К расходам государственного бюджета относится прибыль государственных. Государственный бюджет


1) К расходам государственного бюджета относятся:

а) налог на добавленную стоимость;

б) таможенные пошлины;

в) взносы на социальное обеспечение;

г) прибыль государственных предприятий;

Д) проценты по государственным облигациям.

2) Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

А) сумма расходов правительства превышает сумму доходов бюджета;

б) расходы государства увеличиваются;

в) налоговые поступления уменьшаются;

г) обязательства государства превышают его активы;

д) все ответы верны.

3) К негативным последствиям внутреннего госдолга относится:

а) сокращение производственных возможностей национальной экономики;

б) снижение уровня жизни;

в) перераспределение национального богатства;

г) снижение темпов развития экономики;

Д) все ответы верны.

4) Укажите, что из перечисленного относится к расходам госбюджета (2 ответа):

+ а)Расходы на оборону.

Б) Финансирование социальных программ.

в) Акцизные сборы.

г) Средства от выпуска государственных облигаций.

5) Государственный долг - это сумма предшествующих:

а) государственных расходов;

б) бюджетных дефицитов;

+ в) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных профицитов;

г) бюджетных профицитов за вычетом бюджетных дефицитов;

д) расходов на оборону.

6) Выберите верное высказывание:

а)Если доходы бюджета равны расходам, то бюджет несбалансированный.

+ б)Госбюджет отражает основные виды доходов и расходов правительства.

в)Профицит госбюджета означает, что сальдо госбюджета положительное или

равно нулю.

г)Дефицит госбюджета возникает в том случае, когда доходы правительства превышают расходы бюджета.

7) Основным источником формирования государственного бюджета являются:

+ а) налоги;

в) государственная предпринимательская деятельность;

г) эмиссия денег.

8) Под внутренним государственным долгом понимается:

+

9) Под внешним государственным долгом понимается:

а) сокращение инвестиций в промышленное производство;

б) процесс размещения государственных облигаций среди субъектов национальной экономики;

+ в) процесс размещения государственных облигаций среди иностранных субъектов;

г) процесс размещения государственных облигаций среди субъектов национальной экономики и иностранных субъектов.

10) Государственный долг образуется при необходимости:

а) увеличения военных расходов;

б) уменьшения бюджетного дефицита;

в) компенсировать результаты стихийных бедствий;

+ г) все ответы верны.

Лекция №5

Валовой Внутренний Продукт (ВВП).Цикличность экономического роста.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - это стоимость конечной продукции, произведенной на тер­ритории данной страны за определенный период, неза­висимо от того, находятся факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способ­ности) в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам (не имеющим граж­данства этой страны).

Чистый национальный продукт (ЧНП) - это рыночная стоимость реально созданных страной то­варов и услуг за определенный период.

ЧНП = ВНП А,

где А – это амортизация

Ущерб, наносимый обществу вследствие ЧС, стихийных бедствий, пожаров, катастроф должен компенсироваться за счет ЧНП. Поэтому в распоряжение государства поступают необходимые средства в форме косвенных налогов.

Национальный доход (НД) - это вновь создан­ная стоимость за определенный период. НД является совокупным доходом в рамках экономики определенного государства, заработанным (созданным) всеми вла­дельцами экономических ресурсов (факторов производ­ства).

НД = ЧНП - КН, где КН – косвенные налоги

НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций.

Экономический рост.

Экономический рост прежде всего предполагает увеличение объема производимого в стране ВВП, следует различать 2 показателя ВВП:

    номинальный ВВП (когда его объем измеряется в текущих ценах)

    реальный ВВП (когда его объем выражен в неизмененных ценах. В этом случае изменение цен не повлияет на показатели ВВП и он будет зависеть только от изменения реального выпуска продукции.

Численность населения в большинстве стран увеличивается, но если оно растет быстрее, чем ВВП, то в расчете в среднем на одного жителя объем конечных товаров и услуг будет снижаться. Это неизбежно приведет к снижению жизненного условия большинства людей, к сокращению затрат на образование, науку, охраны окружающей среды. Если этот процесс примет затяжной характер, то деградация экономики культуры, науки неминуема. Поэтому над экономическим ростом подразумевается увеличение выпуска ВВП в расчете на душу населения.

Повышение уровня ВВП может быть кратковременным. Например, в 1997 году в России затяжной спад уровня ВВП приостановился, и он повысился на 0,9%. Однако в 1998 году производство ВВП вновь сократилось. Кратковременное оживление 1997 г. не укладывается в понятие «экономический рост», так как под ним подразумевается долговременный процесс. С начала XXI в. В России наблюдается устойчивый рост ВВП. По предварительным данным, его прирост в 2006 году оценивается в 6,8% по сравнению с предыдущим годом, а в 2005 году прирост ВВП составил 6,4%.

