Финансовые расходы. Государственные расходы: виды
это дополнительные вложения капитала (продажа акций и т.п.), второй - привлечение кредитов и займов.
В последние годы второй путь становится все более предпочтительным среди компаний. Это объясняется налоговыми соображениями. Во-первых, выплачиваемые дивиденды облагаются более
высокими налогами «у источника», чем проценты (25,0-30,0% против 10,0-15,0%). Это делает для предприятий более выгодным привлечение капиталов путем продажи облигаций, чем акций. Во-вторых, уровень дивидендов ограничивается размерами балансовой прибыли, а она под влиянием ряда обстоятельств сокращается (хотя реальные накопления бизнеса растут). Проценты же выплачиваются по счетам издержек, и их уровень практически не ограничивается (во Франции, например, предельный уровень выплачиваемых процентов равняется учетной ставке центрального банка плюс два процентных пунк-
Особенно выгодным для компаний оказывается финансирование в виде займов и кредитов, осуществляемое через иностранные банки (даже для предприятий в своей стране). Во-первых, проценты, выплачиваемые по депозитам иностранцев, обычно не облагаются налогами «у источника» или облагаются ими в пониженном размере (согласно внутреннему праву или по льготам, установленным налоговыми соглашениями). То есть, возникает льгота для кредиторов. Во-вторых, на такие проценты, как правило, не распространяются ограничения процентной ставки по вкладам, нередко вводимые в отношении местных вкладчиков. То есть создается дополнительная льгота для банков, позволяющая им привлекать вклады иностранцев за счет повышения ставки процентов и расширять финансирование бизнеса с соответствующим ростом своих доходов.
В-третьих, использование иностранных банков позволяет кредиторам избегать повышенного внимания налогового контроля в своей стране.
Вся эта схема действует следующим образом. Вместо того, чтобы вкладывать свои средства в приобретение акций местной компании и платить два налога - на дивиденды (25,0-30,0%) и на индивидуальные доходы (до 70,0-80,0 %), инвестор помещает эти суммы на вклады в иностранном банке или передает их иностранному трасту. И если последние расположены, например, в Швейцарии, то сведения о наличии этих вкладов оказываются полностью недоступными для налоговых властей в стране инвестора. Затем указанный банк или траст предоставляет эти средства в виде займа (но уже иностранного, что обеспечивает большие гарантии) той же местной компании. В результате и накопления траста, и проценты, начисляемые банком по вкладу, будут полностью свободны от налогов (в ряде стран - «налоговых убежищ» налогов вообще не существует) до тех пор, пока инвестор не захочет перевести доходы на свой счет в страну постоянного пребывания. Такие операции, вследствие их особой выгодности, получили широкий размах в последние годы.
Доход, остающийся после исключения перечисленных реальных вычетов, представляет собой чистую денежную выручку предприятия. Из нее разрешается вычитать еще ряд «бумажных» вычетов, учитываемых только для целей налоговых расчетов, которым нет соответствия в виде реальных затрат предприятия. Основное место среди них занимают отчисления в амортизационные фонды.
Еще по теме Финансовые расходы:
- Финансовые результаты: доходы, расходы, прибыль, рентабельность
- Финансовые показатели доходов и расходов и денежные потоки
- 2.3.2. Приложение N 2 "Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам"
- Особенности определения доходов и расходов финансовых посредников
- Проводки по передаче расходов/доходов или финансовых результатов на баланс головной кредитной организации
- 26.2.4. УЧЕТ ДРУГИХ РАСХОДОВ И ДОХОДОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
- ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДОХОДОВ, РАСХОДОВ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ДАННЫМ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
- 5.2 Доходы и расходы участников операций с финансовыми инструментами срочных сделок, принимаемые для целей налогообложения
Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или муниципальных расходов - это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности), для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.
Но нередко термин «финансирование» применяется, в том числе и в законодательстве, в широком смысле, включая в него и банковское кредитование, когда имеется в виду не правовой режим получения средств, а их общий объем, независимо от источников (см., например, ст. 24 Федерального закона от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» 1).
СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.
634 Глава 24. Финансово-правовые основы гос. и муниципальных расходов
Однако в данном случае следует учитывать условность такого выражения, поскольку речь идет о средствах, выдаваемых банком и на основе кредитного договора. Причем эти средства находятся в распоряжении банка в качестве его кредитных ресурсов.
Что касается финансирования, то банк не вправе распоряжаться средствами, направленными на банковские счета организаций в таком порядке. Хотя практика и свидетельствует об ином: нередки случаи использования банками выделенных организациям бюджетных средств в своих интересах, что ставит задачу необходимости совершенствования порядка финансирования государственных и муниципальных расходов, усиления государственного контроля и ответственности в этой сфере финансовой деятельности.
В порядке финансирования государственных (муниципальных) расходов в связи с преобразованиями экономики появились новые черты: расширился круг источников финансирования государственных и муниципальных расходов (что однако не свидетельствует о достаточности средств), появились новые организационно-правовые формы финансирования.
В настоящее время источниками финансирования государственных и муниципальных расходов выступают средства:
а) государственных и муниципальных бюджетов, причем, на основании специально принятых решений они могут быть выделены и на срочной, возвратной, платной основе (см. ст. 6 БК РФ и например, ст. 58 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» о предоставлении бюджетных кредитов, ст. 130 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» об использовании средств Бюджета развития) 1 ;
б) средства государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;
в) средства отраслей экономики - централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий, учреждений.
В последнее время в формировании необходимой для финансирования финансовой основы усилилось значение заемных и привлеченных средств. Так, помимо увеличения заемных средств в федеральном бюджете, Правительство РФ разрешило Пенсионному фонду РФ осуществить выпуск собственных ценных бумаг
СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 2; 1999. № 9. Ст. 130.
(векселей, облигаций) на сумму до 15 млрд руб. 1 Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций 2 .
В расходах многих государственных социально-культурных бюджетных учреждений стало занимать довольно существенное место использование полученных ими в результате своей деятельности дополнительных, помимо ассигнований из бюджета, - внебюджетных доходов. Это в-значительной мере связано с недостаточным бюджетным финансированием, вызванным финансовыми трудностями в стране, а также развитием рыночных отношений."*
Что касается хозяйствующих субъектов (коммерческих организаций), то переход на новые методы хозяйствования повлек сокращение бюджетных средств, выделяемых в отрасли экономики, и переход предприятий в основном на самофинансирование.
Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных и муниципальных расходов следует отметить такие, как финансирование объектов (программ.) на конкурсной основе; выделение грантов (единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований) обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т.п., как правило, также в порядке конкурса или другой системы отбора.
Широко распространенной стала многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников (см., например, утвержденную постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. № 650 Федеральную целевую программу «Развитие медицинской промышленности в 1998 - 2000 гг. и на период до 2005 года») 3 , Федеральную целевую программу «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы», утвержденную постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2001 г. 4
При этом финансирование планируется на разные сроки: помимо годового, оно может быть среднесрочным и долгосрочным.
Взамен непосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры их государственной поддержки
2 См. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.
3 СЗ РФ. 1998. №27. Ст. 3178.
4 СЗРФ. 2001. №37. Ст. 3695.
636 Глава 24. Финансово-правовые основы гос. и муниципальных расходов
довольно широкое распространение получило предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобразоваться в государственные расходы за счет федерального бюджета в случае нарушения обязательств по возврату кредита его получателем. Неслучайно в последнее время проводятся меры по сокращению таких гарантий и поручительств (см., например, ст. 101 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год»).
Все формы финансирования нуждаются в совершенствовании их правового регулирования.
