Выборочные обследования населения по проблемам занятости. · избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность


Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю июля 2013 года.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в июле 2013г. составила 75,8 млн.человек , или около 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 71,8 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в июле 2013г. составил 5,3% (без исключения сезонного фактора).

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в июле 2013г. составил 65,2%.

Экономическая активность населения

Июль 2013г. (+,-) к

I квартал

II квартал

июнь

июль

июлю 2012г.

июню 2013г.

Тыс.человек

Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)

безработные

В процентах

Уровень экономической активности (экономичес-киактивное население к численности населения в возрасте 15-72 лет)

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

Уровень безработицы (безработные к числен- ности экономически активного населения)

По сравнению с июнем численность занятого населения в июле 2013г. увеличилась на 390 тыс. человек или на 0,5%, численность безработных уменьшилась на 76 тыс.человек, или на 1,9%. По сравнению с июлем 2012г. численность занятого населения сократилась на 660 тыс.человек, или на 0,9%, численность безработных выросла на 49 тыс.человек, или на 1,2%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,2 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце июля 2013г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 945 тыс. человек, что на 2,6% меньше по сравнению с июнем и на 13,0% - по сравнению с июлем 2012 года.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в июле 2013г. 72% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в июле 2013г. составила 26,9%, среди безработных женщин - 30,5%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в июле 2013г. его использовали 56,7% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали 35,4% безработных.

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в июле 2013г. составила 43,8%, доля городских жителей - 66,1%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В июле 2013г. это превышение составило 1,6 раза.

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ ПО ПОЛУ И ВИДУ ПОСЕЛЕНИЯ (без корректировки сезонных колебаний)

в процентах

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское население

Сентябрь

Июль

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в июле 2013г. составил 34,3 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 29,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,1%, 20-24 лет - 23,6%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (27,7%) и 20-24 лет (13,2%). По сравнению с июлем 2012г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 1,5 процентных пункта, в возрасте 20-24 лет снизился на 0,6 процентного пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в июле 2013г. составил 14,8%, в том числе среди городского населения - 14,1%, среди сельского населения - 16,8%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,7 раза, в том числе среди городского населения - 4,2 раза, сельского населения - 2,6 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 40,8% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,1% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 33,0%, среди городских - 24,1%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 32,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В июле 2013г. их численность по сравнению с июлем 2012г. уменьшилась на 4 тыс.человек, или на 0,3% и составила 1,3 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,7% составляет молодежь до 20 лет, 51,5% - от 20 до 24 лет, 15,0% - от 25 до 29 лет.

В июле 2013г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 16,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 25,1% (в июле 2012г. - соответственно 16,6% и 23,7%).

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении.

В целях повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца.

Приложение

Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятостив среднем за май-июль 2013г.)

Экономи- чески активное население, тыс. человек

В том числе

Уровень экономи- ческой активности населения, в %

Уровень заня-тости, в %

Уровень безрабо-тицы, в %

занятые

безра- ботные

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Apxaнгельская область

в том числе Ненецкий авт.округ

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г.Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

в том числе: Ханты-Мансийский авт.округ - Югра

Ямало-Ненецкий авт.округ

Челябинская область

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская авт.область

Чукотский авт.округ

Вывод .

Подводя итоги, можно сказать, что особенностью функционирования рынка труда (ограниченность действия закона спроса и предложения, недостижимость устойчивой полной занятости) обусловлены спецификой обращающегося на нем товара; производным характером спроса на него, зависимостью предложения от демографической ситуации; уровнем оплаты труда, который должен обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы.

Развитие рынка трудового капитала в нашей стране усугубляется следующими процессами:

    сверхзанятость населения (из-за неэффективности использования трудового потенциала) на фоне скрытой безработицы;

    значительное количество вакансий (около 3 млн.) при дефиците рабочей силы по ряду профессий, определявшемся недостатками подготовки, отсутствием трудовой мобильности, необходимой для адаптации к меняющимся производственным условиям;

    неравномерное распределение трудовых ресурсов по территории страны;

    существование неофициальных форм занятости (теневой рынок труда).

