Основные макроэкономические цели государства. Методы макроэкономических исследований


Макроэкономическая политика – экономическая политика государства, направленная на решение основных проблем национальной экономики. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики.

Основные макроэкономические задачи (цели):

1-достижение устойчивого экономического роста

2-минимизация уровня инфляций, т.е. минимизация роста цен.

3-обеспечение полной занятости

Между этими целями существует противоречивая связь: эконом рост сопровождается снижением безработицы и ростом цен (инфляция), поэтому правительству любой страны приходится выбирать приоритетное направление макроэк-й политики, либо обеспечение эконом-го роста и снижение безработицы при допущении роста цен, либо снижение темпов инфляции при сокращении экономического роста и повышении уровня безработицы.

Виды макроэкономической политики:

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета (поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение:

1) стабильного экономического роста,

2) полной занятости ресурсов,

3) стабильности уровня цен,

4) равновесия платежного баланса.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм). Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать:

1) контроль за предложением денег (денежной массы),

2) контроль за уровнем ставки процента,

3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:

1) изменение нормы обязательных резервов;

2) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования);

3) операции на открытом рынке.

Политика зарплаты-цены подразумевает ограничения доходов населения через замораживание заработной платы и цен, например, для борьбы с инфляцией.

Внешнеэкономическая политика - проводимая правительством страны государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Цель внешнеэкономической политики - улучшение положения страны в мировом хозяйстве, участие в международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках и рынках других стран и их защита на внутреннем рынке.

Имеется обширный набор инструментов внешнеэкономической политики - это меры стимулирования экспортёров (кредитование экспорта, льготы, таможенные и налоговые освобождения экспорта, субсидирование, государственные гарантии под экспортные поставки) , импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологических нормативов и стандартов) , меры по привлечению или ограничению доступа иностранных инвестиций в экономику страны, изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях, создание особых таможенных режимов и преференций, таможенные союзы.

Еще по теме 22. Макроэкономическая политика государства: сущность, цели, инструменты, основные направления. Выбор приоритетов. Виды макроэкономической политики. Макроэкономическая политика современной России.:

  1. 10.3.Макроэкономическое равновесие: модель «AD–AS». Стабилизационная политика государства: цели и инструменты
  2. 1. СУЩНОСТЬ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
  3. 17.5.1. Принципы рациональности выбора в макроэкономической политике. Проблемы согласования целей и инструментов
  4. 4. Бюджетно-налоговая политика государства: цели, основные направления, инструменты. Виды бюджетно-налоговой политики: стимулирующая и сдерживающая, дискреционная и недискреционная (автоматическая). Встроенные (автоматические) стабилизаторы.

Экономика любого государства не может развиваться без определения цели ее развития. Целеполагание является одной из главных функций проведения экономической политики. Под экономической целью понимается основное направление развития экономики, которое раскрывается с помощью поставленных задач. За весь период развития общества в качестве наиболее важных целей, лежащих в основе экономической политики, выдвигалось достаточно большое количество целей. Дадим им краткую характеристику.

1. Экономический рост. Может быть достигнут в условиях наиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов и достижения максимально возможной занятости. Предполагает превышение объемов национального производства в текущем период над объемом производства, полученным в прошлом периоде.

2. Экономическая эффективность. Предполагает использование наилучших ресурсов, из всех имеющихся, наиболее прогрессивную технологию и соответствующую ей по уровню рабочую силу.

3. Экономическая свобода. Основной задачей правительства является: совершенствование законодательства, при котором каждый из субъектов обладал бы равным правом, и никто не должен был ущемлять собственные интересы для удовлетворения чужих потребностей.

4. Полная занятость (не путать со всеобщей занятостью) предполагает, что все, кто может и желает иметь работу, ее находят, и нет людей, не нашедших себе подходящего занятия. Полная занятость является желательным условием для экономики.

5. Стабильный уровень цен. Предполагает, что все товары, производимые обществом, обладают одинаковой эффективностью, и никто не может перераспределить доходы в пользу собственного товара. Для поддержания стабильного уровня цен правительство должно осуществлять контроль над денежной массой, чтобы она соответствовала уровню произведенного товара.

