Утилитарный принцип социальной справедливости. Социальная справедливость


БДДС — это документ, который содержит в себе все данные о движении денежных средств и расчетного счета в компании. Однако только его недостаточно для того, чтобы полностью охарактеризовать всю картину финансового положения определенной компании. К примеру, при наличии возможных « » фирма может на протяжении долгого времени оставаться в убыточном положении.

Для того чтобы приобрести навыки верного составления БДДС, необходимо тщательно разобраться со всеми нюансами составления движения денежных средств. В настоящее время БДДС является главным документом в системе бюджета компании.

Успех любой процветающей компании напрямую зависит от ее устойчивости в финансовом положении. Стабильность финансового положения дает возможность постоянно расти, привлекать различные инвестиции и не бояться падения экономики. Она зависит исключительно от правильного управления денежными средствами и верном ведении всех отчетов. Проведение — это работа менеджера по финансам, он следит за тем, чтобы не допустить «кассовых разрывов», и ведет отчеты по движению финансов.

С помощью БДДС можно следить за движением наличных денег и расчетного счета, при верном его составлении становится сразу видно:

  • куда и сколько финансов было потрачено;
  • сколько было получено денежных средств при ведении деятельности фирмы.

Также БДДС характеризует все возможные предоплаты за продукцию, авансовые платежи либо задержки денег за ранее доставленный товар.

БДДС также может характеризовать потребность в кредите и позволяет понимать общую картину движения денежных средств. А основное предназначение БДДС заключается в обеспечении сбалансированности финансового положения, то есть возможных переводов и растрат денежных средств. В случаях, когда в конце месяца общей суммы доходов недостаточно для покрытия всех произведенных расходов, компании необходимо искать дополнительные источники доходов. Данный документ положено составлять на определенный расчетный период детализацией по месяцам.

В чем заключаются главные различия между БДДС и БДР?

На первый взгляд может показаться что БДДС и БДР — абсолютно одинаковые понятия, однако они сильно между собой различаются, особенно с бухгалтерской стороны. Оба эти документа являются довольно важными для любой компании, так как по ним определяется общая прибыль и возможные расходы фирмы.

Отличия между двумя данными понятиями следующие:

  1. БДР схож с составленным балансовым отчетом, а БДДС зависит от отчета движения финансов.
  2. БДР содержит не только денежные статьи, не связанные с наличными средствами, а БДДС занимается исключительно расчетом денежных средств и записывается денежными статьями.
  3. БДДС характеризует все движения финансов, а БДР составляется для расчета прибыли компании.

Главным отличием является то, что в БДР планируется прибыль, которую компания сможет получить в будущем месяце, а в БДДС контролируются абсолютно все денежные потоки, происходящие в определенной фирме.

Кроме того, что эти понятия различны по целям, которых необходимо с их помощью достигнуть, в них также можно найти абсолютно разные показатели одного и того же процесса. Ниже представлены цели каждого из документов.

Составление и оформление БДДС

Для того чтобы составить данный отчет, необходимо знать все правила его оформления и необходимые данные показателей компании. Вот подробный план, по которому можно составить верный БДДС:

  1. Для начала необходимо высчитать общую сумму для финансирования зарплат.
  2. Определить сумму денежных средств, которая остается в конце каждого дня на возможные расходы.
  3. Высчитывание суммы доходов компании с учетом гашения дебиторской задолженности, а также финансовой деятельности компании.
  4. Высчитывание общей суммы, необходимой на расходы фирмы. Это происходит на основе бюджетов по прямым затратам, накладных ресурсов, а также финансовой и инвестиционной деятельности.

Для того чтобы начать составление данного отчета, необходимо разобраться со всеми источниками финансирования компании, а также дополнительными сторонами, с которых может ожидаться пополнение общего бюджета фирмы. Такие источники могут быть трех видов: внешние поступления, поступления денег от операций и другие поступления. Данные факторы напрямую зависят именно от специфики ведения бизнеса.

Поступления — это только те источники доходов, отражающие реальные денежные средства, которые могут быть начислены на расчетный счет компании либо иным способом. Они бывают внутренними и внешними. Внутренние поступления являются доходами от произведения определенных операций, а внешние получаются в результате получения инвестиций либо кредитов.

В общем БДДС — это вид отчета, с помощью которого происходит планирование и полный контроль денежных средств для достижения именно стратегических поставленных целей.

Пример правильно составленного БДДС

Ниже приведен пример верно составленного бюджета движения денежных средств, с помощью которого можно оценивать общее финансовое положение определенной компании либо организации.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) – это инструмент по управлению финансами. Он нужен для оптимизации финансовых потоков. С ним будет проще обеспечить экономическую устойчивость компании.

Что собой представляет БДДС

Бюджет ДДС представляет собой документ, из которого можно сделать вывод о движении финансов и состоянии расчетного счета. Это ключевой элемент системы бюджета фирмы. Формирование БДДС – приоритетное действие в рамках управления организацией. Документ имеет важное значение при обеспечении устойчивости компании. Последняя, в свою очередь, является определяющим фактором в успехе фирмы.

Устойчивость компании предполагает ее независимость от внешних обстоятельств, партнеров, кризисов. Это один из факторов повышения прибыли, так как устойчивое предприятие более привлекательно для инвесторов.

Устойчивость фирмы практически напрямую связана с ДДС и управлением финансовым потоком. А бюджет как раз позволяет контролировать денежные потоки. Как правило, за его составление отвечает финансовый менеджер.

Задачи и функции БДДС

БДДС нужно для решения этих задач:

  • Предотвращение «кассовых разрывов».
  • Обеспечение экономической устойчивости.
  • Управление прибыльностью фирмы.

