Необходимость валютной интеграции обусловлена следующими причинами. Валютная интеграция в рамках еэп


Интегра́ция - процесс объединения частей в целое.

Экономическая интеграция - процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания экономических систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласования действий.

Под международной экономической интеграцией понимается высокая степень интернационализации экономики государств, ведущая к постепенному слиянию национальных экономических систем.

Интернационализация экономики представляет собой процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей стран (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводственного процесса за рамки национального хозяйства. Росту интернационализации особенно активно способствуют транснациональные корпорации (ТНК).

МЭИ - высшая ступень международного разделения труда, возникшая в результате углубления международной специализации (специализации отдельных стран на производстве определенных товаров и услуг сверх внутренних потребностей для последующей их реализации на мировых рынках) и объединения национальных хозяйств ряда стран.

Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона.

На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капиталов отдельных хозяйственных субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей.

На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования международных организаций и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей вызывает необходимость межгосударственного регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики. (формируются наднациональные правила)

В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими межгосударственными или наднациональными органами управления.

Формы (стадии) экономической интеграции:

1. Преференциальная зона – объединяет страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены торговые ограничения на импортируемые товары. (ВТО )

Преференции - это льготы, которое одно государство предоставляет другому при назначении пошлин на ввоз товаров.

2. Зона свободной торговли – преференциальная зона, где отменено большинство торговых ограничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).

Примером является

Зона свободной торговли СНГ (ЗСТ) - соглашение государств СНГ, подписавших в 2011 году Договор о зоне свободной торговли. Договор, проект которого был разработан российским Министерством экономического развития, предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены.

ЕврАзЭс - Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, включающая (Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан) существовавшая в 2001-2014 годах. Создана для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.

10 октября 2014 года главы государств-членов ЕврАзЭС в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества. Это объединение прекращает свою работу в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года.

Евразийский экономический союз (сокр. ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение, договор о создании которого на базе Таможенного союза ЕврАзЭС подписан 29 мая 2014 года (вступит в силу с 1 января 2015 года). В состав союза входят Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения.

3. Таможенный союз – форма коллективного протекционизма, межгосударственное формирование, в рамках которого помимо торговых ограничений действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Примером является таможенный союз ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения).

Свободная торговля осуществляется в рамках Европейского таможенного союза, включающего, помимо государств-членов Европейского союза, также Турцию

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.

4. Единый или общий рынок – к 3-й форме добавляется свободное перемещение капитала и трудовых ресурсов (без официальных приглашений со стороны и при возможности легального трудоустройства ).

Европе́йская экономи́ческая зо́на (ЕЭЗ, англ. European Economic Area, EEA) - создана 1 января 1994 года с целью предоставить возможность странам, не являющимся членами Европейского союза, присоединиться к Европейскому общему рынку.

Экономическая зона включает в себя все страны Европейского союза и три из четырех стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ, EFTA) (Исландию, Норвегию и Лихтенштейн).

В мире существуют ситуации, когда региональные интеграционные группировки характеризуются общим рынком, но не устанавливают единого тарифа и не проводят единую внешнеторговую политику.

5. Экономи́ческий сою́з - один из видов экономической интеграции государств, включающий признаки 3й и 4й форм экономической интеграции (Таможенного Союза и Общего рынка), а также наличие соглашений о гармонизации (согласовании) бюджетно-налоговой и монетарной политики (единая экономическая политика)

6. Экономический и валютный союз –К 5-й форме добавляется единая валюта и валютно-финансовая политика (например, Еврозона).

Еврозо́на - совокупность стран, входящих в действующий в рамках Европейского союза Экономический и валютный союз (ЭВС), англ. В настоящее время объединяет 18 стран Евросоюза, официальной валютой которых является евро.

6. Полная интеграция – форма МЭИ, которая возможна, если к экономической интеграции добавляется политическая интеграция (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.). Другими словами, интеграционная группировка начинает приобретать признаки единого государства (Еврозона приближается к данной степени интеграции )

Экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отдельных, наиболее отсталых, районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

Вместе с тем нельзя не упомянуть и о проблемах, которые могут возникнуть в процессе интеграционного взаимодействия.

Зона свободной торговли создает неудобство, которое заключается в риске отклонения торговых потоков: производители третьих стран могут ввозить свои товары в зону через страны-участницы с самыми низкими таможенными пошлинами, что уменьшает таможенные сборы государств-членов сообщества.

Создание зоны свободной торговли или таможенного союза может, как повысить, так и понизить благосостояние.

Факторы, определяющие интеграционные процессы:

1. Возросшая интернационализация хозяйственной жизни.

2. Углубление международного разделения труда.

3. Общемировая по своему характеру научно-техническая революция.

4. Повышение степени открытости национальных экономик.

Все эти факторы взаимообусловлены.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о введении единой валюты в странах Таможенного союза. В процессе обсуждения проекта приводятся весомые аргументы в поддержку данной инициативы, но высказываются и серьезные опасения. Но есть ли действительная необходимость в таком введении, и как оно отразится на процессе интеграции стран в Единое евразийское пространство?

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что Единое экономическое пространство трех стран начало функционировать с 1 января 2012 года, и с момента своего образования сравнивается аналитиками со структурой объединения стран Европейского союза. Как известно, начало Европейскому союзу положил Маастрихтский договор, подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды). Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, приняли пять критериев для государств, вступающих в Европейский валютный союз: дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП, госдолг должен быть менее 60 % ВВП, государство должно в течение 2 лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне, уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами, долгосрочные процентные ставки по гособлигациям не должны превышать более, чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

В связи с этим, в вопросе о введении единой валюты в странах ТС аналитики нередко опираются на вышеизложенные критерии. Так, Глава Национального банка Белоруссии Надежда Ермакова высказала мнение, что «Белоруссия пока не готова к введению единой валюты в рамках экономической интеграции Белоруссии, России и Казахстана, поскольку инфляция в стране значительно превысила 2% за последний год».

