Финансовая политика государства и предприятия. Государственные финансы и финансовая политика государства


Финансовая политика – это определенная на продолжительный период совокупность мероприятий, подлежащих реализации в рамках общих методологических требований финансового менеджмента и определяемых конкретными задачами, а также внешними и внутренними условиями деятельности.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Она включает:

–разработку общей концепции , основных направлений, определение целей и главных задач;

–создание адекватного финансового механизма ;

управление финансовой деятельностью государства и его субъектов.

Выделяют три основных вида финансовой политики:

· классическая;

· регулирующая;

· планово-директивная.

Классическая основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723–1790) и Д. Рикардо (1772–1823). Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.

Регулирующая – в основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883–1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие – рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 1930–1960 гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования социальных нужд.

В 1970-х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику. Регулирование становится многоцелевым:

· экономический рост и занятость;

· денежное обращение;

· валютный курс;

· социальные факторы;

· структурная перестройка хозяйства.

Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника инвестиций. Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их шкалы.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах с административно-командной системой. Основана на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.

Действовал двухканальный механизм изъятия чистого дохода у предприятий:

· вначале при помощи налога с оборота;

· затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли).

1) При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет чистой прибыли.

2) Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов.

3) Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось путем введения ограничений в установлении самостоятельных источников доходов – 10–15% за счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов. Такая политика была эффективна в годы ВОВ, в период восстановления народного хозяйства после войны. В настоящее время она реформируется.

Основа современной финансовой политики РФ:

· признание свободы предпринимательства;

· введение разнообразных форм хозяйствования;

· приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике;

· отказ государства от директивного управления;

· переход отношений предприятий и государства на налоговую основу.

Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила распространение система государственного кредита для покрытия дефицита госбюджета. Используются рыночные формы государственных займов. Изменяется организация бюджетной системы. На смену централизованной пришла система, основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Применяется система трансфертных платежей, увязывающая размер бюджетных средств со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Изменяется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального используется горизонтальное перераспределение средств за счет функционирования финансового рынка. Получила развитие система внебюджетных фондов государства. Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок. Изменилась система управления финансами. Готовится налоговая реформа. Осуществляется структурная перестройка экономики. Расходование бюджетных денег производится на конкурсной основе. Продолжается совершенствование бюджетного устройства, намечено проведение бюджетной реформы. Укрепляется рынок ЦБ.



Наиболее динамичной частью финансовой политики является финансовый механизм .

Тема 2. Финансовая политика государства и управление финансами.

1. Финансовая политика.

1. Финансовая политика

Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений при выполнении государством своих функций.

Финансовая политика представляет собой основан­ную на законодательстве целенаправленную деятельность государства в области мобилизации финансовых ресурсов, их распределения с целью выполнения государством своих функций.

Финансовая политика включает в себя три элемента:

    выработку концепции развития финансов,

    определение основных направлений их использования,

    а также разра­ботку мер, направленных на достижение целей.

Общие принципы формирования финансовой политики государства следующие:

    формирование научно обоснованной концепции раз­вития финансов , которая вырабатывается на основе анализа экономики, перспектив ее стабилизации и развития с уче­том потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах;

    сосредоточение определенной части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства в целях обеспечения финансирования расходов на содержание госу­дарственных органов, решения социальных задач и т.д.;

    определение важнейших направлений наиболее эффективного использования финансовых ресурсов госу­дарства путем их направления в приоритетные сферы;

    регулирование финансовых отношений с помощью налоговой политики , предусматривающей совершенствова­ние политики правительства в области налогообложения.

Выделяют следующие приоритеты финансовой политики:

    снижение социальной напряженности;

    оздоровление государственных финансов;

    восстановление нормального функционирования банковской сферы;

    достижение сбалансированности товарных и денежных потоков;

    повышение финансово-экономической самостоятельности и ответственности регионов в рамках единого федерального государства;

    создание для регионов равных условий в бюджетно-налоговой сфере;

    искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

Задачи финансовой политики:

    Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

    Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

    Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

    Разработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

    Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

    Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих их поставленных целей и задач.

Следует помнить, что главным критерием оценки эффек­тивности финансовой политики является то, насколько она способствует достижению поставленных государством целей.

Результативность финансовой политики повыша­ется по мере учета потребностей общественного развития, интересов всех слоев общества, объективной оценки воз­можностей государства.

