Органы финансового контроля в муниципальном образовании. Внешний финансовый контроль


Метод правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет экологического права. Экологизация как способ правового регулирования экологических отношений.

Суть административно-правового метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он проявляется в установлении уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, в дозволении на принятие решения о строительстве.

Гражданско-правовой метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

В условиях перехода к рыночной экономике, в связи с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко.

Метод стимулирования заключается в установлении в законодательстве положений, направленных на стимулирование субъектов экологического права (как правило, природопользователей) в инициативном порядке принимать и осуществлять меры по эффективному исполнению требований экологического законодательства.

Метод экологизации направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Этот метод вводится как сочетание общеэкологического подхода с дифференцированным, пообъектным, когда в правовом регулировании использование каждого природного объекта осуществляется с позиций интересов сохранности данной экосистемы, но в то же время учитываются и особенности объекта.

Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права. Эти особенности сводятся к тому, что в рамках правового регулирования экологических правоотношений должны учитываться законы природы.



Метод экологизации включает следующие элементы:

1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экосистемы, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении.

2. Закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологических систем.

3. Закрепление в законодательстве круга природопользователей, оказывающих воздействие на окружающую природную среду.

4. Четкая регламентация правил природопользования, которые обусловлены, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой - правовым статусом природопользователя. Так, пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом особенностей дикой фауны, а также уставной правоспособностью организации, которой выделены охотничьи угодья.

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Перечисленные пять элементов, по мнению Ерофеева, составляют содержание метода экологического права.

Суть административно-правового метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он проявляется в установлении уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, в дозволении на принятие решения о строительстве, к примеру, высокоскоростной магистрали С.-Петербург - Москва (лишь при положительном заключении государственной экологической экспертизы), запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, применения мер юридической ответственности и др.

Гражданско-правовой метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

В условиях перехода к рыночной экономике, в связи с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко.



Метод стимулирования заключается в установлении в законодательстве положений, направленных на стимулирование субъектов экологического права (как правило, природопользователей) в инициативном порядке принимать и осуществлять меры по эффективному исполнению требований экологического законодательства. К таким положениям относятся, в частности, установление платы за негативные воздействия на состояние окружающей среды; установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождение от налогообложения определенных субъектов (или объектов), к примеру экологических фондов, особо охраняемых природных территорий; применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.

Метод экологизации

Предмет и метод должны обладать определенным единством и общностью. Что это означает? Отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на эффективности правового регулирования.

Для преодоления этого отрыва в экологическом праве ведущим, по мнению Ерофеева, является метод экологизации. Данное понятие было введено В.В. Петровым. Такой метод правового регулирования направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Этот метод вводится как сочетание общеэкологического подхода с дифференцированным, пообъектным, когда в правовом регулировании использование каждого природного объекта осуществляется с позиций интересов сохранности данной экосистемы, но в то же время учитываются и особенности объекта.

Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права. Эти особенности сводятся к тому, что в рамках правового регулирования экологических правоотношений должны учитываться законы природы.

Метод экологизации включает следующие элементы:

1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экосистемы, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении.

2. Закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологических систем.

3. Закрепление в законодательстве круга природопользователей, оказывающих воздействие на окружающую природную среду.

4. Четкая регламентация правил природопользования, которые обусловлены, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой - правовым статусом природопользователя. Так, пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом особенностей дикой фауны, а также уставной правоспособностью организации, которой выделены охотничьи угодья.

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Перечисленные пять элементов, по мнению Ерофеева, составляют содержание метода экологического права.

Самостоятельность любой отрасли права определяется наличием двух признаков: предмета - качест­венно однородного вида общественных отношений, регули­руемых данной отраслью; метода правового регулирования - набора юридиче­ского инструментария, посредством которого государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений.

Предмет экологического права - предмет экологического права определяется как отношения в сфере взаимодействия общества и природы и как общественные от­ношения в сфере взаимодействия общества и окружающей среды. Предметом правового регулирования являются обществен­ные отношения, возникающие меж­ду их субъектами - физическими, юридическими лицами и государством. Природа не может являться стороной правоотношения. Материальные же и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения, являются их объектом. Общественными отношениями являются отно­шения между людьми по поводу предметов материального мира, а не отношения человека к вещи, объектам природы и иным предметам материального мира.

Так, в ст. 4 ФЗ об охране окружающей среды компонен­ты природной среды определяются как объекты охраны окружающей среды. Следовательно, предметом экологи­ческого права являются общественные отношения, возни­кающие между физическими, юридическими лицами и го­сударством. Окружающая среда является объектом правоотношений в сфере ее охраны. Предмет экологического права определяется так же, как экологически значимое поведение людей, как общественные отношения, возникающие по по­воду охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, а также охраны и использования животного мира. Предмет современного экологического права образуют общественные отношения: собственности на природные объекты и ресурсы;

по природопользованию; по охране окружающей среды от деградации; о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Методы экологического права - все отрасли российского права опе­рируют двумя методами правового регулирова­ния, а именно императивным (административно-правовым) и диспозитивным (гражданско-правовым).

