Турбоатом официальный. ОАО «Турбоатом


Общие сведения о предприятии

  • Адрес: Московский проспект , 199, г. Харьков , 61037, Украина
  • Дата основания: 21 января год
  • Площадь земельного участка: 50,5 га
  • Численность работающих: 5000 человек

История предприятия

За 70-летнюю историю Харьковский турбинный завод (ныне ОАО «Турбоатом») стал одним из крупнейших в мире турбостроительных предприятий, которое осуществляет полный цикл производства: проектирование, изготовление, поставка, наладка, фирменное обслуживание турбинного оборудования для всех типов электростанций.

-

За три с половиной года был построен Харьковский турбинный завод (ХТГЗ) и 21 января года введен в эксплуатацию. Это красная дата в летописи завода, от нее начался отсчет славных побед харьковских турбостроителей. Уже в году с заводского стенда сошла первая паровая турбина мощностью 50 МВт, а через три года (26 июля года) была изготовлена паровая турбина мощностью 100 МВт и генератор к ней. На тот момент это были самые мощные турбины. До начала Великой Отечественной войны харьковчане изготовили и поставили стране турбины, мощность которых вдвое превышала мощность всех электростанций дореволюционной России.

Военные годы

-

Профиль Харьковского турбинного завода окончательно сложился в 50-е годы. Завод начал специализироваться на производстве мощных паровых и газовых турбин . год стал новым этапом в дальнейшем развитии завода. Проводится работа по техническому перевооружению производства паровых турбин и создается новая отрасль - гидротурбостроение, а производство генераторов передается специализированным заводам. За сравнительно короткие сроки (1955-1958 гг.) были спроектированы и изготовлены паровые турбины мощностью 100 и 150 тыс. кВт, а в 1960-1965 гг. - паровые турбины с повышенными параметрами пара, мощностью 300 и 350 тыс. кВт для Приднестровской, Криворожской, Запорожской, Ладыжинской, Троицкой , Рефтинской , Трипольской, Назаровской и других ГРЭС. Освоено серийное производство гидравлических турбин. В году положено начало созданию мощных паровых турбин для атомных электростанций - важной составляющей энергетики страны. Завод становится головным предприятием по проектированию и изготовлению турбин для атомных электростанций. С года изготавливаются турбины для АЭС мощностью 220 тыс. кВт, которые и сейчас успешно эксплуатируются на Украине , в России , Германии , Болгарии , Венгрии , Финляндии .

-

В начале семидесятых годов было налажено производство турбин для АЭС мощностью 500 тыс. кВт, что обеспечило резкое снижение капитальных затрат на сооружение электростанций. Турбинами такого типа укомплектована самая крупная в мире Ленинградская АЭС , а также Курская , Смоленская АЭС . В 80-е годы предприятие проводит дальнейшее наращивание и техническое перевооружение производства - введены в эксплуатацию новые корпуса, уникальное оборудование. В 1982-1985 годах освоено производство паровых турбин мощностью один миллион киловатт для Запорожской , Балаковской , Ростовской АЭС .

Современный этап

В 1999-2002 годах изготовлены и поставлены 4 радиально-осевых гидротурбины мощностью 280 МВт каждая. Изготовлены и поставлены 4 гидрозатвора диаметром 4 м на напор свыше 500 м. Создан уникальный шаровой затвор, по своим параметрам не имеющий аналогов в мировой практике. В 2003 году ОАО «Турбоатом» осуществляло поставку паровых турбин для АЭС «Кайга» и «Раджастан» (Индия), гидравлических турбин для реконструкции ГЭС Днепровского каскада (Украина), Камской ГЭС (Россия) и других объектов энергетики разных стран. В период с 2005 по 2007 год поставлены 2 модернизированные турбины К-325-23,5 для ТЭС «Аксу» (Казахстан). Подписан контракт на дальнейшую поставку турбин для ТЭС «Аксу». В 2006 году завершено производство радиально-осевой гидромашины диаметром 7,3 м, максимальной мощностью 390 МВт для Днестровской ГАЭС . В 2007 году продолжается реализация проекта реконструкции ГЭС Днепровского каскада. В конце 2007 года начато изготовление конденсатора паровой турбины К‑1000‑65/1500 для Южно-Украинской АЭС. В 2007 году продолжается модернизация паровых турбин К-500 для электростанций России.

Номенклатура продукции

  • Паровые турбины конденсационные и теплофикационные для ТЭС, ТЭЦ мощностью от 1 МВт до 550 МВт;
  • Паровые турбины для АЭС мощностью от 200 МВт до 1100 МВт;
  • Газовые турбины энергетические автономные и для ПГУ мощностью 45 МВт и 115 МВт;
  • Гидравлические турбины разнообразных типов мощностью от 5 МВт до 615 МВт для ГЭС и обратимые гидромашины мощностью от 40 МВт до 400 МВт для ГАЭС;
  • Гидравлические затворы дисковые и шаровые;
  • Гидравлические турбины для микро-ГЭС, мини-ГЭС и малых ГЭС мощностью от 5 кВт до 25 МВт;
  • Теплообменное оборудование (конденсаторы турбин, подогреватели низкого давления, подогреватели сетевой воды);
  • Вспомогательное оборудование машинного зала, регенеративные газо- и воздухонагреватели, эжекторы , маслоохладители, тягодутьевые машины, дымососы , эксгаустеры , мельницы шаровые и др.

Рынки сбыта

Турбины производства ОАО «Турбоатом» успешно работают на электростанциях более чем 45 стран Европы, Азии, Америки и Африки. Более 260 паровых турбин суммарной мощностью свыше 60 млн кВт изготовлены для тепловых электростанций, из них 55 турбин для 16 ТЭС дальнего зарубежья. Для 24 АЭС изготовлено 169 турбин суммарной мощностью более 60 млн кВт, из них 40 турбин для 7 АЭС дальнего зарубежья. «Турбоатом» поставил 13 % турбин для АЭС от суммарных объемов поставок на мировом рынке турбин АЭС и занимает по этому показателю 4-е место среди турбостроительных фирм мира.

