Доля расходов на обслуживание государственного долга. Расходы бюджета на обслуживание государственного (муниципального) долга


Управление государственным и муниципальным долгом - это система мероприятий государства и муниципального образования по установлению порядка, условий выпуска и размещения долговых обя­зательств, а также по выплате доходов и погашению займов. Управление государственным долгом РФ осуществляет Правительство РФ либо уполномоченный им Минфин России, а управление государственным долгом субъекта РФ - высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо финансовый орган субъекта РФ. Вопросы управления муниципальным долгом возлагаются на исполнительно­-распорядительный орган муниципального образования (местную ад­министрацию) в соответствии с уставом муниципального образования.

Комплекс мероприятий по управлению государственным долгом в основном касается двух аспектов - методов управления и порядка обслуживания. Под методами управления понимаются способы регу­лирования выпущенных в обращение займов. При этом, если раньше законодательство вообще не затрагивало вопросы применения тех или иных методов и государство могло в одностороннем порядке изменить размер доходности займа, увеличить срок действия или осуществить отсрочку погашения ранее выпущенных займов 1 , а иногда и аннулиро­вать государственный долг (отказаться от долговых обязательств), то в настоящее время применение методов управления государственным долгом строго ограничено бюджетным законодательством РФ.

К числу методов управления относятся реструктуризация долга, новация, предоставление отступного, конверсия, предоставление рас­срочки, списание и прекращение долговых обязательств.

Реструктуризация долга - это основанное на соглашении пре­кращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения.

Новация - это основанная на соглашении замена первона­чального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством, предусматривающим иной предмет или способ ис­полнения (ст. 414 ГК РФ). Такой метод был использован в отношении обязательств по государственным краткосрочным бескупонным об­лигациям и облигациям федеральных займов со сроком погашения до 31 декабря 1999 г.

Обязательство по государственным займам может быть изменено по соглашению сторон предоставлением отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Заключение договора об отступном произво­дится с владельцами государственных ценных бумаг, не осуществивших новацию в установленные сроки.

В отношении государственного внешнего долга наряду с реструкту­ризацией применяется метод конверсии. Конверсия внешнего долга - средство, обеспечивающее сокращение общей суммы внешней задолжен­ности, облегчение условий внешнего долга за счет замещения основных обязательств иными, менее обременительными для государства-должника.


Если долговое обязательство РФ не предъяв­лено к погашению (не совершены кредитором определенные условия обязательства или установленные НПА действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответ­ствующими федеральными законами, или истек срок государственной гарантии РФ, указанное долговое обязательство считается прекра­щенным и списывается с государственного внутреннего долга (если иное не предусмотрено федеральными законами). Минфин России по истечении указанного выше срока издает акт о списании с государ­ственного внутреннего долга не предъявленных к погашению долговых обязательств, выраженных в валюте РФ. Списание с государственного внутреннего долга осуществляется посредством уменьшения объема долга по видам списываемых долговых обязательств, выраженных в валюте РФ, на сумму их списания без отражения указанных сумм в ис­точниках финансирования дефицита федерального бюджета. Однако данное положение не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям и на долговые обязательства РФ перед субъектами РФ и муниципальными образованиями. Выпуски государственных цен­ных бумаг РФ, выкупленные (переоформленные) в полном объеме Минфином России до наступления даты их погашения, могут быть признаны по решению указанного министерства досрочно погашенными.

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются финансовые операции по выплате доходов по госу­дарственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним или дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета. Обслуживание долговых обязательств РФ осуществляется Банком России, кредитной организацией или другой специализированной финансовой органи­зацией.

В РФ установлена единая система учета и ре­гистрации государственных заимствований. Минфин России ведет го­сударственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (Государствен­ная долговая книга РФ). Такие же книги ведутся в каждом субъекте РФ и муниципальном образовании. В них вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий), о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

Сведения о долговых обязательствах субъекта РФ, муници­пальных образований подлежат передаче Минфину России, который устанавливает объем информации, порядок и сроки ее предоставления. Ответственность за достоверность переданной информации несет фи­нансовый орган субъекта РФ.

Государственный кредит - это совокупность денежных средств, мобилизованных государством, является заемщиком и гарантом. Государственный кредит является весьма специфической звеном государственных финансов, поскольку он не имеет отдельного ф фонда финансовых ресурсов, а средства, мобилизуемые с его помощью, проходят через бюджет. В отдельных случаях через кредит привлекаются средства в фонды целевого назначения или под целевые проектти.