В бюджете фиксируются эти аспекты деятельности:

  • Поступления денег, которые можно прогнозировать.
  • Снятие денег для совершения хозяйственных операций.
  • Предоплата за поставляемый товар.
  • Авансы.
  • Задержки в поступлении оплаты за отгруженную продукцию.

То есть в бюджете отражаются все факты движения денег в организации.

Для чего требуется составлять БДДС

Успешное существование фирмы определяется ее финансовой устойчивостью. Устойчивое положение позволяет фирме стабильно расти, пользоваться средствами инвесторов. Обеспечение устойчивости фирмы складывается из этих двух факторов:

  • Правильное управление финансами.
  • Правильное оформление всех отчетов.

Финансовый менеджер должен предупреждать «кассовые разрывы» и вести финансовые отчеты. Для этих целей применяется БДДС. Этот документ явно отражает эти аспекты деятельности:

  • Куда были направлены финансы.
  • Сколько денег было отпущено на те или иные цели.
  • Сколько финансов было получено от тех или иных источников.

В бюджете отражается предоплата за товар, авансы, задержки выплат. Из БДДС можно своевременно выявить потребность в займе. Из документа становится ясна картина движения денег. Бюджет нужен для обеспечения финансовой устойчивости. То есть с помощью него можно исключить растраты.

Основные этапы составления БДДС

Формирование БДДС – важнейший фактор в рамках управления работой организацией. Составляется документ с разной периодичностью. Как правило, используется детализация по каждому месяцу.

Бюджет – это документ с гибкой формой. Но помесячный план считается наиболее удобным. Рассматриваемая форма предполагает разбивку по дням. БДДС формируется в завершении каждого месяца. Желательно, чтобы над созданием бюджета работали все подразделения фирмы, работа которых связана с планированием и тратой денег. Рассмотрим все этапы составления БДДС.

Этап №1. Определение остатка денег

Первый шаг – определение минимального остатка денег, достаточного для деятельности организации. Размер этого остатка зависит от направления деятельности компании, рисков, возникающих в процессе работы. Специалистам нужно определить конечное .

Этап №2. Установление доходной части

Доходная часть определяется на основании бюджета продаж и поступлений от инвесторов. Нужные данные можно собирать двумя способами:

  • Снизу-вверх. Этот метод актуален тогда, когда план поступлений формируется на основании данных из разных подразделений. Потом сведения объединяются в единый отчет.
  • Сверху-вниз. Этот метод актуален тогда, когда документы утверждаются главным офисом, и только после этого с ними работают руководители подразделений.

Этап №3. Установление расходной части

Расходная часть устанавливается на основании прямых трат. К ним относятся траты на ЗП, сырье, расходы на производственные и накладные нужды. Прямыми тратами считаются и расходы на инвестиции, выплаты процентов.

Этап №4. Установление размера чистого потока денег

Чистый поток средств – это показатель, который можно получить путем извлечения разницы между положительным и отрицательным балансом. Для расчетов берется определенный период. Чистый денежный поток позволяет установить нынешний экономический статус фирмы, а также определить ее перспективы.

Если расходы превышают доходы, образуется «кассовый разрыв». Заключительное сальдо приобретает отрицательное значение. Это довольно плохо для компании. А потому сотрудники фирмы должны предпринять меры по устранению отрицательного значений. Для этого можно урезать расходы или задействовать займы, резервные деньги.

Если отрицательные показатели убрать не получится, это симптом высокого риска банкротства. В этом случае возникают различные проблемы:

  • Задержка ЗП.
  • Невыплата задолженностей.
  • Прибыли не покрывают актуальных трат.

То есть превышение расходов над тратами – это очень негативное явление для компании.

Этап №5. Корректировка значений

Окончательный этап – корректировка БДДС для приведения документа в соответствие с нынешними финансовыми реалиями. Следующий шаг – утверждение бюджета руководителями фирмы.

Утвержденный БДДС представляет собой документ, наделенный юридической силой. С бюджетом постоянно взаимодействуют руководители компании, а также ее персонал.

Особенности составления бюджета

Компания может существовать нормально и стабильно только в том случае, если баланс является положительным. Ключевую роль в обеспечении положительного баланса играет правильное планирование БДДС. В рамках планирования изучается движение финансов. Оформление БДДС рекомендуется разбить на этапы.

Отличие БДДС от БДР

Помимо БДДС есть БДР. Это документ, отражающий доходы и расходы фирмы. Представляет собой простую таблицу. В ней фиксируются все хозяйственные операции, которые ведут к доходам/расходам.

БДДС и БДР – документы, которые очень похожи между собой. У начинающих специалистов может сложиться впечатление, что эти формы практически идентичны. Для компании важен и тот, и другой документ. На основании форм можно установить размер общей прибыли, расходов предприятия.

Но между БДДС и БДР есть отличия, которые нужно учитывать:

  • БДР заполняется на основании балансового отчета, а БДДС – на базе отчета движения денег.
  • БДР является документом, в котором содержится расширенный перечень статей. В БДДС содержится только расчет финансов. Запись идет денежными статьями.
  • Бюджет ДДС отображает движение финансов. БДР требуется для расчета прибыли организации.
  • БДР нужен для планирования прибыли следующих периодов. БДДС нужен для контроля всех денежных потоков.

Документы различаются по фиксируемым в них статьям. Формы включают в себя разный перечень сведений. Рассмотрим разницу в виде таблицы:

Цели формирования документа также отличаются:

  • БДР нужен для контроля прибыли, полученной за заданные периоды.
  • БДДС нужен для ведения отчетов по финансовым операциям, в результате которых получаются прибыль или убытки.

