Банковская система российской федерации имеет строение двухуровневое. Функции и задачи центрального банка российской федерации


Сверхурочная работа представляет собой осуществление трудовой функции работником после завершения установленного договором рабочего времени по инициативе, выражаемой работодателем. Привлечение к ней осуществляется по письменному соглашению с работником, но в некоторых случаях его наличие не является обязательным.

В ст. 99 ТК РФ обозначено, что сверхурочной работой считается деятельность, которая выполняется работником вне его обозначенного рабочего времени по просьбе начальника. Ознакомимся с .

Нормальная продолжительность времени работы регламентируется действующим законодательством и равна 40 часов еженедельно. Не имеет значения число рабочих дней в неделе – 5 или 6.

  1. Для сотрудников, не достигших совершеннолетнего возраста:
    • От 14 до 16 лет – 24 часа еженедельно;
    • От 16 до 18 лет – 35 часов еженедельно.
  2. Для работников, задействованных на предприятиях с вредными условиями деятельности – 36 часов еженедельно.
  3. Для сотрудников медицинской сферы – 39 часов еженедельно.
  4. Для работников с 1 или 2 группой инвалидности – 35 часов еженедельно.

Иная продолжительность нормального рабочего времени регламентируется для некоторых лиц в ТК РФ.

Максимальная продолжительность переработки

Максимальная продолжительность сверхурочной работы в год определяется ст. 99 ТК РФ – не более 120 часов. Трудовой процесс за пределами установленных пределов рабочего дня (смены) не может составлять более 4-х часов на протяжении 2-х подряд следующих смен. Работодатель наделен правом самостоятельного решения вопроса, связанного с распределением максимального времени сверхурочной трудовой деятельности за 2 подряд следующие смены.

Любопытная информация

В некоторых организациях учет рабочего времени при суммированном учете является обязательным. Например, это относится к вахтовому методу, согласно ст.300 ТК РФ. По ст. 297 вахтовой считается организация рабочей деятельности вне места жительства работников, не имеющих возможности возвращаться домой ежедневно.

В рамках отраслевого законодательства конкретизируются нормы ТК РФ путем введения в действие нормативно-правовых актов, регламентирующих привлечение к сверхурочным работам конкретных категорий работников. Так, в соответствии с приказом Министерства Транспорта РФ №15 от 2004 г. , продолжительность переработки для водителей, работающих по суммированному учету, не должна вместе со временем трудовой деятельности составлять более 12 часов в продолжение дня.

Сверхурочные работы при суммированном учете

Продолжительность сверхурочных работ для каждого работника зависит от порядка учета времени выполнения трудовой функции.

Возможные способы:

  • Поденный;
  • Понедельный;
  • Суммированный.

В некоторых случаях по инициативе работодателя сотрудник может быть привлечен к выполнению работы за рамками рабочего времени. Узнаем и оплату за них.

Суммированный порядок учета представляет собой совокупность всего отработанного времени в течение определенного отчетного периода (например, календарного месяца или года). Такой способ учета используется при невозможности соблюдения работниками установленной законодателем нормальной продолжительности рабочего времени.

При суммированном порядке назначается определенный отчетный период, внутри которого продолжительность смен может превышать норму. Однако итоговое количество часов выполнения трудовой функции за весь отчетный период не должно противоречить положениям ТК РФ.

В схеме начисления зарплаты работникам есть некоторые нюансы. Если в организации применяется учет рабочего времени при суммированном учете, значит, условия труда на таком предприятии не соответствуют традиционным. Например, постоянное принуждение сотрудников работать по праздникам и выходным, в ночь и пр.

Обычно, для таких работников утверждаются повышенные тарифные ставки. Тем самым организация пытается компенсировать отклонение от графика. Однако повышенная оплата труда не освобождает работодателя от обязанности оплачивать работу в «экстремальных» условиях, согласно трудовому законодательству.

Особенностью сверхурочного осуществления рабочей деятельности при суммированном порядке учета является расчет повышения времени труда. Итоговая переработка подсчитывается только в конце отчетного периода (например, по завершению квартала). Важно, что даже в подобных условиях, продолжительность сверхурочной работы не может превышать 4-х часов в продолжение 2-х подряд следующих смен или 120 часов в течение года (эти сроки устанавливаются также для поденного и понедельного способа учета времени).