Государственный кредит может иметь две формы:

Сберегательное дело (принадлежит к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета);

Государственные займы (основная форма государственного кредита) (табл 61)

Отношения государственного кредита на общегосударственном уровне урегулированы в 16 и 17. Бюджетного кодекса. Право на осу-

Таблица 61. Классификация государственных займов

Критерии классификации

Характеристика

По правовым оформлением

Государственные займы, предоставляемые на основании соглашений

Поступают, как правило, от правительств других стран, международных организаций и финансовых институтов

Государственные займы, обеспеченные выпуском ценных бумаг

С помощью ценных бумаг мобилизуются средства на финансовом рынке

По форме эмиссии

Облигации

Долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша Они могут быть обезличенными (на покрытие бюджетного дефицита) и целевые ими (под конкретные проекты)

Казначейские обязательства

Имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита Выплата доходов производится в форме процентов

По месту размещения

Внутренние

Предоставляются юридическими и физическими лицами этой или других стран

Поступают извне - от правительств, юридических и физических лиц других стран, международных организаций и финансовых институтов

По сроком погашения

Краткосрочные

Срок погашения до 1 года

Среднесрочные

Сроки погашения от 1 до 5 лет

Окончание табл 61

спення государственных внутренних и внешних займов в пределах и на условиях, предусмотренных. Законом о. Государственном бюджете Украины, должно государство в лице министра финансов Украины по поручению. Кабинета. Министров. Ук страны. Платежи, связанные с выполнением гарантийных обязательств, принадлежат к платежам по долгу. В случае невыполнения юридическими лицами своих обязательств по погашению и обслуживанию предоставленных на ум овах возврата кредитов, привлеченных государством или под государственные гарантии, других гарантированных государством обязательств и взыскания задолженности перед. Государственным бюджетом Украины с предоставленных предприятиям и в рганизациям займов из государственного бюджета, займов, предоставленных за счет средств, привлеченных государством или под государственные гарантии, платы за пользование этими займами органы взыскания применяют механизм флаг ния этой задолженности в порядке, предусмотренном законом для взыскания не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, включая погашение такой задолженности за счет имущества должникаів.

Использование государством в своей финансовой политике привлечения средств на кредитной основе обусловливает формирование государственного долга и необходимости разработки системы управления этим долгом. Во время экономических х спадов государственное заимствование служит целям стабилизации экономики, поскольку препятствует резкому падению совокупного спроса. Положительное влияние дефицитных-финансовых расходов усиливается действием эффекта мультипл икатора: рост государственных расходов вызывает многократный рост совокупных расходов, а следовательно - и объема. ВВП. Одним из методов стимулирования совокупного спроса во время экономических спадов может быть выпуск государственных займов с целью финансирования производственных инвестиций. Другим механизмом влияния государственных займов на экономическое развитие является увеличение занятости производственных факторов. В экономике, которая характеризуется я неполной занятостью производственных факторов, дополнительные государственные расходы, финансируемые займами, дают толчок внутреннему производству, что в свою очередь способствует более загрузке материальных факторов производства и повышению уровня занятости. Допуская бюджетный дефицит , государство стимулирует внутреннее производство с помощью поддержания совокупного спроса стимулирующее влияние на развитие экономики должно привлечения внешних займов, поскольку в реальных терминах означает поступление дополнительных ресурсов, которые могут дать толчок экономическому ростуостанню.

Причинами создания и увеличения государственного долга являются:

Трансформационный спад производства и сужение на этой основе налоговой базы;

Циклические спады в экономике;

Неблагоприятный инвестиционный климат;

Увеличение государственных расходов без соответствующего роста государственных доходов;

Уменьшение налогов с целью стимулирования экономики без соответствующего уменьшения государственных расходов;

Влияние политических циклов - чрезмерное увеличение расходов в избирательный период

Долговые обязательства государства и органов местного самоуправления урегулированы. Бюджетным кодексом. Функции государственного долга (экономическая сущность):

Фискальная - привлечение государством необходимых средств для финансирования бюджетных расходов

Регулировочная - корректировка объема денежной массы через куплю-продажу ценных бумаг. Национального банка Украины

Классификация государственного долга. Бюджетным. Кодексом представлена??на рис 61, а долговые обязательства приведены в табл 62

Абсолютный размер государственного долга не очень показательным макроэкономическим индикатором, поскольку долг растет по мере увеличения. ВВП и на его величину влияет инфляция. Более содержательными е относительные показной ники задолженности, а именно отношение долга к. ВВП и отношение суммы обслуживания долга к. ВВП. Относительная величина государственного долга ("долг /. ВВП") зависит от таких факторов, как уровень процентной с тавки, которой определяется размер выплат по долгу, темп роста реального. ВВП и объем первичного бюджетного дефицита. Уменьшение относительной задолженности в экономике возможно при условии, если темпы возр. Ання реального. ВВП уменьшаться, а доля первичного бюджетного излишка по. ВВП увеличиватьсяьшуватиметься.

