Что такое социально экономический. Социально-экономическая система


Курсовая работа

«Экономическое развитие регионов»

Москва

1. ЦЕЛИ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 6

2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ 24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике.

В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.

Игнорирование этих вопросов в качестве актуальных проблем современной экономическо-управленческой мысли приводит в конечном итоге к значительным расхождениям между декларируемыми целями стратегического управления социально-экономического развития регионов России и их реальным воплощением.

В настоящее время региональная экономическая политика, гармонизация взаимоотношений Центра и субъектов РФ находятся в центре внимания российской общественности. Одновременно с усилением вертикали и единства государственной власти в связи с созданием семи федеральных округов осуществляется перераспределение многих прав и полномочий в пользу территориальных образований. Существенно возрастает роль регионов в обеспечении стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны. Происходит качественное изменение статуса и функций региональных и муниципальных органов управления. Для перехода к рыночным отношениям необходимы, с их стороны, целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия.

Процесс становления обновленных федеративных отношений во многом происходит стихийно и не всегда соответствует конституционным основам. Такая ситуация в значительной степени связана с отставанием федерального законодательства в сфере федеративных отношений и региональной политики. Основные положения региональной политики в Российской Федерации, принятые Правительством РФ 23 марта 1996 г., не стали импульсом для осуществления активной местной экономической и финансовой политики в значительной степени потому, что за ними не последовали законодательные акты, нормативно-методические и конкретные концептуальные программы комплексного развития производительных сил конкретных регионов.

Применяемые формы государственной поддержки территорий не согласованы между собой и направлены преимущественно на ослабление проявлений кризисного состояния территорий, а не на устранение их причин. Федеральные программы и постановления Правительства РФ в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и конкретных территорий фрагментарны и не всегда учитывают общероссийские социально-экономические приоритеты и объективную обусловленность комплексности хозяйства регионов.

Для России крупнейшего по территории государства мира, сформированной из сложного конгломерата регионов, имеющих различные природные условия, социальную историю и типы хозяйствования, региональный анализ имеет особо важное значение. Эффективная модель реформирования страны на путях устойчивого развития может быть выработана только с учетом ситуации, складывающейся в регионах. Недооценка регионального фактора чревата тяжелыми последствиями. В утвержденной Указом Президента России «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» одним из основных направлений по защите конституционного строя сформулирована задача по «выработке и реализации региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов».

Мировой опыт свидетельствует, что только региональное управление экономикой способно непосредственно и эффективно решать вопросы, наиболее важные для населения данной территории. Они обязаны сами принимать большинство жизнеобеспечивающих решений на местах и нести полную ответственность за их последствия. Регионам (областям) следует разрабатывать собственную концепцию и тактику экономических и социальных преобразований, находить наилучшие способы мобилизации внутренних ресурсов, определять свое место в общей хозяйственной системе страны. В этих условиях для них одной из актуальнейших становится проблема комплексного и сбалансированного развития производительных сил на подведомственных им территориях. Именно сейчас на уровне области формируются новые взаимоотношения между Центром и субъектами РФ, федеральными и местными органами власти. Все это и определяет актуальность темы данной курсовой работы.

Объектом исследования является регион, как составная часть федерального округа РФ. Ее производственно-хозяйственный комплекс имеет свои специфические особенности, обусловленные географическими, природными, социальными и историческими факторами.

Предметом исследования являются совокупность экономических, социальных, организационных, информационных отношений, возникающих в процессе развития производственно-хозяйственного комплекса области, а также методика оценки и прогнозирования его природно-ресурсного, экономического потенциала и механизмы реализации принципов комплексного развития в практику регионального стратегического управления.

1. ЦЕЛИ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

1. 1. Критерии региональной стратификации

В обществе далеко не всегда принятие важных решений определяется выборной властью, будь то президент, парламент, правительство, суды, правящие или оппозиционные партии и т. п.

Все большую роль в современном российском государстве играют региональные структуры. Нынешняя российская политика – это результат сложного компромисса, достигнутого федеральной властью с региональными элитами. Экономический вес каждой из этих групп не оставался неизменным на протяжении последних лет. По мере обретения субъектами Российской Федерации новых полномочий экономической и политической сферах позиции регионов окрепли, а сами они превратились в серьезную политическую силу. Все чаще в регионах формируется свое собственное понимание экономической эффективности и целесообразности, реализуются собственные программы развития.

Вопросы, связанные с формированием и функционированием групп региональных интересов, в российской научной литературе практически не исследованы.

