Что такое отдел статистики. Для организаций установили штраф за нарушения при сдаче статистической отчетности


Ежегодно компании должны сдавать сведения о доходах работников по форме 2-НДФЛ. А нужно ли сдавать 2-НДФЛ, если зарплата не начислялась в 2017 году? Ответ – в статье.

Организации составляют справки 2-НДФЛ в двух случаях. Во-первых, ежегодно по завершению налогового периода сдают их в инспекцию. А во-вторых, предоставляют работникам по их запросу. А как быть, если в течение всего года в пользу работника не было облагаемых выплат? Такая ситуация возможна, например, если сотрудник находится в отпуске без сохранения зарплаты или в отпуске по уходу за ребенком. В статье выясним, нужно ли сдавать 2 НДФЛ, если зарплата не начислялась в 2017 году .

Нужно ли сдавать 2-НДФЛ, если зарплата не начислялась в 2017 году, в инспекцию

Форму 2-НДФЛ предоставляют в ИФНС только налоговые агенты (п. 2 ст. 230 НК РФ). С помощью этого документа налоговая узнает о размере полученного физическим лицом дохода и правильно ли фирма исчислила, удержала и уплатила в бюджет с него НДФЛ.

В любой организации может возникнуть ситуация, когда у работника отсутствует облагаемый доход в течение года. Например, женщина находится в отпуске по уходу за ребенком и получает пособие, с которого НДФЛ не исчисляется. Возникает резонный вопрос: нужно ли сдавать 2-НДФЛ, если зарплата не начислялась в 2017 году .

В случае, когда фирма не выплачивает облагаемый доход в течение всего года, она не является налоговым агентом в отношении этого работника. А значит, и обязанность предоставлять 2-НДФЛ у нее отсутствует.

Таким образом, если зарплата в течение всего года не начислялась, сдавать 2-НДФЛ в налоговую инспекцию не нужно.

Кстати, писать заявление в инспекцию о том, что физическое лицо не получало дохода, также не нужно. Налоговый кодекс не обязывает организацию объяснять, почему она не является налоговым агентом в отношении конкретного физлица и не сдала 2-НДФЛ на него.

Напомним, справки 2-НДФЛ за 2017 год налоговые агенты могли сдать до 2 апреля 2018 года включительно. Установленный срок сдачи - 1 апреля - в этом году выпал на выходной (воскресенье), поэтому срок сдачи законно переносится на ближайший рабочий день.

Нужно ли выдавать 2-НДФЛ работнику, если зарплата не начислялась

Теперь рассмотрим другую ситуацию. Работник в течение 2017 года зарплату не получал. Но в начале 2018 года он попросил работодателя выдать ему справку 2-НДФЛ. Например, чтобы доказать в каком-нибудь госучреждении отсутствие дохода. Нужно ли давать 2-НДФЛ работнику, если зарплата не начислялась в 2017 году?

Нет, в этом случае фирма также не должна составлять нулевую справку 2-НДФЛ. Причина та же. Работодатель не является налоговым агентом и предоставлять нулевой 2-НДФЛ физическому лицу не обязан.

Отметим, если вы все-таки выдадите работнику справку с нулевыми значениями, ничего страшного не произойдет. Штраф за нулевой 2-НДФЛ налоговым законодательством не предусмотрен.

Справка по форме 2-НДФЛ - один из наиболее востребованных документов. Ее составляет и предъявляет в контролирующие органы налоговый агент: предприниматель или организация, выплатившие подчиненным деньги или иной доход. Как правило, это работодатели. При этом составлять справку нужно по каждому человеку, который получает доход.

Справка нужна для того, чтобы подтвердить величину доходов, которые человек получил за тот или иной период (как правило, за год), а также сумму НДФЛ, удержанную из этих доходов. С помощью таких справок налоговые инспекции проверяют, правильно ли организация применила вычеты и рассчитала сумму налога к уплате в бюджет.

Кому понадобится справка 2-НДФЛ

Справка 2-НДФЛ с признаком 1 представляется по каждому физическому лицу, которому организация выплачивала доходы. Исключение составят те, кому выплачивали доходы:
▪ по договорам купли-продажи;
▪ по договорам, заключенным как с предпринимателями;
▪ в виде дивидендов (если организация - АО).

Справку 2-НДФЛ с признаком 2 надо представить на тех физлиц, с доходов которых организация не смогла полностью удержать исчисленный НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ, разд. II Порядка заполнения справки).

Такая ситуация возможна, например, при вручении физическому лицу, не являющемуся работником организации, подарка стоимостью больше 4000 руб. По этим же людям надо сдать и справку 2-НДФЛ с признаком 1 (письмо ФНС России от 30.03.2016 № БС‑4-11/5443).

В справке по форме 2-НДФЛ указывают сумму выплаченных доходов в денежной или недежной форме и размер денежных средств к отчислению в бюджет.

Порядок заполнения разделов справки по форме 2-НДФЛ, а также формат представления ее в налоговые органы в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ‑7-11/485@.

Куда требуется справка 2-НДФЛ

Справка 2-НДФЛ нужна для представления в налоговую инспекцию (п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ) или для выдачи физическому лицу по его заявлению (п. 3 ст. 230 НК РФ).

В налоговую инспекцию справку необходимо предоставить, когда:

  • налоговым агентом выплачены доходы, с которых он должен удержать и перечислить подоходный налог в бюджет (п. 2 ст. 230 НК РФ);
  • налоговым агентом выплачены доходы, с которых не было возможности удержать налог. Тогда не позднее 2 месяцев по истечении налогового периода нужно известить инспекцию о невозможности удержать налог и по итогам налогового периода подать сведения по форме 2-НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Если физическое лицо обращается к налоговому агенту с заявлением о выдаче ему справки 2-НДФЛ, то, скорее всего, она нужна ему:
  • на новое место работы, чтобы получить стандартные налоговые вычеты. Для предоставления таких вычетов учитываются все доходы, выплаченные с начала года, включая доходы от прежнего работодателя (абз. 2 п. 3 ст. 218 НК РФ);
  • для декларации 3-НДФЛ, заполняемой на основе сведений из справки 2-НДФЛ;
  • для представления по иному месту требования (например, при оформлении кредита в банке).
Налогоплательщик не обязан сообщать, для каких целей и куда понадобилась ему справка 2-НДФЛ. При этом налоговый агент не может отказать в выдаче справки.

Справку подписывает руководитель организации либо любое должностное лицо, уполномоченное на это внутренними документами компании (например, приказом руководителя).

В частности, справку может подписать главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер, отвечающий за расчет зарплаты.

Срок представления справок 2-НДФЛ и штрафные санкции за нарушения

Справку 2-НДФЛ с признаком 2 надо сдать не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, а справку с признаком 1 - не позднее 1 апреля (п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ).
Таким образом, за 2017 год надо сдать справки 2-НДФЛ (п. 7 ст. 6.1 НК РФ):
  • с признаком 2 - не позднее 01.03.2018 г.;
  • с признаком 1 - не позднее 02.04.2018 г. (1 апреля 2017 г. - выходной день).
Если не сдать справки 2-НДФЛ вовремя, то одновременно может быть наложено два штрафа:
  • на организацию - в размере 200 руб. за каждую справку (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • на должностное лицо организации - в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Если ИФНС обнаружит, что в справке 2-НДФЛ содержатся недостоверные сведения, например, некорректный ИНН (присвоенный иному лицу), на организацию будет наложен штраф в размере 500 руб. за каждую справку с ошибками.

Штрафа за недостоверные данные можно избежать, если налоговый агент самостоятельно выявит ошибку в справке 2-НДФЛ за 2017 год и своевременно (до того, как ошибку найдет ИФНС) подаст корректирующую справку 2-НДФЛ.

Досрочная подача справок от штрафа не спасет

Организация подала справки 2-НДФЛ за 2017 год в феврале 2018 года.

В марте 2018 года налоговики нашли неточности и сообщили об этом. В таком случае, даже если до 2 апреля 2018 года организация исправит ошибки и представит уточненные справки, ее все равно оштрафуют (письмо Минфина России от 30.06.2016 № 03-04-06/38424)/

Как заполнить справку 2-НДФЛ

Порядок заполнения справки по форме 2-НДФЛ, а также формат представления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ‑7-11/485@.

Раздел I

Указывают данные об организации.

В поле «Код по ОКТМО» и «КПП» заполняют данные, если:
▪ физлицо получало доходы от головного подразделения организации - код ОКТМО и КПП организации;
▪ физлицо получало доходы от обособленного подразделения (ОП) организации - код ОКТМО и КПП обособленного подразделения.

Раздел II

Указывают данные о физлице, по которому составлена справка. В поле «Гражданство (код страны)» надо указать код страны, гражданином которой является физлицо. Код берут из Общероссийского классификатора стран мира (ОКСМ). Например, по работнику - гражданину РФ надо поставить код 643. В поле «Код документа, удостоверяющего личность» укажите код в соответствии со Справочником. Например, паспорту гражданина РФ соответствует код 21.