Хотя функционирование российского рынка труда в переходный период и характеризовалось большими потерями в занятости и массовой безработицей, однако компенсировалось гибким рабочим временем и сверхгибкой заработной платой; интенсивным оборотом силы и повсеместным распространением атипичных форм трудовых отношений - работа в режиме неполного рабочего времени и вынужденные административные отпуска, вторичная занятость и занятость в неформальном секторе, задержки заработной платы и теневая оплата труда, натуральная оплата и производство товаров и услуг в домашних хозяйствах.

Список используемой литературы

    Буланов, B.C. Рынок труда: учебное пособие / B.C.Буланов, B.C.Волгин. – М.: РАГС, 2000.

    Гальперин, В.М. Микроэкономика / В.М.Гальперин, С.М.Игнатьев, В.И.Моргунов. - СПб.: Институт "Экономическая школа", 2004.

    Колупаева, В.А. Экономика труда: Учебное пособие / В.А.Колупаева, Е.Е.Пономарева, В.С.Раковская. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005.

    Оздербиева, Ж.А. Рынок труда: теоретические и практические аспекты: учебное пособие / Ж.А.Оздербиева. – Кемерово: ГОУ ВПО "РГТЭУ", 2006.

    Розанова, Н.М. Микроэкономика фирмы / Н.М.Розанова, И.В.Зороастрова. - М.: Лаборатория знаний, 2007.

    Экономическая теория / Под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой. - М.: Инфра-М, 2003.

7. Роструд России: деятельность органов службы занятости. // Человек и Труд, 2006.

8. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда: Учебное пособие. – М.: «Мик», 2003.

9. Рощин С.Ю. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. / СЮ.Рощин, Т.О.Разумова. - М.:ИНФРА-М, 2000.

Рыжикова З.А. Современная статистика занятости: проблемы и перспективы развития.

З.А. Рыжикова. - М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

Выборочное обследование населения по проблемам занятости является основным источником информации о качественном составе рабочей силы, размерах и структуре фактической безработицы, причинах незанятости, способах поиска работы и его продолжительности. Обследование проводилось начиная с 1992 г. с годовой периодичностью. В 1999 г. обследования рабочей силы переведены на квартальную периодичность. В выборку отбирается 60 тыс. чел. в возрасте 15-72 лет, что составляет около 0,06% численности населения данного возраста.

Основой выборки выступают материалы микропереписи населения 1994 г. Отбор единиц (домохозяйств) проводится на федеральном уровне на основе вероятностных математических моделей по схеме случайного включения единиц в выборку из типизированной основы выборки, сгруппированной по семи признакам: пол, возраст, размер семьи, источник средств существования, образование, национальность, принадлежность жилого помещения.

Из типизированной основы отбираются счетные участки переписи (портфели); в этих участках случайно отбираются домохозяйства. Сбор информации осуществляется по лицам в обследуемом возрасте путем опроса членов домашних хозяйств. Программа опросного листа

предусматривает вопросы о наличии работы в обследуемую неделю, характере этой работы, наличии дополнительной работы, отработанном времени, виде деятельности и занятии, статусе занятых по основной и дополнительной работе.

При обработке материалов наблюдения производится распространение полученных материалов на всю генеральную совокупность путем корректировочных коэффициентов, дифференцированных по полу, возрастным группам, субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности.

Обследование товарных рынков

Выборочное обследование товарных рынков проводится Госкомстатом с 1994 г. В 1997 г. разработан совместный международный проект «Разработка методологии, состава показателей и системы наблюдения за состоянием конкурентной среды на товарных рынках», инициированный Госкомстатом России при поддержке Евростата. Среди зарубежных партнеров были эксперты Федерального статистического управления Германии, Института изучения торговли при Кельнском университете, специалисты Генеральной дирекции по конкуренции Министерства экономики и финансов Франции. Методика выборочного обследования апробирована на рынках молока и молочной продукции в Самарской и Владимирской области в 1998 г. В Самарскую выборку вошли 60 сельскохозяйственных производителей, 29 перерабатывающих предприятий, одна оптовая фирма и 92 розничных предприятия. Во Владимирской области обследование прошли 116 предприятий, в том числе 30 производителей сырья, 13 перерабатывающих, одно оптовое и 72 розничных предприятия, предприятия отобраны в случайном порядке.