На отечественных электростанциях в большом числе находятся в эксплуатации турбины К-300-23,5 ХТЗ, а также несколько турбин К-500-23,5 ХТЗ. Кроме того, работают турбины К-100-8,8 ХТЗ и К-160-12,8 ХТЗ . На Каширской ГРЭС установлена единственная энергетическая паровая турбина реактивного типа Р-100-30/3,2 ХТЗ

Турбина К-300-23,5 ХТЗ спроектирована на 27,5 МПа, 560: С и параметры промежуточного перегрева 4,05 МПа, 565° С. Однако, как и другие турбины сверхкритического давления, турбина эксплуатируется при пониженных температурах свежего пара и промежуточного перегрева, равных 540 С. Расчетное давление в конденсаторе 3,43 кПа. Частота вращения 50 1/с.

Модификация турбины К-300-23,5-2 представлена на рис. 10.19. Турбина состоит из грех цилиндров- одноноточного ЦВД; комбинированного из части среднего и одного потока низкого давления; двухпоточного ЦНД.

В ЦВД расположены одновенечная регулирующая и 10 нерегулируемых ступеней. Рабочие лопасти регулирующей ступени имеют цельнофрезерованный бандаж, поверх которого на шипах устанавливаются ленточные бандажи, связывающие по четыре лопатки в пакеты. Остальные лопатки ЦВД имеют ленточные, приклепанные бандажи, соединяющие пакеты по шесть и семь лопаток. Хвостовики лопаток грибовидные. Все диски в ЦВД имеют по семь разгрузочных отверстий диаметром 40 мм. Небольшая реактивность ступеней и разгрузочные отверстия позволили отказаться в роторе высокого давления от разгрузочного диска.

В части среднего давления 12 ступеней с рабочими лопатками переменного но высоте профиля, первые 9 ступеней выполнены с лет очными бандажами, последние три --не обандажены. Многие из ступеней имеют проволочные демпферные связи. Хвостовики грибовидного типа. Разгрузочные отверстия предусмотрены в первых одиннадцати ступенях. Как и в ЦВД, во втором цилиндре нет разгрузочного диска.

После ЧСД пар разделяется на три потока. Один из них является продолжением ЧСД, остальные два создают новый ЦНД. Особенностью проточной части ЧНД, присущей многим турбинам ХТЗ, является уменьшающийся по потоку корневой диаметр. Это позволяет уменьшить наклон периферийного меридионального обвода, улучшает обтекание корневой зоны ряда ступеней, где скорости пара сверхзвуковые. Первые две ступени ЧНД имеют обандаженные лопатки, остальные - без бандажа. Последняя лопатка длиной 1050 мм при среднем диаметре 2,550 мм. В двух последних ступенях применены торцевые елочные хвостовики. Ступени ЦВД и ЧСД с дисками, откованными заодно с ротором; в ЧНД насадные диски с передачей окружного момента через радиальные шпонки.

Поток пара в ЦВД направляется от генератора к переднему подшипнику. Регулирующая одновенечная ступень и следующие четыре ступени расположены во внутреннем корпусе. Дальше следуют ступени, диафрагмы которых размещены в обоймах, причем из полости между первой и второй обоймами (за девятой ступенью) производится нерегулируемый отбор пара для подогрева питательной воды.

Регулирующие и стопорные клапаны располагаются по бокам ЦВД и с помощью двенадцати гибких паропроводов соединяются с сопловыми сегментами регулирующей ступени. Пар при этом вначале подается одновременно к левому верхнему и правому нижнему сегментам, что обеспечивает 70% полной мощности.

После промперегрева пар поступает в ЦСД, проходя через два блока клапанов. Каждый блок имеет отсечный клапан, управляемый независимо системой регулирования и системой защиты. Направление потока в ЦСД противоположно направлению пара в ЦВД. При установившемся режиме это позволяет в значительной степени уравновесить осевые усилия во всей турбине.

В части среднего давления ступени объединены в группы с помощью обойм, что облегчает организацию отборов пара для регенерации.

Разрез по паровпуску в ЦСД с регулирующими клапанами после промежуточного перегрева см. на рис. 10.21.

Питательный насос полной производительности приводится самостоятельно паровой турбиной с противодавлением, которая питается из паропровода после промежуточного перегревателя.

Отработавший в приводной турбине пар направляется в ЦНД главной турбины.

Для пуска турбинной установки предусмотрен электропитательный насос половинной производительности.

Для замены турбин К-300-23,5, отработавших свой ресурс, ХТЗ создана турбина К-310-23,5-3, продольный разрез которой показан на рис. 10.20. Сложность разработки такой турбины заключается в том, что, с одной стороны, требовалось сохранить фундаменты агрегата и практически без изменений тепловую схему с установкой вспомогательного оборудования, с другой стороны, ХТЗ стремился использовать современные воззрения на проектирование турбин, учесть опыт эксплуатации исходного варианта и других агрегатов завода.

Не рассматривая детально конструкции новой турбины, отметим, что вместо трех потоков ЧНД, как показал опыт, обладающих рядом недостатков (неуравновешенность осевых усилий, не очень благоприятные условия входа в ЧНД, расположенную непосредственно за ЧСД, трудности модернизаций, весьма длинный ротор второго цилиндра), имеется только два потока. Паровпуск в ЦСД показан на рис. 10.21.

В ЦНД использована другая (по сравнению с исходной турбиной) последняя ступень с лопаткой длиной 1030 мм и кольцевой площадью 8,19 м2 (см. рис. 4.44,в) с бандажом, апробированная в ряде турбин ХТЗ. В зоне паровпуска применена трехстенная конструкция, имеющая существенно лучшие показатели маневренности, широко применяется цель-нофрезерованное бандажирование лопаток.

