Что ждет бюджетную сферу года. Расходы из бюджета на социальные нужды


Госбюджет является важнейшим финансовым документом России. Это своеобразная смета, состоящая из совокупности финансовых отчетов всех федеральных ведомств, служб и общенациональных программ. Именно этот документ определяет, как будут профинансированы годовые расходы страны, а также содержит информацию об источниках поступления средств. От него напрямую зависит соцполитика государства, поэтому жители России ежегодно интересуются вопросом: каков будет бюджет на следующий год?

Данная проблема особенно актуальна в текущих экономических условиях, когда с каждым годом россияне ощущают усиление кризисных явлений и санкционной политики стран Запада. Тем не менее, правительство смотрит в будущее с изрядным оптимизмом, говоря, что западные ограничительные меры следует рассматривать лишь в позитивном ключе.

Проект нового федерального бюджета не внушает россиянам оптимизма

Якобы, экономическая изоляция Российской Федерации в итоге приведет к развитию национального производства, ускорению темпов НТП и, в итоге, обеспечению фантастического роста экономики. Поэтому в бюджете на ближайшие несколько лет прогнозируется экономический подъем, а россиянам прочат радужное будущее. Давайте подробнее поговорим о главных правительственных приоритетах, заложенных в бюджетной программе на 2018 год.

Чего следует ожидать от госбюджета-2018?

Проект федерального бюджета сотрудники Минфина опубликовали еще 12 октября 2016 года. Чиновники называют новый финансовый план адаптированным к «новой реальности», в числе характеристик которой – падение котировок нефтерынка, сокращение резервов страны и санкционные ограничения. Документ уже прошел второе чтение, так что страна вступит в 2018 год с утвержденным планом развития, среди основных инноваций которого можно выделить:

  • возврат к практике трехлетнего федерального бюджета. Напомним, что еще год назад страна жила по годовому финансовому плану. Данное изменение Минфин поясняет необходимостью создать базу для последовательной и предсказуемой экономической политики, чтобы суметь выровнять имеющиеся бюджетные дисбалансы;
  • изменение в структуре источников покрытия бюджетного дефицита: в прошлом его валовая часть была покрыта средствами, направленными из Резервного фонда страны. Сейчас специалисты Минфина предлагают иную схему, которая заключается в уменьшении использования средств автономных фондов и увеличении объемов заемного капитала, привлекаемого на национальном финансовом рынке России.

Утверждение бюджета не обошлось без прений. Депутаты внесли в первоначальный проект более пяти сотен правок и уточнений, триста из которых перекочевали в итоговый документ. Андрей Макаров, занимающий пост председателя профильного комитета Государственной Думы, отметил, что «путеводной звездой» для народных избранников стало послание Президента, в котором он озвучил свои мысли по поводу приоритетных направлений государственного финансирования. Поправки вносились в расходную часть.

Теперь она включает деньги на нужды санитарной авиации в глубинке страны, смету финансирования новых школ, ремонт жилья и дорожного покрытия. Было сказано, что региональные власти буквально в 2017 году начнут получать крупные субсидии (была названа сумма, равная 20 миллиардам рублей), которые будут распределять самостоятельным образом.


В госбюджет 2018 года заложены деньги на ремонт дорожных покрытий

Представители оппозиции отказались голосовать за итоговый вариант бюджета – из двухсот правок, которые были предложены данными фракциями, в документ не вошла ни одна. Тем не менее, это не помешало принятию общефедеральной сметы – 57 противников и 1 воздержавшийся депутат не смогли сломить силу 325 голосов, которые прозвучали «за».

Государственные доходы в 2018 году

Суммарный итог доходных статей бюджета 2018 года – почти 14,3 триллионов рублей, что незначительно превысит уровень доходов первого года исполнения трехлетнего бюджета. В 2019 также не стоит ожидать больших объемов аккумулирования финансовых средств. Предполагается, что «копилка» государства пополнится на 14,84 триллионов рублей. Озвученная цифра в номинальном значении – это исторический максимум для российской экономики.