Исключительным, присущим лишь экологическому пра­ву, является метод экологизации. Целью правового регули­рования отношений в области охраны окружающей среды является ее сохранение как основы жизни и деятельности человека. На использовании данного метода основаны предписания норм иных отраслей права, направленных на охрану окружающей среды.

Императивный метод - пред­ставляет собой метод властных предписаний, за нарушение которых следуют установленные санкции. Характерной чертой императивного метода является наличие элемен­тов власти и подчинения. Участникам правоотношений не предоставляется выбора вариантов поведения. Так, например, согласно п. 3 ст. 56 ФЗ об охране окружа­ющей среды проекты хозяйственной и иной деятельности, по которым нет положительных заключений государствен­ной экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещается.

Диспозитивный метод - дает субъектам возможность вы­бора вариантов поведения в рамках закона, основан на рав­ноправии сторон. В настоящее время в экологическом пра­ве диспозитивный метод начинает получать определенное распространение. В некоторых случаях законодатель идет по пути предоставления субъектам экологических правоот­ношений определенной свободы поведения. Например, согласно п. 3 ст. 23 ФЗ об охране окружающей среди при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут уста­навливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разре­шений, действующих только в период проведения меропри­ятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и реализации других при­родоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов. В ряде случаев законодательством предусмотрено до­говорное регулирование отношений между государством и субъектами хозяйственной и иной деятельности. Договора заключаются на основании лицензии на природопользование. Однако при заключении указанных договоров установление прав и обязанностей сторон не зависит полностью от их воли. Стороны обязаны руководствоваться требованиями законодательства, нормативами, условиями лицензии. Свобода воли в их правоотношениях
существенно ограничена. Таким образом, экологическое законодательство определяется как отрасль российского права, регу­лирующая общественные отношения в области использования и охраны окружающей среды и защите экологических прав физических и юридических лиц.

5.2.2 Система экологического права - любая система представляет собой упорядоченное множество элемен­тов, взаимосвязанных между собой и функционирующее как некое единое целое. Говоря о системе какого-либо социально­го явления, в том числе такого явления, как право, следует определить его составляющие, их соотношение и характер взаимодействия, а также объединяющее их целое. Прежде всего, следует отметить, что сама отрасль права является составной частью системы права. Составными частями отрасли права являются ее нормы и институты.

Нормы и институты экологического права. Первичными элементами системы права, а также отрас­ли права как части данной системы являются нормы права, под которыми следует понимать исходящее от государ­ства и определяемое им общеобязательное правило пове­дения, предоставляющее участникам общественных отношений данного вида Юридические права и налагающее на них юридические обязанности. В соответствии с системой экологического права, а так­же с учетом того, что это право является ком­плексной отраслью, и его нормы содержатся также в право­вых актах, являющихся источниками иных отраслей права. Нормы экологического права делятся:

На комплексные, принятые с целью охраны и использо­вания

окружающей среды в целом;

Отраслевые нормы, посредством которых осуществляется пра­вовое

регулирование охраны и использования отдельных природных объектов;

Экологизированные - нормы других отраслей права, отражающие требования в области охраны окружающей среды.

Следующим элементом в иерархии составляющих си­стемы отрасли права является институт права, представляющий совокуп­ность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

В экологическом праве выделяют следующие институ­ты:

1-принципы экологического права; 2-экологические права и обязанности физических и юридических лиц; 3-основы государственного управления охраной окружа­ющей среды; 4-экологический контроль; 5-экологический мониторинг; 6-экологическое нормирование; 7-оценка воздействия на окружающую среду и экологи­ческая экспертиза; 8-экономический механизм охраны окружающей среды, включающий регулирование платы за негативное воздей­ствие на окружающую среду, экологическое страхование, а так же правовое регулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружаю­щей среды; 9- охрана окружающей среды при осуществлении отдель­ных видов хозяйственной деятельности;

10-охрана особо охраняемых природных территорий; зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситу­аций; 11-основы формирования экологической культуры; 12-ответственность за нарушение законодательства в об­ласти охраны окружающей среды.

Подотрасли экологического законодательства. Экологическое право подразделяется на две составляющие - природоохранное и природоресурсное право, которые представляют собой его подотрасли.

Природоохранное право составляют нормы, регулирую­щие отношения в области охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хозяйственной деятельности. Важнейшим источником права, регулирующим данную сферу об­щественных отношений, является в настоящее время Закон об охране окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды», приложение 1).