6. Справедливое распределение доходов. Требует такой организации распределения, при которой каждый участник производства мог бы получать доход, соответствующий качеству и количеству затраченного им труда. Справедливое распределение доходов способствует повышению эффективности труда носителем рабочей силы. Основной задачей государства при реализации этой цели является контроль на рынке труда за «справедливой» куплей-продажей рабочей силы, т. е. обеспечение правомочности в заключении сделок.

7. Экономическая обеспеченность. Все граждане государства должны обладать продуктом, необходимым для поддержания их жизни на удовлетворительном уровне, независимо от их трудового вклада, а по существу принадлежности к государству. Для этого реализуется социальная политика.

8. Торговый баланс. Эта цель означает, что каждое государство участвуя в международном разделении труда и вступая в международные экономические отношения, не должно «жить в долг» за счет других государств, т. е. необходимо, чтобы количество продаваемых товаров совпадало по ценам с количеством приобретаемых товаров у других стран. Для реализации этой цели правительство должно создать систему стимулов для национального производства, делающих национальную продукцию конкурентоспособной на мировом рынке.

Для определения общей направленности развития национальной экономики государство выдвигает ту или иную цель, или сразу несколько целей. Важным условием целеполагания является их сочетаемость, т. к. названные цели могут и противоречить друг другу. Например, при одно- временном выдвижении двух целей: экономическая эффективность и полная занятость – государство не способно достичь ни одной из них, или одна будет достигнута в ущерб другой.


