Страховые тарифы осаго. Как узнать базовую ставку осаго? Коэффициент периода использования ТС


Вопрос о конечной стоимости страховки всегда был и остается самым животрепещущим и злободневным для любого полноправного участника дорожного движения. Рассмотрим в деталях механизм вычисления стоимости полиса, точнее, основную применяемую формулу расчета ОСАГО, действующий в 2016 году.

Страховой тариф ОСАГО

Необходимость отечественной системы обязательного страхования автогражданской ответственности понятна каждому нормальному владельцу транспортного средства. Несмотря на все перипетии, сопутствующие внедрению ОСАГО в Российской Федерации на протяжении уже второго десятка лет, в настоящий период страховая система хорошо себя чувствует и полноценно развивается.

С момента внедрения ОСАГО методика расчета страховой премии несколько раз менялась, пока не была детально выверена и приведена к сегодняшнему виду. Основанием для расчета страхового тарифа является установленная правительством законодательно и имеющая фиксированное значение величина, имеющая скромное, но емкое название – базовая или тарифная ставка. Не являясь константой, размер ставки зависит от многих экономических и политических факторов в определенный период, и именно его численное значение является в формуле расчета ОСАГО главным.


Показатели, влияющие на стоимость ОСАГО

Нужно заметить, что страховые тарифы не берутся с потолка, а являются результатом долгой и серьезной работы научных коллективов высокой квалификации и уникальной специализации. Важнейшими величинами при определении конечной стоимости полиса, помимо базовой ставки, являются следующие конкретные параметры и характеристики:

  • Субъект РФ, где зарегистрировано транспортное средство.
  • Технические данные и тип страхуемой автомашины.
  • Личные водительские данные клиента страховой фирмы.

При вычислении страховой стоимости ОСАГО учитываются некоторые важные параметры – возраст водителя, его стаж за рулем, количество дорожных правонарушений. Некоторые из перечисленных факторов являются неизменными, а некоторые, как упомянутые дорожные правонарушения, вполне зависят от самого водителя. Таким образом, и в некоторой степени, автовладелец может сам влиять на денежный размер стоимости страховки.

Формула расчета ОСАГО в 2016 году

Формула расчета ОСАГО, по своей сути не является каким-то таинственным действием и представляет собой простое арифметическое умножение базовой ставки (тарифа) на соответствующие коэффициенты.

Значения размеров страховых тарифов и коэффициентов в формуле, утверждены Указанием ЦБ РФ от 19 сентября 2014 № 3384-У с изменениями от 20 марта 2015 года.


Коэффициенты в формуле расчета

Фактически в формуле вычисления окончательной стоимости страхового полиса имеется только одна постоянная величина – базовая ставка или тариф, законодательно действующая в расчетный период, а коэффициенты являются переменными величинами, зависящими от документальных данных. Всего переменных поправочных коэффициентов семь штук и перемножать их можно в любом удобном порядке, независимо от важности показателей, которые они характеризуют. Подробно рассмотрим каждый из них.

Региональный коэффициент (КТ)

Каждому российскому региону присуждается свой коэффициент, который больше там, где более высокая аварийность. Разумеется, самый высокий коэффициент присвоен городу Москва. В остальных российских субъектах — значительно ниже.

Коэффициент участия в ДТП или страховых случаях (КБМ)

Учитывает все зарегистрированные аварии, где официально установлена виновность водителя. Еще один коэффициент , основывающийся на личностных характеристиках. Чем аккуратнее езда, тем меньше придется платить за ОСАГО.


Коэффициент водительского опыта и количества записанных в полис лиц (КО)

Учитывает водительский опыт страхуемого и его физический возраст, а так же количество лиц, допущенных к управлению данным автомобилем и перечисленных в страховом договоре


Коэффициент возраста и стажа (КВС)


Коэффициент, зависящий от мощности двигателя автомашины (КМ)

Его величина напрямую зависит от количества лошадей под капотом – чем их больше, тем коэффициент выше. Может варьироваться в цифровых пределах от 0,6 до 1,6.