Финансовая политика (состав) включает в себя:

    бюджетную,

    налоговую,

    инвестиционную,

    социальную,

    таможенную политику.

Бюджетная политика занимает центральное место в финансовой политике государства ввиду того, что она определяет:

    основные задачи бюджета

    количественные параметры формирования доходов и расходов бюджета,

    количественные параметры управления государственным долгом.

Основными задачами бюджетной политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются:

    превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

    обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

    дальнейшее удлинение горизонта бюджетного плани­рования;

    обеспечение исполнения расходных обязательств;

    проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;

    переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

    применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов;

    повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;

    решение проблемы несбалансированности Пенсион­ного фонда РФ;

    содействие опережающему социально-экономиче­скому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

Налоговая политика предполагает разработку и реали­зацию комплекса мер:

    по совершенствованию налоговой системы,

    принципов ее построения и условий функциони­рования,

    мер по повышению эффективности и оптимиза­ции налогообложения, увеличения собираемости налогов.

Главная цель современной налоговой политики - фор­мирование такой налоговой системы, которая была бы, с одной стороны, необременительной для субъектов хозяй­ствования как по уровню изъятия доходов в форме налого­вых платежей, так и в части простоты и прозрачности про­цедур расчета и уплаты налогов, совершенства налоговой отчетности и упорядочения налоговых проверок, а с другой стороны, обеспечивала достаточные поступления в бюджет налоговых доходов.

Инвестиционная политика включает в себя систему мероприятий:

по созданию условий для привлечения отече­ственных и зарубежных инвестиций прежде всего в реаль­ный сектор экономики.

Основной целью этой политики является определение приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности, создании благоприятных условий инвесторам с целью привлечения инвестиций, обеспечение притока иностранного капитала. Реализация инвестиционной политики предполагает финансирование федеральных целевых программ, стимулирующих иннова­ционное развитие экономики.

Социальная политика направлена на решение задач финансового обеспечения:

    социального развития общества,

    улучшение условий жизни и благосостояния населения,

    других социальных прав граждан России, предусмотрен­ных Конституцией РФ.

Она включает в себя

    пенсионную,

    иммиграционную политику,

    политику финансовой помощи отдельным группам населения и др.

В сферу таможенной политики входит:

    регулирование экономических взаимоотношений с другими государст­вами,

    защита внутреннего рынка и национальных произ­водителей с помощью методов тарифного и нетарифного регулирования.

Иными словами, финансовая политика - это часть социально-экономической политики государства по обеспече­нию сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях его финансовой системы, особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления его функций.

Типы финансовой политики.

Исторический анализ вариантов финансовых политик, используемых различными государствами, позволилвыделить три основных типа финансовой политики.

    Классическая.

    Регулирующая.

    Планово-директивная.

Классическая финансовая политика.

До 20-х годов 20-го века основным типом финансовой политики был ее классический вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии и их последователей.

Основное ее направления – невмешательство государства в экономику , сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики.

Система управления финансовой деятельностью была проста и была представлена, как правило, одним органом управления – Министерством финансов (казначейством).

Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые достаточно просты и эффективны с точки зрения их взимания.

Регулирующая финансовая политика.

Обострение всего комплекса экономических, политических и социальных проблем в конце 20-х годов 20-го века Кризис – «Великая депрессия» в большинстве государств потребовало перехода к новому типу финансовой политики – регулирующей.

В основе регулирующей финансовой политики вначале была положена теория Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Кейнсианство исходит из необходимости осуществле­ния государственного регулирования в экономике и оказа­ния государственной поддержки проводимых в экономике преобразований. Согласно теории Дж. М. Кейнса воздей­ствие государства на субъекты экономики подразделяется на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную политику.

Анализируя роль финансов в государственном регулировании экономики, кейнсианцы рассматривали налоги не столько как фискальный инструмент принуди­тельного изъятия дохода, сколько как элемент регулиро­вания экономической политики, имеющий существенное стабилизационное значение. Кейнсианцы настаивают на необходимости увеличения государственных расходов и уменьшения налогов, а также проведения мягкой кре­дитно-денежной политики и увеличения денежной массы в обращении. Поступление доходов государства растет либо за счет повышения эффективности государственных расходов, либо за счет расширения налогооблагаемой базы и роста собираемости налогов ввиду снижения уклонения от их уплаты.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы , за счет которых формируется дополнительный спрос .