Финансирование осуществляется на основании определенных принципов. В формировании системы нормативных актов, регулирующих порядок осуществления государственных и муниципальных расходов, выявление этих принципов имеет важное значение. Названные принципы находят отражение (хотя и недостаточное) в действующем законодательстве. Некоторые из них сложились ранее, другие возникли в годы преобразования экономики. Можно назвать следующие общие принципы финан сирования государственных и муниципальных расходов (действующие независимо от источников финансирования):
а) плановость; согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственных или муниципальных планов и программ; в финансовых планах необходимо отражение потребностей в средствах и источников их удовлетворения; финансирование должно осуществляться в меру выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивка годовых назначений на периоды;
б) соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;
в) целевое направление средств, что означает необходимость помимо указания общей суммы средств, выделяемых получателям, определения конкретных мероприятий и целей, на которые они должны быть использованы;
г) соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, государства (Российской Федерации и ее субъектов), муниципальных образований;
д) соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм;
§ 2. Понятие и правовые принципы финансирования расходов
е) безвозвратность и безвозмездность выделения средств (за исключением случаев, установленных в соответствии с законодательством);
ж) контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.
Было бы целесообразно сформулировать и закрепить впрямую и комплексно принципы финансирования государственных и му;,. ниципальных расходов.
Порядок финансирования государственных и муниципальных расходов различается в зависимости от разных факторов, например, от источников финансирования, от предметно-целевого направления средств (различают порядок финансирования капитальных вложений, прироста оборотных средств, текущих расходов и др.).
Вместе с тем можно выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:
а) финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;
б) финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т.е. сметно-бюджетное финансирование.
Промежуточным между ними, обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом. Эти предприятия в сравнении с другими государственными (муниципальными) предприятиями имеют особенности в порядке планирования и использования средств.
В названных правовых режимах находят отражение правовые режимы финансирования, которые выделяются по другим основаниям, например, по предметно-целевому направлению средств. Поэтому их можно было бы обозначить именно как основные правовые режимы финансирования.
Между этими основными правовыми режимами имеются различия по следующим признакам:
а) по источникам финансирования;
638 Глава 24. Финансово-правовые основы гос. и муниципальных расходов
в) по предметно-целевому направлению средств;
Актуальность задач целесообразного, эффективного и экономного расходования государственных (муниципальных) средств вызывает потребность в совершенствовании законодательства, других правовых актов, призванных регулировать этот процесс. До настоящего времени существуют лишь разрозненные правовые акты или отдельные нормы по этим вопросам.
§ 3. Правовые основы финансирования капитальных
вложений
Решающая роль в развитии общественного производства, его темпах, эффективности и в конечном итоге в степени удовлетворения потребностей общества принадлежит капитальным вложениям, т.е. затратам на воспроизводство"основных фондов. Недостаточность капитальных вложений губительно сказывается на экономике всей страны, ведет к негативным последствиям в социальных отношениях, разрушению их устойчивости.
Поэтому правовое регулирование порядка осуществления государственных и муниципальных расходов на капитальные вложения занимают особое место в системе финансово-правовых норм, хотя эти расходы, как и текущие затраты 1 в связи со сложностями процесса перехода к новому типу экономики и финансовыми трудностями в стране резко сократились. Степень износа оборудования во многих отраслях достигла критического уровня. На предприятиях текстильной и легкой промышленности износ составляет от 40 до 70% и выше 2 .
Нормативным актом, закрепляющим основные положения о деятельности в данной сфере в целом является Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в
1 См., например, постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 октября 1998 г. «О неотложных мерах по финансовому и ресурсному обеспечению Вооруженных сил Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5444.
2 См.: Финансы. 2001. №9. С. 21.
§ 3. Правовые основы финансирования капитальных вложений
Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» 1 .
Соответственно названному закону капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскателъские работы и другие затраты.
Объектами капитальных вложений являются различные виды вновь создаваемого или модернизируемого имущества, в том числе находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Если создание или использование каких-либо объектов не соответствует законодательству РФ и утвержденным стандартам, то капитальные вложения в них запрещаются.
Источниками финансирования капитальных вложений являются собственные и (или) привлеченные средства инвесторов. Инвесторами, т.е. лицами, осуществляющими капитальные вложения, могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица, в том числе иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Государство осуществляет регулирование капитальных вложений в стране.
