Экономические механизмы охраны окружающей среды. Тема: Экономический механизм охраны окружающей среды


1. Типы экономических механизмов и инструментов.

Экономический механизм природопользования – это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.

Выделяют три типа экономических механизмов природопользования:

1. компенсирующий (мягкий) механизм - борьба с последствиями (а не с причинами ) техногенного типа экономического развития.

2. стимулирующий механизм - поощрение развития экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности.

3. жесткий механизм - ограничение природоэксплуатирующей деятельности; такой механизм посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.

В реальной действительности данные механизмы природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности. Все направления экономического механизма природопользования связаны между собой, часто взаимообусловлены и пересекаются на практике.

Назначение экономических инструментов – использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически релевантном направлении. В этом случае экономическим агентам предоставляется значительная свобода выбора в поиске эффективных путей достижения общественно значимых природоохранных целей.

Инструменты эколого-экономического регулирования можно условно подразделить на:

· поощрительные меры - «метод пряника» (льготное налогообложение (экологичных видов продукции), льготное кредитование и субсидирование экопроектов, дотации на приобретение природоохранного оборудования, ускоренные сроки амортизации природоохранного оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности);

· принудительные меры – «метод кнута» (платежи за природные ресурсы, за выбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, сокращение субсидирование природоемких и неэкологичных производств, повышенное налогообложение («неэкологичной» продукции));

· компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов, экологическое страхование).

В составе экономических инструментов могут быть выделены рыночные и финансово-кредитные рычаги и стимулы.

Рыночно ориентированные инструменты :


· природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды;

· рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;

· механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;

· залоговая система;

· интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей;

· методы прямых рыночных переговоров;

Финансово-кредитные инструменты:

· формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;

· кредитный механизм ООС, займы, субсидии и т. п.;

· режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

· экологические и ресурсные налоги;

· система страхования экологических рисков.

2. Теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение : использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования; понятие экстерналий и Пигувианского налога.

Использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования

«Загрязнитель платит» - принцип, согласно которому загрязнитель обязан возместить обществу затраты, связанные с ликвидацией ущерба от загрязнения.

В области охраны окружающей среды необходимо заставить оплачивать издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной.

Это один из фундаментальных экономических и правовых принципов. Официально введен ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в свои документы в 1972 г.

В России этот принцип положен в основу механизма платежей за загрязнение.

В ряде случаев принцип «загрязнитель платит» трансформируется в принцип «платит жертва» – величина платежей оплачивается потребителем: платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относятся в России на издержки (себестоимость) производства.

В данном случае это справедливо, т.к. за загрязнение, неустранимое при данном уровне техники и технологии, должно расплачиваться все общество, если хочет потреблять тот или иной продукт. Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие расплачивается все общество.

Формы платности за природные ресурсы :

1) Формы платы за использование земли : зависят прежде всего от типа отношений собственности: землевладения, бессрочного (постоянного) или временного пользования земельными участками, их аренды.

ü земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) Взимается за земельные участки, находящиеся в собствен­ности, земельный налог. Размеры платы за землю определяются в за­висимости от площади, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки. Платежи за землю обычно поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых находятся земельные участки. Так, в России плата за землю является сегодня единственным видом так называемых природноресурсных налогов и платежей, в установлении размера которого участвуют органы местного самоуправления; после 2005 г. планируется полное их зачисление именно в местные бюджеты в качестве одного из основных доходных источников. Для стимулирования ра­ционального использования земли эти виды платежей должны направляться ис­ключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеуст­ройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат зем­лепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за пользование ими, на фиксированные выплаты земле­пользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории.

ü арендная плата (Взимается за арендуемую землю. При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата, как правило, поступает на его счет. Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению)

В разных странах существуют определенные льготы по взиманию платы за землю. Так, в России от платы за землю полностью освобождаются 23 категорий землепользователей, в том числе заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные в соответствии с кадастровой оценкой земли и т. д.

2) Формы платы за водные ресурсы :

ü плата, связанная с использованием водными объектами – водный налог

Существуют две основные схемы взимания платы за водопользование.

