Косвенное регулирование темпов экономического роста предполагает проведение. · глубокая перестройка налоговой системы


Регулирование экономического роста входит неотъемлемой составляющей частью в общую систему государственного регулирования рыночной экономики. В этой системе основной составляющей является, конечно, регулирование в целях установления и поддержания макроэкономического равновесия. Потому что обе составляющие соотносятся к одному и тому же действительному основанию – общественное воспроизводство, простое и расширенное.

Специфика регулирования экономического роста связана с процессами расширения масштабов общественного воспроизводства. Главной проблемой здесь является, как известно, инвестирование капитала. Однако, внутри этой проблемы выделяются два ключевых вопроса: 1. Какие отрасли экономики должны иметь приоритетную поддержку в отношении инвестирования капитала, 2. Каковы меры необходимой и достаточной государственной поддержки приоритетного инвестирования капитала в таких отраслях?

По первому вопросу традиционный ответ сводится к приоритету отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс (НТП). Речь идёт о станкостроении, электротехнической промышленности, радиоэлектронике, производстве ЭВМ. Но вслед за подобным ответом возникает более сложный вопрос о наличии, развитии полномасштабного комплекса всех остальных отраслей, в которых должны применяться достижения отраслей, обеспечивающих НТП.

Ясного ответа на поставленный усложнённый вопрос не существует. Большинство стран мира идёт по пути международной специализации производства. Поэтому неоклассический подход к выбору приоритетных отраслей для обеспечения экономического роста характеризуется иным содержанием: достижения НТП всегда применяются в тех отраслях, которые имеют высокую конкурентную способность на рынках товаров или услуг. При данном подходе предполагается выбор таких приоритетных отраслей, которые обеспечивают экономический рост на основе имеющихся абсолютных и сравнительных преимуществ экономики конкретно взятой страны.

Что касается государственной поддержки инвестирования капитала в отраслях, обеспечивающих экономический рост, то неоклассические меры этой поддержки рассматриваются с позиций всеобщего применения денег в рыночной экономике.

1. Посредством денег выражается всеобщая связь экономических явлений и процессов, т.е. стоимость. В то же время сами деньги находятся в руках государства, т.е. оно несёт ответственность за обесценение денег. Поэтому превращение инфляции в «ожидаемую» является основной задачей долгосрочной экономической политики. При выполнении данной задачи государство должно заранее публично сообщать о запланированном темпе «ожидаемой» инфляции. Устойчивость «эффекта объявления» (о темпе ожидаемой инфляции) служит необходимой предпосылкой начала инвестиционных процессов в рыночной экономике.


2. Дискуссии, происходящие между кейнсианцами и монетаристами, показывают, что стимулирование спроса ведёт не только к увеличению потребительских расходов, но и к уменьшению сбережений. Между тем устойчивость процесса превращения сбережений в инвестиции – вторая необходимая предпосылка долгосрочного экономического роста. Для поддержания устойчивости данного экономического процесса достаточно мер «мягкого» регулирования, осуществляемого посредством денежно-кредитной политики государства. При этом налоговые ставки на производство и личные доходы могут быть существенны снижены.

3. В зависимости от прогнозируемых долгосрочных тенденций рыночной конъюнктуры изменяются отраслевые направления инвестиционных процессов. Следовательно, происходит реструктуризация рыночной экономики. Государство выступает здесь в роли «направителя» процессов инвестирования капитала, в том числе с применением иностранных инвестиций. При осуществлении структурной политики целесообразно стимулировать спрос на продукцию приоритетных отраслей, в том числе за счёт государственных расходов.

Именно в связи со структурной политикой возникает принципиальный вопрос: допустимы ли любые, произвольные расходы государства, т.е. расходы государственного бюджета? Неоклассический подход требует отрицательного ответа, который мотивируется с точки зрения необходимости сбалансированного, равновесного экономического роста в долгосрочной перспективе. Другими словами, государственные сверхрасходы допускаются лишь в краткосрочном периоде, как начало действий инвестиционного мультипликатора в отношении приоритетных отраслей, обеспечивающих экономический рост.

В заключении отметим, что на современном этапе государство является фактическим субъектом экономических отношений. Если порой этого субъекта не замечают внутри общества, то с очевидностью он демонстрирует себя в сфере международных экономических отношений, в том числе на мировых рынках– товары и услуги, вывоз капитала, валюта и т.д. Следовательно, в отношении роста национальной экономики государство должно выступать с позиций рационального потребителя и экономного, т.е. снижающего издержки, производителя.

Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени.

Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека .

Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста.

Ученые пропагандируют государственное регулирование экономики – индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста.

Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей.

Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс.

Курсовая работа

"Государственное регулирование экономического роста"



Введение

3.1 Границы вмешательства государства в экономику

3.2 Госрегулирование экономического роста

Заключение

Приложение


Введение


В нынешних условиях экономики рынка государственное регулирование макроэкономических процессов имеет очень большое значение. Писатели многих статей о рыночных отношениях регулируемых государством стремятся определить их количественную взаимосвязь и на этом основании противопоставить рынок и государство.

В большинстве всех публикаций роль рынка и государства определяется по удельному весу или любым другим признакам. Тем не менее, это соответствие определенно тоньше и многообразнее, что весьма нередко, при значительно меньшем удельном весе государственного сектора в Валовом Внутреннем Продукте, и его роль, несомненно, значительна. Наряду с этим многие статьи и дискуссии, которые касаются переходного периода, создаются на противопоставлении роли государства и рынка, но речь должна идти более обдуманно об их подходящем соотношении.

В последнее время проблемы экономического роста обсуждаются бурно, и являются довольно дискуссионными. Установленная официальная статистика указывает на высокие темпы экономического роста. Но, к сожалению, понижение доходов жителей и рост цен наводит на мысль о том, что наличия экономического роста нет.

Понятие экономического роста - это есть повышение Валового Внутреннего Продукта на душу населения. При увеличении темпов экономического роста уровень доходов жителей и бюджета увеличивается, снижается безработица.

Поэтому способствование увеличению темпов экономического роста относится к большинству тех основных задач экономической политики государства, что подразумевают разные теории экономического роста, которые применяются многими экономистами на практической деятельности в той или иной мере.