Нормы природоресурсного права регулируют обществен­ные отношения в области использования и охраны отдель­ных компонентов окружающей среды: земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, живот­ного мира, континентального шельфа (например, «Лесной Кодекс», приложение 2). Природоресурсное законодательство устанавливает основы правового регули­рования отношений по рациональному использованию и защите отдельных компонентов окружающей среды, вклю­чая права и обязанности физических и юридических лиц в сфере данных общественных отношений, формы собствен­ности на компоненты окружающей среды, правовые основы их использования, основы государственного управления в регулируемых областях общественных отношений.

При этом необходимо помнить, что правовые нормы при­родоохранного и природоресурсного права подлежат при­менению лишь в тесном взаимодействии. Однако как общее и частное они соотносятся не полностью, поскольку имеют как общие для них, так и собственные предметы регулиро­вания. Например, в ФЗ об охране окружа­ющей среды установлены основы правового регулирова­ния зон чрезвычайного экологического бедствия, экологи­ческого страхования. Однако данный Федеральный закон не регулирует отношения собственности на природные ре­сурсы. Регулирование этих отношений осуществляет природоресурсное законодательство: ЗК, ВК, ЛК, Закон РФ «О недрах», ФЗ «О животном мире».

Соотношение экологического и иных отраслей права . Третью часть экологического права составляют нормы иных отраслей права. Эти нор­мы имеют двоякий характер. Хотя они относятся к отраслям права, которые имеют отличный от экологического права предмет регулирования, они касаются экологии, объединенные задачей защиты окружа­ющей среды. Включение норм, направлен­ных на охрану окружающей среды, в иные отрасли права следует охарактеризовать как экологизацию данных отрас­лей права. Безусловно, что основу развития экологического права, как отрасли пра­ва составляет Конституция РФ . Экологическое право тесно связано с административ­ным правом . Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Например, заключение государственной экологической экспертизы утверждает Федеральная служба по экологиче­скому, технологическому и атомному надзору. Смежным институтом экологического и административного права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти, осущест­вляющих государственное управление в сфере охраны и ис­пользования окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, устанавли­вает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. Экологическое право, в отличие от административного права, определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды. Специфика эко­логических отношений определяет осуществление особых функций управления, например, таких как государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды. Кодексом административного права установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды. Со­ставы же экологических преступлений и ответственность за них закреплены в УК РФ. Экологическое право имеет также некоторые смежные предметы регулирования с гражданским правом. Так, граж­данское законодательство устанавливает основы права соб­ственности и имущественного оборота земли и иных при­родных ресурсов. В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК и п. 3 ст. 3 ЗК земля (гражданский и земельный кодексы) и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Следовательно, приоритет в данной области от­дается природоресурсному законодательству. Природоресурсным законодательством предусмотрено в ряде случаях заключение договоров между специально уполномоченным органом государственной власти и природопользователем. К данным правоотношениям применимы нормы подраздела 2 «Общие положения о договорах» раздел III части первой ГК. В соответствии со ст. 7-51 ГК подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды, и не­сет ответственность за нарушение данных требований. При причинении в результате экологического правонарушения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица применяются нормы гл. 59 ГК об обя­зательствах вследствие причинения вреда.

Требования в области охраны окружающей среды содер­жат также законодательные акты, регулирующие различ­ные сферы хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производствен­ных объектов», ФЗ «О радиационной безопасности населения», ФЗ «О без­опасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного на­значения». На отношения в области осуществления экологи­ческого аудита распространяет действие Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Статьей 57 ФЗ об охране окружающей среды правовой режим чрезвычайных экологических ситуаций приравнен к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного ха­рактера. Правовое регулирование отношений в области за­щиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется Федеральным кон­ституционным законом от «О чрезвы­чайном положении», Федеральным законом ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера».

5.2.3 Экологическое право как наука и учебная дисциплина. Под экологическим правом понимается не только от­расль права, но также наука и учебная дисциплина. Эко­логическое законодательство, практика его применения, проблемы, достижения, недостатки и пути развития явля­ются предметом научного исследования ученых-юристов и изучения в высших учебных заведениях. Предмет науки и учебной дисциплины намного шире сферы общественных отношений, регулируемых законодательством, включает изучение зарубежного законодательства, а также такие об­щетеоретические положения, как источники, система, ме­тодология экологического права, соотношение его с други­ми отраслями права, повышение эффективности действия, специфика юридической ответственности за экологические правонарушения.

