Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Смотреть что такое "ГКО" в других словарях


ГКО - это облигация с нулевым купоном, которая выпускается в безналичной форме на периоды 3, 6 и 12 месяцев. Эмитент - Министерство финансов РФ. Агентом по обслуживанию выпусков облигаций выступает ЦБ РФ. Номинал бумаги составляет 1 млн. руб. В качестве расчетной базы по ГКО год считается равным 365 дням. Первичное размещение и вторичный рынок облигаций представлены на ММВБ. К ММВБ подключены также ряд региональных бирж, которые образуют единую торговую систему. Размещение ГКО происходит в виде первичных аукционов. В момент написания данной книги они проводятся по средам. Не позднее чем за 7 дней до даты аукциона ЦБ РФ объявляет условия очередного выпуска ГКО. В сообщении указывается объем выпуска, номинальная стоимость облигаций, срок обращения, объем неконкурентных заявок для непервичных дилеров, дата выпуска и дата погашения.

Лица, желающие участвовать в аукционе, передают свои заявки дилерам с указанием цены, по которой они хотели бы приобрести облигации. Такие заявки называются конкурентными. Существуют не-конкурентные заявки. Они представляют собой согласие инвестора приобрести ГКО по средневзвешенной цене аукциона. Минфин РФ рассматривает конкурентные заявки и устанавливает некоторую минимальную цену продажи облигаций инвесторам. Данная цена именуется ценой отсечения. Все конкурентные заявки, в которых была названа данная или более высокая цена, удовлетворяются. Заявки по более низким ценам остаются неисполненными. Средневзвешенная цена аукциона определяется на основе цен и объемов удовлетворенных заявок. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если на аукционе размещено не менее 20% от общего количества заявленных облигаций.

Операции с ГКО можно осуществлять только через банки и финансовые компании, уполномоченные ЦБ РФ. Они подразделяются на две категории - первичные и вторичные дилеры. Первичные дилеры обязаны приобретать ГКО на аукционе в объеме не менее 1% от номинальной суммы выпуска, в том числе по неконкурентным заявкам не менее полпроцента от номинального объема выпуска. Они имеют право котировать облигации, т. е. держать в торговой системе свои котировки облигаций на покупку и продажу. Вторичные дилеры не имеют обязательств по объему заявок, но также не могут котировать облигации на вторичном рынке.

Облигации предназначены для юридических и физических лиц, резидентов и нерезидентов.

В прессе информация по ГКО дается по конкретным выпускам. Каждому выпуску присваивается свой код, например. 21006RMFS. Первые две цифры (21) обозначают трехмесячное ГКО. Следующие три цифры (006) говорят о порядковом номере выпуска. Буквы RMF представляют собой аббревиатуру слов Russian Ministry of Finance (Министерство финансов России). Буква S (State) указывает на то, что бумага является государственной. В случае шестимесячной ГКО первые две цифры кода составляют 22, например, 22006 RMFS. Для годичной ГКО - 23, например, 23006 RMFS.

Государственные краткосрочные облигации (обязательства) широко используются многими странами для финансирования краткосрочных потребностей государства и занимают важное место на денежном рынке. Эти облигации широко используются как коммерческими банками в качестве инструмента урегулирования их потребностей в ликвидных средствах, так и различными финансовыми и нефинансовыми фирмами для формирования портфеля ценных бумаг.

Государственные краткосрочные облигации являются дисконтными инструментами, т. е. доход инвестора образуется за счет разницы между ценой погашения облигации (номиналом) и покупной ценой, которая ниже номинала. Например, инвестор покупает облигацию со сроком действия один год по цене 950 долл., а получает при погашении 1 000 долл. Сумма 50 долл. будет являться доходом на инвестицию. Поскольку деньги предоставляются в долг, то этот доход часто называют процентным доходом или простопроцентами . Только следует помнить, что в данном случае проценты (процентный доход) – это абсолютная величина, выраженная в денежных единицах.

Государственные краткосрочные облигации – наиболее надежные инструменты рынка ценных бумаг. Они имеют обширный вторичный рынок и являются высоколиквидными ценными бумагами.