Посредством этих документов можно извлечь разные показатели по одной и той же операции.

В системе организации особая роль отводится их бюджетированию, т. е. составлению и анализу бюджета движения денежных средств. Подробнее о таком бюджете расскажем в нашем материале.

Как составить денежный бюджет

Бюджет движения денежных средств (БДДС) - это план движения наличных и безналичных денежных средств организации за определенный промежуток времени. Такой бюджет может составляться как по организации в целом, так и по ее отдельным подразделениям и центрам ответственности. Бюджет обычно составляется на год с разбивкой по месяцам. Детализация показателей движения денежных средств в бюджете определяется организацией самостоятельно. При этом часто разбивка по статьям движения денежных средств и их укрупненным группам производится по аналогии с группировкой, приведенной в Отчете о движении денежных средств (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н). Так, денежные потоки организации могут представляться в бюджете в разрезе текущих, инвестиционных и финансовых операций.

При этом, к примеру, по текущим операциям поступление денежных средств в бюджете может быть детализировано в следующем виде:

В бюджете движения денежных средств запланированные показатели сравниваются с фактическими, в результате чего выявляются отклонения. Эти отклонения в дальнейшем анализируются с точки зрения причины, их вызвавшей, и последствий, которые оказали возникшие отклонения на деятельность организации. Анализироваться показатели бюджета денежных средств могут не только путем сравнения фактических данных с плановыми, но и путем сопоставления фактических данных с данными предшествующих периодов. Кроме того может производиться вертикальный анализ статей БДДС в виде определения соотношения одних показателей бюджета с другими, в т.ч. путем нахождения доли конкретного показателя в общей величине статьи денежных средств. К примеру, может быть определена доля денежных расходов на оплату труда в общей величине денежного оттока от текущих операций.

Что такое бюджет движения денежных средств (БДДС)? Как составить бюджет доходов и расходов предприятия? Как не допустить превышения расходов бюджета над его доходами?

Если у вашего бизнеса есть доходы, то есть и расходы. А значит, вам нужно профессионально вести бюджет.

Чем больше денег, тем сложнее ими управлять. С целью грамотного распределения средств и управления платежеспособностью компании предприниматели пользуются бюджетом доходов и расходов и бюджетом движения денежных средств .

С вами Денис Кудерин, эксперт по экономическим и финансовым вопросам. В этой статье я расскажу, что собой представляют упомянутые выше понятия и как управлять бюджетом , чтобы сделать бизнес более эффективным.

Присаживаемся поудобнее и читаем до конца – в финале вас ждёт обзор надёжных компаний, которые помогут наладить бюджетирование на объекте , плюс советы, как не допустить превышения расходов предприятия над доходами.

1. Что такое БДР и БДДС и чем они отличаются

Даже семейным бюджетом управлять не так-то просто. Кто пробовал, тот знает, что денег на повседневные траты всегда уходит больше , чем вы рассчитывали. Приходится корректировать расходы, добавлять в бюджет новые статьи, о которых вы на момент его составления начисто позабыли.

Представьте, насколько сложнее вести бюджет крупного предприятия. У любого объекта коммерции сотни расходных статей и трат, которые необходимо делать.

Бюджет – это не абстракция, это конкретное понятие, подкреплённое специальными документами. Каждое предприятие, даже состоящее из 2 сотрудников, ведёт бюджет доходов и расходов (БДР) и по возможности – бюджет движения денежных средств (БДДС). Это основа .

Прежде чем перейти к практическому смыслу этих понятий, определимся с терминологией.

БДР – способ документальной фиксации операций, формирующих доходы и расходы предприятия. Как правило, такой документ имеет вид несложной таблицы, в которой учтены все хозяйственные манипуляции, приводящие к поступлению средств или их тратам. При этом учитываются не только денежные, но и любые другие доходы и расходы.

БДДС – способ отразить движение денежных потоков на предприятии. В этом документе фигурируют исключительно события имеющие денежное выражение .

Первичные документы, которыми пользуются при оформлении операций БДР, это акты завершённых работ и оказанных услуг, акты приёма-передачи материальных активов, любые другие документы, подтверждающие доходы и расходы компании. Документ похож на бухгалтерский отчет «О прибылях и убытках».

Чем различаются БДР и БДДС?

Эти бюджеты отличаются целями , для которых они формируются. БДР разрабатывается с целью планирования прибыли , которую компания способна получить за бюджетный период. Сюда входят все данные о себестоимости продукции и выручке .

БДДС предназначен для распределения денежных потоков . Он отражает всю деятельность организации, которая выполнялась в денежной форме. С помощью БДДС отслеживаются все операции предприятия по различным счетам.

В таблице показаны операции, которые отражаются в рассматриваемых нами бюджетных документах:

Операции Отражаются в БДР Отражаются в БДДС
1 Начисление амортизации Да Нет
2 Переоценка товарно-материальных ценностей Да Нет
3 Недостачи товарно-материальных активов Да Нет
4 Производственный брак Да Нет
5 Кредиты и займы Нет Да
6 Приобретение основных средств Нет Да
7 НДС Да Да
8 Траты на капитальный ремонт Да Да

Оба бюджета в совокупности дают чёткое понимание текущего финансового состояния компании и её перспектив. Как правило, начинается с составления БДР, поскольку этот документ имеет более «расширенный» формат.

В БДР включают три группы финансовых показателей – доходы, затраты и прибыль. Последний вычисляется при помощи вычитания второго из первого.

БДДС – это план движения наличных средств в кассе компании и на расчетных счетах. Документ отражает все планируемые поступления и списания средств в результате хозопераций. БДДС предохраняет бизнес от главной ошибки – остаться без денег на ведение основной деятельности.

