Налогообложение. Налоговые мультипликаторы


Изменение любого компонента автономных расходов ведет к изменению равновесного объема выпуска. Но изменение выпуска (дохода) оказывается большим, чем первоначальное изменение автономных расходов. Это происходит благодаря эффекту мультипликатора. Рассмотрим вначале самую простую модель закрытой экономики без государственного сектора, где совокупные расходы складываются из потребительских и инвестиционных (Е = С + I), а функция потребления имеет вид

Если автономные расходы увеличиваются на ΔА (это может быть рост инвестиций), то совокупные расходы и выпуск (доход) вначале тоже возрастут на ΔA (ΔY = ΔА). Рост дохода приведет к увеличению потребления, но не на такую же величину, а на bΔА. Оставшаяся часть прироста дохода сберегается. Увеличение потребления ведет к росту расходов на ту же величину bΔА. Далее производство вновь возрастает, чтобы удовлетворить спрос, выпуск (доход) увеличивается на bΔА. Рост дохода вновь увеличит потребительские расходы - теперь уже на b(bΔА) = Ь 2 ΔА. Возросший потребительский спрос снова приведет к росту выпуска и дохода и т.д. Очевидно также, что с каждым разом величина прироста дохода будет все меньше. Шаги увеличения расходов и дохода (выпуска) можно представить следующим образом.

Прирост расходов

Прирост дохода (выпуска)

Если просуммировать все приросты дохода, равные приростам расходов, и применить формулу суммы убывающей геометрической прогрессии (сумма в скобках) с основанием меньше единицы (b < 1), то получим:

Таким образом, общее изменение дохода равно первоначальному изменению совокупных расходов, умноженному на . Множитель называется мультипликатором (т ) и показывает, на какую величину изменится равновесный доход (выпуск) при изменении совокупных расходов на единицу:

Рассмотрим этот процесс на примере. Предположим, авиакомпания решила инвестировать 100 млн долл. в покупку нового самолета. В этом случае первоначальное увеличение автономных инвестиционных расходов составит 100 млн долл. Рост инвестиционных расходов увеличит ВВП на ту же сумму. Расширение производства на авиационном заводе означает, что вырастут доходы его работников, возможно, будут наняты новые рабочие. Увеличатся и доходы владельцев акций авиационного завода на фоне роста прибыли. В целом доходы вырастут на ту же величину - 100 млн. Доходы распределяются между потреблением и сбережениями в соответствии с предельной склонностью к потреблению. Предположим, что она равна 0,8, т.е. из 100 единиц дохода 80 расходуются на потребление, а 20 сберегаются (пока для упрощения предполагаем, что налоги отсутствуют). Таким образом, работники завода и владельцы акций смогут потратить на покупку товаров и услуг дополнительно 80 млн долл. Торговые предприятия сделают дополнительные заказы на поставки товаров на 80 млн долл. предприятиям-производителям, стимулируя таким образом рост производства и доходов работников и владельцев этих предприятий на эту же величину. Работники предприятий-производителей, получив дополнительные доходы, также смогут увеличить свои потребительские расходы на 64 млн долл. (в соответствии с предельной склонностью к потреблению), что вызовет дальнейший рост производства и доходов у предприятий-поставщиков и т.д. Как показано ниже, расходы первых трех периодов

приведут к росту дохода на 100 + 80 + 64 = 244 млн долл. и процесс будет продолжаться - каждый виток расходов будет стимулировать новый рост производства, доходов и новых индуцированных потребительских расходов.

Максимально возможное суммарное увеличение дохода (обусловленное многократным ростом доходов и потребительских расходов) при b = 0,8 составит в нашем примере млн руб.

Мультипликатор автономных (в данном случае инвестиционных) расходов будет равен пяти.

Таким образом, увеличение автономных расходов на 100 млн долл. привело к росту равновесного уровня дохода на 500 млн долл.