Российский опыт выпуска государственных краткосрочных облигаций пока еще не очень продолжителен. 8 февраля 1993 г. вышло Постановление Правительства РФ № 107 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» (ГКО). Согласно постановлению, на весь выпуск оформляется глобальный сертификат. На руки владельцам облигации не выдаются, а учет владельцев облигаций осуществляется на основании записей по счетам «депо» в учреждениях Центробанка или уполномоченных Банком России организациях. 18 мая 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) прошел первый аукцион по продаже ГКО. С 1993 по 2004 гг. было осуществлено более 170 выпусков ГКО.

Постановлением Правительства РФ № 790 от 16 октября 2000 г. условия функционирования рынка ГКО были несколько изменены по сравнению с первоначальными требованиями. Эмитентом ГКО от имени РФ наступает Минфин. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступает Центробанк, но решение о выпуске принимается теперь без согласования с Центробанком (в отличие от первоначальных условий). Кроме того, если в постановлении от 1993 г. отмечалось, что Центробанк гарантирует своевременность погашения ГКО, то в новом постановлении это условие отсутствует. Срок обращения ГКО не может превышать одного года. Облигации могут приобретаться российскими и иностранными физическими и юридическими лицами.

Если в постановлении от 1993 г. отмечалось, что сведения об очередном выпуске ГКО должны быть объявлены не позднее чем за 7 дней до начала размещения и что выпуск признается состоявшимся при размещении не менее 20 % от номинального объема, то в постановлении 2000 г. эти условия не оговариваются.

3.4. Государственные долгосрочные облигации

В зависимости от срока действия долговых инструментов, как отмечалось выше, они подразделяются на краткосрочные (сроком действия до 1 года) и бумаги сроком действия более 1 года(среднесрочные идолгосрочные) . Граница между среднесрочными и долгосрочными ценными бумагами весьма условна, поэтому в дальнейшем они рассматриваются как долгосрочные.

Государственные и муниципальные долгосрочные облигации отличаются от краткосрочных облигаций, выпускаемых соответствующими органами, только сроками действия. Выплата процентов и получение таких облигаций осуществляются за счет собранных налогов. Исключение составляют некоторые муниципальные облигации, которые оплачиваются за счет доходов от объектов, сооруженных за счет займов (например, электростанций). Срок действия государственных облигаций варьируется очень широко – от 1 года до 30 лет. Выплата процентов осуществляется обычно один раз в 6 месяцев.

В соответствии с названным выше Федеральным законом «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» на территории Российской Федерации в настоящее время выпущены и обращаются следующие виды государственных долгосрочных и среднесрочных облигаций:

облигации государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г.;

облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа;

облигации федерального займа;облигации государственного сберегательного займа.

Условия выпуска облигаций государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г. были утверждены Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991 г. № 1697-1. Заем выпущен сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. и разделен на 16 отдельных разрядов по 5 млрд руб., общая сумма займа – 80 млрд руб.

Облигации номинальной стоимостью 10 тыс. руб. снабжены купонами и предназначены для реализации только среди юридических лиц. Процентная ставка установлена в размере 15 % годовых. Доход выплачивается один раз в год 1 июля путем погашения соответствующего купона. Погашение облигаций должно начаться с 1 июля 2006 г. путем проведения ежегодных тиражей вплоть до 2021 г. Так как процентная ставка по облигациям составляет 15 % годовых, то длительное время рыночная цена облигаций была значительно ниже номинала. А общая суммарная стоимость этих облигаций составляет около 0,2 % государственных ценных бумаг России и не оказывает какого-либо влияния на состояние российского рынка ценных бумаг.

Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) были выпущены с целью урегулирования внутреннего валютного долга по обязательствам бывшего СССР перед российскими предприятиями, организациями и учреждениями по их валютным счетам по состоянию на 1 января 1992 г. Иными словами, владельцам валютных счетов во Внешэкономбанке были выданы облигации внутреннего государственного валютного займа.

Выпуск займа осуществлялся в соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 1992 г. № 1565, а также Постановлением Правительства РФ от 15 марта

1993 г. № 222.