В этом коротком видео вам объяснят разницу между БДР и БДДС на примере покупки холодильника.

2. Какая деятельность лежит в основе составления БДДС – 3 основных вида деятельности

При составлении отчёта БДДС руководствуются тремя видами деятельности предприятия – операционной (текущей), инвестиционной и непосредственно финансовой .

Рассмотрим их подробно.

Вид 1. Операционная деятельность

Это основной вид деятельности компании – та работа, которая создаёт поступления и траты денег. Это производство продукции, продажи товара, оказание услуг, выполнение работ, сдача оборудования в аренду и прочие операции, связанные с движением денежных средств.

Вид 2. Инвестиционная деятельность

Связана с приобретением или продажей внеоборотных активов . Инвестирование, как и операционная деятельность, имеет своей целью получение прибыли или достижение полезного для компании эффекта. Однако в такой деятельности основные оборотные средства не задействованы, а используются «свободные » деньги.

Пример

Предприятие «Безопасные технологии» инвестирует часть своих активов в развитие альтернативных источников энергии – генераторов на основе солнечных батарей и ветра. Деньги вкладываются в лабораторные исследования и научные разработки. Эти финансовые операции обязательно отражаются в отчёте БДДС.

Вид 3. Финансовая деятельность

Приводит к изменениям в составе и размере основного капитала компании. К примеру, это привлечение и возврат кредитов, необходимых предприятию для развития новых направлений производства.

Бюджет ДДС предотвращает недостаток и избыток оборотных средств

Разделение деятельности компании на виды позволяет оценить действие всех трёх направлений на финансовый статус компании и размер капитала, который находится в её распоряжении.

Грамотно составленный бюджет движения денег обеспечивает постоянное наличие средств, необходимых для выполнения основной работы компании.

БДДС позволяет также эффективно использовать избыток денег предприятия, поскольку главный принцип бизнеса в том, чтобы свободные средства не лежали без дела на банковских счетах, а приносили ещё большие прибыли.

3. Как формируется БДР – 5 основных этапов

БДР – универсальный инструмент управления бизнес-процессами. Он позволяет оптимально использовать ресурсы компании, оценивать экономическое состояние предприятия, планировать дальнейшую работу.

Сегодня большинство компаний пользуются автоматизированными системами ведения и управлению бюджетом . Специальные программы снижают количество ошибок, сокращают время на расчеты и облегчают труд сотрудников финансовых отделов предприятия и центров финансовой ответственности (ЦФО).

Перед тем, как составить БДР, нужно сформировать и систематизировать локальные бюджеты компании – производственный, управленческий, бюджет продаж, бюджет затрат и т.д. БДР выступает документом, обобщающим все эти данные.

Основная цель БДР – учёт и прогноз финансового состояния организации. Это итоговая часть бюджета предприятия, вершина айсберга, основание которого – показатели всех бюджетов компании по всем направлениям.

Рассмотрим поэтапно, как формируется БДР.

Этап 1. Расчет расходов

Без расходов нет доходов. Руководствуясь этой простой истиной, финансовые отделы любой компании, первоочередное внимание уделяют именно затратам.

Что входит в расходную часть:

  • производственные затраты;
  • коммерческие расходы;
  • управленческие;
  • зарплата и налоги;
  • другие расходы.

Детализация расходных статей зависит от целей и возможностей компании. Понятно, что чем подробнее учитываются затраты, тем яснее экономическая ситуация, в которой находится конкретный объект.

Этап 2. Расчет доходов

Доходы – это все поступления в активы компании.

Сюда относятся:

  • выручка от продаж;
  • доход от услуг;
  • доходы от аренды;
  • внереализационные доходы – проценты по займам, компенсации и другие поступления, не связанные напрямую с реализацией основной продукции.

У каждого предприятия свои источники доходов, так что детали зависят от профиля и специфики компании.

Этап 3. Определение прибыли

Прибыль – положительная разница между доходами и расходами. Если разница будет отрицательной, это уже не прибыль, а убыток . Это значит, предприятие работает в минус, и нужны кардинальные изменения в производственных и всех прочих процессах.

Этап 4. Планирование прибыли

Поскольку прибыль – главный источник финансирования предприятия, вся его деятельность направлена на сохранение и увеличение оборотного капитала . Деньги, вложенные в производство, должны возвращаться как можно быстрее – эту задачу и решает профессиональное планирование прибыли.

Другая цель планирования – получить максимум выгоды при минимальных затратах, но не за счёт потери качества, а за счёт рациональной организации труда и снижения сопутствующих затрат.

При этом удовлетворяются главные потребности компании:

  • выплата зарплаты и стимулирование сотрудников;
  • накопление средств на модернизацию и расширение производства;
  • выплата по обязательствам, а также инвесторам и собственникам компании;
  • увеличение рентабельности предприятия;
  • повышение конкурентоспособности.

Опять же, на точность прогноза напрямую влияет максимально подробная детализация расходов и доходов компании.

Этап 5. Составление отчета

Составить грамотный и объективный отчёт могут только профессионалы. Если вы – руководитель компании и сомневаетесь в компетентности своих сотрудников ЦФО, то наилучший вариант – делегировать бюджетирование квалифицированной компании-аутсорсеру.

Сторонние специалисты не только составят подробный БДР, но и при необходимости предоставят . Возможно, на это уйдёт больше времени, но и результат будет более объективным.

4. Как составляется БДДС – 5 главных этапов

В целом составление БДДС похоже на формирование БДР, но есть определённые нюансы.

