Водный налог – в какой бюджет зачисляется. Субъекты и объекты налогообложения: главные элементы водного налога


Относится к разряду федеральных сборов. Российская Федерация имеет богатые ресурсы, не только обширные территории, но и водные объекты: реки, моря, озёра.

Промышленное производство использует эти воды для различных целей, от забора до сплава древесины. Такие виды водопользования вместе с налогоплательщиками образуют систему налогообложения водного налога. Главными её элементами являются субъекты и объекты. О том, что они собой представляют, пойдёт речь в статье.

Субъекты

Субъекты водного налога, то есть его плательщики, оговорены в ст. 333.8 НК РФ. Это могут быть любые лица, физические и , а также отдельные бизнесмены. Они должны иметь на руках , так как их деятельность должна быть связана с особым использованием вод в промышленных целях.

Представляет собой документ, который устанавливает рамки использования водного объекта. В нём должны быть чётко прописаны:

  • сведения о лице, которое будет использовать водоём, вид его деятельности;
  • данные государственного органа, выдавшего документ;
  • площадь объекта для целевого использования;
  • срок для начала работ и срок окончания;
  • обязательства, связанные с ;
  • установленные лимиты;
  • требования по защите окружающей среды, по рациональному использованию водного объекта, которые должно соблюдать лицо в процессе разрешённого водопользования.

Водные объекты рассматриваются законодательством как недра, поэтому предоставление вод в пользование и выдача соответствующих лицензий регулируется Законом РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 года. Согласно его положениям одно лицо может иметь несколько лицензий, то есть осуществлять не один, а несколько видов особого водопользования. Поэтому часто одно крупное предприятие может иметь разрешение не только на забор воды, но и на использование акватории водоёма.

Вступивший с начала 2007 года Водный Кодекс устанавливает свои правила пользования водными объектами. С этого момента водопользователи заключают специальные договора и получают соответствующие решения от органов государственной власти. Поэтому не считаются субъектами водного налога организации и индивидуальные предприниматели, которые на основании Водного Кодекса осуществляют:

  • изъятие поверхностных вод;
  • использование акватории;
  • производство электричество на гидроэлектростанциях без забора воды.

После того, как у налогоплательщика закончится срок лицензии на водопользование, его деятельность попадает под действие Водного Кодекса. С этого момента с него снимается обязанность по уплате водного налога. Согласно положениям ВК РФ он обязуется вносить регулярные платежи за водопользование, однако теперь они будут носить неналоговый характер.

Таким образом, в настоящее время лица могут пользоваться водными объектами, как на основании лицензий, так и на основании договоров, заключенных после 01.01.2015 года. Наличие специального разрешения накладывает на предприятия, или физические лица обязанность и платить водный налог.

Объекты водного налога

Объектами налогообложения водного налога являются только определённые виды специального водопользования. Установлено только 4 случая, когда лицо приобретает обязательства по водному налогу:

  1. забор (изъятие) вод;
  2. пользование акваторией;
  3. отдельно выделено использование рек для сплава леса в специальных ёмкостях;
  4. для производства электроэнергии без изъятия вод.

Между тем статьёй 333.9 НК установлен более длинный список видов пользования водой, которые объектами налогообложения ВН не признаются. В нём перечислено 15 пунктов, среди них:

  • изъятие минеральных и термальных подземных вод;
  • использование воды для тушения огня во время бедствий и катастроф;
  • при изъятии вод водным транспортом для технологических нужд;
  • забор и использование вод для ловли рыбы;
  • эксплуатация акватории для плавательных средств, их стоянки и передвижения;
  • использование специальных сооружений для водоотвода;
  • при пользовании водоёмов для отдыха ветеранов, инвалидов или детей;
  • для оборонительных целей и государственной безопасности;
  • для нужд сельского хозяйства (полив, орошение, водопой животных).

Законом установлен закрытый перечень объектов ВН и тех видов водопользования, которые не входят в их число. Поэтому любой вид деятельности, не указанный в списке объектов налогообложения, к их числу не относится.

Большое значение имеет информация, указанная в лицензии у налогоплательщика. Например, у предприятия есть разрешение на забор воды из скважины, но эта вода используется только для тушения пожара. В этом случае предприятие не освобождается от водного налога, если в лицензии не будет указана цель использования вод для пожаротушения. Налогоплательщик должен будет внести в документ соответствующие изменения.