В данной курсовой работе я хотела бы разобраться в критериях экономического роста, рассмотреть теории, связанные с этим понятием, и то, как государство способствует их развитию в своей решающей деятельности.


Глава 1. Общая характеристика экономического роста


1.1 Понятия экономического роста


Категория экономического роста - это один из самых важных референций общественного производства разных экономических систем. Экономический рост - это качественное и количественное осуществление общедоступного продукта за конкретный период времени.

Под экономическим ростом понимаются изменения реального объема национального производства на основе положительной динамики валового национального продукта. Если все факторы производства используются рационально (экономика находится на границе своих производственных возможностей), то реальный объем производства достигает своего максимального значения. Это так называемый потенциальный экономический рост, который трактуется как движение от одного долгосрочного состояния равновесия к другому. При таком подходе в центре внимания находятся темпы экономического роста и факторы предложения.

Когда производственные ресурсы используются недостаточно эффективно или не полностью, то фактический реальный объем производства будет меньше потенциального. При анализе фактического экономического роста предметом изучения служат не только факторы, определяющие экономическую динамику производственных возможностей, но и изменения отраслевых пропорций, трансформация структуры экономики в процессе роста, государственная политика по стимулированию или сдерживанию темпов роста, причины отставания фактического объема производства от потенциального и т. д.

В самом обобщенном виде экономический рост - это качественное и количественное преобразование итогов производства и его факторов (их продуктивности). Свое обозначение экономический рост обретает в повышении реального и потенциального валового национального продукта (ВНП), в повышении экономической мощи региона, нации, страны. Это возрастание можно определить двумя взаимосвязанными признаками: ростом ВНП на душу населения и ростом за конкретный временной период реального ВНП. Если присмотреться к данным статистическим показателям, четко отражающие экономический рост, то годовой темп роста ВНП измеряется в процентах. Темп прироста реального ВВП - это отношение разницы между реальным ВВП в рассматриваемый период и в предыдущие периоды к реальному ВВП в предыдущем периоде:

где Yt - объем реального ВВП в рассматриваемом периоде; Yt-1 - объем реального ВВП в предыдущий период.

Показатель экономического роста далеко не всегда бывает величиной положительной. Если в рассматриваемый период совокупный продукт воспроизводится в тех же объемах, что и в предыдущем, то мы говорим о нулевом экономическом росте. Если национальный продукт воспроизводится не полностью, а лишь частично, то мы говорим об отрицательном экономическом росте.

Существует два основных типа экономического роста. Экономический рост может быть экстенсивным или интенсивным. Существует также смешанный тип, сочетающий вышеперечисленные типы.

При экстенсивном типе экономического роста расширение объема материальных благ и услуг достигается за счет увеличения количества экономических факторов и ресурсов: численности работников, средств труда, земли, сырья и т. д. При экстенсивном росте сохраняются постоянные пропорции между темпами роста реального объема производства и реальных совокупных издержек на его создание.

При интенсивном типе экономического роста расширение производства обеспечивается за счет качественного изменения оптимального использования факторов и ресурсов экономики. Это может быть применение прогрессивных технологий, использование рабочей силы с более высокой квалификацией и производительностью труда и т. д. В этом случае темпы роста реальных объемов производства будут превышать темпы изменения совокупных издержек на его производство.

Во всех странах экономическому росту уделяется большое внимание. Во-первых, он ведет к росту объема реального материального продукта и услуг, а, следовательно, и к повышению реального уровня жизни; во-вторых, экономический рост позволяет более эффективно решать проблемы образования, экологии, бедности; в-третьих, реальный экономический рост означает, что общество снижает издержки производства и повышает производительность труда.

Каждая страна в современный период решает следующие проблемы экономического роста:

·определение тенденции и источников (факторов) роста;

·обеспечение устойчивости экономического роста в долгосрочной перспективе;

·определение последствий, которые может иметь страна, выбирая ту или иную модель технологического развития;

·определение наиболее эффективных темпов роста для установления новой структуры народного хозяйства.

В настоящее время проблемы экономического роста занимают главное место в экономических обсуждениях и дискуссиях, которые ведут представители различных наций, других народов и их правительств. Увеличивающийся объем нынешнего производства в какой-то степени предоставляет нам решение этой проблемы, с которой почти каждая хозяйственная система сталкивалась. Это может быть ограниченность ресурсов при безмерности человеческих потребностей.

Важно отметить, что для реализации потенциала экономического роста необходимо, чтобы доходы работников росли темпами, равными темпам роста производительности их труда. Мировой опыт свидетельствует, что устойчиво развиваться может экономика лишь тех государств, где растет производительность труда, повышается доля готовой продукции в структуре экспорта и т. п.

Так же, экономический рост можно представить как долговременную сторону динамики потенциального объема выпуска или совокупного спроса. Исследование его признаков и последовательных закономерностей есть один из ключевых предметов внимания макроэкономической теории.


1.2 Факторы экономического роста


Экономический рост зависит от ряда факторов. Факторы экономического роста - это те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту, косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность.

Пять основных факторов, относящихся непосредственно к прямым факторам и определяющих динамику совокупного производства и предложения:

1.увеличение численности трудовых ресурсов и повышение их качества;

2.увеличение объема и улучшение качественного состава основного капитала;

.усовершенствование организации и технологии производства;

.увеличение количества и повышение качества вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов;

.рост предпринимательской активности и предпринимательских способностей в обществе.

К косвенным классификациям групп факторов относятся следующее:

.Факторы предложения,

.Факторы, зависящие от распределения.

.Факторы, зависящие от потребления (спроса).

Факторами производства являются факторы предложения товаров и услуг, факторами потребления - факторы платежеспособного спроса. Платежеспособный спрос зависит от общего уровня доходов и величины налогов и других обязательных платежей, т. е. от располагаемого дохода.

К факторам распределения относятся: фактически сложившаяся структура распределения производственных ресурсов по отраслям, предприятиям и регионам страны, а также действующий в обществе порядок распределения доходов между субъектами хозяйственной деятельности.

Факторы спроса делают возможным реализацию растущего объема производства, в числе которых можно выделить такие, как рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов, расширение экспорта вследствие освоения новых рынков сбыта или повышения конкурентоспособности продукции страны на мировом рынке.

Эти факторы влияют и на способность экономической системы к росту, и на ее эффективность.

Чтобы представить общее действие факторов экономического роста, можно использовать кривую производственных возможностей

Эта кривая показывает максимальный объем производства двух и более продуктов. Общество определяет предпочитаемую комбинацию продуктов. Ограниченность природных и трудовых ресурсов делает невозможной любую комбинацию в точке, находящейся вне кривой. Точки наиболее оптимального сочетания производства находятся на самой кривой. Любая точка внутри кривой свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов. Эта кривая достаточно наглядно показывает наибольшее число вариантов производимой продукции, которая может быть выпущена при данном качестве и количестве природных и трудовых ресурсов, состоянии основного капитала и при данном уровне развития технологии. Как видно на рисунке, усиление положительного влияния любого из факторов роста смещает кривую производственных возможностей вправо. Общество никогда не использует на все 100 % свои возможности, так как всегда приходится решать не только вопрос максимального использования факторов роста, но и порождаемые ими социальные и экономические противоречия.

Чтобы представить в целом влияние факторов экономического роста на его динамику, используем понятие производственной функции. Речь идет о макроэкономической функции, представляющей собой функцию равновесного состояния выпуска продукции и определяющих его факторов производства (капитала, земли, труда, технического прогресса).

Математическое изображение производственной макроэкономической функции достаточно просто:

и где Х и Y - объемы продукции; F, f - характер функции; a1, a2 ...., ап - факторы производства и роста; L - труд; N - земля; К - капитал.

Главным показателем экономической динамики на национальном уровне служит темп роста ВВП, а на региональном - темп роста валового регионального продукта (ВРП). Это вытекает из общепризнанной методологии макроэкономических измерений - системы национальных счетов (СНС) и системы региональных счетов (СРС). Для России характерно такое понятие, как диффузия экономического роста.

В неоднородном экономическом пространстве, каким является территория Российской Федерации, переход от одной стадии экономической динамики к другой одновременно и повсеместно - довольно сложный процесс.

Производительность труда растет в наши дни практически во всех странах, и считается, что существует общий экономический закон роста производительности труда.


Глава 2. Теории экономического роста


2.1 Кейнсианские модели экономического роста


Рассмотрим основные современные модели экономического роста. Как и любые модели, модели роста представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления, как экономический рост.

Большинство моделей роста исходит из того, что увеличение реального объема, с выпуска происходит прежде всего под влиянием роста основных факторов производства - труда (L) и капитала (К). Фактор "труд" обычно слабо поддаётся воздействию извне, тогда как величина капитала может быть скорректирована определенной инвестиционной политикой. Как известно, запас капитала в экономике со временем сокращается на величину выбытия (амортизации) и увеличивается за счет роста чистых инвестиций. Вполне очевидно, что экономический рост ценен не сам по себе, а в качестве основы повышения благосостояния населения, поэтому качественная оценка роста часто дается через оценку динамики потребления.

Наиболее простой кейнсианской моделью роста является модель Е. Домара, предложенная в конце 40-х годов. Технология производства представлена в ней производственной функцией Леонтьева с постоянной предельной производительностью капитала (при условии, что труд не является дефицитным ресурсом). Модель Домара исходит из того, что на рынке труда существует избыточное предложение, что обусловливает постоянство уровня цен. Выбытие капитала отсутствует, отношение К/У и норма сбережений - постоянны.

Фактором увеличения спроса и предложения в экономике служит прирост инвестиций. Если в данном периоде инвестиции выросли на, то, и соответствии с эффектом мультипликатора, совокупный спрос возрастет на ДI,то в соответствии с эффектом мультипликатора, совокупный спрос возрастет на

экономический рост кейнсианский неоклассический

ДYAD=ДIm=ДI(l/l-b)=ДI(l/S),


гдемультипликатор расходов,предельная склонность к потреблению,-предельная склонность к сбережению.

Модель Е. Домара не претендовала на роль теории роста. Это была попытка расширить условия краткосрочного кейнсианского равновесия на более длительный период и выяснить, какими будут эти условия для развивающейся системы.

Р.Ф. Харрод построил специальную модель экономического роста (1939г.), включив в неё экзогенную функцию инвестиций на основе принципа акселератора и ожиданий предпринимателей (предпосылки модели Харрода остаются теми же, что и в модели Домара).

Согласно принципу акселератора, любой рост (сокращение) дохода вызывает рост (сокращение) капиталовложений, пропорциональный изменению дохода:


It=v(Yt-Yt-1), где v - акселератор


Предприниматели планируют объем собственного производства, исходя из ситуации, сложившейся в экономике в предшествующий период: если их прошлые прогнозы относительно спроса оказались верными и спрос полностью уравновесил предложение, то в данном периоде предприниматели оставят темпы роста объема выпуска неизменными; если спрос в экономике был выше предложения, они увеличат темпы расширения производства; если предложение превышало спрос в предшествующем периоде, они снизят темпы роста. Формализовать это можно следующим образом:


(Yt-Yt-1)/ Yt-1=а(Yt-1-Yt-2)/ Yt-2


где а=1, если спрос в предшествующем периоде (t-1) был равен предложению; а>1, если спрос превысил предложение и а<1, если спрос был ниже предложения. Отсюда получим объём предложения в экономике:

Yt-1 {а (Yt-1-Yt-2)/ Yt-2+1}.


Для определения совокупного спроса используется модель акселератора (а также условие равенства I=S):

It/s=v(Yt-Yt-1)/s.


Равновесный экономический рост предлагает равенство совокупного спроса и предложения:

(Yt-Yt-1)/s=Yt-1{а(Yt-1-Yt-2)/Yt-2+1}.


После небольшого преобразования получим:


v/s{(Yt-Yt-1)/(Yt-1)}=а{(Yt-1-Yt-2)/Yt-2}+1.


Предположим, что в предшествующем периоде спрос был равен предложению, т.е. а=1. Тогда, в соответствии с принятыми условиями поведения, предприниматели и в текущем периоде сохранят темпы роста производства такими же, как и в предшествующем периоде, т.е.


(Yt-Yt-1)/Yt-1=(Yt-1-Yt-2)/Yt-2=ДYt/Yt-1.


