Новая инструкция банка по валютным операциям. Порядок учета валютных операций


Система производственного обучения


С логикой процесса производственного обучения тесно связано определение системы производственного обучения.
Под системой производственного обучения понимаются исходные положения, принципы, подходы, определяющие порядок формирования содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися. С учетом принятой системы производственного обучения определяются формы, методы и средства его осуществления. Таким образом, в системе производственного обучения заложена общая концепция процесса производственного обучения.
Единой системы производственного обучения, одинаково приемлемой для подготовки квалифицированных рабочих по любой профессии, характерной для всех периодов процесса обучения, быть не может. Основные положения системы производственного обучения вытекают из особенностей содержания труда рабочих определенных групп профессий (см. табл. 1), предполагаемых условий обучения и зависят от того, что берется за самостоятельную исходную часть обучения - учебную единицу, совокупность которых составляет содержание обучения. Такими единицами могут быть трудовые операции и приемы; функции рабочего по обслуживанию машин, аппаратов, установок; объекты работы (предметы труда) - в порядке возрастания сложности или в логике технологического процесса; производственные ситуации.
Развитие системы производственного обучения в определенной степени характеризует и иллюстрирует историю развития профессионального образования.

Исторически первой возникла предметная система . Согласно этой системе ученик выполнял набор типичных работ, характерных для осваиваемой им профессии. При этом сложность работ постепенно возрастала. Процесс выполнения работ не расчленялся в дидактическом плане на отдельные операции. Ученик не знакомился специально с правилами выполнения отдельных трудовых приемов, а старался лишь копировать трудовые действия обучающего.
Основной недостаток рассматриваемой системы - в результате такого обучения ученики не могут использовать свои знания и умения для выполнения новой, незнакомой им работы и вынуждены заново обучаться в процессе выполнения каждой новой работы.
Предметная система отражала в основном ремесленный способ производства.

Возникновение фабрично-заводского (мануфактурного) производства и связанное с этим разделение труда рабочих привело к дроблению технологического процесса на операции, что послужило толчком к пересмотру подходов к профессиональной подготовке рабочих. Появилась операционная система профессиональной подготовки, созданная в последней четверти XIX в. группой работников Московского технического училища во главе с Д.К. Советкиным.
При обучении по операционной системе ученики осваивали трудовые операции, составляющие содержание профессии, которой они овладевали. Благодаря этому ученики получали представление, что процесс изготовления любого изделия, выполнения любой работы состоит в основном из набора определенных характерных для профессии технологических операций. Разница заключается лишь в последовательности их применения, а также требованиях к качеству выполнения. Таким образом, операционная система не приковывала учеников к определенному ряду изделий, работ, а вооружала их в рамках профессии универсальными знаниями и умениями. В этом ее основное преимущество по сравнению с предметной.
Вместе с тем для операционной системы характерны и существенные недостатки. Освоение операций происходило, как правило, в процессе выполнения учебных работ, т. е. труд учеников не носил производительного характера. В результате интерес к учебе снижался. Кроме того, обучение по операционной системе отрывает выполнение операций от выполнения целостной работы, не предусматривает формирования умений организации труда, планирования последовательности применения операций, без чего рабочий не может считаться подготовленным к труду в производственных условиях.
Впоследствии это привело к трансформированию указанных систем в так называемую операционно-предметную систему, когда обучение проводится сначала по операционной, а затем по предметной системе.

В конце 20-х гг. в СССР получила распространение моторно-тренировочная система производственного обучения, разработанная Центральным институтом труда (ЦИТ), - так называемая система ЦИТ. В основу производственного обучения по такой системе положены многократные тренировочные упражнения, имеющие целью научить обучающихся выполнять вначале элементы трудовых движений, затем на основе отработанных трудовых движений отрабатываются трудовые приемы и операции. При обучении по системе ЦИТ широко применялись различные тренировочные приспособления и устройства, имитирующие реальные трудовые процессы. Предполагалось, что благодаря многократному механическому повторению можно «обучить» мышцы выполнять определенные движения и вырабатывать соответствующие навыки без непосредственного участия сознания. Такой подход к обучению не встретил широкой поддержки, и от него впоследствии отказались.
Вместе с тем, несмотря на недостатки рассматриваемой системы, нельзя не указать на то положительное, что было внесено этой системой в профессиональное обучение. Достоинство моторно-тренировочной системы состоит в том, что в ней впервые разработана и применена дидактически обоснованная, соответствующая психофизиологическим закономерностям последовательность формирования трудовых умений и навыков: трудовой прием – трудовая операция - трудовой процесс. В процессе производственного обучения широко применялись документы письменного инструктирования учащихся. Многие положения системы ЦИТ применяются и в настоящее время.

Преимущества и достоинства операционно-предметной и моторной системы получили дальнейшее развитие в операционно-комплексной системе производственного обучения, которая является в настоящее время одной из основных в профессиональных учебных заведениях при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям, относящимся главным образом к первой группе. Обучение по операционно-комплексной системе состоит в том, что учащиеся сначала осваивают последовательно две-три операции, а затем выполняют комплексные работы, включающие эти операции. Далее они приступают к освоению новых групп операций, после чего выполняют работы комплексного характера, требующие применения всех ранее изученных операций. И так до конца изучения всех операций, характерных для профессии. Освоение каждой операции начинается с упражнений по освоению рабочих приемов.
Освоение трудовых операций и закрепление их в процессе выполнения работ комплексного характера, когда осваивается целостный технологический процесс, составляет основную задачу первого периода обучения. На втором этапе учащиеся обучаются в ходе выполнения работ по профессии в условиях производства.
Главный недостаток операционно-комплексной системы - сложность организации изучения операций в процессе производственного труда учащихся. Поэтому в практических условиях этот период обучения в училищах осуществляется на операционно-предметной основе, когда для изучения операций подбираются такие учебно-производственные работы, в которых эта операция является единственной или преобладающей.

Указанный недостаток операционно-комплексной системы привел к поиску других систем производственного обучения, в том числе и для подготовки квалифицированных рабочих по профессиям, относящимся к первой группе. Характерной в этом отношении является предметно-технологическая система .
Исходное положение этой системы: в современных условиях ведущим в технологии механической обработки металлов становится принцип концентрации процессов, центральным фактором технологического процесса является обрабатываемая деталь. В основу системы производственного обучения положена предметная структура. Основная учебная единица - объект работы (деталь).
Сущность производственного обучения состоит во всестороннем и полном изучении трудовых приемов, операций и процессов, применяемых при обработке типичных для данной профессии изделий-деталей, включенных в учебную программу в порядке возрастания сложности. Детали при этом разделяются на классы, подклассы, группы и типы в зависимости от их назначения, геометрической формы, технологических и трудовых процессов. Так, детали токарной группы разделяются на пять классов: валы, втулки, диски, эксцентричные детали, корпусные детали. Валы разделяются на три подкласса: короткие (жесткие), длинные (нежесткие) и т. д. Процесс производственного обучения завершается освоением технологических процессов изготовления деталей соответствующего задачам учебного процесса уровня сложности.

Для подготовки рабочих по профессиям второй группы за последние годы предложен ряд систем производственного обучения, одной из таких систем является проблемно-аналитическая система .
Исходные положения этой системы: современное производство требует от рабочего развитых умений наблюдать за ходом технологического процесса, регулировать работу машин, агрегатов, приборов, обслуживать группу рабочих мест. Труд такого рабочего носит универсальный характер и требует серьезных технических знаний, в профессиональной деятельности его на первый план выдвигается интеллектуальная деятельность.
Путем анализа содержания труда рабочего выделяются отдельные учебные проблемы, имеющие, как правило, самостоятельный характер. Каждая проблема является самостоятельным заданием и, в свою очередь, состоит из нескольких частей - ситуаций. Процесс производственного обучения складывается из трех последовательных периодов: изучение отдельных ситуаций и выполнение соответствующих этим ситуациям приемов труда; изучение проблемы в целом и выполнение необходимых упражнений в поиске неисправностей, регулировке, наладке и т. д.; изучение всего технологического процесса и самостоятельное выполнение заданий по его ведению, регулировке, контролю. По мере обучения расширяется круг интеллектуальных действий учащихся.

