Оценка платежного баланса российской федерации в динамике. Платежный баланс российской федерации


БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА США

Кредитная система США представляет собой совокупность государственных и частных кредитных институтов, ее основным государственно-монополистическим компонентом является Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка США.

Федеральная резервная система (ФРС) была создана Законом о Федеральной резервной системе, принятым Конгрессом в 1913 г. для обеспечения более безопасной и более гибкой банковской и кредитно-денежной системы.

Основные функции ФРС:

Упорядочение деятельности банков и поддержание банковской системы в целом на уровне, достаточном для полноценного функционирования.

Вторая и наиболее важная функция ФРС контроль за предложением денег в экономике.

Другая важная составляющая часть американской банковской системы это двенадцать федеральных резервных банков, которые являются: центральными банками, квазиобщественными банками и банками банкиров.

Другие функции ФРС осуществляются через сеть двенадцати Федеральных резервных банков. В 25 городах были организованны филиалы резервных банков.

Функции Центральных банков:

эмиссия банкнот;

Хранение государственных золотовалютных резервов;

Хранение резервного фонда других кредитных учреждений;

Денежно-кредитное регулирование экономики;

Кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений;

Проведение расчетов и переводных операций;

Контроль за деятельностью кредитных учреждений.

Коммерческие банки (14000 шт) – главные центры кредитной системы. Современные коммерческие банки – это кредитно-финансовые учреждения универсального характера. Он не только принимает вклады населения, предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.

Примерно 2/3 из них являются банками штатов, то есть частными банками, действующими в соответствии с чартером штата. Остальная треть получает чартеры от федерального правительства, то есть является национальными банками.

77. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РФ: ПОНЯТИЕ, РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Платежный баланс – соотношение платежей произведенных страной за границей и поступлений полученных ею из-за границы за определенный период времени.

Составление занимается ЦБ, а именно Департамент ПБ.

В ПБ систематизированы записи всех экономических сделок, совершенных резидентами страны с ее нерезидентами. ПБ содержит информацию о состоянии нац. экономики и о ее взаимоотношениях с остальным миром.

Методика составления ПБ разработана МВФ и основана на принципе двойной бухгалтерской записи каждой сделки (трансакции). По кредиту счета отражаетс экспорт, полученный доход, увеличение пассивов и уменьшение активов. По дебиту счета отражается импорт, уплаченный доход, уменьшение пассивов, увеличение активов.

По экономическому содержанию ПБ делится на следующие виды:

1. На определенную дату (его состояние определяет спрос и предложение нац. и ин. валюты в данный момент и служит для формирования валютного курса)

2. ПБ за определенный период (он составляет на основе статистических показателей, совершенных за определенный период).

СТРУКТУРА ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РФ

ПБ сотоит из 2-х основных частей:

1. Баланс текущих операций

2. Баланс финансовых операций с капиталом (баланс движения капитала)

ПБ текущих операций – это балансовый счет показывающий положительное или отрицательное сальдо внешнеэкономических операций с реальными ресурсами (товарами, услугами и текущими трансфертами).

Его сальдо определяет потребность страны в финансировании:

Положительное сальдо: свидетельствует, что страна является кредитором

Отрицательное сальдо: страна является должником

Баланс текущих операций включает:

1. Торговый баланс (баланс экспорта и импорта товаров). Если экспорт превышает импорт то торговый баланс является активным т.к. обеспечивает приток ин. валюты и наоборот.

2. Баланс экспорта и импорта услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, по всем видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертными услугами.

3. Баланс текущих операций международных трансфертов – он определяет разность между переводами частных и гос. денежных средств и подарков из данной страны в другие страны (без возмещения) и встречными потоками аналогичных денежных средств и подарков из-за рубежа

Сюда входят:

Международная помощь

Пенсии, стипендии гражданам

Денежные переводы эмигрантов родным

4. Чистые факторные доходы из-за рубежа (избыток платежей, осуществляемых иностранцами по процентам, дивидендам, на вложенный за рубежом капитал над тем, что страна выплатила по процентам и дивидендам на ин. капитал инвестированный в страну)

Дефицит по текущим платежам покрывается за счет:

1. Продажи активов иностранцам

2. Ин. кредитов и займов

Баланс финансовых операций с капиталом – это балансовый счет отражающий движение капиталов т. е. займов, кредитов, ин. инвестиций за рубеж и из-за рубежа. Этот счет фиксирует потоки капитала, связанные с куплей или продажей материальных и финансовых активов, которые имели место в отчетном году.

