Результаты тестирования системы внутреннего контроля предприятия. Проверка организации системы внутреннего контроля


Проверки движения денежных средств в кассе

А К Т

г._________________ «__» ____________________200_г.

Мною, ревизором (аудитором)_______________________________ с участием главного

бухгалтера_____________________________ в присутствии кассира

Произведена проверка приходных и расходных (ф., и., о.)

документов по движению денежных средств за период с___ по______________200_г.

Проверкой установлено:

Содержание операций Денежные средства
приход Расход

Остаток денежных средств по данным учета по состоянию на _________ 200___г.

1. Совершены операции с денежными средствами в кассе:

1.1. Получено с расчетного счета на выплату заработной платы

1.2. Выдано под отчет

1.3. Выплачена материальная помощь

1.4. Другие операции

2. Исправительные записи по приходу:

2.1. Согласно расходному кассовому ордеру №___от __списаны денежные средства на покупку подарков без составления акта.

2.2. Выплачено по расходному кассовому ордеру №___от___ без предоставления доверенности (и другие операции)

3. Исправительные записи по расходу:

Не списаны денежные средства на хозяйственные нужды по кассовому ордеру № ___ от _________

(другие операции)

Остаток денежных средств по данным инвентаризации по состоянию на ______200_г.

Результат:

Недостача

Приложения:

1. Объяснение кассира от ___________ 200__г.

2. Объяснение кассира от ____________

3. Копии кассовых ордеров № _____ от ______

4. Акт инвентаризации кассы от _____

Аудитор (ревизор)

Гл. Бухгалтер

Приложение 15

№ п/п Содержание вопроса Содержание ответа Выводы и решения аудитора
Проверяется ли исполь-зование основных средств по различным направлениям деятельности? Не проверяется Нет фактического контроля. Необходимо провести выборочную проверку
Созданы ли условия, обеспечивающие сохранность основных средств? Территория огорожена, ряд объектов основных средств не имеют инвентарных номеров Уточнить порядок регистрации объектов основных средств
Определен ли состав и порядок формирования инвентарной стоимости объектов основных средств? Определен состав, но не сформулирован порядок Имеется вероятность ошибок при определении первоначальной стоимости объектов
Каков порядок санкционирования операций по движению основных средств? Имеются факты несанкционированного перемещения отдельных объектов основных средств Отсутствует внутренний контроль. Риск контроля высокий
Проводятся ли проверки полноты и своевременности оприходования и ввода в эксплуатацию основных средств? Выборочно по первичным документам Риск контроля высокий. Необходимо провести выборочную проверку при большом наличии основных средств, сплошную проверку – при небольшом наличии основных средств
Проверяется ли объем и качество ремонтов основных средств? Нет Следует провести выборочную проверку
Выявляются ли лица, виновные в повреждении объектов основных средств? Не выявляются из-за отсутствия систематического фактического контроля Риск контроля высокий. При инвентаризации следует выяснить состояние основных средств
Проводятся ли инвентаризации объектов основных средств? Проводятся только в конце года инвентаризационной комиссией, назначенной Слабый контроль. Необходимо провести выборочную
С какой периодичностью сверяются данные аналитического и синтетического учета основных средств Только в конце года Велика вероятность искажения периодической отчетности
Установлен ли и соблюдается ли стоимостный критерий отнесения объектов к основным Да Обосновано применение установленного критерия
Произведена ли классификация основных средств на соответствующие группы? Нет Возможны ошибки при начислении амортизации основных средств
Обоснованы ли способы начисления амортизации по вновь поступившим объектам основных средств? Способы выбраны, но не обоснованы Велика вероятность ошибок в учете при использовании различных способов

Продолжение приложения 15



Разработаны ли схемы отражения на счетах движения основных Определен только рабочий план счетов, схем нет Велика вероятность ошибок в корреспонденции счетов
Контролируется ли при списании основных средств оприходование материалов и отходов? Нет Необходимо выборочно проверить операции по списанию основных средств
Организован ли эффективный аналитический учет основных средств, ведутся ли инвентарные карточки учета основных средств? Аналитический учет ведется по объектам основных средств Необходимо проверить соответствие данных инвентарных карточек и инвентарной описи основных средств
Соблюдается ли график документооборота по учету движения основных средств? Первичные документы сдаются в бухгалтерию часто с опозданием на 1 месяц Имеется вероятность искажения периодической отчетности из-за отсутствия данных
Выделяется ли НДС отдельной строкой во всех расчетно-платежных документах? Иногда в документах не выделяется НДС, но на счете отражается налог на добавленную стоимость Велика вероятность ошибок в учете выделенного и возмещенного НДС
Определен ли круг материально ответственных лиц, обеспечивающих сохранность основных средств? Имеется приказ, заключены договоры с материально-ответственными лицами Приказ и договоры отвечают установленным требованиям
Определен ли состав элементов, включаемых в арендный платеж? Да Необходимо проверить договор об аренде основных средств

Приложение 16

п/п

Символы значений

Выводы и

решения

аудитора

А. Внутренний контроль

Имеется ли программа внутрихозяйственного контроля?

Имеется, но разделы программы не детализированы по группам и подгруппам ценностей

Программа носит формальный характер

Имеются ли служба внутреннего аудита, ревизионная комиссия, постоянно действующая инвентаризационная комиссия?

Нет службы внутреннего аудита и постоянно действующей инвентаризационной комиссии, а есть только ревизионная комиссия

Ревизионная комиссия на общественных началах

Имеются ли должностные инструкции или положения о работе службы внутреннего контроля?

В составе ревизионной комиссии нет специалистов

Проводится ли инвентаризация ценностей, когда и сколько раз?

Проводится только в конце года комиссией, назначенной приказом руководителя. Ревизионная комиссия практически не проводит инвентаризации

Отсутствует фактический контроль со стороны ревизионной комиссии. Необходимо провести инвентраризацию.

Выполняет ли ревизионная комиссия программу внутрихозяйственного контроля?

Ревизионная комиссия проводит проверку только по жалобам собственников

Отсутствует внутренний контроль. Риск контроля высокий

Проводится ли проверка полноты и своевременности оприходования МПЗ?

Только по первичным документам (выборочно)

Риск контроля высокий. Необходимо провести выборочную проверку полноты оприходования ценностей

Проверяется ли использование МПЗ по различным направлениям деятельности?

Проверяются бухгалтерией только первичные и сводные документы

Нет фактического контроля. Необходимо провести выборочную проверку

Выявляются ли лица, виновные в перерасходе сырья и материалов?

Нет, не выявляются из-за отсутствия систематического фактического контроля

Риск контроля высокий. Необходимо провести выборочную проверку

Сличаются ли первичные данные о расходе МПЗ с данными отчета по движению материальных ценностей, производственным отчетом?

Только в исключительных случаях по поручению руководства организации

Необходимо провести арифметическую проверку и взаимную сверку документов и регистров выборочно

Проверяется ли законность целесообразность расходования МПЗ

Только при их реализации

Необходимо проверить безвозмездную передачу ценностей, расход кормов, удобрений, семян, натуроплату труда

Проверяется ли правильность оценки и учета МПЗ внутренними контролями?