Весьма оригинальной является конструкторско-технологическая система , разработанная для применения в общеобразовательной школе в процессе трудового обучения. Ведущей идеей этой системы является сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся. Учащиеся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки, изготовления. Таким образом, в процессе трудового обучения учащиеся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и решают возникающие в связи с этим технические и технологические задачи. Это весьма ценный аспект конструкторско-технологической системы, он широко используется в практике организации производственного обучения учащихся в профессиональных учебных заведениях.

Анализируя сущность всех рассмотренных выше систем производственного обучения, необходимо обратить внимание на единый аналитико-синтетический подход к построению содержания и процесса производственного обучения, характерный для всех этих систем.
Он объединяет все предложенные и применяемые системы производственного обучения и учитывается при составлении большинства программ производственного обучения.
Рассматривая вопрос о системах производственного обучения, необходимо подчеркнуть, что в реальных условиях производственное обучение по многим профессиям строится с применением нескольких различных систем на различных его этапах. Так, химики-аппаратчики на первых этапах в учебных мастерских и лабораториях обучаются по операционной системе. Затем они осваивают профессиональные функции, применяя в основном подходы к обучению, характерные для проблемно-аналитической системы.
Аналогично строится процесс производственного обучения большинству профессий металлургического производства, а также профессиям третьей группы.

Системы производственного обучения

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Системы производственного обучения
Рубрика (тематическая категория) Производство

Содержанием производственного обучения выступает трудовой процесс. Какое место занимает трудовой процесс в структуре технологического процесса? Трудовой процесс направлен на управление или обслуживание технологического процесса, который, в свою очередь, является компонентом производственного процесса. Дадим определœение производственного, технологического и трудового процессов.

Производственный процесс – совокупность действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии, в учреждении для производства продукции, ремонта͵ обслуживания или выполнения других услуᴦ. Производственный процесс включает технологический и вспомогательный процесс.

Технологический процесс – материальное воздействие на предмет производства, вызывающее в нем целœесообразные изменения формы, размеров, свойств, пространственного положения. Совокупность способов применения, изготовления, обработки, ремонта; операции для превращения компонентов предмета производства в готовый продукт с помощью техники.

Вспомогательный процесс - действия по обеспечению возможности изготовления, осуществления, ремонта (транспортировка, контроль качества продуктов и услуг).

Технологический процесс составляют трудовой процесс и естественный процесс.

Трудовой процесс – трудовая деятельность рабочего, охватывающая всœе его действия, связанные с выполнением определœенного вида завершенных работ, типичных для данной профессии; направлен на обслуживание и управление технологического процесса (поддержание его режима и нормы).

Естественный процесс – изменение формы, размера, свойств, положения предмета производства или услуги в результате действия физических, химических явлений без непосредственного вмешательства человека.

Трудовая деятельность работника состоит из этапов:

1. Планирование трудового процесса.

2. Подготовка к осуществлению трудового процесса.

3. Осуществление трудового процесса по операциям, выполнение операционных или комплексных работ, типичных для данной профессии.

4. Контроль хода и результатов трудового процесса.

Основная цель производственного обучения - вооружение учащихся профессиональными навыками, умениями и практическими знаниями, необходимыми для овладения профессиональным мастерством. Это мастерство проявляется в специфически предметной деятельности - в производительном труде, выполнении трудовых процессов, имеющих сложный характер.

Трудовые процессы состоят из трудовых операций, для каждой из которых характерно применение, к примеру, однотипных инструментов, приспособлений исходных способов труда. Каждая трудовая операция, в свою очередь, состоит из трудовых приемов, которые тоже бывают под­разделœены, на более дробные элементы, к примеру трудовые движения или действия.

Следует отличать понятие трудовой операции от технологической операции. Технологическая операция характеризуется прежде всœего взаимодействием орудия труда (к примеру, фрезы фрезерного станка или резца токарного станка) с предметом труда (обрабатываемой заготовкой), определœенным режимом работы оборудования (к примеру, металлорежущего станка) и выбором соответствующего инструмента.

Трудовая операция есть часть деятельности работника, которая должна быть как непосредственно обработочной (к примеру, при работе ручным слесарным или столярным инструментом), так и достаточно сложной, связанной со слежением за контрольными приборами, особенностями

протекания технологического процесса посредством слуховых восприятий (к примеру, за появлением дополнительных шумов в работе станка, машины, аппарата и т. п.) и соответствующими воздействиями на органы управления техникой, работающей в полуавтоматических, а нередко и автоматических режимах.

По этой причине важной отличительной особенностью трудовой деятельности рабочего, управляющего технологическими процессами, является сложное сочетание трудовых навыков и умений, которые бывают двигательными (моторными), позволяющими выполнять трудовые движения с крайне важно й силой, точностью и быстротой, сенсорными (чувственными), в которых главная роль принадлежит органам чувств, и умственными, благодаря которым проявляются способности достаточно быстро ориентироваться в производственной обстановке, применяя имеющиеся знания и опыт для принятия решения (для изменения режимов обработки, выполнения оперативных расчетов, а нередко и предупреждения аварийных ситуаций).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, даже из такой самой общей характеристики особенностей трудовой деятельности видно, что общая система производственного обучения, предполагающая единство его содержания, методов, форм и дидактических средств, достаточно сложна и имеет существенные отличия от преподавания теоретических предметов.

Структура трудового процесса включает: трудовые операции, трудовые приемы, трудовые действия, трудовые движения.

Трудовая операция – составная часть трудового процесса, направленная на достижение конкретной цели и характеризующаяся применением однотипного оборудования.

Трудовой прием – часть трудовой операции, имеющая самостоятельную, логически завершенную частную цель. В методике ПРО выделяют: приемы планирования, рабочие приемы (пуск, остановка, переключение), приемы контроля, приемы организации рабочего места.

Трудовое действие – часть трудового приема, совокупность движений, выполняемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами человека, при этом выделяют подготовительные, исполнительные, корректирующие действия.

Трудовое движение – однократное, однородное непрерывное перемещение работником тела или его частей с целью ʼʼвзятьʼʼ, ʼʼпереместитьʼʼ, ʼʼотпуститьʼʼ, ʼʼосвободитьʼʼ, ʼʼподдержатьʼʼ в определœенном состоянии.

Трудовые движения бывают: короткие – длинные, горизонтальные - вертикальные, прямолинœейные – радиальные, индивидуальные – совмещенные, прерывистые – непрерывные, приноровительные – решительные, рабочие и холостые, с постоянным направлением и переменным направлением.

Одним из наиболее значимых в теоретическом и практическом аспектах является понятие ʼʼсистема производственного обученияʼʼ, которая относится к конкретной группе профессий и определяет структуру и последовательность изучения программного материала, а также соотношение объёма и содержания учебно-тренировочных упражнений, учебно-производственных заданий и производительного труда на предприятиях. Система - целое, состоящее из взаимосвязанных частей, множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определœенную целостность, единство. Система производственного обучения - объективное единство содержания, его структурирования (расчленения) и последовательности изучения, а также форм, методов и дидактических средств, ᴛ.ᴇ. технологии обучения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ при соответствующей помощи и руководстве со стороны мастера обеспечивает обучающимся последовательное оптимальное овладение рабочими приемами, трудовыми операциями, комплексами трудовых операций. Изменение и совершенствование систем производственного обучения обусловлено развитием производства и профессионального образования. В конечном счете, уровень развития техники, технологии и разделœения труда вызывали изменения и совершенствование действующих и возникновение новых систем производственного обучения.

Выбор системы производственного обучения зависит от следующих базовых факторов:

‣‣‣ уровня развития производства;

· принципов обучения (воспитывающий, образовательный и развивающий характер производственного обучения, связь теории и практики и т.д.);

‣‣‣ особенностей рабочих профессий.

Рассмотрим некоторые из систем производственного обучения. Предметная система - одна из первых систем производственного обучения. Применялась еще в практике ремесленного производства и ученичества. Сущность предметной системы состояла в том, что ученик изготавливал последовательно от начала до конца определœенное количество всœе усложняющихся изделий, предметов, овладевая таким образом необходимыми навыками. Система проста͵ с первых дней обучающиеся начинают выпускать продукцию. При этом они не получают элементарных умений в выполнении трудовых приемов и операций по профессии. Не юдаются основные принципы дидактики, отсутствуют возможности для авления программ обучения, взаимосвязи производственного и ретического обучения. Характерна для ручного производства, кустарной мышленности.

