Что представляет собой первый уровень экономической безопасности. Уровни и принципы экономической безопасности


Понятие экономической безопасности

Считается, что объект находится в безопасности, если он сохраняет возможность эффективно функционировать, находясь под воздействием внешних и внутренних факторов, способных нанести ему ущерб.

Определение 1

Экономическая безопасность выделяется в отдельную область знаний теории экономики. Она представляет собой такое состояние хозяйственного субъекта, при котором он сохраняет стабильность своих экономических показателей и имеет тенденции к росту, испытывая факторы воздействия внутренней и внешней среды.

Экономическая безопасность может относится к экономическим субъектам и объектам разного уровня организации. Так можно выделить экономическую безопасность на мировом, международном, национальном уровнях, а так же на уровне регионов, хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей и домашних хозяйств.

Элементы экономической безопасности на разных уровнях

Для обеспечения защищенности экономических объектов и субъектов необходимо понимать из каких частей состоит экономическая безопасность на разных уровнях организации экономических систем.

Для национального уровня организации выделяют следующие элементы:

  • сохранение независимости национальной экономики;
  • конкурентное функционирование национальной экономики на международном рынке;
  • рост и развитие экономических показателей государства в условиях взаимодействия с международным рынком.

Для обеспечения экономической безопасности на уровне предприятий важными элементами являются трудовые, финансовые, информационные, интеллектуальные и материальные ресурсы. Они сами могут выступить как угрозы экономической стабильности предприятия, так и испытывать негативное влияние извне.

На уровне домашних хозяйств к элементам экономической безопасности можно отнести:

  • сохранение достойного уровня жизни;
  • платежеспособность;
  • социальная защищенность;
  • возможность пользоваться услугами образования, медицины.

Замечание 1

Надо отметить, что защищенность экономических систем разного уровня организации обеспечивается только в комплексе. Уровень жизни населения напрямую зависит от стабильности экономики страны в целом. Как и внутренний валовый доход государства зависит от эффективной деятельности предприятий в условиях их экономической защищенности.

Эффективность экономической безопасности

Являясь одним из важнейших параметров обеспечения жизнедеятельности экономики каждого человека в отдельности и страны в целом, экономическая безопасность должна иметь определенные параметры оценки. Это необходимо для отслеживания состояния защищенности тех или иных экономических объектов и субъектов. Важно понимать, что экономическая безопасность представляет собой динамическое явление. Как правило, для определения степени экономической защищенности применяют пороговые значения различных показателей.

Определение 2

Пороговые значения – это предельные величины экономических показателей, превышение которых лишает экономику возможности эффективно функционировать.

Кроме того, применяются различные методики оценки уровня экономической безопасности:

  • анализ динамики показателей экономического роста;
  • использование методов экспертной оценки;
  • сравнение основных показателей экономики с валовым продуктом;
  • применение балльной системы оценки;
  • математические методы.

Ни один из методов не является идеальным, обычно для анализа используется совокупность методов оценки.

Экономическая безопасность является сложной системой взаимоотношения экономических систем разного уровня организации, которые постоянно испытывают влияние угроз как изнутри собственных систем, так и извне от других систем. Чтобы экономическая защищенность эффективно работала, необходимо проводить систематический анализ ее качественных и количественных показателей, а так же пороговых значений для выявления проблемных мест и их своевременного устранения. От эффективности экономической безопасности зависит стабильность экономики страны и ее способность к росту.

  • S: Управление риском или как повысить уровень безопасности
  • Адыгея в Политико-экономическом пространстве России. Особенности проведения экономической реформы в республике.
  • Экономическую безопасность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней: международного, национального, уровня отдельно взятой хозяйственной структуры, личности.

    Международная экономическая безопасность – такое состояние мировой экономики, при котором обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество стран в решении национальных и интернациональных (глобальных) проблем хозяйствования, свободный выбор и осуществление ими своей стратегии социально-экономического развития и участия в международном разделении труда.

    Национальная экономическая безопасность – это состояние, при котором в государстве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружия массового поражения, а также предотвращения угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа.

    Национальная безопасность тесно связана с национальными интересами государства, в том числе и за пределами ее территории. Национальные интересы для любой страны – это объективный фактор, обусловленный всей совокупностью ее жизненных потребностей.

    К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся:

    · территориальная целостность страны;

    · государственное самоопределение и политическое самоуправление народа;

    · достойное место в мировом сообществе среди других государств;

    · процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп.

    В пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не ограничивается пределами национальной территории. Процессы, происходящие за рубежом, могут самым существенным образом влиять на состояние нации, возможности и перспективы ее развития и, следовательно, на понимание и определение национальных целей.

    Экономическая безопасность страны – способность национальной экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и нормальное экономическое развитие – создается способностью экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и политическую стабильность общества и государства. Это способность сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, военных, природных и техногенных дестабилизирующих воздействиях.

    Региональная экономическая безопасность – это такое состояние социально-экономических отношений региональной экономической системы, при котором она способна эффективно противостоять всем угрозам критического характера как внешним, так и внутренним (Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Теория государственного управления).

    Экономическая безопасность предприятия – это состояние юридических, производственных отношений и организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов, при которых обеспечивается сохранение и эффективное использование имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качество управления, постоянное обновление технологий и информационной базы.

    Экономическая безопасность личности – это такое состояние жизнедеятельности человека, при котором обеспечиваются правовая и экономическая защита его жизненных интересов, соблюдение конституционных прав и обязанностей. Наиболее серьезными видами угроз экономической безопасности личности является нарушение прав потребителя, невыплата пенсий и заработной платы, безработица, невосполнимое обесценение сбережений, рэкет, мошенничество и др.

    УРОВНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭБ:НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭБ: - ГЛОБАЛЬНАЯ ЭБ; - ЭБ ГОСУДАРСТВА; - РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭБ - ЭБ РЕГИОНА; - ЭБ ПРЕДПРИЯТИЯ; - ЭБ ЛИЧНОСТИ

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Что такое опасность? Дайте формулировку понятий «опасность» и «угроза».

    2. В чем отличие угрозы от опасности?

    3. Назовите виды источников опасности по природе их происхождения.

    4. Что такое национальный образ жизни?

    5. История возникновения термина «безопасность».

    6. Ключевые понятия в области теории безопасности.

    7. Что такое источники опасности естественно-природного происхождения?

    8. Что такое источники опасности техногенного происхождения?

    9. Что такое источники опасности социального происхождения?

    10. Субъекты и объекты безопасности.

    11. Назовите уровни экономической безопасности.

    12. Назовите виды безопасности.

    13. Дайте определение международной экономической безопасности.

    14. Дайте определение национальной экономической безопасности.

    15. Дайте определение региональной экономической безопасности.

    16. Дайте определение экономической безопасности страны.

    17. Дайте определение экономической безопасности предприятия.

    18. Дайте определение экономической безопасности личности.

    19. Какие вы знаете методы оценки экономической безопасности ?

    ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРУ ПО ТЕМЕ 1:

    1. Найдите несколько разных определений понятия «безопасность» и дайте сравнительный анализ его с понятием «экономическая безопасность».

    2. Рассмотрите несколько разных определений понятия «экономическая безопасность». Проанализируйте, чем они отличаются друг от друга.

    Экономическая безопасность – 1) создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз; 2) предотвращение утечки конфиденциальной экономической информации из фирмы, нарушения коммерческой тайны, осуществления экономических диверсий (Борисов А.Б. Большой экономический словарь).

    Уровни экономической безопасности.

    Принципы экономической безопасности.

    УРОВНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    Под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами, а также последовательная реализация национальных государственных интересов.

