Рынок гос ценных бумаг. Сущность рынка государственных ценных бумаг


Государственные ценные бумаги - это бумаги, которые выпускаются и обеспечиваются государством и используются для пополнения государственного бюджета. Различают следующие виды государственных ценных бумаг:

· наличные и безналичные;

· документарные и бездокументарные;

· гарантированные и доходные;

· рыночные и нерыночные;

· именные и на предъявителя.

Государственные ценные бумаги могут выполнять такие функции как налоговое освобождение, обслуживание государственного долга, финансирование государственных доходов. Они бывают:

· государственные долгосрочные обязательства;

· государственные краткосрочные бескупонные обязательства;

· облигации государственного сберегательного займа;

· государственные казначейские векселя;

· облигации внутреннего валютного займа и т.д.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) обращаются с 1992 года. Они весьма доходны - в отдельные периоды их доходность достигала 500% годовых. ГКО приобретают в основном банки и финансовые компании.

Краткосрочные обязательства (КО) в основном использовались для зачёта налогов предприятиям. Их выпуск составлял в среднем 30% эмиссии ГКО. С помощью КО были решены многие проблемы финансирования государственного бюджета. Но так как они бесконтрольно перепродавались, государство не могло контролировать их рынок. Наблюдалась высокая доходность спекулятивных операций. Денег на нём было гораздо больше чем обязательств. Это было связано с тем, что, купив КО, можно было получить налоговое освобождение, а также с тем, что номинал КО был в пять раз ниже их рыночной цены.

Облигации Банка России - инструменты кредитно-денежной политики, выпускаемые Центробанком. Покупать их могут лишь коммерческие банки для поддержания ликвидности.

Рынки ценных бумаг подразделяются на первичный и вторичный.

Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг.

Вторичный рынок является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг, характеризуется операциями перепродажи ценных бумаг.

По организационным формам различают биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок.

Внебиржевой рынок - сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже.

Операции с ценными бумагами проводят фондовые биржи (для бумаг в валюте - валютные биржи) и инвестиционные институты.

Фондовая биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг. Организационно-фондовая биржа представлена в форме хозяйствующего субъекта, работающего по лицензии и занимающегося обращением ценных бумаг. Под обращением ценных бумаг понимаются их купля, продажа, а также другие действия, предусмотренные законодательством, приводящие к смене владельца ценных бумаг. Биржа не является коммерческим предприятием. Как хозяйствующий субъект биржа предоставляет помещение для сделок с ценными бумагами, оказывает расчётные и информационные услуги, даёт определенные гарантии, накладывает ограничения на торговлю ценными бумагами и получает комиссионные от сделок.

Государство, как правило, выпускает ценные бумаги с целью привлечения средств для:

· финансирования текущего бюджетного дефицита;

· погашения ранее размещённых займов;

· обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

· сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;

· обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;

· финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

· поддержки социально значимых учреждений и организаций.

Одним из направлений покрытия бюджетного дефицита является привлечение частных средств путём продажи государственных ценных бумаг. Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают правительственной поддержки. Такие долевые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).

Государственные ценные бумаги - это долговые обязательства эмитента (юридическое лицо, осуществляющее выпуск ценных бумаг - государства, чаще всего в лице казначейства) перед приобретателем данных обязательств (держателем государственных ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре. Это источник финансирования расходов государства, территориально-административных органов управления, муниципалитетов; форма вложений денежных средств физическими и юридическими лицами и способ получения ими доходов от этих вложений.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться центральными органами, органами власти на местах, отделённых, относительно независимыми, государственными учреждениями, а так же организациями, которые пользуются государственной поддержкой. Поэтому отдельные ценные бумаги, выпущенные частными юридическими лицами, могут иметь, в определенной мере, характер государственных бумаг, если государство гарантирует доходность по ним.

К ценным бумагам, в целом, и к государственным ценным бумагам, в частности, относятся денежные документы:

· удостоверяющие право владения или отношения займа;

· определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти документы, и их владельцем;

· предусматривающие, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих отношений, другим лицам.

Назначение государственных ценных бумаг:

1. мобилизация денежных сбережений граждан, временно свободных финансовых ресурсов институциональных инвесторов (страховые компании, пенсионные фонды и др.) для финансирования расходов бюджета, превышающих его доходы;

2. регулирование денежного обращения.

К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся следующие ценные бумаги: государственные облигации, казначейские векселя, сберегательные сертификаты.

Облигация - это долговое денежное обязательство, по которому кредитор предоставляет эмитенту заём. Эмитент, выпустивший ценную бумагу, обязуется уплатить владельцу облигации в оговоренный срок номинальную стоимость бумаги и ежегодно (до погашения) фиксированный или плавающий процент.

Облигацией признается ценная бумага, закрепляющая право держателя на получение от эмитента в предусмотренный ею срок её номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.

Таким образом, облигация является ценной бумагой, удостоверяющей отношение займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим её (эмитентом, должником) и удостоверяют:

· факт предоставления владельцем бумаги денежных средств эмитенту;

· обязательство эмитента вернуть долг через определенное время; право инвестора получать в виде вознаграждения за предоставленные денежные средства определённый процент от номинальной стоимости облигации.

· процент по облигациям остаётся постоянным или изменяется незначительно.

Поэтому облигации - ценные бумаги с фиксированным доходом или твёрдо доходные бумаги.

Облигации выпускаются с целью привлечения денежных средства для покрытия государственного бюджета и реализации государственных проектов и служат источником финансирования расходов бюджета, превышающих доходы; формой сбережений средств граждан и организаций и получения ими дохода.

Существуют разные виды облигаций в зависимости от эмитента, способа выплаты дохода, сроков действия, на которые они выпускаются, условий обращения и их надёжности.