Как я уже говорил, здесь учитываются только денежные поступления и траты, которые отражаются в финансовых документах.

Этап 1. Установка остатка денежных средств

Для начала нужно установить обязательный минимальный остаток средств. Величина этого показателя зависит от специфики деятельности фирмы и вероятности наступления непредвиденных ситуаций. На финансовом языке это называется «конечное сальдо ».

Этап 2. Определение доходной части

Составление доходной части бюджета основывается на бюджете продаж и поступлений от инвестиций, дивидендов и процентов.

Есть два варианта сбора информации:

  1. Снизу – вверх , когда планы материальных поступлений исходят от различных отделов и после этого сводятся в единый отчёт;
  2. Сверху – вниз , когда документы утверждаются центральной финансовой службой компании и после этого доводятся до руководителей отделов.

Этап 3. Составление расходной части

Расходную часть составляют на базе прямых затрат – расходов на оплату труда, сырьё, накладных, производственных, общехозяйственных расходов. Сюда же входят затраты на инвестиции и прочие финансовые операции возврата займов, процентов и дивидендов инвесторам.

Этап 4. Расчет чистого денежного потока

Чистый денежный поток (иногда используют англоязычный термин Cash Flow ) рассчитывается по формуле и показывает разницу между положительным и отрицательным балансом на конкретный промежуток времени. Этот показатель характеризует текущий финансовый статус предприятия и определяет его перспективы.

Когда расходная часть бюджета превышает доходную, возникает ситуация, которую называют «кассовый разрыв ». Итоговое сальдо при этом становится отрицательным. В таких случаях принимают меры по устранению минуса – урезают затраты или (в крайнем случае) используют заёмные и резервные средства для дальнейшего ведения бизнеса.

Предприятия, которые не могут устранить отрицательное сальдо в течение длительного периода, движутся к банкротству . Именно в таких компаниях появляются задержки зарплат, долговые обязательства не выполняются, кредиторы наседают, а прибыли не покрывают текущих расходов.

Этап 5. Корректировка и утверждение

Заключительная стадия – корректировка бюджета в соответствии с текущими экономическими реалиями и его утверждение руководителями предприятия. Утверждённый бюджет – это официальный документ, которым руководствуется весь персонал компании, но в первую очередь – руководители ЦФО.

5. Где получить помощь при составлении БДР и БДДС – обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Формирование БДР и БДДС – ответственная работа, которой должны заниматься опытные и квалифицированные сотрудники.

Если таковых нет на вашем предприятии или вашим специалистам не хватает знаний, есть смысл пригласить сторонние организации. Они выполнят эту работу профессионально, компетентно и полноценно, используя современное программное обеспечение.

Эксперты нашего журнала изучили рынок и выбрали тройку наиболее надёжных и привлекательных в плане стоимости услуг компаний.

«ИТАН» – это актуальные системы бюджетирования коммерческих объектов на основе 1С . Основное направление деятельности – постановка, внедрение и автоматизация финансового планирования на предприятии заказчика, организация управленческого учёта, консолидация финансовой информации для крупных холдингов и компаний с разветвлённой сетью филиалов.

Компания создана в 1999 году. Среди достижений – разработка универсальных и интегральных решений на основе платформы 1С. С каждым годом уникальные продукты компании совершенствуются, становятся более простыми и удобными в управлении. Миссия «ИТАН» - способствовать повышению продуктивности финансового управления предприятий.

Продажа и внедрение в практику программных продуктов 1С . Направления деятельности – бюджетирование, бухгалтерский, складской и производственный учёты, продажи, документооборот.

В компании работает 56 высококвалифицированных и опытных специалистов. Предусмотрена финансовая ответственность сотрудников за результат. За последний год у фирмы появилось 250 новых клиентов. Ещё одно преимущество – столичное качество при региональных ценах. У GOODWILL множество готовых проектов в сфере автоматизации финансового, складского, управленческого учёта.

3) Первый БИТ

Компанию «Первый БИТ» основали в 1997 году несколько молодых и амбициозных специалистов по экономике и прикладной математике. Главное направление деятельности организации – развитие бизнеса на основе актуальных IT-технологий. Сейчас у компании 80 офисов в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.

«Первый БИТ» выполнит автоматизацию предприятия по всем необходимым направлениям, включая бюджетирование и управленческий учёт. 2500 тысячи клиентов уже выбрали программные продукты и услуги компании.

6. Как не допустить превышения расходов бюджета над его доходами – 3 полезных совета

Вести бюджет профессионально – значит, постоянно отслеживать финансовый результат деятельности. Одна из целей бюджетирования – не допустить превышения расходов над доходами.

Как этого добиться? Применяйте на практике экспертные советы.

Совет 1. Дисциплинируйте персонал в сфере использования денежных средств

Финансовая дисциплина – основа рационального распределения материальных активов предприятия.

Построение экономической системы, ориентированной на человека, основывается на идее социальной справедливости. В настоящее время понятие социальной справедливости воспринимается общественным сознанием как благополучие, достигнутое в результате деятельности, приносящей реальную пользу обществу. Если вклад человека в общественное благосостояние существенен, то естественным будет высокое вознаграждение его труда. Доходы, полученные нечестным путем, становятся источником социальной напряженности.

В рыночной экономике неизбежно расслоение общества на крупных и мелких собственников, а также существование неравенства доходов. В связи с этим государство должно защищать интересы определенных социальных групп населения, перераспределять доходы через налоговый механизм, способствовать развитию малого бизнеса, создавать условия для индивидуальной трудовой деятельности.

