Российский ит-рынок забудет о двузначном росте. Основные параметры экономического развития


Многие интересуются тем, как рассчитать темп роста за определенный период. При подробном рассмотрении этот вопрос может вызвать много проблем, потому что можно рассчитывать темп роста с учетом базисных, цепных и средних показателей с разными нюансами. Мы же рассмотрим этот вопрос в более простом контексте.

Расчет темпа роста: формула

В обобщенном виде схема расчета темпа роста выглядит так: темп роста = данные на конец периода / данные на начало периода. Для более наглядного результата ответ умножают на 100 %, таким образом будет выражен темп роста в процентах.

Рассмотрим применение схемы темпа роста на конкретном примере. Допустим, нам нужно посчитать темп роста за несколько лет. У нас есть показатель на 2005 год — 240 и есть показатель на 2013 год — 480. Для того чтобы рассчитать темп роста за эти годы в процентах, мы 480/240 * 100%. Результат: 200 %. Темп роста составил 200 %, это значит, что рассматриваемый нами показатель с 2005 по 2013 год вырос в два раза.

Часто темп роста путают с темпом прироста, так как их формулы похожи, однако эти показатели все же разные. Для того чтобы найти темп прироста, нужно вычесть из показателя в расчетном периоде показатель в базисном, затем поделить результат на показатель в базисном и умножить на 100. В итоге получится темп прироста в процентах. Рассмотрим на примере выше. Допустим, что 240 — это показатель за базисный период, а 480 — показатель за отчетный период. Итак, (480-240)/240 * 100% = 100%. Темп прироста составил 100 %.

Как видите, темп роста и темп прироста — это разные показатели. Темп роста показывает, как растет показатель, во сколько раз он изменяется за рассматриваемый период, а темп прироста показывает, на сколько увеличивается рассматриваемый показатель за определенный период. Каждый из них рассчитывается по-своему, поэтому не стоит их путать.

Событие: Завершился 2013 год. Он отличался обилием неоптимистичных прогнозов регулярно звучащих из уст глав финансово-экономического блока органов государственной власти, большая часть из которых подтвердилась.

Комментирует: эксперт Центра, Кравченко Л.И.

Уходящий 2013 год можно назвать и годом упущенных возможностей, и годом плохой стабильности. В учебники по истории он войдет как период стагнации, невыполненных майских указов Президента, постоянных снижений прогнозов экономического развития, признания внутренних проблем в экономике, форсирования кредитования физических лиц, санации банковского сектора, но вместе с тем и годом преодоления естественной убыли населения. В уходящем году были заданы основные векторы развития предстоящих лет: деофшоризация российской экономики, инвестирование в крупные инфраструктурные проекты из средств Фонда национального благосостояния и очередное освоение Сибири и Дальнего Востока.

Год стагнации

Россия замедлила темпы экономического роста: в 2013 году он стал самым низким с момента финансово-экономического кризиса 2009 и 1998 г., достигнув уровня 1997 г. – 1,4%.


Рис. 1. Темпы роста ВВП, в %

Впервые Президент признал, что причины кризиса - внутренние проблемы, а именно диспропорции в развитии отдельных отраслей экономики, ориентация на добывающую промышленность, низкая производительность труда, недостаток инвестиций.

По темпу роста ВВП Россия существенно уступает своим партнерам по БРИКС: так в Китае, Бразилии и Индии он составил за третий квартал 7,8%, 3,3% и 2,7% соответственно (в России – 1,2%). Из государств данной группы Россия не только хуже всех перенесла кризис 2009 г., но и не демонстрирует в перспективе тенденций к улучшению.


Рис.2. Темпы роста ВВП стран-членов БРИКС, в %

Экономика России пока еще не в кризисе, она пребывает в состоянии стагнации, от которой при отсутствии необходимых стране структурных перемен и до кризиса недалеко.

Индекс промышленного производства в этом году упал с 102, 6 (показатель 2012 г.) до 99,9 %, таким образом, объем промышленного производства в 2013 году сократился на 0,1% от предыдущего. Однако промышленное производство - это интегрированный показатель, включающий в себя индекс добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности и производство электроэнергии. Единственным направлением, по которому Россия в текущем году улучшила свои показатели, стала добыча полезных ископаемых. Она выросла на 1,2%, в то время как оставшиеся два показателя упали на 0,6% и 0,7%. Видимо, рост добычи должен был компенсировать снижение стоимости нефти.


В обрабатывающей промышленности пик падения выпал на долю отраслей, занимающихся производством машин и оборудования (тракторы для сельского и лесного хозяйства, генераторы переменного тока, радиаторы центрального отопления, турбины газовые).

В целом снижение объема промышленной продукции связано со снижением инвестиций в основной капитал как за счет внутренних источников, так и за счет внешних инвестиций.

Инвестиции в основной капитал за 11 месяцев составили 99,3% от уровня аналогичного показателя предыдущего года, при этом за 11 месяцев 2012 года прирост инвестиций был равен 108,2%.


Рис.4. Темп прироста инвестиций в основной капитал, в %

За последние 13 лет снижение уровня инвестиций в основной капитал ниже предыдущего произошло дважды: в 2009 г. до 86,5% в связи с экономическим кризисом и в текущем году. Хотя снижение не столь существенное, обращает на себя внимание тот факт, что подобные явления – это единичные случаи, и отрицать вероятность ухудшения экономической ситуации в будущем не стоит. 2013 год может быть предвестником кризисных явлений.

Еще большее разочарование этот год принес тем, кто ожидал активного влияния иностранных инвестиций на экономику России. Хотя по данным за январе-сентябре 2013г. в экономику России поступило $ 132,4млрд. иностранных инвестиций, что на 15,7% больше, чем в январе-сентябре 2012 года, объем вывезенных инвестиций за этот же период времени достиг $ 163,3 млрд., что на 49,2% больше, чем в январе-сентябре 2012 года. Жесткая политика Центрального Банка в отношении банковского сектора привела к резкому оттоку иностранных инвестиций. За первые 9 месяцев 2013 г. из России было вывезено инвестиций больше, чем в нее поступило. Общий объем отрицательного сальдо составил $30 873 млн. При сохранении тенденции этот показатель достигнет $ 41 164 млн.