Интересы регионов определяются их экономическим потенциалом и перспективами развития, позициями их наиболее влиятельных элит. Специфика региона чаще всего обусловливается противопоставлением либеральной и консервативной моделей региональной политики. Вместе с тем политика, проводимая региональными властями, должна быть более тесно увязана с анализом ресурсов, которые находятся в их распоряжении. По мнению исследователей, в настоящее время в России можно выделить пять групп регионов с достаточно выраженными собственными интересами.

Первую группу образуют регионы с развитой добывающей промышленностью, имеющие большой экспортный потенциал.

Наличие природных ресурсов, бюджетная самостоятельность, активные внешнеторговые связи влияют на выбор модели общественного развития, к которой тяготеют регионы этой группы. Они заинтересованы в либерализации экономики, снижении и отмене экспортных налогов и квот, сохранении Россией международного престижа и дружественных отношений с потенциальными партнерами.

Местные элиты хотели бы самостоятельно без контроля со стороны государства заниматься внешнеторговой деятельностью. В силу этого важным элементом их стратегии является стремление приобретения независимости от центра. Под независимостью они понимают получение львиной доли экспортной выручки и возможность бесконтрольно расходовать имеющиеся средства. Вместе с тем стремление добывающих регионов к самостоятельности наталкивается на определенные ограничители. Нефтегазовые территории обладают огромным потенциалом, но работать он может только в условиях единого экономического пространства. Это в равной степени относится к русским провинциям и национальным республикам. В силу этого угроза выделения этих республик из состава Российской Федерации, как представляется, лишена серьезных оснований и использовалась национальными элитами главным образом как средство политического давления на Центр.

Вторую группу образуют торгово-промышленные регионы России. Сегодня здесь аккумулируется значительная часть капитала, сформировались банковские и финансово-промышленные структуры.

Рост экономического потенциала и суверенизацию этих территорий следует рассматривать в контексте глобальных изменений. В мире появились новые региональные центры, обладающие большими ресурсами и перспективами развития, в Европе происходит расширение ЕЭС. Сотрудничество с новыми международными центрами открывает перед приграничными регионами и их элитами новые возможности. С учетом этих изменений в ряде регионов формируются свои концепции развития.

По своим ориентирам торгово-промышленные регионы близки регионам первой группы. Они имеют четко выраженную прореформаторскую направленность.

Их заинтересованность в углублении экономических реформ обусловлена стремлением реализовать накопленный экономический потенциал. Со временем эти регионы могут превратиться в «очаги экономического роста».

Местные элиты, пользуясь стратегическими позициями своих территорий, стремятся понизить уровень государственного управления со стороны Федерального центра и ведут себя достаточно уверенно и независимо по отношению к нему.

В третью группу входят промышленно развитые регионы. В их экономической структуре преобладает наукоемкий ВПК или традиционная тяжелая промышленность.

Существуют две модели развития, используемые в данных регионах. Одни регионы отстаивают вариант российской модернизации при активном участии государства. Предлагаемая ими модель экономического развития предусматривает перераспределение части доходов от экспорта в пользу отечественной тяжелой промышленности. Для ее реализации требуется сильное, возможно, авторитарное государство, способное осуществлять политику перераспределения.

Иной стратегии придерживаются регионы, в которых высокая концентрация наукоемкого ВПК не позволила местным властям рассчитывать на поддержку государства для всех предприятий области. В этих регионах местная элита избрала радикальные рыночные средства, сделала ставку на привлечение инвестиций и активное сотрудничество с Западом.

Четвертую группу образуют аграрные и аграрно-промышленные регионы. Эти территории существуют за счет собственных ресурсов, полностью обеспечивают себя продовольствием и частично потребительскими товарами. Региональные элиты наиболее последовательно отстаивают интересы отечественных производителей и высказываются за ограничение импорта. Самодостаточность определяет стратегические интересы агропромышленных и аграрных регионов: они тяготеют к замкнутости. В политическом плане регионы этой группы отличает некоторая оппозиционность власти.

В пятую группу входят депрессивные регионы. Они обладают низким экономическим потенциалом, их перспективы развития проблематичны. В этих регионах, представленных главным образом национальными республиками, на депрессивную экономику накладывается этнический фактор. Впрочем, регионы этой группы, несмотря на постоянную финансовую подпитку из Центра, на словах декларируют собственную финансовую независимость. Здесь местные элиты сформировали жесткую модель государственного управления и полностью контролируют экономику.

Страницы: следующая →

1234Смотреть все

Понятие социально — экономического развития региона. Основные показатели социально — экономического развития

Для того, чтобы полностью исследовать различия в социально — экономическом развитии регионов, нужно иметь представление о том, что такое социально — экономическое развитие.

Социально — экономическое развитие (ЭСР) — расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.

§ 1. Социально-экономическое развитие страны

Характеризуется самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью.ЭСР включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и общества, распределения материальных благ.

