Целью привлечения иностранных инвестиций является. Как привлечь иностранные инвестиции с помощью апии


Представители малого и среднего бизнеса, для получения прибыли, предпочитают работать и решать свои проблемы самостоятельно. Акционеры крупного бизнеса, полагаются на компетентность своего назначенного директора и управляющей команды. Большинство учредителей банка это не банкиры с соответствующим финансовым образованием, а бенефицары бизнеса, те кто создал банк для своего градообразующего предприятия, поставив управляющего способного правильно распределять свободные денежные потоки, извлекая прибыль.

Так или иначе наступает момент, когда у каждого предпринимателя, бизнес становиться «доенной коровой» и больше чем есть, с него в своем районе или регионе, не выжмешь. Чтобы преуспеть в конкурентной среде, надо развиваться дальше, необходимы новые идеи и денежные средства. В кризис со снижением спроса, выживают финансово подкованные компании. Тем, кто имеет финансовую подушку в виде накоплений или доступ к дешевым и длинным деньгам(инвестициям). Для них кризис это новые возможности, а не проблемы. Это момент, когда можно скупить то, что подешевело и монополизировать свой бизнес.

Кому доступны инвестиции?

Как ни странно, крупному бизнесу. Богатые становятся богаче, потому что они работают с кредитными средствами. У них есть возможность и деньги для привлечения новых инвестиций. Бесплатных инвестиций нет, бесплатно очень дорогое слово в бизнесе. Если у тебя есть хорошая идея, инвестиционный проект и ты хочешь привлечь иностранного инвестора: - покажи деньги, свои собственные средства для реализации проекта. Крупный бизнес и некоторые крупные коммерческие банки знают предварительную стоимость иностранных инвестиций и готовы оплачивать расходы, связанные с оценкой проекта и аудитом.

Чем страхуется инвестор, предоставляя инвестиции?

Инвестор, тем более иностранный, изначально заказывает аудиторскую проверку проекта и проверку действующей компании инициатора. Аудит оплачивает инициатор проекта. Команда аудиторов не только оценивает риски и рентабельность проекта, выезжая на место реализации, но и проверяет надежность, компетентность бенефициаров проекта. Если речь идёт о крупных проектах, то оценивается возможности бенифициаров решать любые проблемы на уровне региональных властей и в конкурентной среде.

Крупный инвестор, если он не будет являться стратегическим партнером в вашем проекте, предоставляет кредит под низкие проценты и на длительный срок. Надо понимать, что те минимальные проценты по кредиту не основная его цель, он зарабатывает на другом. Главную роль в этом играет, реализация проекта и выполнение сроков окупаемости. Ему важно, что деньги будут работать и управлять деньгами будет надежная команда специалистов под присмотром опытного бенефициара. Если вы решили привлечь иностранного инвестора, необходимо менять стереотип. Бесплатных инвестиций нет и они не бывают дешевыми.

Если ваша цель найти стратегического инвестора, будущего партнёра по бизнесу, также готовьтесь к расходам. Будьте готовы и к тому, что любой просчёт по проекту, любые не предвиденные денежные расходы, инвестор будет использовать для уменьшения вашей доли в бизнесе, соответственно ваш голос станет уже не решающим.

Как не ошибиться в кредитном брокере и не стать жертвой мошенников?

Как правило, инвесторы работают через брокеров. Если вы готовы к предварительных расходам, то важно найти настоящего кредитного брокера. Предоплата за аудит является неотъемлемой частью при предоставлении инвестиций и это могут использовать мошенники. Чтобы избежать неоправданных расходов, необходимо задавать правильные вопросы и на них получить правильные ответы и желательно это делать не по телефону, а при личной встрече с брокером.

1. Какова общая стоимость предварительных расходов по получению инвестиций?

2. Стоимость аудиторской проверки, какие условия оплаты?

3. Какой процент берётся за выдачу кредита?

4. Предоставляются ли финансовые каникулы по кредиту, сроки?

5. Будет ли списываться страховка от финансовых рисков с суммы кредита?

6. Какая ставка по кредиту?

7. Какие ресурсы предоставляет инвестор для увеличения уставного капитала, сколько?

Получив правильные ответы, бенефициар проекта, также может рассчитывать на разговор с инвестором до внесения каких-либо предоплат.

Не редко опытный кредитный брокер к крупным проектам привлекает мелких инвесторов, готовых оплатить предварительные расходы и стать акционером будущей компании. Также в зависимости от проекта и желания бенефициара, предусматривается выпуск акций для размещения их на фондовой бирже, где речь уже идёт о других доходах. Это позволяет мелким инвесторам стать богаче, а крупным неприлично богатыми.

В данной статье речь идёт о приоритетном типе инвестиций - кредит без предварительного залога и предоставления БГ. Суммы инвестиций от 10млн. евро. На первом этапе предусматривается увеличение уставного капитала компании, что в последствие по кредитному договору станет залогом. Данный тип инвестиций снижает долговую нагрузку на проект. Позволяет бенефициару оставаться владельцем своего бизнеса и управлять проектом самостоятельно. Для реализации проекта бенефициары должны иметь собственный минимальный капитал до 5% от стоимости проекта.

ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

Рязанцева Маргарита Васильевна 1 , Якушова Елена Сергеевна 2
1 Московский государственный университет геодезии и картографии, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства
2 Московский государственный университет геодезии и картографии, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства


Аннотация
В ходе исследования был проведен анализ эффективности привлечения иностранных инвестиций в экономику России. С помощью статистических методов сформулированы проблемы, препятствующие росту объемов и улучшения качестве иностранных инвестиций в российскую экономику. В частности, выделены следующие проблемы: ухудшение качества иностранных инвестиций, рост диспропорций в региональной экономике, явные и скрытые административные барьеры, коррупция. На основе корреляционного анализа ранжированы факторы, мотивирующие приток иностранных инвесторов в Россию. Как показал анализ, прослеживается большая корреляция между притоком иностранных инвестиций и рынком недвижимости, ростом инвестиций в инновации и основные фонды. Сформулированы принципы, которыми следует руководствоваться при разработке государственной инвестиционной политики: принцип стратегического единства, принцип децентрализации, гибкости, информационной открытости, стабильности.