Наличие прицепа в договоре ОСАГО (КПр)


Коэффициент практического использования авто (КС)


Коэффициент, учитывающий предполагаемый период действия страхового полиса (КП)


Формула расчета ОСАГО, конечно же, призвана минимизировать риски страховщика, но при этом учитывает важнейшие нюансы в каждом конкретном случае. Индивидуальные данные водителя, безаварийная манера езды, лояльность одной страховой компании с применением соответствующих коэффициентов могут существенно снизить окончательную стоимость полиса.

На основании имеющихся у каждого автовладельца официальных документов и действующей базовой ставки расчет ориентировочной цены не потребует много времени и сил. Противникам ручного подсчета можно всегда воспользоваться виртуальным калькулятором и квалифицированной сервисной помощью на тематических сайтах.

Видео: Как рассчитывается ОСАГО 2016

Расчёт стоимости полиса ОСАГО заключается в умножении базовой ставки страхового тарифа на коэффициенты. Последние зависят от ряда параметров, влияющих на риск наступления страхового случая, и устанавливаются Центробанком (как и предельные значения базовых тарифов).

По состоянию на первый квартал 2018 года действуют девять коэффициентов, в различных комбинациях применяемых для расчёта «автогражданки». Их величина зависит:

  1. От автомобиля. Речь о коэффициенте мощности двигателя – КМ.
  2. От собственника. Это территориальный коэффициент, зависящий от места регистрации владельца машины – КТ.
  3. От водителей. Коэффициент возраста и стажа КВС, а также «бонус-малус» (учитывающий страховую историю) – КБМ.
  4. От страхователя. При недобросовестных действиях со стороны клиента страховщик имеет право применить коэффициент грубых нарушений – КН.
  5. От общих условий договора. Это коэффициенты сезонного использования и краткосрочного страхования (КС и КП соответственно). Сюда же можно отнести коэффициент, применяемый при использовании транспортного средства с прицепом (КПР), а также при отсутствии ограничений по допущенным к управлению водителям (КО).

При этом отсутствие ограничения по водителям делает КВС неактуальным, а КБМ в этом случае учитывается по связке «собственник плюс автомобиль».

Как узнать свой коэффициент ОСАГО за безаварийность

Принципы учёта страховой истории

Первоначальный КБМ равен единице. Далее он может увеличиваться или уменьшаться. Если по полису нет выплат, каждый год значение коэффициента уменьшается на 0,05 (пока не достигнет минимального значения 0,5). При наличии выплат по договору КБМ может достигать 2,45.

«Бонус-малус» учитывает только полисы, которые закончили своё действие в течение последнего года.

Если «носитель» понижающего коэффициента не фигурировал в страховках более этого срока, его скидка обнуляется. И наоборот – данные по договору не учитываются до его окончания.

Следует понимать, что страховая история отдельных водителей не учитывается при неограниченном списке допущенных к управлению автомобилем лиц. А при замене водительского удостоверения лучше внести изменения в действующий полис: в противном случае при пролонгации база попросту «не узнает» своего фигуранта.

Как узнать свой коэффициент ОСАГО «бонус-малус» (КБМ)?

Сегодня водители легко узнают свой КБМ, передавая в автоматизированную базу следующий данные:

  • фамилия, имя и отчество;
  • дата рождения;
  • серия и номер водительского удостоверения.

Как правило, ответ приходит через несколько секунд. Чаще всего для запроса используются онлайн калькуляторы «автогражданки» или официальный сайт Российского союза автостраховщиков (РСА).

Для получения корректной величины КБМ при пролонгации коэффициент необходимо запрашивать на дату начала действия очередного полиса.

При неограниченном перечне водителей вносятся данные собственника (при этом вместо водительского удостоверения обычно используется паспорт), а также VIN или госномер авто. Юридические лица идентифицируются с помощью ИНН.