Рис.5. Поток иностранных инвестиций из и в Россию, $ млн.

В структуре иностранных инвестиций, накопленных в России, 66,3% - это прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты), 32,3% - прямые инвестиции и 1,4% - портфельные. В накопленных за рубежом из России инвестиций более 70% занимают прямые инвестиции.


Рис.6. Структура накопленных иностранных инвестиций



Рис.7. Структура вывезенных из России инвестиций в зарубежные предприятия

По сравнению с 2012 г. доля инвестиций, полученных в виде кредита, увеличилась, доля остальных инвестиций – снизилась. Для экономики страны важны именно прямые инвестиции. Но, несмотря на многочисленные призывы власти создать благоприятный инвестиционный климат, привлечь прямые инвестиции так и не удалось, в результате отечественные компании вынуждены прибегать в займам на внешнем рынке, от этого растет корпоративный долг в общем долге страны. Главными кредиторами России являются Люксембург, Нидерланды, КНР, Кипр, Великобритания, Ирландия.


Рис.8. Доля кредитов по странам, предоставившим кредит, в общем объеме полученных кредитов (прочие инвестиции в структуре инвестиций), в %


Рис. 9. Накопленные инвестиции в России по странам (в % к общим объемам инвестиций каждой страны)

Иностранные инвестиции в российскую экономику выступают индикатором доверия бизнеса к власти, но инвестиции инвестициям рознь: в виде кредитов они не оказывают однозначно положительного влияния на экономику, а в некоторой степени создают угрозы национальному суверенитету и стимулирую создание серых схем отмывания денег.

В майских указах Путин поставил задачу улучшения рейтинга России в Doing Business (отражает легкость ведения бизнеса в странах мира). Задача была выполнена – страна поднялась с 112-й на 92-ю строчку. Все это было сделано с целью привлечения иностранных инвестиций. Однако 2013 год превзошел даже худшие показатели 2008г., когда бегство иностранных инвестиций было сопряжено с мировым кризисом. За 9 месяцев текущего года из России ушло $ 30 млрд. Ключевыми получателями денег стали офшоры – Виргинские острова, Кипр, Нидерланды, Люксембург. Иными словами, к проблеме привлечения иностранных инвестиций подошли не с той стороны, существуют более значимые факторы, нежели простое улучшение рейтинга страны.

Успешным в целом данный год стал только для такой отрасли, как сельское хозяйство. Президент на пресс-конференции 19 декабря высоко оценил успехи в сельском хозяйстве: «индекс производства сельского хозяйства – 6,8%. Надо отметить, что сельское хозяйство, труженики села, конечно, серьёзно помогли в целом экономике, потому что в прошлом году, как вы знаете, был минус, почти 5%, в этом году – плюс 6,8. На фоне известных сложностей в промышленном секторе сельское хозяйство, конечно, общий ВВП вытаскивает». Действительно в текущем году сельское хозяйство значительно улучшило общий показатель ВВП, подобных результатов, по мнению министра экономического развития, в следующем году страна ожидать не сможет.

В 2013 г. также снизился уровень инфляции (6,3%), не изменился показатель безработицы (5,5%). В прошлом году инфляция снизилась до 6,6%, в текущем году по первоначальным прогнозам она должна была составить 6%, однако в целом, как и по остальным сферам, этот результат оказался хуже ожидаемого. Уровень безработицы ожидается на уровне прошлого года - 5,5% (на ноябрь 2013 г. - 5,4%), однако министр экономического развития А.Улюкаев на Совместном заседании Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей развития страны 23 декабря заявил, что в будущем могут быть тенденции к увеличению безработицы.


Внешнеторговая деятельность России также демонстрирует признаки стагнации: в текущем году оборот сократился при снижении объема экспорта и увеличении объема импорта. В январе-октябре 2013г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, $706,7 млрд. (99,9% к январю-октябрю 2012г.), в том числе экспорт - $ 426,7 млрд. (98,2%), импорт - $ 280,0 млрд. (102,5%). Иными словами, рост потребительского спроса в текущем году, во многом достигнутый за счет кредитного раздувания, простимулировал не внутреннее производство, а импорт.

В целом в 2013 году очередной год подряд возросла доля топливно-энергетических ресурсов в экспорте (с 70,3% до 70,7%), на 0,1% выросла доля машин и оборудования, но при этом сократились доли таких групп, как химическая промышленность, металлы и изделия из них, продовольствие и сельское хозяйство.


Рис.11. Структура российского экспорта, 1995 г. и 2013 г., в %

В импорте увеличилась доля таких статей расходов, как закупка продовольствия и продукции химической промышленности, доля машин и оборудования снизилась. Данные тенденции для российского внешнеторгового оборота закономерны, они в очередной раз свидетельствуют об активной эксплуатации сырьевой модели и нежелании на практике отходить от нее в сторону более эффективной экономики.


Рис.12. Структура российского импорта, 1995 г. и 2013 г., в %

Этот год, как и предыдущий, поразил страну ростом оплаты центрального аппарата министерств. Казалось бы, ничего удивительно, зарплата повышаться должна, но почему же заработная плата по стране растет на 11% (в реальная понижена с 6% до 5,6%), а у чиновников на 67,7%. До президентских выборов зарплата в Администрации Президента превышала среднюю по стране в 3,9 раз, то в этом году в 5,6 раз. В октябре 2013 г. средняя зарплата без надбавок в Администрации Президента равнялась 190 097 р. (167% от предыдущего года), в Аппарате Правительства – 184 783р. (172% от предыдущего года), в Совете Федерации – 96 481р. (136,2 % от предыдущего года), в Государственной Думе – 84 330р. (136,1% от предыдущего года).


