Стратегия инновационного развития экономики рк. Иницированная Президентом РК индустриально – инновационная программа развития Казахстана


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Задачи Правительства при разработке индустриальной программы. Государственная инновационная политика Республики Казахстан. Стратегические направления индустриально-инновационной модернизации экономики. Экономический рост Казахстана и его регионов.

    презентация , добавлен 19.11.2013

    Подходы к определению понятия инновации, ее виды и характерные черты. Признаки классификации инноваций. Принципы инновационной политики в реализации инновационного развития предприятия, этапы ее разработки. Задачи государственной инвестиционной политики.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

    Инновации как главная движущая сила развития современной экономики. Анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на современном этапе (в том числе в региональном аспекте), общие рекомендации и направления по его совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2010

    Сущность, принципы и формирование государственной инновационной политики. Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития. Общая характеристика ООО "Ключ – Агро", экономические и организационные условия освоения новых технологий.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Сущность, основные методы и направления государственной инновационной политики. Цели, задачи, органы управления и основные проблемы развития государственной инновационной политики России. Система финансирования инновационной деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Принципы государственной инновационной политики и направления государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Татарстан. Формы государственной поддержки, финансирование и правовая охрана результатов инновационной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.08.2010

    Формирование благоприятной конкурентной среды как фактор успешной реализации индустриально-инновационных проектов. Степень развития конкурентной среды Казахстана в 2012 г. Реформирование электроэнергетической отрасли. Размер платы за тепловую энергию.

    Для обеспечения стратегии инновационного развития региона необходимо создание развитой инфраструктуры и, самое главное, разработка основных направлений эффективной национальной инновационной стратегии, новых механизмов ее стимулирования. К последней, относятся специальные целевые фонды, государственные гранты, кредитование и финансирование на льготных условиях, амортизация и льготное стимулирование инновационных разработок, инициирование инновационных программ.

    Одним из основных направлений новой редакции Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 , является обеспечение дальнейшей индустриализации Казахстана, как государства, отвечающего критериям международного рынка.

    Реализация 1-го этапа (2003-2005 годы) создала платформу для дальнейшего технологического развития региона. Решены системные вопросы развития факторов производства, сформирована новая институциональная основа (институты развития, СПК «Онтустик», холдинги, Фонд науки и другие), начата реализация пилотных проектов и строительство обеспечивающей инфраструктуры, создана законодательная база.

    2-й этап реализации Стратегии (2006-2010 годы) должен реализовать структурные преобразования в экономике региона, стабилизировать ее.

    В этой связи, стратегическими целями инновационного развития региона являются:

    • ориентирование и поддержка научных исследований;
    • регулирование направлений научно-технического развития;
    • стратегическое планирование;
    • финансовая поддержка, размещение ресурсов;
    • образование и подготовка кадров;
    • организация передачи технологии;
    • лицензионно-патентное право;
    • мониторинг и оценка инноваций.

    Принятая Указом Президента РК Система государственного планирования в Республике Казахстан, ориентирована на результат. Указ устанавливает основные принципы и механизмы функционирования системы государственного планирования в Республике Казахстан, которая позволит выстроить сбалансированную, эффективную и целостную систему стратегических и программных документов страны.

    Таким образом, программно-целевое управление обеспечивает своевременное выявление важнейших задач научно-технического развития региона.

    На основе выявленных проблем необходимо разработать механизм управления инновационной деятельностью региона. При проведении анализа ситуации региона, усилия экспертов должны быть направлены на выявление слабых и сильных мест в двух направлениях: - внешняя среда-среда окружения, т. е. изучить шансы и факторы риска на рынке и внутренняя.

    Проявление условий внешней среды характеризуется следующими факторами как: политическое и правовое окружение; экономическое; технологическое, социально-культурное; экологическое. Анализ внешней среды предприятия показывает, каковы его шансы и факторы риска на рынке. Анализ внутренней среды выявляет сильные и слабые места и показывает, что предприятие должно делать достаточно ли у предприятия собственного капитала, оценка своих ресурсов с позиции возможности их использования для принятия решений.

    Стратегия инновационного развития Жамбылской области основана на принципах «Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года , и взаимосвязана с государственной промышленной политикой РК. В ней учитываются: природно-ресурсный, кадровый, научно-технический потенциал области, современное состояние региональной экономики и инвестиционная политика государства.

    Главной задачей дальнейшего подъема экономики региона является усиление конкурентоспособности отечественного производства, в т.ч. химической отрасли, производство потребительских товаров, горнохимической продукции и производство фосфорной продукции и в том числе фосфорных минеральных удобрений.