Тогда предыдущее выражение можно представить следующим образом:

/s (ДYt/ Yt-1)= (ДYt/ Yt-1) +1,


отсюда равновесный темп прироста объёма выпуска составит: ДY/ Yt-1=s/(v-s). Харрод назвал выражение s/(v-s) "гарантированным" темпом роста: поддерживая его, предприниматели будут полностью удовлетворены своими решениями, поскольку спрос будет равен предложению и их ожидания будут сбываться. Такой темп роста обеспечивает полное использование производственных мощностей (капитала), но полная занятость при этом не всегда достигается.

Помимо гарантированного темпа роста Харрод вводит понятие "естественного" темпа роста. Это максимальный темп, допускаемый ростом активного населения и техническим прогрессом. При таком темпе достигается полная занятость факторов труда и капитала.

Если гарантированный темп роста, удовлетворяющий предпринимателей, выше естественного, то вследствие недостатка трудовых ресурсов фактический темп окажется ниже гарантированного: производители будут разочаровываться в своих ожиданиях, снизят объём выпуска и инвестиции, в результате чего система будет находиться в состоянии депрессии.

Если гарантированный темп роста меньше естественного, то фактический темп может превысить гарантированный, поскольку существующий избыток трудовых ресурсов даёт возможность увеличить инвестиции. Экономическая система будет переживать бум. Фактический темп роста может быть также равен гарантированному, и тогда экономика будет развиваться в условиях динамического равновесия, вполне удовлетворяющих предпринимателей, но при наличии вынужденной безработицы.

Идеальное развитие экономической системы достигается при равенстве гарантированного, естественного и фактического темпов роста в условиях полной занятости ресурсов.

Но поскольку всякое отклонение инвестиций от условий гарантированного темпа роста, как известно, выводит систему из равновесия и сопровождается все более увеличивающимся расхождением между спросом и предложением, динамическое равновесие в модели Харрода также оказывается неустойчивым.


2.2 Неоклассическая модель роста Р. Солоу


В изначальном виде модель взаимодействия факторов роста была наиболее четко впервые представлена у американского ученого, лауреата нобелевской премии 1987 года Роберта Мертона Солоу (1956) в работе "A Contribution to the Theory of Economic Growth" и Т. Свана (1956)"

Неоклассические модели роста преодолевали ряд ограничений кейнсианских моделей и позволяли более точно описать особенности макроэкономических процессов. Р.Солоу показал, что нестабильность динамического равновесия в кейнсианских моделях была следствием не взаимозаменяемости факторов производства. Вместо функции Леонтьева он использовал в своей модели производственную функцию Кобба--Дугласа, в которой труд и капитал являются субститутами. Другими предпосылками анализа в модели Солоу являются: убывающая предельная производительность капитала, постоянная отдача от масштаба, постоянная норма выбытия, отсутствие инвестиционных лагов.

Ключевым элементом экономического роста в модели Р. Солоу является накопление капитала. Норма выбытия основного капитала - экономическая норма амортизации ? постоянна и пропорциональна капиталу.

Совокупный спрос в модели Солоу определяется инвестициями и потреблением: у=i+с, где i и с - инвестиции и потребление в расчете на одного занятого. Доход делится между потреблением и сбережениями в соответствии с нормой сбережения, так что потребление можно представить как с=(1-s)y, где s -норма сбережения (накопления), тогда у=с+i=(1-s)y+i, откуда i=sy. В условиях равновесия инвестиции равны сбережениям и пропорциональны доходу.

Условия равенства спроса и предложения могут быть представлены как ѓ(k)= с+i или ѓ(k)= i/s. Производственная функция определяет предложение на рынке товаров, а накопление капитала - спрос на произведенный продукт.

Динамика объёма выпуска зависит от объёма капитала (в нашем случае- капитала в расчете на одного занятого, или капитал вооруженности). Объём капитала меняется под воздействием инвестиций и выбытия: инвестиции увеличивают запас капитала, выбытие - уменьшает.

Инвестиции зависят от фонд вооруженности и нормы накопления, что следует из условия равенства спроса и предложения в экономике: i=sѓ(k). Норма накопления определяет деление продукта на инвестиции и потребление при любом значении k (рис. 2.1): у=ѓ(k), i=sѓ(k), с=(1-s)ѓ(k).

Амортизация учитывается следующим образом: если приять, что ежегодно вследствие износа капитала выбывает его фиксированная часть d (норма выбытия), то величина выбытия будет пропорциональна объёму капитала и равна dk. На графике эта связь отражается прямой, выходящей из точки начала координат, с угловым коэффициентом d (рис. 2.2).

Влияние инвестиций и выбытия на динамику запасов капитала можно представить уравнением: Дk=i-dk, или, используя равенство инвестиций и сбережений, Дk=sѓ(k)-dk. Запас капитала (k) будет увеличиваться (Дk>0) до уровня, при котором инвестиции будут равны величине выбытия, т.е. sѓ(k)=dk. После этого запас капитала на одного занятого (фонд вооруженность) не будет меняться во времени, поскольку две действующие на него силы уравновесят друг друга (Дk=0). Уровень запаса капитала, при котором инвестиции равны выбытию, называется равновесным (устойчивым) уровнем фонд вооруженности труда и обозначается k*. При достижении k* экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия.

Равновесие является устойчивым, поскольку независимо от исходного значения k экономика будет стремиться к равновесному состоянию, т.е. к k*. Если начальное k1 ниже k*, то валовые инвестиции (sѓ(k)) будут больше выбытия (dk) и запас капитала будет возрастать на величину чистых инвестиций. Если k2>k*, это означает, что инвестиции меньше, чем износ, а значит запас капитала будет сокращаться, приближаясь к уровню k*.

Норма накопления (сбережения) непосредственно влияет на устойчивый уровень фонд вооруженности. Рост нормы сбережения с s1 до s2 сдвигает кривую инвестиций вверх из положения s1ѓ(k) до s2(k).

В исходном состоянии экономика имеет устойчивый запас катала k1*, при котором инвестиции равнялись выбытию. После повышения нормы сбережения инвестиции выросли на(i?1-i1),а запас капитала (k1*) и выбытие (dk1) остались прежними. В этих условиях инвестиции начинают превышать выбытие, что вызывает рост запаса капитала до уровня нового равновесия k2*, которое характеризуется более высокими знаниями фонд вооруженности и производительности труда (выпуск на одного занятого, у).