Однако стоит отметить первый из «червячков сомнения» – о каком экономическом росте может идти речь, если за год планируется собрать лишь на 1% больше средств, чем в базовом периоде 2018 года? Более того, некоторая часть экономистов выражает мнение, что учет влияния инфляции в итоге приведет к сокращению уровня реальных доходов. Аналитики с легкостью поясняют позитивный настрой руководства РФ, утверждая, что прогнозированный рост связан с ослаблением рублевых котировок на валютном рынке.

В главном финансовом документе России образца 2019 года спрогнозирован курс, равный 71 рублю 10 копейкам за 1 доллар США. Прогнозируемая цена черного золота, которая также серьезно влияет на национальный бюджет, – 40 долларов за 1 баррель нефти. Еще один факт, который нельзя оставить без внимания – уменьшение доходной части в сравнении с показателем ВВП страны. Если данный документ не подвергнется существенным корректировкам, то в 2019 году разрыв достигнет уровня в 15%.


Повышение акцизных сборов значительно увеличит наполнение бюджета

Руководитель Минфина Антон Силуанов заверил россиян, что правительство планирует обеспечить стране дополнительный доход, не прибегая к повышению налогов или поднятию возрастной планки выхода на пенсию. Главный финансист России заявил, что вполне возможна обратная ситуация – реформирование системы налогообложения в сторону уменьшения фискальных сборов в части прямых налогов для предпринимателей. Но есть и другое мнение.

Профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Людмила Пронина полагает, что запланированный Минфином рост, скорее всего, будет обеспечен при помощи налога на разработку недр (в 2018 году при помощи данного сбора запланировано собрать 200 миллиардов рублей) и возможного повышения акцизов. Уже в 2017 году данный налог на вина, шампанское, сидр, медовуху, пиво, водку, сигареты, табак, бензин класса 5 и дизтопливо будет существенно увеличен.

Государственные расходы в 2018 году

Расходы на 2018 год прописаны в сумме, равной 15,9 триллионам рублей. Это меньше, чем сумма, выделенная на 2017 год, составляющая 16,2 триллиона. Причем тенденция к уменьшению части расходов продолжится и в дальнейшем – в 2019 году она зафиксирована на уровне 15,9 триллионов в нацвалюте. Для прояснения ситуации по поводу такого правительственного решения комментарий дает Антон Силуанов. Он заявил, что данная мера – единственный путь к обеспечению консолидации финансовой сметы страны.

Расходная часть общефедерального бюджета состоит из двух частей: одна открыта для публикации, а вторая – закрыта. Комментировать их в бюджете 2018 года пока не представляется возможным, но в 2017 году в засекреченную часть попало более 18% всех трат. Корректировка этой цифры, как правило, производится в конце отчетного периода, когда секретная часть расходов растет буквально на глазах. Так, к декабрю 2016 года она составила примерно 22%, превысив показатель начала года примерно на 6%.


Значительная часть бюджетных трат засекречена от рядовых россиян

Рассматривая основные направления расходов, можно отметить следующее:

  • на потребности сферы соцполитики планируется выделить 4,96 триллиона рублей. Обещают, что в 2019 году данная цифра увеличится, достигнув отметки чуть больше 5 триллионов в нацвалюте;
  • ассигнования национальной экономики составят 2,2 триллиона рублей, что несколько меньше уровня 2017 года. В 2019 году эта цифра сократится до 2,05 триллионов рублей (или до 12,9% бюджета за трехлетний период). Возникает вопрос: каким образом был сделан вывод о том, что страну ожидает рост экономики? Особенно если принимать во внимание все еще действующие санкции и блокаду иностранного капитала, ведь российские предприниматели вряд ли смогут компенсировать сокращение вложений иностранных инвесторов при текущей ставке кредитования;
  • национальная оборона будет профинансирована на уровне 2,7 триллиона рублей. В 2019 году данная статья будет увеличена до 2,8 триллионов в нацвалюте, что в итоге приведет к росту данной части расходов до 17,9%. Таким образом, можно признать высокую милитаризацию общефедерального бюджета. При этом значительная часть экономистов который год твердит, что спасти бюджет можно лишь при условии уменьшения части расходов на нацоборону в пользу экономических реформ и изменения структуры национальной экономики. Эта статья традиционно относится к части скрытых – в открытой части бюджета можно увидеть расходы примерно 1/3 всех военных ассигнований;
  • траты на нацбезопасность, силовиков и полицию также увеличиваются. В 2018 году статья профинансируется в размере 1,9 триллионов рублей, а через год достигнет уровня в 2 триллиона, составив примерно 12,6% всех расходов федерального бюджета;
  • нужды образования получат около 589 миллиардов в национальной валюте. Через год эти расходы запланировано сократить до 586 миллиардов;
  • здравоохранение получит ассигнования в размере 394 миллиардов рублей. Причем в последний год исполнения трехлетнего бюджета эта сумма сократится до 369 миллиардов.