Система налогов в регулирующей финансовой политике кардинально изменяется. Главным механизмом становится подоходный налог , использующий прогрессивные ставки.

Большое внимание уделяется системе государственного кредита , на ее основе проводится политики дефицитного финансирования.

Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов и т.п.

В целом регулирующая финансовая политика обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве западных стран.

В 70-е годы в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта политика ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область.

Регулирование экономики становиться многоцелевым . Кроме регулирования экономического роста и занятости , государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства .

Регулирующая финансовая политика этого периода исходит из необходимости:

    сокращения объема перераспределения НД через финансовую систему;

    снижение бюджетного дефицита;

    стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования;

    сокращение и уменьшение степени прогрессивности налогообложения.

Планово-директивная финансовая политика.

Планово-директивная финансовая политика – применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.

Государство, как собственник средств производства, осуществляет прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Целью такой финансовой политики являлось – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства. Для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Задача финансового механизма – создать инструменты для изъятия всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двух канального изъятия чистого дохода.

    Вначале, чистый доход изымался в бюджет при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая отрасль).

    Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий.

При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий.

Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи:

    подоходного дохода населения;

    системы фактически принудительных государственных займов ;

    системы сберегательных касс , с помощью которых свободные средства населения также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа .

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач выделяют финансовую стратегию и финан­совую тактику.

Финансовая стратегия определяет основные долгосрочные цели развития государства на ближайшие годы.

Финансовая тактика конкретизирует механизм их реализации.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривающие решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и соци­альной сферы страны.

Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансов, которые связаны с основными проблемами, стоящими перед ним, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов, а также стимулирования передовых направлений развития производственных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.

Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимоза­висимы. Цели и задачи финансовой политики формулиру­ются в процессе финансового планирования.

2. Управление финансами, планирование и прогнозирование

Финансовый механизм.

Финансовый механизм – важнейшая составляющая часть финансовой политики. Посредством финансового механизма происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм – система установленных государством норм и методов организации финансовых отношений.

Основными звеньями финансового механизма являются:

    формы финансовых ресурсов;

    методы формирования финансовых ресурсов;

    система законодательных норм и нормативов, которые используются для определения доходов и расходов государства;

    организация бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутки реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Финансовая политика реализуется посредством финан­сового механизма , который включает в себя:

    финансовое законодательство;

    совокупность организационно-правовых форм финан­совых отношений;

    методы финансового планирования и прогнозирования;

    последовательность формирования и использования фондов денежных средств;

    управление финансами и финансовой системой.

Управление финансами осуществляется через сложившуюся организационную структуру, которая обусловлена историческими, экономическими и политическими условиями и подчинена финансовой политике государства.

Управление финансами в РФ прежде всего осуществляют:

Действие финансового механизма обеспечивают спе­циальные организационные структуры , созданные для управления финансами.

К их числу относятся органы законодательной и исполнительной власти :

Министерство финансов РФ (Минфин России),

Федеральная налоговая служба (ФНС России),

Федеральная служба по финансо­вым рынкам (ФСФР России),

Банк России

и ряд других органов.

Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответст­вующие им виды финансовых ресурсов с целью выполнения функций субъектами власти. Оно осуществляется через сложившуюся систему отношений и зависит от историче­ских, политических и экономических факторов, находится в подчинении у финансовой политики государства.

Оперативное управление финансами позволяет обес­печивать стабильное развитие экономики, осуществлять маневрирование бюджетными средствами, решать задачи поддержки населения, предупреждать чрезвычайные ситуа­ции и своевременно ликвидировать их последствия.

Говоря об управлении финансами, необходимо опреде­лить объект и субъект управления. Воздействуя на финан­совые отношения, конкретные формы проявления финан­сов, можно оказывать позитивное влияние на эффективное развитие экономики.

В данном случае финансы выступают в качестве объектов управления.

В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, финансах предприятий и организаций выступают спе­циальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом.

В России главными властными структурами по управ­лению финансами являются

Федеральное Собрание РФ,

Президент РФ,

Правительство РФ.

Именно эти органы определяют конечные параметры федерального бюджета, утверждают отчет об его исполнении.