Ревизионная комиссия в этих вопросах не компетентна

Риск контроля высокий. Следует проверить оценку ценностей при их поступлении и расходовании

Б. Система учета

Произведена ли классификация МПЗна соответствующие группы для их учета?

Не практикуется

Вызывает сомнение правильность организации аналитического учета

Выбраны ли методы оценки и учета МПЗ на счетах в учетной политике?

Выбраны варианты оценки, но не используются

Велика вероятность пропуска ошибок, путаницы в учете при использовании произвольных методов оценки

Разработан ли проект постановки учета на счетах по движению МПЗ?

Определен только рабочий план счетов, а проекта нет

Велика вероятность ошибок в корреспонденции счетов

Используется ли расчет среднего процента для списания отклонения от стоимости материалов?

Отклонения без учета принципа пропорциональности (наугад)

Имеется вероятность пропуска ошибок и искажения издержек, а также финансовых результатов

Организован ли аналитический учет МПЗ на должном уровне, ведутся ли карточки складского учета?

Аналитический учет ведется только по производственным запасам (счет 10), а по др. - нет

Необходимо тщательно проверить записи на счетах, 41, 43

Сдаются ли отчеты о движении материальных ценностей в бухгалтерию согласно документообороту?

Часто с опозданиями (на 2-3 месяца)

Велика вероятность искажения периодической отчетности организации из-за отсутствия данных для свода

Выделяется ли НДС отдельной строкой в расчетных, товарных и платежных документах?

Нет, иногда в документах НДС не выделяется, а на счете 19 отражается

Велика вероятность пропуска ошибок в учете выделенного и списанного (возмещенного) НДС

Составляются ли акты при списании МПЗ, приходящих в негодность?

Актов списания МПЗ нет, возвратные отходы не учитываются

Велика вероятность пропуска ошибок, мошенничества, злоупотреблений, хищений. Требуется тщательная проверка движения МПЗ

Сверяются ли данные аналитического учета и синтетического учета систематически? И т.д.

Только в конце года

Велика вероятность искажения периодической отчетности организации

*Примечание (значения символов): низкий уровень - у 1 ; ниже среднего уровня - у 2 ; средний уровень - у 3 ; высокий уровень - у 4 .

Из данных тестирования (см. табл. 9.1) следует, что в данном примере уровень организации и осуществления внутреннего контроля по вопросам исследования находится на низком (У 1) и ниже среднего (У 2) уровнях. Организация и ведение бухгалтерского учета также не отвечают современным требованиям, так как по всем исследуемым вопросам их значения не поднялись выше низкого и ниже среднего уровней (У 1 и У 2). Основной недостаток внутрихозяйственного контроля - это отсутствие фактического контроля за движением материально-производственных ценностей, а поэтому следующим этапом проверки должна стать инвентаризация МПЗ.

До начала инвентаризации аудитор должен: составить перечень подлежащих инвентаризации ценностей; договориться с руководителем организации о создании комиссии (в состав комиссии по приказу помимо материально ответственных лиц необходимо включить представителей организации, специалистов, работников бухгалтерии); потребовать от материальноответственных лиц составления отчетов по приходу и отпуску (расходу) ценностей на дату начала инвентаризации и сдать их в бухгалтерию организации, а по одному экземпляру - аудитору; получить расписку от материально ответственных лиц в том, что все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и что никаких неоприходованных или не списанных в расход МПЗ у них нет; получить аналогичные расписки у лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение МПЗ или доверенности на их получение.

Во время инвентаризации аудитор должен: установить, используются ли складские помещения по назначению, правильно ли складируются МПЗ проверить, отвечают ли складские помещения соответствующим требованиям; как они охраняются; определить, не хранятся ли ценности под открытым небом или в неприспособленных помещениях и не подвергаются ли они вследствие этого порче и т.п.; удостовериться в аккуратном проведении всех процедур инвентаризационной комиссией; потребовать пересчета, обмера, взвешивания запасов, если это необходимо; фиксировать результаты инвентаризации по каждому виду МПЗ в инвентаризационных описях, составляемых по месту нахождения (хранения) и по материально ответственным лицам в единицах измерения, принятых в учете; составить отдельную опись по ценностям, принадлежащим другим организациям, а потом встречной проверкой выяснить, кому они принадлежат и почему хранятся на складе другой организации; обратить особое внимание на номера, марки, наименования материальных ценностей, соответствие их номерам, маркам, указанным в паспортах и приходных документах (особенно это касается запасных частей к автомобилям, тракторам и др., номера и марки которых должны быть идентичны паспорту и приходному документу); по некоторым запасам (кормам, семенам и т.п.) при необходимости проводить отбор проб для лабораторного анализа качества (пробы следует отбирать в двух экземплярах и опечатывать печатью. Один экземпляр пробы в соответствующей посуде передают в лабораторию для анализа, второй оставляют в организации под расписку, которая передается аудитору. На отобранные для анализа пробы составляют акт, где указывают: наименование организации, вес, объем, место отбора пробы, температуру воздуха в месте хранения, влажность и др. Акт отбора подписывают члены комиссии, аудиторы и материальноответственное лицо); составляют ли сличительные ведомости в бухгалтерии по МПЗ, по которым выявлены отклонения от учетных данных (которые подписывают главный бухгалтер и материальноответственное лицо); получить от материально ответственных лиц письменные объяснения о причинах выявленных недостач и излишков ТМЦ; проверить правильность отражения в учете выявленных недостач и излишков ценностей; сохранить копии указанных (рабочих) документов, которые будут использованы в дальнейшем при проведении проверки.

Здесь необходимо иметь в виду, что списание естественной убыли в пределах установленных норм может быть произведено лишь по выявленным недостачам. Норма естественной убыли рассчитывается по формуле:

где О н, О к - остаток на начало и конец срока хранения;

О п - сумма промежуточных остатков по месяцам;

К с - фактический календарный срок хранения;

Н нс, Н кс - норма естественной убыли, соответствующая начальному и конечному сроку хранения.

После инвентаризации целесообразно провести проверку полноты оприхования, правильности списания, оценки и учета МПЗ.

Во время проведения контроля аудитор должен проверить: правильность ведения складского учета, обоснованность записей заведующим складом (кладовщиком) в карточках; полноту оприходования, правильность списания материалов, поступивших со стороны, а также полноты и своевременность оприходования готовой продукции, в том числе сельскохозяйственной. Нарушение порядка оприходования и списания МПЗ приводит к хищению продукции, а также созданию излишков сырья, из которых затем изготавливают неучтенную продукции или же реализуют их без отражения операций в учете с целью сокрытия доходов от налогообложения и присвоения полученных средств.

В целях такой проверки можно использовать независимые детализированные тесты:

1. Проверка правильности классификации запасов в зависимости от отрасли-производителя для установления номенклатурного номера; правильности классификации по экономическому содержанию, назначению и структуре для организации хранения и правильности учета.

2. Анализ расчетно-платежных документов, подтверждающих поступления материальных ценностей от поставщиков: платежные требования-поручения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные с разного рода приложениями (спецификациями, сертификатами, удостоверениями качества и т.д.). Анализ документов по учету поступления сельскохозяйственной продукции, семян, кормов: реестры отправки зерна и другой продукции с поля (форма № СП-1), талоны (формы № СП-5, СП-6), реестры приема зерна и другой продукции (форма № СП-2), ведомости движения зерна и другой продукции (форма № СП-11), книга складского учета, акты на сортировку и сушку продукции растениеводства (форма № СП-12), акты приема грубых и сочных кормов (форма № СП-17), пастбищных кормов (формы № СП-18 или СП-19), журналы учета надоя молока (форма № СП-21), дневники поступления сельскохозяйственной продукции (форма № СП-14) и др.