Однако главной проблемой данного проекта большинству все же видится полная потеря контроля стран-участниц ТС над национальной денежно-кредитной политикой. «Где будет находиться центральный банк и кто будет им управлять? Ведь совместный ВВП Беларуси и Казахстана составляет лишь 14% от ВВП России. Поэтому Белоруссия явно не согласна на управление в формате 50/50», - говорят белорусские эксперты. В свою очередь председатель Национального банка Казахстана Григорий Марченко отмечает, что «макроэкономические параметры, подобные тем, которые были согласованы в Маастрихтском договоре, у нас еще не приняты. Прежде всего, нам необходимо согласовать макроэкономические параметры, потом хотя бы 5 лет подряд всем странам-участницам выполнять их, затем создавать наднациональный банк, который, в свою очередь, будет выполнять функции эмитента этой наднациональной валюты». «То, на что в Европе ушло порядка 50 лет, мы можем сделать за десять, с учетом негативного опыта еврозоны. Но пока еще движений в этом направлений мы не начали. Теоретически мы можем через 10 лет иметь единую валюту в рамках ТС», - считает он.

«Единая валюта Белоруссии, России и Казахстана может появиться лишь в отдаленной перспективе», - считает и глава Национального банка Белоруссии Петр Прокопович. По его мнению, создание Валютного союза должно быть заключительным этапом экономической интеграции в рамках Таможенного союза.

В свою очередь министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев считает, что прежде чем вводить единую валюту на пространстве Таможенного союза, необходимо просчитать все риски, чтобы не повторить ошибок Евросоюза. Со своей стороны руководитель НИУ «Высшая школа экономики» Евгений Ясин полагает, что единая валюта больших преимуществ не даст. «Проблем нет до тех пор, пока не происходит нарушение бюджетной устойчивости отдельных государств», - говорит Евгений Ясин. Эксперты Кирилл Евгеньевич Коктыш (доцент МГИМО) и Павел Вячеславович Зарифуллин (руководитель Центра им. Гумилева) сходятся во мнениях, что интеграция больше, чем просто необходима, тем не менее, гораздо выгоднее избавление от долларизации при сохранении национальных валют.

Тем ни менее, не вызывает сомнения тот факт, что введение единой валюты позволит избавиться от транзакционных издержек. В частности, специалистами был проведен следующий эксперимент - через 10 европейских стран было отправлено 40.000 бельгийских франков, а вернулись только 21.300, то есть почти половина всех средств были съедены комиссиями. В свою очередь бывший посол Белоруссии в России Василий Долголев считает неизбежным введение в Таможенном союзе единой валюты. «Людям выгодно было бы рассчитываться единым рублем», - считает Долголев.

Мнения относительно того, что создание наднациональной валюты в рамках Таможенного союза неизбежно и экономически выгодно, придерживается и премьер-министр Армении Тигран Саркисян. По его словам, «это должно стать следующим этапом интеграции в рамках организации, что вполне логично с точки зрения упрощения денежного обращения при трансфертах». Премьер разделяет идею того, что новая валюта может появиться уже 1 января 2015 года.

Введение единой валюты активно поддерживает и премьер-министр России Дмитрий Медведев. По его мнению, это позволит странам - участницам Таможенного союза чувствовать себя более уверенно, а кроме того, усилит интеграцию стран Евразийского союза. В подтверждение своих слов премьер отметил, что после создания Таможенного союза в 2010 году товарооборот между Россией, Белоруссией и Казахстаном вырос на 36%, до $125 млрд.

Действительно, в первый год работы Таможенного Союза только российский экспорт в Казахстан увеличился на 25 процентов, на $11,8 миллиардов, казахстанский экспорт в Россию - на $5 миллиардов; т.е. на 30%. К транзитной выгоде добавляется и тот факт, что казахстанский бизнес получил доступ к рынку размером в 150 млн. человек. Поэтому не вызывает сомнения то, что введение единой валюты позволит увеличить экономические успехи.

Не стоит также забывать, что российская экономика имеет в своем распоряжении третьи в мире международные резервы, более 500 миллиардов долларов, и ВВП порядка 2 триллионов. Поэтому с учетом профицитного бюджета и стремлением всех стран ТС добиться поставленной задачи, сформировать единую валютную зону будет достаточно просто. Более того, введение единой наднациональной расчетной единице позволит странам ТС избавиться от долларовой зависимости, что в свою очередь будет способствовать росту взаимной торговли, а также стимулировать общий рынок инвестиций.

Таким образом, большинство экспертов разделяет вероятность того, что несколько лет согласованной денежно-кредитной и бюджетной политики будет достаточно для осознания необходимости введения единой валюты.

Еще одним важным вопросом в данном проекте является выбор единой расчетной единицы. По мнению ряда экспертов, дабы не подвергать сомнению политический суверенитет стран-участниц ТС, этим целям не сможет служить российский рубль. Глава Национального банка Белоруссии Петр Прокопович отмечает, что «сегодня нет и реальных шагов со стороны России для того, чтобы российский рубль стал резервной валютой среди стран СНГ». При этом специалист не исключает совсем такой возможности, подчеркивая, что для этого российскому руководству необходимо проводить политику вытеснения рублем доллара и евро во взаиморасчетах между странами СНГ. Многие специалисты также отмечают, что, в отличие от белорусской валюты и казахстанского тенге, российский рубль - фактически конвертируемая валюта.

В свою очередь заместитель директора Центра анализа общественных проблем, экономист Канат Берентаев считает, что наднациональную валюту следует ввести не в учетных единицах, а в учетной валюте, привязанной к потребительской корзине каждой страны. «Сейчас необходимо организовать постоянно действующую площадку, на которой можно было бы обсудить различные концепции введения региональной валюты, выбрать механизм ее внедрения, проработать научно-методические и организационно-институциональные аспекты углубления постсоветской интеграции», - заключает Канат Берентаев.

Таким образом, главной причиной, препятствующей положительному решению вопроса о введении единой валюты, сегодня является отсутствие необходимого уровня макроэкономической гармонизации в странах Единого евразийского пространства. При этом экономический кризис еврозоны убедительно продемонстрировал не только необходимость данного нововведения, но и обязательность его тщательной проработки.

Именно поэтому, сегодня в первую очередь необходимо создать соответствующие условия для введения единой валюты и проработать все возможные аспекты. Безусловно, введение единой расчетной единицы на евразийском пространстве должно быть осуществлено на заключительном этапе, при этом необходимость такого шага кажется очевидной. Это позволит не только значительно снизить транзакционные издержки, но и сделает экономику стран, входящих в ЕЭП, устойчивой к европейским кризисам.

