Владеть приемами комплексной проверки первичных учетных документов. Аудит первичных документов (Семенихин В.В.)


Большое значение в профессиональной подготовке юриста имеет четкое представление о комплексе способов и приемов исследования бухгалтерских документов, которые способствуют выявлять, пресекать, предупреждать и расследовать экономические преступления, собирать доказательственную базу. Группа приемов, которые образуют методы проверки документов, способствует выявить на первоначальном этапе признаки противоправной деятельности путем изучения документов, которыми оформлена какая-либо хозяйственная операция или несколько операций.

При совершении экономического преступления, маскировка его признаков может проявляться в основном в следующих формах: а) противоречия в содержании отдельного документа; б) противоречия между содержанием нескольких документов затрагивающих одну и ту же хозяйственную операцию; в) отклонение от обычного порядка прохождения документов и ценностей.

В сложившейся практике выделяют три группы методов документальной проверки такие как, проверка отдельного документа; проверка нескольких документов затрагивающих одну и ту же операцию или взаимосвязанные операции; проверка документов отражающих однородные операции.

Методы поверки отдельного документа: формальная проверка- представляет собой внешний осмотр документа который состоит из двух этапов: 1-анализ соблюдения установленной формы документа для данной хозяйственной операции; 2-анализ реквизитов документа. Формальные требования к документу выражают защитные функции документа, это значит, что оформление хозяйственной операции должно быть проведено конкретным документом в соответствии с законодательством. Несоблюдение формы документа может быть вызвано противоправной деятельностью, преступник пытался преодолеть защитные функции документа. Эти действия могут проявляться в составлении документа на хозяйственную операцию на бланке не надлежащей формы, отсутствие в документе отдельных реквизитов, наличие в документе не надлежащих реквизитов, дополнительных реквизитов. На втором этапе формальной проверки выясняют нет ли документе сомнительных реквизитов, то есть сопоставляют различные реквизиты одного и того документа (цена и количество, вес и количество и т.д.). В практике различают два вида противоречий- формальные и логические. Формальные противоречия выявляют, сопоставляя тождественные элементы разных реквизитов (название организации в штампе и печати, на бланке в одном и том же документе).

Логические противоречия устанавливают путем сопоставления сочетания реквизитов с общепринятыми представлениями о законной предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта. Сомнительными можно признать документ с информацией о закупке молока у граждан, живущих в городской местности, инвентаризационную ведомость с информацией об остатках материальных ценностей нескольких тысяч наименований, в складском помещении не больших размеров. Обнаружение логических противоречий требует от проверяющего большой внимательности, в связи с этим они в большинстве своем остаются не замеченные. При выявлении сомнительных реквизитов необходимо сопоставлять реквизиты проверяемого документа с аналогичными реквизитами других документов затрагивающих одну и ту же хозяйственную операцию.



Нормативная проверка заключается в детальном изучении информации о зарегистрированной хозяйственной операции в документе, на соответствие ее действующему законодательству, инструкциям. С помощью этого метода выявляют правильно оформленные хозяйственные операции, но незаконные по своему содержанию. Нормативное несоответствие хозяйственной операции может указывать не только на подлог в этом учетном документе, но становится поводом для проверки других документов, в других организациях которые связаны хозяйственными отношениями.

Арифметическая проверка документов – проверка разных цифровых показателей в составленном бухгалтерском документе. Наиболее распространенные арифметические несоответствия, в виде которых проявляется фальсификация, устанавливаются при анализе итоговых показателей, посчитанных как по вертикали, так и по горизонтальным строчкам (например, умножение цены на количество). С помощью арифметической проверки выявляются не только несоответствия итоговых показателей, но другие подлоги, проявляющие в несоответствии двух и более цифровых показателей одного проверяемого документа. Достоинство этих методов в их высокой поисковой возможности при проведении ревизии.



Методы проверки взаимосвязанных документов. Часть экономических правонарушений не создают противоречий в отдельном документе, но это правонарушение оставляет следы в другой учетной документации, для их выявления используют метод встречной проверки. Под встречной проверкой понимают сравнение разных экземпляров одного и того же документа, которые находятся в разных местах. При правильном оформлении хозяйственной операции документы составляются в двух и более экземплярах, каждый из которых имеет разное назначение, но информация, содержащая в них должна быть тождественна. При совершении экономического правонарушения эти информационные связи иногда нарушаются. Эта поверка может быть эффективной лишь тогда, когда хотя бы в одной из организаций сохранились документы или все экземпляры документа сохранились в организациях.