3. Сопоставление данных документов по оплате поставщикам и данных документов на оприходование материальных ценностей, а также проверка в наличии правильно оформленных договоров по этим сделкам.

4. Сопоставление данных первичных документов по поступлению ценностей с данными складского учета и регистров бухгалтерского учета (отчеты о движении материальных ценностей (формы № 265, 265а-АПК), ведомости учета материальных ценностей (формы № 46-АПК, 60-АПК), журналы-ордера № 10-АПК, 6-АПК и др.).

5. Проверка правильности оценки (согласно учетной политике) МПЗ при их поступлении (заготовке), приобретении. Здесь следует знать, что в организациях синтетический учет приобретения (заготовления) материалов может осуществляться в оценке по фактической стоимости (себестоимости) приобретения (заготовления) либо по учетным ценам (по плановой или нормативной себестоимости приобретения, покупным ценам и др.). В зависимости от выбранного варианта учета затрат на производство (традиционный или по системе «директ-костинг») выпуск и оприходование готовой продукции (в том числе семян и кормов) можно отражать в оценке по одному из вариантов, выбранному в учетной политике: по фактической полной производственной себестоимости; по плановой (нормативной) полной производственной себестоимости; по фактической сокращенной (частичной) производственной себестоимости; по плановой (нормативной) сокращенной (частичной) производственной себестоимости. Следует обратить внимание также на правильность оценки при разграничении затрат между основной, сопряженной и побочной продукцией одного объекта производства (например, между зерном и соломой, между молоком, приплодом и навозом и т.д.). Товары же, приобретенные для реализации и сбыта, в организациях могут учитываться (отражаться) в оценке: а) в оптовой торговле - по покупной стоимости; б) в розничной торговле - по продажной стоимости.

6. Письменные запросы, устные опросы (работников, специалистов, третьих лиц).

7. Проверка правильности учета налога на добавленную стоимость выделенного (на счете 19) и принятия к зачету (возмещению) НДС. Здесь следует помнить, что сумма НДС по приобретенным материалам подлежит зачету (возмещению) только тогда, когда организацией выполнены следующие условия законодательства: сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой как в расчетных документах, так и в первичных учетных документах, а также в документах, на основании которых производятся расчеты при бартерных сделках, предварительной оплате (авансах), расчетах с использованием векселей и зачете взаимных требований; при приобретении материальных ценностей для производственных нужд за наличный расчет в пределах установленного законодательством лимита наличных расчетов между юридическими лицами при наличии приходного кассового ордера и накладной на отпуск товаров с указанием суммы налога отдельной строкой; при приобретении горюче-смазочных материалов за наличный расчет через АЗС к зачету принимается сумма НДС, если данная сумма выделена в кассовом чеке, счете-фактуре и при наличии подтверждающих документов о производственном использовании топлива; сумма НДС по материальным ценностям, приобретенным для производственных нужд у организаций розничной торговли принимается, к зачету у покупателя при наличии счета - фактуры; суммы налога за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, стоимость которых относится на издержки производства и обращения, фактически уплачены поставщикам.

8. Проверка правильности корреспонденции счетов - нет ли случаев, когда поступившие материальные ценности не оприходованы, а отнесены на другие счета (по учету затрат, расчетов, резервов и др.).

Здесь следует помнить, что Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организациям предоставлено право выбора варианта отражения заготовления материалов:

1) с использованием счетов 15 и 16;

2) без использования счетов 15 и 16 на счетах 10 и 12;

3) без использования счетов 10 и 12 на счетах 15 и 16.

Первый вариант учета на счетах процесса заготовления и приобретения материальных ценностей предполагает использование счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», что связано с использованием для оценки материальных ценностей планово (нормативно)-учетных цен. Эти цены обычно рассчитываются на базе среднезаготовельных цен и регулируются с учетом инфляционных процессов (здесь необходимо проверить объективность разработанных учетных цен и наличие номенклатуры ценника).

Акцептованные счета-фактуры поставщиков, заготовление через подотчетных лиц и поступление материалов собственного производства отражаются по дебету счета 15 и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др. Поступление на склад организации и оприходование материальных ценностей отражаются записью по дебету счета 10 и кредиту счета 15 по учетным ценам. Разница между учетными и фактурными ценами на материальные ценности, выявленная на счете 15, относится на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Счет 15 закрывается и не имеет остатка.

Здесь аудитор одновременно должен проверить правильность отнесения и списания отклонений в стоимости материалов по среднему проценту отклонений:

,

где П - процент отклонений (%);

О н, О п - соответственно сумма остатка отклонений на начало месяца и сумма отклонений за

отчетный месяц (руб.);

М н, М п - соответственно остаток материалов на начало месяца и стоимость поступивших ма-

териалов за отчетный месяц (руб).

Второй (традиционный) вариант отражения в учете процесса заготовления и приобретения материальных ценностей предполагает записи по дебету счета 10 и кредиту счетов 60, 71, 20, 23 и др. При этом на отдельных аналитических счетах к счету 10 отражаются покупная стоимость (фактическая себестоимость) материальных ценностей и, соответственно, транспортно-заготовительные расходы по ним.

Третий вариант отражения в учете данного процесса - записи по дебету счета 15 на сумму покупной стоимости материальных ценностей, дебету счета 16 на сумму транспортно-заготовительных расходов и кредиту счетов 60, 71 и др. (то есть аналогично второму варианту без использования счета 10).

Тщательной проверки требует правильность корреспонденции счетов при оприходовании готовой продукции сельскохозяйственного производства, а также продукции обслуживающих производств и хозяйств, засыпке семян и заготовке кормов собственного производства. Здесь могут использоваться разные варианты учета на счетах. Так, согласно Плану счетов учет выпуска продукции в организации могут вести (согласно учетной политике):

1) с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

2) на счете 43 «Готовая продукция» без использования счета 40;

3) на счете 40 без использования счета 43.

Первый вариант предполагает учет выпуска готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». В конце отчетного периода по дебету счета 40 и кредиту счетов 20, 23 и других отражается фактическая производственная себестоимость готовой продукции. При этом на счете 40 выявляются отклонения (положительные или отрицательные), которые списываются на дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 40: положительные - методом дописывания, отрицательные - методом красного сторно. Второй вариант учета представляет собой традиционный вариант без использования счета 40. Третий вариант учета аналогичен первому варианту, но без использования счета 43.

9. Проверка правильности списания материальных ценностей на производство и по другим направлениям (реализация, безвозмездная передача, списание из-за недостач, порчи, хищений, непригодности и т.п.).

Для этих целей необходимо проанализировать правильность оформления документов по расходу и внутрихозяйственному перемещению МПЗ, правильность их учета в бухгалтерии. К расходным документам относятся: акты расхода семян и посадочного материала (форма № СП-13), ведомости учета расхода кормов (форма № СП-20), лимитно-заборные ведомости (форма № 261-АПК), акты об использовании минеральных, органических, бактериальных удобрений, ядохимикатов и гербицидов (форма № 262-АПК), акты на списание производственного и хозяйственного инвентаря, (форма № 263-АПК), требования, накладные, товарно-транспортные накладные (специализированные) и др.