В тепловой схеме используются смешивающего типа ПНД, имеется возможность подключения теплофикационных отборов нерегулируемого давления. Однако в связи с уменьшением


суммарной кольцевой площади последних ступеней неизбежно возросли выходные потери, ухудшились условия на входе в выходной патрубок. В какой-то мере этого можно было бы избежать, применив вместо турбины с противодавлением конденсационный привод питательного насоса. Тогда количество пара, проходящего через последние ступени, уменьшилось бы. Однако этого сделать не удалось в связи с трудностями установки нового турбопигательного агрегата со своим конденсатором в заданных габаритах и на фундаментах машинного зала электростанции.

Отметим, что, не будучи связанными ни с имеющимися фундаментами, ни с габаритами машинного зала, ХТЗ спроектировал для новых и экспортных поставок турбоустановку К-320-23,5-4. Поперечный разрез по иаровпуску ЦВД показан на рис. 4.33.

Турбина (рис. 10.22) состоит из четырех корпусов - однопоточных ЦВД и ЦСД и двухпоточных ЦНД. Поперечные разрезы по паровпускам в ЦВД, ЦСД и ЦНД показаны на рис. 10.23.

Пар направляется в котел, где осуществляется промперегрев. Далее, пройдя отсечные и регулирующие клапаны, пар поступает в цилиндр среднего давления (рис. 10.23,6).

Двумя ресиверными трубами, проходящими ниже плоскости горизонтального разъема, подается в два двухпоточных ЦНД.

Из ЦНД пар направляется в два конденсатора. Роторы низкого давления жесткие, сварно-ковапые, с шейками под подшипники диаметром 520 мм. В каждом потоке ЦНД по пять ступеней. Последние ступени выполнены, как и в турбине К-300-23,5, с лопатками длиной 1050 мм. В последней ступени организована внутриканальиая сепарация влаги из сопловых лопаток. Некоторая разгрузка ступеней низкого давления достигается применением конденсационной турбины для привода питательного насоса. Эта турбина питается паром из промежуточного

отбора главной турбины, и отбираемый пар не возвращается в основной агрегат, а конденсируется в отдельном конденсаторе.

Все четыре ротора турбины соединены между собой жесткими муфтами. Каждый из роторов опирается на два опорных подшипника, выполненных самоустанавливающимися. Некоторые из них - сегментные. Упорный подшипник сегментного типа с одним упорным гребнем располагается между цилиндрами высокого и среднего давления.

Несмотря на противоположное направление потоков пара в ЦВД и ЦСД и двухпоточные конструкции ЦНД, в турбине предусмотрены разгрузочные диски, необходимые для уравновешивания осевых усилий во время переходных процессов. В крышках корпусов подшипников имеются масляные бачки, емкость которых рассчитана на обеспечение маслом подшипников при остановке турбоагрегата с отключенными масляными насосами. В турбине предусмотрено валоповоротное устройство, находящееся между двумя ЦНД.

Турбина имеет два фикс-пункта в точках пересечения вертикальной плоскости турбины, проходящей через продольные шпонки под осью агрегата, с линиями поперечных шпонок под боковыми опорами первого и третьего выходных патрубков ЦНД (под осями левых опорных подшипников ЦНД).

Общая длина турбины 29,5 м, а всего турбоагрегата с генератором и возбудителем 46,3 м. Агрегат размещается поперек машинного зала. Экономичность установки характеризуется удельным расходом теплоты, равным 7640 кДж/кг. ХТЗ разработана новая, более совершенная модификация этой турбины - К-500-23,5-3, где применена улучшенная проточная часть низкого давления с последними лопатками длиной 1030 мм. Реконструирована регулирующая ступень и система паровпуска в ЦВД. Сокращены паровые объемы между регулирующими клапанами ЦВД и соплами регулирующей ступени, между клапанами ЦСД и соплами первой ступени ЦСД. Вместо восьми регулирующих клапанов ЦВД предусматривается четыре, при этом каждый из паровпускных патрубков ЦВД соединяется с одним клапаном. Увеличена степень парциальности регулирующей ступени. Имеются некоторые изменения в тепловой схеме: увеличен отпуск теплоты до 293 ГДж/ч, деаэратор переведен на работу при скользящем давлении, два находящихся под вакуумом ПНД заменяются с поверхностных на смешивающие. По оценкам завода новая модификация турбоустановки рассчитана на удельный расход теплоты брутто, равный 7620 кДж/(кВт-ч).

Сергей ВЯЗЕМСКИЙ | 13.07.2018

Грядущей осенью на Украине должна начаться т. н. большая приватизация крупных объектов госсобственности по новым правилам, прописанным в новом законе «О приватизации». Главной особенностью этих правил является пристальный контроль иностранных советников за всем этим процессом. Уж они-то знают, кого допустить к лакомым кускам госсобственности, а кому дать от ворот поворот.

Кабмин Украины в мае утвердил список приватизационных объектов. Одним из главных объектов, выставленных на продажу, является харьковский «Турбоатом». Предприятие, которое последние годы активно задействовано в атомных антироссийских проектах на Украине. В целом же половина из 26 объектов, выставленных на продажу, – предприятия топливно-энергетического комплекса страны.

В фонде госимущества (ФГИ) даже подсчитали : приватизация крупных предприятий пополнит государственный бюджет на 21,3 миллиарда гривен. Однако деньги эти – всего лишь разовая помощь для скудного бюджета. Самое же главное в начинающемся приватизационном процессе – это первая реальная возможность перехода под непосредственный контроль кураторов киевского режима тех объектов госсобственности, которые будут работать исключительно в антироссийских энергетических проектах, невзирая на интересы трудовых коллективов и даже перспектив развития самих предприятий.

Как раз на примере харьковского «Турбоатома» можно увидеть, что начинает происходить со стабильно работающим предприятием из-за тесной «дружбы» с американскими хозяевами нынешней Украины.

Однако с приходом нынешней власти, поставившей своей главной задачей максимальный разрыв экономических связей и сворачивание взаимовыгодных российско-украинских проектов в производстве, показатели завода стали ухудшаться. Так, если чистая прибыль «Турбоатома» в 2015 г. составляла $68,6 млн., то в 2016-м она составила $39 млн. А по итогам 2017 г. она едва достигла показателя $27,3 млн.