Государственные облигации выпускают центральные органы управления. Как правило, эмитентом является Министерство финансов. Полученные средства направлены на покрытие бюджетного дефицита или финансирования определённых инвестиционных проектов. Облигации местных займов выпускают местные органы управления.

В зависимости от способа выплаты дохода различают процентные, дисконтные и конвертируемые облигации.

Процентные облигации предусматривают выплату дохода в виде годового процента, что устанавливается до номинальной стоимости. По дисконтным доход формируется в виде разницы между номинальной стоимостью и ценами покупки. Конвертируемые облигации предусматривают не выплату дохода, а обмен их на новые. При этом номинальная стоимость приобретенных облигаций увеличивается, то есть доход образуется за счёт разницы между номинальной стоимостью новых и предыдущих облигаций.

На облигации указана номинальная стоимость. Она может быть продана за сумму меньшую, чем номинальная стоимость (со скидкой).

По срокам различают срочные, бессрочные и облигации с правом досрочного погашения.

Срочные выпускаются на определённые периоды, которые не могут изменяться. В зависимости от продолжительности периода они делятся на краткосрочные (до 1 - 2 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (более 5 - 10 лет). Следует заметить что, в каждой стране существует свой подход к определению терминов разделения облигаций на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Бессрочные облигации не предусматривают определения терминов их выпуска.

В зависимости от условий обращения облигации делят на две группы: со свободным и ограниченным обращением в зависимости от прав на их переход от одного к другому владельцу.

По надёжности облигации делятся на обеспеченные и не обеспеченные.

Обеспеченные облигации предусматривают гарантии их погашения и выплаты дохода в соответствии с установленными сроками. Обеспечением таких облигаций может быть недвижимое имущество, земля и т.д. Государственные облигации всегда считаются обеспеченными, поскольку государство не может обанкротиться и всегда имеет достаточные ресурсы и поэтому его облигации выступают эталоном надёжности.

Казначейские обязательства - вид ценных бумаг на предъявителя, что размещаются среди населения, и свидетельствуют о внесении их владельцами средств в бюджет и дают право на получение финансового дохода. Выпускают такие виды казначейских обязательств: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (от 5 до 10 лет).

Краткосрочные казначейские векселя являются формой долгового обязательства государства, выпускаются на срок до одного года под покрытие бюджетного дефицита с выплатой дохода в виде дисконта.

Таким образом, краткосрочные казначейские векселя - государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах одного года со времени их выпуска и реализуемые с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала, по которому они погашаются (либо продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала).

Среднесрочные казначейские векселя, казначейские боны, казначейские обязательства, имеющие сроки погашения от одного до пяти лет, выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента.

Долгосрочные казначейские обязательства со сроком погашения до десяти лет и более; по ним оплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, т. е. за несколько лет до официального срока погашения.

Сберегательный сертификат - письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которое удостоверяет право вкладчика на получение после истечения установленного срока депозита и процентов по нему.

Сертификаты дают возможность привлечь вкладчиков свободных денежных средств.

Владелец сертификата получает доход либо в виде процента, либо в виде разницы между суммой, подлежащей выплате, и покупной ценой сертификата.

Сберегательные сертификаты выдаются срочные (под определённый договорной процент на определённый срок) или до востребования.

Именные сертификаты обращению не подлежат, а их продажа (отчуждение) другими лицами является не действительным. Сберегательные сертификаты на предъявителя могут обращаться на вторичном рынке. В продажную цену включается и начисленный на момент продажи процент.

Депозитные сертификаты до востребования дают владельцу право на изъятие определенных сумм по предъявлении сертификата. На срочных депозитных сертификатах указаны срок отплаты и размер причитающегося процента.

Таким образом, государственная ценная бумага - это форма существования государственного долга, это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

Государственные ценные бумаги имеют два преимущества перед другими ценными бумагами:

1. самый высокий уровень надёжности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему;

2. льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложения капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра сроков от казначейских векселей сроком в 3 месяца до облигаций сроком 30 лет.

С помощью выпуска в обращение государственных ценных бумаг решаются следующие основные задачи: финансирование государственного бюджета на не инфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение; финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т.д.

Кузьмин Р.И.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ

Тамбов – 2013

Введение...................................................................................................................

1. Общее понятие и механизм функционирования рынка государственных

ценных бумаг...........................................................................................................

Понятие и сущность рынка государственных ценных бумаг.......................

Нормативно-правовая база рынка государственных ценных бумаг..........

Рынок государственных ценных бумаг РФ в переходный период............

Современное состояние рынка государственных ценных бумаг...............

Механизм функционирования рынка государственных ценных бумаг....

Международный опыт организации и функционирования рынка

государственных ценных бумаг...........................................................................

2. Классификация и виды государственных ценных бумаг..............................

Сущность государственных ценных бумаг..................................................

Виды государственных ценных бумаг..........................................................

Облигации федерального займа (ОФЗ).........................................................

Эмиссия государственных ценных бумаг.....................................................

Вопросы и задания..........................................................................................

3. Муниципальные ценные бумаги и муниципальные заимствования...........

Понятие муниципальной ценной бумаги......................................................

История становления рынка муниципальных ценных бумаг в России.....

Порядок действий администрации муниципального образования по

организации выпуска облигационного займа....................................................

Индекс муниципальных облигаций ммвб....................................................

Вопросы и задания..........................................................................................

4. Оценка доходности государственных ценных бумаг....................................

Понятие стоимости ценной бумаги...............................................................

Методологические основы оценки ценных бумаг.......................................

Основные инвестиционные качества облигации.........................................

Определение доходности государственных ценных бумаг......................

Оценка кредитоспособности органа власти...............................................

Вопросы и задания........................................................................................

Библиографический список...............................................................................

