Международная экономическая интеграция. Россия в международной экономической интеграции


Международная экономическая интеграция


Сущность и предпосылки международной экономической интеграции

Истоки интернационализации хозяйственной жизни уходят в эпоху первоначального накопления капитала, Великих географических открытий конца XV и начала XVI вв., в эпоху развития нового класса, стремящегося к расширению рынка как в национальных рамках, так и в мировом масштабе. Эти явления дали толчок интернационализации хозяйственной жизни и созданию единого мирового рынка.

Интеграция (лат. integratio) - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-то частей, элементов. В экономическом смысле интеграция подразумевает экономический процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств преимущественно с однотипным общественным строем и одинаковым уровнем развития и рассматривается как качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни. Интернационализация хозяйственной жизни предполагает формирование устойчивых производственно-экономических связей между отдельными странами на основе МРТ.

Предпосылками и факторами интеграции экономической жизни в мире являются:

1) интернационализация производительных сил путем повсеместного распространения технологического способа производства посредством обмена средствами производства и технологическими знаниями, а также в форме международной специализации и кооперации, связывающих хозяйственные единицы в целостные производственно-потребительские системы; путем производственного сотрудничества, международного перемещения производственных ресурсов; через формирование глобальной материальной, информационной, организационно-экономической инфраструктуры, обеспечивающей осуществление международного обмена. Проявление интернационализации через МРТ;

2) возрастание масштабов и качественное изменение характера традиционной международной торговли овеществленными товарами, в силу чего она оказывает ныне неизмеримо большее воздействие на интернационализацию экономической жизни, чем в 20-30-е годы текущего столетия;

3) международное перемещение финансовых и производственных ресурсов, обеспечивающее переплетение и взаимозависимость экономической деятельности в различных странах. Такое перемещение происходит в форме международного кредита или зарубежных инвестиций;

4) международное сотрудничество в форме сферы услуг, например туризм, которая развивается быстрее, чем сфера материального производства;

5) быстро растущий международный обмен научно-техническими знаниями. Фронт мировой науки и техники стремительно расширяется. В сочетании с их быстрым развитием это приводит к тому, что ныне ни одна страна в одиночку не в состоянии решать все вопросы НТП и тем более быть лидером на всех направлениях развития науки и техники;

6) возрастающие масштабы международной миграции рабочей силы, к которой начинают подключаться в качестве экспортеров Украина и другие государства на территории бывшего СССР; одновременно растущая потребность в международном сотрудничестве, направленном на решение глобальных проблем современности (охрана природной среды, освоение Мирового океана, космоса, помощь голодающему населению развивающихся стран и др.).

Типы интеграционных группировок

В мировой практике выделяют следующие типы интеграционных объединений или группировок.

Первый тип. Преференциальные торговые соглашения - подготовительный этап интеграции, в ходе которого соглашения подписываются либо на двусторонней основе между отдельным государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим торговли друг другу, чем они предоставляют третьим странам.

Второй тип. Зона свободной торговли (ЗСТ) - страны-участницы договариваются между собой о снижении ими таможенных пошлин во взаимной торговле. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы: отмена или ввод новых пошлин, заключение торгово-экономических соглашений. В этой связи между странами-участницами зоны свободной торговли сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы, особенно льготный провоз товаров третьих стран.

Свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады на предприятиях базируются на отмене или снижении таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля. К примеру, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), которая была образована в 1960 г., включает 6 стран: Швецию, Норвегию, Финляндию, Исландию, Австрию, Швейцарию. Здесь принципы свободной торговли распространяются только на промышленную продукцию.

ЗСТ позволяет стабильно совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности стран-участниц и более гибко приспосабливаться к международной практике. Однако она имеет и ряд негативных моментов. В частности либерализация импорта может создать угрозу для отечественных товаропроизводителей, не выдерживающих конкуренции, что приведет к частичному или полному вытеснению последних со своего внутреннего рынка.

Третий тип. Таможенный союз (ТС). В данном типе также сохраняются принципы свободной торговли. Но принимается единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Он представляет собой более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру. Проводя единую внешнеторговую политику по отношению к торговым тарифам, страны таможенного союза регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и итоговых цен.

Введение единого таможенного тарифа - это долговременная и кропотливая работа стран по взаимному согласованию торговой и экономической политики. Это дает возможность более надежно защитить свое региональное рыночное пространство и усилить позиции на мировой арене. Однако участники экономической интеграции в отдельности определенно теряют свой суверенитет на внешнеэкономическом пространстве.

Как показывает мировая практика, регулирование внешнего тарифа благоприятно воздействует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг, замедляя рост цен и усиливая конкуренцию между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках ТС.

Четверым тип. Общий рынок, в котором сохраняются принципы свободной торговли, таможенный комплекс плюс свободное перемещение рабочей силы, капитала, услуг между странами. Общий или единый рынок рассматривается как качественно высокая ступень экономической интеграции, где достигается ряд параметров: выравнивание уровня налогов, устранение бюджетных субсидий отдельным предприятиям, преодоление различий в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах, координация национальных кредитно-финансовых структур. Все это предполагает достижения достаточно высокой степени взаимного экономического сотрудничества и политического доверия.

Пятый тип. Экономический союз (ЭС) сохраняет принципы первых трех типов интеграционных объединений и добавляет создание системы межгосударственного регулирования и проведения единой экономической политики. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - политического союза. Этот вид предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм.

Западноевропейская интеграция: проблемы и тенденции

Многоцелевой характер западноевропейской интеграции, отражающий противоречивые цели гарантирует прочность союзных связей, укрепляет социальную солидарность, обеспечивает стабильное развитие единой Европы. Западноевропейский «классический» вариант региональной интеграции представляет собой Европейское экономическое сообщество - Общий рынок с 1992 г. - Европейский союз.

ЕЭС было создано в 1957 году под патронажем Франции, Италии, Бельгии, Германии, Нидерландов, Люксембурга. С 1 января 1973 г. к «шестерке» присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия, в 1995 г. - Австрия, Финляндия, Швеция. В настоящее время в состав ЕС входят 25 государств.

Цель создания ЕЭС - постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с развивающимися странами, ликвидация ограничений для свободного перемещения рабочей силы, капиталов и услуг, проведение общей политики в области развития экономики, унификация налоговой системы, создание валютного союза.

В целях их реализации были созданы: Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ (КЕС), Европейский Совет, в составе которого находится Европейский Суд и Парламент с целью постепенного перехода к политической интеграции. Тип организации общественной жизни, характерной для ЕС, выражается следующими принципами: все системы народного хозяйства ориентированы на экономический рост, центр (его роль может исполнять государство и/или интеграционное объединение) формирует «здоровую» (а значит, конкурентную) экономическую среду, законодательно устанавливая «правила игры» для хозяйственных субъектов и контролируя макроэкономические пропорции. Приоритет отдается развитию ресурсов, которые даются не «от природы», а зависят от общества (новые технологии в промышленности, информатике и образовании, инновационная сфера, качественное развитие человеческого капитала через образование, здравоохранение и социальные программы). Повышается степень защиты природных источников благосостояния путем включения затрат на экологические мероприятия в издержки производства; а социальное партнерство, действительно, эффективно, если властные структуры чувствуют свою зависимость от избирателей, если представительство различных интересов на разных уровнях принятия решений не ограничивается декларированием позиций, а реально приводит к выработке решений на основе консенсуса. Конечно, для этого необходимы политическая культура, высокая активность профессиональных объединений и отдельных граждан, позволяющая основным странам-партнерам полностью осознать законные интересы друг друга и находить разумные компромиссы на основе взаимности. Частным, но убедительным примером является защита европейским законодательством социальных прав рабочих, легально прибывших из третьих стран, поскольку оно исходит из равенства прав на получение социальных благ, из необходимости их предоставления на недискриминационной основе по отношению к полноправным гражданам ЕС; высокий уровень проработанности решений, принимаемых Евросоюзом. Их инновационный характер обеспечивается глубокой концептуальной и информационной подготовкой, продуманностью организационной процедуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

международный интеграция экономический союз

Введение

1.1 Сущность, причины возникновения международной экономической интеграции

Заключение

Введение

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX и начале XXI вв. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства.

Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно - чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других, сегодня знать просто необходимо.

Актуальность темы контрольной работы заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.

Цели и задачи изучения темы: изучить сущность, причины возникновения и формы международной экономической интеграции; раскрыть особенности развития интеграционных процессов в различных регионах мира, а также экономические последствия вступления в торговые и экономические союзы.

Предметом данной контрольной работы является определение международной экономической интеграции, как процесса хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

Объектом данной контрольной работы является определение сущности понятия международной экономической интеграции и выделение ее этапов.

1. Общие понятия об экономической интеграции

1.1 Сущность, причины возникновения международной экономической интеграции

Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями.

Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействие их воспроизводственных структур на различных уровнях, в различных формах.

Примером может быть стабильно идущее на протяжении XX века усиление связей американских корпораций с канадскими и мексиканскими (многие из них являются филиалами американских ТНК) или бурный рост взаимосвязей между западноевропейскими компаниями в последние десятилетия.

Интеграционным объединением называют хозяйственную группировку, созданную для регулирования интеграционных процессов между ее странами-участницами. В настоящее время в мире насчитываются десятки интеграционных объединений. В развитых странах это в первую очередь ЕС и НАФТА, в развивающихся - МЕРКОСУР в Латинской Америке и АСЕАН в Юго-Восточной Азии, в странах с переходной экономикой - СНГ, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - АТЭС.

В наиболее полной форме в настоящее время интеграционные процессы нашли свое выражение в создании Евпрпейского союза. США, Канада и Мексика нацелились на создание в обозримой перспективе общего экономического пространства. Боливия, Венесуэла, Колумбия и Перу стремятся к созданию Андского общего рынка. Усиление межгосударственной интеграции происходит также в Юго-Восточной Азии, Африке, Арабском мире и Центральной Америке.

Интеграционные процессы существенно различаются по характеру, глубине и интенсивности. Они носят преимущественно региональный характер, но одновременно происходят и межрегиональные интеграционные процессы. Так, в последнее время интенсивно развивается экономическое взаимодействие Северо-Американского и Азиатско-Тихоокеанского регионов и изучается вопрос о возможности присоединения Японии к Американо-Канадско-Мексиканской интеграции. Также обсуждается вопрос о создании зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

Характерные черты МЭИ

· Высокий уровень МРТ и хозяйственной кооперации. Между связанными интеграцией странами развиваются интенсивный благодаря льготным условиям обмен товарами, услугами, капиталами и трудовыми ресурсами

· Страны проводят общую согласованную внутреннюю и внешнюю политику в торговле, сельском хозяйстве, транспорте, в валютной и других сферах

· В условиях экономической интеграции сферы сотрудничества стран постоянно расширяются, между ними осуществляются общие проекты, организуются СП, банки, валютные союзы, коллективные валютные единицы и проч.

1.2 Признаки,условия и предпосылки международной интеграции

Признаками международной интеграции являются:

· Взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

· Глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;

· Целенаправленное регулирование интеграционных процессов;

· Возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональных структуры).

Уровни интеграции:

· макроэкономический (государственный уровень). Целенаправленная деятельность государства способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов. Согласование национальных политик в рамках проведения совместной экономической, научно-технической, финансовой, валютной и оборонной политики. Это создает наилучшие условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в рамках единого региона.

· микроэкономический (межфирменный - ТНК) - на уровне отдельных компаний, которые в своей хозяйственной деятельности вступают в интеграционные процессы, создают филиалы, СП.

Предпосылки МЭИ:

· углубление международного разделения труда

· растущая интернационализация хозяйственной жизни

· всеобщая НТР

· повышение степени открытости национальных экономик

Условия и предпосылки международной интеграции

· Примерно равный уровень экономического развития стран

Это желательно, но не обязательно. Требуется достаточно длительный период времени, чтобы страна, имеющая по сравнению с другой страной значительно более низкие экономические показатели, смогла на равных участвовать в интеграционных процессах. Более сильные в экономическом отношении партнеры будут вынуждены часть средств направлять на подтягивание слабой экономики этих стран, а не на развитие интеграционных процессов.

Безусловно, сегодня можно приводить в пример положение в Евросоюзе, где даже созданы специальные фонды регионального развития. Тем не менее, Греция все-таки не смогла на первом этапе соответствовать Маастрихтским критериям и не попала в зону евро. Определенные сложности переживает и НАФТА, на пространстве которой «весовые категории» США и Мексики явно разные.

Сам Евросоюз обозначил очень четкие критерии для принятия новых членов, причем наиболее строгие подходы сформулированы в экономической сфере.

· Интеграция развивается более успешно тогда, когда экономика стран находится на подъеме

Страны, находящиеся в кризисной ситуации, крайне тяжело интегрируются друг с другом. Экономика в кризисный период занята выживанием, поиском сильных партнеров, способных вытащить ее из кризисной ямы. В период кризиса в странах принимаются антикризисные меры, законы, ограничения, например, вводятся ограничения на вывоз капитала. В то время как для интеграции, наоборот, необходима свобода движения рабочей силы, капитала, товаров и услуг.

· Географическая близость стран-участниц

Для выполнения основных целей интеграции, например, для снижения издержек производства, конечной цены на товар, необходимо снижать все составляющие цены, в том числе и транспортные расходы. Если географически страны расположены на расстоянии нескольких часовых поясов, то не видится, как можно сэкономить на транспорте.

Анализируя интеграционные процессы в Южной Америке, эксперты обратили внимание на то, что, несмотря на географическую близость, интеграция между нынешними странами-членами МЕРКОСУР не развивалась до определенного временного периода, т.к. между ними практически не было приличной транспортной инфраструктуры. Не было элементарных дорог, которыми уже давно опутана Европа. Ориентация стран Южной Америки на метрополии в течение более двухсот лет сформировала экономики этих стран с прицелом на вывоз продукции из портов, а не вглубь страны. Плюс наличие серьезных трудностей для развития дорог: гор, тропических лесов и т.д. В данном случае географическую близость следует трактовать как наличие или отсутствие транспортных коммуникаций.