На расходы нацобороны страны в 2018 году заложены 2.7 трлн рублей

К вопросу дефицита

Общенациональный бюджет в ближайшие несколько лет однозначно будет дефицитным. Этот показатель в российской практике изменяется просто мгновенно: еще до того как бюджет 2017 года был принят в первом чтении, дефицит предложили скорректировать с 2,74 триллионов рублей (3,2% уровня ВВП) до 3,26 триллионов рублей (3,9%). Эксперты от правительства сразу высказались в пользу того, что это явление не просто ожидаемо, но и вполне нормально.

Санкции, которые ранее было предложено рассматривать в качестве позитивного фактора, мгновенно приняли отрицательную окраску – представители Минфина назвали их главной причиной столь резкой корректировки дефицита. Тем не менее, правительственные финансисты отметили, что страна обязательно заключит новые контракты в военной сфере и урегулирует дефицит уже в ближайшее время. Буквально в 2018 году данный показатель спрогнозирован на уровне 2,2% ВВП, а еще через год составители бюджета планируют выйти на показатель в 1,2%.

В противовес данному оптимистичному прогнозу можно привести мнение экспертов-аналитиков из Fitch, считающих, что России рано говорить о стабильном пополнении бюджета. В ближайшие годы стране вряд ли удастся преодолеть высокую сырьевую зависимость, а нестабильное положение на рынках энергоресурсов больно ударит по национальной экономике.


Наложенные на Россию санкции увеличивают дефицит бюджета страны

Что с государственным долгом?

Представители финансовых ведомств заявляют, что страна будет повышать уровень заимствований, направляя полученные суммы на урегулирование проблемы дефицита. Россиян успокаивают тем, что уровень внешнего долга не повысится – правительство рассчитывает изыскать нужные суммы на национальном рынке. Согласно предварительным прогнозам, в 2018 году заимствования составят сумму в 1,6 триллиона рублей, а еще через год в бюджет будет аккумулировано 1,7 триллионов в нацвалюте.

Правда, министр финансов оговаривается, что входить в эту реку стоит с известной долей осторожности – мол, ушлый национальный инвестор может затребовать, чтобы правительство повысило ставки на краткосрочные облигации, если прочувствует свою власть на рынке займов. Возможные изменения линии правительства в отношении реструктуризации источников заимствования имеют далеко не случайный характер.

Дело в том, что для покрытия бюджетного дефицита 2017 года запланировано получить 1,15 триллионов рублей, которые сейчас находятся в Резервном фонде, что фактически приведет к его обнулению. Правительство уже сейчас осторожно намекает на необходимость обратиться еще и к средствам Фонда национального благосостояния. Уже в 2018 году из этого источника будет изъято 1,14 триллионов рублей. Возможности же наполнения этих фондов не рассматриваются вплоть до 2020 года.

Если рассматривать внешние займы, то правительство желает сократить привлечение средств на международных финансовых рынках. В 2018 и 2019 годах запланировано получить по 3 миллиарда долларов США ежегодно, что отвечает показателям 2012-2013 годов. Правда, некоторые эксперты говорят, что правительственные финансисты лукавят, сообщая об отсутствии необходимости в наращивании внешних займов, а поясняют этот шаг все теми же санкциями. То есть денег России просто не дадут.

Чего ожидать?


