также орудий и средств совер­шения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение; специальная конфискация состо­ит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в ка­честве орудий или средств совершения административного пра­вонарушения. Конфискация предусмотрена примерно за 64 вида правонару­шений. Она является дополнительным взысканием, в основном к штрафу.

Депортация как мера административной ответственности (административное взыскание) выражается в выдворении за пре­делы Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства. Могут быть депор­тированы за пределы Республики Беларусь: если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц; если их действия противоречат интересам государственной безопасности или охраны общественного порядка; если они грубо нарушили законодательство о правовом по­ложении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республи­ке Беларусь, таможенное, валютное или иное законодательство и нет оснований для привлечения их к уголовной ответственности. Административное взыскание в виде депортации налагается судом (ч. 3 ст. 6.2 КоАП).

Взыскание стоимости предмета административного правона­рушения как административное взыскание состоит в принуди­тельном изъятии и обращении в собственность государства де­нежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров или транспортных средств. Рассматриваемое административное взыскание может быть наложено при условии: отсутствия предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонару­шения; если административное правонарушение направлено про­тив порядка таможенного регулирования.

50. Сроки наложения административного взыскания.

Наложение административного взыскания тесно связано со сроками. Установле­ние точных сроков его наложения дисциплинирует правопримени­телей, способствует повышению эффективности административного взыскания, достижению его целей, соблюдению прав и законных интересов граждан и государства. Сроки наложения административного взыскания - это проме­жуток времени, в течение которого на виновное лицо может быть наложено наказание. Такие сроки установлены законом (КоАП), потому они имеют правовой характер и являются обязательными для их соблюдения органами (должностными лицами), уполномо­ченными налагать административное взыскание.

День начального отсчета давностного срока определен в ста­тье 7.6. В одних случаях он начинается со дня совершения адми­нистративного правонарушения, в других - со дня обнаружения такового, в третьих - со дня отмены постановления о наложении административного взыскания. Сроки наложения административного взыскания не одинако­вы. Общим таким сроком является два месяца со дня совершения правонарушения. День совершения правонарушения входит в счет. При исчислении сроков давности принимаются в расчет те сутки, которыми начинается течение срока. День совершения правонарушения с указанием количества ча­сов и, если представляется возможным, минут должен быть подтвержден протоколом, или, если взыскание назначается без составления его, он устанавливается на основе других обстоятель­ств: показаний свидетелей, потерпевших и иных фактических данных, относимых к доказательствам по делу (ст. 6.2 ПИКоАП).

Протокол об администра­тивном правонарушении имеют право составлять уполномочен­ные на то должностные лица органов, примерный перечень кото­рых дан в статье 3.14 ПИКоАП. Назначить административное взыскание за административное правонарушение можно в течение двух месяцев со дня его обнаружения. Названный срок наложения административного взыскания распространяется на преобладающую часть административных правонарушений.

В части 3 статьи 7.6 установлен срок, в течение которого можно наложить административное взыскание в случае освобож­дения от уголовной ответственности (ст. 86 УК) и привлечения к административной ответственности. Он равняется одному месяцу со дня принятия решения об освобождении от уголовной ответ­ственности.

Исчисление срока административного взыскания. Исчисле­ние сроков касается лишь отдельных административных взысканий. К ним относятся: административный арест; лишение специального права; лишение права заниматься определенной деятель­ностью и исправительные работы.

Административный арест исчисляется сутками. Он может быть наложен только судьей на срок до 15 суток. Срок админис­тративного ареста не может быть установлен в виде части суток, т.е. полусуток, или исчисляться часами. Течение срока начинается со дня вынесения постановления о назначении административного ареста. В срок административного ареста включается срок административного задержания, если лицо было подвергнуто этой мере принуждения. Лишение специального права исчисляется месяцами, годами. Это административное взыскание устанавливается от шести ме­сяцев до трех лет. Исполнение постановления о лишении права охоты произво­дится путем изъятия государственного удостоверения на право охоты. По истечении срока лишения специального права лицу, ли­шенному такого права, возвращаются изъятые у него документы. Лишение права заниматься определенной деятельностью исчисляется также месяцами и годами, оно устанавливается на срок от шести месяцев до одного года. Постановление о лишении такого права осуществляется должностным лицом органа, выдав­шего разрешение либо лицензию, и производится путем изъятия разрешения либо лицензии.