Две части ПБ взаимосвязаны, это прослеживается следующим образом. Дефицит баланса текущих операций (когда экспорта товаров не достаточно для оплаты импорта товаров) финансируется притоком денежных выступлений за счет финансовых операций с капиталом (займы за рубежом или продажа финансовых активов иностранцам.) несбалансированность ПБ регулируется изменением официальных золотовалютных резервов. ЗВР включают в себя:

Монетарное золото

Кредитная дол страны в МВФ

Специальные права заимствования

Активы в ин. валюте и др. активы, имеющиеся у ЦБ

ПБ страны должен сводится без остатка это значит, что сумма сальдо текущих операций, сальдо финансовых операций и изменение ЗВР сумма должна равняться нулю.

79. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЦБ РФ /БАНКЕ РОССИИ/»

Федеральный закон о центральном банке российской федерации (банке россии) принят государственной думой 27 июня 2002 года. Основные положения:

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Так же федеральный закон определяет:

· Капитал Банка России

· Органы управления Банком России

· Взаимоотношения Банка России с органами государственной

· Отчетность Банка России

· Организация наличного денежного обращения

· Денежно-кредитная политика

· Операции Банка России

· Международная и внешнеэкономическая деятельность

· Банковское регулирование и надзор

· Взаимоотношения с кредитными организациями

· Организация безналичных расчетов

· Принципы организации Банка России

· Служащие Банка России

· Аудит Банка России

Платежный баланс России на современном этапе»

Особенности методологии составления платежного баланса России

Платежный баланс России представляет собой статистический отчет, в котором отражаются все внешнеэкономические операции страны с другими странами мира за определенный период времени (отчетный период). Разрабатывается Центральным банком Российской Федерации и Госкомстатом России на основе банковской и государственной статистики, данных Министерства финансов Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федераций, других организаций, аккумулирующих сведения о внешнеэкономической деятельности резидентов.

Госкомстатом России разрабатывается счет текущих операций, отдельные статьи счета операций с капиталом и финансовыми инструментами (в частности, позиции по экспорту и импорту товаров и услуг иностранным инвестициям по нефинансовому сектору). Торговый баланс формируется на основе отчетности ГТК России и дополнительных сведений Госкомстата России об экспорте и импорте товаров. Данные об экспорте и импорте услуг (кроме финансовых), а также текущих и капитальных трансфертах включаются в платежный баланс на основании информации Госкомстата России.

Классификация статей платежного баланса России и принципы его построения базируются на методических подходах, разработанных МВФ, но есть и некоторые особенности:

Во-первых , современный платежный баланс России не является полным, так как не включает операции российских резидентов с нерезидентами из ближнего зарубежья. В настоящий момент учет этих операций по стандартной методике невозможен в силу неурегулированности целого комплекса проблем в сфере торгово-экономических, валютно-финансовых и расчетных отношений с бывшими союзными республиками (тем не менее, в сокращенной форме такой баланс готовится Банком России).

Во-вторых , долги от СССР учтены исходя из 100%-ной ответственности по ним России. Одновременно все доходы от зарубежных активов также отнесены на российский счет.

В-третьих , при составлении платежного баланса России применен смешанный принцип регистрации операций. Отдельные статьи отражены по принципу регистрации на момент совершения операции, что позволяет сделать акцент на экономическом аспекте потоков между резидентами и нерезидентами.

В соответствии с методологией МВФ платежный баланс стран должен составляться в национальной валюте. Однако, учитывая экономические сложности России, использование долларовой оценки операций при составлении платежного баланса продиктовано необходимостью элиминирования инфляционного фактора для обеспечения в дальнейшем сопоставимости платежных балансов.

Поэтому учет внешнеэкономических операций осуществляется в долларах США или иной иностранной валюте, пересчитанной в доллары по курсу Банка России на момент совершения операции.

В платежном балансе России для определения времени регистрации операции используется метод учета на основе начислений . Это означает, что операции отражаются в момент их осуществления, который может отличаться от момента фактической оплаты. В соответствии с этим операции должны записываться на момент юридического перехода права собственности на товары, на момент предоставления услуг, на момент получения доходов, на момент совершения зачетных операций по трансфертам, на момент внесения соответствующих записей в документации сторон, осуществляющих финансовые операции.