Одной из центральных задач макроэкономики является обоснование выбора целей экономического развития и определение рациональных направлений (моделей), способов и подходов для их достижения. Исследования в этой области служат теоретической основой для выработки экономической политики.
Следует различать конечную, долгосрочную и краткосрочную цели.
Конечная цель, или экономическая стратегия, любой экономической системы заключается в стремлении обеспечения наиболее благоприятных условий жизнедеятельности членов общества на основе экономического роста.
Реализация экономической стратегии требует выбора определенной социально-экономической модели развития общества. Среди моделей такого уровня в современном мире известны: административно-командная модель и модель реальной экономики с ее наиболее распространенной модификацией - моделью социально ориентированной рыночной экономики. При этом задачей макроэкономики является научное обоснование и идеологическая поддержка целесообразности той или иной модели.
Долгосрочные макроэкономические цели связаны с реализацией основной концепций модели. Краткосрочные или промежуточные щели устанавливаются для реализации основной цели на каждый данный момент, на каждом определенном этапе.
Если выбор путей достижения долгосрочных и краткосрочных макроэкономических целей является прерогативой общества в целом органов государственной власти, в частности, то обязанность науки - макроэкономики состоит в поиске и научном обосновании наиболее рациональных подходов и способов для достижения поставленных целей. Иначе говоря, задачей макроэкономики как науки является создание научной концепции по реализации экономической политики как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
В конце ХХ в. основной целью макроэкономики в нашей стране явился поиск мер по выходу экономики из состояния кризиса и обеспечению ее стабилизации. В связи с этим возникает необходимость решения ряда конкретных задач (целей), важнейшими среди которых являются: принятие мер по оживлению и развитию реального сектора экономики; нормализация работы рыночного механизма; оздоровление финансово-банковской и налоговой систем; обеспечение стабильного функционирования системы жизнеобеспечения.
Конкретизация форм и способов реализации макроэкономических
задач и целей осуществления экономической политики.
Макроэкономическая политика представляет собой систему мер и способов по регулированию экономики, используемых государством, на основе определенной экономической доктрины для достижения конкретных экономических цепей.
Формально экономическая политика государства, находит выражение в правительственных социально-экономических программах на определенный период. Примером тому служит «Программа стабилизации экономики и финансов», принятая в 1998 г. Правительством РФ и Центральным банком, и другие аналогичные программы.
Для достижения макроэкономических целей, а, следовательно, и реализации макроэкономической политики, государство располагает набором инструментов, которыми являются бюджетная, налоговая, кредитная, денежная и валютная системы страны. С помощью этих инструментов государство реализует определенный экономический курс. />В условиях рыночной экономической модели используются два основных типа макроэкономической политики: монетарный и фискальный.
Монетарная экономическая политика базируется на доктрине, в основе которой лежит идея об ограничении регулирующего влияния государства на экономические процессы. Функцию регулятора экономики эта доктрина отводит рынку, а основным средством регулирования здесь являются деньги.
Фискальная экономическая политика предполагает регулирование экономики прежде всего за счет воздействия на нее силы инструментов государственной власти. Главным средством для этого служат налоговая и бюджетная системы страны.
В реальной жизни использование исключительно одного типа экономической политики маловероятно, Как правило, применяются оба типа, однако приоритет при этом отдается одному из них.
Выбор того или иного типа экономической политики зависит не только от задач (целей), стоящих перед экономикой на данный момент и перспективу. Он связан и с подходами, определяющими экономическую политику. Так, к современной экономической политике России возможны два основных подхода.
Первый подход состоит в попытке приспособить экономическую политику к реально существующей организации хозяйственной системы. Для этого экономическая политика должна обеспечить расширение применения системы взаимозачетов, ограничение денежного обращения за счет развития натурального товарообмена, регулирование экономики не на основе развитой законодательной системы, а главным образом с помощью оперативных директив, сообразуясь при этом только с требованиями конкретной ситуации.
Второй подход к выбору типа экономической политики исходит из понимания объективной необходимости глубинных преобразований в организации всего хозяйственного механизма, создания полноценной рыночной системы, обеспечивающей стабильное развитие национальной экономики.
Предпочтение тому или иному типу экономической политики, как и осуществление любой экономической акции на макроуровне, должно основываться на результатах расчетов эффективности и последствий использования каждого варианта. Средством для получения таких результатов служит экономическая модель.
Экономическая модель представляет собой описание (графическое или математическое) ситуации в экономике в целом, ее отдельном секторе или части, которая возникает вследствие реализации того или иного типа экономической политики или отдельной экономической акции.
Макроэкономическая модель позволяет прогнозировать результаты реализации того или иного варианта экономической политики и выбрать наиболее предпочтительный из них.
Макроэкономическая теория должна содействовать реализации экономических целей общества. Важнейшими из них выступают: экономический рост. Обеспечение потребностей каждого члена общества посредством большего количества и лучшего качества товаров и услуг, т.е. более высокий уровень жизни; полная занятость населения в соответствии с его желаниями и потребностями общества; экономическая эффективность. Получение максимальной отдачи при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов; стабильный уровень цен. Обеспечение оптимальной динамики цен, т.е. избегание инфляции и дефляции; экономическая свобода. Управляющие предприятия ми, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы; справедливое распределение доходов. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие группы купаются в роскоши; экономическая обеспеченность. Следует обеспечить существование хронических больных, нетрудоспособных, престарелых или других иждивенцев; торговый баланс. Участие во всемирном хозяйстве, поддержание эффективного торгового и финансового балансов в международных экономических отношениях; обеспечение эффективной экологической защиты общества.
Таким образом, экономическая теория может быть определена как наука, изучающая оптимизацию производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на основе эффективного использования ограниченных ресурсов, обусловленные экономическими отношениями и закономерностями, с целью максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
Как и любая наука, экономическая теория имеет свою методологию. Общепризнано, что конкретная методология зависит от специфики конкретного объекта исследования. Эти способы и приемы познания используются как в естественных, так и в общественных науках, но формы к границы их применения зависят от предмета науки и ее характера.
Вместе с тем во всех отраслях, если мы хотим получить истинные знания, исследователь и преподаватель должен применять диалектический метод. Следует отметить, что он должен выступать в качестве базисного принципа обоснования и определения предмета экономической теории. Диалектический метод имеет дело не с предметом как угасшим, застывшим процессом, а с собственно процессом. Так как всякое определение является остановкой движения в какой-то точке, пункте, то оно неполное, одностороннее. Предмет экономической теории, рассматриваемый как процесс, может получить множество определений в различных точках своего движения. И такие определения, как мы видели, действительно существуют. Спорить об их истинности по крайней мере безуспешно, так как каждое из них отражает различи ступени движения предмета и метода экономической теории. В этом случае важно представить эти разрозненные определения как систему, отражающую объективное развитие предмета. И поскольку в соответствии с диалектическим методом познание развивающегося предмета начинается с самых простых определений, постольку мы с каждым последующим определением уточняем его и конкретизируем.