Исправительные работы исчисляются месяцами и устанавливаются на срок от одного до двух месяцев. Постановление о их назначении исполняется органами внутренних дел. Они отбыва­ются по постоянному месту работы физического лица. Отбывание исправительных работ исчисляется временем, в течение которого лицо работало и из его заработка производилось удержание. В срок отбывания исправительных работ засчитывается время, в течение которого лицо не работало по уважительным причинам и ему выплачивалась заработная плата. В этот срок засчитывается также время болезни, время, предоставленное для ухода за боль­ным, и время, проведенное в отпуске по беременности и родам.

Виновное лицо считается подвергнутым административному взысканию с момента вынесения постановления (решения) о на­ложении на него административного взыскания. Такое лицо нахо­дится в состоянии административной наказуемости как в период исполнения административного взыскания, так и в течение года после его исполнения. Этот срок является давностным сроком для погашения административного взыскания.

Если лицо совершит новое административное правонаруше­ние до истечения указанного годичного срока, то для этого лица могут появиться определенные отрицательные последствия право­вого характера. Совершение нового административного правона­рушения может, во-первых, рассматриваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность, во-вторых, слу­жить квалифицирующим признаком для применения более стро­гого административного взыскания, в-третьих, даже изменить пра­вовую природу самого правонарушения, переведя его из разряда административного проступка в преступление. Названные отрица­тельные последствия не наступят, если лицо в течение года не со­вершит нового административного правонарушения.

Погашение течения административного взыскания не требует принятия каких-либо актов, оформления специальным докумен­том. Оно наступает при наличии двух условий: 1) истечения го­дичного срока; 2) несовершения в течение этого года нового адми­нистративного правонарушения.

В мировой практике понятие «коллективное инвестирование » означает такую организацию инвестиционного бизнеса, при которой средства, осознанно и целенаправленно вложенные инвесторами в определенный фонд, аккумулируются в единый пул под управлением профессионального управляющего, с целью их прибыльного вложения.

Основные признаки коллективного инвестирования:
  • привлечение средств путем размещения ценных бумаг или заключения договора;
  • осуществление в качестве основной деятельности инвестирования привлеченных средств в ценные бумаги и/или иное имущество;
  • получение основной доли доходов в форме дивидендов, процентов и доходов от сделок, совершаемых с имуществом фонда;
  • распределение доходов, полученных от инвестирования, между участниками коллективного инвестирования путем выплаты им дивидендов, процентов или иных выплат.

Потребность в коллективном инвестировании рождена тем, что традиционные финансовые инструменты оказываются недоступны мелким инвесторам из-за высокой цены, сложностей работы с ними или нежелания эмитентов и посредников возиться с небольшими сделками. Инфраструктура рынка многих долговых обязательств государства устроена так, что участникам этого рынка неудобно работать со средствами мелких инвесторов, а часть государственных ценных бумаг просто не предназначена для инвестирования со стороны населения.

Актуальность коллективного инвестирования связана также с тем, что для снижения риска инвестиционный портфель следует разнообразить. Но может ли один инвестор собрать необходимую сумму, а также иметь должные знания, чтобы полноценно инвестировать на рынке? Конечно же нет, один, два, даже десять человек не в состоянии купить минимальный лот на инвестиционном конкурсе или у крупной брокерской компании. Собранные вместе средства тысяч мелких инвесторов — уже сила, способная выступать в качестве покупателя или продавца.

Основные преимущества коллективного инвестирования:
  • Профессиональное управление. Компании, занимающиеся финансовыми инвестициями, с большей вероятностью обладают необходимыми знаниями и навыками, чем мелкие инвесторы.
  • Диверсификация. Мелкие инвесторы не в состоянии снизить риск путем диверсификации из-за высоких затрат на проведение операций при небольшом количестве акций.
  • Снижение затрат. При управлении большим числом мелких инвестиций как одним крупным портфелем можно добиться экономии за счет масштаба операций, от чего инвестор может получить выгоду в виде низкой платы за управление.
  • Надежность. Коллективные инвесторы практически во всех странах являются объектом законодательства и регулирования, направленного на защиту интересов мелких инвесторов.

Формы коллективных инвестиций

К основным формам коллективного инвестирования относятся:

  • Передача средств в индивидуальное доверительное управление (ИДУ) частному управляющему или управляющей компании;.
  • Вложение инвестиций в паевой инвестиционный фонд (ПИФ) .
  • Инвестирование средств в общие фонды банковского управления (ОФБУ) .
  • Вложение средств в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Субъекты и объекты коллективного инвестирования во многом определяются формой коллективного инвестирования, видом соответствующего института коллективного инвестирования. Обычно в отношениях коллективного инвестирования задействованы такие субъекты как инвесторы (акционеры, пайщики, учредители управления), институт коллективного инвестирования (как правило, тот или иной фонд), управляющая компания, депозитарий (кастодиан), регистратор, аудитор, независимый оценщик, правоустанавливающие, регулирующие и надзорные органы.