Метод взаимного контроля документов. При использовании этого метода сопоставляют различные документы, которые прямо или косвенно затрагиваю хозяйственную операцию (закупочная ведомость, платежная ведомость, табель учета рабочего времени, наряды, пробег транспортных средств, списание ТСМ и т.д.) Метод взаимного контроля может быть использован в совокупности с методом встречной проверки или самостоятельно при проверке таких учетных документов, которые составлены в одном экземпляре (платежная ведомость, кассовый расходный или приходный ордер, путевой лист и т.д.). Данный метод используется, прежде всего, для выявления признаков подлога в конкретных учетных документах. Сопоставлению могут подвергаться различные бухгалтерские документы одной организации или нескольких, а так же бухгалтерские документы и разнообразные не бухгалтерские документы которые могут храниться в организации в других подразделениях (плановый отдел, экономический, сбыта, транспортный, кадровая служба организации),. Особую ценность при сопоставлении бухгалтерских документов (взаимный контроль) представляют черновые записи материально ответственных лиц, другие материалы неофициального учета.

Методы проверки документов с информацией об однородных операциях. Проверка нескольких документов, в которых зарегистрирована одна и та же операция так же способствует выявлению правонарушения. Сравнивают документы складского учета с товарными накладными или с товаротранспортными накладными.

Метод контрольного сличения. При использовании этого метода анализируют данные первичной учетной документации об остатках материальных ценностей их движении за определенный инвентаризационный период. Сопоставляют информацию: 1-количество материальных ценностей на начало проверяемого периода (инвентаризационная опись, акт передачи); 2- приход материальных ценностей за проверяемый период по документам; 3- расход материальных ценностей по документам за этот же период; 4- остаток материальных ценностей по инвентаризационной описи на конец проверяемого периода.

Используя этот метод, мы можем выявить неучтенные материальные ценности, приписки в инвентаризационной описи с целью скрыть недостачу, бестоварные расходные документы, не включенные в инвентаризационную опись материальные ценности с целью сокрытия излишков, ошибки материально ответственных и членов инвентаризационной комиссии.

1.2. Проверка первичных документов

1.2.1 Правила проверки первичных документов

Проверка первичных документов - контроль, проводимый на предмет соответствия документа установленным правилам.

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обяза­тельной проверке:

По форме (полнота и правильность оформления документа, заполне­ние реквизитов);

Арифметически (подсчет сумм);

При проверке по форме необходимо проконтролировать заполнение обязательных реквизитов документа - оформленный ненадлежащим образом документ налоговая инспекция может признать недействительным. Все пре­дусмотренные формой документа реквизиты должны быть заполнены с уче­том требований по их заполнению, содержать необходимые подписи лиц, от­ветственных за составление документа, и их расшифровки, а также печать организации, если это предусмотрено бланком формы и действующим зако­нодательством. При этом необходимо учитывать, что в целях налогообложе­ния первичными документами являются не только накладные, счета-фактуры, платежные поручения, но и договоры, акты сдачи-приемки, гарантийные письма и пр.

Приемка и проверка отдельных первичных документов, используемых в бухгалтерском учете, могут быть поручены вычислительной установке. Для этого в составе вычислительной установки приказом руководителя предпри­ятия, учреждения выделяются работники, которые осуществляют приемку и проверку первичных документов, используемых в бухгалтерском учете, под контролем главного бухгалтера.

1.2.2. Исправление ошибок в первичных документов

Ошибки, выявленные в результате проверки, можно разделить на не­сколько групп:

По причинам возникновения - небрежность, бухгалтерская негра­мотность, переутомление, неисправность вычислительной техники и т.п.;

По месту возникновения - в тексте или цифрах первичных докумен­тов, при разноске в регистры;

По значению - локальные ошибки (например, в дате) и транзитные (вызывающие автоматические ошибки в нескольких местах).

Внесение исправлений в кассовые (приходные и расходные кассовые ордера) и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено под­писями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесе­ния исправлений.

Ошибки в первичных документах, созданных вручную (за исключени­ем кассовых и банковских), исправляются следующим образом:

Зачеркивается одной тонкой чертой неправильный текст или сумма так, чтобы можно было прочитать исправленное;

Надписывается над зачеркнутым исправленный текст или сумма;

На полях соответствующей строки делается оговорка "Исправлено" за подписью лиц, подписавших ранее документ, либо подтверждается подписью лица, производившего исправление, а также проставляется дата исправления.

В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регист­ров подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.

Если документ составлен в нескольких экземплярах, то исправление делается на каждом экземпляре в отдельности.