Приложения.........................................................................................................

Введение

Учебная дисциплина «Государственный и муниципальный долг» является специальной дисциплиной, которую необходимо изучать студентам в рамках подготовки к управлению государственными и муниципальными финансами. Цель изучения дисциплины – формирование комплекса необходимых в практической деятельности знаний, умений и навыков оценки состояния и управления государственным и муниципальным долгом исходя из требований современной государственной политики.

После изучения данной дисциплины студенты должны иметь представление о понятии, структуре, функциях, основных способах управления государственным и муниципальным долгом его нормативном регулировании, о влиянии государственного долга на экономику России; знать основные понятия, категории и методы управления государственным внутренним и внешним долгом, современное состояние рынка государственных ценных бумаг, основные схемы погашения государственного долга, предлагаемые Минфином РФ; уметь анализировать современное состояние государственного долга страны, рассчитывать доходность операций с государственными ценными бумагами, прогнозировать изменение величины государственного долга страны.

Во второй части учебного пособия рассмотрены вопросы, связанные со структурой и функционирование рынка государственных (муниципальных) ценных бумаг и заимствований.

Данное учебное пособие структурно разбито на отдельные главы, которые в свою очередь поделены на логически законченные параграфы. В конце каждой главы приводятся вопросы и задания для самостоятельного выполнения.

Пособие может быть полезно преподавателям и студентам, обучающимся по специальности «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление», а также бакалаврам по соответствующим направлениям подготовки.

1. Общее понятие и механизм функционирования рынка государственных ценных бумаг

1.1 Понятие и сущность рынка государственных ценных бумаг

В развитых странах практически вся задолженность государства воплощена в ценных бумагах, выпускаемых для внутреннего и внешнего рынка. Рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ) является частью финансового рынка, который представляет собой особую форму движения денежных средств от их владельцев к пользователям на основе покупки ценных бумаг или предоставления кредитов.

С общеэкономической, точки зрения финансовый рынок составляют рынок ценных бумаг и рынок банковских кредитов (ссудных капиталов).

Основными сегментами рынка ценных бумаг являются рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг.

Рынок ГЦБ существует почти два столетия. В современной России рынок государственных ценных бумаг начал функционировать весной 1993 г.

До 1998 г. на рынке государственных ценных бумаг преобладали государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), а также ОФЗ, ОВВЗ, ОГСЗ. Рынок государственных ценных бумаг был привязан к бюджету, его дефициту.

В 1999 г. состояние доходной части бюджета стало улучшаться, увеличились налоговые поступления, уменьшился дефицит. В этой ситуации появились новые возможности для эмиссии государственных ценных бумаг.

В настоящее время рынок государственных ценных бумаг является одним из наиболее значительных сегментов финансового рынка России, выполняя следующие функции:

позволяет правительству эффективно управлять государственными финансами;

предоставляет Банку России инструментарий для осуществления эффективной денежно-кредитной политики, регулирования уровня ликвидности и поддержания стабильности процентных ставок;

дает ориентир уровней безрисковых процентных ставок в стране;

предоставляет всем заинтересованным экономическим субъектам высоконадежные финансовые инструменты.

Рынок ГЦБ является одним из наиболее передовых сегментов российского финансового рынка, базирующимся на уникальной всероссийской межрегиональной инфраструктуре. К его основным характеристикам относятся:

высокая надежность функционирования;

всероссийский охват;

комплексные услуги на базе передовых информационных технологий;

соответствие используемых технологий современным международным стандартам.

С точки зрения территориального перераспределения финансовых ресурсов развитие рынка государственных ценных бумаг способствовало усилению процессов концентрации финансовых ресурсов в г. Москве и нескольких других крупных финансовых центрах.

К началу 1996 г. значительных масштабов достигла практика использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим направлениям:

1) выпуск государственных ценных бумаг в целях финансирования дефицита государственного бюджета государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

2) реструктуризация внутреннего валютного долга – выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ)7;

3) связывание части свободных денежных средств на основе денежной приватизации (инвестиционные торги и конкурсы, залоговая приватизация).

В 1993 –1996 гг. происходило быстрое развитие рынка государственных долговых обязательств. Помимо позитивного влияния на бюджетный процесс развитие этого рынки также частично способствовало отвлечению средств вкладчиков, ранее направлявшихся на вложения в ценные бумаги и суррогаты ценных бумаг, выпускавшиеся новыми коммерческими структурами.

К началу XXI в. ввиду высокой надежности ГКО – ОФЗ и их доходности, не сопоставимой с доходностью других финансовых инструментов, этот сегмент рынка ценных бумаг оказывает доминирующее влияние на ценовую динамику. Острейшей проблемой, без решения которой крайне трудно привлечь средства на развитие организаций, является снижение доходности по государственным долговым инструментам.

В законодательстве Российской Федерации не содержится единого перечня видов государственных ценных бумаг. Вместе с тем на территории Российской Федерации государственные ценные бумаги могут выпускаться в виде облигаций, векселей, акций, а также иных документов, которые в соответствии с законами о ценных бумагах или в установленном в них порядке относятся к ценным бумагам (ст. 143 ГК РФ).

Рынок государственных ценных бумаг особая форма торговли финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском и обращение государственных ценных бумаг. Это важнейший элемент фондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции:

во-первых, с его помощью осуществляется централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения. Полученные таким образом денежные ресурсы традиционно используются для не инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. То есть, средства, полученные от реализации

государственных ценных бумаг, позволяют без инфляционно покрыть дефицит государственного бюджета;

во-вторых, различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении;

в-третьих, государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений.

Таким образом именно государственные ценные бумаги стали основой для формирования развитого отечественного фондового рынка в условиях их размещения, определяемых рыночной конъюнктурой.