Экологическое право как наука - представляет собой систему знаний, теоретических положений в области экологическо­го права, является составной частью системы юридических наук. Предметом науки экологического права являются:

- отрасль экологического права - наукой изучаются нормы и институты экологического права, анализируется роль данных правовых норм и институтов в регулировании соответствующих общественных отношений. Объектом из­учения является также отрасль экологического права в целом. Наукой исследуются источники отрасли, ее система, особенности эколого-правовых отношений, виды норм и способы их реализации, специфический характер предме­та отрасли, место отрасли экологического права в правовой системе РФ;

- эколого-правовые отношения - исследование права невозможно без изучения, обобщения практики его приме­нения. Предметом науки экологического права являются регулируемые данной отраслью общественные отношения. Их изучение позволяет выявить проблемы реализации из­учаемых правовых норм, выработать предложения по повы­шению эффективности их применения. Сделанные на основе обобщения практического опыта выводы и теоретические концепции составляют содержание науки экологического права. На основе изучения практики норм экологического права разрабатываются предложения по совершенствованию норм и применения действующего законодательства. Сами по себе положения эколого-правовой науки не имеют нормативного, общеобязательного ха­рактера, однако становятся теоретической базой для соз­дания новых правовых норм, для дальнейшего развития и совершенствования законодательства.

Экологическое право представляет собой одну из самых «молодых» отраслей и научных дисциплин. Экологические правовые исследования не имеют столь глубоких традиций, как гражданско-правовые или уголовно-правовые, не обеспечены они и таким же ко­личеством специалистов и научных работников». Однако в настоящее время проблемы правовой охраны окружающей среды приобретают все большую актуальность и, как след­ствие, обусловливают активное развитие данной отрасли, появление новых научных исследований эколого-правового направления.

Экологическое право как учебная дисциплина. Одним из закрепленных в ст. 3 ФЗ об охране окружающей среды принципов охраны окружающей среды является прин­цип организации и развития системы экологического образо­вания, воспитания, формирования экологической культуры. Общие нормы об экологическом образовании и просве­щении установлены в гл. 13 указанного Федерального за­кона. Общественные отношения в области экологического воспитания и образования регулируются также законода­тельством об образовании и правовыми актами субъектов РФ, поскольку вопросы охраны окружающей среды и об­щие вопросы воспитания и образования отнесены ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федера­ции и ее субъектов.

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опы­та и развития личности, направленный на формирование целостных ориентации, поведенческих норм и специаль­ных знаний по сохранению окружающей среды и приро­допользованию. Цель экологического образования состоит в формировании экологических знаний и ответственного отношения к окружающей среде. Экологическое образова­ние необходимо для дальнейшего сохранения окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам. Без экологических знаний невозможно развитие человека как гармоничной личности с гуманистическим отношением к природной среде.

Согласно ст. 71 ФЗ об охране окружающей среды, в це­лях формирования экологической культуры и профес­сиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее професси­ональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов. Преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошколь­ных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образова­ния, независимо от их профиля и организационно-право­вой формы.

Дошкольное экологическое образование заключается в первичном ознакомлении ребенка с окружающей средой. При преподавании экологии в системе общего образования предоставляется уже более значительный объем инфор­мации. В учебных программах присутствуют такие пред­меты, как «Природоведение», «Экология», «Основы эко­логии». В последнее время значительно возрос интерес к преподаванию экологических дисциплин. Однако в рамках школьной программы данные предметы не везде являются обязательными.

Экологическое право входит в государственный стандарт юридического образования. Цель изучения экологического права состоит в том, чтобы студенты получили представление о развитии данной отрасли права, ее месте в системе от­раслей права РФ, об экологических правах и обязанностях граждан, а также способах их защиты, о законодательных требованиях к хозяйствующему субъекту в области охра­ны окружающей среды, об ответственности за причинение вреда окружающей среде и иных институтах экологическо­го права. Экологическое право как учебная дисциплина со­стоит из общей и особенной части. В общей части изучаются такие темы, как предмет, методы, система экологического пра­ва, его принципы, место в системе права РФ; источники экологического права, экологические права и обязанности граждан, основы государственного управления охраной окружающей среды; плата за загрязнение окружающей сре­ды и иные элементы экономического механизма ее охраны; экологические бедствия ичрезвычайные экологические ситуации; ответственность за нарушение экологического законодательства. Особенная часть экологического права посвящена изучению правового регулирования использования и охра­ны отдельных видов природных объектов: лесного, водно­го фондов, животного мира, атмосферного воздуха, недр, земель; правовое регулирование использования и охраны особо охраняемых природных территорий.

5.2.4 Экологические правоотношения - о бъектом правового регулирования со стороны государ­ства являются соответствую­щие социальные отношения. Урегулированными нормами права, данные отношения приобретают правовой характер. Социальные отношения, урегулированные со стороны государства нормами права, в теории права носят название правоотношений.

Состав экологических правоотношений - правоотношение является сложным социальным обра­зованием, имеющим определенное внутреннее строение, со­ставными элементами которого являются участники, объ­екты и содержание правоотношения.

Участниками правоотношений являются физические, юридические лица и государство. Участники экологических правоотношений выступают в них в качестве носителей эко­логических прав и обязанностей, субъектов хозяйственной и иной деятельности, к которым предъявляются природоохранные требования, в качестве лиц, осуществля­ющих деятельность в области охраны окружающей среды и защиты экологических прав человека.