Типичные ошибки при работе с первичными документами:

Использование форм первичных документов, созданных на предпри­ятии, но не утвержденных в приказе по учетной политике;

Отсутствие в документах не являющихся унифицированными или специализированными обязательных реквизитов;

Не заполнение обязательных реквизитов первичных документов;

Наличие подчисток и помарок в документах;

Нарушение правила исправления ошибок в документах;

Исправления в кассовых документах;

Записи простым карандашом;

Отсутствие прочерков в свободных строках;

Отсутствие штампа или записи "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года) в документах, прилагаемых к приходным и расходным кассовым ордерам;

Арифметические ошибки при таксировке документов.

1.2.3. Порядок изъятия первичных документов у предприятия

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией по делам, находящимся у них на рас­смотрении, на основании их постановлений в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации.

Изъятие документов производится в соответствии с требованиями, изложенными в "Налоговом кодексе Российской Федерации (часть пер­вая)" от 31.07.98 № 146-ФЗ и в Инструкции Министерства финансов РСФСР от 26 июля 1991 г. № 16/176 "О порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельст­вующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан".

Выемка документов у предприятий производится на основании пись­менного мотивированного постановления должностного лица Государствен­ной налоговой инспекции, которое должно быть утверждено руководителем (его заместителем) налогового органа.

Должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обя­занности. Выемка документов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов, а также, в необходимых случаях, приглашается специалист.

Представитель налогового органа предлагает лицу, у которого произ­водится выемка документов, добровольно выдать их, а в случае отказа произ­водит выемку принудительно.

Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

При изъятии документов составляется протокол с соблюдением требо­ваний, предусмотренных ст.99 Налогового Кодекса.

В протоколе указываются:

Его наименование; место и дата производства конкретного действия; время начала и окончания действия;

Должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых слу­чаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он рус­ским языком;

Выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Изъятые документы перечисляются в протоколе либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования и количества.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в его прове­дении или присутствовавшими при нем. Указанные лица вправе делать заме­чания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Протокол подписывается составившим его должностным лицом нало­гового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве дейст­вия или присутствовавшими при его проведении.

В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недос­таточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых орга­нов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налого­вого органа вправе изъять подлинные документы. При изъятии таких доку­ментов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа с указанием на них основания и даты изъятия, и помеща­ются на место изъятого подлинного документа. При невозможности изгото­вить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием докумен­тов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Копия акта или протокола с описью изъятых документов вручается должностным лицам предприятия под роспись.

Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.





И проблему технологии документационных процессов, поэтому занимает место узлового звена системы делопроизводства предприятия. Проведем анализ организации документооборота компании ЗАО «Группа компаний «Жилищный капитал». Глава 2 Организация документооборота в компании ЗАО «Жилищный капитал» 2.1 Общие положения организации документооборота в компании В любой организации существует...

Операций в несколько раз. 4 Обоснование экономической эффективности проекта Задачей проекта является проектирование автоматизированной системы управления документооборотом Отдела организации деятельности участковых уполномоченных милиции Ленинского РОВД. Результатом проекта является снижение трудоемкости, сокращение объема документооборота, повышение достоверности и качества входящей и...

Первичные данные о хозяйственной деятельности предприятия являются входом в систему бухгалтерского учета, где происходит обработка полученных сведений, а выходом из нее – необходимая информация для лиц, принимающих решение.

В бухгалтерском учете порядок создания, принятия и отражения первичных документов регламентируется «Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденным МФ СССР от 29.07.83 № 105.

Документ – это письменное свидетельство, составленное в порядке, предусмотренном законом и удостоверяющее юридический факт совершения хозяйственной операции.

Документальное (подтвержденное документами) оформление хозяйственных операций позволяет бухгалтерской службе вести предварительный, текущий и последующий контроль за деятельностью материально–ответственных лиц, движением имущества и состоянием расчетно–платежной дисциплины.

Система документальной регистрации первичных данных о состоянии и движении имущества всех форм собственности должна отвечать следующим требованиям:

  • своевременное, точное и обоснованное отражение всех учитываемых объектов в документах;
  • простота регистрации и обработки первичной информации, приспособленность носителей первичной информации к способам ее последующей обработки;
  • рациональная организация и минимальные затраты на ведение первичного учета.