Валютно-финансовая интеграция может реализоваться на постсоветском пространстве в трех формах:

  • - взаимодействие при организации взаимных платежей и расчетов;
  • - координация курсовых политик;
  • - создание валютного союза, предполагающего режим фиксированного валютного курса либо введение единой валюты.

Фактически, для стран СНГ на современном этапе характерна первая форма валютной интеграции. Хотя следует признать, что она, как правило, используется странами, которые имеют относительно слабые валюты и нехватку валютных резервов.

Очевидно, что в зависимости от конкретных обстоятельств конфигурация валютного объединения стран СНГ может изменяться, а также включать в себя элементы различных типов. При формировании модели реализации валютной стратегии страны СНГ могут использовать определенный набор инструментов валютно-финансового взаимодействия, применительно к текущей ситуации. В числе основных элементов полноценной модели региональной валютной системы СНГ должны быть:

  • - национальные валюты;
  • - валюта коллективного пользования, способная выполнять функции меры стоимости, средства платежа и средства накопления на пространстве СНГ;
  • - валюты третьих стран (СКВ), используемые участниками для расчетов с внешними контрагентами, а также в инвестиционных целях.

На текущем этапе и в ближайшей перспективе наиболее реальным решением может стать использование валюты коллективного пользования. Так, Третий этап Концепции сотрудничества и координации деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере, утвержденной решением Совета глав правительств СНГ 15 сентября 2004 года, предусматривает проработку вопроса о достижении договоренности о валюте коллективного пользования к 2017 году. А План мероприятий на 2011-2013 и последующие годы по реализации приоритетных направлений развития ЕврАзЭС, утвержденный решением Меж госсовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств), предусматривает формирование институциональной и организационно-правовой основы для введения единой валюты в рамках ЕврАзЭС в ближайшей перспективе. Предполагается, что по мере сближения экономического развития сторон естественной целью взаимодействия в валютной сфере станет создание условий для введения в дальнейшем единой валюты Сообщества.

Во-первых, валюта коллективного пользования позволила бы избежать нестабильности в отношениях между странами, порождаемой использованием множества валют, что осложняет торговые связи, а финансовый сектор не может предложить реальной системы страхования валютных рисков.

Во-вторых, при наличии коллективной валюты расчеты осуществляются также и в национальных денежных единицах, следовательно, нет потребности в крупных валютных резервах.

Путь к введению валюты коллективного пользования лежит через решение задачи повышения роли национальных валют стран Содружества, чему может способствовать реализация проекта создания интегрированного валютного рынка, заключение соглашений о взаимном допуске банков-резидентов государств СНГ на национальные валютные рынки и об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля и других. По нашему мнению, учитывая современный уровень валютной интеграции, нецелесообразно полностью отказываться от использования во взаиморасчетах национальных валют, которые могут применяться наряду с валютой коллективного пользования.

В настоящее время национальные валюты, прежде всего российский рубль, в расчетах по обслуживанию товарооборота уже используются между странами. В расчетах по обслуживанию взаимной торговли России со странами ЕврАзЭС доля российского рубля составляет в среднем около 50%, со странами СНГ - около 40%. Доля других национальных валют на протяжении ряда лет остается стабильной - в пределах 1%. Российский рубль также используется в качестве валюты расчетов между другими странами, помимо России. Например, в платежах по внешней торговле между Белоруссией и Казахстаном доля российской денежной единицы составляет около 20%, а между Белоруссией и Украиной - около 13%. Доминирование российского рубля во взаимных расчетах объясняется устойчивым экономическим и финансовым положением России, наибольшей долей в общем экономическом потенциале региона, активностью во внешней торговле со странами СНГ (справка прилагается).

Условием для повышения привлекательности национальных валют может стать активизация мер по укреплению национальных экономик, снижению дисбалансов во взаимной торговле государств СНГ и, как следствие, повышение сбалансированности финансовых потоков между ними.

Таким образом, стратегию валютной интеграции стран СНГ можно сформулировать как обеспечение конкурентоспособности национальных валют, обеспечение эффективного взаимодействия национальных денежно-кредитных систем и валютно-финансовых рынков, а также постепенное взаимное сближение валютных систем интегрирующийся стран.

В свою очередь, валюта коллективного пользования в перспективе может стать как международным платежным средством, так и резервной валютой. Преимущества такой валюты могут проявляться в ее способности защищать платежный оборот от возможных негативных явлений в национальных валютных системах интегрирующийся стран в случае нарушения макроэкономической стабилизации, а также кризисных тенденций, возникающих в мировой валютной системе. Валюта коллективного пользования в итоге может стать переходным этапом к единой валюте стран постсоветского пространства.

Суммируя сказанное, можно выделить ряд первоочередных мер, которые должны как минимум предшествовать процессу введения единой валюты. Среди них:

  • 1. Поэтапное расширение использования национальных валют во взаимной торговле.
  • 2. Создание механизмов, обеспечивающих взаимную конверсию национальных валют, расширение спектра финансовых инструментов в национальных валютах.
  • 3. Унификация валютного и финансового законодательства, гармонизация правил проведения валютных операций.
  • 4. Формирование единого информационного пространства в валютно-финансовой сфере.
  • 5. Полноценное функционирование общей платежной системы.
  • 6. Активизация деятельности органов, осуществляющих межгосударственное валютное регулирование.
  • 7. В дальнейшем - наделение какого-либо финансового института функциями эмитента валюты коллективного пользования и расчетного центра.

И хотя опыт Евросоюза показывает, что введение единой валюты не отменяет независимость интегрирующийся стран, очевидно, потребуется достаточно много времени, чтобы идея валюты коллективного пользования, а затем и единой валюты была окончательно принята.

Справка. По данным Банка России национальные валюты, прежде всего российский рубль, в расчетах по обслуживанию товарооборота между Российской Федерацией и странами-партнерами наиболее активно используются в рамках региональных интеграционных объединений - ЕврАзЭС, СНГ и Союзного государства России и Белоруссии.