Экономический рост- это долговременное увеличение объема реального ВВП как в абсолютных размерах, так и в расчете на душу населения.

Для того чтобы увеличивать выпуск продукции, предприниматели инвестируют капитал в расширение своих предприятий и строительство новых. В производство вовлекаются также новые природные ресурсы- осваиваются новые земли и источники полезных ископаемых. Рост выпуска продукции достигается и благодаря найму новых работников. Во всех этих случаях рост ВВП происходит за счет количественного увеличения применяемого на производстве труда, капитала и природных ресурсов, т.е. за счет экстенсивных факторов.

Вместе с тем рост ВВП происходит на основе использования достижений научно-технического прогресса: устаревшее оборудование заменяется современным, вводится новая технология, совершенствуется организация труда. Научно-технический прогресс основан на накоплении и расширении знаний, сопровождается развитием образования и повышением уровня квалификации людей, занятых на производстве.

Во всех этих случаях рост ВВП достигается за счет качественного улучшения применяемых факторов производства. В результате этих качественных сдвигов увеличивается выпуск продукции в расчете на каждого занятого т.е. растет производительность труда. Одновременно возрастает стоимость продукции и в расчете за единицу вложенного в экономику капитала, что означает рост капиталоотдачи. Научно-технический прогресс, развитие образования и повышение квалификации работников, улучшение организации производства и расширение его масштабов являются интенсивными факторами экономического роста.

Провести границу между экстенсивными и интенсивными факторами роста непросто, так как и те и другие неразрывно связаны друг с другом. Увеличение капитала всегда сопровождается введением в эксплуатацию более совершенного оборудования и применением новейшей технологии, а приток молодых специалистов означает рост квалификации рабочей силы.

Значение интенсивных факторов экономического роста заключается в том, что именно благодаря им обеспечивается опережающий рост ВВП по сравнению с ростом населения, что является ключом к повышению жизненного уровня людей.

Личный доход (ЛД) - это совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства).

ВВП = ВНП – продукция данной страны, произведенной заграницей.

Реальный ВВП = номинальный ВВП/ индекс цен

Индекс цен – это соотношение совокупности цены определенного набора товаров и услуг названных рыночной корзиной в текущем времени и совокупной ценой.

Индекс цен в тек. году = цена рын.корзины в тек году *100 %

Цена анал.рынка в базисном году

Цикличность экономического роста.

Законы рыночной экономики порождают известную нестабильность её развития. Среди многих форм проявления экономической нестабильности наиболее существенными являются:

    чередование периодов роста и периодов спада уровня ВВП, инвестиций и занятости, в силу чего рост экономики носит циклический характер;

    наличие безработицы, динамика которой зависит от циклических колебаний ВВП;

    инфляция , которая нередко обостряется и разрушающе действует на экономику.

Цикличность экономического роста предполагает, что в течение нескольких лет производство ВВП расширяется устойчивым темпом, предприниматели получают большие прибыли, идет накопление денежных капиталов, инвестируемых в перспективные проекты, растет спрос на труд и увеличиваются заработки наемных работников, безработица сокращается. Этот период развития экономики представляет собой фазу циклического подъема.

Обычно циклический подъем продолжается в течение нескольких лет. Известны случаи, когда его длительность не достигали 3-4 лет, но иногда он длился 8-9 лет. В какой-то момент подъем достигает своего высшего уровня- циклического пика.

Подъем сменяется фазой циклического спада, или рецессией . Теперь выпуск продукции и инвестиции падают, ряд фирм приносят убытки и терпят банкротство, увольнения становятся массовыми, растет безработица.

За всю историю стран с развитой рыночной системой самой тяжелой продолжительной была рецессия 1929- 1933 гг. В экономической литературе она известна как Великая депрессия. В США с 1929года по 1933 год ВВП сократился на 46,1%, а число безработных увеличилось с 1,6 млн человек до 12,8 млн и составило почти 25% всей рабочей силы. Анализ причин Великой депрессии привел выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946) к выводу о необходимости государственного регулирования экономики. После Второй мировой войны государственное регулирование экономики дало блестящие результаты: в США во время спада 1991 г. ВВП сократился лишь на 0,9%, в странах Западной Европы в 1993г.- на 0,4%.