Операционная система производственного обучения разработана в 60-70-х годах XIX века под руководством инженера-механика Д.К. Советкина - сотрудника Московского технического училища. Это первая дидактически обоснованная система обучения слесарным, токарным, столярным и кузнечным работам. Разработанная им программа производственного обучения, систематичность и полнота обучения, тщательно подобранные учебные задания, порядок структурирования (расчленения) содержания производственного обучения, методика обучения и контроля составили операционную систему, которая в Америке и Европе применялась под названием русской.

Соответствовала запросам мануфактурного производства, в котором рабочий стал выполнять лишь отдельную производственную операцию в общем технологическом процессе.

Вместо изготовления предметов, вещей, изделий, содержанием обучения стало выполнение определœенных перечней операций, выделœенных специально для усвоения и представляющих собою определœенную структуру элементов труда. Но далеко не всœегда учебные операции являлись операциями в производственном понимании. Речь идет о несоответствии объектов упражнений реальным объектам, что затрудняло освоение навыков выполнения работы в целом.

При этом в ʼʼчистом видеʼʼ операционная система применялась, недолго: незавершенность предметов, не имеющих потребительской ценности, отсмствие плавного перехода от обучения в учебных мастерских к работе гаводских условий потребовали ее совершенствования.

Операционно-предметная система производственного обучения, предложенная видным русским деятелœем профтехобразования

С. А. Владимирским, явилась дальнейшим совершенствованием русской системы производственного обучения. Основные положения системы и программы производственного обучения были проверены С.А. Владимирским в Московском ремесленном училище, а основные принципы одобрены в 1888 году общим собранием Московского политехнического общества.

Системой предусматривалось изучение обучающимися трудовых операций в процессе изготовления тщательно подобранных изделий. Подбор изделий осуществлялся таким образом, чтобы при изготовлении первого из них осваивались три-четыре наиболее легкие операции, а при изготовлении последующих изделий - более сложные операции. К достоинству системы относилось то, что изготовление полезных предметов пробуждало у учащихся интерес и стремление к производительной работе.

Существенными недостатками системы являлись: слабое усвоение отдельных операций, что объяснялось отсутствием упражнений в их выполнении, и обучающиеся не овладевали соответствующими навыками; приобретенные навыки не отличались гибкостью, так как изделия обычно изготавливались по определœенным шаблонам; даже при незначительном изменении технологии обучающиеся испытывали серьезные затруднения при выполнении работы.

При использовании системы нарушалось важное педагогическое требование - ставить перед обучающимися конкретные и посильные учебные задания.

Получалось так, что операционно-предметной системе произ­водственного обучения были присущи недостатки и предметной, и операционной систем, вследствие чего она не получила распространения.

Система производственного обучения ЦИТа (Центрального института труда). Применялась в 1920-1930 гᴦ. В основу обучения по системе ЦИТа положены многократные тренировочные упражнения, чтобы научить обучающихся выполнять вначале отдельные элементы трудовых движений, затем трудовые движения и действия, трудовые приемы и операции. Обучение по системе ЦИТа включало в себя следующие периоды тренировочных упражнений:

‣‣‣ по освоению трудовых движений и приемов с помощью специальных технических средств (направителœей, тренажеров и т.п.);

‣‣‣ по выполнению трудовых операций, в которые входят изученные приемы и движения;

‣‣‣ комплексные работы, сочетающие освоенные трудовые операции в процессе изготовления несложных изделий;

‣‣‣ самостоятельное выполнение характерных производственных работ. Среди положительных сторон системы ЦИТа - четкость и стройность ее моторно-тренировочной части, построенной на базе научной разработки биомеханических основ трудовых действий; тщательная выработка методики обучения и выполнения действий, в т.ч. в виде инструкций мастеру и обучаемому, организация рабочих мест, выработка и применение различных тренажеров и т.п.

При этом механическая тренировка под команду инструктора (особенно при выполнении отдельных движений) в известной мере противоречила требованиям системности и сознательности усвоения обучающимися целостных трудовых процессов и действий, что не способствовало развитию творческих способностей обучающихся. Речь идет и о недостатке теоретических знаний и др.

В то же время отрицание этой системы вряд ли можно оправдать. Научно-технический анализ содержания труда ряда базовых профессий, детальное изучение построения и последовательности движений, приемов и операций, методы объективной регистрации процессов и результатов труда, тренажеры и многое другое с успехом применяется и сегодня.

Операционно-комплексная система разработана, педагогически обоснована и внедрена в 1935-1936 гᴦ. работниками школ ФЗУ. Впитывает в себя достижения предшествующих систем производственного обучения.

Используется и сейчас при построении программ производственного обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Сущность операционно-комплексной системы состоит в том, что обучающиеся вначале упражняются в выполнении базовых трудовых приемов по специальности и овладевают двумя-тремя производственными операциями. Далее они выполняют комплексные работы, включающие пройденные операции. Комплекс - это совокупность операций, не составляющая всœего содержания по данной профессии, но имеющая законченность и вариативность (разные группы операций).

В дальнейшем такие циклы (несколько новых операций - комп­лексные работы) повторяются до тех пор, пока не будут освоены всœе предусмотренные операции и сложные производственные работы. Обучение завершается на рабочих местах предприятий, где обучающиеся осваивают новую технику и технологию, выполняют работы, характерные для данного производства.

Операционно-комплексная система производственного обучения не является универсальной и применимой к подготовке рабочих по всœем профессиям. Она возникла как частная система обучения профессиям ручного и машинно-ручного труда (слесари, столяры, станочники). К недостаткам этой системы следует отнести подмену трудовых действий (приемов, операций, процессов) технологическими операциями, установку на простые виды технологии и техники и др.

Операционно-поточная система производственного обучения вызвана поточной формой организации производства, когда рабочий выполняет одну операцию и передаст (отправляет) обработанную им деталь по постоянному маршруту на следующее рабочее место. Деталь (изделие) проходит столько рабочих мест, на сколько операций разбит весь технологический процесс. Обучающийся узнает не только приемы выполнения операций, но и место каждой из них в технологическом процессе. Система позволяет обучающимся овладеть современными способами выполнения операций и перейти на многостаночную работу на высокомеханизированных поточных производствах.

Операционно-поточной системе присущи всœе основные недостатки ее предшественницы - операционной системы.

Предметно-технологическая система производственного обучения соответствует автоматизированному производству. Объект изучения -комплекс технологических операций, объединœенных общностью технологических процессов изготовления изделий, и способы их выполнения, а также приемы выполнения работ по обслуживанию применяемого автоматического управления и систем управления.

Обучение состоит из двух циклов общеотраслевой подготовки и специализации, определяемой формой разделœения труда на данной стадии развития автоматизированного производства и должно соответствовать требованиям госстандарта профессионального образования. Обучение в данный период проводится, как правило, по операционно-комплексной системе.

Процесс разработки и апробации предметно-технологической системы еще не завершен.

Проблемно-аналитическая система производственного обучения разработана и апробирована академиком С.Я. Батышевым в I960- 1970 гᴦ.

На базе анализа изучаемых процессов труда весь программный материал расчленяется на отдельные учебные проблемы, имеющие самостоятельное значение; определяются элементы, из которых складывается процесс труда по данной проблеме и выявляются функции умственной деятельности обучающихся, необходимые при выполнении работ по регулированию технологических аппаратурных процессов, агрегатных и автоматических станков и автоматических линий. Изучение каждой проблемы проводится не изолированно, а во взаимодействии с другими проблемами в таком порядке:

‣‣‣ общее знакомство с технологическим процессом в целом;

‣‣‣ производится расчленение (делœение) технологического процесса на проблемы;

‣‣‣ затем каждая проблема изучается в отдельности;

‣‣‣ раскрываются структурные части проблемы - ситуации.

