Промышленная политика в меняющемся мире: перспективы для стран с низким уровнем доходов. Что такое экономическое неравенство


Чрезвычайная помощь

Специальные механизмы

Фонд компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств предоставляет ресурсы государствам-членам для компенсации нехватки поступлений от экспорта, покрытия расходов за услуги и возмещения убытков, если они носят временный характер и не зависят от этих стран.

Фонд предоставляет чрезвычайную помощь в форме закупок товаров, с тем, чтобы помочь государствам-членам решить проблемы платежного баланса, вызванные внезапными стихийными бедствиями.

Предоставление ресурсов на льготных условиях развивающимся странам - членам МВФ с низким уровнем доходов в целях поддержки среднесрочной макроэкономической перестройки и структурных реформ.

В связи с эволюцией мировой валютной системы УставМВФ трижды пересматривался: 1) в 1969 г с введением системыСДР; 2) в 1976 г с созданием Ямайской валютной системы; 3) в ноябре 1993 г. с включением санкции - приостановки права участвовать в голосовании по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду. МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Во-первых,МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпускаСДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет вСДР, может приобретать у других участников системыСДР конвертируемую валюту. Регулирующая рольМВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен наСДР путем назначения стран, которые ее представляют. При этомМВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов.

МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана приниматьСДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита вСДР, т.е. пока суммаСДР не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей ФондомСДР.

После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества, как это было прежде. Операции в СДР (209,5 млрд. СДР, или 286,6 млрд. долл., с 1970 г. по 30 апреля1992г.) дают возможность странам в известной мере покрывать дефицит их платежного баланса.

В пересмотренном в результате Ямайского соглашения Уставе МВФ зафиксирована обязанность стран-членов "сотрудничать с Фондом и другими странами-членами, имея ввиду, что их политика относительно резервных активов будет согласовываться с целями содействия установлению лучшего международного надзора за международной ликвидностью и превращения СДР в главный резервный актив международной валютной системы". Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель трансформировать СДР в Основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации международной ликвидности и централизованного управления ею.



Во-вторых,МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативеСША, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Соглашение о созданииМВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах.

В-третьих,МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных ресурсов.

Однако, обязательства стран-членов по регулированию валютных ресурсов в ныне действующем УставеМВФ (по сравнению с предыдущим) носят расплывчатый характер. Это дает странам возможность различных толкований тех или иных положений, предоставляя им относительную свободу для принятия собственных решений в данной области.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных ресурсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании СтатьиXIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые членыМВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.

С момента созданияМВФ постоянно добивается от стран-членов устранения валютных ограничений и множественности валютных курсов. Однако значительная часть развивающихся, а также восточноевропейских стран все еще не имеет возможности установить в полном объеме свободную конвертируемость своих валют. Тем не менее, в июне 1978 г. 46 стран (1/3 членовМВФ), а в апреле 1994 г. 88 стран (49%) приняли на себя обязательства по СтатьеVIII о недопущении валютных ограничений.

В-пятых,МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. ЗаключенияМВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный отМВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечений более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политикиМВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов - с другой.

МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, России, др. государствСНГ.

В-шестых,МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состояния платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных ресурсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики.МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные СтатьейIV Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой путь - это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной экономической ситуации в многосторонней перспективе.МВФ занимается также оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им разнообразного набора консультационных услуг.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран - заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений "семерки" ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт

Невероятные факты

Согласно новому исследованию 18 стран по всему миру, депрессия, вероятнее всего, чаще распространена в странах с высоким уровнем дохода. Исследование показало, что средний уровень стресса в 10 странах с высоким уровнем дохода, составил 14,6 процентов. В восьми странах с низким и средним уровнем дохода распространенность депрессии несколько ниже – 11,1 процент.

Во всех странах депрессия была связана с социальными факторами, такими как возраст, семейное положение и доходы, хотя в некоторых случаях переплетение всех этих факторов было очень сложным. В странах с низким и средним уровнем доходов, к примеру, средний возраст первого депрессивного эпизода – 24 года. В странах с высоким уровнем доходов первый удар депрессии происходит почти двумя годами позже – в 25,7 лет.

Эксперты полагают, что жители богатых стран чаще сталкиваются с хандрой, поскольку в таких государствах неравенство в доходах значительно сильнее представлено. Кроме того, как утверждают они, депрессия чаще всего выступает как "болезнь богатых", явление, которое до конца так и не изучено. Выяснение причин депрессии во всем мире поможет развиваться инициативам, направленным на борьбу со связанными с психическим здоровьем проблемами, которые часто приводят к развитию болезни Альцгеймера. По данным всемирной организации здравоохранения в тяжелых случаях депрессия может закончиться самоубийством (850000 смертей в год).

Мир грусти

Более ранние исследования уже демонстрировали различный уровень депрессии в различных странах, однако, данное исследование стало первым в своем роде, в котором для оценки уровня депрессии использовался стандартный набор вопросов, тем самым полученные результаты получились очень точными. В рамках исследования ВОЗ, эксперты проводили интервью с 89037 людьми в 18 странах. 10 странами с высоким уровнем дохода были: Бельгия, Франция, Германия, Израиль, Италия, Япония, Нидерланды, Новая Зеландия, Испания и США. Восемь стран с низким и средним уровнем дохода, принимавшие участие в исследовании, - это Бразилия, Колумбия, Индия, Китай, Ливан, Мексика, ЮАР и Украина.