    Успешное развитие производства Жамбылской области, особенно той части, которая выпускает продукцию фосфорной подотрасли, во многом зависит от уровня связи и взаимодействия промышленности с другими отраслями и сферами экономики региона. Являясь производителем продукции для всех отраслей и сфер, промышленность и, в частности химическая, сама потребляет их продукцию, работы, услуги.

    В сфере производства горнохимической продукции решение данной задачи направлено на предоставление потребителю продукции фосфорной отрасли с достаточным уровнем качества. Это позволит вытеснить с внутреннего рынка региона аналогичные импортные товары из Китая, России и других стран, которые поставляют минеральные удобрения и другую продукцию, в том числе и товары потребительского спроса к использованию.

    Тем самым, учитывая опыт развитых стран, как США, стран Западной Европы, мы предлагаем на региональном уровне с участием местных органов власти, создание фондов рискового (венчурного) капитала. Также региональные венчурные фонды необходимо сформировать из средств местного бюджета, частных компаний, фирм, корпораций, общественных организаций, добровольных пожертвований, пенсионных накопительных фондов.

    Список использованной литературы

    1. Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы \ Государственные программы развития РК [Электронный ресурс] http://www.kazembassy.by/econom/transport.html.

    2. Постановление Правительства Республики Казахстан об утверждении Указа Президента РК «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» Астана, Акорда, 2009 .

    3. Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года об утверждении Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

    За годы независимости в Казахстане проведено несколько этапов модернизации экономики. Первым этапом модернизации Казахстана стало создание нового государства, когда произошел переход от плановой экономики к рыночной. Пройденный Казахстаном путь с 1991 по 1997 гг. стал первой модернизацией. За короткий период Казахстану удалось укрепить и развить политическую, экономическую системы, государственность республики, добиться признания на международной арене.

    1996-2012 гг. называют периодом Второй форсированной модернизации. Вторая модернизация началась с принятия Стратегии «Казахстан-2030» и создания новой столицы Астаны. Стратегия была обнародована в 1997 г. Этот документ огромного исторического и политического значения впервые провозгласил необходимость выработки индустриальной стратегии для Казахстана: устойчивый экономический рост за счет диверсификации производства и привлечения значительных иностранных инвестиций. Страна вырвалась из зоны экономического отставания и вошла в число 50 конкурентоспособных экономик мира.

    В 2003 г. была принята Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана. В стране был создан ряд специализированных институтов индустриально-инновационной инфраструктуры — «Национальный фонд», «Банк Развития Казахстана», «Инвестиционный фонд Казахстана», «Национальный инновационный фонд».

    Главный акцент был сделан на стимулирование предпринимательской деятельности и создание новых производств.

    В мае 2009-го Президент Н. Назарбаев объявил о начале пятилетки форсированного индустриально-инновационного развития. Вместо сырьевого развития Казахстан выбрал путь активных решений. Обрабатывающая промышленность стала более привлекательной для инвестиций. С 2010 г. в обрабатывающий сектор инвестировано более $26 млрд. Практически каждый пятый доллар прямых иностранных инвестиций приходится на обработку.

    На сегодняшний день казахстанская продукция экспортируется в 112 стран. Введено 1080 проектов на сумму 5,5 трлн тг, создано 101 тыс. постоянных рабочих мест. Повысилась эффективность использования топливно-энергетических ресурсов. За годы индустриализации энергоемкость экономики Казахстана снизилась более чем на 15%.

    Ставка на индустриальную модель позволила Казахстану пройти испытание новой волны мировой рецессии. Благодаря рывку Казахстан почти втрое увеличил ВВП (к уровню 2009 г. — с 17 до 46,9 трлн тг), промышленность выросла более чем в 2 раза (с 9,1 до 19 трлн тг), обрабатывающая промышленность выросла в 2,7 раза (с 2,9 до 8 трлн тг), количество действующих предприятий выросло со 188,8 до 236,1 тыс единиц, производство инновационной продукции увеличилось в пять раз (с 82,6 до 445,8 млрд тг).

    Третья модернизация стартовала в 2015 г. Именно тогда Нурсултан Назарбаев предложил «Пять институциональных реформ». В Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Глава государства подчеркнул, что эта модернизация — не план борьбы с текущими глобальными вызовами, а надежный мост в будущее, навстречу целям «Стратегии-2050». Она будет проводиться на базе Плана нации «100 конкретных шагов» и призвана обеспечить темпы роста экономики выше среднемировых и устойчивое продвижение в число 30 передовых стран.