Форм и способов научного познания много: статистические наблюдения объекта, обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода, разработка гипотез и их проверка, разработка моделей в логических и математических формах и т.д.
В экономической теории огромное значение имеет метод научной абстракции. Абстрагирование означает освобождение наших представлений о предмете исследования от частного, случайного, преходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого, типичного. Лишь при таком подходе возможно выявить сущность достаточно высокого порядка и не только дать более или менее точное описание объекта, но и сформулировать категории и законы науки, выражающие эти сущности и по возможности придать им строгую математическую форму. Так, например, движение цен выглядит как хаотический, непредсказуемый процесс. В то же время анализ показывает, что динамика цен определяется вполне определенными факторами: спросом и предложением и т.д.
Однако процесс познания не завершается. Далее начинается движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному, если в результате абстрагирования создаются условия для формулирования экономических законов, как категорий, выражающих прочные повторяющиеся, устойчивые связи внутри объекта и его взаимодействии с другими.
Здесь необходимо сказать несколько слов о терминологии, поскольку существуют различные позиции в определении тех или иных понятий. Согласно одной из них такие понятия, как «законы», «принципы», «теории», «модели», означают одно и то же, а именно обобщения или констатацию закономерностей в экономическом поведении индивидов и институтов. Термин «экономический закон», по их мнению, несколько вводит в заблуждение, так как он предполагает высокую степень точности, всеобщности его применения и даже нравственной справедливости. Принципы и теории – это содержательные обобщения, основанные на анализе фактов, но в свою очередь и факты служат постоянной проверкой правильности уже установленных принципов. Факты, т.е. реальное поведение индивидов и институтов, в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг со временем изменяются. Поэтому необходимо сверять существующие принципы и теории с изменяющейся экономической средой. Вследствие этого экономические принципы часто формулируются в виде средних данных или статистических вероятностей. Наряду с этим в экономической теории в построении обобщений используется допущение «при прочих равных условиях», т.е. допускается, что все другие переменные, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путем вычленения исследуемой связи. (См. об этом более подробно: МакконнеллК., БрюС. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.1. С. 21–22.)
В изучении экономического поведения экономисты могут продвигаться как от теории к фактам, так и от фактов к теории. В более строгом изложении это означает, что они применяют и дедуктивный и индуктивный методы. Под индукцией мы подразумеваем «выкристаллизование», или выведение, общих положений, принципов из фактов.
Сторонники другой позиции утверждают, что существуют «общецивили-зационные законы» развития, вкладывая в понятие «цивилизация» обозначение развитой формы общественного бытия людей – «гражданского общества» в отличие от примитивных и грубых форм организации общества, таких как дикость, варварство, рабство, крепостничество, абсолютная монархия. Каждому этапу развития производительных сил соответствует собственный механизм саморегуляции, разрешающий противоречия каждого этапа, тем самым обеспечивающий саморазвитие всей экономической ситемы. Двигателем саморазвития, внутренним импульсом мотивационных механизмов является интерес человека. Это – первый «общецивилизационный закон» развития. Вторым выступает изменение форм труда и производства по мере развития производства. В основе развития этих форм лежат изменения в материальных условиях труда и появлении новых потребностей в новых видах труда или изменении их прежних форм. Третьим законом выступает рост производительности труда. Четвертый закон – это преемственность общечеловеческих механизмов производственной, экономической, политической жизни общества, и заключается он в том, что каждая новая форма общественного устройства возникает на фундаменте прежнего общества. И пятый – развитие демократических форм организации общественной жизни как органической системы с усложняющейся структурой, требующей открытости.
Наряду с этим нельзя не учитывать и еще один методологический принцип: конкретно-исторический характер теоретических представлений. Ибо общественная эволюция, появление новых форм и процессов требует и новых подходов к их оценке, новых выводов, формирует новые структуры противоречий и механизмы их разрешения и саморазвития.
Здесь исследование начинается с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются таким образом, чтобы можно было вывести обобщение или принцип. Индукция идет от фактов к теории, от частного к общему. Наряду с этим экономисты часто начинают решение своей задачи, идя от уровня теории до ее опровержения с помощью фактов. Это уже дедуктивный, или гипотетический, метод. Дедукция и индукция представляют собой не противоречащие друг другу, а взаимодополняющие методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и систематизации эмпирических данных. В свою очередь известное представление о фактах, о реальном мире является предпосылкой для формулирования весьма содержательных гипотез.
Научное познание общественных процессов и систем требует опоры на принцип единства логического и исторического. Он основан на том, что общество на любой ступени развития представляет собой целостной организм, в котором все компоненты находятся в определенной взаимосвязи. Причем эта логическая взаимосвязь отражает, воспроизводит в сжатом виде исторический процесс возникновения и становления данной системы. Исторически вначале возникают ее более общие, простые черты. Сложные же, более конкретные свойства образуются на последующих этапах общественного развития.
Конечно, история – сложный и многообразный процесс. Она не свободна от случайных ситуаций, зигзагов, отступлений и забегания вперед, но в принципе это закономерный процесс развития и смены экономических систем. Отсюда проистекает взаимосвязь познания структуры данных систем и истории их развития. Изучение истории помогает понять логику предмета, а знание внутреннего строения общества придает историческому исследованию научный характер. В итоге можно сделать вывод о том, что логический метод исследования является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и случайностей исторического процесса.
Наиболее сложной задачей является моделирование экономических систем. С целью практического использования экономической теории требуется разработка экономико-математических моделей. Математическое моделирование в экономике – весьма сложный процесс. Это связано с неразработанностью ряда областей математики, огромным объемом информации, которую надо получить и обработать в относительно короткие сроки. Вместе с тем не следует забывать, что экономика – это многомерные системы, в которых ее параметры, условия функционирования и характеристики состояния представлены случайными величинами и связаны нерегулярными зависимостями. Следовательно, характеристика состояния модели определяется не однозначно, а через законы распределения их вероятностей.
В экономической теории существует целое направление, представители которого придают особое значение математическим методам исследования экономических процессов и систем. Среди них классики – М.Вальрас, В.Парею. У.Джевонс. Особого внимания заслуживает Дж.Нейман – математик, физик и кибернетик, который в содружестве с экономистом Пристонского университета О.Маргенштерном опубликовал в 1944 г. широко известную работу "Теория игр и экономическое поведение", где исследованы многие проблемы экономического роста с позиций теории игр. Теория игр сделала попытку с математической точностью описать некоторые нерешенные проблемы экономического поведения. Основной посылкой теории является идея о том, что индивидуум стремится максимизировать выигрыш и минимизировать проигрыш, как в игре в шахматы. Согласно теории исход сделки зависит не только от того, чего хочет достичь один игрок, но и от намерений других игроков.