Зато завод активно задействован в энергетических войнах с Россией. Насколько предприятие имеет значение в этом направлении, говорит хотя бы тот факт, что «Турбоатом» занимает четвертое место по поставке турбин для АЭС среди турбостроительных фирм мира, обеспечивая 10% потребностей мирового рынка в турбинах для атомных электростанций. При этом основным покупателем продукции завода является Российская Федерация и страны ЕАЭС.

Интересно при этом, что главными конкурентами «Турбоатома» являются немецкий Siemens, французский Alstom и канадский Bombardier Inc. Именно эти и им подобные западные компании могут занять нишу харьковского завода, а деятельность самого предприятия после приватизации сосредоточить исключительно на антироссийских проектах, значительно сократив объемы работ и персонал.

Помимо сотрудничества с Westinghouse в рамках антироссийского атомного проекта, завод сейчас активно перенаправляют на внутренний рынок. Дело в том, что в советские времена турбинные заводы делали турбины разной номенклатуры, поэтому даже теоретически не могли быть конкурентами. Сейчас же «Турбоатом» пытается предложить свои технические решения на внутреннем рынке, вытеснив оттуда российских производителей.

Речь идет в первую очередь о Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ). На сегодня предприятие изготовило 10 турбин мощностью 225 МВт для модернизации и замены турбоагрегатов 200 МВт производства ЛМЗ на ТЭС Украины. В 2015 году предприятие смогло освоить производство рабочих лопаток пятой ступени длиной 1200 мм из титанового сплава для роторов 5 турбин-миллионников АЭС Украины. Эти лопатки уже работают на Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. Хотя раньше туда их поставлял российский ЛМЗ. Также в прошлом году «Турбоатом» смог вытеснить российского производителя при коренной модернизации энергоблоков №6 и №7 Славянской ТЭС.

Задействован «Турбоатом» и в достройке двух энергоблоков (№3 и №4) Хмельницкой АЭС, где предусматривается установка заводской турбины, а генератора – от харьковского «Электротяжмаша». Раньше достройкой этих энергоблоков должен был заниматься «Росатом». Но в 2015 г. Рада денонсировала соглашение с РФ о достройке Хмельницкой АЭС. Теперь же в парламенте заявляют , что единственным вариантом, обеспечивающим достройку в наиболее короткие сроки этих энергоблоков, является применение реакторной установки (РУ) ВВЭР-1000 (водо-водяной энергетический реактор) производства компании Skoda JS (Чехия).

Помимо «Турбоатома» в антироссийском атомном проекте активно задействован харьковский ННЦ «ХФТИ» (всемирно-известный в советские времена харьковский «физтех») и вышеупомянутый «Электротяжмаш», который также в этом году должен пойти с молотка.

Харьковские ученые непосредственно задействованы в проекте по замене российского ядерного топлива на топливо Westinghouse. Здесь ещё в 1999 году был создан Центр проектирования активных зон с целью научного сопровождения внедрения ядерного топлива Westinghouse на украинских АЭС. Также американцы профинансировали проект создания подкритической ядерной установки «Источник нейтронов», направленный как раз на усовершенствование утилизации радиоактивных отходов. В феврале эту установку наконец-то презентовали в Харькове. Как заявили тогда в ХФТИ: это стало возможным благодаря партнерству с Аргонской и Окриджской национальными лабораториями США.

С «Электротяжмашем» аналогичная история, как и с «Турбоатомом». Завод сильно связан с Россией, за счет чего государственное предприятие стабильно приносит в казну деньги: в 2016 г. завод заплатил в бюджет государства 116 млн. грн. налогов и отчислений, а в 2017-м – 125 млн. грн. Продукцией «Электротяжмаша» укомплектовано 73% мощностей ТЭС Украины. Но завод, помимо РФ и стран СНГ, начал активно работать на азиатском направлении, из-за чего потенциально может стать конкурентом американским фирмам. Так, по словам и. о. директора завода Д. Костюка, на азиатских рынках очень плотно работают компании США. Можно быть уверенным: большая приватизация под присмотром иностранных советников решит для янки эту проблему!

Кстати, в 2015 г. директор «Электротяжмаша» В. Глушаков был уволен с поста, как только стало известно, что завод благодаря налаженным обходным схемам продолжил активно работать с Россией. Увольнения добился тогдашний министр экономразвития по квоте американцев А. Абромавичюс. Однако обходная схема продолжает работать и сейчас. В условиях выживания харьковчане отказываются закрывать предприятие в угоду американским интересам.

Как выяснилось , завод через британские офшорные компании Industrial Field Limited и Pitfield Traders Ltd с 1 сентября 2015 по 31 января 2017 года поставил в Россию продукции более чем на 1,55 млрд. грн., или более 75% от всего своего объема. При этом только за 2017 г. «Электротяжмаш» отгрузил таким способом товаров на сумму почти $37,5 млн. (около 1 млрд. грн.), что составило почти 90% всех экспортных операций госпредприятия.

Чтобы разрушить такие схемы, заокеанские кураторы и требуют проведения «честной и прозрачной» приватизации, результатом которой будет сокращение производства, рост безработицы и нищеты.

Характерно, что продадут эти остатки советской промышленности за цену, далеко разнящуюся с реальной себестоимостью. Тот же «Турбоатом» в ФГИ со старта оценивают в $ 277,3 млн., а «Электротяжмаш» почти в два раза меньше. Насколько эти цифры справедливы, говорит такой факт. В 2012 г. российские «Силовые машины» купили 5% акций «Турбоатома» за $20 млн. То есть завод тогда оценили в $400 млн. Сейчас благодаря «прозрачной» приватизации он стоит на порядок ниже!

В редакцию поступило письмо от Владимира Самойловича Немирова - сейчас пенсионера, а до 2001 г. инженера-конструктора харьковского завода «Турбоатом». В свои 89 лет кандидат технических наук и изобретатель остался неравнодушен к заводу, где прошла вся его профессиональная жизнь. И, думаем, дело здесь не в ностальгии по великим стройкам социализма. Разрушив такое предприятие, Украина утратит уникальный производственный комплекс, а значит - потеряет очередные баллы конкурентоспособности на глобальном рынке разделения труда.