    Индустриализация сегодня: динамика и перспективы

    В 2015 г. началась реализация ГПИИР до 2019 г. Программа является логическим продолжением первой пятилетки индустриализации и частью экономической политики страны. Основной целью программы является стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, повышение производительности труда и увеличение объемов экспорта обработанных товаров.

    В ГПИИР предусмотрено четыре целевых индикатора в обрабатывающей промышленности до 2019 г.: рост стоимостного объема экспорта продукции обрабатывающей промышленности, реальный рост производительности труда, увеличение объема инвестиций в основной капитал и снижение ее энергоемкости.

    2017 стал годом большого институционального рывка. Появились новые государственные программы, меры поддержки, точечная инвестиционная политика и технологическое перевооружение промышленности, которые призваны помочь стране эффективно пройти путь третьей модернизации. Ставка сделана на человеческий ресурс: массовое предпринимательство и эффективная занятость — это сотни тысяч новых рабочих мест и конкурентоспособная нация.

    Вторая пятилетка индустриализации близится к своему завершению, но уже сегодня Министерство по инвестициям и развитию утверждает, что реализуемая Программа полностью соответствует поставленным целям, благоприятно влияя на устойчивость и положительную динамику роста обрабатывающего сектора.

    Подводя итоги реализации ГПИИР за 11 месяцев 2018 г., необходимо выделить основные направления ее реализации:

    ● привлечение инвестиций;

    ● продвижение экспорта;

    ● стимулирование производительности труда.

    Привлечение инвестиций — важный аспект развития

    Как отмечают в Министерстве по инвестициям и развитию, в целях привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику проводятся различные мероприятий инвестиционного характера: бизнес-форумы, инвестиционные конференции, встречи с деловыми кругами.

    В рамках официальных визитов Главы государства в зарубежные страны были организованы и проведены деловые встречи Главы государства с бизнес-кругами иностранных сторон. В рамках визитов подписано 114 двусторонних коммерческих документов на общую сумму порядка $22 млрд.

    По итогам 11 месяцев 2018 г. Министерством по инвестициям и развитию РК проведены 11 бизнес-форумов в стране и 2 бизнес-форума за рубежом с участием представителей Правительства, бизнес-кругов, национальных и транснациональных компаний.

    В целях презентации инвестиционных возможностей, выработки мер по улучшению инвестиционного климата и повышения конкурентоспособности национальной экономики 3 июля т. г. в Астане состоялся международный инвестиционный форум с участием более 600 руководителей крупнейших мировых компаний. Значительную часть участников представляли компании из приоритетных для Казахстана стран: из США — 43 компании, Великобритании — 60, Германии — 37, Франции — 28, Турции — 60, ОАЭ — 74, Китая — 49, России — 30. На полях форума были проведены двусторонние встречи с иностранными инвесторами, подписано 32 соглашения на общую сумму $4,8 млрд.

    Конкурентоспособный экспорт — показатель развития экономики

    Также одним из ключевых направлений является содействие продвижению экспорта. Специально созданная экспортная компания ЭСК «KazakhExport» оказывает меры государственной поддержки (страхование и перестрахование рисков) исключительно производителям-экспортерам обрабатывающего сектора.

    За 10 месяцев 2018 г. АО «KazakhExport» была оказана поддержка 40 отечественным экспортерам, были поддержаны 237 экспортных контрактов, экспортное торговое финансирование на 6,97 млрд тг, предэкспортное финансирование на 4,6 млрд тг, общий объем принятых обязательств составил 44,6 млрд тг.

    В текущем году в рамках сервисной (нефинансовой) поддержки экспортеров Внешнеторговой палатой Казахстана по состоянию на 4 декабря 2018 г. проведено и организовано 15 торговых миссий в 11 странах, 4 национальных стенда в 4 странах, 7 рекламно-презентационных мероприятий в 4 странах, участие в 27 профильных выставках в 12 странах. По итогам заключено 68 договоров на общую сумму $457 млн.

    Стимулирование производительности труда

    Вместе с тем, оказывается господдержка, направленная на повышение производительности труда субъектов индустриально-инновационной деятельности. Так, на сегодняшний день возмещены затраты 42 предприятиям на сумму 482,1 млн тг, в том числе:

      по инструменту «Повышение компетенции предприятия» — 8 предприятий на общую сумму 82,6 млн тенг;

      по инструменту «Совершенствование технологических процессов» — 26 предприятий на 210,2 млн тг;

      по инструменту «Повышение эффективности организации производства» — 8 предприятий на 189,3 млн тг.

    В рамках реализации ГПИИР оказываются системные меры поддержки предприятий, осуществляется запуск новых производств, модернизация и расширение существующих предприятий.

