Что делать, если сделан некачественный ремонт по осаго или каско: подробная инструкция. Что делать при полной (тотальной) гибели авто при осаго и каско


Никакая машина в России не является не подлежащей восстановлению

Фото: Fotolia/ostrows1

Видеосюжет Банки.ру, где рассказывается о «воскресении» автомобиля после признания страховщиком его тотальной гибели, вызвал большой резонанс у пользователей. Мы решили копнуть глубже и разобраться, что происходит с машиной после признания ее гибели по договору каско, где проходит черта, за которой автомобиль «скорее мертв, чем жив» и в каких случаях клиент может остаться должен своей страховой.

Восстание машины

Героиня Юлия Чекменева 1 октября 2014 года попала в серьезное ДТП – произошло лобовое столкновение на скорости 120 км/ч. Сама девушка не пострадала чудом. «А у машины передней части просто не было. Автомобиль был признан непригодным к восстановлению, то есть тотальным», - рассказывает Юлия. Полис каско у нее был оформлен в компании «Росгосстрах», и Юлия отдала страховщику то, что осталось от машины, после чего получила выплату в 411 тыс. рублей (при страховой сумме 475 тыс.).

Но спустя почти год, 1 сентября 2015 года, Юлии пришло три извещения о штрафах на общую сумму 1 500 рублей – на ее старый, но уже отремонтированный автомобиль, который год назад был признан «погибшим», а теперь, как выяснилось, может не только ездить, но даже превышать скорость. А Юлия формально продолжает быть его владельцем.

Как объяснила девушка, после передачи разбитой машины страховщику она не сняла ее с регистрационного учета, так как в страховой ее заверили, что это необязательно. Однако в комментарии для Банки.ру заместитель главы управления департамента автострахования «Росгосстраха» Павел Бородин отметил, что обращаться в ГИБДД за снятием с учета должен сам страхователь, на что компания обращает внимание клиента при передаче транспортного средства страховщику.

«Прекратить регистрацию ТС, поврежденных в результате ДТП, без утилизации ПТС может только предыдущий собственник, подав заявление и документы, подтверждающие переход права собственности, в ГИБДД через десять дней после передачи/реализации транспортного средства», - объясняет представитель страховщика. Он ссылается на Административный регламент МВД по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств.

Как пояснил Банки.ру Павел Бородин, страховщик не восстанавливал данный автомобиль, а продал его через аукцион третьему лицу в том состоянии, в котором принял от страхователя. Таким образом, страховая компания признала автомобиль погибшим, но кто-то, купивший его на аукционе, восстановил машину и впоследствии продал. Портал Банки.ру задался вопросом, насколько это, во-первых, законно и, во-вторых, безопасно для того, кто на этом восстановленном автомобиле ездит.

Тотал или не тотал, вот в чем вопрос

Гибель автомобиля с точки зрения договора каско и машина, действительно не подлежащая восстановлению, - это «две большие разницы», объясняет главный страховой аналитик Банки.ру Дмитрий Жуков. Обычно машина признается погибшей, если сумма ущерба составляет 65-70% от ее стоимости. «В этом случае оплачивать ремонт машины страховщику невыгодно по нескольким причинам. Во-первых, при гибели ТС действие договора каско сразу прекращается (и, соответственно, освобождает компанию от новых убытков по этому договору). Во-вторых, часть убытка компания может покрыть за счет реализации остатков машины, которые впоследствии могут быть восстановлены значительно дешевле стоимости ремонта у официального дилера. В-третьих, страховщик снимает с себя проблему контроля качества и стоимости ремонта, что при существенных повреждениях немаловажно», - говорит эксперт.

Такая практика со стороны страховщиков вполне законна, отмечает редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов. «Страховая компания реализует полученный от клиента автомобиль, а после этого вся ответственность лежит на покупателе - он может купить машину на запчасти, а может ее восстановить», - рассказывает эксперт.

«С момента подписания акта приема-передачи ТС и передачи нам автомобиля клиент перестает быть собственником транспортного средства, - объясняет директор департамента страховых выплат СК «АльфаСтрахование» Александр Харагезов. - Так как автомобиль становится собственностью «АльфаСтрахования», компания может распоряжаться им на законных основаниях. Мы выставляем эти машины на интернет-аукцион и продаем победителю».

Посредник, купивший автомобиль, восстанавливает его «задешево» - чуть ли не «в гараже», объясняет Сергей Смирнов. «Когда машину перепродают, покупателю не говорят, насколько серьезным было ДТП, в котором этот автомобиль побывал. И установить это никак невозможно», - говорит он.

«Не существует критериев, устанавливающих порог, при каком повреждении автомобиль можно восстановить и это безопасно, а при каком машину нужно однозначно утилизировать и запретить восстановление», - добавляет Сергей Смирнов.