FACTORS AND PRINCIPLES OF ATTRACTING FOREIGN INVESTMENTS IN THE RUSSIAN ECONOMY

Ryazantseva Margarita Vasilevna 1 , Yakushova Elena Sergeevna 2
1 Moscow State University of Geodesy and Cartography, PhD in, Тechnical Sciences, Assistant Professor of Economics and entrepreneurship
2 Moscow State University of Geodesy and Cartography, PhD in, Economic Sciences, Assistant Professor of Economics and entrepreneurship


Abstract
The study analyzed the effectiveness of attracting foreign investments into the Russian economy. With the help of statistical methods formulated problems hindering the growth of the volume and improve the quality of foreign investment in the Russian economy. In particular, it identifies the following problems: the deterioration of the quality of foreign investment, the growth of regional imbalances in the economy, overt and hidden administrative barriers and corruption. On the basis of the correlation analysis are ranked the factors motivating the influx of foreign investors in Russia. Analysis showed strong correlation between the inflow of foreign investment and the real estate market, the growth of investment in innovation and fixed assets. Laid down the principles which should guide the development of the state investment policy: the principle of strategic unity, the principle of decentralization, flexibility, transparency and stability.

Библиографическая ссылка на статью:
Рязанцева М.В., Якушова Е.С. Факторы и принципы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 7 [Электронный ресурс]..03.2019).

В последнее время все отчетливее прослеживается стремление российских властей убедить иностранных инвесторов и рейтинговые агентства в относительной привлекательности России. Об этом в частности наглядно свидетельствует объявление на Всемирном экономическом форуме в Давосе о запуске имиджевой кампании «Инвестируй в Россию». В условиях глобализации и перехода к «открытой» модели экономики России для сохранения и усиления своих позиций на мировой арене необходимо осуществить комплекс стратегических преобразований, для реализации которых требуются внешние ресурсы. Правительством России был сделан ряд значительных шагов в направлении стимулирования иностранных инвестиций (ИИ): изменена нормативно-правовая база, установлены налоговые льготы, созданы особые экономические зоны и др. . В последнее время были приняты новые меры по деофшорризации экономики России. Но, несмотря на все усилия, качество иностранных инвестиционных ресурсов продолжает ухудшаться, доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) снижается. И самое главное, возрастает отток капитала из страны.

Цель работы заключалась в анализе факторов, влияющих на приток ИИ в российскую экономику и формулировке общих принципов, на которые следует опираться при разработке государственной инвестиционной политики.

Исследование проводилось методами сравнения, анализа временных рядов, корреляционного анализа, методами анализа и синтеза. В исследовании использованы официальные данные Росстата, Банка России , UNCTAD и др.

Российская экономика постепенно выходит из кризиса, о чем свидетельствуют положительные темпы экономического роста, которые превышают среднемировой уровень. Во многом это стало возможно благодаря иностранным инвестициям, особенно в автомобильную, пищевую промышлен­ности, торговлю. Но, несмотря на успехи в отдельных отраслях, имеется ряд существенных проблем, без решения которых невозможно устойчивое развитие экономики и социальной сферы.

Проблема 1. Ухудшение качества привлекаемых ИИ. В последнее время наблюдается устойчивое снижение доли прямых иностранных инвестиций (ПИИ), (67,72% от общего объема в 1995 г. до 9, 66% в 2011) и стабильное увеличение доли прочих инвестиций, которые в основном состоят из краткосрочных займов (30,98% – в 1995 г., 89,92% – в 2011) . Иностранные инвесторы не хотят или опасаются надолго оставлять свой капитал в России и используют российский рынок как площадку для проведения высокодоходных спекулятивных операций.

Проблема 2. Отток инвестиций из России. Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что средние темпы роста ИИ в период 2009-2011 гг. в

российскую экономику были выше общемирового уровня (148,26% против 111,62%), но в тоже время средние темпы роста вывоза капитала из российской экономики также выше среднемировых (149,6% против 127,63%). Причем основным каналом вывода денежных средств за рубеж являются оффшорные компании.

Проблема 3. Рост диспропорций в региональной экономике. Современные механизмы привлечения ИИ являются одним из факторов усиления диспропорций в социально-экономическом развитии субъектов РФ. Наиболее привлекательным для инвесторов регионом является Москва . В московском регионе при поддержке Правительства созданы условия для притока ИИ в торговлю, строительство, транспорт, связь. Но одновременно с развитием именно этих сфер усугубляются проблемы Москвы (транспортные коллапсы, нелегальный рынок рабочей силы, теневая экономика).

В разных регионах России существенно различается уровень доходов населения: по итогам 2011 г. уровень среднедушевых доходов в Москве (47 318,9 руб.) более чем в 5 раз превышал минимальный уровень

Таблица 1 – Динамика ПИИ в мировую экономику, в млрд. долл. США

Средний темп роста, в %

Общемировой уровень ПИИ (приток)
Общемировой уровень ПИИ (отток)
Развитые страны (приток)
Развитые страны (отток)
Развивающиеся страны (приток)
Развивающиеся страны (отток)
Россия (приток)
Россия (отток)

Источники: Росстат, UNCTAD

среднедушевых доходов, который был зафиксирован в Республике Калмыкия (8 829,4 руб.). В целом по России среднедушевые расходы более чем в 2 раза меньше московского уровня (20 754,9 руб.). При этом доля Москвы в общем объеме занятого населения составляет 8,64%.

