Материальная обеспеченность дошкольного образования в российской федерации на современном этапе. Понятие материального обеспечения, его формы и виды


Материальная обеспеченность

Ухудшение состояния здоровья, сокращение возможностей экономической деятельности делают пожилых людей уязвимыми с материальной точки зрения. Это подтверждается как статистическими данными, так и результатами опросов - доля ответов «материальное положение - плохое» среди пожилых людей вырастает в разы. Один из многочисленных примеров приведен на рис. 5 .

Мы уже зафиксировали, что медицинское обслуживание в старших возрастах становится проблемой. Что могут позволить себе старики? Наиболее часто используемый социологический инструмент для ответа на этот вопрос – шкала материального благополучия, которая фиксирует разные уровни материальной обеспеченности в зависимости от уровня и характера потребления. Эта шкала применяется разными исследовательскими центрами, обычно вопрос задается в следующей форме: «Какое высказывание точнее всего описывает материальное положение Вашей семьи?

  1. денег не хватает даже на питание
  2. на питание денег хватает, но одежду, обувь купить не можем
  3. на одежду, обувь денег хватает, но крупную бытовую технику купить не можем
  4. на бытовую технику денег хватает, но автомобиль купить не можем
  5. на автомобиль денег хватает, но квартиру или дом купить не можем
  6. на квартиру или дом денег хватает».

Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы оцениваете свою материальную обеспеченность?» по возрастным группам

Источник : Данные исследования «Российская повседневность в социологическом измерении», 2009, расчеты проведены автором статьи.

Мы выбрали одно из исследований 2012 года, где был использован данный инструментарий . Доля тех, кто может купить дом и квартиру не превышает 1%, покупку автомобиля себе могут позволить – 5%. Наиболее часто респонденты выбирают позицию «на одежду, обувь денег хватает, но крупную бытовую технику купить не можем». Доля тех, кто выбрал данную опцию, колеблется вокруг отметки 45%, но значимой зависимости от возраста нет. Остановимся подробнее на двух нижних уровнях шкалы материальной обеспеченности – «денег не хватает даже на питание» и «на питание денег хватает, но одежду, обувь купить не можем». Распределение ответов по возрастным группам приведено на рис. 6.

Рисунок 6. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какое высказывание точнее всего описывает материальное положение Вашей семьи?» по возрастным группам

Источник : Данные опроса «Установки и опыт участия граждан в практиках гражданского общества», 2012, расчеты проведены автором статьи

Проблема питания не специфична для старших возрастов. Хотя многие опросы фиксируют снижение оценок качества питания пожилых людей, однако проблема нехватки денег для обеспечения нужного рациона возникает на более ранних стадиях жизненного цикла. Дисперсионный анализ не позволяет оценить последующее снижение остроты этой проблемы как значимое, хотя различия между молодыми и старшими возрастами такими являются.

А вот покупка одежды и обуви – действительно проблема старших возрастов. Это своего рода «потолок благополучия»: прокормиться можем, а вот выше не поднимешься. Иными словами, с голоду не умрешь, но ходить будешь в том, что осталось из «предыдущей» жизни.

ПОКАЗАТЕЛИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛЮДЕЙ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПОКАЗАТЕЛИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛЮДЕЙ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Обеспеченность человека, групп и слоев населœения неразрывно связана с их потребностями.Потребности - это нужда в чем-либо крайне важно м для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальных и других групп, общества в целом; это внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов.

Потребности классифицируются: по сферам деятельности - потребности в труде, познании, общении, отдыхе; по объекту - материальные и духовные, этические, эстетические и др.; по функциональной роли - доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные; по субъекту - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные. В данной главе основное внимание будет сосредоточено на материальных потребностях применительно к отдельным субъектам, а именно к малообеспеченным группам населœения.

Факторы, которые обусловливают удовлетворение потребностей людей (в том числе материальных), разнообразны, к примеру:

1) объём и структура производства, численность и половозрастной состав населœения страны, общественно-политический и экономический строй общества, его социальная структура;

2) климатические, географические, национально-исторические условия жизни населœения, изменение физических особенностей человека;

3) величина и распределœение национального дохода, денежные доходы населœения, распределœение их между различными группами и слоями населœения, имеющиеся товарные фонды, цены на товары и услуги и др.

Все эти группы факторов (условно назовем их соответственно общественно-цивилизационными, природно-географическими и собственно социальными или социально-экономическими) тесно взаимодействуют между собой. При этом их влияние неодинаково на разных этапах развития человеческого общества. В современных

условиях России на первый план выдвигаются факторы первой группы (в первую очередь переходный этап развития российского общества) и третьей группы (содержание социальной политики, системный кризис российского общества).

Вот лишь некоторые факты проявления системного кризиса в России за последние годы. Объем промышленного производства за пять лет снизился в 2 раза, при этом производство в наиболее наукоемких отраслях упало в 5-6 раз и более*. Инвестиции в производство сократились более чем в 4 раза.

Не лучше дело обстоит и в сельском хозяйстве. Ныне по производству зерна Россия оказалась на уровне 1963 ᴦ., по численности крупного рогатого скота - на уровне 1961 ᴦ.

За первую половину 90-х годов поставки сельскохозяйственной техники сократились в 10-20 раз. Обеспокоенность вызывает истощение ранее плодородных земель. Посœевные площади в стране уменьшились более чем на 15 млн. га. По существу провалилась ʼʼфермеризацияʼʼ сельского хозяйства. Из 280 тыс. фермерских хозяйств в течение 1995 ᴦ. 60 тыс. распалось. Имея в своем распоряжении около 15 % земельных угодий, фермерские хозяйства дали менее 2 % товарной продукции сельского хозяйства.

В результате спада промышленного и сельскохозяйственного производства по потреблению продуктов питания Россия переместилась с 7-го на 40-е место в мире**.

Подсчитано, что среднестатистический россиянин потреблял в 1995 ᴦ. в день 2100 килокалорий, ровно столько, сколько крайне важно для жизни 11 -летнему ребенку.

