Налоговая нагрузка на бизнес. Обработка персональных данных


Одним из широко распространенных мифов о налоговой системе России является миф о чрезмерной налоговой нагрузке на бизнес в Российской Федерации. Для наглядности приведем реальные данные о налоговой нагрузке на бизнес в процентах к ВВП, т.е.- к сумме добавленных стоимостей по всем видам экономической деятельности (по новой терминологии, государственной статистики) или по всем отраслям (по прежней терминологии).

Государственные расходы, как известно, производятся из соответствующих государственных бюджетов, а государственные бюджеты формируются за счет налоговых и неналоговых доходов.

В 2012 налоговая нагрузка на бизнес в России составляет 34,8 %. Во многих зарубежных странах доля доходов бюджета составляет 30-35 % всех доходов бюджетов. Поэтому уровни налоговой нагрузки на бизнес будут соответственно ниже примерно на одну треть. Калинина О.В. Оценка эффективности российской налоговой системы// Финансы и кредит. 2011. №11. с.10-14.

Таблица 1.1- Налоговая нагрузка на бизнес (% к ВВП) Садков В.Г. Мифы о чрезмерной налоговой нагрузке на бизнес и ключевые направления модернизации налоговой системы России, устраняющие её реальные недостатки//Финансы и кредит. 2010. №13. С.19-27.

В таблице 1.1 представлены приблизительные данные о налоговой нагрузке на бизнес на период 2010-2011 гг. Дело в том, что при расчете налоговых нагрузок на бизнес следует оставлять из всей суммы собираемых налогов только налоги именно на бизнес, выводя из расчетов все подоходные налоги с граждан и соответствующие сборы с граждан.

В 2011 налоговая нагрузка на бизнес в России составляет 34,8 %. Во многих зарубежных странах доля доходов бюджета составляет 30-35 % всех доходов бюджетов. Поэтому уровни налоговой нагрузки на бизнес будут соответственно ниже примерно на одну треть. Титов В.В. Влияние налоговой системы на эффективность деятельности предприятия// Финансы. 2009. №2. с.42-46.

реформирование налог социальный нагрузка

Таблица 1.2- Оценка реальной налоговой нагрузки на бизнес в РФ Калинина О.В. Оценка налоговой нагрузки с учетом особенностей развития российской экономики на современном этапе//Финансы и кредит. 2011. №37. с.31-38.

В Российской Федерации доля налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете пока составляет около 10 %, т.е. величина налоговой нагрузки непосредственно на бизнес по сравнению с представленными в таблице 1.1 долями госрасходов по зарубежным странам в России является выше.

Вычитая из общего объема налогов и сборов налоги и сборы с физических лиц, можно показать динамику реальной налоговой нагрузки на бизнес в России.

Необходимо отметить, что для предприятий с практической точки зрения важна оценка налоговой нагрузки по отношению к валовому выпуску, а не к аналогу ВВП - добавленной стоимости. Для руководителя конкретного предприятия, финансового менеджера оценка налоговой нагрузки в процентах добавленной стоимости мало что дает. Они должны знать: сколько заплатили налогов, каковы издержки, какова прибыль и рентабельность. Поэтому для руководства предприятия необходима оценка налоговой нагрузки как объем налогов в процентах к объему продаж.

Таким образом можно отметить, что налоговая нагрузка- 1 по России в целом (в процентах к ВВП) составляет 36-37%, а налоговая нагрузка- 2 в среднем по России в процентах к валовому выпуску составляет около 20%.

Отсюда следует вывод, что интегральная налоговая нагрузка на бизнес в России является вполне щадящей, находящейся слева от критической отчки на графике Лаффера. Так что, в части интегральной средней налоговой нагрузки в целом на бизнес Россия находится даже в льготных условиях по отношению к бизнесу во многих странах мира.

Обещание властей не повышать налоговую нагрузку на бизнес не помешало государству собрать в 2017 году на полтриллиона больше по налогу на прибыль. Ключевым способом стало временное изменение регулирования, заявили эксперты АКРА

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

Хотя в России четвертый год действует мораторий на изменение налоговых условий, это не помешало регионам в 2017 году собрать с компаний на 248 млрд руб. (11%) больше по налогу на прибыль, чем годом ранее, говорится в исследовании рейтингового агентства АКРА. Этот рост обеспечил треть общего прироста доходов регионов в 2017 году.

Налоговые ставки не менялись, напротив — федеральный центр забрал 1 п.п. по налогу на прибыль, так что регионы теперь (и вплоть до конца 2020 года) получают налог по ставке 17%, а не 18%, как раньше. Основная причина роста поступлений по налогу на прибыль — временный запрет для налогоплательщиков в полной мере засчитывать убыток прошлых лет.

Органическая прибыль предприятий обеспечила только 20% всей суммы по налогу на прибыль, поступившей в бюджеты регионов, рассказала автор исследования Елена Анисимова, эксперт группы суверенных и региональных рейтингов АКРА. Основной же прирост был обеспечен временным уменьшением льготы по учету убытков прошлых лет.

С 2016 по 2020 год в Налоговом кодексе действует поправка , в соответствии с которой база по налогу на прибыль не может быть уменьшена на сумму ранее полученных убытков более чем на 50%. Это значит, что если компания получила убыток по итогам прошлого налогового периода, при уплате налога ей может быть зачтена только половина. Причем платить налог придется даже при отсутствии какой-либо прибыли. Таким образом, невозможность зафиксировать свои убытки ведет к повышению налоговой нагрузки на предпринимателей, пишут эксперты.