При проверках предприятий налоговыми органами много внимания уделяется правильному оформлению документов. Именно исходя из проверки имеющихся документов налоговая служба делает вывод о верности расчетов с бюджетом. Главные бухгалтера предприятий (особенно вновь созданных) должны уделять особое внимание документальному оформлению хозяйственных операций по приемке, складскому учету и движению товара, в особенности, если товар перемещается между структурными подразделениями предприятия. Несвоевременное оформление или не оформление произведенных операций запутывает бухучет и негативно сказывается на расчетах с бюджетом. Неверно оформленные документы не позволяют предприятию правильно определить налогооблагаемую базу и становятся, как правило, причиной разногласий с налоговой инспекцией. Итог этих разногласий практически всегда легко предсказать – финансовые санкции по отношению к предприятию. Чтобы избежать ситуации, при которых предприятию придется доказывать свою правоту через суд, рекомендуем обратить особое внимание на документальное оформление хозяйственных операций.

Создание носителей первичной учетной информации (документов) – это трудоемкий процесс, на который затрачивается более половины рабочего времени. Поток документов, обрабатываемый бухгалтерами, настолько велик, что даже большой штат счетных работников зачастую не в состоянии справиться с ним вручную. Поэтому сокращение трудоемкости учетных работ путем автоматизации учета является одной из важнейших задач, стоящих перед руководителями многих предприятий.

Тема 5.2. Классификация бухгалтерских документов

Все хозяйственные операции должны производиться с оформлением первичных документов, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Документы бухгалтерского учета классифицируются по различным признакам:

  • по назначению;
  • по содержанию хозяйственных операций;
  • по объему отраженных в них операций;
  • по способу использования;
  • по числу учитываемых операций;
  • по месту составления;
  • по способу заполнения.

Бухгалтерские документы по назначению можно разделить на группы:

  • организационно-распорядительные;
  • оправдательные (исполнительные);
  • комбинированные;
  • документы бухгалтерского оформления.


К организационно–распорядительным документам относятся приказы, распоряжения, указания, доверенности и т.п. Эти документы содержат распоряжение, разрешение, поручение либо право на проведение хозяйственной операции. Информация, содержащаяся в этих документах, не заносится в учетные регистры, так как в них не отражается сам факт совершения операции.

К оправдательным (исполнительным) документам относятся накладные, требования, приходные ордера, акты приемки и т.п. Оправдательные документы составляются в момент совершения операции, отражая ее исполнение, и представляют собой источник первичной учетной информации или первый этап учетного процесса. Информация, содержащаяся в них, заносится в учетные регистры.

Существует целый ряд документов, сочетающих в себе разрешительный и оправдательный характер, такие документы относят к комбинированным (платежная ведомость, расходный кассовый ордер).

Документы бухгалтерского оформления заполняются бухгалтером для оправдания записей, не имеющих других документальных подтверждений. Это различные расчеты и справки, которые играют вспомогательную роль и составляются для облегчения и ускорения работы бухгалтерии (справка бухгалтерии на сторнирование ошибочно сделанной записи; распределение прибыли предприятия, общепроизводственных, общехозяйственных, внепроизводственных расходов и др.). Информация из таких документов также заносится в учетные регистры.

Тема 5.3. Правила проверки первичных документов
и исправления ошибок в них

Проверка первичных документов – контроль, проводимый на предмет соответствия документа установленным правилам.

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке:

  • по форме (полнота и правильность оформления документа, заполнение реквизитов);
  • по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей);
  • подсчета сумм (правильности произведенных вычислений).

При проверке по форме необходимо проконтролировать заполнение обязательных реквизитов документа – оформленный ненадлежащим образом документ, налоговая инспекция может признать недействительным. Все предусмотренные формой документа реквизиты должны быть заполнены с учетом требований по их заполнению, содержать необходимые подписи лиц, ответственных за составление документа, и их расшифровки, а также печать организации, если это предусмотрено бланком формы и действующим законодательством. При этом необходимо учитывать, что в целях налогообложения, первичными документами являются не только накладные, счета–фактуры, платежные поручения, но и договоры, акты сдачи–приемки, гарантийные письма и пр.


Ошибки, выявленные в результате проверки, можно разделить на несколько групп:

  • по причинам возникновения – небрежность, бухгалтерская неграмотность, переутомление, неисправность вычислительной техники и т.п.;
  • по месту возникновения – в тексте или цифрах первичных документов, при разноске в регистры;
  • по значению – локальные ошибки (например, в дате) и транзитные (вызывающие автоматические ошибки в нескольких местах).