Продолжается резкое падение доходов федерального бюджета. Одна из главных причин этого - усиление неплатежей в экономике страны. Правительство России по-прежнему проводит крайне непоследовательную налоговую политику, с одной стороны, пытаясь усилить общее налоговое бремя, с другой - предоставляя огромные

* Объем производства в период с 1990 по 1995 ᴦ. изменился по некоторым видам продукции следующим образом (в млн. т): сталь - 89,6 и 51,3; цемент - 83 и 36,4; синтетические волокна - 0,6 и 0,2; химические удобрения - 16 и 7,5; тракторы (в тыс. шт.) - 214 и 21; телœевизоры (в млн. шт.) - 4,7 и 0,98; стиральные машины - 5,4 и 1,3.

** С учетом, естественно, импортной продукции. В целом по стране более половины потребляемых населœением продуктов завозится из-за границы. В отдельных регионах страны ситуация еще сложнее. К примеру, в Москве импорт занимает более двух третей всœего продовольственного оборота. Отсюда можно сделать вывод, что Россия теряет (если не потеряла уже!) продовольственную независимость.

налоговые привилегии и льготы отдельным предприятиям и массовые отсрочки по уплате платежей в бюджет. Бичом для работающих (особенно в государственном секторе) является систематическая невыплата заработной платы длительные сроки. Задолженность по заработной плате в связи с недополучением средств из бюджета всœех уровней составила на середину апреля 1996 ᴦ. 3,4 трлн. рублей.

В итоге резко снизился уровень жизни российского населœения. Помимо указанных выше причин (спад производства - главная из них) на уровне жизни негативно сказалась ʼʼшоковая терапияʼʼ как метод проведения реформ. Сюда следует отнести полное обесценение банковских вкладов большей части населœения страны; ваучерную приватизацию (в официальных документах сообщалось, что к концу первого этапа приватизации 500 крупнейших предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долларов США были переданы фактически за бесценок - около 7,2 млрд. долларов), давшую узкой группе людей огромные богатства; 10-20-тысячный рост цен без соответствующей индексации оплаты труда, пенсий и т.д. На уровне жизни населœения сказывается массовая безработица (более 10 млн. человек), усугубленная наплывом 6 млн. беженцев из бывших союзных республик. Война в Чечне отняла многие триллионы рублей, которые можно было бы использовать для повышения жизненного уровня хотя бы некоторых категорий населœения.

Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населœения. В более узком смысле он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов. По этой причине чаще всœего в качестве обобщающегопоказателя уровня жизни населœения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей рассматривают реальные доходы населœения. Οʜᴎ характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей.

Важный показатель уровня жизни - минимальный потребительский бюджет семьи. Он складывается из минимально крайне важно ю уровня потребления материальных благ и услуг с учетом наличного уровня развития производительных сил и выражает (в денежной и натуральной форме) минимальные потребности человека (семьи) в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах.

Институтом питания Академии медицинских наук разработаны нормативы потребления (набор продуктов питания), которые в целом соответствуют физическим потребностям человека по их калорийности и химическому составу и покрывают энергетические затраты организма, необходимые для нормальной жизнедеятельности взрослых и развития детей, сохранения здоровья в преклонном возрасте. Эти продуктовые наборы, предназначенные для различных половозрастных групп, дифференцируются исходя из различий потребностей в материальных благах и услугах, с учетом цен, природно-климатических, демографических, социально-этнических и экологических условий.

* См.: Аргументы и факты. - 1993. - Ns 4.

Рассчитанный потребительский бюджет не является оптимальным. Он лишь учитывает минимум удовлетворения потребностей на нынешнем этапе развития российского общества. Это неизбежно, в случае если учесть, что заметно снизился уровень потребления базовых продуктов питания за последние годы.

В Москве стоимость условной минимально допустимой продуктовой корзины из 19 базовых продуктов питания достигла по состоянию на начало 1996 ᴦ. 290 тыс. рублей в месяц в расчете на одного москвича, а прожиточный минимум составил 620 тыс. рублей.

Минимальный потребительский бюджет является составной частью минимального прожиточного минимума, включающего в себя питание, непродовольственные товары, услуги, налоги и другие платежи. Соотношение между указанными элементами прожиточного минимума на первую половину 90-х годов в России было таким: 68,3;

19,1; 7,4 и 5,2%. То есть основная статья расходов - питание, что свидетельствует о неблагополучии общества. Ясно, что питание является основной статьей расходов в малообеспеченных и бедных семьях. Зажиточные и богатые слои имеют другую структуру расходов.

Следует отметить также, что в статью расходов на непродовольственные товары ныне включены только предметы первой крайне важно сти, санитарии и гигиены, лекарства, а услуги предполагают лишь затраты на жилье и транспорт. Покупку предметов длительного пользования (одежда, обувь, мебель и т.д.) нынешний прожиточный минимум не предусматривает. На наш взгляд, это отражает состояние не только экономики, но и социальной политики современного российского государства.

Минимальный потребительский бюджет является своеобразной точкой отсчета бедности. Бедные, или малоимущие, - это люди, чей месячный доход на одного члена семьи меньше минимальной потребительской корзины (минимального потребительского бюджета) или равен минимальной заработной плате.

К сожалению, в настоящее время в России системный кризис предопределяет крайне важно сть пользоваться в решении задач социальной защиты населœения показателœем минимальной заработной платы, а не показателœем прожиточного минимума.

Уровень бедности в обществе, о котором шла речь выше, используется для установления размера минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, сметы расходов на содержание граждан в домах для престарелых, инвалидов, детей в детских домах и До

мах ребенка, больных в больницах, осужденных в исправительных

тоудовых учреждениях. Поскольку прожиточный минимум в нашей стоаненынеодинизсамыхнизкихвмире.тоиуказанныерасходына

нужды малообеспеченных групп и слоев населœения крайне низки по сравнению с аналогичными расходами в развитых странах.