Эксперты расспрашивали респондентов о наличии у них основных симптомов депрессии, в том числе печали и потери интереса к повседневной жизни для того, чтобы диагностировать расстройство. Люди также отвечали на вопросы об их возрасте, доходах, семейном положении и давали информацию о других демографических данных.

Согласно полученным результатам ниже представлен процент людей, испытывающий в данной стране депрессию в тот или иной период своей жизни.

Страны с высоким уровнем дохода:

Япония: 6,6 процента

Германия: 9,9 процента

Италия: 9,9 процента

Израиль: 10,2 процента

Испания: 10,6 процента

Бельгия: 14,1 процент

Новая Зеландия: 17,8 процента

Нидерланды: 17,9 процента

США: 19,2 процента

Франция: 21 процент

Страны с низким и средним уровнем дохода:

Китай: 6,5 процента

Мексика: 8 процентов

Индия: 9 процентов

Южная Африка: 9,8 процента

Ливан: 10,9 процента

Колумбия: 13,3 процента

Украина: 14,6 процента

Бразилия: 18,4 процента

Демография депрессии

Семейное положение, как среди жителей богатых, так и среди жителей бедных стран, было напрямую связано с депрессией, вот только в странах с высоким уровнем доходов люди находились в этом состоянии, если им приходилось видеться с супругом редко в силу сложившихся обстоятельств, или же если они никогда не были женаты, в странах с низким уровнем доходов, депрессии были подвержены те, кто овдовел или находился в разводе. Во Франции, Германии, Новой Зеландии и США самые бедные респонденты в два раза чаще находились в состоянии депрессии по сравнению с богатыми респондентами. Однако, в бедных странах уровень доходов человека не влиял на наличие или отсутствие у него подобного состояния.

Исследователи полагают, что неравенство в доходах, которое больше наблюдается в богатых странах, способствует развитию множества хронических заболеваний, включая и депрессию. Одним из факторов, который прослеживался во всех без исключения странах, был фактор соотношения пребывания в этом состоянии мужчин и женщин. Независимо от национальности, женщины в два раза чаще мужчин испытывали депрессию.

Все же у исследования были некоторые недостатки, поскольку, как писали сами специалисты, Южная Африка была единственной африканской страной, которая принимала в нем участие. "Однако, даже, несмотря на это, оно дало нам много важной информации для понимания того, как депрессия влияет на людей по всему миру", - говорит Эвелин Бромет (Evelyn Bromet), специалист университета Нью-Йорка в Стони Брук.

"Мы сумели продемонстрировать, что депрессия – это серьезная мировая проблема, которая тесно связана с социальными условиями. Понимание закономерностей и причин ее развития может помочь появлению глобальных инициатив, которые помогут отдельным людям и в целом, таким образом, уменьшат общественное бремя", - добавила она.