Внесение исправлений в кассовые (приходные и расходные кассовые ордера) и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Ошибки в первичных документах, созданных вручную (за исключением кассовых и банковских), исправляются следующим образом:

  • зачеркивается одной тонкой чертой неправильный текст или сумма так, чтобы можно было прочитать исправленное;
  • надписывается над зачеркнутым исправленный текст или сумма;
  • на полях соответствующей строки делается оговорка «Исправлено» за подписью лиц подписавших ранее документ, либо подтверждается подписью лица производившего исправление, а также проставляется дата исправления.

В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и не оговоренные исправления не допускаются.

Если документ составлен в нескольких экземплярах, то исправление делается на каждом экземпляре в отдельности.

Типичные ошибки при работе с первичными документами:

  • использование форм первичных документов, созданных на предприятии, но не утвержденных в приказе по учетной политике;
  • отсутствие в документах не являющихся унифицированными или специализированными обязательных реквизитов;
  • отсутствие утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных документов;
  • не заполнение обязательных реквизитов первичных документов; наличие подчисток и помарок в документах; нарушение правила исправления ошибок в документах;
  • исправления в кассовых документах;
  • записи простым карандашом;
  • отсутствие прочерков в свободных строках;
  • отсутствие штампа или записи «оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года) в документах, прилагаемых к приходным и расходным кассовым ордерам;
  • арифметические ошибки при таксировке документов.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

После приемки информация с первичного документа переносится в учетные регистры, а на самом документе делается специальная отметка, исключающая возможность ее повторного использования.

Тема 5.4. Порядок изъятия
первичных документов у предприятия

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения налоговых проверок изложен в Налоговом кодексе (часть первая) главе 14 «Налоговый контроль». Выемка документов производится в соответствии со статьей 94 НК РФ и с требованиями, изложенными в Инструкции Министерства финансов РСФСР от 26.07.91 № 16/176 «О порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан».

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Руководителю предприятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции предъявляется постановление о производстве изъятия документов.

При изъятии документов оформляется протокол и одновременно составляется специальная опись изъятых документов и производится фиксация их содержания, а в необходимых случаях оформляются копии изъятых документов, о чем указывается в Протоколе изъятия. Копия описи изъятых документов вручается должностным лицам предприятия под роспись.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Тема 5.5. Специализированные исследования
учетных документов и записей,
и их юридический анализ

Организация финансового контроля в Российской Федерации. Виды контроля. Ревизия, виды ревизий, отличия плановой ревизии от ревизии, проводимой по инициативе правоохранительных органов. Документальна ревизия и аудит, их отличия.

Понятие судебно–экономических экспертиз. Виды судебно–экономических экспертиз. Судебно–бухгалтерская экспертиза. Содержание заключения эксперта–бухгалтера.

Чаще всего налоговые проверки проводятся в организациях, где есть льготы, значительные затраты или убытки в течение нескольких налоговых периодов, а также, если компания предъявила к вычету значительную сумму НДС. Учитывая то, что камеральная проверка может проводиться в течение трех месяцев со дня предоставления налоговой декларации, должен быть постоянно готов к истребованию документов налоговыми органами.

Формы первичных учетных документов, которые используются в компании, должны быть утверждены в учетной политике. Организация может принимать к учету либо унифицированную первичную документацию, либо самостоятельно разработанную с соблюдением всех реквизитов, указанных ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Каковы наиболее распространенные претензии налоговых органов?

Среди них можно выделить следующие:

  • документ оформлен от имени компании, незарегистрированной в ЕГРЮЛ, а это значит, что компании-контрагента не существует;
  • документ подписан неуполномоченным лицом. Правом подписи документов обладает только определенный круг лиц, уполномоченный приказом либо доверенностью;
  • в первичном документе указана стоимость в иностранной валюте. К внешнеторговым компаниям или сделкам за рубежом должен быть обязательно приложен перевод на русский язык.
  • первичная документация отсутствует.

На что следует обратить внимание при получении первичных документов?

При получении товара обязательно необходимо убедиться в правильности оформления всех сопроводительных документов, наличии всех необходимых реквизитов в накладной и счете-фактуре. При приемке акта выполненных работ (оказанных услуг) нужно обратить внимание на то, чтобы в акте присутствовала необходимая информация, предусмотренная ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

Поскольку основным поводом для налоговой проверки является проверка обоснованности выплат налоговых вычетов, а в соответствии с п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, указанные в статье 171 НК РФ, производятся на основании: счетов-фактур, полученных при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих уплату сумм налога при ввозе товара на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога удержанного налоговыми агентами и других документов, пристальное внимание нужно обращать на правильность заполнения именно этих первичных документов.