Законодательство определяет формы и методы государственного регулирования капитальных вложений: во-первых, путем создания благоприятных условий для развития такой инвестиционной деятельности (совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений, принятия антимонопольных мер, проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции и др.) и, во-вторых, путем прямого участия государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (разработка, утверждение и финансирование проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также за счет этих средств совместно с иностранными государствами, формирование перечня строек, осуществляемых за счет средств федерального бюджета для государственных нужд, предоставление по проектам на конкурс-
1 СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096; 2000. № 2. Ст. 143. В связи с принятием названного Закона утратил силу Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 г., в части норм, противоречащих новому Закону.
640 Глава 24. Финансово-правовые основы гос. и муниципальных расходов
ной основе гарантий за счет бюджетных средств, размещения бюджетных средств для финансирования проектов на конкурсной основе, проведение экспертизы проектов, разработка и утверждение стандартов и осуществление контроля за их соблюдением
Размещение средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ осуществляется на возвратной, срочной и возмездной основах. Размер взимаемых при этом процентов за пользование средствами определяется законами о бюджетах на соответствующий год. Применяются и другие формы возврата бюджетных средств.
Выделение средств из федерального бюджета для капитальных вложений производится через входящий в него в качестве составной части Бюджет развития, правовые основы формирования и расходования которого определены Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. «О Бюджете развития» 1 .
Средства Бюджета развития формируются за счет: внутренних и внешних заимствований РФ на инвестиционные цели; части доходов от использования и продажи, а также приватизации федерального имущества; доходов от бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности; отчислений части поступлений от размещения государственных ценных бумаг и др.
Использование средств Бюджета развития должно осуществляться исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности, срочности. При этом не допускается отвлечение его временно свободных средств на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов.
Субъекты РФ могут принимать участие в реализации задач Бюджета развития путем принятия на себя обязательств по предоставлению государственной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на их территориях.
За исполнением Бюджета развития осуществляется контроль аналогично контролю за исполнением федерального бюджета. Счетная палата РФ проводит проверку финансовой деятельности Правительства РФ по использованию средств Бюджета развития на основе поручения Государственной Думы.
Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством РФ-
СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5856.
§ 3. Правовые основы финансирования капитальных вложений 641
Налогична компетенция органов исполнительной власти субъ-iktob РФ в отношении порядка финансирования за счет средств "соответствующих региональных бюджетов.
Федеральное законодательство закрепляет также основы регулирования капитальных вложений органами местного самоуправления. Предусмотрены аналогичные государственным формы и методы регулирования (соответственно компетенции органов местного самоуправления) как путем создания в муниципальных образованиях благоприятных условий для инвестиций капитальных вложений, так и путем прямого участия органов местного самоуправления в этих инвестициях.
Размещение средств местных бюджетов для финансирования капитальных вложений также должно осуществляться на возвратной, срочной и платной основах. Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут участвовать в финансировании проектов, осуществляемых Российской Федерацией и ее субъектами. Утверждение таких проектов производится по согласованию с органами местного самоуправления.
В целях повышения эффективности инвестиций, создания условий для широкого привлечения финансовых ресурсов, в том числе от иностранных инвесторов, Указом Президента РФ от 15 марта 1993 г. была создана новая государственная структура - Российская финансовая корпорация 1 .
Российская финансовая корпорация как государственное предприятие наделена функциями агента Правительства РФ по финансированию инвестиционных проектов на возвратной и платной основе за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов. Ее финансовая деятельность заключается в организации финансирования капитальных вложений в приоритетные проекты.
В распоряжении Российской финансовой корпорации находится инвестиционный фонд, который формируется за счет следующих источников: средств федерального бюджета и кредитов Центрального банка РФ, направляемых на финансирование капитальных вложений; части средств внебюджетных фондов, предна-
" См.: САПП. 1993. № 12. Ст. 991; постановление Совета Министров - Правительства РФ «О Российской финансовой корпорации» от 17 апреля 1993 г. // САПП. 1993. 3 17. Ст. 1548.