Принцип социальной справедливости в распределении доходов базируется на соблюдении горизонтальной и вертикальной справедливости. Принцип горизонтальной справедливости предполагает применение одинаковых мер ко всем лицам, находящимся в одинаковом положении. Принцип вертикальной справедливости основан на применении дифференцированных мер к лицам, находящимся в неравном положении. Так, в соответствии с первым принципом предполагается единая налоговая ставка на равные по величине доходы независимо от их источников. В соответствии со вторым принципом устанавливаются разные по величине налоговые ставки на разные по величине доходы.

Стремление к обеспечению равенства доходов приводит к понижению эффективности производства, ибо не заинтересовывает эффективно работать ни «бедного», рассуждающего, что «общество все равно поможет», ни «богатого», рассуждающего, что «общество все равно отнимет».

В зарубежной экономической теории выделяют следующие принципы справедливости в распределении и перераспределении доходов: эгалитарный, роулсианский, утилитарный, рыночный.

Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов, все члены общества получают равные блага.

В соответствии с роулсианским принципом справедливой считается такая дифференциация доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества.

Утилитарный принцип означает, что главной задачей государства является обеспечение благосостояния для возможно большего количества членов общества. При этом утверждалось, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми.

Рыночный принцип предполагает рыночное распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

Для определения степени неравенства в доходах используется кривая Лоренца. Для ее построения на горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а на вертикальной – долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей (рис. 11.1)

E

F Q семей,%

0 20 40 60 80 100

Рисунок 11.1 Кривая Лоренца

Если бы в распределении доходов имело место абсолютное равенство, то, например, 20 % населения получали бы 20 % всего совокупного дохода, 40 % населения – соответственно 40 % дохода, 60 % населения – 60 % дохода и т.д., то есть все точки расположились бы на линии АР. Если же нанести точки фактического распределения доходов, то получится линия ОАВСDЕ. Чем больше отклоняется кривая Лоренца от линии абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов. Абсолютное неравенство означало бы, что и 20 %, и 40 %, и 60 % и т.д. населения не получали бы никакого дохода, а последний человек присвоил бы все 100 % дохода.

Количественно степень неравенства в распределении доходов можно вычислить с помощью коэффициента Джини , определяемого как отношение площади заштрихованной фигуры М к площади треугольника ОЕF. Чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше будет площадь фигуры М и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к единице. В развитых странах коэффициент Джини колеблется в пределах 0,27–0,33.

Для оценки дифференциации доходов широко используется и такой показатель, как децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. Применяется и такой показатель, как квинтильный коэффициент – показатель, характеризующий соотношение доходов двух крайних 20-процентных групп населения.

Ни одна экономика, в том числе и рыночная, сама по себе не в состоянии решить проблему бедности. Эту задачу должно решать государство путем перераспределения уже распределенных доходов. Основными способами такого перераспределения являются: диффренцированное взимание налогов с прибыли и личных доходов, что позволяет через трансфертные платежи оказывать финансовую помощь наименее защищенным слоям населения, реализовывать программы социальной защиты; установление предельных цен на товары первой необходимости, минимальных ставок заработной платы; субсидирование отдельных отраслей и производств.

В переходной экономике особенно актуально поддерживать определенное соответствие между повышением стоимости жизни и фиксированными доходами. С этой целью применяются такие меры, как компенсация, адаптация и индексация доходов. Компенсация – это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением розничных цен на товары, пользующиеся массовым спросом. Адаптация – повышение фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимальной зарплаты) по мере роста стоимости жизни. Индексация доходов – это автоматическая корректировка номинальных доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее утвержденной методикой. В качестве индексируемых доходов могут выступать заработная плата, сбережения, социальные выплаты и пособия.

11.4 Система и механизм социальной защиты населения

Социальная защита представляет собой систему принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция и т.д.). Государственная система социальной защиты населения проявляется в разных формах: пособия по безработице, пенсии, пособия по болезни, жилищные пособия, медицинская помощь, политика социальных гарантий.

Основными принципами политики социальной защиты являются: гуманность, адресность защиты, всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям населения, гибкость системы, надежность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: натуральной и денежной. В денежной форме при определенных обстоятельствах происходят различного рода выплаты (пособия по безработице и т.п.). А в натуральной форме социальная защита реализуется в виде, например, бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечение одеждой детских домов и т.д.

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, в которых они проявляют себя. Основными методами реализации социальной защиты являются: социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (многодетные семьи, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и др.); социальное страхование как система предоставления социальной помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка; социальная поддержка – это прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума; социальное обслуживание семьи и детей (бытовые, медицинские, педагогические и иные услуги нуждающимся).

В последнее время особое внимание уделяется политике здоровья и экологической безопасности. В качестве самостоятельной ее выделяют в силу двух причин: тенденция депопуляции населения в связи с общим ухудшением здоровья населения под влиянием распространения угрожающих населению болезней (СПИД, наркомания и др.); резкое ухудшение экологической среды.

Проблема современного экологического кризиса внутренне связана с проблемой человека, поскольку человек неразрывно связан с природой. Однако только за последние 150 лет своего развития люди нанесли природе (а значит и себе) больший урон, чем за все 4 млн. лет истории человечества. В таких условиях необходимость экологической политики как составной части социальной политики не вызывает никаких сомнений.

Обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей называются социальными гарантиями . Выделяют следующие элементы системы социальных гарантий: гарантия равного доступа к социальным приоритетным благам; гарантия занятости, индивидуальной предпринимательской деятельности; гарантия доступа работника к принятию управленческих решений; гарантия распределения по труду; гарантия в сфере потребления; гарантия обеспечения экологической безопасности; гарантия защиты гражданских свобод каждой личности.