    Экономическая безопасность является органичным компонентом современной экономики. Учитывая общепринятое выделение уровней в экономической системе, полагаем, что многоуровневое представление экономической безопасности является обязательным условием для достижения результативности в исследованиях по ее обеспечению.

    Р.Ф. Исмагилов считает, что экономическая система страны имеет сложное иерархическое строение, где в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения различного уровня. Он предлагает следующие уровни экономических отношений, которые формируют уровни экономической безопасности:

    • экономический уровень семьи - экономические интересы каждого гражданина страны;
    • микроэкономический уровень - хозяйствующие субъекты;
    • региональный и отраслевой уровни - экономика субъектов Федерации;
    • макроэкономический уровень - экономика страны в целом . Следует отметить, что и многие другие авторы, исследующие обозначенную проблему, придерживаются примерно такого же подхода к формированию уровней экономической безопасности. В.А. Богомолов , прямо не выделяя уровни, подчеркивает, что понятие экономическая безопасность применимо к различным субъектам: отдельным гражданам, частному предпринимательству, государственным предприятиям, национальной экономике, государству в целом. В работе под редакцией В.К. Сенчагова также не называются уровни экономической безопасности . При этом рассматриваются экономическая безопасность государства, экономическая безопасность хозяйствующего субъекта, экономическая безопасность региона.

    Несмотря на близость подходов, они имеют и различия, что вызывает необходимость уточнения в определении уровней экономической безопасности. Полагаем, что это имеет существенное значение для разработки унифицированных механизмов управления процессами, способствующими ее обеспечению на каждом из уровней.

    В классическом представлении экономической системы страны выделяются макро- и микроэкономический уровни.

    Под макроуровнем понимается национальная экономика.

    Микроэкономический уровень охватывает хозяйствующие субъекты. Учитывая, что экономическая безопасность является необходимым и неотъемлемым условием развития любой экономической системы и ее составляющей, целесообразно к экономической безопасности применять такой же принцип построения. Поэтому под макроуровнем следует понимать экономическую безопасность страны, а под микро-уронем - экономическую безопасность хозяйствующих субъектов.

    Современные условия хозяйствования как в Российской Федерации, так и в мире требуют детализации при выделении уровней экономических систем. Такая необходимость обусловлена различием в масштабах хозяйствования, в методах управления и т.д.

    В последнее время в экономической литературе все активнее обсуждаются проблемы мезоэкономики - относительно нового направления отечественной экономики. В настоящее время нет однозначного понимания указанного термина.

    И.П. Бойко и В.К. Лосина считают, что уровень концентрации собственности в современной России привел к воссозданию мезоэкономики страны «олигархического» типа со значительным преобладанием в ней холдинговых мезоструктур . Причем особенности российской экономики привели к тому, что восстановление произошло чрезвычайно быстро, но возникшие структуры не обладают ни достаточной эффективностью, ни достаточной устойчивостью.

    По мнению О.В. Сиднина, мезоуровень - это уровень регионов страны, так как именно здесь экономическая и социальная жизнь населения воплощаются в специфике параметров рынка труда .

    О.В. Иншаков предлагает вместо традиционных уровней выделение девяти уровней, среди которых четыре мезоуровня. По его мнению, мезоуровень может составлять: экономическое пространство производств отраслевого или межотраслевого комплекса, региона, ФПГ или группы местных регионов 1 .

    Проведенный анализ публикаций в специализированной литературе способствовал выделению трех признаков, позволяющих классифицировать подходы к определению мезоуровня экономической безопасности:

    • по отраслевой принадлежности;
    • уровню концентрации собственности хозяйствующих субъектов

    или по типу их объединения;

    Административно-территориальному признаку.

    Выделение мезоуровня экономической безопасности на основе отраслевой принадлежности объектов защиты является дискуссионным. Так как для современного состояния системы управления характерно отсутствие отраслевой иерархии, это ограничивает применение механизмов по обеспечению экономической безопасности. Кроме того, отрасль представляет собой совокупность независимых и самостоятельных хозяйствующих субъектов, что указывает на их принадлежность к микроуровню. Следует также учитывать, что интересы хозяйствующих субъектов по большей части требуют решения проблем собственной безопасности в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и только лишь опосредованно касаются проблем обеспечения экономической безопасности страны.

    Рассматривая второй классификационный признак, следует подчеркнуть, что независимо от уровня концентрации собственности , хозяйствующий субъект является (или, скажем, должен являться) элементом совокупности участников экономических отношений, и в этой связи его экономическая безопасность располагается на миниуровне.

    Мы же в целом поддерживаем точку зрения О.В. Сиднина и О.В. Иншакова и считаем, что мезоуровень экономической безопасности - это региональный уровень, который описывается интегральной моделью совокупности уровней состояния экономической безопасности каждого региона Российской Федерации.

    Таким образом, мезоуровнь представляет собой экономическую безопасность регионов Российской Федерации, что логично формирует трехуровневую систему.

    В национальной безопасности выделяют три основных уровня безопасности:

    • 1- йуровень - личности. Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организации, которые позволили бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.
    • 2- й уровень - общества. Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм обществен- ного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и со стороны государства).
    • 3-й уровень - государства. Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координации деятельности политических и производственных сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

    Их место и роль динамичны и определяются характером общественных отношений, экономическо-политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз. В критические и кризисные для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. Как правило, авторитарные и тоталитарные режимы (бывший СССР), постоянно создающие также критические условия, выдвигают на первый план безопасность государства за счет безопасности личности. Для демократического общества наиболее ценны свобода и безопасность личности. Безопасность государства и общества является не самоцелью, а функцией обеспечения свободы и безопасности личности.

    После распада СССР Российская Федерация столкнулась с новыми для нее проблемами собственной внешней политики, обороны и национальной безопасности, с проблемами вхождения в мировую экономику и мировое сообщество. Оказавшись на международной арене в новой роли Российская Федерация окунулась в качественно иную среду, в которой его внешнеэкономический и внешнеполитический курс, как и у любого другого государства, развивается по собственной логике, диктуемой национально-государственными интересами. При этом внешняя политика России призвана нести в себе и общечеловеческий заряд, что в будущем обеспечит ее народам достойное место в мировом сообществе.

    Между тем само понятие «национальные интересы» трактуется неоднозначно. Серьезную дискуссию вызывают вопросы о том, что считать национальными интересами, кем и как они формируются, как соотносятся частные, общественные и государственные интересы. Изучив подходы к определению категорий «экономические интересы» и «национальные интересы», попытаемся раскрыть сущность понятия «национальные экономические интересы».

    Экономические интересы являются побудительным мотивом экономической деятельности и движущей силой экономических отношений 1 . Носителями экономических интересов выступают отдельные граждане, их объединения, различные социальные группы, бизнес, общество в целом, государство. Экономические интересы определяются объективно сложившимися на данном этапе развития экономическими потребностями и отражают место и роль своих носителей в системе экономических отношений. Действуя в собственных

    1 Экономическая теория /Подред. А. Грязновой, Т. Чечелевой. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2007. С. 79.

    экономических интересах, их носитель всегда стремится к получению для себя экономической выгоды и экономических преимуществ. Преследуя собственные экономические интересы, он может вступать в конфликт с другими участниками экономических отношений. Такое противоречие внутренне присуще экономическим интересам. Оно обусловлено несовпадением интересов участников экономических отношений. Так, в условиях рыночной экономики продавец будет всегда стремиться назначить максимальную цену, а покупатель - уплатить минимальную. Предприниматель будет стремиться снизить издержки, в том числе по оплате труда, а наемный работник - получить более высокую заработную плату.

    Тем не менее в условиях взаимозависимости участников экономических отношений противоречие, в конечном итоге, порождает взаимодействие. Реализовать собственные экономические интересы возможно, только лишь обеспечив реализацию интересов другой стороны. Это противоречивое взаимодействие позволяет найти компромиссное решение, отвечающее в той или иной степени интересам каждой из сторон. Однако в ситуации, когда одни участники экономических отношений попадают в сильную зависимость от других, возникает опасность ущемления их экономических интересов.