Управление задолженностью делится на три стадии: привлечение финансирования, его размещения (использования) и погашения долга. Соответственно система управления задолженностью страны содержит:

1) анализ кредитоспособности - возможности страны занимать деньги;

2) оценка платежеспособности - способность обслуживать долг;

Контроль уровня задолженности;

Контроль за составом долга

Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства по выплате процентов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий выпуска новых займов. Выплата процентов по п займам и их погашение осуществляются за счет бюджетных средств. Однако в условиях роста государственного долга и ограниченности бюджетных средств государство может осуществлять рефинансирование государственного долгау,

Таблица 62,. Государственные долговые обязательства

Прямые долговые обязательства

Условные (гарантированные) долговые обязательства

Обязательства, берутся государством как непосредственным заемщиком через выпуск государственных ценных бумаг, заключение соглашений о займе или другими путями, предусмотренными законодательством Украины, в том числ ли в результате получения распорядителями средств государственного бюджета кредитов, привлеченных под государственные гарантии

Обязательства, берутся непосредственно юридическими лицами и гарантируются государством, в том числе обязательства по кредитам МВФ, кроме случаев их непосредственного направления в государственный бюджет

До вступления в силу государственных гарантий указанные обязательства не учитываются как государственный долг и операции с ними не отражаются в показателях государственного бюджета, кроме случаев получения таких кре Эдит распорядителями В случае вступления в силу государственных гарантий условные (гарантированные) долговые обязательства переходят к прямым долговых обязательств и признаются прямым государственным долгом в размере невыполненных заемщиком в срок обязань

есть погашать государственный долг путем привлечения средств от выпуска новых займов

Предельный объем внутреннего и внешнего государственного долга, долга. АРК или местного самоуправления, предельный объем предоставления гарантий устанавливается на каждый бюджетный период согласно закону о. Государственном бюджете Украины на текущий год или решением о местном бюджете. Величина основной суммы государственного долга не должна превышать 60% фактического годового объема. ВВП Украины. В случае превышения декабря аничнои величины. Кабинет. Министров Украины обязан принять меры для приведения этой величины в соответствие с положениями кодекса. Государство не несет ответственности по обязательствам за заимствованием и местных бюджетов. Расходы на обслуживание долга осуществляются за счет средств общего фонда бюджетжету.

Расходы па обслуживание долга местных бюджетов не могут ежегодно превышать 10% расходов от общего фонда соответствующего местного бюджета в течение любого бюджетного периода, когда планируете ься обслуживания долга. Если в процессе погашения основной суммы долга и платежей по его обслуживанию, обусловленной договором между кредитором и заемщиком, налицо нарушение графика погашения по вине заемщика, соответствующий совет не имеет права осуществлять новые заимствования в течение пяти последующих лет. Порядок осуществления заимствований в местные бюджеты устанавливается. Кабинетом. Министров Украины е дповидно условиям, определенным. Бюджетным кодексомом.

Методы управления государственным долгом являются

Конверсия - изменение доходности займов, которая происходит вследствие изменения ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки. ИИБУ) или ухудшение финансового состояния государства

Консолидация - перенос обязательств по ранее выпущенной займу на новый заем с мстою продление срока займа, который проводится в форме обмена облигаций предыдущих займов

Унификация - объединение нескольких займов в одну, что упрощает управление государственным долгом

Обмен по регрессным соотношением - обмен облигаций предыдущих займов на новые, проводится с мстою сокращения государственного долга, но не является оптимальным путем, поскольку означает частичный отказ гос дарства от своих долгов.

Отсрочка погашения - перенос сроков выплаты задолженности, при этом в этот период выплата доходов не проводится

Аннулирование долга означает полный отказ государства от своих обязательств. Принятие решения об аннулировании (отказ от выплаты) долгов производится либо на основании политических мотивов, или в случаях финансовой несостоятельности государства. Примером аннулирования долгов является отказ правительства. СССР выплатить долги царской. России. Когда государство является несостоятельной выполнить платежи по погашению и обслуживанию займов в от носторонньому порядке может быть принято решение об отказе выполнить предусмотренные платежи, получившее название дефолта. Он возможен при следующих условиях: государственные органы не способны привлечь необходимые средства для обслуживание займов, в стране не хватает валютных резервов, а кредиторы не дают согласия на проведение рефинансирования долгоргу.

Для оценки долга используются показатели задолженности, которые измеряют различные составляющие внешнего долга:

Отношение размера долга к экспорту и. ВВП;

Отношение общей суммы платежей по обслуживанию долга к экспорту и государственных доходов;

Коэффициент обслуживания долга (соотношение между суммой выплат по обслуживанию долга и величиной экспорта товаров и услуг)

. Долговой кризис - это кризис внешней задолженности, которая проявляется в неспособности страны-должника обслуживать внешнюю задолженность в полном объеме, в том числе осуществлять выплаты по обслуживанию накопленной й суммы долга в соответствии с начальными соглашений. Традиционным методом уменьшения долга является его реструктуризация (частичное аннулирование долга, снижение процентов по обслуживанию долга, продления сроков действия так ргових обязательств).