Проблема 4. Административные барьеры (явные и скрытые). Несмотря на усилия властей разного уровня по совершенствованию администра­тивных процедур и законодательства, регулирующего предпринимательскую и инвестиционную деятельность, большинство инвесторов в качестве основных факторов, негативно влияющих на инвестиционную привлекатель­ность России, по прежнему называют неэффективность законодательства (53%), высокий уровень бюрократии (47%), непрозрач­ность системы регулирования предпринимательской деятельности (37%) .

По результатам исследования «Индекс восприятия коррупции», которое ежегодно проводит Центр Трансперенси Интернешнл, Россия в 2012 г. заняла 133 место из 176 стран . Учитывая количество коррупционных скандалов, которые сотрясают российское общество в последние годы, сомневаться в результатах ранжирования не приходится.

По мнению аналитиков UNCTAD, при разработке государственной инвестиционной политики в большинстве стран существуют общие проблемы . Это и несогласованность инвестиционной политики с другими целями, отсутствие интеграция инвестиционной политики, в том числе в части привлечения ПИИ с общей стратегией развития страны. Многие страны сталкиваются с проблемой оптимизации положительного и отрицательного воздействия инвестиций на экономические и социальные процессы. В ряде случаев используемые механизмы недостаточно стимулируют ответственное поведение инвесторов, особенно в области занятости и экологии.

В ходе исследования был выполнен парный корреляционный анализ между темпами роста ИИ в российскую экономику и рядом экономических факторов. В анализе были использованы данные Росстата. В табл. 2 представлены результаты анализа, которые позволили ранжировать факторы, участвующие в анализе.

Таблица 2 – Значения парной корреляции между притоком иностранных инвестиций в экономику России и рядом экономических показателей

Показатель

Значение коэффициента парной корреляции

1. Динамика цен на недвижимость
2. Объем строящейся недвижимости
3. Общие затраты на инновации
4. Объем ВВП
5. Темпы экономического роста
6. Уровень рентабельности российских организаций
7. Уровень обновления основных фондов
8. Уровень инфляции
9. Курс доллара
10. Ставка рефинансирования Банка России
11. Численность населения России

Результаты анализа наглядно свидетельствуют о чисто спекулятивных мотивах иностранных инвесторов. Как видно наибольшая корреляция наблюдается между объемом иностранных инвестиций и рынком недвижимости, уровнем инвестиций в инновации и в основные фонды. Результаты данного анализа позволяют увидеть главные мотиваторы для иностранных инвесторов и на их основе разрабатывать соответствующие меры.

После определения основных проблем в сфере привлечения ИИ в российскую экономику, были сформулированы основные принципы, которыми следует руководствоваться при разработке государственной инвестиционной политики.

1. Принцип стратегического единства. Суть этого принципа заключается в разработке общей стратегии развития страны на долгосрочную перспективу, которая будет определять направление развития регионов. В настоящее время такая работа уже ведется и имеет конкретный результат в виде документа «Стратегия-2020».

2. Принцип децентрализации управления. Централизованная система принятия решений способствует росту негативной конкуренции между инвесторами за лояльность тех или иных чиновников. Поэтому на федеральном уровне следует больше внимания уделять стимулированию региональной активности инвесторов. Кроме того необходимо пересмотреть структуру финансовых ресурсы регионов, т.к. существующая налоговая система практически лишает регионы финансовых ресурсов.

3. Принцип гибкости. Инвестиционная политика должна регулярно пересматриваться и адаптироваться к меняющимся условиям. В бюрократизированной системе управления государством это очень сложно реализовать. Необходимо в систему госуправления внедрять современные организационные структуры управления более гибкие к изменению динамики развития.

4. Принцип информационной открытости. Инвестиционная политика должна предусматривать создание и развитие информационных порталов, содержащих сведения об инвестиционных проектах и мероприятиях, административных процедурах и законодательных особенностях и прочее. Стоит отметить, что отдельные субъекты РФ, включая Москву и Санкт-Петербург, уже активно используют такие информационные ресурсы.

5. Принцип стабильности. Как известно, одним из важных факторов инвестиционной привлекательности является государственные гарантии и стабильное их обеспечение. Для завоевания доверия инвесторов необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы и укрепление государственных и общественных институтов.

6. Принцип инновационности развития. Инвестиционная политика должна исходить из приоритетности развития обрабатывающих отраслей и стимулирования ПИИ, направленных на преодоление технологического отставания российской промышленности. И хотя этот принцип активно пропагандируется руководством страны, инвестиционные потоки пока своего направления не изменили.

7. Принцип легальности инвестиций. Необходимо создать эффектив­ные барьеры для вывоза капитала, в том числе через оффшоры. Использование оффшоров и других механизмов теневой экономики приводят к снижению эффективности реальной экономики. Именно поэтому средний уровень рентабельности активов российских организаций остается очень низким – в 2011 г. он составил 6,5% (при ставке рефинансирования Банка России выше 8%). Без подобных барьеров невозможно обеспечить рост экономики, снизить диспропорции и социальную напряженность.

8. Принцип социальной ориентированности. Инвестор, как любой предприниматель, прежде всего, стремится получить максимальную прибыль на вложенный капитал, поэтому социальные гарантии, как правило, стоят для него не на первом месте. Поэтому государственная инвестиционная политика должна в том числе решать следующие задачи: 1) способствовать созданию рабочих мест и росту благосостояния населения, 2) создавать стимулы для выпуска социально значимой продукции, 3) обеспечивать контроль за соблюдением трудовых прав работников предприятия.

9. Принцип сбалансированности. Сложность разработки любой политической программы заключается в необходимости учета интересов разных групп лиц, мотивы поведения которых не всегда ясны. Если говорить об инвестиционной политике, то это столкновение интересов государства и инвесторов, инвесторов и собствен­ников предприятий, борьба отечественных и зарубежных инвесторов и т.д. Понятно, что всем сразу угодить невозможно, но это и не главное. Главное, чтобы в инвестиционной политике были четко определены приоритеты национального развития и те, кто отвечают за реализацию этой политики, добросовестно выполняли свои обязанности.