    Когда речь идет об отдельных гражданах и предпринимателях, то имеют в виду индивидуальные экономические интересы. Если говорится о бизнесе, социальных группах и объединениях граждан, то подразумеваются групповые экономические интересы. Они отличаются тем, что их разделяют одновременно многие носители индивидуальных экономических интересов. Основой групповых экономических интересов выступает, например, территориальная или отраслевая принадлежность, принадлежность к тому или иному фактору производства. Индивидуальные и групповые экономические интересы по своей сути являются частными экономическими интересами. Частные экономические интересы конкретны. Их носители осознают свои потребности и стремятся их удовлетворить. Когда же носителем интересов выступает общество, возникают два вопроса. Первый связан с тем, что считать экономическими интересами общества и на основе чего они возникают, второй - с тем, кто представляет эти интересы.

    Общими для всех носителей частных экономических интересов являются интересы, которые заключаются в существовании равных экономических прав и свобод, в возможности их реализации и защите, в наличии института частной собственности, в материальном благополучии и т.п. Назовем их базовыми экономическими интересами. Однако совпадение базовых экономических интересов различных членов и групп общества само по себе не превращает их в экономические интересы общества, так как их реализация по-прежнему может порождать конфликты между различными участниками экономических отношений. В то же время экономическими интересами общества могут стать только повсеместно разделяемые интересы, а такими интересами выступают лишь базовые экономические интересы. Возникает вопрос о том, при каких условиях базовые экономические интересы могут превратиться в экономические интересы общества. Ответ один - появление для участников экономических отношений условий и факторов, ущемляющих или способных ущемить их базовые экономические интересы. Именно при появлении общей угрозы базовые экономические интересы становятся той основой, вокруг которой происходит сплочение носителей частных экономических интересов. При этом характер экономических интересов общества принципиально отличается от характера частных экономических интересов. Если последние состоят в достижении вполне конкретных целей их носителей, то экономические интересы общества заключаются в создании, поддержании и защите таких условий и такого порядка, которые обеспечат реализацию базовых экономических интересов.

    Проявление экономических интересов общества как экономических интересов исторически сложившейся общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, социально-культурной и экономической жизни, придает экономическим интересам национальный характер 1 . В этой связи национальные экономические интересы можно определить как экономические интересы исторически сложившейся нации по поводу существования такой экономической системы и такого экономического порядка, которые обеспечивают беспрепятственную реализацию базовых экономических интересов.

    С движением от индивидуальных интересов к национальным растет оторванность экономических интересов от их конкретных носителей, что порождает проблему представителя экономических интересов общества. Носитель индивидуальных экономических интересов, участвуя в экономических отношениях, сам является их выразителем. Групповые экономические интересы находят выражение через представителей, уполномоченных носителями индивидуальных экономических интересов. Такими представителями становятся профессиональные союзы и ассоциации, партии и движения и т.п. Они отстаивают и обеспечивают реализацию экономических интересов своих членов. Когда вопрос касается экономических интересов общества, то для их выражения возникает сходная потребность в представителях, которым общество передаст право отстаивать свои интересы. Такими представителями становятся органы государственной власти, так как в принципе сама необходимость государства обусловлена наличием подобных потребностей 2 . Как следствие, заинтересованность

    Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 7-8.

    Абалкин Л. Избранные труды. Т. 4. М.: Экономика, 2006. С. 336.

    общества в существовании государства как выразителя его интересов становится частью национальных интересов.

    Реализация экономических интересов общества государством будет состоять в создании, поддержании и защите таких условий и такого порядка, при которых будет достигаться полноценная реализация базовых экономических интересов. Реализация экономических интересов общества получит свое выражение в деятельности государства по обеспечению макроэкономической стабильности, поддержанию законности и правопорядка, гарантии соблюдения носителями частных интересов общепринятых правил и норм при вступлении в экономические отношения.

    Вместе с тем государство само способно стать причиной нарушения экономических прав и свобод граждан. Органы государственной власти, призванные выражать интересы всего общества, на практике могут способствовать реализации экономических интересов, прежде всего, наиболее влиятельных социальных групп и бизнес-элиты, что способно привести к дискриминации интересов остальных членов общества. Более того, они могут препятствовать изменению сложившегося дискриминационного порядка и достижению большей сбалансированности экономических интересов. Разрешение подобной проблемы возможно лишь с достижением обществом определенной степени зрелости, когда развитые гражданско-правовые институты позволят добиваться соблюдения базовых экономических интересов всех членов общества.

    Выделяются внутренняя и внешняя макросферы экономической безопасности, а также ее внутренний и международный макроуровни. Разделение на внутреннюю и внешнюю макросферы относится не только к экономической безопасности страны в целом, но и к каждому из ее субъектов. Категория «уровень системы экономической безопасности» отличается от понятия «уровень экономической безопасности», поскольку последнее отражает степень адекватности деятельности субъекта по обеспечению экономической безопасности, т.е. фиксирует состояние дел в сфере обеспечения экономической безопасности субъекта.

    Классификация факторов и направлении экономической безопасности субъекта :

    • выявление действительных и возможных угроз (деструктивных факторов);
    • профилактика возможного воздействия реальных и вероятных угроз (деструктивных факторов);
    • подготовка к отражению возможного деструктивного воздействия угроз (деструктивных факторов);
    • непосредственное противостояние воздействию угрожающих деструктивных факторов;
    • преодоление последствии воздействия угрожающих деструктивных факторов;
    • мониторинг отражения непосредственного воздействия угрожающих деструктивных факторов и его последствий;
    • подготовка более совершенной системы экономической безопасности субъекта на основе учета итогов отражения непосредственного воздействия и последствий воздействия угрожающих деструктивных факторов по отношению к системе экономической безопасности субъекта.

    На уровне глобальной экономики формируются международные криминальные отношения экономического характера, например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем, контрабанда, незаконный вывоз через границу денежных средств и т.д.

    На макроуровне теневая экономическая деятельность рассматривается с точки зрения ее влияния на структуру производства, распределения, перераспределения и потребления валового внутреннего продукта, на занятость населения, инфляцию, экономический рост и другие макроэкономические процессы.

    На микроуровне необходимо концентрировать внимание на изучение экономического поведения субъектов противодействия экономики, предприятий и структур, в той или иной степени вовлеченных в теневой и криминальный бизнес, и факторов принятия решений. В контексте решения данной задачи детально анализируются отдельные нелегальные рынки, пути и способы перелива капитала в эффективные отрасли данного сегмента рынка.

    Институциональный уровень отражает социально-экономические институты теневой и криминальной экономики, т.е. формальные и неформальные правила поведения, санкционированный механизм, режимы и процедуры решения конкретных задач в сфере противоправного предпринимательства.

    Социологические концепции исследования теневой и криминальной экономики рассматривают данную категорию сточки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе антиобщественных институтов, а также экономического поведения субъектов в значимых для них условиях.

    В рамках кибернетической концепции противоправная экономика представлена как саморегулируемая управляемая система, в рамках которой разрабатываются экономико-математические модели прогнозирования и управления поведением вовлеченных людей в эту систему.

    В рамках юридических концепций криминальная и теневая экономика рассматривается как особая сфера противоправного поведения.

    Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Экономическая безопасность тесно связана с такими понятиями, как «развитие» и «устойчивость».

    Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика не развивается, то резко сокращаются возможности ее выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы.

    Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки».

    Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.