Для того чтобы платежный баланс мог использоваться для экономического анализа, его данные должны быть определенно сгруппированы. К ряду основных классификационных категорий операций, учитываемых платежным балансом, относятся счет текущих операций и счет операций с капиталом и финансовыми инструментами. Суть этих статей платежного баланса была раскрыта выше.

Вместе с тем в платежном балансе России проводится различие между текущими и капитальными трансфертами:

1. трансферт в натуральной форме считается капитальным трансфертом, если он включает передачу права собственности на основной капитал или аннулирование долга кредиторов, когда ни одна из сторон не получает в обмен никакого стоимостного эквивалента.

2. трансферт в денежной форме считается капитальным трансфертом, если одна либо обе участвующие стороны каким-либо образом связывают этот трансферт с приобретением или продажей основного капитала одним либо обоими участниками.

3. к категории текущих трансфертов относятся любые трансферты, не являющиеся трансфертами капитала. От текущих трансфертов напрямую зависит уровень располагаемого дохода: они оказывают влияние на масштабы потребления товаров и услуг. Текущие трансферты сокращают доходы и возможности потребления страны-донора и увеличивают доходы и возможности потребления страны-получателя.

Счет операций с капиталом состоит из двух компонентов: капитальные трансферты и приобретение/продажа непроизведенных нефинансовых активов (таких, как патенты и авторские права).

В финансовом счете отражаются операции с финансовыми требованиями (активами) резидентов к нерезидентам и обязательствами (пасами) резидентов перед нерезидентами, которые были осуществлены в отчетном периоде. Эти операции отражают использование и выплату кредитов и займов, приобретение и расходование иностранной валюты, выпуск, выкуп, продажу или покупку ценных бумаг и т.д. Операции финансового счета записываются в чистых показателях. Это означает, что по каждой позиции имеется либо кредитовая, либо дебетовая проводка. Отрицательное сальдо по финансовому счету показывает чистое увеличение иностранных активов резидентов и/или снижение их иностранных пассивов в результате осуществления операций. Наоборот, положительное сальдо означает чистое снижение иностранных активов резидентов и/или рост их иностранных пассивов.

Резервные активы -- это финансовые активы ЦБ РФ и Министерства финансов Российской Федерации. В их состав включается монетарное золото, наличная иностранная валюта, остатки средств на корреспондентских, текущих и краткосрочных депозитах в банках-нерезидентах и банках-резидентах; ценные бумаги. В данную категорию также включаются резервная позиция в МВФ. Резервные активы используются для устранения платежных дисбалансов во внешнеэкономическом секторе страны (например, путем осуществления интервенций на валютных рынках).

1. Счет текущих операций

А. Товары и услуги

Б. Доходы от инвестиций и оплата труда

1. Оплата труда

2. Доходы от инвестиций

В. Текущие трансферты

2. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

А. Счет операций с капиталом

1. Kапитальные трансферты

Б. Финансовый счет

1. Прямые инвестиции

1.1. За границу

1.2. В экономику России

2. Портфельные инвестиции

2.1. Активы

2.2. Обязательства

3. Прочие инвестиции

3.1. Активы

Наличная иностранная валюта

Торговые кредиты и авансы предоставленные

Ссуды и займы предоставленные (непросроченные)

Просроченная задолженность

Задолженность по товарным поставкам на основании межправительственных соглашений

Изменение задолженности по своевременно не поступившей экспортной валютной и рублевой выручке и непогашенным импортным авансам

Прочие активы

3.2. Обязательства

Наличная национальная валюта

Остатки на текущих счетах и депозиты

Торговые кредиты и авансы привлеченные

Ссуды и займы привлеченные (непросроченные)

Просроченная задолженность

Прочие обязательства

Основные компоненты платежного баланса России

4. Резервные активы

Глава 2.

Возможности регулирования платежного баланса

    1. Методы государственного регулирования

платежного баланса

Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса
национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие
страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттонвудскую систему в середине 70-х годов.
Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.
В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей
повысилось значение платежного баланса в системе государственного
регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг
основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
1)государственная собственность, в том числе официальные золото -
валютные резервы; 2)возрастание доли (до 40-50%) национального дохода
,перераспределяемого через государственный бюджет; 3)непосредственное
участие государства в международных экономических отношениях как
экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика; 4)регламентация
внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов
государственного контроля.