Рассмотренные выше мотивы сбережений (возрастная структура населения; рост доходов, переоценка богатства, пенсионное обеспечение и страхование, относительные цены и т.д.) также выступают основополагающими причинами сбережений и в развивающихся странах. Но формирование и использование сбережений в странах с низким уровнем развития отлично от этого процесса в развитых странах. Процесс сбережения в этих странах происходит в среде, которая сильно отличается от среды в индустриальных странах. Эти различия влияют на использование средств, сроки движения капитала, на характер предпочтений домашних хозяйств, возможности временного перераспределения потребления.
Сбережения домашних хозяйств в бедных странах невелики. Огромное число домашних хозяйств имеют доходы, которые редко превышают необходимый прожиточный минимум. В странах, в которых большая часть совокупного спроса обеспечивается домашними хозяйствами подобного типа, реакция частных сбережений на временное увеличение уровня дохода проявляется слабо, этим домашним хозяйствам трудно ограничить потребление. Поэтому обычно развивающиеся страны с высоким уровнем дохода показывают более высокую норму сбережений, чем страны с низким уровнем дохода.
Доходы домашних хозяйств в бедных странах непостоянны, так как относительно большая их доля создается в сельском хозяйстве. Цены на сельскохозяйственную продукцию резко колеблются под влиянием спроса на мировом рынке и погодных условий. Эта неопределенность дополняется макроэкономической нестабильностью. Вообще говоря, высокая неуверенность в отношении будущих трудовых доходов должна усиливать предупредительный мотив для сбережений, однако в нестабильной обстановке растущая неуверенность обычно влияет на сбережения домашних хозяйств в противоположном направлении.
Пенсионная практика также предопределяет различия в потоках доходов домашних хозяйств промышленно развитых и развивающихся стран. Из-за более короткой продолжительности жизни, особенностей организации производства и пенсионных систем индивиды в развивающихся странах нередко имеют небольшой отрезок времени для получения пенсии и менее заинтересованы в сбережениях на старость. В тех странах, где нет социальных систем или они слабы, обеспечение старости может быть важным мотивом сбережений. Но указанные выше аспекты дополняются другими. Сохранение, а во многих странах доминирование традиционных социальных отношений предопределяет относительно сильные связи между поколениями. Поэтому планирование потребления распространяется на более длительный срок.
Формирование сбережений домашних хозяйств происходит в условиях неразвитости кредитной системы, ограниченного перечня кредитных операций формального сектора. Во многих сельских районах кредитные учреждения отсутствуют. Мелкие предприниматели практически не имеют доступа к организованному рынку капитала и располагают весьма ограниченными возможностями для расширения производства. Значительную роль в аккумуляции сбережений играет неофициальная система. Так, ее доля во всем денежном обращении стран Тропической Африки в середине 80-х годов колебалась в пределах 9,5% в Ботсване до 71,3% - в Центральной Африканской Республике (ЦАР). В середине 70-х годов в Африке на долю ростовщиков приходилось более 70% сельскохозяйственного кредита, а в целом - 92% суммы банковского кредита частному сектору. В странах Латинской Америки его доля составляла 52%, в Азии - 89%. В ряде регионов произошло не сокращение, а укрепление позиций и расширение масштабов ссудных операций местного ростовщика. В странах Африки ростовщический капитал побеждает даже отделения иностранных банков. В результате огромные средства замораживаются в ростовщических операциях, приобретая независимый от производства характер. Аккумуляция ростовщического процента и ренты создает экономический предел росту хозяйства. Она вовлекает сбережения в сферу спекуляции, ростовщичества, в накопление сокровищ, т.е. создает так называемое перенакопление.
Помимо ростовщиков неофициальная система представлена непосредственными финансовыми сделками между родственниками и друзьями, опирающимися больше на личные связи, чем на формальные гарантии. В связи с низким уровнем сбережений или их отсутствием в домашних хозяйствах влияние учетных ставок на масштабы сбережений или незначительно, или отсутствует. В целом эластичность сбережений к учетным ставкам значительно колеблется в соответствии с уровнем развития страны. Как отмечено выше, в бедных странах влияние изменений в учетных ставках на сбережения близко к нулю, но значительно повышается в средних по уровню дохода на душу населения развивающихся странах и в богатых странах.
На частные сбережения в развивающихся странах оказывают влияние и другие причины, в том числе распределение доходов, уровень прироста населения, доход на душу населения. Проведенные исследования показали, что повышение на 1% дохода на душу населения повышает сбережения домашних хозяйств на 0,3% (выше, чем в развитых странах).
Формирование сбережений общественного сектора в бедных странах также имеет свои особенности. Отличия проявляются в роли нефинансовых государственных предприятий, степени развитости финансовой системы, в системе сбора налогов и составе доходной базы, в значении внешних поступлений и внешнего долга.
В целом ряде стран с низким уровнем развития в общественном секторе значительное место занимают производственные предприятия, чистый доход которых является источником государственных расходов. Но во многих случаях управление этими предприятиями не руководствовалось целями максимизации прибылей, что приводило к переводу средств из государственного бюджета и снижению сбережений государства. Часто эти потери происходили вследствие низких цен на продукцию государственных предприятий. Даже в случаях, когда они производили конкурентоспособные товары, завышенный валютный курс приводил государственные предприятия к убыткам.
Во многих бедных странах сбор налогов на доходы является серьезной административной проблемой в связи с неразвитостью финансовой инфраструктуры, что также понижает сбережения общественного сектора. Когда внешние обстоятельства не позволяют увеличивать сбережения государственного сектора, тяжесть структурных перестроек ложится на государственное потребление. Если уменьшение общественного потребления выступает причиной увеличения предельных затрат, то тогда прибегают к дефицитному финансированию.
В целом в подсистеме развивающихся стран, за исключением наименее развитых, преобладают мотивы к сбережению, что обеспечивает для всей подсистемы более высокую норму сбережений.

Население стран с низким уровнем доходов сталкивается с совершенно иными проблемами в сфере здравоохранения, чем население развитых стран. Население этих стран, в основном, живет в сельской местности, в семьях много детей, и основной проблемой являются инфекционные заболевания и задержки в развитии (например, чрезмерно низкий рост), вызванные нехваткой продуктов питанию.

При этом образ жизни правительственных чиновников, живущих в столице, не слишком отличается от образа жизни населения развитых стран. Неравномерное распределение ресурсов приводит к тому, что в одних районах страны есть медицинские центры, оснащенные по последнему слову техники, в то время как в других районах в принципе нет врачей и медсестер, в результате чего детям не делают прививки, и регулярно вспыхивают эпидемии инфекционных заболеваний. Случаи, когда половина бюджета страны тратится на столичный регион, причем большая часть этой суммы уходит на оснащение центральной больницы, не так уж редки (для сравнения: на больницу им. Джона Хопкинса в США уходит около 0,6 процентов бюджетных средств, выделенных на здравоохранение). Убедить местные власти пересмотреть распределение средств и сделать упор на развитие первичной медицинской помощи непросто, поскольку они не хотят отказываться от современных медицинских центров, которые подчас известны во всем мире. Мы восхищаться врачом, который, получив образование в одном из наиболее престижных европейских университетов, будет годами работать в какой-нибудь изолированной от мира деревушке, а врач, который каждый день сталкивается с диареей и зараженными ранами и которому вряд ли когда-нибудь предоставится возможность пройти стажировку в современном медицинском центре, со стороны воспринимается как человек обладающий только минимальным набором несложных навыков. Потребность большинства населения в медицинских услугах редко учитывается политиками и талантливыми врачами, которые склонны отдавать предпочтение ультрасовременным медицинским центрам, оснащенным высокотехнологичным оборудованием и новейшими лабораториями, хотя на это и уходят средства, которые могли бы быть потрачены на сельские больницы, что позволило бы более эффективно бороться с младенческой смертностью и могло бы более существенно повлиять на продолжительность жизни. Даже в странах с низким уровнем доходов выпускниками медицинских институтов чаще являются не специалисты широкого профиля, способные лечить наиболее распространеннее заболевания, а врачи, стремящиеся работать в современных лабораториях.

Согласно исследованиям Всемирного банка, важную роль играет социальный статус женщины. Речь идет, прежде всего, об информированности населения. Если большинство женщин страны не получили образования, то они вряд ли знают о методах обеззараживания воды, способах лечения детских инфекций или правильном питании. Женщины чаще, чем мужчины, понимают первостепенное значение здоровья семьи. В странах, где женщины могут влиять на расходы семьи (что может быть связано с традицией или же с наличием у них работы), на еду тратится больше, чем на сигареты или алкоголь.

Во многих беднейших странах остро стоит проблема истощения. В Нигерии 43 процента детей в возрасте от 2 до 6 лет являются недорослыми, в Кении эта цифра равна 32 процентам, в Индии 65 процентов, в то время как в Мексике 22 процентам и всего 4 процентам в Японии и 2 процентам в Великобритании и США. Причиной этого является не нехватка продовольствия, а его неравномерное распределение. Неорганизованность, отсутствие транспорта, перебои с поставками продовольствия из-за войн и политических переворотов являются основными причинами того, что продукты питания не попадают к тем, кто в них отчаянно нуждается. Решить эту проблему нелегко, поскольку основная причина как перебоев с продовольствием, так и отсутствия экономического роста- это злоупотребления в управлении страной. Государства, правительства которых оказываются в состоянии поддерживать политическую стабильность, грамотно управлять бюджетом и финансовыми ресурсами и развивать рыночную экономику, имеют шанс преодолеть финансовые трудности и войти в число стран со средним уровнем доходом. Судан.

Судан- это очень бедная страна с низким уровнем доходов, находящаяся на северо-восточном побережье Африки. Население Судана, равное 32 миллионам человек, проживает на территории размером 2,5 миллиона километров квадратных, и его численность, несмотря на крайнюю бедность, увеличивается на 2,9 процента в год. Доход за 2001 год составил около 330 долларов на душу населения. Как и в большинстве африканских стран, государственные учреждения здравоохранения являлись основным поставщиком медицинских услуг, именно они подбирали врачей, медсестер и прочий младший медицинский персонал и выплачивали им зарплату, сопоставимую с зарплатой государственных служащих. В городах наблюдался избыток медицинских учреждений, в то время как в сельской местности потребность в них была наиболее ощутимой. Исторически сложилось так, что основным источником финансирования было налогообложение, и все помещения и все оборудование находилось в собственности государства.

Хотя изначально медицинские услуги были бесплатными, сокращение государственных расходов, а также стихийные бедствия (засухи, наводнения) и антропогенные катастрофы (вооруженные конфликты на юге страны) заставили правительство пересмотреть систему здравоохранения. Надежды на сохранение бесплатного медицинского обслуживания для всех категорий граждан рухнули, когда в результате нецелевого использования бюджетных средств многие врачи, здания и оборудование оказались невостребованными. Последовавшая затем закупка оборудования и строительных материалов, а также невозможность отправлять врачей на стажировки в другие страны только осложнили ситуацию. На протяжении 1980-ых годов расходы на социальное обслуживание населения в целом и на здравоохранение в частности сократились. В условиях экономического кризиса основное внимание уделяется необходимости выплачивать зарплаты и платить за аренду помещений, а также компенсировать врачам стоимость расходных материалов и оборудования, в итоге затраты на сами медицинские услуги сократились даже больше, чем следует из отчетов.

Сложная экономическая ситуацию, сложившаяся в 1980-ые годы, повлияла на медицину, здоровье населения и финансирование здравоохранения. Частный медицинский сектор расширился качественно и количественно. Изначально все платные услуги сводились к консультациям врачей, работающих в государственных учреждениях, в свободное от основной работы время. Но затем многие врачи стали заниматься только частной практикой, и стали появляться частные стационарные медицинские учреждения. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), правительство в 2002 году потратило около 2,5 долларов на здравоохранение на душу населения, что составляет 0,065 процентов ВВП. Большая часть этой суммы- 63 процента- поступает за счет налоговых сборов с частных компаний, 17 процентов из фонда обязательного медицинского страхования, 19 процентов оплачивает министерство здравоохранения и другие министерства и 2 процента из фондов международных организаций (в первую очередь, ВОЗ и Детский фонд Организации Объединенных Наций [ЮНИСЕФ]).

Другими источниками финансирования здравоохранения являются система страхования от болезней работников компаний, национальные и международные гуманитарные неправительственные организации, а также плата отдельных граждан за услуги народных целителей. Поскольку и государственные, и частные медицинские учреждения обычно располагаются в городах, то значительная часть территории страны оказывается не охвачена. По закону система страхования работников от болезней должна существовать в любом государственном или частном учреждении, где работает хотя бы 10 человек, но на практике в этой программе участвуют лишь 6 процентов населения.