Заметим, что первоначально, когда увеличиваются автономные расходы, планируемые расходы превышают объем выпуска. Фирмы начинают сокращать запасы и наращивать объем выпуска. По мере роста выпуска и дохода увеличиваются индуцируемые расходы (зависящие от дохода), в данном случае - потребительские расходы. Поэтому итоговое увеличение равновесного объема выпуска (дохода) можно представить как сумму первоначального прироста автономных расходов (100) и расходов, индуцированных последовавшим за этим приростом изменением дохода (80 + 64 + 51,2 + ...).

До сих пор рассматривалась простая модель мультипликатора для двухсекторной экономики. Теперь усложним анализ - рассмотрим открытую экономику и дополним модель государственным сектором.

Если перейти к функции потребления, включающей полную налоговую функцию (4.15), и рассматривать открытую экономику, где равновесный уровень дохода определяется уравнением (4.21), то прирост дохода, вызванный изменением автономных расходов, будет равен

(4.22)

где - мультипликатор автономных расходов.

Прирост дохода определяется, таким образом, изменением автономных расходов и величиной мультипликатора. Последний, в свою очередь, зависит от предельной склонности к потреблению b, налоговой ставки t и предельной склонности к импорту п. Так, при увеличении автономных расходов, например инвестиций, увеличится и объем ВВП. Но при наличии подоходных налогов, а тем более при их увеличении, располагаемый доход возрастет в меньшей степени, чем ВВП. Соответственно, потребление также увеличится меньше, чем могло бы при отсутствии подоходных налогов или при их неизменном уровне. В итоге процесс мультипликации приведет к меньшему приросту ВВП (дохода). Аналогично, если часть потребительских расходов приходится на импорт, они не стимулируют рост ВВП страны. Поэтому увеличение предельной склонности к импорту ведет к уменьшению прироста ВВП и дохода в процессе мультипликации. Арифметически увеличение налоговой ставки t и предельной склонности к импорту п ведет к уменьшению значения мультипликатора. И наоборот, рост предельной склонности к потреблению означает, что большая часть прироста дохода тратится на потребление (меньшая сберегается), а значит, потребительские расходы стимулируют больший прирост ВВП и дохода. Рост b увеличивает значение мультипликатора расходов.

Согласно кейнсианским представлениям, краткосрочное равновесие в экономике может устанавливаться на уровне ниже потенциала (У 0 < У*, рис. 4.4), т.е. полной занятости ресурсов. В этом случае говорят о рецессионном разрыве - величине, на которую необходимо увеличить совокупные расходы (совокупный спрос), чтобы ВВП достиг потенциального значения, обеспечив полную занятость в экономике (расстояние ВС, см. на рис. 4.4). Для преодоления этого разрыва и достижения полной занятости государство может увеличить совокупные расходы, стимулируя тем самым рост выпуска и занятости.

В случае если фактический ВВП по какой-то причине превышает потенциальный уровень выпуска, говорят об инфляционном разрыве - величине, на которую совокупные расходы превышают уровень выпуска при полной занятости. Другими словами, это величина, на которую кривая совокупных расходов должна сместиться вниз, чтобы равновесный уровень выпуска оказался равен потенциальному (расстояние ВС на рис. 4.5). Для преодоления инфляционного разрыва правительство может сократить расходы, трансферты или увеличить налоги.

Рис. 4.4.

Рис. 4.5.

Таким образом, правительство может менять совокупные расходы несколькими способами: во-первых, увеличивая или уменьшая государственные закупки товаров и услуг (как известно, они являются частью совокупного спроса), во-вторых, меняя налоги или трансферты. Налоги и трансферты воздействуют на спрос опосредованно - через изменение располагаемого дохода.

Если для ликвидации рецессионного разрыва увеличиваются государственные расходы - а они являются частью совокупных расходов - это означает, что при данном уровне дохода возрастают планируемые расходы. Линия планируемых расходов E 0 (рис. 4.6) сдвигается вверх до Е 1 на расстояние ΔG. Равновесие установится в точке В. Рост государственных расходов приведет к приросту дохода (ΔY = Y 1 - Y 0) большему, чем исходное изменение расходов, т.е. ΔY> ΔG и

Отношение называется мультипликатором государственных расходов и показывает, на сколько возрастет доход при увеличении государственных расходов на единицу.