Библиографический список
  1. Рязанцева М.В. Стимулирование прямых региональных инвестиций [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – январь, 2013. – с. 128-132
  2. Рязанцева М.В. Стимулирование инвестиций в особые экономические зоны. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 5. – с. 67-69
  3. Инвестиции в России. 2011: Стат.сб./ Росстат. – М., 2011. – 303 с.
  4. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru
  5. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru
  6. World investment report 2012. Towards a New Generation of Investment Policies [Электронный ресурс]. – URL: http://www.unctad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2012-Full-en.pdf
  7. Официальный сайт компании «Эрст энд Янг» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ey.com
  8. Официальный сайт Центра Трансперенси Интернешнл – Россия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.transparency.org.ru
Количество просмотров публикации: Please wait

Привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций зависит от целого ряда определяющих факторов, которые должна учитывать политика привлечения иностранных инвестиций каждой страны. При этом сле­дует отметить, что каждый тип иностранных инвестиций имеет свою шкалу приоритетности данных факторов и требует использования различных стратегий привлечения инвестиций.

Вместе с тем, как показывают исследования, макроэкономическая стабильность, собственность на землю, ясные процедуры приватизации, транспарентность, предсказуемость, последовательность и либеральность законов/положений/норм, квалифицированная рабочая сила, хорошо развитая инфраструктура входят в число факторов, оказывающих наибольшее влияние при принятии решений о прямом иностранном инвестировании. Следует отметить, однако, что, несмотря на важность наличия квалифицированной рабочей силы, недавние исследо­вания показывают, что высокая заработная плата отрицательно влияет на приток ПИИ.

Следует специально остановиться на воздействии налоговых стимулов на приток ПИИ. Поскольку инвесторы сравнивают налоговую нагрузку в различных странах, считается, что такого рода стимулы могут привлечь их внимание, и нередко страны начинают сорев­новаться друг с другом в снижении налогов, как правило, сокращая налог на прибыль. Существует большое количество исследований чувствительности ПИИ к налоговой нагруз­ке. Они показывают, что в среднем при повышении налогов на один процент, прямые иностранные инвестиции сокращаются на 3,7%, однако, в зависимости от страны и отрас­ли снижение может составлять от 0% до 5%.

Более того, недавние исследования показы­вают, что ПИИ становятся все более чувствительны к налогообложению по мере роста мо­бильности капитала и ликвидации неналоговых барьеров для их притока. Такого рода ис­следования очень полезны и могут быть использованы при оценке долгосрочного влияния на прямые иностранные инвестиции реформы налога на прибыль корпораций5. Ряд стран для привлечения инвестиций используют временное освобождение от налога ряда секто­ров или некоторые виды деятельности, а не снижают налог в целом.

Однако следует помнить, что налогообложение прибыли является важным, но не основ­ным определяющим фактором при принятии компаниями решения об инвестировании за границу, оно в большей степени зависит от выгодности данного проекта с точки зрения долгосрочной перспективы.

К тому же, не стоит недооценивать значимость для инвесторов налога на зарплату и прочих налогов, не связанных с прибылью, а также дружественность налогового администрирования, определенность, предсказуемость и последовательность налоговых правил — данные факторы оказывают ничуть ни меньшее влияние, чем налог на прибыль.

Более того, исследования показывают, что низкая налоговая нагрузка не компенсирует непривлекательный в целом климат для ПИИ. Страны, где при высоком на­логе на прибыль хорошо развита инфраструктура, и предоставление услуг, в том числе общего пользования, а также существует привлекательная для бизнеса деловая среда, выигрывают в конкуренции за инвестиции у стран, имеющих более низкие налоги, но не обладающих вышеназванными преимуществами.

Примером этому служат целый ряд стран, обладающих большим внутренним рынком, у которых при относительно высоком налоге на прибыль наблюдается большой приток ПИИ. Поэтому при выработке политики по при­влечению ПИИ необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» предоставления ино­странным инвесторам налоговых стимулов, возможно, более важное значение будет иметь проводимая макроэкономическая политика, создание благоприятного климата в опреде­ленных отраслях и ряд других факторов.

Еще одним важным вопросом является политика обменного курса с точки зрения ее при­влекательности для ПИИ. Ряд экономистов полагают, что девальвация валюты относи­тельно стран основных инвесторов сокращает удельные издержки производства и может стимулировать приток ПИИ, особенно в экспортоориентированные сектора. Вместе с тем существуют и свидетельства того, что укрепление валюты может также являться факто­ром, способствующим ПИИ, поскольку позволяет репатриировать больше прибыли в ино­странной валюте. Однако с макроэкономической точки зрения наиболее эффективной яв­ляется политика по поддержанию стабильности обменного курса, в целом экономисты сходятся во мнении, что данный фактор серьезно не влияет на принятие решений об ин­вестировании, за исключением случаев его значительных колебаний.

СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Существуют следующие способы привлечения иностранных инвестиций: покупка иностранным инвестором местной организации; создание заграничного филиала (нового), а также смешанного или совместного предприятия. Сегодня же существует новая тенденция к направлению прямых иностранных инвестиций уже на приобретение действующих организация в развитых экономиках, в то время как в прошлом больше строили такие предприятия с нуля. Это можно объяснить глобализацией и усилением конкуренции, что вызывает необходимость ускорения процесса наладки производства и скорейшего начала работы предприятия и более быстрого получения прибыли.

Еще несколькими способами по привлечению прямых иностранных инвестиций является покупка активов предприятие, которое является экспортером и инвестирует, заработанные средства, в зарубежные организации, а также производит торговлю акционерным капиталом с фирмами различных стран.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ

Правительство России проводит свою политику по привлечению иностранных инвестиций, которая делится на несколько направлений.