Рынки ценных бумаг подразделяются на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

Первичный рынок ценных бумаг – это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг.

Вторичный рынок является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг, характеризуется операциями перепродажи ценных бумаг.

По организационным формам различают биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок.

Внебиржевой рынок – сфера обращения ценных бумаг, не допущенных

к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже.

Операции с ценными бумагами проводят фондовые биржи (для бумаг в валюте – валютные биржи) и инвестиционные институты.

Фондовая биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг. Организационнофондовая биржа представлена в форме хозяйствующего субъекта, работающего по лицензии и занимающегося обращением ценных бумаг.

Под обращением ценных бумаг понимаются их купля, продажа, а также другие действия, предусмотренные законодательством, приводящие к смене владельца ценных бумаг. Биржа не является коммерческим предприятием. Как хозяйствующий субъект биржа предоставляет помещение для сделок с ценными бумагами, оказывает расчетные и информационные услуги, дает определенные гарантии, накладывает ограничения на торговлю ценными бумагами и получает комиссионные от сделок. Функции фондовых бирж заключаются в мобилизации временно свободных денежных средств через

продажу ценных бумаги в установлении рыночной стоимости ценных бумаг и в установлении рыночной стоимости ценных бумаг.

Государство как правило, выпускает ценные бумаги с целью привлечения средств для:

финансирования текущего бюджетного дефицита;

погашения ранее размещенных займов;

обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;

обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;

финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

поддержки социально значимых учреждений и организаций.

Как уже отмечалось (см. Пособие – часть 1) одним из направлений покрытия бюджетного дефицита является привлечение частных средств путем продажи государственных ценных бумаг. Однако следует заметить, что выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег. Действительно, использование кредитных ресурсов центрального банка сужает его возможности регулирования ссудного рынка и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией, расстройством денежного обращения.

Следует отметить, что необходимость выпуска долговых инструментов может появиться в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже без дефицитности бюджета текущего года. Кроме того, независимо от наличия указанных причин, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Они обычно связаны с тем, что пик поступлений платежей в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговых деклараций, в то время как бюджетные расходы имеют более равномерное распределение по времени.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Например, Казначейство (министерство финансов) Великобритании выпускает именные налогово-депозитные сертификаты, которые могут по желанию их держателей либо в любое время быть возвращены обратно, либо использованы при уплате налогов. В последнем случае по сертификатам выплачиваются повышенные проценты, благодаря чему стимулируется интерес плательщиков к заблаговременному внесению сумм налоговых

платежей и снижается вероятность кассовых разрывов между доходами и расходами бюджета.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают правительственной поддержки. Такие долевые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долевые обязательства отличают высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги в странах с рыночной экономикой, как правило, являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга.

Государственные ценные бумаги – это бумаги, которые выпускаются и обеспечиваются государством и используются для пополнения государственного бюджета. Различают следующие виды государственных ценных бумаг:

Наличные и безналичные;

Документарные и бездокументарные;

Гарантированные и доходные;

Рыночные и нерыночные;

Именные и на предъявителя.

Государственные ценные бумаги могут выполнять такие функции как: налоговое освобождение, обслуживание государственного займа, финансирование государственных выгод. Ценные бумаги, выпуск которых был предусмотрен актами Президента и Правительства Российской Федерации, подлежат обращению на территории России наравне со всеми остальными ценными бумагами, так как изданные до введения в действие ТК РФ акты органов государственной власти подлежат применению впредь до введения соответствующих законов. Основные виды государственных ценных бумаг, которые участвуют в обращении на официальном рынке:

1. Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ).

2. Государственные краткосрочные облигации (ГКО).

3. Облигации федеральных займов (ОФЗ).

4. Облигации государственного сберегательного займа(ОГСЗ).

5. Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ).

6. Казначейские обязательства (КО).

Помимо, перечисленных в России имелись и другие государственные ценные бумаги.

Государственные ценные бумаги возникли с развитием экономических функций государства, для реализации которых была создана система государственных финансов, в которую включена бюджетная подсистема. Бюджет современного государства, как правило, характеризуется превышением расходов над доходами, т.е. он дефицитен. Дефицит государственного бюджета не следует рассматривать как всецело негативное явление, а в связи с особенностями развития страны на конкретном историческом этапе. Дефицит негативен, если он - следствие войн, милитаризации экономики, снижения уровня производства. Если же дефицит отражает активное участие государства в экономическом росте страны, и его преодоление встречает меньше трудностей.

Дефицит государственного бюджета может быть покрыт за счет кредитов Центрального банка РФ. Если получение кредита невозможно или он недостаточен, прибегают к эмиссии денежных знаков или к выпуску долговых обязательств. В последнее десятилетие их выпуск имеет тенденцию к возрастанию и образованию государственного долга во всех странах. В 2002 году впервые в истории рынка государственных ценных бумаг России были размещены бумаги со сроком обращения 6 лет, причем их доходность снизилась по среднесрочным финансовым инструментам до 13-13.5%, а по долгосрочным - примерно до 14%. Увеличение длины и снижение доходности ценных бумаг позволило достичь экономии процентных расходов в сумме 18.4 млрд. руб. и направить сэкономленные средства на финансирование неотложных расходов бюджета.

Государственная ценная бумага - ценная бумага, эмитированная с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но обязательно гарантированная правительством. Различают: - рыночные государственные бумаги: ноты, боны, казначейские векселя и др.; и - нерыночные ценные бумаги: сберегательные боны, сертификаты.

Выпуску государственных ценных бумаг в России предшествовало создание нормативной базы, состоящей из постановлений правительства, указов президента, приказами Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ. Особое место среди нормативных документов занимает Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”, принятый в 1996 году.