Аудитор должен тщательно проверить эти документы и определить, отпускались ли МПЗ в производство и на другие цели без взвешивания, обмера, пересчета или без технических испытаний их качества. Особенно это касается расхода семян, кормов, запасных частей, стройматериалов. Нередко это приводит к образованию скрытых от учета излишков материальных ценностей (особенно при наличии экономии по сравнению с действующими нормами).

Необходимо также убедиться в соблюдении действующих норм расхода и соответствии этих норм технологическим потребностям, что является определенной гарантией предупреждения излишних расходов сырья для выпуска неучтенной («левой») продукции или для искусственного увеличения себестоимости (зачастую такие случаи допускаются на мясокомбинатах, молокозаводах, элеваторах, комбикормовых заводах, винзаводах и др.).

Практика аудиторских проверок показывает, что во многих организациях самостоятельно систематически проводят уценку материальных ценностей и товаров (в части их себестоимости) с отнесением разницы в ценах на прочие расходы (счет 91 «Прочие доходы и расходы»). Действительно, такая возможность предусмотрена пунктом 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (№ 34н от 29.07.1998 г.) в отношении тех ценностей, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли первоначальное качество. Однако уценку можно производить только в конце отчетного года путем инвентаризации ценностей. Кроме того, уценка должна быть обоснована и подтверждена актом инвентаризации, протоколом инвентаризационной комиссии, приказом руководителя организации, сведениями о рыночных ценах и ценах закупки и др.

При составлении годовой отчетности указанные ценности в балансе должны быть отражены по рыночной стоимости. На разницу между себестоимостью и рыночной стоимостью ценностей создается резерв под обесценение стоимости материальных ценностей: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» кредит счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Этот резерв в начале следующего года подлежит восстановлению путем обратной записи на счетах.

Другой пример: согласно ФЗ «О бухгалтерском учете» организации имеют право списать на убытки стоимость недостающих ценностей, виновники по которым не установлены или в виновности отказано судом. Многие организации, пользуясь данным пунктом закона, необоснованно списывают на прочие расходы «недостачи» (на самом деле иногда это бывает связано с хищением ценностей, мошенничеством). Поэтому аудитор должен проверить наличие актов инвентаризации ценностей, справок соответствующего учреждения о непригодности ценностей, обоснованность сделанных в них формулировок о причинах списания.

10. Сопоставление (сверка) данных документов на списание ценностей и соответствующих регистров бухгалтерского учета (производственных отчетов, журналов-ордеров № 10-АПК, 11-АПК и др.). Особое внимание необходимо уделить списанию материалов на реализацию (через счет 91), а также на операции, связанные с выдачей готовой продукции в счет оплаты труда (натуроплата). Зачастую здесь допускаются ошибки, не показывается в учете выручка от реализации, следствием чего является применение налоговой инспекцией к организации финансовых санкций.

11. Проверка правильности оценки материальных ценностей, списанных на издержки производства (обращения) и реализованных.

В соответствии с пунктом 58 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, а также пунктом 16 ПБУ 5/01 определение фактической себестоимости материальных ресурсов разрешается производить одним из следующих вариантов метода оценки запасов: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок - ФИФО; по себестоимости последних по времени закупок - ЛИФО. Кроме того, организации могут использовать традиционный вариант оценки - по себестоимости единицы приобретения материалов.

Указанные варианты метода оценки разрешается использовать при продаже (отпуске) товаров в организациях, занятых торговой деятельностью.

Из указанных вариантов оценки организация выбирает один вариант в своей учетной политике самостоятельно. Поэтому надо проверить обоснованность, полезность для управления и правильность использования выбранного в учетной политике варианта оценки материальных ресурсов.

Проверку правильности списанной стоимости материальных ценностей на издержки производства можно осуществлять балансовыми расчетами:

Р = Н + П - К,

где Р - стоимость израсходованных ценностей в отчетном периоде (руб.);

Н, К - стоимость начального и конечного остатка материльных ценностей на счете 10 и др.

П - стоимость поступивших материальных ценностей (дебетовый оборот по счету 10 и др.)

12. Проверка правильности корреспонденции счетов по списанию МПЗ со склада, расходу в производственной и непроизводственной деятельности, реализации и др. Здесь зачастую допускают ошибки и пропуски, особенно при списании отклонений от учетных цен. Ниже приводится правильная корреспонденция счетов на примере учета движения материалов (табл. 9.2).

Факторы риска Оценка риска
I. Учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского и налогового учета
1. Учетная политика применяется
последовательно от одного отчетного периода к другому
непоследовательно
2. Изменения в учетную политику
вносятся в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету
с несоблюдением требований нормативных актов по бухгалтерскому учету
3. Учетная политика применяется
всеми структурными подразделениями организации
не всеми структурными подразделениями организации
не применяется структурными подразделениями организации
4. В учетной политике направления хозяйственной деятельности и способы их учета
раскрыты достаточно полно
частично раскрыты
не раскрыты
5. Наличие в учетной политике противоречивых положений
да
нет
6. Наличие в учетной политике методов учета отличных от установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету и налоговым законодательством
да
нет
II. Структура и характеристика финансово-бухгалтерской и налоговой служб
7. Наличие в структуре организации обособленной налоговой службы, отвечающей за ведение налогового учета и составления налоговой отчетности
да
нет
8. Степень взаимодействия между бухгалтерской и налоговой службой
взаимодействие отсутствует (налоговая служба самостоятельно формирует регистры налогового учета без применения данных регистров бухгалтерского учета)
первичные документы обрабатываются в бухгалтерии, а затем передаются в налоговую службу с необходимыми пояснениями и справками
9. Наличие и соблюдение графика документооборота
да
нет
10. Наличие должностных инструкций на работников финансово-бухгалтерской и налоговой службы:
да
нет
11. Наличие отдела внутреннего контроля (аудита)
да
нет
III. Формы и методы отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете
12. Применение единого рабочего плана счетов бухгалтерского учета (в том числе всеми филиалами и структурными подразделениями)
да
нет
частично
13. Система налогового учета организована на основании:
только регистров бухгалтерского учета
самостоятельно разработанных регистров налогового учета
регистров бухгалтерского учета и самостоятельно разработанных регистров налогового учета по отдельным операциям
14. В организации разработаны регистры налогового учета доходов и расходов от реализации и внереализационных доходов, расходов
да
нет
частично
15. В организации разработаны регистры налогового учета наиболее сложных операций (на ремонт, НИОКР, по определению финансового результата при реализации основных средств, ценных бумаг, уступки прав требования и т.д.), по которым налоговым законодательством определен особый порядок учета
да
нет
частично
16. Финансово-хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском и налоговом учете
только на основании первичных документов
без подтверждающих первичных документов
17. Исправления в бухгалтерском и налоговом учете
всегда обоснованы
не обоснованы
18. Ошибки при переносе из одного учетного регистра в другой
отсутствуют
происходят часто
происходят иногда
IV. Компьютерная обработка данных (КОД)
19. Ведение бухгалтерского и налогового учета автоматизировано
полностью
частично
не автоматизировано
20.Система КОД
охватывает отдельные участки учета, автоматизирует работу отдельных подразделений
охватывает весь бухгалтерский и налоговый учет
охватывает всю деятельность организации (полностью интегрированная система)
21. Разработанные при помощи КОД формы документов и регистров соответствуют требованиям унифицированных и утвержденных форм
да
нет
22. Алгоритмы обработки данных соответствуют действующему законодательству
да
нет
V. Составление бухгалтерской и налоговой отчетности
23. Бухгалтерская и налоговая отчетность составляется:
с соблюдением требований законодательства
с нарушением требований законодательства
24. В случае обнаружения ошибок изменения в бухгалтерскую и налоговую отчетность вносятся
с соблюдением установленного порядка
с нарушением установленного порядка
VI. Осуществление контроля
25. Служба внутреннего аудита
действует
отсутствует
26. Ревизионная комиссия (ревизионный отдел)
действует
отсутствует
27. Инвентаризационная комиссия
отсутствует
28. Комиссия по приему, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств
утверждена руководителем и действует
отсутствует
29. Служба по контролю за выполнением обязательств по заключенным договорам, предъявлением претензий и выполнением обязательств по предъявленным организации претензиям
утверждена и действует
отсутствует
30. Наличие приказа о проведении плановых инвентаризаций имущества и финансовых обязательств
да
нет
31. Документы по проведению инвентаризации составляются с соблюдением требований нормативных актов по бухгалтерскому учету
да
нет
VII. Кадровая политика
32. Прием на работу специалистов производится на конкурсной основе, по результатам собеседования (тестирования)
да
нет
33. Проводятся мероприятия по обучению и повышению квалификации кадров
да
нет
Итого оценок:
«Высоких»
«Средних»
«Низких»
Итоговая оценка надежности системы учета и внутреннего контроля Оценка риска средств контроля

Примечание

Оценка риска средств контроля производится на основании профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса с точки зрения их уровня, как «низкий», «средний», «высокий». По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень риска средств контроля аудируемого лица.

При получении отрицательного ответа на вопрос № 15 или ответа «только регистров бухгалтерского учета» на вопрос № 13 уровень риска средств контроля сразу устанавливается « высоким» без дальнейшего анализа результатов тестирования.

В случае, если риск средств контроля окажется высоким и аудитор примет решение о том, что он не может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля экономического субъекта, он должен планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Это может быть сделано, когда надежность системы внутреннего контроля оценивается аудитором как «высокая» или когда аудитору более удобно или экономически оправдано не полагаться на эту систему.

В случае, если аудитор в ходе аудита придет к выводу о том, что оценка надежности системы внутреннего контроля окажется ниже той, которая была получена в ходе первичной оценки, он обязан соответствующим образом скорректировать порядок осуществления других аудиторских процедур, чтобы в целом повысить достоверность своих выводов по результатам проведения аудита налога на прибыль.

2.1.2 Определение допустимой ошибки (уровня существенности)

Уровень существенности устанавливается аудитором на основании его профессионального суждения. Аудитор, работающий в аудиторской фирме, должен применить в своей практике внутрифирменный стандарт, регламентирующий порядок определения уровня существенности.

При планировании проверки по налогу на прибыль и обязательствам перед бюджетом уровень существенности определяется в отношении следующих элементов:

Остатков по счетам 68 «Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль», 09 «Отложенные налоговые активы», 77 «Отложенные налоговые обязательства»

- групп операций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (объектов налогообложения).

При определении уровня существенности должен учитываться не только количественный, но и качественный аспект искажений.

К качественному аспекту искажения относятся:

Несоблюдение учетной политики;

Недостаточное или неадекватное описание учетной политики и раскрытие информации о налоге на прибыль в финансовой отчетности.

При определении количественного аспекта искажений аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние формирование налоговой базы по налогу на прибыль и на бухгалтерскую отчетность.

Для расчета уровня существенности аудитор выбирает базовые показатели бухгалтерской отчетности на основании его профессионального суждения.

Затем устанавливается процентные доли этих показателей для определения расчетного их расчетного и среднего значения. Размер процентов может быть единым для всех показателей или индивидуальным для каждого показателя.

Проведя расчеты и исключив показатели с наибольшим и наименьшим отклонением от средней, определяется общий уровень существенности, который в

дальнейшем распределится между элементами проверки.

Порядок оценки уровня существенности должен быть оформлен аудитором документально. Для этого составляются рабочие документы РД 3п, РД 3-1п, РД 3-2п.

Аудитор оценивает систему внутреннего контроля экономического субъекта в три этапа:

  • - общее знакомство с системой внутреннего контроля;
  • - первичная оценка надежности этой системы;
  • - подтверждение достоверности оценки этой системы.

Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества этапов оценки системы внутреннего контроля, чем три вышеназванных, проводить оценку более детально и тщательно, чем предписывается в данном разделе.

Общее знакомство с системой внутреннего контроля

Аудиторской организации в начале работы следует получить общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства аудиторская организация должна принять решение о том, может ли она в своей работе вообще полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, подлежащего проверке. В случае если аудиторская организация примет решение о том, что она не может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля экономического субъекта, она должна планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Если по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля экономического субъекта аудиторская организация придет к выводу, что она может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля, ей следует осуществить первичную оценку надежности системы внутреннего контроля.

Первичная оценка надежности системы внутреннего контроля

Процедура первичной оценки надежности системы внутреннего контроля осуществляется на основе методики и приемов, которые аудиторские организации разрабатывают самостоятельно, но с учетом требований правил (стандартов) аудиторской деятельности. В ходе процедуры первичной оценки аудитор обязан принимать во внимание, что:

  • - следует проверять на предмет надежности средств контроля бухгалтерскую и хозяйственную документацию экономического субъекта за весь отчетный период, а не только избранных периодов времени;
  • - необходимо уделить большее внимание тем временным периодам, деятельность в которых имела особенности или отличия по сравнению с деятельностью, типичной для всего отчетного периода;
  • - оценка надежности всей системы внутреннего контроля и (или) отдельных средств контроля как "низкой" не исключает возможности оценки надежности отдельных средств контроля как "средней" или "высокой".

По итогам первичной оценки аудиторская организация может оценить надежность всей системы внутреннего контроля и (или) отдельных средств контроля как "среднюю" или "высокую". В этом случае аудиторская организация должна планировать аудиторские процедуры, исходя из этого предположения, но не должна доверять данной системе абсолютно.

Если аудиторская организация оценит надежность системы внутреннего контроля в целом и (или) отдельных средств контроля как "низкую", то она обязана документально констатировать это и в дальнейшем планировать аудиторские процессы соответствующим образом.

Подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля

Аудиторская организация, принявшая по итогам процедуры первичной оценки решение о доверии системе внутреннего контроля и (или) отдельным средствам контроля, обязана в ходе аудиторской проверки осуществлять процедуры подтверждения достоверности этой оценки. Процедуры подтверждения достоверности оценки системы внутреннего контроля и (или) отдельных средств контроля осуществляются на основе методики и приемов, которые разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно, но с учетом требований вышеназванного Правила (стандарта) аудиторской деятельности. В том случае, если аудиторская организация в ходе процедур подтверждения надежности придет к выводу, что первичная оценка завышена, она обязана соответствующим образом скорректировать порядок осуществления других аудиторских процедур, чтобы в целом повысить достоверность своих выводов по результатам проведения аудита.