Харьковский турбогенераторный завод (ХТГЗ) был принят в эксплуатацию 82 года назад - 21 января 1934 г. Проект предприятия, предназначенного для выпуска паровых, газовых и гидравлических турбин, а также электрических генераторов, разработали инженеры компании «Дженерал Электрик» (США), одной из крупнейших в мире турбостроительных фирм. У нее же были приобретены конструкторская документация и технология производства турбин.

В июне 1949 г., когда после окончания Харьковского механико-машиностроительного института я пришел на завод, основной его продукцией были турбины для военных кораблей - эсминцев и крейсеров. Турбины эти изготавливались по чертежам итальянской фирмы Ансальдо. Для электростанций предприятие выпускало только турбины мощностью 50 тыс. кВт.

В 1950-х г. завод стал получать заказы на производство более совершенных машин - и наши конструкторы справились с задачей. Для энергетики в Харькове выпускали турбины мощностью 100 тыс. кВт, для флота - мощные корабельные турбины нового типа. Их устанавливали на тяжелых крейсерах.

В середине 1950-х стратегия строительства советского флота изменилась. Тяжелые надводные корабли уступили место подводным лодкам - сначала дизельными, потом с атомными реакторами. Корабельные турбины сняли с производства. ХТГЗ перешел на выпуск турбин для электростанций, а в 1954-м производство генераторов было передано заводу «Электротяжмаш», в связи с чем Харьковский турбогенераторный завод стал называться Харьковским турбинным.

В 1960-х предприятие освоило выпуск турбин для атомных электростанций - сначала небольшой мощности - 70 МгВт, такие машины были установлены на первом и втором блоках Ново-Воронежской АЭС. Каждый блок состоял из трех турбин, питавшихся паром от одного реактора. Эту продукцию завод, теперь уже «Турбоатом», поставлял и в ГДР. Чтобы передать немцам технику и знания, туда ездили наши наладчики и монтажники.

Для АЭС предприятие производило реакторы двух типов - РБМК (реактор большой мощности канальный) и ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор). Главное их отличие для нас, турбинистов, состояло в том, что пар после РБМК был радиоактивным, поэтому время работы в машинном зале было строго ограничено. Счетчик радиоактивности имелся у каждого работника. После смены все принимали душ и проходили проверку на стационарных дозиметрах - частенько приходилось снова идти под душ.

Параллельно с атомной энергетикой развивалась тепловая. Для ТЭС наш завод выпускал турбины мощностью 150, 300 и 500 МгВт, а также максимально экономичные парогазовые установки мощностью 150 МгВт.



В 70-е гг. поступил заказ на турбину мощностью 1 млн. кВт. Замечу, что до сего дня только шесть стран в мире имеют возможность выпускать турбины такой мощности, в том числе Украина и Россия. Огромные и тяжеловесные детали миллионников требовали специального оборудования. «Турбоатом» не подвел: в содружестве с московским институтом ЦНИИТМАШ был создан уникальный стенд для сварки роторов весом до 200 т. В Харьков для сварки привозили роторы из Франции и России.

Выпуск миллионников и гидротурбин большой мощности для удаленных электростанций привел к необходимости разработать специальные транспортные самолеты типа «Руслан» и «Мрия», что оказалось вполне достижимым в условиях единого планового экономического хозяйства всей страны.

Стоит сказать и об уникальной лаборатории, созданной на нашем заводе. На ее стендах проводились натурные испытания моделей рабочих колес и лопастей всех гидротурбин. Здесь отрабатывались оптимальные формы, размеры, чистота обработки основных деталей, в результате наши агрегаты завоевали репутацию экономичных и надежных. Если на карте мира отметить флажками все точки, где стоят наши турбины - паровые, гидравлические, газовые, свободных участков останется мало.

Чернобыльская катастрофа внесла в развитие атомной энергетики существенные коррективы. После апреля 1986-го реакторы типа РБМК на АЭС уже не устанавливали. Однако атомная энергетика не прекратила развития - альтернативы ей пока не существует: добыча газа, нефти и угля с каждым годом становится затратнее, сопровождается все большим количеством человеческих жертв и экологических нарушений.

В конце 80-х «Турбоатом» приступил к разработке турбины еще большей мощности для АЭС с реактором типа ВВЭР - 1200 мгВт, но после распада СССР проект пришлось свернуть.

Очень важный и интересный заказ завод получил в середине 1990-х от Ирана: там строилась первая для этой страны АЭС - «Бушер». Для нее требовалась турбина мощностью 1 млн. кВт. Строить эту станцию - еще в 70-х - начинала известная немецкая фирма «Сименс». Ее специалисты подготовили площадку, подвели инфраструктуру, даже поставили фундамент для турбины. Чтобы было понятно, насколько это серьезное сооружение, скажу только, что верхняя плита, на которой должна стоять турбина, представляет собой железобетонный монолит весом 2 тыс. т на упругом основании, как того требовали строгие правила сейсмической безопасности.

В 1980-м, когда Иран стал главным врагом США на Ближнем Востоке, немцы прекратили работу. Основания для такого решения вполне понятны: любой атомный реактор можно приспособить для получения обогащенного урана или плутония, пригодного для изготовления атомной бомбы.

Через 15 лет, в 1995-м, Иран обратился к России с просьбой изготовить реактор, а Украину попросили создать для него турбину мощностью в 1 млн. кВт и поставить ее на фундамент фирмы «Сименс». Наша страна к тому времени уже изготовила и эксплуатировала несколько таких машин, а Россия опыта не имела.

Для украинской промышленности, которая стала терять российские заказы, это был чрезвычайно выгодный проект. Он позволял загрузить добрый десяток наших заводов на несколько лет, к тому же открывал перспективу последующей долголетней поставки запчастей для иранской АЭС, ее технического обслуживания и ремонта. Кроме турбины и генератора, которые должны были изготовить «Турбоатом» и «Электротяжмаш», проект предусматривал производство мощных трансформаторов в Запорожье, специальных насосов в Сумах, толстостенных труб для паропроводов, крупных отливок и поковок, которые должны были поставлять Новокраматорский завод и другие металлургические производства страны.