Посмотрите ролик который расскажет про оплату сверхурочных при суммированном учете рабочего времени

Пример по расчету сверхурочных часов

Практический пример, как должны рассчитываться сверхурочные часы при суммированном учете рабочего времени:

  • Продолжительность отчетного периода – один квартал;
  • Продолжительность рабочего времени (по производственному календарю) составляет 518 часов за квартал;
  • По факту работник отработал в течение квартала 512 часов, 6 дней им было пропущено по причине болезни.

Итак, если нормальная продолжительность рабочей недели равна 40 часов, то за 6 дней работник пропустил 48 часов (5-дневная рабочая неделя, 1 д. – 8 ч.). С учетом пропущенных дней по причине заболевания, работник обязан отработать в квартале 470 часов (518-48). Следовательно, продолжительность переработки составляет 42 часа (512 – 470). Они должны быть оплачены в установленном порядке.

Если максимальная продолжительность сверхурочной работы нарушена, то работодатель привлекается к ответственности. Основанием привлечения является переработка сотрудником сверх установленной нормы и его обращение с соответствующей жалобой в Трудовую Инспекцию.

Мы готовы ответить на возникшие вопросы - задавайте их в комментариях

Сущность двухуровневой банковской системы…………………………..2

Понятие и сущность коммерческого банка как хозрасчетного предприятия…………………………………………………………………4

Типы коммерческих банков………………………………………………..6

Проблемы функционирования коммерческих банков России в переходный период……………………………………………………….7

Список литературы…………………………………………………………9

Лист для рецензии………………………………………………………….10

Сущность двухуровневой банковской системы

Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства. Как и в других странах, банки в РФ не отвечают по обязательствам государства, а государство по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законодательством, или когда банки и государство принимают на себя такую ответственность. Банковская система состоит их двух блоков. Первый - Государственный банк РФ. Второй блок - коммерческие банки.

Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий банк и банковская деятельность. Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов.

Двухуровневая банковская система основана на взаимосвязи банков в двух плоскостях:

а) вертикальная взаимосвязь показывает соподчиненность банков в банковской системе; б) горизонтальная – равноправие банков на каждой ступени.

Первый уровень занимает Центральный банк РФ, в его ведение входит монопольное право на эмиссию и надзор за деятельностью коммерческих банков. Второй уровень это коммерческие банки, которые обслуживают клиентов. Размер кредитной эмиссии регулируется ЦБ.

Главными задачами ЦБ являются:

1)Поддержание стабильности денежной системы государства,

2)Обеспечение покупательской стабильности национальной валюты,

3)Влияние на ценовую систему страны.

Достижение целей – эмиссия, которая осуществляется через следующие функции ЦБ:

Эмиссия наличных денег и контроль за денежным обращением,

Аккумуляция и хранение резервов кредитных учреждений

Хранение официальных золотых и валютных резервов страны

Исполнение государственного бюджета и управление гос.долгом

Кредитование коммерческих банков, выполнение роли кредитора

Организация и осуществление межбюджетных отношений

Денежное кредитное регулирование экономики

Регулирование и контроль за деятельностью кредитных учреждений

Это обеспечивается через следующие операции ЦБ:

1)Выдача лицензий на банковскую деятельность

2)Проверка отчетности в коммерческих банках

3)Банк устанавливает нормативы деятельности коммерческого банка и контролирует их выполнение.

Нормативы для коммерческих банков:

Достаточности капитала;

Нормативы ликвидности коммерческого банка;

Нормативы ограничения кредитной деятельности банка

(ограничение на крупные кредиты и вклады)

Минимальные резервы депонирования в ЦБ.

Коммерческие банки действуют на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от центрального банка. Если речь идет о получении лицензии банком с участием иностранного капитала, иностранным банком или филиалом банка другой страны, то необходимо представить некоторые легализованные в установленном порядке документы. Госбанк для обеспечения всем коммерческим банкам равных конкурентных условий имеет полномочия предъявлять дополнительные требования к учредителям иностранных банков и банков с участием иностранного капитала относительно минимального и максимального размеров их уставного капитала. Госбанк осуществляет надзор за выполнением условий выданных коммерческим банкам лицензий и проводят ревизии и тематические проверки операций в иностранной валюте, выполняемых банками. По результатам проверок и ревизий они имеют право применять к коммерческим банкам меры, предусмотренные действующим законодательством.