Как отмечает Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев групп», этой лазейкой власти «как будто заняли у бизнеса». «Понятно, что это деньги, которые изъяты из экономики и в большинстве случаев вернутся. У предпринимателей же вообще отняли право на списание убытков, просто ограничили их вполовину, и компании будут списывать убытки в последующие годы», — сказал он.

Сомнительная помощь регионам

Благодаря перераспределению 1 п.п. по налогу на прибыль федеральный бюджет получил на 271 млрд руб. больше, чем в 2016 году. Как отмечает Анисимова, федеральный бюджет должен был перераспределить полученный 1% в пользу нуждающихся регионов в виде безвозмездных поступлений. «Но эти трансферты не являются собственными доходами. Следовательно, они не помогают регионам исполнять соглашения с Минфином по ненаращиванию долга к собственным доходам», — говорит она.

По данным исследования, прирост налога на прибыль произошел в 65 регионах, причем в 36 из них это обеспечено только изменением норм законодательства. Наиболее заметный прирост поступлений по налогу на прибыль произошел в добывающих и в наиболее финансово благополучных регионах. Так, более 50 млрд руб. поступлений по налогу на прибыль благодаря высоким ценам на уголь, хотя в начале 2017 года региональные власти планировали получить по налогу на прибыль только 24,4 млрд руб.

Снизился налог на прибыль у 20 регионов, причем больше всего на Сахалине (37,4 млрд руб.), отмечает АКРА. Это связано с уменьшением пропорции распределения налога на прибыль по СРП (соглашение о разделе продукции) на 2017 год на 5% и с колебанием цены на СПГ. Снижение поступлений в ХМАО (20,3 млрд руб.) обусловлено высокой базой 2016 года, то есть налог всего лишь вернулся на стабильный уровень, заключают эксперты.

«В совокупном приросте поступлений по налогу на прибыль, составившего полтриллиона рублей, органический прирост составил 100 млрд руб., остальное — результат прочих факторов, в том числе временного изменения законодательства», — заключает Анисимова.

По данным ФНС, за десять месяцев 2017 года поступления по налогу на прибыль выросли на 451 млрд руб. Из них 178 млрд руб. было обеспечено фактором налогового администрирования, остальное — экономическим и законодательным.

Есть и другие пути

Это лишь один из ряда способов повысить сборы, потому что в понимании Минфина неповышение налоговой нагрузки — это сохранение номинальных ставок, говорит Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам московского отделения «Опоры России». По его словам, существует практика запугивания налоговыми органами предпринимателей с целью, чтобы они отразили в своих декларациях прибыль.

«Если компания показывает убыток в своей деятельности, ее вызывают в налоговый орган по месту учета и предоставляют два варианта. Компанию ждет выездная проверка либо она корректирует свою налоговую декларацию, чтобы «не портить статистику». Подавляющее большинство людей идут вторым путем», — говорит Зеленов.

Сергей Пепеляев согласен, что обещание не увеличивать налоговую нагрузку не соблюдается и нарушается оно разными путями. Например, через изменение налогообложения, как в описанном АКРА случае. Еще один вариант — через изменение возможных норм бухгалтерского учета: изменение норм амортизации, перенос имущества из одной группы в другую (переход на кадастровую стоимость), изменение порядка начисления курсовых разниц. Либо же напрямую, когда вводятся новые платежи, являющиеся по своей сути налогам или сборами, но облеченные в другую форму.

«Например, в 2017 году был введен курортный сбор. Понятно, что в конечном итоге его носителями являются туристы, но через увеличение цены услуг это сказывается и на самом бизнесе. Также были введены отчисления для строительных компаний в резервный фонд, когда они в порядке долевого строительства привлекают средства граждан, что тоже является целевым налогом на погашение возможных рисков», — перечисляет Пепеляев.

«Это подтверждает тезис бизнес-объединений о том, что, несмотря на заморозку налогов до 2018 года, налоговая нагрузка на бизнес растет за счет иных механизмов», — отмечает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. В ноябре прошлого года предприниматели напомнили в письме Владимиру Путину о нарушениях договоренности о неизменности фискальной нагрузки, писали «Ведомости» . Они заявили, что только в 2018 году бизнесу придется доплатить более 100 млрд руб. из-за различных новых сборов, которые правительство вписало в проект трехлетнего бюджета.

Недовольство бизнеса налоговой сферой на недавнем съезде РСПП председатель совета директоров НЛМК миллиардер Владимир Лисин. По его словам, правительство не повышает налоговое бремя, но неналоговая нагрузка увеличивается, а закон, который мог бы это ограничить, уже полтора года находится на рассмотрении. Есть и примеры наращивания налоговой нагрузки, добавил он, — возвращение налога на движимое имущество, который регионы хотят​ и имеют право не взимать, но вводят, чтобы наполнять бюджеты.

В ближайшее время в России могут отменить льготную ставку НДС (то есть налога на добавленную стоимость) на учебники, детскую литературу и все остальные книги. Сейчас ставка зафиксирована на отметке 10%, но после отмены государственной льготы НДС на книги может вырасти до 18%. Об этом премьер-министр Дмитрий Медведев говорил на совещании с тремя российскими министерствами, выяснили «Ведомости» . Возможный рост налоговой нагрузки на книгоиздателей – прямое следствие поручения Федеральному собранию Владимира Путина, который приказал перераспределить государственные льготы в пользу беднейших слоев населения, следует из статьи.