Макроэкономика преследует конкретные цели и использует соответствующие инструменты. Система целей включает в себя следующие элементы:

  • 1. Высокий и растущий уровень национального производства, т. е. уровень реального валового внутреннего продукта (ВВП).
  • 2. Высокая занятость при небольшой вынужденной безработице.
  • 3. Стабильный уровень цен в сочетании с определением цен и заработной платы путем взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках.
  • 4. Достижение нулевого сальдо платежного баланса.

Первая цель состоит в том, что конечная задача экономической деятельности сводится к обеспечению населения товарами и услугами. Совокупным измерителем национального производства выступает валовой внутренний продукт (ВВП), который выражает рыночную стоимость конечных товаров и услуг.

Второй целью макроэкономической политики являются высокая занятость и низкая безработица. Уровень безработицы колеблется в ходе экономического цикла. В фазе депрессии спрос на рабочую силу сокращается, а уровень безработицы увеличивается. В фазе оживления спрос на рабочую силу растет, а безработица сокращается. Однако удовлетворить потребности всех в достойной работе - труднодостижимая задача.

Третьей макроэкономической целью является стабильность цен при наличии свободных рынков. Распространенным измерителем общего уровня цен является индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий затраты на приобретение фиксированного набора "корзины" товаров и услуг.

Четвертая цель касается открытой экономики и означает достижение общего экономического равновесия на уровне полной занятости при нулевом сальдо платежного баланса.