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Странами c дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

Дефляционная политика. Такая политика, направленная на
сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат
финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.
Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на
стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль
девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных
условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой
политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии
экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и
благоприятной ситуации на мировом рынке.
Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек
производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей
утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних
рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса.
Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.
Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство
предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного
капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на
обязательство выполнять определенную экспортную программу.
В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым»
операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
1. Ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
2. Прямое или косвенное участие государства в создании
туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
3. Содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств
для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
4. Расширение государственных расходов на научно-исследовательские
работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.
5. Регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение
въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.
6. Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны,
на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.
При активном платежном балансе государственное регулирование

направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.

Обычно применяется компенсационное регулирование
платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных
комплексов мероприятий: ре-стрикционных (кредитные ограничения, в том
числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы,
импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта
товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство
осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо
платежного баланса.

В поисках источников погашения дефицита платежного баланса
промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке
капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.

С середины 70-х до середины 80-х годов промышленно развитые страны активно применяли нефтедоллары для погашения дефицита своих платежных балансов путем рециклирования (перераспределения) валютной выручки нефтедобывающих стран от экспорта нефти.
К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой.

Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.
В условиях частичной демонетизации золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты.

Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря Этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее.
С 70-х годов для приобретения иностранной валюты, необходимой для
покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР путем
перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссия
СДР незначительна, их доля в международных ликвидных резервах

невелика (2,4%). С 1979 г. страны - члены ЕВС для покрытия временного дефицита платежного баланса применяют также ЭКЮ. Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично покрывают пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейств в центральных банках других стран.
Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров.

Например, в 1947 году 75% совокупного дефицита платежных балансов стран Западной Европы были покрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. В современных условиях привлечение помощи особенно характерно для большинства развивающихся стран, платежные балансы которых, как правило, дефициты.

Активное сальдо платежного баланса используется государством для
погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны,
предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения официальных золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

2.2.Методы межгосударственного регулирования платежного баланса

Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:
1. Согласование условий государственного кредитования экспорта;
2. Двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»;

3. Кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера.
Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности
МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.
Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о
трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции – партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.

Глава 3.

3.1. Платежный баланс в 2010 году

В январе - сентябре 2010 года платежный баланс формировался под воздействием разнонаправленных факторов. Улучшение конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта происходило наряду с восстановлением внутреннего спроса, способствовавшим ускорению роста импорта. Положительное сальдо текущего счета от квартала к кварталу снижалось. При этом расширялось привлечение иностранного капитала, которое, однако, не компенсировало его отток. В результате темпы прироста валютных резервов в III квартале 2010 года существенно замедлились. Профицит счета текущих операций по сравнению с январем - сентябрем 2009 года вырос в 1,8 раза и составил 60,9 млрд. долларов США. Положительное сальдо торгового баланса увеличилось в 1,5 раза (114,5 млрд. долларов США).
Соотношение базовых параметров счета текущих операций в платежном балансе Российской Федерации (млрд. долларов США)
Экспорт товаров возрос до 286,5 млрд. долларов США (на 37,8%). Более половины его прироста обеспечено повышением средних контрактных цен на сырую нефть и нефтепродукты. По природному газу существенного изменения цен не отмечалось, а физический объем поставок вырос на 14,5%. Совокупный экспорт указанных топливно-энергетических товаров составил 183,0 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 129,6 млрд. долларов США). Их доля в структуре вывоза выросла с 62,4 до 63,9%. Увеличение экспорта других товаров (на 32,3%) также обусловлено преимущественно повышением цен.
Импорт товаров в январе - сентябре 2010 года возрос до 172,0 млрд. долларов США (на 30,8%). Почти две трети прироста получено за счет увеличения ввоза в натуральном выражении. Структура импорта, в которой традиционно преобладали машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, а также продовольственные товары и сырье для их производства, почти не изменилась.
Отрицательное сальдо международной торговли услугами увеличилось до 18,6 млрд. долларов США (на 30,5%). Объем предоставленных нерезидентам услуг вырос на 7,5% - до 32,6 млрд. долларов США. Стоимость полученных услуг была больше, чем в сопоставимый период 2009 года, на 14,8% - 51,2 млрд. долларов США, в том числе расходы, связанные с поездками резидентов за рубеж, превысили на 6,5% докризисный максимум января - сентября 2008 года.
Дефицит баланса оплаты труда изменился незначительно и составил 6,8 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 6,5 млрд. долларов США).
Отрицательное сальдо инвестиционных доходов выросло с 20,5 до 24,9 млрд. долларов США. Суммы, начисленные к выплате, увеличились на 15,5%, к получению - на 10,2%. Рост реинвестированных доходов и дивидендов обусловил увеличение совокупного объема выплат частным сектором в пользу нерезидентов до 48,8 млрд. долларов США. Доходы, полученные банками и прочими секторами <1> из-за рубежа, оценивались в 20,8 млрд. долларов США. Положительное сальдо инвестиционных доходов органов денежно-кредитного регулирования уменьшилось с 5,4 млрд. долларов США в январе - сентябре 2009 года до 3,6 млрд. долларов США в январе - сентябре 2010 года в результате падения доходности резервных активов. В таблице 1 приведены данные Центробанка РФ по оценке платежного баланса РФ за 2010 год.