Нынешняя риторика идет вразрез с мировым трендом на поддержку книгоиздания как важного инструмента развития образования. Сколько себя помню в книжном деле, у нас всегда любили говорить о необходимости снижения или полного обнуления НДС на книги. Всегда приводили в пример развитые страны Запада, где книга является неотъемлемой частью социальной и культурной политики.

Российский книжный союз постоянно включал вопрос снижения либо ликвидации налога на книги во все повестки. Последние лет десять казалось, что еще немного – и российское правительство пойдет навстречу книгоиздателям. Но, похоже, жизнь богаче всяких фантазий. Думаю, что сейчас разговорами не ограничатся и за пару лет льготный 10%-ный НДС действительно приведут к стандартным 18%.

Как устроен книжный рынок России

Сложившийся книжный рынок России можно оценить в 60 млрд рублей без учета учебников. Учебники сознательно не включают в выборку, так как этот сегмент нельзя назвать рыночным на 100%. Указанная сумма – это все деньги всего книжного рынка России от производителей бумаги и типографий до авторов, издателей и книжных магазинов. В валютном эквиваленте емкость соответствует $1 млрд.

С таким размахом мифических книжных олигархов просто не может существовать. Обывательские разговоры вокруг творческих бизнесов традиционно преувеличивают их стоимость. Для сравнения: оборот крупнейшего британского издательства Pearson превышает $7 млрд, что в семь раз больше всего российского книжного рынка.

Как видим, в нашем случае база для начисления налога не самая большая. Налоговые маневры на такой скромной площадке вряд ли серьезно помогут государственному бюджету. Зато для книжного рынка это будет весьма неприятным событием, которое способно разбалансировать хрупкую систему отрасли.

Точка отсчета нынешнего рынка книг в России - 2008 год. Книгоиздатели считают его «золотой датой», это пик развития постсоветской книжной индустрии. За прошедшие с тех пор 10 лет рынок сократился на 10-15% в рублях; масса отраслей просела за это время на бо́льшие проценты.

Сторонних людей обычно такая динамика удивляет: все ждут от книжного рынка более внушительных антирекордов. Дело в том, что благодаря усилиям СМИ и трендовым разговорам о «смерти книги» в обществе укоренилось представление, что книжная отрасль приблизительно в том же состоянии, что рынок патефонов или пейджеров.

Между тем книжный рынок далек от смерти. Последние пару лет в России фиксируется положительная динамика. При своих небольших финансовых размерах книгоиздательский бизнес оказался достаточно гибким: кризис даже оздоровил отрасль, позволив ей избавиться от балласта случайных игроков.

С другой стороны, кризис ощутимо сократил маржинальность книжной индустрии. При дефиците финансовой «жировой прослойки» начинает сокращаться поле для экспериментов и рискованных проектов, развивается хроническая дистрофия идей, сокращаются и упрощаются инструменты продвижения. А это путь к серьезной системной стагнации на очень долгую перспективу.

Сейчас книжная индустрия находится в определяющей для себя точке - точке самоопределения и выбора. После двух лет прироста появилась надежда на стабилизацию и развитие креативной составляющей нормального книжного рынка. Немного придя в себя после истерических рывков кризиса, издатели постепенно возвращаются к разработке свежих проектов, рынок приспосабливается к развитой электронной торговли.

Движение в этом направлении пока очень неуверенное и совсем не массовое, но тренд все же заметен и приятен образованным людям. Результаты этого движения будут ощутимы только через год-другой. Пресечь тенденцию очень просто, и тогда инерция утянет книжную индустрию в бесконечную тавтологию, экономию и 100%-ную ориентированность на масс-маркет. В случае развития такого сценария скучная и вялая судьба российского книжного рынка будет определена на долгие годы.

Что конкретно изменит повышение НДС

Отмена льготного налога на добавленную стоимость обязательно приведет к одномоментному удорожанию книг как минимум на 10-15%. Тем временем население не богатеет и не стремится увеличивать свои расходы на то, что не связано с первичными потребностями.

С подорожанием книг начнут падать экземплярные продажи. Даже если рублевый объем рынка не сократится, то начнут снижаться тиражи, которые и так на критически низком уровне. Уменьшение тиражей естественным образом приведет к повышению себестоимости книжной продукции.

Понимая, что цена книги для российского потребителя уже достигла верхних пределов, издатели постараются удерживать ее в психологически приемлемых границах. Это будет означать очередное сокращение маржинальности, а следовательно, откат рынка на несколько лет назад, в состояние кризисного «затягивания поясов» и стратегий удержания на плаву.

Вместе с этим будут сворачиваться экспериментальные проекты развития и будет сужаться зона благородного издательского риска. Естественно, будет страдать качество книги: чудес не бывает, а бесконечно жертвовать прибылью невозможно. Это приведет к тому, что в какой-то момент издатель включает режим снижения себестоимости. Что это означает? Меньше цветных иллюстраций, попроще и посерее бумага, тоньше переплетный картон, скромнее гонорары авторам, переводчикам и иллюстраторам.

Больнее всего режим экономии ударит по детской книге, требования к качеству издания которой изначально выше, чем к взрослой. Для детского книгоиздания такое положение вещей станет непростым испытанием на устойчивость. В последние годы эта категория была основным источником роста для всего издательского рынка России. Сейчас детская литература формирует как минимум четверть книжного рынка, в ближайшие годы этот сегмент может занять треть всей индустрии. Однако «экономичные» стратегии в отношении качества обязательно притормозят развитие современного детского книгоиздания, ослабив важнейшую точку роста индустрии в целом.