Важная информация

Любая деятельность по использованию водного объекта в промышленных целях должна быть лицензированной. Самовольное использование водоёма без оформления лицензии или специального договора в соответствии с КОАП РФ грозит привлечением ответственного лица к административной ответственности. При этом отсутствие специального разрешения на водопользование не освобождает организацию от уплаты водного налога.

Не соблюдение или уплаты налога приводит к административной ответственности в виде штрафа. Нарушением также считается уплата налога не в полном объёме или искажение налоговой базы.

Налогоплательщики и объекты обложения водным налогом

Применение водного налога регулируется главой 25.2 Налоговым кодекс РФ, введенной в действие с 1 января 2005 г., вместо действовавшей до этого платы за пользование водными объектами. Кроме этого водопользование регулируется Водным кодексом и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844"О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование ".

Налогоплательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и/или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не уплачивают водный налог организации и физические лица, использующие водные объекты на основании договоров водопользования или решений о предоставлении их в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Объектами налогообложения водным налогом установлены следующие виды пользования водными объектами:

1. забор воды из водных объектов;

2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и /или природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

12. особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

7.2 . Налоговый и отчетный периоды. Налоговая база и налоговые ставки.

Налоговая база определяется по каждому виду водопользования, признаваемого объектом налогообложения. Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговая база определяется по каждому виду водопользования и каждому водному объекту отдельно:

а) при заборе воды налоговая база определяется как:

Ø объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов;

Ø при отсутствии таких приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств;

Ø при невозможности использования одного из двух названных методов объем забранной воды определяется по нормам водопотребления;

б) при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия − по материалам технической и проектной документации;

в) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;

г) при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Налоговый период установлен продолжительностью в квартал.

Налоговые ставки установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды, забранной из поверхностных или подземных водных объектов (ст. 333.12 НК РФ ).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Законодательством предусмотрено поэтапное индексирование ставок водного налога. В 2014 г. принят федеральный закон № 366-ФЗ от 24.11.14, которым утверждены повышающие коэффициенты по отношению к налоговым ставкам водного налога. Согласно этому закону установлены следующие повышающие коэффициенты (п.п.1.1. ст. 1 ст.333.12 НК РФ ):

Ø 2015 г. − 1,15;

Ø 2016 г. − 1,32;

Ø 2017 г.− 1,52;

Ø 2018 г.− 1,75;

Ø 2019 г.− 2,01;

Ø 2020 г. − 2,31;

Ø 2021 г. − 2,66;



Ø 2022 г. − 3,06;

Ø 2023 г. − 3,52;

Ø 2024 г. − 4,05;

Ø 2025 г. − 4,65.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере с учетом повышающих коэффициентов.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается (ст. 3 ст.333.12 НК РФ) за 1 тыс. куб. метров, забранных из водного объекта:

Ø с 01.01 по 31.12 2015 года включительно − 81 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2016 года включительно − 93 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2017 года включительно − 107 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2018 года включительно − 122 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2019 года включительно − 141 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2020 года включительно − 162 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2021 года включительно − 186 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2023 года включительно − 246 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2024 года включительно − 283 руб.;

Ø с 01.01 по 31.12 2025 года включительно − 326 руб.

7.3 . Порядок исчисления и уплаты водного налога

Налогоплательщик исчисляет налог самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм водного налога в отношении всех видов водопользования.

Порядок расчета водного налога представлен в примере 52.

Пример 52.

ООО «ХХХ» использует реку Волга для сплава леса в плотах. За третий квартала 2015 года «ХХХ» сплавило леса в количестве 435 тыс. м 3 . Сплав производился на расстоянии 600 км.

Налоговая база рассчитывается как произведение объема сплавленной древесины в тыс. куб. на протяженность сплава, то есть

435 тыс. м 3 × 600 км / 100= 2 610

Определим налоговую ставку: в соответствии с п. п.4 п.1 ст.333.12 НК налоговая ставка равна 1 636,8 руб. за 1 тыс. м 3 на каждые 100 км. сплава. Начиная с 2015 г., налоговые ставки по водному налогу подлежат увеличению на соответствующий коэффициент. В 2015 г. этот коэффициент установлены равным 1,15.

Таким образом, водный налог будет равен

Н в = 2 610 ×1 636,8 руб. ×1,15 = 4 912 855 руб.