Раздел V

Показывают общую сумму:
▪ доходов, отраженных в разделе 3 справки;
▪ исчисленного и удержанного НДФЛ с этих доходов;

При этом сумма НДФЛ, исчисленная с зарплаты за декабрь текущего года, всегда отражается в справке 2-НДФЛ за этот же год в полях: «Сумма налога исчисленная» и «Сумма налога удержанная».

Раздел III-V

Если в течение года одному и тому же человеку выплачивались доходы, облагаемые НДФЛ по разным ставкам, надо представить в ИФНС одну справку 2-НДФЛ, заполнив в ней отдельные разделы 3-5 для каждой из ставок НДФЛ. Если показателей нет, проставляется ноль.

Раздел III

Приводятся сведения о полученных физлицом доходах, облагаемых по конкретной ставке налога (13, 15, 30 или 35%), и о налоговых вычетах, которые применяются к конкретным видам доходов. К ним относятся, в частности, профессиональные вычеты и суммы, не облагаемые НДФЛ по ст. 217 НК РФ. Стандартные, имущественные и социальные вычеты в разделе 3 не показывают.

Суммы доходов отражают в хронологическом порядке в разбивке по месяцам и кодам доходов. При этом суммы доходов показываются в том месяце, в котором соответствующий доход считается фактически полученным. Например, если зарплату за декабрь 2016 года работник получил в январе 2017 года, то ее сумму надо отразить в справке за 2016 год в составе доходов за декабрь.

Раздел IV

Отражаются стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты, предоставленные физлицу. Такие вычеты могут быть предоставлены только налоговым резидентам РФ в отношении доходов, облагаемых по ставке 13% (кроме дивидендов) (п. 3 ст. 210 НК РФ). Если человек получал от организации доходы, облагаемые по другим ставкам, или не является резидентом, то в суммовых полях этой справки надо проставить нули (разд. I Порядка заполнения справки).

Раздел V

Показывают общую сумму:
▪ доходов, отраженных в разделе 3 справки, облагаемых НДФЛ по ставке, указанной в заголовке этого раздела;
▪ исчисленного и удержанного с этих доходов НДФЛ;
▪ налога, перечисленного в бюджет.

Сумма НДФЛ, исчисленная с зарплаты за декабрь текущего года, всегда отражается в справке 2-НДФЛ за этот же год в полях: «Сумма налога исчисленная», «Сумма налога удержанная» и «Сумма налога перечисленная». Не имеет значения, что налог может быть удержан и перечислен в бюджет уже в следующем году.

Какие коды доходов и вычетов надо указывать в справке 2-НДФЛ

Коды доходов .

Больше нет кода 1543 - доходы по операциям на индивидуальном инвестиционном счете - и кода 2791 - доходы работников организации на ЕСХН в виде аграрной продукции.
Некоторые коды были уточнены. Добавилось 12 новых кодов. Таблица кодов опубликована на сайте: fingazeta.ru/discuss/51772/

Самые распространенные коды доходов:

Дивиденды;
- заработная плата;
- вознаграждение по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг);
- отпускные;
- пособие по временной нетрудоспособности;
- материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами;
- материальная помощь работникам (кроме матпомощи, выдаваемой в связи со смертью члена семьи, рождением ребенка, стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами);
- доходы, для которых нет своих кодов. Например, сверхнормативные суточные, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении.

Для стандартных, налоговых вычетов по справке 2-НДФЛ с 26 декабря 2016 года введены новые коды вычетов вместо старых.

Для родителей, опекунов, усыновителей, попечителей и приемных родителей существовали единые коды, теперь их разделили, поскольку установили новые суммы вычетов.

Для родителей детей-инвалидов вычет установлен в размере 12 000 руб., а для опекунов (попечителей, приемных родителей) - 6000 руб. Вычеты на детей предоставляются работникам, доходы которых облагаются по ставке 13%. Чтобы получить вычет, работник должен написать заявление и приложить к нему копию свидетельства о рождении ребенка.

Самые распространенные коды вычетов:

Стандартный вычет на первого ребенка родителю (в одинарном размере);
- стандартный вычет на второго ребенка родителю (в одинарном размере);
- стандартный вычет на третьего и следующего ребенка родителю (в одинарном размере).
- имущественный вычет в размере суммы, потраченной на приобретение (строительство) жилья;
- социальный вычет по расходам работника на негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование, добровольное страхование жизни;
- профессиональный вычет по ГПД на выполнение работ (оказание услуг);
- вычет из стоимости подарков (до 4000 руб. в год);
- вычет из суммы матпомощи (до 4000 руб. в год).

Налоговые агенты представляют в ИФНС форму 2-НДФЛ в двух случаях: в общем порядке - не позднее 1 апреля года, следующего за налоговым периодом, и при невозможности удержать налог. Кроме того, справка по форме 2-НДФЛ должна быть представлена налоговым агентом налогоплательщику - физическому лицу по его требованию. В конце прошлого года, вслед за изменениями в законодательстве, налоговая служба обновила формы отчетности по НДФЛ, изменив в том числе и привычную форму 2-НДФЛ. Наши рекомендации помогут налоговым агентам не только проверить, а при необходимости и уточнить уже сданную отчетность, но и корректно оформлять справки в будущем.

Порядок заполнения новой справки прописан достаточно детально. Но жизнь постоянно преподносит бухгалтерам такие «сюрпризы», которые отразить в отчетности оказывается затруднительно.

Заполнение справки: переходные моменты

Начнем с вопросов заполнения справки. Ведь неверные сведения в этом документе грозят организации штрафом в 500 руб. за каждую некорректную справку (ст. 126.1 НК РФ).

Много затруднений вызывают так называемые «переходные» выплаты. Они хотя и возникают только раз в году, но являются причиной постоянной головной боли бухгалтера. Как же правильно заполнять справку по выплатам, начисленным в 2015 г., а фактически выплаченным в 2016-м?

С текущей зарплатой все понятно. О том, что декабрьскую зарплату нужно было включить в справку за 2015 г., даже если фактически она выплачена в январе 2016 г., налоговые органы определились давно (см., например, письма ФНС России от 03.02.2012 № ЕД-4-3/1692@ и № ЕД-4-3/1698@).

Однако и здесь есть нюанс: данное положение не распространяется на заработную плату, выплачиваемую с нарушением сроков, установленных трудовым законодательством (письмо ФНС России от 07.10.2013 № БС-4-11/17931@). И если, например, в январе была выплачена заработная плата не за декабрь 2015 г., а за более ранние периоды, она считается доходом 2016 г. А значит, попадет в справку за 2016 г. Хотя на практике налоговые органы не возражают против включения такой выплаты (в части заработной платы за 2015 г.) в справку за 2015 г., если фактическая выплата произошла до представления соответствующей отчетности.

В отношении же выплат по гражданско-правовым договорам переходные правила вообще не применяются. По общему правилу датой фактического получения дохода в денежной форме признается день его выплаты либо перечисления на счета налогоплательщика в банках (счета третьих лиц по поручению налогоплательщика). Об этом говорится в подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ. И если, например, арендная плата за декабрь 2015 г. была выплачена в январе или феврале 2016 г., это доход 2016 г. Поэтому в Сведения по форме 2-НДФЛ, предоставляемые за 2015 г., данные о начисленной, но не выплаченной в этом году арендной плате включать было не нужно.

Зарплатные нюансы

Перейдем теперь к стандартным начислениям. Здесь трудности с отражением сведений в справке могут возникать в различных ситуациях. Например, если по итогам года обнаружились излишне удержанные суммы.

Возврат НДФЛ штатным работникам: общий порядок

Проиллюстрируем эту ситуацию на примере.

Предположим, в организации с февраля по май работала сотрудница - мать троих детей. Соответственно, она ежемесячно могла получать вычет в размере 5800 руб. (по 1400 руб. на первого и второго ребенка и 3000 руб. - на третьего). В феврале она получила доход 800 руб., в марте - 12 000 руб., в апреле и мае - по 2000 руб. В результате на дату увольнения сумма вычетов оказалась больше полученного дохода. Но из-за неравномерности распределения дохода по месяцам в марте НДФЛ был удержан. И эта сумма, соответственно, стала излишне удержанной. Посмотрим, как все это должно быть отражено в справке.

Сразу скажем, что порядок отражения зависит от того, когда будет произведен возврат излишне удержанной суммы.

Дело в том, что в соответствии с Порядком заполнения Раздела 5 Справки 2-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@) в поле «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом» указывается не возвращенная налоговым агентом излишне удержанная сумма налога. То есть данное поле заполняется, когда на момент подачи справки показатель в поле «Сумма налога исчисленная» меньше, чем в поле «Сумма налога удержанная».