· Политическая воля руководства интегрирующихся стран

Толчком для создания всех крупных на сегодняшний день интеграционных группировок - Евросоюза, НАФТА, МЕРКОСУР - стали инициативы политических руководителей заинтересованных стран.

Роль политического руководства состоит в том, чтобы поставить перед своей страной цели, которые могут быть достигнуты с помощью интеграции, четко спрогнозировать все политико-экономические последствия для страны, просчитать затраты, которые понесет страна на начальном этапе, когда они окупятся и когда страна начнет пожинать действительно крупные плоды интеграции. Кроме того, политическое руководство страны должно четко представлять, какие полномочия предстоит делегировать в «общую корзину», а какие следует передать в более поздний период. Необходимо отдавать себе отчет в том, что если страна не готова к созданию наднациональных структур, то интеграция останется на бумаге.

· Создание уже на первых порах структур, которым страны постепенно должны передавать, делегировать отдельные полномочия, инструменты для их осуществления

Интеграция ставит перед участниками этого процесса задачу о необходимости проведения коллективных действий по всему кругу вопросов с участием всех стран. Для решения проблем, требующих совместных действий, необходимо создание механизмов сотрудничества для согласования национальных подходов и выработки взаимоприемлемых решений.

Доказано, что для создания оптимального режима принятия решений требуется принятие общих правил, норм, регламентов и создание институтов, которые будут руководить процессом. Роль таких институтов во взаимозависимой системе наиважнейшая. Необходимо делегирование государством своих полномочий такому институту. Причем необходимо строго подходить к делегированию полномочий и строго следить за тем, как эти решения проводятся в жизнь при условии их обязательного выполнения странами.

· Создание инициирующего центра из одного-двух государств, которые должны сплачивать страны-партнеры

Формирование коллективного выбора будет во многом зависеть от того, как распределяется экономическая мощь между странами в рамках интеграционной группировки. Следует добиваться такого положения, когда более сильные страны не будут ущемлять менее сильные, а те в свою очередь должны четко представлять роль более сильных. Необходимо определиться в том, что асимметрия в распределении «экономической мощи» со временем будет преодолена, в чем, собственно, и заключается существенный смысл интеграции.

Согласно одной из гипотез развития интеграционных процессов наиболее сильная в группировке страна, если она еще и сравнима с остальными партнерами вместе взятыми, должна взять на себя и пропорционально большую часть бремени по издержкам.

В этой связи была даже разработана теория гегемонистской стабильности, согласно которой в качестве гегемона выступает наиболее мощная страна. При этом указывается, что мощная страна - это еще не значит самая большая по размерам. Для того чтобы являться гегемоном страна должна:

- контролировать рынки добычи и сбыта сырья

- контролировать потоки капитала

- контролировать наиболее крупные рынки

- контролировать производство наиболее дорогой и высокотехнологичной продукции.

- валюта страны-гегемона должна играть важнейшую роль в расчетах между странами-членами интеграционной группировки.

Роль гегемона могут выполнять и две страны. Главное - наличие мощной инициирующей силы - что важный плюс для экономической группировки.

Что касается решения самой страны - вступать или не вступать в интеграционную группировку, то, безусловно, следует прежде всего определить свое возможное и реальное место в мировой экономике после вступления в такую группировку. Вступление в интеграционную группировку потребует серьезного изменения подходов к социальной сфере, вызовет необходимость определенных реформ в этой области. Цель вступления страны в интеграционную группировку - создать условия для высоких темпов роста в течение длительного временного периода с преодолением по возможности негативного внешнего воздействия (со стороны финансовых, сырьевых и других факторов), «закрываясь» силой и мощью экономической интеграционной группировки.

Современные предприятия в конкурентной среде осуществляют множество функций во взаимодействии и взаимосвязи с партнерами. Реализуют централизованную или согласованную закупочную деятельности, пускай неформально, но согласованно выводят на рынок новые товары.

Обращаясь к теоретическим основам формирования интеграционных процессов, следует отметить, что хотя Лажу и говорит о выборе между тем, чтобы «интегрировать или игнорировать», многие современные исследователи считают, что интеграционные выгоды могут быть достигнуты только посредством интеграции в той или иной степени, пусть и самой минимальной. Под интеграцией в их понимании представляется «….создание некоего рода взаимодействий между двумя организациями (помимо отношений собственности), которые и должны привести к желаемым результатам. Эти взаимоотношения могут быть ограничены областями финансовых интересов, что означает (как, например, в случае рыночного фокуса) возможность объединения дополнительных долей рынка или оборотов.» На основе результатов проведенных в 70-х годах прошлого столетия научных исследований Баркер Г., Хелминк Дж. выделили три области (вида) интеграции, на основе которых разделяются интеграционные процессы.

Вды интеграции:

Полная интеграция.

Этот вид интеграции подразумевает объединение всех аспектов компаний или подразделений, вовлеченных в интеграционный процесс, начиная с бизнес-стратегии, ассортимента продуктов, рыночного портфеля, клиентуры и заканчивая операционной моделью.

Результатом такого интеграционного процесса станет новая компания с единой бизнес-стратегией, операционной и финансовой моделью, объединенными портфелями рынков и продуктов. Этот вид интеграции сопровождается такими интеграционными выгодами, как экономия на масштабах и снижение издержек.

Процесс полной интеграции затрагивает все ключевые направления или области деятельности вовлеченных компаний, при этом очень сильному воздействию подвергается персонал. Однако в некоторых случаях это единственный способ добиться поставленных целей. Бизнес-стратегия, сотрудники, бизнес-процессы, дочерние компании -- все будут включены в интеграцию, результатом которой станет одна новая компания. Портфели продуктов будут объединены, появится единая, новая операционная модель.

Такого рода интеграция наиболее часто наблюдается в кризисных ситуациях, когда реальные экономические инструменты не могут почь предприятию выйти самостоятельно из кризиса.

Частичная интеграция.

При частичной интеграции происходит объединение некоторых, но не всех областей или направлений деятельности, в зависимости от поставленных целей.

Среди факторов, побуждающих к принятию решения в пользу именно такого вида интеграции, следует назвать баланс затрат и прибыли (частичная интеграция обычно обходится дешевле, следовательно, имеет смысл смириться с более низким уровнем прибыли). Кроме того, порой решают задействовать в процессе интеграции только часть организации, чтобы избежать нежелательного сопротивления изнутри. Это в особенности относится к тем случаям, когда в конечном успехе интеграции важную роль играют культурные или национальные различия, основанные на сложившихся традициях или религии. Еще одна распространенная причина осуществления частичной интеграции -- географическое положение: возникает необходимость исключить из интеграции некоторые направления деятельности ввиду того, что последствия перемещения или транспортировки могут оказаться негативными. Как и в случае с полной интеграцией, не последнюю роль играет и тип отрасли. Например, в секторе авиаперевозок и путешествий, отмечают современные авторы .обычным делом является объединение отделов обработки документации, в то время как отделы по работе с клиентами остаются раздельными.