Люди, которые могут позволить себе пользоваться, в основном, платными медицинскими услугами, только выигрывают, хотя социальное расслоение таким образом усиливается. Поскольку финансирование из бюджета сократилось, многие люди стали обращаться за медицинской помощью только после того, как болезнь даст осложнения. Затраты на профилактические мероприятия и плановые осмотры стали ниже затрат на форс-мажорные ситуации. Приватизация коснулась даже некоторых государственных учреждений. В Хартуме поддержание порядка в общественных туалетах, прилегающих к мечетям, рынкам, автобусным остановкам, и в других общественных местах было поручено частным лицам и организациям. Арендная плата составила 615.000 суданских динар (около 2.460 долларов), причем за пользование туалетами разрешалось взимать небольшую плату в размере 10-20 динар (4-8 центов). И хотя итоги этой приватизации не были предметом отдельного исследования, проведенный опрос показал, что и организации, и клиенты остались довольны, поэтому с учетом того, что этот эксперимент был начат в 1995 году и продолжается до сих пор, его можно считать удачным.

Здравоохранение в Кении.

Основой экономики Кении является сельское хозяйство. Кения экспортирует кофе, чай, хлопок и минеральное сырье. В 1990 году доходы населения, равного 24 миллионам человек, составили 340 долларов на душу населения. Оценить доходы населения традиционного аграрного общества довольно сложно. Население страны увеличивается довольно резко (на 3,8 процента в год), и почти половина населения моложе 15 лет. Около 88 процентов детей учится в начальной школе, и половина взрослого населения получила образование. Примерно четверть населения живет в городах. С 1963 года у власти находится Африканский национальный союз Кении, сформировавший однопартийное правительство, и его положение достаточно стабильно для такого бедного государства. Продолжительность жизни- 59 лет- одна из самых высоких среди стран Центральной и Южной Африки. Тем не менее, половина случаев смертей приходится на детей в возрасте до 15 лет, а смертность среди взрослого населения в три раза выше, чем в США.

Система здравоохранения делится на почти равные друг другу государственный и частный секторы (см.таблицу 17.2). В ведении министерства здравоохранения находится 80 больниц, 41 районная поликлиника, 178 сельских больниц и около 1200 аптечных пунктов. В районных поликлиниках работают терапевты, которым обычно помогают медсестры, и администратор поликлиники. В учреждениях ниже районных поликлиник работает младший медицинский персонал, а в аптечных пунктах муниципальные работники и персонал без специального образования. Несмотря на то, что особое внимание уделяется оказанию первичной медицинской помощи и развитию сельских районов, более 35 процентов бюджетных средств тратится на центральную больницу Кении (Kenya National Hospital) в Найроби. В некоторых правительственных учреждениях, например, министерстве транспорта и комитету по кофе, а также в нескольких десятках других учреждений предусмотрено медицинское страхование работников.

Важную роль в системе здравоохранения Кении играют миссионерские организации, в их ведении находится 40 больниц, 84 медицинских центра и 173 поликлиники. Хотя эти учреждения были основаны миссионерскими организациями, 60 процентов финансирования поступает за счет оплаты лечения, около 25 процентов за счет государства и только около 15 процентов за счет пожертвований. Таким образом, они относятся к частному сектору. В целом, около 22 процентов средств на здравоохранение в Кении поступает из иностранных организаций.

Правительство поощряет развитие частного сектора здравоохранения. Частные больницы, существующие исключительно за счет своих клиентов, оказывают более качественную медицинскую помощь, чем государственные, и их число быстро растет. Правительством создан фонд обязательного медицинского страхования для рабочих с достаточно высоким уровнем доходов, в который они отчисляют двухпроцентный налог с зарплаты (при этом работодатель не платит этот налог), основная задача этого фонда- компенсировать населению плату за пребывание в частных и миссионерских больницах, а также платных отделениях государственных больниц. Но этот фонд затрагивает лишь 12 процентов населения. В дальнейшем продуктивность работы фонда может снизиться, так как он не окупается: только 60 процентов собранных страховых взносов пошли на компенсацию расходов, в том числе административных, а оставшиеся 40 процентов были удержаны государством.

Какими стратегиями могут воспользоваться страны с низким уровнем доходов для перестройки своей экономики и диверсификации производства? Автор этой статьи рассказывает о трех видах промышленной политики, подробно рассматривая факторы успеха каждой из них.

Промышленная политика играет значительную роль в экономических преобразованиях, однако полученные результаты, в частности в странах с низким уровнем доходов, отличаются своей неоднородностью. Например, невероятный подъем производственных центров в Восточной и Южной Азии серьезно изменил экономические перспективы этих регионов всего за одно поколение. Это кардинально отличается от маргинализации и ослабления производственного сектора, наблюдаемых в других государствах, особенно в странах Африки к югу от Сахары.

После финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. быстро развивающиеся глобальные державы, такие как Китай, достигли невероятного экономического успеха в том числе благодаря использованию нетрадиционных вариантов политики. Среди лидеров стало появляться понимание важности промышленной политики для переформатирования экономических структур, если страна хочет сохранить конкурентоспособность или перейти на следующий уровень развития.