Из системного толкования указанного Порядка заполнения Раздела 5 Справки 2-НДФЛ следует, что если в течение года проводились корректировки удержанных сумм, в том числе возврат излишне удержанного налога налогоплательщику, в справку, составляемую по итогам данного налогового периода, попадают уже скорректированные суммы. А значит, если излишне удержанная в марте сумма НДФЛ была возвращена налогоплательщику в 2015 г., в справку 2-НДФЛ должны были попасть уже скорректированные данные.

В этом случае справка должна была быть заполнена следующим образом. В Разделе 4 в поле «Сумма вычета» по соответствующим кодам (114, 115, 116) нужно было указать суммы стандартного налогового вычета, предоставленные на первого, второго и третьего ребенка в феврале - мае. Общая сумма вычета в силу п. 3 ст. 210 НК РФ не может превышать суммы дохода, поэтому в справке нужно было указать 16 800. Далее, в Разделе 5 в поле «Общая сумма дохода» нужно было указать общую сумму начисленного и фактически полученного дохода без учета вычетов, указанных в Разделах 3 и 4. То есть в рассматриваемом случае - 16 800.

В поле «Налоговая база» указывается налоговая база, с которой исчислен налог. Показатель, указываемый в данном поле, соответствует сумме дохода, отраженной в поле «Общая сумма дохода», уменьшенной на сумму вычетов, отраженных в разделах 3 и 4. В рассматриваемом случае он равен нулю. В полях «Сумма налога исчисленная», «Сумма налога удержанная», «Сумма налога перечисленная» и «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом» также должен был быть указан ноль.

Аналогичным образом заполняется справка, если возврат излишне удержанного НДФЛ производился в 2016 г., но до того момента, как организация представила в ИФНС справки за 2015 г.

Если же возврат излишне удержанного налога будет проходить в 2016 г. уже после представления справки 2-НДФЛ, то в справку бухгалтер должен будет внести фактические данные, то есть указать излишне удержанный налог. Поэтому Раздел 5 будет заполнен иначе: в поле «Общая сумма дохода» также будет указано 16 800. В поле «Налоговая база» будет стоять ноль. В поле «Сумма налога исчисленная» будет отражена сумма НДФЛ по мартовской зарплате, она же попадет в поля «Сумма налога удержанная», «Сумма налога перечисленная» и «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом».

И самое главное: после возврата налога нужно будет подать в ИФНС новую (корректирующую) справку 2-НДФЛ, в которой уже не будет излишне удержанного налога, а суммы НДФЛ, исчисленная, удержанная и перечисленная, будут равны нулю (см. Общие требования к порядку заполнения формы справки, утв. приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@, и письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-3/15317).

Возвращаем налог работникам на патенте

Излишне удержанные суммы могут возникать не только из-за вычетов, но и из-за того, что в организации работают сотрудники на патенте. Причем, суммы переплат тут могут быть значительными из-за того, что уведомление о возможности зачета было получено из ИФНС с задержкой.

Напомним, НК РФ говорит, что налог, излишне удержанный у физлица, возвращается за счет «общего котла», то есть НДФЛ, удержанного у других сотрудников организации (п. 1 ст. 231 НК РФ). В этой связи возникает вопрос: а как такой возврат отразится в справках тех сотрудников, за счет НДФЛ которых возмещена переплата? Что писать в поле «Сумма налога перечисленная», если НДФЛ в бюджет не ушел, а попал фактически на счет иностранного сотрудника?

На самом деле, действующий Порядок заполнения справки 2-НДФЛ не делает различий между суммами, перечисленными налоговым агентом в бюджет, и суммами, перечисленными в порядке ст. 231 НК РФ на банковский счет, указанный в заявлении о возврате излишне удержанного налога. Обе суммы относятся к перечисленным. При этом ни в самой справке, ни в Порядке ее заполнения нет уточнения, что речь идет именно о перечислении в бюджет.

Таким образом, можно констатировать, что для целей отчетности по НДФЛ возвращенные за счет «общего котла» суммы НДФЛ также признаются перечисленными и отражаются в Разделе 5 справки в общем порядке. Проще говоря, никаких искажений в справках тех сотрудников, чей НДФЛ фактически был перечислен не в бюджет, а на счет другого физлица в счет излишне удержанной суммы налога, не будет.

С работниками, трудящимися на основании патента, связана и еще одна проблема. Для них в справке предусмотрен отдельный статус - 6. Но одновременно многие из них являются и налоговыми резидентами РФ, так как отработали в России более полугода. А для резидентов, как известно, установлен другой статус - 1. Как совместить эти два статуса в справке?

Для ответа обратимся к Порядку заполнения Раздела 2 «Данные о физическом лице - получателе дохода» справки 2-НДФЛ. Там указано, что если в налоговом периоде налогоплательщик является налоговым резидентом Российской Федерации, то указывается цифра 1. А дальше - в скобках - дается примечание: кроме налогоплательщиков, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.

Получается, что «патентные» работники являются своеобразным исключением: вне зависимости от наличия у них резидентства в справке они всегда фигурируют под кодом 6. Это правило применимо в том числе и в ситуации, когда работник устроился на работу, уже будучи резидентом, и какое-то время работал без патента (например, по разрешению на работу, выданному ранее), а позднее в течение года получил патент. Ведь статус налогоплательщика определяется по состоянию на конец года, за который налоговый агент подает справку 2-НДФЛ (письмо Минфина России от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1305). При увольнении работника до окончания года его статус определяется на дату увольнения.

Дистанционные работники из других стран: какие выплаты облагаются

Наконец, еще одна ситуация, с которой иногда приходится сталкиваться бухгалтерам, - оформление на дистанционную работу сотрудников из других стран.

Заработная плата таких сотрудников НДФЛ не облагается, поскольку вознаграждение за выполнение работ для российской компании с территории другого государства относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

В то же время, отпускные таким вознаграждением не являются, ведь это не плата за труд, а сохраненный средний заработок. Следовательно, такие выплаты, получаемые от российской организации, относятся к доходам от источников в Российской Федерации и на основании ст. 209 НК РФ подлежат налогообложению в Российской Федерации (письмо Минфина России от 02.04.2015 № 03-04-06/18203).

Соответственно при выплате данной суммы российская организация признается налоговым агентом (п. 1 ст. 226 НК РФ), обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ. И как следствие, обязана вести учет выплаченного дохода и представлять в налоговый орган сведения о нем (п. 1 и. 2 ст. 230 НК РФ).

Получается, что по дистанционным иностранным сотрудникам организация также должна представить в налоговые органы сведения по форме 2-НДФЛ (с признаком 1). При этом в справке указываются только суммы выплаченных отпускных. Суммы заработной платы, как не облагаемые НДФЛ, в форме 2-НДФЛ не указываются, отдельная справка с признаком 2 по ним также не подается.

Отражаем дивиденды

Отдельно стоит сказать о дивидендах.

Начнем с того, что представлять справки 2-НДФЛ на физлиц, которым выплачены дивиденды, должны только общества с ограниченной ответственностью. Акционерные общества отражают НДФЛ с дивидендов, выплаченных физлицам, в декларации по налогу на прибыль (п. 2, 4 ст. 230 НК РФ, письмо ФНС России от 02.02.2015 № БС-4-11/1443@).

ООО сумму выплаченных дивидендов отражают в разделе 3 справки с указанием ставки налога - 13%. Доход в виде выплачиваемого дивиденда всегда отражается в справке 2-НДФЛ за тот год, в котором проводилась фактическая выплата дивидендов. Сумма дивидендов указывается полностью, без уменьшения на сумму удержанного налога. Код дохода для дивидендов - 1010. При этом если при расчете НДФЛ организация учитывала дивиденды, полученные от других организаций (п. 2 ст. 210, п. 5 ст. 275 НК РФ), в той же строке в Разделе 3 справки, где указана сумма дивидендов, нужно указать сумму вычета с кодом 601. То есть по дивидендам вычеты отражаются также в Разделе 3. Обратите на это внимание!

Есть и еще один проблемный момент, связанный с дивидендами.

В соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные налоговыми резидентами в виде дивидендов, подлежат обложению НДФЛ по ставке 13%. Но при этом согласно п. 3 ст. 226 НК РФ налоговая база по ним считается отдельно и не входит в налоговую базу, определяемую нарастающим итогом по другим доходам, облагаемым по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ.

В результате, если получатель дивидендов одновременно является сотрудником этой организации, то НДФЛ по дивидендам нужно считать отдельно, а по заработной плате - отдельно. Однако Порядок заполнения справки 2-НДФЛ никак не регулирует эту ситуацию: непонятно, нужно ли заполнять по дивидендам отдельные Разделы 3 и 5 или данные доходы указываются в совокупности с иными, облагаемыми по ставке 13%.