Тем не менее рост НДС с 10% до 18% не приведет к череде банкротств или другим непоправимым последствиям – отрасль сможет пережить этот удар и рано или поздно начнет вставать на ноги. В то же время у представителей бизнеса и общественности уже точно не останется иллюзий о «государственной поддержке» чтения.

Налоговая нагрузка на бизнес вопреки всем поручениям президента все-таки вырастет. По крайней мере, если исходить из проекта Основных направлений налоговой политики, подготовленного минфином. О проекте, налогах, их администрировании и неналоговых платежах "Российская газета" побеседовала с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александром Шохиным.

Александр Николаевич, в стране действует мораторий на рост налоговой нагрузки. Власти рапортуют о выполнении поручения президента. Так ли это на самом деле, по мнению бизнеса?

Александр Шохин: Бизнесу удалось в этом году добиться главного - не приняты спорные налоговые новации, существенно увеличивающие нагрузку на добросовестных налогоплательщиков.

Бизнес всегда чувствует некоторое ужесточение администрирования в кризис

Обсуждалось предложение повысить ставку налога на добавленную стоимость на 2 процентных пункта и постепенно выровнять НДС для льготируемых отраслей. Очевидно, что это привело бы к падению инвестиционной активности бизнеса, сокращению покупательной способности, а в результате рискам для темпов экономического роста.

Еще более проблемная тема - отказ от предельной величины базы для начисления страховых взносов в систему обязательного социального страхования. Даже снижение совокупной ставки платежей во внебюджетные фонды до 26 процентов не компенсировало бы роста нагрузки для высокотехнологичных производств с небольшим количеством высокооплачиваемого персонала.

Существовал риск снижения конкурентоспособности компаний с высоким уровнем фонда оплаты труда в себестоимости, оттока квалифицированных специалистов за рубеж, снижения заинтересованности компаний в повышении производительности труда и модернизации производства. Да и про рост "серого сектора" забывать не стоит. Сравнительно недавно рост нагрузки на малый бизнес в части соцстраха сразу привел к исчезновению (а в основном уходу в тень) большого количества микро- и малого бизнеса.

Но при этом ряд положений проекта Основных направлений налоговой политики на следующую трехлетку увеличит нагрузку на добросовестный бизнес. Предлагается ограничение переноса убытков, полученных налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах - не самая комфортная мера сразу после кризиса, рост акцизов, который ставит под вопрос достижимость целей по инфляции. Кроме того, принудительная уплата налога за незарегистрированное имущество собственником земельного участка, на котором оно расположено. Даже если легальных способов заставить собственника недостроя его зарегистрировать у владельца земли нет. При этом еще и увеличивается размер пени, подлежащей уплате в случае нарушения установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты сумм налогов, сборов и страховых взносов. Так что "точечный" рост налоговой нагрузки все-таки предусмотрен.

Ужесточилось ли администрирование налогов в 2016 году? Изменилось ли сегодня отношение ФНС к бизнесу?

Александр Шохин: Бизнес всегда чувствует некоторое ужесточение администрирования в кризис, хотя к налоговым органам это относится в меньшей степени. Точные оценки взаимоотношений бизнеса с налоговыми органами будут содержаться в Докладе РСПП о состоянии делового климата в РФ, который мы представим в феврале 2017 года на Неделе российского бизнеса. Но традиционно качество налогового администрирования оценивается как высокое.

Перейдем от налогов к неналоговым платежам. В начале года вы насчитали их более 70 (типа "Платона"). Такая же ситуация сохранится и в 2017 году?

Александр Шохин: Тема неналоговых платежей достаточно сложная. Серьезных изменений в списке неналоговых платежей пока нет, но нет и совокупной оценки - сколько они стоят экономике в целом и отдельным секторам.

Есть и новации. Пример - обязательная смена контрольно-кассовой техники. В соответствии с договоренностью между органами власти и бизнес-сообществом будут предоставлены льготы малому бизнесу, но на остальных нагрузка вырастет.

С системной точки зрения мы не поддерживаем предложение о включении в Налоговый кодекс неналоговых платежей. Более эффективным является принятие плана мероприятий по систематизации неналоговых платежей, подготовленный минэкономразвития. План предусматривает и выверку перечня неналоговых платежей, и, что более важно, подготовку проекта федерального закона, определяющего единые правила установления, исчисления и взимания неналоговых (обязательных публичных - этот термин нам кажется более точным) платежей.

Одновременно мы предлагаем включить неналоговые платежи в расчет совокупной фискальной нагрузки в Основных направлениях налоговой (фискальной) политики в соответствии с методологией, предложенной РСПП.

Сегодня одной из основных проблем бизнеса, судя по многочисленным опросам, является непосильная долговая и налоговая нагрузка. Каким образом можно ее снизить, чтобы экономика пошла в рост?

Александр Шохин: Мы предлагаем вернуться к обсуждению вопроса об инвестиционной льготе. Есть региональные инвестиционные проекты, есть специальные инвестиционные контракты, есть приоритетные инвестиционные проекты, есть льготы в ТОРах. Но не все эти механизмы и инструменты удобны для компаний.