Сегодня дискуссии в странах с низким уровнем доходов все меньше сконцентрированы на вопросе о том, нужно ли проводить индустриализацию, в частности с помощью политики вмешательства. Все более важным становится вопрос о том, как эта политика может продвинуть умные идеи, в том числе посредством технологических инноваций, для преодоления разрывов в уровне производительности, модернизации промышленности и диверсификации экономики.

Промышленная политика в странах с низким уровнем доходов

Обычно успешные варианты промышленной политики внедрялись в странах с высоким уровнем доходов или в странах с формирующейся экономикой в Азии или Латинской Америке. Однако меньший успех стран с низким уровнем доходов был обусловлен не недостатком инициатив в промышленной политике, а скорее специфическими экономическими и политическими условиями, которые привели к неоднозначным результатам. Более того, груз прошлых неудач стал главной причиной для аргументов против принятия промышленной политики и заставил страны подписывать двусторонние соглашения о зонах свободной торговли (ЗСТ) и двусторонние инвестиционные соглашения (ДИС), ограничивающие возможности участвующих сторон использовать промышленную политику для преодоления повсеместных рыночных сбоев и других структурных экономических проблем.

Несколько фактов о странах с низким уровнем доходов

Потенциальная конкурентоспособность стран с низким уровнем доходов происходит из двух больших преимуществ: существенно низких затрат на рабочую силу, несмотря на высокую конкуренцию на рынке труда, и доступности большого количества природных ресурсов. Тем не менее страны с низким уровнем доходов сталкиваются с многочисленными проблемами, в том числе следующими:

  • экономическая база с низким уровнем индустриализации и диверсификации, характеризующаяся разрывами в производительности труда и по большей части неквалифицированной рабочей силой;
  • неформальный, слабый и малый по размеру местный частный сектор, сталкивающийся с ограничениями на стороне спроса, что связано с низким уровнем дохода и слабой покупательской способностью, а также с ограничениями на стороне предложения из-за низкой продуктивности;
  • непростые деловые условия, выражающиеся в неблагоприятном деловом климате, высоких транспортных издержках, в том числе трансграничных, недостаточной и ненадежной инфраструктуре, неадекватных технологиях и квалификации, а также в ограниченном доступе к финансированию;
  • потребность в исправлении рыночных сбоев и ошибок правительства;
  • влияние внешних игроков, приводящее к несогласованности стратегий с правительственными мерами и, следовательно, к фрагментации политики вместо ее координации.

Что работает (или не работает) и почему?

Промышленная политика имеет множество аспектов, которые необходимо совместно активировать в рамках целевой внутренней политики, дополняющей мягкой политики, а также решений, принимаемых ведущими фирмами, контролирующими глобальные цепочки создания стоимости (ГЦС). Эти виды политики можно разделить на четыре крупные категории: (i) импортозамещающая индустриализация; (ii) экспортоориентированная индустриализация; (iii) ресурсоориентированная индустриализация и (iv) индустриализация посредством инноваций (см. Low and Tijaja, 2013). В этом разделе рассматриваются факторы успеха в первых трех категориях, имеющих отношение к странам с низким уровнем доходов.

Импортозамещающая индустриализация

Изначально импортозамещающая индустриализация была разработана, чтобы ликвидировать отставание стран с низким уровнем доходов от стран с высоким уровнем доходов. Ранние поколения такой политики были направлены на замещение импортных товаров и услуг посредством поддержания торговли и использования инструментов фискальной политики для защиты неокрепших отраслей. Эта модель, однако, оказалась ограниченной из-за недостаточного размера внутренних рынков, появления постоянных искажений рынка и поддержки неконкурентных отраслей, а также увеличения трудностей для конкуренции с иностранными продуктами.

Несмотря на получение во многом неубедительных достижений, есть доказательства, которые демонстрируют, что при определенных условиях и в конкретных отраслях политика импортозамещения позволила достичь хороших результатов. Примером может служить успешное развитие фармацевтической отрасли в Бангладеш. Сегодня 97% внутреннего спроса на непатентованные лекарственные средства удовлетворяется местными производителями таких лекарств по сравнению с 35% в 1982 г., когда правительство начало использовать целенаправленную промышленную политику для стимулирования местного производства. Количество компаний утроилось с 1982 г., и сейчас в них работает около 100 тыс. человек. Бангладеш экспортирует непатентованные лекарственные средства в 85 стран, в том числе США и некоторые европейские государства.

Исходя из этого примера, можно сказать, что причиной успеха импортозамещающей индустриализации стали целенаправленность политики и выбор отрасли. Общественное здравоохранение являлось приоритетной сферой, в которой рыночный сбой ощущался наиболее серьезно. Были разработаны стратегии поддержки развития местной фармацевтической индустрии. Они достигли положительных результатов, так как благодаря жесткому ценовому и рыночному контролю практически не оставляли возможности для концентрации поступлений. Система основывалась на производительности. Бангладеш также сконцентрировалась на получении технологических знаний, передаче ноу-хау и повышении квалификации.