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель — здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

2. Интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения)

Величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

1. Национальный доход на душу населения

2. Уровень потребления отдельных материальных благ

Уровень начисленной заработной платы

Продолжительность жизни

Уровень физического здоровья

Уровень образования

Степень счастья населения

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

1. Привлечение новых видов бизнеса

2. Расширение существующего бизнеса

Развитие малого бизнеса

Развитие центра города

Развитие промышленности

Развитие сферы услуг

Повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Перейти на страницу: 1 23

Другие статьи …

Статистика лесного производства
В расчетно-графических работах необходимо получить данные по сменной производительности харвестера, произвести группировку экспериментальных данных и построить распределение случайной величины, проверить гипотезы о нормальном законе ра …

Рынок недвижимости России проблемы функционирования и перспективы развития
Недвижимое имущество играет многогранную роль в экономической жизни — оно выступает в качестве естественно-пространственного базиса, на котором происходит вся хозяйственная деятельность, является составной частью активов любого предпри …

Показатели социально-экономического развития регионов

Экономические науки/13. Региональная экономика

К.э.н., доцент Гончаров А.Ю.

ОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», г. Воронеж

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Социально-экономическое развитие регионов является центральной функцией органов власти, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Методика комплексной оценки социально-экономического развития была разработана Министерством экономического развитияРоссийской Федерации и апробирована путем оценки экономического рейтинга регионов РФ в 1998-2002 гг. Ее основной целью является определение возможности решения долгосрочных и текущих задач экономического и социального развития на основе экономического роста и мер, которые предпринимаются Правительством страны по реализации социально-экономической политики .

К базовым индикаторам комплексной оценки уровня социально-экономического развития регионов Минэкономразвия отнесло следующие:

1. Валовой региональный продукт (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения;

3. Объем внешнеторгового оборота на душу населении;

4. Финансовая обеспеченность региона (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

5. Доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей среднесписочной численности работников, занятых на предприятиях и организациях;

6. Уровень зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению);

7. Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;

8. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (%) в общей численности населения;

9. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

10. Основные фондыотраслей экономики (по остаточной балансовой стоимости в среднегодовом исчислении полной балансовой стоимости с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения;

11. Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэф. Энгеля);

12. Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов:

— обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (мест на 1000 детей дошкольного возраста);

— выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (чел. на 10 тыс. чел. населения);

— обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. чел. населения);

— обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом (чел. на 10 тыс. чел. населения);

Кроме базовых индикаторов для оценки развития регионов применяется целая система индикаторов, которые делятся на различные группы по своей направленности. Так выделяются экономические, социальные, экологические, демографические, ресурсные индикаторы .

Экономические индикаторы включают такие показатели, как экономический потенциал региона и его использование, объем и эффективностьпроизводства; состояние региональных рынков; инвестиционная активность и другие. К социальным индикаторам относят динамику номинальных и реальных доходов; структуру доходов и расходов; уровень безработицы и занятости в регионе; уровень развития инфраструктуры и т.д. В составе экологических индикаторов выделяются антропогенная нагрузка на территорию, уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, состояние запасов сточных вод и др .

Следующий вид, демографические индикаторы состоят из следующих показателей: данные о количестве городского и сельского населения, о трудоспособном населении, возрастной структуре, уровне образования, плотности населения и прочее.

По нашему мнению, данная методика комплексной оценки начинает терять свою актуальность в связи с новыми тенденциями в экономическом пространстве.

3.1. Социально-экономическое развитие

Одной из таких тенденций является создание национальной инновационной системы. В связи с этим в состав комплексной оценки социально-экономического развития регионов РФ необходимо включить еще одну группу, а именно инновационные индикаторы .

К группе инновационных индикаторов мы относим следующие:

— доля выпускников высших и средних учебных учреждений;

— доля экономически активного населения в инновационной сфере;

— инновационная активность организаций;

удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;

— удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности .

Таким образом, по нашему мнению, данные индикаторы позволят сделать наиболее объективную оценку социально-экономического развития регионов Российской Федерации с учетом инновационных индикаторов.

Литература:

1. Воронцова И.Н. Консультирование по вопросу определения стратегии развития региона / И.Н. Воронцова // Сборник материалов 3-й Международной научно-практической конференции «Проблемы управленческого консультирования – 2004». – Воронеж, 2004. – С. 34-39;

2. Методология проведения выборочного обследования параметров качества жизни населения в условиях неустойчивого социально-экономического развития региона // Л.В. Овешникова, Л.А. Михейкина / Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; Режим доступа:www.science-education.ru/121-18170(дата обращения: 02.04.2015);

3. Михейкина, Л.А. Инновационное развитие как фактор успешного социально — экономического развития территорий // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2014. – № 4. – 20-25;

4. Сибирская Е.В. Системность регионального развития [Текст] / Е.В. Сибирская, Н.Н. Авакумова, О.А. Старцева // Регионология. – 2009. – № 3. – С. 4-11;

5. Строева, О.А. Разработка программы инновационного развития региональных экономических систем [Текст] О.А. Строева // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2011. – №5. – С. 115-124.