Считаем, что в данной ситуации налогоплательщик может самостоятельно решить, как заполнять справку 2-НДФЛ. Можно указать все суммы в одном Разделе 3 и Разделе 5. А можно заполнить два разных Раздела 3 и 5 в отношении доходов в виде зарплаты и в отношении доходов в виде дивидендов, ведь Порядок заполнения формы 2-НДФЛ не содержит прямого запрета на оформление отдельных Разделов 3 и 5 в отношении доходов, облагаемых по одной ставке, но в отношении которых различается порядок расчета налоговой базы (нарастающим итогом или отдельно по каждой сумме).

Заметим, что второй вариант предпочтительнее еще и потому, что он устраняет возможное расхождение в суммах, возникающее при суммировании из-за округлений. Дело в том, что в силу п. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога всегда определяется в полных рублях, путем округления, при котором сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля. В результате этого округления сумма НДФЛ, рассчитанная отдельно с дивидендов и с заработной платы, может не сходиться с суммой НДФЛ, рассчитанной с общего дохода.

Пример

Заработная плата сотрудника ООО за год составила 257 942 руб., НДФЛ исчисленный, удержанный и перечисленный - 33 532 руб.

Дивиденды, выплаченные сотруднику, одновременно являющемуся участником ООО, составили 35 593 руб.. НДФЛ исчисленный, удержанный и перечисленный - 4627 руб.

В результате получаем, что в Разделе 5 общая сумма дохода - 293 535 руб., а НДФЛ - 38 159 руб. Но эта сумма очевидно не совпадает с той, которую мы получим, если возьмем 13% от общей суммы дохода, указанной в Разделе 5. Из-за округления в бюджет оказывается «недоплачен» 1 руб.

Однако, на наш взгляд, заложенный в Налоговом кодексе механизм расчета НДФЛ прямо предполагает возможность расхождения на результат округления сумм налога, исчисленного с каждой отдельной суммы, и суммы налога, исчисленной с валового дохода за налоговый период. Поэтому в данном случае у налогового агента отсутствует сумма неудержанного налога, то есть в соответствующем поле «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» Раздела 5 необходимо поставить 0. Тем более что ни НК РФ, ни Порядок заполнения формы 2-НДФЛ не содержат требования о том, чтобы сумма в поле «Сумма налога исчисленная» Раздела 5 соответствовала произведению суммы, указанной в поле «Налоговая база» Раздела 5 и налоговой ставки.

Выбираем инспекцию

Следующий блок сложных ситуаций, которые возникают на практике, связан с тем, в какой именно налоговый орган необходимо представлять сведения по форме 2-НДФЛ. И надо отметить, что здесь часть проблем напрямую связана с некорректной работой законодателя.

Особенности для крупнейших

Так, законодатели, изменяя и конкретизируя Порядок представления сведений, установленный в п. 2 ст. 230 НК РФ, судя по всему, допустили техническую ошибку, в результате которой в норму о порядке сдачи справок крупнейшими налогоплательщиками попала часть текста, вообще не относящаяся к этой категории налоговых агентов. В результате совершенно не ясно, куда данная категория налоговых агентов должна представлять справки.

По нашему мнению, смысл нормы заключается в том, что данная категория налоговых агентов вправе выбирать, куда подавать отчетность в отношении доходов работников обособленных подразделений, а также физических лиц по договорам гражданско-правового характера, заключенным с обособленными подразделениями: по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика либо по месту нахождения обособленного подразделения.

Приведенный вывод подтверждается письмом ФНС России от 01.02.2016 № БС-4-11/1395@. Однако в нем дается существенная корректировка.

По мнению ФНС, предоставленное налоговому агенту, отнесенному к категории крупнейших налогоплательщиков, право выбора порядка представления справок 2-НДФЛ не предусматривает возможности одновременного представления таких документов в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика и в налоговый орган по месту учета организации по соответствующему обособленному подразделению вне зависимости от того, производятся ли указанные выплаты организацией или обособленным подразделением.

То есть «крупнейшие» должны по всем доходам, выплачиваемым работникам как организацией, так и ее обособленным подразделением, представлять справки 2-НДФЛ либо в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, либо в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению.

Правила для ИП на спецрежимах

Еще одна недоработка законодателя - порядок представления отчетности предпринимателями, работающими на специальных режимах налогообложения. Здесь проблема следующая.

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют справку 2-НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета. Но далее в п. 2 ст. 230 НК РФ содержатся нормы, фактически конкретизирующие понятие «место учета» для различных категорий налогоплательщиков.

Так, согласно абз. 6 п. 2 ст. 230 НК РФ для налоговых агентов - индивидуальных предпринимателей, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, указано, что они представляют сведения в отношении своих наемных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

В тоже время, какой-либо оговорки, что речь идет только о НДФЛ, удержанном с доходов лиц, занятых в деятельности, переведенной на ЕНВД, в НК РФ нет.

Получается, что предприниматель, совмещающий ЕНВД (или ПСН) с другими режимами налогообложения, должен представлять отчетность в отношении всех наемных работников (занятых как в деятельности, облагаемой в рамках общего режима налогообложения, либо УСН, так и облагаемой в рамках ЕНВД/ПСН) исключительно в налоговый орган по месту учета в качестве плательщика ЕНВД.

Если организация переехала

И в заключение этого блока рассмотрим порядок представления справок 2-НДФЛ организациями, которые в течение года «переезжали» из одной ИФНС в другую. Им нужно обратить внимание на то, как в Порядке заполнения справки 2-НДФЛ зафиксированы правила заполнения полей «Код по ОКТМО», «ИНН» и «КПП» Раздела 1 справки.

Так, в части кода ОКТМО Порядок требует указывать код муниципального образования, на территории которого находится организация или обособленное подразделение организации. А в полях «ИНН» и «КПП» для налоговых агентов - организаций указывается идентификационный номер налогового агента (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) по месту нахождения организации согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе. В случае если форма Справки заполняется организацией, имеющей обособленные подразделения, в данном поле после ИНН указывается КПП по месту нахождения организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Из приведенных положений становится очевидно, что при смене «прописки» организации представлять несколько справок (в старую и новую ИФНС) не требуется. Ведь представление двух справок о доходах по одному физическому лицу с разными КПП и кодами ОКТМО возможно только в случае его работы в нескольких обособленных подразделениях организации или в организации и в ее обособленном подразделении в течение налогового периода. Соответственно, при смене места нахождения организации сведения о доходах физических лиц нужно представить в налоговый орган только по месту нового учета. Сведения подаются за весь истекший налоговый период в целом. При этом организация - налоговый агент указывает новые (действующие на момент сдачи справки) КПП в соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе и ОКТМО (письмо Минфина России от 19.11.2015 № 03-04-06/66956).

Самодостаточен ли признак 2?

Как и прежде, справка 2-НДФЛ предназначена не только для информирования налоговых органов о суммах дохода, исчисленного и удержанного налоговым агентом по НДФЛ. У этого документа есть и вторая ипостась: информирование о невозможности удержания НДФЛ. В этом случае в налоговые органы справка представляется с признаком 2.

В 2015 г. произошли изменения в Налоговом кодексе РФ - законодатели изменили сроки представления таких справок.

Теперь в п. 5 ст. 226 НК РФ сказано, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Однако, как это, к сожалению, часто бывает, изменив одну статью, законодатели забыли про аналогичную норму, содержащуюся в другой статье Кодекса.

Так, изменения не затронули подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ, который содержит норму, обязывающую агента письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах. То есть здесь по-прежнему остался месячный срок на сообщение (который ранее был синхронизирован со ст. 226 НК РФ), однако формулировка нормы - пусть и незначительно, но отличается от той, что содержится в ст. 226 НК РФ. Выходит, что ст. 24 и 226 НК РФ формально устанавливают разные обязанности налогового агента. И теперь налоговый агент должен оценивать ситуацию в каждом конкретном случае, чтобы определить срок представления сообщения о невозможности удержать НДФЛ.

Так, если с лицом, которому выплачен доход, отсутствуют какие-либо договорные отношения, предусматривающие в текущем году выплату денежных средств в его пользу, сообщение подается в срок, указанный в ст. 24 НК РФ, а точнее, в течение месяца со дня выплаты дохода. Если же есть документально подтвержденная вероятность выплаты денежных доходов (например, рамочный договор), срок на уведомление налогового органа отодвигается на март следующего года, как это предусмотрено п. 5 ст. 226 НК РФ.

Но это не единственная ловушка, поджидающая бухгалтера при предоставлении справок с признаком 2.

Так, многие считают, что такие справки самодостаточны и, представив их, повторно подавать сведения по форме 2-НДФЛ в общеустановленные сроки (до 1 апреля) уже не нужно. Однако это не так. Не позднее 1 апреля в налоговый орган по месту учета нужно представить сведения по форме 2-НДФЛ с признаком 1, включающие в том числе и информацию о выплатах, по которым НДФЛ не был удержан вследствие невозможности удержания и по которым ранее были представлены справки с признаком 2 (письма Минфина России от 29.12.2011 № 03-04-06/6-363 и от 27.10.2011 № 03-04-06/8-290).