Выборочное наблюдение за ценами

Выборочное наблюдение за ценами особенную актуальность приобрело в 1992 г., с момента либерализации цен. Наблюдение за уровнем и изменением цен осуществляется в различных отраслях экономики по выборочной сети базовых организаций, распределенных по субъектам Российской Федерации. Для регистрации цен и тарифов на товары и услуги отобраны крупные, средние и малые предприятия, занимающие соответствующие доли в производстве и реализации продукции и услуг. Наблюдение проводится за предприятиями всех форм собственности и организационно-правовых форм.

Набор товаров и услуг формируется на федеральном уровне и остается постоянным в течение года. На региональном уровне отбираются несколько видов товаров из набора, занимающих значительную

Глава 5. Выборочное наблюдение

долю в производстве или на потребительском рынке данного региона. Регистрация цен на товары и услуги проводится ежемесячно в конце отчетного месяца. На основании первичных данных рассчитываются индивидуальные (по отдельному товару), групповые, отраслевые, региональные и федеральные индексы цен и тарифов.

Важнейшими групповыми и отраслевыми индексами являются:

Индексы потребительских цен на товары и услуги;

Индексы цен на рынке жилья;

Индексы цен производителей промышленной продукции;

Индексы цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию;

Индексы цен в капитальном строительстве (строительно-монтажные работы, оборудование, прочие капитальные работы);

Индексы тарифов на грузовом транспорте;

Индексы тарифов на услуги связи для юридических лиц;

Индексы цен на погрузочно-разгрузочные работы в речных портах;

Индексы цен на приобретенные промышленными организация- ми основные виды топливно-энергетических ресурсов;

Индексы цен на приобретенные сельскохозяйственными организациями средства производства и услуги;

Индексы цен на приобретенные строительными организациями основные материалы, детали и конструкции.

В потребительском секторе проводится еженедельное наблюдение за уровнем и динамикой цен на важнейшие продовольственные товары, алкогольную и табачную продукцию, а также лекарственные препараты, бензин.

*

Выборочное наблюдение в экологической статистике

Новым направлением статистических работ является экологическая статистика, изучающая объемы природоохранных инвестиций, затраты на содержание фондов экологического назначения, расходы на рекультивацию нарушенных земель, виды и объемы экоуслуг по очистке воды, воздуха, хранению и утилизации отходов. Сложность и многообразие экологических проблем требуют проведения выборочного обследования воздействия предприятий на окружающую среду.

Такие обследования уже проводятся. В частности, в 1998 г. Госкомстатом России совместно с Центральным статистическим бюро Финляндии разработана и реализована программа выборочного обследования статистического учета сложных отходов на территории Мурманской области. Использовалась европейская классификация отходов, бланк обследования разработан российской стороной. В жи

5.5. Методология и практика выборочного наблюдения

лищно-коммунальном хозяйстве проведено сплошное наблюдение всех предприятий и организаций, в пищевой промышленности - крупных и средних предприятий, субъекты малого предпринимательства обследовались выборочно.

Выборочное обследование о составе затрат на рабочую силу

Еще одним современным направлением является проведение выборочного обследования организаций о составе затрат на рабочую силу. Цель - получение информации об уровне, структуре, динамике затрат в пользу работников по субъектам Российской Федерации, отраслям экономики и промышленности и формам собственности.

Наблюдение, начиная с 1999 г., проводится раз в два года. Объектами выборочного наблюдения выступают юридические лица со среднесписочной численностью работников свыше 10 человек со средним уровнем заработной платы выше минимального.

Выборочная совокупность создается на основе многомерного расслоенного случайного отбора, т.е. выборка типическая с собственно-случайным отбором. Расслоение генеральной совокупности - группировка, стратификация - осуществляется на уровне каждой территории по трем признакам: вид деятельности (31 слой или группы), форма собственности (2 слоя), среднесписочная численность работников (6 слоев). Исходные данные ранжируются в группах по уровню среднемесячной заработной платы и отбираются пропорционально численности единиц в слое и в зависимости от варьируемости признака.