Объектами коллективного инвестирования чаще всего выступают ценные бумаги. Для отдельных видов инвестиционных фондов законодательно допускается вложение средств инвесторов в иное имущество, в том числе, в недвижимость.

С точки зрения операционной деятельности коллективные инвесторы имеют ряд особенностей :

  • лица, предоставляющие свои денежные средства управляющему, сами несут риски, связанные с инвестированием;
  • управляющий объединяет средства многих лиц, обезличивая отдельные взносы в едином денежном пуле и усредняя тем самым указанные риски для участников коллективной инвестиционной схемы;
  • в отличие от иных форм инвестирования, таких как размещение средств на банковских депозитах, приобретение облигаций, схемы коллективного инвестирования не предполагают обещания заранее оговоренных выплат;
  • инвестор, участвующий в коллективных инвестиционных схемах, осведомлен о направлениях инвестирования аккумулированных средств и имеет в связи с этим возможность выбрать ту схему (форму) инвестирования, которая в наибольшей степени соответствует его инвестиционным предпочтениям.

История возникновения коллективного инвестирования

Исторически в основе коллективного инвестирования лежит институт доверительной собственности, который начал формироваться еще в глубокой древности. В опубликованной в 1925 г. в США брошюре об истории трастов авторы приводят документы, свидетельствующие о существовании отношений доверительной собственности в Древнем Египте. На основе доверия и опекунства управлялось огромное имущество египетских фараонов и их детей. Опекунами выступали приближенные монархов, обычно жрецы. Эти исторические примеры связаны с распоряжением наследством, завещаниями, опекой собственности малолетних принцев и принцесс.

В Средние века отношения, основанные на доверительной собственности, получили распространение во времена крестовых походов. Первоначально это была передача замка и семейства под охрану и управление доверенному лицу, пока рыцарь находился далеко от дома. Поскольку он не мог быть уверен, вернется ли домой, то в качестве получателя доходов указывался кто-то другой, например, жена или наследник. В дальнейшем подобная практика стала применяться к любой собственности.

Как таковой первый инвестиционный фонд в мире был основан в Бельгии в августе 1822 года, затем в 1849 г. в Швейцарии и в 1852 г. во Франции. В США первые взаимные фонды (mutual fund) появились в 1924 г. Но во всех странах, в том числе и в США, инвестиционные фонды начинают устойчиво развиваться лишь после второй мировой войны, постепенно составляя конкуренцию крупным банкам и иным финансовым институтам.

Введение

Первым вопросом моей контрольной работы является «Виды инвесторов: индивидуальные, корпоративные, институциональные (коллективные). Основные преимущества коллективного инвестирования по сравнению с индивидуальным инвестированием». Нам необходимо дать определение термину инвестор, рассмотреть основные виды инвесторов. Также по ходу работы понять основные преимущества коллективного инвестирования по сравнению с индивидуальным.

Целью раскрытия второго вопроса моей контрольной работы - рассмотреть Акции: понятие, виды акций, виды стоимости акций, внутренняя стоимость акции.

Виды инвесторов: индивидуальные, корпоративные, институциональные (коллективные). Основные преимущества коллективного инвестирования по сравнению с индивидуальным инвестированием.

Инвестор (от англ. investor -- вкладчик) -- юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиции, вкладывающее собственные заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты. Инвестиционный капитал, вкладываемый инвестором, может быть представлен в виде финансовых ресурсов, имущества, интеллектуального продукта. Инвесторы обычно не просто вкладывают капитал в дело, подобно бизнесменам, но осуществляют долговременные вложения в достаточно крупные проекты, связанные со значительными производственными, техническими, технологическими преобразованиями, новшествами. В качестве инвесторов выступают государство, регионы, организации, предприятия, предприниматели, частные лица, игроки на рынках ценных бумаг.

Рассмотрим основные виды инвесторов:

Индивидуальные инвесторы - это физические лица, граждане, покупающие ценные бумаги на свои сбережения. Следует отметить, что владельцем ценных бумаг можно стать не только в результате их покупки, но и получив их в дар, по наследству, в процессе обмена, в других случаях. Так, в начале 90-х годов 20 века все граждане в процессе приватизации государственной собственности в России стали владельцами ваучера (приватизационного чека) - государственной ценной бумаги. В государствах с развитыми финансовыми рынками инвестиции граждан могут составлять очень значительную долю в общем объеме вложений в ценные бумаги. Так, например, на рынке ценных бумаг США от физических лиц поступает больше заявок на покупку акций, чем от всех других групп инвесторов, благодаря большой численности частных инвесторов, хотя эта категория инвесторов редко заключает крупные сделки.