Рис.13. Динамика роста заработной платы по органам власти и в среднем по стране, 2008-2013 г. (по данным Росстата, данные за 3 квартал 2013 г.), в руб.

Заработная плата высшего руководства растет вне зависимости от эффективности государственного управления, как будто за то, что происходит в стране, ответственны не конкретные лица, а случайные обстоятельства.

Естественный прирост населения

По итогам 9 месяцев Россия смогла впервые с 1992 г. выйти на естественный прирост населения. В первом полугодии сохранялась убыль, за 9 месяцев прирост населения составил 5109 человек.

Естественный прирост по-прежнему наблюдается только в четырех федеральных округах, из них абсолютным лидером остается Северо-Кавказский федеральный округ.


Рис.14. Естественный прирост населения по округам, за 9 месяцев 2013 г., в чел.

В десятку регионов с самым высоким естественным приростом населения входят: исламские республики, при этом лучшие показатели у республик Северного-Кавказа (Дагестан, Чечня, Ингушетия), национальные республики с буддистскими и шаманисткими верованиями (Якутия, Бурятия, Тыва), нефтяные регионы с высоким уровнем жизни (Тюменская область, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округ) и центр притяжения рабочей силы - Москва. Несмотря на то, что в этом году естественный прирост уже в 43 субъектах, в 32 показатели ухудшились: либо замедлился прирост, либо усилилась убыль населения. Постепенно начинают сказываться последствия демографического кризиса 90-ых. Государствообразующий русский народ за 9 месяцев текущего года сократился на 57 670 человек, что значительно меньше показателей предыдущих лет (в 2012 г. – 92 259 , в 2011 г. – 186 616). Сокращение численности русских за год может достигнуть 76 000 человек.

По показателю рождаемости Россия улучшила свое положение по сравнению с 2012 г., однако в силу начинают вступать негативные тенденции 90-ых, то есть в ближайшие годы ожидается замедление прироста населения. Убыль русских сокращается, но по-прежнему остается очень высокой.

В текущем году произошли следующие важные события в экономике:

Сокращение официальных прогнозов развития

Прогнозы на 2013 год менялись несколько раз: в декабре 2012 г. ожидаемый темп роста ВВП был снижен с 3,7% до 3,6% , при втором понижении в апреле с 3,6% до 2,4%, в августе новый прогноз был на уровне 1,8%, в декабре – 1,4%. Страна стала развиваться по консервативному сценарию, вступила в «паузу роста». Прогнозы на последующие годы также ухудшены: на 2014 г. - до 2,5% с 3,0%, на 2015 г. - до 2,8% с 3,1%. В минэкономразвитии стагнацию в экономике ожидают и в 2014 году. Заместитель главы МЭР Андрей Клепач назвал уходящий год годом упущенных возможностей. Для выхода на рост экономике нужны кардинальные и волевые решения, однако, по всей видимости, власть предпочтет спокойную стабильность, продолжая ориентироваться на сырьевую модель.

Признание внутренних проблем в экономике

Еще в послании 2012 года Президент заявил, что «резервы сырьевой модели исчерпаны, тогда как интересы развития России требуют ежегодного роста не менее 5–6 процентов ВВП в ближайшее десятилетие». В послании этого года впервые официально было признано, что проблемы в экономике исходят не от кризисных явлений в мировой экономике, а «носят не внешний, а внутренний характер», в первую очередь связаны с производительностью труда, которая отстает от ведущих стран в два-три раза. Напомню, что повышение производительности труда в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2011 г. к 2018 г. заложено в майском указе Президента «О долгосрочной государственной экономической политике». Факторами развития производительности труда, по мнению власти, должны быть высокое качество профессионального образования и гибкий рынок труда, благоприятный инвестиционный климат и современные технологии. Переход на систему бакалавриата, выпускающую людей без специальности, засилье некоммерческих вузов, выдающих дипломы о высшем образовании за маржу, явно не смогут обеспечить высокое качество образования; ужесточение политики Центрального банка при полной непредсказуемости не создает благоприятный инвестиционный климат. В итоге вновь провозглашаются одни цель, а инструменты реализации явно соответствуют другим.

Невыполненные майские указы Президента

При вступлении в должность Президента Путин подписал ряд указов, исполнение которых стало приоритетным в государственном управлении. За полтора года их реализации существенных достижений не было, более того, Медведев признал, что выполнение майских указов президента невозможно. На Совместном заседании Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей развития единственным результатом реализации были названы повышение заработных плат в сфере образования. Но даже озвученные цифры по средней заработной плате работников образовательной сферы мало похожи на реальные. От исполнения указов отказываться не стали, Президент пожурил чиновников за ненадлежащую работу и пригрозил в случае неисполнения его указов принятием решительных мер.

Реализация курса на форсирование кредитования

В Послании Президента 2012 года указано на необходимость создания условий для доступного кредитования. Итогом данной политики стало ускоренное наращивание сектора потребительского кредитования. Выступая на форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ), Президент России назвал уровень закредитованности россиян высоким, однако, по словам Путина, он не является критическим для российской финансовой системы. На тот момент объем потребительских кредитов достиг 9трлн.р., то есть 14% ВВП. Удивительным остается другое: если уровень высокий, но не критичный, то что нужно делать – предпринимать шаги для урегулирования ситуации или доводить уровень до критичного? В конце декабря Президент подписал закон «О потребительском кредите (займе)»: он ограничивает стоимость потребительского кредита и предоставляет возможность полностью или частично от него отказаться. В итоге кредит станет еще дешевле, что с одной стороны хорошо с учетом неумеренных процентных ставок, но с другой стороны, удешевление кредита приведет к росту кредитования физических лиц, а значит в ближайшее время уровень закредитованности точно достигнет своего критического уровня, и только тогда правительство осмелится решать данную проблему.