Аккумуляция банками свободных денежных средств и вложение их в дело в самых различных формах обычно приносит высокие доходы не только самим банкам, но и их клиентам. Учредителями коммерческих банков могут быть как юридические лица, так и граждане. Не исключено привлечение в состав учредителей и иностранных партнеров. Банкам предоставлено право открывать филиалы как внутри страны, так и за рубежом. Все это имеет надежную правовую основу. В банковской сфере впервые нашли конкретное проявление признаки демонополизации, деловой конкуренции.
Безусловно, развитие рыночных отношений будет стимулировать дальнейшее совершенствование банковской системы, возрастание ее роли в укреплении экономических связей.

Понятие и сущность коммерческого банка как хозрасчетного предприятия.

Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.

Операции коммерческих банков.

Коммерческие банки могут осуществлять весь комплекс кредитных и расчетных операций, присущих банковскому органу. Рассмотрим более подробно характер совершаемых коммерческими банками операций.

Основные из них следующие:

Ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;

Финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;

Выпуск платежных документов и иных ценных бумаг (чеков, аккредитивов, векселей, акций, облигаций и других);

Покупка, продажа и хранение государственных платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними;

Выдача поручительств, гарантий и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;

Приобретение права требования из поставки товаров и оказания услуг, принятие рисков исполнения таких требований и инкассация этих требований (факторинг);

Иностранной валюты;

Покупка и продажа в РФ и за границей драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

На счета и во вклады и иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;

Доверительные операции (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами и другие) по поручению клиентов;

Лизинговые операции;

Оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью.

Важное место в деятельности коммерческих банков принадлежит организации и осуществлению международных расчетов, операций с иностранной валютой, кассовому обслуживанию имеющей ее клиентуры.
В настоящее время уже более 200 банков проводят такие операции.

Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия - он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка.
Банк может осуществлять виды хозяйственной деятельности (разумеется, если они не противоречат законам страны, вытекают из Устава банка).
Как и любое другое предприятие, банк должен иметь специальное разрешение (лицензию).

Банки в отличие от промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфере обмена, а не производства. Это обстоятельство, однако, дало основание ряду авторов считать, что банк - это торговое предприятие.

Ассоциации банковской деятельности с торговлей не случайны. Банки действительно как бы «покупают» ресурсы, «продают» их, функционируют в сфере перераспределения, содействуют обмену товарами. Банки имеют своих «продавцов», хранилища, особый «товарный запас», их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. На этом, однако, сходство между банком и сферой торговли в основном заканчивается. Более того, сходство носит внешний характер, ибо банк торгует не товарами, а особым продуктом. Известны, к примеру, такие операции, которые банки совершают с обменом (покупкой-продажей) валют на денежном рынке, когда валюта одной страны (а также золото) покупается или продается по определенному курсу, определенной цене.

Функционирование банка в сфере обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других.
Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику.
Интересы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может находиться в данном регионе.
Разумеется, в современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным. Консолидирующим звеном здесь выступает банк-посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в кармане банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор кредита на любой вкус – срок, обеспечение, ссудный процент. Банк выступает в данном случае в роли удачливой сводницы, устраивающей знакомство двух субъектов - кредитора и заемщика.

Типы коммерческих банков

Коммерческие банки представляют собой банки, совершающие кредитование промышленных, торговых и других предприятий главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. По форме собственности они подразделяются на: а) частные акционерные, б) кооперативные, в) государственные.

Коммерческие банки различаются:

1. По принадлежности уставного капитала и способу его формирования и могут создаваться и существовать в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с участием иностранного капитала, иностранных банков. Закон не исключает и другие способы формирования уставного капитала коммерческого банка.

2. По видам совершаемых операций коммерческие банки делятся на универсальные и региональные банки.

3. У многих коммерческих банков ярко выражена отраслевая ориентация.