Для меня эта работа была интересна не только новыми решениями и нестандартными подходами, но еще и потому, что предполагала внедрение моих изобретений, позволяющих повысить экономичность турбоустановки.

Когда работы подошли к концу, в производство вмешалась высокая политика. В Киев прибыла Мадлен Олбрайт. Не знаю, что именно пообещали американцы Украине вместо этого иранского заказа, чем пригрозили, скорее всего, было и то и другое, но от строительства турбины для АЭС «Бушер» нашему заводу приказано было отказаться. Заказы потеряли и все наши заводы-смежники.

От этого удара «Турбоатом» так и не оправился. Были, конечно, разовые заказы на турбины средней мощности для Китая и Индии, но потом не стало и этого.

Строительство АЭС «Бушер» продолжилось без украинских заводов - Россия справилась с задачей, заработав немалые деньги. Первый блок станции мощностью 1 млн. кВт был введен в эксплуатацию в сентябре 2012 г.

А на «Турбоатоме» начались сокращения производства и персонала: конструкторский отдел газовых турбин был упразднен, предприятие потеряло возможность производить газовые турбины и парогазовые установки. Не было заказов и на паровые турбины. Опытные инженеры стали уходить - кто из жизни, кто на пенсию. А молодежь зарплата на заводе не привлекает. Они стремятся найти работу в частных компаниях либо за рубежом.

Сегодня завод работает четыре дня в неделю, время от времени сотрудников отправляют в отпуск без содержания, инженерный состав конструкторского бюро паровых турбин сократился примерно в пять раз, многие сложные виды работ выполнять теперь некому. Уникальное и очень дорогое оборудование практически простаивает.

А ведь конструктор паровых турбин - специальность особая. Все свои решения, методики расчета и проектирования он может проверить на практике лишь через пять-шесть лет после разработки проекта, когда турбина будет изготовлена, смонтирована и поработает на электростанции хотя бы два-три года. Конструктором может по праву считаться только инженер, успешно проработавший на заводе не менее 10 лет. Специалист, который участвовал в разработке, производстве и эксплуатации хотя бы двух турбин.

За 52 года работы на Харьковском турбинном заводе мне посчастливилось принять участие в создании 17 новых турбин. За полвека пришлось побывать на многих электростанциях - налаживать, запускать и ремонтировать наши турбины. От Кольского полуострова до Ташкента, от Бреста до Байкала - всюду наши машины прекрасно себя зарекомендовали. И везде нас - турбинистов - принимали как людей, которые приносят тепло и свет в новые поселки и города.

Помню, как в 1975-м приехал в город Шевченко, на западе Казахстана, на самом берегу Каспийского моря (теперь это город Ак-Тау - Белая Гора). Когда заполнял анкету в гостинице, портье - симпатичная молодая казашка - увидев, что в графе «цель приезда» написано «командировка на АЭС», обрадовалась: «Это вы нам новый опреснитель ставить будете!» В городе в то время были проблемы с пресной водой.

Спасать один из крупнейших в мире турбостроительных заводов, единственный в нашей стране, нужно немедленно. В противном случае Украина невосполнимо потеряет собственное турбостроение, высокопрестижное и очень доходное производство, созданное предыдущими поколениями, сохраненное и восстановленное после страшной войны, удержавшееся на плаву в лихие 90-е и погибающее сейчас, в независимом государстве Украина.



Что случается с теми, кто сотрудничает с Америкой?

Некоторые люди относятся к жизни чересчур оптимистично: они считают, что, если во всем будут следовать желаниям Америки, США окажет им любезность и откроет путь к самым разным новым возможностям.

История харьковской компании «Турбоатом» интересна тем, что наглядно демонстрирует, какая судьба постигает всякого, кто возлагает надежды на обещания США.

БУШЕРСКАЯ АЭС VS. ХАРЬКОВСКАЯ ИНИЦИАТИВА: УКРАИНСКИЙ ВЫБОР
Екатерина ВОТАНОВСКАЯ

В 1996 г. ОАО «Турбоатом» (Харьков, Украина), специализирующееся на выпуске тихоходных паровых турбин, получило предложение принять участие в проекте по завершению строительства АЭС в Бушере. 20 февраля 1997 г. «Турбоатомом» и генеральным подрядчиком на строительство АЭС на берегу Персидского залива российским ВПО «Зарубежатомэнергострой» был подписан контракт на проектирование турбины для атомной электростанции в Иране. Стороны также приступили к переговорам об условиях поставки для Бушерской АЭС комплекта из двух тихоходных турбин мощностью 500 МВт каждая.

«Турбоатом» с 1969 г. поставляет турбины на АЭС на основе реакторов ВВЭР-440 (были установлены на АЭС «Козлодуй» в Болгарии, «Пакш» в Венгрии, «Ловиса» в Финляндии, а также в России и Украине), а с 1970 г. – для АЭС на основе ВВЭР-1000 (турбинами предприятия укомплектованы Балаковская, Запорожская и другие АЭС). Помимо этого, на складах завода вследствие Чернобыльской аварии так и остались лежать части турбин для Крымской, Одесской, Чигиринской и Харьковской АЭС. Всего продукция «Турбоатома»1 (для АЭС, ГЭС, ТЭС) используется в 45 странах мира, в том числе Болгарии, Индии, Китае, Мексике и других.

Предприятие относится к числу стратегически важных объектов Украины и до настоящего времени остается в государственной собственности. Помимо комплекта турбин, украинское предприятие согласилось поставить еще ряд номенклатуры оборудования для АЭС в Бушере, а также взять на себя сервисное обслуживание поставленного оборудования. Общая стоимость предполагаемых работ оцениваласьспециалистами «Турбоатома» в 80 млн долл. США.

Ядерное воздержание Украины

Однако политическое руководство Украины не смогло устоять под давлением США и, по образному выражению бывшего президента страны Л.Д. Кучмы, перед обещанием «золотых гор» со стороны Вашингтона, который резко выступал против завершения строительства АЭС в Иране.