Учитывая зависимость отхарактера проблемы ее изучают на уроках, лабораторно - практических занятиях, в ходе практического (производственного) обучения. После изучения всœех проблем переходят к изучению техпроцесса в целом, ноуже детальнее и на более высокой научной основе.

Системы производственного обучения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Системы производственного обучения" 2017, 2018.

Введение.

Трудовое обучение – это часть всего учебно-воспитательного процесса в школе, оно служит всестороннему и гармоническому развитию личности учащихся, подготовке к практической деятельности. Роль трудового обучения в умственном воспитании обуславливается тем, что в труде у человека расширяется круг восприятия и представления, совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция), вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

В связи с этим апробировались различные система обучения.

Цель. В процессе трудового обучения школьников приучить к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, вооружить умением планировать и выполнять комплексные работы.

В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

  • Изучить литературу по данному вопросу.
  • Разработать инструкционные карты по темам уроков.
  • Экспериментальным путем доказать эффективность использования операционно-комплексной системы обучения на уроках швейного дела в 10-11 классах.

Предмет исследования - процесс применения различных систем обучения.

Объект исследования – процесс обучения учащихся на уроках швейного дела в 10-11 классах.

Гипотеза исследования заключается в том, чтобы повысить у учащихся:

  • уровень знаний умений и навыков;
  • интерес к изучаемому предмету;
  • способность к самостоятельному решению трудовых задач;

Ожидаемые результаты:

  • умение учащихся использовать инструкционные каты на уроках;
  • самостоятельное составление технологических карт;
  • самостоятельное изготовление комплексных работ.

Методы исследования:

  • подобрать систему обучения при работе в классах с различной часовой нагрузкой;
  • адаптировать производственную систему обучения в условиях школы;
  • проверка знаний учащихся в ходе выполнения комплексной работы;
  • завершение выбора системы обучения и оформление его в виде доклада.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. Системы производственного обучения.

Системой производственного обучения называется содержание и структура производственного обучения, отраженные в соответствующих программах, а также последовательность усвоения знаний умений и навыков.

Системы производственного обучения:

  1. Предметная.
  2. Операционная.
  3. ЦИТ (центральный институт труда).

Предметная система обучения.

Учащиеся, по этой системе, изготавливают отдельные изделия с начала и до конца под руководством учителя. В начале простые изделия, затем все сложнее и сложнее.

Достоинства:

  • учащихся заинтересованы в работе потому, что они создают нужные вещи;
  • возможность самостоятельно выбирать различные способы и методы труда.

Недостатки:

  • трудно подобрать изделия по сложности изготовления (сначала сложные, потом простые);
  • обучение длительное и малоэффективное;
  • эта система исключает проведения упражнений по отдельным приемам и операциям.

Операционная система обучения.

Русский инженер-механик Советкин, преподаватель Московского технического училища, изучая работу рабочих пришел к следующему выводу. Зачем учить учащихся выполнять отдельные изделия лучше изучить все приемы и операции и тогда этот учащийся сможет выполнять любую работу.

Советкин разработал программу обучения, где расположил отдельные операции в зависимости от сложности, подобрал изделия, в которых встречаются изучаемые операции.

Достоинства:

  • хорошо усваиваются отдельные операции (закрепляются основы мастерства);
  • последовательность обучения;
  • сокращается срок обучения;
  • связь теории с производственным обучением.

Недостатки:

  • учащиеся изучают операции отдельно одна от другой, не увязывая в единый технологический процесс;
  • интерес у учащихся снижается, так как они не делают законченных изделий;
  • учащиеся выполняют операции на негодных кусках материала.

ЦИТ (Центральный институт труда).

Обучение по системе ЦИТ заключается в том, что трудовые приемы и операции разбивают на отдельные элементы и каждый элемент заучивают до автоматизма, используя при этом письменные инструкции и тренажеры.

Достоинства:

  • правильное построение трудовых приемов и операций;
  • организация рабочего места и стойки (позы);
  • высокая производительность труда, у учащихся вырабатываются прочные умения и навыки.

Недостатки:

  • недооценка теоретических знаний необходимых для сознательного и производительного труда.

Операционно-комплексная система обучения.

При обучении по этой системе учащиеся изучают несколько простых операций, затем на изученные операции выполняют комплексную работу, затем снова изучают операции более сложные и снова на изученные операции выполняют комплексные работы и т.д., пока не изучат все операции, затем учащиеся выполняют только комплексные работы.

Достоинства:

  • обучение предусмотрено в учебных мастерских, а затем на предприятиях;
  • тесная связь теоретического обучения с производственным;
  • обучение на основе производительного труда (что делаем, то подаем);
  • обучение на основе современной технике и технологии (что новое применяется, то и изучается, если устарело, его не изучают).

1.2. Обоснование выбора систем обучения в классах

Учение занимает важное место среди основных видов человеческой деятельности. Успешность его связана с наличием как общих, так и специальных (предметных) знаний и умений, положительных мотивов, обеспечивающих познавательную активность.

Умение – совокупность знаний и навыков, обеспечивающая возможность выполнения определенной деятельности или действия в определенных условиях (К.К. Платонов). Это не любые действия, но лишь такие, которые выполняются успешно, наиболее оптимальным спосбом.

Что конкретно входит в содержание умения учиться? Усвоенные способы учебной деятельности, включающие как общие (общеучебные) умения, применяемые при изучении всех или многих учебных предметов, так и специальные (предметные) учения, которые используются только в процессе изучения какого-либо одного предмета. Из всех известных нам классификаций учений наиболее упорядоченной и пригодной для использования в практике представляется классификация Кулибабы И.И., по которой все умения можно представить в виде трех групп:

1) специальные (предметные) умения;

2) умения рациональной учебной деятельности;

3) интеллектуальные умения.

К интеллектуальным относятся умения анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать и другие «приемы логического мышления» (Н.Ф. Талызина). Это, например, умение классифицировать, умение оппонировать и т.д. Сюда можно отнести и такие умения, которые выделены в психологии труда И.С. Якиманской, например, умение создавать пространственные образы и оперировать ими, умение наблюдать и др.

К умениям рациональной учебной деятельности относят следующие: умение рационально читать текст, планировать и организовывать свою учебную деятельность, управлять ею, контролировать результаты учебного труда, корректировать их. Следует отметить, что это группа умений направлена на самоорганизацию, саморегуляцию учебной деятельности.

Планируя различные виды познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, необходимо целенаправленно выделять содержание и состав общеучебных и специальный умений.

Большинство практических работ сопровождается специальной документацией: технологическими, инструкционными картами, карточками-заданиями, технологическими схемами и т.д. Это своего рода руководство к действию, поэтому важно научить школьников анализировать учебную технологическую документацию. С этого и должно начинаться выполнение практической работы.

Информация по изготовлению различных изделий может быть представлена в виде схем и технологических карт. Чтобы обучить школьниц пользоваться этой документацией, следует ее проанализировать. Это делаться в ходе общей беседы, которой учитель напоминает, что анализ – это мысленное расчленение целого на части с целью раскрытия внутренних связей между ними. Синтез – мысленное или реальное соединение элементов в целое; позволяет в единстве с анализом переходить от частных понятий к более общим.

Чтобы научиться проводить анализ и синтез, учащиеся могут проделать следующее:

1) мысленно расчленять объект на составные части;

2) постараться обнаружить в выделенных частях характерные особенности, детали;

3) выявить существенные, причинно-следственные связи между отдельными частями;

4) постараться ответить на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?

В ходе беседы выясняется, что технологическая карта по обработке того или иного узла включает в себя:

1) перечень инвентаря, приспособлений,

2) последовательность выполнения работы,

3) качественные показатели.

Кроме того, в технологической карте последовательность обработки дана поэтапная. Учитель подводит к тому, что все составные части технологической карты взаимосвязаны: указанный набор инвентаря и инструментов необходим для обработки.

Итак, детальное рассмотрение технологической карты позволяет увидеть взаимосвязь предстоящих шагов. Именно умение соединить элементы единицы в единое целое является операцией синтеза, а анализ – это две взаимосвязанные стороны познавательной деятельности.

Также в процессе трудового обучения необходимо развивать у учащихся способность воспринимать и чувствовать красоту и преобразующую силу труда, умение создавать красивые вещи.