Таблица 1.

Оценка платежного баланса Российской Федерации за 2010 год
(млрд. долл. США)

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({}); Платежный баланс России составляется по методологии МВФ начиная с 1992 г. Функция его составления возложена на Центральный банк РФ. Для платежного баланса России характерны следующие черты:

§ профицит с учетом сальдо по двум счетам - счету текущих операций и счету операций с капиталом и финансовыми инструментами;

§ устойчивое активное сальдо торгового баланса (рис. 1);

§ рост отрицательного сальдо баланса услуг (рис. 1);

§ значительная величина ошибок и пропусков;

§ резкие колебания объема валютных резервов;

§ минимальные фактические платежи по обслуживанию внешнего долга, обусловленные его сокращением в 2000-х гг.

Рис. 1. Динамика сальдо по разделам счета текущих операций Составлено по данным сайта Банка России

Активное сальдо торгового баланса России формируется в подавляющей степени благодаря экспорту не возобновляемых ресурсов - минерального сырья, т.е. энергоносителей, его можно проанализировать по данным платежного баланса в аналитическом представлении (рис. 2). Основой российского экспорта по-прежнему остаются топливно-энергетические товары. Оборотная сторона расширения экспорта энергоносителей и сырья из России - сокращение вывоза машин, оборудования и транспортных средств, несмотря на значительное увеличение поставок вооружения и спецтехники.

Сырьевая структура экспорта предопределяет возможность резких изменений его объемов в зависимости от мировой конъюнктуры. Возросшее значение внешних факторов, в том числе конъюнктуры мирового рынка, определяется изменением соотношения курса национальной валюты и паритета покупательной способности. Для российских экспортеров это означает утрату конкурентных преимуществ, основанных на разнице внутренних и мировых цен.

По балансу услуг в платежном балансе России большое отрицательное сальдо. Резиденты России вынуждены выплачивать большие суммы за услуги по перевозке, коммерческие услуги и туризм (рис. 3). Основная расходная часть их связана с поездками российских граждан за рубеж. Если рассматривать экспорт услуг, то следует отметить их слабую конкурентоспособность на внешнем рынке.



Баланс операций с капиталом и финансовыми инструментами имеет отрицательное сальдо. Анализ платежного баланса России показывает, что существенного улучшения в его структуре можно достичь только за счет кардинальных сдвигов в структуре экономики России.

Работая над платежным балансом, Банк России опубликовал общий свод российских внешних активов и обязательств - международную инвестиционную позицию Российской Федерации. Опубликованные сведения отражаются по пяти группам российских резидентов: органы государственного управления, органы денежно-кредитного регулирования, банковский сектор, сектор нефинансовых предприятий, сектор домашних хозяйств.

Рис. 2. Структура экспорта товаров по счету текущих операций

Современную валютную ситуацию характеризует значительное расширение сферы иностранных активов России, объем которых в 2005 г. приблизился к 500 млрд долл. Однако обязательства России перед заграницей нарастали еще более высокими темпами.