Корпоративные инвесторы - это различные фирмы, предприятия, компании, которые свои временно свободные средства вкладывают в ценные бумаги. Для таких инвесторов инвестиционная деятельность не является основной, это лишь средство максимизировать финансовые потоки (увеличить прибыль). Например, промышленное предприятие может остатки на своем расчетном счете инвестировать в ликвидные, то есть быстро продающиеся ценные бумаги, на очень короткие сроки, даже на несколько дней. В России такими ценными бумагами являются государственные ценные бумаги, торгуемые на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), например, ГКО (государственные краткосрочные обязательства). Таким образом, деньги этого предприятия будут «работать» постоянно.

Институциональные инвесторы - это инвесторы (юридические лица), у которых свободные денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги, образуются в силу характера их деятельности. К ним относятся все виды инвестиционных фондов, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании. Эти инвесторы покупают ценные бумаги не время от времени, в зависимости от того, есть ли временно свободные средства, а постоянно, ибо имеющиеся у них деньги непосредственно предназначены для того, чтобы покупать на них ценные бумаги. Так, например, негосударственные пенсионные фонды существуют для того, чтобы обеспечить дополнительные пенсионные выплаты гражданам. За счет какого источника? За счет взносов самих граждан в течение их трудоспособной жизни. Но пенсионный фонд эти взносы должен не только сохранить, но и приумножить, выгодно их вложив, в том числе в ценные бумаги. Аналогично дела обстоят и со страховыми организациями. Страховые взносы инвестируются, в том числе, в ценные бумаги, а доходы от таких инвестиций идут на выплату страховых премий при наступлении страховых случаев. Ну а инвестиционные фонды и учреждаются ради вложений в ценные бумаги и получения дохода от таких вложений.

Институциональные инвесторы играют все большую роль на финансовом рынке, и эта роль в последние десятилетия быстро возрастает. Например, на американском рынке эти инвесторы владеют более чем половиной акционерного капитала (акциями), выпущенного в обращение американскими корпорациями.

Государство, как правило, не осуществляет инвестиции в ценные бумаги, оно, напротив, выпускает собственные ценные бумаги, финансируя дефицит государственного бюджета. Однако в России в настоящее время в результате приватизации сложилась уникальная ситуация: государство является крупнейшим инвестором, то есть владельцем значительного числа (несколько тысяч) пакетов акций крупных и крупнейших российских предприятий. При этом насущной проблемой является эффективное осуществление прав государства как инвестора (получение дивидендов, проведение предприятием политики, соответствующей интересам государства).

Все инвесторы, вкладывая свои деньги в ценные бумаги, преследуют достижение ряда целей. Эти цели инвестирования следующие:

  • - Надежность вложений - неуязвимость инвестиций от потрясений на финансовом рынке и стабильность получения дохода, то есть отсутствие риска потерь капитала (под капиталом понимаются и вложенные средства, и предстоящие доходы). Безопасность вложений всегда достигается в ущерб доходности. Самыми безопасными считаются краткосрочные обязательства государства, недаром ставка доходности по ним называется «ставкой без риска». Надежными являются и облигации крупных, хорошо известных компаний.
  • - Доходность вложений, то есть получение текущего дохода на вложенный капитал (дивидендов на акции, процентов на облигации). Более доходными, но не безопасными, по сравнению с государственными ценными бумагами, являются ценные бумаги частных предприятий, банков, компаний.
  • - Рост вложений, то есть увеличение вложенных средств за счет роста курсовой стоимости ценных бумаг. Рост вложений обеспечивают только акции. Выделяют целый класс ценных бумаг, называемых ценными бумагами роста. К ним относятся простые акции быстро растущих компаний, функционирующих в передовых отраслях экономики, акции высокотехнологичных компаний. Как правило, эти компании вообще не выплачивают дивиденды или выплачивают незначительные дивиденды, а всю чистую прибыль направляют на развитие производство. Это обеспечивает быстрое удорожание капитала (рост курсовой стоимости акций). Характерным примером таких акций являются акции компаний, связанных с производством компьютеров и программного обеспечения. Еще 30 лет назад их просто не существовало, а на сегодняшний день, например, капитализация (рыночная стоимость акций) компании «Майкрософт» составляет более 400 млрд. долларов. Акции компаний, ведущих торговлю через Интернет сегодня - другой пример ценных бумаг роста.
  • - Ликвидность вложений, то есть возможность быстро и без потерь продать ценные бумаги, превратить их в деньги.