Проверка налоговых вычетов - один из основных поводов для истребования документов.

Согласно законодательству организации могут пользоваться некоторыми видами налоговых вычетов. Самым значительным по сумме вычетов является возмещение налога на добавленную стоимость. Величина НДС, предъявляемого к возмещению, иногда может доходить или даже превышать сумму налога, подлежащего уплате, в этом случае налоговые органы могут удостовериться в правильности поданной декларации по НДС.

При проверке НДС чаще всего возникают проблемы с правильностью оформления счетов-фактур. НДС не подлежит возмещению, если от поставщика оформлена неправильно. Порядок оформления счетов-фактур определен Письмом Федеральной налоговой службы от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@ «О порядке составления счетов-фактур налоговыми агентами». В счете-фактуре должно быть указано полное и сокращенное наименование продавца, его адрес, ИНН плательщика и покупателя, номер платежно-расчетного документа (в том случае, когда осуществлялся авансовый платеж), верно рассчитанный НДС и правильно поставленные подписи.

Следует иметь в виду, что с 01.01.2010 вступила в действие новая редакция п. 2 ст. 169 НК РФ. Согласно которой налоговики не могут отказать в принятии НДС к вычету, если в счете-фактуре допущены ошибки, но документ позволяет идентифицировать продавца, покупателя, наименование и стоимость товара (работ, услуг), имущественных прав, ставку, сумму налога.

Проверка расходов организации заключается в следующем:

При некоторых системах налогообложения, расходы компании уменьшают базу налога на прибыль. Перечень и порядок оформления таких расходов строго регламентирован законодательством.

При проверке расходов организации налоговые инспекторы обязательно потребуют договоры, акты, а при отсутствии либо несоответствующем оформлении таковых, расходы будут считаться неподтвержденными.

При отсутствии на первичных документах расшифровки подписи - это так же будет рассматриваться поводом для снятия расходов.

Если компания списывает безнадежный долг, сроком более 5 лет и не представит первичные документы, подтверждающие долг, то так же вправе снять расходы. Независимо от того, что по истечении 5 лет организация вправе уничтожить первичные документы.

Какие документы может истребовать налоговая инспекция в соответствии с требованиями законодательства?

В НК РФ не установлен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть истребованы налоговым органом для проведения проверки, касающейся деятельности проверяемого налогоплательщика. В связи с этим налоговые органы имеют право потребовать достаточно большой круг документов, среди которых можно выделить следующие: первичная документация, хозяйственные договоры, любые бухгалтерские регистры. Главное условие - документы должны относиться к расчету по уплате налогов за проверяемый период.

Порядок истребования документов определен в статье 93 НК РФ. Если организация не представит запрашиваемые документы или сделает это позже установленного срока, то на основании ст. 126 НК РФ на нее может быть наложен штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Как подготовить документы для передачи в налоговый орган?

В налоговую инспекцию предоставляются копии документов, которые должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены мастичной печатью организации, с указанием даты предоставления, подписанные директором и бухгалтером.

Как показывает практика, компаниям, особенно крупным, бывает довольно сложно подготовить, перепроверить и предъявить документы в указанные законодательством сроки, поэтому ведению первичной документации следует уделять особое внимание на протяжении всей деятельности и исправлять возникающие ошибки по мере их появления.

Кредитным организациям неизбежно приходится сталкиваться с различными ревизиями и проверками, в том числе и с аудиторскими. Одна из задач этих мероприятий - тщательная проверка и анализ первичных документов, которыми организация подтверждает свои финансово-хозяйственные операции. Что собой представляет проверка документов по аудиторским стандартам?

Цель аудита - выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соблюдении порядка ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ)).
Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении организации и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Обращаем внимание на то, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с российским законодательством уполномоченными органами государственной власти.
Различают обязательный и инициативный аудит.
Обязательный аудит - это ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта (организации или индивидуального предпринимателя). Под обязательный аудит попадают такие организации, как открытые акционерные общества, банки, биржи, фонды, государственные и муниципальные унитарные предприятия. С 1 января 2009 г. обязательный аудит вправе осуществлять не только аудиторские организации, но и аудиторы - индивидуальные предприниматели. Однако обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
Инициативный аудит организации или индивидуальные предприниматели проводят по собственному желанию, обычно это делается по инициативе руководства компании или ее собственников.
Независимо от вида аудита аудиторы используют одни и те же принципы и методы работы, закрепленные специальными аудиторскими стандартами.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, оно необходимо пользователям отчетности для принятия правильных экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность, которая подлежит обязательному аудиту, должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением.
Статья 19 Закона N 402-ФЗ регламентирует, что экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял на себя обязанность вести бухгалтерский учет).
Тем не менее законодательно закрепленное требование об обязательном аудите нередко нарушается хозяйствующими субъектами. Видимо, не последнюю роль играет то, что штраф, который может быть наложен за данное нарушение, несоразмерен со стоимостью аудиторских услуг. Ответственность организации за данное нарушение составляет всего 200 руб. за каждый непредставленный документ, как следует из п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ. Должностные лица организации на основании ст. 15.6 КоАП РФ могут "пострадать" на сумму от 300 до 500 руб.

