Характеристика системы налогов сборов рф. Общая характеристика системы налогов и сборов рф


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Планирование и организация исследования ситуаций

управление трудовой документационный консультирование

В зависимости от охвата различных областей системы управления организации исследования можно разделить на комплексные, локальные, функциональные, многофункциональные, междисциплинарные.

Комплексные исследования включают в себя рассмотрение целого ряда вопросов, касающихся функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных частей.

Локальные исследования осуществляются по одному из направлений или участков работы аппарата управления (исследование документационного обслуживания деятельности аппарата управления, технологии выполнения основных и наиболее массовых видов работ, организационной структуры и т.п.).

Функциональные исследования охватывают одну из предметных областей деятельности аппарата управления (исследование в области управления финансовой или маркетинговой деятельностью и др.).

Многофункциональные исследования охватывают несколько функций деловой активности (например, организация производства, технология и маркетинг). Они концентрируются на взаимодействии между ними и на проблемах, охватывающих более чем одну функцию.

Междисциплинарные исследования предусматривают анализ проблем с разных точек зрения. Например, проблема деловой стратегии организации может иметь технологические, экономические, финансовые, юридические, психосоциологические и другие аспекты.

Таким образом, при разработке программы исследования необходимо в соответствии с его целью определить область, которую оно будет охватывать, - это отправная точка для дальнейшего планирования и организации работ.

В зависимости от поставленной цели определяются конкретные задачи и объекты исследования. Программа исследования может включать рассмотрение различных предметных областей. Так, при комплексном исследовании системы управления имеет смысл начать работу с общей характеристики организации, например: область деятельности, продукция, история, местоположение и др. Для полного комплексного исследования надо рассмотреть также факторы внешней среды, но поскольку их очень много, следует рассматривать наиболее значимые из них, помогающие решению конкретной проблемы. В зависимости от цели исследований могут быть рассмотрены также задачи и стратегия организации в целом, управление финансами, маркетингом, производственной деятельностью, человеческими ресурсами и др.

Перечень объектов исследования составляется в соответствии с поставленными целями и задачами. Последовательность рассмотрения предметных областей устанавливается с учетом специфических особенностей организации, имеющейся информации, пожеланий руководства и ожидаемых результатов.

Программа исследования представляет собой содержание и подробный план предстоящей деятельности. Разработка программы предусматривает:

· определение перечня предметных областей, которые должны быть обследованы;

· установление приоритетов их рассмотрения, определение степени детализации исследования;

· определение методики исследования, т. е. приемов и методов, которые следует использовать при выявлении и решении проблемы;

· определение методов и средств сбора и обработки информации по исследуемой проблеме: составление анкет, карт, группировочных таблиц и других инструментов, необходимых для проведения работы;

· определение состава отчетной документации и требований к ней, включая сроки предоставления, рассмотрения и утверждения.

Любое исследование является организованным процессом, основанным на определенной технологической схеме, которая отражает последовательность и комбинацию методов исследования.

Технология - это вариант рационального построения исследования. Например, строительство дома предполагает сначала возведение фундамента, затем самого здания и, наконец, - крыши. Это процесс строительства, отражающий содержание и особенность этого вида деятельности. Но технология строительства может быть разнообразной в рамках этого процесса: можно заложить сначала часть фундамента и по этой части начать возводить стены; можно параллельно заготавливать элементы крыши. Все зависит от наличия и распределения строительных материалов и выбора варианта их использования.

Процесс всегда отражает объективные этапы выполнения работы, технология - это вариант рационального выполнения работ.

В зависимости от характера исследуемой проблемы, а также конкретных условий (время, ресурсы, квалификация, острота проблемы и пр.) технологические схемы могут быть различными. Важно выбирать эффективные технологические схемы или конструировать их в соответствии с реальными потребностями и условиями.

Наиболее простая и распространенная технология - линейная технология, заключающаяся в последовательном проведении исследований по этапам написания и анализа ситуации, постановки проблемы, формулировании задач ее решения, выборе методов исследования, проведении анализа и поиска позитивных решений, экспериментальной проверке решения, если она возможна, разработке инноваций.

Каждый этап характеризуется оригинальным набором методов исследования и временными ограничениями, что и определяет успех проведения исследования.

На практике не всегда удается построить технологическую схему так прямолинейно и последовательно. На каждом из этапов могут возникнуть новые проблемы или затруднения, которые заставят вернуться к предыдущему этапу и скорректировать его исследование.

Например, может оказаться, что проблема определена поверхностно и односторонне, появилась необходимость рассмотреть ее в новом ракурсе и т.п.

Все это может заставить возвратиться к пройденным этапам, скорректировать уже проведенные исследовательские работы. Так возникает новый тип технологии исследования - тип циклического исследования, который характеризуется возвратом к пройденным этапам, повторению пройденного для обеспечения надежности результатов. В ситуационном подходе часто на этапе анализа приходится снова возвращаться к описанию ситуации для поиска и дополнения необходимой информацией, содержания ситуации, например, новыми фактами или статистикой. Именно написанная ситуация позволяет увидеть все события более полно и комплексно и определить необходимую информацию более обоснованно, чем простое, последовательное дополнение имеющейся информации.

Многие схемы рациональных технологий предполагают возможность параллельного выполнения работ или операций. Например, при решении сложных, комплексных проблем можно выполнять отдельные исследовательские работы параллельно, а в некоторых случаях это просто необходимо, как, например, при использовании экспертов, работающих независимо друг от друга. Данная технология экономит время, позволяет более эффективно использовать персонал, повышает его компетентность и производительность деятельности.

Разновидность технологии параллельного исследования - технология разветвления деятельности: разделение аспектов проблемы или функций ее решения, проведение по некоторым видам проблем одинаковых, но параллельных исследований. Ведь исследование - это всегда поиск неизвестного, нового, необычного в целях получения наилучшего результата.