Однако сегодня, несмотря на успехи, действующая модель начинает достигать своего лимита, учитывая рост цен на сырье, конкуренцию с другими производителями непатентованных лекарственных средств и сложности продвижения вверх по цепочке создания стоимости. Не может изменить ситуацию и предоставленное ВТО освобождение от обязательств по Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашения по ТРИПС). Чтобы поддержать отрасль в долгосрочной перспективе, Бангладеш придется переориентировать свою помощь таким образом, чтобы повысить эффективность некоторых форм оказываемой до настоящего времени «временной поддержки» по мере изменения политики в области фармацевтики. Например, до сих пор не ясно, как будет осуществляться поддержка промышленности по истечении временного освобождения от обязательств по Соглашению по ТРИПС в 2016 г., особенно если иностранные фирмы начнут подавать заявления на патенты после 2016 года.

Экспортоориентированная индустриализация

Политика экспортоориентированной индустриализации направлена на производство промышленных товаров для иностранных рынков. Некоторые страны с низким уровнем доходов воспользовались этим видом политики для диверсификации своих экономик, частично чтобы компенсировать неудачи импортозамещения и частично чтобы повторить истории успеха Восточной Азии. В 1980-х и 1990-х гг., когда рынок регулировался Соглашением ВТО по текстилю и одежде, для ряда таких стран открылось несколько возможностей в отрасли производства одежды, где стоимость рабочей силы была низкой. Однако действие этой договоренности истекло в 2005 году.

Одной из характеристик экспортоориентированной политики является то, что, несмотря на относительную легкость привлечения фирм, их сложно удержать со временем, так как они начинают чувствовать себя не связанными обязательствами. Страны, которые добились наилучших результатов в развитии экспорта, уделили внимание более широкой промышленной стратегии и дополнительным усилиям. Все это было нацелено на то, чтобы содействовать развитию связей с поставщиками и заказчиками, удержать фирмы (оказывая поддержку модернизации процессов, продуктов, функций или цепочек создания стоимости) и укрепить партнерство с крупными фирмами для обеспечения передачи ноу-хау и навыков от отраслей с низкой производительностью отраслям с высокой производительностью.

Невозможность реализации этого подхода привела, в частности, к распаду текстильной отрасли в Кении в 1980-х гг., когда Соглашение по различным видам волокон утратило свою силу. Многие инвесторы перевели свои производства в другие страны, несмотря на то, что Кения получила доступ на рынки ЕС и США. В то же время Бангладеш сумела добиться успеха благодаря как механизмам адресной поддержки, направленным на привлечение и удержание инвестиций, так и своей программе развития навыков, например соглашению 1979 г. о техническом сотрудничестве с компанией Daewoo, на тот момент ведущим корейским производителем одежды. Создание таможенных складов для хранения импортируемого сырья позволило фирмам отсрочить уплату таможенных пошлин и денежных субсидий (в размере 25%) за использование местных тканей в качестве сырья для производства готовой одежды на экспорт. Сегодня Бангладеш является вторым крупнейшим экспортером одежды после Китая с более чем 5000 предприятий, производящих одежду, на которых трудится около 3,5 млн человек.

С помощью экспортоориентированной политики Эфиопия стала вторым крупнейшим африканским экспортером срезанных цветов (после Кении). Это стало возможным благодаря стратегии выборочного поощрения экспорта, опирающейся на индустриализацию на основе опережающего развития сельского хозяйства, несмотря на проблемы, связанные с доступом к земле и финансированию, а также слабую инфраструктуру и логистику. Политика, направленная на преодоление основных сдерживающих факторов и создание благоприятных условий, осуществляется с помощью следующих шагов: (а) сдачи в аренду государственной земли недалеко от аэропорта по очень низкой цене; (б) предоставления долгосрочного кредита под низкий процент; (в) решения проблем с логистикой; (г) координации воздушного сообщения, компонента с наибольшими эксплуатационными расходами.

Ресурсоориентированная индустриализация

Для проведения ресурсоориентированной индустриализации требуются очень специфические виды промышленной политики, отражающие природу сырьевого сектора. Примечателен пример мозамбикского алюминиевого завода Mozal. Хотя в Мозамбике не добывался боксит на момент разработки проекта, страна сумела привлечь одного из крупнейших прямых иностранных инвесторов в своей истории с помощью комбинации налоговых и финансовых стимулов, дешевой энергии и обеспечила доступ своего алюминия на рынки через совместное предприятие с компанией Mitsubishi.

Несмотря на важный вклад в экономику Мозамбика, попытка Mozal создать внутренние связи, в частности с помощью программы расширения возможностей малых и средних предприятий, оказалась ограниченной по своему масштабу и структуре.В отрасли были созданы около 3000 рабочих мест, удалось привлечь более 200 поставщиков сырья, однако ее связь с остальной экономикой в разрезе технологических возможностей и обучения осталась недостаточной.

Урок Мозамбика позволяет сказать, что для ресурсоориентированной индустриализации больше важна конкурентоспособность во взаимосвязанных отраслях, чем добыча как таковая. Хотя наделенность факторами производства, безусловно, является преимуществом, примеры Чили, ЮАР или Ботсваны показывают, что она не является достаточной сама по себе. Таким образом, успех ресурсоориентированной индустриализации обуславливают типы стимулов и существующие условия для появления и поддержания обогащения и трансформации отраслей промышленности.

Изменчивая природа индустриализации и эволюционирующая торговая система

Изменчивая природа индустриализации в сочетании со стремительно развивающейся архитектурой глобальной торговли существенно влияет на способность стран с низким уровнем доходов делать политический выбор для содействия своему промышленному развитию. Фрагментация способов производства и инвестиционных потоков привела к разбросу производственной деятельности по цепочкам создания стоимости или производственным сетям по всему миру, в результате чего произошло резкое увеличение торговли промежуточными продуктами.