Основными задачами внутреннего контроля являются:

  • - охрана имущества от потерь;
  • - внедрение более эффективных методов хозяйствования;
  • - отражение объективной ситуации на фирме;
  • - поддержка политики руководства фирмы.

В связи со сложностью происходящих в организации хозяйственных процессов система внутреннего контроля затрагивает не только финансовую сферу и деятельность бухгалтерии, где происходит необходимая для составления отчетности обработка информации, но и подразделения компании, являющиеся источником данной информации.

Эффективность внутреннего контроля зависит от:

  • - организационной структуры, включая функции руководства фирмы по проверке бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля;
  • - масштаба разделения функций между руководством и внутренней ревизией и вероятности оказания давления на решения последней;
  • - компетентности персонала, занятого внутренним контролем;
  • - масштабов использования компьютерных систем по обработке информации.

Аудит системы внутреннего контроля необходим аудитору прежде всего, чтобы получить ответы на вопросы: насколько он может доверять полученным от организации данным, какие усилия были приложены руководством компании, чтобы получить правильную и полную информацию, и насколько аудитор может использовать результаты внутреннего контроля в своей проверке? Другими словами, результатом аудита системы внутреннего контроля является определение риска внутреннего контроля. Степень выбранного риска влияет в дальнейшем на размер статистической выборки, используемой при проверке соответствующей позиции и баланса. Как уже было отмечено, целями внутреннего контроля являются, с одной стороны, объективное отражение хозяйственной ситуации, а с другой - поддержка интересов и политики руководства фирмы, поэтому даже эффективные системы ревизии могут оказаться под влиянием руководства компании. Это возможно по причине его авторитета или наличия зависимости от него (боязнь потерять работу). Если аудитор после изучения взаимоотношений на фирме считает, что вероятность указанного влияния большая, то риск внутреннего контроля необходимо оценить как высокий, независимо от прочих результатов.

Необходимо различать аудит системы внутреннего контроля в целом и аудит ее основных объектов (снабжение, сбыт и т.д.). Проверка СВК в целом обязательна, а необходимость проверки внутреннего контроля по каждому объекту аудитор определяет, исходя из соотношения предполагаемых затрат (с учетом и без учета подготовительного этапа) и размера проверяемой совокупности. При проверке системы внутреннего контроля можно выделить три важных этапа:

Описание существующей системы внутреннего контроля. На этом этапе аудитору следует проконтролировать соблюдение основополагающих принципов функционирования данной системы:

  • 1. Организация рабочих процессов. Эффективность внутреннего контроля зависит во многом от вида и объема проводимых хозяйственных операций. Процессы, выполняемые каждый день в новом виде и новыми людьми, содержат в себе больше вероятности возникновения сознательной или бессознательной ошибки, чем процессы, выполнение которых отдельно определено инструкциями и указаниями. В связи с этим целью СВК должна стать замена индивидуальной, часто меняющейся обработки повторяющихся операций четко сформулированными, организованными процессами. Этому могут служить письменные инструкции, заготовленные бланки и формуляры. Так, например, использование заготовленных единых для предприятий бланков векселей, а не произвольной формы позволит уменьшить вероятность неправильного выставления или заполнения векселя. Любое отклонение от установленной организации рабочего процесса должно служить для СВК сигналом для проведения конкретной проверки и выяснения причин этого отклонения.
  • 2. Разделение функциональных обязанностей. Определенные функциональные обязанности не могут выполняться одним и тем же лицом. Должны быть разделены хозяйственные, управленческие и бухгалтерские функции.
  • 3. Контроль. В предпринимательской структуре каждая операция должна быть под контролем. При этом правильность выполнения операции, без ее повторения, может быть проверена путем сравнения результатов данной операции с результатами другой, независимой от первой, операции. Так, стоимость отгруженной за неделю продукции, учитываемая в отделе сбыта, может быть сравнена со стоимостью продукции, учтенной в бухгалтерии как отгруженная за тот же период. Сумма процентов за кредиты, начисленная отделом кредитования, должна соответствовать сумме процентов, отраженной в бухгалтерском учете по тем же кредитам.

Наряду со сравнительными могут проводиться и аналитические проверки, такие, как анализ изменения отгруженной продукции и изменения дебиторской задолженности, анализ изменения расходов материалов по отдельным подразделениям.

К основным вспомогательным средствам, позволяющим внедрить названные принципы внутреннего контроля на предприятии, относятся:

  • 1. Организационный план. Ознакомившись с организационным планом, аудитор получает представление о том, как на предприятии соблюдается принцип разделения функциональных обязанностей. Однако окончательные выводы можно сделать лишь после детального анализа хозяйственных операций.
  • 2. Рабочие инструкции и указания. Рабочие инструкции и указания определяют задачи и ответственность для каждого рабочего места. Как правило, в подобных документах указываются вид деятельности, способ ее осуществления и исполнитель. Они могут указывать сроки выполнения повторяющихся операций (представление месячной отчетности, напоминание покупателю о неоплаченных счетах) и порядок проверки результатов проделанных операций. В настоящее время организации получают все больше самостоятельности в ведении бухгалтерского учета. Это касается как оценки производственных запасов, так и отражения хозяйственных операций с помощью бухгалтерских проводок. Сформулированные в учетной политике особенности бухгалтерского учета должны быть дополнены более детальными указаниями, во избежание разного подхода к одному и тому же вопросу внутри предприятия.
  • 3. Описание хозяйственных процессов. Информация, содержащаяся в описаниях, поможет аудитору получить сведения об интегрированных в каждом процессе контрольных механизмах или об их отсутствии, о видах проверок (персональные или машинные) и целях, которые они преследуют. В связи с более интенсивным использованием ЭВМ на всех этапах деятельности организации появилась и потребность в описании задействованных программ, ведении программной документации и использовании обработанных данных.
  • 4. Заготовленные бланки и формуляры. Единые бланки и формуляры способствуют более точному выполнению требуемых действий сотрудниками и уменьшению вероятности возникновения ошибок. Однако для эффективного использования таких бланков/формуляров необходимо соблюдать следующие условия:
    • - использовать бланки различных цветов для разных процессов;
    • - указывать на бланке отдельные этапы одного процесса;
    • - обработка каждого этапа должна быть отмечена ответственным за это сотрудником (подпись, штемпель); одним из видов контроля будет служить в данном случае проверка работником наличия отметки о выполнении предыдущего этапа и выяснение причин при ее отсутствии;
    • - указывать время обработки бланка/формуляра путем его датирования; длительное "залеживание" документа на рабочем месте создает риск его потери, увеличения расходов (штрафов), несвоевременного использования нужной информации.
  • 5. Внутренняя ревизия. Даже самые эффективные внутренние контрольные механизмы не могут гарантировать обнаружения всех ошибок или избежания их. Постоянные изменения в хозяйственной жизни любой организации приводят к необходимости проверять способность системы внутреннего контроля отвечать новым требованиям как в целом по предприятию, так и по отдельным циклам бизнеса. Эти функции и берет на себя внутренняя ревизия, которая является также составной частью СВК.