Таблица территориальных коэффициентов ОСАГО по регионам в 2018 году

На стоимость ОСАГО в значительной степени влияет регион. Более того, один регион порой включает в себя города с разным КТ. Например, в областных центрах коэффициент выше, чем в небольших населённых пунктах. Некоторые значения КТ представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Территориальный коэффициент ОСАГО по регионам в 2018 году для крупных городов.

таблица скроллится вправо

Город

Значение коэффициента

Москва
Санкт-Петербург
Краснодар
Екатеринбург
Нижний Новгород
Казань
Ростов-на-Дону
Уфа
Челябинск
Самара
Воронеж
Ставрополь
Красноярск
Волгоград
Саратов
Новосибирск
Иркутск
Оренбург
Пермь
Ярославль

Приведённые данные актуальны для всех транспортных средств кроме спецтехники по состоянию на январь 2018 года. Значения территориальных коэффициентов ОСАГО по другим населённым пунктам можно узнать на интернет-портале РСА.

Особенности расчётных коэффициентов

Нюансы применения

Диапазоны коэффициентов «автогражданки» заметно разнятся. Кроме того, если какие-то из них могут принимать лишь два значения, то, например, в таблице территориального коэффициента насчитываются сотни позиций. При этом все девять множителей применяются далеко не всегда:

  • КПР не используется для легкового транспорта;
  • КМ, наоборот, используется только для легковых автомобилей;
  • КП не применяется для зарегистрированных в РФ машин.

Имеются и другие аспекты, которые необходимо учитывать. Поэтому в большинстве случаев автолюбители узнают цену страховки с помощью калькулятора обязательного автострахования, а не вручную перемножая все составляющие. Или обращаются непосредственно к страховщику.

Перспективы перемен

Возможные изменения в общей таблице коэффициентов «автогражданки» активно обсуждаются в рамках различных профессиональных площадок и профильных структур. В числе идей – отмена КМ, КТ, введение коэффициента нарушений правил дорожного движения, а также другие нововведения. И какие-то из них изучаются на довольно серьёзном уровне.

Так или иначе, о принятых решениях в этой области автомобилисты скорее всего узнают сразу. Многочисленные СМИ редко обходят стороной соответствующие новости, стараясь опередить конкурентов в доведении информации до потребителя. Пока же остаётся надеяться, что «апгрейды» (при их реализации) действительно пойдут во благо функционирующей системе, сделав её более последовательной и надёжной.

На общую стоимость страховки влияет 9 коэффициентов. Цена рассчитывается по формуле

П = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН x КП

где П — стоимость полиса, а остальные значения — коэффициенты. О них мы расскажем ниже.

ТБ — базовый тариф

По ФЗ №40 , базовые тарифы регулирует Центробанк РФ. Раньше он устанавливал точную сумму ТБ. Сейчас ЦБ оставляет страховым компаниям «коридор», по которому они сами могут устанавливать размер коэффициента.

Таблица коэффициентов ОСАГО по базовому тарифу:

Тарифный коридор

Мин. сумма, руб.

Макс. сумма, руб.

Мотоциклы, мопеды

Легковые машины

Для юридических лиц

Для физических

Для такси

Грузовые машины

С макс.массой менее 16 тонн

С макс.массой более 16 тонн

ТС для перевозки пассажиров

С числом пассажирских мест до 16 включительно

С числом пассажирских мест более 16

Троллейбусы

Тракторы, самоходные дорожно-строительные машины

Размер ТБ зависит от типа транспортного средства. Дешевле всего обойдутся мотоциклы и мопеды, дороже всего — легковые машины для такси.

КТ — территориальный коэффициент ОСАГО

Коэффициент ОСАГО по регионам установил Центробанк РФ в Указании №3384-У . Ставка определяется:

  • Для физических лиц — исходя из адреса постоянной регистрации собственника
  • Для юридических лиц — исходя из адреса представительства, указанного в учредительном документе

Коэффициент территории ОСАГО зависит от аварийности в регионе, общего количества зарегистрированных ТС, количества крупных автомагистралей. Больше всего придется заплатить жителям крупных городов: в Москве ставка — 2, в Мурманске и Челябинске — 2,1. Минимальное значение — 0,6 — установлено в Севастополе, Биробиджане, Байконуре, Назрани и других городах.