Среди государственных ценных бумаг РФ следует выделить следующие:

  • · государственные краткосрочные облигации (ГКО)
  • · казначейские обязательства (КО)
  • · облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
  • · облигации федерального займа (ОФЗ)
  • · государственный сберегательный займ (ГЗС)
  • · облигация федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД)
  • · муниципальные ценные бумаги.

По таким характеристикам, как объем в обращении, емкость рынка, ликвидность и динамичность развития, а также доля в финансировании дефицита федерального бюджета ведущее место среди государственных ценных бумаг занимают ГКО и ОФЗ.

Государственная краткосрочная облигация (ГКО) в РФ - именная ценная бумага, периодически эмитируемая Министерством финансов РФ с гарантией погашения в срок Центральным банком. Погашение ГКО производится перечислением номинальной стоимости ГКО на расчетный счет владельца, а доход образуется как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки.

Главная задача ГКО - финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитент - Минфин РФ. Банк России ответственен за размещение, обслуживание и погашение облигаций.

Облигации федерального займа (ОФЗ). Многие свойства, общие для ГКО и ОФЗ, несмотря на некоторые различия в эмиссионных характеристиках, позволяют говорить о существовании единого рынка ГКО-ОФЗ. Среди таких общих свойств можно отметить следующие:

  • · технология размещения,
  • · вторичного обращения и погашения через систему организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ);
  • · круг участников рынка, в первую очередь - общий институт дилеров,
  • · схожие инвестиционные качества.

Эмитентом ГКО и ОФЗ выступает Министерство финансов России, которое принимает решение об осуществлении отдельных выпусков ГКО и ОФЗ и определяет их параметры.

  • · номинальная стоимость облигации - 1000000 рублей;
  • · срок обращения 3 месяца, 6 месяцев и 1 год (в настоящее время годовые облигации не эмитируются);
  • · облигации бескупонные, т.е. доходом по ним является разница между ценой покупки и погашения;
  • · эмиссия облигаций осуществляется в форме отдельных выпусков (траншей);
  • · владельцами облигаций могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе и нерезиденты;
  • · облигации именные: форма выпуска - безбумажная.

Генеральный агент эмитента - Центральный банк России - выполняет функции платежного агента Минфина, проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение облигаций, Облигации выпускаются с обязательным централизованным хранением, выпуски этих ценных бумаг оформляются глобальными сертификатами, которые хранятся в Минфине и Банке России. Вследствие того, что ключевые характеристики для этих рынков общие, на протяжении 1996 года происходило параллельное развитие нормативной базы и инфраструктуры рынков ОФЗ и ГКО. Первичное размещение ведется по принципу американского аукциона. Претенденты подают два типа заявок: конкурентные и неконкурентные. Стоимость бумаг, приобретаемых по неконкурентным заявкам, равна средневзвешенной цене удовлетворенных конкурентных заявок. Конкурентные заявки подаются участниками торгов с указанием цены, по которой они готовы приобрести облигации. После регистрации по уровню предложения цены, начиная с максимальной, заявки участвуют в безличном конкурсе, где определяется цена отсечения (если объем облигаций меньше спроса). Заявки, преодолевшие линию отсечения, удовлетворяются по цене, указанной в заявке. Расчеты производятся в день аукциона. Ликвидность ГКО обеспечивается наличием постоянно функционирующей торговой системы в рамках Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и технологичным регламентом.

В сентябре 1995г. на российском финансовом рынке появились облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпуск которых был осуществлен в соответствии с указом Президента РФ. Принципиальных отличий ОГСЗ от ценных бумаг типа ГКО-ОФЗ было три:

  • · документарный (бумажный) выпуск;
  • · относительно низкий номинал (100 тыс. и 500 тыс. рублей);
  • · предъявительский характер этих ценных бумаг.

В соответствии с условиями выпусков отдельных серий ОГСЗ процентный доход по купону приравнивается к последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) за аналогичный по продолжительности купонный период. Колебательное состояние рынка и повышенный спрос на облигации со стороны населения потребовали от операторов, особенно в первое время, дополнительных усилий по работе с частными лицами, что увеличило расходы на обслуживание. В результате со временем проявилась структура рынка, произошло его деление на крупных операторов и на финансовые учреждения, для которых ОГСЗ являются частью инвестиционного портфеля.

Важным событием на рынке ГКО-ОФЗ стало начало продажи с 24 февраля 1997 года на вторичном рынке облигаций федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД). Параметры выпуска и обращения (утверждены письмом Министерства финансов от 28.06.96 года #60):

  • · эмитент - Министерство финансов;
  • · облигации именные, купонные, среднесрочные;
  • · номинал 1000000 руб.;
  • · эмиссия осуществляется в форме отдельных выпусков в сроки, устанавливаемые эмитентом;
  • · для каждого выпуска устанавливается свой размер купонного дохода, дата погашения, дата выплаты купонного дохода для нерезидентов;
  • · указанные условия фиксируются в Глобальном сертификате;
  • · величина купонного дохода постоянная.

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ).

Облигации внутреннего валютного займа появились в результате банкротства Внешэкономбанка СССР. Задолженность ВЭБ покрывается облигациями со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитент облигаций - Министерство финансов РФ.

ОФЗ выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ №458. ОФЗ являются именными ценными бумагами и предоставляют владельцу право на получение номинальной стоимости облигации и купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости. ОФЗ тесно привязаны к ГКО: купонный доход по ОФЗ определяется на основе доходности ГКО.

Казначейское обязательство (КО) - государственная ценная бумага, удостоверяющая внесение ее держателем денежных средств в бюджет и дающая право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения казначейским обязательством. Обращение казначейских обязательств осуществляется в соответствии с глобальным сертификатом, в котором фиксируется определенное количество передаточных надписей, после осуществления которых возможна купля-продажа казначейских обязательств. В глобальном сертификате указано, за какие виды платежей может быть принято казначейское обязательство.