На протяжении ряда лет доля российского рубля в расчетах по внешней торговле в рамках ЕврАзЭС составляет около 50%. В 2009 г. под влиянием мирового финансово-экономического кризиса произошло сокращение объема направленных и полученных платежей с 54,1 млрд. долларов США до 36,6 млрд. долларов США (на 32,3%) при том, что доля российского рубля в валютной структуре взаимных платежей уменьшилась ненамного - до 48,8% (по сравнению с 52,6% в 2008 г.). В 2010 г. в результате укрепления внешних позиций российского рубля его доля в общем объеме направленных и полученных платежей возросла до 55,4% (21,4 млрд. долларов США). Доля доллара США составила 35,4% (13,7 млрд. долларов США), доля евро - 8,1% (3,1 млрд. долларов США). Доля валют других государств-членов ЕврАзЭС во взаиморасчетах на протяжении ряда лет остается в пределах 1,0%. По количеству направленных и полученных платежей между Россией и государствами - членами ЕврАзЭС доля российского рубля составляет по итогам 11 месяцев 2010 г. 87,5%, доля доллара США - 7,6%, доля евро - 3,7%.

ВАЛЮТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, объективный процесс сближения стран в области валютных отношений, формирования наднационального механизма валютного регулирования, создания межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций. В основе валютной интеграции лежат экономическая взаимозависимость стран-участниц, устойчивость валютных связей, постоянное взаимодействие их центральных банков и других органов, осуществляющих экономическую политику. Валютная интеграция - органическая часть региональной интеграции, стремление к реализации которой усилилось в период глобализации мировой экономики, а также подсистема мировой валютной системы. Одна из закономерностей региональной валютной интеграции - тесная координация макроэкономических политик и сближение экономических показателей на базе их общего улучшения. Валютная интеграция тесно связана с процессами воспроизводства и оказывает на них более сильное воздействие, чем остальные валютные отношения. Высокого уровня валютная интеграция достигла в рамках ЕС, где на основе всё более тесной координации макроэкономической, монетарной и финансовой политики создана новая единая валюта и как эмиссионный центр действует Центральный европейский банк. Страны этого валютного союза обязались соблюдать следующие критерии для поддержания экономической и валютно-финансовой стабильности в «зоне евро»: дефицит бюджета страны (в процентах от ВВП) не должен превышать 3%; государственный долг (внутренний и внешний) - 60%; уровень инфляции - 2,7%; уровень процентных ставок по долгосрочным кредитам должен составлять не более 7,8%.

В развивающихся странах, при более низком уровне валютной интеграции, чем в развитых странах, взаимодействие стран-участниц в области валютных отношений принимает форму различных многосторонних клиринговых и платёжных соглашений и объединений. Их цель состоит в формировании зон валютной стабильности и экономии валютных резервов. Примерами таких объединений могут служить Азиатский клиринговый союз, Западноафриканская клиринговая палата, Центральноамериканский валютный совет и др.

В странах СНГ делаются попытки преодоления разобщённости валютных и фондовых рынков. В 2000 году создана Международная ассоциация бирж стран Содружества, в 2002 году принят Меморандум «Об основных направлениях сотрудничества в сфере валютных отношений». Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ принят модельный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Лит.: Евстигнеев В. Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ. Сравнительный семантический анализ. М., 1997; Захаров А. В. О концепции единого валютного пространства СНГ. 2-е изд. М., 2002.

Потребовала оградить ЕС от дестабилизирующих внешних факторов путем создания зоны валютной стабильности. 3. Западная Европа стремится стать мировым центром с единой валютой, чтобы ограничить влияние доллара, на которой основана Ямайская валютная система противостоять растущей конкуренции со стороны Японии.  

Механизм валютной интеграции включает совокупность валютно-кредитных методов регулирования , посредством которых осуществляются сближение и взаимное приспособление национальных хозяйств и валютных систем. Основными элементами валютной интеграции являются а) режим совместно плавающих валютных курсов б) валютная интервенция , в том числе коллективная, для поддержания рыночных курсов валют в пределах согласованного отклонения от центрального курса в) создание коллективной валюты как международного платежно-резервного средства г) совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют д) международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации для валютного и кредитного регулирования.  

Валютная сфера в отличие от материального производства в наибольшей степени тяготеет к интеграции. Элементы валютной интеграции в Западной Европе формировались задолго до создания ЕС. Западноевропейской интеграции предшествовали со-  

Постепенно сложились условия для валютной гармонизации - сближения структур национальных валютных систем и методов валютной политики координации - согласования целей валютной политики , в частности путем совместных консультаций унификации - проведения единой валютной политики . Однако процесс валютной интеграции начинается на стадии создания экономического и валютного союза , в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров , услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере. Процесс интеграции включает несколько этапов, направленных на создание единого рынка и на этой базе экономического и валютного союза.  

Процесс валютной интеграции в этот период развивался по следующим направлениям  

Однако валютная интеграция не завершена. В ЕС и ЕВС немало трудностей, противоречий и нерешенных проблем. К числу недостатков ЕВС относятся следующие.  

После двухлетних дебатов важной вехой в развитии валютной интеграции в ЕС явился Единый европейский акт, принятый в мае 1987 г. В середине 80-х годов сложились новые условия, усилились экономическая взаимозависимость и межгосударственное регули-  

Развитие валютного сотрудничества и интеграции развивающихся стран путем создания собственных валютных группировок, совместных валютных фондов для покрытия дефицита платежного баланса . Валютная интеграция как составная часть экономической интеграции имеет целью  

Процесс валютной интеграции развивающихся стран наталкивается на препятствия. В их числе -- нежелание стран-участниц передавать свои суверенные права наднациональным валютным органам ограниченные возможности координации валютной политики в силу разрыва в уровнях экономического развития стран и различий в их социально-экономической ориентации дестабилизирующее влияние внешних факторов , особенно циклических и структурных кризисов мировой экономики . Препятствием являются разобщенность национальных хозяйств развивающихся стран в связи с длительной ориентацией на метрополию, сохранение фактического контроля развитых стран над их экономикой,  

Укрепление позиций российского рубля в обозримой перспективе может привести к созданию рублевой зоны - не в тех формах, которые виделись в 1992-1993 гг., а валютной зоны , подобной зоне немецкой марки (ныне евро), где другие валюты региона стремятся прикрепиться к ведущей валюте. Это даст возможность создать региональную валютную систему, обеспечив в ее рамках согласованное плавание валют, необходимое для нормального функционирования таможенного союза . Бесспорно, эта зона будет носить асимметричный характер, но, как показывает опыт ЕС, это не мешает в перспективе осуществлять шаги по переходу к полноценной валютной интеграции.  