Ужесточение банковского регулирования

Центральный Банк предпринял точечные меры с целью санации банковского рынка. С одной стороны, они нужны, так как направлены на избавление сектора от недобросовестных игроков, но как и любые непопулярные меры уже не замедлили негативно сказаться на инвестиционном климате в стране и уровне доверия к власти.

2013 год задал вектор развития и следующему году:

Деофшоризация экономики

Проблема вывоза капитала через офшоры для России уже давно стала одной из центральных. Огромные доходы от экспорта энергоресурсов планомерно вывозятся частным сектором, страна обслуживает потребности внешнего мира, ограничивая себя в потреблении.По данным Центрального банка общий объем вывоза капитала за 20 лет составил $ 436,3 млрд. В текущем году $48,1 млрд., ожидается $48,8 млрд.

Главными экспортерами капитала стал прочий сектор (частные лица и корпорации). За 20 лет только 2006 и 2007 годы были отмечены положительным сальдо движения капитала. Резкий отток произошел в 2008 году, и на данный момент годовые объемы вывоза капитала превышают аналогичный показатель 90-ых годов. В новом Послании Президент вновь говорил о деофшоризации экономики, предложив определенные шаги в борьбе с этим. Без ответа остается вопрос: а почему ранее этой проблемой никто не был озабочен? Почему у нас объемы вывезенного капитала за 20 лет (по оценке ЦБ, а по оценке иностранных источников из России за 10 лет вывезли в два раза больше, чем ЦБ приводит за 20 лет) практически равны объемам накопленных золотовалютных резервов?

Распечатывание ФНБ

С 2008 года, когда был образован Фонд, призванный стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан, денежные средства фонда не инвестировались. В текущем году после окончания масштабных олимпийских строек власть приняла решение распечатать фонд для инвестирования в крупные инфраструктурные проекты. Вскоре Президент пообещал предоставить кредит Украине именно из ФНБ. В результате решение распечатать фонд принято, решение инвестировать - в планах, деньги еще не выделили, а вот Украине, которая изначально вообще не должна была получать эти средства из фонда (ее ценные бумаги относятся к странам с высоким уровнем риска, в такие ценные бумаги Фонд не инвестировал до того момента, как политическое решение не вошло в диссонанс с нормативным закреплением) кредит уже пообещали.

Провозглашение национальным приоритетом XXI века Сибирь и Дальний Восток

Амбициозным замыслом Президента можно считать «подъём Сибири и Дальнего Востока», именно эта цель провозглашена «национальным приоритетом на весь XXI век». Развитие Дальнего Востока соответствует внешнеполитическому вектору страны – ориентации на активное участи в АТЭС, интегративное взаимодействие со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Иными словами, если Калининград – это наша «витрина» в Европе, то Дальний Восток призван исполнить эту миссию в Азии. Однако существуют серьезные сомнения в том, что такой сырьевой регион как Дальний Восток сможет эффективно развивать несырьевое производство, также вызывает опасения и то, что экономика страны вряд ли способна вынести данные проекты.

Подводя итоги года, отмечу, что в целом год был неудачным: подтвердились худшие прогнозы аналитиков, экономика пребывает в стагнации и ожидает реформ, но хуже всего то, что власть не видит пути этих реформ, отстраняется от проблем пространными речами с общими формулировками, и в целом олицетворяет собой скорее усталость, а не готовность к действительному настоящему экономическому чуду. В лексиконе руководства преобладают слова инновации, модернизация, технологии и эффективность, на практике реализуется стратегия укрепление позиций посредством нефтяной и газовой дипломатии, и у них еще теплится надежда на то, что пока можно обойтись без реформ, что сырьевая модель позволит держаться стране на плаву несколько лет. Но не стоит заблуждаться «крайним заблуждением».

(Тр) - это показатель интенсивности изменения уровня ряда, который выражается в процентах, а в долях выражается коэффициент роста (Кр). Кр определяется как отношение последующего уровня к предыдущему или к показателю принятому за базу сравнения. Он определяет, во сколько раз увеличился уровень по сравнению с базисным, а в случае уменьшения - какую часть базисного уровня составляет сравниваемый.

Рассчитываем коэффициент роста, умножаем на 100 и получаем темп роста

Может быть рассчитан по формулам:

Также темп роста может определяться так:

Темп роста всегда положителен. Между цепным и базисным темпами роста существует определенная взаимосвязь: произведение цепных коэффициентов роста равно базисному коэффициенту роста за весь период, а частное от деления последующего базисного темпа роста на предыдущий равно цепному темпу роста.

Абсолютный прирост

Абсолютный прирост характеризует увеличение (уменьшение) уровня ряда за определенный промежуток времени. Он определяется по формуле:

где уi - уровень сравниваемого периода;

Уi-1 - Уровень предшествующего периода;

У0 - уровень базисного периода.

Цепные и базисные абсолютные приросты связаны между собой таким образом: сумма последовательных цепных абсолютных приростов равна базисному, т. е. общему приросту за весь промежуток времени:

Абсолютный прирост может быть положительным или отрицательным знак. Он показывает, на сколько уровень текущего периода выше (ниже) базисного, и таким образом измеряет абсолютную скорость роста или снижение уровня.

(Тпр) показывает относительную величину прироста и показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения. Он может быть как положительным, так и отрицательным или равным нулю, он выражается в процентах и долях (коэффициенты прироста); рассчитывается как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятому за базу:

Темп прироста можно получить из темпа роста:

Коэффициент прироста может быть получен таким образом:

Абсолютное значение 1%-го прироста

Абсолютное значение 1% прироста (А%) - это отношение абсолютного прироста к темпу прироста, выраженный в процентах и показывает значимость каждого процента прироста за тот же период времени:

Абсолютное значение одного процента прироста равно сотой части предыдущего или базисного уровня. Оно показывает, какое абсолютное значение скрывается за относительным показателем - одним процентом прироста.