Выход из кризиса и существенная корректировка социальной политики Российского государства, будем надеяться, приведут в итоге к тому. что размер минимальной заработной платы будет установлен в соответствии с цивилизованным минимальным потребительским бюджетом, включающим в себя достаточно полный на_ бортоваровиуслуᴦ. Какправило, эти товары и услуги группируются в следующие крупные блоки: 1) продовольственные товары^ обес^ почивающие полноценное питание и восстановление способности к труду и воспроизводству; 2) одежда и обувь (с установлением сроков износа); 3) предметы санитарии и гигиены, лекарства; 4) ме-^ьзГпредметы хозяйственного и бытового обихода; 6) культтовары (телœевизоры, часы, стиральные машины и т.д.); 7) услуги гиищо-коммунального хозяйства; 8) услуги культурно-просветительского характера; 9) услуги службы быта (парикмахерские, пра-^ыГф^ател^ ремонт обуви, одежды и др.); 10) услуп. при гю^зовании транспортом; 11) услуги связи; 12) садово-огородныи инГен^ь; 13) семена, корма, скот, птицаихд. (для сельскихжите-

пейУ 14) услуги детских дошкольных учреждений и т.д.

К сожая^ю, мы вынуждены признать, что большинство из пе_ речисленных услуг и товаров ныне недоступно для значительной

части населœения.

ПОКАЗАТЕЛИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛЮДЕЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПОКАЗАТЕЛИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛЮДЕЙ" 2017, 2018.

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Материальная обеспеченность дошкольного образования в Российской Федерации на современном этапе



Введение

Структура системы дошкольного образования

1 Определение понятия «дошкольное образование»

2.2 Виды ДОУ

2.3 Задачи ДОУ

3 Участники дошкольно-образовательного процесса

4 Проблемы дошкольного образования

Проблемы, сопутствующие процессу финансирования ДО

1 Финансирование ДО

1.1 Цели финансирования ДО

1.2 Принципы финансирования

1.3 Порядок реализации финансирования

1.4 Методика расчета финансирования

2 Проблемы

Заключение

Библиографический список


Введение


Становление каждого отдельного гражданина, как личности, является одной из приоритетных задач государства, которое гарантирует общедоступность и бесплатность образования на каждом его этапе. Система дошкольного образования способствует первичной социализации человека. Государство предоставляет возможность бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях, за содержание ребенка в которых несет ответственность муниципалитет и родители, являющиеся законными представителя будущего воспитанника.

Являясь важным аспектом первичной социализации человека, система дошкольного образования, как любая система, имеет очевидные недостатки, которые приводят к определенным последствиям.

Государство заинтересовано в повышении демографического фона страны, улучшении качества реализации образовательных программ и увеличении материальной обеспеченности дошкольных образовательных учреждений.

В рамках исследования проблем, сопутствующих процессу финансирования системы дошкольного образования, необходимо осветить, какие стороны данного процесса являются менее эффективными и каков их итог.

На современном этапе проблема неэффективности финансирования или слабой материальной обеспеченности дошкольного образования является актуальной и очевидной не только рядовым гражданам РФ, но и высокопоставленным чиновникам, в чьей компетенции находится устранение проблем в данной ситуации. Затрагивание интересов каждого человека на определенном отрезке его жизни придает проблеме слабой материальной обеспеченности дошкольных образовательных учреждений еще большую актуальность. Сталкиваясь с длительным ожиданием при устройстве ребенка в детский сад, родитель использует свое время неэффективно, что является одной из причин неполной занятости населения в РФ.

Так же проблема неэффективности финансирования актуальна для выпускников педагогических вузов. Получив высшее образование, люди, компетентные работать воспитателями, отказываются от рабочих мест в государственных и муниципальных детских садах из-за низкой заработной платы.

Данная курсовая работа направлена на освещение процесса дошкольного образования (его акторов, целей, задач). Отдельно рассматривается процесс финансирования дошкольного образования, в результате неэффективности которого возникает ряд проблем, решить которые на современном этапе практически невозможно, без привлечения инвесторов, спонсоров и НКО.


1. Структура системы дошкольного образования


1.1 Определение понятия «дошкольное образование»


Для того, чтобы истолковать понятие «дошкольное образование», следует уточнить, что такое процесс образования в целом, так как термин «дошкольное образование» подразумевает принадлежность образовательного процесса к определенной возрастной группе, а именно - к детям дошкольного возраста.

Итак, образование - процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества, объединяющий воспитание и обучение и в ходе которого индивид усваивает совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.

Существуют следующие уровни/ступени образования:

дошкольное

общее (включает в себя 3 ступени: начальное общее, основное общее, полное общее образование)

начальное профессиональное

среднее профессиональное

высшее профессиональное

послевузовское профессиональное

дополнительное (повышение квалификации и т.п.)

ДО является одной из основополагающих ступеней социализации человека, это образование, получаемое обучаемыми, воспитанниками в процессе реализации общеобразовательных программ в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что от способа реализации общеобразовательных программ, от характера воспитательного процесса, одобренного и установленного в рамках политической программы того или иного государства, от выбора приоритетных задач в рамках системы ДО зависит становление отдельной личности, приобретение навыков не только обыденного познания, но и развитие скрытых талантов и творческого начала.

Из определения становится ясно, что реализация задач ДО может происходить как в рамках семьи, так и в специализированных учреждениях, которые имеют множество разновидностей, выполняют определенные функции и ставят перед своей деятельностью некие задачи, реализуя которые, способствуют взаимосвязи интересов государства и отдельных индивидов касаемо вопросов первичной социализации.


1.2 ДОУ


1.2.1 ДОУ

ДОУ - образовательное учреждение, предназначенное для общественного воспитания детей до 6-7 летнего возраста, потребность в котором возникла в связи с привлечением женщин к труду на предприятиях (17-18 вв.) и основной единицей которого является группа воспитанников дошкольного возраста.

На начальных этапах концепцию дошкольного образования разрабатывали такие деятели, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори и другие. В рамках работы Ф. Фребеля «на свет» появилось «Учреждение для развития творческого побуждения деятельности у детей и подростков» (1837, г. Бланкенбург, Германия), которое впоследствии было переименовано в «Детский сад», каким и дошло до современности.

В качестве нормативно-правовой базы каждое ДОУ должно иметь устав, регламентирующий процесс образовательной деятельности, лицензию на осуществление образовательной деятельности и ряд других важных документов, с которыми заведующий ДОУ должен ознакомить родителей при приеме ребенка.