Спад производства, инвестиций и занятости рано или поздно достигает своей низшей точки и сменяется оживлением, переходящим в очередной циклический подъем. Экономический рост проявляется в том, что каждый очередной подъем выводит экономику на новый, более высокий уровень своего развития.

Вопрос о том, почему экономике присуща цикличность развития, относится к числу дискуссионных.



Государственный бюджет

(Government budget)

Важнейшие части государственного бюджета, государственный РФ

Расходы и доходы государственного бюджета, бюджетный , Российский бюджет, в сфере управления государственными финансами

Государственный бюджет - это, определение

Госбюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Госбюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Госбюджет - это баланс доходов и затрат государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Госбюджет (от англ. Budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и издержек государства на определенный времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег

Госбюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физ. лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет государственный, составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и затрат государства. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства

Госбюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий.

Госбюджет - это основной план доходов и издержек государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона .

Сущность государственного бюджета

любой стране госбюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных затрат, государственного займа - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физлицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления .

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение издержек по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности - все это представляет собой единый бюджетный . Весь бюджетный процесс регламентируется законом , в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами. В соответствии с законом должен заблаговременно, задолго до начала бюджетного года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого составляется социально-экономического развития страны, определяется свободный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий финансовый год .

В утвержденном бюджете должны быть указаны суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет развития. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то, прежде всего, должны быть обеспечены соответствующими доходами ткущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определяться переделы несбалансированной части бюджета, излишек или , причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.

При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики , отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Для выполнения своих функций органы государственной власти на всех уровнях должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержание законодательной власти , аппарата управления и др. В процессе формирования доходов и затрат отдельных видов бюджета, их сбалансировании возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы - организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав представляют собой бюджетное устройство.

В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного государства. Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

Центральное место в системе государственных финансов занимает госбюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий бюджетный год . БК РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Использование федеральными государственными органами иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств России , не допускается, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов ) образуют консолидированный бюджет РФ.

Госбюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики . Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие издержек. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и затрат государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти . Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике Российской Федерации и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и издержек; денежные потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам , как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополиста на внешнюю торговлю и валютные отношения, государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе России и её бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве России, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации , местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов ». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: госбюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Республики Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в Российской Федерации). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

Первый уровень - федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и затратах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ.

В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач при рассмотрении государственных финансов, может быть использована природа потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящая из них. Основными критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

Доходы государственного бюджета как экономическая категория выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет. По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти.

В соответствии с рекомендацией средства зачисляются в доход бюджета по моменту их фактического поступления (по кассовому методу). В Российской Федерации порядок зачисления определен ст. 40 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой «денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения российским ЦБ или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного бюджетного фонда».

Средства органов государственного управления, образующиеся за счет доходных операций, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов. Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

— прямые и косвенные налоги . В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы госбюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.


В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных затрат на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает , стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, - это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для госбюджета США и ряда европейских стран).

Из зарубежной практики показателен бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику государства , сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке - средства просто обесценятся.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского ссуды: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие . Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к боевым действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства государственного бюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

Созданный в начале 2000-х в Российской Федерации профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

Бюджет - это совокупность расходов и доходов отдельного субъекта устанавливаемая на определенный период времени. Государственный бюджет - это важнейший финансовый документ страны в котором указываются источники и размеры поступлений в государственную казну, а также потребности, погашаемые за счет государства.

Основные положения

Государственный бюджет влияет на многие экономические факторы страны и принимается на законодательном уровне. Существует даже специальный бюджетный процесс, который включает в себя составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, контроль за исполнением и проведение внешних проверок. Осуществляется бюджетный процесс уполномоченными государственными органами.

Основные функции государственного бюджета:

  • Контролирует и ограничивает действия правительства;
  • Осуществляет регулирование денежных потоков внутри государства и укрепляет финансовые связи между центром и регионами;
  • Определяет экономическую политику государства;
  • Предоставляет информацию о намерениях правительства всем участникам экономической деятельности.

Государственный бюджет служит финансовой базой государства и является необходимой составляющей для нормального функционирования государственной системы. С помощью бюджетных средств, правительство осуществляет выплаты по взятым на себя обязательствам, осуществляет финансирование различных государственных программ, создает государственные резервы.

Экономическое значение бюджета состоит в том, что он во многом определяет конечный потребительский спрос. Это связано с тем, что от величины бюджета во многом зависят доходы населения, за бюджетные средства выполняются различные государственные заказы и закупаются большие объемы продукции. Величина финансовых потоков, которые проходят через государственный бюджет оказывает влияние на такие важные экономические показатели как:

  • Объем производства;
  • Государственные инвестиции;
  • Уровень безработицы;
  • Величина денежной массы;
  • Валютный курс;
  • Учетная ставка Национального банка;
  • Размер внутреннего и внешнего государственного долга;
  • Инфляция.