Примеры расчетов показателей динамики

Перед изучением теории по теме показатели динамики Вы можете посмотреть примеры задач по нахождению: темпа роста, темпа прироста, абсолютного прироста, средних величин динамики

О показателях динамики

При исследовании динамики общественных явлений возникает трудность описания интенсивности изменения и расчета средних показателей динамики , которые задают студентам.

Анализ интенсивности изменения во времени происходит с помощью показателей, которые получаются вследствие сравнения уровней. К этим показателям относят: темп роста , абсолютный прирост, абсолютное значение одного процента прироста. Для обобщающей характеристики динамики исследуемых явлений определяется : средние уровни ряда и средние показатели изменения уровней ряда. Показатели анализа динамики могут определяться по постоянной и переменным базам сравнения. Здесь принято называть сравнимый уровень отчетным, а уровень, с которого производится сравнение, - базисным.

Для расчета показателей динамики на постоянной базе, нужно каждый уровень ряда сравнить с одним и тем же базисным уровнем. В качестве базисного используют только начальный уровень в ряду динамики или уровень, с которого начинается новый этап развития явления. Показатели, которые при этом рассчитываются, называются базисными. Для расчета показателей анализа динамики на переменной базе нужно каждый последующий уровень ряда сравнить с предыдущим. Вычисленные показатели анализа динамики будут называться цепными.

Отправить другу

Предварительные итоги 2013 г., согласно которым по оценке Минэкономразвития России рост ВВП по итогам года составит всего 1,8%, показывают, что экономика пересекла обозначенную правительством «красную черту». Снижение темпов роста неминуемо повлияло на доходы бюджета, что повлекло за собой понижение «планируемых расходов бюджетной системы на развитие инфраструктуры, науки, образования и здравоохранения. Уменьшен планируемый рост заработной платы в бюджетном секторе».

Велик соблазн «списать» обозначившуюся негативную динамику на ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, тем более что общеизвестен факт высокой зависимости роста российской экономики от последней. Действительно, внешнеэкономические условия для российского экспорта в текущем году оказались хуже, чем в предшествующем. Цены на основные экспортные товары - нефть, газ, металлы и объемы их продаж после в целом позитивной их динамики в 2010-2012 гг. в 2013 г. показывают отрицательные значения. Соответственно, рост объемов экспорта сменился их падением, что в свою очередь повлекло падение темпов прироста ВВП.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то, что, во-первых, замедление темпов роста ВВП началось еще в 2010 г. при вполне сопоставимых, если не лучших, показателях экспорта по сравнению с 2008 г. Во-вторых, уже сентябрьский 2012 г. прогноз внешнеэкономической конъюнктуры на 2013 г., представленный Минэкономразвития России, предусматривал ее существенное ухудшение по сравнению с 2012 г. Однако, несмотря на это, темп прироста ВВП в 2013 г. прогнозировался выше, чем в 2012 г. Более того, все последующие прогнозы относительно улучшали показатели экспорта.

Казалось бы, такая ситуация должна была способствовать повышению ожидаемых темпов прироста ВВП. Тем не менее наблюдалась обратная картина: при последовательном улучшении прогноза внешнеэкономической конъюнктуры, начиная с апреля 2013 г., темп прироста ВВП не менее последовательно снижался.

Соответственно возникает вопрос: если главная причина замедления роста ВВП - ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, то почему при относительном улучшении прогнозов последней происходило постоянное ухудшение прогнозов по росту ВВП? Напрашивающийся ответ: видимо, в первоначальном прогнозе предполагавшееся ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры предполагалось скомпенсировать и даже «перекрыть» некими внутренними факторами роста. То, что это действительно так, показывает сопоставление показателей 2012 г. и прогнозов на 2013 г., сформированных в сентябре и декабре 2012 г.

Сентябрьский прогноз 2012 г. увеличивал темпы прироста инвестиций в основной капитал на 9 % по сравнению с темпами 2012 г. Одновременно темп прироста объемов промышленного производства более чем 40 % превосходил темпы 2012 г. После сокращения в 2012 г. объемов произведенной продукции сельское хозяйство в 2013 г. переходило к существенному росту. Некоторое сокращение числа занятых в экономике с лихвой «перекрывалось» увеличением темпов прироста производительности труда почти на треть по сравнению с темпами 2012 г. Все это, конечно, давало основания для прогнозирования некоторого повышения темпов прироста ВВП, несмотря на ухудшение показателей экспорта.

Однако экономическая реальность разворачивалась по другому сценарию. Именно поэтому уже в апрельском 2013 г. прогнозе темп прироста инвестиций был уменьшен по сравнению с сентябрьским 2012 г. почти на 40 % и почти на 30 % по сравнению с декабрьскими 2012 г. прогнозами. В свою очередь это не могло не сказаться на объемах инвестиционного спроса промышленности, и потому прогноз по темпам прироста промышленного производства был снижен на 45 %. При этом при сохранении прогноза по уменьшению числа занятых в экономике прогноз по темпам прироста производительности труда был понижен более чем на треть, оказавшись ниже темпов прироста в 2012 г. В этих условиях, несмотря на относительное улучшение показателей экспорта, логичным решением было снижение прогноза по приросту ВВП.

Подведение предварительных итогов января - сентября 2013 г. показало, что объем инвестиций в основной капитал оказался в «отрицательной зоне» -1,4 % к январю-сентябрю 2012 г. Соответственно это сократило инвестиционный спрос промышленности, которая в результате показала только 0,1 % прироста, и повело к сокращению объемов строительства - 1,1 %. Все это вместе повлекло сокращение грузоперевозок на 0,5 %, в том числе грузоперевозок железнодорожным транспортом на 2,6 %.