В любом случае при частичной интеграции две компании могут по-прежнему следовать разным бизнес-стратегиям, но одна из них всегда будет доминировать. Портфели продуктов могут различаться, однако не исключено, что некоторые продукты будут общими. Операционные модели также могут иметь некоторые отличия, но финансовая модель будет единой.

Частичная интеграция наиболее часто встречается при объединении сервисных компаний с предприятиями основного производственного цикла.

Минимальная интеграция.

В случае минимальной интеграции две различные компании или подразделения продолжают существовать как независимые организации, объединив только финансовые структуры и некоторые корпоративные процедуры. Этот вид интеграции обычно используется в целях финансовой консолидации и может включать перенос небольшого объема знаний или ключевых возможностей. Новые стратегии развития бизнеса обычно касаются приобретений на рынках, не связанных с уже освоенными, когда целесообразно оставить организационной единице свободу для развития. Чаще всего в случаях минимальной интеграции присутствует единая доминирующая корпоративная стратегия, но стратегии бизнес-единиц различны, как и их продукты и целевые рынки. Этот вид интеграции часто встречается на недавно возникших или быстро растущих рынках, где главный акцент делается на сохранении рыночной доли или объемов продаж.

1.3 Формы международной экономической интеграции

МЭИ проходит в своем развитии отдельные этапы (формы МЭИ):

1. Зона свободной торговли

2. Таможенный союз

3. Общий рынок

4. Экономический и валютный союз

Все эти формы интеграции имеют общую характерную особенность: между странами, вступившими в ту или иную форму интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается рыночное пространство, где разворачивается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов - цен, процентов и т.д. - на этом пространстве возникают более эффективные территориальная и отраслевая структуры производства. Благодаря этому все страны выигрывают от повышения производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая форма интеграции имеет специфические черты.

При этом каждая последующая более сложная форма интеграционных объединений включает предыдущую в качестве отдельного элемента.

1. Зона свободной торговли - форма интеграционного объединения, при которой страны-участницы ограничиваются отменой торговых ограничений и снижением или отменой таможенных пошлин во взаимной торговле. При этом в отношении к третьим странам они выступают индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. За странами-участницами сохраняется право на отмену или введение новых таможенных пошлин, либо иных ограничений, право на заключение договоров, соглашений, альянсов (по отношении к третьим странам).

Вследствие этого между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы.

Как показывает практика, межгосударственные соглашения о создании зон свободной торговли обычно предусматривают постепенное, в течение ряда лет, взаимное снижение таможенных пошлин на промышленные товары и услуги вплоть до последующей их отмены, а также устранение нетарифных ограничений на эти товары и услуги. Часто на особом месте оказывается сельскохозяйственная продукция, по отношению к которой, как правило, интегрирующиеся государства проводят политику с определенной долей протекционизма в защиту национальных фермеров.

Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин (Standstill), в соответствии с которым партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или возводить новые торговые барьеры.

В соглашениях о зонах свободной торговли могут быть предусмотрены особые случаи, в которых договаривающиеся стороны могут расширить на определенный срок при взаимно согласованных обстоятельствах сферу распространения защитных мер, включая увеличение таможенных пошлин на оговоренную величину. В правовом аспекте международные соглашения о зонах свободной торговли имеют преференциальный статус по отношению к внутреннему законодательству стран-участниц соглашения.

Взаимодействие государств-членов ЗСТ, регулирование соответствующей области деятельности происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения принимаются высшими должностными лицами стран-участниц - по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и проч.) - по экономическим проблемам. Эти решения носят обязательный характер.

Участие в зонах свободной торговли и либерализация импорта грозит банкротством для национальных производителей, не выдержавших соперничества с иностранными поставщиками, продукция которых может быть более высокого качества и технического уровня.

Примеры:

· НАФТА-соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой.

· ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли), существующая с 1960 г. В настоящее время членами ЕАСТ являются Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн. В торговле между странами-членами ЕАСТ отменены все таможенные пошлины, на сохранены внешние таможенные режимы.

2. Формой более тесного сотрудничества является таможенный союз. Для него характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Т.е. ТС предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. В ряде случаев таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной системы. Однако создаваемые в рамках ТС финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.

В рамках таможенного союза страны-участницы проводят скоординированную внешнеторговую политику, главным образом в области таможенных правил и процедур. Это дает им возможность регулировать товарные потоки в интересах развития производства, экспорта и более полного удовлетворения импортного спроса стран-участниц таможенного союза. Практика показывает, что таможенный союз создает более привлекательные условия для иностранных инвесторов.

Отличие ЗСТ от ТС: ЗСТ предусматривает постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном счете ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-членами. В ТС уже существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз.

Если устанавливаемый на внешних границах стран-участниц таможенного союза тариф на какой-либо товар становится выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до создания интеграционной группировки, то страны сокращают зависимость от импорта с целью развития внутрисоюзных ресурсов. Страны-члены ТС отказываются от внешнего источника снабжения, более дешевого, в пользу внутрисоюзных ресурсов, стоящих дороже. Такие меры могут применяться, если страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д., чтобы уйти от внешней зависимости.

Если устанавливаемый на внешних границах стран-участниц таможенного союза тариф на какой-либо товар становится ниже средневзвешенного тарифа, то страны-участницы ориентируются на рынки третьих стран и принимают меры для усиления конкуренции между внутренними и внешними производителями (стимул для отечественных производителей для создания конкурентоспособной продукции).

Большое значение для ТС имеет наличие в его составе одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов технически решаются проще, чем в рамках ТС, объединяющего страны, бедные ресурсами.

Если ЗСТ не обуславливает создания постоянно действующих органов, то в ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах, т.к.:

· Переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей экономики в каждой стране

o Становится необходимой координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых проблем, подходов и к социальным вопросам, и к вопросам других сфер деятельности

o Возникает необходимость в масштабных переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам.

Встает вопрос о создании наднациональных органов, которые должны будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства.

Пример:

· МЕРКОСУР (Mercado Comъn del Sur - Южный общий рынок): Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла (с 2006 г.). Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %).

· Южноафриканский таможенный союз: ЮАР, Ботсвана, Лесото, Свазиленд и Намибия. Один из старейших в мире - с 1910 г.

3. При дальнейшем развитии процесс интеграции стран-членов группировки достигает формы общего рынка. Ликвидируются барьеры между странами-участницами не только во взаимной торговле товарами и услугами, но и для перемещения рабочей силы и капитала.

Создание общего рынка требует гармонизации многих промышленных стандартов и правовых норм. При этом особое внимание уделяется системе мероприятий, предотвращающих нарушение норм и регулирующих конкуренцию.