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Сиротенко Алина Дмитриевна

ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»

Целью государственной политики в сфере развития основных отраслей регионов является увеличение глобальной конкурентоспособности российского энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого машиностроения, а еще станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического комплекса.

Преобладающими направлениями развития главных отраслей регионов РФ являются выравнивание условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке и поддержка экспорта российской продукции.

В пределах реализации отмеченных направлений будут проводиться такие меры, как:

  • Рост эффективности таможенного администрирования и оперативности реализации мер таможенно-тарифного регулирования, включая изменения ввозных пошлин на технику и оборудование, аналоги которой производятся в РФ;
  • Формирование условий для роста объемов долгосрочного кредитования российских организаций с помощью субсидирования из средств федерального бюджета процентных ставок по кредитам, предоставляемым российским фирмам в пределах проектов, направленных на внутренний рынок и относящихся к приоритетам развития российской экономики;
  • Усовершенствование настоящей системы лизинга технологического оборудования для технического перевооружения организаций, включая внедрение механизмов государственной поддержки по уплате доли затрат на лизинговые платежи;
  • Подкрепление применение проектов, связанных с включением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением организаций.

Основной задачей государственной политики в транспортной отрасли РФ является развитие необходимых условий для увеличения конкурентоспособности экономики и качества жизни народа, а также:

  • Совершенствование современной и эффективной транспортной отрасли страны, благодаря которой происходит увеличение товародвижения и уменьшение транспортных издержек в экономике, развитие единого транспортного ореола России;
  • Рост доступности и качества услуг транспортного комплекса для народа;
  • Увеличение конкурентоспособности транспортной отрасли Российской Федерации и пополнение транзитного ресурса государства;
  • Рост комплексной безопасности и устойчивости транспортной отрасли;
  • Сокращение вредного влияния транспорта на окружающую среду.

Главным показателем достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе являются:

  • Уменьшение транспортоемкости валового внутреннего продукта (без трубопроводного транспорта) в 2015 году на 30 процентов и к 2020 году — на 40 процентов по сравнению с 2007 годом.

Совершенствование энергетической отрасли направлено на разрешение таких вопросов, как:

  • Быстрое формирование электроэнергетической отрасли, преодоление сформировавшегося дефицита генерирующих и сетевых мощностей, технологическое обновление энергетического комплекса и развитие нового комплекса институтов либерализованного рынка энергии;
  • Увеличение масштабов и рост эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, позволяющие ускорить экспорт и удовлетворить внутренние потребности экономики;
  • Широкое энергосбережение с помощью структурных факторов, модернизации производства, внедрения новейших технологий и использования комплекса мер по энергосбережению.

Общий технологический потенциал энергосбережения консервативно оценивается в 450 млн.тонн условного топлива.

В целях удаления энергетических барьеров социально-экономического развития страны и применения всех ресурсов энергосбережения нужно сократить энергоемкость валового внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 50 процентов по отношению к уровню 2007 года.

Основной задачей государственной политики в отрасли электроэнергетики являются:

  • Разрешение сложившихся разногласий в электроэнергетике для поддержания в долгосрочной перспективе высоких и устойчивых темпов роста экономики;
  • Рост эффективности производства, передачи и потребления электроэнергии на основе новейших высокоэффективных экологически чистых технологий.

Совершенствование экономики в долгосрочной перспективе можно описать увеличением потребления электроэнергии с 2007 по 2015 годы в среднем на 4,8-5 процентов в год с сокращением до 2,6-2,7 процента в 2016-2020 годы с помощью структурных сдвигов в пользу менее электроемких производств и активизации мер по энергосбережению.

В нефтегазовой отрасли являются рост сырьевой базы, транспортной отрасли, перерабатывающих мощностей и увеличение части продукции с высокой добавленной стоимостью в производстве и экспорте нефтегазового комплекса. В результате сказанного добыча нефти к 2020 году должна увеличиться до 600-645 млн.тонн, экспорт нефти — до 355-365 млн.тонн и переработка нефти — до 335-380 млн.тонн. Добыча газа должна вырасти к 2020 году до 915-1000 млрд.куб.м, а экспорт газа увеличиться до 380-430 млрд.куб.м. Полезное применение попутного газа к 2016 году может быть около 85 процентов объема его извлечения.