По условиям выпуска общая сумма займа составляла 7 млрд 885 тыс. долл. США. При этом было выпущено 100 тыс. облигаций номиналом 1 000 долл., 41 500 облигаций номиналом 10 тыс. долл. и 73 700 облигаций номиналом 100 тыс. долл. Дата выпуска займа 14 мая 1993 г. По облигациям начисляется 3 % годовых, начиная с даты выпуска. Проценты выплачиваются один раз в год 14 мая путем погашения соответствующего купона. Все облигации были разбиты на пять серий (траншей) и отличаются сроками погашения. Облигации серии I имели срок погашения через 1 год от даты выпуски, т. е. 14 мая 1994 г.; серии II – через 3 года, 14 мая 1996 г.; серии III – через 6 лет, 14 мая 1999 г.; серии IV – через 10 лет, 14 мая 2003 г.; серии V – через 15 лет, 14 мая 2008 г.

В 1996 г. для урегулирования валютной задолженности Российской Федерации перед предприятиями в так называемых «мягких» (клиринговых, замкнутых и специальных) валютах был произведен дополнительный выпуск облигаций II, III, IV и V серии на сумму около 1,5 млрд долл. Кроме того, были выпущены VI и VII серии облигаций со сроками погашения соответственно 14 мая 2006 г. и 14 мая 2011 г. на сумму 3,5 млрд долл. В 1999 г. Минфин отказался погашать облигации III серии. Часть их была обменена на облигации федерального займа, а часть – на восьмилетние облигации ОВВЗ VIII серии со сроком погашения 14 ноября 2007 г.

Облигации внутреннего валютного займа имеют довольно активный вторичный рынок. Однако поскольку они имеют низкую купонную ставку, то их рыночная цена значительно ниже номинала, причем цена тем ниже, чем больше срок погашения облигации.

Облигации федерального займа выпускаются, начиная с 14 июня 1995 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 458 от 15 мая 1995 г. «О генеральных условиях выпуска и обращения федеральных займов». Было выпущено несколько разновидностей этих облигаций. Первоначально были выпущены облигации с переменным купонным доходом – ОФЗ-ПК. Облигации именные, бездокументарные предназначены для юридических и физических лиц, резидентов и нерезидентов РФ. Номинал облигации 1 млн руб. Срок действия облигаций составляет от 1 до 5 лет. Облигации снабжены купонами. Размер купонного дохода является переменной величиной. Он определяется как средневзвешенная доходность к погашению на вторичных торгах Московской межбанковской валютной биржи тех выпусков государственных краткосрочных облигаций, погашение которых будет осуществляться в месячный срок до даты выплаты очередного купона. Размер процентного дохода по первому купону объявляется вместе с оглашением о выпуске не позднее чем за 7 дней до начала размещения, а размер процента по следующим купонам – за неделю до выплаты дохода по предшествующему купону.

С февраля 1997 г. начался выпуск облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Эти облигации выпускаются на срок от 1 года до 5 лет или на срок от 5 до 30 лет. Облигации номиналом 1 000 руб. являются именными, бездокументарными. Размер купонного дохода устанавлива-

ется при выпуске. Например, для выпуска 25 014 (погашение 15 марта 2002 г.) размер купона был установлен в размере 10 %, для выпуска 25 024 (погашение 15 августа 2001 г.) – в размере 20 % годовых. А облигации выпуска 26 001 (погашение 15 марта 2003 г.), 26 002 (погашение 15 марта 2004 г.) и 26 003 (погашение 15 марта 2005 г.) были выпущены с купонами в размере 10 % годовых.

В условиях финансового кризиса осенью 1998 г. началась программа реструктуризации государственного долга. ГКО и ОФЗ, выпущенные до 17 августа 1998 г. со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., подлежали обмену на новые бумаги – облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД).

Срок действия этих облигаций устанавливается при их выпуске. Величина купонного дохода фиксируется при выпуске на весь период действия облигации, но изменяется от года к году. Например, первый год – 25 %, второй – 20 %, третий – 15 %, четвертый – 10 %. К середине 2004 г. было произведено 25 выпусков указанных облигаций.

27 апреля 2002 г. приказом министра финансов РФ № 37н были утверждены условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Эти облигации выпускаются на срок от 1 года до 5 лет и на срок от 5 до 30 лет номиналом 1 000 руб. Купонная ставка является фиксированной для каждого выпуска. Облигации дают владельцам право на получение номинальной стоимости частями в установленные даты и право на получение процентного дохода, начисляемого на непогашенную часть номинальной стоимости. Облигации являются именными, учет их ведется в депозитариях.

Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации начали выпускаться на основании Указа Президента РФ № 836 от 9 августа 1995 г. Первая серия облигаций была выпущена 27 сентября 1995 г. с погашением 26 сентября 1996 г. Облигации выпускались номиналом 100 тыс. и 500 тыс. руб. и являлись ценными бумагами на предъявителя. Облигации имели по 4 купона, по которым ежеквартально выплачивался процентный доход. Величина купонного дохода на каждый квартал определялась исходя из последней официально объявленной купонной ставки по облигациям федерального займа. Так, процентный доход по первому купону облигаций первой серии был объявлен в момент выпуска облигаций в размере 102,72 % годовых. Начиная с одиннадцатой серии, облигации сберегательного займа выпускались номиналом только 500 тыс. руб. сроком на 1 или 2 года и имели соответственно по 2 или 4 купона.

До 17 августа 1998 г. было произведено 29 выпусков облигаций, 29-й выпуск был погашен 15 июля 2000 г., а 20 июля 2000 г. выпуск этих облигаций был возобновлен. Условия выпуска были несколько изменены. Так, все новые серии ОГСЗ имеют одинаковые параметры. Объем каждой серии составляет 1 млрд руб., номинал облигации – 500 руб., срок обращения составляет 1 год. Облигация имеет два полугодовых купона. Ставка купона устанавливается в зависимости от уровня инфляции – она должна быть равна уровню инфляции за предыдущие 6 месяцев плюс 1,5 %.

В ноябре 1996 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О некоторых вопросах выпуска внешнего облигационного займа 1996 года» начался выпуск еврооблигаций.

Первый транш этих облигаций был размещен на зарубежных финансовых рынках в ноябре 1996 г. на сумму 1 млрд долл. при ставке купонного дохода 9,25 % (погашение 27 ноября 2001 г.). В марте 1997 г. был реализован второй транш еврооблигаций на общую сумму 3 млрд немецких марок (1,181 млрд долл.). Бумаги были выпущены сроком на 7 лет с величиной купонного дохода 9 % годовых. Доходность российских еврооблигаций на 3,7 % превышала доходность немецких гособлигаций с аналогичным сроком погашения (в 2004 г.). 45 % облигаций второго транша приобрели германские инвесторы, около 20 % выпуска продано в странах Азии, примерно 10 % приобрели британские инвесторы. Остальная часть облигаций разошлась в других европейских странах, главным образом в странах Бенилюкса.

После завершения реструктуризации долга Лондонскому клубу кредиторов в начале 2000 г. количество выпусков российских еврооблигаций достигло 11, а общая сумма этих выпусков составила более 16 млрд долл.

В 1993 году Министерство финансов России начало выпуск государственных краткосрочных обязательств (ГКО) со сроками обращения в 3, 6 и 12 месяцев. Номинал ГКО был равен 1 млн рублей (1700-1800 долларов США на тот момент). Продажей ГКО занимался Банк России (цены была ниже номинала). Когда подходил к концу срок обращения облигации ее выкупало Министерство финансов по номиналу. То есть, доход владельца облигации был равен разнице между ее номиналом и ценой покупки ГКО.

Цена продажи ГКО не была фиксированной и изменялась государством в зависимости от спроса. Если спрос уменьшался то цена, естественно, снижалась и наоборот. Доход по ГКО за период с 1993 по 1998 колебался от 30 до 250% годовых.

Хорошее начало

В начале 90-х главной головной болью правительства России была инфляция (840% в 1993 г.) и, поэтому, финансирование бюджета за счет эмиссии денег нужно было прекращать. Сделано это было с помощью ГКО.

Сперва выпуск ГКО действительно помог профинансировать дефицит бюджета и снизить уровень инфляции до 21% в 1996 году и 11% в 1997. Кроме того, на фоне высокой инфляции в 1993-1995 гг. реальная доходность ГКО была практически отрицательной, что позволяло Минфину легко расплачиваться по ним.

Но, найдя источник "легких" денег, Минфин уже не мог остановиться и продолжать наращивать выпуск ГКО. Инфляция тем временем снижалась и, следовательно, реальная доходность ГКО увеличивалась.