При наличии проблем в исследовании, решение которых трудно представить в заранее определенной технологической схеме, используют технологию адаптивного типа - последовательную корректировку технологической схемы по мере проведения каждого из этапов исследования. Каждый этап в этой технологической схеме оценивается по его результатам, и эта оценка необходима для определения нового этапа.

Технологическая схема исследования не может не учитывать конкретных целей его проведения - это могут быть цели глубокого изучения ситуации и кардинального решения выявленной проблемы, цели частичного решения проблемы, цели получения новых знаний и развития образования служащих, цели разработки программы нововведений.

Для достижения целей частичных изменений используется технология последовательных изменений качества деятельности: оценка существующего качества управления и поиск непринципиальных, незначительных, но реальных изменений качества. Такая технология позволяет проводить исследования при наличии незначительных ресурсов, избегать рисков, инноваций, повышать надежность преобразований.

Существует также технология случайного поиска. На первом этапе такой технологии не предполагается много внимания уделять постановке проблемы, ее выбору, обоснованию. Берется любая проблема и, отталкиваясь от нее, исследуются смежные проблемы, устанавливаются связи, определяется на этой основе траектория развития, которая и выявляет главную проблему, на которой необходимо сосредоточить внимание. В ситуационном подходе такая технология может быть использована при сочетании процедуры написания ситуации и выявления проблемы, когда выявленная в первом варианте проблема определяет и дальнейшее видение, и описание ситуации, связанное с подбором фактов, видением событий и др.

Еще одна технология исследования - технология критериальной корректировки: при подготовке исследования разрабатывается не сама технологическая схема, а комплекс критериев ее возможной корректировки при проведении исследования.

Если мы получим определенный результат, тогда будем выполнять определенные действия, в противном случае мы вернемся к предыдущему или какому-либо другому этапу и продолжим поиск снова. Эта технологическая схема иногда называется алгоритмом исследования.

Выбор технологических схем проведения исследования способствует повышению его эффективности. Технология исследования в значительной степени отражает искусство исследователя.

Исследование управленческих ситуаций предполагает проведение разнообразных видов работ. Их характер и содержание зависят от цели и вида проводимого исследования, а также от специфики исследуемого объекта. Однако существуют виды работ, которые реализуются при проведении любого исследования:

· постановка целей и задач исследования;

· определение объекта и предмета исследования;

· предварительный анализ имеющейся информации;

· выявление проблемы;

· формулировка исходных гипотез;

· сбор и обработка информации;

· анализ и обобщение результатов;

· проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

· формулирование выводов, проверка их обоснованности;

· окончательная формулировка результатов исследования.

Кроме того, при исследовании ситуаций могут осуществляться разработка экономико-математических моделей, их использование для получения дополнительной информации, проведение экспериментов. Эти виды работ выполняются не всегда, так как моделирование и экспериментирование усложняют процесс исследования, делают его более длительным и дорогостоящим. Но следует помнить, что использование в процессе исследования экономико-математических моделей и эксперимента повышает достоверность и надежность получаемых результатов.

Всякое исследование должно быть запланировано. Планирование исследования ситуаций производится для того, чтобы на основе разработанного плана организовывать выполнение исследовательских и проектных работ в установленные сроки с заданным уровнем качества и в пределах выделенных ресурсов. Любое нововведение приносит эффект лишь в том случае, если оно подготовлено в техническом, экономическом, организационном, кадровом и социально-психологическом отношении, если учтено его воздействие на все стороны экономического и социального развития предприятия.

Основная задача планирования исследования ситуаций - определение системы мероприятий, предусматривающих порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

При проведении прикладных исследований, изучающих проблемы конкретной организации, план работ может предусматривать также апробацию и внедрение результатов исследований в практику управления. Апробация может состоять в обсуждении выполненного исследования с руководством организации, а также в рассмотрении полученных результатов на совещании, конференции, собрании трудового коллектива. Внедрение результатов исследования осуществляется путем их активного применения в практике управления.

Планирование исследования управленческих ситуаций включает в себя следующие этапы:

1. определение организации, ее отдельных подразделений или рабочих мест, которые будут обследованы;

2. определение примерного объема работ по выявлению и исследованию проблемы или проблем;

3. формулирование ожидаемых результатов;

4. определение количественного и профессионально-квалификационного состава сотрудников, необходимых для реализации запланированного объема работ;

5. установление сроков выполнения запланированной работы;

6. определение условий, необходимых для выполнения исследований, в том числе потребности в помещениях, организационной технике, оборудовании, инвентаре и др.;

7. расчет сметной стоимости планируемой работы.

Общий план исследования конкретизируется в рабочем плане - документе, который составляется в целях развития плана исследований по теме. Он определяет:

· разделение общего объема работ на этапы;

· календарные сроки начала и окончания работ по этапам исследования, график выполнения работ;

· распределение сфер и конкретных объектов исследования по рабочим группам и отдельным исполнителям;

· установление конкретных задач и компетенций руководителей рабочих групп и исполнителей;

· описание промежуточных результатов, а также установление формы и сроков предоставления заказчику отчетных документов;

· определение стоимости работ по каждому этапу исследования:

План исследования по теме определяет объем работ, сроки, потребные ресурсы, ожидаемые результаты; рабочий план представляет собой график действий, состав и компетенции исполнителей, график проведения исследований, стоимость работ на каждом этапе исследования.

Исследование обеспеченности организации кадрами необходимо, для того чтобы оценить работников как специфический ресурс, который своим участием в процессе труда создает готовую продукцию.

Для характеристики обеспеченности организации кадрами рассматривают количественные и качественные характеристики трудового потенциала. Для характеристики трудового потенциала с количественной стороны используются следующие показатели:

· численность промышленно-производственного персонала и персонала непромышленных подразделений;

· количество рабочего времени, возможного к отработке при нормальном уровне интенсивности труда (границы возможного участия работника в труде).