Посмотрим, каким образом воздействует на равновесный уровень дохода изменение налогов? Предположим, что произошло уменьшение автономных налогов на величину ΔТ а. Это сразу же увеличит располагаемый доход на ту же величину. Потребление (с учетом предельной склонности к потреблению) возрастет на bΔТ а, т.е. при прежнем уровне выпуска (дохода) планируемые расходы увеличатся на bΔТ a . на эту же величину сдвинется вверх кривая планируемых расходов. Равновесный уровень дохода увеличится. Итоговый рост дохода в случае закрытой экономики при наличии только автономных налогов в соответствии с уравнением (4.12) получим, умножив первоначальный прирост автономных расходов, вызванный увеличением располагаемого дохода, на мультипликатор:

где - мультипликатор налогов, или налоговый мультипликатор.

Рис. 4.6.

Налоговый мультипликатор по абсолютной величине меньше мультипликатора государственных расходов, поскольку по сравнению с процессом мультипликации автономных расходов в случае изменения налогов отсутствует первый шаг - рост дохода в связи с ростом автономных расходов. Все последующие шаги аналогичны случаю изменения

автономных расходов (например, инвестиций или государственных расходов): рост располагаемого дохода ведет к увеличению потребления; увеличение потребления означает рост расходов на ту же величину bΔТ а; производство возрастает, чтобы удовлетворить спрос, - выпуск (доход) увеличивается на bΔТ а. Рост дохода вновь увеличит потребительские расходы, теперь уже на b(bΔТ а) = Ь 2 ΔТ а, а возросший потребительский спрос снова приведет к росту выпуска и дохода и т.д.

Посмотрим, как будет выглядеть налоговый мультипликатор с учетом полной налоговой функции в открытой экономике. В этом случае автономные расходы

При изменении автономных налогов изменение автономных расходов составит

Соответственно, увеличение равновесного уровня дохода, вызванное снижением автономных налогов, в соответствии с уравнением (4.22) будет равно

Мультипликатор автономных налогов будет равен

В отличие от изменения автономных налогов, которое интерпретируется графически сдвигом кривой планируемых расходов на расстояние bΔТ а, изменение ставки подоходного налога t графически отражается изменением угла наклона кривой планируемых расходов.

Увеличение или сокращение трансфертов, так же как и изменение налогов, воздействует прежде всего на рас

полагаемый доход. Потребление возрастает на величину, равную произведению объема трансфертов на предельную склонность к потреблению bТr. Далее процесс мультипликации протекает аналогично случаю изменения налогов. Мультипликатор трансфертов равен налоговому мультипликатору, но с положительным знаком, а изменение равновесного уровня дохода в этом случае равно

Совокупное изменение дохода в случае одновременного изменения государственных расходов, автономных налогов и трансфертов можно определить, просуммировав изменения каждого компонента автономных расходов, умноженные на соответствующий мультипликатор:

Заметим, что если по каким-то причинам, например в ожидании спада, домохозяйства решают увеличить сбережения и меньше потреблять, то через эффект мультипликатора это может привести к падению дохода гораздо большему, чем снижение потребления (при этом объем сбережений может остаться прежним или даже снизиться в дальнейшем). Этот феномен получил название "парадокса бережливости". Однако если при этом будут увеличиваться инвестиции (именно сбережения высвобождают ресурсы для инвестиций, ограничивая потребление), то снижения дохода не произойдет. Объем производства и занятость останутся прежними, но в структуре выпуска вырастет доля инвестиционных и снизится доля потребительских товаров.

Налоговый мультипликатор (MRT) - это коэффициент, показывающий, насколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.

Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение. жарочная поверхность EZ-Т47 P-L , к тому же в киеве

Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережениям (MPS):

В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется.

Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:

(1.5)

Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:

Подобно мультипликатору государственных расходов, налоговый мультипликатор действует в обоих направлениях.

Следует отметить, что поскольку все государственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов "сильнее", больше налогового мультипликатора.

Государственные расходы - это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг. Закупки государства в свою очередь подразделяются на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Расходы идут на военные, экономические, социальные цели, на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность, на содержание аппарата управления.