642 Глава 24. Финансово-правовые основы гос. и муниципальных расходов
злаченных для осуществления отраслевых инвестиционных программ; а также средств, аккумулируемых самой корпорацией. Корпорация может привлекать средства юридических лиц и граждан, выпуская и размещая в этих целях ценные бумаги. Финансирование инвестиционных проектов корпорация производит в основном на коммерческой и возвратной основе.
Распределение средств инвестиционного фонда за счет централизованных источников Корпорация производит во взаимодействии с Министерством экономического развития и торговли РФ.
Осуществляя свои задачи, корпорация выполняет следующие функции:
проведение конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов;
предоставление по поручению Правительства РФ кредитов и осуществление финансирования инвестиционных проектов;
установление договорных отношений с коммерческими банками, которые осуществляют финансирование инвестиционных проектов;
организация контроля за эффективным использованием инвестируемых средств;
привлечение на коммерческой основе инвесторов, в том числе иностранных;
предоставление по поручению Правительства РФ государственных гарантий иностранным инвесторам и кредиторам;
использование по поручению Правительства РФ иностранных кредитов, включая их размещение на конкурсной основе в порядке, установленном законодательством.
Корпорация действует на основе устава, одобренного Правительством и утвержденного Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом.
В задачах и функциях Корпорации проявляется отказ от традиционных методов управления финансами. Однако сохраняется значение государственно-властного характера функций в данной сфере.
Финансово-инвестиционные корпорации создаются также органами власти субъектов РФ.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение государственных и муниципальных (местных) расходов.
2. Каково соотношение понятий «финансовая деятельность государства» и «государственные расходы»?
3. Охарактеризуйте финансовые правоотношения, возникающие в связи с государственными и муниципальными расходами.
4. Рассмотрите классификацию государственных и муниципальных расходов по разным основаниям.
5. Дайте определение финансирования государственных и муниципальных расходов. Назовите принципы финансирования.
6. Укажите источники финансирования государственных и муниципальных расходов.
7. Какие новые явления возникли в порядке финансирования государственных и муниципальных расходов в условиях перехода к рыночной экономике?
8. Каковы различия в правовых режимах коммерческих и некоммерческих организаций?
;.1 9. Что такое капитальные вложения? Каково их значение? 10. Что является объектом капитальных вложений?
" 11. Назовите источники финансирования капитальных вложений. , 12. В каких формах осуществляется государственное регулирование ^капитальных вложений?
У 13. Как осуществляют регулирование капитальных вложений орга-/иы местного самоуправления?
|- 14. На каких принципах производится размещение средств федерального бюджета для расходов на капитальные вложения? На каких
принципах производится размещение средств местных бюджетов для
расходов на капитальные вложения?
15. Охарактеризуйте Бюджет развития, цели его формирования, источники средств, принципы использования.
16. Охарактеризуйте цели создания Российской финансовой корпорации, ее функции.
Главным источником денежных средств, которые государство использует на оплату своих расходов, является налогообложение доходов и имущества граждан, фирм и иных организаций.
Налогообложение - механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для решения общенациональных задач.
Налогообложение может быть осуществлено различными способами, и выбор наилучшего способа - одна из сложнейших экономических проблем, которую каждой стране приходится решать самостоятельно. Что касается размера налогообложения, то он зависит от того, какие задачи общество возлагает на государство. Чем серьезнее эти задачи, тем большая сумма средств нужна государству на их решение и тем тяжелее будет в стране налоговое бремя.
Две основные проблемы налогообложения: как лучше собирать налоги; сколь велики могут быть налоги.
Механизмы налогообложения. Механизм сбора налогов совершенствовался человечеством тысячелетиями. Скажем, еще во времена Римской империи государство начало взимать налоги как прямые, так и косвенные.
Когда мы говорим о прямом налоге, то имеем в виду сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации. Размер этого сбора может зависеть от различных факторов, но чаще всего он устанавливается в зависимости от размера доходов или стоимости имущества.