Государство выступает в экологических правоотношениях в качестве:

собственника природных ресурсов - правоприменителя. Содержание правоотношений составляют взаимные права и обязанности их участников физических и юридических лиц. Объекты экологических правоотношений за­служивают отдельного, более подробного рассмотрения.

Объектами экологических правоотношений являются предметы материального мира, а также действия субъектов, по поводу которых возникают и осуществляются экологи­ческие правоотношения. К объектам экологических право­отношений относятся: компоненты окружающей среды;

вещества, поступающие в окружающую среду в ре­зультате химического, биологического и физического воз­действия на нее при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в виде выбросов и сбросов, отходов производства и потребления; действия, поведение субъектов экологических право­отношений.

Основными свойствами компонентов окружающей сре­ды как объектов экологических правоотношений являют­ся их естественное происхождение и неразрывная связь с природой. Если какой-либо компонент окружающей среды изъят из нее и обособлен, не состоит более с ней в нераз­рывной связи (земля в цветочном горшке, вода, текущая по водопроводным трубам), то он является объектом иных правоотношений (гражданско-правовых, отношений в об­ласти обеспечения санитарно-эпидемиологического благо­получия населения). Объектом экологических правоотношений является окру­жающая среда. Определение окружающей среды, равно как и иных объектов экологических правоотношений, закреплено в ст. 1 ФЗ об охране окружающей среды. Окружающая сре­да определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Наряду с термином «окру­жающая среда» Закон в ст. 1 дает толкование термина «при­родная среда». Природная среда или природа определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Природный объект определяется как естественная экологическая си­стема, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект - как природный объект, измененный в ре­зультате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Антропогенным объектом является объект, созданный чело­веком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

В состав окружающей среды, в отличие от природы, включены антропогенные объекты. Однако в соответствии со ст. 4 ФЗ об охране окружающей среды объек­тами охраны являются: земля, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие орга­низмы, их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Закон определяет также иные объекты охраны: природ­ные, природно-антропогенные, естественные эко­логические системы, природные комплексы, природные ландшафты, природные ресурсы, компоненты природной среды. К объектам экологических правоотношений относят­ся также вредные вещества, поступающие в окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности. Ис­пользование веществ, изъятых из природной среды, в тех­ническом процессе как имущества регулирует гражданское право, но как только эти вещества попадают в окружающую среду в виде отходов, выбросов, сточных вод, отношения, связанные с этими веществами, определяет экологическое право.

Объектом правоотношений являются также действия их субъектов. Так, например, если хозяйствующий субъект совершает такое действие, как подача на утверждение спе­циально уполномоченного органа государственной власти проектной документации, не содержащей положительного заключения государственной экологической экспертизы, то последует отказ в утверждении такой документации.

Часто экологические правоотношения включают сово­купность приведенных объектов. При при­влечении хозяйствующего субъекта к ответственности за нарушение нормативов выбросов и сбросов к объекту дан­ного правоотношения относятся и действия ответственного субъекта, и загрязняющие вещества, и состояние компонен­тов окружающей среды.

Виды экологических правоотношений - э кологические правоотношения классифицируются по тем же критериям, что и правоотношения, относящиеся к любой иной отрасли права. Прежде всего, они сами явля­ются составляющим элементом системы правоотношений, делящейся по отраслям права (трудовые, гражданско-пра­вовые, семейные и т.д.). В зависимости от оснований возникновения правоотно­шения делятся на общие и конкретные. Общие правоот­ношения возникают на основании нормы закона, их субъ­екты конкретно не определены, создается лишь правовое состояние. Например, в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственник земельного участка имеет право без получения лицензии осуществлять добычу общераспро­страненных полезных ископаемых для своих нужд на глу­бину до 5 м (Боголюбов, 2006). Субъект права может осуществлять данную деятельность, руководствуясь лишь указанной нормой. Конкретные правоотношения возникают на основании иных юридических фактов. Если хозяйствую­щий субъект намерен осуществлять разработку полезных ископаемых, не отнесенных к общераспространенным полезным ископаемым, он обязан: обратиться в соответствующий орган государствен­ной власти, получить лицензию. Возникает конкретное правоотношение. В зависимости от индивидуализации субъектов правоот­ношения делятся на абсолютные и относительные. В абсо­лютном правоотношении точно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права, обязанными же являются все другие лица - «всякий и каждый». В от­носительном правоотношении определены обе стороны. Так, в соответствии со ст. 27 ВК, водопользователь-граж­данин вправе свободно использовать водные объекты для собственных нужд, если иное не установлено ВК. Гражда­нин является носителем субъективного права, которому противостоит обязанность всех иных лиц данное право не нарушать. Однако водопользователь-гражданин вправе ис­пользовать водные объекты для осуществления предприни­мательской деятельности только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено настоящим ВК. При выдаче лицензии и заключении на ее основании договора возникает относительное правоотношение между водопользователем и органом государственной власти.