КБМ — коэффициент бонус-малус

Коэффициент ОСАГО КБМ — скидка за езду без аварий. Ее рассчитывают отдельно для каждого водителя или собственника. Чем чаще страхователь попадает в аварию, тем больше ему придется заплатить. За безаварийную езду СК снижает цену полиса.

В первый год страховки значение составит 1. Если в течение первого года вы обратились за страховой выплатой, ставка возрастет до 1,55. Если аварий не было, она уменьшиться до 0,95. Максимальный КБМ — 2,5, минимальный — 0,5: его можно получить за 13 лет безаварийной езды.

Факт-выноска: Полную таблицу КБМ смотрите на сайте РСА ,

КВС — коэффициент возраст-стаж

Применяют только к физическим лицам, страхующим легковые автомобили. КВС не используют при расчете стоимости полиса на прицепы или при оформлении полиса для юридических лиц.

Ставка зависит от возраста и стажа водителя. Чем он моложе и чем меньше у него стаж, тем она выше. Минимальное значение — 1, максимальное — 1,8.

Возраст и стаж

До 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно

Более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно

До 22 лет включительно со стажем вождения свыше 3 лет

Более 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет

Коэффициент

КО — Ограничивающий коэффициент

Ставка зависит от типа выбранной страховки. Выделяют 2 вида:

Ограниченная разрешает управлять автомобилем водителям, которые вписаны в полис. Вписать можно до 3-х водителей помимо собственника ТС. В этом случае ставка — 1.

Неограниченная разрешает управлять автомобилем неограниченному кругу лиц. В страховку никого не вписывают. В этом случае ставка — 1,8.

КМ — коэффициент мощности двигателя

Зависит от количества лошадиных сил, указанных в ПТС и СТС. Если мощность указана в кВт, их пересчитывают на лошадиные силы из расчета 1 кВт = 1,36 лошадиных сил.

Мощность

До 50 включительно

Свыше 50 до 70 включительно

Свыше 70 до 100 включительно

Свыше 100 до 120 включительно

Свыше 120 до 150 включительно

Коэфициент

КС — коэффициент сезонности

Зависит от времени использования полиса. Обычно его используют круглый год, но иногда покупают страховку на срок от 3, 6, 9 месяцев — например, для перегона машины из одного региона в другой. Чем меньше срок использования, тем меньше КС.

Период использования транспортного средства

5 месяцев

6 месяцев

7 месяцев

8 месяцев

9 месяцев

10 месяцев и более

Коэффициент

Важно! Если вы купили страховку на зиму и попали в ДТП летом, вы не получите выплату.

КН — коэффициент нарушений

Действие ставки приостановили до создания единой электронной базы нарушений. По умолчанию ставка равна 1. Она повышается до 1,5, если водитель совершил нарушения.

КН применяют при выполнении трех условий одновременно:

  • Договор страхования заключают или продлевают на срок 1 год
  • Не меняется собственник автомобиля
  • Есть грубые нарушения условий страхования

Нарушения условий перечислены в ФЗ №40 . Водитель заплатит больше, если умышленно сообщил агенту неверные сведения, сам врезался в другое авто, чтобы получить деньги, или попал в ДТП с грубыми нарушениями ПДД.

КП — коэффициент срока страхования

Применяют:

  • к жителям других государств, которые временно используют авто на территории России. Размер коэффициента зависит от срока страхования. Чем он меньше — тем меньше ставка. Максимальное значение — 1: его применяют при страховании более, чем на 10 месяцев.
  • к тем, кто перегоняет автомобиль к месту регистрации по РФ. Ставка составит 0,2, срок страхования — до 20 дней включительно.