    Критериальная оценка экономической безопасности включает в себя оценки:

    • ресурсного потенциала и возможностей его развития;
    • уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму;
    • Бойко И.П., Лосина В.К. Влияние уровня концентрации собственности на тип мезоэкономики страны // Вести. С.-Петерб. ун-та. Вып. 2. 2006.
    • Сиднин О. В. Экономические ограничения рынков труда в России: макро-, мезо- и микроуровни. М., 2006. Ишаков К.Д. Нечеткие модели определения уровня соцэкономического развития региона // ЭНСР. 2009. № 3.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Курсовая работа

    тема: «Экономическая безопасность личности в системе национальной экономической безопасности: критерии, показатели и пороговые значения»

    Введение

    Проблемы управления в сфере защиты граждан, общества в целом особенно обостряются на стадии становления рыночных отношений, когда наиболее ярко проявляются, с одной стороны, ключевые признаки рыночной экономики (множественность форм собственности, свободная конкуренция производителей и граждан, либерализация цен), а с другой - стихийные факторы рынка. Стихийность, усиление расслоения общества, которые имеют место на нынешнем этапе экономической реформы, приводят к нарастанию тенденций развала в экономике, дальнейшей криминализации экономики и общества. Существующая система государственного управления социально-экономической сферой требует теоретического осмысления и усиления направленности на обеспечение экономической защиты граждан и общества.

    Проблема развития использования на практике широкого круга критериев экономической безопасности личности, вызвана необходимостью интеграции Российской Федерации в мирохозяйственную систему и относится к разряду самых актуальных. Формирование условий оптимального использования отечественных и иностранных инвестиций в сферы жизнедеятельности человека, в наибольшей степени отвечающие за его экономическую безопасность, занимает важное место в решении этой проблемы. Прежде всего, речь идет об организационном обеспечении процесса мониторинга факторов, определяющих угрозы экономической безопасности личности с одновременной трансформацией сложившегося в Российской Федерации подхода по поддержанию социальной сферы «по остаточному принципу» в рыночноориентированные.

    Актуальность данной темы заключается еще и в том, что за годы «рыночных преобразований» российской экономики все больше обострилась проблема экономической защиты личности в отсутствие государственной политики, взаимоувязывающей национальную экономическую безопасность и экономическую безопасность личности, а также эффективной системы управления экономической безопасности личности. Что тем более востребованного в нынешний период мирового экономического кризиса.

    Актуальность работы подтверждается также тем, что до настоящего времени оставалась открытой проблема упреждения угроз экономической безопасности личности как профилактической меры, препятствующей их возникновению, и соответственно, предотвращению нанесения экономического (материального) и моральною ущерба личности.

    В соответствии с этим возникает необходимость повышения эффективности государственного управления социально-экономическими процессами, создания системы экономической безопасности личности, общества в целом.

    Исходя из изложенного, основная цель данной работы исследование критериев, показателей и пороговых значений экономической безопасности личности в системе национальной экономической безопасности.

    В связи с этим основными задачами работы являются:

    Дать общее представление об экономической безопасности личности и о угрозах ей;

    Рассмотреть критерии, оценки и пороговые значения экономической безопасности личности в системе национальной экономической безопасности;

    Проанализировать современое состояние экономической безопасности личности с опорой на последние современные показатели.

    При подготовке работы использовались законодательные акты, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, аналитические материалы, результаты Парламентских слушаний, а также теоретические разработки и практические рекомендации специалистов по вопросам экономической безопасности личности и в особенности изучающие критерии и пороговые показатели такой безопасности. Также использовались и публикации по этой теме в периодической печати.

    1. Понятие экономической безопасности личности и угрозы ей

    Понятие безопасности личности появилось в международном лексиконе только в конце двадцатого века. До этого, на протяжении более трехсот лет, общеизвестной и принятой концепцией была идея государственной безопасности. Государства были вправе, и даже обязаны, защищать свою территориальную целостность от внешних угроз, и в этих целях даже разрешалось принимать особые меры, но понятие безопасности, по крайней мере, на международном уровне, не шло дальше границ государства.

    Перемена в употреблении термина «безопасность» произошла в 1990-е годы ХХ века, когда международное сообщество начало соглашаться с важностью принятия особых мер для защиты не только государств, но и людей от угрозы для их безопасности, даже в тех случаях, когда это противоречило желаниям какого то конкретного государства.

    «Безопасность личности означает то же самое, что и «безопасность людей»… Целью безопасности личности является безопасность и выживание людей». Лодгаард, Сверр. Соответствующие упражнения. Борьба за богатство и власть. / Сверр Лодгаард. - М.: Интеграл, 2007. - С.85.

    Несмотря на различия в интерпретации, определениях и акцентах, разные концепции безопасности личности, тем не менее, имеют общие положения. Практически все концепции безопасности личности ставят в центр международных дискуссий человека и обращает внимание на безопасность людей, а не только государств. Они подразумевают и особо выделяют тот факт, что государство обязано гарантировать экономическую безопасность своих граждан. Основное внимание к экономической безопасности людей повышает и роль государства в обеспечении защиты своих граждан в этой области. Безопасность личности. / Пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи Совет Европы. - М.: ТК Велби, 2007. - С.367.

    Феномен экономической безопасности состоит в том, что ослабляется его главная основа - человек и его положение в обществе. Именно с этой точки зрения из всех проблем наиболее важной многим исследователем представляется именно экономической безопасности личности, повышение ее активности, предотвращение возникающего в отсутствие такой безопасности девиантного поведения, которое захлестывает всю нашу державу. Общество и личность должны быть гарантированы с помощью государства, его уполномоченных, всех государственых органов.

    Экономическая безопасность личности характеризуется состоянием, при котором гарантированы условия защиты жизненных интересов, обеспечивается система социального развития и социальной защищенности личности. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность). / Под редакцией Е.А. Олейникова. - СПб.: Питер, 2003. - С.181.

    При этом прослеживается четкая связь экономической безопасности личности с национальной экономической безопасностью, при которой состояние экономики и институтов власти обеспечивает гарантию защиты национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал.

    Человек (личность), будучи сам объектом и субъектом, системой безопасности, присутствует во всех других системах безопасности, играя базовую системообразующую роль. Отсюда обеспечение личной безопасности становится условием обеспечения безопасности всех других ее форм и уровней, но, в свою очередь, положение личности определяется состоянием общества, государства, природы. Личность находится в фокусе практически всех опасностей, так как от любых деструктивных социально-политических, экологических, этнических и технических событий страдает именно человек.

    Отсюда вытекает понятие «личная безопасность», то есть защищенность человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей, имеющая множество разновидностей. Это связано с тем, что личность является биосоциальной системой и выступает одновременно в роли человека как члена общества, и человека как живого организма, существующего в ограниченных параметрах окружающей среды.

    В первом случае речь идет о правовой безопасности личности, т.е. защищенности человека-гражданина системой общеобязательных норм, охраняемых традициями общества и правовой деятельностью государства, о материальной безопасности, о бытовой безопасности.

    Во втором случае личная безопасность обеспечивается по классу параметров среды обитания личности (по форме движения энергии): физической, химической, биологической, радиационной и др., а также по характеру воздействия: соматическая безопасность или защищенность тела от травм, ран и прочих поражений; психическая защищенность психики, то есть нормальной деятельности мозговых факторов мышления, нервной системы, духовная - защищенность сознания, морального состояния, воли и способности к действию; физиологическая - защищенность физиологических систем организма, поддерживающих его жизнь и работоспособносгь; энергетическая - защищенность от охлаждения организма, голодной смерти или потери работоспособности от истощения. Методологически важно учитывать, что человек как живой организм или личность может прекратить существование от любого воздействия, интенсивность и время действий которого превысит предел выносливости. Гончаренко Л.П. Развитие методологии экономической безопасности личности. // Обозреватель, 2004, №6. - С.18.