1) Первая, которая характерна для России, Австралии, стран Азии и Африки, основана на жестком государственном регулировании размеров платы. Все платежи при этом направляются в государственный бюджет, где аккумулируются для последующего использования на цели содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений.

2) Вторая схема применяется главным образом в странах Западной Европы, США и Канаде. Она основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые образуют бассейновые объединения. Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание объединения и финансирование его деятельности. Государство же получает налоги от бассейнового объединения, которые используются в основном для кредитования и субсидирования водохозяйственного строительства и выплат компенсации льготным категориям водопользователей.

3) Формы платы за пользование лесным фондом :

ü арендная плата

ü плата по договору купли-продажи лесных насаждений

Платежи за лесопользование могут взиматься за заготовку древесины, отпу­скаемой на корню; за заготовку живицы; за заготовку второстепенных лесных ма­териалов; за побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев, пасек и других видов лесного пользования); за лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, туристских или спортивных целей.

4) Формы платы за пользование недрами :

ü разовые платежи за пользование недрами;

ü регулярные платежи за пользование недрами;

ü плата за геологическую информацию о недрах;

ü разовый сбор (бонус) за участие в конкурсе (аукционе, тендере) за право пользования недрами;

ü периодический сбор (плата) за лицензию на недропользование.

5) Система платежей за пользование животным миром :

ü плата за пользование животным миром, т.е. за изъятие из естественной среды обитания следующих групп

Объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

Принадлежащих к видам, занесенных в Красные книги разного уровня;

Не отнесенных к перечисленным выше группам.

ü штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

При необходимости регулирования численности отдельных видов, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, домашних животных, а также для предотвращения нанесения ущерба экономике страны, изъятие может быть разрешено бесплатно или за вознаграждение.

В целом мировая практика движется по пути постепенного и целенаправленного внедрения новых, более совершенных экологических налогов и сборов, стимулирующих природоохранную деятельность и рациональное ресурсопользование.

В странах ЕЭС выделяются следующие основные разновидности экологических налогов и платежей (согласно Европейскому экологическому агентству):

1. Компенсирующие налоги – это налоги (платежи), служащие цели покрытия экологических издержек. Подразделяются на платежи пользователей и отложенные платежи . Например, платежи за сточные воды или за размещение отходов.

плата за забор воды из водоемов, налоги на шумовое загрязнение, специальные налоги на батарейки

в России применяются в основном этот тип налогов

2. Стимулирующие налоги – направлены на поощрение изменения поведения производителей / потребителей в сторону экологически безопасного и ответственного. При наличии необходимой информации могут устанавливаться на уровне, уравновешивающем предельные экологические издержки и предельные выгоды. В этом случае они именуются оптимальными и выполняют функции, аналогичные первой разновидности налогов. В противном случае их называют инструментальными стимулирующими налогами.

налоги на тару одноразового использования, алюминиевую фольгу, соль для посыпки дорог, мебель из тропической древесины.

в России – в стадии обсуждения

3. Фискальные экологические налоги – налоги, используемые преимущественно в фискальных целях и повышающие бюджетный доход, могут также использоваться для ослабления налогового бремени на труд и капитал.

В России – акцизы на нефть, газовый конденсат, природный газ.

Экономический механизм - система экономически стимулирующих инструментов (способы воздействия, меры) охраны окружающей среды (планирование, прогнозирование, финансирование, страхование, экономическое стимулирование). В состав экономического механизма входят: · правила заключения договоров, выдача лицензий и установление лимитов на комплексное природопользование; · платность природопользования; · экономическое стимулирование охраны окружающей среды. Договор, лицензия и лимиты на природопользование определяются законом следующим образом: Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием: · вида, объема и лимита хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; · экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. Законом предусматривается платность природопользования, включая плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды осуществляется путем: O установления налоговых и иных льгот; O освобождения от налогообложения экологических фондов; O применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; O введения платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие вредные воздействия на окружающую среду; O применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды. 11)