Все эти экономические показатели взаимосвязаны и негативная динамика одного, незамедлительно повлечет за собой ухудшение значений других показателей. Например, бюджет сокращается за счет уменьшения финансирования какой-либо государственной структуры. В этом случае проблема невыплаты заработной платы решается за счет сокращения части сотрудников данной государственной структуры, что неизбежно приводит к росту безработицы и повышению суммы выплат социальных пособий для безработных граждан.

Другой пример. Правительство решило уменьшить внутренний долг не за счет бюджетных средств, а за счет выпуска дополнительной денежной массы. В этом случае неизбежен рост инфляции, так как денежные средства не подкреплены государственным золотовалютным резервом.

Для эффективной работы с государственным бюджетом выделяют следующие показатели:

  • Доходы;
  • Официальные трансферты;
  • Расходы;
  • Дефицит и профицит.

Доходы государственного бюджета

Государственные доходы выражают экономические отношения, возникающие между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и частными лицами с другой стороны. Выражаются эти отношения в осуществлении денежных платежей предприятиями, организациями и частными лицами, которые направляются для формирования государственного бюджета. Доходы государственного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в государственную казну, согласно действующего законодательства.

Доходы разделяются на текущие и капитальные. Капитальные доходы - это официальные трансферты, доходы от продажи и сдачи в аренду земли, доходы от реализации государственных запасов. Официальные трансферты - это нерегулярные, необязательные и часто единоразовые платежи, поступающие в государственный бюджет из различных источников. Как правило, эти поступления носят характер пожертвований. Например, трансфертом считается сумма, добровольно выделенная частным лицом в государственный бюджет для строительства больницы или школы.

Текущие доходы делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируются из предусмотренных законодательством налогов и сборов. Налоговые доходы составляют основную часть доходов государственного бюджета. На их долю приходится около 85% всех поступлений, на долю неналоговых и капитальных доходов приходится 8% и 7% соответственно. Разновидности налоговых доходов:

  • Налог на прибыль;
  • Подоходный налог;
  • Налог на совокупный доход;
  • Лицензионные и регистрационные сборы;
  • Отчисления в государственные социальные фонды;
  • Налоги на имущество;
  • Платежи, отчисляемые за пользование природными ресурсами;
  • Налоги взимаемые с внешнеэкономической деятельности;
  • Прочие налоги и сборы.

Налоги являются важным инструментом фискальной политики государства. Размер налогов определяется законодательными органами страны, а за их неуплату предусмотрена уголовная ответственность. Совокупность налогов образует налоговую систему государства.

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются от непосредственной деятельности определенного субъекта. К их числу относят: налог на прибыль, подоходный налог, налог на совокупный доход.

Косвенные налоги составляют около 70% всех поступлений в государственный бюджет. Они оказывают существенное влияния на ценообразование и структуру потребления. К ним относятся: налог на добавочную стоимость (НДС), акцизы, таможенные сборы и пошлины.

К неналоговым доходам государственного бюджета относят:

  • Административные платежи и сборы;
  • Доходы от имущества находящегося в государственной собственности;
  • Платежи по штрафам;
  • Прочие неналоговые поступления.

К источникам доходов государственного бюджета можно отнести государственные займы и средства, полученные за реализацию государственных ценных бумаг.

Расходы государственного бюджета

Расходы - это все невозвратные платежи, вне зависимости от того являются ли они возмездными или безвозмездными. Расходы государственного бюджета это экономические отношения возникающие в связи с распределением государственных средств и их использования по отраслевому, целевому и территориальному назначению. С помощью расходов бюджета, государство обеспечивает необходимую финансовую поддержку всех государственных программ проводимых правительством.

Расходы, как и доходы, делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы - это расходы, выделяемые правительством на различные инвестиционные программы. Кроме этого, в данную категорию входят расходы, направленные на кредитование юридических лиц из государственного бюджета. Текущие расходы - это расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, а также различные дотации и субсидии, предоставляемые государством для отдельных отраслей экономики.

