Классификаторы социальной экономической и технической информации. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации
Статья 15. Закона «О техническом регулировании».
1. Участники работ по стандартизации, а также национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил образуют национальную систему стандартизации
2. Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.
Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.
3. Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийский классификатор) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 15. Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации
1 . В комментируемой части статьи содержится ряд принципиально важных дополнений. Во-первых, в состав документов в области стандартизации, образующих национальную систему стандартизации, добавлены правила по стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, а также своды правил. Во-вторых, в число элементов, составляющих национальную систему стандартизации, включены участники работ по стандартизации.
Вместе с тем следует отметить, что Закон, хотя и включает понятие "участники работ по стандартизации" в определение национальной системы стандартизации, но не конкретизирует, кто имеется в виду под такими участниками. В связи с этим, полагаем, необходимо более подробно осветить данный вопрос.
В 2003 г . в целях обеспечения эффективной государственной политики в области стандартизации был представлен к публичному обсуждению проект документа "Национальная система стандартизации Российской Федерации. Общие положения", разработанный в соответствии с комментируемым Законом, Руководством ИСО/МЭК 2, Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле. Настоящий документ установил общие положения, цели, основные направления, принципы стандартизации в национальной системе стандартизации, а также организационную структуру этой системы, функции, права и обязанности ее участников, финансовые основы деятельности. В соответствии с указанным проектом участниками национальной системы стандартизации являются (п.5.1.):
- Федеральный орган по техническому регулированию (ФОТР);
- Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ);
- Межведомственный совет по стандартизации (МВС);
- Национальный орган по стандартизации Российской Федерации (НОСт);
- Технические комитеты по стандартизации (ТК);
- Разработчики национальных стандартов;
- Организации-изготовители и потребители продукции;
- Научные организации, проводящие работы по стандартизации;
- Эксперты, работающие в научных организациях по стандартизации, ТК;
- Организации, осуществляющие информационное обеспечение национальной системы стандартизации.
В целом, предложенная проектом организационно-функциональная структура национальной системы стандартизации представляется верной, однако в Концепции развития национальной системы стандартизации данная структура была сужена до следующего состава:
- национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);
- научно-исследовательские организации по стандартизации;
- технические комитеты по стандартизации;
- разработчики стандартов.
Классификаторы и кодификаторы технико-экономической информации имеют различные сферы действия:
· Отраслевые классификаторы - действительны в рамках отрасли народного хозяйства.
· Региональные классификаторы - действительны для одного региона (республики, города, области).
· Общероссийские классификаторы (ОК) ─ действительны для всех ИС Российской Федерации.
· Международные классификаторы.
· Локальные классификаторы - действительны в рамках одной ИС.
Общероссийские классификаторы применяются в обязательном порядке при обмене информацией между информационными системами и информационными системами федерального уровня, а также при обмене информацией с информационными системами других регионов Российской Федерации. Общероссийские классификаторы имеют приоритетное применение. Разработка и использование иных классификаторов допускается, если приведенные выше классификаторы недостаточны по объему классифицируемых множеств и (или) признаков классификации. При этом в них возможно использование выборок из общероссийских классификаторов, перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими объектами и (или) признаками классификации.
Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти или соответствующими организациями (далее именуются ─ учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов) по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Российским статистическим агентством и Министерством экономики Российской Федерации
Наиболее часто используемые ОК:
ОКАОТО ─ объектов административно-территориального деления; ОКВ ─ валют; ОКДП ─ видов экономической деятельности, продукции и услуг; ОКДПТР ─ профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; ОКЕИ ─ единиц измерения; ОКИН ─ информации о населении; ОКОГУ ─ органов государственной власти и управления; ОКОНХ ─ отраслей народного хозяйства; ОКОПФ ─ организационно-правовых форм; ОКОФ ─ основных фондов; ОКП ─ продукции; ОКУД ─ управленческой документации;
Штриховое кодирование
Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины. Информацию несут относительные ширины светлых и темных полос и их сочетания, при этом ширина этих полос строго определена. Темные полосы называют штрихами, а светлые - пробелами.
По своей структуре штрих-код представляет прямоугольную область, заполненную горизонтальными штрихами, из которых, с помощью специальной аппаратуры можно считать закодированные цифры. В штриховом коде не содержится никакой дополнительной информации, кроме регистрационного номера предприятия и номера товара.
Штриховые коды UPC и EAN получили наиболее широкое распространение для кодирования товаров в производстве и торговле. Первый из них представляет стандарт кодирования, принятый в США, второй - в Европе. Однако в ходе внедрения систем кодирования в практику идентификации товаров коду EAN (European Article Number) отдается предпочтение. Сходство кодов UPC и EAN заключается в том, что в них используется для кодирования один и тот же набор знаков: цифры от 0 до 9 и пять вспомогательных символов.
Особенностью этих кодов является то, что в них применяются кодовые слова фиксированной длины. Наибольшее распространение в торговле за рубежом получили 13-и 8-разрядные коды EAN.
Основным принципом кодирования EAN является наличие однозначного идентификационного кода, полученного согласно правилам кодирования EAN для каждого продукта (товара). Все физические параметры кода должны удовлетворять специальным стандартам EAN, с учетом которых создаются и используются соответствующие технические средства записи, считывания и обработки информации штриховых кодов.