Для оценки трудового потенциала с качественной стороны используются следующие показатели:

· физический и психологический потенциал работников предприятия (способность и склонность работника к труду - состояние здоровья, физического развития, выносливости и т.п.);

· объем общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность к труду определенного качества (образовательный и квалификационный уровень, фундаментальность подготовки и т.п.);

· качество членов коллектива как субъектов хозяйственной деятельности (наличие ответственности, интереса к труду, сопричастности к экономической деятельности предприятия и т.п.).

Трудовой потенциал коллектива предприятия характеризуют также:

· социально-демографические компоненты: половозрастная структура, уровень образования, семейная структура, состояние здоровья и др.;

· производственные компоненты: профессионально-квалификационная структура, повышение и обновление профессионального уровня, творческая активность и др.

Сбор такого рода информации требует специальных исследований - собеседования, тестирования, наблюдений и др.

Для изучения степени использования кадров организации следует проанализировать процесс их труда. Это может быть сделано на основе двух основных факторов:

· изучение затрат труда конкретного работника;

· изучение напряженности его труда.

В общем виде затраты труда работников управления характеризуются затраченным временем. Это важный этап анализа, так как, вскрыв связь во времени между действиями человека и результатом его труда, можно не только оценить эффективность работы, но и установить объективно необходимую величину затрат рабочего времени на выполнение должностных функций в реальных условиях. На основе полученных данных можно установить простои, паузы и другие потери времени, которые необходимо ликвидировать. Изучение затрат рабочего времени имеет целью получение представления о загрузке рабочего времени отдельного работника.

Методы анализа затрат рабочего времени в аппарате управления в основном аналогичны методам анализа затрат рабочего времени производственных рабочих, которые хорошо разработаны в практике нормирования труда. Это методы непрерывных наблюдений (фотография и хронометраж рабочего времени), методы выборочных наблюдений (периодические и моментные), анкетирование, интервьюирование, опросы, которые используются для сбора информации.

Оценивается структура затрат времени при выполнении функций с выделением доли затрат на творческую, организационную и техническую работу, доли затрат на выполнение свойственных и несвойственных должностным обязанностям работ, доли потерь рабочего времени (по вине работника и по причинам, не зависящим от него) в общем объеме отработанного времени. В то же время нужно помнить, что характеристика процесса труда по затратам рабочего времени носит несколько формальный характер и не отражает его сущности.

Поэтому желательно оценивать труд работника не только по его количественным, но и по качественным характеристикам - напряженности, интенсивности. Труд работника может быть косвенно охарактеризован полученными результатами: количеством подготовленных документов, принятых решений, принятых посетителей и др.

Основным носителем информации в системе управления является документ, поэтому при исследовании информационного обеспечения прежде всего нужно рассмотреть систему документационного обслуживания аппарата управления. При этом выясняются:

· объем входящей и исходящей документации аппарата управления за ряд лет;

· общая характеристика состава входящей и исходящей документации, основные и наиболее массовые документы данного аппарата управления;

· распределение документации по структурным подразделениям, общая характеристика документационных потоков;

· наличие стандартных и унифицированных форм документации и существующие способы машинной обработки документов;

· общая характеристика постановки делопроизводства в аппарате управления;

· уровень регламентации документационных работ и состояние учетно-справочного аппарата.

Источниками сведений по указанным вопросам являются:

· данные учетно-справочного аппарата канцелярии и структурных подразделений;

· инструкция по делопроизводству;

· личные беседы исследователей с компетентными сотрудниками аппарата управления.

При детальном обследовании и анализе документационного обслуживания аппарата управления производят следующие виды работ:

1. изучение состава и движения документации аппарата управления, т. е. детальная количественная характеристика состава документационных потоков, изучение маршрутов движения основных и наиболее массовых документов, комплексов документов, сопровождающих выполнение наиболее массовых видов работ учреждения;

2. изучение постановки делопроизводства;

3. изучение форм документов, т. е. изучение взаимосвязи и использования форм документов, повторяемости показателей в движении реквизитов в документах.

Для систематизации и обобщения полученных данных исследователи составляют схему документооборота аппарата управления и проводят ее комплексный анализ.

Организация исследования включает в себя решение целого ряда вопросов. В процессе организации работ издается приказ о реализации исследовательского проекта; назначаются руководители программы и руководители рабочих групп; подбираются специалисты соответствующей квалификации, между которыми распределяются конкретные задания; рабочие группы обеспечиваются всеми необходимыми ресурсами.

Желательно, чтобы общее руководство всеми исследовательскими и проектными работами осуществляли менеджеры высшего уровня управления - в этом случае исследовательский проект имеет реально высокий статус, своевременно обеспечивается ресурсами, исследователи имеют доступ ко всей необходимой информации. Таким образом, законная власть первого руководителя облегчает процесс исследования, ускоряет его и, при необходимости, обеспечивает внедрение результатов в практику управления с наименьшим сопротивлением нововведениям со стороны других членов организации.

Для повышения качества ожидаемых результатов необходимо привлекать к исследовательской работе различные подразделения и службы организации. Это дает возможность наиболее полно использовать имеющуюся в подразделениях информацию и задействовать в исследовательской работе творческий потенциал персонала, формально не включенного в эту работу.

Наряду со штатными специалистами к исследованиям можно привлекать представителей консультационных, научно-исследовательских и других специализированных внешних организаций, а также отдельных профессионалов, имеющих необходимую квалификацию и опыт в области исследования систем управления.

Существует несколько определений управленческого консультирования:

1) любая форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры, задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за их выполнение, но поможет тем, кто ответствен за это;

2) особая профессиональная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных сотрудников, которые помогают организации-заказчику (фирме) выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений.