Направленность воздействия государственных расходов на объем производства, доходы и занятость противоположна воздействию налогов. Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. При изменении государственных расходов получается мультипликативный эффект-цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов, которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения на единицу:

, (1.7)

где Myg - мультипликатор государственных расходов;

Изменение государственных расходов.

Если прирост государственных расходов равен 10 ед., а прирост ВНП составил 20 ед., то это значит, что мультипликатор государственных расходов равен 2 ед. Т.е. каждый рубль государственных расходов обеспечивает приращение ВНП в 2 ед.

(1.8)

Также мультипликатор государственных расходов можно найти, зная предельную склонность к сбережениям.

где MPS - предельная склонность к сбережениям.

Зная величину мультипликатора можно прогнозировать увеличение (уменьшение) ВНП в результате увеличения (уменьшения) правительственных закупок. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика.

Налогообложение и его принципы. Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства; во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства.

Основным элементом налогообложения являются налоги. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему . В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы: всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования); обязательность (субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата карается законом); равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта хозяйствования); однократность (недопущение того, чтобы с объекта налог взимался более одного раза); стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны оставаться длительное время неизменными); простота и доступность для восприятия; гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики).

К настоящему времени сформировались две основные концепции налогообложения: налогоплательщики должны увеличивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают; налоги должны зависеть от размера получаемого дохода: у кого он больше, тот и уплачивает большую сумму налога.

В зависимости от степени разделения власти в стране налоговая система может быть двух- или трехзвенной. В странах с федеральным устройством (США, Германия) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном (на уровне штатов, земель) и местном; в государствах с унитарным устройством (Франция, Республика Беларусь) - на двух уровнях: общегосударственном и местном.

Налоги в экономике выполняют фискальную и регулирующую функции. Первая обеспечивает поступление средств в государственную казну, вторая заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платежеспособный спрос населения и т.д.

Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.

Для регулирования налоговых отношений государство разрабатывает налоговое право, т.е. совокупность юридических норм, правил, законов, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок их исчисления, взимания, отмены и т.д. В налоговом праве предусматриваются и меры наказания за нарушения налогового законодательства. В основном это денежные штрафы, пеня, которые взыскиваются с плательщика за сокрытие или занижение доходов, подлежащих налогообложению, несвоевременную уплату налогов и другие нарушения.


Как уже было отмечено, основная цель налогообложения - это регулирование совокупного спроса. Чтобы оценить степень воздействия налогов на совокупный спрос, используется налоговый мультипликатор. Налоговый мультипликатор выражает степень изменения совокупного спроса в зависимости от величины налога. Отразим принцип действия налогового мультипликатора на рис. 18.1. Горизонтальная ось показывает объем национального дохода (N1). а вертикальная - величину совокупных расходов (АЕ). Биссектриса указывает на равенство совокупных расходов и национального дохода, а две остальные наклонные сплошные линии - на уровни расходов в экономике. Увеличение налога вызывает, в первую очередь, сокращение потребления и инвестиций, а вместе с ними и совокупных расходов. Как мы видим на рис. 18.1, небольшое уменьшение совокупных доходов, вызванное усилением налогообложения (oi (C+l)i+G+Kx до (C+1)2+G+Nx), вызывает большее сокращение как совокупных расходов (с ЛЕ, до АЕ?). гак и национального дохода (с Nli до Nl2). Формула расчета налогового мультипликатора имеет следующий вид: Например, если в экономике сложились условия, при которых МРС = 80%, a MPS = 20%, то коэффициент мультипликации равен минус четырем: - 0,8 / 0,2 = - 4. Это означает, что любой введенный налог вызовет четырехкратное сокращение совокупного спроса. Однако если налог будет уменьшен или отменен, то совокупный спрос увеличится в четыре раза по отношению к однократному сокращению налогу.

При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в государственную казну, которая выражается кривой Лаффера.