Страховая компания решает вопрос о тотальной гибели автомобиля в первую очередь с точки зрения экономической целесообразности, подчеркивает автоэксперт Игорь Моржаретто. «Я видел в Литве мастерскую, куда иностранные компании отдавали автомобили на восстановление. Им было экономически невыгодно заниматься этим в Германии, а в Литве стоимость восстановления ниже. И продавцов совершенно не волнует, что сделают с машиной в этой мастерской и куда она потом попадет. А попадали они, скорее всего, в Россию», - рассказывает Игорь Моржаретто.

Регистрировать «труп» невыгодно

В соответствии с действующими правилами, такой процедуры, как «снятие с учета», уже не существует, замечает директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. Прекращение регистрации - это право, а не обязанность бывшего владельца, подчеркивает он.

Как ранее разъясняла ГИБДД РФ, с 15 октября 2013 года перерегистрация автомобиля происходит в момент постановки его на учет новым владельцем: у покупателя есть на это десять дней. При этом со страховой компании эта обязанность снимается, если ее уставом предусмотрена продажа имущества, оставшегося после страхового случая. Юрлица и ИП не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи, указывает директор департамента анализа, методологии и контроля СК «Согласие» Андрей Дятловский, ссылаясь на постановление правительства РФ № 938 от 12.08.1994 года.

Страховая заинтересована продать остатки машины как можно раньше, так как они занимают место на арендуемой стоянке, говорит Виталий Княгиничев. Эта процедура может занимать от одного до 30 дней, в отдаленных регионах - до полугода, при этом 10-15 дней может уйти на выплату возмещения страхователю и выяснение, нет ли на машине обременений по линии ГИБДД или приставов.

Перекупщикам битых авто перерегистрировать их на себя в таком состоянии тоже невыгодно. Как объясняется на сайте одной из компании по выкупу аварийных ТС, в этом случае сотрудники ГИБДД вносят в ПТС и электронные базы данных отметку о том, что автомобиль имеет механические повреждения после ДТП. «Как нетрудно догадаться, продать автомобиль с таким «волчьим билетом» будет практически нереально. По крайней мере, по рыночной цене», - говорится на сайте организации.

Поэтому регистрационные действия перекупщики предпочитают осуществлять уже с восстановленным автомобилем. Или, как мы видим на примере истории Юлии Чекменевой, оставлять это «на совести» покупателя. Которые иногда этой обязанностью пренебрегают, ведь отсутствие перерегистрации автомобиля не является помехой для покупки ОСАГО, а управлять автомобилем можно и со свидетельством о регистрации от предыдущего собственника - ПТС сотрудники ГИБДД для проверки не требуют.

«Действия новых собственников направлены на то, чтобы сэкономить: не платить транспортный налог, не платить штрафы», - комментирует Сергей Смирнов из журнала «За рулем» историю Юлии. Кроме того, новый владелец может скрыться с автомобилем с места ДТП, а официального собственника могут привлекать к ответственности, вызывать на допросы, предостерегает эксперт.

Как разъясняет ГИБДД РФ, в случае получения «чужих штрафов» собственнику автомобиля необходимо направить заявление в подразделение ГИБДД, которым выписан штраф, о том, что данный автомобиль ему уже не принадлежит, приложив подтверждающие документы (копия договора купли-продажи, а также копии документов на автомобиль). «Чтобы это предотвратить, необходимо при оформлении договора купли-продажи одновременно внести соответствующие записи в ПТС и сделать копии со всех документов, - разъясняет ведомство. - Также у бывшего владельца автомобиля есть право через десять дней после совершения сделки обратиться в регистрационное подразделение МРЭО ГИБДД для прекращения регистрации автомобиля, если новый собственник не зарегистрировал его в установленном порядке. При этом свидетельство о регистрации транспортного средства будет выставлено в розыск».

Аукционы, но не «Сотби»

Застрахованные машины, как правило, не утилизируют, так как это лишает компанию возможности минимизировать свои финансовые потери, объясняет Андрей Дятловский из «Согласия». По словам главного страхового аналитика Банки.ру Дмитрия Жукова, в зависимости от популярности марки автомобиля и характера повреждений страховая компания может компенсировать до 70% от выплаченной клиенту суммы. «Исключения составляют сгоревшие машины, которые чаще всего ничего не стоят, и сильно поврежденные автомобили непопулярных марок», - говорит аналитик.

Интернет-аукционов, где можно продать разбитую машину, великое множество - от крупных международных компаний, которые разрабатывают программное обеспечение для оценки стоимости поврежденных ТС, до небольших фирм, работающих только в одном регионе. Некоторые страховщики открывают собственные площадки: так, свой открытый интернет-аукцион по продаже битых автомобилей, принадлежавших клиентам компании, есть у лидера рынка каско «РЕСО-Гарантии» (доля рынка - 15,83%).

«В 2015 году количество победителей аукциона составило около 1,5 тысячи человек по России, кто-то выиграл одно транспортное средство за год, кто-то - 36. Конкретные организации выделить сложно, - рассказал Банки.ру заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. - Каждого победителя торгов мы предупреждаем, что в ПТС транспортного средства будет указано, что автомобиль был в собственности у страховой компании, потому что такие авто зачастую приобретают для того, чтобы подлатать в сервисе, а потом продать как б/у автомобиль без повреждений».