За годы рыночных реформ производство (больше всего промышленность) в Россию значительно сокращалась до 2004 года, что ухудшило привлечение иностранных инвестиций в Россию, однако, уже с 2006 до 2008гг. привлечение иностранных инвестиций резко начало увеличиваться и пика достигло в 2008г., однако уже в период с 2009-2011гг. объем иностранных инвестиций уменьшился в связи с

Мировым финансово-экономическим кризисом, который сильно отразился на экономике России. Но в 2012г. и уже с середины 2011г. привлечение иностранных инвестиций в Россию начало набирать темпы и уже в текущем году почти вышло на уровень 2008г. Основными отраслями по привлечению данных инвестиций являются: нефтедобывающая и нефтеперабатывающая, машиностроение, металлургия и добыча с переработкой различных полезных ископаемых.

С одной стороны это хорошо, что эти отрасли развиваются, но необходимо привлекать инвестиции и в другие, особенно в инновационные отрасли: IT-индустрию, нанотехнологии и т.д.

Интернационализация и глобализация мировых хозяйственных связей закономерно ведет к возрастанию роли иностранных инвестиций как источника финансирования инвестиционной деятельности.

Сущность и виды иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. При анализе этих форм могут быть использованы общие подходы к классификации инвестиций, предполагающие их выделение по объектам, целям, срокам вложений, формам собственности на инвестиционные ресурсы, рискам и другим признакам (см. п. 1.3). Вместе с тем специфика иностранных инвестиций определяет необходимость уточнения ряда классификационных признаков применительно к данному типу инвестиций.

Так, по формам собственности на инвестиционные ресурсы иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными.

Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи.

Частные (негосударственные) инвестиции - это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.

Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

В зависимости от характера использования иностранные инвестиции подразделяют на предпринимательские и ссудные.

Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.

Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных балансах стран.

Прямые иностранные инвестиции выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.

Согласно классификации ЮНКТАД к прямым иностранным инвестициям относят зарубежные вложения, предполагающие долговременные отношения между партнерами с устойчивым вовлечением в них экономических агентов одной страны (иностранный инвестор или «материнская фирма») с их контролем за хозяйственной организацией, расположенной в принимающей стране. Соответственно к ним рекомендуется причислять:

* приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее чем 10-20% суммарной стоимости объявленного акционерного капитала;

* реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и репатриации части прибыли;

* внутрифирменное предоставление кредита или равноценная операция по урегулированию задолженности в отношениях между «материнской» фирмой и ее зарубежным филиалом.

К разряду портфельных инвестиций относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода.

В соответствии с положениями ЮНКТАД портфельные инвестиции, в отличие от прямых, представляют собой вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на деятельность предприятия и составляющих менее 10% общего объема акционерного капитала. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.

Под прочими инвестициями понимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п.

Количественные границы между прямыми и портфельными инвестициями довольно условны*. Обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20% и выше акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20% - портфельными. Однако так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами, различаются, такое деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложений.

* В международной статистике доля иностранного участия в акционерном капитале, обеспечивающая контроль над предприятием, принимается равной 25%. Вместе с тем по различным странам она существенно варьируется (в США - 10%, Германии, Великобритании - 20%, Канаде - 50%). По определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к прямым инвестициям относят вложения на уровне 10% и выше обычных акций, дающих контроль над соответствующим количеством голосов, или так называемым эффективным голосом в управлении предприятием.

Приоритетное значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:

* в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;

* в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);

* в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;

* в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;

* в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;

* в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы;

* в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя.

Возрастание роли прямых иностранных инвестиций в современной экономике во многом связано с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК) и расширением масштабов международного производства.

Инвестиционные ресурсы международного финансового рынка. В настоящее время на международном финансовом рынке можно выделить три полюса мирохозяйственных связей: европейский, североамериканский и азиатско-тихоокеанский.

Европейский полюс объединяет индустриально развитые страны, входящие в Европейский союз, а также страны Восточной Европы, Ближнего Востока, традиционно тяготеющие к финансовому рынку Швейцарии. Этот рынок характеризуется годовыми объемами капитала в 9 трлн долл., наличием наиболее дешевых и долгосрочных ресурсов, предоставляемых иностранным инвесторам из расчета 2-4% годовых.

Североамериканский полюс охватывает в основном рынки США и Канады с годовыми объемами капитала в 18 трлн долл. Финансовым центром является США. Рынок отличается существенной долей импортируемых финансовых ресурсов, большим объемом сделок с ценными бумагами с иностранными инвесторами. Для распространения ценных бумаг иностранных эмитентов применяются различные схемы депонирования ценных бумаг в иностранных банках с последующим выпуском в США депозитарных расписок.

Азиатско-тихоокеанский полюс (АТП) мирохозяйственных связей представлен странами Юго-Восточной Азии и Океании. Финансовые ресурсы АТП концентрируются на рынке Японии, годовые объемы капитала превышают 6 трлн долл. Этот рынок в основном базируется на собственных ресурсах и по сравнению с рынком США характеризуется невысокой долей заемного капитала. Крупнейшими импортерами ресурсов рынка Японии являются Китай, страны Океании и Юго-Восточной Азии, а также в последние годы - страны Латинской Америки и Западной Европы. В настоящее время отмечается рост тяготения АТП к европейскому рынку, все большая часть финансово-хозяйственных связей сосредоточивается между Японией и Швейцарией.

Мировой опыт показывает, что инвестиции в производительной форме направляются в основном в те страны, которые характеризуются динамично и эффективно развивающимися рыночными отношениями. Глобальная триада - США, Европейский союз и Япония - концентрирует основную долю общего объема вывоза и ввоза инвестиций. В рамках самой триады идет интенсивное движение капитала, активными участниками которого являются ТНК, которым принадлежит 90% прямых зарубежных инвестиций.

Распределение объемов прямых инвестиций между различными группами стран выглядит следующим образом: около 65% приходится на индустриально развитые страны, более 30% - на развивающиеся страны и менее 5% - на страны Центральной и Восточной Европы (включая Украину).