Главной современной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты . Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

Важнейшим видом государственных минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский бюджет – граница доходов, ниже которой не могут быть обеспечены простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни граждан данного общества. Он разрабатывается конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и т.д.), а также для средней семьи, состоящей из четырех человек.

Важным видом минимальных социальных гарантий является базовая ставка, представляющая собой социально-экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы. Основой базовой ставки должен служить минимальный потребительский бюджет, поэтому минимум заработной платы требуется пересматривать при изменении минимального потребительского бюджета и в соответствии с ним.

Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты являются: гарантия права на труд; поддержка беднейших слоев населения; регулирование занятости.

Каждая страна формирует собственную систему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социальной защиты достигнут в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании и других странах.

Социальные гарантии ни в коей мере не должны ослаблять принцип материальной заинтересованности работников в повышении эффективности труда, вести к уравнительности, препятствовать дифференциации доходов, которая обусловлена различиями в труде.

Тема 12 . Трансформационная экономика

12.1. Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике

Переходная экономика – это особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно новое состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. В западной экономической теории такие переходные процессы в экономике получили название постсоциалистической, или посткоммунистической, трансформации.

Переходная экономика имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других экономических систем.

Во-первых, для переходной экономики характерно сочетание элементов командно-адмиистративной и современной рыночной экономики .

Во-вторых, переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния . Причина этого состоит в изменении цели функционирования системы. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики – трансформация в другую систему.

В-третьих, переходная экономика отличается от административно-командной количественным и качественным изменением структуры . В ней «по наследству» остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, другие институты. Однако эти элементы постепенно изменяют свое содержание и функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе, элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и иные фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдаются качественные изменения внутри- и межхозяйственных связей . Исчезают старые планово-директивные связи между субъектами экономики и уступают место рыночным формам хозяйственных связей.

Основная трудность переходного периода – это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле слова представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования.

Характерный признак переходной экономики – отсутствие или только начало формирования отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это прежде всего отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка, слабо работающие законы об экономической несостоятельности и банкротстве предприятий.

Начало переходного периода в странах СНГ характеризуется воздействием на процесс формирования рыночных отношений следующих факторов:

1. Глубокий экономический кризис, унаследованный в результате краха административно-командной системы.

2. Распад СССР и превращение бывших союзных республик в самостоятельные государства, в результате чего прервались многие хозяйственные связи друг с другом. Попытки самостоятельно решить проблемы путем экспорта товаров в западные страны оказались напрасными, так как так как все ниши на западных рынках давно заняты.

3. Деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях административно-командной системы. Она отличается преобладанием производства средств производства, потребляющего огромные капитальные, трудовые и сырьевые ресурсы. Поэтому во всех странах СНГ нужна была структурная перестройка экономики.

4. Экономическая, политическая и социальная неустойчивость.

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина преобразований. Они захватывают основы существующего строя: отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание.

Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Он характеризуется значительным падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, растущей безработицей.

Для Беларуси этот кризис характеризуется следующими основными чертами: длительный спад производства; структурные диспропорции; высокие темпы инфляции; значительный дефицит государственного бюджета; снижение инвестиционной активности; падение курса национальной валюты; значительные масштабы скрытой безработицы.

Сложилось несколько концепций осуществления трансформации командной экономики. Одна из них – метод «шоковой терапии », предполагающий либерализацию цен, свободное рыночное ценообразование, жесткое регулирование денежной массы, государственных кредитов и субсидий, приватизацию государственных предприятий, реформу системы налогообложения. Либерализация цен, ведущая к инфляционному взрыву, обычно вызывает резкое первоначальное ухудшение уровня жизни населения и поэтому требует национального согласия. Классический пример реализации этой концепции – Польша, где были определенные предпосылки для такого довольно жесткого эксперимента: в стране в целом господствовала рыночная психология среди населения; значительной была частная собственность (свыше 4/5 пахотной земли принадлежало единоличным хозяйствам); во главе государства оказались силы, которым доверяло большинство населения. Эту модель перехода в определенной мере избрала и Россия.

Вторая концепция – градуализм . Предполагает длительное, эволюционное формирование рыночной экономики с сохранением многих старых структур. По мнению представителей этой концепции, быстрый переход к рыночной экономике просто невозможен. Основную роль в рыночных преобразованиях градуалисты отводят государству. Наиболее характерный пример реализации названной концепции – Китай, Венгрия, а среди стран СНГ – Беларусь.

Выбор конкретного варианта перехода к рынку зависит от экономических, политических, социальных и других условий, а также от воли политического руководства. Очень важны и такие факторы, как политическое устройство страны, ее история, культура, географическое положение.

12.2 Основные направления рыночных преобразований

Выделяют следующие основные задачи переходной экономики:

1. Преодолении кризисных явлений.

2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

3. Реформирование отношений собственности.

4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

5. Формирование развитой системы социальной защиты и социальных гарантий.

В каждой стране решение названных задач имеет свою специфику, однако можно выделить несколько направлений, которые являются обязательными для любой страны:

1. Либерализация экономики, связанная прежде всего со свободой цен. Это позволяет выявить реальное соотношение между спросом и предложением тех или иных товаров.

2. Реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно этот шаг позволяет создать многообразие форм собственности.

3. Стабилизация экономики, под которой понимается устранение резких колебаний цен и формирование устойчивых финансовых отношений.

4. Реструктуризация (структурная перестройка) национальной экономики в целом и отдельных предприятий.

5. Интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей.

Важнейшую роль в переходной экономике играют широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация, как было сказано выше, предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства над торговлей.