Совокупный запас древесины в стране включает 92 млрд.куб.м (четверть мировых запасов). Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам основного применения включает 676 млн.куб.м и применяется только на 33 процента. Малое развитие отрасли лесного комплекса приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины РФ уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 7 процентов от мирового объема лесозаготовки. Россия богата обширными запасами пресных природных вод, значение которых по мере увеличения дефицита пресной воды в мире довольно заметно выросло. По объему речного стока, включающему в средний по водности год 5,3 тыс.куб.км, Россия занимает 3 место в мире. Водная отрасль распределены по территории довольно неравномерно — выше 95 процентов объема речного стока приходится на малонаселенные районы Севера Европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока.

Главными задачами государственной политики сельскохозяйственной отрасли в долгосрочной перспективе являются:

  • Удовлетворение потребностей народа сельскохозяйственной продукцией и продовольствием местного производства;
  • Быстрое развитие сельских территорий, увеличение уровня жизни сельского народа;
  • Рост конкурентоспособности российской сельскохозяйственной отрасли;
  • Импортозамещение на рынке животноводческой продукции и формирование развитого экспортного потенциала, помогающего в будущем занять устойчивые позиции на мировом рынке сельскохозяйственной продукции;
  • Увеличение продуктивности применяемых в аграрном производстве земельных и других природных ресурсов.

Список литературы:

  1. Басовский Л.Е. Мировая экономика: курс лекций / Л.Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2014. – 208 с.
  2. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Мировая экономика: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. — М.: КноРус, 2014. – 640 с.
  3. Кочергина Т.Е . Мировая экономика / Т.Е. Кочергина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 272 с.
  4. Любецкий В.В . Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / В.В. Любецкий. – М.: Инфра-М, 2013. – 350 с.
  5. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник / В.К. Ломакин. – М.: Юнити, 2014. – 671 с.
  6. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика / И.С. Цыпин, В.Р.

    Экономическое развитие

    Веснин. – М.: Проспект, 2012. – 248 с.

  7. Щенин Р.К. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров / Р.К. Щенин. – М.: Юрайт, 2014. — 446 с.
  8. Экономическая география России / Под общ. ред. В.И. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2011. – 568 с.

Социально-экономическое развитие регионов России

VII. Региональное развитие

Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни.

Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов.

Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации государственной региональной политики, направленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также реформирование систем государственного управления и местного самоуправления.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации таких направлений региональной политики, как:

стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;

координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;

сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

30. Социально – экономические условия развития регионов России.

20. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция) и призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития.

Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 — 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.

Задачи Стратегии – развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций; повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний; максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных технологий; формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграция России в мировые процессы создания и использования нововведений; активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Планы развития основных народно-хозяйственных комплексов и систем: промышленное развитие, технологический прогресс, демография, развитие транспорта, инновационная политика, внешняя торговля, инвестиционная политика и т.д.

21. Демография: Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском.

Социально-экономическая система - это относительно обособленная и устойчивая часть или определенный аспект социально-экономического пространства страны, для которых свойственны внешняя целостность и внутреннее многообразие. Это определение представляет собой модификацию общего определения системы, применяемого в новой теории социально-экономических систем. В соответствии с пространственно-временным подходом, используемым в этой теории, каждая система рассматривается одновременно в пространстве и во времени, имеет ту или иную продолжительность жизненного цикла и протяженность ареала в пространстве. При этом один и тот же ареал и один и тот же жизненный цикл могут иметь разные системы. Поэтому пространственно-временная локализация не определяет систему однозначно. Макет системы (даже в натуральную величину) не тождествен самой системе. К числу социально-экономических систем естественным образом относятся каждый компонент макроструктуры (государство, социум, экономика и бизнес) и такие локальные образования, как предприятие, регион, отрасль и т.п. В качестве социально-экономических систем целесообразно рассматривать социально-экономические процессы, программы, планы, проекты и т.п. (с включением в эти системы индивидов, участвующих в их деятельности). Экономическая активность индивидов может осуществляться как путем участия в деятельности (или в создании) какого-либо предприятия, так и посредством участия в реализации экономических проектов, функционировании сред или включения в экономические процессы.

Социально-экономическая система -- это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества. В их ряду можно отметить особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций.

В связи с приведенной расшифровкой понятия «экономического отношения» будет уместным применить определение, данное Э. Ильенковым касательно экономической системы. Он под ней подразумевает «совокупность экономических форм, связанных в единую, развившуюся из одного основания систему» и составляющих «специфическую природу экономического организма».