Нередко принятие решения на федеральном уровне не подкрепляется подготовкой необходимых актов регионами. Например, подавляющее большинство регионов не приняли поправки в региональные НПА, направленные на имплементацию положений законодательства о региональных инвестиционных проектах, а если и приняли, то льготная ставка налога на прибыль составляет 13,5 процента, хотя ее можно было установить на уровне 10 процентов.

Каков ваш прогноз на 2017 год для бизнеса? Какие системные решения нужны для того, чтобы стимулировался экономический рост?

Александр Шохин: Бизнесу нужна прогнозируемость и комплексность. Сейчас отсутствует даже оценка совокупной нагрузки на бизнес, включая все обязательные публичные платежи и тарифы.

Во многих случаях нет даже закрепленных стратегических документов. Например, тарифы субъектов естественных монополий определяются в рамках прогноза, но среднесрочная и долгосрочная политика в этой сфере не фиксируется. Предлагаем, во-первых, начать подготовку Основных направлений политики в сфере тарифов естественных монополий минимум на трехлетний период (а лучше пятилетний), которые будут вносится в Государственную Думу вместе с проектом федерального бюджета. Во-вторых, стоит подумать об иерархии стратегических документов и либо повысить статус основных направлений бюджетной политики, либо разрабатывать новый комплексный документ, который бы включал все вопросы, связанные с нагрузкой на экономику, тарифами естественных монополий, таможенно-тарифной политикой, бюджетными доходами/расходами и администрированием.

Ключевой вопрос

Имеет ли смысл в условиях проблем с региональными бюджетами отойти от плоской шкалы НДФЛ? Какой эффект это может принести?

Александр Шохин: Есть ряд рисков, которые ограничивают возможность отказа от плоской шкалы НДФЛ. Основные риски, включая дальнейшее падение уровня жизни, возникают для среднего класса, и так существенно потерявшего за последний год в части доходов и уровня жизни. Нельзя забывать и возможный рост количества людей, меняющих "юрисдикцию" на более благоприятную в части высококвалифицированных специалистов. Глобализация и уровень развития телекоммуникационных технологий сняли значительную часть ограничений по физическому месту нахождения работника.

Для бюджета не менее значимым может оказаться сокращение формальной занятости, массовый возврат к "серым схемам" из-за повышения заинтересованности в сокрытии доходов.

Не стоит забывать и о возможности смены налоговой юрисдикции крупнейшими налогоплательщиками, с которой быстро столкнулись европейские страны при увеличении налоговой нагрузки на наиболее состоятельных граждан, или снижение заинтересованности в деофшоризации и возвращении капиталов/активов в Россию.

При этом надо учитывать и возможное увеличение социального неравенства из-за того, что наиболее состоятельным налогоплательщикам легче уклоняться от уплаты налогов.

Инфографика "РГ" / Александр Смирнов / Елена Березина

1.1. Основные положения методики расчета налоговой нагрузки

В настоящее время в Российской Федерации не существует единого термина, характеризующего влияние налоговой системы на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовое состояние. Вместо него применяются следующие понятия: «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «совокупное налоговое изъятие», «налоговый пресс», «бремя обложения», которые, по сути, как замечено некоторыми авторами,1

Являются синонимичными словосочетаниями, имеющими сходные по смыслу значения, но различные оттенки лексического толкования.

Для целей данного издания используется термин , под которым будем понимать обобщенную количественную и качественную характеристику влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков. В.С. Занадворов определил данные обязательные платежи как требования по регулярным выплатам экономических агентов в государственные фонды,2
Занадворов В.С., Колосницына М.Г. Экономическая теория государственных финансов. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. – С. 147.

Которые рассматриваются как совокупность инструментов государства, позволяющих ему конкретизировать общее бюджетное решение о совокупном объеме доходов, обеспечивающих необходимые расходы общественного сектора.

Состав налоговых инструментов, применяемых государством, меняется и зависит от особенностей его экономической политики на определенном временном интервале. Соответственно налоговая нагрузка на предприятие также меняется в зависимости от изменений экономической политики и определяется как перечнем обязательных платежей, так и особенностями их исчисления и уплаты.

В настоящее время в Российской Федерации не разработано общепринятой методики исчисления не только абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки предприятий. Как отмечают С.И. Чужмарова и А.И. Чужмаров, известны методы определения налогового потенциала, уровня налоговой нагрузки населения, эффективной налоговой ставки, доли налогов в ВВП, исчисляемые на базе основных показателей экономики страны и характеризующие налоговую нагрузку на макроуровне.

В то же время нет единого мнения в отношении методологии определения этого показателя на микроуровне, то есть на уровне организаций.3
Чужмарова С.И., Чужмаров А.И. Налоговая нагрузка северных территорий (на примере Республики Коми).

В научной литературе встречаются методики определения налоговой нагрузки на экономические субъекты, которые различаются использованием того или иного количества налогов, включаемых в расчет, а также определением базового показателя деятельности предприятия, с которым соотносится сумма налогов.

Методика расчета налоговой нагрузки должна содержать общий подход к количественной и качественной оценке влияния обязательных платежей на финансовое состояние предприятия и не должна зависеть от особенностей процесса налогообложения, особенностей построения той или иной налоговой системы. Цель методики – дать возможность сравнения тяжести налогового бремени как для предприятий, действующих в условиях одной налоговой системы, так и для предприятий, находящихся в разных налоговых системах, то есть в условиях разных стран.