    Среди факторов, характеризующих личную безопасность, экономический фактор является ведущим. Это объясняется тем, что без развитой экономической базы невозможно обеспечить все жизненно важные интересы человека, как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития граждан, общества и государства.

    Эффективная социально-экономическая политика государства является основой для создания системы экономической безопасности личности.

    На современном этапе развития российского общества система экономической безопасности крайне противоречива и неопределенна. Это связано с тем, что, начиная с первых перестроечных лет российского государства, была упущена главная компонента системы экономической безопасности и, прежде всего, безопасности человека и общества в целом. Россия на протяжении многих лет постепенно утрачивала свои потенциальные возможности, а значит и способности для реализации экономических, консолидирующих, координирующих функций, отстаивания своих экономических интересов, осуществления комплекса мер по обеспечению экономической безопасности, создания благоприятного хозяйственно-инвестиционного климата.

    Размышляя об экономической деградации экономической безопасности личности государств СНГ, в том числе и России, директор Института США и Канады Российской Академии наук СМ. Рогов отмечал: «…мы сегодня независимые государства, но у нас множество общих проблем. И, наверное, самая большая проблема - это слабость государства… Так большинство государств СНГ сегодня не в состоянии выполнить элементарные функции по отношении к экономической безопасности личности, которые должно выполнять государство в любой стране мира» Рогов, С.М. Россия, СНГ в мировой экономике: сотрудничество и соперничество. // Круглый стол» Совета Федерации. 16 июня 2004 г. - Вып. 14. - С. 17. . В какой то мере это относится и к современной России, хотя особо трудные времена пришлись на 90-е годы ХХ века.

    Современные преобразования в России, новые экономические структуры призваны компенсировать дефицит управленческих, координирующих ресурсов экономического развития, формирования адекватных новым экономическим, политическим, социальным реалиям, структур и механизмов обеспечения экономической безопасности личности.

    Правовой основой экономической безопасности личности в современной России является Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и ряд законодательных актов по социальным проблемам, образованию, здравоохранению и т.д.

    Государство, являясь основным субъектом в обеспечении безопасности и в соответствии с действующим законодательством, обеспечивает безопасность личности в реализации ее прав и свобод.

    В конституции РФ 1993 года в основном изложены такие направления прав и свобод, как гражданские, политические, экономические и социальные.

    Среди группы этих прав и свобод для нормального функционирования личности, ее возможности участия во всех экономичных процессах являются: Экономические права и свободы:

    Право частной собственности;

    Свобода предпринимательской деятельности;

    Свобода труда.

    Социальные права и свободы:

    Право на социальное обеспечение;

    Право на образование;

    Право на жилище;

    Право на свободное распоряжение своими способностями;

    Право на охрану здоровья и материнство. Паньков, В. Конституционные и законодательные основы экономической безопасности. // В. Паньков. - РИСК, 2004, №4. - С.29.

    В свете этого экономическая безопасность личности выделялась особо во всех документах, по национальной безопасности принимавшихся за последнее время. Не является исключением и недавно принятая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Которая трактует понятие «национальная безопасность», как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. При этом для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на приоритетах устойчивого развития, среди которых на первом месте указано повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной экономической безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

    Объектами экономической безопасности личности выступают граждане и общество, субъектами - потенциальные рабочие места, сфера социального обеспечения, материальное производство.

    Предметом государственной деятельности в области экономической безопасности личности являются:

    Анализ и синтез факторов, негативно влияющих на систему экономической безопасности человека;

    Осуществление такое государственной экономической политики и институциональных сдвигов, которые элиминировали бы несовершенство социально - экономической политики.

    Государственная стратегия экономической безопасности личности должна включать:

    Характеристику опасностей и угроз;

    Определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности личности;

    Механизмы обеспечения экономической безопасности личности, защиты жизненно важных интересов на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия;

    Контроль за выполнением государственной стратегии экономической безопасности личности. Национальная безопасность России и человека: Реальность и перспективы. // Материалы конференции, проведенной Клубом «Реалисты» совместно с Всемирным Русским народным Собором. Клуб «Реалисты». Информационно-аналитический бюллетень. 2006. - С.74.

    Общая экономическая безопасность личности реализуется на следующих целевых направлениях:

    Экологическая безопасность;

    Продовольственная безопасность;

    Информационная безопасность;

    Трудовая безопасность (проблемы занятости);

    Безопасность в области образования и культуры;

    Безопасность медицинского обслуживания и т.д. Зыков, В.В., Елфимова, О.С. Введение в безопасность: Экономико-социальный аспект. / В.В.Зыков, О.С. Елфимова. ? Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2006. - С.272.

    В пояснительной записке к Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывается, что угрозы безопасности личности, прежде всего, кроются в экономической среде.

    При этом характерными угрозами являются:

    Усиление социальной и имущественной дифференциации населения;

    Неравномерность социально-экономического развития регионов, что порождает социальную напряженность среди разных групп населения;

    Бедность и нищета;

    Низкий уровень занятости;

    Безработица среди экономически активного населения;

    Криминализация экономических отношений. Пояснительная записка Совета Безопасности РФ к «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 год»а утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

    Таким образом, защита прав и свобод личности, обеспечение ее экономической безопасности в полной мере должна относится к деятельности различных ветвей власти и, прежде всего к исполнительной.

    В реальной же действительности государству не всегда удается защитить права и свободы, создать такие условия, чтобы личность раскрыла свои потенциальные возможности, оказалась полезной и нужной. На данном этапе развития государства на первый план выступают угрозы безопасности, вытекающие из политики проведения реформ и возможность их нейтрализации с учетом многочисленных показателей экономической безопасности личности.

    экономическая личность угроза безопасность

    2. Критерии, показатели и пороговые значения экономической безопасности личности

    Общеизвестно, что существенным элементом управления является анализ состояния исследуемой системы. Значимость анализа и его достоверность возрастает в связи с тем, что базовые показатели закладываются в прогноз, что определяет социально-экономической развитие на будущее.

    Экономическая безопасность государства обеспечивается безопасностью социально-экономических систем более низкого уровня управления, каждому из которых соответствует определенная система элементов безопасности, что представлено в таблице 1.

    Таблица 1. Элементы экономической безопасности на различных уровнях управления

    Уровень управления

    национальный

    региональный

    личностный

    Способность экономики обеспечивать расширенное воспроизводство без критической зависимости от импорта

    Способность региональной экономики обеспечивать расширенное воспроизводство без критической зависимости от импорта

    Способность человека к самостоятельному финансовому обеспечению индивидуального воспроизводства

    Приемлемый уровень жизни населения

    Приемлемый уровень подушевых доходов

    Устойчивость финансовой системы страны

    Устойчивость финансовой системы региона

    Устойчивость личных и семейных доходов

    Единство экономического пространства страны

    Единство экономического пространства региона

    Единство экономического пространства семьи

    Обеспечение условий, противодействующих криминализации общества

    Обеспечение условий, противодействующих посягательствам на личное имущество

    Адекватное государственное регулирование, обеспечивающее нормальное функционирование рыночной экономики, как в обычных, так и в экстремальных условиях

    Семейное и личное бюджетирование и страхование, создающие условия для нормальной жизни, как в обычных, так и в экстремальных условиях

    Обеспечение безопасности по этим элементам на всех указанных уровнях управления достигается системой мер экономического, организационного и иного характера, адекватной возникающим угрозам. Оценка уровня безопасности на национальном уровне осуществляется на основе определенной системы показателей, пороговые значения которых рассматриваются как критерии принятия управленческих решений. В качестве приемлемого уровня пороговых значений обычно используются аналогичные среднемировые показатели.

    Большинство экспертов сходится во мнении, что к основным показателям угрожающим экономической безопасности населения необходимо отнести:

    Низкий уровень ВВП на душу населения.