Для координации усилий и защиты интересов коммерческие банки могут создавать союзы, ассоциации, другие объединения. При принятии решений, связанных с текущей банковской деятельностью, эти банки независимы от исполнительных и распорядительных органов государственной власти и управления. Работникам названных органов запрещается участие в органах управления банков, в том числе и путем совмещения должностей.

Следует иметь ввиду, что закон запрещает банкам использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций в вопросах установления процентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения, на ограничение конкуренции в банковском деле.
Соблюдение антимонопольных правил контролируется Госбанком РФ.

Проблемы функционирования коммерческих банков России в переходный период

Таким образом, мы видим, что банки играют очень важную роль в экономике. Поэтому именно с налаживания нормально функционирующей банковской системы нужно начинать выход из кризисного положения, сложившегося у нас в стране. В настоящее время, в связи с нехваткой квалифицированных кадров и стремительным ростом количества коммерческих банков в эту сферу идут мало подготовленные работники, которые не имеют специального образования. Это приводит к неудовлетворительной работе банков и стремлению их просто быстрее заработать деньги. Зачастую банки выдают кредиты предприятиям, даже не проверив их состоятельность. Все это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.

В настоящее время одной из наиболее важных задач является дальнейшее расширение участия банков в стимулировании экономического роста России. Наиболее действенным рычагом здесь служит кредитование банками реального сектора экономики. Однако дальнейшему развитию препятствует ряд факторов:

1) Высокие риски не возврата кредитов из-за неплатежеспособности многих предприятий;

2) Многие потенциальные заемщики не могут представить в банки обоснованные проекты, под которые хотят получить кредит. В таких случаях банки должны приходить на помощь, оказывая услуги финансового менеджмента. Это поможет им снизить риски размещения своих средств;

3) Недостаточность у ряда банков, особенно региональных, ресурсов для долгосрочного кредитования реального сектора экономики.

Этот вопрос не потерял своей актуальности, а для его решения можно рассматривать различные варианты, например полностью освободить от резервирования наиболее долгосрочные вклады и депозиты;

4) Расширению кредитования банками реального сектора экономики могли бы содействовать налоговые льготы.

Большое беспокойство вызывает быстрое сокращение количества банковских учреждений, их крайне неравномерное распределение по территории страны. Банковские учреждения, закрываются как правило в районах, где недостаточно капиталов, поэтому и новые банки там не могут быть созданы из-за высоких требований к минимальному размеру уставного капитала.

К сожалению не все банки осознали необходимость повышения уровня капитализации. Некоторые продолжают строительство престижных офисов, проводят другие затраты, не сообразуясь с имеющимися возможностями.

Ассоциация Российских банков настоятельно рекомендует всем банкам больше внимания уделять наращиванию собственных средств, формированию резервов под кредитные риски. Это – залог выживания банков, сохранения их финансовой устойчивости.

  • I. Декларация-заявка на проведение сертификации системы качества II. Исходные данные для предварительной оценки состояния производства
  • I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  • II. Становление и развитие системы общественного призрения
  • II. Структура Системы сертификации ГОСТ Р и функции ее участников
  • IV Этап. Завершение формирования колониальной системы. Конец XIX – начало XX вв.
  • Web-сайт как основа, главный элемент, системы коммуникаций в Интернете
  • Одноуровневая банковская система предусматривает наличие только горизонтальных связей между кредитными организациями. Такой тип характерен для слаборазвитых в экономическом отношении стран. Одноуровневая банковская система может быть в нескольких случаях:

    "в стране еще нет центрального банка. Это соответствует ранним этапам развития банковского дела, когда банки могли выполнять любые банковские операции, в том числе осуществлять эмиссию своих денежных знаков. В настоящее время существование банковской системы без центрального банка является исключением из правил; здесь в качестве примера можно привести Люксембург, где ведется работа по созданию центрального банка, и Гонконг, в котором по соглашению с Великобританией функции центрального банка выполняет Банк Англии; в стране действует только центральный банк, такая банковская система - монобанковская система во главе с Госбанком СССР - действовала в СССР;центральный банк выполняет все банковские операции, конкурируя с другими банками, примером этого случая также может служить банковская система СССР.