Высшие законодательные органы власти – это Федеральное собрание и его две палаты – Государственная дума и Совет Федерации .

Федеральное собрание принимает законы о налогах, сборах и обязательных платежах, закон о бюджетной классификации, закон о бюджете РФ на текущий год, закон о бюджетном процессе, законы о внебюджетных фондах и др., а также устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

На региональном уровне высшими законодательными органами власти являются представительные структуры (законодательные собрания, верховные или государственные советы, думы и др.), которые рассматривают и утверждают региональные бюджеты и внебюджетные фонды, налоговое законодательство и другие нормативные акты в области финансов.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом .

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой состоит из следующих органов:

1) про­фильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финан­сам Государственной Думы, Федерального Собрания РФ; Счетная палата РФ;

2) Федеральная налоговая служба;

3) Государственный таможенный комитет РФ;

4) Феде­ральная служба по финансовым рынкам;

5) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

6) исполнительные дирекции внебюджетных фондов соци­ального назначения.

Особое место среди органов управления занимает Министерство финансов РФ, которое является федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нор­мативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгал­терского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драго­ценных камней, таможенных платежей, определения тамо­женной стоимости товаров и транспортных средств, инве­стирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, получен­ных преступным путем, и финансированию терроризма.

Основными органами управления финансами являются:

    Министерство финансов России и его органы на места.

    Федеральная налоговая служба и его органы на местах – налоговые инспекции.

    Федеральная таможенная служба и его органы на местах.

Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство

Основные задачи :

    разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

    составление проекта и исполнение федерального бюджета;

    обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;

    концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

    совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

    осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходование бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Основные функции Министерства финансов РФ:

    Участие в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определение потребности в государственных финансовых ресурсах, подготовка предложений о распределении их между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

    Организация работы по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разработка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ.

    Обеспечение исполнения федерального бюджета и контроль за исполнение федеральных внебюджетных фондов.

    Разработка с участием Федеральной налог службы, предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы.

    Участите в определении государственной ценовой политики.

    Участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране.

    Разработка предложений по выпуску и размещению, а также осуществление выпуска государственных внутренних займов РФ.

    Разработка предложений по формированию и развитию финансового рынка.

    Осуществление по поручению Правительства РФ сотрудничества с международными финансовыми организациями.

    Разработка проектов и реализация программ внешних заимствований РФ.

Федеральная налоговая служба

Основная задача :

    осуществление контроля за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.

Основные функции (налоговых инспекций) :

    Контроль за соблюдением налогового законодательства.

    Учет налогоплательщиков.

    Проверки налогоплательщиков,

    Представление сведений о поступивших налогах финансовым органам и органам федерального казначейства.

    Предоставление информации Министерству финансов обо всех случаях неуплаты платежей.

    Осуществление возврата излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых штрафов и пени.

Федеральная таможенная служба

Основная задача : - обеспечение поступлений от таможенных пошлин РФ в казну государства.

Основные функции :

    Проведение налоговых проверок по пошлинам и сборам, взимаемым таможенными органами.

    Проверка всех документов, связанных с исчислением и уплатой пошлин и сборов, взимаемых таможенными органами.

    Приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащим исполнении ими таможенного и налогового законодательства.

    Взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных таможенным и налоговым законодательством.

Государственные органы управления финансами имеют разветвленную сеть структур как федерального, так и регионального уровней. Федеральные структуры имеют самое широкое представительство как в субъектах федерации, так и на местном уровне.

Уровни управления

Федеральный

Субъект федерации

Местное самоуправление

Минфин РФ,

В том числе:

Департамент государственного финансового контроля и аудита;

Главное управление федерального казначейства (ГУФК) Минфина РФ;

Департамент по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ

Министерство, управление, департамент финансов субъекта РФ

Региональный аппарат департамента контроля РФ;

Орган федерального казначейства МФ РФ субъекта РФ;

Территориальный орган федеральной службы РФ по надзору за страховой деятельностью;

Управление, департамент, отдел финансов

Аппарат департамента контроля Минфина РФ;

Городской, районный орган (отделение) федерального казначейства;

Таможенное управление субъекта РФ или региона (ов)