Консультанты - связующее звено между исследовательской деятельностью и практикой управления. Необходимо отметить две характерные черты в их деятельности:

1) консультанты являются советниками, они стремятся не только дать правильный совет, но и дать его в приемлемой форме нужному лицу и в нужное время - в этом и заключается мастерство и искусство консультанта;

2) консультанты являются независимыми специалистами в профессиональном, административном, финансовом и эмоциональном отношениях.

Почему пользуются услугами консультантов? Во-первых, они, как правило, имеют особые знания и навыки в области распознавания возникающих управленческих проблем; во-вторых, они оказывают оперативную профессиональную помощь на временной основе; в-третьих, они беспристрастны; в-четвертых, они могут всесторонне объяснить преимущества и недостатки принятого руководством организации решения.

Основные задачи, решаемые консультантами: распознавание (выявление и оценка) управленческих проблем, устранение обнаруженных отклонений, усовершенствование, разработка принципиально новых управленческих проектов.

Основные методы консультирования: наблюдение, изучение документов, описание, психологическое и социологические тестирование, опросы, интервью, контент-анализ, сравнение, аналогия, имитация, моделирование и др.

Обычно выделяют пять фаз консультирования:

1. Подготовительная фаза - встреча консультанта и клиента, которые пытаются узнать как можно больше друг о друге, обсудить и определить имеющуюся проблему и на этой основе договориться об объеме задания и выбранном подходе. После предварительных контактов консультант должен поставить предварительный диагноз. Цель его - запланировать нужное консультативное задание или проект.

2. Диагноз, цель которого - детально и глубоко изучить проблему, выявить факторы и силы, влияющие на нее, и подготовить всю необходимую информацию для принятия решения о том, как организовать работу по решению проблемы.

3. Планирование действий - выработка одного или нескольких решений диагностированной проблемы, выбор одного из вариантов решений, предоставление предложений клиенту и подготовка к осуществлению решения, принятого клиентом.

4. Внедрение - кульминация совместных усилий консультанта и клиента. Программа внедрения должна предусматривать контролируемые и, по возможности, измеряемые результаты отдельных задач, операций и этапов, оказание помощи, корректировку предложений и обучение сотрудников фирмы.

5. Завершение - оценка осуществленных мероприятий представителями фирмы-заказчика, при необходимости привлечение экспертов, заключительный отчет о проделанной консультантами работе, расчет по обязательствам контракта, определение планов на будущее, договоренности о возможных контактах.

Консультирование может и должно активно использоваться как метод исследования систем управления разных масштабов и сложности.

Обращение к внешним консультантам обычно связано с затратами, превышающими затраты при решении проблемы собственными специалистами. Однако внешняя помощь имеет следующие преимущества:

· внешние консультанты обычно обладают специализированными знаниями и опытом в области исследования систем управления, что не всегда отмечается у штатных работников организации;

· штатных специалистов невозможно надолго освободить от их текущей работы для выполнения исследовательского проекта;

· внешние консультанты беспристрастно оценивают проблемы организации;

· внешние консультанты не только решают проблему организации, но и передают свои знания ее работникам, т. е. одновременно осуществляют обучение.

Следует помнить, что исследовательская работа, выполняемая привлеченными со стороны лицами, может быть эффективной и действительно полезной для организации только при наличии реального сотрудничества между руководством организации и внешними консультантами.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение управленческих ситуаций в системе управления в организации. Проведение организационно-управленческого анализа деятельности ОАО "Усольмаш". Анализ систем стратегического планирования, мотивации работников и контроля, реализации стратегии.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2013

    Профессиональная подготовка менеджеров. Метод конкретных ситуаций в обучении менеджменту. Моделирования управленческих ситуаций. Схема метода бизнес-ситуаций. Конкретные управленческие ситуации - кейсы. Тест оценки профессиональных навыков менеджера.

    учебное пособие , добавлен 13.11.2016

    Условия проведения исследования систем управления (СУ). Формы организации СУ и их характеристика. Консультирование как форма организации процесса исследования. Понятия и методологические положения, стадии выполнения управленческого консультирования.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Основные методы планирования персонала предприятия, преимущества и недостатки. Комплекс планово-экономических задач управления трудовым потенциалом. Имитационное моделирование запланированных показателей эффективности трудового потенциала предприятия.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Этапы процесса консультирования. Классификация видов диагностики в процессе управленческого консультирования. Источники получения фактических данных. Обратная связь с клиентом. Планирование действий, идеи относительно возможных путей решения проблемы.

    реферат , добавлен 03.03.2010

    контрольная работа , добавлен 06.07.2009

    Понятие управленческого консультирования. Направления управленческого консультирования в социальной сфере, этапы процесса консультирования. Стадии и направленность управленческого консультирования. Разработка и внедрение решений, подведение итогов.

    реферат , добавлен 14.10.2016

    контрольная работа , добавлен 13.10.2010

    Классификация, этапы и методы управленческих решений. Сущность и задачи планирования персонала. Карьера, виды карьеры, методы для оценки кандидата на определенную должность. Методы отбора персонала. Разработка управленческого решения и его оценка.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2011

    Трудовой потенциал как основа человеческого потенциала. Основные методы оценки потенциала руководителей. Рейтинг основных компетенций руководителя в современной экономической ситуации. Центр оценки как один из методов оценки потенциала руководителей.

Тема. Планирование и организация процесса исследования систем управления

1.1. Сущность планирование исследования систем управления.

1.2. Планирование этапов исследования систем управления.

1.3. Программа исследования систем управления.

1.4. Принципы разработки планов исследования.

1.5. Организация процесса исследования систем управления.

1.6. Прикладные аспекты организация исследования систем управления.

1.7. Стадии выполнения процесса управленческого консультирования.

Сущность планирование исследования систем управления.

Успешное исследование любого элемента и компонента СУ во многом зависит от планирования исследовательских работ.