Расходы государственного бюджета предназначены для следующих целей:

  • Социальные. В эту категорию входят расходы на выплату социальных пособий и пенсий, а также расходы на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности. Этот вид расходов занимает наибольшую долю в бюджете страны.
  • Военные. Эти расходы направлены на повышение обороноспособности государства, финансирование и содержание армии.
  • Экономические. Расходы из этой категории направляются на финансирование государственных инвестиционных и экономических программ, накоплений государственных резервов и выплату государственного долга.
  • Внешнеэкономические. Расходы направленные на обеспечение и реализацию международных договоренностей и выплату взносов в международные организации.
  • Содержание государственного аппарата. Расходы связанные с финансированием органов судебной и законодательной власти.

Дефицит и профицит государственного бюджета

При принятии государственного бюджета в обязательном порядке учитываются размер доходов и расходов. Оптимальным считается бюджет, в котором величина доходов равна величине расходов, так называемый сбалансированный бюджет. Но на практике, такого идеального показателя достичь, как правило, не удается и возникает дефицит или профицит бюджета.

Профицит бюджета - это превышение доходов государства, над его расходами. Данное явление, в современной экономике, встречается не очень часто. В основном странам приходится сталкиваться с дефицитом бюджетных средств.

Дефицит бюджета - превышение расходов государства над его доходами. В современном мире, явление бюджетного дефицита распространено повсеместно и вряд ли найдется государство, которое не сталкивалось с этой проблемой. Допустимым уровнем превышения расходов над доходами принято считать 5% от валового национального продукта.

Большой дефицит бюджета может привести к экономическому краху и даже банкротству государства. Поэтому правительства, всячески стараются предотвратить бюджетный дефицит. На сегодняшний день существуют три основных способа решения этой проблемы:

  • Сокращение бюджетных расходов;
  • Эмиссия дополнительных денежных средств;
  • Одалживание денег.

Сокращение бюджетных расходов один из самых эффективных и наименее популярный способ погашения бюджетного дефицита. В первую очередь это связано с тем, что урезание финансирование в основном скажется на малообеспеченных слоях населения, единственным доходом которых являются социальные выплаты или зарплаты выплачиваемые из госбюджета. Правительство, сделавшее ставку на этот способ решения проблемы, навряд ли будет пользоваться поддержкой населения.

Эмиссия дополнительных денежных средств. Этот способ наиболее легкий и безболезненный, но он приводит к обесцениванию национальной валюты. Поэтому использовать его можно не часто, чтобы не превысить допустимые нормы инфляции.

Одалживание денег - это самый распространенный способ «залатать дырявый бюджет». Этот способ популярен, тем, что деньгами можно воспользоваться сейчас, а отдавать их надо будет потом. Таким образом, переложив проблему возврата долга на следующие поколения.

Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это займы у иностранных кредиторов, а внутренний - у граждан или организаций собственного государства. Очень часто внутренний заем осуществляется посредством реализации государственных ценных бумаг.

Федеральный бюджет России

Федеральный бюджет - главный финансовый документ Российской Федерации в котором отображены основные расходы и доходы государства. Федеральный бюджет является финансовым планом страны на 1 год и утверждается Федеральным Собранием РФ в виде Федерального закона. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса финансовых средств между различными отраслями промышленности и народного хозяйства, между производственным и непроизводственным секторами экономики, а также регионами страны.

Принимается федеральный бюджет Государственной Думой РФ в трех чтениях. В первом чтении принимаются основные положения будущего бюджета, во втором депутаты принимают бюджет по разделам, в третьем - по подразделам. После принятия федерального бюджета Государственной Думой, он утверждается президентом Российской Федерации. Согласно законодательству, правительство РФ должно внести на рассмотрение Госдумы проект бюджета на следующий год, не позднее 1 октября текущего года.

Как и во многих странах, в России поступления в федеральный бюджет из регионов распределены неравномерно. Так, например, в 2013 году Ханты-Мансийский Автономный Округ перечислил в общей сложности 27% бюджетных средств. А это на целых 5% больше, чем 72 региона России.

Федеральный бюджет рассчитывается исходя из валютного курса рубля и мировых цен на нефть. Бюджет России в 2015 году был рассчитан исходя из цены в 96 $ за баррель нефти и по курсу 37.7 рублей за доллар США. Сумма доходов определена на уровне - 15.082 трлн. рублей, расходов - 15.531 трлн. рублей. Дефицит бюджета составил приблизительно 450 млрд. рублей.

Основными «потребителями» бюджетных средств РФ в 2015 году являются: Министерство финансов Российской Федерации - 29.49%, Министерство обороны Российской Федерации - 10.89%, Министерство Внутренних дел - 7.55%. На здравоохранение выделено 1.31% бюджета, а на образование и науку - 2.72%.

Наибольший доход ожидается от таможенных пошлин на нефть и газ - 26.11%, налога на добавочную стоимость - 34.15%, налога на добычу полезных ископаемых - 17.26% и различного рода акцизов - 4.46%.