Опыт ЕС показывает, что проведение политики в рамках общего рынка должно осуществляться при условии обязательного соблюдения странами-участницами взаимно согласованных регламентов (на правах их национальных законов). В то же время директивы, адресуемые государствам-членам, также обязательны для исполнения, но каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов их выполнения.

Создание общего рынка предусматривает реализацию ряда крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС, а именно:

· Упразднение таможенных пошлин между государствами-членами (реализуется и в рамках ТС)

· Разработка единой торговой политики по отношению к третьим странам (реализуется и в рамках ТС)

· Разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. При их выборе следует исходить из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это скажется на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к общему рынку в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт

· Создание условия для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров

· Формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает поворот к интересам и нуждам непосредственно потребителя, ориентацию на удовлетворение потребностей на местах, позволяющих реально ощутить преимущества интеграционных процессов

· Согласование мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушение норм, регулирующих конкуренцию

· Необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, механизмов управления и контроля. В ЕС - это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет.

Указанные три формы международной экономической интеграции охватывают главным образом сферу обмена, создавая формально странам-участницам равные условия для развития торговли и взаимных финансовых расчетов.

Пример: Европейский союз.

4. Наиболее сложная форма международной экономической интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями - экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Создаются наднациональные институты управления интеграционным сообществом - совет глав государств, совет министров, центральный банк и т.д. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.

На определенном этапе формирования экономического и валютного союза предусматривается проведение единой валютной политики и введение единой валюты. Эти мероприятия проводятся при активном участии единого центрального банка.

На практике границы между разными видами интеграционных объединений довольно условны.

Пример: : Европейский союз.

5. Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к полной экономической и политической интеграции (политический союз), т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями.

Признаки:

· превращением наднациональных органов управления в центральные органы управления с еще большими полномочиями и властью;

· общая налоговая система;

· наличие единых стандартов;

· единое трудовое законодательство.

Прообразом политического союза может служить Швейцарская конфедерация кантонов.

В настоящее время только одна международная интеграционная группа стран - Европейский союз - прошла четыре из указанных этапов. Другие интеграционные группировки пока прошли в своем развитии первый и отчасти второй уровни.

2. Интеграционные процессы в различных регионах мира и общие последствия вступления в торгово- экономические союзы

2.1 Особенности развития интеграционных процессов в различных регионах мира

Европейский Союз (Евросоюз) -- уникальное интернациональное содружество 27 европейских государств (с 1 января 2007), подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). К ведению Евросоюза относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики. В 1992 все государства, входящие в Европейское Сообщество, подписали Договор о создании Европейского Союза. Члены: Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция, Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Болгария, Румыния.

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)

Члены: США, Канада, Мексика.

Официально - зона свободной торговли. Начало к созданию общего рынка и экономического союза.

Создана на основе соглашения, вступившего в силу 1.01.1994 г. между Канадой, США и Мексикой (подписано в 1992 г.).

Основные положения соглашения о создании НАФТА, посвященные различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной Америки:

· Доступ к рынкам

· Инвестиции

· Гарантии

· Услуги

· Права интеллектуальной собственности

· Государственные закупки

· Меры, связанные с соблюдением стандартов

· Временный въезд для бизнесменов

· Разрешение споров

В настоящее время насчитывается более 15 региональных экономических группировок стран третьего мира. В создании такого рода экономических объединений развивающиеся государства видят одно из средств преодоления хозяйственной отсталости.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Бруней, Филиппины, Вьетнам.

Андская группа: Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор, Венесуэла.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ): Аргентина, Боливия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Уругвай, Чили, Эквадор.

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК): Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивская республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка.

ЮДАК - таможенный союз Центральной Африки: Габон, Камерун, Конго, ЦАР.

2.2 Экономические последствия вступления в торговые и экономические союзы

Последствия международной экономической интеграции для экономического развития стран-участниц:

Преимущества:

Для фирм-участников ВЭД:

+ отсутствие необходимости содержать торговые представительства в каждой стране;

+ рост преимуществ узкой специализации экспорта за счет эффекта масштаба;

+ увеличение спроса в рамках региона;

+ рост степени ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров: растущие доходы, которые позволяют успешнее осваивать рынки третьих стран;

+ растущая емкость рынка позволяет увеличивать расходы на НИОКР.

На макроуровне:

+ внутрирегиональная торговля становится эффективнее;

+ новые возможности для использования оптимального месторасположения предприятий на территории интеграционной группировки;

+ снижаются издержки производства и сбыта товаров и услуг;

+ распространение передовой технологии.

+ рост конкуренции между странами;

+ обеспечение лучших условий торговли;

+ расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;

Отрицательные последствия:

- отток ресурсов (факторов производства) из более отсталых стран ведет к перераспределению в пользу более сильных партнеров;

- олигопольный сговор между ТНК стран-участниц ведет к повышению цен;

- эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

Присоединение какой-либо страны к торгово-экономическому союзу даже в самой простейшей его форме неизбежно оказывает определенное воздействие на параметры ее экономического функционирования. При этом принято выделять два основных направления, по которым может осуществляться рассмотрение последствий вступления страны в интеграционный союз: статический анализ и динамический анализ.

В рамках статического анализа возможно выделить два варианта последствий вступления страны в интеграционную торгово-экономическую группировку:

потокообразующий эффект (эффект создания торговли);

потокоотклоняющий эффект (эффект отклонения торговли).

Потокообразующий эффект означает переключение (вследствие присоединения страны к интеграционной группировке) спроса страны и, соответственно, потребления от отечественного производителя с более высокими издержками к зарубежному производителю с менее высокими издержками.

Потокоотклоняющий эффект означает вызываемое вступлением в торгово-экономический союз переключение спроса и, соответственно, потребления от производителя за пределами союза, имеющего более низкие издержки, к производителю, имеющему более высокие издержки, но являющемуся членом союза.

Рассмотрим эти эффекты более подробно.

Пример потокообразующего эффекта. Предположим, что перед образованием Европейского сообщества Франция и Германия самостоятельно производили достаточное количество товара X, так как на импорт этого товара существовали высокие тарифы. Предположим также, что после образования ЕС и последующего упразднения тарифов внутри сообщества Франция обнаружила, что товар X выгоднее импортировать из Германии1. Таким образом, образовалась новая отрасль (новый поток) торговли между Францией и Германией.

Более реальна, конечно, ситуация, когда и до образования интеграционной группировки одна страна импортирует определенное количество товара из другой страны - будущего партнера (в нашем примере Франция из Германии). В этом случае после их объединения в рамках ЕС поток экспорта товара X из Германии во Францию существенно усилится.

Однако и в том, и в другом случаях вызванное вступлением в торгово-экономический союз снятие торговых барьеров представляет возможность для развития большей специализации в соответствии с принципом сравнительных преимуществ. В результате вместо того, чтобы затрачивать относительно большие средства на производство того или иного товара отечественными фирмами, его можно теперь импортировать по сравнительно низким ценам, развивая в стране те отрасли промышленности, по которым она имеет сравнительные преимущества.