Бюджет 2018 года сильно просядет после новых президентских выборов

Федеральный бюджет 2018 года вполне можно охарактеризовать как консервативный. Пока что не наблюдается внедрения инновационных программ, которые дали бы возможность преодолеть кризис национальной экономики. Некоторые эксперты выражаются еще жестче, говоря о том, что страна и дальше будет выживать за счет остатков резервов. Правительство утверждает, что этот вариант бюджета пока нельзя назвать окончательным – трехлетний документ должен подвергаться корректировкам ежегодно.

Из хороших новостей: специалисты в области политики не дают прогнозов, касающихся обострения внешних рисков, так что резкого ухудшения экономической ситуации не предвидится. Зато незапланированные расходы, безусловно, будут. Напомним, что вскоре в России пройдут очередные , расходы на которые до сих пор не просчитаны. Итог может быть неутешительным, а проседание бюджета – неизбежным, так как денег на мероприятия подобного рода списывается немало.

Жителей России продолжают уверять в том, что все не так уж и плохо – инфляция в 2018 году упадет в три раза, а ВВП возрастет на 2,5%. Судя по всему, жить уже стало лучше. Например, буквально в конце 2016 года правительственные финансисты сообщили, что произошло падение цен на некоторые продукты питания, входящие в потребительскую корзину (на 1,9%). Правда, вслед за этим россиянам возвестили о снижении уровня прожиточного минимума на 0,7%.

Газета Ведомости сообщила, что В.В.Путин «попросил» своих подчиненных подсчитать дополнительные расходы на медицину, образование и инфраструктуру. Интересно, что траты на эти отрасли планируется увеличить только после его победы на . Сложно понять, почему бюджет на 2018 - 2019 годы лишает граждан права нормально учиться и лечиться сейчас, и что может измениться потом.

Что происходит сейчас

В проекте бюджета, который был утвержден Государственной Думой 24 ноября, содержатся 318 документов общей сложностью более 10 тыс. страниц. Только пояснительная записка к нему содержит 470 страниц. Но разобраться в нем не сложно, если знать ключевые цифры. Итак, общая сумма расходов составляет 16 трлн 529 млрд руб. Из них на социалку уйдет 36,4%, на оборону — 29%, на национальную экономику — 14,7%.

Гораздо интереснее посмотреть на цифры с другой стороны. Поскольку социальные расходы включают в себя и финансирование Пенсионного фонда, то реальные цифры таковы:

  • Образование – 663 млрд. руб.
  • Медицина – 460 млрд. руб.
  • Расходы на СМИ – 80 млрд. руб.
  • Физкультура и спорт – 59,2 млрд. руб.
  • Армия – 2,77 трлн. руб.
  • Полиция – 2,11 трлн. руб.

В принципе, дальше можно ничего не говорить. Уже понятно, что россиян ждет праздничное шоу по телевизору и отнюдь не бесплатная медицина и образование. Показательно, что на молодежную политику закон о бюджете на 2018 год предлагает выделить целых 2,3 млрд рублей. То есть практически ничего.

Все ли так плохо с деньгами

Как сказал наш премьер министр, денег нет. Вот только насколько это правда, если на санацию «Бинбанка» и «ФК Открытие», по данным зампреда Банка России Василия Поздышева, будет выделено 800 миллиардов. На минуточку, это почти два годовых бюджета Минздрава. Причем средства, выделенные на санацию, вряд ли вернутся в бюджет.

Если «денег нет», то откуда они взялись? Ответ кроется в бюджетном правиле. Хитрость состоит в том, что в бюджет идут средства от продажи углеводородов по цене до $40 за баррель. Все что превышает эту сумму, считается сверхдоходами и направляются во внебюджетные фонды.

Причем с ними тоже не все понятно. Министр Финансов Антон Силуанов признал, что в декабре 2017 года средства Резервного фонда оказались исчерпаны. Значительно уменьшился и объем Фонда Национального Благосостояния. На 01.01.2018 в ФНБ осталось всего 3,7 трлн рублей.

Несколько удивительная сумма, если учесть стоимость нефти в 2017 году. По данным того же Минфина, средняя цена барреля за первые 11 месяцев составила 52,17 доллара за баррель. Куда делись деньги?

Валютные интервенции

С 15 января 2018 года до середины февраля Министерство финансов закупит иностранной валюты на 275 миллиардов рублей. Для проведения аналогичной операции в декабре 2017-го было потрачено 203,9 миллиардов. Таким способом создаются запасы и золотовалютные резервы России. По данным ЦБ, на 5 января 2018 года они составили 432,6 млрд долларов.

Если очень грубо округлить, то государство имеет «заначку» в $3000 на каждого гражданина, примерно 170 000 рублей. При этом в год на медицинское обслуживание приходится по 3500 рублей. И сейчас Владимир Владимирович намекает на возможность раскупоривания «кубышки». При условии, что граждане проголосуют правильно.

Проблем состоит в том, что Россия начинает отставать от других государств. Вымывание денег из экономики привело к тому, что инфляция снизилась до 2,5%. Но одновременно с этим просел уровень ВВП, он составил всего 1,7% в годовом выражении. За это же время США и ЕС выросли примерно на 3%, а Китай – на 6,9%. Но не это самое печальное.

Минэкономразвития прогнозирует, что в 2018-2020 годах ситуация не изменится, и рост ВВП будет находиться на уровне 2,1-2,2%. Поскольку проект бюджета 2018 года и государственная политика не предусматривают кардинальной смены курса, отставание от других держав будет только нарастать.

Правительство России одобрило проектный бюджет России на 2018 год, в цифрах страна потеряет в доходах и дефицит бюджета составит немногим больше одного триллиона рублей. До конца месяца главный финансовый документ страны будет направлен на обсуждения в Госдуму.

Проект бюджета РФ на 2018-2020 годы

Главный финансовый документ страны готов для рассмотрения в Госдуме. В проекте на ближайшую трехлетку расчеты производились из ожиданий: инфляция 4%, дефицит 1,37% ВВП.

На следующий, 2018 год, прогнозируемый доход составит 15,182 трлн рублей, расходы: 16,514 трлн рублей. Дефицит бюджета в следующем году составит 1,332 трлн рублей (1,37% ВВП). Верхний предел внутреннего долга страны ожидается в пределах 10,586 трлн рублей. Внешний долг составит $71 млрд.

В следующие три года объем ВВП России планируется на уровне:

  • 2018 год – 97,46 трлн рублей;
  • 2019 год – 103,23 трлн рублей;
  • 2020 год – 110,24 трлн рублей.

Проектный федеральный бюджет на 2019-2020 годы в цифрах

2019 год 2020 год
Планируемые доходы страны 15 трлн 548 млрд рублей 16 трлн 280 млрд рублей
Планируемые расходы страны 16 трлн 415 млрд рублей 17 трлн 240 млрд рублей
Дефицит 867 млрд рублей (0,84% ВВП) 960,32 млрд рублей (0,87% ВВП)
Предел государственного долга 11 трлн 549 млрд рублей 12 трлн 969 млрд рублей
Предел госдолга в долларах и евро $72 млрд и €61 млрд $70,2 млрд и €59,5 млрд

Расходы бюджета по статьям

Если говорить по статьям, то ожидается рост внутреннего государственного долга по госгарантиям в трехлетний период. На начало 2019 года он будет на уровне 2,375 трлн рублей, в 2020 году – 2,424 трлн рублей и в 2021 году вырастет до двух с половиной триллионов рублей. Также ожидается увеличение внешнего госдолга: до $34,1 млрд (€28,9 млрд) в 2019 году, $35,3 млрд (€29,9 млрд) – в 2020 году и $36,5 млрд (€30,9 млрд) в 2021 году.

Важно! 405,66 млрд рублей составляет дефицит страны за восемь месяцев текущего года.

Как указано в проекте (ссылка на официальный сайт, где размещен документ), более 45 млрд рублей будет направлено на погашение кредитов международных финансовых организаций и иностранных государств. Если брать разбивку по годам, то она выглядит следующим образом:

  • 2018 год – 16,79 млрд рублей;
  • 2019 год – 15,68 млрд рублей;
  • 2020 год – 12,88 млрд рублей.