Городская, районная таможня

Главное управление ЦБ РФ субъекта федерации

Городское, районное отделение главного управления ЦБ субъекта РФ

Управление ФНС субъекта РФ

Городские, районные ИФНС

Счетная палата РФ

Контрольно-счетная палата (комиссия) субъекта Федерации

Счетная комиссия представительного органа местного самоуправления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие финансового механизма. Сущность финансовой политики как составной части экономической политики государства. Основные направления, задачи и перспективы развития современной финансовой политики Украины. Содержание и типы финансовой политики.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2011

    курсовая работа , добавлен 09.06.2010

    Экономическое содержание финансовой политики государства. Сущность, цели и направления финансовой политики Российской Федерации. Характеристика финансовой политики государства: налоговой, бюджетной, таможенной, денежно-кредитной, перспективы на будущее.

    презентация , добавлен 06.06.2010

    Понятие, основные цели и принципы финансовой политики государства. Финансовая стратегия и финансовая тактика. Основные проблемы долгосрочной финансовой стратегии государства. Финансирование федерального бюджета. Основные направления налоговой политики.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2016

    Определение финансовой политики государства. Современные направления государственной финансовой политики России в области налоговой, таможенной службы, формировании бюджета, денежно-кредитной сферы. Перспективы развития финансовой политики в дальнейшем.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2010

    Сущность и принципы налогообложения. Налоговая политика государства. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма. Основные направления и механизм реализации налоговой политики в Российской Федерации. Налоговая политика и оздоровление экономики.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Роль государства в реализации финансовой политики. Генезис развития финансовой политики Республики Беларусь в период становления страны, рост доли консолидированного бюджета в ВВП. Основные направления развития бюджетно-налоговой и ценовой политики РБ.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2010

    Цели и механизм финансовой политики, ее типы и отличительные особенности, значение в условиях рыночной экономики. Текущее положение России и перспективы в области финансовой политики, ее задачи и направления улучшения в налоговой сфере на сегодня.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2012

Государственные финансы — это система сбора и использования денежных средств на нужды .

Государственные финансы — система потоков денежных средств, связанных с реализацией государством основных функций по поддержанию макроэкономического равновесия.

Для своего функционирования в условиях рынка, а следовательно, товарно-денежных отношений государство нуждается в определенном фонде денежных ресурсов , которые и составляют государственные финансы.

Государственные финансы состоят из и , и .

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является

Предпосылки образования государственных финансов:

  • Денежное хозяйство
  • Использование в экономике развитых форм
  • Создание системы формирования общественных потребностей
  • Создание системы ранжирования расходов на общественные потребности

В условиях недемократических политических систем (монархия, диктатура, олигархия) государственные финансы являются личной казной правителя или правителей, в демократических обществах, включая конституционные монархии, госфинансами распоряжаются парламенты и министерства финансов, им подчиненные.

В любой стране общественные , в широком смысле этого слова, и государственные потребности совпадают далеко не всегда, между ними есть определенные отличия. Государственные потребности, как правило, носят косвенный характер, так как население (индивидуумы, семьи, различные группы) может этих потребностей непосредственно не ощущать и не высказывать желания их удовлетворять. Например, потребности в содержании армии, внешней разведки, аппарата управления (госчиновников) или такие научные потребности, как создание устройств по термоядерному синтезу далеки от повседневных нужд граждан. Для определения таких потребностей и нужны выборные законодательные и исполнительные органы госвласти.

Объем, структура, направленность госфинансов определяются специальными выборными органами (законодательными и исполнительными).

Государственные финансы как совокупность денежных отношений обслуживают, как правило, интересы общества в целом, в первую очередь те потребности, которые свойственны обществу, понимаемому как единая сложная система.

Государственные финансы и финансовая политика

Государственные финансы важнейший элемент . Достаточно сказать, что через них перераспределяется от 25 до 50% .

Государственные финансы не только мощный механизм перераспределения вновь созданной стоимости. Они также представляют собой механизм стимулирования деловой активности.

Государственные финансы общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование государства.

В конце 20-х гг. ХХ в. Дж. Кейнс провозгласил закат эпохи laissez-fair — нерегулируемой государством системы хозяйства. Именно в эти годы произошло крушение золотого обращения. стали основываться на неразменных на золото бумажных деньгах. Если количество обращавшихся золотых денег зависело от потребностей хозяйственного оборота, то количество бумажных денег должно было определяться центральными банками. Говорить о laissez-fair в условиях обращения бумажной денежной массы Дж. Кейнс счел неуместным.