При этом не все покупатели остаются в неведении относительно «прошлого» такого автомобиля, говорит один из представителей рынка. «Некоторые идут на покупку восстановленного авто сознательно, ради существенной скидки, тем более что формально все законно. А понятия о безопасности у каждого свои», - говорит источник.

Кому «лом»

По словам Дмитрия Жукова, в случае гибели автомобиля договоры каско большинства компаний предусматривают три варианта. В первом, уже описанном, страховая забирает то, что осталось от машины. При этом из страховой суммы вычитается износ, франшиза (не покрываемая страховкой часть убытка), если они предусмотрены договором, и, иногда, страховые выплаты, если они были в период действия полиса (при агрегатной страховой сумме). Второй вариант - страховая компания выступает посредником между продавцом (владельцем) и покупателем автомобиля (обычно через комиссионный магазин). И третий вариант - разбитая машина остается у владельца, при этом из выплаты вычитается стоимость годных остатков (помимо износа, франшизы и предыдущих выплат).

Именно так и поступила Людмила, не пожелавшая расставаться со своей пострадавшей в ДТП машиной (случай произошел в 2007 году).

«Авария произошла при трогании на светофоре, на скорости 20 км/ч. Машина, конечно, внешне была сильно помята - капот сложился в «гармошку», но двигатель не задело, я даже смогла отъехать на обочину, - рассказывает женщина. - Но из-за стоимости запчастей ремонт вышел слишком дорогим, и машину признали «тотальной». Мне не хотелось ее отдавать, и повреждения такими уж катастрофическими не казались. При этом я не сразу заметила в договоре пункт, согласно которому могу оставить машину себе, при этом получив меньшую выплату».

По словам Людмилы, при передаче машине страховой выплата по каско составила бы около 460 тыс. рублей (при стоимости машины около 600 тыс.), а за вычетом стоимости остатков страховательница получила около 330 тыс. «Этих денег мне с головой хватило на ремонт машины в том же дилерском центре, который оценивал ущерб для страховой, - рассказала Людмила. - Смысл в том, что для страховой стоимость ремонта рассчитывается исходя из цены новых запчастей от производителя, даже кузовных. А если немного отходить от регламента, заменяя «родные» новые запчасти более дешевыми, но совершенно исправными аналогами, например, б/у, можно существенно сэкономить. На отремонтированной машине я и сейчас езжу, а вот каско на старую машину не покупаю.Те , совершенно не оправдывают себя».

Но, по словам представителя страхового рынка, в таких ситуациях страхователь поступает на свой страх и риск: страховщики рекомендуют отдавать тотальный автомобиль и получать выплату, так как никто не даст гарантий, что после ремонта машина будет полностью соответствовать требованиям безопасности. Кроме того, по словам Дмитрия Жукова, при таком исходе бывают парадоксальные случаи, когда страхователь формально может остаться должен страховой. «Это бывает, когда стоимость автомобиля из-за инфляции резко выросла и цена остатков превысила зафиксированную в договоре страховую сумму, после вычета износа, франшизы и произошедших убытков. По факту, конечно, клиент в этом случае страховой ничего не платит, стороны расходятся «по нулям», - говорит эксперт.

Автомобиль, принадлежащий организации, попал в аварию и не подлежит восстановлению. По договору страхования КАСКО организация получает полное страховое возмещение с передачей автомобиля в собственность страховой компании. Каким образом отражается операция по передаче автомобиля страховой компании в бухгалтерском и налоговом учете?

Передачу права собственности на не подлежащий восстановлению автомобиль отразите как продажу основного средства.
О том, как рассчитать доход от такой реализации и как отразить операцию в учете см. информацию файла ответа.

Сергея Разгулина , действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как отразить в бухучете и при налогообложении последствия ДТП с автомобилем организации

Как отразить в налоговом учете передачу страховой компании права собственности на автомобиль, не подлежащий восстановлению. Страховщик полностью выплатил страховую сумму по договору

Передачу права собственности на не подлежащий восстановлению автомобиль отразите как продажу основного средства.

Это объясняется следующим.

В случае утраты, гибели застрахованного имущества организация вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика для получения от него страховой выплаты в размере полной страховой суммы (п. 5 ст. 10 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1). То есть передача страховщику не подлежащего восстановлению транспортного средства является по своей сути возмездной передачей имущества и, следовательно, признается реализацией основного средства ().

Таким образом, полученную страховую сумму разделите на две составляющие:
– страховое возмещение, которое получила бы организация, не передавая право собственности на автомобиль (эта сумма должна быть прописана в договоре страхования);
– оплата за передаваемые права на имущество.

Данный порядок подтверждается постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 августа 2011 г. № 09АП-16300/2011-АК .