1.2.2 Виды ДОУ

Основываясь на данных Типового положения о дошкольных образовательных учреждениях (далее - Типовое положение о ДОУ), можно выделить несколько основных видов ДОУ:

детский сад

детский сад для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет)

детский сад для детей предшкольного возраста (от 5 лет до 7 лет)

детский сад присмотра и оздоровления

детский сад компенсирующего вида

детский сад комбинированного вида

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников

центр развития ребенка - детский сад

Из этого следует, что образовательное учреждение того или иного вида может принять ребенка с определенными отклонениями, обеспечить вариативность времени пребывания, предоставить возможность выбора дополнительных возможностей в рамках процесса образования и т.д.


1.2.3 Задачи ДОУ

Опираясь на вышесказанное, становится ясно, что ДОУ играют важную роль в первичной социализации человека. Спектр деятельности работников дошкольных учреждений довольно широк: от элементарного соблюдения режима дня и проведения мероприятий, способствующих развитию, до реализации концепта индивидуального подхода к каждому воспитаннику и выявления тех или иных отклонений, заболеваний на ранних этапах развития.

Обращаясь к Типовому положению о ДОУ, можно сформулировать ряд задач, необходимых к выполнению в ходе образовательного процесса в ДОУ:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников

воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье

осуществление необходимой коррекции недостатков физическом и (или) психическом развитии

взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей

оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей

обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно эстетического и физического развития воспитанников

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что кадровая комплектация ДОУ должна быть в большей степени высококвалифицированной. Люди, ведущие работу непосредственно с воспитанниками ДОУ (психологи, медицинские работники, воспитатели) несут огромную ответственность перед родителями, которые, в свою очередь, являются законными представителями детей до достижения совершеннолетнего возраста, и перед государством.


1.3 Участники дошкольно-образовательного процесса


Из определения понятия «дошкольное образование» становится ясно, кто непосредственно является участником дошкольно-образовательного процесса:

воспитанники (дети дошкольного возраста)

родители (законные представители воспитанников)

кадровое обеспечение ДОУ, принимающее участие в воспитании детей (воспитатели, методисты, психологи, логопеды, физкультурные работники, работники дополнительного образования в рамках ДОУ (репетиторы и т.п.) и т.д.)

кадровое обеспечение ДОУ, отвечающее за создание условий для комфортного пребывания детей (медицинские работники, методисты, обслуживающий персонал, повара и т.д.)

Стоит отметить, что к работе с детьми допускаются люди с определенным уровнем образования (высшее, средне - специальное), не имеющие психических отклонений, судимости, заболеваний и не подверженные уголовному преследованию.

1.4 Проблемы дошкольного образования


Будучи разноплановым процессом, дошкольное образование, как любая динамическая система, содержит ряд недостатков, касающихся как воспитания детей, так и организации образовательного процесса.

проблема моделирования педагогического процесса в ДОУ

познавательно-речевого развития детей

социально-нравственного воспитания

формирования экологической культуры

предшкольного образования

формирования основ здорового образа жизни

художественно-творческого развития

воспитание музыкально-этической культуры

роль семейного и общественного воспитания в становлении личности дошкольника

проблема профессиональной деятельности педагогов и педагогического менеджмента в условиях ДОУ

обеспечения, финансирования и комплектования ДОУ

нормативно-правовое регулирование дошкольно-образовательной деятельности


2. Проблемы, сопутствующие процессу финансирования ДО


2.1 Финансирование ДО


Опираясь на ряд фактов, перечисленных в первой главе, вывод о том, что финансирование ДО со стороны государства необходимо для реализации образовательных программ в рамках описываемого процесса, для содержания детей в ДОУ, обеспечения комфортного пребывания, что, в свою очередь, благоприятно влияет на процесс развития ребенка, как личности, становится очевидным. Так же немаловажным аспектом в ходе процесса финансирования является привлечение кадрового состава в сферу ДО, возможность повышения его квалификации, соблюдение правовых норм.

Анализируя различные источники информации, можно сделать вывод, что государство является гарантом общедоступности и бесплатности дошкольного образования в муниципальных и государственных ДОУ. В то же время государство не гарантирует бесплатное содержание воспитанников в ДОУ, что становится обязанностью региональных властей и родителей.

В ходе дискуссий, на определенном этапе (2008 г.) в правительстве пришли к выводу о том, что финансирование ДО должно быть нормативно - подушевым. Это решение было зафиксировано в рамках программы развития образования в 2006-2010гг. «Расширенная апробация в дошкольных образовательных учреждениях новых финансово - экономических механизмов: нормативно-долевого финансирования, новой системы оплаты труда, рационализации расчета и взимания родительской платы, государственно-общественных форм управления».

Процесс финансирования имеет особую направленность (цель) и методику расчета, а также обладает характерными принципами реализации.

2.1.1 Цели финансирования ДО

Основной целью финансирования ДО является обеспечение дошкольников и кадрового состава ДОУ ресурсами, необходимыми для реализации деятельности последних, конституционные права которых должны быть учтены и соблюдены.

ДОУ должно быть оснащено предметами быта (мебель, электрические приборы, посуда и т.д.), предметами, необходимыми для реализации образовательных программ (дидактические материалы и т.д.) и игровой деятельности; должно иметь возможность соблюдения санитарных норм, проведения специальных занятий (музыкальные, занятия по физической культуре и т.д.); должно быть оснащено помещениями для проведения культурно-массовых мероприятий, осуществления медицинской деятельности.

Так же часть средств из финансирования идет на заработную плату всего штата сотрудников ДОУ.

Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что финансирование направлено на удовлетворение потребностей сторон в рамках процесса ДО.

Важным условием развития системы ДО является оптимизация финансирования ДОУ любой организационно-правовой формы и формы собственности, чего можно достичь, основываясь на принципах нармативно - подушевого подхода.


2.1.2 Принципы финансирования

Исходя из информации, представленной в методических рекомендациях по введению нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений, можно выделить принципы, основываясь на которых, проводится нормативно-подушевое финансирование, реализуя образовательные программы в системе ДОУ.