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Экономический механизм охраны окружающей среды. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.:

  1. 38.Экономическая оценка природных объектов. Экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
  2. 28. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм).
  3. 35. Понятие и сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования
  4. 20. Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды: методы, формы, функции управления. Соотношение административных и экономических методов управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  5. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды: понятие, методы.
  6. 23.Понятие, сущность и элементы организационно-правового механизма охраны окружающей среды
  7. 92.Организационно-правовой механизм сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды.
  8. 9.Понятие и содержание эколого-правового статуса граждан. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Права граждан в области охраны окружающей среды. Обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Права и обязанности граждан в области использования природных ресурсов.
  9. 9. Использование достижений научно-технического прогресса с целью охраны и оздоровления окружающей среды и здоровья населения. Анализ состояния здоровья в зависимости от характера и уровня загрязнения окружающей среды.
  10. Экологическое управление как организационный механизм в сфере охраны окружающей среды (понятие, цели, принципы, виды, функции).
  • 9. Конституционные основы экологического права.
  • 10. Право граждан на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан.
  • 11. Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы (формы, субъекты, объекты, содержание).
  • 12. Право собственности на недра в рф. Право собственности на водные объекты.
  • 12.Право соб-ти на недра в рф. Право соб-ти на водные объекты.
  • 13. Право собственности на леса в рф. Право собственности на животный мир.
  • 13.Право соб-ти на леса в рф. Право соб-ти на животный мир.
  • 14. Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 14.Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 15. Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав
  • 15.Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав природопользователей.
  • 16. Общая характеристика пользования недрами.
  • 16.Общая характеристика пользования недрами
  • 17. Общая характеристика пользования водными объектами
  • 17.Общая характеристика пользования водными объектами.
  • 18. Общая характеристика пользования лесами
  • 18.Общая характеристика пользования лесами
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 20. Правовое регулирование охоты и рыболовства.
  • 20.Правовое регулирование охоты и рыболовства
  • 21.Правовая охрана природных объектов (понятие, содержание)
  • 22.Правовая охрана недр
  • 23.Правовая охрана вод
  • 24.Правовая охрана лесов
  • 25.Правовая охрана животного мира
  • 26.Правовая охрана атмосферного воздуха
  • 27. Понятие и общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 28. Виды, органы и функции управления.
  • 2. Министерство сельского хозяйства
  • 3. Министерство экономического развития рф
  • 29. Экологический мониторинг.
  • 30. Экологическое нормирование.
  • Глава V фз№7 «об охране окр ср» ст. 19-31
  • 31. Оценка воздействия на окружающую природную среду.
  • 32. Экологическая экспертиза.
  • 33. Экологическое лицензирование.
  • 34. Техническое регулирование, экологическая стандартизация и сертификация.
  • 35. Экологический аудит.
  • 36. Экологический контроль.
  • 37. Учет компонентов и объектов окружающей среды.
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.
  • 39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).
  • 40. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 41. Экологическое страхование.
  • 42. Ответственность за экологические правонарушения (понятие и структура экологического
  • 45. Эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
  • 46. Правовая охрана окружающей среды в промышленности.
  • 53. Международно-правовая охрана природной среды.
  • 54 Международные экологические организации
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.

    Экономический механизм - это совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Элементы экономического механизма:

    1. планирование и финансирование природоохранных мероприятий

    2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов.

    3. Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов.

    4. Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот в случае внедрения ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

    5. Осуществление иных эффективных мер по охране окружающей среды

    6. Ведение кадастра того или иного природного ресурса

    7. Заключение договоров в сфере природопользования

    8. Экологическое страхование

    9. Экологический аудит

    Целью экономического механизма является стимулирование природопользования, которая заключается в создании условий экономической заинтересованности юридических и физических лиц в выполнении адресованных им требований экологического законодательства.

    В экологической сфере экономические меры и административные не являются альтернативой одного другому, а гармонично дополняют друг друга.

    39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).

    Статья 20. Платность использования природных ресурсов.

    1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

    2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

    * за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

    * за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

    * на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    3. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

    4. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

    Таким образом, взимание платы за ресурсы предполагает три основания: пользование в пределах лимита; сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная часть проводимого исследования касается проблем разработки и внедрения механизма платы за первое из перечисленных оснований - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов.

    Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем и взимается в виде налогов, арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством и решениями органов власти краев, областей, автономных образований. Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта. В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:

    * земля (налог, средняя плата);

    * лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата);

    * водные ресурсы (водный налог);

    * животный мир (плата за пользование объектами животного мира);

    * недра (платежи за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий, акцизный сбор, платежи за пользование акваторией и участками морского дна).

    Приведенный выше перечень видов платежей (налогов) за пользование природными ресурсами свидетельствует об отсутствии отработанных механизмов взимания платы за пользование природными рекреационными ресурсами, и вообще - единой методологии по установлению ресурсных платежей.

    Любая производственная деятельность человека неизбежно влечёт за собой негативные воздействия на окружающую среду, приводящие к её ухудшению и загрязнению. Степень ухудшения окружающей среды будет уменьшаться, если производитель принимает какие-либо действия по снижению негативных воздействий.

    С экономической точки зрения производственный процесс приводит к возникновению издержек двух видов:

    • 1) Экономический ущерб народному хозяйству, вызываемый выбросами вредных веществ в окружающую среду.
    • 2) Затраты на предотвращение загрязнения, т.е на реализацию природоохранных мероприятий.

    Снижая природоохранные затраты, человек терпит убытки. Предотвращая ущерб, человек несёт затраты на природоохранные мероприятия. Таким образом, два вида издержек взаимозаменяют друг друга, поэтому одной из задач является определение оптимального соотношения этих издержек, при котором суммарные издержки производства будут минимальны.

    Экономические издержки, связанные с загрязнением окружающей среды, для промышленного предприятия являются экстернальными, т.е внешними для предприятия. При этом предпринимателя они заботят гораздо меньше интернальных (внутренних).

    Таким образом одной из главных задач государственной деятельности в области охраны окружающей среды является создание механизма, позволяющего интернализировать экстернальные издержек, т.е переложить ущерб, причиняемый окружающей среде, на предпринимателя, который только в этом случае будет пытаться найти оптимальный баланс между своими затратами на охрану окружающей среды и затратами от ущерба, вызванного загрязнением среды.

    Под экономическим механизмом охраны природы понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей Среды и рационального природопользования.

    Экономический механизм охраны окружающей природной среды включает две категории факторов- позитивные и негативные. Их общей целью является обеспечение высокого экономического интереса природопользователя к экологии. Позитивные факторы имеют дело с позитивными воздействиями. Они создают прямые экономические стимулы в охране окружающей природной среды. Негативные факторы, наоборот, влияют на экономический интерес через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога за экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

    Таким образом, экономический механизм реализует нормы экологического права посредством материальной заинтересованности природопользователя в их соблюдении. Для этого закона РФ «Об охране окружающей природной среды» предусматривает:

    • -планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
    • - установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
    • - установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей природной среды и т.д.

    Так же на ряду с назваными мерами охраны окружающей среды в разделе об экономическом механизме предусмотрено ведение кадастров природных ресурсов, заключение договоров и предоставление лицензий, экологическое страхование.

    Среди экономических рычагов и стимулов основное место занимают платежи и налоги за загрязнение. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы на выбросы или сбросы. Достоинством налогов на загрязнение и платежей является то, что эта система предоставляет максимальную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс, позволяющую минимизировать издержки на превращение внешнего фактора загрязнения во внутреннюю статью издержек для них (интернализация экстернальных издержек)

    Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование - документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса, а также на размещение отходов, выбросов и сбросов.

    Лицензия имеет существенное значение не только как средство защиты окружающей природной среды. но и как один из способов регулирования природопользования.

    Лимиты на природопользование является составной частью экономического механизма охраны окружающей природной среды и устанавливает предельные объёмы природных ресурсов, выбросов(сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий природопользователей на определённый срок.