Печальный итог

Уже 1995 году доходы от размещения новых выпусков ГКО не смогли покрыть платежи по предыдущим выпускам. Для привлечения денег пришлось увеличить доходность облигаций и пустить на рынок иностранных игроков. Ведь на носу были выборы в Госдуму и выборы президента.

Перед выборами президента доходность ГКО подскочила до 250% годовых (инфляция в 1996 г. составила 22%).

По сути, система ГКО к 1996 году представляла собой финансовую пирамиду, построенную государством (средства для выплат поступали за счет новых покупателей), которая неизбежно должна была рухнуть. В спекуляции с ГКО втянулись все, кто имел свободные денежные средства. Ведь за всего год из можно было удвоить и даже утроить. Капитал из реального сектора экономики перетекал в финансовый, что усугубило тяжелую ситуацию в промышленности.

В 1997 году выручка государства от продажи ГКО составила 32 трлн руб. (бюджет России в 1997 г. составлял 529 трлн. рублей, а дефицит бюджет - 95,4 трлн. рублей). На 1 января 1998 года номинальная стоимость находящихся в обороте ГКО составляла 272 трлн рублей.

К августу 1998 года доходность по ГКО достигла 140% (рост цен на товары и услуг за первые полгода был всего 5-6%). Государство не могло больше обеспечить выплаты по облигациям и 17 августа был объявлен технический дефолт. Этот же день считается началом экономического кризиса 1998 г.

Универсальные федеральные займы

1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации

2. Облигации федеральных займов

3.Государственный сберегательный заем Российской Федерации

4.Золотой сертификат.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) - это облигации, выпускаемые Минфином России на сроки до одного года (чаще всего на 6 месяцев). Они были вплоть до внезапного из замораживания общепризнанным лидером российского фондового рынка и вновь стали ими после того, как рынок оправился от последствий краха.

Подготовка к созданию рынка ГКО формально началась в мае 1992 г., когда Центральный банк Российской Федерации (Банк России) при поддержке Российско-американского банковского форума приступил к разработке проекта организации нового для России рынка.

Площадка для организации торговли бумагами формально выбиралась при помощи конкурса между банками. Конкурс завершился в июне 1992г. победой ММВБ, одновременно был утвержден список из первых 24 дилеров. Банки поначалу довольно прохладно отнеслись к идее рынка государственных бумаг, но довольно скоро место дилера стало источником серьезнейший прибылей. Первоначально четких критериев отбора дилеров не было, они отбирались согласно субъективным оценкам ответственных за данный вопрос руководителей соответствующих подразделений Банка России. Позже были установлены четкие критерии отбора.

К концу декабря 1992г. была разработана нормативная база нового рынка, 8 февраля 1993г. вышло постановление Правительства РФ №107, которыми были утверждены основные условия выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации. Первые пробные торги ГКО прошли в феврале 1993 г. Этот инструмент стал принципиально новым для отечественного фондового рынка.

Новыми были как краткосрочность бумаги (первоначально три месяца), так и то, что она выпускается в электронной форме (номинал- 100тыс.руб, с октября 1994г.-и 1000 000 руб.). Новизна по сравнению с предыдущими ценными бумагами заключалась помимо этого в том, что доход по ГКО являлся дисконтным и совершение операций с ними допустимо только на организованном рынке. Но главным было иное - впервые государство делало покупку своих долгов выгодной, рассчитывая не на принудительное распределение, а на добровольную покупку облигаций.

Рынок ГКО стал одним из успешных достижений и Минфина России, и Банка России, оставаясь даже в период самой острой конфронтации между этими двумя ведомствами зоной мира.

Постоянно внедрялись изменения и новшества. Так, пройдя через промежуточный этап 6-месячных ГКО (с декабря 1993г.), Минфин России осуществил 26 октября 1994г. пробное размещение ГКО со сроком обращения один год, подступив тем самым к черте «краткосрочности», а говоря о российской специфике того времени, и переступив за неё.