Планирование исследования СУ - одна из важнейших функций менеджмента любой организации. Серьезный подход к планированию создает основу для получения объективных знаний о системе. Планирование - это не только умение составить весь порядок действий для осуществления исследования, но и способность предвидеть всякие неожиданности при выполнении исследовательских работ. Отсутствие плана исследования СУ ведет, как правило, к безвозвратным потерям времени и других ресурсов, а в конечном итоге - к невозможности получения эффективных результатов познавательной деятельности. Планирование обычно носит формально-директивный и достаточно жесткий характер.

Однако применительно к исследованиям оно таковым может быть частично, поскольку из-за наличия неопределенностей, которые появляются в ходе проведения исследовательских работ, трудно заранее формализовать все детали и нюансы процесса познания, а также возможные риски и последствия при- нимаемых при этом решений. Тем не менее планирование необходимо для формирования исследовательских групп и исполнителей, установления и распределения функций, выявления взаимосвязей и взаимодействия между ними, определения необходимых ресурсов и их распределения, установления последовательности проведения исследовательских работ и их контроля.

Обычно каждое исследование, в том числе СУ, должно начинаться с составления программы исследовательских работ.

Планирование исследования, как уже указывалось, необходимо для расчета и определения организационных характеристик его проведения (формирование групп, установление функций, обязанностей, ответственности, взаимодействии и пр.), распределения используемых ресурсов в организационном и временном пространстве, ограничения времени, определения последовательности проведения исследовательских работ (этапов исследования), установления точек и методов контроля. План исследования - это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.

План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования. Он как бы соединяет содержание проблемы с организационными возможностями и вариантами ее практического решения. Не всякая проблема исследования может решаться последовательно и успешно этап за этапом. В процессах ее решения могут возникать возмущающие факторы, непредвиденные ситуации и обстоятельства. Они влияют на выполнение плана, иногда заставляют оперативно корректировать его, бывают случаи, когда план вообще может быть разрушен. Поэтому по сложным проблемам исследования бывает полезно разрабатывать алгоритм исследования, который позволяет предусматривать возможные возвратные операции при неудачных решениях или непредвиденных трудностях, быстро находить адрес таких возвратов. Алгоритм - это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.

В этом случае составляется гибкий план исследований, учитывающий его алгоритм, в котором, в свою очередь, находит отражение сложность и неординарность проблемы. В плане такого типа указываются не жесткие, а нормативные величины сроков выполнения различных работ, имеются дополнительные пункты согласования и оценки результатов. В реальной практике не всегда проведению исследования предшествуют разделенные процедуры составления программы, алгоритма и плана исследования, хотя это очень полезно для обеспечения эффективности исследования.

Но возможно и совмещение этих процедур, оформление их в одном документе. Однако надо стремиться к тому, чтобы требования составления программы, разработки алгоритма и расчета плана исследования были выдержаны и учтены в полной мере.

Основными принципами планирования исследования можно назвать следующие.

1. Принцип конкретности формулирования заданий. План должен состоять из заданий, которые необходимо формулировать предельно конкретно и ясно. Они не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений. По крайней мере, к этому следует стремиться.

2. Принцип организационной значительности. План должен соответствовать существующей организации деятельности исследовательских групп или вносить заранее разработанные новые организационные формы, необходимые для его успешного выполнения.

3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости. Исследование это работа специалистов, которая может быть выполнена успешно только тогда, когда задания соответствуют определенной трудоемкости их выполнения.

4. Принцип интеграции деятельности. План должен учитывать необходимость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, стать фактором объединения их работы, исключать, по возможности, дублирование и конфликтные ситуации.

5. Принцип контролируемости. Все задания, показатели плана должны отвечать потребностям контроля его исполнения, и система контроля должна быть заложена в план. Не следует включать в план положения, которые трудно контролировать.

6. Принцип ответственности. Как правило, план включает графу ответственных за выполнение его положений или заданий лиц, подразделений. Не должно быть в плане заданий, не имеющих адреса и исполнителя.

7. Принцип реальности. План не может содержать заданий желательных, но маловероятных для исполнения. Реальность выполнения заданий плана должна оцениваться наличием ресурсов, расчетами времени, квалификацией исследователей, использованием опыта аналогичных работ, возможностями организации деятельности, наличием соответствующей техники и пр.

Разработка плана исследований является важным фактором успеха. Она требует особого внимания. Управление является сложной областью исследований. Здесь в большей мере, чем где-либо действуют факторы амбициозности, дозирования информации, привычки к власти, круговой поруки.

Планирование этапов исследования систем управления.

Планирование ИСУ заключается в выборе рациональной организации рабочих процедур и определении последовательности их выполнения, базирующихся на едином концептуальном подходе.

На первом этапе фиксируются возникшие проблемы и выдвигается задача конкретных исследований по возникшим конкреным или прогнозируемым проблемам в реальной СУ.

На втором этапе исследований предварительно анализируются возникшие проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать в дальнейшем для принятия решений проблем.

Результат–определение объекта исследования, предмета исследования, совокупности факторов, влияющих на предмет в отношении данной проблемы. Постановка задачи Предварительный анализ информации Формирование исходных гипотез Планирование и организация Проведение эксперимента Анализ и обобщение Проверка исходных гипотез Окончательная формулировка новых факторов и законов Внедрение полученных результатов Гипотеза - не вполне доказанное состояние системы в будущем Гипотеза принимается, отверга-ется, корректируется

Объектом явится система управления конкретным звеном предприятия, или всего предприятия в целом.

Предметом – выявленная конкретная проблема, влияющая на реализацию определенных закономерностей управления и сдерживающая эффективную работу предприятия в целом.

На третьем этапе формируется исходная гипотеза по реальной ситуации в СУ.

На пятом этапе проводят планирование и организационные мероприятия по подготовке исследований:

1. Необходимо выбрать методологию исследования. Результат - определение целей, методов, приемов этапов непосредственного проведения исследований, подход менеджеров к принятию решений и учет традиций предприятия).