Социально-экономическая система неизбежно локализована в экономическом времени и пространстве, а также по отношению к её альтернативным вариантам. Она имеет определенные исторические, географические, этнические, духовные, политические и экономические границы. Это в свою очередь означает, что она может воплощаться в конкретных государственно-политических образованиях или в форме иных, меньших по масштабу, общественно-хозяйственных организаций. По мере усиления эффекта глобализации в качестве социально-экономической системы правомерно рассматривать все человечество. Этим обусловливается историчность исследования: любая изучаемая система, с одной стороны, неизбежно исторически обусловлена, а, с другой, исторически обусловлены все категории и законы этой системы.

Не все черты данной системы возникают одновременно, а сначала развиваются простейшие социальные и экономические формы, а на их основе -- все более и более сложные. Н. Хессин определяет эту простейшую форму как «экономическую клеточку», содержащую «в зародыше все основные черты и противоречия данного способа производства». Из неё впоследствии развивается вся многообразная система производственных отношений. Она, по его словам, играет роль и исходного пункта (а также основы), и постоянно воспроизводимого результата, следствия развития данной системы отношений, и всеобщей формы отношений между индивидами.

«Системой является совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности» (Ерохина Е. А. «Теория экономического развития: системно-синергетический подход»).

Понятие «система» можно определить как единство многообразных элементов, объединенных общим качеством.

Социально-экономическая система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социально-экономическая система имеет определенные исторические, географические, этнические, духовные, политические и экономические границы. Это в свою очередь означает, что она может воплощаться в конкретных государственно-политических образованиях или в форме иных, меньших по масштабу, общественно-хозяйственных организаций.

К социально-экономическим системам относятся предприятия, отрасли, муниципальные образования, регионы и т.д. Система всегда реагирует на внешние возмущения и стремится вернуться в состояние равновесия. Однако если под воздействием внешних сил система далеко уходит от равновесного состояния, то она может стать неустойчивой и не вернуться в равновесное состояние. В определенной точке (точка бифуркации) поведение системы становится неопределенной. Иногда и незначительное воздействие на систему может привести к значительным последствиям, и тогда система переходит в новое качество. Причем этот переход осуществляется скачкообразно.

Принципы системности предполагают рассмотрение территории (современной организации), в первую очередь, как социально-экономической системы, обладающей рядом специфических, присущих только ей особенностей: ·

1. Целостность , когда все элементы и части системы служат достижению общих целей, стоящих перед регионом (организацией) в целом. Это не исключает возможности возникновения неантагонистических противоречий между ее отдельными элементами (подразделениями);

2. Иерархичность . Это означает, что каждая система может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка.Каждый ее элемент, подсистема, в свою очередь, может рассматриваться как большая система, а сама исследуемая система представляет собой лишь один из элементов более широкой, глобальной системы. К примеру, экономика России, как переходная, может быть рассмотрена в качестве одного из элементов мировой системы.

3. Интегративность , которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.


4.Сложность , которая проявляется в большом количестве обратных связей, в том числе и в процессе стратегического планирования и управления;

5. Большая инерционность , что предопределяет возможность с высокой степенью достоверности предсказывать развитие региона (организации) в будущем;

6. Высокая степень надежности функционирования , которая предопределяется взаимозаменяемостью компонентов и способов жизнедеятельности организации, возможностью использования альтернативных технологий, энергоносителей, материалов, способов организации производства и управления;

7. Параллельное рассмотрение натуральных и стоимостных аспектов функционирования системы . Это позволяет постоянно соизмерять и оценивать эффективность деятельности региона (организации), системы управления и реализации ее стратегии.

Среди множества факторов, влияющих на деятельность региона, можно выделить три группы факторов :

1. Факторы, характеризующие экономическую среду как рынок сбыта и поставки.

2. Факторы, характеризующие используемую рабочую силу.

3. Факторы, характеризующие состояние финансов организаций и финансового рынка в целом.

Реальная практика постоянно подтверждает системный характер экономики. Объективно существующие экономические системы находят свое научное отражение в теоретических (научных) экономических системах.

Первый развернутый анализ экономики как системы был дан основоположником классической школы политэкономии Адамом Смитом в его главном научном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов", опубликованном в 1776 году.

Адам Смит предложил свой взгляд на роль государства в экономике, который в дальнейшем назвали классической теорией. В соответствии с ним государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, гарантировать соблюдение правил. Иными словами, государство должно делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Но главным условием, когда это действительно выполняется, является требование, чтобы для всех субъектов хозяйственной деятельности реализовать и гарантировать основные экономические свободы: свободу выбора сферы деятельности, свободу конкуренции и свободу торговли.

Сегодня в большинстве развитых стран мира господствует социально ориентированная рыночная экономика, которая представляет собой высшую стадию развития классической рыночной экономики. В ней защита конкуренции и рыночные методы хозяйствования эффективно сочетаются с государственным регулированием национальной экономики, с ее социальной направленностью. Социально ориентированная рыночная экономика присуща социальном государстве.