    Низкий уровень среднего и минимального размера оплаты труда по различным отраслям народно-хозяйственного комплекса, особенно в социальной сфере.

    Разрыв в доходах населения. (В России он особенно он показателен для таких регионов как Москва и Санкт-Петербург по сравнению с провинциальными регионами).

    Дифференциация в доходах 10% самых богатых к 10% самых бедных;

    Высокий уровень открытой и скрытой безработицы;

    Низкую продолжительность жизни населения;

    Высокий уровень преступности среди различных категорий на 1000 человек. Шлыков В.В. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов: Организационные и криминологические аспекты / В.В. Шлыков. - Рязань: Пресса, 2000. - С.221.

    Все эти показатели характеризуют состояние экономической безопасности личности как основного источника, создающего продукт, приносящий прибыль. А в центре внимания государства должна быть именно экономически активная личность.

    Именно для нейтрализации экономических угроз личности государство вырабатывает систему взглядов на ее обеспечение, имеет концептуальную модель основанную на пороговых показателях, которая на практике реально служила бы нормальному функционированию личности.

    До недавнего времени пожалуй, наиболее широкое распространение, в том числе и в официальных документах (в частности, в документах Совета Безопасности РФ, Государственной Думы и Совета Федерации РФ), получили показатели экономической безопасности государства и личности, подготовленные С. Глазьевым, в которых в интегрированы пороговые оценки критичности того или иного показателя. Система показателей личной экономической безопасности подготовленной по методике С. Глазьева демонстрируется на таблице 2.

    Таблица 2. Система расчета показателей экономической безопасности личности с использованием критических пороговых значений

    Показатели

    По данным Глазьева

    пороговые значения

    фактическое состояние

    соотношение фактического и порогового значений*

    1. Объем валового внутреннего продукта:

    1а. в целом от среднего по «семерке»

    1б. на душу населения от среднего по «семерке»

    1в. на душу населения от среднемирового

    2. Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума

    3. Продолжительность жизни населения

    4. Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп и 10% самых низкодоходных груп

    5. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения)

    6. Уровень безработицы о методологии МОТ.

    7. Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму

    Кажется, что в этих показателях учтены все основные угрозы экономической безопасности личности и подобная система должна широко применяться, но как оказалось использование данной методике на практике столкнулась с массой проблем.

    Во первых предложенные величины пороговых значений показателей экономической безопасности оказались совершенно произвольными и каждый исследователь пытался вывести свое пороговое значение.

    А во вторых, (и это главное) мировой экономической науке за рубежом ничего неизвестно ни о таких пороговых значениях, ни о странах, которые при достижении этих пороговых значений оказались бы «за критической чертой». Илларионов, А. Показатели экономической безопасности по методике С. Глазьева / Аналитические материалы Вестника Совета Федерации, 2003, №2. - С.50. Так подавляющее большинство стран Африки не соответствуют не одному из пороговых критериев, но тем не мене продолжают существовать.

    На ряду с методикой Глазьева зачастую использовались и методические рекомендации ООН по учету качества жизни и уровня бедности приложительно к определению экономической безопасности личности.

    Под качеством жизни населения понимается совокупность показателей, характеризующих материальное, социальное, физическое, культурное и духовное благосостояние населения данной страны.

    В 1978 г. ООН была разработана Система показателей уровня жизни, включающая 12 групп показателей. Вместе с тем возникла потребность в построении единого интегрального показателя уровня жизни, объединяющего разные аспекты социально-экономического развития.

    Для измерения общественного развития страны предлагались синтетические индексы «качества жизни» населения, включающие демографические, социально-экономические и культурные компоненты.

    В последние годы интегральным показателем, обобщающим уровень развития и используемым при международных и региональных сопоставлениях, является индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП (англ. The Human Development Index - HDI), предложенный в качестве основного показателя, по которому ранжируются страны мирового сообщества и определяется рейтинг каждой страны. Этот индекс определяет ООН с 1990 года.

    Он представляет собой среднюю арифметическую трёх индексов: долголетие, образованность, доход.

    Каждому из факторов присущ определенный набор показателей, и в обобщенном виде он представляет собой компоненту ИРЧП. Причем компонента дохода используется как косвенная характеристика возможностей, не получающих отражение в двух других компонентах индекса. Она оценивается показателем ВВП на душу населения в паритетах покупательной способности валют. Долголетие представляет собой способность личности прожить долгую и здоровую жизнь, измеряемую показателем ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении (англ. Life expectancy at birth), определяемым по демографическим таблицам смертности. Уровень образования характеризуется следующими показателями: грамотностью взрослого населения, охватом молодежи обучением в учебных заведениях. На основе данных показателей определяются индекс грамотности взрослого населения и совокупный индекс числа поступивших в учебные заведения, которые дают обобщающую оценку достигнутого уровня образования (англ. Education index) как компоненту ИРЧП.

    При построении отдельных индексов наряду со значением Фактического уровня показателей используются фиксированные минимальное и максимальное значения, которые называются реперными точками. Что такое человеческое развитие? Из истории вопроса // Материалы Представительства ПРООН в РФ. 2001. - С.43.

    Помимо этого в рамках ООН, а также Совета Европы широко используются и другие индексы качества жизни, например:

    а) индекс интеллектуального потенциала общества. Отражает уровни образования населения и состояние науки в стране;

    б) человеческий капитал на душу населения. Отражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие социальные сферы на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его доля в структуре всего капитала;

    в) коэффициент жизнеспособности населения. Характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики. Этот показатель измеряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1,5 означает кризисное положение, падение качества жизни населения до предела, за которым начинается вымирание населения. Серебряков В.В.,Яновский Р.Г. Социальная-экономическая безопасность как исследовательская проблема. Вестник РАН, 2006, Т.76, №4. - С.294.

    Кроме интегральных показателей в мировой практике не забыты и частные показатели характеризующие отдельные стороны качества жизни. К ним относятся:

    Социально-демографические показатели;

    Экономическая активность населения;

    Социальная напряжённость;

    Развитие социальной сферы;

    Экологические показатели.

    В России для конкретизации этих общих систем показателей были введены индикаторы уровня жизни и индикаторы качества жизни.

    В индикаторы уровня жизни стали включают:

    Реальную заработную плату;

    Реальные доходы населения (в том числе с разделением на доходы от вторичной занятости, доходы от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивиденды (по акциям и облигациям), проценты по вкладам населения, пенсии, пособия, стипендии).

    К индикаторам уровня жизни были отнесены:

    Показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам);

    Показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жилищем, коммунально-бытовыми удобствами.

    При этом все такие показатели могут быть сгруппированы:

    Натуральные индикаторы, которые непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами;

    Стоимостные индикаторы, отражающие затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику; группируются по видам потребностей. Например, затраты на питание, оплату жилища, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т.д. Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности. // Вопросы экономики, 2005, №10. - С.36.

    Огромное значение для определения экономической безопасности личности оказались и замеры по критерию бедности.

    Бедность? это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств существования. Количество бедного населения колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2002. - С.43.

    Бедность не имеет какого-либо однозначного показателя. Различают абсолютную и относительную черту бедности.

    Абсолютная черта бедности? минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище. В России это прожиточный минимум.

    Относительная черта бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности (в странах ЕС - ниже половины средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране).

    Бедность характеризуется следующими показателями:

    Число бедных;

    Коэффициент глубины бедности;

    Коэффициент остроты бедности.

    Число бедных изменяется с изменением экономической конъюнктуры в стране. В России, по некоторым источникам, число бедных превышает 25% общей численности семей.

    Коэффициент глубины бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума и характеризуется величиной суммарного дефицита дохода, соотнесённого с общим числом обследуемых семей.