Структурно государственный долг Украины состоит из внутреннего и внешнего государственного долга в Украине имеет тенденцию к росту. Сумма государственного долга обязательно указывается в законе о. Государственном бю юджет Украины на текущий год. Начиная с февраля 2001, отчетность по государственному долгу состоит. Министерством финансов Украины согласно новому порядку учета государственного долга и операций, связанных х с ним. Новый порядок учета. Министерством финансов государственного долга и операций, с ним связанные, определяет термин"государственный долг"как сумму прямых государственных обязательств государства. Основным отличием учета государственного долга является то, что в его состав не засчитывается объем обязательств, гарантированных государством до момента наступления гарантийного случая. Такие обязательства являются условными и учитываются отдельныіковуються окремо.

Внутренний долг Украины состоит преимущественно из задолженностей по облигациям внутреннего государственного займа, которая накапливается с мая 1995. Особенностью нынешней ситуации в Украине является фактическое ис существования двух типов государственного внутреннего долга: номинального и реального. Первый из них трактуется как совокупность государственных заимствований па кредитных и фондовых рынках и предусматривает погашение основной суммы долга с выплатой процентов в установленные сроки, второй - это номинальный долг плюс непогашенная задолженность по социальным выплатам населению, пролонгированным во времясі.

Показатель отношения государственного долга к. ВВП в Украине является одним из самых низких среди стран, граничащих с Украиной, и в 2,3 раза ниже показателя в развитых странах мира состоянию на 31 июля 2007 г гос государственное долг Украины составлял 15512000000 долл.. США. Крупнейший в мире должник. США, долг которых на 1 августа 2007 г законодательно закреплен на уровне 8965000000000 долл.. США и показывает устойчивую динамику к ростустання.

Обострение долговой ситуации происходит во всех сферах и на всех уровнях экономики течение 2005 г сумма государственного прямого и гарантированного долга уменьшилась в гривневом эквиваленте на 7255 376,20 т тыс. грн (8,5%) и на 622 613,29 тыс. долл.. США (3,9%) в долларовом эквиваленте результате дохода от приватизации (ОАО"Криворожсталь") стало возможным финансирование дефицита государственного бюджета в 2005 г за счет не-долговых источников. В 2006 г задолженность по заработной плате удержалась на уровне 1 млрд грн, задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг достигла 6,16 млрд грн, а задолженность ость предприятий коммунальной теплоэнергетики за потребленный газ составляла 933 млн грн. К этому следует добавить просроченные задолженности перед бюджетом, бюджетной задолженности по возмещению. НДС, кредитор скую и дебиторскую задолженность. Наибольшая сумма платежей по погашению долга приходится на 2009 г (16,4 млрд грн) и 2013 г (17 млрд грн). Общие выплаты по государственному долгу, которые должны быть осуществлены в 2007 г за счет средств государственного бюджета, оцениваются на уровне 11 055 500 000 грн, из которых 35,6% (3939700000 грн) - выплаты по внутреннему долгу, и 64,4% (7115800000 грн ом. Объем государственных заимствований на 2007 г прогнозируется в сумме 9826300000 грн, в том числе внешние - 5996600000 грн, внутренние - 3829800000 грн. Внешнее финансирование общего фонда государственного бюдже ту предполагается за счет очередного транша займа на политику развития. П. Всемирного банка (500 млн долл.. США) и выпуска облигаций внешнего государственного займа (ОВГЗ) (67,8 млн долл.. США). Объем платежей по погашению государственного долга на 2007 г прогнозируется в размере 6152100000 грн. Согласно расчетам предельный размер государственного внешнего долга в конце 2007 г не превысит 9890 764,5 тыс долл. США. В целом общий объем государственного долга исчисленный в долларах. США по среднему курсу на 2007 г (5,1 грн = 1 долл.. США) предполагался на уровне 14 900 110,7 тыс. долл.. СШчався на рівні 14 900 110,7 тис. дол.. США.

Заимствования в местные бюджеты осуществляется на определенную цель и подлежит обязательному возврату. Заимствования в соответствующие бюджеты могут быть осуществимы лишь в бюджет развития. Государство не несет ответственности по обязательствам относительно заимствований в местные бюджеты. Расходы на обслуживание долга местных бюджетов не могут ежегодно превышать 10% расходов от общего фонда видповидног в местный бюджет в течение любого бюджетного периода, когда планируется обслуживание долга. Примером местных заимствований может быть размещение. Винницкой городской советом 1 августа 2007 г (через упов новажений банк"Альфа-Банк") муниципальных облигаций серии D на 6 млн грн (облигации серии D общим количеством 6 тыс шт и номиналом 1 тыс. грн). Срок обращения облигаций этой серии - 884 дня (1 августа я 2007 г - 31 декабря 2009 p). Ставка доходности по облигациям серии D - 10,55% годовыхрії D - 10,55 % річних.