При этом сложность создания унифицированного подхода возрастает в связи с тем, что внутри каждой налоговой системы существуют несколько вариантов (режимов) налогообложения в зависимости от условий и характера деятельности предприятия, в частности от разной отраслевой принадлежности, масштабов деятельности, организационно-правовых форм и т. д. Налоговая нагрузка предприятия зависит от множества факторов, в число которых входят виды хозяйственной деятельности и формы ее осуществления, налоговый режим, организационно-правовая форма предприятия, особенности ведения налогового и бухгалтерского учета, закрепленные в учетной политике предприятии. Каждый фактор имеет вариантные значения, выбор которых зависит от законодательно установленных ограничений. Каждый вариант налогообложения характеризуется соответствующим перечнем обязательных платежей в бюджетную систему, который можно определить термином «налоговоеполе» , введенным В.С. Занадворовым.4
Занадворов В.С., Колосницына М.Г. Экономическая теория государственных финансов. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006.

Методика расчета налоговой нагрузки должна дать предприятию возможность сравнения вариантов и изменения величины налоговой нагрузки через выбор совокупности данных факторов, добиваясь ее оптимального значения. Имея вариант налогового поля, основанный на анализе данных прошлых лет действующего предприятия или на прогнозных данных для вновь создаваемого предприятия, последовательно изменяя значения отдельных факторов в рамках законодательно допустимого предела, можно сравнивать результаты хозяйственной деятельности при разных вариантах налогообложения.

Для действующего предприятия анализ данных о налоговой нагрузке за прошедшие годы служит основой для принятия обоснованных управленческих решений в будущем. Наличие налогового поля предприятия позволяет спрогнозировать налоговую нагрузку на финансовый результат и денежные потоки при изменении условий хозяйственной деятельности. Для вновь создаваемого предприятия расчет налоговой нагрузки планируемой хозяйственной деятельности позволяет оценить ее перспективность.

Методика расчета налоговой нагрузки предусматривает определение общей величины налоговых обязательств (НО начисл ), возникших в процессе ведения деятельности за календарный год, и представляет собой совокупность сумм, начисленных за год каждого из обязательных платежей в составе налогового поля, которые должно уплачивать предприятие в бюджетную систему.

Сумма обязательств по каждому из платежей, возникших за период, отражается в бухгалтерском учете предприятия на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (НО 1 , НО 2 , …НО n ). Кредитовые обороты по данным счетам возникают в результате операций «начисления», то есть периодического отражения в бухгалтерском учете исчисленных сумм обязательных платежей в составе налогового поля предприятия. В соответствии с нормами налогового законодательства у предприятия могут возникнуть два типа обязательств по налогам: обязательстваналогоплательщика и обязательстваналоговогоагента .

Лицо, на которое в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) возложена обязанность уплачивать тот или иной налог, признаетсяплательщиком данного налога (ст. 19 НК РФ).

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Так, по налогу на доходы физических лиц предприятие, выполняя функции налогового агента, возложенные на него налоговым законодательством, обязано рассчитать, удержать из доходов физического лица и перечислить в бюджет сумму данного налога. При начислении обязательств по налогу на доходы физических лиц по кредиту счета 68 в качестве источника покрытия данных налоговых сумм являются доходы физических лиц, полученные на предприятии. Обязательства предприятия перед физическими лицами частично – на сумму налога на доходы физических лиц переходят в разряд обязательств предприятия перед бюджетом. Доход физического лица распределяется предприятием – налоговым агентом между физическим лицом и бюджетом.

Общая сумма возникших обязательств в бюджетную систему в течение года (НО начисл ) включает обязательства налогоплательщика {НО 1 , НО 2 , …НО n } и обязательства, возникшие вследствие исполнения предприятием функций налогового агента {НОА 1 , НОА 2 , …НОА N }. Этот комплексный показатель является количественной характеристикой налогового поля, и его можно представить в виде следующей совокупности:

НО начисл = {НО 1 , НО 2 , …НО n } + {НОА 1 , НОА 2 , …НОА N }, (1)

где НО 1 , НО 2 , …НО n – суммы начисленных за год обязательных платежей, налогоплательщиком которых является предприятие в соответствии с его налоговым полем, возникших в процессе ведения хозяйственной деятельности;

где НОА 1 , НОА 2 , …НОА N – суммы начисленных обязательных платежей к выплате в течение года, возникших у предприятия при исполнении функций налогового агента.

Календарный год принят в бухгалтерском учете в качестве основного отчетного периода при расчете финансового результата и оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия. При этом важно не только определить общую сумму налогов, возникших за год деятельности предприятия, но и влияние налогообложения на полученный финансовый результат.

В пределах календарного года периодичность бухгалтерских операций начисления налогов определяется налоговым законодательством, связана с понятиями налогового и отчетного периодов для целей налогообложения и зависит от порядка исчисления каждого налога, установленного соответствующей главой НК РФ. Налоговый период является «конечным» периодом для определения окончательной величины обязательств предприятия по конкретному налогу. Длительность налогового периода установлена для каждого налога. Минимальный налоговый период равен месяцу, максимальный налоговый период составляет календарный год, что совпадает с длительностью основного отчетного периода в бухгалтерском учете. По итогам года можно получить сопоставимые величины годового финансового результата и окончательной суммы всех налогов, возникших за год ведения хозяйственной деятельности.

Большинство методик расчета налоговой нагрузки нацелены на предложение универсального показателя налоговой нагрузки экономического субъекта, позволяющего сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях, но влияние отдельных налогов на хозяйственную деятельность предприятия настолько различно, что вряд ли, по нашему мнению, целесообразно сводить оценку их влияния к расчету единого интегрального показателя.