За последние 10 лет значительно расширилось использование ЭКЮ при размещении займов на частных рынках капиталов, во внешнеторговых расчетах между компаниями, а также физическими лицами , которые открывают банковские счета в ЭКЮ ("частная" ЭКЮ). ЕВРОПЕЙСКАЯ "ВАЛЮТНАЯ ЗМЕЯ" -режим совместного плавания валютных курсов стран Европейского экономического сообщества (ЕЭС), существовавший с апреля 1972 г. по март 1979 г. После того как большинство западных стран перешли к плавающим курсам своих валют, страны ЕЭС в целях стимулирования своей экономической и валютной интеграции договорились о сужении пределов колебаний своих валют по отношению друг к другу (1,125%) и коллективном плавании своих валют по отношению к доллару и другим валютам (пределы колебаний 2,25%). Осуществление этого режима, получившего название "змея в туннеле", вызвало серьезные трудности и  

Формами сотрудничества стран в области проведения валютной политики являются создание валютных союзов и валютная интеграция. Если раньше валютные союзы объединяли государства-метрополии, их колонии или зависимые от них страны, то в условиях растущей интернационализации хозяйственной жизни получает развитие валютная интеграция, в т. ч. и создание единой валюты интегрирующих стран, в частности евро. Эти меры направлены на стабилизацию валютных отношений между странами - участницами интеграционных группировок.  

Поиски новых форм валютной интеграции привели к возникновению Европейской валютной системы , начавшей действовать с марта 1979 г. В ЕВ С участвовали первоначально 8 из 10 стран ЕЭС (не участвовали Великобритания и Греция). Формирование ВВС было направлено на достижение валютной стабильности внутри системы в условиях перехода к Ямайской валютной системе и известной независимости от доллара. Центральным элементом системы являлась европейская валютная единица (ЭКЮ), которая стала базой установления курсовых соотношений между валютами стран - членов ЕЭС, а также использовалась для расчётов между их центральными банками и как счётная единица в специализированных учреждениях и фондах ЕЭС, в т. ч. и при установлении единых цен на сельскохозяйственную продукцию. Стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной корзины , включавшей валюты всех 12 стран ЕЭС на тот момент. В отличие от Ямайской системы , страны ЕЭС использовали золото для частичного обеспечения ЭКЮ, ориентируясь на рыночную цену золота.  

Причиной ее формирования явилось развитие западноевропейской экономической и валютной интеграции, начавшейся с организации Общего рынка в 1957 г. (Римский договор). Цель ЕВС - стимулирование интеграционных процессов, создание европейского политического, экономического и валютного союза - Европейского союза (ЕС), укрепление позиций Западной Европы.  

ЕВС более стабильна, чем Ямайская, так как колебания курсов валют меньше. Ее достижения обусловлены следующими факторами поступательное развитие экономической и валютной интеграции передача части суверенных прав наднациональным органам ориентация на конкретные программы гибкость при выборе направлений и методов регулирования валютных отношений разработка механизма принятия и реализации решений.  

Связывая свои валюты, участники еврозоны получали ряд преимуществ. Издержки финансовых транзакций между странами-участницами будет снижаться. Хотя евро будет продолжать колебаться относительно всех валют за пределами еврозоны, сами страны-участницы избавляются от разрушительных колебаний между валютами друг друга. Создается новый финансовый и инвестиционный рынок размером почти во всю Европу, что должно помочь в деле привлечения ресурсов. Европа и ее отрасли промышленности сформируют могущественный экономический блок на равных, скажем, с США. А валютная интеграция является необходимым шагом на пути к полной экономической и политической интеграции, которой, вне всякого сомнения, хотят европейские страны.  

Валютная интеграция - относительно стабильное соотношение курсов валют , совместное регулирование валютных взаимоотношений стран-участниц, их единая валютная политика в отношении третьих стран.  

При валютной интеграции возникли трудности, связанные с различием социально-экономического положения стран, дефицитом государственного бюджета и т. д. Первоначально предполагалось завершить создание ЕВФ в 1997 г., но эта дата была отложена.  

Как можно оценить последствия западноевропейской валютной интеграции и введение в обращение единой европейской валюты евро  

Процесс валютной интеграции, приведший к созданию ЕВС, прошел несколько этапов  

В конце 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза . В проекте председателя Комиссии ЕС Р. Дженкинса (октябрь 1977 г.) упор был сделан на создание европейского органа для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля над экономикой стран - членов ЕС. Эти принципы валютной интеграции были положены в основу проекта, предложенного Францией и ФРГ в Бремене в июле 1978 г. В итоге затяжных и трудных переговоров 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС). Ее цели следующие обеспечить достижение экономической интеграции , создать зону европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе , основанной на долларовом стандарте , оградить Общий рынок от экспансии доллара.  

ВАЛЮТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (urren y integration) - обьективно обусловленный процесс, развивающийся при активном содействии государств региональных зон, в пределах которых обеспечивается относительно стабильное соотношение курсов вал эт, совместное

И нтеграция сфере в валютно-финансовой сфере может приобретать различные формы. К формам валютно-финансовой интеграции относятся: валютные зоны, стабилизация валютных курсов, система трансграничных расчетов, консолидация валютных и финансовых рынков, валютный союз, являющийся высшей формой интеграции в валютно-финансовой сфере и позволяющий создать единое экономическое пространство, в пределах которого обращается общая денежная единица.

Валютная зона представляет собой «объединение государств, которые производят свои международные расчёты в валюте основной страны зоны, концентрируют валютные резервы в этой стране, поддерживают устойчивый курс своих валют по отношению к валюте основной страны. Между государствами, входящими в состав зоны, как правило, нет валютных ограничений» . В данном определении приоритет получает географический принцип выделения валютной зоны.

Американский исследователь Дж. Франкель определяет валютную зону следующим образом: «Совокупность стран, которые высоко интегрированы в сфере торговли, капиталов, рынков рабочей силы и др. может представлять собой оптимальную валютную зону. Оптимальная валютная зона может быть определена как область, которая не является ни столь малой, ни столь открытой, чтобы она выиграла материально от привязки её валюты к третьей валюте, ни настолько большой, что она выиграла бы материально, распавшись на подобласти с различными валютами...» .