    На сегодняшний день на восьми проектах проведена модернизация и расширение действующих производств. Также стоит отметить, что в рамках Карты индустриализации введенными проектами (100 проектов) в 2018 г. создано более 300 тыс. постоянных рабочих мест.

    Обрабатывающая промышленность — драйвер индустриализации

    За годы индустриализации увеличилась доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП — на 0,8 п. п. (с 10,9% в 2009 г. до 11,7% в январе-сентябре 2018 г.); в промышленности — на 2,1 п. п. (с 35,6% в 2009 г. до 37,7% в январе-октябре 2018 г.); в инвестициях в основной капитал — на 11,1 п. п. (с 8,2% до 19,3%, соответственно); в общем объеме экспорта снижение — на 1,7 п. п. (с 27,8% в 2009 г. до 26,1% в январе-августе 2018 г.).

    В январе-октябре 2018 г. наибольший удельный вес в структуре обрабатывающей промышленности приходится на следующие отрасли: металлургия (45,3%), машиностроение (9,9%), продукты питания (14,9%), нефтепереработка (8,3%).

    За указанный период наибольшую долю инвестиций в основной капитал по отраслям обрабатывающей промышленности занимают производство кокса и продуктов нефтепереработки (49%), металлургия (19,4%), продукты питания (8,8%), строительные материалы (7,7%).

    В январе-августе 2018 г. в структуре экспорта обрабатывающей промышленности больше половины доли занимает металлургия (57,6%), нефтепереработка (14,8%), продукты питания (6,9%), строительные материалы (1,3%).

    В январе-октябре 2018 года в обрабатывающем секторе произведено продукции на 8,5 трлн тг. Увеличение произошло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,4%. В ряде секторов обрабатывающей промышленности отмечается рост: металлургия — на 4,6%, машиностроение — на 14,2%, химия — на 8,5%, нефтепереработка — на 9,2%, производство продуктов питания — на 2,8%.

    Экспорт продукции обрабатывающей промышленности по итогам 9 месяцев 2018 года составил $11 476. 9 тыс., что на 3,4% больше показателя аналогичного периода предыдущего 2017 года, показатель которого составлял $11 096 тыс. В частности, увеличился экспорт металлов (медь, алюминий, металлопрокат, полуфабрикаты) и нефтепродуктов (нефтяных газов, нефтяного кокса и т. д.). Из пищевой продукции увеличился экспорт масла подсолнечного, безалкогольных напитков, рыбной продукции, макаронные изделия и др.

    Из химической отрасли увеличился экспорт, удобрений, полипропилена, в два раза увеличился экспорт пестицидов и фосфинатов. Из машиностроительной отрасли увеличился экспорт: подшипники, аккумуляторы, трансформаторы, кабельнопроводниковая продукция, пульты, панели, консоли и др.

    Производительность труда обрабатывающей промышленности за I полугодие 2018 года составила $15,5 тыс./человек.

    Объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности в январе-октябре 2018 г. составил 1005 млрд тг, увеличившись на 32,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост обеспечен за счет производства кокса и продуктов нефтепереработки — в 1,5 раза, металлургической промышленности — в 1,5 раза, продуктов питания — на 33,7%.

    Ускоренная цифровизация промышленности

    Индустриальная политика, как ядро общеэкономической политики государства, должна быть связана, в первую очередь, с проведением инновационной перестройки промышленного производства.

    В 2017 г. проведена работа по разработке мер по технологическому перевооружению промышленности, включающего элементы четвертой промышленности революции.

    Разработаны меры, которые направлены на создание необходимой экосистемы для поддержки наших предприятий, планирующих цифровизацию и стимулирование более активного внедрения цифровых технологий. Данные меры вошли в государственную программу «Цифровой Казахстан».

    Одним из основных проектов является создание модельных цифровых фабрик на базе действующих предприятий. В связи с этим отобрано семь предприятий и продолжена работа с институтом имени Фраунгофера для проведения технологической диагностики и разработки планов цифровизации.

    1. АО «Кентауский трансформаторный завод» (машиностроение)

    2. АО «Евразиан фудс» (пищевая промышленность)

    3. АО «Химфарм» (фармацевтическая промышленность)

    4. АО «АК Алтыналмас» (металлургия)

    5. ТОО «Карлскрона» (машиностроение)

    6. ТОО «Алматинский Вентиляторный Завод» (машиностроение)

    7. ТОО «Бал Текстиль» (легкая промышленность).

    В настоящее время завершена работа по технологической диагностике, отобранных предприятий и разработке дорожных карт по внедрению на них цифровых технологий.