Принципы:

прозрачность планирования расходов на финансирование ДОУ

объективность распределения средств в системе ДО

нормативный способ планирования затрат и формульное распределение средств

четкое определение границ ответственности бюджетов за финансирование ДОУ

стимулирование развития ДОУ и повышение качества образования

обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности ДОУ

Из формулировки действующих принципов реализации нормативно-подушевого финансирования следует, что расходы должны быть прозрачны, четко рассчитаны, распределены объективно, то есть в равном количестве между всеми субъектами ДО.


2.1.3 Порядок реализации финансирования

Одной из функций государства, как определенного института, является социальная функция, которая характеризуется поддержкой социальной сферы со стороны государства и которая включает в себя финансирование ДО.

Основываясь на информации, закрепленной в Бюджетном кодексе и Конституции РФ, можно сделать вывод о том, что расходы на содержание детей в ДОУ и реализацию образовательных программ в ДО должны производиться за счет местного бюджета. Если же имеется недостаток финансовых средств в местном бюджете, они выделяются из федерального бюджета или из бюджета субъекта Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов.

дошкольный образование учреждение финансирование

2.1.4 Методика расчета финансирования

Данная методика имеет три уровня:

Региональный

Региональный норматив финансирования (РНФ) - это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в учреждениях данного региона в расчете на одного воспитанника в год, с учетом различий в стоимости оказываемой услуги дошкольного образования в зависимости от нахождения учреждения (городская и сельская местность), направленности образовательной программы, вида учреждения.

Региональный норматив зависит от «категории» воспитанников ДОУ (условно здоровые дети; дети, посещающие группы оздоровительной направленности и т.п.).

При расчете регионального норматива учитываются расходы на реализацию основной общеобразовательной программы (при соответствии ее установленным нормам), частичную оплату труда, усовершенствование игровой среды (наглядные пособия и т.п.), хозяйственные нужды, технические средства, способствующие обучению и воспитанию. На данном уровне не учитываются расходы на коммунальное содержание зданий, которые осуществляются местным бюджетом.

Муниципальный

На данном уровне определяется механизм использования нормативов финансирования ДОУ, реализующих общую образовательную программу. Полученные средства расходуются на питание, коммунальные услуги и капитальный ремонт помещения.

.уровень образовательного учреждения

Данный уровень подразумевает самостоятельность ДОУ в расходовании полученных средств.

ДОУ самостоятельно в:

распределении выделенных средств по статьям расходов сметы ДОУ с учетом принятых в субъекте РФ и муниципальном образовании нормативно-правовых актов

установлении штатного расписания и заработной платы работников

определении базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда

определении соотношения фонда оплаты труда педагогического, учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала

порядке распределения стимулирующей части оплаты труда

Перечисленные выше самостоятельные возможности ДОУ не должны противоречить нормам, установленным на региональном и федеральном уровнях.

Существуют формулы расчета нормативно - подушевого финансирования на каждом из уровней


2.2 Проблемы


Проблемы, сопутствующие процессу финансирования ДО, являются очевидными не только простому гражданину, но и высокопоставленному чиновнику. Будучи премьер-министром РФ в апреле 2011 года, В.В. Путин отметил, что огромное количество детей (а именно 1,7 млн человек) ожидает своей очереди, чтобы попасть в детский сад и воспользоваться услугами государства, предоставляемыми в данной сфере: "Мы знаем, что это, прежде всего, региональная проблема. Но готовы поддержать те регионы, которые ее активно решают.". В данном заявлении В.В. Путин предложил увеличить финансирования ДО в 2 раза (до 1 млрд рублей).

Проводя исследования проблемы нехватки мест в ДОУ, эксперты ВШЭ пришли к выводу о том, что самой острой причиной данной тенденции является низкое финансирование и инвестиционная непривлекательность сферы ДО, что впоследствии способствует оттоку кадров, деятельность которых непосредственно направлена на воспитание и содержание детей в ДОУ.

Детские сады в большей степени укомплектованы управленческими кадрами (директора, заведующие и т.п.), нежели воспитателями и нянями, которые напрямую взаимодействуют с детьми в течении всего дня.

Следующий вывод экспертов ВШЭ - развитие ДОУ тормозит сметное финансирование, которое по определению является неточным, не дающим возможности полной реализации задуманных проектов. По словам представителей региональных властей, финансирование дошкольного образования увеличивается с каждым годом, в то время как директора ДОУ утверждают, что финансирование увеличивается лишь с поправкой на инфляцию, то есть остается практически неизменным, так как ценовые показатели на необходимые услуги также возрастают.

Недостаток муниципального фонда также имеет место быть, особенно в отдаленных от центра районах.

Нехватка помещений для спортивных, музыкальных залов, кабинетов для работы психологов, логопедов предопределяет отсутствие полноты образовательного и воспитательного процесса в рамках определенного ДОУ, что нарушает конституционные права граждан РФ (а именно, право на получение бесплатного, качественного образования).

Основываясь на статистике материальный обеспеченности городских и сельских ДОУ, опубликованной на сайте Российской Газеты, можно сделать вывод о том, что материальная обеспеченность городских и сельских ДОУ значительно различается, относительно каждого пункта сравнения.

Материальная обеспеченность ДОУ (в процентах):

·пищеблок: город - 100; село - 96,5

·медицинский кабинет: г. - 100; с. - 80

·музыкальный зал: г. - 95,7; с. - 78,8

·бассейн: г. - 12; с. - 3,5

·кабинеты для занятия с логопедом: г.- 60; с. - 37,6

·выход в интернет: г. - 50; с. - 18,5

В условиях научно-технического прогресса государство пытается провести повсеместную компьютеризацию, внедряя информационные технологии во все сферы человеческой деятельности, где они уместны. Поэтому по новым стандартам каждый воспитатель должен предоставить аттестационной комиссии свою аттестационную работу в электронном виде. В крупных городах это не является большой проблемой, нежели в провинции, где на все ДОУ может приходиться всего один персональный компьютер с выходом в Интернет (а иногда и без него), который находится в кабинете заведующего или методиста. В то же время курсы для воспитателей, на которых предоставляется возможность бесплатного обучения пользованию ПК, не предусмотрены. Поэтому в ходе образовательно-воспитательной деятельности информационные технологии не используются.