Кроме этих стандартных целей у инвестора могут быть и специфические цели инвестирования , например, обеспечение доступа к каким-либо видам ресурсов, достижение полного контроля над предприятием и так далее. Так, например, российские предприятия в первой половине 90-х годов 20 века покупали акции банков, клиентами которых они являлись, потому что акционеры могли в данном банке получать кредиты, а «простые» клиенты - нет.

Ни одна из ценных бумаг не может в равной степени отвечать требованиям инвестора, предъявляемым к надежности, доходности, росту вложения, ликвидности, следовательно, необходимо найти компромисс между ними. Этот компромисс достигается диверсификацией. Диверсификация вложений в ценные бумаги - это распределение инвестиционного капитала между ценными бумагами разных эмитентов, непосредственно не связанных между собой, с целью снижения риска, или, по-другому, создание хорошо диверсифицированного портфеля ценных бумаг (инвестиционного портфеля).

Портфель ценных бумаг (инвестиционный портфель) - это совокупность ценных бумаг, принадлежащих инвестору. В портфеле могут быть разные виды ценных бумаг (простые и привилегированные акции, облигации, государственные ценные бумаги), ценные бумаги разных эмитентов (работающих в разных сферах экономики: производство, услуги, финансовый сектор и т.д.; в разных отраслях: добывающих, обрабатывающих, высокотехнологичных и т.д.; находящихся на разных стадиях жизненного цикла: венчурные предприятия, предприятия, давно занявшие свою нишу на рынке, и т.д.).

Корпоративные инвесторы (предприятия), с одной стороны, эмитируют ценные бумаги с целью привлечения финансовых ресурсов, а с другого -- ищут пути прибыльного размещения своих временно свободных средств. Сокращение объемов собственного производства и источников его финансирования, в частности, побуждают предприятия к вложениям в государственные ценные бумаги.

Преимущества

Как мы уже сказали выше коллективное инвестирование - схема инвестирования, при которой средства, вложенные мелкими инвесторами, аккумулируются в единый фонд под управлением профессионального менеджера для их последующего вложения с целью получения прибыли (прироста). Таким образом, коллективное инвестирование предполагает создание некоторого "денежного мешка" из средств мелких вкладчиков, который потом будет инвестироваться в ценные бумаги, недвижимость или какие-то другие активы.

В Росси к коллективным инвесторам принято относить:

Паевые инвестиционные фонды;

Акционерные инвестиционные фонды;

Негосударственные пенсионные фонды;

Кредитные союзы;

Прочие формы коллективных инвесторов.

Форма коллективного инвестирования характеризуется одновременно следующими признаками:

Привлечение средств путем размещения ценных бумаг или заключения договоров;

Осуществление в качестве основной деятельности инвестирования привлеченных средств в ценные бумаги и иное имущество;

Получение основной доли доходов в форме дивидендов, процентов и доходов от сделок, совершаемых с этим имуществом;

Распределение доходов, полученных от инвестирования, между участниками коллективного инвестирования путем выплаты им дивидендов, процентов или иных выплат.

С точки зрения операционной деятельности коллективные инвесторы имеют ряд характерных отличительных черт:

Лица, предоставляющие свои денежные средства финансовому посреднику (управляющему), сами несут риски, связанные с инвестированием;

Управляющий объединяет средства многих лиц, обезличивая отдельные взносы в едином денежном пуле и усредняя тем самым указанные риски для участников коллективной инвестиционной схемы;

В отличие от ряда традиционных форм инвестирования схемы коллективного инвестирования не предполагают обещания заранее оговоренных фиксированных выплат;

Инвестор, участвующий в коллективных инвестиционных схемах, осведомлен о направлениях инвестирования собранных средств и имеет в связи с этим возможность выбрать ту схему инвестирования, которая в наибольшей степени соответствует его инвестиционным предпочтениям.

Преимущества коллективных инвесторов:

Профессиональное управление. Компании, занимающиеся финансовыми инвестициями, с большей вероятностью обладают необходимыми знаниями и навыками, чем мелкие инвесторы;

Диверсификация. Мелкие инвесторы не в состоянии снизить риск путем диверсификации из-за высоких затрат на проведение операций при небольшом количестве акций;

Снижение затрат. При управлении большим числом мелких инвестиций как одним крупным портфелем можно добиться экономии за счет масштаба операций, от чего инвестор может получить выгоду в виде низкой платы за управление;

Надежность. Коллективные инвесторы практически во всех странах являются объектом законодательства и регулирования, направленного на защиту интересов мелких инвесторов.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...