    Двухуровневая банковская система имеет связи по горизонтали и вертикали . Вертикальные взаимосвязи - это отношения подчинения между управляющим центром (центральным банком) и низовыми звеньями (коммерческие банки и специализированные банки), а горизонтальные отношения характеризуют равноправное партнерство между субъектами низового уровня. В условиях двухуровневого варианта построения банковской системы происходит дифференциация функций на административно-управленческие (выполняются центральным банком); по обслуживанию хозяйства (осуществляют коммерческие банки).

    На сегодняшний момент практически во всех странах с рыночной экономикой созданы двухуровневые банковские системы, где на первом уровне функционирует центральный банк страны, наделенный эмиссионной, надзорной, законотворческой функциями, а на втором уровне осуществляют свои операции коммерческие банки.

    Преимуществами двухуровневой банковской системы является постоянный контроль со стороны центробанков, это не дает частным банкам вести свои эгоистичные политики в странах.

    Недостаток, тот же, всем банкам приходится подчиняться единому центру.

    В одноуровневой системе все наоборот.



    Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает, как рыночная модель и разделена на два яруса. Первый ярус охватывает учреждения Центрального банка Российской Федерации, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию); его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из деловых банков, задача которых - обслуживание клиентов (организаций и населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.). Банковская система находится в переходной стадии: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито.

    Банки в условиях рыночной экономики - главные звенья кредитной системы.Экономические (денежные) отношения, возникающие при банковском кредитовании,позволяют временно свободные денежные средства государства, юридических ифизических лиц, которые аккумулируют кредитные организации, предоставлятьюридическим и физическим лицам на условиях возвратности. Организация же идеятельность банковских и небанковских кредитных организаций регулируются припомощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право.В последние годы активно формируется законодательная база регулированияфинансовых отношений, в том числе и банковских. Россия, взяв на вооружениеопыт правового регулирования финансовых отношений в странах, с развитойрыночной экономикой, преломила его на отечественной почве, что выражается вомногих экономических и социальных преобразованиях, в развитиипроизводственного потенциала, в укреплении государственных финансов.Перед банками в 21 в. возникают проблемы, являющиеся следствием той среды, вкоторой банки функционируют. Эти явления происходят в глобальном, европейскоми общенациональном масштабах. Необходимо отметить основные направленияпреобразования банков:1. Глобализация финансовых рынков, предопределяющая переход отраздробленного рынка финансовых услуг однородному. 2. Развитие технологий позволит перейти к мировым интегрированнымпроцессам что дает возможность сформировать единую сеть связанных между собойфирм.3. Расширение и развитие Европейского сообщества вместе с интеграциейвалюты будут стимулировать создание общего европейского рынка.4. Банки будут приспосабливать предложение своих услуг к конкретнымпотребностям отдельных сегментов рынка с учетом тенденций их развития.

    15.Краткосрочная финансовая политика: общее понятие, цели и принципы построения.

    Финансовая политика – это общая идеология организации, подчиненная достижению основной цели ее деятельности – получение прибыли. В рамках общей финансовой идеологии организации выделяются также ее финансовая стратегия и тактика.
    Финансовая стратегия – это искусство ведения финансовой политика, а тактика – составная часть этого искусства, совокупность конкретных приемов и способов действий в конкретной ситуации.

    Управление предприятием в краткосрочном периоде базируется на краткосрочной финансовой политике. Успешность работы предприятия в краткосрочном периоде в решающей степени зависит от качества разработанной им краткосрочной финансовой политики , под которой понимается система мер, направленных на обеспечение бесперебойного финансирования его текущей деятельности.
    В рамках государственной деятельности, целями краткосрочной финансовой политики являются: создание, регулирование и контроль денежных потоков; установление сбалансированности текущих активных и пассивных операций государства.

    В ходе реализации краткосрочной финансовой политики следует выделить следующие элементы:

    Ценовая политика;

    Учетная политика;

    Налоговая политика;

    Политика управления оборотными активами;

    Политика управления кредиторской задолженностью.

    Для достижения результатов необходима внутренняя сбалансированность и согласованность. Формирование и реализация на практике краткосрочной финансовой политики основана на принципах:

    1. Принцип самоокупаемости.

    2. Принцип самофинансирования.

    3. Принцип самоуправления.

    4. Принцип ответственности.

    5. Принцип контроля.