В доктрине Дж. Кейнса основное внимание уделено норме процента. Тем не менее он не считал эффективным проведение политики манипулирования нормой процента. По его мнению, более эффективна финансовая политика и, в частности, нагнетание платежеспособного спроса за счет бюджетных расходов. Именно такая политика стала достаточно популярной и в западных странах, и в СССР.

В финансовой политике можно выделить два аспекта : чисто денежный и общеэкономический. Под первым понимается влияние на экономику денежной массы, попадающей в обращение вследствие дефицита бюджета; под вторым — воздействие государственных закупок.

Соотношение финансовой и денежной политики до сих пор остается дискуссионным вопросом.

Политика в отношении доходов включает налоговую политику, а также политику в сфере использования государственной и муниципальной собственности (рис. 3).

Политика в отношении расходов объединяет государственную инвестиционную политику, социальную политику, а также политику в сфере безопасности и государственного управления.

Финансовая политика государства в отношении доходов и расходов отражается непосредственно в структуре бюджетов соответствующих уровней. Различают финансовую политику федеральных органов власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Каждое из этих звеньев решает специфические задачи и имеет собственные бюджетные полномочия.

Рис. 3 Структура финансовой и денежной политики

Структура финансовой и денежной политики:
  • Денежная политика центрального банка
  • Политика в сфере государственных и муниципальных финансов
    • Политика доходов
      • Налоговая политика
      • Политика в сфере собственности
    • Политика расходов (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)
      • Инвестиционная политика
      • Социальная политика
      • Политика в сфере управления
    • Государственный и муниципальный долг (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)

Реализация финансовой политики происходит за счет составления финансового плана на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Финансовая политика состоит из бюджетной и денежно-кредитной политики. Современная бюджетная политика России соответствует стратегическим целям экономического развития РФ, повышения . Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком.

Приоритетные задачи финансовой политики:
  • формирование эффективного законодательства, приспособленного к реальным условиям;
  • снижение налогового бремени одновременно с повышением эффективности функционирования налоговой системы;
  • планирование и прогнозирование развития финансовой системы;
  • достижение максимальной сбалансированности бюджетов всех уровней;
  • создание условий по стимулированию поступлений в бюджеты различных уровней.