Правоотношения подразделяются на материаль­ные правоотношения, возникающие на основании норм материального права и процессуальные, возникающие на основе процессуальных норм. Материальные правовые нормы устанавливают права и обязанности участников правоотношений, процессуаль­ные - формы реализации материальных норм. Так, например, документация, представляемая на государ­ственную экологическую экспертизу, должна содержать ма­териалы оценки воздействия па окружающую среду (норма материального права). Порядок проведения оценки воз­действия на окружающую среду установлен Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 №372.

Соответственно юридическим функциям права выделяют регулятивные и охранительные правоотношения. Регуля­тивные правоотношения существуют в условиях соблюде­ния законодательных предписаний. Охранительные право­отношения возникают при нарушении законодательства и соответствующей реакции государства либо пострадавшей стороны на такое нарушение. Так, при выбросах вредных веществ в окружающую среду субъект хозяйственной дея­тельности обязан соблюдать установленные государством нормативы. За превышение нормативов законом установ­лена ответственность. При реализации указанных санкций возникают охранительные правоотношения.

Вопросы к теме

Какое определение следует дать экологическому праву как самостоятельной отрасли Российского права?

Правовыми нормами каких отраслей (помимо экологическо­го права) регулируются экологические правоотношения?

На какие структурные элементы делится отрасль экологического права?

Что является объектом эколого-правового регулирования?

Каковы особенности правового регулирования экологиче­ских правоотношений?

К какой отрасли (публично-правовой или частноправовой) следует отнести экологическое право?

Перечислите экологические институты.

5.3 Правовое регулирование охраны и использования отдельных объектов окружающей среды. Особенности правового режима земель. Особенности правового режима недр. Особенности правового режима вод. Особенности правового режима лесов. Особенности правового режима животного и растительного мира.

1. Понятие экологического права, история его развития и становления

Экологическое право является одной из отраслей российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества в интересах человечества. Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений людей (экологические отношения).

С точки зрения истории система правового регулирования взаимодействия общества и природы делится на четыре этапа:

1) гражданско-правовой;

2) земельный;

3) земельно-ресурсный;

4) экологический.

Основная роль в системе регулирования «общество – природа» всегда принадлежала земельному праву. В русском дореволюционном законодательстве земельное право не являлось самостоятельной областью права. Первоначально оно входило в состав гражданского права. Это обуславливалось тем, что земля объявлялась недвижимостью, объектом купли-продажи, дарения, залога, аренды, наследования и других гражданско-правовых сделок.

Декрет 1917 г. и последующие декреты Советского государства отменили частную собственность на землю. Земля была изъята из гражданского оборота и передана в исключительную собственность государства. Таким образом, земельные отношения вышли из гражданских и стали самостоятельной правовой областью.

В дальнейшем земельное право развивалось по пути дифференциации земельных отношений. Однако процессы дифференциации, свойственные правовым системам XX в., не вышли за рамки дозволенного, т. е. только государство являлось собственником земли, недр, воды, лесов.

Исторический процесс, который проходил в рамках административного социализма, привел к тому, что экологическое право стало представлять собой совокупность природоохранительного и природно-ресурсового права.

При распаде системы административного социализма и переходе к рыночной экономике произошла денационализация природных ресурсов, в результате чего вместо единой исключительной государственной собственности установилось несколько форм собственности на природные ресурсы. К таким формам относятся: право государственной, частной и муниципальной собственности. Земля и другие природные ресурсы становятся объектами хозяйственного оборота. Постепенно из земельных отношений выделяются отношения, которые приобрели имущественный характер Метод правового регулирования становится гражданско-правовым, в основу которого положено равенство сторон.

В экологическом праве остались лишь те виды экологических отношений, которые направлены на обеспечение экологической функции природы.

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права

В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:

1) отношения, имеющие волевой характер;

2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических взаимодействий;

3) отношения, составляющие сферу действия эколого-правовых норм.

Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы.

Предмет экологического права отличается:

1) от природно-ресурсового права – более широким кругом общественных отношений, их иным качеством;

2) от гражданского права – отсутствием имущественного характера в использовании и охране природных объектов, отсутствием товарных отношений в сфере природопользования;

3) от аграрного права – отличием предмета права. Ведущим методом в экологическом праве является метод экологизации, который направлен на гармонизацию отношений общества и природы.

Основаниями возникновения экологических правоотношений являются юридические факты, которые в свою очередь подразделяются на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения независимо от воли человека. Действие представляет собой наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Институтом экологического права является совокупность эколого-правовых норм, которые регулируют узкий круг подобных общественных отношений.

Метод экологизации составляют следующие элементы:

I) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное управление использованием природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;

3) регламентацию правил природопользования, обусловленных, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой – правовым статусом природопользователя;

4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Также эколого-правовой метод регулирования проявляется и в других отраслях российского права. Это осуществляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.