    6. Принцип заинтересованности в результате хозяйственной деятельности.

    7. Принцип формирования финансовых резервов.

    Цели краткосрочной финансовой политики (КФП):

    • обеспечение производства в рамках имеющихся производственных мощностей и основных фондов;
    • обеспечение гибкости текущего финансирования;
    • генерирования (накапливание) собственных источников финансирования.

    Основная задача КФП – обеспечение бесперебойного финансирования текущей деятельности предприятия. Эта задача предусматривает постановку множества разноплановых частных задач, среди которых могут быть:

    1. выбор модели управления оборотным капиталом;
    2. определение размера участия заемного капитала в допустимой степени в зависимости от кредиторов;
    3. определение форм заимствования с учетом особенностей производственного и финансовых циклов предприятия цены заемных средств и налогового аспекта заимствования; и т.д.

    Под банковской системой понимается строго определенная законом структура специализированных организаций особого рода, действующих в сфере финансов и денежно - кредитных отношений и имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности. В организационном плане банковская система может быть как одноуровневой (однозвенной), так и двухуровневой (двухзвенной).

    При одноуровневой системе центральный банк и коммерческие банки находятся на одном уровне, выступая равноправными агентами или отделениями центрального банка.

    Такая система встречается в странах со слаборазвитой экономикой или странах с тоталитарным режимом. Она была характерна для СССР, когда имеющиеся три банка (Центральный банк, Стройбанк и Внешторгбанк) и сберегательные кассы находились на одном уровне и различались только целями и функциями. Двухуровневая система представляет собой разделение всех банков на верхний и нижний уровни. На верхнем, первом уровне находится центральный банк, на втором -- самостоятельные, но подконтрольные центральному банку коммерческие банки.

    Переход от плановой экономики к экономике рыночного типа, произошедший в девяностые годы прошлого века в нашей стране, повлек за собой коренные преобразования во многих отраслях. Не стала исключением и банковская система России, перешедшая отодноуровневой к двухуровневой банковской структуре.

    Необходимость создания двухуровневой банковской системы и появления множества различных коммерческих банков была обусловлена тем, что появились новые формы собственности: индивидуальная частная и акционерная, государственная и другие формы собственности, поэтому удовлетворить потребности в расчетах и кредитовании один банк и его филиалы на местах были не в состоянии. Для этого нужны были многочисленные коммерческие банки, которые создавались на основе отраслевых банков СССР, типа Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка, Сбербанка, Внешэкономбанка и их филиалов .

    Двухуровневая банковская система в России создавалась следующим образом.

    В конце 1990 г. было принято два закона -- Закон «О Государственном Банке» и «Закон о банках и банковской деятельности», в которых были определены условия открытия банков, пути и методы контроля за ними. Закон «О банках и банковской деятельности РФ» устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому Закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком. Можно считать, что переход к двухуровневой банковской системе в России произошел в 1992 году, когда на базе Госбанка СССР был создан Центральный банк России и статьей 2 Закона «О банках и банковской деятельности» было установлено, что банковская система России включает в себя Банк России (это официальное название Центрального банка), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Согласно этому Закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком. Исключительное значение имело закрепление на законодательном уровне принципа независимости банков от органов государственной власти и управления при принятии решений, связанных с проведением банковских операций.

    Таким образом, в единую банковскую систему включены центральный банк, коммерческие банки и их филиалы, филиалы и представительства иностранных банков. Первый уровень этой системы представлен Банком России, являющимся в нашей стране единственным органом, осуществляющим банковское регулирование, контроль и надзор; второй состоит из кредитных организаций - банков и небанковских кредитных организаций. В настоящее время расширяется понятие банковской системы, и в широком смысле этого слова она включает не только банки, но и создаваемые кредитными организациями союзы и ассоциации банков, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей и решения иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций. Самой крупными такими ассоциациями являются Ассоциация российских банков (АРБ), Ассоциация региональных банков России (АРБР), есть также региональные банковские союзы, объединяющие региональные банки. В Самарской области в 2012 году создан Союз банков Самарской области.