Социальная экономика представляет собой совокупность социально-экономических отношений между людьми, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Она создает определенную экономическую систему (хозяйство), сознательно ориентирована на развитие личности, экономический рост и социальный прогресс, повышение благосостояния и уровня жизни в стране.

Для сравнения остановимся на теоретических принципах свободной ("чистой") рыночной экономики:

Частная собственность (на средства производства);

Экономические стимулы, мотивы (в первую очередь - прибыль);

Рыночное ценообразование (установление цен путем свободной конкуренции);

Проведение национальной политики "невмешательство государства".

К недостаткам свободной рыночной экономики, которая не существует в чистом виде можно отнести:

Сосредоточение собственности в руках отдельных субъектов права (физических, юридических лиц), что приводит к монопольного ценообразования;

Страдает в первую очередь индивид, владелец рабочей силы и интеллекта, когда предложение рабочей силы превышает спрос, и как следствие - резкое уменьшение уровня оплаты труда (ниже уровня бедности).

В центре социальной рыночной экономики находится индивид с его потребностями, интересами, его отношениями с другими людьми, членами общества, учреждениями, организациями, правительством государства, которые проявляются в процессе производства, распределения обмена и потребления.

Человеческие существа - несчастные создания, которые ограничены потребностями. В числе прочего им нужна любовь, общественное признание, материальные блага и жизненные удобства. Борьба человека за повышения уровня материального обеспечения, стремление "заработать себе на жизнь" и обеспечить достойное существование своих близких, родственников, потомков - является предметом социально ориентированной экономики.

Термин "социальная" означает, :

Эффективность функционирования рыночной экономики ориентирована на одновременное, комплексное достижения экономических и социальных целей в определенный срок времени;

Рыночная экономика ограничивается там, где она неэффективна и может привести к социально нежелательным последствиям.

Основы и принципы социально ориентированной рыночной экономики:

♦ рынок выступает основой экономики, хотя ему не под силу решения многочисленных социальных проблем;

♦ основное направление функционирования социально ориентированной экономики - это удовлетворение растущих потребностей потребителей на основе созданных условий для решения социально-экономических проблем;

♦ принципы социальной справедливости и социальной защищенности, равенства всех граждан перед Законом;

♦ единство социально ориентированной экономической политики и экономически ориентированной социальной политики;

♦ разграничение и интеграция составляющих социальной экономики на микро-, мезо - и макроуровнях;

♦ принцип системности и комплексности в использовании источников и факторов социально-экономического роста;

♦ принцип эффективности системы социального партнерства между субъектами, рабочей силы, интеллекта, капитала, недвижимости и политики как необходимое условие социально-экономического роста;

♦ принцип синергетичности при обосновании размеров и последствий социально-экономических эффектов.

Экономика социально-рыночного типа - это экономическая система, основанная на господстве коллективных и индивидуальных форм капиталистической собственности (трудовой и нетрудовой), в которой органично сочетаются государственное регулирование макро - и микроэкономических процессов с рыночным саморегулированием с преимуществом первых, согласования социального с рыночным. В последние три десятилетия XX в. акционерами-совладельцами крупных промышленных корпораций становятся акционеры, которые получают дивиденды до 10% годового заработка. В США - почти 50 млн. акционеров, в Англии 23% наемных работников фирм (в Швеции продажу акций своим работникам на льготных условиях практикуют до 50% крупных фирм), но только некоторые из них становятся совладельцами. Государственная собственность на средства производства в странах Запада удовлетворяет интересы предпринимателей, обеспечивающая общие условия производства для народного хозяйства, ослабляет экономические кризисы, предоставляет большие гарантии занятости.

Социальным в экономике социально-рыночного типа является разветвленная система социальной защиты широких слоев населения в форме государственных расходов на развитие образования, здравоохранения, окружающей среды, переквалификации работников, выплаты пенсий, льгот безработным. В большинстве развитых стран мира 60-70-х гг. XX в. социальные расходы государства заняли первое место в структуре государственных расходов, что свидетельствует о качественных сдвигах в государственных функциях, в возрастании роли общечеловеческих ценностей в ее деятельности.