Накануне официального визита на Украину государственного секретаря США Мадлен Олбрайт в марте 1998 г. в Киеве было принято решение прекратить участие «Турбоатома» в проекте. Конфиденциальные письменные гарантии того, что Украина откажется от участия в Бушерском проекте, были получены американской стороной до начала визита. Среди американских министерств и ведомств соответствующееобязательство Украины было распространено в виде двух конфиденциальных телеграмм Посольства США на Украине № 2366 и № 23678. Официально о принятом решении было объявлено министром иностранных дел Украины Г.И. Удовенко по итогам семичасового визита госсекретаря США в Киев. Для практической реализации принятого решения украинским руководством был использован административный ресурс. Президент Украины Л.Д. Кучма, минуя формальности, лично дал указание руководству ОАО «Турбоатом» прекратить сотрудничество с российскими компаниями в рамках проекта по строительству Бушерской АЭС.

В обмен Украине была обещана поддержка ее вступления в Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ), заключение американо-украинского соглашения осотрудничестве в области атомной энергии (Соглашение 123), а также обещание оказать содействие в привлечении инвестиций частного американского бизнеса в промышленность Харьковской области, где расположено предприятие «Турбоатом» (через учреждение так называемой «Харьковской инициативы»). Также Украине было обещано участие в американских космических программах; в рамках визита Мадлен Олбрайт в Киев было подписано соответствующее межправительственное соглашение.

Еще одним косвенным аргументом в пользу принятия руководством Украины решения об отказе отучастия в работах в Бушере стало ожидание получения очередного транша экономической помощи США. Весной 1998 г. планировалось получение второй части пакета помощи в размере 100 млн. долл. (общий объем пакета – 225 млн. долл.). Однако зимой 1998 г. его выплата была заморожена, хотя напрямую этот вопрос и не увязывался с участием Украины в строительстве Бушерской АЭС. Вскоре после визита госсекретаря США на Украину средства поступили в Киев.

Отказ Украины от любых контактов с Ираном в ядерной области выдвигался США в качестве условия заключения украино-американского Соглашения о сотрудничестве в области атомной энергетики. Соглашение 123 было парафировано во время визита Мадлен Олбрайт в Киев и уже в мае 1998 г. было представлено на рассмотрение в Конгресс США. Украина рассчитывала на американскую помощь в реализации проекта по созданию производства ядерного топлива для реакторов типа ВВЭР-1000 на территории страны (в качестве частичной альтернативы его закупкам в России), содействие американских компаний (в первую очередь – компании «Westinghouse») в достройке 3-го и 4-го блоков Хмельницкой АЭС, а также на выход с ее ядерными материалами на американский рынок.

Администрацией Клинтона отказ Украины от участия в Бушерском проекте рассматривался как серьезный внешнеполитический успех, который значительно осложнит России работы по завершению строительства АЭС на берегу Персидского залива.

Харьковское партнерство

Взамен участия в строительстве Бушерской АЭС Украине также была предложена так называемая «Харьковская инициатива», переименованная позднее в «Харьковское партнерство», официально декларируемой целью которого являлось углубление украино-американского сотрудничества в регионе, в том числе в сфере высоких технологий.

Одним из приоритетов инициативы называлось привлечение инвестиций частного американского бизнеса в стратегически важные отрасли региона, где высокий удельный вес имеет тяжелая промышленность. Летом 1999 г. губернатор Харьковской области О.А. Демин по приглашению Государственного департамента США в поисках потенциальных инвесторов для предприятий региона посетил Кливленд, Нью-Йорк и Чикаго, где рассказал о потенциале предприятий области, в частности Харьковском тракторном заводе, Харьковском авиационном заводе, «Турбоатоме», а также Институте физики высоких энергий и ядерной физики Харьковского физико-технического института. Однако дальше презентационных мероприятий дело не пошло. Американский частный бизнес оказался не заинтересован в предлагаемых проектах. Инициатива оказалась неспособна стимулировать контракты между американскими инвесторами и промышленными предприятиями области.

Еще одной декларируемой составляющей «Харьковской инициативы» являлось продвижение демократических реформ, создание рабочих мест и достижение экономического роста через механизмы Агентства США по Международному развитию (USAID). В частности, совместно с властями области проводилась оценка эффективности управления производством на предприятиях региона. В регионе были открыты дополнительные офисы по экономическому развитию и стимулированию предпринимательской активности. Однако официальные результаты программы, приводимые Посольством США на Украине, – снижение безработицы в Изюме (городе областного подчинения с населением около 50 тыс. чел.) на 1% , увеличение производства товаров народного потребления промышленностью г. Богодухов (расположен на северо-западе области и имеет население около 16 тыс. чел.) на 2% – вряд ли можно рассматривать как успех проекта.

Заключение руководства Украины в отношении результатов «Харьковской инициативы» было однозначно и категорично. Согласно официальным оценкам, дальше «изучения инвестиционных возможностей и намерений» дело не пошло, никаких реальных денег в область не поступило. Премьер-министр Украины в 2001-2002 гг. А.К. Кинах признал полный провал «Харьковской инициативы», поскольку Украина не получила соответствующей компенсации, несмотря на все заверения США минимизировать потери в результате выхода из Бушерского проекта. В своих мемуарах президент Украины Л.Д. Кучма отметил, что для него ситуация с отказом от Бушерского проекта стала «одним из самых болезненных уроков [...] президентства».

Американская сторона, признавая, что в рамках программы не удалось решить задачу привлечениячастного бизнеса в регион, в своих оценках результатов программы оперировала в первую очередь расходами государственных программ США в Харьковской области, в значительной степени учрежденных до появления «Харьковской инициативы» и реализуемых независимо от нее. В частности отмечалось, что Научно-технический центр Украины, финансируемый преимущественно правительством США, одобрил 122 проекта на 14 млн. долл. (из них 12 млн. долл.- доля США) в научно-исследовательских институтах и вузах Харькова в рамках усилий по предотвращению распространения опасных (с точки зрения нераспространения) технологий. Одновременно с этим Министерство энергетики США выделило из фонда «Инициативы по нераспространению» 1,5 млн долл. Харьковскому физико-техническому институту (ХФТИ).