    Немаловажным эффектом от внедрения цифровых технологий является повышение промышленной безопасности, особенно на опасных производствах. В этой связи разработан проект Правил обеспечения промышленной безопасности для опасных производственных объектов, ведущих горные и геологоразведочные работы, с учетом применения цифровых технологий для повышения безопасности на производстве. В декабре текущего года данные Правила будут утверждены МИР РК.

    Для инновационного взаимодействия в добывающем секторе реализуется проект «Добыча 4.0» (тестирование и трансферт отечественных решений на производственном объекте).

    На сегодня для стимулирования бизнеса к внедрению передовых цифровых технологий в рамках программы «Производительность-2020» внесены соответствующие изменения в Правила предоставления государственной поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности, направленной на повышение производительности труда. Основным нововведением является акцент на возмещение расходов по внедрению технологий Индустрии 4.0.

    Параллельно ведется работа по реализации проектов по цифровизации системообразующих предприятий. Всего до 2025 года запланировано к реализации 14 проектов на сумму 140,2 млрд тг. Экономический эффект от их реализации ожидается на уровне 239,8 млрд тг (ВДС) до 2025 года. Из них в прошлом году реализовано 3 проекта (2 проекта ERG, 1 проект «КазЦинк»).

    На местах разрабатываются планы цифровизации регионов с различными сроками реализации в период до 2025 года. Из предоставленной информации предполагается реализация 143 проектов цифровизации (86 предприятий), из которых 72 проекта (49 предприятий) должны быть реализованы в 2018 году.

    С целью повышения конкурентоспособности, крупные, экспортоориентированные отечественные предприятия приступили к внедрению технологий четвертой промышленной революции на своих производствах. Так, например:

      ТОО «Maker» (Карагандинская область) модернизировало производство современным роботизированным оборудованием и комплексным программным обеспечением. Экономический эффект — 8,9 млрд тг в 2018 г. и 11,2 млрд тг в следующем году.

      ТОО «Проммашкомплект» (Павлодарская область) применяет роботизированные манипуляторы, осуществляющие установку деталей на разные станки и отправку готовых деталей на склад. Экономический эффект — увеличение номенклатуры выпускаемой продукции в 2,35 раза, увеличение объема экспортной продукции в 9,68 раз.

    В целом, нужно отметить, что предпринимаемые меры по стимулированию перехода промышленности к «Индустрии 4.0» будут способствовать увеличению доли крупных и средних предприятий, внедривших цифровые технологии, до 11% в 2022 г. К росту производительности труда, в том числе за счет цифровых технологий на 39,8% (к 2016 г.) и составит около 30 млн тг в горнодобывающем секторе и на 48,9% (13,9 млн тг) в обрабатывающей промышленности.

    Новая программа индустриализации: от модернизации к экономике простых вещей

    4 декабря т. г. на очередном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра был рассмотрен и одобрен проект Концепции Госпрограммы индустриально-инновационного развития на 2020-2025 гг., разработанной в соответствии с поручениями Главы государства, данными в рамках Послания народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».

    Концепция предусматривает такие направления, как развитие «экономики простых вещей», насыщение внутреннего рынка отечественными товарами, поддержка экспортеров в обрабатывающей промышленности и реализация крупных, прорывных проектов через привлечение частных инвестиций, включая иностранные. При этом обеспечена преемственность со «Стратегическим планом развития-2025», учтены ключевые инициативы и принципы.

    Согласно информации МИР РК, основные положения и подходы к Концепции разрабатывались в тесном взаимодействии с НПП «Атамекен» и отраслевыми ассоциациями. Так, в октябре 2018 г. проект Концепции был рассмотрен и в целом одобрен на заседании Экспертного совета по экономике. Основные подходы по Концепции были также презентованы депутатам Мажилиса Парламента РК.

    В МИР РК заверили, что в целом индустриальная политика сохранит преемственность и будет сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности. Будет максимально использоваться существующий инфраструктурный и институциональный каркас.

    В основу подходов к Концепции Третьей программы индустриализации заложены ключевые вызовы для дальнейшего качественного роста и устойчивой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности: недостаточный приток инвестиций в основной капитал, несформированная критическая масса предприятий, низкая «сложность» выпускаемой продукции.

    Цель индустриально-инновационной политики — это стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности на внутреннем и внешнем рынках. Достижение данной цели будет обеспечено за счет решения трех задач:

      Углубление индустриализации. Задача направлена на повышение эффективности предприятий, обеспечение внутреннего рынка отечественными товарами, рациональное размещение предприятий в точках роста и создание пула конкурентоспособных предприятий-производителей.