Заключение


Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития система ДО претерпевает определенные трудности относительно материальной обеспеченности и комплектации кадрового состава ДОУ, преодолеть которые становится возможным с помощью привлечения лиц из НКО и организации спонсорской помощи со стороны крупного и среднего бизнеса.

Представители крупного бизнеса могут оказывать помощь, открывая детские сады для работников собственных предприятий, обеспечивая занятость обоих секторов.

В то время, как помощь со стороны представителей среднего бизнеса может заключаться в оказании материальной помощи при проведении каких-либо мероприятий в системе ДОУ определенного города.

Так или иначе, вопрос о способах финансирования ДО будет оставаться открытым на повестке дня еще долгое время.


Библиографический список


1.Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368с.

Словарь по образованию и педагогике/В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2010. - 512 с.

Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528 с.: ил.

Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: Издательство АСТ, 1997 - 336 с.

Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Вып. 8; в 2-х ч. / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Тольятти: ТГУ, 2010. - Ч. 1. - 292 с. / Ч. 2. - 296 с.

Актуальные проблемы дошкольного образования: Всерос. межвуз. науч. практ. конф. - Челябинск: Изд-воЧГПУ, 2009. - 320 с.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении № 22946 от 26.01.2012 г.

Министерство образования и науки РФ. Департамент государственной политики в образовании. Письмо от 1 декабря 2008г. № 03-2782 О введении нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений.

Российская педагогическая энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2009 .


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Словарь терминов по социальной статистике

    Материальная база образовательных учреждений - – комплекс зданий и оборудования, используемых для организации учебно воспитательного процесса. Материально техническая база конкретного уровня образования характеризуется следующими показателями: объемы площадей по функциональному назначению,… … Социальная статистика. Словарь

    И; ж. 1. Степень обеспечения, снабжения чем л. О. школ учебными пособиями. Инженерная о. войск. О. страны энергетическими ресурсами. 2. Отсутствие материальной нужды; достаток. Материальная о. О. семьи … Энциклопедический словарь

    обеспеченность - и; ж. 1) Степень обеспечения, снабжения чем л. Обеспе/ченность школ учебными пособиями. Инженерная обеспе/ченность войск. Обеспе/ченность страны энергетическими ресурсами. 2) Отсутствие материальной нужды; достаток. Материальная обеспе/ченность.… … Словарь многих выражений

    Большой бухгалтерский словарь

    ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ КРЕДИТОВАНИЯ, МАТЕРИАЛЬНАЯ - принцип кредитования, означающий, что кредиты предоставляются под товарно материальные ценности, под расчетные документы, залог имущества и других материальных ценностей, а также под финансовые активы предприятия … Большой экономический словарь

    Богатство, состоятельность, обеспеченность; безбедность, небедность, благополучие, благосостояние, справность, достаточность, достаток, материальное благополучие, довольство. Ant. бедность, скудость, нищета Словарь русских синонимов. зажиточность … Словарь синонимов

    См. избыток … Словарь синонимов

    Вид зависимой собственности (dominium utile), при которой владельцу (чиншевику) принадлежит право владения, пользования и распоряжения (отчуждения, обременения сервитутами и залогами, завещания) имением, с согласии верховного обладателя (dominus… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I Эпидемический процесс определяют как цепь следующих друг за другом инфекционных состояний, от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных циркулирующими в коллективе возбудителями инфекции (инвазии). Проявляется в виде… … Медицинская энциклопедия

Попытки решить вопрос о социальном обеспечении граждан на общегосударственном уровне стали предприниматься в различных странах начиная с середины 19 века. В России начало правового регулирования отдельных видов социального обеспечения относится к концу 19 началу 20 веков. Именно тогда появляются первые законодательные акты, касающиеся обеспечения рабочих и членов их семей в случае нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца.

Социальное обеспечение как таковое существовало в различных формах и в докапиталистический период. Однако, только развитие капитализма привело к вмешательству государства в регламентацию отношений по социальному обеспечению и появлению целого ряда нормативно-правовых актов, образующих в совокупности систему норм, выделившихся со временем в самостоятельную отрасль права - право социального обеспечения.

Необходимость вмешательства государства в регулирование социально-обеспечительных отношений при переходе России к капитализму диктовалась интересами всего общества и явилась условием сохранения социальной стабильности в государстве, поскольку социально-правовые формы материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных, существовавшие в России в докапиталистический период, с развитием капитализма перестали удовлетворять возросшие потребности населения в различных видах социального обеспечения.

Развивая свое законодательство о социальном обеспечении, Россия во многих случаях заимствовала опыт ведущих европейских стран, используя наиболее удачные модели, учитывая при этом свои национальные особенности, обусловленные общим экономическим отставанием России от ведущих европейских стран, обширностью и неравномерной населенностью различных российских территорий, а также значительной дифференциацией в уровне экономического развития центральных и западных областей и восточных окраин России. При этом законодательство о социальном обеспечении первоначально развивалось в рамках рабочего, фабричного законодательства, а точнее было их составной частью.

Право на социальное обеспечение - есть одно из основополагающих естественных прав человека. В соответствии со статьей 2 Конституции РФ 1993 года человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

К числу основных социально-экономических прав человека относится и право на социальное обеспечение, закрепленное статьей 39 Конституции РФ. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, указанных в законе. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Как отмечала Е.Е. Мачульская «...естественные права, отражающие общечеловеческие ценности, в том числе и право на социальное обеспечение, образуют фундамент для формирования человека как личности».



Социальное обеспечение в современном праве тесно связанно с материальным обеспечением. Социальное обеспечение сложное и многоаспектное явление, которое представляет собой комплекс социально-экономических мер, гарантирующих социальную защиту граждан. Материальное обеспечение в этой системе выступает как один из компонентов форм обеспечения. Кроме материального, можно выделить также обеспечение в форме медицинской помощи, обслуживания, информирования и др. Безусловно, материальное обеспечение является наиболее распространенной формой социального обеспечения. В свою очередь оно само может выражаться в различных формах – обычно в денежной, иногда в имущественной (технические средства реабилитации инвалидов, топливные дрова и др.).

Российские законодательство и российская юриспруденция конца 19 и начала 20 веков не оперировали такими понятиями, как «социальное обеспечение», «материальное обеспечение», так как их теоретическая разработка началась значительно позже, уже в советскую эпоху. Взгляды различных российских правоведов, специалистов в области права социального обеспечения, на определение этих понятий несколько разнились.



Так, Т.С. Гусева рассматривает понятие «право на материальное обеспечение» в качестве идентичного понятию «право на социальное обеспечение». При этом, в понятие социального обеспечения он включал социальное страхование, систему мер социально-культурного обслуживания трудящихся за счет государства, обеспечение колхозников за счет общественных фондов, а так же различные формы организации помощи и взаимопомощи на самодеятельных началах, в том числе кассы взаимопомощи, средства профсоюзов.

Г.Н. Григорянц и З.П. Замараева понимают под социальным обеспечением деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи.

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова считают социальное обеспечение родовым понятием по отношению к материальному обеспечению. Поэтому с его точки зрения все особенности социального обеспечения в равной степени характерны и для материального обеспечения.

Обобщая различные взгляды на материальное обеспечение следует отметить, что в настоящее время можно говорить о трех основных концепциях понятия «материальное обеспечение». Сторонники первой рассматривают материальное обеспечение в «узком смысле», - как обеспечение за счет общественных фондов потребления лишь нетрудоспособных граждан и семей с несовершеннолетними детьми.

Вторые, отстаивающие точку зрения, преобладающую в литературе, отождествляя материальное и социальное обеспечение, понимают под ними материальное обеспечение граждан при нетрудоспособности, при потере кормильца, осуществлении охраны материнства и детства, включая содержание и воспитание подрастающего поколения преимущественно за счет средств общества; медицинское обслуживание и лечение как средство профилактики и восстановления трудоспособности.

Третья концепция основывается на наиболее широком понимании социального обеспечения, при этом материальное обеспечение понимаемся как элемент системы социального обеспечения. Социальное обеспечение в широком смысле трактуется как предоставления всех благ из общественных фондов потребления, осуществляемого бесплатно на началах равного доступа к ним каждого гражданина пропорционально потребностям, либо с учетом трудового вклада или материальной обеспеченности, либо с частичной, как правило, с незначительной оплатой. При таком подходе содержанием социального обеспечения будет охватываться не только обеспечение лиц, нуждающихся в материальной поддержке со стороны общества, но и бесплатное медицинское обслуживание и лечение, лекарственная помощь, бесплатное образование и пользование достижениями культуры. В этом случае материальное обеспечение охватывает ту часть социального обеспечения, которая связана с материальной поддержкой.

Таким образом, термином «материальное обеспечение» в российской юридической науке обозначалось три различных подхода: а) обеспечение трудящихся за счет всех фондов общественного потребления; б) обеспечение за счет фондов, предназначенных в основном для материального обеспечения трудящихся в старости, в случае инвалидности и временной нетрудоспособности; в) один из видов материального обеспечения трудящихся в старости, в случае инвалидности и других, установленных законом случаях за счет прямых ассигнований из государственного бюджета.

Современное российское законодательство не содержит дефиниции «материальное обеспечение». При этом под правом социального обеспечения понимается гарантированная ст. 39 Конституции РФ возможность граждан законным путем удовлетворять свои социальные потребности.

Под видами социального обеспечения понимают способ предоставления социальных благ или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности. Обеспечение может осуществляться в виде выплаты денежных сумм либо облегчения материального положения обеспечиваемых в результате того, что часть их денежных расходов государство берет на себя, либо путем оказания услуг, или предоставлением натурального обеспечения. Соответственно различают такие виды обеспечения, как пенсии, пособия, компенсации, натуральное обеспечение, льготы, медицинская помощь и лечение, социальные услуги, социальное обслуживание. Из них пенсии, пособия, компенсации, натуральное обеспечение можно отнести к материальному обеспечению.

Законодательно оформленной системы материального обеспечения населения в настоящее время в России еще нет. Само социальное обеспечение функционирует как обособленное, внутренне организованное системное образование со сложной структурой. Феномен такого сложного системного образования заключается в том, что каждый из элементов системы, в свою очередь, представляет относительно обособленную систему, состоящую из элементов более низкого уровня, также образующих систему, имеющую свою собственную внутреннюю организацию. Следовательно, на современном этапе социальное обеспечение как системное образование высшего порядка состоит из двух элементов - государственной и негосударственной системы социального обеспечения.

Государственная система социального обеспечения законодательно закреплена и функционирует в определенных правовых рамках путем реализации субъектами соответствующих правоотношений своих прав и обязанностей. Таким образом, эта система представляет собой, прежде всего правовое образование, имеющее многоуровневый характер. На высшем уровне оно состоит из законодательно закрепленных систем: а) финансирования социального обеспечения; б) управления; в) материального обеспечения и социального обслуживания населения.

В системе материального обеспечения и социального обслуживания граждан, закрепленной нормами права социального обеспечения, относительно самостоятельными являются подсистемы пенсионного обеспечения, обеспечения граждан пособиями и компенсациями.

Теоретическая разработка понятия материального обеспечения как категории, имеющей общесоциальную ценность, была произведена Т.К. Мироновой. По ее мнению материальное обеспечение - это форма распределения материальных благ для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества не в обмен на затраченный труд, а в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых нормах. Данное определение, на наш взгляд, является наиболее универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий (экономического и политического строя).

В основе материального обеспечения лежат следующие устойчивые признаки, характерные для материального обеспечения практически любой эпохи:

а) наличие объективных оснований, вызывающих потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения;

б) особые источники обеспечения (особые фонды);

в) особые способы предоставления средств к существованию;

г) закрепление правил предоставления обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.

Материальное обеспечение можно классифицировать по нескольким критериям. Во-первых, по периодичности оно может быть периодическим (как правило, ежемесячным) и разовым. Во-вторых, по назначению (цели) может быть основным и дополнительным. Основное материальное обеспечение составляет базу удовлетворения потребностей граждан, получающих пособия, стипендии и другие выплаты. Дополнительное материальное обеспечение имеет вспомогательное назначение, выполняя поощряющие или компенсационные функции, оно назначается дополнительно к основному за определенные заслуги, вредное воздействие и т.д.