    Коэффициент остроты бедности - средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума, определяется величиной суммарного квадратичного дефицита доходов, соотнесённого с общим числом обследуемых семей.

    Профиль бедности связан со статусом занятий населения. Больше всего бедных среди лиц престарелого возраста, нетрудоспособных и больных, женщин и детей. Вечканов, Г.С., Вечканова, Г.Р. Макроэкономика./ Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. ? СПб.: Питер, 2002. - С.286

    Наконец современная система показателей измеряемых в рамках экономической безопасности населения приняла законченный вид в 2009 году с утверждением указом Президента «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» когда произошел отказ от системы пороговых показателей экономической безопасности в пользу динамического измерения этих показателей и создания векторных систем оценки прогресса или регресса экономической безопасности в отдельных сферах. Некоторые исключения прямо указаны в статье 112 этой стратегии из которых к экономической безопасности личности относиться лишь уровень безработицы (доля от экономически активного населения) и децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения), а также уровень роста потребительских цен. Загашвили В.С. Комментарии к Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. / В.С. Загашвили. - М.: Прогресс, 2010. - С.149.

    В связи с принятием данной Стратегии национальной безопасности Федеральной службой государственной статистики были приняты новые методики оценки социального положения и уровня жизни населения России и социально-экономические индикаторы бедности по которым в 2009 и начале 2010 года были составлены официальные отчеты. Достойный уровень жизни - лучшая стратегия безопасности России . Интервью Николая Патрушев а. // Известия от 20 мая 2009 года.

    В связи с вышеизложенным возникает необходимость создания единого аналитического центра при Совете Безопасности РФ, обладающего достаточным потенциалом для проведения полноценного мониторинга основных показателей экономической безопасности личности в соответствии с их пороговыми значениями.

    3. Анализ современного состояния экономической безопасности личности

    Как уже говорилось Федеральной службой государственной статистики были приняты новые методики оценки социального положения и уровня жизни населения России и социально-экономические индикаторы бедности в соответствии с которыми происходит динамическое измерение экономической безопасности личности в России. Проведем краткий анализ этих показателей.

    Программа статистического мониторинга экономической безопасности личности направлена на получение характеристик уровня и профиля качества жизни и бедности россиян, а также тенденций изменения положения малоимущего (бедного) населения в целом по России и в ее субъектах.

    К основным показателям качества жизни отнесены денежные доходы в среднем на душу населения, реальные располагаемые денежные доходы и среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в реальном и номинальном исчислении. Сводная система этих данных представлена в таблице 3. Срочная информация по актуальным вопросам. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - http://www.gks.ru

    Таблица 3. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения России

    Апрель
    2010 г

    В % к

    Январь-
    апрель
    2010 г .
    в
    % к
    январю-
    апрелю
    2009 г .

    апрель 2009 г . в % к

    январь-
    апрель
    2009 г .
    в
    % к
    январю-
    апрелю
    2008 г .

    апрелю
    2009 г .

    марту
    2010 г .

    апрелю
    2008 г .

    марту
    2009 г .

    Денежные доходы (в среднем на душу населения) 1) , рублей

    Реальные располагаемые денежные доходы 1)

    Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника 2) :

    номинальная, рублей

    реальная, рублей

    1) Предварительные данные.
    2) За апрель
    2010 г . предварительные данные.

    Как видно доходы граждан за последние годы имели положительную динамику. А реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в апреле 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г., по оценке, увеличились на 3,7%, в январе-апреле 2010 г. - на 6,5%. Стабильность этого основополагающего показателя экономической безопасности личности демонстрирует и график 1.

    График 1. Динамика реально располагаемых денежных доходов населения в % к среднемесечному значению 2007 г.

    Гораздо сложнее обстояли дела с реальной заработной платой, чей уровень снижался на протяжении 2009 года и начал восстанавливаться лишь в этом году.

    При этом одной из проблем экономической безопасности личности является высока степень дифференциации зарплаты в разных сферах экономической деятельности и недооценка интеллектуального труда, что отражает таблица 4. Качество жизни. Актуальные показатели. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - http://www.gks.ru

    Так в первом квартале 2010 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 86%, а работников образования и вовсе 76%, хотя еще в первом квартале 2009 г. этот показатель выглядел гораздо лучше - соответственно 91% и 82%.

    Таблица 4. Среднемесячная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности

    Март 2010 г .

    I квартал 2010 г .

    рублей

    в % к

    рублей

    в % к

    марту
    2009 г .

    февралю
    2010 г .

    I квар талу
    2009 г .

    общероссийскому уров ню среднемесячной заработной платы

    Всего

    сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

    рыболовство, рыбоводство

    добыча полезных ископаемых

    обрабатывающие производства

    производство и распределение электроэнергии, газа и воды

    строительство

    оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

    гостиницы и рестораны

    транспорт и связь

    финансовая деятельность

    операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

    государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

    образование

    здравоохранение и предоставление социальных услуг

    предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

    Другим угрожающим показателем экономической безопасности оказался резкий рост просроченной заработной платы. Экономический «недуг» казавшийся побежденным вновь воскрес в кризисный период. Динамику этого процесса демонстрирует таблица 5.

    Таблица 5. Динамика просроченной задолженности по заработной плате

    Просроченная задолженность
    по заработной плате

    В том числе задолженность

    Численность
    работников,
    перед которыми имеется просроченная
    задолженность по заработной плате,
    тыс. ч еловек

    из-за несвоевременного
    получения денежных
    средств из бюджетов
    всех уровней

    из-за отсутствия
    собственных средств

    млн.
    рублей

    в % к
    преды-
    дущему
    месяцу

    млн.
    рублей

    в % к
    преды-
    дущему
    месяцу

    млн.
    рублей

    в % к
    преды-
    дущему
    месяцу

    2009 г .

    Сентябрь

    2010 г .

    Фактически перелом к улучшению этой ситуации произошел лишь апреле-мае 2010 г. Когда суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности (на 1 мая 2010 г.). составила 3240 млн. рублей и по сравнению с 1 апреля 2010 г. снизилась на 18,3%. Но даже и сейчас объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 мая 2010 г., составлял 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.

    И хотя на 1 мая 2010 г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 апреля 2010 г. в 45 субъектах РФ, но в 29 субъектах она выросла, отсутствовала вовсе лишь в 9 субъектах России.

    Особо тревожным представляется тот факт, что из общей суммы просроченной задолженности 1240 млн. рублей (38,3%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2009 г., 415 млн. рублей (12,8%) даже в 2008 г. и ранее. Причем в задолженность есть и вина бюджета, так из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 мая 2010 г. составила 84 млн. рублей, или 2,6% общего объема просроченной задолженности по заработной плате. Причем из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 84,0% приходилось на федеральный бюджет, 10,4% - на бюджеты субъектов Российской Федерации и 5,6% - на местные бюджеты.

    Одним из главных показателей в новой методике является величина прожиточного минимума в конкретном субъекте Российской Федерации базовая для расчета многих индикативных показателей по оказанию социально-экономической помощи конкретным гражданам. Для этого Правительством Российской Федерации 21 апреля 2010 г. принято постановление №259 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2009 года». Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2010г. № 259 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2009 года"

    Распределение этого показателя по территории России демонстрируется на рисунке 1.

    Рисунок 1. Величина прожиточного минимума в субъектах России

    Помимо распределения по территории страны прожиточный минимум имеет естественно и динамическую составляющую причем учитываемую для различных социальных групп по разному, которую демонстрирует таблица 6 и распределение в нутрии прожиточного по группировкам расходов, что отражает диаграмма 1.

    Таблица 6. Динамика величины прожиточного минимума (рублей в месяц)

    Все население

    В том числе по основным социально-демографическим группам населения

    трудоспособное население

    пенсионеры

    дети

    2008 г .