Пример 53.

Организация в 2015 г. для своих производственных целей осуществляет забор воды из р. Волга и производит электроэнергию в бассейне р. Волга без забора воды. Повышающий коэффициент к налоговым ставкам 1,15.

1. Расчет водного налога за забор воды

Лимит забора воды для производственных целей установлен в пределах 45 000 м 3 . Фактически Организация забрала 72 000 м 3 , то есть у организации сложился перерасход в заборе воды в объеме 27000 м 3 .

Налоговая ставка для при заборе воды для Волго-Вятского района установлена в размере 282 руб. × 1,15 = 324,3 руб. за 1 000 м 3 .

Налоговая ставка, применяемая при исчислении налога за объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период сверх установленного лимита:

282 руб. ×1,15 × 5 = 1 621,5 руб. за 1 000 м 3 .

Сумма налога, подлежащая уплате и исчисленная за фактический объем забранной воды (включая объем воды в пределах и сверх установленного лимита) составит:

(45 000 м 3 × 324,3 руб. за 1 тыс. м 3) + (27 000 м 3 × 1621,5 руб. за 1 тыс. м 3) = 58 374 руб.

2. Расчет водного налога при выработке электроэнергии.

Количество фактически произведенной электроэнергии за налоговый период 1 700 кВт/ч, налоговая ставка для водных объектов реки Волга: 9,84 руб. электроэнергии.× 1,15 = 11,316 руб. за 1 тыс. кВт/ч Сумма водного налога составит:

1 700 кВт/ч × 11,316 руб. за 1 тыс. кВт/ч = 19 237, 2 руб.

Налоговая декларация подается в налоговую инспекцию по местонахождению объекта налогообложения. Водный налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Срок подачи налоговой декларации и уплаты налога − не позднее 20 числамесяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть:

Налогоплательщики, относимые к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Вопросы для самопроверки освоения темы

1. Перечислите плательщиков водного налога?

2. Перечислите объекты обложения водным налогом?

3. Каков порядок и сроки уплаты сбора за пользование водных ресурсов?

4. Назовите налоговый период при исчислении водного налога.

5. Назовите виды использования водных ресурсов, при которых водопользователь не буде являться плательщиком водного налога.

Тема 8. НДПИ

Общие положения по налогу на добычу полезных ископаемых. Понятие и виды полезных ископаемых для целей налогообложения.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - прямой федеральный налог, взимаемый с недропользователей.

НДПИ регулируется главой 26 Налогового Кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2002 года (введена Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ). Одновременно были отменены действовавшие отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом или извлеченном из недр минеральном сырье, соответствующая требованиям как Российских, так и международных стандартов.

Полезное ископаемое, прошедшее дальнейшую переработку, например, обогащение, относится к продукции обрабатывающей промышленности и поэтому подвергается налогообложению по иным режимам.

Для целей налогообложения в ст. 337 НК РФ определены следующие виды полезных ископаемых:

1. горючие сланцы;

2. уголь, в том числе антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый, прочие виды углей;

4. углеводородное сырье, в том числе

Ø нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;

Ø газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья;

Ø газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (попутный газ);

Ø газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, за исключением попутного газа;

4. товарные руды, в том числе:

Ø черных металлов (железо, марганец, хром);

Ø цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы, не предусмотренные в других группировках);

Ø редких металлов, образующих собственные месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий);

Ø многокомпонентные комплексные руды;

5. полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел);

6. горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера природная и сера в газовых, серно-колчеданных и комплексных рудных месторождениях, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные породы и другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений);

7. горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц (за исключением особо чистого кварцевого и пьезооптического сырья), кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько-магнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы);

8. битуминозные породы;

9. сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), а также другие извлекаемые полезные компоненты, являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;

10. неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии);

11. кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и другие);

12. природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);

13. концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений;

14. соль природная и чистый хлористый натрий;

15. подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;

16. сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018-2019 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье .

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте .

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики

Водный налог НК РФ обязывает уплачивать субъектов, определенным образом использующих водоресурсы. В нашей статье мы рассмотрим наиболее важные вопросы, касающиеся данного вида налога: кто признается его плательщиком, что выступает налогооблагаемой базой, а также регламент его вычисления и порядок внесения в бюджет.