Обобщающими характеристиками выступают величина, состав, структура расходов на рабочую силу по элементам затрат, средние затраты на одного работника, на один отработанный и оплаченный человеко-час, представленные в различных разрезах и группировках.

Выборочные конъюнктурные опросы

Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации периодически проводит выборочные конъюнктурные опросы предпринимателей и руководителей предприятий и организаций с целью получения данных о неформальной деятельности, деловой активности, теневой экономике в реальном секторе экономики. Наблюдение проводится в промышленности и строительстве ежеквартально, в сфере услуг - раз в полугодие. Характеристиками выступают наличный оборот, бартерные сделки, расчеты с использованием векселей. В бланке обследования задается также вопрос о необходимых мерах улучшения положения предприятий в отрасли.


Обследование населения по проблемам занятости внедрено в статистическую практику с 1992 года. В гг. оно проводилось 1 раз в год, с 1999г. по 2008г. обследование было проведено с квартальной периодичностью. В 2009 году осуществлено три квартальных обследования (в феврале, мае и августе) и с сентября обследование переведено на месячную периодичность. Цель проведения обследования – получение информации о численности и составе экономически активного населения, занятых и безработных, уровнях экономической активности, занятости и безработицы и их динамике по России и субъектам Российской Федерации. Обследование проводится во всех субъектах РФ на основе выборочного метода наблюдения с последующим распространением итогов на всю численность населения обследуемого возраста.


Единицы и объекты наблюдения Единицами наблюдения являются частные домохозяйства; объектами наблюдения – лица, в возрасте от 15 до 72 лет, члены этих домашних хозяйств. Сбор сведений о населении осуществляется путем опроса респондентов по месту их постоянного места жительства. При построении выборок для проведения обследования населения используются материалы переписей населения (ВПН – 1989, микроперепись 1994г., ВПН – 2002, ВПН – 2010). Размер выборки в Кемеровской области составляет 1220 домохозяйств ежемесячно, из них 944 домохозяйства – в городской местности и 276 – в сельской.


Инструментарий обследования При проведении обследования используется следующий инструментарий: - Анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости; - Карточка на помещение, в котором проживет население; - Обращение к населению; - Удостоверение интервьюера; - Пособие по кодированию материалов выборочного обследования населения по проблемам занятости.


Обследование населения по проблемам занятости - основной источник информации о ситуации на рынке труда. Обследование населения – это единственный источник информации, позволяющий производить одновременно измерение занятых экономической деятельностью, безработных и экономически неактивных лиц, в соответствии с критериями международной организации труда, оценить реальные размеры безработицы как в целом по стране, так и по каждому субъекту РФ. Численность безработных в Кемеровской области (тыс.человек)


Обследование населения по проблемам занятости является основным источником статистической информации о качественном составе рабочей силы, структуре фактической безработицы, причинах незанятости, способах поиска работы и его продолжительности, структуре экономически неактивного населения.


Совершенствование способов сбора информации На 2013г. намечены мероприятия по совершенствованию способов сбора информации при проведении обследования домашних хозяйств. Планируется создание системы сбора данных при проведении опроса населения с использованием мини- терминалов (планшетов). Данная технология позволит исключить затраты на тиражирование бланков опросных листов, исключить ручные операции при загрузке информации, повысить достоверность результатов обследований за счет встроенного контроля данных при вводе информации в мини-терминалы в процессе интервьюирования.




Кемеровостат гарантирует: Если к Вам пришел интервьюер, то примите участие в обследовании населения по проблемам занятости. Отвечая на вопросы Анкеты, Вы поможете сделать выводы о ситуации с занятостью в регионе, а также об эффективности программ, направленных на создание рабочих мест и снижение безработицы. Неразглашение и нераспространение сведений о населении, полученных от респондентов Обезличивание персональных данных при обработке Использование полученных сведений только в целях формирования официальной статистической информации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование»

ЛАБОРАТОРНАЯ работа

на тему: «АНАЛИЗ ОБСЛЕДОВАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАНЯТОСТИ »

Москва 2013

Введение

Занятость -- одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики.