Государственные бюджеты стран мира

Каждая страна имеет специфику собственной финансовой системы. Поэтому для сравнения экономического потенциала выбираются наиболее важные экономические показатели, расчет которых проводится аналитиками различных международных организаций.

Для сравнительной характеристики бюджетов используются суммы государственных расходов и доходов отраженные в долларах США. При этом дефицит/профицит бюджета отображается в процентном отношении к ВВП страны. В нижеприведенной таблице указаны страны с наибольшим уровнем государственных доходов в 2013 году.

страна Доходы бюджета, млрд $ расходы бюджета, млрд $ дефицит/профицит бюджета, млрд $ ВВП, млрд $ отношение дефицита бюджета к ВВП, %
1 США 2 849 3 517 - 668 16 768 3.98
2 Китай 2 118 2 292 - 174 16 173 1.07
3 Япония 1 739 2 149 - 410 4 685 8.75
4 Германия 1 626 1 624 + 2 3 610 -
5 Франция 1 410 1 522 - 112 2 535 4.41
6 Великобритания 1 023 1 112 - 89 2 450 3.6
7 Италия 984 1 052 - 68 2 106 3.23
8 Канада 687.8 740.8 - 53 1 530 3.46
9 Испания 505.1 597.3 - 92.2 1 523 6.05
10 Австралия 494.3 514.4 - 20.1 1 051 1.91
11 Россия 439 450 - 11 3 492 0.31

Как видно из таблицы, только Германия смогла закончить 2013 год с профицитом бюджета. Наибольший дефицит бюджета в денежном эквиваленте у Соединенных Штатов Америки - 668 млрд. долларов, а в отношении к ВВП, самая худшая ситуация у Японии - дефицит составил 8.75% от ВВП. Среди европейских стран, набольший % дефицита у Испании - 6.05, а в среднем ведущие страны Евросоюза имеют дефицит равный 4.32% от ВВП, что в принципе допустимо. У России и Китая одни из лучших показателей 0.31% и 1.07%.

Кратко и актуально о государственном бюджете читайте на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственный бюджет на 2018 год принят и сформирован. Наш обзор освещает ключевые направления в экономике. Чему государство отдало приоритет в 2018 году, как будет расходоваться государственный бюджет, ожидается ли повышение зарплат государственных служащих, и что год готовит учителям.

Что относится к расходной части государственного бюджета

Государственный бюджет - это важнейший инструмент регулирования финансовой сферы. Бюджет состоит из доходной и расходной части. Доходная - это та, откуда поступают денежные средства: налоги, государственные займы и т. д. Его расходная часть определяет, каким образом будут распределены аккумулированные государством средства. Какова будет направленность государственной политики, какие отрасли получат наибольшее финансирование. 2017 год не был простым для российской экономики. Сформированный на 2018 год бюджет в первую очередь опирается на курс доллара не менее 40$ за баррель нефти, а также на сокращение финансирования части программ и направлении средств в наиболее важные отрасли. Итак, остановимся подробнее на том, каким образом будет распределяться государственный бюджет.

Как будет расходоваться бюджет в 2018 году

Главными статьями расходов государственного бюджета в Российской Федерации на 2018 год являются:

Социальные расходы. Это основной пункт распределения средств расходной части государственного бюджета. Сюда будет направлено 36,4% денежных средств.

Оборона. Порядка 29% средств бюджета будет направлено на национальную безопасность.

Остальные денежные средства будут распределены между следующими категориями: общегосударственные расходы, ЖКХ, охрана окружающей среды, образование, культура, здравоохранение, СМИ, спорт, гос. долг и межбюджетные трансферты.

Подробнее хочется остановиться на наиболее значимых для населения расходных частях государственного бюджета.

Приоритетное направление политики государства. Даже несмотря на сокращение всех расходов, сумма выделенных средств на 2018 год превышает прошлый бюджет на 620 млрд и составляет 5,08 трлн рублей. Основной статьей расходов в данном направлении останется выплата пенсий, при этом ожидается 2 индексации, которые призваны перекрыть инфляцию. Остальные средства будут потрачены на различные пособия, которые также будут проиндексированы. Продлены различные программы материальной поддержки отдельных категорий граждан, в частности материнского капитала. Введены новые пособия. Например, семьям, чей доход меньше 1,5-кратного размера прожиточного минимума на одного члена семьи положено пособие на первого ребенка до достижения им 1,5 лет в размере прожиточного минимума, предусмотренного на ребенка в каждом конкретном субъекте РФ.