В настоящее время происходит постепенное изменение основных условий международной экономической деятельности. Суть этих изменений в наиболее общем виде заключается в следующем:

* возникают условия для более легкого доступа к иностранным рынкам, факторам производства за рубежом, широкого выбора способов проникновения на иностранные рынки: торговля, прямое инвестирование, соглашения подрядного типа, франчайзинг;

* расширение рынков создает благоприятные возможности для экономического роста компаний, но в то же время усиливает конкуренцию в региональном и глобальном масштабах, побуждая фирмы к постоянному поддержанию своей конкурентоспособности;

* ТНК получают возможность маневрировать принадлежащими им материальными и нематериальными активами в разных странах, добиваясь их максимально эффективного использования в интересах всей структуры;

* изменяется сравнительное значение разных факторов, влияющих на размещение прямых иностранных инвестиций (так, с общим понижением тарифных и нетарифных барьеров роль данного фактора с позиций его влияния на направление инвестиций уменьшается, в то же время возрастает значение таких факторов, как состояние инфраструктуры, различия в общих издержках, административные и налоговые условия для деятельности иностранного капитала).

Возможности привлечения иностранных инвестиций во многом зависят от того, какие условия для деятельности иностранных инвесторов созданы в принимающей стране, насколько благоприятен ее инвестиционный климат.

Инвестиционный климат. Инвестиционный климат - весьма сложное и многомерное понятие. Как правило, под инвестиционным климатом понимают обобщающую характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны (региона).

Оценка инвестиционного климата предполагает учет:

* экономических условий (состояния макроэкономической среды, динамики ВВП, национального дохода, объемов производства промышленной продукции, инфляции, развития высокотехнологичных производств, положения на рынке труда, ситуации в денежно-кредитной, финансовой, бюджетной, налоговой, валютной системах и т.п.);

* государственной инвестиционной политики (степени государственной поддержки иностранных инвестиций, возможности национализации иностранного имущества, участия в международных договорах, соблюдения соглашений, преемственности политической власти, устойчивости государственных институтов и эффективности их деятельности и т.д.);

* нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности (статуса регламентирующих документов и порядка их корректировки, параметров ввода и вывода инвестиций из страны, налогового, валютного и таможенного режима, порядка создания, регистрации, деятельности, отчетности, слияния и ликвидации фирм, мер регулирования и контроля над их деятельностью, урегулирования споров);

* информационного, фактологического, статистического материала о состоянии различных факторов, определяющих инвестиционный климат.

Оценка различных составляющих инвестиционного климата позволяет определить уровень инвестиционного риска, целесообразность и привлекательность осуществления вложений. Методики оценки инвестиционного климата весьма разнообразны. Так, в Японии используются описательные характеристики инвестиционного климата без количественных оценок. В США методика оценки инвестиционного климата предполагает определение четырех агрегированных показателей, характеризующих деловую активность, потенциал развития хозяйственной системы, экономическую эффективность инвестиций и основные составляющие налоговой политики. Результаты оценок публикуются в «Ежегодной статистической карте».

Наибольшую известность в настоящее время получили комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности, публикуемые ведущими экономическими журналами: «Euromoney», «Fortune», «The Economist». В частности, рейтинг журнала «Euromoney» определяется на основе расчета девяти групп показателей: эффективности экономики, уровня политического риска, состояния задолженности, способности к обслуживанию долга, кредитоспособности, доступности банковского кредитования, доступности долгосрочного ссудного капитала, вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств. Важными ориентирами для иностранных инвесторов являются оценки экспертов Всемирного банка, специальные финансовые или кредитные рейтинги (IBCA, Moody"s, Standard & Poor"s и др.).

Правовое регулирование иностранных инвестиций. Создание благоприятного инвестиционного климата во многом зависит от действующей системы приема капитала. Под системой приема капитала понимают совокупность правовых актов и институтов, регламентирующих государственную политику в части зарубежных вложений.

В странах с развитой рыночной экономикой по отношению к иностранным инвесторам используется так называемый национальный режим. Данное положение, закрепленное в ряде документов МВФ-МБРР, Международной торговой палаты и ОЭСР, означает, что привлечение иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием регулируется, как правило, национальным законодательством. При этом последнее в основном не содержит различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы могут иметь доступ к местным производственным, трудовым и финансовым ресурсам, создавать предприятия на основе любой организационно-правовой формы деятельности, принятой в данной стране, осуществлять хозяйствование на тех же условиях, что и национальные предприниматели, пользоваться значительными местными льготами.

В частности, разработанные МБРР совместно с МВФ принципы приема прямых иностранных инвестиций включают: национальный режим, недискриминацию иностранных инвесторов, защиту и гарантии. В указанных Принципах содержатся рекомендации беспрепятственного перевода соответствующих валют, недопущения экспроприации иностранных капиталовложений, обращения для разрешения спора между иностранным инвестором и принимающим государством к арбитражу Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.

В отличие от развитых стран во многих развивающихся странах сохраняется ряд ограничений, препятствующих движению иностранных инвестиций. Национальные инвестиционные законодательства, направленные на сохранение национального суверенитета и экономической безопасности, устанавливают ограничения на вложения иноинвесторов в определенные отрасли и производства, на вывоз прибыли, определяют предельные размеры доли участия иностранных инвесторов в капитале национальной компании, особый порядок допуска иностранных инвесторов и их регистрации.

Вместе с тем в 90-е годы во многих развивающихся странах происходила определенная либерализация инвестиционного режима. Почти все принятые в последнее время законы в области инвестиционной деятельности предусматривают предоставление иностранным инвесторам, за определенными исключениями, не менее благоприятного режима, чем национальным, гарантии для иностранных инвесторов в отношении беспрепятственного перевода прибылей, а в случае экспроприации иностранной собственности соответствующую компенсацию, возможность разрешения споров между принимающей страной (государством) и иностранными инвесторами путем форм арбитража, широко применяемых в международных экономических отношениях.