Первые 2-3 цифры - префикс национальной организации;
4 следующие цифры - это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации;
следующая группа цифр - это порядковый номер продукции внутри предприятия;
последняя 13-я цифра - контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати. Контрольное число вычисляется по определенному алгоритму. Оно отражает последовательность всех значений знаков кода.
Ошибочным является мнение о том, что по штриховому коду можно определить страну-производителя. Штриховой код несёт информацию только о том, в какой национальной организации зарегистрировано предприятие.
Штриховой код EAN используется для уникальной идентификации продукции.
Штриховой код на товаре в магазине является эквивалентом как цены, так и наименования покупки. Если два товара отличаются по цене, то они должны иметь различные штриховые коды (номера EAN).
Наибольший опыт использования штриховых кодов за рубежом и в определенной мере в России накоплен в производстве и торговле товарами народного потребления, где наибольшее применение имеет код EAN, в ассоциацию которого входят уже более 30 стран, включая Россию.
Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийский классификатор) - это нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации .
Общероссийские классификаторы устанавливают единые наименования объектов на национальном уровне и соответствующие им коды. Данные общероссийских классификаторов широко используются для формирования баз данных о продукции, услугах и иных объектах в масштабе страны; управления документооборотом и принятия решений на национальном уровне; обеспечивают идентификацию объектов по соответствующим кодам.
Общероссийские классификаторы являются обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией .
Разработку, принятие, введение в действие, ведение и применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) осуществляют в соответствии с Положением, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. №677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области». Порядок разработки ОК устанавливают правила «ПР 50.1.020-2000 Порядок разработки общероссийских классификаторов».
По состоянию на 2013 год в РФ действует 34 общероссийских классификатора . Перечень действующих общероссийских классификаторов представлен в таблице 7.1.
Таблица 7.1 – Перечень общероссийских классификаторов
Обозначение |
Наименование общероссийского классификатора |
|
ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000 |
Общероссийский классификатор стандартов |
|
Общероссийский классификатор услуг населению |
||
Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения |
||
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг |
||
Общероссийский классификатор продукции |
||
Общероссийский классификатор предприятий и организаций |
||
Общероссийский классификатор специальностей по образованию |
||
Общероссийский классификатор занятий |
||
Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления |
||
Общероссийский классификатор управленческой документации |
||
Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов (Классификатор ЕСКД) |
||
Общероссийский классификатор основных фондов |
||
ОК (МК (ИСО 4217) 003–97) 014–2000 |
Общероссийский классификатор валют |
|
ОК 015-94 (МК 002-97) |
Общероссийский классификатор единиц измерения |
|
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов |
||
Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации |
||
Общероссийский классификатор информации о населении |
||
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления |
||
Общероссийский классификатор деталей, изготовляемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой |
||
Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения |
||
Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения |
||
Общероссийский классификатор начального профессионального образования |
||
Общероссийский классификатор экономических регионов |
||
ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 |
Общероссийский классификатор стран мира |
|
Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах |
||
Общероссийский классификатор форм собственности |
||
Общероссийский классификатор организационно–правовых форм |
||
ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) |
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности |
|
Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов |
||
Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов |
||
Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод |
||
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований |
В практике стандартизации широко используются Общероссийский классификатор продукции (ОКП), Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).
Стандартизация требований к продукции и услугам начинается со стандартизации наименований данных объектов, унифицированные названия которых представлены в ОКП и ОКУН. Разработанные стандарты на разные объекты тематически объединяются в разделы, группы, подгруппы, наименования и коды которых представлены в Общероссийском классификаторе стандартов.
Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП) – это нормативный документ, который представляет собой систематизированный свод кодов и наименований продукции, построенный по иерархической системе классификации.
ОКП включает восемьдесят четыре класса продукции, каждый из которых иерархически подразделяется на подклассы, группы, подгруппы и конкретные виды продукции. Код ОКП включает шесть значащих цифр и контрольное число.
ОКП используется для идентификации продукции и оформления документации на продукцию. ОКП исключает различные наименования для одной и той же продукции на территории всей страны. Выдержки из ОКП представлены в приложении В .
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) – это нормативный документ, который представляет собой систематизированный свод кодов и наименований услуг, построенный по иерархической системе классификации.
ОКУН включает тринадцать групп услуг, каждая из которых иерархически подразделяется на подгруппы, виды и конкретные услуги. Код ОКУН включает шесть значащих цифр и контрольное число.
ОКУН используется для идентификации услуг и оформления документации на услуги. ОКУН исключает различные наименования для одной и той же услуги на территории всей страны. Выдержки из ОКУН представлены в приложении Г .
Общероссийский классификатор стандартов ОК 001-2000 (ОКС) - это нормативный документ, который представляет собой систематизированный свод кодов и наименований классификационных группировок, используемых для классификации стандартов и других нормативно- технических документов.
ОКС предназначен для использования при построении каталогов, указателей, выборочных перечней, библиографических материалов, формировании баз данных по международным, межгосударственным и национальным стандартам и другим нормативным и техническим документам, обеспечивая предоставление информации и распространение этих документов в национальном, межгосударственном и международном масштабах.
ОКС разбит на сорок один тематический раздел, каждый из которых подразделяется на группы и подгруппы. Код ОКС включает восемь разрядов.
Для удобства использования ОКС снабжен алфавитно-предметным указателем, приведенным в приложении к документу, в котором в алфавитном порядке представлены наименования объектов стандартизации и соответствующие им коды. Информацию в ОКС удобно искать с использованием алфавитно-предметного указателя.
Выдержки из ОКС представлены в приложении Д .
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации