Финансовый механизм инструмент реализации финансовой политики. Политики


Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой

При выработке финансовой политики необходимо учитывать специфику

каждого этапа развития общества, особенности международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной ее реализации, приводит к повышению уровня благосостояния народа; развитию производительных сил и рациональном их размещении по территории страны; способствуют укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира. Сама по себе финансовая политика не может быть хорошей или

плохой. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она адаптирована интересам общества. Т.е., только при наличии ясной программы общественного развития с выделением интересов всего общества или отдельных его групп, характеристикой перспективных и текущих задач, определения методов и сроков их решения можно разрабатывать и успешно проводить финансовую политику и объективно оценить ее. Для этого используется ее главный элемент

Финансовый механизм.

При разработке финансовой политики принципиальным является то, что в основе распределения и перераспределения финансовых ресурсов лежит:

Выбор субъектов распределительных отношений;

Определение степени централизации финансовых ресурсов в

распоряжении государства в зависимости от функций государства и степени самостоятельности юридических лиц и населения в удовлетворении своих потребностей;

Определение первоочередных общественных потребностей и меры их

удовлетворения и соответствующих приоритетных направлений использования финансовых ресурсов;

Выбор источников и методов формирования финансовых ресурсов.

Финансовый механизм - это совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества.

Структура финансового механизма включает в себя множество элементов (видов, форм и методов организации финансовых отношений), что предопределяется множеством финансовых взаимосвязей. Финансовый механизм подразделяется:

В зависимости от особенностей отдельных подразделений

общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений:

С точки зрения воздействия финансового механизма на общественное

воспроизводство (функциональные звенья): мобилизация ресурсов;

финансирование; стимулирование и т.д.

Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма является

составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы.


Вместе с тем они функционируют относительно самостоятельно. Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и

разветвленностью отдельных элементов. На предприятиях и организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система формирования и использования средств страховых фондов с помощью различных элементов (страховые тарифы, взносы, возмещения и т.д.). Для бюджетного механизма характерна система из

многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования.

Каждый элемент финансового механизма имеет количественные

параметры: определение ставок; определение норм изъятия; определение объемов фондов; определение уровня расходов и т.д. Количественные параметры чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом.

Финансовый механизм регулируется национальным законодательством.

Введение юридических норм позволит: установить единые правила

организации финансовых связей; защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и граждан; обеспечить строгую финансовую дисциплину; проводить единую политику в области финансов. Право, являясь инструментом оформление и проведения финансовой политики, оказывая активное, но опосредованное влияние (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие. Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полноесоответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач.

Финансовая политика - ФП - совокупность мероприятий по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, важная сфера экономической политики. Характер, социальная направленность и масштабы воздействия Ф. п. на развитие производительных сил и производственных отношений общества определяются объективными законами экономического развития и общественно-политическим строем страны. Ф. п. проводится посредством определённой системы форм и методов, среди которых первостепенное значение имеют государственные доходы и государственные расходы, бюджет государственный, налоговая политика, государственный кредит, финансовый контроль. В широком понимании Ф. п. включает также регулирование кредитно-денежных отношений.

Финансовое право – отрасль российского права – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов, централизованных денежных фондов государственных и муниципальных образований, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития. Основное влияние на финансовую политику оказывают Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Элементы финансового механизма:

Формы финансовых ресурсов

Методы формирования финансовых ресурсов

Правовое обеспечение (законы, указы, постановления, приказы министерств и другие документы органов управления);

Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и другие документы, выпускаемые Министерством финансов РФ, Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ и т. д.);

Информационное обеспечение (база данных, содержащая правовую и нормативную информацию, рейтинговые агентства, составляющие и публикующие рейтинги предприятий, банков, организаций).

Финансовый механизм подразделяется на:

Директивный – разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство;

Регулирующий – определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающим прямо интересы государства.

Финансовый механизм зависит от условий хозяйствования:

Командно-административная система – полностью директивный финансовый механизм, т. к. собственность на средства производства государственная.