Первичные бухгалтерские документы - подтверждение хозяйственной операции

Вариант проведения сплошных ревизий, когда проверяются абсолютно все хозяйственные операции, совершенные организацией, встречается довольно редко, так как стоимость такого аудита составляет довольно ощутимую сумму даже для крупных фирм. Такие проверки являются целесообразными, только если:
- совокупность проверяемых элементов аудита состоит из небольшого числа элементов большой стоимости;
- внутрихозяйственные риски и риски средств внутреннего контроля являются высокими, а иные средства не позволяют получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства;
- повторяющийся характер расчетов или иных процессов, осуществляемых с помощью компьютерной системы бухгалтерского учета, делает сплошную проверку эффективной с точки зрения соотношения затрат и результатов.
При тестировании средств внутреннего контроля аудитор в соответствии с МСА 400 "Оценка рисков и внутренний контроль" и Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" уделяет основное внимание организации и работоспособности этих средств, а также оценке их риска. Если при этом выявляются ошибки, аудитор должен проанализировать прямое влияние выявленных ошибок на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности, надежность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также ее влияние на планируемые аудиторские процедуры, например, когда ошибки являются результатом действий руководства аудируемого лица, совершенных в обход средств внутреннего контроля.
Поэтому обычно проверяющие используют выборочные проверки, на основании которых делается обобщающий вывод. Причем элементы для детальной проверки аудиторы выбирают самостоятельно, исходя из опыта своей работы и компетентности.
Выбранные элементы аудита проверяются аудитором посредством определенного набора процедур, в перечень которых обязательно включаются такие вопросы, как проверка документального оформления операций, связанных с движением элементов аудита, попавших в выборку.
Бухгалтерским законодательством определено, что любая хозяйственная операция, совершенная организацией в ходе своей деятельности, должна подтверждаться первичными бухгалтерскими документами. В соответствии с Законом N 402-ФЗ по общему правилу организации могут продолжать использовать унифицированные формы первичной учетной документации, разработанные и утвержденные Госкомстатом России.
Если используются такие формы первичной учетной документации, у проверяющих вопросов не возникнет. Но может случиться и так, что организация использует самостоятельно разработанные формы первичных документов или же применяет унифицированные формы первичной учетной документации с внесенными в них дополнительными реквизитами или иными изменениями.
Напоминаем, что требование о документировании всех хозяйственных операций, проводимых организациями, установлено Законом N 402-ФЗ. И если до недавнего времени хозяйствующие субъекты обязаны были использовать для документального подтверждения осуществляемых хозяйственных операций унифицированные формы первичных учетных документов, руководствуясь действующим в тот момент законодательством о бухгалтерском учете, то с момента вступления в силу Закона N 402-ФЗ ситуация изменилась.
Закон N 402-ФЗ не содержит положений, обязывающих экономические субъекты применять первичные документы, составленные по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Пунктом 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Вместе с тем требование об обязательных реквизитах, которые должны содержать самостоятельно разработанные организацией первичные документы, осталось.