Успех может быть достигнут в том случае, если для трудового обучения и производительного труда учащихся созданы соответствующие условия: хорошая оснащенность орудиями труда, рациональная расстановка оборудования, соответствующая окраска помещения и т.п., но одно из значимых условия для учащихся является наличие общественно полезных заказов изделий, которые в дальнейшем будут носиться.

Исходя из вышесказанного, мною была выбрана операционно-комплексная система обучения учащихся, т.к. она отвечает всем современным требованиям формировании знаний в процессе трудового обучения: обучение анализу и синтезу, обучение на основе производительного труда; тесная связь теоретического обучения с производственным. В процессе постепенного овладения знаниями у учащихся накапливается определенный багаж знаний. В последствии учащиеся самостоятельно могут использовать полученные знания при выполнении той или иной комплексной работы.

Еще Макаренко А.С. говорил, что нет методов заведомо плохих либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом. В ходе работы в разных классах я пришла к выводу нецелесообразности использования операционно-комплексной системы обучения в классах с двухчасовой нагрузкой в неделю. Это объясняется тем, что учащиеся за весь учебный год не успевают после изучения нескольких простых операций, выполнить комплексную работу. В связи с этим пропадает интерес к предмету, поэтому в классах с небольшой часовой недельной нагрузкой целесообразно использовать предметную систему обучения, но при обязательном использовании на уроках технологических карт, т.к. их использование формирует интеллектуальные умения (анализ и синтез).

Опреационно-комплексная система обучения оправдала себя в профильных классах, с недельной нагрузкой шесть часов. Это приводит к следующему:

1) соблюдению технологии, соответствия всем качественным показаниям;

2) умению организовывать рабочее место;

3) соблюдение дисциплины труда, правил санитарии и техники безопасности;

4) выполнение работы самостоятельно в срок.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Применение операционно-комплексной системы обучения на уроках швейного дела в 10 –11 классах.

операционных тем. Научить учащихся обращаться с инструментами, оборудованием, приспособлениями и подготавливать их к работе.

  • Научить учащихся правильно и рационально выполнять трудовые приемы.
  • Научить учащихся правильно выполнять трудовые операции.
  • Вводный инструктаж по всей теме проводится для того, чтобы открыть перспективы изучения темы, а также настроить учащихся на выполнение данных учебных заданий. На такой вводный инструктаж затрачивается от 7-10 мин. Он может быть:

    • по простой комплексной работе сообщается наименование темы и количество часов на изучение;
    • по сложной комплексной работе кратко ознакомить учащихся с содержанием темы: сообщить какие работы будут выполняться учащимися по всей теме, показать эти работы и дать краткую их характеристику; указать какой материал из пройденного следует повторить учащимся для лучшего усвоения темы.

    Вводный инструктаж по материалам урока по операционной теме.

    1. Сообщается тема и цель урока.
    2. Проверить теоретическую подготовку учащихся к уроку (задаются вопросы) Учитель задает вопросы краткие и опрашивает как можно больше учащихся. Вопросы задаются не сложные, учитывая способности учащихся.
    3. Объяснить организацию рабочих мест и порядок выполнения операции. Материал излагать учитывая подготовку учащихся методом рассказа-объяснения, используя при этом чертежи, инструкционные карты, образцы.
    4. Показать изучаемые трудовые приемы и операции. Демонстрация трудовых приемов и операций показывается подробно, каждый элемент и всю операцию в рабочем, замедленном и снова в рабочем темпе.
    5. Предупредить о типичных ошибках и способов контроля.
    6. Сообщить технику безопасности.
    7. Проверить, как учащиеся усвоили материал. Задавать самые сложные теоретические вопросы обязательно спросить технику безопасности, повторить приемы и операции учащихся, которые демонстрировал учитель. Желательно наиболее сложные вопросы повторить два раза для слабых учащихся.
    8. Желательно повторить показ трудовых приемов.
    9. Учащиеся приступают к выполнению заданий.

    Текущий инструктаж по операционной теме.

    При обходе рабочих мест учитель подходит к каждому учащемуся, учитывая индивидуальные способности, наблюдает за работой. Если учащиеся допускают ошибки, останавливают работу, и при помощи наводящих вопросов добиваются, чтобы сам учащийся нашел ошибку и исправил ее, если учащийся не может найти ошибку или исправить, мастер практически показывает трудовой прием и операции. Если учащийся справляется с заданием, необходимо похвалить и инструктировать следующих учащихся.

    Заключительный инструктаж по операционной теме.

    1. Подвести итоги за рабочий день. Обычно проводится методом беседы. При разборе работ можно вызвать наиболее подготовленного учащегося, чтобы он дал характеристику данному изделию. Указал ошибки и как их исправить, указал причины, которые повлияли на ошибки.
    2. Разобрать работы учащихся (2 – 3 изделия), в которых допущены более часто повторяющиеся ошибки, и 1 – 2 отличные работы. Учащемуся, отлично выполнившему работу, предлагается объяснить, как он выполнял предложенное задание или наоборот вызвать худшего учащегося, чтобы он разобрал лучшую работу.
    3. Сообщить оценки за данный урок.
    4. Сообщается тема следующего урока.
    5. Домашнее задание. Повторить теоретический материал, который нужен к следующему уроку.

    Задачи, стоящие перед учителем при изучении комплексных тем. Учитель должен закрепить у учащихся умение и навыки по заранее изученным операциям и научить их сочетать эти операции в различных работах.

  • Совершенствовать умение и навыки по ранее изученным операциям.
  • Формирование умений и навыков самостоятельно планировать технологические процессы.
  • Учитель должен приучить учащихся выполнять работу в более быстрых темпах, вводить нормы времени.
  • Учитель должен предъявлять более повышенные требования к качеству работы.
  • Вводный инструктаж по материалам урока по сложным комплексным работам.

    1. Сообщить тему и цель урока.
    2. Повторить материал необходимый для изучения темы урока.
    3. Разобрать чертежи, инструкционные карты и указать технологические требования к работе.
    4. Объяснить последовательность выполнения работы (часто работа рассчитана на несколько уроков, поэтому на первом уроке учитель кратко объясняет весь технологический процесс и подробно то, что будет делаться на уроке, опережая объяснение на один–два часа работы учащихся). Изложение материала проводится методом беседы, мастер показывает самые сложные трудовые операции, где учащиеся могут допустить ошибки, или операции, которые учащиеся ранее не изучали.
    5. Показать и объяснить наиболее сложные приемы и операции. К показу могут привлекаться учащиеся, показ постепенно приобретает второстепенный характер, поэтому время на вводный инструктаж уменьшается. Основное внимание на вводном инструктаже учитель заостряет на качестве работы и на выполнении нормы времени.
    6. Указать на типичные ошибки, меры их предупреждения, объяснить и показать способы контроля качества работы.
    7. Дать необходимые указания по технике безопасности.
    8. Проверить, как учащиеся усвоили материал вводного инструктажа.

    Текущий инструктаж по материалам урока по комплексным работам.

    Коллективный текущий инструктаж по комплексным работам.

    Проводится, когда учащиеся допускают одну и туже ошибку. Остановить работу всей группы, позвать к своему рабочему месту, указать на ошибку и разобрать причины возникновения этой ошибки. Подробно показать трудовой прием или операцию, где была допущена ошибка. Опросить учащихся, если всем понятно, приступают к выполнению задания.

    Индивидуальный текущий инструктаж.

    Чаще всего проводится способом целевого обхода рабочих мест.

    При обходе рабочих мест, учитель ставит цели:

    • Проверить организацию рабочего места, все ли учащиеся приступили к работе;
    • Как учащиеся выполняют трудовые приемы и операции;
    • Как учащиеся используют контрольные и измерительные инструменты, правильно ли выполняют трудовые приемы и операции;
    • Как учащиеся пользуются учебно-технической документацией и соблюдают технику безопасности;
    • Принятие выполненных работ, проверка уборки рабочего места и хранения инструмента.

    Методика проведения текущего инструктажа по материалам урока по сложным комплексным работам.