    Участниками банковской (кредитной) системы по своей экономической сути могут являться также и микрофинансовые организации и кредитные кооперативы. К недостаткам российской банковской системы следует отнести отсутствие у данных квази-банковских структур достаточных системобразующих связей с другими элементами банковской системы. При этом наметилась тенденция постепенного встраивания этих организаций в банковскую систему (через переход под надзор Банка России, рост спроса со стороны квазибанковских структур на услуги институтов банковской инфраструктуры) .

    Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки.

    Банки – это экономические институты, которые обслуживают систему кредитных отношений.

    Считается, что первые банки возникли на основе меняльного дела - обмена денег различных городов и стран. Это подтверждают этимологические корни слова “банк”, его происхождение от итальянского “banco” (стол, на котором средневековые итальянские менялы раскладывали свои монеты).

    Действовавшая у нас до 1986 года банковская система коротко могла быть охарактеризована как одноуровневая. Банковское дело было монополизировано Государственным Банком СССР, наряду с которым существовала сеть специализированных банков: Сбербанк, Промстройбанк и др. Последние были, по существу, филиалами Госбанка.

    Активное использование кредитных отношений в рыночном хозяйстве требует развития обширной банковской сети. Для стран с развитой рыночной экономикой характерно построение банковского сектора как двухуровневого.

    Двухуровневая банковская система основывается на взаимоотношениях между банками в двух плоскостях : по вертикали и по горизонтали. По вертикали - отношения подчинения между Центральным банком как руководящим, управляющим и контролирующим центром и низовыми звеньями - коммерческими и специализированными банками, другими кредитными институтами; по горизонтали - отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями.

    Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, и это обеспечивается элементами нижнего уровня банковской системы - коммерческими банками и кредитными учреждениями; с другой стороны, этим отношениям необходимо регулирование: контроль и целенаправленное воздействие, что требует функционирования особого института в виде Центрального банка.

    В 90-х годах в России была создана двухуровневая банковская система, в основном определены и разграничены функции Центрального банка и коммерческих банков.

    Рисунок 64. Двухуровневая банковская система Российской Федерации.

    Основными функциями Центрального банка являются:

    · денежная эмиссия . (От латинского «emissio”- выпуск). Центральный банк пользуется монопольным правом выпуска национальных денежных знаков в обращение. Центральный банк осуществляет эмиссию в соответствии с потребностями хозяйственного оборота;

    · функция банка правительства . Центральный банк обязан поддерживать государственные экономические программы, обслуживать бюджетные расчеты, способствовать управлению государственным долгом, проведению денежно-кредитной политики;

    · функция банка банков . Центральный банк является кредитором последней инстанции, он предоставляет национальным кредитным институтам возможность рефинансирования на определенных условиях при временном дефиците у них кредитных ресурсов. Центральный банк является расчетным центром;

    · роль органа надзора за коммерческими банками и финансовыми рынками.

    Низовое звено банковской системы состоит из сети коммерческих банков, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентов на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются универсальные коммерческие банки . Важнейшими их функциями традиционно являются:

    · аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

    · осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве;

    · кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц;

    · учет векселей и операций с ними;

    · хранение финансовых и материальных ценностей;

    · доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции); и др.

    Операции по аккумулированию временно свободных денег называются пассивными , а рамещение средств, коммерчески выгодное их вложение относят к активным операциям. По обоим типам операций в качестве оплаты выступает процент. Процент по активным операциям как правило превышает размер процента по пассивным операциям, разность между этими процентами (маржа) и составляет основу доходов банков.

    Наряду с универсальными коммерческими банками в систему коммерческих банков могут входить и специализированные банки , которые ориентированы на предоставление, в основном, одного-двух видов услуг для большинства своих клиентов.

    Например, инвестиционные и инновационные банки специализируются на аккумуляции денежных средств на длительные сроки, в том числе, посредством выпуска облигационных займов и предоставления долгосрочных ссуд. Они выступают в качестве организаторов первичного и вторичного обращения ценных бумаг.

    Сберегательные банки строят свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок.

    Ипотечные (земельные) банки осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества.

    Создание и деятельность коммунальных банков или банков, обслуживающих местное хозяйство, получили распространение в немногих странах. Цель создания коммунальных (муниципальных) банков - содействие развитию и кредитно-финансовое обслуживание местного хозяйства. Учредителями и участниками данных банков могут выступать местные органы власти, ведомства, общественные организации, страховые общества и банки, то есть организации, которые в наибольшей степени заинтересованы в развитии местной инфраструктуры и чей бизнес в существенной степени зависит от этого.