Обязательные реквизиты

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ обязательными реквизитами бухгалтерской "первички" являются:
- наименование документа;
- дата составления;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию, ответственного (ответственных) за их оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
- подписи перечисленных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Таким образом, унифицированные формы первичной учетной документации применяются хозяйствующими субъектами по усмотрению, но практика показывает, что многие организации продолжают использовать унифицированные формы "первички", закрепляя положение об этом в приказах по учетной политике.
Не запрещает законодательство и модернизировать унифицированные формы документов. Запрет установлен лишь в отношении документов по учету кассовых операций, в иные формы первичной учетной документации организация при необходимости может вносить любые дополнительные реквизиты, а также изменять форматы бланков. Это определено Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20. Аналогичная возможность предусмотрена и п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Если организация в своей деятельности использует указанные формы, то аудиторы должны убедиться в том, что их использование закреплено в учетной политике компании.
В соответствии с п. 1.3 Положения Банка России от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 385-П) обязательному утверждению подлежат формы первичных учетных документов, применяемые для оформления операций, за исключением форм, предусмотренных нормативными актами Банка России, а также формы регистров бухгалтерского учета (по представлению главного бухгалтера кредитной организации), к которым не относятся типовые формы аналитического и синтетического учета, установленные Положением N 385-П.
После проверки использования надлежащих форм первичных документов аудиторы проверят качество их заполнения.
Требования к оформлению первичных документов установлены в Положении Минфина СССР от 29.07.1983 N 105 "О документах и документообороте в бухгалтерском учете" и применяются в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ.
Кроме того, общие правила оформления официальных документов определяются ГОСТом Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст (далее - ГОСТ Р 6.30-2003).
Для банков особенности организации документооборота и хранения документов определены в Положении Банка России от 16.07.2012 N 385-П.
Документы, являющиеся основанием для совершения операций по начислению (удержанию) и перечислению налогов, оформляются также с учетом требований Минфина России и ФНС России.
В ходе проверки аудиторы должны убедиться, что первичные документы заполнены правильно.

Какие средства используются при заполнении документов

Для заполнения документов могут использоваться чернила, химические карандаши, паста шариковых ручек и иные средства, обеспечивающие сохранность записей в течение времени, установленного для архивного хранения документации. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, хранение первичных учетных документов осуществляется в электронном виде.

Правила заполнения документа

Например, реквизит "Дата составления документа" оформляется арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год - четырьмя арабскими цифрами (например, 01.01.2014). Кстати, именно на основании этого реквизита аудиторы сверяют дату отражения хозяйственной операции, подтвержденной документом, в соответствующем бухгалтерском регистре.
При заполнении реквизита "Наименование организации, от имени которой составлен документ" должна указываться информация, позволяющая определить, что автором документа является конкретная организация. Наименование фирмы должно соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах, и указываться в именительном падеже. При проверке данного реквизита аудиторы должны убедиться, что первичные документы заполнены организациями, принимающими участие в сделке.
В реквизите "Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления" обязательно проверят, указана ли должность сотрудника, ответственного за совершение хозяйственной операции, и правильность ее оформления, так как этот реквизит предназначен для контроля за правомерностью совершения операций.
С особой тщательностью проверяется реквизит "Личные подписи указанных лиц". Аудиторы непременно попросят предоставить перечень лиц организации, которые вправе подписывать первичные документы. Этот перечень утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером. Если документы, представленные для проверки, будут содержать подписи лиц, не имеющих соответствующих полномочий, то претензий со стороны аудиторов избежать не удастся.
Аналогичные требования выдвигают и налоговые органы при проверках организаций, что потом нередко становится предметом судебных разбирательств. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Московского округа от 27.05.2008 N КА-А40/3794-08 по делу N А40-17943/07-75-112, в котором суд рассматривал дело в отношении документов, подписанных от имени общества неустановленными лицами. Так как налоговый орган представил суду доказательства недобросовестности налогоплательщика, суд вынес решение о том, что взыскание с общества суммы налоговых санкций является правомерным.
Кроме того, ревизоры обязательно проверят, имеется ли в документе расшифровка подписи, причем это касается не только унифицированных форм документов, но и самостоятельно разработанных форм. И хотя в составе обязательных реквизитов самостоятельно разработанных форм первичных учетных документов ничего не говорится о расшифровке подписей, обычно аудиторы рекомендуют делать их расшифровку, так как это позволяет снять часть спорных вопросов при налоговых проверках. При этом проверяется и как произведена расшифровка подписи. Согласно ГОСТ Р 6.30-2003 расшифровывать подпись следует таким образом: вначале проставляются инициалы и только потом указывается фамилия лица, подписавшего документ, например: А.И. Иванов.
Помимо проверки качества заполнения реквизитов первичных документов аудиторы проверят и правильность отражения количественных и стоимостных показателей документа, а также арифметических результатов и итоговых значений. Кроме того, контролеры проверят и контировку документа, то есть проставленную на документе корреспонденцию счетов.

Выводы

Кредитные организации в обязательном порядке проходят аудиторские проверки, включающие в себя и проверку, и анализ первичных документов. Качество оформления этих документов в том числе формирует мнение аудиторов о достоверности учета, качестве менеджмента и состоянии системы внутреннего контроля.
Автор надеется, что рекомендации, приведенные в статье, помогут снизить риски, связанные с первичными учетными документами.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...