Как правило, для формирования валютной зоны страны заключают между собой соглашения. В зависимости от соотношения сил между участниками соглашения могут строиться на двух разных началах. В одном из них участники имеют равные (или почти равные) права, а валютная зона является результатом их совместных усилий. Во втором случае -страны со слабыми денежно-кредитными системами, слабыми валютами, а также незначительными по территории группируются вокруг государства с сильной международной валютой, которое определяет условия работы зоны.

К предпосылкам и стимулам формирования валютных зон обычно относят множество самых различных факторов, которые могут быть объединены в три взаимодополняющие группы.

1. Экономические факторы: снижение издержек конвертации валюты при осуществлении внутризональной торговли, формирование более широкого и жизнеспособного фондового рынка, активизация инвестиционных процессов, унификация денежной, финансовой, фискальной, таможенной и других сфер внутри экономик стран, вступивших в валютный союз.

2. Географические факторы: территориальные границы зон могут не совпадать с границами одного или нескольких государств; государства, образующие валютную зону, на практике часто являются географическими соседями.

3. Политические факторы: гармонизация политических целей всех стран участников союза, усиление их внешнеполитической позиции, консолидированная внутренняя и внешняя политика, приводящая к системному эффекту.

Страны, создающие единую валютную зону, обычно договариваются о строгом взаимном соблюдении следующих правил: ведущая валюта, которая используется как платежное средство в расчетах по двусторонним сделкам внутри зоны, а также как резервное средство; страны, входящие в зону, передают стране-эмитенту ведущей валюты всю или часть валюты, вырученной вне единой зоны, с тем, чтобы та брала на себя все расчеты по операциям с внешним миром; перемещения товаров и капиталов внутри единого валютного пространства не подлежат серьезным ограничениям; правила контроля за торговлей с внешним миром одинаковы для всех стран -участников валютной зоны.

В настоящее время мировой опыт позволяет выделить пять основных типов валютных зон:

1. Взаимное соглашение между независимыми государствами об использовании их национальных денежных единиц в качестве параллельного платежного средства на территории каждого из них. Такая ситуация была характерна для эпохи полноценных денег (золотых монет).

2. Взаимное соглашение между независимыми государствами о переходе на денежную единицу одного из них. В этом случае осуществляется согласованный переход на сильнейшую национальную валюту в рамках валютной зоны. Примером (с некоторыми оговорками) может служить зона южноафриканского рэнда, созданная в 1974 - 1980 гг. такими государствами, как ЮАР, Лесото и Свазиленд.

3. Взаимное соглашение, предполагающее создание коллективной расчетной единицы, которая существует наравне с национальными деньгами государств-членов единой валютной зоны. Примерами таких валют могут стать СДР, переводной советский рубль, а также более десятка расчетных единиц, созданных странами Азии, Африки и Латинской Америки. Наиболее значимыми из них стали арабский расчетный динар Арабского валютного фонда и андское песо Андского пакта.

4. Экономический и валютный союз с единой валютой, которая заменяет собой национальные денежные единицы государств, входящих в валютную зону. В настоящее время Евросоюз - единственное интеграционное объединение, дошедшее до этого этапа интеграции.

5. Одностороннее решение государства о замене национальной денежной единицы валютой другого государства, как правило, уже имеющей статус международной. Обычно такие соглашения заключаются между государствами небольшими по своей территории (островные государства и т.д.).

Вторая форма валютной интеграции представляет собой соглашение о стабилизации валютных курсов. Политика стабилизация валютных курсов может осуществляться различными способами. Примером может служить увеличение совместного пула золотовалютных резервов,расширение пределов допустимых колебаний валют, введение двусторонних интервенций и сигнальных курсов и ряд других мер. Очевидно, что данная идея базируется на принципе европейской «валютной змеи» с тем отличием, что кредитные линии для проведения интервенций существуют самостоятельно - без валютного коридора.

Следует отметить, что сотрудничество в целях стабилизации валютных курсов может развиваться не только в рамках сложившихся интеграционных группировок. До появления евро в конце 90-х гг. XX в. в США была выдвинута идеяувязки курсов основных мировых валют. Одновременно в научной среде появились многочисленные исследования о таргетировании курсов (target zones). И поскольку инициатива не была реализована, проблема стабилизации актуальна до сих пор.

Формой валютной интеграции служит и система трансграничных расчетов. В настоящее время такие системы расчетов существуют в двух основных видах: неттинговые (многосторонний клиринг) и системы брутто (или валовых) расчетов. По итогам взаимных платежей за определенный период взаимные требования и обязательства будут в максимально возможной степени взаимозасчитываться по принципу многостороннего клиринга. Многосторонний клиринг предусматривает, что двусторонние требования и обязательства каждой из стран по отношению ко всем остальным странам суммируются и вычисляется общее их сальдо. Таким образом, каждая из стран имеет единое сальдо в рамках многосторонней платежной системы. Это сальдо представляет собой сумму задолженности страны перед многосторонней платежной системой в целом (в случае торгового дефицита) либо чистых требований к нему (в случае активного торгового сальдо). Благодаря этому каждая страна - член такой системы получает суммарную платежную нетто-позицию, вместо того чтобы иметь такую позицию с каждой из стран - торговых партнеров.

Урегулирование сальдо платежей каждой из стран в рамках многосторонней платежной системы может ориентироваться на известный лимит или квоту, установленную на индивидуальной основе. Как правило, квоты определяються в процентном отношении к торговому обороту каждой из стран с другими странами - членами многосторонней платежной системы и фиксироваться в расчетной валюте.

Конкретная процедура урегулирования платежного сальдо будет определяться с учетом соотношения между квотой страны и фактическим размером торгового сальдо. Общий принцип урегулирования торгового сальдо состоит в том, что страна с пассивным сальдо погашает часть обязательств перед многосторонней платежной системойв расчетных единицах и кредитуется на оставшуюся часть. В свою очередь, страна, имеющая активное сальдо, получает его часть в расчетных единицах, в то время как другая часть оформляется в виде кредитов, предоставленных этой страной многосторонней платежной системой.

Для бесперебойного функционирования многосторонней платежной системы необходимо создание специального резервного фонда. Цель этого фонда состоит в регулировании платежных отношений между индивидуальными странами-кредиторами и должниками, с одной стороны, и многосторонней платежной системой в целом, с другой.