В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение не беспредельно для обеспечения экономической и социальной стабильности общества. Поэтому в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически.

Цель данного исследования в связи с этим - показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части на теоретические вопросы формирования рынка труда, второй - сущность и проблемы занятости населения, а в третьей - практический аспект занятости в современных российских условиях.

При написании лабораторной работы были использованы учебные пособия по экономической теории, экономики и социологии труда, а также материалы статей специализированных экономических периодических изданий.

рынок труд занятость безработица

1. Теоретическая часть

1.1 Занятость как экономическая категория

Занятость важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости - важный макроэкономический показатель. Но занятость не только экономическое явление, она имеет еще демографическое и социальное содержание.

Как экономическая категория занятость - занятость это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает как социально-экономическое, так и правовое содержание.

Занятыми считаются граждане:

· работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;

· самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально-трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;

· избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;

· военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;

· трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы, включая обучение по направлению службы занятости;

· временно отсутствующие на работе;

· выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда).

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:

· наемные работники. К ним относятся занятые на основе продажи своей рабочей силы;

· работодатели. К ним относятся предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;

· самозанятые. К ним относятся лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе. Обычно применяются четыре группы показателей, отражающих эффективность занятости:

1. Первая группа - это пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности.

2. Вторая группа - уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Экономически этот показатель отражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой стороны - потребность населения в рабочих местах. Оценка эффективности занятости по этой характеристике может производиться на основе баланса трудовых ресурсов.

3. Третья группа - структура распределения работающих по отраслям народного хозяйства.

4. Четвертая группа - это профессионально-квалификационная структура работающих. Она показывает распределение работающего населения по профессионально-квалификационным группам и отражает степень сбалансированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в квалифицированных работниках.

Для расчета занятости используются следующие показатели:

1. Доля занятых в общей численности населения:

Уз 1 = Чз: Чн

2. Доля занятых в экономически активном населении:

Уз 2 + Чз: (Чз +Чб)

В международной статистике исходным показателем для анализа занятости является уровень экономически активного населения в общей численности населения:

Уэ.а. =(Чз + Чб):Чн;

где Чз - доля численности занятых;

Чн - общая численность населения;

Чб - доля численности безработных.

1.2 Принципы занятости

Переход России от экономики административно-командного типа к рыночным отношениям потребовал проведения экономических реформ в сфере занятости. В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон «О занятости населения» (с последующими дополнениями и изменениями), в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер.

Первым принципом, закрепленном в Конституции РФ, является добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не служит основанием для их привлечения к административной и иной ответственности.

Второй принцип - это ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Государство должно содействовать усилиям индивидуумов приобрести соответствующую квалификацию, заняться тем или иным видом деятельности различными мерами - экономическими, законодательными, социальными.

Третий принцип - учет и обеспечение долговременных национальных интересов.

Четвертый принцип - комплексный подход к решению проблем занятости- включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ.

1.3 Полная и эффективная занятость

В статье 5 закона «О занятости населения в Российской Федерации» сказано, что «государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость».

Понятие «полная занятость» не имеет однозначного толкования и в зависимости от критерия, лежащего в основе его характеристики, трактуется по-разному. В советский период таким критерием, для науки и практики служила всеобщая занятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами. Общество стремилось достичь баланса трудовых ресурсов на предельно высоком уровне, прогноз движения трудовых ресурсов лежал в основе прогноза и плана создания рабочих мест.

В результате такой политики государства занятость достигла сверхвысокого, предельного уровня. К началу 90-х гг. более 94% всего трудоспособного населения было занято в общественном производстве и другой общественно-полезной деятельностью. В условиях централизованной планово-распределительной системы полная занятость - это состояние экономики, при котором задействованы все трудовые ресурсы. Однако практика показала, что такой уровень занятости чрезмерный, так как наносил ущерб другим важным сторонам жизнедеятельности.

Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. Здесь экономически целесообразное рабочее место понимается как продуктивное рабочее место, позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добиться высокой производительности труда, используя достижения науки и техники, и иметь достойный заработок, обеспечивающий нормальное воспроизводство работника и его семьи.

Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса государством, общества. Государственному регулированию подлежат фундаментальные науки, образование, здравоохранение, экологическая и национальная безопасность, функционирование естественных монополий (железные дороги, трубопроводные сети).

Задачу соединения рыночной саморегуляции и государственного регулирования можно решить в ходе трансформации современной экономики в социально ориентированную рыночную. При этом структура занятости потерпит существенные изменения. Будет устранена чрезмерная занятость. Последняя в сфере профессионального труда преодолена в значительной мере уже в настоящее время. Однако это произошло не в результате повышения производительности труда, а на основе спада в экономике, роста безработицы и выбывания части безработных из состава рабочей силы. Структура занятости в современной России не отвечает потребностям ни общества, ни большей части населения.

Полная занятость возможна и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответствии их профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню. В данной ситуации и работники, и государство будут нести экономические и социальные потери. Часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, общество - недополучать ресурсы в бюджет и в социальные фонды.

Поэтому возникает проблема эффективной занятости. По данному вопросу среди экономистов имеется довольно широкий разброс мнений. Многие отечественные экономисты под эффективной занятостью в условиях социально ориентированной рыночной экономики понимают занятость населения, обеспечивающую достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.

Такое определение эффективной занятости нацелено на всестороннее развитие человека и вполне приемлемо, но оно довольно широкое и его невозможно измерить с помощью одного показателя. Однако ему можно дать количественную характеристику через систему показателей.

2. Статистическая часть

ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ, ЗАНЯТЫХ И БЕЗРАБОТНЫХ(тысяч человек)

Численность экономически активного населения:

в том числе:

Занятые в экономике:

безработные:

Численность безработных, зарег-ных в гос. учреждениях службы занятости:

Безработные, которым назначено пособие по безработице - всего

Тысяч человек

Всего в экономике

рыболовство, рыбоводство

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

строительство

гостиницы и рестораны

транспорт и связь

финансовая деятельность

образование

В процентах к итогу

Всего в экономике

в том числе по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

рыболовство, рыбоводство

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

строительство

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

гостиницы и рестораны

транспорт и связь

финансовая деятельность

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

из них научные исследования и разработки

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

образование

здравоохранение и предоставление социальных услуг

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Список используемой литературы

I. Официальные документы:

· Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"

· Трудовой кодекс Российской Федерации от 21.12.2001 г. - М., 2009.

II. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:

I I I. Интернет-ресурсы:

· http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_30/Main.htm - Федеральная служба государственной статистики

· http://www.trud.mos.ru/ - Департамент труда и занятости населения

· www.ress.ru - Русское экономическое общество

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и основные элементы статистики труда. Статистические показатели занятости. Тенденции и перспективы современного рынка труда. Изменение уровня занятости населения в России и Брянской области. Расчет и анализ показателей занятости населения.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2012

    Особенности сельского рынка труда. Анализ занятости и безработицы сельских жителей, динамики численности населения. Проблемы рынка труда в сельской местности в России, его государственное регулирование и пути повышения эффективности функционирования.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2013

    Сущность, структура и функции рынка труда и занятости. Правовое регулирование занятости населения в РФ. Анализ состояния рынка труда и занятости в Кировской области, направления его регулирования. Основные проблемы в развитии трудовых ресурсов региона.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2013

    Понятие безработицы, ее виды и последствия. Основные цели и задачи политики занятости. Меры по стабилизации ситуации в данной сфере. Особенности российской безработицы. Государственное регулирование занятости населения. Оценка состояния рынка труда в РФ.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Сущность занятости населения, механизмы его регулирования и стабильного функционирования в современных условиях. Проблемы рынка труда Республики Карелия, возникшие в результате негативных последствий мирового финансового кризиса. Гибкие формы занятости.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2014