Практически во всех странах с переходной экономикой после освобождения цен наблюдалась значительная инфляция, спад производства, усиление социального расслоения населения. Поэтому необходима политика макроэкономической стабилизации. Она означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и ничем не обеспеченной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере.

Одно из основных направлений переходного периода – интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Проблема заключается в перестройке внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Важную роль в преодолении трудностей переходного периода играет экономическая интеграция в рамках СНГ. Наиболее тесные экономические отношения сложились между Россией, Беларусью, Украиной и Казахстаном.

Если в целом обобщить опыт развития стран с переходной экономикой, то среди главных составляющих успешного реформирования их национальных экономик специалисты (в том числе и зарубежные) называют следующие:

1. Создание внутренних рынков на основе макроэкономической стабилизации, развития правовой инфраструктуры, обеспечения прав собственности, формирования рыночных институтов.

2. Содействие развитию частного предпринимательства в виде малых и средних предприятий, способствующих росту производства и особенно занятости.

3. Либерализация внешней торговли, что особенно важно для малых стран в плане их успешного участия в международном разделении труда, приобщения к передовым технологиям.

4. Осуществление реформы государственных предприятий с целью адаптации к условиям рыночной экономики.

5. Реформа налоговой системы.

6. Приватизация государственных предприятий (массовая – для малых и средних, на индивидуальной основе – для крупных).

7. Либерализация движения капитала для устранения ограничения притока иностранных инвестиций.

12.3 Роль государства в переходной экономике

Любая экономика не функционирует без вмешательства государства. Тем более необходимо это вмешательство в переходной экономике. Оно объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, прежний, сверхцентрализованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вместе с самой системой. Во-вторых, в переходных экономиках некоторых стран, а в Беларуси – особенно, в течение определенного времени будет значителен удельный вес государственной собственности, государственного сектора в экономике. В-третьих, неразвитость рыночных отношений в переходный период объективно требует активного государственного воздействия на социально-экономическое развитие. В-четвертых, само государство в переходный период является инициатором многих экономических реформ. В-пятых, как отмечалось ранее, рынок сам по себе не может решить ряд макроэкономических проблем (социальная защита населения, охрана окружающей среды и др.), которые должно решать государство.

Одна из важнейших задач государства – создание условий для формирования конкуренции, демонополизация экономики. Пример: на территории бывшего СССР было расположено примерно 50 тыс. предприятий (промышленность, оптовая торговля, строительство), не считая сферы услуг, розничной торговли и сельского хозяйства. В тот же период в США имелось свыше 3,5 млн. предприятий аналогичного профиля, то есть в 70 раз больше.

Государство оказывает воздействие на экономику через механизм регулирования, включающий определение целей государственного регулирования; методы регулирования (административные, правовые и т.д.); формы реализации (прогнозирование, индикативное планирование); субъекты регулирования (банки, предприятия и т.д.); объекты регулирования (сфера обращения, сфера производства и т.д.).

Основные направления деятельности государства в переходной экономике:

1. Важным направлением деятельности государства в переходной экономике является выбор приоритетов развития . При этом учитываются такие факторы, как масштабы страны, ее международный «вес», уровень эффективности национального производства, эффективность внешней торговли и др.

2. Выработка экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики.

3. Законотворческая деятельность государства . В развитой рыночной экономике правовое регулирование в себя включает: антимонопольное законодательство; законодательство по проблемам собственности; законодательство о сделках, договорах и обязательствах; законодательство о защите потребителя; налоговое законодательство; законодательство о труде и социальной защищенности; законодательство об охране природы и др.

4. Регулирование процессов разгосударствления и приватизации.

5. Осуществление структурной перестройки народного хозяйства.

6. Создание экономических условий для инвестиционной деятельности и привлечения иностранных инвестиций.

7. Важна роль государства в борьбе с инфляцией. Чтобы ограничить инфляцию, необходимо либо увеличить производство товаров, либо уменьшить количество денег в обращении. Отсутствие возможностей для роста производства товаров побуждает государство проводить жесткую финансовую политику, связанную с ограничением государственных расходов, а иногда и с сокращением государственных программ.

8. В переходный период государство проводит гибкую внешнеэкономическую политику , направленную на создание условий для ее либерализации, освобождения от государственного монополизма путем предоставления лицензирования и права внешней торговли отдельным хозяйствующим субъектам. С другой стороны, государство вынуждено принимать протекционистские меры для защиты отечественных производителей от конкуренции при наплыве импортных товаров на внутренний рынок. С этой целью используются пошлины, тарифы, нетарифные барьеры, принимаются меры для увеличения экспорта.

9. В переходный период могут возникнуть объективные условия для усиления социальной напряженности в обществе: резкий рост дифференциации доходов; высокие темпы инфляции и др. Поэтому государство осуществляет регулирование социальных отношений через разработку системы социальной защиты населения.

10. Важным направлением регулирующей деятельности государства является природоохранная деятельность, направленная на защиту окружающей среды.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Название тем Кол-во часов
Всего Лекции Практич. (семинарские) занятия
1. Тема 1. Введение в макроэкономику
2. Тема 2. Макроэкономическое равновесие в классической модели
3. Тема 3. Равновесие товарного рынка в кейнсианской модели
4. Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель IS-LM)
5. Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
6. Тема 6. Денежно-кредитная политика
7. Тема 7. Совокупное предложение. Кривая Филлипса
8. Тема 8. Стабилизационная государственная политика
9. Тема 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
10. Тема 10. Экономический рост
11. Тема 11. Социальная политика государства
12. Тема 12. Трансформационная экономика
ИТОГО:

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...