2. Необходимо определить требующихся для исследования ресурсов согласно избранных методов и приемов проведения исследований и провести анализ имеющихся и доступных ресурсов.

3. Скорректировать выбранные методы исследований в зависимости от имеющихся в наличии или доступных ресурсов.

4. – Проводят подготовку исследования:

а) сбор необходимой информации выбранным способом;

б) подготовка информации к обработке;

в) обработка информации;

г) анализ информации;

5. определить или уточнить технологию подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований.

Результат – план проведения исследовательских работ скорректированный результатами пробного исследования.

Пятый этап – проведение исследований по разработанной программе. Этот этап состоит из нескольких стадий.

1 стадия - сбор данных. Это основная стадия всего исследования. Основными источниками сведений о деятельности предприятия являются:

Ø различного рода документы

– Устав предприятия и др. регламентирующие документы;

Ø результаты обследование организации и ее управления;

Ø должностные инструкции;

Ø существующая система управления подразделениями;

Ø сопоставление этих подразделений и их деятельности с должностными инструкциями и Положениями.

Для сбора используются различные методы, среди которых наиболее эффективными являются:

§ беседы со специалистами аппарата управления,

§ изучение статистических данных и технико-экономических показателей,

§ сведений о развитии производства на предприятии,

§ изучение опыта развития аналогичных и родственных предприятий.

Кроме того материалы для обобщения могут представить материалы совещаний, обсуждений, протоколы заседаний конструкторских бюро и др. отделов предприятия, протоколы неформальных методов исследования, таких как «мозговая атака», «сценарии» и т.п.

2 стадия – подготовка информации к обработке – формирование баз данных из совокупности единиц наблюдения;

3 стадия – обработка информации согласно выбранных методов анализа и программного обеспечения;

Шестой этап – анализ полученной информации согласно выбранного метода и приемов и подготовка аналитической записки содержащей обобщения проведенного системного анализа в виде модели определенных положений или обобщения анализа экспертной СУ.

Седьмой этап – Проверка исходных гипотез. Принятие корректирующих предложений.

Восьмой этап: – Окончательная формулировка новых факторов и законов для научно-практических целей ИСУ;

– Оформление результатов исследования в виде моделей новых систем управления, новых регламентирующих документов взамен несостоятельных, в виде скорректированных расчетных формул и новых ожидаемых результатов управления, новой корпоративной культуры и политики для практических целей ИСУ. В данном случае, результаты исследований представляют на рассмотрение руководства предприятия или специальной экспертной комиссии.

Обсуждение результатов целесообразно организовать с участием представителей всех подразделений СУ предприятия. По итогам обсуждения и с учетом мнения экспертов и руководства предприятия принимается решение о внедрении результатов ИСУ или продолжении исследований.

Данные решения фиксируются в специальном документе. Приложением служат документальные подтверждения результатов исследований в виде разработанных новых моделей, регламентирующих документов, скорректированных формул, улучшенных норм управляемости, более совершенных методик, планов повышения квалификации и так далее.

Девятый этап – внедрение полученных результатов. Результаты используются в дальнейшем при разработке текущих и перспективных планов развития предприятия, а также в процессах проектирования подобных или родственных предприятий.

Программа исследования систем управления.

Программа исследования СУ представляет собой комплекс основопола- гающих положений проведения исследовательских работ, определяющих цели, задачи, объект, предмет, используемые ресурсы, а также предполагаемые результаты исследования и условия его проведения. По существу, она является документом, в котором излагаются исчерпывающие сведения о планируемой исследовательской работе и характеризуется форма конкретизации целей исследования.

Структурно программа, в основном, включает:

1) титульный лист;

2) список исполнителей и соисполнителей;

3) основную часть (обоснование актуальности проведения исследования, его цели и задачи, объект, предмет, ресурсы, методы и используемые технические средства, условия проведения, ожидаемые результаты, календарный план с указанием сроков проведения исследовательских работ; смету затрат; источники финансирования, контроль за ходом исследования).

Организующим документом проводимых исследований СУ следует признать план , в соответствии с которым реализуется программа исследовательских работ. Он представляет собой обоснованный комплекс директивно устанавливаемых параметров и показателей, характеризующих последовательность выполнения ключевых мероприятий по практическому достижению целей и решению задач исследования. План составляется с учетом всех реальных организационных возможностей, выделяемых ресурсов и сроков исполнения.

Формы отображения плановых работ могут быть ориентированны на процесс, результат, процесс и результат.

К первому виду относятся: координационный план, ленточный график; сетевой график; сетевая матрица.

Ленточный график отличается большей наглядностью, чем ко- ординационный план, но эта форма не позволяет отобразить взаимозависимость выполняемых работ.

Ко второму виду форм планов можно отнести дерево целей.

Третий вид может включать блок-схему процесса управления и логико- информационную схему процесса управления. Недостатком этих планов является отсутствие указаний на взаимосвязь работ, т.е. по данным формам нельзя ответить на некоторые вопросы (например: можно ли какую-либо работу начать раньше? что будет, если отдельные работы буду: выполнены досрочно или позже установленного срока? как это повлияет на сроки начала и окончания других работ?).

Многие из указанных недостатков можно преодолеть, отображая планы с использованием сетевых методов.

Независимо от формы отображения практически всегда план исследования является конкретным продолжением намеченной ранее программы исследовательских работ. Однако, при выполнении исследований могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, нарушающие технологию плановых работ, обуславливая необходимость корректировки. Поэтому в ряде случаев, особенно при проведении сложных исследовательских работ, следует разрабатывать соответствующие алгоритмы, предусматривающие возможность возвратных операций исследования. Такой подход требует составления гибких исследовательских планов, в которых указываются «диапазонные» сроки выполнения операций.

Принципы разработки планов исследования.