      Расширение объемов производства, номенклатуры и сложности обработанных товаров, пользующихся спросом на внешних рынках. Это задача по экспортерам.

      Увеличение промышленных мощностей. Данная задача будет решаться через стимулирование освоения новых производств, создание капиталоемких производств, в т. ч. с участием транснациональных компаний и иностранных инвесторов, и предоставление необходимого сырья предприятиям обрабатывающей промышленности.

    Для успешного достижения поставленной цели и задач МИР РК предлагает 5 направлений индустриально-инновационного развития.

    1. Проведение проактивной торговой политики, направленной на снятие барьеров во внешней торговле в рамках ЕАЭС, доступе на рынок Китая, Центральной и Южной Азии, а также рациональную защиту внутреннего рынка.

    2. Опережающее создание специализированных факторов производства в точках роста. Усилия будут направлены на развитие качественной промышленной, цифровой и сертификационной инфраструктуры, человеческого капитала, центров компетенций.

    3. Создание новых капиталоемких и наукоемких производств, используя возможности государства по распределению сырьевых ресурсов и предоставлению привлекательных условий для инвесторов.

    4. Прямая поддержка эффективных предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Эффективность будет измеряться способностью к устойчивой конкуренции на внутреннем и внешних рынках.

    5. Повышение эффективности системы поддержки индустриально-инновационной деятельности путем более точной настройки процессов координации, финансирования и мониторинга политики индустриализации.

    Третья программа индустриализации будет отличаться от двух предыдущих пятилеток. Во-первых, будет осуществлен переход от отраслевых приоритетов в пользу поддержки эффективных производителей во всех отраслях обрабатывающей промышленности. Во-вторых, усилия будут сосредоточены на освоении новой, расширении и «усложнении» существующей номенклатуры производимой продукции, в т. ч. товаров народного потребления. В-третьих, прямая поддержка будет предоставляться в обмен на встречные обязательства бизнеса по достижению конкретных показателей (модернизация, рост экспорта и др.). В-четвертых, в рамках подготовки промышленности к «цифровой эпохе» будет создана необходимая инфраструктура и стандарты.

    Будет также продолжена поддержка предприятий на основе модели сбалансированного развития. Предприятия получат комплексную поддержку на всех этапах своего развития — от начинающего до успешного. В дальнейшем внимание будет уделено трем группам предприятий.

    Первая группа «Крепкий тыл» — это предприятия обрабатывающей промышленности, за счет которых будут увеличены объемы и ассортимент отечественной продукции, включая товары народного потребления, а также создан пул будущих экспортеров.

    Вторая группа «Конкурентоспособные производители». Это — действующие экспортеры, их задачи: расширение номенклатуры и увеличение сложности экспортной корзины.

    Третья группа «Центры тяжести» — крупные, капиталоемкие проекты, в т. ч. в базовых отраслях, а также с участием ТНК и иностранных инвесторов. За счет них будет обеспечено освоение производства новых видов промышленных полуфабрикатов и предоставление необходимого сырья.

    По итогам Третьей программы индустриализации планируется достижение основных индикаторов в обрабатывающей промышленности. Среди них реальный рост инвестиции в основной капитал в 2 раза, реальный рост производительности труда в 1,7 раза, рост экспорта обработанных товаров в 2,3 раза, повышение Индекса экономической сложности до 55 места, увеличение количества действующих предприятий на 1000 человек, экономически активного населения в 2,3 раза.

    В Министерстве по инвестициям и развитию считают, что озвученные подходы к Концепции Третьей программы индустриализации позволят усилить работу по дальнейшему увеличению добавленной стоимости в экономике, «усложнению» выпускаемой корзины товаров и расширению присутствия на внешних рынках.

    Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный

    Стратегия индустриально-инновационного развития

    В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

    Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.

    Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.

    Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:
    обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;
    повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;
    создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;
    стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;
    диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;
    развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

    Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

    На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

    В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

    Национальный фонд Республики Казахстан
    Национальный фонд создан Указом Президента РК от 23 августа 2000 года в целях обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений (сберегательная функция), снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов (стабилизационная функция).

    Фонд представляет собой совокупность финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан.

    Расходы Фонда предусматривают исполнение стабилизационной функции – в виде поступлений из Фонда в республиканский и местные бюджеты. Это компенсирует потери, которые определяются как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора. По данным Национального Банка на май 2006г, активы Национального Фонда составляют 8, 631 млрд. долларов США.

    Акционерное общество «Банк Развития Казахстана»
    АО «Банк Развития Казахстана» был создан 25 апреля 2001 года на основании Указа Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2000 года «О Банке Развития Казахстана».