В. Законе Украины"О. Государственном бюджете Украины на 2007 г."установлен предельный размер государственного внутреннего долга Украины в сумме 20 274 ??714,9 тыс. грн и предельный размер государственного внешнего долг гу - 1033 911,9 тыс долл. США (табл. 63). По программе"Мероприятия по постепенной компенсации гражданам потерь от обесценивания денежных сбережений"за 9 месяцев 2007 г из государственного бюджета. ОАО"Ощадбанк"и HAC K"Оранта"было выделено 433 млн 312,8 тыс грн. Задолженность Украины перед международными финансовыми организациями составляет 24,99% от общей суммы государственного прямого и гарантированного долга Украины и и состоит из задолженности по кредитам. Всемирного банка,. Европейского банка реконструкции и развития,. Европейского сообщества и. Международного валютного фонда. Серьезные риски сейчас станов ить рост корпоративных внешних долгов (например, долгя корпоративних зовнішніх боргів (наприклад, боргів

Продолжение табл 63

Окончание табл 63

государственных монополистов HAK"Нафтогаз"). Так, в структуре валового внешнего долга доля государственного долга составляла 25,7% общего объема, банковских долгов - 21,5, а долгосрочных обязательств н небанковских корпораций - 25,6ій - 25,6 %.

В 2009 г государственный долг Украины вырос более чем на 11 млрд долл. и сейчас приближается к 36 млрд долл.. В эту сумму входит внешняя (около 16 млрд) и внутренняя (более 10 млрд) задолженность, а также бор ргови обязательства, на которые распространяются государственные гарантии. Основное увеличение долга произошло за счет получения трех траншей. МВФ на общую сумму 10,6 млрд долл., а также из-за активных займа правительства на внутреннем рынке. Стоит отметить, что часть привлеченных средств (39,6 млрд грн, или 4,5 млрд долл.) было направлено на погашение предыдущих долгов сравнению с. ВВП страны доля долга не превышает. ЗО%, что согласно теоретическими положениями не является критическим. В. Бюджетном кодексе сказано, что доля государственного долга страны не должна превышать 60%. ВВП. Основной пик погашения задолженностей придется ае на 2013 г - 7,6 млрд долл., с 2012 г начинаются расчеты по кредитам. МВФ, и в течение трех лет страна должна вернуть более 11,6 млрд долл.. СШ млрд дол.. США.

Чрезмерное увлечение Правительства России креди­тами стало негативно сказываться на бюджете, а, следова­тельно, и на финансировании отраслей экономики и соци­альной сферы.

Стремительное увеличение бюджетных расходов, свя­занных с обслуживанием внутреннего и внешнего государ­ственного долга, свидетельствует о том, что государствен­ный долг не стал снижаться и в отдельные годы даже воз­растал.

Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга (за­долженности).

В общих расходах федерального бюджета в 2000 году расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, составляли 25,7%.

Расходы на обслуживание государственного долга в федеральном бюджете в 2001 году составили огромную сумму - 239,8 млрд. руб., в том числе на обслуживание госу­дарственного внутреннего долга - 56,6 млрд. руб. и госу­дарственного внешнего долга - 183,2 млрд. руб.

В федеральном бюджете России на 2003 год предус­мотрены расходы на обслуживание государственного и му­ниципального долга 277,5 млрд. руб., в том числе на обслу­живание внутреннего долга - 57,4 млрд. руб. и государ­ственного внешнего долга - 220,1 млрд. руб.

Обслуживание государственного внутреннего долга Рос­сийской Федерации производится Банком России и его уч­реждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ, путем осуществления операций по размещению дол­говых обязательств России, их погашению и выплате дол­гов в виде процентов по ним или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализирован­ным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной вла­сти, уполномоченным Правительством РФ выполнять фун­кции агента.

При анализе расходов на обслуживание государствен­ного долга в 90-е годы наблюдается такая тенденция.

При недостатке налоговых и неналоговых средств для формирования доходов бюджета государство использует свои возможности для привлечения дополнительных финан­совых ресурсов путем заимствования средств, накапливая задолженность, что ведет к росту государственного долга.

Чем хуже обстоит дело с государственным бюджетом, чем больше его дефицит, тем больше объем заимствова­ний, увеличивается объем государственного долга. Чем глуб­же финансовый кризис в стране, тем выше доля затрат на обслуживание государственного долга в расходах бюджета.

Чем больше Россия платит по внешним долгам, тем меньше денег остается у государства на социальную поли­тику, образование, медицинское обслуживание, на оборон­ные заказы. Не замечать проблемы долгового бремени уже нельзя. Сегодня внутренний и внешний государственный долг России колеблется у цифры в 150 млрд. долларов. Прави­тельство в 90-х годах заимствовало деньги без учета дол­гов и возможности их возврата.