Содержание финансовой политики государства. Совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны составляет государственную финансовую политику. Финансовая политика является органической частью экономической политики государства, состоящей из мер в области формирования и использования денежных фондов. В Российской Федерации эти меры определены в Конституции РФ, Бюджетном и Налоговом кодексах и других законах, указах и посланиях Президента РФ, в постановлениях Правительства РФ. Содержание финансовой политики включает:
а) выработку научной концепции развития финансов;
б) определение главных направлений их использования в стратегическом и тактическом планах;
в) практические действия по реализации целей и задач финансовой политики.
Основными задачами финансовой политики на современном этапе раз вития государства являются:
1) учет действия объективных экономических законов;
2) необходимость финансовой поддержки мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации;
3) определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения (при этом намечается величина финансовых ресурсов, оптимальное и сбалансированное соотношение их между доходами государства и хозяйствующими субъектами; определяется доля участия физических лиц в формировании государственных доходов);
4) обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов (определяются основные пропорции распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства, развитие приоритетных отраслей и направлений, степень социальной защиты населения);
5) концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;
6) сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
7) либерализация внешнеэкономической деятельности;
8) выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства.
В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей. Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост ВВП, повышение конкурентоспособной продукции. Такое оздоровление можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укрепление курса, рубля, изменение налоговых ставок.
Теория и практика хозяйствования выработали ряд требований, предъявляемых к финансовой политике. К ним относятся:
научный подход к выработке финансовой политики, предполагающий ее соответствие закономерностям общественного развития на основе достижений финансовой науки;
учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;
изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта в сфере финансов;
соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики путем ориентации на выполнение ключевой задачи определенного этапа развития и обеспечения тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики: финансово-кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы;
повышение эффективности использования финансовых ресурсов как результат действенности финансовой политики (отказ от учета факторов роста эффективности использования финансовых ресурсов при проведении финансовой политики ведет к распылению средств, сокращению источников финансирования потребностей государства);
учет различных факторов при многовариантности расчетов, прогнозирования результатов, при выработке концепции финансовой политики;
предвидение последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, позволяющих избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике, создание благоприятных условий для деятельности предприятий;
использование обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники.
Проведение финансовой политики и общее руководство организацией финансов в Российской Федерации осуществляет Минфин России. В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» основными задачами Минфина России являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств. В процессе реализации указанных задач Минфин России выполняет ряд функций. В частности:
1) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федера ции проекты федеральных конституционных законов, федеральных зако нов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, определения основ бюджетного процесса; федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетности о его исполнении; разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления; финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;
2) разрабатывает и утверждает порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета; порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета Российской Федерации;
3) осуществляет составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета; представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации и др.
Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики. Осуществление деятельности государства в области финансов происходит с помощью финансового механизма, представляющего собой совокупность видов, форм и методов организации финансовых отношений. Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразным финансовым отношениям: налоги, нормы и нормативы, лимиты, государственные доходы и расходы, планирование, прогнозирование, контроль и др. В зависимости от различных сфер и звеньев финансовой системы выделяют: а) механизм функционирования государственных финансов; б) финансовый механизм организаций (предприятий); в) страховой механизм и т.д. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм Федерации, субъектов РФ, местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д. Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они, с одной стороны, взаимосвязаны, а с другой - сферы и
шснья функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.
Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений - образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом.
Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики.
Типы финансовой политики. Финансовая политика тесно связана с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Анализ финансовой политики, применявшийся различными государствами, позволяет выделить три ее основных типа: классическую, регулирующую и планово-директивную политику. До конца 1920-х гг. основным типом финансовой политики большинства стран был классический вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основные ее направления - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета. Этим целям финансовой политики соответствовал и финансовый механизм:
сокращались расходы государственного бюджета, за исключением военных расходов и расходов по обслуживанию государственного долга;
система налогообложения основывалась на косвенных и имущественных налогах;
управление финансами сосредоточивалось в одном органе - министерстве финансов (казначействе).
Однако еще в XIX в. бурное развитие производительных сил поставило перед государством вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро этот вопрос встал в конце 1920-х гг., когда обострился весь комплекс экономических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу была положена экономическая теория английского экономиста Дж. М. Кейнса и его последователей, которые исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений для обеспечения полной занятости населения. Произошли изменения в финансовом механизме:
основным инструментом регулирования экономики становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос;
кардинально меняется система налогов, главным из которых становится подоходный налог, обеспечивающий изъятие у экономических субъектов доходов;
активно используется государственный кредит, развивается система долгосрочных и среднесрочных государственных займов;
меняется система управления финансами, возникает несколько самостоятельных специализированных органов.
В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 1930-1960-х гг. стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран. В 1970-х гг. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.