В отличие от социальной политики, здесь произошло сокращение бюджета. В основном оно связано со снижением инвестирования в региональные проекты. Особо существенно сокращена программа развития Дальнего Востока, снижено финансирование развития энергетики. Часть регионов в 2018 году продолжат получать гос. поддержку в полном объеме (Крым, Севастополь, Калининградская область, Северный Кавказ). Продолжится дотационная политика и для банков, в частности денежные вливания коснутся испытывающего трудности Внешэкономбанка. Такие гиганты, как Сбербанк и "ВТБ" получат средства в рамках реализации программ поддержки ипотечного кредитования. Также предполагается, что все дополнительные доходы от продажи нефти, свыше 40$ за баррель будут направляться в резервный фонд.

Приоритетные национальные направления

За несколько последних лет было разработано немало приоритетных направлений. Общее их количество порядка 45. Оптимизация бюджета, стабилизация экономики, санкции и общая экономическая напряженность привели к тому, что в 2018 году только часть из них будет профинансирована. В данном случае к расходной части государственного бюджета относятся следующие направления:

Повышение зарплат бюджетникам в 2018 г.

Заработная плата государственных служащих повысится впервые с 2013 года. Согласно распоряжению правительства Российской Федерации от 6 декабря 2017 года № 2716-р работникам бюджетной сферы с 1 января 2018 года будет произведено повышение заработных плат в 1,04 раза, иными словами, на 4%. Таким образом, обещанное повышение зарплат бюджетникам в 2018 году все же было реализовано на практике. Также данное повышение коснется работников федеральных государственных органов, гражданского персонала воинских частей.

Заработная плата педагогов: что ждать в 2018?

Последние годы доход учителей постепенно возрастал, согласно майским указам президента рост ее продолжится и в 2018 году. К расходной части государственного бюджета относится данная статья распределения денежных средств в весьма небольших объемах. В связи с экономическим кризисом и общим спадом в экономике темпы роста невелики. Согласно вышеуказанным указам к 2018 году уровень заработной платы должен быть повышен в 1,5 раза по отношению к уровню 2012 года и при этом на 200% превышать среднерегиональную заработную плату. В таком объеме указ не реализован. Какого-то существенного скачка в росте заработной платы учителей не предвидится. Судя по всему, будет проведена индексация, называются цифры от 5,5% до 8%. При этом поступают сведения о том, что будет реализована программа оптимизация учебного состава, учителю необходимо подтвердить свою квалификацию путем сдачи соответствующего экзамена. Будет введена градация званий педагогов, которая также будет влиять на доход. Государством выделяются следующие категории:

  • учитель-начинающий работник;
  • старший учитель;
  • ведущий учитель.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что повышение зарплат учителей в 2018 году призвано перекрыть инфляцию, большого роста не предвидится.

Итоги

К расходной части государственного бюджета относится огромный перечень направлений и программ. Часть из них получила поддержку в 2018 году, часть получила сокращение финансирования, часть вообще была заморожена. По приоритетным направлениям в социальной сфере реализован целый комплекс мер, но фактическое увеличение расходов на эту часть бюджета связано с введением новых пособий и оказанием материальной поддержки молодым семьям. Здесь и указанные выше выплаты на первого ребенка до 1,5 лет, и компенсация процентов по ипотеке, имеется в виду, что для семей, имеющих двух, трех и более детей будет действовать льготная ставка в размере 6%. В 2018 году повышение зарплат бюджетникам и учителям скорее направлено на перекрытие уровня инфляции, чем на реальное увеличение доходов. В общем и целом, по заявлению Минфина, главная задача сформированного бюджета - это перейти от стабилизации экономики к ее росту, который заявлен на уровне 2%, а также снижение зависимости рубля от цен на нефть. Каким на практике окажется новый финансовый год, покажет время.

Расходы государственного бюджета играют важную роль в развитии страны. Они являются основой обеспечения финансирования социальных программ, регулирования экономики, проведения структурной перестройки народного хозяйства, создание общих условий развития рыночных отношений, увеличение объемов кредитования юридических и физических лиц, развития международных отношений и других важных направлений деятельности. Вместе с тем, в зависимости от уровня развития государства, исторических, культурных и других факторов роль государства в решении социально-экономических проблем меняется, что, в свою очередь, влияет на объемы и структуру государственных расходов.

В процессе выполнения государственного бюджета различают расходы бюджета и расходы бюджета. Расходы бюджета - это средства, которые направляются на финансирование программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом. Расходами не считают те финансовые ресурсы, которые используются с целью погашения долговых бюджетных обязательств, а также возврат излишне уплаченных в бюджет сумм. К расходам бюджета относятся расходы бюджета и средства, направляемые на погашение основной суммы долга, возникающего в процессе финансирования бюджета.