Полученное страховое возмещение НДС не облагайте, так как суммы страхового возмещения не являются суммами, связанными с оплатой реализуемых товаров, работ, услуг и имущественных прав (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ , письмо Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-04-05/3-744).

Доход от реализации автомобиля определите по формуле:

Такой порядок следует из пунктов , статьи 249 Налогового кодекса РФ.

Остаточную стоимость передаваемого основного средства учтите в составе расходов (подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Если расходы, связанные с реализацией основного средства, превышают полученный от продажи доход, разницу между ними признайте убытком. Подробнее об учете убытка от реализации основного средства см. Как отразить при налогообложении продажу основных средств .

Основные средства, подлежащие продаже, для целей обложения НДС признаются товаром (п. 3 ст. 38 НК РФ). С дохода от реализации товаров (работ, услуг) на территории России заплатите НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 , п. 1 ст. 154 НК РФ).

О порядке расчета НДС при продаже основных средств см.:
– Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг) ;
– Как начислить НДС при реализации имущества, которое было учтено по стоимости с учетом входного НДС .

Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете передачи прав на автомобиль, не подлежащий восстановлению, и получения полной страховой суммы от страховщика

5 августа автомобиль ООО «Альфа» попал в ДТП. На основании акта осмотра автомобиля он не подлежит восстановлению. Данный автомобиль был застрахован по каско. Согласно условиям договора «Альфа» вправе получить полную сумму страховки в случае гибели автомобиля при передаче прав на него страховщику. Сумма страхового возмещения, выплачиваемая при наступлении страхового случая, без передачи прав на автомобиль составляет 600 000 руб., с передачей прав – 1 000 000 руб.

Первоначальная стоимость автомобиля – 1 100 000 руб. Сумма начисленной до наступления страхового случая амортизации – 300 000 руб. Срок полезного использования установлен организацией для целей бухгалтерского и налогового учета – 55 месяцев. Аналогичные показатели первоначальной стоимости и начисленной амортизации отражены в налоговом учете «Альфы».

Бухгалтер «Альфы» отразил операции по реализации автомобиля и получению страховых сумм следующим образом:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– 1 100 000 руб. – отражена первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего основного средства;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 300 000 руб. – отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта;

Дебет 62 Кредит 91-1
– 400 000 руб. – отражена выручка от реализации основного средства по стоимости, указанной в отчете оценщика;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 61 017 руб. – начислен НДС при реализации основного средства (если деятельность организации облагается НДС);

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основного средства»
– 800 000 руб. – отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость проданного основного средства;

Дебет 76 Кредит 91-1
– 600 000 руб. (1 000 000 руб. – 400 000 руб.) – начислена сумма страхового возмещения;

Дебет 51 Кредит 62
– 400 000 руб. – получена оплата за реализованное основное средство;

Дебет 51 Кредит 76
– 600 000 руб. – получено страховое возмещение.

В налоговом учете бухгалтер «Альфы» отразил в составе выручки доход от реализации автомобиля в размере 338 983 руб. (400 000 руб. – 61 017 руб.), в составе внереализационных доходов – сумму страхового возмещения в размере 600 000 руб. Кроме того, в составе расходов бухгалтер отразил остаточную стоимость реализованного автомобиля в размере 800 000 руб. Так как расходы в виде остаточной стоимости превысили доход, полученный от реализации автомобиля, в налоговом учете образовался убыток, который должен признаваться в составе прочих расходов равными долями в течение периода времени, равного разнице между сроком полезного использования актива и фактическим сроком его эксплуатации. На момент наступления страхового случая автомобиль амортизировался в течение 15 мес., то есть убыток в налоговом учете должен признаваться «Альфой» в течение 40 мес. (55 мес. – 15 мес.). Ежемесячная сумма признаваемого убытка в налоговом учете составит 11 525 руб. (800 000 руб. – 338 983 руб.): 40.

Так как в бухгалтерском учете убыток признается единовременно, а в налоговом – в течение определенного срока, возникает временная разница и соответствующий ей отложенный налоговый актив.

В августе бухгалтер «Альфы» отразил начисление отложенного налогового актива:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 92 203 руб. ((800 000 руб. – 338 983 руб.) ? 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

С сентября ежемесячно отложенный налоговый актив будет погашаться:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– 2305 руб. (92 203 руб. : 40) – погашена часть отложенного налогового актива.

Дорожно-транспортное происшествие – серьезная проблема для любого водителя. Но, пожалуй, нет более неприятной ситуации, чем полная гибель автомобиля . Невозможность восстановить транспортное средство доставляет его владельцу множество хлопот.

К счастью, негативные последствия такой аварии отчасти сглаживаются страховыми выплатами, которые можно получить от договоров страхования ОСАГО и КАСКО.

○ Полная тотальная гибель автомобиля.

Согласно п. «а» ст. 18 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО», полная гибель – это ситуация, при которой отремонтировать транспортное средство либо нельзя, либо можно, но сумма затрат при этом будет равна стоимости самого автомобиля или превысит ее. Признать машину таковой сразу невозможно, поскольку определение требуемых затрат на восстановление навскидку крайне сложно: нужны подробные расчеты. Однако тотальная гибель автомобиля вовсе не означает уничтожение всех запчастей. При этом наличие уцелевших деталей не покрывается данный понятием: важна конструктивная целостность авто.