На погашение долговых госбумаг запланировано: 631,1 млрд рублей, 762,03 млрд и 606,23 млрд рублей.

По плану внутренних заимствований на указанный период предусмотрен выпуск ценных бумаг на сумму 867,97 млрд рублей, 869,64 млрд рублей и 1,34 трлн рублей в период 2018-2020 годы. Как и ожидалось, в проект бюджета заложены те же параметры внешних заимствований, которые применялись в 2017 году – $7 млрд. При этом $4 млрд – это обмен старых выпусков.

Не так давно министерство финансов РФ сбалансировало бюджет на 2017–2018 годы, снизив его «возможности» на 6 и 9% соответственно. Главные усилия бюджетной политики касаются сокращения нынешнего дефицита:

  • 2017 – 2,7 трлн рублей (3,2%);
  • 2018 – 1,98 трлн рублей (2,2%).

Осталось лишь более детально изучить, что из себя представляет федеральный бюджет на 2018 год. Для этого следует более подробно рассмотреть последние новости касательно оглашённого вопроса.

Удешевление приоритетов

Не так давно Дмитрий Медведев сообщил о том, что расходы на приоритетные проекты страны в обозначенном временном промежутке измеряются в 150 млрд рублей. Было также сказано, что по 9 из 11 целей имеется определённость касательно главного показателя. Оказывается, обозначенный критерий существует лишь в 7 проектах. Двух из них нет вовсе, а ещё 3 в будущем году финансироваться не будут.

Летом 2016 года в министерстве говорилось о распределении на нужды приоритетных проектов на больше 1% расходов бюджетного уровня. Тогда речь шла об 160 млрд рублях, но после резервирования средств Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, этот показатель оказался равен всего 128 млрд рублей. Заявленные средства можно направить на обеспечение непредвиденных расходов. Правда, следует учитывать и тот небольшой факт, что во время резервирования этот же «ларец» был предусмотрен и для проведения аварийно-восстановительных работ или иных мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

В итоге получается, что все приоритетные проекты будут наполняться после включения в определённые статьи бюджета страны.

Безусловные расходы

Пока других возможностей провести изыскание средств в казну не предусмотрено. Оказывается, нынешний бюджет может похвастаться одной интересной особенностью – отсутствием условно утверждённых расходов.

До 2016 года правительство оставляло за собой право бронировать в казне РФ нераспределённые средства (около 2,5% на будущий год и 5% на следующий). Ранее эти деньги распределялись на разнообразные нужды лишь весной, когда проходила плановая корректирока бюджета. Но тогда действенную практику пришлось отменить вместе с существующими для неё правилами. В 2017 чиновники опомнились, что бывшие ограничения оказались очень даже кстати, посему пришлось скоропостижно вносить в Думу соответствующий законопроект. Тем не менее на 2018–2019 года условно утверждённые расходы пока не определены.

Объяснение тому вполне логичное – на фоне ухудшающихся прогнозов Российской и мировой экономики, поступление прибавочных доходов от нефтегазовой сферы не намечается, посему положение Бюджетного кодекса, касательного специального правила, лучше временно приостановить.

Подобная конструкция казны РФ отразила возможности распорядителей государственных средств отстаивать свои расходы. К примеру, представителям гособоронзаказа не удалось существенно повысить уровень поступлений.

Перераспределение на войну

На фоне прошлого года, бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона» станут ниже на 1 трлн рублей. В итоге общий объём расходов в отмеченном отрасли уменьшился с 23,7 до 17,6%.

В убытке остались лоббисты из Дальнего Востока: госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока» добилась лишь 45% финансирования от уровня 2017 года.

От 20 до 30% субсидирования лишились следующие госпрограммы:

  • Развитие здравоохранения;
  • Энергоэффективность и развитие энергетики;
  • Содействие занятости населения;
  • Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений;
  • Экономическое развитие и инновационная экономика.