    I квартал

    II квартал

    III квартал

    IV квартал

    2009 г .

    I квартал

    II квартал

    III квартал

    IV квартал

    Диаграмма 1. Структура величины прожиточного минимума в IV квартале 2009 г. (в %)

    Из таблицы видно, что динамика величины прожиточного минимума трудоспособного человека вполне сопоставима с динамикой роста его реального дохода, а в начале кризисного 2009 года, на фоне спада реальных доходов даже продемонстрировала существенный опережающий рост. Несколько лучше этот показатель для детей и пенсионеров.

    Диаграмма же демонстрирует, что основную составляющую величины прожиточного минимума составляют расходы на продукты питания и услуги, а доля непродовольственных товаров особо высока в прожиточном минимуме детей, динамику этих показателей демонстрирует график 2.

    График 2. Динамика составляющих минимальной продовольственной корзины

    И если в области продовольствия можно сказать о положительной тенденции в области возможности обеспечения экономической безопасности личности, то это никак нельзя сказать о непродовольственных товарах и особенно услугах (демонстрирующих стремительный рост в начале все последних лет).

    Наряду с показателями качества жизни для экономической безопасности личности критически важны и показатели бедности. Наиболее общий из них демонстрирует распределение населения по группам доходов и динамику такого распределения, что демонстрирует таблица 7. Социально-экономические индикаторы бедности - 2009 г. // Федеральная служба государственной статистики - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - http://www.gks.ru

    Таблица 7. Распределение населения по величине среднедушевых
    денежных доходов

    Все население

    в том числе со среднедушевыми
    денежными доходами в месяц, руб.:

    8000,1 - 10000,0

    10000,1 - 15000,0

    15000,1 - 20000,0

    20000,1 - 30000,0

    свыше 30000,0

    При взгляде на эту общую таблицу создается впечатление что особых проблем с бедностью в России нет и показатели из года в год улучшаются, тем более что данные сопоставляются в рублях без учета инфляции. Но два других показателя демонстрируемых на диаграмме 2 и в таблице 8, не оставляют и камня на камне от этого безудержного оптимизма.

    Диаграмма 2. Распределение населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по основным возрастным группам (%)

    Из приведенной диаграммы становится ясно, что подавляющая часть населения с величиной дохода ниже прожиточного минимума сосредоточенно среди лиц трудоспособного возраста, что является крайне неблагоприятным показателем. К тому же в последний год наметилась и неприятная тенденция возрастания процента детской бедности.

    Таблица 8. Распределение общего объема денежных доходов по процентным группам населения (%)

    Денежные доходы - всего, процентов

    в том числе по 20-процентным
    группам населения:

    первая (с наименьшими доходами)

    четвертая

    пятая (с наибольшими доходами)

    из нее 10% населения с наивысшими доходами

    Коэффициент Джини

    Коэффициент фондов, в разах

    Децильный коэффициент, в разах

    Показатели таблицы 8 относятся к одному из немногих оставшихся индексных показателей прямо указанных в действующей Стратегии национальной безопасности, и именно эти показатель демонстрируют ежегодную неблагоприятную динамику, что не может не вызывать тревогу за экономическую безопасность личности в современной России.

    Заключение

    В заключении попытаемся сосредоточится на основных выводах.

    В работе рассмотрена относительно новая для отечественной экономической науки проблема экономической безопасности личности.

    Проведено рассмотрение проблемы экономической безопасности личности как составляющей национальной экономической безопасности, обеспечивающей гарантию защиты национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны, достаточный экономический и оборонный потенциал. Это признает и недавно вступившая в действие Стратегия национальной безопасности на период до 2020 г. в которой обеспечение достойных условий жизни в России признается такими же приоритетами обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления - обороноспособность и безопасность государства.

    Обеспечение экономической безопасности, в том числе на уровне личности достигается системой мер экономического, организационного и иного характера, адекватной возникающим угрозам, а для правильного формирования этих мер не обойтись без системы оценок угроз.

    Главное внимание было уделено исследованию системы показателей и индексов измеряющих экономическую безопасность личности. При этом раскрыты как макроэкономические показатели, так и показатели на уровне личности, применяющиеся для оценки экономической безопасности граждан, в том числе и акцентируется внимание на учета индикативных значений и пороговых значений показателей распространенной в прежние годы и на новой системе динамических показателей утвержденной в России в последнее время.

    В 90-е годы ХХ в. В России для измерения экономической безопасности личности была выстроена система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

    Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности.

    Но подобная система вызывала множество нареканий, поскольку разнообразные индикаторы зачастую противоречили друг другу, пороговые значения обычно оказывались крайне субъективными и вызывали споры среди ученых. К тому же не каких видимых изменений при пересечении В ту или иную сторону таких пороговых значений заметно не было.

    Более информативными оказались применяемые в международной практике интегративные показатели как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения и коэффициент жизнеспособности населения, но они охватывали слишком широкий слой критериев учета и обычно не годились при принятии оперативных решений.

    В этих условиях Федеральной службой государственной статистики были приняты новые методики оценки социального положения и уровня жизни населения России и социально-экономические индикаторы бедности в соответствии с которыми происходит динамическое измерение экономической безопасности личности в России. В виде исключения были оставлены несколько важнейших индикативных показателей уровень безработицы (доля от экономически активного населения) и децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения), а также уровень роста потребительских цен.

    Подобные документы

      Понятие экономической безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, ее краткая характеристика. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики. Анализ показателей экономической безопасности России.

      статья , добавлен 03.03.2013

      Свойства и функции экономической безопасности, ее виды. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Формирование основ экономической безопасности в банковской деятельности. Трудности в решении экономической безопасности в России.

      курсовая работа , добавлен 03.12.2014

      Экономический потенциал страны и система национальной безопасности. Количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики. Основные меры и направления деятельности государства по обеспечению экономической безопасности России.

      реферат , добавлен 14.08.2015

      Сущность, проблемы и критерии экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности России. Механизмы обеспечения военно-экономической и внешнеэкономической безопасности. Деятельность государства по обеспечению безопасности.

      курсовая работа , добавлен 02.11.2014

      Понятие и сущность экономической безопасности, содержание и структура данной категории в масштабах государства. Классификация и типы возможных угроз, механизм противодействия и профилактики. Пути обеспечения экономической безопасности и критерии оценки.

      курсовая работа , добавлен 11.03.2016

      Сущность понятия "экономическая безопасность". Уровни, их характеристика. Направления обеспечения экономической безопасности. Анализ подходов к формированию системы показателей оценки состояния безопасности. Пороговые значения по сферам жизнедеятельности.

      дипломная работа , добавлен 26.11.2017

      Сущность экономической безопасности. Компоненты экономической безопасности. Критерии экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности. Проблемы переходной экономики в постсоциалистических странах. Стратегия экономической безопасности.

      курсовая работа , добавлен 08.10.2008

      Современное состояние развития проблем экономической безопасности. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности. Прикладные аспекты экономической безопасности. Методика определения ключевых проблем экономической безопасности.

      курсовая работа , добавлен 09.11.2006

      Социально-экономическое значение лесного хозяйства для экономической безопасности Российской Федерации. Динамика показателей охраны и защиты лесов. Основные пути повышения экономической безопасности лесного хозяйства. Пороговые значения индикаторов.

      курсовая работа , добавлен 17.06.2015

      Понятие, сущность и концепция экономической безопасности. Характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности национальной экономики. Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности РФ на современном этапе развития.

    Выбор редакции
    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...

    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
    Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...
    Сегодня нам предстоит понять, как управлять деньгами. Ни для кого не секрет, что у каждого человека есть возможность получать больше....