Работник попросил справку

Помимо отчетности в ИФНС, справка 2-НДФЛ может выдаваться и сотрудникам по их запросу. И тут тоже, как ни странно, могут возникать затруднительные ситуации. Например, сколько справок выдать сотруднику, который в течение года работал в нескольких подразделениях организации (или в организации и обособленном подразделении)?

Здесь нужно исходить из следующего. Обязанность налоговых агентов выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога предусмотрена п. 3 ст. 230 НК РФ. Справки выдаются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ для этих целей утверждена форма 2-НДФЛ. Соответственно, в случае выдачи справки физическому лицу по его заявлению она все равно должна оформляться в соответствии с Порядком, утвержденным ФНС России, то есть справка должна быть подготовлена в том же порядке, что и при предоставлении в налоговую инспекцию.

В соответствии с разделом III Порядка в поле «Код по ОКТМО» Раздела 1 справки 2-НДФЛ указывается код муниципального образования, на территории которого находится организация или обособленное подразделение организации. В случае если форма справки заполняется организацией, имеющей обособленные подразделения, в поле «ИНН и КПП» Раздела 1 справки после ИНН указывается КПП по месту нахождения организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Таким образом, Порядок заполнения справки предусматривает раздельное указание сведений о доходах, выплаченных разными обособленными подразделениями организации. Возможности «свести» данную информацию в одну справку, выдаваемую от лица головного офиса организации, Порядок не содержит.

Контролирующие органы также указывают, что если в течение года сотрудник работал как в обособленном подразделении, так и в головном офисе организации, сведения о доходах такого работника должны подаваться соответственно по месту учета обособленного подразделения и по месту нахождения головного офиса организации (письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-04-06/55 , ФНС России от 14.10.2010 № ШС-37-3/13344). То есть оформляются две отдельные справки. Аналогичный подход, на наш взгляд, применим и в ситуации, когда сотрудник в течение года работал в нескольких обособленных подразделениях.

Так что сотруднику, который в течение года работал в нескольких подразделениях (головной организации и подразделении), нужно оформить и выдать несколько справок.

Как оформить справку в случае реорганизации

Трудности возникают и в организациях, прошедших реорганизацию или переименование, если сотрудники просят справку за период до реорганизации (переименования).

При составлении справки в этом случае нужно учитывать, что документ всегда оформляется тем налоговым агентом, к которому обращается налогоплательщик, и по той форме, которая действует на момент обращения (см. письмо ФНС России от 14.06.2006 № 04-1-04/317). Соответственно, поскольку при реорганизации происходит правопреемство организаций, то организация-правопреемник от своего имени вправе выдать сотруднику справку, в том числе и за период до реорганизации.

Оформление справки при смене наименования компании

Схожим образом решается вопрос и при смене наименования организации. В этом случае ИНН у организации - налогового агента остается прежним. А значит, смены налогового агента в данном случае не происходит. Поэтому в рассматриваемой ситуации при получении заявления физического лица о предоставлении сведений о полученных им доходах и удержанных суммах налога налоговый агент оформляет справку по действующей форме 2-НДФЛ, указывая в Разделе 1 данные о налоговом агенте по состоянию на дату обращения. При этом ИНН и КПП указываются согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе, сокращенное наименование (в случае отсутствия - полное наименование) организации - согласно ее учредительным документам (см. Порядок заполнения Раздела 1 «Данные о налоговом агенте» формы 2-НДФЛ, утв. приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@).

В статье рассмотрены следующие вопросы:

  1. Сплошное наблюдение за деятельностью малого бизнеса за 2015 год

  2. Штрафы за несдачу статотчетности

Кто обязан представить статистическую отчетность в Росстат

Общий порядок организации статистического учета, проведения федеральных статистических наблюдений, а также предоставления статистической отчетности на территории России установлен Законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ . В соответствии с частью 2 статьи 6 и статьи 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ статотчетность в территориальные подразделения Росстата обязаны представлять следующие категории респондентов:

  • российские организации;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • обособленные подразделения российских организаций. То есть любые территориально обособленные подразделения, где созданы стационарные рабочие места, независимо от полномочий подразделения и от того, отражено его создание в учредительных документах или нет (приказ Росстата от 1 апреля 2014 г. № 224 );
  • филиалы, представительства и подразделения действующих в России иностранных организаций;
  • предприниматели.

При этом таким респондентам (в т. ч. обособленным подразделениям), чтобы встать на учет в органах статистики, каких-либо специальных действий совершать не надо . Просто представляйте статистическую отчетность в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620 .

Нулевую отчетность в статистику можно не сдавать

В зависимости от формы статотчетности при отсутствии показателей для ее заполнения отчет можно или вовсе не представлять или ограничиться официальным письмом в Росстат. Источник: Письмо Росстата от 15.04.2016 № СЕ-01-3/2157-ТО

В порядке заполнения ряда форм статистической отчетности (в частности, 3-Ф, 1-ПР, П-6 и др.) прямо указано, что сдавать их нужно только при наличии соответствующего наблюдаемого события (например, задолженности по зарплате, финансовых вложений и прочее). Нулевые отчеты по таким формам представлять не нужно, т.к. по умолчанию считается, что раз эту форму не сдали, значит, наблюдаемого явления нет.

Росстат разъяснил, как сдавать нулевую статистическую отчетность

Нулевую статистическую отчетность можно представить двумя способами: либо отправить формы отчетности с «пустыми» показателями, либо - информационное письмо в произвольной форме об отсутствии соответствующих статистических показателей. Об этом сообщил Росстат в письме от 17.05.18 № 04-04-4/48-СМИ.

Сплошное и выборочное наблюдение статистической отчетности

Согласно положений части 1 статьи 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ статистическое наблюдение может быть 1) сплошным или 2) выборочным .

В первом случае статотчетность должны сдавать все респонденты исследуемой группы . Например, если проводится сплошное статистическое наблюдение за деятельностью в сфере торговли автотранспортными средствами, установленные формы статотчетности должны сдавать все организации и предприниматели, которым при регистрации в территориальном подразделении Росстата был присвоен код ОКВЭД2 45.11 ("Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности").

Если же проводится выборочное наблюдение , сдавать статотчетность должны не все организации и предприниматели, которые торгуют автотранспортными средствами, а только те из них, которые по решению Росстата были включены в состав выборки.

Как узнать, включена ли организация (предприниматель) в перечень респондентов, подлежащих выборочному статистическому наблюдению

Информацию о включении в перечень выборочного статистического наблюдения, а также формы статотчетности и указания по их заполнению до организаций и предпринимателей должны доводить территориальные подразделения Росстата. Это следует из пункта 4 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620, и пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79 .

Однако порядок доведения такой информации до респондентов статистического учета законодательно не урегулирован. На практике территориальные подразделения Росстата решают этот вопрос по-разному. Некоторые из них публикуют на своих сайтах списки организаций и предпринимателей, включенных в выборку для составления определенных форм статотчетности. Найти сайт территориального органа Росстата (ТОГС) можно с помощью интерактивной карты на портале http://www.gks.ru

Многие подразделения Росстата для доведения до респондентов нужной информации используют адресные почтовые рассылки.

Если по каким-либо причинам организация или предприниматель не знают, включены ли они в перечень выборочного статистического наблюдения, для получения нужной информации необходимо обратиться в территориальное подразделение Росстата.

Статистическая отчетность малых предприятий и предпринимателей

Порядок представления статистической отчетности имеет некоторые особенности (ч. 4 ст. 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ).

Сплошные статистические наблюдения в отношении их деятельности проводятся один раз в пять лет (ч. 2 ст. 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ ).

Выборочные статистические наблюдения проводятся:

  • ежемесячно и (или) ежеквартально – в отношении малых и средних предприятий;
  • ежегодно в отношении микропредприятий.

Перечень субъектов малого и среднего бизнеса, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяется Росстатом. Сдавать статотчетность в рамках выборочного наблюдения должны только организации и предприниматели, которые включены в этот перечень.

Такой порядок следует из положений части 3 статьи 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ и пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79.

Формы статотчетности

Организации (предприниматели) представляют статистическую отчетность по формам, которые утверждаются Росстатом (ч. 4 ст. 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Состав форм может различаться в зависимости от вида деятельности респондентов, их организационно-правовой формы, принадлежности к субъектам малого бизнеса и т. д. Перечень наиболее распространенных форм статотчетности, действующих в настоящее время, представлен на сайте Росстата.

Порядок и сроки представления статотчетности

Формы статотчетности представляются в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм (п. 4 положения , утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Внимание! За нарушение сроков сдачи статотчетности и представление недостоверной информации предусмотрена административная ответственность.