○ Как рассчитывается сумма выплат?

Страховая компания, с который заключен договор КАСКО или ОСАГО, должна самостоятельно рассчитать сумму выплаты при полной гибели транспортного средства. Производятся математические действия по определению размера выплат в соответствии с Положением о правилах ОСАГО, принятым Приказом Банка России от 19.09.2014 № 431-П. Согласно п. 4.12 указанного акта, взыскивается действительная стоимость автомобиля на день наступления страхового случая (естественно, до аварии) за вычетом стоимости годных остатков, то есть деталей, которые могут продолжать эксплуатироваться при прочих работающих механизмах. Данная формула кажется легкой только на первый взгляд, поскольку в ней много подводных камней.

Одна из важнейших деталей в расчете полагающихся выплат по страховке – стоимость годных остатков. Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденное Приказом Банка России от 19.09.2014 № 432-П, в п. 5.1 предъявляет к таким деталям рад требований, которым они должны соответствовать:

  1. Отсутствие повреждений, нарушающих целостность и товарный вид, и работоспособное состояние.
  2. Отсутствие изменений конструкции и иных параметров, не предусмотренных производителем.
  3. Отсутствие следов предыдущего ремонта (в частности, шпатлевания, рихтовки).
  • «Пункт 5.5 Положения о единой методике расчетов:
  • Сго = Ц * КЗ * КВ * КОП * ∑ i = 1 N C i 100
  • где:
  • Ц - стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;
  • КЗ - коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;
  • КВ - коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;
  • КОП - коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений транспортного средства;
  • Сi - процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства, %;
  • n - количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов).»

Кроме того, важно учитывать затраты на демонтаж, устранение незначительных дефектов, хранение и продажу деталей. Уточнения для расчета содержатся и подробно разъясняются в п.п. 5.6 – 5.9 Положения. Для расчета выплат по страховке КАСКО существенных особенностей нет. Единственным отличием могут быть дополнительные условия, применяемые в страховой компании, которые в обязательном порядке должны не ухудшать правила, предусмотренные для ОСАГО.

○ Занижение суммы выплат страховой компанией.

Страховые компании, к сожалению, нередко прибегают к не самым честным расчетам, благодаря которым сумма, подлежащая выплате, заметно уменьшается. Делается по одной простой причине: если автомобиль не будет признан полностью погибшим, выплаты на ремонт станут значительно выше. Кроме того, согласно п. 1.13 Положения о правилах ОСАГО, договор страхования прекращает свое действие при гибели авто, что также выгодно компании, так как восстановленная после тяжелого повреждения машина с высокой долей вероятности снова испытает технические проблемы.

Занижение суммы выплат напрямую зависит от стоимости ремонта машины: чем выше последний показатель, тем ниже первый. Увеличение предполагаемых расходов на восстановление достигается различными способами. Самый распространенный способ – годные остатки автомобиля признаются не подлежащими ремонту. Еще один вариант - изменения в формуле расчета их стоимости. Также стразовые компании могут манипулировать с рыночной стоимостью транспортного средства в состоянии, предшествующему аварии. Страховщики стараются сделать упор на высокий износ автомобиля, который, в частности, касается шин, рулевых механизмов, а также иных узлов, влияющих на эксплуатацию машины.

Чаще всего действия страховых компаний направлены на обман страхователей. Избежать таких ситуаций позволят собственные расчеты стоимости годных остатков и рыночной стоимости автомобиля. Это можно осуществить как лично, так и посредством экспертизы, которую осуществляют различные фирмы и специалисты. Кроме того, нужно обязательно спрашивать все подробности, касающихся расчетов страховщика, документы и пояснения к ним. Если ошибка найдена, но страховая компания настаивает на правоте, придется решать спор в судебном порядке.

○ Полная тотальная гибель автомобиля по ОСАГО.

Страховые выплаты по ОСАГО имеют установленный законом предел. Согласно пп. «б» ст. 7 ФЗ «Об ОСАГО», максимальный размер выплачиваемой суммы не может превышать 400 тысяч рублей. Рассчитывается он в зависимости от уплаченной страхователем премии при заключении договора. Ее размер, согласно Указанию Банка России от 19.09.2014 № 3384-У, зависит от следующих факторов:

  1. Тип транспортного средства. В зависимости от его категории, а также назначения минимальные и максимальные суммы могут заметно различаться.
  2. Коэффициент страхового тарифа. Он зависит от региона и населенного пункта, в котором зарегистрирован автомобиль.

В случаях, когда ущерб превысил сумму, выплаченную страховщиком, необходимо обратиться к виновнику ДТП за взысканием оставшейся части. Годные остатки транспортного средства остаются у собственника, который может их продать. Судьба автомобиля (кузова и остальных частей, не подлежащих восстановлению) решается владельцем: он может как передать его страховой компании, так и оставить себе.