Примером прямого налога может служить подушная подать, то есть налог, взимавшийся с каждой «живой души». Это предок нынешнего подоходного налога, который обязаны платить все граждане.
Косвенный налог - механизм иного рода. Такого рода сбор в пользу государства берется с граждан или хозяйственных организаций только при осуществлении ими определенных действий.
Скажем, в нынешней российской действительности косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров (в частности, табачные, ювелирные и винно-водочные изделия) или налоги на продажу жилья.
Акциз - налог, взимаемый с покупателя при приобретении
некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара.
Акцизные налоги широко распространены во всем мире и нередко составляют немалую часть той конечной цены, которую уплачивает за товар покупатель. Например, в России доля акциза в цене некоторых товаров составляла в последние годы 20-45%, а пищевого этилового спирта доходила до 90%.
Использование акцизных налогов (особенно, когда оно сочетается с разумной экономической политикой в других сферах) позволяет укрепить бюджет и дать стране средства для развития. Яркий пример этого - мероприятия по укреплению государственного бюджета, которые проводил в России на пороге XX в. министр финансов граф Сергей Юльевич Витте.
Современные налоговые механизмы крайне разнообразны (только в России используется примерно 40 различных налогов) и регулируются специальными законами. Так, сейчас в России разработан проект даже специального Налогового кодекса, который должен урегулировать всю систему налогообложения и упростить ее.
Некоторые налоги по своей экономической природе достаточно специфичны и скорее напоминают цены К этой категории особенно близка государственная пошлина.
Пошлина - плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных организаций за оказание им определенного вида
услуг.
Например, государство берет с россиян пошлину за. оформление свидетельств о браке и рождении детей; выполнение процедуры расторжения брака; подтверждение права на получение наследства, принятие жалобы к рассмотрению в суде и т. п.
Практически эти пошлины оплачивают те услуги, которые государственные службы оказывают обращающимся к ним гражданам, а само государство действует как один из продавцов на рынке. В форме пошлины взимаются с иностранных и российских фирм налоги и за право ввоза и продажи на территории России товаров иностранного производства.
Масштаб налоговых изъятий Хотя система налогообложения имеет древние корни и опыт человечества в этой сфере огромен, по сей день не утихают споры о том, как лучше устроить налоговую систему и каковы должны быть уровни ставок налогообложения.
С одной стороны, чем большую долю доходов граждан и фирм государство концентрирует в своих руках, тем лучше оно может помочь социально не защищенным группам граждан, активнее поддержать развитие в стране образования, здравоохранения и науки.
С другой стороны, имеющийся мировой опыт показывает, что, чем сильнее налоговый гнет на экономику, тем хуже она развивается.
Проблема уровней налогообложения чрезвычайно остра и для России. Нет года, чтобы на заседаниях законодательных и исполнительных органов власти не возникало острейших споров о том, как изменить налоги и способы их сбора. Споры идут прежде всего об общем уровне налогообложения.
Многие российские предприниматели, экономисты, политики считают, что уровень налогообложения в нашей стране чрезмерно высок и это убивает у людей стимулы к труду и предпринимательской деятельности. Действительно, сейчас в нашей стране отношение налогов к сумме готового производства товаров и услуг составляет около 40%. Это довольно много по международным меркам, хотя и не является мировым рекордом: например, в Дании аналогичный показатель составляет 49%, а в Швеции - 57%.
Критике подвергаются и ставки конкретных налогов, например налога на добавленную стоимость, пошлин на ввозимое в Россию продовольствие, акцизов на алкогольные напитки, специального налога на поддержку сельского хозяйства и т. д.
9 2085
За каждой из таких дискуссий - противоречивые интересы различных групп общества.
Например, представители аграрного сектора постоянно требуют увеличения пошлин на ввозимое в Россию продовольствие. Взимание таких пошлин делает импортные продукты питания более дорогими, а значит - падают спрос на них и доходы фирм-импортеров. Это, естественно, облегчает сбыт продовольствия отечественного производства.