Так, возникновение налоговых обязательств при выполнении функций налогового агента не затрагивает процедуру расчета прибыли (убытка) предприятия. Оборотные возмещаемые налоги – НДС и акциз не участвуют в формировании финансового результата. Некоторые налоги, начисленные за отчетный период, влияющие на прибыль предприятия и определяющие эффективность его деятельности, могут повлиять на финансовые результаты не того периода, когда возникли данные обязательства предприятия перед государством, а последующих периодов. Примером могут быть обязательные платежи, учитываемые в составе себестоимости продукции, которые повлияют на финансовый результат после продажи готовой продукции.

Таким образом, об оценке влияния возникших налоговых обязательств на финансовый результат можно говорить только в отношении тех обязательных платежей, которые формируют статьи доходов и расходов предприятия. При этом необходимо установить характер влияния каждого вида обязательных платежей на соответствующие показатели хозяйственной деятельности предприятия, периодичность их возникновения и отражения в учете предприятия в течение календарного года и определить причины, приводящие к возникновению данных обязательств и определяющие их величину.

Налоговые обязательства, начисляемые в течение отчетного периода на счете 68 (69), должны быть погашены в сроки, установленные налоговым законодательством. Эти периодические выплаты в бюджетную систему входят согласно классификации в отчете о движении денежных средств в состав денежного потока по текущей деятельности. Финансовое состояние предприятия зависит от его способности привлекать денежные средства и погашать возникшие обязательства.

Момент «начисления налога» – отражения обязательства в бухгалтерском учете по кредиту счета 68 (69) не совпадает с моментом погашения данных обязательств, который имеет более поздние сроки. Кроме того, периодичность возникновения (начисления) налоговых обязательств, а также периодичность их погашения различны для разных налогов в течение календарного года. Методика расчета налоговой нагрузки должна отдельно рассматривать влияние налоговой нагрузки на две стороны деятельности предприятия. С одной стороны, необходимо оценить, как отражаются налоговые обязательства предприятия на финансовых результатах его деятельности. С другой стороны, следует определить влияние процесса погашения налоговых обязательств на денежные потоки предприятия. Момент «возникновения», то есть момент начисления налога в учете, например в качестве одной из статей затрат, – это одновременно и момент отражения налоговых обязательств, которые имеют законодательно установленные сроки уплаты. В этом случае возникает необходимость оценки влияния налогов не только на результаты хозяйственной деятельности, но и на денежный поток предприятия. При прогнозировании денежных потоков предприятие должно обладать точным графиком налоговых платежей для формирования денежного бюджета. Пропуск сроков налоговых платежей, в том числе по причине недостаточности денежных средств на определенную дату, приводит к потерям предприятия, как минимум, в сумме пени. Возможны и иные осложнения хозяйственной деятельности, в том числе такие обеспечительные меры, предпринятые налоговыми органами, как приостановление операций по банковским счетам, которые могут повлечь негативные последствия в виде дополнительных потерь.

Различны не только периоды возникновения и погашения налоговых обязательств в хозяйственной деятельности предприятия, но и суммы начисленных обязательств и обязательств к погашению (к выплате) за этот же период по одному и тому же обязательному платежу в составе налогового поля предприятия. При анализе влияния сумм налогов на денежные потоки предприятия должен учитываться тот факт, что по некоторым налогам величина начисленного обязательства по кредиту счета 68 (69) будет уменьшаться за счет налоговых вычетов, применение которых предусмотрено налоговым законодательством в порядке исчисления того или иного налога к уплате. Примером являются порядок исчисления НДС, процедура исчисления акцизов к уплате, порядок исчисления единого социального налога, где в качестве вычета рассматриваются суммы взносов по обязательному социальному страхованию и расходы, произведенные предприятием на цели обязательного социального страхования. Суммы налоговых вычетов, так же как и суммы налоговых обязательств, возникают в процессе хозяйственной деятельности и накапливаются на счетах бухгалтерского учета до появления у налогоплательщика права на их применение, связанного с соблюдением ряда обязательных условий налогового законодательства. Таким образом, методика расчета налоговой нагрузки в качестве отдельного объекта должна рассматривать налоговые вычеты, значение которых проявляется при оценке влияния налоговой системы на денежные потоки предприятия.

В методическом подходе, когда отдельно рассчитывается налоговая нагрузка на финансовый результат и на денежные потоки предприятия, разрешается спорная проблема о включении в расчет косвенных налогов и обязательных платежей предприятия при исполнении им функции налогового агента. Все выплаты предприятия в бюджетную систему должны рассматриваться при расчете налоговой нагрузки на денежные потоки вне зависимости от того, является ли предприятие налогоплательщиком (плательщиком) или налоговым агентом, и соответственно вне зависимости от того, влияют ли обязательства по данным платежам в момент их начисления (возникновения) на финансовый результат предприятия.

Количественная оценка налоговой нагрузки на денежные потоки предприятия будет определяться следующей системой показателей:

НО упл = {{НО 1 , … НО 2 ,… НО n } + {HOA 1 , НОА 2 , НОА N } – {НВ 1 , НВ 2 , …}}, (2)

где НО 1 , НО 2 , …НО n

– суммы начисленных обязательных платежей к выплате в течение отчетного года, налогоплательщиком (плательщиком) которых является предприятие в соответствии с вариантом налогового поля;

HOA 1, НОА 2, НОА N

– суммы начисленных обязательных платежей к выплате в течение года, возникших у предприятия при исполнении функций налогового агента;

НВ 1 , НВ 2 , … – суммы налоговых вычетов, право на

применение которых возникло у предприятия в отчетном году.