    При выполнении комплексных работ у учащихся есть небольшой производственный опыт, поэтому при обходе рабочих мест, учитель вмешивается в работу учащихся лишь в тех случаях, когда нарушается техника безопасности и будет явный брак в работе.

    Учитель обращает внимание на качество работы, на соблюдение нормы времени, на технологический процесс, дает больше самостоятельности учащимся в использовании в работе приемов и способов труда.

    Заключительный инструктаж по материалам урока по сложным комплексным работам.

    Проводится методом беседы. Учащиеся под руководством учителя разбирают ошибки, допущенные в работе, причины их возникновения, как исправить. Лучшим учащимся предлагается рассказать технологические процессы, приемы и способы обработки изделий. Домашнее задание дается более сложное. Описать технологический процесс или выполнить инструкционно-технологическую карту по темам следующих уроков.

    Вводный инструктаж по сложным комплексным работам (учащиеся на одном и том же уроке выполняют различные работы).

    Схема проведения вводного инструктажа точно такая же, как по простым комплексным работам.

    Отличия заключаются в том, что в этих случаях вводный инструктаж проводится в два этапа:

    1. В начале проводится коллективный вводный инструктаж, где разбираются повторяющиеся элементы или работа, которую выполняют несколько учащихся, или наиболее сложная работа.

    2. Затем учащиеся приступают к работе, а учитель идет инструктировать тех учащихся, которые не получили объяснение на коллективном вводном инструктаже.

    Часто при выполнении сложных комплексных работах учащиеся встречаются с новыми приспособлениями и инструментами, с которыми они не работали, поэтому учителю нужно показать, как работать с этими инструментами и предупредить учащихся, что в начале может понизится качество выполняемой работы.

    Учебно-техническая документация.

    Для последовательного усвоения знаний, умений и навыков по операционно-комплексной системе обучения необходима учебно-технологическая документация, постоянно используемая на уроках. В эту документацию входят:

    • чертежи,
    • эскизы,
    • инструкционно-технологические карты,
    • технологические.

    Заключение.

    Можно сделать вывод о том, что выбранная система обучения оправдала поставленную цель: в процессе трудового обучения школьников приучить к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, вооружить умением планировать и выполнять комплексные работы. По результатам работы выдвинутая гипотеза в целом подтвердилась. Что при специальной организации учебного процесса возможно обучение учащихся при учете принципов трудового обучения:

    • деятельность учащихся на занятиях связывать не только с усвоением знаний, приобретением практических умений и навыков, но и с созданием материальных ценностей – общественно полезным, производительным трудом;
    • раскрывать естественнонаучные основы технологических процессов, показывать их всеобщий характер на конкретных примерах;
    • указывать на области применения отдельных технологических процессов в различных отраслях производства;
    • сравнивать технологические способы, осуществляемые в учебных мастерских и непосредственно на производстве;
    • формировать у учащихся общетрудовые умения.

    Для достижения поставленной цели были решены поставленные задачи. У учащихся значительно повысилась познавательная деятельность. Вырисовывается картина последовательного системного ознакомления учащихся со способами изготовления изделия, что в итоге позволяет осуществлять им осмысленный выбор для использования в конкретных условиях.

    Список литературы.

    1. Учителю трудового обучения. Методические рекомендации./В надзагл.: ЯРИУУ, Якутское отд.педобщесва РСФСР. – 1990 г.
    2. Поляков В.А., Ставровский А.Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение. 1980 г.
    3. Основы методики трудового и профессионального обучения / В.А. Кальней, В.С. Капралова, В.А. Поляков; Под ред. В.А. Полякова. – М.: Просвещение, 1987.
    4. Обслуживающий труд в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1972.
    5. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. М., 1983.
    6. Поспелов Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М., 1989.
    7. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.
    8. Пунский В.О. Азбука учебного труда. М., 1988.
    9. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.. 1975.
    10. Якиминская И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. М., 1979.

    Немченко Ольга Аркадьевна ,

    преподаватель информационных дисциплин

    ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики

    и электронной техники им. А. И. Полежаева»

    СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

    Под системой производственного обучения понимаются исходные положения, принципы, подходы, определяющие порядок формирования содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися. С учетом принятой системы производственного обучения определяются формы, методы и средства его осуществления. Таким образом, в системе производственного обучения заложена общая концепция процесса производственного обучения.

    Сущность производственного обучения состоит во всестороннем и полном изучении трудовых приемов, операций и процессов, применяемых для данной профессии, включенных в учебную программу в порядке возрастания сложности.

    Процесс производственного обучения складывается из трех последовательных периодов: изучение отдельных ситуаций и выполнение соответствующих этим ситуациям приемов труда; изучение проблемы в целом и выполнение необходимых упражнений в поиске неисправностей, регулировке, наладке и т. д.; изучение всего технологического процесса и самостоятельное выполнение заданий по его ведению, регулировке, контролю. По мере обучения расширяется круг интеллектуальных действий учащихся.

    Единой системы производственного обучения, одинаково приемлемой для подготовки квалифицированных рабочих по любой профессии, характерной для всех периодов процесса обучения, быть не может. Основные положения системы производственного обучения вытекают из особенностей содержания труда работников определенных групп профессий, предполагаемых условий обучения и зависят от того, что берется за самостоятельную исходную часть обучения - учебную единицу, совокупность которых составляет содержание обучения.

    Развитие системы производственного обучения в определенной степени характеризует и иллюстрирует историю развития профессионального образования.

    Исторически первой возникла предметная система. Согласно этой системе ученик выполнял набор типичных работ, характерных для осваиваемой им профессии. Основной недостаток рассматриваемой системы - в результате такого обучения ученики не могут использовать свои знания и умения для выполнения новой, незнакомой им работы, и вынуждены заново обучаться в процессе выполнения каждой новой работы.

    При обучении по операционной системе ученики осваивали трудовые операции, составляющие содержание профессии, которой они овладевали. Благодаря этому ученики получали представление, что процесс изготовления любого изделия, выполнения любой работы состоит в основном из набора определенных характерных для профессии технологических операций. Вместе с тем для операционной системы характерны и существенные недостатки. Освоение операций происходило, как правило, в процессе выполнения учебных работ, т. е. труд учеников не носил производительного характера. В результате интерес к учебе снижался.

    Впоследствии это привело к трансформированию указанных систем в так называемую операционно-предметную систему, когда обучение проводится сначала по операционной, а затем по предметной системе.

    В конце 20-хгг. в СССР получила распространение моторно-тренировочная система производственного обучения, разработанная Центральным институтом труда (ЦИТ). В основу производственного обучения по такой системе положены многократные тренировочные упражнения, имеющие целью научить обучающихся выполнять в начале элементы трудовых движений, затем на основе отработанных трудовых движений отрабатываются трудовые приемы и операции. Предполагалось, что благодаря многократному механическому повторению можно «обучить» мышцы выполнять определенные движения и вырабатывать соответствующие навыки без непосредственного участия сознания. Такой подход к обучению не встретил широкой поддержки, и от него впоследствии отказались.

    Достоинство моторно-тренировочной системы состоит в том, что в ней впервые разработана и применена дидактически обоснованная, соответствующая психофизиологическим закономерностям последовательность формирования трудовых умений и навыков: трудовой прием – трудовая операция - трудовой процесс. В процессе производственного обучения широко применялись документы письменного инструктирования учащихся. Многие положения системы ЦИТ применяются и в настоящее время.

    Преимущества и достоинства операционно-предметной и моторной системы получили дальнейшее развитие в операционно-комплексной системе производственного обучения, которая является в настоящее время одной из основных.

    Освоение трудовых операций и закрепление их в процессе выполнения работ комплексного характера, когда осваивается целостный технологический процесс, составляет основную задачу первого периода обучения. На втором этапе учащиеся обучаются в ходе выполнения работ по профессии в условиях производства.

    Главный недостаток операционно-комплексной системы - сложность организации изучения операций в процессе производственного труда учащихся.

    Указанный недостаток операционно-комплексной системы привел к поиску других систем производственного обучения. Характерной в этом отношении является предметно-технологическая система.

    Исходные положения этой системы: современное производство требует от работника развитых умений наблюдать за ходом технологического процесса, регулировать работу машин, агрегатов, приборов, обслуживать группу рабочих мест. Труд такого работника носит универсальный характер и требует серьезных технических знаний, в профессиональной деятельности его на первый план выдвигается интеллектуальная деятельность.