Чтобы описать систему внутреннего контроля и, таким образом, установить ее запланированную структуру и состояние, аудитор использует в своей работе следующие подходы:

Сбор информации. Аудитор собирает все относящиеся к данному объекту проверки материалы: диаграммы, указания, инструкции, описания и т.д. Обычно список необходимых документов посылают клиенту до начала проведения проверки, что помогает намного сократить время, а значит, и расходы на проверку.

Вопросные листы. Применение вопросных листов - один из наиболее распространенных приемов в деятельности аудитора. С помощью заранее заготовленных вопросов он может получить от клиента более детальную информацию по организации и действию внутренних проверок. Вопросные листы могут разрабатываться в закрытой (ответы: "да", "нет") или в открытой (описание ответа) формах. Преимущество закрытой формы состоит в том, что аудитор получает конкретный ответ на поставленный вопрос и не оставляет клиенту возможность "расплывчатым" описанием уйти от ответа. С другой стороны, описывая опрашиваемую тему в вопросном листе открытого типа, клиент может затронуть аспекты, упущенные проверяющим. Для использования преимуществ обеих форм листов вопросы смешивают, например, следующим образом: "Ответьте "да" или "нет", если "нет", то объясните почему". Вопросные листы может заполнять клиент или сам проверяющий на основании полученной информации. В первом случае следует избегать вопросов с низкой вероятностью объективности ответа, таких, как: "Считаете ли Вы, что руководство предприятия оказывает давление на деятельность внутренней ревизии?" Решение об эффективности контрольного механизма должно приниматься аудитором и фиксироваться им в отдельных рабочих документах. К общим вопросам, адресованным системе внутреннего контроля организации, можно отнести следующие:

  • - существует ли организационный план и список сотрудников отделов;
  • - имеется ли описание и четкое разделение функций каждого сотрудника в форме инструкции и указаний; знают ли сотрудники об их существовании;
  • - написаны ли инструкции доступным, понятым языком;
  • - существует ли на предприятии отдел внутренней ревизии;
  • - разработан ли план проведения специальных внутренних проверок, если да, то выполняется ли он;
  • - используются ли в бухгалтерском учете компьютерные программы, если да, то составьте их описание (производитель, характеристики);
  • - происходит ли сравнение данных аналитического и синтетического учетов, если да, то в какой форме это происходит, с какой периодичностью и как это документируется;
  • - каким образом гарантируется, что все проводки делаются только на основании первичных документов;
  • - как организовано архивирование первичных документов, насколько трудоемок поиск нужного документа;
  • - как происходит исправление ошибочных проводок;
  • - информированы ли сотрудники о порядке передачи и приемки дел на время их отсутствия (отпуск, болезнь и т.д.).

Диаграммы и описание рабочих процессов. Аудитор составляет диаграммы и описывает рабочие процессы, предусмотренные контрольной деятельностью, самостоятельно. Чаще всего они отличаются от подобных документов, составленных клиентом, так как преследуют различные цели: внешняя аудиторская проверка в первом случае и внутренняя организация хозяйственной деятельности предприятия - во втором.

Диаграммы схематично, а описания более подробно отражают порядок прохождения документов через различные структуры компании, перечень задействованных в обработке этих документов подразделений и сотрудников, а также вид выполняемых ими операций и механизм проверки. Эффективное использование этого метода требует наличия солидного опыта работы. После составления диаграмм и описания целесообразно обсудить их с ответственными сотрудниками и тем самым подтвердить правильность понимания и отражения аудитором организации рабочих процессов на предприятии. В противном случае возможны неправильные выводы, а следовательно, и конфликтные ситуации.

Результаты описания существующей системы внутреннего контроля закрепляются аудитором в рабочих документах и позволяют определить наличие и запланированное предназначение контрольных механизмов. Так как описание СВК очень трудоемко, то при повторяющихся ежегодных проверках используют материалы и записи прошлых лет, которые только актуализируются с учетом происшедших изменений.

Оценка целесообразности контрольных механизмов

По завершении описания существующей системы внутреннего контроля аудитор приступает к оценке используемых в данной системе контрольных механизмов. Его задача - оценить целесообразность внутренних проверок в конкретных ситуациях. При этом он исходит из того, что система функционирует так, как это было запланировано руководством. На данном этапе в центре внимания аудитора должны быть как отдельные компоненты СВК (разделение функциональных обязанностей, инструкции, указания), так и взаимодействие этих компонентов.

1. Оценка отдельных компонентов системы внутреннего контроля. Если по ситуации и по числу работников на предприятии требуемое разделение функциональных обязанностей в организации не предусмотрено, это является слабым местом СВК, что необходимо учесть при общей оценке системы. Если же оно предусмотрено, то аудитору следует оценить реальную возможность соблюдения этого принципа в течение длительного времени при неизменной численности персонала. Кроме этого, он проверяет сохранение данного принципа в случаях замены (отпуск, командировка, болезнь). Каждую инструкцию, относящуюся к системе контроля, аудитор проверяет на предмет полноты, профессиональной правильности и понятности изложения. Установленные при такой проверке недостатки требуют безотлагательного исправления. Ошибочные инструкции не ведут однозначно к ошибочным действиям персонала, но это должно быть обязательно проверено аудитором.

По каждой внутренней проверке проверяющему необходимо ответить на вопрос: способствует ли она обеспечению правильности и полноты годовой бухгалтерской отчетности, что является ее целью, и эффективна ли она? Только тот контроль вносит свой вклад в достижение данной цели, который проводится на нужном месте, в нужное время и должным образом. Для пояснения можно привести следующие два примера:

  • а) полная обработка всех входящих первичных документов (счетов, накладных и т.д.) проверяется сравнением зарегистрированных документов с обработанными в бухгалтерии. Действенным названный контроль будет лишь в случае регистрации документов сразу после их получения на так называемой "границе предприятия". Если же это происходит после "многодневного хождения" бумаг по отделам, то возрастает вероятность, что часть из них останется вообще не учтенной или учтенной со значительным временным опозданием.
  • б) сравнение данных синтетического и аналитического учета служит подтверждению, что хозяйственные операции полностью отражены на бухгалтерских счетах, и может осуществляться путем сопоставления контрольных сумм. Однако для достижения эффективности контрольные суммы должны быть образованы на основании независимых друг от друга баз данных, иначе проверяется не полнота этой информации, а только то, что она в базе данных была отражена в синтетическом и аналитическом учете.
  • 2. Оценка взаимодействия отдельных компонентов системы внутреннего контроля. Для оценки компонентов СВК как единого целого аудитор принимает во внимание их взаимодействие, исходя при этом из соображения, что риск составления неполной и неправильной отчетности, недостаточно ограниченный одной внутренней проверкой, должен быть уменьшен последующими проверками. Далее, следует проверить, действительно ли контрольные механизмы дополняют, а не повторяют друг друга, что ведет к непроизводительным затратам времени и сил.

Проанализировав эти моменты, аудитор делает выводы о целесообразности взаимодействия отдельных компонентов внутри системы. Обнаружение внутренних проверок, денежные и персональные затраты на проведение которых несопоставимы с получаемыми от них результатами, является важным требованием к деятельности аудитора. Такие малоэффективные или вообще неэффективные внутренние проверки могут принести предприятию больше ущерба, чем их отсутствие.