Таким образом, для расчета налоговой нагрузки предприятия значимыми являются следующие показатели, возникающие в хозяйственной деятельности в связи с процессом налогообложения:

– суммы начисленных обязательств предприятия по обязательным платежам в бюджетную систему при исполнении обязанностей налогоплательщика, которые будем обозначать как обязательстваналогоплательщикапоналогу ;

– суммы начисленных обязательств предприятия по обязательным платежам в бюджетную систему при исполнении обязанностей налогового агента, которые будем обозначать как обязательстваналоговогоагентапоналогу ;

– суммы налоговых вычетов по обязательным платежам, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности и приводящие к уменьшению суммы начисленных обязательств по налогам до величины обязательств к погашению, которые будем обозначать как налоговыевычеты .

Для оценки количественного влияния налогообложения и на финансовые результаты (НО начисл ), и на денежные потоки (НО упл ) должны определяться причины возникновения (начисления) налоговых обязательств в хозяйственной деятельности предприятия. Применение термина «налоговоеполе» позволяет представить деятельность предприятия в виде некоего подобия карты местности, где определены так называемые точки возникновения налогов. Налоговое поле включает перечень налогов, уплачиваемых предприятием, и, что является наиболее важным, перечень объектов, то есть мест возникновения налогов. К числу таких мест относятся отдельные хозяйственные операции, проводимые предприятием, и/или отдельные виды имущества предприятия, которые являются объектами налогообложения, например операции продажи, операции потребления некоторых видов ресурсов и/или объекты имущества предприятия – основные средства, транспортные средства, земельные участки и т. д.

Хозяйственная деятельность предприятия имеет цикличный характер и может быть представлена с использованием известной в экономической теории формулы кругооборота капитала в виде трех последовательных этапов:

– этап I «Приобретение необходимых ресурсов для ведения деятельности»;

– этап II «Производство продукции (работ, услуг)»;

– этап III «Продажа продукции (работ, услуг) и формирование финансового результата» (схема 1).

Схема 1


Финансовый результат хозяйственной деятельности рассчитывается только на этапе III деятельности предприятия в процессе сопоставления показателей доходов и расходов, возникших при проведении операций продажи, которые можно называть доходными операциями. Однако налоговые обязательства возникают у предприятия не только на этапе III и соответственно учитываются при исчислении прибыли/убытка, но и как результат хозяйственных операций этапов I и II (см. схему 1), например, приобретение активов длительного пользования – основных средств, в том числе транспортных средств и/или земельных участков, приводит к возникновению обязательств по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам. Потребление в процессе производства таких ресурсов, как труд, приводит к появлению налоговых обязательств по единому социальному налогу и взносам на обязательное социальное страхование, а использование водных ресурсов – к обязательствам по водному налогу и т. д. Появившиеся на этапе приобретения ресурсов и этапе производства налоговые обязательства накапливаются на счете 68 (69) в сумме с налоговыми обязательствами, возникшими в процессе продажи продукции (работ, услуг). Однако некоторые налоговые обязательства, возникшие на этапах I и II деятельности предприятия, относятся в момент их начисления не на счета финансовых результатов, а включаются в состав иных показателей, формируемых в бухгалтерском учете, например в состав затрат, возникших в процессе производства и образующих показатель производственной себестоимости произведенной продукции. Это означает, что налоги, включенные в состав затрат и соответственно в состав себестоимости, будут участвовать в расчете финансового результата предприятия позже – в момент продажи продукции. Однако при исчислении налоговой нагрузки предприятию важно, что данные налоговые обязательства уже возникли и были включены в общую сумму налоговых обязательств на счетах 68 и 69.

Объекты налогообложения фиксируются в бухгалтерском учете, налоговые обязательства, являющиеся следствием данных объектов, также отражаются в бухгалтерском учете на счетах 68 и 69 в сроки, установленные законодательством. Таким образом, получаем налоговое поле, на котором имеются два взаимозависимых ряда – объектов налогообложения и сумм начисленных обязательных платежей на фоне графика их начисления, на котором наглядно прослеживается их взаимосвязь.

Схема 2

Возникновение значимых для расчетана логовой нагрузки

показателей в процессе хозяйственной деятельности

предприятия


Координатами на данном налоговом поле являются конкретные источники информации, в том числе:

– соответствующие бухгалтерские счета, на которых отражаются так называемые места возникновения обязательных платежей в бюджетную систему , то есть операции и/или имущество, являющиеся объектами налогообложения;

– счета бухгалтерского учета налоговых обязательств (68, 69), источники информации о начисленных (возникших) обязательных платежах.

Для каждой операции начисления должна быть отражена оценка объекта налогообложения, то есть величина налоговой базы на каждый момент начисления налога. Величина, называемая в налоговом законодательстве налоговой базой, является той самой стоимостной, физической или иной характеристикой объекта налогообложения. Это есть не что иное, как оценка мест возникновения налогов, то есть соответствующих операций и объектов, имевших место в хозяйственной деятельности и приведших к возникновению налоговых обязательств. Для оценки мест возникновения налогов налоговому аналитику следует воспользоваться информацией регистров бухгалтерского и налогового учета.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...