Соотношение основных макроэкономических целей определяет главную макроэкономическую цель, отражающую основную задачу макроэкономической политики, реализация которой выступает в двух формах:

  • а) промежуточные макроэкономические цели;
  • б) тактические макроэкономические цели.

Первые регулируют значения ключевых макроэкономических переменных, вторые осуществляют преобразования национальной экономики.

Государство в своем распоряжении имеет соответствующие инструменты, которые оно может использовать для воздействия на экономику.

Под инструментом политики понимается экономическая переменная, находящаяся под контролем государства и способствующая достижению одной или нескольких макроэкономических целей.

Выделяются следующие инструменты макроэкономической политики.

Налогово-бюджетная политика, означающая манипулирование налогами и государственными расходами с целью воздействия на экономику. Первый компонент налогово-бюджетной политики - налогообложение - оказывает влияние на общую экономическую ситуацию двумя способами.

Денежно-кредитная политика, осуществляемая государством путем денежной, кредитной и банковской систем страны. Регулирование денежной массы влияет на процентные ставки и тем самым на экономическую конъюнктуру.

Политика доходов - это стремление государства сдержать инфляцию директивными мерами: либо прямым контролем над заработной платой и ценами, либо добровольным планированием повышения заработной платы и цен.

Внешнеэкономическая политика. Международная торговля повышает эффективность и экономический рост, повышает уровень жизни населения. Важным показателем внешней торговли является чистый экспорт, представляющий собой разность между стоимостью экспорта и стоимостью импорта.

Торговая политика включает в себя тарифы, квоты и другие инструменты регулирования, которые либо стимулируют, либо ограничивают экспорт и импорт. Регулирование иностранного сектора осуществляется координацией макроэкономической политики в различных экономических регионах, но главным образом посредством управления валютным рынком, ибо на внешнюю торговлю влияет валютный курс страны.

Ключевыми макроэкономическими проблемами являются:

анализ экономических (деловых) циклов;

взаимодействие инфляции и безработицы;

достижение устойчивого экономического роста;

взаимодействие реального и денежного секторов экономики;

анализ торгового баланса страны;

взаимосвязь национальных рынков внутри страны и с иностранным сектором экономики;

достижение эффективной макроэкономической политики государства.

1. Предмет и цели макроэкономики.

2. Макроэкономические модели.

3. Макроэкономический кругооборот.

4. Основные макроэкономические тождества.

1. Предмет и цели макроэкономики

экономики на национальном уровне . В основе макроэкономики, также как и других отраслей экономической науки лежит фундаментальное противоречие человеческого общества: противоречие между материальными потребностями людей, которые безграничны, и экономическими ресурсами , необходимыми для их удовлетворения, которые ограничены.

Макроэкономика – это наука, исследующая закономерности функционирования и тенденции развития национальной экономики в целом, а также инструменты и методы ее регулирования. Это – наука об агрегированном поведении субъектов в экономике, и именно совокупные экономические тенденции являются объектом исследования макроэкономики.

Предметом макроэкономики являются факторы и результаты развития экономики страны, условия ее равновесного состояния. Макроэкономика использует агрегированные параметры .

Агрегирование это нахождение особых системных свойств и закономерностей, которые формируются при суммировании каких-то однородных процессов, показателей, особенностей функционирования экономики. Результатом агрегирования является новое эмердментное системное состояние национальной экономики. Эмердментные свойства системы возникают при переходе количественных изменений в качественные. За счет вовлечения новых элементов части претерпевают качественные изменения. Выявление и оценка эмерджентных свойств экономики – важнейшая задача макроэкономики.

Объектом анализа макроэкономики являются проблемы, связанные с характеристикой динамики, качества и источников роста национальной экономики; а также предпосылок, условий и моделей ее равновесного состояния; уровня доходов всех субъектов национальной экономики и их использования; причин, последствий и инструментов регулирования неравновесного состояния экономики; особенностей функционирования открытой экономики.

Макроэкономика возникла в ХХ столетии, но корни ее уходят более чем на два века назад.

между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации.

Главными признаками национальной экономики являются;

Важнейшими сферами национальной экономики являются материальное и нематериальное производство , непроизводственная сфера. Каждая из сфер также имеет свои структурообразующие элементы – отрасли.