    Лимиты, как система экологических ограничений, экономическим путём побуждают природопользователя к бережному отношению к природной среде, сокращению отходов, уменьшению сбросов (выбросов) загрязняющих веществ, переходу к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям.

    В Российской Федерации утвержден и успешно действует экономический механизм направленный на взаимодействие с экономикой государства. В статье рассмотрим, какие методы применяет такая система, и как происходит контроль над уровнем загрязнения естественной окружающей среды.

    Связь экономики и охраны природы

    С начала 21-го века в России понятие экономического механизма охраны окружающей среды, а также его структура были изменены. Сейчас система включает как ранее введенные нормы материально-техническое обеспечение), так и разработанные современные экономические стимулы (создание фондов, сбор платы за пользование ресурсами, введение экологического страхования).

    Структура экономического воздействующего механизма в сфере охраны природы, которую предлагает В. В. Петров, включает элементы, представленные на иллюстрации ниже.

    Каждое современное предприятие, которое пользуется природными ресурсами, обязано следовать экологическим требованиям при оценке эффективности хозяйственных решений. Так, в основе охраны природы лежат в основном экологические платежи, а меньшую долю занимают экономические санкции или штрафы за нарушения в сфере экологического законодательства.

    Основной задачей экономического механизма в сфере использования естественных ресурсов является создание условий для выполнения целей экологической политики с помощью экономических мер. Для этого вводятся нормативно-правовые и законодательные акты соответствующего направления.

    Роль Росприроднадзора

    Росприроднадзор - это представитель исполнительной власти, что функционирует на федеральном уровне и выполняет функции надзорного контроля в области пользования природными ресурсами.

    Центральный аппарат Росприроднадзора включает восемь Департаментов. Для эффективности контроля и выполнения своих функций в каждом регионе создано Управление Росприроднадзора, которое отвечает за природопользование отдельной территорией.

    На федеральном уровне служба выполняет такие функции:

    • Осуществляет
    • Организует государственный надзор за строго охраняемыми природными объектами федерального значения, обеспечивает лесной надзор.
    • Осуществляет контроль над изучениями в сфере геологии, а также охраны и использования недр земли.

    Среди обязанностей управления Росприроднадзора можно выделить:

    • Рассмотрение и принятие нормативов и лимитов по отходам.
    • Проведение экологической экспертизы на государственном уровне.
    • Определение нормативов относительно загрязняющих выбросов в атмосферу. Исключением являются радиоактивные компоненты.
    • Выдача лицензий на осуществление сбора, использования, утилизации и размещения отходов классов опасности I-IV.
    • Рассмотрение и выдача разрешений на произведение выбросов, загрязняющих атмосферу. Исключением являются радиоактивные выбросы.
    • Рассмотрение и выдача разрешений на осуществление выбросов веществ и микроорганизмов в объекты водной среды.

    Органы контроля природопользования в округах

    В каждом федеральном округе создан Департамент природопользования и охраны окружающей среды, подконтрольный Росприроднадзору.

    Такие образования отвечают за:

    • охрану окружающей человека среды;
    • расчетливое и бережное использование естественных ресурсов;
    • экологическую безопасность региона;
    • разработку региона;
    • разработку нормативных документов для улучшения природной среды;
    • просвещение региона в части экологии.

    Департамент оказывает такие услуги:

    • Выдача разрешения на индивидуальное жилищное строительство.
    • Выдача охранных обязательств или дополнительного соглашения к ним, которые обеспечивают сохранность и бережное использование природной территории, которая охраняется.
    • Аннулирование и выдача охотничьего билета.
    • Выдача разрешений на сброс микроорганизмов или вредных веществ в водную среду или атмосферу.
    • Выдача лицензий на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома любых металлов.
    • Проведение экологической экспертизы.
    • Оформление разрешений на пересадку зеленых насаждений.

    Методы экономического механизма

    Механизм экономического регулирования использования естественных ресурсов прописан Законом РФ "Об охране окружающей среды" номер 7-ФЗ от 10.01.2002 года.

    Его методы включают:

    • Разработку прогнозов социального и экономического развития государства согласно экологическим прогнозам.
    • Разработку программ экономического развития, которые применяются на федеральном уровне, а также целевых программ для отдельных субъектов государства.
    • Разработку планов мероприятий и их проведение с целью разъяснения необходимости принятия мер, обеспечивающих охрану природы.
    • Взимание платы за пользование природными ресурсами и нанесенный вред природе.
    • Расчет лимитов на выбросы загрязняющих элементов и размещение производственных отходов.
    • Проведение и выдачу заключения об экономической оценке объектов природы, включая созданных с помощью человека.
    • Проведение оценки воздействия деятельности предприятий на окружающую атмосферу и природную среду.
    • Предоставление льгот, в том числе и налоговых, в случае внедрения предприятием новаторских технологий, альтернативных источников энергии, использования вторсырья, переработки отходов.
    • Поддержку инновационной деятельности предприятий в сфере охраны природы.

    Разработка мероприятий и эффективное планирование действий по защите окружающей природы производится на основании прогнозов государства по социально-экономическому развитию. Также учитываются федеральные и целевые программы регионов.

    Каждый субъект хозяйствования обязан проводить осуществление производственного экологического контроля. Такой комплекс процедур обеспечивает выполнимость требований экологического законодательства, проведение определенных действий, обеспечивающих охрану природы и расчетливо-рациональное использование ее богатств.

    Плата за загрязнение и выбросы в окружающую среду

    Экономический механизм охраны окружающей среды подразумевает уплату налога за негативное влияние на нее согласно Порядку № 632 от 28.08.1992 г.

    Законодательно установлены такие виды отрицательного воздействия на природу:

    • Выбросы в окружающую атмосферу вредных веществ.
    • Сбрасывание веществ и микроорганизмов в водную среду региона.
    • Загрязнение почвы.
    • Размещение, захоронение отходов, как производственных, так и после потребления.
    • Шумовое, тепловое, электромагнитное, ионизирующее и иное окружающего природного пространства.

    Определение размера платежей зависит от объема сбрасываемых загрязняющих веществ и отходов. Для некоторых регионов могут быть установлены коэффициенты в дополнение к базовым ставкам, которые учитывают экологические особенности такой местности.

    Оплата за негативное воздействие на природу зачисляется в федеральный бюджет РФ. Предприятия обязаны оплачивать налог один раз в год по месту регистрации источника загрязнения. Если предприятие не уплатило сбор в срок, то к нему применяется штраф за загрязнение окружающей среды. Пеня рассчитывается как 1/300 ключевой ставки банка РФ, которая зафиксирована на день ее уплаты. Пеня начисляется ежедневно за каждый день просрочки уплаты налога.

    Неналоговые поступления в бюджет

    Федеральный законодательный акт «Об отходах» № 89-Ф3 от 24.06.1987 года определяет порядок обращения с отходами потребления и производства и призван предотвратить их вредное воздействие на население. Экономический механизм регулирования и контроля над предполагает уплату предприятиями экологического сбора. Росприроднадзором определяется форма расчета суммы таких платежей. Процедура подробно описана в Приказе Росприроднадзора № 488 от 22.08.2016 года.

    Экономический механизм в сфере размещения отходов потребления и производства предполагает стимулирование деятельности предприятий такими методами:

    • Предоставление льготы по уплате налоговых и неналоговых платежей в случае внедрения современной технологии, которая позволит уменьшить количество отходов.
    • Финансовая поддержка государства.

    Поддержка финансовых субъектов

    Если предприятие вовремя вносит средства за загрязнение и плату за пользование природными ресурсами, а также стремится минимизировать негативное влияние на природу, то государство обеспечивает поддержку в виде льгот.

    Законодательно установлены способы стимулирования хозяйствующего субъекта с целью его экологического воспитания. Так, экономический механизм в сфере охраны природопользования включает такие элементы:

    • Организация планирования природопользования и способов охраны природы.
    • Финансирование сферы охраны природы.
    • Применение платежей за использование ресурсов, загрязнение атмосферы и водных объектов.
    • Создание внебюджетных экологических фондов.
    • Внедрение экологического страхования.
    • Предоставление кредитных либо налоговых льгот, а также иных поощрительных мер в сфере, касающейся охраны природного окружения.
    • Проведение экологического аудита.