Возникновение КО связано с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. Правительство РФ поставило целью переоформить 10% таких долгов в особые долговые бумаги, которыми и стали КО, выпуск которых начался в сентябре 1994 года.

Муниципальные ценные бумаги - способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. Форма их выпуска:

  • · в виде выпуска муниципальных ценных бумаг в виде облигаций или реже в виде векселей
  • · в виде ссуды по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов или коммерческих банков)

Рынок государственных ценных бумаг

Рынок государственных ценных бумаг, входящий в состав фондо­вого рынка позволяет решать следующие задачи:

Заимствование временно свободных денежных средств юриди­ческих и физических лиц в целях финансирования бюджетного де­фицита или рефинансирования ранее образовавшихся долговых обя­зательств;

Обеспечение денежно-кредитной политики ЦБ РФ;

Регулирование ликвидности коммерческих банков и финансо­вых институтов.

Выпущенные государством ценные бумаги можно классифици­ровать по ряду признаков:

1) по субъектам заемных отношений - займы, размещаемые цен­тральными и территориальными органами управления;

2) по месту размещения - внутренние и внешние государствен­ные займы;

3) по обращению на рынке - рыночные и нерыночные государствен­ные займы. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Не­рыночные не могут свободно менять своих владельцев. Они не подле­жат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интере­сам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облига­ции выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударствен­ных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов;

4) по сроку привлечения средств - краткосрочные (со сроком пога­шения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и выше) государственные займы. Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются вексе­ля. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3, 6, 12 месяцев; в Японии - на 60 дней; в Великобритании - на 91 день. В Германии казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет.


184__________ II. Централизова нные государствен ные и территориальные финансы

В ряде стран для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распро­странение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погаше­ния в 2-3 года, в США - от 1 до 10 лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций;

5) по обеспеченности долговых обязательств - закладные и без­закладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным зало­гом, например определенным имуществом. Такие облигации наибо­лее часто выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета. Централь­ные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации;

6) по характеру выплачиваемого дохода - долговые обязательства выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выиг­рышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облига­ции не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Глав­ный вид облигаций - процентные, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдают предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют ку­понов; они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по но­миналу. Кроме краткосрочных, и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном;

7) по методу определения дохода - долговые обязательства с твердым или с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам становится причиной роста расходов го­сударства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента;

8) по обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, - заемные обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Эмитентом ценных бумаг РФ выступает федеральный орган ис­полнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функ­циям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета.

Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выра-


7, Государственный и муниципальный кредит_____________________ 185

жены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государ­ственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в каче­стве соответствующей оговорки, на основании которой определяется размер платежа по данным государственным ценным бумагам.

Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмис­сии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта РФ, должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте. Условные денежные едини­цы и драгоценные металлы могут использоваться в качестве соответ­ствующей оговорки.

Согласно ст. 98 Бюджетного кодекса изменение условий выпу­щенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, ^рока обращения, не до­пускается.

Рынок федеральных ценных бумаг. Отказ от использования средств ЦБ для финансирования дефицита федерального бюджета РФ и ори­ентация на финансовый рынок означали развитие рынка государ­ственных ценных бумаг. В то же время неуклонный рост дефицита бюджета, необходимость погашения ранее выпущенных займов за счет новых выпусков (рефинансирование долга) привели к быстрому наращиванию этого сегмента рынка ценных бумаг.

Наибольший удельный вес в финансировании бюджетного де­фицита занимали государственные краткосрочные бескупонные обли­гации (ГКО) и облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ). Задолженность РФ по выпущенным ГКО-ОФЗ на 1 июня 1998 г. составила 435,3 млрд руб.

Впервые ГКО были выпущены в 1993 г., став краткосрочным за­емным инструментом. Первоначально они выпускались на три ме­сяца, позднее стали выпускаться на шесть и двенадцать месяцев.



Реализация ГКО осуществляется со скидкой с номинала. В це­лях упрощения расчетов цена устанавливается в процентах к номи­налу. Погашение проводится ЦБ РФ по номиналу. Таким образом, доход инвестора складывается за счет разницы между ценой реали­зации (или ценой погашения) и ценой покупки.

В 1995 г. рынок государственных ценных бумаг пополнился еще двумя - ОФЗ и облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Для активного привлечения средств населения ОГСЗ были выпущены в документарной форме на предъявителя и предоставля­ли их владельцам право получения дохода сначала раз в четыре ме­сяца, а затем - раз в шесть месяцев. Сначала ОФЗ и ОГСЗ выпуска-


286 II. Централизованные государственные и территориальные финансы

Лись сроком на год, а позднее - на два года. Несколько позднее, в июле 1996 г., появились ОФЗ с постоянным купоном.

В середине 90-х годов на фондовом рынке РФ возникла парадок­сальная ситуация: расцениваемые инвесторами как самые надежные, государственные бумаги были одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными. Как следствие, основная масса средств инвесторов, вовлеченная в операции с ценными бума­гами, шла не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит начал оказывать негативное воздей­ствие на экономическое развитие страны.

В условиях исчерпания внутренних ресурсов для финансирова­ния новых выпусков ГКО и ОФЗ решено было привлечь к операци­ям с ними иностранных инвесторов. Последние, привлеченные вы­сокой доходностью государственных ценных бумаг, стали активно наращивать свои вложения в них.