Подпункт «а» части 16.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

  • «Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае полной гибели транспортного средства».

О несогласии с так называемым признанием «тотала» или с суммой, которая подлежит выплате по ОСАГО, нужно обратиться, в первую очередь, к самому страховщику и постараться урегулировать споры по ситуации. Если страховая компания не идет на мировую, решается конфликт только в судебном порядке.

○ Полная тотальная гибель автомобиля по КАСКО.

Порядок страховых выплаты по КАСКО при гибели автомобиля несколько иной. Отличия возникают из самой сути договора, поскольку транспортное средство страхуется на определенную сумму (от нее зависит также размер уплачиваемой премии). Кроме того, КАСКО учитывает износ: за каждый месяц он увеличивается примерно на 1%. В каждой страховой компании предлагаются собственные условия признания «тотала». Определяется он процентом от страховой суммы. Большинство проверенных российских страховщиков устанавливает порог в 60-80%. Иными словами, если машина застрахована, к примеру, на 1 млн рублей, полная гибель при ставке в 60% констатируется при стоимости ремонта в 600 тысяч рублей. Вариантов расчета выплат при полной гибели машины два:

  1. Выплата без учета годных остатков. Стоимость пригодных к эксплуатации деталей рассчитывается также, как и для договоров ОСАГО. Автомобиль при этом остается у страхователя.
  2. Выплата с учетом годных остатков. Страховая компания получает в собственность все сохранившиеся конструктивные элементы (как правило, со всем автомобилем), но выплачивает страхователю полную сумму с учетом износа.

Порядок признания «тотала» по КАСКО аналогичен ОСАГО: расчетами занимаются страховые эксперты. Естественно, они могут пытаться занизить стоимость ремонта, чтобы выплатить не полную страховую сумму, а лишь часть. Избежать занижения выплат можно посредством производства собственных расчетов либо привлечения специалистов. Если после передачи альтернативных сведений о стоимости ремонта страховая компания не согласна идти на мировую, свои интересы придется отстаивать в суде.

○ Судебная тяжба со страховой.

Подача искового заявления в суд в отношении страховой компании происходит в следующих случаях:

  1. Отказ от признания полной гибели транспортного средства.
  2. Занижение страховых выплат при признании полной гибели.
  3. Неправомерное приобретение или продажа автомобиля (его годных остатков) при признании полной гибели.
  4. Признание полной гибели при отсутствии на то оснований.

Каждый из случаев, как правило, возникает, когда страховая компания стремится снизить размер страховых выплат. Чтобы начать разбирательство, в районный суд нужно подать следующий пакет документов:

  1. Исковое заявление. Если истец обладает юридическими знаниями, то может составить его самостоятельно, соблюдая требования, предусмотренные ст. 131 ГПК РФ. В противном случае стоит обязательно обратиться к профессиональным юристам. Обязательно нужно привести все расчеты (можно либо в самом заявлении, либо в приложении к нему), а также указать сумму иска.
  2. Копия квитанции об оплате госпошлины. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, в данном случае размер пошлины будет зависеть от суммы, которую истец требует от ответчика. Важно, что размер иска – это не стоимость автомобиля, а именно причитающаяся его владельцу страховая выплата.
  • Пункт 1 часть 1 статьи 333.19 НК РФ определяет размеры пошлины следующим образом:
  • «до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
  • от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
  • от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
  • от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
  • свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей».
  1. Копии документов, подтверждающих право собственности на автомобиль. Главным образом, это свидетельство о регистрации, однако настоятельно рекомендуется приложить также технический паспорт, справку-счет и договор купли-продажи.
  2. Копия паспорта с 2 по 5 страницы.
  3. Копия договора страхования. В зависимости от содержания иска и ответчика, это могут быть КАСКО и ОСАГО как вместе, так и один из них.
  4. Копии актов обследования автомобиля страховыми экспертами. Перед тем, как осуществить выплату, страховщик должен представить страхователю все расчеты, а также иные документы, касающиеся оценки повреждений.
  5. Копии документов, подтверждающих наступление страхового случая. К ним можно отнести судебные решения, протоколы ДТП, а также любые другие официальные документы, которые дают понятие об аварии.
  6. Заключение компании или специалиста, проводивших экспертизу. Данный документ прилагается только в случае, если страхователь провел собственными силами экспертизу, прибегнув к помощи специалистов.

Страхователь должен по сути доказать два факта: правоту своих расчетов и неправоту расчетов или позиции страховщика. Основываться доводы сторон могут на математических или фактических ошибках, поэтому требуется до судебного разбирательства подробно изучить расчеты страховой компании и еще раз проанализировать собственные. Если возникают сомнения в достоверности расчетов обеих сторон, суд может назначить независимую экспертизу. Компанию, которая будет ее проводить, выбирается по согласованию со сторонами, но если их мнения различаются, то судья сам выбирает фирму. Если страхователь выигрывает дело, ему причитаются выплаты по его расчетам, а также все затраты на судебное разбирательство, если страховщик – сумма остается неизменной (естественно, затраты также возмещаются, но уже истцом).