На практике в большинстве стран, несмотря на принятые законы, либерализующие инвестиционный режим, все-таки сохраняются различные ограничения для деятельности иностранных инвесторов. Это касается не только процедурных вопросов (требование предварительного разрешения на инвестирование, многоступенчатость и длительность процедуры рассмотрения заявок), но и прямых ограничений на иностранные инвестиции в отдельных отраслях экономики (или даже запретов), лимитирование иностранного капитала в компаниях или возможность его участия в них только совместно с отечественными инвесторами и др.

Характерной чертой современного национального законодательства в области прямых иностранных инвестиций является расширение сферы его распространения на все виды имущественных активов и связанных с ними прав собственности, а также прав на интеллектуальную собственность. Хотя национальные законы касаются преимущественно частных инвестиций, они часто распространяются на инвестиции государственных организаций и инвестиции самого государства.

Государственное гарантирование иностранных инвестиций. Важным условием привлечения иностранных инвестиций, способствующим минимизации рисков зарубежных инвесторов, является их государственное гарантирование прав и интересов зарубежных инвесторов, которое может осуществляться:

* на основе конституций или специальных нормативных актов;

* в рамках двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений о защите и стимулировании иностранных инвестиций;

* через участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран.

В конституциях многих стран содержатся положения о неприкосновенности собственности и о возможности ее экспроприации только в строго определенных случаях (как правило, при нарушении общественных интересов). Конституционно закрепляются права на справедливую компенсацию и способы урегулирования споров при несогласии собственника с фактом, размерами, сроками конфискации. Эти гарантии обычно распространяются и на иностранных собственников. В странах, где приняты специальные законы и кодексы в области инвестиционной деятельности, отмеченные положения конкретизируются в данных нормативных актах.

Межгосударственные соглашения о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций включают в себя, как правило, следующие обязательства: создание благоприятного режима для капитальных вложений при инвестиционной и связанной с ней деятельности иностранных инвесторов; обеспечение защиты иностранной собственности; гарантии в отношении беспрепятственного перевода доходов от иностранных инвестиций и соответствующей компенсации в случае экспроприации иностранной собственности; рассмотрение споров по вопросам иностранных капиталовложений в третейских судах.

Участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран обеспечивает возможность разрешения споров между принимающей страной и иностранными инвесторами путем арбитража, широко применяемого в международной экономической практике. Вопросы гарантирования иностранных инвестиций содержатся также в ряде других документов, одобренных специальными международными организациями.

В 1985 г. с целью содействия иностранным инвестициям в рамках Международного банка реконструкции и развития (МБРР) было создано Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Агентство обеспечивает иностранным инвесторам долгосрочные гарантии на следующие случаи некоммерческих рисков:

* введение правительством страны, принимающей капитал, ограничений на обмен и перевод капиталов;

* законодательные или административные меры принимающей страны, лишающие иностранного инвестора права на собственность, контроля над инвестициями или значительно снижающие его доходы;

* административная и судебная практика принимающей страны, нарушающая права иностранных инвесторов и ведущая к расторжению договоров, заключенных с ее государственными институтами;

* вооруженные конфликты и гражданские войны.

МАГИ способствует улучшению инвестиционного режима в принимающих странах и другими способами: путем реализации программ по повышению квалификации кадров правительственных структур, частных фирм, посредством проведения конференций и семинаров, оказания консультативной помощи правительствам стран - членов МАГИ по разработке нормативных документов, направленных на поощрение иностранных инвестиций.

1. Инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется посредством формируемых ими инвестиционных ресурсов. В рыночной экономике источники формирования инвестиционных ресурсов весьма многообразны. При их анализе следует различать внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макро- и микроэкономическом уровнях. На макроэкономическом уровне к внутренним источникам финансирования инвестиций относят все источники, связанные с национальными сбережениями, а к внешним - иностранные источники. На микроэкономическом уровне внутренними источниками инвестирования выступают собственные средства предприятий (прибыль, амортизация, инвестиции собственников предприятия), а внешними - привлеченные и заемные средства (государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг, и др.).

2. Важным источником финансирования инвестиционной деятельности фирмы являются собственные средства: часть чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей; амортизация, а также реинвестируемая путем продажи часть основных фондов, иммобилизуемая в инвестиции часть излишних оборотных активов; страховые возмещения убытков, вызванных потерей имущества; другие целевые поступления.

3. Амортизационные отчисления образуются в результате переноса стоимости основных производственных фондов на стоимость готовой продукции. Величина амортизационного фонда зависит от объема основных фондов предприятия и используемых методов начисления (линейного метода или метода ускоренной амортизации).

4. Источниками финансирования инвестиционной деятельности могут служить привлеченные и заемные средства. Привлеченные средства - это средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода. Заемные средства представляют собой денежные ресурсы, полученные в ссуду на определенный срок и подлежащие возврату с уплатой процента. Мобилизация привлеченных и заемных средств осуществляется различными способами, основными из которых являются: привлечение капитала через рынок ценных бумаг, рынок кредитных ресурсов, государственное финансирование. С развитием финансовых рынков возникают новые способы мобилизации капитала, среди которых можно назвать лизинг, венчурное инвестирование, франчайзинг.

5. С развитием процессов интернационализации хозяйственных связей возрастает роль иностранных инвестиций как источника финансирования инвестиционной деятельности. Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. При классификации форм иностранных инвестиций особое значение имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Считается, что вложения на уровне 10-20% и выше акционерного капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20% - портфельными инвестициями.

6. Возможность привлечения иностранных инвестиций во многом зависит от состояния инвестиционного климата. Инвестиционный климат - это обобщающая характеристика комплекса социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны. Методики оценки инвестиционного климата разнообразны: описательные характеристики, расчеты экономических показателей, комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности.