При планировании исследования СУ необходимо руководствоваться рядом принципов, например:

Системность - планирование при соблюдении этого принципа должно учитывать цели исследования, взаимосвязь и взаимодействие всех элементов исследуемых объектов, подразделений и выполнение общего цикла управления при исследовании;

Необходимое участие - при проведении исследований, в зависимости от объектов и масштабов проводимых исследовательских работ, должны принимать плановое участие все, кто связан с этим процессом, т.е. планирование должно быть партисипативным;

Непрерывность - планировать работу так чтобы она осуществлялась постоянно и непрерывно, т.е. плановые работы должны следовать одна за другой;

Гибкость - выполнение этого правила позволяет вносить изменения в направленность плановых работ с учетом возникающих внутренних и внешних воздействий; во многом гибкость планирования может достигаться наличием различного вида ресурсов;

Достаточная значительность - плановые работы должны соответствовать поставленным исследовательским целям и задачам;

Необходимая трудоемкость -- трудоемкость плановых работ должна быть соизмеримой с целями и задачами исследования;

Реальность - плановые работы по проведению исследований должны быть реально выполнимыми обеспеченными ресурсами;

Конкретность - все плановые работы должны быть сформулированы ясно, доходчиво и конкретно;

Адресность и ответственность - форма планов должна предусматривать адресную регламентацию ответственных лиц и исполнителей по каждому из мероприятий;

Контролируемость - плановые работы должны предусматривать возможность простого, наглядного и эффективного контроль их исполнения, а также возможность корректировки отклонений от запланированных мероприятий.

Формы представления планов исследования могут быть различными. Наибольшее распространение получили планы следующих видов: матрично- столбцовые, планы-графики, сетевые графики, циклограммы и др.

Концептуальный подход в планировании процессов исследования базируется на детальнейшем описании объекта исследования, а также среды, в которой этот объект функционирует.

Описание СУ как объекта исследований и ее среды должно отражать:

главную цель системы и набор подцелей;

описание внешней среды и форм взаимодействия исследуемой системы с объектами внешней среды на всех ее уровнях;

цели и задачи исследования; описание и анализ функционирования системы в предшествующий период;

базовые показатели функционирования системы; структуру системы;

особенности функционирования элементов системы и характер взаимодействия между ними;

информационное обеспечение системы;

методику целенаправленной координации поведения элементов и подсистем, принятую в исследуемой системе.

Как результат такого описания и его анализа формируется представления о возможности применения формально-математического обоснования эффективности исследуемой системы, что помогает грамотно выбрать методику, технику исследований, объем необходимой информации, определиться с исходной гипотезой, а также определить алгоритм проведения ИСУ. Состав работ по планированию рассмотрен при изучении этапов проведения ИСУ. Поэтому приведем элементы планирования укрупненно:

1. Выбор методологии исследования – методов и их целей в исследовании конкретной СУ, приемов непосредственного проведения исследований, подход менеджеров к принятию решений с учетом традиций предприятия).

2. Определение требующихся для исследования ресурсов согласно избранных методов и приемов исследований и анализ имеющихся и доступных ресурсов.

3. Корректировку выбранных методов исследований в зависимости от имеющихся в наличии или доступных ресурсов.

4. Подготовку исследования:

4.1. разработку программ наблюдения и исследования с определением последовательности действий, распределением полномочий и ответственности;

4.2. определение единиц наблюдения;

4.3. определение методов сбора информации;

4.4. проведение пробного (пилотажного) исследования, включающего:

5. Определение технологии подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований.

Результат – план проведения исследовательских работ скорректированный результатами пробного исследования и доступными ресурсами.


Похожая информация.


В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого субъекта может обеспечить только эффективное планирование его деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование как центральное звено управления охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

В наиболее общем виде планирование можно охарактеризовать как процесс, включающий в себя разработку основных направлений деятельности и развития организации, определение потребности в ресурсах и средствах, необходимых для реализации указанных направлений, а также выбор методов и способов осуществления намеченных мероприятий.

В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты.

Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, за-купок необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.

План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, и содержит такие этапы, как:

цели и задачи; пути и средства их реализации;

ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач;

пропорции, т. е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства;

организация выполнения плана и контроль.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполага-емых возможностей развития предприятия;

обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

На практике выделяются две основные системы (или два вида рыночного планирования): технико-экономические и оперативно-производственные.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т. п.

Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующее развитие и завершение. На данном этапе устанав-ливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью кор-ректировки процесса производства.

Планирование можно также классифицировать следующим образом:

по уровню управления (в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии):

на высшем - корпоративное и заводское;

на среднем - цеховая система планирования;

на нижнем - производственное, которое охватывает участки, бригады и рабочее место;

по методам обоснования: системы рыночного, индикативного и административного, или централизованного, планирования;

по времени охвата: краткосрочное, или текущее (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочное (1-3 года) и долгосрочное, или перспективное (от 3 до 10 лет);

по сфере применения: межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;

по стадиям разработок: предварительное, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательное;

по степени точности: уточненное и укрупненное. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;

по типам целей: тактическое, стратегическое и нормативное.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.

В зарубежной науке и практике в планировании будущего предприятия принято выделять четыре основных вида ориентации или технологии составления планов: реактивный, инак- тивный, преактивный и интерактивный.

Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый ре-зультат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изме-нений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты, далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руко-водителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продол-жается до тех пор, пока сводные планы не достигнут высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор вари-анта, знаменующий завершение аналитического процесса раз-работки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытесне-нию продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.

Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.

Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм).

В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях “сверху вниз”. Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, пре- активное планирование, основанное на прогнозах, может быть эф-фективным лишь для относительно короткого периода.

Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Поэтому такое планирование сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития.

Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и для повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.

В основе системы планирования лежит концепция целевого подхода. С точки зрения указанного подхода управление рассматривается как система, ориентированная на достижение определенных целей. Именно цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования. Не случайно планирование иногда определяют как разработку целей и задач фирмы, нашедших конкретное выражение в текущих и перспективных планах.