Рис. 3. Структура и динамика экспорта услуг по данным платежного баланса в аналитическом представлении

Международная инвестиционная позиция России на начало года характеризуется следующими данными, млрд долл.:

Расширение международной инвестиционной позиции России за рассматриваемый период обусловлено движением валютных активов и обязательств негосударственного сектора - банков, нефинансовых предприятий и домашних хозяйств. Существенный рост характерен для активов и обязательств банковского сектора, однако роль этого сектора в формировании международной инвестиционной позиции России остается незначительной: к началу 2006 г. банковские активы и обязательства составили, соответственно, менее 8 и не более 11% от их обшей суммы.

Динамика международной инвестиционной позиции государственного сектора отражает улучшение платежных позиций и валютного положения страны:

§ благодаря списанию безнадежных долгов ряда слаборазвитых стран сократилась величина сомнительных активов;

§ увеличился объем резервных активов;

§ возросли вложения в долгосрочные ценные бумаги, что привело к общему росту доли надежных активов;

§ улучшились долговые позиции страны в части международных обязательств, что связано с активным погашением внешнего долга России в последние годы;

§ увеличился коэффициент обеспечения государственного внешнего долга золотовалютными резервами (с 22 в 2001 г. до 221 % в 2006 г.);

Россия заняла позицию серьезного международного кредитора.

Активизировалась роль нефинансовых предприятий в международном движении капитала. За 2001-2006 гг. их доля в международных активах России поднялась до 39%, а в обязательства - до 73%. Структура активов и обязательств нефинансовых предприятий представлена на рис. 4-5

Рис. 4. Структура активов сектора нефинансовых предприятий

Рис. 5. Структура обязательств сектора нефинансовых предприятий

Общая величина и прирост активов нефинансового сектора обусловлены динамикой прямых инвестиций, торговых авансов и кредитов, вложений в наличную иностранную валюту. Наибольший вклад в рост обязательств внесли прямые инвестиции в капитал российских предприятий, портфельные инвестиции в ценные бумаги, привлеченные ссуды и займы. Восстановление кредитного рейтинга России обусловлено растущим интересом к российскому рынку со стороны зарубежных инвесторов по всем важным направлениям. В итоге прирост обязательств превысил прирост активов, в результате чего чистая инвестиционная позиция нефинансовых предприятий стала отрицательной - частный сектор российской экономики стал крупным должником. Наибольшую долю в отраслевой структуре иностранных инвестиций, по данным Росстата, занимают оптовая и розничная торговля, добыча полезных ископаемых, производство кокса и нефтепродуктов, транспорт и связь, металлургическое производство.

Вместе с тем интенсивный рост обязательств перед иностранными инвесторами происходит в условиях продолжающегося увеличения зарубежных частных активов. Отечественный капитал, игнорируя нужды собственной экономики, уходит из России, и его приходится замещать более затратными иностранными инвестициями.

платежного баланса

Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса
национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие
страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттонвудскую систему в середине 70-х годов.
Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.
В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей
повысилось значение платежного баланса в системе государственного
регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг
основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
1)государственная собственность, в том числе официальные золото -
валютные резервы; 2)возрастание доли (до 40-50%) национального дохода
,перераспределяемого через государственный бюджет; 3)непосредственное
участие государства в международных экономических отношениях как
экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика; 4)регламентация
внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов
государственного контроля.

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Странами c дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

Дефляционная политика. Такая политика, направленная на
сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат
финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.
Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на
стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль
девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных
условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой
политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии
экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и
благоприятной ситуации на мировом рынке.
Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек
производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей
утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних
рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса.
Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала истимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.
Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство
предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного
капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на
обязательство выполнять определенную экспортную программу.
В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым»
операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
1. Ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
2. Прямое или косвенное участие государства в создании
туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
3. Содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств
для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
4. Расширение государственных расходов на научно-исследовательские
работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.
5. Регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение
въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.
6. Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны,
на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.
При активном платежном балансе государственное регулирование

направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.

Обычно применяется компенсационное регулирование
платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных
комплексов мероприятий: ре-стрикционных (кредитные ограничения, в том
числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы,
импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта
товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство
осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо
платежного баланса.

В поисках источников погашения дефицита платежного баланса
промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке
капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.

С середины 70-х до середины 80-х годов промышленно развитые страны активно применяли нефтедоллары для погашения дефицита своих платежных балансов путем рециклирования (перераспределения) валютной выручки нефтедобывающих стран от экспорта нефти.
К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой.

Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.
В условиях частичной демонетизации золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты.

Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря Этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее.
С 70-х годов для приобретения иностранной валюты, необходимой для
покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР путем
перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссия
СДР незначительна, их доля в международных ликвидных резервах

невелика (2,4%). С 1979 г. страны - члены ЕВС для покрытия временного дефицита платежного баланса применяют также ЭКЮ. Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично покрывают пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейств в центральных банках других стран.
Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров.

Например, в 1947 году 75% совокупного дефицита платежных балансов стран Западной Европы были покрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. В современных условиях привлечение помощи особенно характерно для большинства развивающихся стран, платежные балансы которых, как правило, дефициты.

Активное сальдо платежного баланса используется государством для
погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны,
предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения официальных золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

2.2.Методы межгосударственного регулирования платежного баланса

Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:
1. Согласование условий государственного кредитования экспорта;
2. Двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»;

3. Кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера.
Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности
МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.
Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о
трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции – партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.

3.1. Платежный баланс в 2010 году

В январе - сентябре 2010 года платежный баланс формировался под воздействием разнонаправленных факторов. Улучшение конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта происходило наряду с восстановлением внутреннего спроса, способствовавшим ускорению роста импорта. Положительное сальдо текущего счета от квартала к кварталу снижалось. При этом расширялось привлечение иностранного капитала, которое, однако, не компенсировало его отток. В результате темпы прироста валютных резервов в III квартале 2010 года существенно замедлились. Профицит счета текущих операций по сравнению с январем - сентябрем 2009 года вырос в 1,8 раза и составил 60,9 млрд. долларов США. Положительное сальдо торгового баланса увеличилось в 1,5 раза (114,5 млрд. долларов США).
Соотношение базовых параметров счета текущих операций в платежном балансе Российской Федерации (млрд. долларов США)
Экспорт товаров возрос до 286,5 млрд. долларов США (на 37,8%). Более половины его прироста обеспечено повышением средних контрактных цен на сырую нефть и нефтепродукты. По природному газу существенного изменения цен не отмечалось, а физический объем поставок вырос на 14,5%. Совокупный экспорт указанных топливно-энергетических товаров составил 183,0 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 129,6 млрд. долларов США). Их доля в структуре вывоза выросла с 62,4 до 63,9%. Увеличение экспорта других товаров (на 32,3%) также обусловлено преимущественно повышением цен.
Импорт товаров в январе - сентябре 2010 года возрос до 172,0 млрд. долларов США (на 30,8%). Почти две трети прироста получено за счет увеличения ввоза в натуральном выражении. Структура импорта, в которой традиционно преобладали машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, а также продовольственные товары и сырье для их производства, почти не изменилась.
Отрицательное сальдо международной торговли услугами увеличилось до 18,6 млрд. долларов США (на 30,5%). Объем предоставленных нерезидентам услуг вырос на 7,5% - до 32,6 млрд. долларов США. Стоимость полученных услуг была больше, чем в сопоставимый период 2009 года, на 14,8% - 51,2 млрд. долларов США, в том числе расходы, связанные с поездками резидентов за рубеж, превысили на 6,5% докризисный максимум января - сентября 2008 года.
Дефицит баланса оплаты труда изменился незначительно и составил 6,8 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 6,5 млрд. долларов США).
Отрицательное сальдо инвестиционных доходов выросло с 20,5 до 24,9 млрд. долларов США. Суммы, начисленные к выплате, увеличились на 15,5%, к получению - на 10,2%. Рост реинвестированных доходов и дивидендов обусловил увеличение совокупного объема выплат частным сектором в пользу нерезидентов до 48,8 млрд. долларов США. Доходы, полученные банками и прочими секторами <1> из-за рубежа, оценивались в 20,8 млрд. долларов США. Положительное сальдо инвестиционных доходов органов денежно-кредитного регулирования уменьшилось с 5,4 млрд. долларов США в январе - сентябре 2009 года до 3,6 млрд. долларов США в январе - сентябре 2010 года в результате падения доходности резервных активов. В таблице 1 приведены данные Центробанка РФ по оценке платежного баланса РФ за 2010 год.

Таблица 1.

Оценка платежного баланса Российской Федерации за 2010 год (млрд. долл. США)

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...