В 90-х годах государственный долг России увеличивал­ся, достигнув в 2000 г. более 70 млрд. долларов (внутренний долг). Внешний государственный долг к 2000 году превысил 150 млрд. долларов. Наступившие по срокам платежи по внешнему долгу в 2001 году составляют 14,2 млрд. долларов.

Во время обсуждения федерального бюджета на 2002 год в Государственной Думе Минфин назвал такие цифры пла­тежей нашей страны по внешним долгам:

в 2001 году - 14,2 млрд. долларов;

в 2002 году - 14,2 млрд. долларов;

в 2003 году - 19,6 млрд. долларов;

в 2004 году - 16,0 млрд. долларов;

в 2005 году - 18,0 млрд. долларов;

Итого за 5 лет - 82,0 млрд. долларов.

Это огромная сумма накопленных долгов. Напомним, что весь бюджет России по доходам составляет лишь 60 млрд. долларов, т. е. за пятилетку страна 1,5 года вынуждена работать только на возврат займов прошлых лет.

Долг России уменьшается слишком медленно. Если Рос­сия каждый год будет выплачивать долги без отсрочек, то процесс уплаты долгов затянется до 3030 года и, причем возвращать надо будет 250 млрд. долларов (с учетом про­центов).

Чтобы успешнее решить проблему долгов, необходимо эффективнее управлять этим процессом, использовать ре­зервы сокращения внешнего долга.

Еще по теме 11.3. Бюджетные расходы на обслуживание и погашение государственного долга:

  1. Отражение в бюджетах поступлений средств от заимствований, погашения государственного или муниципального долга, возникшего из заимствований, и расходов на его обслуживание

денежные средства, выделяемые на затраты по размещению долговых обязательств РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, выплате процентов по долгу и погашению основной суммы задолженности. Осуществляются соответственно за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). Функции по обслуживанию долга выполняет Центральный банк России и др. специализированные финансовые институты; они работают на основе специальных соглашений, заключаемых с эмитентами государственных (муниципальных) ценных бумаг. Оплата услуг агентов по размещению гос. (муниципальных) долговых обязательств включается в расходы по обслуживанию гос. (муницип.) долга в пределах норм, утверждаемых органом исполнительной власти соответств. уровня. Расходы по выплате процентов состоят из процентных платежей по государственному (муниципальному) внутреннему долгу и государственному внешнему долгу. Первые включают: проценты по займам, предоставленным Центральным банком РФ; проценты по прочим займам Российской Федерации, полученным внутри страны (ГКО, ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОГНЗ, ОФЗФК и др.); проценты Центральному банку России по векселям; проценты по ценным бумагам субъектов РФ; проценты по муниципальным ценным бумагам; и др. Вторые – проценты по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностр. гос-в (включая платежи в погашение процентов по внешнему долгу быв. СССР); проценты по кредитам, полученным Россией от иностр. коммерч. банков и фирм, а также междунар. финанс. орг-ций; проценты по внутреннему валютному долгу; проценты по государственному внешнему долгу субъектов РФ, получивших кредиты от междунар. финанс. орг-ций и иностр. коммерч. банков. В расходы на обслуживание гос. (муницип.) долга закладывается резерв на исполнение обязательств по гос. (муницип.) гарантиям. Погашение основной суммы задолженности отражается в источниках финансирования дефицитов бюджетов. В наст. время расходы на обслуживание государственного долга являются самой большой статьей расходов федерального бюджета России: только на выплату процентов по внутреннему и внешнему долгу в 2001 предстояло израсходовать 239,8 млрд р., или 20% к общему объему бюджетных расходов; а с учетом средств, направляемых на погашение основной суммы задолженности только по государственному внутреннему долгу (102,9 млрд р.), расходы достигают уровня 28,7%. Колоссальные суммы данной группы бюджетных расходов – следствие того, что в России к 1996 сформировался долговой тип экономики, при к-ром долги постоянно увеличивались, а суммы, расходуемые на обслуживание внутреннего и внешнего гос. долга, по размеру приблизились к величине новых заимствований. Для предотвращения дальнейшего разбухания государственного долга в российском законодательстве конца 90-х годов было введено лимитирование долга определ. пределами, устанавливаемыми в абс. величинах; причем в Бюджетном кодексе РФ эти ограничения были ужесточены. Проблема обслуживания и погашения долга, накопленного Россией на всех уровнях бюджетной системы, заняла одно из центральных мест в экономич. и политич. жизни страны. Она же обусловила и те задачи, к-рые сегодня ждут своего решения. К ним относятся: установление величины внутреннего и внешнего долга на таком уровне, который обеспечивал бы финансовую безопасность страны и одновременно позволял всем уровням власти выполнять взятые на себя долговые обязательства без значительного ущерба финансированию программ социально-экономич. развития; минимизации стоимости долга на основе удлинения срока заимствований, снижения доходности по государственным и муницип. ценным бумагам, более полного использования возможностей заимствования на разных финансовых рынках; сохранение за российским государством репутации первоклассного заемщика на основе своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами; обеспечение эффективного и целевого использования заемных средств; диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, уровню доходности, срокам выплаты доходов и т.п.; координация действий федеральных, региональных и муницип. органов на рынке гос. и муницип. ценных бумаг. Выполнение перечисленных задач зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления долгом, для чего должен осуществляться анализ объема и структуры долга, что позволит постепенно снизить расходы бюджета на его обслуживание.