Пример потокоотклоняющего эффекта. Предположим теперь, что перед образованием ЕС Франция импортировала товар Y из США, которые производили этот товар с наименьшими издержками в мире. После образования сообщества и последующего упразднения тарифов на торговлю внутри сообщества Франция обнаружила, что данный товар выгоднее импортировать из Германии, потому что на импорт из Германии нет пошлины.

Германия, таким образом, отвлекла (отклонила) на себя импорт товара Y для Франции. В результате снижается эффективность использования ресурсов в мирохозяйственной системе.

Динамический анализ

Кроме статического эффекта торгово-экономические союзы имеют несколько интересных динамических эффектов. Положительные динамические эффекты могут быть сведены к следующим пяти.

1. Увеличение размеров рынка может позволить фирмам получить соответствующий эффект от увеличения масштабов производства, который приводит к уменьшению издержек производства по следующим причинам: более полное использование заводских мощностей, повышение уровня квалификации труда и управляющих кадров. Подобный эффект является особенно важным для развивающихся стран.

2. Расширение интеграционных контактов между странами нередко влечет за собой улучшение производственной и непроизводственной инфраструктуры стран-участниц союзов (автомобильных и железных дорог, финансовых услуг и т. п.). В свою очередь, это вызывает еще большие долгосрочные выгоды от сотрудничества, в частности, снижение расходов, связанных с проведением экспортно-импортных операций.

3. Позиция каждой из входящих в интеграционную группировку стран как участниц различных торговых и экономических переговоров является более предпочтительной по сравнению с положением отдельной страны-аутсайдера. Это может позволить странам-участницам союза обеспечить для себя, например, лучшие условия торговли или другие преимущества.

4. Присоединение к торгово-экономическим союзам ведет к возрастанию конкуренции между странами. Монополистические и олигополистические рыночные структуры становятся в этом случае не защищенными от внешнего воздействия. Конкуренция становится менее индивидуальной, более эффективной и ведет к развитию новых отраслей производства. Это создает определенный климат, способствующий более быстрому распространению передовой технологии и более быстрому экономическому росту.

5. Образование торгово-экономических союзов, как правило, сопровождается существенным увеличением объемов инвестирования третьих стран в экономику стран-участниц таких союзов. Фирмы третьих стран строят свои заводы в союзных странах, чтобы избежать в дальнейшем (после образования союза) таможенной дискриминации. Этот фактор, например, был основополагающим при принятии решения американских фирм инвестировать огромные суммы в экономику европейских стран после 1955 г.

Основные отрицательные последствия, с которыми может быть связано присоединение к торгово-экономическому союзу, состоят в следующем.

1. При определенном стечении обстоятельств может начаться отток ресурсов из страны, перераспределяемых в пользу более сильных в экономическом отношении членов союза. Страна в этом случае может превратиться в "отсталый регион".

2. В том случае, если интеграция способствует установлению более тесных интеграционных связей между отдельными фирмами стран-участниц, результатом может быть более широкое распространение олигопольного сговора, влекущего за собой повышение цен на соответствующую продукцию. Кроме того, может возрасти количество слияний, что, в свою очередь, повлечет за собой усиление господства монополии.

3. В ряде случаев может возникнуть эффект потерь от увеличения масштабов производства, связанный с формированием слишком больших компаний (отрицательный эффект масштаба).

Необходимо отметить, что в комплексном виде оценить все эти аргументы чрезвычайно трудно, тем более, что многие последствия, как положительные, так и негативные, носят весьма долгосрочный характер и зависят от общего положения на мировой арене.

Заключение

В ходе контрольной работы была описана сущность понятия международной экономической интеграции, определилены объективные предпосылки, уровни, цели, задачи и преимущества интеграции.

В целом международная экономическая интеграция - это характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран участниц интеграционных группировок.

Международная экономическая интеграция это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Классические формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения между странами участницами интеграционного объединения и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ для товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.

Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем наднациональные институты управления.

Процесс международной экономической интеграции обусловлен развитием и углублением международного разделения труда. От простого обмена товарами - к устойчивой масштабной международной торговле товарами и услугами к интернациональному перемещению капиталов и созданию новых производств - к тесной производственной и научно-технической кооперации - к совместному ведению производства и управлению. В результате национальные экономики "проникают" друг в друга. Очевидной становится интернационализация хозяйственной жизни, когда переплетаются многие и разные фазы научно-технической, производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой деятельности.

Экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью. Постепенно складываются и становятся особенно тесными всесторонние мирохозяйственные региональные связи, охватывающие многие страны. Международная экономическая интеграция обретает практическое воплощение, определяя и перспективы дальнейшего хозяйственного прогресса.

Список использованной литературы

1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения// М.:Юристъ, 2001. 368 с.

2. Булатова.A.C Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2000. 734 с.

3. Глинкин. А.Н. Интеграция в Западном полушарии /Отв. ред. А.Н. Глинкин. М.: ИЛА РАН. 2000.с. 80.

4. Журавлева Г. П. Экономика. М.: Юристъ, 2004. 254 с.

5. Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г. Фишер. М.: Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. Пособие для вузов/ Банки и Биржи. М, ЮНИТИ, 1997. 128 с.

6. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. М.: Международные отношения. М, 1996. 89 с.

7. Киреев А.Н. Международная экономика. М.: Международная экономика, 1999. 34 с.

8. Кудров.В.М. Мировая экономика. М.: Бек, 2002. 112 с.

9. Лесняков.Г.Л. Стратегия Западно-Европейской интеграции и отношение к России.//Экономика. 1998, № 1.

10. Мовсесян А. Г., Огнивцев С. Б. Мировая экономика. М.: Финансы и статистика, 2001.

11. Мосей Г. Процессы глобализации и регионализации в мировой экономике // Экономист, 2006, № 9.

12.Николаева.И.П. Мировая экономика / Под ред. Николаевой И. П. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 78 с.

13.Овчаренко. Н.Е. Модели современных интеграционных процессов. М.: Проспект, 2003. 451 с.

14. Пебро М.Л., Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М. Папирус, 1994. 56 с.

15. Паньков В.А. Общеевропейское экономическое пространство: возможности и перспективы // Мировая экономика и международные отношения, 2007, № 3.

16. Хейфец. В.Л, Овденко. А.А. Международная интеграция -Спб.: ГУАП, 2003. 68 с.

17. Журнал "Мировая экономика и международные отношения", 2006 № 7.

1. Баркер Г., Хелминк Дж. Как успешно объединить компании/ Ганс Баккер, Джерен Хелминк; перевод с англ. Т.И. Митасова науч.ред. Г.А. Ясницкий, А.Г. Ясницкая. Минск: Гревцов Паблишеп, 2008. 288 с.

2. Богачев В.Ф., Веретенников Н.П. Формирование организационно-экономическое механизма регулирования потребления водных биологических ресурсов // Мир экономики и права № 7-8 2013г. с. 4-11.

3. Зеленина Н.Л. Трансформация государственной собственности в экономике России / / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук МГЭИ, Москва, 2004. 19 с.

4. Морозова Е.Я. Эндаумент - фонды как стабильный источник финансирования некоммерческих организаций СКС - утопия или реальность// Экономика и управление в сфере услуг: современное состояние и перспективы развития. - Материалы ХI Всероссийской научно-практической конференции 7 февраля 2014 года. СПб: Изд-во СПбГУП, 2014.

5. Хольнова Е. Г., Новикова Л. Н. Система страхования банковских вкладов в России проблемы и перспективы развития / монография Хольнова Е. Г., Новикова Л. Н. / Вологодский науч.-координационный центр ЦЭМИ РАН, Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т. Вологда, 2006.

6. Шлафман А.И. Законодательное регулирование предпринимательства, теоретические основы государственного регулирования препринимательской деятельности // Российское предпринимательство. 2009. № 1-1. С. 25-29.

7. Шлафман А.И. Место и роль государственного регулирования интеграционных процессов предпринимательства в новых экономических условиях //Экономические науки. 2013. № 105. С. 26-28.

8. Lajoux A.R. The art of M&A Integration: a guide to Mergering Resorses, prosses and responsibilities/ A.R. Lajoux - New York: McGraw-Hill, 1997.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Формы международной экономической интеграции. Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в международной экономике. Международная экономическая интеграция на примере НАФТА. Предпосылки и особенности североамериканской интеграции.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Признаки экономической интеграции. Предпосылки международной интеграции. Виды международной экономической интеграции. Особенности интеграционных объединений стран американского континента. НАФТА - североамериканская зона свободной торговли.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2006

    Сущность и предпосылки международной экономической интеграции, ее необходимость и значение. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом. Перспективы вступления России в ВТО. Пути интеграции России в мировую экономику.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2014

    Понятие и сущность интеграционных процессов, их классификация и функционирование. Рассмотрение крупнейших интеграционных центров. Роль и цели единого экономического простронства. Определение места России в процессах современной международной интеграции.

    реферат , добавлен 25.10.2014

    Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX и начале XXI вв.. Тенденция развития мирового хозяйства. Сущность, теории, объективные основы и этапы, последствия международной экономической интеграции. Модели интеграционных процессов.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2008

    Развитие интеграционных процессов как важнейшая характеристика современного мирового хозяйства. Понятие международной экономической интеграции (МЭИ) как процесса хозяйственно-политического объединения стран. Принципы МЭИ, ее региональный характер.

    доклад , добавлен 17.03.2012

    Теоретические основы, сущность и причины возникновения экономических интеграционных процессов в Западной Европе, основные этапы развития. Современное состояние западноевропейской интеграции, её роль на мировой арене. Проблемы и перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2009

    Понятие, необходимость и историческая неизбежность международной экономической интеграции. Условия и предпосылки эффективной интеграции, ее теоретические концепции и школы. Экономическая интеграция в Западной Европе. Проблемы и перспективы развития ЕС.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2011

    Объективные основы, предпосылки и факторы развития международной экономической интеграции, ее этапы и последствия. Роль международных организаций в современных международных отношениях. Место интеграции среди других глобальных факторов мирового развития.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2013

    Роль и виды торговых посредников в международной экономике. Торговое посредничество в России. Экономическая интеграция и ее значение для развития Европы. Причины и формы развития экономической интеграции. Современные интеграционные группировки Европы.

41. Международная экономическая интеграция

Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (иногда надгосударственного)регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики. В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.

Самая простая форма экономической интеграции – зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины.

Другая форма – таможенный союз: наряду с функционированием зоны свободной торговли устанавливается единый внешнеторговый тариф и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Более сложная форма – общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Но наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический (и валютный) союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Экономическая интеграция обеспечивает условия для взаимодействующих сторон: 1) хозяйствующие субъекты (товаропроизводители) получают более широкий доступ к ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также возможность производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки; 2) создаются привилегированные условия для фирм стран – участниц экономической интеграции, они защищаются от конкуренции со стороны фирм третьих стран; 3) участники интеграции совместно решают наиболее острые социальные проблемы: выравнивание условий развития отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий и т.д.

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

7. Международная специализация Наряду с тенденцией к развитию всемирного рынка на основе разделения труда продолжает действовать международная специализация, сущность которой состоит в том, что отдельные страны специализируются на выпуске каких-то конкретных товаров

Из книги Sonin.ru - Уроки экономики автора Сонин Константин Исаакович

21.2. Международная валютная система Внешнеэкономические связи между странами вызывают необходимость обмена их валют. Валюта (цена, стоимость) – это денежная единица страны. Каждая страна имеет собственную национальную валютную систему, сформированную на основе

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Глава 7 МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ Говорят, знаменитый математик и физик Станислав Улам однажды попросил еще более знаменитого экономиста Пола Самуэльсона назвать хотя бы одну верную, но нетривиальную экономическую теорию. Подумав, Самуэльсон предложил теорию

автора Корниенко Олег Васильевич

Из книги Дефолт, которого могло не быть автора Гилман Мартин

Вопрос 4 Международная торговля Ответ Международная (внешняя) торговля является основной и наиболее древней формой международных экономических отношений и представляет собой обмен товарами и услугами между различными государствами, развивающийся на базе

Из книги Власть и рынок [Государство и экономика] автора Ротбард Мюррей Ньютон

Международная политика Последствия предшествовавших десятилетий, отмеченных воинственностью и недоверием, продолжали сказываться на отношениях между Россией и Западом. Западные политики стремились принять участие в российских делах, но с минимумом затрат. Это

Из книги Мировая экономика автора Шевчук Денис Александрович

Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика 7.1. Экономическая наука: ее природа и применение Экономическая теория дает нам вполне надежные законы, состоящие из утверждений типа: если выполняется А, то В, то С и т.п. Некоторые из этих законов

Из книги Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса автора Вербах Кевин

Глава V МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА Принято считать, что системный подход становится достоянием науки о международных отношениях с середины пятидесятых годов. Его широкое распространение совпало с проникновением в социальные дисциплины достижений научно-технической

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Интеграция Мы предоставили вам уже достаточно много общей информации об игровых элементах. На данный момент вся эта информация может показаться несвязной. Мы сделали лишь небольшие наброски различных видов игровых элементов, чтобы вы поняли, что существует огромное

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЧР Международная политика в сфере ЧР касается степени конвергенции или дивергенции в практике ЧР, принятой в зарубежных филиалах или подразделениях. Здесь следует принимать во внимание отличия в трудовом законодательстве, характер рынка

Из книги Антикризис. Выжить и победить автора Катасонов Валентин Юрьевич

ИНТЕГРАЦИЯ Хотя многие организации используют разные программы для учета заработной платы и управления персоналом (первые обычно находятся в ведении бухгалтерии), многое можно сказать в пользу комплексной системы. Она делает пользование одной общей базой данных

Из книги автора

Международная макроэкономика Макроэкономика на международной арене – то есть самый широкий охват – вот любимый предмет бизнес-школ. Благодаря глобализации международная экономика становится все более популярным элементом программы МВА. Приемные отделения лучших