Чтобы не рассчитывать коэффициенты ОСАГО самому, используйте наш калькулятор. Введите нужные значения, и система подберет выгодные предложения от страховых компаний за 1-2 секунды.

Водителям придется раскошелиться на обязательную страховку. Их ожидают новые тарифы и коэффициенты на ОСАГО.

Банк России опубликовал на своем сайте проект указания о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии.

Это первый шаг по так называемой либерализации автогражданки. Предполагается, что в результате страховщики смогут назначать более справедливую цену на полис в зависимости от ситуации с убыточностью. А также получат более гибкий подход к каждому клиенту - водителю. При таком подходе стоимость полиса для опытных и возрастных водителей в неубыточных регионах может даже снизиться. Для водителей с плохой историей - вырасти. Впрочем, как все это будет применяться на практике и к чему приведет - покажет время.

В проекте предусмотрено расширение тарифного коридора. При этом нижняя граница коридора снижается для всех видов транспорта на 20 процентов. Верхняя граница снижается для мотоциклов и мотороллеров на 10,9 процентов. Снижается также верхняя граница для легковых автомобилей юридических лиц на 5,7 процентов. Для всего остального транспорта верхняя граница повышается на 20 процентов. В итоге для владельцев легковушек физических лиц тарифный коридор составит от 2746 до 4942 рублей. Именно в этих пределах страховые компании будут назначать базовый тариф. От которого и будет рассчитываться стоимость полиса.

Представители страхового сообщества считают, что здоровая конкуренция заставит страховщиков придерживаться справедливых тарифов и даже снижать цены. Но автовладельцы опасаются, что страховщики не упустят возможности поднять стоимость. Плюс 20 процентов к стоимости страховки - не плохая прибавка.

История водителя обнуляться не будет, даже если он год не покупал полис

Коэффициент бонус-малус, размер которого зависит от аварийности водителя, будет назначаться один раз в год. При этом такой коээфициент может быть только один. Сейчас у водителя их может быть несколько. Например, у него есть свой автомобиль, застрахованный по ОСАГО, а также он вписан в другие полисы автогражданки. Сколько полисов, столько коэффициентов. Это приводит к спорам со страховщиками и иногда необоснованным завышениям стоимости полиса. Когда коэффициент будет один, ошибок и злоупотреблений станет меньше.

При этом, при переходе на данную систему присвоения бонус-малус, водителю будет присваиваться минимальный из имеющихся у него коэффициентов.

Для юридических лиц этот коэффициент будет присваиваться один на весь автопарк. Сейчас он свой для каждой машины автопарка. Что также приводит к путанице, а зачастую и к мошенничеству со стороны владельца автопарка.

История водителя обнуляться не будет. То есть присвоенный коэффициент сохранится за водителем, даже если он год не покупал полис. Сейчас же, если водитель, например, год управлял автомобилем с открытым полисом ОСАГО, то есть без ограничения количества допущенных к управлению, его история сгорает. И при покупке нового полиса коэффициент его снова равняется единице. От этой истории Центробанк отказывается.

Также изменятся коэффициенты по возрасту и стажу водителя. Вместо четырех их будет 50. Для водителей старше 35 лет со стажем управления более 3 лет коэффициент даже понизится. Вместо нынешней единицы, он будет равен 0,96. А для молодых и неопытных водителей он вырастет. Так для водителей младше 21 года и стажем вождения менее 2 лет, он будет равен 1,87, вместо 1,8. Хуже всего придется водителям среднего возраста - от 22 до 34 со стажем вождения более 3 лет. Для них коэффициент вновь станет повышающим. А значит, полис подорожает.

Когда документ будет принят и вступит в силу - пока неизвестно. Его общественное обсуждение продлится до 20 июня. Но ранее заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин заявлял, что документ планируется утвердить уже в августе.

Выбор редакции
Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...

Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...
Сегодня нам предстоит понять, как управлять деньгами. Ни для кого не секрет, что у каждого человека есть возможность получать больше....