    Понятие, формы, причины и последствия безработицы. Анализ занятости и безработицы в России. Государственная политика борьбы с безработицей. Состояние рынка труда, механизмы обеспечения и пути решения проблем занятости населения в Красноярском крае.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2010

    Безработица: причины, виды и последствия. Естественный уровень безработицы и полная занятость. Государственное регулирование безработицы. Политика занятости в России в период экономического кризиса. Анализ состояния рынка труда Ярославской области.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2011

    дипломная работа , добавлен 27.10.2014

    Рынок труда, его особенности и методы управления. Роль государственных служб занятости на современном рынке труда в РФ. Основные задачи государственного регулирования занятости. Причины и формы безработицы. Состояние уровня занятости в условиях кризиса.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2011

    Изучение понятия, социально-экономической сущности и структуры занятости населения. Государственное регулирование занятости населения. Агентство труда и занятости населения Красноярского края в системе органов государственного регулирования занятости.

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 16 ноября 2017; проверки требуют.

Обследование населения России по проблемам занятости - регулярное статистическое исследование. В России проводится Федеральной службой государственной статистики путём ежемесячного и ежеквартального опросов населения в домашних хозяйствах согласно требованиям Международной организации труда (МОТ).

Обследование населения по проблемам занятости проводится в регионах РФ путём опроса (анкетирования) граждан на основе выборочного метода отбора домохозяйств , с последующим распространением итогов на всю численность населения России обследуемого возраста.

Организация проведения обследования на региональном уровне осуществляется территориальными органами государственной статистики.

Обследование проводится по состоянию на «критическую» (обследуемую) неделю. Критическая неделя длится с понедельника по воскресенье. С 1999 года в России обследование проводится один раз в квартал по состоянию на последнюю неделю второго месяца квартала, то есть февраля, мая, августа, ноября.

Опрос населения начинается в первый понедельник после критической недели и проводится в течение последующих двух недель путём непосредственного посещения домашних хозяйств и опроса (анкетирования) граждан.

Единицами наблюдения являются частные домашние хозяйства и лица в возрасте от 15 до 72 лет - члены этих домашних хозяйств, постоянно (обычно) проживающие в этом помещении.

Не обследуются лица, проживающие в коллективных домашних хозяйствах: общежитиях , школах-интернатах , интернатах для престарелых и других институциональных заведениях, монастырях и прочих жилых коллективных помещениях.

По мнению негосударственных экспертов, в стране много безработных, о занятости которых нет официальных сведений. Соответственно, они не учитываются в отчётах Росстата и могут не отражать реальное состояние дел с безработицей в отдельных субъектах Российской федерации и в стране в целом .

В России подготовка к организации обследований населения по проблемам занятости была начата в 1991 году в рамках реализации программы перехода на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики. В ходе этой работы были разработаны, наряду с инструментарием обследования, понятия и определения, вводимые в статистическую практику для измерения экономической активности населения, занятости и безработицы. Методология формирования выборочной сети объектов наблюдения для проведения опроса была разработана НИИ статистики Госкомстата России. В качестве основы выборки были использованы материалы переписи населения 1989 года .

Пробное обследование было проведено в июне г. в Орловской области . В ходе этого обследования был апробирован разработанный инструментарий и методологические подходы к организации полевых работ. Первое обследование населения в масштабах всей страны было проведено по состоянию на последнюю неделю октября 1992 г. Начиная с г. обследования проводятся ежеквартально.

Для квартальных обследований населения была разработана новая модель формирования выборочной совокупности домашних хозяйств - независимые квартальные выборки, то есть обследуются каждый раз новые домохозяйства, отобранные по установленным критериям. Это позволяет объединять совокупности обследованных персон нескольких последовательных квартальных опросов, увеличивая, таким образом, размер анализируемой совокупности. Повторное включение адресов в выборку может производиться по истечении двух лет.

Объём выборки для ежемесячных обследований в 2005 г. определен в размере 0,06 % численности населения в возрасте 15-72 лет (около 69 тыс. человек), на квартал - 0,24 %, на год - 0,73% . В качестве основы выборки в разные годы использовались материалы микропереписи населения 1994 г., а затем -

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...