Несколько фирм из стран с низким уровнем доходов сумели подключиться к глобальным цепочкам создания стоимости на устойчивой основе. Когда это удавалось, они оставались на низкой ступени цепочки и испытывали трудности с продвижением вверх. Неудивительно, что значительная доля прямых иностранных инвестиций во многие страны с низким уровнем доходов была сосредоточена в определенных секторах, таких как добыча полезных ископаемых и углеводороды. Инвесторы уделяли мало внимания деятельности с высокой добавленной стоимостью и производству. Это отражает глубокие и растущие разногласия между странами с низким уровнем доходов и остальным миром и демонстрирует важность и безотлагательность необходимости подстраиваться под новые требования индустриализации.

По мере эволюции производственной экосистемы меняются и правила игры. За последние годы мы столкнулись с распространением двусторонних и региональных торговых соглашений между развитыми и развивающимися странами, а также между развитыми странами, как способа углубления торговых отношений. Мегарегиональные торговые переговоры более масштабны по объему и наполнению и охватывают вопросы, находящиеся вне компетенции соглашений ВТО, в том числе охрану окружающей среды, трудовые права, защиту данных и конфиденциальность, а также вопросы конкуренции. В случае своего успешного подписания эти соглашения кардинально изменят правила ведения торговли и окажут серьезное влияние на не участвующие в них государства, в частности страны с низким уровнем доходов. Они приведут к размытию действующих торговых преференций, особенно в сфере производства одежды и переработки сельхозпродукции, и, что более важно, к значительному сближению или синхронизации нормативно-правовых баз.

Однако это также может создать новые возможности для стран с низким уровнем доходов, позволив им пропустить некоторые технологические процессы и специализироваться на деятельности, больше соответствующей их факторам производства и учитывающей их сравнительные и конкурентные преимущества.

Дальнейшие шаги: варианты политики для стран с низким уровнем доходов

Количество политических инструментов для преодоления проблем индустриализации достаточно, хотя страны с низким уровнем доходов сейчас работают в более ограниченной правилами торговой среде по сравнению с более ранними условиями, в которых развивались индустриальные страны. Например, ВТО ограничивает применение отдельных политических инструментов, в частности экспортных ограничений или связанных с торговлей инвестиционных мер, и регулирует условия использования технологий, патентов, промышленных образцов и авторских прав. Подписание соглашений о ЗСТ, в том числе соглашений об экономическом партнерстве, еще более ограничило пространство этих стран для маневра в политике, так как они обязались устранить тарифные барьеры в отношении не менее чем 75% продуктов, импортируемых из ЕС. Наконец, ДИС наделяют иностранных инвесторов дополнительными правами для оспаривания мер, которые национальные правительства могут принимать в пользу местных отраслей.

Тем не менее страны с низким уровнем доходов обладают значительной степенью гибкости в ВТО, в частности в соответствии с многочисленными исключениями, положениями о специальном и дифференцированном режиме, а также особыми исключениями или освобождениями от обязательств ВТО, по которым им предоставляется более длительный переходный период для имплементации конкретных соглашений.

Недостаток пространства для маневра в политике, похоже, не представляет проблемы. Странам с низким уровнем доходов необходимо расширить и углубить использование действующих политических инструментов в целях перестройки экономики и содействия внутренней диверсификации своей производственной базы. Кроме того, эти страны должны искать подходящий баланс между мягкими и жесткими видами промышленной политики, а также между внутриотраслевыми и горизонтальными мерами политики для развития устойчивой производственной базы. В дополнение к этому необходимо корректировать политику по мере изменения экономической ситуации в стране и развития международной торговли.

Принимая во внимание условия успеха политики импортозамещения в фармацевтической отрасли в Бангладеш, кажется необходимым оценивать политику и поддержку в разрезе производительности. Желательно, чтобы некоторые формы поддержки были ограничены по времени во избежание ее направления в малопродуктивные отрасли и для обеспечения устойчивости в долгосрочной перспективе.

В случае с экспортоориентированной и ресурсоориентированной политикой опыт показывает, что фирмы выбирают место работы в зависимости от эффективности производства, оказываемой поддержки для преодоления сдерживающих факторов, таких как доступ к финансам, земле или логистические сложности, а также условий доступа на рынок и предоставляемых торговых преференций. Это означает, что для удержания глобальных компаний требуется постоянный пересмотр промышленной политики.

Наконец, по мере развития глобальной торговли страны с низким уровнем доходов должны разрабатывать стратегии и создавать стратегические союзы для извлечения пользы из новой среды. Им необходимо взять на себя более активную роль в ВТО, чтобы многосторонняя торговая система гарантировала прозрачность и сохраняла для них необходимые механизмы гибкости.

Эта статья подготовлена на основе исследования Изабель Рамду “Industrial Policies in a Changing World: What Prospects for Low-Income Countries ”, опубликованного Международным центром по торговле и устойчивому развитию (МЦТУР) и Всемирным экономическим форумом в 2015 году.

Изабель Рамду – старший советник по развитию связей и инвестициям Африканского центра по освоению минеральных ресурсов, Экономическая комиссия для Африки

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...