Экологическое право проявляется в следующих формах:

1) правовые доктрины и идеи в экологическом праве, которые составляют правовую концепцию взаимодействия общества и природы;

2) нормы экологического права, которые устанавливают правила поведения человека по поводу использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;

3) правоотношения.

3. Система и принципы экологического права

Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.

Институтом экологического права является совокупность эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений.

В понятие «система экологического права» входят три смысловых значения: отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Основные принципы экологического права определяются на базе концептуальных положений экологической доктрины о взаимодействии общества и природы. Данные принципы определены ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно основаниям ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей природной среды являются:

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

3) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

4) ответственность за экологические правонарушения;

5) международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.

Указанным принципам должны соответствовать все нормы, регулирующие экологические отношения охраны окружающей среды, которые закреплены в природоохранительном законе, приоритетными будут являться принципы, а не буква закона. Если же правоприменительный орган в регулировании экологических правоотношений встретил пробел и при этом отсутствует конкретная норма, то он имеет право руководствоваться общими принципами охраны окружающей природной среды, которые сформулированы в действующем законодательстве.

Таким образом, положение о соотношении нормы закона и принципа, закрепленного в законе, одинаково для всех отраслей российского права.

Выделяют следующие принципы экологического права:

1) принципы, присущие Общей части экологического права (использование и охрана земли и других природных ресурсов в качестве основ жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; общегосударственное управление природопользованием; целевое использование природных объектов; рациональное и эффективное использование природных объектов; приоритет охранных мероприятий);

2) принципы, присущие Особенной части экологического права (приоритетность земель сельскохозяйственного назначения; приоритет вод питьевого и бытового назначения; приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых; приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы; приоритет лесов защитного значения).

4. Нормы экологического права и экологические правоотношения

Нормы экологического права представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения – несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством, нормами, правилами и пр. К таким требованиям относятся требования, предъявляемые при:

1) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

2) размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;

3) проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;

4) строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;

5) вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;

6) эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

7) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;

8) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники;

9) эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;

10) мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

11) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;

12) производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;

13) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

14) производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных и иных веществ и микроорганизмов;

15) использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;

16) использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйствах;

17) обращении с отходами производства и потребления;

18) установлении защитных и охранных зон;

19) приватизации и национализации имущества;

20) охране окружающей среды от негативного биологического воздействия;

21) охране окружающей среды от негативного физического воздействия.

За нарушение природоохранных требований предусмотрены меры воздействия административного уголовного характера.

5. Специфические черты экологического права

Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в этой области, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическое право регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

1) земли, недра, почвы;

2) поверхностные и подземные воды;

3) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

4) атмосферный воздух, озоновый слои атмосферы и околоземное космическое пространство.

Граждане имеют право:

1) создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

2) направлять обращения в органы государственной власти и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

3) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборах подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных акциях;

4) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

5) оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды;

6) обращаться в органы государственной власти и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

7) предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

6. Источники экологического права

Источники экологического права нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Общественный источник экологического права – экологическое законодательство, которое условно подразделяется на три подсистемы.

1. Нормативные акты комплексного регулирования, создаваемые на основе и в соответствии с Конституцией РФ. Примером таких актов служит ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный закон является основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны природной среды.

2. Нормативные акты, которые регулируют использование природных ресурсов, например Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200–ФЗ (ЛК РФ).

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69–ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3–ФЗ «О радиационной безопасности населения».

Источники экологического права обладают всеми признаками, которые свойственны источникам права, т. е. носят официальный характер и признаются государством. Это и определяет поддержку содержащихся в них норм, их государственную обеспеченность. Особенностью является то, что особое место отведено международно-правовым актам. К таким актам относятся:

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.);

Протокол (1985 г.) о сокращении выбросов серы или ее трансграничных потоков по меньшей мере на 30 %;

Конвенция (1979 г.) о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

В экологическом законодательстве объединено примерно 4 тыс. нормативных актов различной юридической силы.

Особенность экологического законодательства состоит в том, что в общем объеме нормативных актов превалируют подзаконные акты, а среди подзаконных актов – ведомственные акты. Это означает, что большинство общественных отношений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируется не актами высшей юридической силы – законами, а подзаконными актами, чаще всего ведомственными.

Среди предписаний экологического законодательства имеется множество технических норм. Их роль в экологическом праве является одной из основных. Технические нормы включаются в нормативные акты и таким образом приобретают статус технико-юридических норм.

В первую очередь это относится к нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ, размерам санитарно-защитных зон, правилам сооружения и эксплуатации очистных сооружений и др.

Основополагающие экологические нормы закреплены в Конституции РФ 1993 г.