Согласно кривой Лаффера при ставке r = 0 налоговые поступления равны нулю. По мере возрастания ставки налога они увеличиваются. При ставке r 0 государство получает максимальную сумму налоговых поступлений R 0 . Дальнейшее возрастание налоговой ставки будет сопровождаться уменьшением налоговых поступлений. Это объясняется тем, что чрезмерно высокие налоговые ставки сдерживают развитие производства, что сужает базу налогообложения (уменьшается величина национального дохода, облагаемая налогом). При ставке налога, равной 100 %, производство становится бессмысленным.

Проблема заключается в том, что правильно определить величину r 0 чрезвычайно трудно. Лаффер считал, что ставка подоходного налога не должна быть выше 50 %.

Как известно, существуют так называемые мультипликационные эффекты в экономике. Суть эффекта мультипликатора - множителя в рыночной экономике состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций или расходов.

С учетом налогообложения дохода модель мультипликатора примет следующий вид:

где МРС - предельная склонность к потреблению; t - предельная налоговая ставка.

Подобно инвестициям и государственным расходам, налоги также приводят к возникновению мультипликационного эффекта. Мультипликативное воздействие на равновесный уровень оказывает и изменение налогов ΔT(рис. 15.7).

Если налоговые отчисления снижаются на ΔT, то располагаемый доход Y d (Y d = Y-T) возрастает на величину ΔТ. Потребительские расходы соответственно увеличиваются на ΔT*МРС, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства У 1 до Y 2:

Выражение и есть мультипликатор налогов.

Рис. 1. Мультипликативное влияние

изменения налогов на равновесный уровень дохода

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в госбюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Налоговая функция имеет вид

где Та - автономные налоги, не зависящие от величины дохода У (например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.); t - предельная налоговая ставка.

Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов - к его росту. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Снижение налогов для потребителей означает рост их доходов и соответственно рост их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и вызывает рост спроса на инвестиционные товары.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это следствие более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

В случае, когда государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объем производства возрастает на ту же величину. При этом мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице.

Кривая Лаффера.

Экономические процессы в обществе регулируются при помощи налоговых ставок и налоговых льгот. Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы - форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством. Здесь необходимо основываться на зависимости доходов государства от величины налоговой ставки. Графическое изображение подобной зависимости называется кривой А. Лаффера по имени американского экономиста (рис. 15.3).

Рис. 2. Кривая А. Лаффера:

У- общий объем поступлений (в виде налогов) в бюджет; R - процентная ставка налога; Ymax - максимальный объем бюджетных доходов от налогов; Rmax - максимальная налоговая ставка, последующее увеличение которой ведет к снижению поступлений в бюджет.

И действительно, до определенной повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Теоретически установить оптимальное значение налоговой ставки не удается, но практика показывает, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, превышающие 35-40% его величины, нецелесообразны с позиций поддержания интереса предприятий к наращиванию производства. Однако во многих государствах ставки налогов значительно выше, и это объясняется действием других факторов, не учитываемых в теоретической модели. Например, в странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию, будет преобладать стремление к увеличению бюджета через доходную часть. Налоговые ставки в таких странах высоки. И наоборот, если страна тяготеет к либеральному рыночному устройству, к минимальному государственному вмешательству в экономику, налоговые ставки будут ниже. Кроме того, стремление иметь социально ориентированную экономику и направлять значительную часть бюджетных ассигнований на социальную помощью не позволяет сильно снижать налоговые ставки во избежание недостатка бюджетных средств для социальных нужд. Высокие налоговые ставки в российской экономике обусловлены прежде всего бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики.

Налоговые льготы как элемент регулирования экономики должны иметь четко выраженную функциональную, социальную, структурную направленность.

Принципы налогообложения:

Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Если государственные расходы увеличиваются на?G, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (см. рис. 6), а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину?Y = ?G х mg, где mg - мультипликатор государственных расходов.

Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на?G и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь дает прирост потребления на величину b*?G. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину b2*?G и т.д. Совокупный эффект равен:

первоначальное изменение расходов = ?G;

первое изменение потребления = b*?G;

второе изменение потребления = b2*?G;

Y = ?G (1 + b + b2 + ...)

Рисунок 6 Мультипликатор государственных расходов

Y/?G = 1/(1-b).