Рынок развивался в глубину: с октября 1993г. к операциям с ГКО были допущены физические лица, с февраля 1994г.- нерезиденты, установленная максимальная доля которых на рынке постоянно увеличивалась (в марте 1997г. принято решение со временем вообще отказаться от ограничений), с февраля 1996г. нерезиденты были допущены к участию в аукционах. Развивался рынок и в ширину: с июля 1994г. к торговому комплексу ММВБ стали подключаться удаленные терминалы, с октября 1997г. торги в режиме реального времени стали проводиться с двух площадок - московский и новосибирский, а к июлю 1996г. было завершено создание межрегиональной системы торгов, в которую вошли биржи Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Владивостока, Самары и Ростова-на-Дону.

Долгое время рынок ГКО постоянно обвиняли в излишней спекулятивности. Фактически доходы, получаемые инвесторами на рынке ГКО, значительно превышали все иные общедоступные объекты инвестиций. Средства вкладывались в ГКО потому, что российский рынок и был не в состоянии предложить широким кругам инвесторов иные достаточно доходные объекты приложения капитала, помимо государственных ценных бумаг. Следует отметить, что как только финансовая стабилизация создала в конце 1996-начале 1997 гг. условия для выгодных инвестиций в частные ценные бумаги произошло снижение доходности государственных ценных бумаг, что в свою очередь позволило государству сократить объем заимствований на этом рынке. Вместе с тем обвал на рынке частных ценных бумаг в октябре-ноябре 1997г. в совокупности с политикой Банка России, для которого к этому времени борьба за рынок ГКО стала приоритетной задачей, привели к обратному перетоку средств с рынка частных бумаг на рынок ГКО.

Проблема обеспечения государственного долга и снижение темпов инфляции привели к тому, что Правительство Российской Федерации взяло курс на постепенное снижение доходности по ГКО. Но в условиях отсутствия широкого круга других объектов для инвестиций спекулятивного капитала, сокращения рынка межбанковского кредитования и снижения инфляционного дохода коммерческих банков этот курс вызвал череду потрясений рынка ГКО в ноябре-декабре 1995г.

Проблемы ГКО имеют и общеэкономический характер. Не следует забывать что ГКО, как и прочие государственные ценные бумаги, являются средством перераспределения национального дохода. Действительно, кредитуют неспособность государства жить по средствам, выражающуюся в значительном бюджетном дефиците, финансовые инструменты, в первую очередь крупные, принадлежащие наиболее богатым членам общества. Вместе с тем расплачивается с ними государство за счет всех членов общества, взимая налоги для погашения долга и процентов. Мало того, крупнейшие инвесторы извлекают на рынке государственных ценных бумаг эксклюзивную сверхприбыль за счет тесного сращивания с монетарными органами власти. Имея доступ к информации, касающейся действий государства на рынке, эти крупные финансовые структуры могут принимать более верные решения, получая прибыль за счет менее информированных участников рынка. Таким образом, происходит перераспределение дохода не только среди различных слоев населения, но и среди самих членов финансового сообщества, причем за счет несправедливых, нерыночных факторов.

С лета 1998г. руководство России стало все более склоняться в сторону ориентации на внешние условия заимствования. Одновременно в Правительстве Российской Федерации стало проявляться стремление к снижению объемов внутреннего долга без использования монетарного резерва.

С июля 1998г. было официально объявлено о добровольном обмене ГКО со сроком погашения до 1 июля 1999г. на семи- и двадцатилетние еврооблигации. Операция проводилась в изрядной спешке, что явилось как бы репетицией поспешных и непродуманных решений 17 августа 1998г. Принять решение о том, менять или не менять ГКО; следовало всего за три дня- до первой половины 17 июля 1998г. Совокупная номинальная стоимость принятых к обмену ГКО составила 4,4 млрд. долл. (на 2,2 млрд. больше, чем планировалось). ГКО были обменены в равных пропорциях на семи двадцатилетние еврооблигации (с доходностью соответственно в 8,75% и 11%). Совокупная номинальная стоимость дополнительной (размещаемой за деньги, а не обмениваемой) эмиссии облигаций с погашением в 2018г. составила 500 млд. долл.