Расходы на осуществление полномочий, которые выполняются за счет средств государственного и местных бюджетов, делятся на следующие группы:

1) расходы, которые не могут быть переданы на исполнение в АР Крым и местного самоуправления, а выполняются за счет средств Государственного бюджета Украины. Это расходы на обеспечение конституционного строя; государственной целостности и суверенитета, независимого судопроизводства и др;

2) расходы, обеспечивающие общегосударственные функции, но передаются на исполнение в АР Крым и органов местного самоуправления. Такие расходы осуществляются на основе принципа субсидиарности с целью обеспечения наиболее эффективного их использования;

3) расходы на реализацию прав и обязанностей АР Крым и местного самоуправления.

Расходы, указанные в пунктах 2 и 3 осуществляются за счет средств местных бюджетов.

Расходы бюджета классифицируют по определенным критериям.

1) по функциям, с выполнением которых связаны расходы. Это критерии, которые принимаются во внимание при проведении функциональной классификации расходов бюджета;

2) по экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются расходы. Таким образом проводят экономическую классификацию бюджетных расходов;

3) по признаку главного распорядителя бюджетных средств осуществляют ведомственную классификацию расходов;

4) по бюджетным программам осуществляют программную классификацию расходов.

Расходы по функциональной классификации, в свою очередь, делятся на расходы на обеспечение общих функций государства, АР Крым или местного самоуправления. К расходам, которые осуществляются за счет средств государственного бюджета, относятся расходы на финансирование:

Государственного управления, судебной законодательной и исполнительной власти;

Национальной обороны;

Образования и здравоохранения;

Социальной защиты и социального обеспечения;

Культуры и искусства;

Развития телевидения, радиовещания, прессы, книгоиздания и информационных агентств;

Физической культуры и спорта;

Государственных программ (регионального развития, реставрации среды и др.);

Пополнение государственных запасов и резервов;

Обслуживание государственного долга;

Других программ, имеющих исключительно государственное значение.

Основными видами расходов, проводимых из бюджета АР Крым и местных бюджетов, являются:

Расходы на государственное управление (на республиканском, областном, районном, городском, поселковом и сельском уровнях);

Расходы на образование и здравоохранение;

Расходы на социальную защиту и социальное обеспечение;

Расходы на развитие культуры и искусства;

Расходы на физическую культуру и спорт.

По экономической характеристикой расходы делятся на текущие расходы, капитальные расходы и кредитования. Текущие расходы относятся в общий фонд, а капитальные - в специальный. Капитальные расходы - это расходы бюджета для финансирования инвестиционной и инновационной деятельности. В частности, это расходы на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, структурной перестройки народного хозяйства, выплату субвенций и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством. Они достигают примерно 9-10% от расходов бюджета.

Текущие расходы охватывают расходы, которые не относятся к расходам развития: финансирование национальной обороны, государственного управления, судебной власти, правоохранительной деятельности, образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обеспечения, культуры и искусства и др. Они составляют примерно 90% от суммы расходов бюджета.

В Украине сумма расходов, которые используются на финансирование общих расходов, более чем в шесть раз превышает расходы развития. В большинстве стран мира государство является одним из ведущих инвесторов. В нашей стране на государственные капиталовложения приходится менее 10% общего их объема.

Кредитование - операции, связанные с предоставлением средств из бюджета на условиях возвратности, платности и срочности. На основе кредитования возникают обязательства перед бюджетом, которые предусматривают возврат полученных средств в бюджет.

По ведомственной классификации расходы распределяются среди главных распорядителей бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств - это бюджетные учреждения, имеющие право на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов из бюджета. В состав распорядителей бюджетных средств, в частности, входят министерства, комитеты, комиссии, администрации, управления, агентства, университеты, службы и др. По объемам предоставленных прав распорядители делятся на главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств низшего уровня.

Программная классификация расходов бюджета используется в том случае, когда бюджет формируется по программно-целевому методу.

Классификация расходов государственного бюджета приведена на рис. 7.1.

С целью финансирования непредвиденных расходов, то есть расходов, которые не имеют постоянного характера, создается резервный фонд бюджета. Его объемы, согласно законодательству Украины не могут превышать 1% от суммы расходов общего фонда государственного бюджета. Порядок использования средств резервного фонда определяется решениями Кабинета Министров Украины.

Рис. 7.1. Классификация расходов Государственного бюджета Украины

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...