7. Важными условиями, способствующими привлечению иностранного капитала, являются правовое регулирование и государственное гарантирование иностранных инвестиций. В странах с развитой рыночной экономикой по отношению к иностранным инвесторам используется национальный режим, в соответствии с которым деятельность компаний с иностранным участием регулируется национальным законодательством, не содержащим различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов. Государственное гарантирование прав и интересов зарубежных инвесторов может осуществляться: на основе конституций или специальных нормативных актов; в рамках межгосударственных соглашений о защите и стимулировании иностранных инвестиций; через участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран.

В систему эффективного управления экономикой входит разумное привлечение капитала зарубежных стран. Одной из исторических осо­бенностей переходного периода является нахождение оптимального пути привлечения и использования иностранных инвестиций.
"Естественно, ценность любой стратегии не в замысле, а в успеш­ной реализации. А в наших условиях успех во многом предопределяет активное привлечение иностранных инвестиций и предоставление ин­весторам политических гарантий. К сожалению, в ближайшем будущем на внутренние ресурсы полагаться не приходится".

Иностранный капитал нужен не только как простая масса денеж­ных средств, а как важнейший канал проникновения новых мировых научно-технических достижений, технологий. Они способствуют на базе крупного коммерческого жизнеспособного инвестирования повы­шению степени адаптации национальных хозяйственных субъектов к различным товарным отношениям, рационализации их производствен­ной деятельности.

Для создания новых современных производственных мощностей Казахстану нужен, главным образом, импорт прямого производительно­го капитала, что требует разработки программы привлечения в респуб­лику иностранных инвестиций. В этом процессе /привлечении/ следует руководствоваться определенными принципами, выражающими целесо­образность инвестиционных проектов. Этими принципами являются:

Экономическая целесообразность, которая определяется исходя из острой необходимости решения тех или иных социально-экономических проблем; дефицита инвестиций, ограниченности внут­ренних резервов и возможностей; привлекательности условий инвести­ционных проектов с участием зарубежных инвесторов,

Социально-экономическая эффективность непременное условие привлечения иностранных инвестиций в любой форме. Этот принцип предполагает: высокую прибыльность и рентабельность проектов с уча­стием зарубежных компаний, выгодность условий предоставления зай­мов и кредитов; создание новых рабочих мест и повышение занятости населения;

Принцип экономической и экологической безопасности, безопас­ности суверенитета должен исключить возможность реализации проектов, допускающих хищническое использование природных богатств республики; загрязнение окружающей среды; незаконный вывоз капи­тала за пределы страны; применение отсталых технологий и техники; вытеснение отечественных товаропроизводителей с рынка антиконку­рентными приемами. Применение данного принципа должно ограничи­вать доступ иностранного капитала в отдельные виды национальных ресурсов /напр., земля/;

принципы взаимовыгодности сделок при привлечении иностранных инвестиций. Следует всегда помнить, что без выгоды для себя ни одно государство, ни один предприниматель не будет входить в партнерство и инвестировать экономику республики;



Принцип приоритетного вложения иностранных инвестиций в экономику. Это означает направление их на наиболее престижные объ­екты в соответствии с проводимой в Казахстане структурной и инве­стиционной политикой. Поэтому в республике утвержден список наи­более важных производств для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций на период до 2,000 года. Еще одна сторона этого принципа состоит в том, чтобы страна отдавала приоритеты ин­вестициям из определенных стран, их компаний, фирм с учетом со­стояния их экономики, места в мировой экономической системе, лиди­рующего положения в конкретных сферах и областях экономики и других характеристик;
- важным принципом является принцип минимального коммерче­ского риска для республики. Основой реализации его является обеспе­чение достаточной информированности предприятий, компетентных органов управления этим процессом;

Наконец, существенную роль играет принцип максимального учета мирового опыта привлечения иностранных инвестиций. Каждая страна имеет множество специфических особенностей, отличается развито­стью или отставанием отдельных аспектов экономического, технологи­ческого, финансового и других потенциалов.

Названные принципы составляют практическую основу управления по привлечению инвестиции. Привлечение их служит ключевым мо­ментом в реформировании экономики страны вообще и на переходном этапе, в особенности, если оно служит целям реконструкции, реструк­туризации и модернизации народного хозяйства.



Кроме того, в управлении данным процессом в стране следует учи­тывать ряд глобальных факторов, имеющих притягательную силу и оп­ределяющих стратегию ее развития. Речь при этом в первую очередь должна идти о мощном потенциале республики. Наше государство яв­ляется одним из ведущих обладателей мировых запасов нефти, газа, угля и урановых руд. Развитие этих отраслей и повышение эффектив­ности управления ими требуют особого государственного внимания. Потенциальная извлекаемая ценность минерального сырья в недрах республики оцениваются в 8,7 трл долларов, в том числе разведанных запасов - 3,3 трл, прогаозных ресурсов - 5,4 трл долларов. Реформи­рование в минерально-сырьевом комплексе производится на основании соответствующих законов, а также концепции управления и регулиро­вания недроиспользованием и охраной недр.

Следующим фактором является наличие в Казахстане мощного по­тенциала по производству сельхозпродукции и возможности их экс­портирования, прежде всего зерновых культур, на центрально-азиатский рынок сбыта.

В-третьих, одним из приоритетов долгосрочной стратегии развития Казахстана становится развитие транспортной инфраструктуры. Это строительство нефтепроводов, магистральных трасс, железных дорог, морских и речных терминалов, аэропортов. Иначе говоря - это по­строение развитой сети коммуникаций.

В-четвертых, это вкладывание капитала в человеческие ресурсы. Развитость образовательного уровня населения Казахстана всегда была отличительным признаком его интеллектуального потенциала. Этот фактор представляет собой импульсивную основу конкурентоспособно­сти республики. Уже давно считалось, что наиболее эффективными инвестициями являются те, которые направлены в формирование кад­рового потенциала и развитие личности.

Эффективное и разумное использование в управлении инвестици­онной деятельностью приведенными выше принципами, а также мак­симальный учет потенциальных возможностей страны, создадут благо­приятную и привлекательную атмосферу для привлечения как ино­странных, так и отечественных инвестиций.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...