Согласно пункта 6 Положения предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.

Тот же пункт Положения устанавливает, что надо делать и в какие сроки, если всё-таки ошибка допущена. "Субъекты официального статистического учета, в чей адрес предоставлены первичные статистические данные, при обнаружении недостоверных первичных статистических данных направляют в 3 -дневный срок письменное (почтовой, факсимильной, электронной связью) уведомление респондентам, предоставившим эти данные.

Респонденты, допустившие факты предоставления недостоверных первичных статистических данных, не позднее 3 дней после обнаружения этих фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от субъектов официального статистического учета предоставляют субъектам официального статистического учета исправленные данные с сопроводительным письмом, содержащим обоснования для внесения исправлений и подписанным должностным лицом, установленным в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, или необходимые пояснения."

В 2019 г. административную ответственность несет должностное лицо, ответственное за представление статистической отчетности. Размер штрафа составлял от 3000 до 5000 руб. (). Должностное лицо, ответственное за представление статотчетности, назначается приказом руководителя организации (п. 5 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620). Если такого приказа нет, то административную ответственность несет руководитель организации.

Еще один вид наказания предусмотрен статьей 3 Закона от 13 мая 1992 г. № 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности". Организация или предприниматель должны возместить Росстату ущерб, который возник из-за необходимости исправления искаженных данных сводной отчетности.

Дела, связанные с нарушениями, о которых идет речь, рассматривают непосредственно территориальные органы Росстата ( , постановление Госкомстата России от 7 февраля 2003 г. № 36).

Какие документы входят в состав статистической отчетности

От чего зависит набор статотчетности

Многообразие форм статотчетности настолько велико, что с ходу сориентироваться, какие из них должна представлять конкретная организация или предприниматель, сложно.

Во-первых , набор форм зависит от того, для кого предназначена информация. Получатели статистических сведений бывают разные. Чаще всего статистическую отчетность организации и предприниматели сдают в Росстат и его региональные отделения. Но, кроме этого, собирать и обрабатывать статинформацию могут Банк России и многие другие госучреждения. Это установлено статьями 2 и 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ.

Во-вторых , состав статотчетности может зависеть от местонахождения организации и от ее вида деятельности. Так, формы есть федеральные и региональные. Их в свою очередь можно разделить на общие и отраслевые, а также на те, которые сдают время от времени или же всего один раз. Формы федерального статистического наблюдения, в том числе и отчетов, утверждает Росстат (ч. 4 ст. 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Региональную статотчетность утверждают местные власти или уполномоченные ими государственные учреждения.

В-третьих , состав отчетности зависит от того, в рамках какого вида наблюдения ее надо сдавать:

  1. сплошного , то есть обязательного для всех организаций и предпринимателей по той или иной группе исследования;
  2. выборочного – обязательного для специально отобранных организаций и предпринимателей.

Как определить состав статистической отчетности

Чтобы точно определиться с составом своей статотчетности, лучше сразу обратитесь в территориальное подразделение Росстата по месту учета. Информировать о том, какие формы нужно сдавать и как их заполнять, – прямая обязанность территориальных подразделений Росстата. Это установлено в пункте 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620. Причем они обязаны безвозмездно как информировать, так и представлять сами бланки форм статотчетности.

Кроме того, зайдите на официальный сайт ведомства. Зачастую необходимую информацию можно найти на сайтах региональных отделений Росстата. Они все представлены в виде интерактивной карты на портале Росстата. Организованы такие сайты по единому принципу. Так, в разделе «Отчетность» специально предусмотрен пункт «Статистическая отчетность». В нем вы сможете посмотреть действующие федеральные и региональные статотчеты, найти указания по их заполнению и, главное, определиться, нужно ли их сдавать.

Тут же на сайте ведомства приведены табели действующих форм статотчетности и указания по их заполнению. Таким образом вы сможете определиться с составом статотчетности сплошного наблюдения.

Для выборочного же наблюдения существуют свои специфические формы. Списки организаций, которые попали в выборку, можно также найти на сайтах территориальных отделений Росстата. Для этого зайдите в раздел «Список отчитывающихся хозяйствующих субъектов».

Но стоит учитывать, что информация на сайтах ведомств не всегда обновляется оперативно. Поэтому самый верный способ узнать набор статотчетности для своей организации – обратиться в отделение Росстата лично.

Статистическая отчетность: как узнать, какие формы нужно сдавать вашей фирме

Выяснить, какие формы статотчетности и в какие сроки необходимо сдать вашей компании, теперь можно через специальную информационно-поисковую онлайн-систему Росстата.

Примечание : Информация Росстата

1. Выберите сначала из списка тип уведомления, т.е. определить для кого будет сформирован реестр представляемой статотчетности (юрлицо, филиал или представительство, ИП, нотариус, адвокат).

2. Укажите свой ОКПО или ОГРН и верно введите защитный код, который вы увидите на странице. После занесения в поисковую форму этих данных и нажатия кнопки «Поиск», вы увидите название вашей компании.

3. Нажмите кнопку «Перечень форм», при этом сформируется список статотчетов, которые вы должны сдавать. Помимо названия форм отчетности, в списке также отражается периодичность их представления и сроки сдачи. Кроме этого, есть возможность скачать каждый из необходимых бланков.

Какими способами можно сдать статистическую отчетность

Способы сдачи

Статистическую отчетность можно представить:

Об этом сказано в пункте 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620.

Сдача на бумаге статистической отчетности

При приеме отчетности на бумаге сотрудник Росстата по просьбе организации, предпринимателя обязан поставить на ее копии отметку о приеме (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Сдача в электронном виде

Порядок передачи статотчетности в электронном виде (технология сбора, программное обеспечение, каналы связи, средства защиты, условия использования электронных подписей и форматы предоставления данных в электронном виде) определяется территориальными подразделениями Росстата (п. 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

На практике территориальные подразделения Росстата применяют следующие способы приема/передачи статотчетности в электронном виде:

  • через специализированных операторов связи. В этом случае организации, предпринимателю необходимо заключить с оператором договор на оказание соответствующих услуг. Возможность передавать отчетность в электронном виде с помощью спецоператоров предоставляют, в частности, Мосгорстат, Петростат, Орелстат и ряд других территориальных органов статистики;
  • через систему веб-сбора, организованную на сайте территориального подразделения Росстата. Такой сервис позволяет заполнить форму статотчетности в электронном виде и отправить ее получателю непосредственно на сайте территориального подразделения Росстата. Для использования этого способа организации, предприниматели должны иметь сертификаты ключей электронных подписей, выданных удостоверяющими центрами. Чтобы получить доступ к системе веб-сбора, в территориальное подразделение Росстата необходимо подать заявление, на основании которого респонденту присваивается логин и пароль. Подробная инструкция по использованию сервиса, а также образцы заявлений публикуются на сайтах территориальных подразделений Росстата. Возможность формировать и отправлять статотчетность непосредственно на своих сайтах предоставляют Мособлстат, Башкортостанстат и другие территориальные органы статистики.

Найти сайт территориального органа Росстата (ТОГС) и ознакомиться с его услугами можно с помощью интерактивной карты на портале http://www.gks.ru

По собственной инициативе сдавать статотчетность в электронном виде могут все организации и предприниматели. Однако обязательное использование такого способа передачи статотчетности законодательно не закреплено.

Если респондент передал статотчетность в электронном виде с применением электронных подписей, сдавать бумажные копии форм отчетности не нужно. Формы, подписанные электронными подписями и переданные в электронном виде, имеют равную с бумажными вариантами юридическую силу (п. 1 ст. 6 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ).

При передаче статотчетности в электронном виде территориальное подразделение Росстата по просьбе респондента обязано представить квитанцию о приеме отчетности (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Дата представления статистической отчетности

Датой представления статотчетности является:

  • при представлении на бумаге – дата отправки почтового отправления или дата передачи непосредственно в территориальное подразделение Росстата;
  • при представлении в электронном виде – дата отправки по сети Интернет.

Такой порядок предусмотрен пунктом 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620.

Последний срок подачи статотчетности может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте ее в первый следующий за ним рабочий день (постановление Госкомстата России от 7 марта 2000 г. № 18).

За несвоевременное представление статотчетности организацию, предпринимателя могут оштрафовать.


Для организаций установили штраф за нарушения при сдаче статистической отчетности

Депутаты Госдумы в декабре 2015 г. одобрили в третьем чтении закон, который ужесточает административную ответственность за нарушение порядка предоставления первичных статистических данных.

Принятые поправки уточняют состав правонарушения. Так, в соответствии с действующей редакцией должностное лицо может быть оштрафовано за нарушение порядка представления статистической информации и в случае представления недостоверной информации. Новая редакция нормы предусматривает санкции за «непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных».

Для нарушителей предусмотрен штраф в следующем размере:

  • от 10 до 20 тысяч рублей - для должностных лиц;
  • от 20 до 70 тысяч рублей - для юридических лиц.