Государственный/муниципальный долг - результат заимствований, осуществленных для покрытия бюджетного дефицита. Его образует сумма дефицитов за прошлые годы за минусом излишков. Рассмотрим подробнее, как осуществляется

Общие сведения

К Государственному долгу РФ относят обязательства перед:

  1. Юрлицами и физлицами (иностранными в т. ч.).
  2. Субъектами РФ.
  3. Международными финансовыми структурами, прочими субъектами международного права.
  4. Иностранными государствами.

Госдолг также формируют обязательства:

  • по госгарантиям, предоставленным РФ;
  • возникшие вследствие принятия законов об отнесении на госдолг задолженности третьих лиц.

Нюансы терминологии

В соответствии с положениями законодательства, выделяется общегосударственный и государственный долг. Первое понятие считается более широким. Общегосударственный долг состоит не только из обязательств правительства РФ, но и из структур управления республиками, включенными в состав страны, а также органов самоуправления.

Обеспечение

Оно осуществляется за счет федеральной собственности, формирующей казну страны. Несмотря на то что обеспечение кредитных отношений производится казной, средства федерального бюджета идут на погашение задолженностей (

Бюджетный кодекс содержит императивное указание для федеральных структур госвласти реализовывать все полномочия по привлечению доходов для погашения обязательств.

Состав

Государственный долг РФ - прямое следствие кредитной политики власти страны. Состав определяется формой кредита - способа привлечения свободных (временно) средств в распоряжение власти.

Как устанавливает 98 статья БК, в объем госдолга включены:

  • суммы основной задолженности по кредитам;
  • номинальная сумма по государственным ценным бумагам;
  • обязательства по выданным гарантиям.

В состав долга не входит выплата процентов, а также непроцентных доходов по госзаимствованиям. В соответствии с БК, они выступают самостоятельной формой затрат федерального бюджета.

Методы управления и обслуживания государственного долга

Госдолг появляется тогда, когда затраты государства превышают поступления средств, то есть, образуется бюджетный дефицит. Его покрывают государственными заимствованиями. Аналогичная ситуация и с муниципальным долгом. Разница только в том, что заимствования осуществляются на местном или региональном уровне.

Управление госдолгом - одно из направлений финансовой политики государства. Оно представляет собой комплекс мероприятий, связанных с обслуживанием государственного долга, его погашением, выпуском, размещением займов. Управление включает в себя и регулирование рынка госкредита.

К методам управления следует отнести:

  1. Рефинансирование. Оно представляет собой погашение прежней задолженности посредством выпуска новых займов, предполагающего замену обязательств, срок погашения по которым истекает, новыми облигациями либо краткосрочных задолженностей долгосрочными.
  2. Конверсия. Она представляет собой корректировку первоначальных условий займа, выпущенного ранее. В частности, изменяется доходность (понижается или повышается процент).
  3. Консолидация. Она предполагает продление срока займа посредством объединения нескольких обязательств в одно долгосрочное. При этом, как правило, изменяется ссудный процент.
  4. Унификация. В этом случае также несколько займов объединяются, однако при этом происходит обмен ранее выпущенных облигаций на новые. Целью метода является уменьшение числа видов бумаг, что, в свою очередь, оптимизирует работу с ними и сокращает затраты. В некоторых случаях может выполняться обмен по регрессивному соглашению. Это означает, что несколько облигаций, выпущенных ранее, приравниваются к одной. Такой обмен, например, проводился после войны для изъятия из оборота военных облигаций. Соотношение было 3:1 (три прежних на одну новую).
  5. Отсрочка погашения. Она представляет собой перенос срока и прекращение выплат на определенное время.
  6. Аннулирование. Оно предполагает полный отказ от обязательств. Произойти это может по разным причинам: финансовая неплатежеспособность, приход к власти лиц, отказывающихся признавать обязательства прошлого правительства и пр.
  7. Реструктуризация. Она предполагает пересмотр срока выплаты процентов или погашения основной задолженности, снижение ставки, списание определенной части долга. Как правило, такой метод применяется при ухудшении платежеспособности при наличии признаков банкротства. Согласно 105 статье БК, реструктуризация представляет собой прекращение обязательств государства с их заменой другими обязательствами, предполагающими иные условия обслуживания государственного долга и его погашение.
  8. Выкуп. На вторичном рынке финансовых инструментов страна-должник может выкупить свои обязательства.