Эта элементарная модель получила название простого мультипликатора Кейнса.

Величина мультипликатора государственных расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

Где Y = C + I + G- основное макроэкономическое тождество;

С = а + b*Y - потребительская функция.

Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:

Y = a + b*Y + I + G >Y-b*Y=a + I + G>Y*(1-b)=a + I + G,

Y=1/(1-b)*(a+I+G)

где (а+ I + G) - автономные расходы, не зависящие от величины дохода Y,

а*1/(1-b) - мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению b (МРС).

С учетом налогообложения дохода Y изменится вид потребительской функции и, соответственно, модель мультипликатора:

C = a + b(1-t)*Y

Исходя из этого:

Y=1/(1-b*(1-t))*(a+I+G),

где 1/(1-b*(1-t)) мультипликатор расходов в закрытой экономике;

Предельная налоговая ставка - соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

где t - предельная ставка налогообложения;

  • ?T - прирост суммы вносимого налога;
  • ?Y - прирост дохода.

Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора.

Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.

В открытой экономике величина мультипликатора госрасходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

Y = C + I + G + Xn;

C = a + b*(1-t)*Y;

Где Y = C + I + G + Xn - основное макроэкономическое тождество;

С = а + b*(1 - t)*Y - потребительская функция;

Xn =g-m"Y - функция чистого экспорта.

Y=1/(1-b*(1-t)+ m")*(a+I+G+g)

где 1/(1-b*(1-t)+ m") - мультипликатор государственных расходов в открытой экономике;

m" - предельная склонность к импортированию.

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на?T, то располагаемый доход Yd = Y- T возрастает на величину?T(рис. 7). Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину?T*b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1 до Y2 на величину

Где?Y//?T=-b/(1-b) - мультипликатор налогов.


Рисунок 7 Мультипликатор налогов

Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов.

Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид

где t - предельная налоговая ставка.

В этом случае функция потребления имеет вид:

С = а + b*(Y- t*Y) = а + b* (1 - t)*Y,

а модель налогового мультипликатора принимает вид:

mt = -b/(1-b*(1-t)),

где mt - налоговый мультипликатор в закрытой экономике. Полная налоговая функция имеет вид:

где Та -- автономные налоги, независящие от величины текущего дохода Y (например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.);

t - предельная налоговая ставка.

С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений Т от дохода Y функция потребления принимает вид:

C = a+b*(Y-(Ta+T*Y))

В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид:

Y = 1/(1-b*(1-t)+ m")*(a+I+G+g) - b/(1-b*(1-t)+ m")* Ta,

где - b/(1-b*(1-t)+ m") - мультипликатор налогов в открытой экономике.

При этом суммарное изменение дохода?Y в результате одновременного изменения величин госрасходов и автономных налогов определяется как

Y = ?G*1/(1-b*(1-t)+ m") - ?Ta* b/(1-b*(1-t)+ m")

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства?G = ?T, где под символом?T обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом?G - все изменения расходов бюджета.

Если, например, государственные расходы возросли на?G, то равновесный объем производства возрастет на величину:

Y =?G*1/(1-b*(1-t)+ m")

Если правительство одновременно повысит автономные налоги на?Та = ?G, то равновесный объем выпуска снизится на величину

Y =-?Та *b/(1-b*(1-t)+ m")

Суммарное изменение равновесного объема выпуска составит:

Y =-?Та (?G)*{ 1/(1-b*(1-t)+ m"- b/(1-b*(1-t)+ m"))}

т.е. ?Y ‹ ?G = ?Та.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Если фискальная политика нацелена на ограничение государственного сектора, то в фазе циклического спада снижаются налоги (что дает относительно небольшой стимулирующий эффект), а в фазе циклического подъема снижаются госрасходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.

Таким образом, мультипликатор государственных расходов и налогов, в отличие от того же денежного мультипликатора, имеет довольно таки большое значение. Это означает, что даже небольшое изменение государственных расходов или налогов, имеет весьма большой позитивный или негативный результат для экономики. Поэтому развитые государства с устойчивой экономикой очень осторожно подходят к изменениям данных параметров.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...