Вот только не всё так печально, как кажется со стороны. Оказывается, аж 9 государственных программ обзавелись возросшими расходами. Самая кардинальная прибавка в 67% касается социально-экономического развития Калининградской области. Было также принято решение увеличить ассигнации не менее чем на 20% по программе «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и «Развитие физической культуры и спорта».

На чьи плечи ляжет бюджет России в 2018 году?

Существующих источников финансирования российской казны всего два: резервный фонд РФ и займы. При этом первый «кошелёк» израсходует свои запасы уже в 2017 году, тогда как ФНБ попрощается с отложенными на чёрный день средствами ближе к 2019.

Тем не менее министерство финансов России планирует нарастить объём «одолжённых» средств на внутреннем рынке на 30% – до 1,05 трлн в год. Это значит, что получающийся объём государственного долга сохраниться на безопасной отметке – менее 20% от ВВП.

По мнению министра финансов Антона Силуанова, сейчас финансирование дефицита казны осуществляется на 66% за счёт вложений Резервного фонда. Остальная часть лежит на плечах приватизации и внутренних долгов. В 2018 существенных поступлений от приватизации не намечается, посему, чтобы не растратить остатки существующего резерва, придётся увеличить объём внутренних заимствований.

ЦБ РФ нацеливает внимание общественности на том, что объём указанных размещений не сильно скажется на общем состоянии финансового рынка, и возможностях самого банковского сектора в сфере кредитования населения. Пока подобная ситуация вполне возможна, ведь на рынке присутствуют хорошие ликвидности. В этом деле важно не перестараться, чтобы инвесторы в итоге не потребовали коротких бумаг и высоких ставок. На данный момент министерство финансов продолжает финансирование существующего дефицита их средств Резервного фонда – продаёт Банку России валюту. В прошлом году эти продажи достигли отметки в 2,8 трлн рублей. Вот только как компании, так и обычное население демонстрируют стабильную склонность накапливать личные сбережения. В свете подобной ситуации объёмы кредитования практически застыли на одной отметке. Результат – в сфере банковской системы появляется профицит ликвидности структурного типа. Именно он будет присутствовать в бюджете России весь последующий год.

Ухудшение прогноза

К сожалению, на фоне нынешней ситуации с невозможностью урегулировать ситуацию со стабилизацией экономической ситуацией России, прогноз её развития оставляет желать лучшего. В таком случае возможность развития бюджета РФ в последующие годы выглядит не слишком уж радужно.

ЦБ решил провести несколько важных шагов с целью стабилизации нынешней ситуации. Проблема в том, что излишек средств оказывает понижающее давление на ставку экономики, тем самым стимулируя рост потребления и кредитования.

Чтобы абсорбировать ликвидность, было решено провести депозитные аукционы и правильно разместить облигации БР. В 2018 году рост заимствований рассматривается в качестве того же инструмента абсорбирования ликвидности.

Пока в первой главе проекта бюджета на будущий год значатся основные параметры, в которых нормативная величина роста резерва возрастёт до 6 трлн рублей. При этом разделы, касающиеся источников финансирования дефицита, отмечают полное расходование Резервного фонда ещё в 2017 году. Из ФНБ до конца декабря используется 660 млрд рублей, в 2018 – 1,1 трлн рублей, тогда как в 2019 – 137 млрд рублей. После всего этого в заветном «ларце» останутся лишь средства, не имеющие никакого отношения к обещанию правительства развить существующие инфраструктурные проекты.

Получается, что в тексте проекта бюджета на ближайшие годы имеются противоречия некоторых статей, объясняющиеся отсутствие необходимых правок в БК.

Чиновники предлагают основываться на той его части, где указываются источники финансирования нынешнего дефицита. Сохраняется здесь и конфликт между министерствами экономического развития и финансов, относительно влияния казны на экономический рост России. По мнению представителей Минфина, до начала 2018 года ВВП вырастет на 0,6%, тогда как до 2019 окажется на отметке в 1,7%. Минэкономразвития настаивает на совершенно ином экономическом прогнозе. Базовый сценарий на ближайшие годы: рост ВВП в 2017 – 0,2%, 2018 – 0,9%, 2019 – 1,2%.