Редкое ДТП обходится без повреждений автомобиля. Иногда восстановить транспортное средство (ТС) после аварии уже невозможно. Если машина была , возместить ущерб должна страховая компания. Размер страхового возмещения может варьироваться в зависимости от дальнейшей судьбы поврежденного автомобиля - останется ли он в собственности организации или будет передан страховщику.

Как правило, оба варианта указываются страховой компанией в документах по . В большинстве случаев при сильном повреждении авто организации выгоднее не оставлять его у себя, поскольку и страховка будет получена в полной сумме, и от автомобиля, превратившегося в кучу металлолома, компания избавится. Передача остатков ТС обычно оформляется актом. Давайте поговорим об этой ситуации подробнее.

Списываем поврежденный автомобиль

Как только страховая компания вынесла решение о нецелесообразности проведения , признав его полную гибель, становится очевидным, что считать такой автомобиль основным средством уже нельзя и его нужно списать (Пункт 29 ПБУ 6/01). После того как вы получили такое решение, оформляйте внутренний документ на списание. Это может быть акт по форме N ОС-4а (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7) или иной документ, составленный в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете (Статья 9 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Напомним, что в налоговом учете остаточная стоимость ТС признается внереализационным расходом (Подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ), в бухгалтерском - прочим (Пункт 31 ПБУ 6/01; п. 11 ПБУ 10/99).

Разбираемся: нужно ли восстанавливать НДС

Не забывайте, что при списании недоамортизированного основного средства, по мнению Минфина, с его остаточной стоимости нужно восстановить НДС (Письма Минфина России от 18.03.2011 N 03-07-11/61, от 29.01.2009 N 03-07-11/22). Отметим, что такая точка зрения является весьма спорной. В Налоговом кодексе содержится закрытый перечень ситуаций, обязывающих восстанавливать НДС (Пункт 3 ст. 170 НК РФ). И случая списания основных средств по причине невозможности их дальнейшего использования среди них нет. Это подтверждает и судебная практика (Постановления ФАС МО от 28.06.2013 N А40-113901/12-90-576, от 23.03.2012 N А40-51601/11-129-222; ФАС ПО от 27.01.2011 N А55-7952/2010). Но если спорить с проверяющими вы не хотите, помните, что восстановленный НДС можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль (Подпункт 1 п. 1 ст. 264, пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Приходуем в учете остатки автомобиля

После списания транспортного средства вам нужно оприходовать в учете то, что от него осталось (назовем это годными остатками, именно такой термин, как правило, используют страховщики). Ведь автомобиль, даже поврежденный очень сильно, чего-то да стоит. Кроме того, оценочная стоимость такого "имущества" наверняка будет указана в документах страховщика.

Годные остатки принимаются к учету по стоимости, указанной в решении страховой компании (Пункт 79 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н; п. 2 ст. 254, п. 13 ст. 250 НК РФ). Но обязательно обратите внимание, включает ли данная цена НДС или нет.
Оприходование годных остатков приводит к возникновению дохода. В бухгалтерском учете - прочего, а в налоговом - внереализационного (Пункт 7 ПБУ 9/99; п. 13 ст. 250 НК РФ).

Отражаем страховое возмещение

Компаниям, желающим получить страховое возмещение в размере полной страховой суммы (сумма ущерба от повреждения автомобиля + стоимость годных остатков), необходимо письменно уведомить страховщика об отказе от своих прав на поврежденный автомобиль. Страховщик может предложить:

(или) передать ему остатки автомобиля в собственность;

(или) передать ему остатки автомобиля вместе с доверенностью на продажу;

(или) сдать автомобиль в определенный комиссионный магазин на реализацию (при этом вы даете распоряжение о перечислении вырученных от продажи денег на счет страховой компании).

Но независимо от того, какой из вариантов был предложен вам, важно понимать, что выплачиваемое страховое возмещение включает в себя две составляющие. Первая - возмещение реального ущерба от повреждения автомобиля (то есть ту сумму, которую вы получили бы, оставив поврежденный автомобиль у себя). Вторая - возмещение стоимости годных остатков автомобиля.

Вы можете спросить: зачем вообще делить страховое возмещение на части? Дело в том, что первая часть платежа (возмещение реального ущерба от повреждения автомобиля) НДС не облагается (Статья 146 НК РФ; Письмо Минфина России от 18.03.2011 N 03-07-11/61). А вот вторая часть (равная стоимости переданных годных остатков автомобиля) должна включать в себя НДС. Ведь ее получение связано с передачей поврежденного автомобиля страховой компании (или посредникам), а такая передача признается реализацией и облагается НДС (Подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ; п. 5 ст. 10 Закона от 27.11.1992 N 4015-1). Это подтверждает и судебная практика (Постановление 9 ААС от 01.08.2011 N 09АП-16300/2011-АК). И не забудьте оформить на вторую часть страхового возмещения счет-фактуру. Сделать это нужно не позднее 5 календарных дней с момента передачи остатков автомобиля (Пункт 3 ст. 168 НК РФ).