    Основной целью Банка Развития является совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств, содействие в привлечении внутренних и внешних инвестиций в экономику республики.

    Актуальность создания Банка развития Казахстана в настоящее время продиктована необходимостью обеспечения устойчивого развития национальной экономики, в особенности ее реального сектора.

    На 1 апреля 2005 года Банком развития РК одобрено к финансированию 27 инвестиционных проектов на сумму 780,3 млн. долларов США, доля Банка составила 349 млн. долларов США, в том числе в 2005 году одобрен к финансированию 1 проект на сумму 4 млн. долл. США с долей Банка 4 млн. долл. США.

    Акционерное общество «Инвестиционный фонд Казахстана»
    Инвестиционный фонд Казахстана (далее ИФК) создан на основе Постановления Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 года.

    Основной целью деятельности Инвестиционного фонда является содействие в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы посредством осуществления инвестиций, а также привлечения инвестиций в проекты перспективных предприятий.

    Необходимость создания ИФК обусловлена неразвитостью фондового рынка, достаточно низкой капитализацией отечественных компаний, а также отсутствием на отечественном рынке адекватных рыночных механизмов, способствующих перетоку инвестиций в обрабатывающую промышленность.

    Инвестиционный фонд принимает участие в финансировании инвестиционных проектов предприятий, которые направлены на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, а также создание новых производств по выпуску товаров и услуг. На 1 апреля 2005 года Инвестиционным фондом одобрено 18 проектов на сумму 935,4 млн. долл. США, доля фонда – 80,3 млн. долл. США.

    Акционерное общество «Национальный инновационный фонд»
    Национальный инновационный фонд (далее НИФ) создан согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 года.

    Основной целью деятельности Инновационного фонда является повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств.

    В целом Инновационный фонд стимулирует венчурную функцию рыночной экономики, которая в полной мере присутствует даже не во всех развитых странах. Эта функция наиболее важна для создания и развития высокотехнологичных отраслей, таких, как информационный сектор, электроника, биотехнология и другие.

    Существование Инновационного фонда должно решить системную проблему отсутствия эффективных рыночных механизмов внедрения инноваций, которая присуща всем странам постсоветского пространства.

    С учетом неразвитости венчурных институтов в стране на сегодняшний день разрабатывается адекватная законодательная база для стимулирования и регулирования венчурной деятельности. Вместе с тем, на 1 апреля 2005 года Инновационным фондом одобрен 51 проект на общую сумму 130,4 млн.долл., доля фонда – 100,9 млн. долл. США, в том числе в 2005 году одобрено к финансированию 30 проектов на сумму 11,9 долл. США, доля фонда 8,1 млн. долл. США.

    По данным на 1 апреля 2005 года совокупный уставной капитал институтов развития составил более 111 млрд. тенге (847 млн. долларов США), В целом, одобрено к финансированию в 2005 году 29 проектов на сумму 525,2 млн. долл. США с долей институтов развития 21,5 млн. долл. США

    В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.

    На первом этапе, в 2003-2005 годы, будут внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также будут созданы институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.

    Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

    На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации Программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.

    Общая стоимость Программы на 2005 - 2015 годы составит 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета - 2112 млн. тенге и планируется привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60410,83 млн. тенге.

    Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.

    Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.

    Реализация Стратегии позволит:
    увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;
    повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;
    замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).

    Вместе с тем, без реализации Стратегии доля добавленной стоимости горнодобывающих отраслей в промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 55-56%, в том числе в добыче нефти – 50-51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие производства составят только 46-47%. При этом доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1-1,4% в 2015 году. Качественные изменения произойдут в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27-28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%. При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции составит 9-11% против 0,6% в 2000 году.

    Таким образом, успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики страны, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.

    В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

    Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.

    Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.

    Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:

    Обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;

    Повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

    Создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

    Стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;

    Диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;

    Развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

    Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

    На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

    В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

    В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.

    На первом этапе, в 2003-2005 годы, будут внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также будут созданы институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.

    Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

    На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации Программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.

    Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.

    Реализация Стратегии позволит:

    Увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;

    Повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;

    Замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).

    Таким образом, успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики страны, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.

    Новый этап развития Казахстана ориентирован на ускоренное продвижение государства в сообщество 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В связи с этим, политика в области образования направлена на формирование национальной модели образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и обеспечивающей подготовку специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда.