    Весьма оригинальной является конструкторско-технологическая система. Ведущей идеей этой системы является сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся. Учащиеся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки, изготовления. Таким образом, в процессе трудового обучения учащиеся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и решают возникающие в связи с этим технические и технологические задачи. Это весьма ценный аспект конструкторско-технологической системы, он широко используется в практике организации производственного обучения учащихся в профессиональных учебных заведениях.

    Анализируя сущность всех рассмотренных выше систем производственного обучения, необходимо обратить внимание на единый аналитико-синтетический подход к построению содержания и процесса производственного обучения, характерный для всех этих систем. Он объединяет все предложенные и применяемые системы производственного обучения и учитывается при составлении большинства программ производственного обучения.

    Рассматривая вопрос о системах производственного обучения, необходимо подчеркнуть, что в реальных условиях производственное обучение по многим профессиям строится с применением нескольких различных систем на различных его этапах.

    Процесс производственного обучения, как отмечалось выше, имеет специфические особенности, которые определяют выработку принципов обучения, характерных только для него. Эту систему специфических принципов производственного обучения можно представить следующим образом:

      Соответствие требованиям современного производства.

      Связь теории и практики.

      Соединение обучения с производительным трудом учащихся.

      Профессионально-политехническая направленность.

      Самостоятельность.

    Производственная практика является заключительным периодом практического профессионального обучения учащихся. Она включает два этапа учебного процесса:

      производственное обучение учащихся в условиях производства (на предприятиях), где они отрабатывают умения и навыки выполнения трудовых операций и трудовых процессов, которые невозможно или нецелесообразно осваивать в учебных мастерских;

      специализация учащихся на выполнении определенных видов производственных работ.

    На этих этапах происходят дальнейшее развитие, совершенствование и отработка качеств, характеризующих основы профессионального мастерства учащихся, формируется квалифицированный работник, специалист-профессионал, способный успешно выполнять работу в соответствии с требованиями профессиональной характеристики Государственного стандарта.

    Образование должно соответствовать интересам и потребностям общества, следовательно, профессиональная подготовка специалистов, направленная на потребности общества, является одной из главных задач профессионального образования.

    Сегодня российские предприятия остро нуждаются в высококвалифицированных специалистах, которые не только хорошо подкованы в теории, но и практике.

    По мнению многих специалистов, развитию НПО, СПО необходимо уделить особо пристальное внимание по следующим причинам:

    1. Очевидно, что решение проблем в социально-экономической сфере государства напрямую связанно с правильным использованием трудовых ресурсов, структурированием и развитием рабочей силы. А для этого необходимо обеспечить населению возможность получения качественного профессионального образования.

    2. Согласно статистическим данным, квалифицированные специалисты, получившие средне-профессиональное образование, занимают наибольший сегмент производственных сил общества.

    3. Уровень подготовки специалистов по программам НПО, СПО во многом задает темпы экономического развития РФ. При этом нехватка квалифицированных рабочих кадров уже в обозримом будущем может стать основной проблемой экономики нашей страны .

    Формирование профессиональных умений и навыков студентов ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики и электронной техники им. А. И. Полежаева» происходит в процессе производственного обучения и производственной практики. Многоступенчатый процесс производственного обучения в техникуме позволяет постепенно перейти от простого неквалифицированного труда к более сложному, научиться работать в коллективе и выполнять определённые функции.

    Встречаясь с работодателями, беседуя с обучающимися, анализируя ситуацию наблюдается противоречие: предприятия хотят иметь сразу квалифицированного качественного работника; обучающиеся хотят сразу получать реальные деньги (а квалификации недостаточно). Решить это противоречие возможно, если производственное обучение и производственная практика будут хорошо организованы, не будут потеряны многолетние связи с выпускниками-работодателями, а в договорах заранее будут обозначены пункты по трудоустройству.

    Весь образовательный процесс техникума ориентирован на практическую деятельность выпускников, на формирование у них различных ключевых и профессиональных компетенций, в том числе, таких как: способность работать самостоятельно, уметь принимать решения, брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность действовать в различных проблемных ситуациях. Об этом говорят результаты работы техникума: организация и проведение олимпиад и конкурсов различных уровней; активное участие преподавателей и студентов во всевозможных мероприятиях; золотые, серебряные и бронзовые призёры различных конкурсов профессионального мастерства. В текущем учебном году работа в этом направлении активно продолжается, так как от подготовленности, целевых установок студентов зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.

    Проводится мониторинг социализации выпускников техникума. В учебном учреждении имеются сведения о должностном и профессиональном росте отдельных выпускников, отзывы организаций – работодателей о качестве подготовки наших учащихся. Система производственного обучения и производственной практики в техникуме позволяет сформировать основные навыки и умения будущего специалиста, а, следовательно, помогает решить одну из задач: удовлетворение потребностей общества в грамотных рабочих кадрах; формирование у студентов гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности.

    Литература

      Адамчук, В. В. Эргономика [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для вузов/ В. В. Адамчук, Т. П. Варна, В. В. Воротникова и др.; под ред. проф. В. В. Адамчука. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 254 с.

      Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.: ил

      Маркова, С.М. Теория и методика профессионального образования: теоретические основы / Маркова Светлана Михайловна. Полунин Вадим Юрьевич – Журнал - Выпуск № 4 / 2013

      Матвеева,М.В Профессиональное обучение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного учреждения: Уч.-метод.пос. / МатвееваМ.В., Станпакова С.Д. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016 - 192с

      Саутов, Р. П. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / Саутов Р.П. - https://сайт/proizvodstvennoe_obuchenie_uchaschihsya_v_usloviyah_proizvodstva_i_proizvodstvennaya_praktika-348150.htm

    - 124.00 Кб

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ФАКУЛЬТЕТ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ И ЭКОЛОГИИ

    Кафедра профессионального обучения и педагогики

    Курсовая работа по дисциплине: «Общая и профессиональная педагогика»

    Тема: Системы производственного обучения

    Выполнил: ст-т гр. 9ПО301

    Загртдинов И. А.

    Проверил: Корчагин Е. А.

    Казань 2011г

    Введение………………………………………………………… …….……..….3

    1. Системы производственного обучения………..…………………...…...5
    2. Появление и развитие различных систем производственного обучения. Их сравнительный анализ………………………………….....6
    3. Критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда…....12

    Заключение…………………………………………………… …………….…..17

    Список литературы………………………………… ………….…………..…...18

    Введение

    Производственное обучение – это часть всего учебно-воспитательного процесс а в училище, оно служит всестороннему и гармоническому развитию личности учащихся, подготовке к практической деятельности. Моя тема актуальна тем, что при производственном обучении у человека расширяется круг восприятия и представления, совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция), вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

    Как определяют известные дидакты Есипов Б. П., Скаткин М. Н. и другие, совокупность, или система, знаний, умений и навыков является содержанием образования, а не обучения. Обучение - это процесс, ведущий к овладению содержанием образования. По формулировке Есипова Б. П., «отношение обучения к образованию есть отношение средства к цели».

    части и установление последовательности овладения ими. А так как принципы разделения и порядок группировки могут быть разными, то соответственно складываются и разные системы обучения.

    Под термином система обучения мы будем понимать дидактическую категорию, предполагающую единство содержания, методов и организации обучения: система обучения определяет структуру и последовательность изучаемого материала с целью наиболее эффективного овладения учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками по определенной специальности. При этом, естественно, подразумевается общее развитие и воспитание обучаемых.

    Цель курсовой работы: рассмотреть методические рекомендации по применению систем производственного обучения для подготовки строителя

    В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

    • Проанализировать литературу по данному вопросу.
    • Выявить системы производственного обучения.
    • Определить появление и развитие различных систем профессиональной подготовки. Их сравнительный анализ.
    • Выявить критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда.
    • Разработать методические рекомендации по применению систем производственного обучения для подготовки строителя.
    1. Системы производственного обучения

    Система образования в РФ представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов, систем, органов управления, образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

    Образование, как процесс включает в себя цель, задачи, содержание, формы и методы взаимодействия обучаемого и обучающегося. Результатами процесса образования являются уровень образования, который выражается в знаниях, умениях, навыках, качествах личности, а также в развитии познавательных способностей.