Кроме того, введена ответственность за повторное совершение такого нарушения. Санкции в таком случае составят:

Дана информация по срокам сдачи бухгалтерской отчетности за 2018, 2019 год. А также места их представления.


  • Статья поможет составить баланс, Рассмотрены подробно, остатки и обороты, по каким счетам составляют Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства (Форма КНД 0710098).

  • В Минфине России предложили малым компаниям на выбор три способа упростить бухучет. Микропредприятия могут не использовать метод двойной записи.
  • Тема 2. Организация статистики в Российской Федерации.

    Вам предстоит изучить следующие основные вопросы темы:

      Структура организации статистики в РФ

      Задачи и функции органов статистики

      Информационно-вычислительная сеть статистики (ИВСС)

    Занятие 3. Организация статистики

    Организация статистики в развитых странах представлена сетью государственных статистических учреждений, которые с учетом потребностей государства необходимы для улучшения экономической конъюнктуры, составления бюджета, для проведения мероприятий по налогообложению и государственно-монополистическому регулированию. Функции, выполняемые государственными статистическими учреждениями развитых стран однородны, а формы организации статистики различны по степени централизации (децентрализации).

    Центральными статистическими учреждениями являются: во Франции – Национальный институт статистики и экономических исследований; в Японии – Статистическая комиссия; в Великобритании и ФРГ – Центральное Федеральное статистическое управление. Эти учреждения исполняют роль координирующих центров при разной степени децентрализации сбора статистических данных.

    Организация статистики в России в качестве системы государственных учреждений началась с XIXвека. В 1858 году был образован Центральный статистический комитет (ЦСК), который утверждался как вневедомственный орган, объединяющий всю работу, связанную со статистикой. Однако централизованная система государственной статистики в этот период не сложилась. Отсутствовали статистические учреждения на местах, при этом в ряде министерства (Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Министерство финансов) статистика была поставлена лучше, чем в ЦСК. С конца 60-х – начала 70-х годовXIXвека началась активная деятельность земской статистики. Ее основная задача состояла в изучении пореформенной России. Земская статистика явилась примером развития альтернативной статистики. В советский период государственная статистика была представлена системой учреждений, построенной по административно-территориальному принципу. В настоящее время центральный орган государственной статистики – Государственный комитет по статистике Российской Федерации (Госкомстат РФ). В республиках, краях, областях имеются управления или комитеты государственной статистики, в административных районахрайонные службы государственной статистики. Государственная статистика получает данные установленной отчетности от предприятий, организаций, проводит специальные обследования, переписи. Однако система государственной статистики не получает первичной информации от финансовых, таможенных, банковских учреждений, а пользуется лишь сводной информацией, которую представляют соответствующие ведомства.

      Задачи и функции органов государственной статистики

    Государственная статистика представляет собой одно из важнейших межотраслевых звеньев в системе управления экономикой страны. Она призвана решать задачи, обеспечивающие изучение массовых явлений и позволяет выявлять их сложные взаимосвязи и взаимодействия, а также давать научно обоснованную оценку функционирования и развития экономики.

    Основными задачами государственной статистики являются:

      сбор, обработка и представление необходимой статистической информации различным пользователям о деятельности всех отраслей экономики и подведомственных им предприятий;

      разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;

      гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;

      координация статистической деятельности органов управления экономикой и обеспечение проведения ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;

      предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении страны, отраслей и секторов экономики.

    Государственная статистика служит базой для организации в стране статистической информационной системы. Органы государственной статистики осуществляют свою работу, руководствуясь тем, что система учета и статистики в РФ является одним из важнейших рычагов государственного управления развитием экономики. Госкомстат РФ выполняет функцию обратной связи по отношению к органам управления, предоставляя им всю необходимую информацию о деятельности всех отраслей экономики и подведомственных им предприятий и организаций.

    Наглядно представить функции органов государственной статистики в системе управления экономикой можно следующим образом (Рисунок 1):

    Рисунок 1

    Под объектом управления понимается элемент систем, который для нормального функционирования нуждается в систематическом контроле и регулировании. Объектами управления выступают отрасли экономики их предприятия и организации, являющиеся объектами статистического наблюдения.

    Для управления ими создателя управляющая система, которая обеспечивает их своевременное приведение к нормальному функционированию. Органы управления воздействуют на объекты управления посредством прямой связи (задания) и обратной связи (отчетность) через органы государственной статистики.

    Органы государственной статистики, информируя органы государственного управления о деятельности во всех отраслях экономики, выполняют важные сигнальные функции, выражающиеся в том, что управляющая информация в виде заданий была принята и намечаемые действия объектов управления зафиксированы исходя из фактического положения – выполнения или не выполнения ими этих заданий.

    Органы государственной статистики, образующие систему Госкомстата РФ, проводят свою работу на основе общих принципов, единой методологии и организации государственной статистики. Основной их целью является осуществление централизованного руководства делом учета и статистики в стране. Система Госкомстата РФ охватывает всю Россию, ее органы имеются во всех административно-территориальных образованиях страны.

    Органы государственной статистики собирают и обрабатывают статистическую информацию от сотен тысяч промышленных предприятий, строек, сельскохозяйственных предприятий, десятков тысяч культурных, бытовых и других учреждений и организаций независимо от форм собственности. Эта информация отличается огромным разнообразием, массовостью и различной периодичностью поступления. Она формируется на базе примерно 250 форм статистической отчетности, а также на основе выборочных обследований и переписей.

    При обработке всей статистической отчетности указанных объектов осуществляется несколько сотен миллиардов вычислительных операций в год. Для выполнения такой огромной работы Госкомстат РФ располагает разветвленной сетью вычислительных установок по сбору и обработке информации. Применение в ней различных средств вычислительной техники придает статистической информационной системе человеко-машинный характер с определенным уровнем автоматизации обработки статистической информации.

      Структура органов государственной статистики

    Организационная структура системы государственной статистики построена в соответствии с административно-территориальным делением страны и включает три уровня: федеральный ,региональный (республики в составе РФ, края, области и национальные округа) иместный (районный или городской).

    Централизованное руководство работой органов государственной статистики на федеральном уровне осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат РФ), который является главным учетно-статистическим центром и относится к центральным органам РФ, обеспечивая статистической информацией Правительство, Федеральное Собрание, федеральные органы исполнительной власти, а также широкую общественность и международные организации.

    На Госкомстат РФ возлагается ответственность за своевременную объективную и достоверную обработку и представление статистической информации указанным органам и общественности на федеральном, отраслевом и региональном уровне на основе единой научной методологии.

    Госкомстат РФ руководит организацией учетно-статистических работ на всей территории страны, в частности, работой 89 региональных комитетов по статистике, которые выполняют те же самые функции, только для своего уровня.

    В состав региональных комитетов входят около 2300 районных (городских) управлений (отделов) статистики, являющихся первичными организациями системы государственной статистики. Районные (городские) органы статистики, находясь в непосредственной близости и постоянном информационном контакте с предприятиями и учреждениями, оказывают им методологическую помощь в организации учета и отчетности и являются основными источниками информации об их деятельности. Они собирают и обрабатывают информацию о работе всех сельскохозяйственных предприятий, а также промышленных, строительных, транспортных и торговых предприятий, предприятий бытового обслуживания, органов просвещения и здравоохранения района или города.

    Все органы государственной статистики работают по единой методологии и единому плану статистических работ, утвержденными вышестоящими органами. Каждая статистическая работа, включенная в этот план, характеризуется объектом статистического наблюдения, составом показателей, формами отчетности, а также способами и периодичностью их поступления и разработки.

    Статистические органы Госкомстата РФ построены по функционально-отраслевому принципу и организационно состоят из центрального аппарата, представленного управлениями отраслей статистики, вычислительного центра (ВЦ) и научно-проектного института статистической информационной системы РФ.

    В состав центрального аппарата Госкомстата РФ входят следующие управления:

      статистики и планирования;

      национальных счетов;

      статистики предприятий и структурных обследований;

      сводной информации и региональной статистики;

      статистики цен и финансов;

      статистики уровня жизни и обследований населения;

      статистики труда;

      статистики населения;

      статистики промышленности;

      статистики услуг, транспорта и связи;

      статистики основных фондов и строительства;

      статистики внутренней и внешней торговли;

      статистики окружающей среды и сельского хозяйства;

      статистики зарубежных стран и международного сотрудничества.

    В их функции входят разработка необходимой статистической методологии и анализ статистических материалов (аналитическая работа).

    Разработка методологических материалов производится на основе анализа информационных потребностей органов управления и других пользователей статистической информации. Работа заключается в построении и совершенствовании системы статистических показателей и методов их исчисления, в подготовке бланков статистических форм и инструкций по их заполнению и представлению, а также в постановке статистических задач с целью их автоматизированного решения.