Воспроизводственная структура . Критерий ее выделения – особенности хозяйствования и функции субъектов макроэкономики: домашних хозяйств, бизнеса и государства. Они и являются элементами воспроизводственной структуры.

Социальная структура . Здесь структурные элементы объединяются по критериям различных форм собственности, видов труда и доходов, групп предприятий.

Отраслевая структура . Она выделяется по критерию однородности выполняемых производственных функций, выпускаемых продуктов, услуг и других результатов.

Территориальная структура . Она выделяется по критерию размещения производительных сил.

Инфраструктура . Выделяется по критерию особенности обслуживания того или иного производства.

Структура внешнеэкономических связей . Она выделяется по критерию взаимодействия субъектов одной или нескольких стран.

Понятно, что устойчивость структуры национальной экономики весьма относительна. Многообразие внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации этой структуры.

внешнеэкономический сектор (или остальной мир).

Домашние хозяйства – хозяйства, которые ведет один или несколько человек, которые имеют общее имущество, с целью воспроизводства рабочей силы и развития личности на основе конечного потребления. Домашние хозяйства являются собственниками экономических ресурсов. Они получают доходы и осуществляют расходы. Главная цель домохозяйства – максимизировать потребление при минимуме затрат.

Предпринимательский сектор – официально зарегистрированные фирмы и предприятия, независимо от формы собственности, которые функционируют в национальной экономике. Они производят товары и услуги, осуществляют инвестирование, предъявляют спрос на факторы производства. Основная их цель – максимизация прибыли.

Государственный сектор объединяет все государственные институты и учреждения. Государственный сектор занимается производством и перераспределением общественных благ, создает условия для оптимального функционирования народного хозяйства.

Сектор финансовых учреждений – это институциональные единицы, которые проводят финансовые операции на коммерческой основе. Это банки, страховые компании, инвестиционные фонды.

Внешнеэкономический сектор включает все экономические субъекты, которые находятся за пределами страны, а также зарубежные государственные институты. Воздействие данного сектора на национальную экономику осуществляется посредством связей с другими государствами: торговля, миграция рабочей силы, валютные отношения.

.Объект исследования макроэкономики можно более полно проиллюстрировать через ее цели.

тем выше уровень жизни населения. Растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности. Следствием экономического роста страны становится сглаживание социальных, политических, национальных противоречий. Растущая экономика характеризуется приростом годового национального объема производства, который может использоваться не только для эффективного удовлетворения потребностей, но и для разработки каких-либо социальных или научно-технических программ. Если растет общественное производство, то в условиях ограниченности ресурсов в той или иной стране не приходится стоять перед дилеммой: либо повышать уровень потребления, либо бороться с бедностью и загрязнением окружающей среды. Растущее производство позволяет осуществлять и то, и другое. Таким образом, экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов.

2. В любой национальной экономике решается проблема обеспечения высокого уровня занятости . Работа необходима каждому, кто желает этого и способен работать. Труд его должен оплачиваться соответственно произведенному продукту. Однако это не означает, что в стране не может быть свободной, не занятой в производстве рабочей силы. Иначе производство работало бы на границе своих производственных возможностей, и не было бы резервов для структурной перестройки народного хозяйства, развития научно-технического прогресса. Кроме того, это всегда является причиной чрезмерно высокого платежеспособного спроса населения, что порождает рост цен, а, соответственно, инфляцию. В силу этого занятость должна поддерживаться на естественном уровне. Это в среднем 5–6% безработных, составляющих добровольную (фрикционную) безработицу, связанную с поиском и ожиданием работы, и структурную, связанную с изменением технологии производства. Если занятость поддерживается на естественном уровне, это означает, что существует полная занятость.

3. Экономическая эффективность является третьей целью макроэкономики. Учитывая, что ресурсы любой национальной экономики ограничены, их следует использовать эффективно. Эффективное производство развивается с минимальными затратами, усилиями и потерями. Рост экономической эффективности проявляется в сокращении затрат на единицу продукта или в увеличении продукта на прежнюю величину затрат. Эффективно все то, что в наибольшей мере способствует оптимальным темпам экономического роста. По тому, какую отдачу дают факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность), можно судить о правильности и разумности принимаемых хозяйственных решений. Главным и обобщающим показателем роста экономической эффективности производства в национальной экономике является прирост национального дохода на душу населения.