В результате, несмотря на ожидаемое к концу года некоторое наращивание этих показателей, связанное с сезонными факторами, и более высокие, чем прогнозировалось в начале года, показатели сельскохозяйственного производства, оценка прироста ВВП в 2013 г. оказалась почти наполовину меньше достигнутого в 2012 г. Не в последнюю очередь здесь сказалось снижение темпов прироста производительности труда почти наполовину от первоначальных прогнозов и на четверть - относительно темпов прироста 2012 г. Свою роль сыграло и снижение относительно прогнозируемых темпов прироста розничного товарооборота и платных услуг населению, несмотря на то что прирост реально располагаемых денежных доходов населения ожидается выше уровней 2012 г. и прогнозов на 2013 г.

Причиной резкого торможения экономического роста в 2013 г. стали не внешние, а внутренние факторы экономического роста, главными из которых являются снижение инвестиционной активности и падение темпов роста производительности труда. Вместе с тем такое снижение названных показателей может быть как вызвано некими конъюнктурными - экономическими или внеэкономическими обстоятельствами преходящего характера, так и являться закономерным выражением свойств сложившейся экономической системы. Анализ складывающейся ситуации показывает, что, скорее всего, верно последнее.

Дело в том, что наблюдающееся замедление роста касается не просто 2013 г., а всего периода послекризисного восстановления. Темпы восстановительного роста до 2009 г. и после него различаются в два раза. Между тем среднегодовая стоимость экспорта в период 2010-2016 гг. более чем в два раза превышает аналогичный показатель 2000-2008 гг. То же можно сказать об объемах и ценах на основные товары российского экспорта. Так, среднегодовые мировые цены на экспортируемые нефть и газ в сравниваемые периоды с учетом ожидаемых итогов 2013 г. и прогноза на 2014-2016 гг., более чем в два раза выше, а физические объемы их экспорта соответственно почти на 14 и 5 % больше.

Однако обратная картина наблюдается, когда сравниваешь среднегодовую динамику этих показателей. Цены на экспортируемые нефть и газ в 2010-2016 гг. растут в 2-3 раза медленнее, чем в 2000-2008 гг. Темпы прироста экспорта газа снижаются почти в три раза, а объемы экспортируемой нефти вообще начинают уменьшаться. Соответственно среднегодовые приросты стоимостного объема экспорта в целом снижаются более чем в два раза.

Внешнеэкономическим фактором роста российской экономики являются не абсолютные величины объема экспорта и экспортных цен, а их динамика. Поскольку российский экспорт по итогам 2012 г. на 71,4 % состоял из минеральных продуктов - против 53,8 % в 2000 г., динамика именно их экспортных цен и объема экспорта является определяющим внешнеэкономическим фактором роста российской экономики. Вместе с тем рост сырьевого экспорта имеет свои естественные, как экономические, так и технологические, пределы, которых Россия, судя по всему, достигла.

При этом следует помнить, что с исчерпанием прежних источников добычи неизбежен переход ко все более труднодоступным. Следовательно, издержки на добычу будут расти, что поведет к снижению доходности. Конечно, есть фактор технического прогресса, который противодействует росту издержек. Но, судя по всему, по крайней мере в среднесрочном периоде этот фактор в лучшем случае будет способствовать лишь сохранению издержек на достигнутом уровне.

Таким образом, в предстоящем периоде рассчитывать на сырьевой экспорт как на источник устойчивого роста не приходится. Таким источником могут быть лишь производства, выпускающие продукцию конечного потребления, что в свою очередь возможно лишь при развитом секторе перерабатывающих производств. Однако именно этот сектор российской экономики до сих пор не восстановился после кризиса 1990-х гг.

Если добыча полезных ископаемых восстановилась к концу первого десятилетия 2000-х гг., то невосстановление промышленности в целом определялось именно почти 20-процентным отставанием от уровня 1991 г. обрабатывающих производств. Кризис 2009 г., сократив менее чем на 1 % сырьевые производства, привел к более чем 10-процентному падению обрабатывающих. Прогнозируемое на 2016 г. сохранение отставания промышленности от уровня 1991 г. также определяется отставанием сектора обработки.

Сложившееся соотношение добывающего и перерабатывающего секторов определяется как «сырьевой перекос». Вместе с развитие сырьевого сектора отражает естественное конкурентное преимущество российской экономики. Наличие «сырьевого перекоса» определяется отсутствием адекватного развития перерабатывающих отраслей. Такая структура экономики в принципе не может опираться на внутренние источники развития и необходимо зависит от складывающихся внешнеэкономических обстоятельств. Таким образом, наблюдающееся и прогнозируемое замедление темпов экономического роста есть объективное следствие функционирования сложившейся отраслевой структуры воспроизводственного комплекса.

Необходимо отметить, что указанная структура не является результатом экономической политики, проводившейся в современной России, а досталась ей от советской экономики. Другой вопрос, что прошедшие годы усугубили ранее сложившуюся ситуацию. Предпринимаемые в этой области усилия не дали результата со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Таким образом, для ухода от складывающегося опасного замедления экономического роста необходимо ускоренное развитие перерабатывающих производств. При этом речь идет не столько о количественном наращивании имеющихся производственных мощностей, сколько об их качественном обновлении, переводе их на новую конкурентоспособную технологическую основу. Соответственно приоритетом такого обновления становятся отрасли машиностроения, создающие обрабатывающее оборудование. В настоящее время возраст более 50 % технологического оборудования на российских машиностроительных предприятиях превышает 25 лет, что, кроме всего прочего, порождает угрозу национальной безопасности.