Мероприятия по обслуживанию государственного долга

К основным из них относят:

  • выплаты кредиторам;
  • предоставление гарантий;
  • погашение внутренних/внешних займов;
  • определение условий по выпуску и размещению новых обязательств и пр.

Эффективность указанных мероприятий зависит от обоснованности принятых решений. Она, в свою очередь, основывается на тщательном анализе структуры и объема госдолга, объективной оценке текущего состояния заимствований.

Нормативная база

Положения, регулирующие обслуживание госдолга и муниципальных заимствований, закрепляет статья 119 БК.

Под ним понимают совокупность операций по выплате доходов в виде процентов или дисконта. Обслуживание государственного (муниципального) долга осуществляется из средств бюджета соответствующего уровня.

В п. 2 указанной статьи установлено, что ЦБ, кредитная структура либо другая специализированная финансовая организация выполняют задачи агента Правительства по реализации этих операций, а также по размещению, обмену, выкупу, погашению обязательств. Данная деятельность осуществляется в соответствии с агентскими соглашениями, заключенными с генерального агента ЦБ исполняет безвозмездно.

Как устанавливает статья 119 БК, оплата деятельности агентов по реализации задач, закрепленных в соглашениях, подписанных с Минфином, производится из федерального бюджета.

Реализация кредитной структурой либо иной специализированной организацией функций агента исполнительного органа госвласти региона РФ производится в соответствии с соглашениями, заключенными с исполнительным институтом власти субъекта, осуществляющим заимствования.

Договора могут быть подписаны и с местной администрацией (при обслуживании муниципального долга). В том случае оплата агентских услуг осуществляется из местного бюджета.

Расходы на обслуживание

О них говорится в ст. 111 БК.

Расходы на обслуживание государственного долга субъекта или муниципальных заимствований планируются ежегодно. Смета утверждается законом о соответствующем бюджете.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга по показателям отчета об исполнении доходно-расходных статей бюджета за отчетный период не может быть выше 15 % от объема затрат соответствующего бюджета. В расчет при этом не принимаются затраты, осуществляемые за счет субвенций.

Ключевые принципы

Обслуживание государственного долга базируется на:

  1. Безусловности. Она предполагает обеспечение точного и своевременного погашения обязательств перед инвесторами и кредиторами без выдвижения дополнительных условий.
  2. Согласованности. Она предполагает максимальную гармонизацию интересов кредитора и заемщика.
  3. Единстве учета. В ходе управления и обслуживания госдолга должны учитываться все виды бумаг, эмитированные (выпущенные) органами госвласти, региональными структурами и муниципалитетами.
  4. Единстве кредитной политики. Оно предполагает применение единого подхода при осуществлении деятельности по управлению и обслуживанию долга со стороны центра по отношению к МО и регионам.
  5. Уменьшении рисков. Финансовая политика должна включать в себя все необходимые мероприятия, способствующие снижению рисков и кредиторов, и инвесторов, и самого должника.
  6. Гласности. Все заинтересованные пользователи должны своевременно получать полную и достоверную информацию о займах.
  7. Оптимальности. Должна быть сформирована такая система госзаймов, при которой их погашение будет осуществляться с минимальными рисками. При этом операции должны оказывать наименьшее негативное влияние на экономику.

Уполномоченные субъекты

В соответствии со 101 статьей БК, управление:

  • госдолгом РФ осуществляется Правительством либо Минфином, уполномоченным им;
  • госдолгом региона - высшим исполнительным институтом власти или финансовой структурой, уполномоченной в соответствии с региональным законодательством;
  • муниципальными обязательствами - исполнительно-распорядительным органом МО (местной администрацией), уполномоченным уставом муниципалитета.

Заключение

По величине госдолга определяется результативность всех кредитных операций, совершенных государством. Абсолютный показатель заимствований, их динамика, темпы изменений характеризуют состояние финансов и экономики страны, эффективность работы финансовых организаций.

Во время спада, согласно классическому подходу к управлению обязательствами, целесообразно уменьшать величину госдолга. В противном случае задолженность будет негативно влиять и на финансовое состояние страны, и на ее экономику.

Альтернативный подход основывается на противоположной концепции. В соответствии с ней, при снижении деловой активности величину займов нужно сокращать. При этом госдолг будет выполнять функции финансового механизма, способствующего ускорению экономического развития.

Государственные заимствования могут быть полезными только во время устойчивого роста экономики. В периоды спада бюджетный дефицит может существенно ухудшить финансовое состояние страны, повысить угрозу долгового кризиса и снижения рейтинга надежности страны. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению общего экономического состояния. Рост государственного долга приводит к реальным негативным последствиям для финансово-экономического и социального секторов.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...