4. Следующим целевым ориентиром макроэкономического развития являетсястабильный уровень цен , означающий отсутствие резких скачков в его динамике. В экономике должна действовать устойчивая тенденция формирования цен равновесия, балансирующих спрос и предложение товаров. В условиях острого дефицита, при значительном повышении спроса складывается высокий уровень цен в экономике.

5. Экономическая свобода – и цель, и принцип макроэкономики. Ее определяют три основных вопроса: что, как и для кого производить. Это свобода предпринимательской деятельности и профессии, свобода перелива капиталов и экономической информации, технологических способов ведения производства, передвижения трудовых ресурсов из одной отрасли в другую.

6. Справедливое распределение доходов – также важная цель экономики. Люди от природы наделены неодинаковыми способностями. Они растут в разных обстоятельствах и социальном окружении, владеют различным количеством капитала и ресурсов. Эти исходные условия порождают различия в доходах. С течением времени, в зависимости от эффективности бизнеса, приобретенной профессии и оплаты труда и других обстоятельств, доходы еще более дифференцируются. В результате кто-то зарабатывает очень скромные суммы, тогда как другие имеют доходы во много раз превышающие доходы первых. Ситуация абсолютного равенства доходов невозможна – это означало бы уравниловку. Задача справедливого распределения доходов состоит в том, чтобы ни одна группа населения не пребывала бы в крайней нищете.

7. Дополняет предыдущую цель экономическая обеспеченность , касающаяся только определенной части населения – нетрудоспособных: хронически больных, инвалидов и т.п. В поддержке этих категорий особую роль играет социальное страхование и государственная помощь. Государство предоставляет этим лицам страховой доход – субсидии, направленные на обеспечение минимального уровня жизни. Данная категория получает и различные виды натуральной помощи – бесплатную медицинскую помощь, талоны на питание и одежду. Источником этих средств являются налоги с заработной платы, прибылей и других доходов трудоспособного населения.

8. Все более актуальной становится задача поддержания равновесия взаимодействия с окружающей средой . Должное качество жизни нынешнего и будущего поколений может быть обеспеченно только в чистой экологической среде. Но накопление громадных производственных мощностей, погоня за максимальной выгодой любыми средствами способствовали подведению человека к крайней границе давления на природу. В результате возникла опасность экологической катастрофы. В этих условиях возникла необходимость изменения отношений общества к природе на основе новой стратегии НТП и социального развития, выработки новых социальных ценностей и ориентиров для выживания.

9. Увеличение свободного времени как основа гармоничного развития личности. Свободное время – один из обобщающих показателей уровня жизни страны, объема потребностей населения, поскольку в величине и структуре свободного времени отражаются все моменты, связанные с материальным благосостоянием и культурным уровнем людей. Важным является вопрос о целесообразном, рациональном использовании свободного времени. Оно выступает условием роста производства, так как свободная деятельность и развитие – основа для формирования высококвалифицированной рабочей силы.

10. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса . Каждая страна, участвуя в международном разделении труда, экспортирует и импортирует продукцию и услуги. Для равновесия в макроэкономике необходим баланс между экспортом и импортом. Это возможно на основе свободной продажи на внутреннем рынке товаров других стран и отечественных товаров на рынке других стран. Такое равновесие обеспечивает стабильный обменный курс национальной валюты.

Различают позитивную и нормативную макроэкономку. Позитивная – констатирует факты и зависимости между ними, не используя субъективные суждения, то есть отвечает на вопрос, как экономические события складываются и реализуются в настоящий момент. Позитивные утверждения имеют описательный характер. Например, уровень безработицы равен 12%. Нормативная макроэкономика – направление в экономической науке, которое оценивает цели экономического развития, то есть с позиций того, какой должна быть экономика. Нормативная экономика имеет рекомендательный характер. Например: безработицу необходимо уменьшить.

Функции макроэкономики :

    теоретико-познавательная – исследование экономический процессов на макроуровне и построение моделей этих процессов;

    воспитательная (идеологическая) – макроэкономика призвана вырабатывать новый тип экономического мышления, формировать современное мировоззрение человека.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...