Доведение целей до каждого уровня управления и их комплексная оценка требуют построения дерева целей.

Дерево целей представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления рассматриваемой организации в их взаимосвязи.

Построение дерева целей по праву можно считать подго-товительным этапом планирования. В менеджменте дерево целей играет ту же роль и выполняет те же функции, что и алгоритм программы в кибернетике. Еще из курса средней школы всем известно, что для написания компьютерной программы целесообразно предварительно составить ее алгоритм, т. е. гра-фически отобразить последовательность осуществления всех необходимых логических операций. Это позволяет программи-сту более четко представить общую картину составляемой про-граммы и избежать возможной путаницы и дублирования ко-манд. Разумеется, при составлении элементарных программ, всю последовательность команд которых легко может удержать в голове один человек, такой предварительный этап, как состав-ление алгоритма, можно опустить.

Аналогичным образом обстоят дела и с деревом целей. Если менеджер имеет дело с небольшой организаций, осуществляющей несложные виды деятельности, то при составлении планов дерево целей можно не строить. Однако при планировании деятельности крупных компаний, в особенности транснациональных корпораций, имеющих развернутую сеть дочерних предприятий, филиалов и представительств, составление дерево целей объективно необходимо.

Так как управление рисками охватывает практически все направления деятельности организации и требует максимально четкой регламентации происходящих в ней процессов, можно с полной уверенностью утверждать, что составление дерева целей является неотъемлемым первоначальным этапом планирования в системе риск-менеджмента.

Вторым этапом планирования является постановка задач. Процесс постановки задач представляет собой формулирование в письменной, устной или иной форме ожидаемых результатов деятельности конкретных структурных подразделений или отдельных работников организации.

соответствие целям функционирования организации;

простота формулировки и изложения;

согласование с нижестоящими руководителями и исполнителями;

закрепление в письменной форме;

реализм, т. е. задача должна быть реально достижимой.

Сформулированные задачи должны быть упорядочены по

их приоритетности. В этом плане выделяют задачи высшего, среднего и низшего приоритета. К задачам высшего приоритета относятся задачи, которые необходимо решить любой ценой. В число задач среднего приоритета входят задачи, которые должны быть решены. Задачами низшего приоритета считаются задачи, которые хорошо было бы решить.

Для каждой задачи составляется список действий, необходимых для ее решения, поэтому третьим этапом планирования является составление плана осуществления указанных действий, который устанавливает предельные сроки их выполнения. В большинстве случаев подобные планы-графики составляются для того, чтобы работа была выполнена четко в намеченные сроки. Однако они выполняют и еще одну немаловажную функцию, а именно побуждают работника более ответственно относиться к поставленной задаче. Ведь в случае отсутствия графика, разбивающего работу на конкретные этапы, исполнители просто не будут знать, что от них ожидает руководство. В подобной ситуации резко возрастает вероятность того, что некоторые задания вообще не будут выполнены.

5.1. Планирование процесса исследования систем управления .

Успешное исследование любого элемента и компонента Су во многом зависит от планирования исследовательских работ. Планирование исследования СУ – одна из важнейших функций менеджмента любой организации. Серьезный подход к планированию создает основу для получения объективных знаний о системе. Планирование – это не только умение составить весь порядок действий для осуществления исследования, но и способность предвидеть всякие неожиданности при выполнении исследовательских работ. Отсутствие плана исследования СУ ведет, как правило, к безвозвратным потерям времени и других ресурсов, а в конечном итоге – к невозможности получения эффективных результатов познавательной деятельности. Планирование обычно носит формально-директивный и достаточно жесткий характер. Однако применительно к исследованиям оно таковым может быть частично.

Поскольку из-за наличия неопределенностей, которые появляются в ходе проведения исследовательских работ, трудно заранее формализовать все детали и нюансы процесса познания, а также возможные риски и последствия принимаемых при этом решений. Тем не менее планирование необходимо для формирования исследовательских групп и исполнителей, установления и распределения функций, выявления взаимосвязей и взаимодействия между ними, определения необходимых ресурсов и их распределения, установления последовательности проведения исследовательских работ и их контроля. Обычно важное исследование, в том числе СУ, должно начинаться с составления программы исследовательских работ. Программа исследования СУ представляет собой комплекс основополагающих положений проведения исследовательских работ, определяющих цели, задачи, объект, предмет, используемые ресурсы, а также предполагаемые результаты исследования и условия его проведения. По существу, она является документом, в котором излагаются исчерпывающие сведения о планируемой исследовательской работе, и характеризуется форма конкретизации целей исследования.

Структурно программа, в основном, включает:

1) титульный лист

2) список исполнителей и соисполнителей

3) основную часть (обоснование актуальности проведения исследования, его цели и задачи, объект, предмет, ресурсы, методы и используемые технические средства, условия проведения, ожидаемые результаты, календарный план с указанием сроков проведения исследовательских работ; смету затрат; источники финансирования, контроль за ходом исследования). Содержание структурных разделов программы должно давать ответы на многие вопросы. В первую очередь это относится к вопросам актуальности и цели проведения исследования. Организующим документом проводимых исследований СУ следует план , в соответствии с которым реализуется программа исследовательских работ. Он представляет собой обоснованный комплекс директивно устанавливаемых параметров и показателей, характеризующих последовательность выполнения ключевых мероприятий по практическому достижению целей и решению задач исследования. План составляется с учетом всех реальных организационных возможностей, выделяемых ресурсов и сроков исполнения. Формы отображения плановых работ могут быть ориентированы на процесс, результат, процесс и результат.



К первому виду относятся: координационный план, ленточный график, сетевой график, сетевая матрица (табл. 5.1, табл. 5.2, табл. 5.3).

Таблица 5.1

Форма отображения координационного плана (вариант1)

Таблица 5.2

Форма координационного плана мероприятий по проведению исследования системы управления (вариант 2)

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...