Понятно, что такого рода модернизация потребует огромных инвестиций. Вместе с тем, как уже отмечалось, именно сокращение темпов прироста инвестиций послужило главным толчком к замедлению темпов экономического роста. Более того, в Прогнозе Минэкономразвития на 2014-2016 гг., прямо отмечается: «В видовой структуре инвестиций в 2013 году вероятно сокращение доли инвестиций в машины и оборудование, что соответствует снижению спроса на продукцию машиностроения... В 2014-2016 гг. прогнозируемый низкий спрос на машины и оборудование приведет к дальнейшему снижению доли этой группы в структуре инвестиций с 36 % в 2012 году до 33-32 % к 2016 году». В свою очередь это неизбежно вызовет замедление технологического обновления, что неминуемо скажется на темпах роста производительности труда - другого не менее важного фактора замедления роста. В этих условиях неизбежно возникают сомнения в обоснованности прогноза темпов экономического роста в 2014-2016 гг.

Каким образом среднегодовые темпы прироста ВВП в 2014-2016 гг. удастся удержать на уровне 2011-2013 гг., притом что прогноз по большинству факторов роста в сопоставляемые периоды оказался хуже, за исключением объема экспортируемой нефти, реально располагаемых денежных доходов населения при равенстве показателей экспорта газа и платных услуг? Единственное, что может «уравновесить» негативные прогнозы по снижению общего объема экспорта, мировых цен на нефть и среднеконтрактных цен на газ, при сохранении темпов прироста его экспорта, темпов прироста инвестиций в основной капитал, а также темпов роста промышленного, сельскохозяйственного производства и оборота розничной торговли, - реализация прогноза по росту производительности труда.

Вместе с тем с учетом вышеизложенного прогноза касательно динамики инвестиций в отрасли, создающие материальную основу роста производительности труда, в прогнозе Минэкономразвития справедливо отмечается, что «существует риск, что предполагаемые параметры роста производительности не будут выполнены». Таким образом, «вероятность более сильного замедления экономической динамики на 0,2-0,3 п. п., превосходит вероятность того, что рост будет сильнее, чем в базовом варианте прогноза».

Однако и принятый базовый вариант прогноза оставляет российскую экономику в опасной зоне стагнации. Если принять, что для устойчивого роста на период 2013-2018 гг. необходим 5-процентный среднегодовой прирост ВВП, о чем говорилось на заседании правительства, то в 2018 г. ВВП страны должен на 34 % превышать его объем 2012 г. Базовый же вариант прогноза Минэкономразвития России предполагает к 2016 г. превысить уровень ВВП 2012 г. на 11,7 %, что означает среднегодовой темп прироста 2,8 % - ниже верхнего предела «красной черты» - 2-3 % среднегодового прироста. Реально ли за оставшиеся два года выйти на среднегодовой темп прироста 9,5 %, необходимые для достижения в 2018 г. минимально необходимого объема ВВП - 134 % к уровню 2012 г.?

Единственным выходом из сложившейся ситуации является быстрое наращивание инвестиций в отрасли, обеспечивающие рост эффективности экономики при условии выпуска конкурентной по потребительским свойствам продукции конечного спроса, прежде всего, в критически важных для страны производствах. Такой быстрый инвестиционный маневр может совершить только государство. Судя по всему, составители правительственных прогнозов и программ осознают этот факт. Отсюда логично проистекает тезис, прогноза Минэкономразвития России, что условием его осуществимости в части роста производительности труда является «реализация государственных программ и программ инновационного развития компаний с государственным участием».

Реализация такой политики требует отказа от демонизирования роли государства в экономике. В свое время подобная же демонизация рыночных механизмов дорого обошлась советской экономике, когда объективной необходимости всемерного развития рыночных механизмов экономического роста противопоставлялись не экономическая реальность, а идеологемы о несовместимости этих механизмов с сохранением чистоты «социалистических» принципов примата государственного планирования и регулирования и так называемой общественной собственности на средства производства.

Неужели сегодня мы готовы повторить ту же ошибку с теми же последствиями, аппелируя не к сложившейся экономической реальности, а к невозможности поступиться принципами теперь уже «чистоты рынка»? Другой вопрос, что опора на экономическую силу государства для совершения инвестиционного маневра, как показывает исторический, в том числе и собственный российский, опыт, имеет ограниченный во времени и экономическом пространстве эффект. Государство может и должно сыграть здесь роль первоначального импульса, стимулирующего предпринимательскую инвестиционную активность, которая только и может придать инвестиционному развитию устойчиво долгосрочный характер.

Без этого инвестиционный «толчок» государства быстро «выдохнется» и потому не будет иметь экономического смысла. Потому, совершая инвестиционный маневр, государство одновременно должно совершить институциональный маневр, смысл которого в пробуждении ныне «спящего» массового частнопредпринимательского интереса к инвестициям в модернизационное развитие своего дела, встроенного в национальную экономическую систему России. В чем причина предпринимательской «спячки» и, соответственно, в чем суть необходимого институционального маневра - тема для отдельного разговора. Однако следует помнить, что такой предпринимательский интерес есть императивно необходимое и в то же время достаточное условие устойчивого социально-экономического развития страны.

Рассмотрим особенности и этапы экономического роста России .

Экономический рост представляет собой процесс изменения объемов национального производства, что находит отражение в совокупности макроэкономических показателей, важнейшими из которых являются ВВП и ВНП.

Достижение стабильных и высоких показателей экономического роста является одной из основных задач большинства государств . Реализация указанной цели способствует выполнению комплекса иных задач государства: увеличение масштабов и объемов национального производства, расширение налогооблагаемой базы, увеличение доходов бюджета, создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы, повышение доходов и благосостояния населения и т.д.

В современном мире каждое государство имеет свою специфическую модель экономического роста , которая отражает совокупность разнообразных факторов, предопределивших её формирование.