Проверка эффективности системы внутреннего контроля

Если анализ целесообразности системы внутреннего контроля основывается на предположении о соблюдении разделения обязанностей, то при проверке эффективности этой системы названное предположение снимается. В этом случае аудитор должен убедиться в соответствии реального функционирования контрольных механизмов запланированному, в осуществлении задач, возлагаемых руководством на СВК.

  • 1. Эффективность разделения функциональных обязанностей.
  • 2. Эффективность рабочих инструкций и указаний.
  • 3. Эффективность внутренних проверок.

Оценка системы внутреннего контроля базируется на ключевых контрольных вопросах. Аудиторам заранее выдают в аудиторских фирмах бланки с этими вопросами, основной аудитор может вносить в него коррективы с учетом особенностей клиента. В зависимости от ответов на эти вопросы дается оценка СВК. Как правило, ответы просты: "да" или "нет", иногда на бланках аудиторами делаются специальные пояснения.

Для оценки системы внутреннего контроля можно использовать следующую таблицу-схему проверки СВК предприятия

Задачи тестирования

Условия среды

Доступ посторонних лиц, особенности технологии, ситуации и т.п.

Законность

Законность операции, действия, события.

Реальность

Выполняются ли в действительности предписанные процедуры, контролируется ли их выполнение.

Информация отражена в учете в полном объеме

Обоснованность

Есть ли обоснование выполненному действию, операции и т.п.

Утверждение

Утверждены ли полученные сводные данные ответственным органом управления.

Ответственность

Кто отвечает формально и фактически за данную операцию, действие и т.п.

Точность

Активы и операции отражены точно по количеству, качеству, стоимости, классификации

Разрешение

Операция или действие разрешено соответствующим менеджером или органом управления

Классификация

Активы и операции правильно классифицированы

Полномочия

Менеджер или орган управления имеют соответствующие права и обязанности по принятию данного решения

Сохранность

Условия обеспечивают сохранность данного актива

Учет организован правильно, данные отражены, верно

Периодизация

Операции и данные отнесены к тому периоду, в котором были проведены

Своевременность

Отражение хозяйственных операций в момент их совершения

Для разработки плана аудиторской проверки аудитору необходимо получить достаточное представление о процедурах (средствах) контроля. При этом аудитору следует учитывать знание о наличии или отсутствии процедур контроля, получение в ходе изучения контрольной среды и системы бухгалтерского учета.

Обычно при разработке общего плана аудита не требуется понимания всех процедур контроля. В том случае, если аудитор убеждается, что он может использовать данные соответствующих средств контроля, он получает возможность проводить аудиторские процедуры менее детально и (или) более выборочно, а также вносить изменения в суть применяемых аудиторских процедур и предполагаемые затраты времени на их осуществление.

При оценке эффективности и надежности СВК в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля аудиторская организация использует не менее трех градаций: высокая, средняя, низкая (аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках эффективности и надежности).

Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского учета, СВК должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки. При проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать следующие типовые формы: специально разработанные тестовые процедуры; перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии; специальные бланки и проверочные листы; блок-схемы и графики; перечни замечаний, протоколы или акты.

Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки. Снижение объема и детальности отдельных аудиторских процедур в результате изучения особенностей средств контроля экономического субъекта должно быть надлежащим образом аргументировано.

Основная цель аудита лежит в определении объема и разработке предложений по усовершенствованию системы внутреннего контроля. Аудитор по результатам тестирования может предоставить рекомендации, но не отвечает за разработку эффективной системы внутреннего контроля. Обязанностью аудитора является оценка существующей системы. Руководство предприятия самостоятельно вносит изменения в систему контроля, учитывая рекомендации аудитора. Решения руководства не влияют на мнение аудитора о проверенной отчетности.

Состояние контроля зависит от работы руководства. Сферу контроля составляют:

üполитика и методы управления,

üорганизационная структура предприятия,

üдеятельность совета директоров или другого органа,

üметоды распределения функций управления и ответственности,

üуправленческие методы контроля, включая внутренний аудит,

üкадровая политика,

üвнешние проверки

Сферу контроля также характеризуют:

Компетентность персонала. Кадровые проблемы влияют на эффективность контроля. Частые смены учетного персонала приводят к тому, что учет и контроль совершают работники, не имеющие достаточного опыта, или не очень хорошо знакомые с особенностями бизнеса предприятия и т.п.

Иногда текучесть кадров бухгалтерии обусловлена тем, что работники не желают совершать некорректные действия, которые требует руководство.

Распределение несовместимых обязанностей. Контроль может быть эффективным при условии, что работники не выполняют следующие функции:

ü санкционирование хозяйственных операций,

ü регистрация хозяйственных операций,

ü обеспечение сохранности активов во время совершения хозяйственных операций.

ü периодическое сопоставление наличных активов с суммами, отраженными на бухгалтерских счетах.

Контроль доступа к активам. Доступ к активам, документам, важным записям, бланкам и т.п. должен быть ограничен уполномоченными лицами. Отсутствие такого ограничения повышает риск утраты, ошибок и намеренных искажений записей. Особые ограничения устанавливаются для доступа к наличным, чекам, ценным бумагам и бланкам строгой отчетности.

Периодическое сравнение. Одним из элементов контроля является периодическое сравнение записанных сумм с первичными документами, подтверждающими наличие активов и их оценку. Обязательно должны проводиться внезапные проверки наличия денег в кассе, ценных бумаг и прочих денежных документов, бланков и т.п.

Аудит системы внутреннего контроля можно условно разделить на следующие этапы:

1.подготовка предварительной программы аудита и оценки аудиторского риска.

2.определение ошибок и искажений информации, которые могут возникнуть на предприятии.

3.Тестирование: сферы контроля, системы учета, используемых предприятием процедур контроля. Для этого целесообразно использовать заранее разработанные анкеты, образцы которых представлены далее. Анкеты разработаны по каждому разделу согласно общего плана проверки. Вопросы поставлены таким образом, что негативный ответ свидетельствует о слабой стороне контроля или его отсутствии. Такая формулировка вопросов облегчает анализ результатов тестирования.

4.оценка структуры системы контроля предприятия и эффективности её функционирования. В случае заключения о низком уровне внутреннего контроля, аудитор должен пересмотреть программу проверки. Как правило, в таких случаях проводят специальные аудиторские процедуры и увеличивают количество тестов.

5.оценка аудиторского риска, при необходимости – внесение изменений в программу аудита.

Документирование информации о структуре внутреннего контроля и оценке эффективности её функционирования является обязательным. Рабочие документы составляются в виде анкет, блок-схем, описей, характеристик процедур контроля, письменных пояснений руководства и работников предприятия, заключений аудитора по исследуемым вопросам.

Аудит системы внутреннего контроля малых предприятий имеет свои особенности. На таких предприятиях система контроля довольно проста. Контроль, как правило, осуществляется собственником, который самолично санкционирует операции, а иногда и регистрирует их. Поэтому важнейшим аспектом является компетентность персонала. Анкеты, разработанные для предприятий малого бизнеса, содержат больше вопросов об участии в операциях собственника (или руководителя).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...