    Создание специальных фондов и проведение экологического аудита являются новшеством в российском экономическом механизме охраны окружающей среды.

    Экологическим страхованием называется правовая мера в сфере охраны природы, которая обеспечивает защиту от экологических рисков, которые могут причинить вред страхователю, застрахованному или третьему лицу по причине сверхнормативного загрязнения природы.

    Выделяют такие виды:

    • страхование ответственности;
    • личное страхование;
    • имущественное страхование.

    Экологический аудит проводится в качестве независимой оценки деятельности субъекта хозяйствования по соблюдению экологического законодательства.

    Выделяют такие типы:

    • Обязательный, который проводится в конкретных случаях, установленных законом.
    • Добровольный, который проводится по инициативе предприятия, которое своей деятельностью оказывает влияние на природу.

    Фонды, созданные с целью защиты экологии, служат финансовой базой, которая может потребоваться в решении неотложных проблем сохранности природы.

    В России существуют такие внебюджетные организации:

    • фонд федерального уровня;
    • фонды субъектов РФ;
    • местные, областные, краевые фонды.

    Экологические фонды образованы за счет тех средств, что поступают от граждан, предприятий, организаций и иностранных инвесторов. Все поступления денежных средств таких фондов распределяются согласно схеме:

    • 60 % определяется на реализацию запланированных мероприятий местного значения, например городов или районов;
    • 30 % расходуется на реализацию программ территориального значения, например республиканского или областного;
    • 10 % - на реализацию мероприятий федерального уровня.

    Создание фондов в экологическом секторе было призвано решить такие проблемы:

    • восстановить потери природной среды;
    • компенсировать вред, нанесенный здоровью населения;
    • начать возведение очистных сооружений;
    • материально обеспечить проведение акций по охране природы и просветительской работе.

    Также Фонды предоставляют возможность для развития природоохранной деятельности с помощью таких инструментов экономического механизма охраны окружающей среды:

    • помощь в формировании начального капитала предприятий, которые создаются с целью производства продукции придоохранного назначения;
    • обеспечение гарантий банкам по кредитам для предприятий по реализации проектов по охране природы.

    Разрешения на природопользование

    С целью охраны и рационального использования природных ресурсов законодательно определены некоторые рычаги экономического воздействия.

    Рассмотри их подробней:

    • Лицензирование действий комплексного природопользования. Такой документ выдается на фиксированный срок (1 год) и определяет права владельца относительно природного ресурса, размещения отходов, произведения сбросов и выбросов.
    • Заключение договора о комплексном природопользовании, который определяет условия и правила использования ресурсов природы предприятием, а также размеры экологических платежей. Обязательно в документе указываются обязанности сторон и их ответственность.
    • Установление лимитов на природопользование, например лимит потребления вод промышленного назначения, лимит по отлову животных. Если предприятие превышает установленные нормы, то с него взимается дополнительная плата.

    Выдачу документов осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды региона на основании Закона под номером 7-Ф3.

    Концепция экологического развития

    После Конференции ООН в 1992 году понятие концепции устойчивого экологического развития вошло в мировой лексикон. Она предполагала достижение гармонии природы и человека и позиционировалась как движение вперед с целью максимального удовлетворения потребностей нынешнего поколения, одновременно не лишая такой возможности будущие поколения.

    В рамках Конференции были определены связи экономики и экологии:

    • Зависимость между экологическим и экономическим развитием. При достижении прогресса второго без участия первого планета превратится в пустыню.
    • Если большее внимание уделяется развитию экологии без экономической направленности, то это порождает нищету и несправедливость.

    Экономический механизм охраны окружающей природной среды в России все еще требует доработок и будет изменяться с введением новых правовых норм. Но можно сказать, что основа рационального, расчетливого и бережного использования ресурсов окружающей природы уже заложена, а значит, остается решить сопутствующие эколого-экономические задачи.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...