Затяжной кризис на финансовых рынках, в который Россия вошла с ноября 1997 г., резко осложнил ситуацию. Иностранные инвесто­ры стали отзывать свои ресурсы сначала с рынка корпоративных ценных бумаг, а потом и с рынка государственных ценных бумаг. Для привлечения инвесторов пришлось резко увеличить доходность ценных бумаг. В результате показатель бюджетной эффективности рынка ГКО-ОФЗ в ноябре 1996 и 1997 гг. снизился соответственно с 37,3 до 8,9%, т.е. в четыре с лишним раза. В ноябре 1997 г. на пога­шение основной части долга и выплату купонного дохода было зат­рачено 98,5% всех поступлений, а в декабре пришлось брать деньги из бюджета (0,6 трлн руб). По итогам 1997 г. статья федерального бюджета «обслуживание государственного долга» была перевыпол­нена на 60%. Из страны вывезено 5 млрд долл. в результате массовой распродажи нерезидентами государственных ценных бумаг.

В августе 1998 г. Правительство РФ впервые не смогло рассчитаться по своим долговым обязательствам. Было принято решение о проведе­нии новации: ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпушенные в обращение до 17 августа 1998 г. обменивались на но­вых выпусков государственные ценные бумаги со сроком погашения 3 года, 4 года и 5 лет; 10% выдавалось в виде денежных средств.

Решение Правительства РФ стало критическим для рынка госу­дарственных ценных бумаг и его участников. Банки, сосредоточив­шие у себя значительные суммы ГКО и ОФЗ, понесли колоссальные убытки. Объемы операций на рынке резко сократились.

Новый этап развития рынка государственных ценных бумаг начал­ся в 2000 г., когда определенная стабилизация финансов государства


7. Государственный и муниципальный кредит 187

Позволила вновь поднять вопрос о доверии инвесторов. Учитывая, что к началу 2000 г. рынок государственных ценных бумаг стабилизировал­ся, Правительством РФ было принято решение о возобновлении вы­пусков ГКО (после прекращения выпусков в августе 1998 г.). Первый выпуск после августа 1998 г. был осуществлен 23 февраля 2000 г. с по­гашением 31 мая. После этого ГКО выпускались неоднократно.

К началу августа 2000 г. объем ГКО и ОФЗ, фактически обраща­ющихся на рынке, составил 256 млрд руб. (на 1 января 2000 г. он равнялся 267 млрд руб.).

Первый выпуск ОГСЗ после августовского кризиса 1998 г. состо­ялся в июле 2000 г. Облигации были выпущены на 1 год с 20.07.00 по 19.07.01 с номинальной стоимостью 500 руб. с двумя купонами. Од­нако в отличие от ГКО и ОФЗ первые выпуски ОГСЗ не пользова­лись спросом и эти ценные бумаги не получили распространения.

Первый после августа 1998 г. аукцион по размещению средне­срочных облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) с погашением в июне 2004 г. был проведен Мин­фином в июне 2001 г. После этого последовали регулярные выпуски.

Для укрепления нормативной базы рынка государственных цен­ных бумаг и его развития был дополнительно подготовлен ряд нор­мативных актов. Приказом Минфина от 24 ноября 2000 г. № ЮЗн, зарегистрированном в Минюсте 27 декабря 2000 г., № 2510, были утверждены условия эмиссии и обращения государственных кратко­срочных бескупонных облигаций.

Приказом Минфина РФ от 22 декабря 2000 г. № 112н, зарегист­рированном в Минюсте 28 декабря 2000 г., № 2514, были утвержде­ны условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, которые гласят, что ОФЗ являются именными купонными среднесрочными (от 1 до 5 лет) и долгосроч­ными (от 5 до 30 лет) государственными ценными бумагами.

Для привлечения средств страховых организаций, НПФ, инвести­ционных фондов, управляющих компаний ПИФ постановление Пра­вительства от 6 ноября 2001 г. № 771 утвердило «Генеральные условия эмиссии государственных сберегательных облигаций». ГСО - имен­ные ценные бумаги. Они выпускаются в документарной форме и подлежат обязательному централизованному хранению. Владелец ГСО может получать доход и предъявлять облигации к погашению, но на вторичном рынке они не обращаются, их залог не допускается. Аген­том Минфина является кредитная организация, заключившая согла­шение с Минфином и выбранная на основе открытого конкурса.

Приказ Минфина, зарегистрированный Минюстом 12 ноября 001 г., № 3024, утвердил «Условия эмиссии и обращения облигаций


188__________ II. Централизованные государственные и территориальные финансы

федерального займа с постоянным купонным доходом». Это имен­ные купонные ценные бумаги, среднесрочные (от 1 до 5 лет) и дол­госрочные (от 5 до 30 лет) номиналом 1 тыс. руб. Владелец может получать доход и предъявлять облигации к погашению. На вторич­ном рынке не обращаются, залог не допускается. Агент - кредитная организация, заключившая соглашение с Минфином, выбирается на основе открытого конкурса.

Приказом Минфина РФ от 27 апреля 2002 г. № 37н (зарегистри­рован в Минюсте 13 мая 2002 г., № 3427) утверждены условия эмис­сии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга. Облигации - именные купонные, среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) - предоставляют их владельцам право на: 1) получение номинальной стоимости, погашение номинальной стоимости осуществляется частями в даты, установленные решени­ем об эмиссии отдельного выпуска облигаций; 2) получение дохода в виде процента, начисляемого на непогашенную часть номиналь­ной стоимости. Номинальная стоимость облигаций - 1 тыс. руб.

Погашение номинальной стоимости частями (амортизация дол­га) осуществляется в даты, установленные решением об эмиссии от­дельного выпуска облигаций.

Первый аукцион по размещению амортизационных облигаций состоялся в конце мая 2002 г. Были размещены облигации со сред­ней доходностью 17,41% на сумму 10 млрд руб. с датой погашения 15 ноября 2006 г. По мнению Минфина, прошедшее размещение говорит о высоком потенциале рынка амортизационных бумаг и о возросшем интересе участников рынка госдолга к облигациям с боль­шим сроком обращения, что свидетельствует о том, что на рынок пришли инвесторы, обладающие «длинными» деньгами.