Имеет свои особенности и специфику. В рамках исторического периода с начала 1990-х г. по 2015 год при изучении экономического роста современной России можно выделить следующие этапы :

1 этап - 1991-1998 гг. - стремительный и глубокий экономический упадок;

2 этап - 1999- 2008 гг. - бурный, восстановительный, экстенсивный экономический рост;

3 этап - 2008-2009 гг. - спад, обусловленный мировым финансовым кризисом;

4 этап - 2010-2013 гг. - слабый, затухающий восстановительный экономический рост;

5 этап - 2014-2015 гг. - экономическая стагнация, обусловленная внутренними структурными проблемами в экономике, снижением мировых цен на энергетические ресурсы, усилением напряженности в международных отношениях.

На первом этапе (после распада СССР) в России , как и в других странах бывшего СССР, наблюдался стремительный и глубокий экономический упадок . Это стало результатом кардинальной смены системы принципов организации экономической жизни общества, а также разрушения отлаженной системы хозяйственных связей между республиками советского союза. В итоге в августе 1998 года Россия объявила о техническом дефолте по государственным долговым обязательствам, а к концу 1998 году страна достигла глубокого экономического дна.

Статистические данные о темпах экономического роста России в 1991-1998 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Темпы экономического роста России в 1991-1998 гг., в %

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

5,0

14,5

8,7

12,6

4,1

3,6

1,4

5,3

На втором этапе государство приняло комплекс мер стабилизационного характера, что позволило заложить фундамент для будущего экономического роста . В начале 2000-х гг. начинается активный рост мировых цен на нефть и газ, экспорт которых формирует значительную часть стоимости валовой продукции и доходов бюджета. Сочетание указанных обстоятельств позволило обеспечить бурный, восстановительный, экстенсивный экономический рост государства, который наблюдался до второй половины 2008 года.

Статистические данные о темпах экономического роста России в 1999-2008 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2

Темпы экономического роста России в 1999-2008 гг., в %

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

6,4

10,0

5,1

4,7

7,3

7,2

6,4

8,2

8,5

5,2

На третьем этапе Россия в полной мере ощутила негативное влияние мирового финансового кризиса , который активно проявился во второй половине 2008 года. Сокращение объемов мирового производства (в том числе и в странах - основных покупателях российских энергетических ресурсов) привело к снижению спроса на энергоносители и в последствии обвалу цен на них. В результате сократились доходы крупнейших отечественных предприятий и бюджетов различных уровней, что привело к сокращению их спроса на продукцию смежных отраслей. Действие эффекта мультипликатора лишь усугубило указанные процессы. В итоге страна оказалась в экономическом упадке , который был обусловлен мировым финансовым кризисом. По итогам 2009 года Россия продемонстрировала наиболее значительное сокращение ВВП среди десяти крупнейших экономик мира.

Статистические данные о темпах экономического роста России в 2009 г., 2010-2013 гг., 2014-2015 гг. представлены в таблице 3.

Таблица 3

Темпы экономического роста России в 2009 г., 2010-2013 гг., 2014-2015 гг., в %

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015*

7,8

4,5

4,3

3,4

1,3

0,6

2,8

* показатель за 2015 год является уточненной прогнозной оценкой МЭР РФ

На четвертом этапе Россия вышла в зону умеренно положительных темпов экономического роста, что произошло по мере стабилизации ситуации в мировой экономике, увеличения цен на энергоносители, принятия государством комплекса антикризисных мер. Однако необходимо отметить, что в течение 2010-2013 гг. темпы экономического роста России имеют устойчиво замедляющийся характер . Это свидетельствует о наличии структурных проблем и препятствий для дальнейшего активного и устойчивого экономического развития государства.

На пятом этапе на внутренние структурные проблемы в экономике России наложились внешние ограничения , которые были введены рядом развитых стран в связи с усилением напряженности в международных отношениях. В четвертом квартале 2014 года произошло существенное снижение мировых цен на энергоносители, что также оказало огромное негативное влияние на доходы крупнейших отечественных компаний и государственного бюджета. В результате темпы экономического роста России по итогам 2014 г. составили 0,6 %. Прогнозные оценки темпов экономического роста России на 2015 год имеют различные значения в зависимости от источника и времени прогноза. Так, например, Министерство экономического развития РФ прогнозирует сокращение ВВП России на 3 % (22 апреля 2015 года прогноз скорректирован до -2,8%), МВФ - 3,8%, Всемирный банк - 3,8% (в декабре 2014 прогнозировалось снижение на 0,7%), институт Центр развития НИУ «Высшая школа экономики» - 4%.

Таким образом, динамика экономического роста России в рамках вышерассмотренного периода имеет противоречивый характер. На первоначальном этапе государство оказалось в глубоком экономическом упадке, который в последствии сменился бурным экономическим ростом. Однако мировой финансовый кризис обозначил пределы сложившейся сырьевой модели экономического роста России , который в значительной степени имеет экстенсивный характер.

Достигнутые пределы экстенсивного экономического роста , а также внешние ограничения подтолкнули государство к поиску более прогрессивных факторов активизации интенсивного экономического роста , разработке и проведению политики импортозамещения , широкой поддержке инноваций и передовых технологий.

Для успешной и полноценной реализации указанных целей государству необходимо:

Обеспечить системный подход при выработке механизма достижения обозначенных целей;

Оперативно оценивать процесс реализации выработанных мер;

Своевременно вносить конструктивные изменения в разработанный механизм;

Обеспечить полное выполнение поставленных целей.

Имеющийся у России потенциал (качественный человеческий капитал, огромные запасы природных ресурсов, выгодное географическое положение в трансформирующейся мировой экономике) не соответствует достигнутому в настоящее время масштабу национального производства и динамике экономического развития страны, что указывает на широкие возможности по ускорению экономического роста России .

Однако для достижения данной цели государству необходимо в кратчайшие сроки обеспечить полную и эффективную реализацию политики перевода страны на инновационную модель экономического развития , в рамках которой основными факторами экономического роста станут человеческий капитал и инновации .

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...