Кто признается налогоплательщиками водного налога

Налогоплательщиками в данном случае выступают субъекты, использующие водный объект (далее — ВО) для подлежащей лицензированию деятельности (п. 1 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ).

Важно! К числу плательщиков такого налога также отнесены субъекты, пользующиеся подземными ВО в рамках лицензируемой деятельности в соответствии с законом РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.

Не признаются в данном случае плательщиками налога субъекты, использующие ВО на основании составленных после вступления в силу Водного кодекса РФ (п. 2 ст. 333.8 НК РФ):

  • соглашений;
  • решений о передаче ВО в пользование.

С января 2007 года субъекты оформляют правоустанавливающие документы согласно требованиям водного законодательства (ст. 20-21 ВК РФ): вносят плату за пользование ВО, что не позволяет одновременно взимать с них водный налог (см. постановление АС Северо-Западного окр. от 03.09.2015 по делу № А56-86828/2014).

Что признается объектами налогообложения по водному налогу

Объектами налогообложения в рассматриваемой ситуации выступают регламентированные законом виды использования ВО (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • деятельность по забору водоресурсов;
  • использование водной поверхности для различных целей;
  • получение гидроэнергии;
  • осуществление сплава древесных пород.

Обратите внимание! Перечень видов водопользования, которые не могут рассматриваться в данном качестве, регламентирован п. 2 названной статьи.

Водный налог — это федеральный или региональный налог? Как определить КБК в 2018 — 2019 году

По НК РФ водный налог относится к федеральным, и особенности его исчисления, уплаты и сдачи отчетности определяются исключительно федеральным законодательством (п. 8 ст. 13 НК РФ).

Перечисление налога происходит в федеральный бюджет в соответствии с кодом бюджетной классификации (далее — КБК). В 2018 — 2019 году КБК для уплаты налога таковы (см. приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н):

  • для собственно налога — 182 1 07 03 000 01 1000 110;
  • пеней — 182 1 07 03 000 01 2100 110;
  • штрафов — 182 1 07 03 000 01 3000 110.

Что является налоговым периодом по водному налогу. Какой порядок исчисления и уплаты налога

Отчетным периодом является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Размер налога должен быть рассчитан как произведение налоговой ставки (с учетом специального коэффициента) и налоговой базы по итогам квартала.

В т. ч. налоговой базой выступает (ст. 333.10 НК РФ):

  • объем воды, забор которой был осуществлен из ВО в течение отчетного периода, если ВО используется для забора воды;
  • площадь эксплуатируемой водной поверхности, если используется акватория ВО;
  • объем произведенной за отчетный период гидроэнергии, если ВО используется для получения данного вида энергии;
  • произведение объема сплавленной древесины (в тыс. кубометров) на расстояние сплава (число км / 100), если ВО используется в целях сплава древесных пород.

Данный налог должен быть перечислен в бюджет не позже 20-го числа первого за завершившимся отчетным кварталом месяца (п. 2 ст. 333.14 НК РФ). В аналогичный срок должна быть представлена и соответствующая отчетность (п. 2 ст. 333.15 НК РФ).

Ставки налога в 2018 — 2019 году

Важно! Налоговые ставки регламентированы на федеральном уровне и закреплены в ст. 333.12 НК РФ. Помимо прочего, они должны быть применены с учетом специальных коэффициентов. Например, налоговые ставки в 2018 — 2019 году должны быть умножены на 1,75 и 2,01 соответственно (п. 1.1 названной статьи).

Нужно помнить, что ставка налога увеличивается в следующих случаях:

  • 5-кратно — для объема воды, забранной из поверхностных ВО, или при добыче подземных вод для объема отобранной воды, выходящего за пределы утвержденных лимитов;
  • в 1,1 раза — если у плательщика отсутствуют приборы для измерения количества водоресурсов;
  • в 10 раз — в отношении подземных вод, которые в дальнейшем будут реализованы после их соответствующей обработки.

При этом перечисленные в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ коэффициенты также должны быть применены.

Итак, водный налог относится к категории федеральных. Налогоплательщиками считаются субъекты, занимающиеся определенными видами деятельности по использованию водных ресурсов. Объектами налогообложения являются установленные законом виды водопользования. Налог перечисляется в бюджет раз в квартал, в аналогичные сроки подается и отчетность.

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000 , где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты , размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Общая сумма налога составит:

133 056 руб + 23 760 руб = 156 816 руб.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...