В условиях отсутствия практических результатов «Харьковской инициативы» проекту была создана масштабная информационная поддержка в украинских и международных СМИ. По словам координатора проекта Э.А. Симсона, никогда ранее Харьков так часто не упоминался в мировой прессе.

Недовольство «инициативой» в Харьковской области было столь сильно, что в 2000 г. в рамках планирования визита в Украину президента США Билла Клинтона было принято решение отказаться от посещения им Харькова, ограничившись визитом в Киев.

Потери ОАО «Турбоатом»

Руководство «Турбоатома» пыталось добиться отмены принятого руководством страны политического решения и убедить президента и кабинет министров пересмотреть решение о выходе Украины из Бушерского проекта, доказывая, что турбины не входят в ядерный остров АЭС и являются только механическим приводом генераторов, а поэтому неверно их считать «ядерным» экспортом.

Помимо этого, велась работа в Москве (руководство «Турбоатома» приезжало в российскую столицу) в попытке убедить представителей ЗАО «Атомстройэкспорт», что трудности с их участием в проекте временные и компании удастся организовать кампанию в поддержку пересмотра принятого политического решения. Однако руководство российской компании сочло за благо «неподвешивать» вопрос о производстве оборудования с длинным циклом изготовления (два года) и передать заказ Ленинградскому металлическому заводу (ЛМЗ).

Прямые потери «Турбоатома» составили 5,1 млн.долл. Именно такая сумма была потрачена на разработку и проектирование турбины. Потенциально упущенная выгода предприятия в Иране составила около 80 млн долл. (55 млн долл. – стоимость комплекта турбин плюс ряда вспомогательного оборудования). Отказавшись от участия в строительстве АЭС в Иране, «Турбоатом» потерял, по некоторым оценкам, 25-30% от общего объема заказов предприятия. Руководство «Турбоатома» также рассчитывало, что в будущем число энергоблоков в Бушере может быть увеличено до четырех, что было предусмотрено межправительственным российско-иранским соглашением от 25 августа 1992 г., а поэтому заявляло, что упущенная потенциальная выручка предприятия составила около 260 млн. долл. США.

Кроме того, ожидалось, что общий объем участия других украинских заводов – Запорожского трансформаторного, Николаевского трубного завода, харьковского «Монолита», сумского завода «Насосэнергомаш», металлургических комбинатов, которые должны были поставлять отдельные детали и компоненты, составит дополнительно до 90 млн. долл. «Турбоатом» не только «потерял» контракт, но и место во вновь создаваемой цепочке предприятий по производству оборудования для строительства АЭС на основе реактора ВВЭР-1000. Была освобождена «ниша» для альтернативных поставщиков турбин (в том числе быстроходных) для АЭС по российским проектам, в которой ранее «Турбоатом» фактически являлся монополистом. Освободившуюся нишу прочно занял Ленинградский металлический завод (ЛМЗ). В частности, помимо Ирана, турбины ЛМЗ были поставлены на два блока АЭС «Куданкулам» в Индии и два блока АЭС «Тяньвань» в Китае. Ранее подавляющее большинство атомных энергоблоков, поставленных СССР за рубеж, были оснащены турбинами харьковского предприятия, а ЛМЗ, в свою очередь, до Бушерского контракта специализировался на поставках турбин для ТЭС и ГЭС.

Заключение

1. Через полтора года после вынужденного отказа украинского «Турбоатома» от участия в Бушерском проекте ЗАО «Атомстройэкспорт» подписало договор на поставку турбоустановки с Ленинградским металлическим заводом. Специалисты ЛМЗ спроектировали быстроходную турбину мощностью 1000 МВт31 за полтора года, еще два года потребовалось на ее изготовление. В июле 2002 г. ЛМЗ завершил отгрузку в Морской порт Санкт-Петербурга паровой турбины для иранской атомной электростанции.

2. Только во второй половине 2000-х гг. «Турбоатому» удалось начать возвращение на российский рынок, получив заказы на изготовление оборудования для третьего и четвертого блоков Ростовской АЭС (физический пуск реакторов запланирован на 2014 и 2016 гг. соответственно). Также в настоящее время в числе перспективных проектов предприятия в России рассматривается участие в модернизации конденсаторов турбин мощностью 1000 МВт Балаковской и Калининской АЭС.

3. Несмотря на политическое решение Киева о запрете украинским компаниям принимать участие в поставке оборудования и комплектующих для Бушерской АЭС, украинские специалисты продолжили работу на строительстве атомной электростанции. В отдельные периоды доля украинских специалистов составляла до 80% при среднем количестве персонала на площадке около 2 тыс. человек.

4. После провала «Харьковской инициативы» Украина возобновила развитие торгово-экономического сотрудничества с Ираном. При этом основными сферами украино-иранских отношений стали энергетический комплекс и авиастроение. Так, Украина построила в Исфахане завод по сборке Ан-140. В октябре 2002 г. состоялся визит президента Ирана Мохаммада Хатами на Украину, во время которого в двустороннюю повестку дня был возвращен вопрос сотрудничества в ядерной сфере. Одним из примеров развития кооперации двух стран в области атомной энергетики является двухнедельный визит делегации Организации по регулированию ядерной деятельности Ирана в учебно-тренировочный центр Ровненской АЭС в апреле 2010 г. в рамках программы повышения квалификации иранского персонала.

5. Для России выход Украины из Бушерского проекта обернулся не только потерей времени на поиск альтернативного поставщика, но и потенциальной потерей части финансовоемкого украинского рынка ядерного топлива (всего в Украине эксплуатируется 15 энергетических реакторов ВВЭР). В результате выхода Украины из проекта по строительству АЭС в Иране, было завершено формирование правовой базы для американо-украинского сотрудничества в области атомной энергетики. В настоящее время планируется, что начиная с 2011 г. топливо американской компании «Westinghouse» будет загружено в три реактора Южно-Украинской АЭС.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...