Социально ориентированная экономика предполагает такой механизм распределения дохода, который бы устранял чрезмерное обогащение на одном полюсе и обнищание на другом. Его основным средством является перераспределение национального дохода через государственный бюджет (социальные расходы государства), соответствующая фискально-налоговая политика. Сторонники концепции экономики социально-рыночного типа не выступают за возрождение свободной рыночной экономики, которая функционировала по принципу - природного порядка, естественного развития явлений и процессов. Другим критерием социального рыночного хозяйства является рациональное сочетание рыночной экономики и планового хозяйства, планомерность пронизывает рыночную подсистему. Эрхард отмечал: "Мы должны отыскать золотую середину, что определяет пропорции между компетентностью и деятельностью государства и компетентностью и деятельностью частного хозяйства. Е. Хансен основными функциями такой экономики считал создание государства благосостояния и осуществления определенных форм национального экономического планирования (этим термином обозначают сочетание различных, даже противоположных по смыслу форм собственности). Для этого необходимо осуществлять перераспределение национального дохода через государственный бюджет, что увеличивает совокупное благосостояние.

При перераспределении части дохода в пользу беднейших слоев населения сумма их удовлетворения возрастает более, чем уменьшается сумма удовлетворения богатых. При планировании главная проблема, заключается в том, кто будет разрабатывать и утверждать план - господствующая элита или все общество.

В Германии предприятия всех отраслей экономики имеют финансовую поддержку государства: в начале 90-х гг. XX в. она составляла почти 50 млрд. марок. После объединения Западной и Восточной Германии на финансовую поддержку предприятий бывшей ГДР правительство ежегодно выделяет более 50 млрд. марок.

Что представляет собой социально-экономический профиль, какие профессии к нему относятся? Для того чтобы сделать правильный и осознанный выбор, необходимо иметь представление о том, какие существуют направления экономики, их отличительные особенности.

Значение экономики

В широком смысле экономику можно рассматривать как основу современной общественной жизни. Без материальной основы мир прекратит свое существование. Поэтому профессии социально-экономического профиля будут всегда актуальны и востребованы. Какие именно направления этой сферы интересны современным выпускникам? Таких направлений достаточно много, ведь специалисты с экономическим образованием могут работать в специализированных отраслях.

Разновидности профессий

Рассмотрим некоторые специальности по профилю. Социально-экономическому направлению соответствует профессия кассира. Это понятие подразумевает масштабный круг специалистов, в том числе и кассиров супермаркетов, банков. Многие из них не имеют высшего образования, выполняя свои должностные обязанности. В банках такая должность называется кассир-операционист и валютный кассир. В задачу первого входит выполнение разнообразных банковских операций, а второй производит продажу и покупку иностранной валюты.

Банковским служащим называют специалиста, имеющего эконмическое образование, который является работником этого учреждения. В основном у каждого есть свои должностные обязанности, специализация определяется при трудоустройстве.

Социально-экономический профиль подразумевает и Им производится учет всех хозяйственных операций компании, своевременная уплата налогов, осуществление контактов с государственными учреждениями и органами.

Собственный бухгалтер есть в любой организации, независимо от ее размеров. Понятие «профессиональный бухгалтер» подразумевает сразу несколько видов экономических профессий.

В социально-экономический профиль входят такие специальности, как экономист и аудитор.

Современные аудиторы

Деятельность ревизоров направлена на проверку достоверности отчетной документации на предприятиях, проведение специализированных консультаций по бухгалтерскому учету. Помимо высшего образования аудитору требуется и огромный профессиональный опыт, поэтому сразу после окончания финансового института данная специальность не доступна. После получения специального аттестата, аудитор продолжает повышать свою профессиональную квалификацию.

Социально-экономический профиль непосредственно связан с получением Экономисты работают в сфере изучения, планирования, подготовки, осуществления финансовой и хозяйственной деятельности. Профессия финансиста также входит в список таких профессий.

Его профессиональной сферой деятельности являются именно материальные ресурсы. К ним относятся трейдеры, инвесторы. Например, возможно совмещение обязанностей бухгалтера, финансиста, экономиста. Есть и такие экономические профессии, которые тесно связаны с рынком ценных бумаг. Брокеры являются посредниками между покупателями и продавцами. Дилеры проводят от своего имени различные операции с денежными средствами и ценными бумагами.

Среди новых профессий, связанных с данным направлением, отметим «экономическую безопасность». Несмотря на ее «юный возраст» она считается одной из самых востребованных в экономическом профиле.

Кроме того, необходимо назвать и такие варианты специализации, касающиеся экономического профиля, как маркетологи, коммерческие директора, кредитные консультанты, сметчики, инкассаторы, логисты, биржевые маклеры.

Заключение

Как поступить на социально-экономический профиль? Предметы, по которым проводятся экзамены, независимо от вида экономического учебного заведения, практически не отличаются друг от друга. Необходимо сдать ЕГЭ по профильной математике, русскому языку, обществознанию. Помимо перечисленных выше специальностей, с экономическим образованием можно работать страховым агентом, экспедитором, товароведом, Имея на руках диплом экономического вы всегда найдете работу.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...