    Документом, определяющим долгосрочные приоритеты в области образования, является «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года», разработанный в целях реализации долгосрочной стратегии «Казахстан-2030». На основе этого документа были составлены две государственные среднесрочные программы развития образования, первая из которых была утверждена в 2000 году (на период 2000-2005 гг.), вторая – в 2004 году (на период 2005-2010 гг.). Государственная программа развития образования в РК до 2010 года была разработана на базе Концепции развития системы образования РК до 2015 года, одобренной правительством в феврале 2004 года.

    В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы приоритеты образовательной политики были нацелены на поиски оптимальных путей адаптации системы высшего образования к условиям рыночной экономики. Программа будет реализовываться в два этапа: первый этап – 2005-2007 годы, второй этап – 2008-2010 годы

    Развитие образования, науки и культуры в современном Казахстане Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:
    – формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;
    социальная адаптация школьников к жизни в обществе;
    – воспитание гражданственности и любви к Родине;
    – обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.

    В Конституции Республики Казахстан (статья 30) записано:

    "Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам".

    Несмотря на общее снижение научных работ в Казахстане после 1991 года, за последние 10 лет казахстанской наукой достигнуты результаты, некоторые из которых имеют мировой уровень.По результатам исследований получено 877 патентов, разработано 136 образцов техники, созданы и испытаны 193 сорта сельскохозяйственных культур, выведено и апробировано 14 новых типов, линий и пород сельскохозяйственных животных. Подготовлена проектно-конструкторская и техническая документация для 36 наукоёмких производств.В 2003 году в Республике Казахстан научные исследования и разработки выполняли 267 организаций. Среди специалистов-исследователей 942 работника имеют учёную степень доктора, 2688 - кандидата наук.

    Современные культурные процессы в Казахстане многолики и разнообразны. Под ними понимается широкий спектр изменений, инноваций, коренных преобразований, охватывающих различные отрасли и сферы образования, науки и культуры, включая все развивающиеся в настоящее время виды и жанры искусства. По причине комплекса исторических обстоятельств Казахстан является государством с полиэтническим обществом. Поэтому культурный процесс здесь вбирает в себя явления, связанные с взаимодействием и взаимовлиянием национальных культур. При этом следует отметить, что как ни в какой другой сфере социального развития в Казахстане, в области культуры национальное выступает в наиболее индивидуальном, можно сказать "чистом" виде, впитывая все лучшее из инонационального. В то же время, культурные процессы в казахстанском обществе не ограничиваются национальными культурами географических масштабов страны.

    177)Реформы в системе образования Республики Казахстан.

    Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев внес предложение о проведении глубоких реформ в системе образования в рамках национальной кампании по вхождению в число пятидесяти самых конкурентоспособных стран в мире. Наряду с этим предложением, президент дал поручение диверсифицировать основанную на нефти экономику этого среднеазиатского государства, а также использовать некоторую часть государственных нефтедолларов на оказание помощи социально уязвимым слоям населения.

    «Почти все преуспевающие современные государства, которые активно интегрировали в международную экономическую систему, сделали ставку на «умную экономику». А для ее создания нам, прежде всего, следует развивать свой собственный человеческий капитал», - заявил Назарбаев на заседании парламента 28 февраля в Послании народу Казахстана.

    В частности, Назарбаев указал на потребность в современных методиках образования - включая интерактивное обучение и образовательное телевидение – для обеспечения Казахстана кадровыми ресурсами, способными развивать «основанную на инновациях» экономику.

    Он обратился к правительству с поручением открыть 100 новых школ и запросом на разработку системы аттестации преподавания и обучения, а также метода аккредитации образовательных учреждений в соответствии с международными стандартами.

    В начале сентября прошлого года правительство одобрило госпрограмму образования на 2011-2020 годы. Планируется, что 14% вузов в Казахстане пройдут международную специализированную аккредитацию, все вузы внедрят европейскую систему перевода кредитов, а 20% вузов будут осуществлять двухдипломное образование совместно с зарубежными вузами. Государственная образовательная накопительная система позволит гражданам Казахстана осуществлять накопления средств на обучение своих детей с выделением премий от государства. Механизм уже отработан, ведутся расчеты.
    В ближайшие три года планируется построить 90 детсадов. До 2015 года будет открыто 615 мини-центров и 163 частных детсада, возвращено 118 ранее приватизированных детсадов, 154 за счет высвобождения зданий коммунальной собственности. А дошкольным воспитанием предусмотрено охватить 100% детей. С целью перехода на 12-летнее образование будет построено 522 общеобразовательные школы, на что из бюджета выделят 167,4 млрд тенге. Программу реализуют в два этапа: первый - 2011-2015 годы, второй - 2016-2020 годы.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-04-15

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...