Финансовый механизм в этих условиях характеризуется следующими чертами:
сокращается объем перераспределения национального дохода через финансовую систему;
снижается бюджетный дефицит;
происходит стимулирование роста сбережений как источника 11 роизводственного инвестирования.
Планово-директивная финансовая политика осуществляется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм:
государство полностью регулировало финансы государственных предприятий через систему двухканального изъятия чистого дохода (сначала чистый доход изымался в бюджет при помощи налогов, а затем предприятия вносили в бюджет свободный остаток прибыли);
средства населения изымались при помощи подоходного налога, а также путем размещения принудительных государственных займов;
расходы бюджетов осуществлялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом без их увязки с возможным эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно на финансирование оборонных отраслей, «долгостроя», военных расходов и т.п.;
управление финансами осуществлялось из единого центра - министерства финансов.
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п. В то же время использование такой финансовой системы в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы, резкому ухудшению финансового положения государства.
Основные направления современной финансовой политики Российской Федерации. Финансовая политика в Российской Федерации включает следующие основные направления: 1) налоговую политику; 2) бюджетную политику; 3) страховую политику; 4) инвестиционную политику; 5) политику доходов (заработной платы, пенсий, стипендий и т.д.).
Налоговая политика выступает важной составной частью финансовой политики России. Налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Основными задачами налоговой политики России являются:
1) комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
2) пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
3) повышение степени собираемости налогов;
4) ужесточение налогового администрирования;
5) реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Актуальными задачами бюджетной политики России являются:
1) совершенствование бюджетной системы и бюджетного процесса;
2) обеспечение сбалансированности бюджета при полном исполнении всех расходных обязательств;
3) уменьшение зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры;
4) совершенствование бюджетного законодательства;
5) разработка среднесрочных (2-3-летних) бюджетных планов;
6) сохранение и наращивание финансового резерва;
7) централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
8) проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
9) реструктуризация государственного долга;
10) инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.
Финансовая политика государства включает политику в области страхования, которая проводится по следующим основным направлениям:
1) разработка законопроектов по совершенствованию страховой деятельности, в том числе по государственному страховому надзору, по порядку осуществления страховой деятельности и организации страхового дела в Российской Федерации;
2) упорядочение взаимоотношений и определение правовых условий деятельности страховых организаций различных форм собственности;
3) активное развитие различных видов страхования, в том числе страхование рисков, включая особо крупные (космические, атомные и т.д.), страхование ответственности;
4) широкое участие страхования в решении социальных проблем, в юм числе защищенность граждан от последствий дорожно-транспортных происшествий, страхование качества продукции, страхование от несчастных случаев работников отдельных профессий, страхование от безработицы и др.;
5) создание объединений (союзов, ассоциаций) страховщиков для решения вопросов развития страхового дела, защиты интересов страховщиков, выработки совместной программы стратегии и тактики развития страхования.
Особую важность в современных условиях имеет инвестиционная политика, которая включает в себя:
1) наращивание финансового потенциала страны в целях повышения инвестиционной активности за счет стимулирования внутреннего спроса на отечественную продукцию, выпуска импортозамещающей продукции, оздоровления финансового сектора;
2) повышение роли бюджета развития, являющегося составной частью федерального бюджета, формируемой в составе его капитальных вложений и используемой как источник финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
3) создание условий для организационного накопления и инвестирования сбережений населения;
4) развитие ипотечного кредитования;
5) привлечение прямых иностранных инвестиций.
В области политики доходов предусматривается:
1) выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по этим группам населения из федерального бюджета;
2) увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
3) разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;
4) сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
5) реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
6) упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения.
(?) КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что представляют собой финансы как экономическая категория?
2. Выберите признаки, характеризующие финансы как экономическую кате горию:
а) денежный характер общественных отношений;
б) возвратное движение стоимости;
в) натурализация общественных отношений;
г) распределительный характер общественных отношений;
д) образование денежных доходов и накоплений.
3. Что из перечисленного изучают финансы:
а) бюджетный дефицит и методы его финансирования;
б) показатели национального производства;
в) муниципальные внебюджетные фонды;
г) инфляцию;
д) государственные пенсии и социальные пособия?
4. Каковы особенности финансовой системы Российской Федерации?
5. В чем заключаются социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета?
6. Какие функции выполняет государственный бюджет?
7. Почему в рыночной экономике необходимы федеральный, республиканские и местные бюджеты?
8. Какие элементы включает в себя бюджетный процесс?
9. Что такое бюджетный дефицит и каковы причины его возникновения?
10. Почему государственный долг является одновременно и государственным кредитом?
11. Какие виды государственного долга вы знаете?
12. В чем отличие рефинансирования государственного долга от его погашения?
13. Как измерить эффективность управления государственным долгом?
14. Объясните содержание финансовой политики государства.
15. Что такое финансовый механизм, какова его роль в реализации финансовой политики?
16. Каковы основные направления современной финансовой политики Российской Федерации?
Ш ЛИТЕРАТУРА
1 .КамаевВ.Д.у ИлъчиковМ.З., Борисовская Т. А. Экономическая теория: краткий курс: учеб. - 4-е изд., стер. М.: КноРус, 2010.
2. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учеб. М.: ИНФРА-М, 2009.
3. Финансы: учеб. / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Финансы и Статистика, ИНФРА-М, 2010.
Ф ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
> Финансовая система страны и принципы ее построения
> Понятие и состав финансового механизма
> Государственные финансы Российской Федерации и перспективы их раз- иития
> Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
> Место государственного бюджета в финансовой системе страны
> Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее построения
> Местный бюджет и его роль в решении социально-экономических задач
> Анализ межбюджетных отношений в Российской Федерации
> Бюджетный процесс и его организация в Российской Федерации
> Содержание и значение государственного долга
> Управление государственным долгом
> Финансовая политика России на современном этапе

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...