Свидетельством улучшения ситуации на российском рынке госу­дарственных ценных бумаг является и решение международного агент­ства Standard & Poor"s, повысившего рейтинг российских долгосроч­ных облигаций, номинированных в национальной валюте, с ССС+ до уровня В-. В июне 2001 г. это же агентство увеличило рейтинг до В. До этого же уровня поднялся рейтинг Москвы и Санкт-Петербурга.

По прогнозам Минфина, объем рынка государственных ценных бу­маг вырастет с 217 млрд руб. в начале 2003 г. до 300 млрд руб. в конце. При этом будут выпущены гособлигации на 250 млрд руб. по номиналу. В их числе новые бумага - десятилетние государственные сберегатель­ные облигации на сумму 10 млрд руб. Кроме того, будет переоформле­на задолженность Центральному банку России на сумму 300 млрд руб.

Кроме указанных выше сумм, Минфин предполагает также вы­пустить ОФЗ на сумму 25 млрд руб. для инвестирования средств Пен­сионного фонда.


7. Государственный и муниципальный кредит______________________________ 189

Профицит федерального бюджета РФ негативно повлиял на ры­нок государственных ценных бумаг. Он обусловил низкий объем эмиссии, что привело к снижению объема рынка, ликвидности госу­дарственных ценных бумаг, а также их доходности. По этим причи­нам рынок остается малопривлекательным для инвесторов, основ­ными игроками на нем остаются Сбербанк и Пенсионный фонд РФ.

Рынок субфедеральных ценных бумаг. Облигационные займы для многих региональных администраций в РФ давно стали нормой. В числе прочих долгов обязательства по облигациям составляли около 18% у субъектов РФ (на начало 2000 г.) и около 2% у муниципальных обра­зований. Несмотря на августовский кризис 1998 г., а скорее именно по этой причине, территории продолжали выпускать ценные бума­ги. Со второй половины 1999 г. наиболее массовой стала регистра­ция новых проспектов эмиссии для переоформления задолженности по ранее выпущенным облигациям, причем некоторые эмитенты де­лают это многократно. Например администрация Оренбургской об­ласти провела пятикратную реструктуризацию своих краткосроч­ных облигаций. Не раз обращалась к подобной практике и Новоси­бирская область. Долг ее перед кредиторами на начало 2000 г. соста­вил почти 50% доходной части бюджета.

Субъекты Федерации в основном выпускали средне- и кратко­срочные ценные бумаги. Заемные инструменты делились следующим образом: по типу ГКО - 58,9%; инвестиционные облигации - 12,9%; жилищные облигации - 10,5%; многоцелевые облигации - 10,1%; казначейские обязательства - 1,6%; казначейские сертификаты - 1,3%; телефонные облигации - 0,2%; прочие обязательства - 4,5%.

Не у всех субъектов, вступивших на путь региональных заимство­ваний, все проходило гладко. За исключением займов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Нижегородской областей, неудачи боль­шинства эмитентов заключались в том, что им не удавалось размес­тить выпуски целиком, что, во-первых, снижало ожидаемый объем бюджетных поступлений, а во-вторых, не позволило реализовать про­граммы, под которые и осуществлялись заимствования. Наконец, многие столкнулись с трудностью своевременного погашения долго­вых обязательств, что дестабилизировало финансовый рынок.

Среди общих причин неудач субфедеральных займов можно вы­делить следующие:

Отсутствие мониторинга емкости регионального рынка;

Недостаточно профессиональное размещение и непроработан­ность андеррайтинга;

Давление со стороны более конкурентоспособных ГКО;

Региональная замкнутость при размещении займов и отсут­ствие выхода на сопредельные территории;


190 II. Централизованные государственные и территориальные финансы

Параллельное использование нескольких инструментов заимство­вания (облигаций и векселей), рассеивающих активность инвесторов.

В целях установления контроля за ценными бумагами субъектов РФ было принято постановление Правительства от 30 сентября 2000 г. № 754 «О государственной регистрации нормативных правовых ак­тов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг, и об отчетах о проведенной эмис­сии». Необходимость в таком постановлении назрела давно. Практи­ка регистрации в Минфине проспектов эмиссии региональных цен­ньгх бумаг возникла еще в 1994 г. Но ее формально-разрешительный характер и отсутствие требования представлять отчеты о результатах размещения бумаг как раз и привели к тому, что контроль над этим процессом со стороны федерального центра оказался утерянным. Сказалось и то, что бюджетный процесс в регионах часто носил фор­мальный характер. Законы о бюджете в регионах не содержали ста­тей о лимитах на внутренние и внешние заимствования, сама задол­женность порой вообще нигде не отражалась. Отчеты о результатах размещения ценных бумаг в Минфин не представлялись. В резуль­тате проконтролировать объем долгов того или иного региона не мог­ли ни сами руководители субъекта РФ, ни федеральная власть.

Теперь для регистрации всех ценных бумаг субъектов РФ и му­ниципалитетов требуется представить в Минфин РФ: заявление, ус­ловия выпуска ценных бумаг, копию закона субъекта или решения органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, данные о величине и структуре долга субъекта (муниципалитета); выполнение эмитентом ограничений, установленных бюджетным за­конодательством по величине долга и дефицита бюджета; наличие просроченной задолженности.

Во исполнение этого постановления был издан приказ Минфина от 6 апреля 2001 г. № ЗОн (зарегистрирован Минюстом 21 мая 2001 г., № 2718), который утвердил стандарты раскрытия информации о ценных бумагах субъектов РФ или муниципальных ценных бумагах, содержа­щейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов РФ или муници­пальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...