Таким образом, чем выше норма сбережения (накопления), тем более высокий уровень выпуска и запаса капитала может быть достигнут в состоянии устойчивого равновесия. Однако повышение нормы накопления ведёт к ускорению экономического роста в краткосрочном периоде, до тех пор, пока экономика не достигнет точки нового устойчивого равновесия.

Очевидно, что ни сам процесс накопления, ни увеличение нормы сбережения не могут объяснить механизм непрерывного экономического роста. Они показывают лишь переход от одного состояния равновесия к другому.

Для дальнейшего развития модели Солоу поочередно снимаются две предпосылки: неизменность численности населения и его занятой части (их динамика предполагается одинаковой) и отсутствие технического прогресса.

Предположим, население растёт с постоянным темпом n. Это новый фактор, влияющий вместе с инвестициями и выбытием на фондовооруженность. Теперь уравнение, показывающее изменение запаса капитала на одного работника, будет выглядеть как: ?k=i-dk-nk или?k=i-(d+n)k.

Темп роста населения задан экзогенно, как n, и постоянен. Однако определение темпа роста капитала отсутствует. Инвестиции согласно определению представляют собой брутто-изменение основного капитала во времени, это означает K(t) = I(t) - ?K(t). Преобразуя, получаем фундаментальное уравнение движения:

F ´(k)··k.


Отсюда в дальнейшем выводится долгосрочное равновесие. Оно существует для каждого k(t) > 0, когда исполняется следующее условие:


sf (k) = (n + ?)k,


где (n + ?)k является таким значением единицы труда, которая требуется, чтобы оставить постоянной соотношение вводимых факторов (необходимые инвестиции), тогда как sf (k) - сбережения на душу населения, соответствующие фактическим инвестициям. Равновесная траектория роста возникает при такой оптимальной капиталоемкости k*, при которой пересекаются траектории функций фактических и необходимых инвестиций.

Для того чтобы экономика находилась в устойчивом состоянии, капитал должен возрастать тем же темпом, что и население. В этом случае капиталовооруженность k и производительность труда n (а по допущению 5 население растет с темпом, равным росту производительности труда) останутся неизменными. Рост населения - одна из причин непрерывного экономического роста в условиях устойчивого состояния экономики. Однако если рост населения не сопровождается увеличением инвестиций, то это ведет к уменьшению запаса капитала на одного работника (рис. 2.5).

Отсюда следует вывод: страны с более высокими темпами роста населения имеют меньшую капиталовооруженность и, следовательно, более низкие доходы.

Отметим, что равновесие в модели Солоу характеризуется стабильностью. Возникает вопрос, способна ли экономика в любой выбранной точке отсчета k0, т. е. при любой относительной начальной оснащенности ресурсами, фактически достигнуть состояния равновесия. Это начальное значение капиталовооруженности может лежать как выше, так и ниже значения равновесия k*. Ситуация характеризуется ненулевым доходом на душу населения.

Рассмотрим следующие ситуации.

K0 = k *. Фактические инвестиции на душу населения соответствуют инвестициям, которые требуются, чтобы при растущем населении основной капитал на душу населения оставался постоянным, s(y) = (n+?) k. Темпы роста обоих производственных факторов совпадают. Экономика находится непосредственно на своей равновесной траектории. Модельно-эндогенные импульсы, являющиеся причиной, по которой экономика покинет состояние

равновесия в данной ситуации, отсутствуют.

K0< k*. Ставка оплаты труда ниже, чем w*, и ставка дохода от капитала выше, чем равновесная ставка r*. Фактические инвестиции на душу населения sy превышают необходимые (n + ?)*k, что как раз обозначает то, что основной капитал растет с большим темпом, чем производительность труда, K > L. Производственный фактор капитала относительно достаточен, фактор труда относительно ограничен. Избыточное предложение капитала ведет к падению цены фактора капитала r, в то время как избыточный спрос на труд вызывает повышение ставки оплаты труда; w возрастает по отношению к w*, ставка дохода от капитала снижается относительно r*. Капиталоемкость возрастает до тех пор, пока темп роста капитала k* снижается до уровня темпа роста населения.

K(0) > k*. Ставка оплаты труда выше, чем w*, норма прибыли (отдачи от капитала) ниже, чем r*. Фактические инвестиции на душу населения ниже, чем необходимые. Производительность труда растет с большим темпом, чем основной капитал, L > K. В этом случае капитал относительно ограничен, так что цена фактора r относительно r* возрастает, ставка оплаты труда w относительно w* снижается.

Капиталовооруженность сокращается до тех пор, пока темпы роста капитала k* автоматически не сравняются с темпом роста населения.

На основании полученных результатов можно сделать следующий вывод: цены факторов реагируют на относительную ограниченность факторов и приспосабливаются в каждый момент времени к изменяющимся рыночным условиям. Изменение капиталоемкости отражается в связи с непрерывно варьируемым введением в производство фактора капитала. При экзогенном заданном темпе роста производительности труда n происходит приспособление в накоплении капитала. Это является следствием чрезмерного изначального основного капитала, при его недостаточности возникает противоположная ситуация.

Следующим этапом в развитии модели Солоу является ввод в нее фактора технического прогресса. У Солоу это величина экзогенно задана и для ее измерения вводится такой инструмент, как Солоу-резидиум (в ряде источников он обозначается как "остаток Солоу"). Он охватывает ту часть темпа роста национального дохода, которая не может быть объяснена ростом производственных факторов труда и капитала. При определении Солоу-резидиума сначала упрощающее исходят из того, что производственные возможности экономики представлены функцией Кобба-Дугласа. Исходя из этого принимается, что технический прогресс Харрод- нейтрален и возникает вследствие роста эффективности труда А с постоянным темпом g:



где LА - численность эффективных единиц труда. Общее количество эффективных единиц труда LА растет с темпом n + g. С учетом этого уравнение изменения K во времени примет теперь вид:


?k = i - k (? + n + g)= s f(k) - k (? + n + g) или s f(k) = k (? + n + g).


Если определить k1 как количество капитала в расчете на единицу труда с постоянной эффективностью, т. е. k1 = K/LA, а y1 = Y/LA, то рост эффективных единиц труда аналогичен росту числа занятых.

