Классификаторы социальной экономической и технической информации. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации


Статья 15. Закона «О техническом регулировании».

1. Участники работ по стандартизации, а также национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил образуют национальную систему стандартизации

2. Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

3. Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийский классификатор) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 15. Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации

1 . В комментируемой части статьи содержится ряд принципиально важных дополнений. Во-первых, в состав документов в области стандартизации, образующих национальную систему стандартизации, добавлены правила по стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, а также своды правил. Во-вторых, в число элементов, составляющих национальную систему стандартизации, включены участники работ по стандартизации.

Вместе с тем следует отметить, что Закон, хотя и включает понятие "участники работ по стандартизации" в определение национальной системы стандартизации, но не конкретизирует, кто имеется в виду под такими участниками. В связи с этим, полагаем, необходимо более подробно осветить данный вопрос.

В 2003 г . в целях обеспечения эффективной государственной политики в области стандартизации был представлен к публичному обсуждению проект документа "Национальная система стандартизации Российской Федерации. Общие положения", разработанный в соответствии с комментируемым Законом, Руководством ИСО/МЭК 2, Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле. Настоящий документ установил общие положения, цели, основные направления, принципы стандартизации в национальной системе стандартизации, а также организационную структуру этой системы, функции, права и обязанности ее участников, финансовые основы деятельности. В соответствии с указанным проектом участниками национальной системы стандартизации являются (п.5.1.):

  • Федеральный орган по техническому регулированию (ФОТР);
  • Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ);
  • Межведомственный совет по стандартизации (МВС);
  • Национальный орган по стандартизации Российской Федерации (НОСт);
  • Технические комитеты по стандартизации (ТК);
  • Разработчики национальных стандартов;
  • Организации-изготовители и потребители продукции;
  • Научные организации, проводящие работы по стандартизации;
  • Эксперты, работающие в научных организациях по стандартизации, ТК;
  • Организации, осуществляющие информационное обеспечение национальной системы стандартизации.

В целом, предложенная проектом организационно-функциональная структура национальной системы стандартизации представляется верной, однако в Концепции развития национальной системы стандартизации данная структура была сужена до следующего состава:

  • национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);
  • научно-исследовательские организации по стандартизации;
  • технические комитеты по стандартизации;
  • разработчики стандартов.

Классификаторы и кодификаторы технико-экономической информации имеют различные сферы действия:

· Отраслевые классификаторы - действительны в рамках отрасли народного хозяйства.

· Региональные классификаторы - действительны для одного региона (республики, города, области).

· Общероссийские классификаторы (ОК) ─ действительны для всех ИС Российской Федерации.

· Международные классификаторы.

· Локальные классификаторы - действительны в рамках одной ИС.

Общероссийские классификаторы применяются в обязательном порядке при обмене информацией между информационными системами и информационными системами федерального уровня, а также при обмене информацией с информационными системами других регионов Российской Федерации. Общероссийские классификаторы имеют приоритетное применение. Разработка и использование иных классификаторов допускается, если приведенные выше классификаторы недостаточны по объему классифицируемых множеств и (или) признаков классификации. При этом в них возможно использование выборок из общероссийских классификаторов, перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими объектами и (или) признаками классификации.

Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти или соответствующими организациями (далее именуются ─ учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов) по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Российским статистическим агентством и Министерством экономики Российской Федерации

Наиболее часто используемые ОК:

ОКАОТО ─ объектов административно-территориального деления; ОКВ ─ валют; ОКДП ─ видов экономической деятельности, продукции и услуг; ОКДПТР ─ профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; ОКЕИ ─ единиц измерения; ОКИН ─ информации о населении; ОКОГУ ─ органов государственной власти и управления; ОКОНХ ─ отраслей народного хозяйства; ОКОПФ ─ организационно-правовых форм; ОКОФ ─ основных фондов; ОКП ─ продукции; ОКУД ─ управленческой документации;


Штриховое кодирование

Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины. Информацию несут относительные ширины светлых и темных полос и их сочетания, при этом ширина этих полос строго определена. Темные полосы называют штрихами, а светлые - пробелами.



По своей структуре штрих-код представляет прямоугольную область, заполненную горизонтальными штрихами, из которых, с помощью специальной аппаратуры можно считать закодированные цифры. В штриховом коде не содержится никакой дополнительной информации, кроме регистрационного номера предприятия и номера товара.

Штриховые коды UPC и EAN получили наиболее широкое распространение для кодирования товаров в производстве и торговле. Первый из них представляет стандарт кодирования, принятый в США, второй - в Европе. Однако в ходе внедрения систем кодирования в практику идентификации товаров коду EAN (European Article Number) отдается предпочтение. Сходство кодов UPC и EAN заключается в том, что в них используется для кодирования один и тот же набор знаков: цифры от 0 до 9 и пять вспомогательных символов.

Особенностью этих кодов является то, что в них применяются кодовые слова фиксированной длины. Наибольшее распространение в торговле за рубежом получили 13-и 8-разрядные коды EAN.

Основным принципом кодирования EAN является наличие однозначного идентификационного кода, полученного согласно правилам кодирования EAN для каждого продукта (товара). Все физические параметры кода должны удовлетворять специальным стандартам EAN, с учетом которых создаются и используются соответствующие технические средства записи, считывания и обработки информации штриховых кодов.