Окончательное решение правительства, касательно завершающих шагов к утверждению бюджета на будущий период, будет принято в конце осени нынешнего года.

В проекте, одобренном правительством, прогнозируемые доходы в 2018 году должны были составить 15 трлн 182 млрд руб., расходы - 16 трлн 515 млрд руб. К третьему чтению в Госдуме доходы были увеличены до 15 трлн 258 млрд руб., расходы - до 16 трлн 529 млрд руб. Прогнозируемый дефицит бюджета - 1,27 трлн руб. (1,37% ВВП).

По сравнению с исходным текстом закона о бюджете на 2017-2019 годы параметры доходов и расходов на 2018 год выросли на 1 трлн и 500 млрд руб. соответственно.

В бюджет также заложен переход на новое бюджетное правило с 2018 года. Оно подразумевает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, будут направляться не на расходы, а в резервы. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 2018-го.

Бюджет на 2019-2020 годы

В 2019 году доходы бюджета ожидаются в сумме 15,54 трлн руб., расходы - 16,38 трлн руб., дефицит - 819,1 млрд руб. В 2020 году объем доходов прогнозируется на уровне 16,29 трлн руб., расходов - 17,16 трлн руб., дефицит бюджета предусмотрен на уровне 869,9 млрд руб. Планируется, что в 2018-2020 годах для финансирования дефицита бюджета не будет использоваться Резервный фонд, а в 2019-2020 годах будет минимально использоваться Фонд национального благосостояния.

Приоритеты бюджета

Как заявлял министр финансов РФ Антон Силуанов, основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годы продолжат оставаться социальная сфера, оборона и поддержка национальной экономики. Основной объем расходов приходится на социальную сферу - это 36,4%, на оборону - 29%, на национальную экономику - 14,7%.

Бюджет предусматривает увеличение социальных обязательств: МРОТ в 2018 году будет повышен до 85% прожиточного минимума (с января 2019-го - до 100%).

На выполнение "майских указов" президента РФ планируется в 2018-2020 годах потратить 2,2 трлн руб.

Расходы на национальную оборону в 2018 году составят более 2,77 трлн руб., что на 100 млрд руб. меньше, чем в 2017-м.

При рассмотрении во втором чтении в бюджет были внесены поправки: дополнительные средства было решено выделить компаниям "Российские железные дороги" (25,9 млрд руб.), "Русгидро" (1 млрд руб.), "Объединенная авиастроительная корпорация" (3,52 млрд руб.).

Займы и доходы

Внешние займы в 2018-2020 годах Минфин планирует получать через выпуск суверенных евробондов в объеме $7 млрд ежегодно и сроком до 30 лет. В этот период Минфин также может обменять старые выпуски евробондов на сумму до $4 млрд для снижения объема государственного внешнего долга РФ, сокращения расходов на его обслуживание и снижения совокупного объема выплат по внешдолгу. Объем внутренних заимствований Минфина в виде облигаций федерального займа (ОФЗ) планируется в 868 млрд руб. в 2018 году, 870 млрд руб. - в 2019-м и 1,34 трлн руб. - в 2020-м.

Минфин планирует получить в 2018 году дивиденды от госкомпаний в размере 379,8 млрд руб. В 2019 году этот показатель ожидается в размере 425 млрд руб., в 2020-м - 456 млрд руб. От приватизации госактивов правительство ожидает получить 36,63 млрд руб.: в 2018-м - 13 млрд руб., в 2019-м - 12,2 млрд руб., в 2020 году - 11,4 млрд руб.

В сопроводительных документах к проекту бюджета Минфин предполагал, что доходы от экспорта топливных ресурсов будут снижаться. В базовом сценарии ведомство ожидает уменьшения доходов от экспорта энергоресурсов до $163,9 млрд в 2018 году, до $162,8 млрд в 2020 году. В консервативном сценарии снижение произойдет до $134,5 млрд в 2020 году. Правительство заложило в бюджет до 2020 года постепенное снижение цен на нефть после окончания действия соглашения ОПЕК+ в марте 2018 года.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...