Консолидация валютных и финансовых рынков включает различные меры, которые условно можно разделить на три типа. К первому относится снятие валютных ограничений и барьеров на пути движения капиталов. Второе направление - устранение валютных ограничений и консолидация рынков финансовых услуг. Третье направление связано с развитием рыночной инфраструктуры. Сюда можно отнести: согласованный выпуск государственных ценных бумаг, содействие выпуску ценных бумаг в национальных валютах, совместное привлечение иностранных инвестиций, мониторинг финансовых рынков, обмен информацией между денежными властями, предоставление технической помощи, обучение специалистов и т. д.

Валютный союз является высшей формой валютной интеграции, поскольку предполагает активизацию практически всех форм валютного сотрудничества. В некотором приближении валютный союз можно рассматривать как зону с относительно устойчивым валютным режимом, одновременно распространяющимся на территории нескольких государств, причем географически не обязательно соседствующих. При этом в них может иметь место равноправное хождение либо исключительно одной, либо параллельно нескольких валют с фиксированным курсом в отношении друг друга (соответственно моно- и мультивалютные зоны). Так, например Манделл и МакКиннон не делали никакой разницы между моно- и мультивалютными зонами. Рональд МакКиннон писал, что «… фиксированная система курсов с гарантированной конвертируемостью валют - это почти то же самое, что и режим одной валюты» . На роль единой валюты может приглашаться либо одна из действующих национальных валют (доминантная валюта), либо использоваться комбинированная валюта, либо вводиться принципиально новая денежная единица.

В отличие от валютной зоны, валютный союз, по мнению исследователей (У. Бутье, Э. Коломбатто, X. Жерардин) , предполагает введение в обращение единой валюты (либо установление жестко фиксированных валютных курсов), а также выполнения основных положений теории оптимальной валютной зоны - требования экономической сходимости (конвергенции). Под конвергенцией в экономической науке понимаются два аспекта интеграционного процесса. Во-первых, в широком смысле конвергенция определяется как качественное сближение экономических структур и систем стран или регионов, и такая формулировка часто используется в исследованиях отечественных авторов. Во-вторых, существует более узкое определение конвергенции как сближения экономических показателей регионов или государств, и дивергенции как расхождения этих показателей. Таким образом, согласно данной точке зрения валютный союз может быть образован государствами с практически одинаковыми макроэкономическими показателями.

Таким образом, реализация на практике различных форм валютной интеграции возможна как с применением единой валюты, так и с использованием нескольких связанных или конкурирующих валют.

Теоретический интерес к обоснованию рациональности валютных объединений формируется к середине ХХ века и развивается в рамках теоретических разногласий между кейнсианской и классической традицией в экономической науке.

Идея «регулируемой валюты» была выдвинута Дж. М. Кейнсом в «Трактате о денежной реформе» (1923), где им был высказан целый ряд соображений против восстановления золотого стандарта, который удостоился такого эпитета, как варварский пережиток. По мнению Кейнса для обеспечения стабильности международной торговли необходимо стремиться к устойчивой товарной стоимости валюты, а не к устойчивости ее золотого содержания и для достижения первой цели, если это нужно, прибегать к изменению золотой стоимости валюты. Эмиссия такой валюты должна контролироваться Центральным банком независимо от размеров его золотого запаса. «Свободная от металла, регулируемая мера стоимости незаметно подкралась к нам. Она существует. В то время как экономисты дремали, столетняя мечта академиков сбросила свою мантию, облачилась в бумажные лоскутки и с помощью злых духов, которые всегда более могущественнее добрых, а именно с помощью нечестивых министров финансов, воплотилась в жизнь» .

Выступая за активную государственную политику Дж. М. Кейнс предложил расширить интервал цен между официальной покупкой и продажей золота, что значительно бы расширило возможности стран для проведения независимой валютной политики.

В «Трактате о денежной реформе» Кейнс предлагает использовать в расчетах две валюты - доллар США и британский фунт стерлингов. При этом обращение каждой из этих двух валют должно контролироваться как национальным банком страны эмитента, так и соглашениями между денежными властями обоих государств. Он считал, что развитие денежных рынков достигло той «стадии, когда регулируемая валюта стала реальностью, но мы еще не достигли той стадии, - когда регулирование ее может быть предоставлено единому органу».

В 1943г. в работе «План международного клирингового союза» Кейнсом была выдвинута идея создания мирового клирингового союза, на основе которого им была предложена новая архитектура мировой валютной системы послевоенного периода. По его мнению, капиталистические страны должны нести коллективную ответственность за стабильность международных расчетов, а для этой цели необходимо создать замкнутую платежную систему. Международный клиринговый союз должен стать органом надстранового регулирования валютных расчетов. По мнению Дж. М. Кейнса создание клирингового союза должно было заменить «рестриктивное давление на мировую торговлю экспансионистским» . В рамках союза каждой стране предоставляется определенный запас денежных средств, которые можно использовать для регулирования платежного баланса. Этой цели должен послужить овердрафт в оговоренных соглашениями размерах, предоставляемый в новых деньгах - «банкорах» (они со временем должны были заменить золото), эмитированных Международным клиринговым союзом.

По мнению Кейнса банкор имел преимущество перед золотом, которое состояло в том, что накопление предложенной им валюты у одних стран участниц союза не будет сопряжено с сокращением импортных возможностей у их партнеров, как это имеет место при осуществлении расчетов золотом, что приводит к сдерживанию развития мировой торговли. Предполагалось, что банкор полностью заменит золото в международных расчетах, а эмиссия банкора должна была иметь фидуциарный характер, и в отличие от золотого стандарта, колебания денежного предложения не приводили бы к изменению реальной экономической активности.

Теория регулируемой валюты получила свое дальнейшее развитие в работах Р. Триффина и А. Дея. Так, например, А Дей предложил создать мировой платежный союз (аналогичный кейнсианскому) одновременно с созданием Европейского платежного союза.

Р. Триффин считал, что «использование национальных валют в качестве международных резервов в действительности служит «внутренним дестабилизатором» мировой валютной системы» . Дело в том, что страна, валюта которой используется в качестве международного платежного средства, получает возможность иметь «дефицит платежного баланса без слез» . Страна центр резервной валюты находится в более выгодном положении, так как остальные государства предпочитают часть неоплаченных долгов хранитьна банковских депозитах в этой стране. Рост мировой экономики сопровождается ростом спроса на эту валюту, как средство международных платежей, что и позволяет стране эмитенту валюты иметь хронический дефицит платежного баланса. Со временем значительный дефицит платежного баланса неизбежно подорвет устойчивость данной национальной валюты, что поставит под сомнение дальнейшее использование ее в качестве мировой резервной валюты. В то же время если государство устранит дефицит своего платежного баланса, то другие страны лишатся источника пополнения резервов, что в итоге приведет к существенному затруднению международных отношений. Данное противоречие известно в научных экономических кругах под названием - «дилемма Триффина».