    Аналитическая работа выражается в подготовке аналитических записок, бюллетеней, экспресс-информации, пресс-выпусков и прогнозов для руководящих органов по всем отраслям экономики. Для этого широко используются сводные статистические отчеты и накапливаемые динамические ряды статистических данных за ряд лет.

    Занятие 4. Информационные технологии в статистике

      Информационно-вычислительная сеть статистики

    Органы Госстатистики располагают развитой вычислительной сетью, оснащенной современными средствами вычислительной техники, средствами связи, организационной и множительной техникой. Накоплен большой опыт в области применения ЭВМ для выполнения статистических работ. Наряду со сбором, обработкой, передачей и хранением статистической информации, десяткам тысяч предприятий, организаций, фирм, агрофирм, институтов оказываются вычислительные услуги на коммерческой основе.

    Вычислительная сеть Госкомстата – это примерно 2300 вычислительных установок различного уровня. На государственном уровне – это вычислительный центр (ВЦ). Вычислительные подразделения имеются во всех регионах в рамках соответствующих комитетов статистики, а на районном (городском) уровне функционируют вычислительные подразделения в рамках районных (городских) управлений статистики.

    Основными функциями ВЦ Госкомстата РФ являются сбор, обработка и выдача в установленные сроки сводной статистической отчетности отраслевым управлениям центрального аппарата, различным органам управления.

    Организация машинной обработки статистической информации осуществляется двумя группами подразделений: в одной – собирают первичную и выпускают сводную статистическую отчетность (отделы информационного обеспечения по статистике), в другой – осуществляют непосредственную машинную обработку статистической информации (отделы подготовки и передачи данных, эксплуатации различных технических средств, размножения и др.).

    На ВЦ совместно с научно-исследовательским и проектным институтом Госкомстата РФ возложена также задача по разработке проектов автоматизации статистических задач, их апробации и внедрению (отделы проектирования машинной обработки информации).

    Структура, задачи и функции региональных управлений статистики во многом схожи со структурой ВЦ Госкомстата РФ. В подразделениях информационного обеспечения статистики-экономисты, кроме подготовки и выпуска статистических данных, занимаются еще и аналитической работой с целью обеспечения необходимой информацией местных органов управления.

    Функциональные отделы, занимаясь непосредственной машинной обработкой статистической информации, выполняют те же самые функции, но в зависимости от объемов обрабатываемой информации могут быть укрупнены или разукрупнены.

    Районные (городские) управления (отделы) статистики, входящие в состав региональных комитетов, строятся в соответствии с типовыми структурами организаций данного уровня.

    Организационная структура ВЦ Госкомстата РФ (региональных комитетов статистики) может быть представлена в виде обобщенной схемы (рисунок 2). Она состоит из нескольких групп подразделений, объединяющих проектные, технологические, производственные и обслуживающие отделы.

    Организационная структура ВЦ Госкомстата РФ (региональных комитетов статистики)

    Начальник ВЦ

    Зам. нач. ВЦ

    по проектированию

    Зам. нач. ВЦ

    по статистике

    Зам. нач. ВЦ

    по производству

    Отдел проектирования

    и внедрения информ. технологий

    Отдел по статистике

    цен и финансов

    подготовки данных

    Отдел по статистики

    Отдел эксплуатации технических средств

    Отдел организации

    информац. обеспечения и БД

    хранения программного обеспечения

    Отдел по статистики

    населения

    Отдел технического обслуживания и т.д.

    Отдел по статистики

    промышленности

    Отдел по статистики

    торговли

    Отдел по статистики

    сельского хозяйства и т. д.

    Рисунок 2

    В первую группу входят отделы, осуществляющие проектирование машинной обработки информации и ее внедрение.

    Отдел проектирования и внедрения информационных технологий определяет выбор комплекса технических средств, устанавливает вид и структуру используемых машинных носителей, разрабатывает варианты технологии обработки данных, затем производит разработку алгоритмов и машинных программ, составляет проекты и осуществляет их экспериментальное внедрение.

    Отдел организации информационного обеспечения и баз данных осуществляет сбор, организацию хранения и выдачу всей справочной, нормативной, плановой и другой постоянной информации, необходимой для решения задач, а также производит контроль за их изменениями и своевременной корректировкой этой информации. Кроме того, он проводит работы по унификации статистической отчетности, приспособлению ее к требованиям машинной обработки, разработке и ведению локальных и общегосударственных классификаторов, разработке методических указаний по их применению.

    В состав этой группы входит также отдел по ведению и хранению программного обеспечения, занимающийся внедрением программ на всех уровнях вычислительной сети Госкомстата.

    Во вторую группу входят отделы информационного обеспечения различных отраслей статистики, которые занимаются подготовкой статистических отчетов для обработки с помощью различных технических средств. Они анализируют и контролируют формируемые результатные статистические данные, организуют вопросы к источникам информации при обнаружении отклонений в процессе организации обработки информации, составляют документы на корректировку информации, осуществляют размножение результатов статистических данных, окончательное их оформление и передачу потребителям. Эти отделы также участвуют в создании экономико-статистического описания постановок задач с целью их автоматизированного решения, оказывают помощь в работе соответствующих низовых органов статистики: осуществляют контроль их работы по организации статистических разработок, соблюдению методологии учета и отчетности и состоянию отчетной дисциплины.

    В третью группу входят отделы, осуществляющие непосредственную машинную обработку информации с помощью различных технических средств.

    В отделе подготовки (передачи) данных осуществляется перенос информации с документов на машинные носители и контроль правильности занесения информации на них, а также автоматизированный прием и передача информации по каналам связи.

    Отделы эксплуатации технических средств (ЭВМ, компьютеры) обеспечивают ввод и контроль исходной информации в ЭВМ, ее непосредственную обработку и выдачу результатов данных пользователям, а также передачу их по каналам связи.

    Отделы технического обслуживания различных технологических средств выполняют техническое обслуживание эксплуатируемой вычислительной техники, обеспечивают ее работоспособность, проводят текущий и профилактический ремонт.

      Назначение классификаторов и их структура

    Для обмена статистической информацией между различными уровнями в системе Госкомстата РФ осуществляется разработка и внедрение классификаторов.

    Классификатор – это систематизированный свод наименований объектов, т.е. классификационных признаков и их кодовых обозначений.

    В зависимости от применения классификаторы делятся на три группы:

      Общегосударственные, используемые во всех отраслях и на всех уровнях управления;

      Отраслевые, используемые в пределах определенной отрасли;

      Локальные, используемые в пределах предприятия (организации) или группы предприятий.

    В органах государственной статистики функционирует около 20 общественных классификаторов, относящихся к следующим группам:

      Классификаторы информации о трудовых и природных ресурсах;

      Классификаторы информации о продуктах труда, производственной деятельности и услугах;

      Классификаторы информации о структуре экономики и административно-территориального деления страны;

      Классификаторы управленческой информации и документации.

    Рассмотрим структуру ЕГРПО (Единый Государственный Регистр Предприятий и Организаций).

    ЕГРПО представляет собой единую систему государственного учета и идентификацию всех субъектов хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 20/04/93г. №47. Субъектами ЕГРПО являются юридические лица, филиалы представительства и др. подразделения предприятий и организаций, индивидуальные предприниматели.

    Блок классификационных признаков включает: четырехразрядные коды министерства и ведомств (по СООГУ – Система обозначений органов государственного управления), которым подчинены предприятия; четырехразрядные коды территорий (по СОАТО – Система обозначений административно-территориальных объектов), на которых расположены предприятия, и пятиразрядные коды отраслей экономики (по ОКОНХ – Общегосударственный классификатор отраслей народного хозяйства).

    Коды министерств и ведомств по СООГУ построены по серийно-порядковой системе: старшие четыре разряда обозначают конкретное министерство, а младший – форму его подчинения (общегосударственное, местное и т.д.).

    Коды территорий по СОАТО построены по позиционной системе кодирования. В данном случае из СОАТО – десятиразрядного кода – чаще всего используются только четыре старших разряда: коды республик, входящих в РФ, краев, областей.

    Все вышеперечисленные коды присваиваются предприятию (юридическому лицу) при его регистрации (открытии) согласно видам деятельности, указанным в уставе предприятия.

    ! Общие выводы к изученной теме:

      Система учета и статистики в РФ является одним из важнейших рычагов государственного управления развитием экономики.

      Организационная структура системы государственной статистики построена в соответствии с административно-территориальным делением страны и включает три уровня: федеральный, региональный и местный.

      Основными функциями ВЦ Госкомстата РФ являются сбор, обработка и выдача в установленные сроки сводной статистической отчетности различным органам управления.

      ЕГРПО представляет собой единую систему государственного учета и идентификацию всех субъектов хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.

    ? Вопросы для самопроверки:

      Что является основными задачами государственной статистики?

      По какому принципу построены статистические органы Госкомстата РФ?

      Каково назначение классификаторов?

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...