Первые 2-3 цифры - префикс национальной организации;

4 следующие цифры - это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации;

следующая группа цифр - это порядковый номер продукции внутри предприятия;

последняя 13-я цифра - контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати. Контрольное число вычисляется по определенному алгоритму. Оно отражает последовательность всех значений знаков кода.

Ошибочным является мнение о том, что по штриховому коду можно определить страну-производителя. Штриховой код несёт информацию только о том, в какой национальной организации зарегистрировано предприятие.



Штриховой код EAN используется для уникальной идентификации продукции.

Штриховой код на товаре в магазине является эквивалентом как цены, так и наименования покупки. Если два товара отличаются по цене, то они должны иметь различные штриховые коды (номера EAN).

Наибольший опыт использования штриховых кодов за рубежом и в определенной мере в России накоплен в производстве и торговле товарами народного потребления, где наибольшее применение имеет код EAN, в ассоциацию которого входят уже более 30 стран, включая Россию.

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийский классификатор) - это нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации .

Общероссийские классификаторы устанавливают единые наименования объектов на национальном уровне и соответствующие им коды. Данные общероссийских классификаторов широко используются для формирования баз данных о продукции, услугах и иных объектах в масштабе страны; управления документооборотом и принятия решений на национальном уровне; обеспечивают идентификацию объектов по соответствующим кодам.

Общероссийские классификаторы являются обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией .

Разработку, принятие, введение в действие, ведение и применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) осуществляют в соответствии с Положением, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. №677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области». Порядок разработки ОК устанавливают правила «ПР 50.1.020-2000 Порядок разработки общероссийских классификаторов».

По состоянию на 2013 год в РФ действует 34 общероссийских классификатора . Перечень действующих общероссийских классификаторов представлен в таблице 7.1.

Таблица 7.1 – Перечень общероссийских классификаторов

Обозначение

Наименование общероссийского классификатора

ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000

Общероссийский классификатор стандартов

Общероссийский классификатор услуг населению

Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг

Общероссийский классификатор продукции

Общероссийский классификатор предприятий и организаций

Общероссийский классификатор специальностей по образованию

Общероссийский классификатор занятий

Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления

Общероссийский классификатор управленческой документации

Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов (Классификатор ЕСКД)

Общероссийский классификатор основных фондов

ОК (МК (ИСО 4217) 003–97) 014–2000

Общероссийский классификатор валют

ОК 015-94 (МК 002-97)

Общероссийский классификатор единиц измерения

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации

Общероссийский классификатор информации о населении

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления

Общероссийский классификатор деталей, изготовляемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой

Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения

Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения

Общероссийский классификатор начального профессионального образования

Общероссийский классификатор экономических регионов

ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001

Общероссийский классификатор стран мира

Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах

Общероссийский классификатор форм собственности

Общероссийский классификатор организационно–правовых форм

ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1)

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов

Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов

Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований

В практике стандартизации широко используются Общероссийский классификатор продукции (ОКП), Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).

Стандартизация требований к продукции и услугам начинается со стандартизации наименований данных объектов, унифицированные названия которых представлены в ОКП и ОКУН. Разработанные стандарты на разные объекты тематически объединяются в разделы, группы, подгруппы, наименования и коды которых представлены в Общероссийском классификаторе стандартов.

Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП) – это нормативный документ, который представляет собой систематизированный свод кодов и наименований продукции, построенный по иерархической системе классификации.

ОКП включает восемьдесят четыре класса продукции, каждый из которых иерархически подразделяется на подклассы, группы, подгруппы и конкретные виды продукции. Код ОКП включает шесть значащих цифр и контрольное число.

ОКП используется для идентификации продукции и оформления документации на продукцию. ОКП исключает различные наименования для одной и той же продукции на территории всей страны. Выдержки из ОКП представлены в приложении В .

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) – это нормативный документ, который представляет собой систематизированный свод кодов и наименований услуг, построенный по иерархической системе классификации.

ОКУН включает тринадцать групп услуг, каждая из которых иерархически подразделяется на подгруппы, виды и конкретные услуги. Код ОКУН включает шесть значащих цифр и контрольное число.

ОКУН используется для идентификации услуг и оформления документации на услуги. ОКУН исключает различные наименования для одной и той же услуги на территории всей страны. Выдержки из ОКУН представлены в приложении Г .

Общероссийский классификатор стандартов ОК 001-2000 (ОКС) - это нормативный документ, который представляет собой систематизированный свод кодов и наименований классификационных группировок, используемых для классификации стандартов и других нормативно- технических документов.

ОКС предназначен для использования при построении каталогов, указателей, выборочных перечней, библиографических материалов, формировании баз данных по международным, межгосударственным и национальным стандартам и другим нормативным и техническим документам, обеспечивая предоставление информации и распространение этих документов в национальном, межгосударственном и международном масштабах.

ОКС разбит на сорок один тематический раздел, каждый из которых подразделяется на группы и подгруппы. Код ОКС включает восемь разрядов.

Для удобства использования ОКС снабжен алфавитно-предметным указателем, приведенным в приложении к документу, в котором в алфавитном порядке представлены наименования объектов стандартизации и соответствующие им коды. Информацию в ОКС удобно искать с использованием алфавитно-предметного указателя.

Выдержки из ОКС представлены в приложении Д .

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...