Примечание. Согласно НК реализация лома черных и цветных металлов не облагается НДС (Подпункт 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Однако применять эту льготу к рассматриваемой ситуации нельзя. Ведь вы не проводите разборку автомобиля, а передаете его остатки "в комплекте" как единое целое. И только часть этого "комплекта" по факту может быть признана металлоломом.

В какой момент учитывать страховое возмещение в составе доходов? Сумму возмещения реального ущерба от повреждения авто (то есть первую часть) нужно признать доходом в момент вынесения решения страховой компанией (Пункт 14 ПБУ 9/99; пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Конечно, только в том случае, если вы согласны с проведенной ею оценкой ущерба. А вот вторую часть страховой выплаты отражайте в доходах только после передачи поврежденного автомобиля (Пункт 12 ПБУ 9/99; п. 3 ст. 271 НК РФ).

Учитываем передачу годных остатков страховщику

Передачу годных остатков по акту отражаем в учете как реализацию. Причем даже в том случае, когда поврежденный автомобиль сдается в комиссионный магазин или передается страховой компании по доверенности (Пункт 5 ст. 10 Закона от 27.11.1992 N 4015-1).

Доход от продажи такого имущества будет равен второй части страхового возмещения. В бухгалтерском учете это прочий доход, в налоговом - доход от реализации (Пункты 7, 16 ПБУ 9/99; ст. 248, п. 3 ст. 271 НК РФ). В этот же момент стоимость годных остатков учитываем в составе расходов (Пункты 11, 19 ПБУ 10/99; пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Пример . Передача не подлежащего восстановлению автомобиля страховой компании

Условие

Автомобиль организации, застрахованный по договору каско, попал в ДТП. 10 сентября страховая компания вынесла решение о нецелесообразности проведения восстановительного ремонта, оценив остатки автомобиля в 295 000 руб. (в том числе НДС). В решении указано, что в случае отказа от поврежденного ТС в пользу страховой компании страховое возмещение составит 800 000 руб.
15 сентября остатки автомобиля переданы страховщику.
Первоначальная стоимость автомобиля - 1 300 000 руб. Сумма начисленной амортизации - 280 000 руб.

Решение

Проводки будут такие.

Сумма, руб.

Списана первоначальная стоимость автомобиля

01-1 "Основные средства в эксплуатации"

1 300 000

Списана сумма амортизации

02 "Амортизация основных средств"

01-2 "Выбытие основных средств"

(1 300 000 руб. - 280 000 руб.)

91-2 "Прочие расходы"

01-2 "Выбытие основных средств"

1 020 000

(295 000 руб. x 100% / 118%)

10 "Материалы"

91-1 "Прочие доходы"

(800 000 руб. - 295 000 руб.)

91-1 "Прочие доходы"

76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

91-1 "Прочие доходы"

Начислен НДС со стоимости переданных остатков автомобиля

(295 000 руб. x 18% / 118%)

91-2 "Прочие расходы"

68-2 "НДС"

91-2 "Прочие расходы"

10 "Материалы"

А в налоговом учете нужно отразить указанные операции следующим образом.

Наименование операции

Классификация дохода/расхода

Сумма, руб.

На дату принятия решения страховой компанией и составления акта на списание ТС (10.09.2013)

Списана остаточная стоимость автомобиля

Внереализационный расход

1 020 000

Оприходованы остатки автомобиля

Внереализационный доход

Признан доход в виде страхового возмещения (за вычетом стоимости годных остатков)

Внереализационный доход

На дату передачи остатков автомобиля страховой компании (15.09.2013)

Отражен доход от реализации остатков автомобиля

(295 000 руб. - 45 000 руб.)

Доход от реализации

Списана себестоимость реализованных остатков автомобиля

Расходы, уменьшающие доходы от реализации

Если страховая компания признала полную гибель застрахованного имущества, то именно ваш руководитель (а не страховая компания) должен решать, будет ли страховое возмещение выплачено в размере полной страховой суммы (если поврежденный автомобиль компания передаст страховщику) или за вычетом стоимости годных остатков (оставив его у себя). Это прямо указано в Законе об организации страхового дела (Пункт 5 ст. 10 Закона от 27.11.1992 N 4015-1). Поэтому вы можете претендовать на получение страхового возмещения в размере полной страховой суммы, даже если в договоре страхования (или в утвержденных страховщиком правилах страхования) будет установлен иной порядок определения выплаты (например, указано, что решение о варианте выплаты принимает страховая компания, или содержится условие о том, что страховое возмещение выплачивается за вычетом стоимости годных остатков) (Постановления 7 ААС от 07.12.2012 N А27-17043/2011; ФАС ДВО от 13.08.2010 N Ф03-5368/2010).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...