Современная капиталистическая система – сочетание директивного (налоги и бюджет) и регулирующего (антимонопольное законодательство, закон о рынке ценных бумаг и т. д.) механизмов

Направления совершенствования финансового механизма:

1) совершенствование законодательства, обеспечивающего защиту конкуренции, прав инвесторов.

2) совершенствование налоговой системы (снижение НДС, перераспределение налогов между бюджетами)

3) разработка и принятие госбюджетов, направленных на развитие отечественной экономики и повышение внутреннего спроса

Конспект ответа

Финансовая политикакак составная часть экономической политики государства разрабатывается высшими органами государственной власти.

Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

· формы финансовых ресурсов;

· методы их формирования;

· система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

· организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм

Директивный

Регулирующий

разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).

определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов.

Основными задачами финансовой политики являются:

1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Финансовая политика включает в себя бюджетную, нало­говую, ценовую, таможенную и денежно-кредитную, политику.

Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью, субъектами Федерации и местными органами власти, в распределении расходов между бюджетами различных уровней, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета.

Налоговая политика – совокупность экономических, финансовых, правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп, а также развитие экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Составные элементы налоговой политики:

    налоговое планирование, включающее оценку налогового потенциала, прогнозирование объемов налоговых поступ­лений, утверждение бюджета по налогам;

    налоговое регулирование, включающее систему налогового стимулирования (изменение сроков уплаты налогов; предо­ставление отсрочки или рассрочки платежей, предостав­ление налогового кредита, сокращение размеров налоговых ставок, предоставление налоговых вычетов) и систему санкций (административные, финансовые и уголовные меры);

    налоговый контроль, включающий регистрацию и учет плательщиков, прием и обработку отчетности, контроль за своевременным поступлением платежей, налоговые проверки, контроль за реализацией материалов проверок и уплаты начисленных санкций.

Ценовая политика выражается в корректировке цен и тарифов на товары и услуги монополий, как правило, государство контролирует величины тарифов на нефть, электроэнергию и наиболее значимые виды сырья, так как эти цены определяют цены на всю совокупность товаров и услуг.

Таможенная политика означает влияние на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, а также сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.

Таможенная политика направлена на реализацию следующих функций:

    фискальная – направлена на формирование доходов бюджета за счет экспортно-импортных пошлин;

    регулирующая – направлена на формирование конкурентной среды на внутреннем рынке. При этом выделяют два вектора регулирования – политики свободной торговли или создания более благоприятных условий для национальных производителей (протекционизма).

Денежно-кредитная политика выражается в обеспечении устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование темпов инфляции и курса национальной денежной единицы.

Основными методами реализации денежно-кредитной политики являются:

    регламентация расчетов в экономике страны;

    регулирование деятельности банковской системы;

    регламентация эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота;

    регулирование внешнеэкономического движения капитала.

Современная финансовая политика России определяется Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике» и рядом других законодательных и нормативных актов.

Бюджетная политика включает политику в области бюджетных доходов и расходов, управления государственным долгом и государственными активами, реализации принципов бюджетного федерализма, управления государственными финансами.

Бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита.

Основные задачи современной налоговой политики России:

Значительное снижение и структурное выравнивание налогового беремени;

Упрощение налоговой системы;

Минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;

Снижение налоговой нагрузки;

Оптимизация налогообложения внешнеторговых операций;

Создание условий для легализации прибылей предприятий;

Сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков;

Усиление налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых.

Не стоит забывать, что важной составной частью финансовой политики будет установление финансового механизма, при помощи кᴏᴛᴏᴩого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм – ϶ᴛᴏ внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма ᴏᴛʜᴏϲᴙтся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, кᴏᴛᴏᴩые могут быть использованы при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и по϶ᴛᴏму финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Важно заметить, что одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на базе взимания налогов или неналоговых платежей. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в кᴏᴛᴏᴩых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В ϶ᴛᴏм случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в кᴏᴛᴏᴩых государство непосредственно не участвует.

Нужно помнить, такие отношения имеют большое значение для реализации либо всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одной из сторон данных отношений – агента государства (финансы государственных предприятий)

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Именно такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В ϶ᴛᴏм случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Кстати, эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление содержит в себе ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все данные элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...