Триффин образно назвал эволюцию, переживаемую странами, чья валюта используется в качестве мировых резервов, «драмой в трех актах».

В «первом акте» страна, чья валюта используется во всем мире, обладая привилегией покрывать дефицит платежного баланса собственными краткосрочными обязательствами, которые непроизвольно накапливаются центральными банками других стран, испытывают своего рода эйфорию и позволяют себе тратить за рубежом больше средств, чем получает оттуда, не заботясь о восстановлении нарушенного равновесия платежного баланса.

Во «втором акте» обнаруживаются негативные последствия данной финансовой политики - экономические и социальные проблемы. Из-за огромной краткосрочной внешней задолженности доверие к мировой валюте оказывается подорванным, и страна вынуждена проводить ограничительную политику, для выравнивания сальдо платежного баланса. А это наряду с прогрессирующей вследствие инфляции завышенностью курса валюты ведет к росту безработицы и застою в экспортных отраслях.

Наконец, в «третьем акте» вновь берут верх интересы внутренней экономики. Дефляционная политика меняется на экспансионистскую. Однако это снова ускоряет рост дефицита платежного баланса и в конечном итоге приводит к острому валютному кризису, который ставит под сомнение способность исполнять данной валютой функции мировых денег .

Практический вывод из данных рассуждений - необходимо формировать наднациональную коллективную валюту. Нарастание нестабильности Бретонн-Вудской системы и очевидная неспособность доллара предотвратить ее как валюты мирового значения поставило вопрос о создании принципиально новой денежной единицы, что и привело, в итоге, к созданию в 1969 году системы СДР, которая явилась как бы поздней реализацией идеи Кейнса о международной коллективной денежной единице.

Альтернативный подход к решению проблемы формированиямеждународных коллективных валют предложил Фридрих фон Хайек вкниге «Денационализация денег», где им была предложена идея о денационализации права выпуска денежных средств и создания системы, основанной на конкуренции параллельных частных валют. Следуя идеи либерализации рынков, Хайек считал, что ни чем не ограниченный механизм конкуренции между национальными валютами выведет из обращения валюты слабые и плохо управляемые. Жизнеспособными являются только те валюты, которые выполняют функции денег наилучшим образом и сохраняют свою стоимость во времени.

По мнению Хайека, государственное регулирование денежного рынка ведет к искажению его информационного пространства, и достигается это за счет монополизации права эмиссии банкнот. Неэффективный контроль денежного обращения со стороны монетарных властей ведет к снижению устойчивости рыночной экономики. Таким образом, если вывести денежную систему из-под юрисдикции национальных властей, то устраняться искажающие монетарные сигналы нерыночного характера, источником которых и является государство.

Хайек считал, что «выбор между инфляцией и безработицей - это арена политической борьбы, что в действительности выбор осуществляется между политической целесообразностью и экономической необходимостью. Как правило, политическая целесообразность одерживает победу, причем, сделав однажды такой выбор, политики попадают в западню, когда с каждым разом возвращение к экономическим приоритетам становится все труднее» .

Устраняя монополию государственных властей на эмиссию денег, Хайек считал, что таким образом он лишает государство возможности злоупотреблений и возможности извлечения эмиссионного дохода в ущерб остальным субъектам хозяйственных отношений, что существенно препятствует нормальному развитию рыночных процессов.

Для того, чтобы национальная валюта использовалась в международных расчетах, она должна иметь высокую покупательную способность и вызывать доверие экономических агентов, то есть репутационный капитал , который зависит от способности валюты адекватно выполнять функции денег. В зависимости от размера этого репутационного капитала экономические агенты будут принимать решения об использовании валюты данного эмитента, а не его конкурентов. Результатом подобного выбора станет сокращение количества эмитентов частных валют, которые и будут обслуживать мировой оборот.

По сути, количество эмитентов валют будет определяться двумя ограничениями. Во-первых, трудностями в получении репутационного капитала и, во-вторых, издержками, связанными с оценкой репутации эмитента со стороны экономических агентов, а также наличием «сетевого эффекта».

Таким образом, по мнению Хайека, страны не должны препятствовать обращению иностранных валют и не должны ограничивать деятельность иностранных банков на своей территории. Это означает отсутствие валютного контроля, свобода выбора валюты при заключении контрактов, использование любой валюты в документах бухгалтерской отчетности. Таким образом, полная либерализация денежного рынка и отсутствие контроля со стороны национальных монетарных властей заставит эмитентов работать над ростом репутационного капитала и вытеснит слабые валюты. Свободная эмиссия конкурентных валют и их беспрепятственное обращениеприведет к формированию зон с преобладанием определенных надежных доминирующих валют. Однако это не означает возможности появления новых валют, если они будут обладать конкурентными преимуществами. Таким образом, границы зон с доминирующими валютами будут подвижными. «В некоторых очень маленьких странах, где большое значение имеют внешняя торговля и туризм начнет доминировать валюта одной из крупных стран» .

Для объединения стран капиталистического мира Хайек предложил постепенно снять ограничения на перемещения капитала, отменить валютный контроль и допустить свободное обращение валют друг друга на своих территориях. Первоначально такие меры должны быть применены к Западной Европе и Северной Африке, а затем и к Северной Америке.Подобные мероприятия, по мнению Хайека, наилучшим образом будут способствовать объединению всего капиталистического мира.

Следует отметить, что идеи Хайека не применялись на практике, поскольку являются слишком радикальными и оригинальными, хотя на мировом финансовом рынке, где происходит конкуренция между множеством национальных валют можно найти признаки валютной конкуренции. Действительно, в мировых расчетах используются наиболее стабильные и надежные валюты. Они же занимают монетарное пространство и в формирующихся формах валютной интеграции.

Выбор редакции
Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...

Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...
Сегодня нам предстоит понять, как управлять деньгами. Ни для кого не секрет, что у каждого человека есть возможность получать больше....