Из книги автора

Интеграция Прямая и обратная интеграция. Компания может работать в любом звене цепочки формирования стоимости. Когда компания работает на участках, отдаленных от начала цепочки, говорят о прямой интеграции по отношению к потребителю. Если, например, владелец фруктового


Международная экономическая интеграция - это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.
Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;
широким развитием международной специализации и кооперирования в производстве, научных и опытно-конструкторских разработках на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;
глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;
целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц.
Предпосылки создания интеграционных группировок:
близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующих стран. В большинстве случаев межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися;
географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;
общность экономических и других проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.;
демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определённое психологическое воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого макроэкономических предпосылок.
«Эффект домино». После того, как большинство стран отдельного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку. Это может привести к сокращению торговли стран, оставшихся за пределами интеграции. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, после вступления Мексики в НАФТА, многие латиноамериканские страны поспешили заключить с ней соглашения о торговле.
Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, к наиболее значимым из которых можно отнести:
более широкий доступ хозяйствующих субъектов к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям, а также возможность производить продукцию в расчете на более емкий (региональный) рынок;
возможность оперировать на более широком международном (интеграционном) рыночном пространстве;
создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;
совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т.п.).
Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей. Основными этапами интеграционного процесса в логике их исторического развития являются:
1. Преференциальные торговые соглашения заключаются либо на двусторонней основе между странами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам. Межгосударственные органы управления на данном этапе, как правило, не создаются.
2. Зона свободной торговли предусматривает полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами (всеми или большинством) и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
3. Таможенный союз отличается согласованной отменой национальных таможенных тарифов между странами-членами, введением ими общих таможенных тарифов и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Предполагается беспошлинная внутриинтеграционная торговля товарами и услугами и полная свобода их перемещения внутри региона. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
4. Общий рынок, при котором интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капиталов, рабочей силы и технологий. Координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно1-2 раза в год) глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах министров. Одновременно создается постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС - Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат).
5. Экономический и валютный союз, на уровне которого происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки. Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правительствами стран-членов (например, в ЕС - Комиссия ЕС).
Несмотря на многочисленность и разные уровни развития, все интеграционные группировки мира преследуют примерно одинаковые цели:
использование преимуществ экономики масштаба на базе расширения размеров рынка, сокращения трансакционных издержек, прилива прямых иностранных инвестиций. Подобные цели особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки;
создание благоприятной внешнеполитической среды путем укрепления взаимопонимания и сотрудничества стран-участниц в политической, военной, социальной и других неэкономических областях; особенно характерно для стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока;
решение задач торговой политики путем усиления переговорных позиций участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО. Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли. Подобные мотивы присутствуют в интеграционных объединениях Северной и Латинской Америки Юго-Восточной Азии;
содействие структурной перестройке экономики за счет использования рыночного опыта, капиталов, технологий более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС;
поддержка развития отраслей национальной промышленности вследствие возникновения более широкого регионального рынка. Эта цель была ведущей для интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки, расположенных к югу от Сахары.
Таким образом, в результате интеграции отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран. Подобные региональные образования оцениваются как положительный фактор мировой экономики, но при условии, что группа интегрирующихся стран, либерализуя взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами.

Контрольные вопросы
В чем заключаются сущность и цели международной экономической интеграции?
В каких формах проявляется экономический эффект от участия страны в интеграционном объединении?
Какие этапы выделяются в процессе международной экономической интеграции?

В современном мире происходят глобальные процессы, связанные с объединением иностранных государств в различные союзы и формирования. Происходит это по целому ряду причин, главными из которых можно считать следующие:

  • растёт взаимозависимость экономик;
  • набирают обороты на микро- и макроуровнях;
  • чем выше цивилизованность государства, тем быстрее оно переводит свою экономику от национальной хозяйственной замкнутости до открытости внешнему миру.

Рынок производства и потребления товаров и услуг, международные корпорации и сферы влияния, регулирующие разорительную конкуренцию - всё это базируется на совместном сбалансированном экономическом взаимодействии стран, связанных общими деловыми интересами.

Определение

Принято считать, что международная экономическая интеграция - это сознательный процесс, направляемый и регулируемый главами государств, вызванный объективными причинами. В его основе лежит сближение отдельных хозяйственных, экономических систем, их сращивание, подстраивание друг под друга. Естественно, что подобные союзы планируются не на один день, обладают долгосрочным потенциалом и элементами саморазвития.

Международная выгодна многим отдельным странам, которые, ведя собственное хозяйство обособленно, сталкиваются с рядом трудностей. Объединившись, эти трудности преодолевают значительно легче, решая многие проблемы экономического и технического характера.

Если рассматривать экономический микроуровень, то международная интеграция - это создание в близлежащих государствах фирм, организаций, предприятий, имеющих общие торгово-хозяйственные связи. Например, в одной стране на предприятиях производится продукция из сырья, которое поставляет другая. А производство ведётся на оборудовании, произведённом в третьей стране-компаньоне. Такой тип связи устанавливается на основе экономических соглашений, организации заграничных филиалов и т.д.

Если говорить о макроуровне, то он приравнивается к межгосударственному, и здесь международная интеграция - это экономическое объединение государств, согласованное не только на но и на отдельных национально-политических основах. Пример - Европейский Союз.

Интенсивное развитие интеграции требует свободного перемещения товаров в разных государственных регионах, услуг, денежных средств, рабочих ресурсов. Это, в свою очередь, влечёт необходимость согласованных совместных действий в финансах, валютных операциях, сфере науки и техники, экономике. Более того, в орбиту совместных действий со временем включаются и социальная и оборонная. Таким образом, международная экономическая интеграция - явление сложное, многоуровневое, возможное на определённом этапе развития государственных систем. Для её возникновения нужно общественное сознание высокого уровня, преодоление узкособственнической идеологии и конфронтации, которое свойственно государствам с милитаристским уклоном правления.

Формы международной экономической интеграции

Традиционно выделяется несколько таких форм:

  • Самой простой из них принято считать зоны свободной торговли. При образовании таких зон между странами-участницами ликвидируются различные ограничения, связанные с ввозом-вывозом товаров, таможенными пошлинами и т.д.
  • Таможенный союз - эта разновидность формы международной экономической интеграции предполагает ввести не только зону свободной торговли между странами-участницами, но и общую внешнюю торговую политику, и определённый регулятор цен по отношению к странам, не входящим в интеграционный союз.
  • Более сложным образованием является Он даёт возможность не только организовать общее рыночное пространство со свободной взаимовыгодной торговлей, единой ценовой политикой, но и свободный ввод-вывод капиталов, передвижение трудовых ресурсов, согласованность в экономических законодательствах участвующих сторон.
  • Международная экономическая интеграция самого высокого уровня - это экономический и валютный союз. Такое сообщество, помимо всего прочего, предполагает единую межгосударственную валютную, финансовую, экономическую политику.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...