В Steady State k1* при наличии технического прогресса общий объем капитала K и выпуск Y будут расти с темпом n + g, а величины капитала и выпуска, приходящиеся на единицу труда, будут расти с темпом g. Такое устойчивое состояние есть долгосрочное равновесие экономики (рис. 8.2.6). Следовательно, технический прогресс - единственное условие экономического роста, поскольку именно он обеспечивает рост ВВП на душу населения.

Данная информация связана, на мой взгляд, с необходимостью обеспечения достаточной простоты и наглядности модели, а также вполне соответствует неоклассической традиции, нивелирующей роль государства в процессе производства.


2.3 Теория нулевого экономического роста


Одной из проблем, выдвинутых в начале 70-хх гг., стала проблема негативных последствий быстрого роста, связанного с вовлечением и переработкой все большего количества сырьевых ресурсов. Сырье и топливо становятся дефицитными, в то время как потребности населения в них непрерывно растут. Исходя из этого противоречия, группа исследователей под руководством Денниса и Донеллы Медоуз сделала парадоксальный вывод об опасности "глобальной катастрофы". Ресурсы истощаются, и фаза роста должна закончиться в ближайшие 100 лет. При существующих тенденциях роста человечество подойдет к определенному "пределу", за которым ему грозит катастрофа - разрушение городов, истощение ресурсов, природные катаклизмы.

В докладе Денниса Медоуза говорится об опасностях технического прогресса и экономического роста. Обращается внимание на усиливающееся загрязнение окружающей среды, негативные последствия промышленного шума, увеличивающийся год от года выброс вредных веществ, ухудшение среды проживания в городах, гибель и исчезновение животных, сокращение запасов рыбы, высыхание рек и озер, сокращение источников чистой воды. Не решена проблема утилизации промышленных и бытовых отходов. По мере увеличения производства товаров и услуг происходит ухудшение качества жизни.

Недостаток доклада Д. Медоуза - отсутствие в нем позитивных предложений и рекомендаций. Между тем необходимо наметить пути, средства преодоления существующих противоречий, устранения опасностей. Специалисты сходятся на том, что нужны разные подходы к решению проблемы экономического роста в различных странах и регионах. Следует ввести ограничения (например, в виде законов, налогов) на использование природных ресурсов, загрязнение среды. Назрело время шире использовать возможности современной технологии (регенерацию ресурсов, разработку глубоких залежей ископаемых, их более полное извлечение и использование, снижение потерь и т.д.).

Со сторонниками концепции "нулевого роста" полемизируют другие специалисты и исследователи. Они приходят к выводу, что надо изменить тенденции роста. Сам экономический рост следует рассматривать как условие или предпосылку смягчения противоречия между растущими потребностями и ограниченными ресурсами. Очевидно, что самые острые и неотложные проблемы социального развития невозможно решить без расширения производства товаров и услуг.

Назрела необходимость переосмыслить прежние представления о существе и содержании "привычных" категорий, таких как, например, общественные затраты, ценность, товар. Стоимость товара теперь некорректно определять величиной трудовых затрат на отдельно предприятии. Известных теоретик и историк экономической мысли Ю. Ольсевич отмечает, что "произошло коренное изменение самих затрат. Ключевую роль заняли не "пропорциональные", а общие "накладные" затраты общества - на инфрасистемы, науку, образование, здравоохранение и т.д. То, что ранее рассматривалось как вычет их стоимости, создаваемой совокупным рабочим фабрики, ныне превратилось в важнейший элемент общественных затрат, образующих стоимость товара. В эти затраты входит не только живой общественный труд совокупного рабочего инфра индустрии, но и расход природных ресурсов как фактора, определяющего состояние здоровья и энергии трудящихся и будущий потенциал производительности труда".

Германский экономист и политик Эдуард Пестель в книге "За пределами роста" и выводах из нее, включенных в доклад "Римскому клубу", писал, что нужно изменить подходы к проблеме экономического роста. Иными словами, следует четко определить цели и задачи "ограниченного роста" и разработать средства их достижения. Ведущую роль в решении проблемы должны сыграть развитые страны. Вполне очевидно, что будущее общество не может не быть индустриальным, потому что потребности в продуктах производства все время растут в количественном и в качественном отношении. А технический прогресс позволяет получать больше с меньшими затратами - все меньше людей будет занять в производстве, уменьшатся затраты энергии и традиционных минеральных ресурсов. "Современная технология все тверже опирается на науку и, как и сама наука, может принести неоценимую пользу развитым и развивающимся странам. Она позволяет отказаться от однозначных решений, предоставляя на выбор наиболее выгодные в том или ином социально-экономическом и культурном контексте, учитывая традиции, потребности, опыт и силу разных стран".


Глава 3. Государственное регулирование экономического роста


1 Границы вмешательства государства в экономику


Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику. Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной само регуляции и требуется срочное вмешательство государства.

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику.

Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. К таким людям относятся дети, безработные, люди преклонного возраста.

Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством не мало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.


2 Госрегулирование экономического роста


Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

В противоположность кейнсианцам, сторонники "экономики предложения" делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники "экономики предложения" отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.


Заключение


Рассмотренные теоретические вопросы, конечно, далеко не исчерпывают важную для практики область балансовых исследований экономического роста.

Современная теория социально-экономической динамики и генетики позволяет сформулировать несколько положений, имеющих принципиальное значение для анализа положения и перспектив экономического роста в России.

Экономический рост - феномен намного более сложный, чем спад или депрессия. Он имеет свою структуру, факторы, источники, последствия. Нет роста вообще. Реально существуют его конкретные виды, выделение которых возможно по разным классификационным признакам. Например, по темпам увеличения главных экономических показателей (ВВП, ВВП на душу населения, эффективность производства и т. д.) различают медленный, бурный и устойчивый экономический рост; по степени использования экономических ресурсов - экстенсивный и интенсивный рост; по характеру взаимодействия национальной и мировой экономики - экспорта расширяющий, импортированный, импортозамещающий, разоряющий рост; по отношению к действующему законодательству- легальный, теневой и криминальный рост и др.