7. Понятие экологического правоотношения, основания его возникновения и прекращения

Экологические правоотношения – это общественные отношения, которые возникают в сфере взаимодействия общества и природы и регулируются нормами экологического права. Основаниями возникновения юридических правоотношений являются юридические факты, которые подразделяются на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения независимо от воли человека, например стихийные бедствия, извержения вулканов, лесные пожары, наводнения и т. п. Однако события не всегда выступают как чисто природные явления. Довольно часто они являются следствиями непродуманной человеческой деятельности.

Наиболее распространенным основанием возникновения экологических правоотношений является действие. Это обусловлено тем, что на современном этапе основным источником причинения вреда природной среде и, соответственно, через нее человеку является антропогенная деятельность. Проявление действий осуществляется через поступки людей. Выделяют следующие виды поступков: позитивные; негативные.

Позитивное поведение человека в качестве участника экологических правоотношений – выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона.

Согласно двум формам взаимодействия общества и природы такие действия подразделяются на:

1) использование природных ресурсов – экономические действия, которые оказывают влияние на природную среду;

2) охрана окружающей среды – экологические действия, которые нейтрализуют вредные последствия вышеуказанной деятельности.

Основания для прекращения экологических правоотношений условно можно подразделить на две группы. Первую группу составляют основания, происходящие по воле природопользователя; к ним относятся: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя. Вторую группу составляют такие основания, которые совершаются по воле органов государства, уполномоченных на охрану природной среды: изъятие природного ресурса; лишение права пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса, неосвоением его в течение установленного срока, уклонением от уплаты налогов и других законных платежей, нарушением договорных обязательств.

Основаниями прекращения экологического правоотношения или его изменения являются:

1) решение органа, выполняющего функции государственного экологического контроля над охраной природной среды;

2) решение суда, арбитражного суда;

3) представление органов санитарного, горного надзора и других специально уполномоченных органов;

4) представление или протест органов прокуратуры в связи с нарушением действующего законодательства о порядке использования и охраны окружающей среды.

В случае несогласия компетентного органа выполнять предписания органов прокуратуры прокурор имеет право обратиться с иском в арбитражный суд по существу состоявшегося нарушения. Решение арбитражного суда является окончательным.

Методы экологического права.

Метод правового регулирования – это способ воздействия на участников, субъектов общественных отношений.

Метод является юридическим критерием. Он отвечает на вопрос как, каким образом, какими способами происходит правовое регулирование.

Сущность правового регулирования выражается в официальном издании НПА, закрепляющий модели поведения участников общественных отношений.

В теории права выделяют 2 базовых метода ˸

1. Императивный

2. Диспозитивный

В экологическом праве сочетаются оба метода.

Императивный (административно-правовой) метод – это метод запрета или метод предписаний. Проявляется обязанность совершать определенные действия (а если не совершишь – последует наказание) или не совершать ᴇᴦο (запрет).

По сути, лицу предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения. В корне этого метода лежат отношения (в качестве подчинения), то есть одним из участников правоотношения всегда выступает государство.

В экологическом праве императивный метод (административно правовой метод проявляется) при осуществлении экологического контроля, установление нормативов в сфере охраны окружающей среды, лицензировании.

Диспозитивный метод – это метод дозволения; метод автономии воли у субъектов и их равенства. Нормами устанавливается не запрет или предписание определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего поведения.

В сочетании и взаимодействии административно-правового и гражданско-правового специфическая черта экологического права как комплексной отрасли права.

Некоторые авторы в экологическом праве выделяют так же особый методэкологизации . Под экологизацией в законодательстве понимается процесс …, регулирующие хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду и отдельными видами природных объектов. Например˸ внедрение экологических норм в градостроительный кодекс.

Нормы направленные на охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов содержаться в Уголовном кодексе, КоАП, Налоговом кодексе, а так же различных НПА.

1)Как наука – это система научных знаний о специфических закономерностях правового регулирования, экологических отношений, ᴇᴦο задачах, основных направлениях, содержании и формах, формулирующие эти знания в виде правовых категорий теорий и идей. Предмет науки включается изучение не только основных правовых институтов отрасли экологического права, но также изучение истории экологического права, изучение зарубежного опыта и теории правового регулирования охраны окружающей среды, изучение пробелов и противоречий законодательства, и формулирование различных точек зрения на тот или инои̌ вопрос, а также идей доктрин.

  • - Принципы и методы экологического права

    Согласно Закону РФ "Об охране окружающей природной среды" при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности, связанной с экологией, государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны... .


  • - Понятие, задачи, система и методы экологического права

    Вопрос № 1 Экологическое право– самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Задачи -Сохранение окр.среды -улучшение ее состояние и качества -восстановление уничтоженных,... .


  • - Методы экологического права

    Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, методы экологического права - это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и... .


  • - Предмет, сист принципы и методы экологического права

    Экологическое право - это система правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей природной среды в целях предотвращения и устранения вредных химических, физических и биологических воздействий на нее, а также отношения по поводу обеспечения правового... .


  • Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...