    Несмотря на различия в названиях, современные коммерческие банки в России слабо специализированы и, в основном, занимаются сходными проблемами и операциями: аккумулируют временно свободные денежные средства и предоставляют кредиты, используют также и другие каналы коммерчески выгодного вложения аккумулированных средств, например, осуществляют операции на рынке ценных бумаг.

    На 1 октября 1999 года в Российской Федерации было зарегистрировано 2408 банков, из них с участием иностранного капитала – 139. На территории страны действовало 3914 филиалов банков, в том числе: Сбербанка России – 1698.

    На 1 августа 1999 года общий объем кредитов, выданных хозяйству, банкам, населению в рублях и иностранной валюте (на тот же период) – 180,3 млрд. рублей.

    Вклады населения составили (на тот же период) всего – 160,7 млрд. рублей, из них в Сбербанк – 138,7млрд. рублей (86,3 %).

    Низовой уровень двухуровневой банковской системы, наряду с банками, входят и специализированные кредитно-финансовые институты , которые осуществляют более узкий круг финансовых операций. К специализированным кредитно-финансовым учреждениям можно отнести ломбарды, кредитные товарищества и общества.



    Ломбарды представляют собой кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог движимого имущества. Специализация ломбардов - потребительский кредит под обеспечение в виде залога движимого имущества, включая драгоценные металлы и камни (как правило, за исключением ценных бумаг). Ссуды выдаются в основном краткосрочные (до 3 мес.) в размере от 50 до 80 процентов стоимости закладываемого имущества.

    Общества взаимного кредита (ОВК) - вид кредитных учреждений, близких по характеру деятельности к коммерческим банкам, обслуживающим мелкий и средний бизнес. Наибольшее распространение имели в дореволюционной России, предоставляя различные виды кредитно-расчетного обслуживания частным промышленникам и торговцам. При вступлении каждый из членов ОВК вносит определенный процент (например, 10 - 30 %) открытого ему кредита в качестве оплаты своего паевого взноса. При выбытии из ОВК его участник погашает, во-первых, сумму основного долга (с уплатой причитающихся обществу процентов); во-вторых, приходящуюся на него часть убытков общества, если таковые имеются. После этого выбывающему возвращаются его вступительный взнос и заложенное имущество.

    Кредитные товарищества создаются в целях кредитно-расчетного обслуживания своих членов, кооперативов, предприятий малого и среднего бизнеса, физических лиц. Капитал кредитных товариществ формируется путем покупки паев и оплаты обязательного вступительного взноса, который при выбытии не возвращается.

    Необходимость активизации малого предпринимательства в Российской Федерации обусловливает потребность в развитии кредитных товариществ и обществ взаимного кредита.

    Роль банковских систем в экономике развитых стран возрастает. Характерны следующие современные тенденции в развитии банковского сектора экономики:

    1. Углубляется процесс централизации и концентрации банковского капитала. Например, в США уже к концу 80-х годов 4о от общего числа коммерческих банков имели активы более 500 млн. долл. и владели 74% всех банковских активов. В Российской Федерации на 1 декабря 1997 года большинство коммерческих банков (86%) имело уставный капитал менее 30 млрд. руб. (неденоминированных, то есть менее 5 млн. долл.). Средний размер активов составлял 36 млн. долл. - на порядок меньше, чем в развитых странах. Перед российской банковской системой стоит задача укрупнения банков, так как мелкие банки неустойчивы, низкодоходны и неспособны осуществлять инвестиции.

    2. Крупнейшие современные банки представляют клиентам обширный спектр услуг - более 200 видов. Это - не только новые депозитно-ссудные операции, но и факторинг, начисление и удержание налогов, амортизационных отчислений, оказание информационных, аудиторских и консалтинговых услуг, выдача гарантий и поручительств, лизинговые операции, работа с кредитными карточками и т.д.

    3. Развивается электронизация банковских услуг. Создаются мощные компьютерные сети, позволяющие осуществлять расчеты и платежи в режиме реального времени.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...