Понятно, что характеристики содержания указанных и других видов роста не могут быть одинаковыми в различных социально-экономических условиях, а потому не могут не различаться и соответствующие механизмы их регулирования. Но общей целью использования этих механизмов должно быть формирование и высвобождение созидательного потенциала ведущих факторов современного экономического роста - развитого профессионально-квалификационного и интеллектуально-образовательного потенциала человека; научно-технического прогресса; общественной стабильности и цивилизованной правовой среды; оптимального соотношения партнерских и конкурентных основ, социальной справедливости и экономической эффективности.

Современный экономический рост - системообразующий и неравномерный процесс. Но его стратегический первоисточник, истоки следует искать не столько в лабиринтах мирового рынка, сколько в ядре саморазвития национальной экономики. Это ядро представляет собой особое интегративно-инновационное образование, единый и противоречивый сплав наиболее активных составляющих технологических, экономических и социальных укладов общества.

Основные современные модели экономического роста, как и любые модели представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост.


Список использованной литературы


Аузан А. А. "Экономика всего", - М.: Фербер, 2014

Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория, - М

Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М., 2012.

Капканщиков С.Г. "Государственное регулирование экономики" - Изд. Кнорус, 2013.

Кушлин В. И. "Государственное регулирование экономики", Изд. Экономика, - 2013 г.

Лавров Е.И., Е.А. Капогузов "Экономический рост: теории и проблемы: учебное пособие". - Омск: Изд-во ОмГУ, 2012. - 214 с

Морозова Т. Г. - "Государственное регулирование экономики", Изд. Юнити-Дана, 2013, 256 стр

Райхлин Э. Основа экономической теории. Экономический рост и развитие. М.: Юрист, 2012г.

Статья Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 2012.- № 4.

Статья "Экономический рост теории и проблемы" - #"justify">Приложение

Рис. 2.5


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Практика развитых государств в области регулирования экономического роста основана на рекомендациях различных научных школ. В целом можно выделить следующие подходы к регулированию экономического роста. Государство должно брать на себя решение только тех проблем, которые недоступны рыночной системе, всемерно поощрять и защищать рыночную конкуренцию. Проведение политики краткосрочной стабилизации через систему управления эффективным спросом. Приоритетное стимулирование инвестиций в машины и передовые технологии. Чем выше доля инвестиций в экономику, тем выше темпы экономического роста. При этом увеличение капиталовложений может происходить как за счет внутренних инвестиций, так и внешних, т.е. иностранных. Возможны три главных направления воздействия государства на экономический рост: стимулирование НТП; увеличение расходов на образование и подготовку квалифицированных кадров; реформирование налоговой системы. Структурное регулирование. Решая данную проблему, государство при помощи налогово-бюджетной и кредитной политики стремится снизить риск осуществления инвестиционных проектов, стимулирует предпринимателей к освоению новых сфер экономики, где перспективы получения прибыли первоначально туманны, поддерживает экспортные отрасли. Важным направлением структурного регулирования является региональная политика, уменьшение дифференциации уровней экономического развития регионов страны. Политика ускоренной амортизации. Она проводится посредством увеличения нормы амортизации основного капитала, что дает возможность предпринимателям быстрее обновлять средства труда. При этом наибольшие нормы амортизации характерны для самых передовых отраслей. В результате увеличиваются темпы обновления основного капитала, растет емкость рынка. Гибкая налоговая политика. Главное направление - снижение налоговой нагрузки, упрощение налогового администрирования. Снижение налоговой нагрузки должно быть дифференцированным и пропорциональным предельной эффективности капитала.
Анализ изменений в мировой экономике убеждает, что прогресс в передовых странах определяется не столько темпами роста производства, сколько активностью человеческого капитала, уровнем и качеством жизни людей, защищенностью прав собственности, эмансипацией личности в хозяйственной жизни. Темпы роста никогда не должны претендовать на то, чтобы стать единственным критерием эффективного роста.
В начале XXI в. российская экономика оказалась перед долговременным системным вызовом, обусловленным сочетанием трех фундаментальных факторов.
Первый фактор - усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки не только товаров, но и капиталов, технологий, рабочей силы. Происходит структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса сил между его экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, распространением новых технологий (информационных, нано- и биотехнологий).
Основными характеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние на социально-экономические процессы в России, в ближайшие 10-15 лет будут: превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке; преодоление энергетических барьеров роста за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей; усиление ограничений роста, связанных с экологическими факторами, дефицитом пресной воды и изменением климата, что создает дополнительные возможности для России с ее огромными запасами пресной воды и экологически благополучных территорий; сохранение и вероятное усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов, что будет способствовать изменению курсов мировых валют и перестройке институтов мировой экономики (мирового экономического порядка); старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах будет интенсифицировать мировые миграционные процессы и увеличивать нагрузку на социальные системы развитых стран.
Для российской экономики структурная перестройка мирового хозяйства, с одной стороны, создает новые возможности в укреплении и расширении позиций на мировых рынках, а с другой - усиливает требования к ее конкурентоспособности, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций.
Однако качественные характеристики российской экономики пока не позволяют ей использовать преимущества глобальной конкуренции. Она остается слабо диверсифицированной и в силу этого уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых рынков углеводородов и сырья, мировых финансовых рынков, характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования ресурсов.
Второй фактор - возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Для его повышения необходимо преодоление сложившихся в России негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, характеризующихся: сокращением численности российского населения и занятых в экономике на фоне растущего демографического дисбаланса с азиатскими соседями России; растущей конкуренцией за квалифицированные, образованные кадры с европейскими и азиатскими рынками; низким качеством и доступностью социальных услуг в сферах здравоохранения и образования.
Россия уже не может, как раньше, поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Требования устойчивого развития, которые диктует современная инновационная экономика, включают: опору на рост производительности труда, который позволил бы приблизить доходы российских граждан к уровню развитых стран; модернизацию и ускоренное развитие отраслей, определяющих качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, жилищный сектор); превращение среднего класса российского общества в его доминирующую силу, сокращение социального неравенства.
Третий фактор - исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта и выпуска товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля. В первом десятилетии XXI в. в нашей стране обозначились ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием производственной (транспортной и энергетической) инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда. Сохранение этих ограничений в ближайшей перспективе может привести к резкому замедлению экономического роста и нарастающему отставанию от ведущих стран.
Стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. Достижение этой цели предполагает: выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира; обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность; обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий; укрепление позиций России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры; реализация глобальных конкурентных преимуществ в сфере транспорта и транзитных потоков; превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, Центральной и Восточной Европы.
Системное решение отмеченных перспективных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Это позволит резко расширить ее конкурентный потенциал за счет наращивания сравнительных преимуществ России в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста.
Чтобы не отстать от развитых стран мира, России необходимо быстрее перейти на инновационный тип развития.
Инновационный тип развития имеет ряд качественных и количественных отличительных характеристик: диверсифицированную экономику, в структуре которой ведущая роль принадлежит «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП составляет не менее 17-20% (в России в 2007 г. - около 11%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2- 3% (в России в 2007 г. - 1,3%); значительную инновационную активность корпораций, связанную с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, внедрением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, составляет более 40-50% (в России в 2007 г. - около 10%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции - 25-35% (в России в 2007 г. - около 3%); высокую долю затрат на научные исследования и разработки, достигающую 3,5-4% ВВП (в России в 2008 г. - 1,25% ВВП); расходы на образование за счет государственных и частных источников - не менее 5-6% ВВП (в России в 2008 г. - 4%), на здравоохранение - 6-6,5% (в России в 2008 г. - 3,73%); эффективную систему спецификации и защиты прав собственности, включая интеллектуальную собственность, и наличие развитого рынка венчурного капитала.
При нерациональной политике перехода от сырьевой направленности к инновационной на начальных этапах потенциальный поток инноваций способен нарушить стабильность экономики, а также размыть сложившееся хрупкое макроэкономическое и финансовое равновесие. Нововведения изменяют не только технологию и продукцию, но и экономическую систему в целом, не укладываясь в границы действующих производств и вызывая тем самым необходимость создания новых отраслей и видов экономической деятельности. Поэтому важны опережающие действия, подкрепленные перспективными расчетами влияния инновационного фактора на экономические процессы и налогово-бюджетную систему.
Наблюдаемый в мировой экономике переход на инновационный путь развития - объективная реальность, с которой не может не считаться ни одна страна. Это относится и к России, потенциал инновационной трансформации социально-экономической системы которой нужно реализовать в наиболее короткие сроки, найти способ его увеличения за счет использования дополнительных возможностей. В противном случае Россия в силу разных обстоятельств, в числе которых - устойчивое снижение конкурентоспособности отечественной продукции, технологическое отставание, а также привлекательность территории и недр, может утратить экономическую, оборонную безопасность, возможность сохранения экономических, социальных и политических свобод. Поэтому осуществление инновационного «рывка» объективно спрессовано во времени и требует всестороннего комплексного решения.