Дополнительное материальное обеспечение традиционно входит в систему государственного пенсионного обеспечения, основой которой являются различные виды пенсий, установленные в соответствии со статьей 39 Конституции РФ законом. Это обеспечение по отношению к пенсиям носит подчиненный, сопутствующий характер, поскольку оно может быть установлено только к пенсии. Учитывая данное обстоятельство, можно сказать, что отношения по предоставлению дополнительного ежемесячного материального обеспечения относятся к предмету пенсионного права, образуя институт этой подотрасли права социального обеспечения.

Нормы, устанавливающие дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют в отечественном законодательстве давнюю историю, создавая традицию повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан в связи с их заслугами перед государством. Так, в советском пенсионном праве признание государством особых заслуг граждан выражалось в установлении им персональных пенсий. Пенсионное обеспечение за особые заслуги было установлено уже 16 июля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР "О пенсиях лицам, имеющим особые заслуги перед Рабоче-крестьянской Революцией".

14 ноября 1956 года было принято Постановление Совета Министров СССР N 1075, утвердившее Положение о персональных пенсиях. Согласно указанному Положению персональные пенсии устанавливались лицам, имеющим особые заслуги перед Советским государством в области революционной, государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся заслуги в области культуры, науки, техники и спорта, а в случае смерти этих лиц - членам их семей; устанавливались персональные пенсии: союзного значения - за заслуги перед СССР; республиканского значения - за заслуги перед союзной республикой; местного значения - за заслуги местного значения. Существовали и специальные персональные пенсии, которые назначались в соответствии с решениями Совета Министров СССР членам Политбюро ЦК КПСС, секретарям ЦК КПСС и некоторым другим высшим государственным и партийным деятелям.

Политические и социально-экономические изменения, происходившие в нашей стране с начала демократических реформ, непосредственно затронули и пенсионную систему. 20 ноября 1990 года был принят Закон Российской Федерации N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который установил единую систему республиканских государственных пенсий в России. Согласно статье 134 данного Закона с 21 ноября 1990 года на территории Российской Федерации было приостановлено назначение персональных пенсий, а все персональные пенсии, назначенные ранее, отменялись с 1 января 1992 года. Персональным пенсионерам размеры пенсии пересчитывались на общих для всех других граждан основаниях. Таким образом, институт персональных пенсий был упразднен.

По словам разработчика Закона от 20 ноября 1990 года N 340-1 М.Л. Захарова, "основной причиной отмены персональных пенсий являлось то, что они устанавливались чаще всего за верную службу власти, режиму, независимо от реальных результатов деятельности, то есть преимущественно чиновникам различных властных структур, партийных и профсоюзных органов". И действительно, персональные пенсии во многом являлись привилегией государственных и партийных чиновников. Однако все-таки нельзя утверждать, что персональные пенсии назначались независимо от результатов деятельности персональных пенсионеров.

Всегда были, есть и будут в нашей стране граждане, имеющие заслуги в области культуры, науки, кинематографии, литературы, спорта и т.д. не только общероссийского, но и планетарного масштаба. Такие лица прославляют Россию, утверждают ее международный престиж, и поэтому их особое поощрение (в том числе и в сфере пенсионного обеспечения) является обязанностью государства. Представляется, что установление заслуженным гражданам наряду с пенсией каких-либо дополнительных выплат соответствует свойственной пенсионной системе идее коммутативной справедливости, выражающейся в словах "воздать каждому по заслугам".

По прошествии времени отмена института персональных пенсий не выглядит столь необходимой. Требовалась его модернизация, в частности введение объективных критериев заслуг, упорядочение оснований, дающих право на дополнительные пенсионные выплаты за особые заслуги, а также условий их предоставления. Отметим, что некоторые авторы рассматривают упразднение института персональных пенсий как конъюнктурную поддержку развернувшейся в то время борьбы против льгот и преимуществ государственной и партийной номенклатуры.

Впрочем, Закон от 20 ноября 1990 года N 340-1 содержал нормы о повышении исчисленного в общеустановленном порядке размера пенсии отдельным категориям граждан. Это дало основание М.Л. Захарову при рассмотрении проекта данного Закона в Верховном Совете РСФСР утверждать, что предлагаемый Законопроект не устанавливает персональных пенсий и ориентирован на "повышение пенсий на законном основании, за официально признанные заслуги".

Согласно статье 110 Закона от 20 ноября 1990 года N 340-1 (в последней редакции) размеры пенсии повышались:

Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, - на 100 процентов размера пенсии, но не менее чем на 200 процентов минимального размера пенсии по старости;

Героям Социалистического Труда - на 50 процентов, но не менее чем на 100 процентов минимального размера пенсии по старости;

Чемпионам Олимпийских игр - на 50 процентов, но не менее чем на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (данная категория введена Федеральным законом от 29 января 1997 г. N 23-ФЗ);

Гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, - на 15 процентов;

Участникам Великой Отечественной войны - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости;

Гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости;

Гражданам, не менее шести месяцев находившимся на военной службе в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г., - на 50 процентов минимального размера пенсии по старости;

Гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, - на 50 процентов минимального размера пенсии по старости;

Гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости;

Гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, - на 50 процентов минимального размера пенсии по старости;

Инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, получающим пенсию по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца, - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (данная категория была введена Федеральным законом от 4 августа 1994 г. N 12-ФЗ).

Как видим, большинство граждан, которым было предоставлено право на повышение размера пенсии, имели непосредственное отношение к событиям Великой Отечественной войны, что оправданно и справедливо. Однако упомянутая статья многих иных случаев заслуг перед государством, отмеченных в установленном порядке высокими наградами, не учитывала. При этом заметно, что в отношении некоторых лиц (например, граждан, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных) размер пенсии повышался скорее не в связи с их заслугами или достижениями, а в целях компенсации (возмещения) им вреда, нанесенного определенными обстоятельствами, ответственность за которые взяло на себя государство.

Таким образом, материальное обеспечение есть совокупность общественных отношений, возникающих в связи с удовлетворением потребностей граждан и членов их семей в случаях утраты средств существования, отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам. В содержание права на материальное обеспечения как одного из основных прав граждан, входит право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...