    Системы профессионального обучения – основные исходные положения, определяющие порядок расчленения содержания обучения, группировку его частей и исследовательность овладения частями учащимися.

    Основными элементами, учебными единицами систем могут быть:

    предметы труда;

    трудовые операции, приемы, действия, движения;

    профессиональные обязанности;

    функции специалиста;

    производственные ситуации;

    профессиональные проекты (самостоятельная творческая деятельность);

    Выбор систем обучения зависит:

    1. от материально – технического обеспечения учебного процесса, уровня квалификации педагога, уровней способностей учащихся;

    2. от того, что берется за самостоятельную исходную часть обучения – учебную единицу;

    3. от особенностей содержания труда специалистов соответствующей профессии.

    1. Появление и развитие различных систем

    производственного обучения. Их сравнительный анализ

    Исторически первой системой обучения была предметная (вещевая). Она сложилась в условиях ремесленного производства, когда каждый работник выполнял законченные изделия от начала до конца. Цель предметной системы состояла в том, что учащиеся овладевали трудовыми умениями и навыками в процессе изготовления ряда типичных для данной профессии изделий, располагаемых по принципу постепенного нарастания сложности трудовых процессов. Начиналось обучение с самого простого изделия, допустим, плоской тарелки из глины. Лишь освоив в совершенстве это изделие, можно было переходить к следующему, более сложному. И так далее, пока ученик не становился мастером своего дела. Часто на это уходили долгие годы.

    Основным содержанием обучения по предметной системе является овладение трудовым процессом в целом, без систематичного расчленения его на более мелкие, дробные части (операции, приемы) и без выполнения каких-либо специальных упражнений при обучении. Поэтому вновь осваиваемые трудовые приемы и операции зачастую «тонули», растворялись в потоке уже изученных и усваивались учащимися медленно. «Копия» - работа обучаемых нередко значительно отличалась от «оригинала», работы инструктора. Да и профессиональный эталон носил субъективно-неформальный характер - у разных мастеров он был различным, поэтому и содержание обучения зависело от субъективных пристрастий учителя и имело жесткую ориентацию на его профессиональные особенности.

    Что, кажется, метод обучение предметная система не позволяет вооружить учащихся знаниями, навыками и умениями в полном соответствии с определенной квалификацией. Но ее несомненные достоинства - обучение типичным трудовым процессам при изготовлении полезной продукции, принцип «от простого - к сложному», а также освоение трудовых приемов и операций не изолированно, а в комплексе во всем многообразии их связей и отношений.

    Появление мануфактурного производства и машинной индустрии коренным образом меняли содержание и характер труда. Вот как определял значительность этих перемен Карл Маркс: «Современная промышленность постепенно производит перевороты в техническом базисе производства, а вместе с тем и в функциях рабочих и в общественных комбинациях процесса труда»

    Индивидуальное обучение теряет ведущую и определяющую роль и постепенно почти полностью вытесняется групповыми формами профессиональной подготовки.

    Функции в условиях метод разделения труда требовали не изготовления изделия в целом, а лишь выполнения одной или нескольких операций, притом с высокой скоростью и ловкостью. Появилась система, которую мы назовем операционной. Создатели определяли ее как «систематический метод преподавания механических искусств». Еще эта система носила название «русской», так как была разработана в России, в Московском техническом училище в 1868-1873 гг., группой ученых, мастеров и инженеров во главе с

    Советкиным Д. К.. То была первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремеслам. То был принципиальный шаг в создании научной системы производственного обучения. В результате возникли такие привычные для нас понятия, как расчленение на элементы, приемы и операции, фронтальность обучения, взаимосвязь теоретического и производственного обучения, создание учебных программ.

    Группа Советкина Д. К. в МТУ сумела выделить по каждой профессии типичные виды (способы) обработки материалов и заготовок и соответствующие им трудовые приемы и операции. Вот эти-то наиболее важные и типичные технологические процессы были отобраны в качестве объектов изучения и располагались в учебной программе в определенной последовательности и сочетаниях. Были также разработаны и включены в программу серии упражнений по выполнению отдельных приемов и операций. В отличие от предметной системы, где главным в содержании обучения был трудовой процесс в целом, в операционной системе выдвинулись на первый план такие составляющие, как прием и операция.

    Необходимо подчеркнуть, что авторы операционной системы не сводили ее только к содержанию обучения: решались вопросы о наиболее рациональных формах организации и методах производственного обучения, об учебно-наглядных пособиях и т. д.

    Однако уже сами создатели системы увидели в ней и ряд недостатков, и прежде всего - значительную дистанцию с реальным производством, в котором изучаемые операции встречаются в самых разнообразных комбинациях и сочетаниях.

    Высоко оценив достоинства операционной системы, выдающийся русский деятель профессионально-технического образования Владимирский С. А. и ряд его единомышленников-инженеров пришли к выводу о необходимости замены ее операционно предметной системой. Владимирский С. А. предложил оставить операционную систему обучения лишь в качестве краткого введения в изучение профессии. Акцентировалось, что содержание труда рабочих определяется не отдельными технологическими операциями, а их сочетанием в реальных изделиях. Поэтому предлагалось после изучения важнейших приемов и операций обратить особое внимание на усвоение учащимися наиболее типичных для производственной деятельности по данной специальности комбинаций приемов и операций.

    Но хотя именно Владимирскому С.А. принадлежит мысль о целостной системе подготовки рабочих различной квалификации, разработчикам операционно-предметной системы не удалось найти научный подход в отборе изделий для изготовления при обучении.

    Резкое изменение функций рабочих проявилось в развитии массового конвейерного производства в условиях капитализма. Результат четко выразил патриарх конвейера Генри Форд старший: «Сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, к сокращению его движений до минимального предела. По возможности выполнять одно и то же дело одним и тем же движением».

    В ответ на эти требования была разработана моторно-тренировочная система обучения. Содержание сводилась в том что, каждая физическая трудовая операция в ней расчленялась на отдельные приемы и действия (а не операции, как при операционной системе). Отработка каждого элемента велась предельно четко и в высоком темпе - применительно к режиму работы машины или механизма.

    Плюсом метода системы была краткость времени обучения при достижении высокой производительности труда. Недостаток метода системы и самый существенный - выражен в первой части высказывания Генри Форда.

    Необходимость поиска новых подходов к обучению обозначилась в нашей стране, когда был объявлен курс на индустриализацию, а в качестве рабочей силы привлекались сотни тысяч выходцев из деревень.

    Возглавивший Центральный институт труда (ЦИТ) А.К. Гастев, заглядывая далеко вперед, удивительно точно показал значение проблемы «человек-машина», высказал идею алгоритмизации и программирования обучения. Именно в работах того периода были заложены основы научной организации труда (НОТ).

    Система ЦИТ (она вошла в жизнь под таким названием) устанавливала четыре периода в обучении:

    1) упражнения в выполнении трудовых действий и приемов с применением специальных устройств (сегодня называемых тренажерами);

    2) упражнения в выполнении трудовых операций (на деталях);

    3) обучение сочетанию изученных трудовых операций в процессе изготовления специально подобранных изделий;

    4) самостоятельный период, включающий обучение учащихся изготовлению типичных для данной профессии изделий.

    В некоторых педагогических источниках систему ЦИТа называют моторно-тренировочной - это ошибочно: последняя включалась в систему ЦИТа на первом этапе обучения, но занимала незначительное время (до 2-3 % от общего объема учебного времени). Система ЦИТ, при отмеченных в свое время учеными и методистами недостатках, содержала много положительного. В ней впервые правильно намечена последовательность изучения трудовых

    1. Системы производственного обучения………..…………………...…...5
    2. Появление и развитие различных систем производственного обучения. Их сравнительный анализ………………………………….....6
    3. Критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда…....12
    4. Методические рекомендации по применению систем производственного обучения для подготовки строителя …………………..………….……….15
    Заключение………………………………………………………………….…..17
    Список литературы…………………………………………….…………..…...18

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...