Макроэкономическая политика государства кроме основных направлений должна включать и меры по стабилизации экономики и экономическому росту. С этой целью государство влияет на источники и факторы последнего. Его обобщающие показатели - ВВП, ВНП и национальный доход на душу населения, а также норма накопления, возрастают, когда политика государства направлена на поощрение инвестирования с целью увеличения основного капитала. Устойчивому состоянию экономического роста соответствует определенное значение нормы сбережений, которое обеспечивает максимум потребления на одного работника и таким образом максимизирует экономическое благосостояние. Если в стране запасы основного капитала ниже равновесного уровня, то государственная политика должна быть направлена на увеличение нормы сбережений и инвестиций.

Достичь увеличения национальной нормы сбережений государственная политика может двумя путями: непосредственно - через увеличение государственных сбережений и косвенно - через создание стимулов для увеличения частных сбережений. Государственные сбережения - это разница между государственными доходами и расходами. В условиях бюджетного дефицита происходит вытеснение инвестиций, уменьшение запаса основного капитала. Поэтому правительство должно проводить налоговую политику, направленную на предоставление скидок с подоходного налога тем фирмам, которые инвестируют в основной капитал. Частные же сбережения правительство может стимулировать путем освобождения от налогов личных пенсионных счетов и введения льгот определенным социальным группам.

Еще одним направлением государственной политики содействия экономическому росту должно быть стимулирование технического прогресса путем поощрения научных исследований, развития патентной системы, которая дает временную монополию изобретателю; проведение налоговой политики, частью которой могут быть льготы научно-исследовательским организациям, а также перевод ряда фундаментальных исследований на бюджетное финансирование. Такие мероприятия государства важны потому, что это единственный источник роста ВВП и ВНП в долгосрочном периоде.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

2. В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

Если сгруппировать все функции государства по двум группам, то мы обнаружим две основные цели, которые преследует государственное регулирование: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы. В то время как при конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и не преследоваться (например, командная экономика), укрепление экономических позиций государства на мировом рынке рассматривается всеми правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту.

Другое направление государственной политики, стимулирующее экономический рост - поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

Условием устойчивости и стабильного экономического развития является равновесие, сбалансированность между общественным производством и потреблением, совокупным спросом и совокупным предложением. Однако в рыночной экономике состояние равновесности периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема экономики сменяются периодами спада и застоя. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому.

Антициклическая политика - представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, денежно-кредитных инструментов, воздействующих на экономическую систему в направлении противоположном текущей рыночной конъюнктуре. Антицикличное регулирование предполагает стимулирование спроса на ресурсы, потребительские товары и ценные бумаги, чтобы привести его в соответствие с предложением и тем самым уравновесить рынки, избежать спадов, придать экономическому росту большую устойчивость.

Осуществление антициклической политики должно учитывать и тот факт, что спад неодинаково влияет на разные отрасли экономики: максимально страдают инвестиционные отрасли и отрасли, производящие потребительские товары длительного пользования (особенно строительство), а вот отрасли, производящие потребительские товары кратковременного пользования, реагируют на спад меньше. Это связано с низкой эластичностью спроса на эти товары.

Структурное регулирование предусматривает снижение риска при осуществлении капиталовложений; стимулирование предпринимателей в освоении новых направлений экономики; поддержку экспортных отраслей и тех, что выпускают заменители импорта; стимулирование сфер экономики, способных дать наибольшее количество новых рабочих мест и т.д.

Фискальная (лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер.

Дискреционная (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции. Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...