Несмотря на все имеющиеся проблемы, рынок ГКО тем не менее продолжал оставаться наиболее массовым и организованным по сравнению с рынками других российских ценных бумаг и определял конъюнктуру фондового рынка России в целом. Тем большей неожиданностью явилось объявленное 17 августа 1998г. замораживание операции с ГКО. Предложенный за тем порядок обмена и погашения ГКО представлял собой, по сути, отказ государства от выплаты своих обязательств по данным бумагам. Неожиданность подобного подхода составляла в том, что как крайний способ получения средств для погашения государственных обязательств монетарными властями с самого начала рассматривалась как эмиссия.

Гибель рынка ГКО в его первозданном мире ни в коей мере не сможет поставить под сомнение тот факт, что любой последующий рынок государственных ценных бумаг, сформировавшейся в России, несет и будет нести в себе следующие его родовые черты:

· Высокую степень технической оснащенности инфраструктуры рынка, тяготение к электронным формам организации торгов;

· По преимуществу банковский характер рынка;

· Наличие специальных уполномоченных организаций, тесно связанных с регулирующими органами, занимающих на рынке привилегированное положений и извлекающих вследствие этого эксклюзивную прибыль.

Отличием нового рынка было то, что согласно постановлению Правительство РФ от 16.10.2000г. №790 «Об утверждении генеральных условий эмиссий и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций» и сам этим условиям ГКО превратились в документарные бумаги. Согласно п.9 этого постановления государственные краткосрочные бескупонные облигации выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением в депозитариях. По условиям эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигации ГКО являются именными краткосрочными (до одного года) государственными ценными бумагами.

Все потоки средств, направляемых на рынок ГКО, неизбежно проходили через руки официальных дилеров, представленных на ММВБ. Вплоть до 31.10.1996г. иногда имело место присутствия посредника - субдилера, однако его роль постепенно сокращалась, поскольку крупные банки, являющиеся дилерами наращивали усилия по привлечению дополнительных клиентов, поручающих им совершать операции с ГКО, и в этих целях совершенствовали свою филиальную сеть.

С другой стороны в определенных случаях инвестор предпочитал некоторую дополнительную комиссию субдилеру в том случае, если этот субдилер являлся его обслуживающим банкам, и подобные расходы компенсировались за счет удобства совершения операции и доверительных отношений с банком.

Введение институтом первичных дилеров монополизировало рынок ГКО. В результате бывшие субдилеры оказались вытеснены в сферу консультационных услуг, хотя, конечно, продолжает осуществлять и функции по выполнению на данном рынке поручений части своих клиентов.

В настоящее время выпусков ГКО в обращении нет.



ГКО
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА; ГКО (полное название
- государственные краткосрочные бескупонные облигации) - бездокументарные государственные ценные бумаги, выпускаемые на основании постановления Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций". Эмитентом ГКО был Минфин. Решение о выпуске ГКО принималось Минфином по согласованию с ЦБ.Реализация ГКО их первым владельцам происходила со скидкой с номинальной стоимости (дисконтом). Номинальная стоимость ГКО - 1 млн. руб. Погашение ГКО производилось в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости ГКО на момент погашения. Доходом по ГКО считалась разница между ценой реализации ГКО ее владельцем третьему лицу (равно как и ценой погашения) и ценой покупки ГКО первым владельцем.ЦБ - генеральный агент по обслуживанию выпуска ГКО. Он регламентировал по согласованию с Минфином вопросы размещения и обращения ГКО. Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев ГКО, осуществлялись через учреждения ЦБ или уполномоченные организации (далее - дилеры), определяемые ЦБ. Каждый выпуск ГКО оформлялся глобальным сертификатом, хранящимся в ЦБ.Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица.На основании указания ЦБ от 17 августа 1998г. №31 б/1-у операции с ГКО были приостановлены. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 августа 1998 г. № 988 "О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1998 г. № 1007 "О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года" Минфин и ЦБ разработали программу рефинансирования ГКО и облигаций федеральных займов.Инструкции о проведении погашения были направлены уполномоченным дилерам ЦБ.Белов В.А.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ГКО" в других словарях:

    ГКО - государственный контролирующий орган; государственный и контролирующий орган Источник: http://www.mtk.bishkek.gov.kg/E Gov%20%2008.07.2003%20UNDP.htm ГКО глинокислотная обработка ГКО государственные краткосрочные облигации государственные… … Словарь сокращений и аббревиатур

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...