Ho против таких повышенных пошлин столь же резко выступают мэры Москвы и Санкт-Петербурга. Их заботит продовольственное снабжение этих огромных городов, и они хорошо помнят, как всегда трудно было эту задачу решать только с помощью отечественных производителей. Кроме того, в Москве и Санкт-Петербурге сосредоточено огромное количество фирм-импортеров продовольствия. И если эти фирмы будут успешно вести свои дела, то с них можно будет взять большие местные налоги - те, что идут прямиком в городской бюджет.
Это значит, что система налогов всегда формируется как компромисс между интересами различных групп общества, а также между интересами страны в целом и ее отдельных регионов.
Именно поэтому не существует однозначных правил построения налоговых систем, хотя экономической науке известно немало проверенных вековой практикой принципов налоговой политики. Ho каждая страна использует эти принципы по-своему, в зависимости от стоящих перед нею задач.
6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета
В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
2) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
3) функционирование федеральной судебной системы;
4) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского;
7) государственная поддержка атомной энергетики;
8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
9) исследование и использование космического пространства;
11) финансовая поддержка субъектов РФ;
12) статистический учет;
13) формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ;
14) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
15) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
16) проведение выборов и референдумов в РФ;
17) федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.
Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного назначения.
Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет себя общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, научные исследования. Федеральный бюджет финансирует 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств.
Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина3. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней
Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий14. Расходы бюджета Согласно положениям ст. 65 БК РФ расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в
Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья29. Доходы федерального бюджета Российской Федерации Перечень доходов федерального бюджета установлен ст. ст. 50, 51 БК РФ.В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна30. Расходы федерального бюджета Российской Федерации Общие основания возникновения расходных обязательств РФ, на основании которых производится расходование средств федерального бюджета, перечислены в ст. 84 БК РФ. Так, расходные обязательства РФ возникают в
Из книги Финансы автора Котельникова Екатерина41. Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства
Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С22. Порядок составления проекта федерального бюджета Составление проекта федерального бюджетаосуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.Уполномоченный орган исполнительной власти организовывает
Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна28. Доходы федерального бюджета В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:1) налога на прибыль организаций;2) налога на прибыль организаций;3) налога на добавленную стоимость;4) акцизов на спирт этиловый из пищевого
Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович10. Расходы бюджета Вид расходов подкрепляется источником финансового покрытия. Если появляется новый вид расхода, должны быть определены источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачи финансовых ресурсов
Из книги Бюджетная система России. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич12. Источники финансирования дефицита федерального бюджета В ходе рассмотрения статей доходов и расходов может появиться дефицит. В таких случаях утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.Источники финансирования утверждаются органами законодательной
Из книги Личный бюджет. Деньги под контролем автора Макаров Сергей Владимирович19. Расходы бюджета муниципального уровня Расходы муниципального образования связаны с его расходными обязательствами, к которым относятся:1) принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, устанавливающиеся
Из книги автора24. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней
Из книги автораСтатья 15. Инвестирование средств федерального бюджета, направленных на софинансирование формирования пенсионных накоплений Средства федерального бюджета, направленные на софинансирование формирования пенсионных накоплений и поступившие в бюджет Пенсионного фонда
Из книги автора3.2. Бюджетный процесс. Структура федерального бюджета Бюджетный процесс в РФ - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.Возможны два подхода к разработке государственного
Из книги автора19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов - подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль компаний,
Из книги автораПонятие и роль бюджета Под бюджетом понимается образование и расходование денежных средств государства. Средства государственного бюджета могут расходоваться на различные нужды государства и местного самоуправления. Например, за счет этих средств содержится армия,
Из книги автораГлава 3 Доходы должны превышать расходы, или Основы семейного бюджета Надеюсь, вы еще не устали от всевозможных вопросов? Как бы там ни было, техника «задавания вопросов» самому себе является эффективным инструментом развития. Главное, чтобы вопросы были правильные!
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации