Что такое финансово промышленные группы. Финансово-промышленные группы и холдинги


Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год малые предприятия могут сдавать отчетность по упрощенным формам.Они приведены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н.

Напомним, главными критериями отнесения фирм к субъектам малого предпринимательства являются численность сотрудников и выручка фирмы в течение последних двух лет. Число работников не должно превысить 100 человек в год, а выручка 400 млн. в год (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Начать заполнение баланса нужно с заголовочной части, так называемой «шапки». В ней указывают все те же данные, что и в обычной форме: название фирмы, вид деятельности, организационно-правовая форма или форма собственности. Составлять упрощенный баланс можно тоже в тысячах или миллионах рублей.

Подробно о том, как заполнить строку 1150 читайте в разделе V«Бухгалтерский баланс» → подраздел «Внеоборотные активы» → Строка 1150 «Основные средства».

В следующей строке «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы»отражают информацию по нематериальным активам, результатам исследований и разработок, поисковым активами, доходным вложениям в материальные ценности,отложенным налоговым активам и прочим внеоборотным активам. Данная строка может объединять в себе информацию сразу семи строк обычного баланса: 1110, 1120, 1130, 1140, 1160, 1180 и 1190.

Внимание

В укрупненных строках баланса надо поставить код того показателя, который имеет наибольший удельный вес в составе этого показателя (п. 5 приказа Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н).

Например, если по строке «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы» большая часть в сумме показателей представлена нематериальными активами, то необходимо поставить код 1110, если же результатами исследований и разработок, то - 1120.

Следующие две строки: Запасы;Денежные средства и денежные эквиваленты, и названием, и кодами строк соответствуют строкам 1210 и 1250 стандартного баланса.

Далее расположена строка «Финансовые и другие оборотные активы». Она предназначена для отражения сведений об оборотных активах, за исключением запасов, денежных средств и денежных эквивалентах. Здесь отражают дебиторскую задолженность покупателей, суммы НДС по приобретенным ценностям, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (со сроком погашения, не превышающим 12 месяцев), а также другие оборотные активы компании.

В зависимости от существенности показателя, этой строке может быть присвоен один из кодов: 1220 (НДС по приобретенным ценностям), 1230 (дебиторская задолженность), 1240 (финансовые вложения(за исключением денежных эквивалентов), 1260 (прочие оборотные активы).

В последней строке актива баланса - 1600 «Баланс» вносят итоговую сумму всех статей актива баланса.

Пассив упрощенного баланса состоит из шести строк. В первой строке «Капитал и резервы» указывают совокупные данные, отражаемые в разд. III «Капитал и резервы» обычной формы баланса. О том, какие данные необходимы для заполнения этих строк, читайте в Бераторе для Windows («Бухгалтерская отчетность» → раздел V «Бухгалтерский баланс» → подраздел «Капитал и резервы»).

По следующим двум строкам отражают сведения о долгосрочных обязательствах. По строке 1410 «Долгосрочные заемные средства» указывают сведения о кредитах и займах, срок погашения которых превышает 12 месяцев.

Строка 1450 «Другие долгосрочные обязательства» предназначена для отражения всех других обязательств, срок погашения которых превышает 12 месяцев.

Следующие три строки предназначены для отражения краткосрочных обязательств (срок погашения которых не превышает 12 месяцев).

В строку 1510 «Краткосрочные заемные средства» вносят данные о кредитах и займах, а в строку 1520 - кредиторскую задолженность. Для всех остальных обязательств предназначена строка 1150 «Другие краткосрочные обязательства».

В последней строке баланса 1700 «Пассив» указывают сумму всех статей пассива.

Если вашей фирме необходимо пояснить какие-то показатели баланса и отчета о финансовых результатах, то к ним нужно составить еще и . В них нужно привести только самую важную информацию, без которой невозможно оценить финансовое состояние вашей компании. Как указали финансисты, в Информации «Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства», в пояснениях целесообразно указать, например:

  • положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей бухгалтерского баланса и (какой метод учета доходов и расходов использует компания; учитывается ли отложенный налог на прибыль наряду с текущим, факты перспективного изменения учетной политики или перспективного пересчета при исправлении существенных ошибок и т.п.);
  • данные о существенных фактах хозяйственной жизни, которые не раскрыты показателями бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Это может быть информация о существенных операциях с собственниками (учредителями), таких как начисления и , вклады в уставный капитал и т.п.

Внимание

Малые компании вправе, как и прежде сдавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в обычных формах. В этом случае необходимо соблюдать общие требования к бухгалтерской отчетности, которые установлены .

Представление упрощенных форм отчетности - право, а не обязанность фирм. Свое решение лучше закрепить в бухгалтерской учетной политике.

Как заполнить упрощенную форму баланса покажет пример.

По состоянию на 31 декабря отчетного года у ООО «Пассив» сформированы показатели (в тыс. руб.) из стандартной формы баланса. В таблице приведены только строки, по которым есть данные:

Наименование показателя Код На 31 декабря 2012 г. На 31 декабря 2011 г. На 31 декабря 2010 г.
АКТИВ
Основные средства 1150 120 100 80
Запасы 1210 70 45 20
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 1220 8 5 2
Дебиторская задолженность 1230 170 120 110
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) 1240 4 50 2
Денежные средства и денежные эквиваленты 1250 100 100 22
БАЛАНС 1600 472 420 236
ПАССИВ
Уставный капитал 1310 10 10 10
Нераспределенная прибыль 1370 200 150 110
Кредиторская задолженность 1520 262 260 100
БАЛАНС 1700 472 420 236

За 2012 год компания решила отчитываться по упрощенным формам бухгалтерской (финансовой) отчетности. Вот как будет выглядеть упрощенный баланс ООО «Пассив»:

Упрощенная бухгалтерская отчетность – форма, с которой бухгалтеру часто приходится иметь дело. При ее составлении нужно придерживаться ряда правил.

Что представляет собой упрощенная бухгалтерская отчетность?

Упрощенная отчетность отличается от обычной тем, что в ней содержатся только обобщенные статьи. Отсутствует детализация. Данная система отличается рядом особенностей:

  • Можно вести обобщенный план расчетов.
  • Можно применять упрощенный регистр. Под него потребуется создать свой формат.
  • Кассовый метод позволяет учитывать и фиксировать все доходы и траты компании.
  • Не нужно применять двойную запись.

Дебет и кредит в рассматриваемой отчетности не применяется. По этой причине получить развернутую информацию из документа практически невозможно.

Законодательная база

Упрощенная бухотчетность ведется на основании ФЗ №402 от 6 декабря 2011 года. Новая редакция этого закона была утверждена 4 ноября 2014 года. Рассмотрим основные его положения:

  • Статья 5 регулирует объекты бухгалтерского учета.
  • Статья 6 – данные о специалистах, ответственных за бухотчетность.
  • Статья 7 – информация об особенностях ведения отчетности.
  • Статья 8 – особенности подбора учетной политики.
  • Статья 9 – сведения о первичной документации, в том числе базовая информация.
  • Статья 10 – полный перечень регистров.
  • Статья 11 – нюансы инвентаризации активов и обязательств.
  • Статья 12 – исполнение финансовых намерений.

ВАЖНО! Бухгалтер обязан изучить все нюансы закона №402. Руководитель должен проследить за правильностью ведения отчетности, так как за предоставление неправильных сведений будет отвечать именно он.

Также ведение упрощенной отчетности регулируется некоторыми нормативными актами:

  • Положением о бухучете ПБУ 4/99.
  • Положением по ведению бухучета, установленным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н.
  • Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 №66н.
  • Прочие нормативные акты по бухучету.

Данные законы регулируют форму рассматриваемой отчетности, содержание, особенности подачи и прочие нюансы. Именно на их основании составляется документ.

Состав упрощенной отчетности

  • Баланс.
  • Данные о финансовых значениях.
  • Приложение к отчету о результатах деятельности компании.

Перечень приложений изложен в пунктах 2,4 приказа Минфина №66н:

  • Отчет об изменении размеров капитала.
  • Отчет о движении денег.
  • Отчет о целевом применении средств.
  • Комментарии к отчетности.

НКО не требуется составлять отчет о целевом применении средств. Этот документ заменяется формой годовой отчетности. По отношению к рассматриваемой форме отчетности применяются некоторые послабления, которые изложены в приказе №66н. В частности, в документе фиксируются укрупненные показатели:

  • Баланс.
  • Финансовые показатели.
  • Целевое применение средств.

Компании, которые используют упрощенную отчетность, вправе или применять уже существующие формы, или разрабатывать их самостоятельно. В пункте 6 приказа №66н указано, что в документе следует фиксировать только данные, дающие представление о результатах деятельности структуры. В приказе №66н перечислены шаблоны форм отчетности.

Нюансы работы над упрощенной отчетности

В сообщении Минфина от 2015 года указан перечень льгот, которые применяются к упрощенной отчетности:

  • Решение об указании данных принимается на основании их существенности.
  • Можно не раскрывать сведения о сегментах предприятия, прекращенной деятельности.
  • События после завершения отчетного периода фиксируются только в том случае, если это действительно нужно.
  • Если были внесены коррективы в учетную политику, изменения фиксируются в отчетности.
  • Если были допущены существенные ошибки прошлых лет, нужно их исправить. При этом затрагивается информация о текущих доходах и расходах, но не изменяются данные о нераспределенной прибыли/убытках.

Те нюансы, которые не были указаны в законе, компания может определить самостоятельно.

Заполнение упрощенной бухотчетности

В отчетности не указываются сведения, которые не считаются существенными для ряда компаний. К таким сведениям относятся расходы по базовой деятельности, нынешний налог на прибыль и прочие показатели. В отчетности указываются следующие данные:

  • Выручка. Предварительно из нее нужно вычесть НДС и акцизы.
  • Траты по базовой деятельности предприятия, включающие в себя коммерческие расходы, траты по управлению.
  • Проценты к оплате по имеющимся кредитам и займам.
  • Прочие доходы. То есть доходы, которые не связанны с базовой деятельностью компании.
  • Прочие расходы, из которых вычтены проценты к оплате.
  • Налог на доходы.
  • Чистая прибыль.

Это базовые сведения, которые требуется указать. При необходимости данный перечень может быть расширен.

Как сдать упрощенную отчетность?

Отчетность необходимо сдавать в ИФНС. Годовой отчет, согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ, нужно подавать или в электронной, или в бумажной форме. Форма подачи выбирается на усмотрение компании. Большинство организаций подают документ в электронной форме, так как в налоговом законодательстве содержатся требования к использованию электронных форм для компаний штатом больше 100 лиц и фирм, которые отчитываются по . ФНС был разработан формат упрощенной отчетности КНД 0710096 для ее сдачи через интернет.

Кто сдает упрощенную бухотчетность?

Закон №402 о «О бухучете» от 6 декабря 2011 года установил право ведения бухотчетности упрощенного формата для следующих субъектов:

  • Компании, которые принадлежат к малому бизнесу.
  • НКО (на основании ФЗ №7 «О некоммерческих компаниях»).
  • Лица, участвующие в проекте «Сколково».

В большинстве случаев упрощенная отчетность сдается субъектами малого предпринимательства. Как понять, относится ли компания к малому бизнесу? Перечень признаков таких субъектов перечислен в ФЗ №209 от 24 июля 2007 года. Компания должна соответствовать ряду признаков:

  • Годовая выручка не превышает 800 млн рублей.
  • Не более 49% ценных бумаг принадлежат иностранным лицам.
  • Число сотрудников в компании не превышает ста человек.

Следует учесть ограничения, изложенные в пункте 5 статьи 6 ФЗ №402. В частности, упрощенная отчетность не может использоваться такими субъектами, как:

  • Государственные организации.
  • Организации, попадающие под обязательный аудит.
  • Жилищные, а также жилищно-строительные кооперативы.
  • Микрофинансовые структуры.
  • Конторы адвокатов.
  • Кредитные потребительские структуры.
  • Нотариальные бюро.
  • Конторы по юридическим консультациям.
  • Адвокатские бюро.
  • Политические партии.
  • НКО, которые входят в реестр, указанный в пункте 10 статьи 13.1 ФЗ №7.

Данные субъекты должны сдавать отчетность в полном формате.

ВАЖНО! Даже в том случае, если перечисленные организации соответствуют всем признакам субъектов малого бизнеса, им все равно придется заполнять полную отчетность.

Упрощенная отчетность отличается рядом преимуществ: простотой, отсутствием необходимости указывать все сведения. Однако не все организации могут использовать ее. При ведении и подаче документации нужно основываться на существующих нормативных актах.

Для организаций-туроператоров нет конкретных сроков, в которые надо представить копии бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму конкретно. Однако в пункте 4 Порядка, утвержденного приказом Ростуризма от 4 августа 2009 г. № 175, сказано, что данные документы необходимо подать вместе со сведениями о финансовом обеспечении на новый срок. А такие бумаги подают не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения (абз. 4 ст. 17.3 Закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ). А значит, в тот же срок нужно подать и бухгалтерскую отчетность.

Что будет, если вовремя не сдать отчетность

Если вовремя не представить бухгалтерскую отчетность в ИФНС России, то инспекция может оштрафовать организацию по статье 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый документ в составе отчетности, который налоговые инспекторы получили с опозданием.

При определении суммы штрафа проверяющие руководствуются полным перечнем документов, которые должна сдавать конкретная организация (письма ФНС России от 16 ноября 2012 г. № АС-4-2/19309, Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285). Например, в составе бухгалтерской отчетности за 2015 год организация должна сдать следующие формы: Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, пояснения в табличной и текстовой формах. Если организация не сдала в срок бухгалтерскую отчетность, то размер штрафа составит 1000 руб. (200 руб. × 5).

Кроме того, за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности по заявлению налоговой инспекции суд может взыскать с ответственного сотрудника (например, руководителя организации) штраф на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер - за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому нарушителем обычно признают главного бухгалтера (бухгалтера с правами главного). А руководитель организации может быть признан виновным в следующих случаях:

  • в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • бухучет вела специализированная организация, и она же составляла отчетность (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Состав отчетности

Внимание: в действующем законодательстве не предусмотрена ответственность за то, что годовая бухгалтерская отчетность не утверждена. Но штраф возможен за непредставление акционерам такой отчетности для утверждения.

Административная ответственность в этом случае установлена частью 2 статьи 15.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Эта норма предусматривает наказание, в частности, за непредставление или нарушение срока предоставления обязательной информации (материалов) при подготовке к проведению общего собрания акционеров. К числу таких материалов относится и годовая бухгалтерская отчетность организации (ч. 3 ст. 52 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Штраф составит:

  • для организации - от 500 000 до 700 000 руб.;
  • для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификацию на срок до одного года.

Ситуация: можно ли сдать в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность, не утвержденную на общем собрании участников (акционеров)? Срок подачи отчетности истекает раньше срока, на который назначено проведение общего собрания.

Да, можно.

По общему правилу бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после того, как ее экземпляр на бумажном носителе подпишет руководитель организации (ч. 8 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Но действительно период, в течение которого годовую бухгалтерскую отчетность надо сдать в налоговую инспекцию, не совпадает с тем, в течение которого ее надо утвердить общим собранием учредителей организации. Так, годовую отчетность ООО требуется утвердить не ранее чем через два, но не позже чем через четыре месяца после окончания отчетного года (абз. 2 ст. 34 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). А в акционерном обществе - не ранее чем через два, но не позже чем через шесть месяцев после окончания отчетного года (абз. 3 п. 1 ст. 47 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

В налоговую же инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность нужно сдать не позднее трех месяцев по окончании отчетного года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Сдвигать этот срок нельзя - закон этого не предусматривает. А за несвоевременное представление отчетности организацию, ее руководителя и (или) главного бухгалтера могут оштрафовать.

Вот и получается, что в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность надо представить, даже если на общем собрании ее утвердить не успели.

Публикация отчетности

Организация должна опубликовать отчетность в случаях, предусмотренных законодательством (п. 9 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Так, обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность публичные акционерные общества. Это следует из пункта 1 статьи 66.3 и пункта 6 статьи 97 Гражданского кодекса РФ, а также пункта 1.1 статьи 1 и статьи 92 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. Причем публиковать отчетность они должны вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Акционерные общества публикуют текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет. Срок - три дня с даты составления аудиторского заключения о достоверности отчетности. В любом случае опубликовать бухотчетность следует не позднее трех календарных дней с даты, когда истек срок ее представления в Росстат (п. 71.4 положения Банка России от 30 декабря 2014 г. № 454-П).

За 2015 год отчитаться в статистику нужно до 31 марта 2016 года включительно. Срок публикации отчетности вместе с аудиторским заключением выпадает на 4 апреля. Если опоздать с публикацией, будет штраф. Об этом предупреждает Банк России в информационном письме от 30 марта 2016 г. № ИН-06-52/17.

ООО обязаны это делать, только если открыто размещают облигации или другие эмиссионные ценные бумаги (п. 2 ст. 49 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Требования об обязательной публикации отчетности распространяются в том числе и на организации, применяющие упрощенку (письмо Минфина России от 18 июня 2008 г. № 07-05-06/137).

Внимание: за нарушение требований законодательства о раскрытии информации эмитентом предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Мера ответственности - штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • от 700 000 до 1 000 000 руб. - для организации;
  • от 30 000 до 50 000 руб. - для должностных лиц (или дисквалификация на срок от одного года до двух лет).

Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности, являются управленческими (п. 7 ПБУ 10/99). Поэтому в бухучете отражайте их на счете 26 или счете 44 (для торговых организаций). При расчете налога на прибыль затраты на публикацию годовой отчетности учтите в составе прочих расходов (подп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ). При расчете единого налога при упрощенке с разницы между доходами и расходами указанные затраты также можно учесть в уменьшение налогооблагаемой базы (подп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).


Введение …………………………………………………………………………2

    Финансово-промышленные группы: специфика России………………3

    Основы функционирования ФПГ

    1. Цели и задачи ФПГ ……………………………………………………4

      Типы ФПГ ……………………………………………………………..5

      Функции ФПГ…………………………………………………………6

    ФПГ и перспективы развития российской экономики ………………….8

Заключение ………………………………………………………………………13
Список использованной литературы …………………………………………14

Введение

Процесс интеграции промышленного и банковского капитала стал заметным явлением уже в начале нынешнего века. Исходно преобладающими формами интеграции были концерны и семейные группы. Поиск эффективных форм организации межфирменных отношений, которые занимали бы некое промежуточное положение между чисто рыночной средой и внутрифирменной организацией, продолжается в течение всего столетия. Эти искания диктуются стремлением к оптимальному сочетанию преимуществ концентрации материальных и нематериальных ресурсов с преимуществами децентрализации управления и ответственности.

Перспективы развития финансово-промышленных групп в России - это создание не только федеральных, но и региональных, а также межрегиональных и субрегиональных групп. Следует усиленно продвигать идею создания транснациональных корпораций, большую роль в развитии которых призвана сыграть ассоциация групп. Новое российское "экономическое чудо" возможно лишь при наличии прочного союза сильного государства и крупного бизнеса, сознающих свою общую ответственность за судьбу нашей страны. Для выживания российской экономики необходим альянс мощных компаний, индустриальных наукоемких отраслей, крупных диверсифицированных финансово-промышленных групп. Необходимо мобилизовать имеющиеся ресурсы самой России, приступить к кардинальным структурным реформам всей хозяйственной системы.

В предложенной работе будут рассмотрены особенности развития народного хозяйства России на современном этапе через призму функционирования финансово-промышленных групп.

1. Финансово-промышленные группы: специфика России

Экономическая ситуация в народном хозяйстве России характеризуется инвестиционным кризисом, не очень успешной денежной приватизацией, кризисом фондового рынка. России также свойственны ограниченные рамки развития совместного предпринимательства и привлечения иностранного капитала, желание государственных органов удержать на плаву все производственно-хозяйственные единицы без учета эффективности их деятельности.

Экономический фундамент довольно отсталый. Сказывается возрастание роли торговли и услуг, ведущее к вымыванию промышленного капитала. На таком экономическом фундаменте пробивает себе дорогу идея создания финансово-промышленных групп (ФПГ). Нормативные документы об этих группах рождались в Госкомимуществе, подготовившем указ президента от 5.12.93г. № 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации". Поскольку ФПГ подрезали крылья еще в младенческом возрасте, то должного эффекта в структурной перестройке экономики так и не было достигнуто. Этому препятствовали ограничения, исключавшие слияние банковского капитала с промышленным, а значит, и перелив денег в сферу промышленного производства.

Следует отметить, что государство в последнее время хотя и медленно, но поворачивается к нуждам групп. Показательно, что на Западе рынки практически целиком контролируются аналогом финансово-промышленных групп - ТНК, которых насчитывается свыше 40 тыс. Располагая в 150 с лишним странах более чем 180 тыс. филиалами, они контролируют от 1/3 до 1/2 промышленного производства, половину внешней торговли, около 4/5 патентов и лицензий на новейшую технику, технологии, ноу хау.

2. Основы функционирования ФПГ

2.1 Цели и задачи ФПГ

Вступивший в конце 1993 г. в силу закон о группах определяет их как
"совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест".

Таким образом, группы представляют собой организационную форму соединения капитала с характерным для России промышленным производством крупного масштаба. Принципиальная особенность состоит в том, что в группах привлечение финансовых ресурсов совмещается с процессом их концентрации на направлениях, обеспечивающих закрепление и расширение собственной доли внутреннего рынка, а также активное продвижение на мировой рынок.

Важными целями создания финансово-промышленных групп являются:

    управление и контроль за финансовыми потоками;

    получение мощных источников финансирования расширенного производства;

    повышение эффективности собственного производства;

    ориентация производства на активное продвижение на внешний рынок;

    подключение к товарообороту с внешним рынком не только отдельно взятых предприятий, но целых технологических связок.

Исходя из перечисленных целей перед группами стоят следующие задачи:

    концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;

    финансирование промышленных НИОКР, ускорение научно-технического прогресса;

    повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;

    содействие демонополизации рынков промышленной продукции;

    осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности, конверсии оборонных предприятий;

    формирование рациональных технологических и кооперативных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды.

2.2 Типы ФПГ

Исходя из специфики российского рынка, группы можно подразделить на три основных типа:

    Группа промышленных предприятий с банком в качестве спонсора, образованная по распоряжению властей ("официозные");

    Холдинг, создающий банки ("холдинговые");

    Банк, создающий холдинг («банковские империи»).

Если первый и второй типы (где по сути банк является расчетно-кассовым центром) имеют один основной недостаток - финансовая составляющая является их ахиллесовой пятой, то третий тип претендует на то, чтобы оказаться потенциально ТНК.

Среди лидеров в этой области - "ОНЭКСИМ - МФК" (более 35), "Российский кредит" (свыше 30), "Мост-Банк" (42), "Альфа-банк" (около 26 юридических лиц), «Энергомашиностроительная корпорация (ЭМК)» (около 30). Естественно, что их состав изменяется, в том числе и в сторону роста числа участников.

Финансово-промышленные группы условно можно разделить на две категории:

    построенные по технологическому признаку (куда входят предприятия-смежники, связанные производственным процессом);

    построенные по территориальному признаку (куда могут входить предприятия разных отраслей, но относительно компактно расположенные в пределах, к примеру, одной области).

Кроме того, создаются неформальные финансово-промышленные группы (отраслевой ориентации) - "ЛУКойл", "Юкос", "Сургутнефтегаз", лидеры среди вертикально-интегрированных групп нефтегазового комплекса.

По мнению ряда аналитиков, формирование прогрессивной структуры групп в значительной мере зависит от конкретного состава, критериев и принципов, заложенных при их основании. Подбор участников должен вестись по критерию их включенности в процесс создания и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции.

Немаловажным фактором является ядро групп - система финансовых инструментов и экономических отношений. Группа - это прежде всего инвестиционно-финансовый институт, а не производственно-технолоический комплекс.

Некоторые специалисты предпочитают смотреть на группы шире - как на объединения технологически и экономически взаимосвязанных производственных, торговых и финансовых предприятий. Однако в основе всех объединений лежат интересы тех или иных субъектов хозяйства, часто противоречивые и приводящие к частичной потере свободы принятия решений, распоряжения собственностью, доходами, иногда даже к подчинению этим субъектам интересов всей группы. Взаимоотношения на уровне "слабый - сильный" также несут в себе противоречия в плане сбалансированности интересов. Нахождение разумного баланса должно способствовать успеху многих новых начинаний и развитию уже действующих групп. Немаловажен и фактор взаимоотношения членов группы с федеральными и другими ветвями власти в процессе формирования окончательного их состава.

Итак, подавляющее число финансово-промышленных групп создается по инициативе снизу на договорной основе, через рыночную консолидацию пакетов (перекрестное участие, скупка ценных бумаг на биржевом и внебиржевом рынках, инвестиционные конкурсы, залоговые аукционы и т.д.); по решению органов власти (федеральных, республиканских, областных, муниципальных, отраслевых) и по межправительственным соглашениям.

2.3 Функции ФПГ

Финансово-промышленные группы могут выпускать в обращение векселя, облигации, имеющие весьма высокую привлекательность. Следует отметить, что огромное число акций приватизированных предприятий лежит мертвым грузом. Они не участвуют в обращении даже на внутреннем рынке, не говоря уже о мировом. Обменивая (конвертируя) их на акции групп, как правило, по номиналу, то есть без потерь, предприятия становятся активными участниками фондового рынка, поскольку ценные бумаги групп ориентированы именно на этот рынок. При этом весь эмиссионный доход не облагается налогом.

Группы также играют значительную роль в качестве специализированного инвестиционно-финансового института. Учитывая крайнюю привлекательность российского рынка, где, по оценкам экспертов Мирового банка, доходность может составлять до 1 долл. на цент за один-два года, ФПГ также способны стать своеобразным каналом для портфельных и прямых инвестиций Запада в экономику России.

На российском рынке иностранному бизнесмену порой трудно получить элементарную информацию о потенциальных объектах инвестиций и объемах средств для них, то есть отсутствует информационная инфраструктура. Финансово-промышленные группы представляют весьма значительный элемент этой инфраструктуре. "Система" обеспечивает и представляет объект вложения капитала, служит готовым финансовым механизмом вложения инвестиций в любой форме и расчетов по ним. И самое главное, чего требуют все инвесторы, - гарантирует надежность этих вложений (гарантии на государственном уровне, органов власти и управления регионов, залоговые гарантии имущественных прав, контрактные гарантии).

Что касается весьма наболевшей и специфичной для России проблемы неплатежей, то группы могут выполнять функцию финансового ("клирингового") института для развязки взаиморасчетов внутри самой "системы" и вне её. В этой связи широкое применение могут получить инструменты финансового рынка: ГКО, корпоративные обязательства и другие формы вплоть до "электронных денег". Кроме того, в рамках групп получают развитие известные всему миру банковские технологии: траст, овердрафт, факторинг, форфейтинг, фьючерсные операции, андеррайтинг, клиринг и др.

Финансовая составляющая групп, предоставляя участникам свои депозитарные возможности, дает право говорить об ускорении в рамках
"системы" оборачиваемости денежных потоков. Широкое распространение получили так называемые "системные инвестиционные кредиты" на весьма льготных условиях. Группа имеет возможность оказывать существенное влияние на возврат долгов России в целом, а не только предприятиям в пределах отдельно взятой финансово-промышленной группы.

Вхождение в состав группы позволяет целенаправленно диверсифицировать производство, осуществлять технологический трансферт, в том числе двойного назначения, и обеспечивать экономическую эффективность производства.

Имеющиеся торговые предприятия также получают преимущества, являясь по сути авторизованными дилерами и дистрибьюторами предприятий группы. Благодаря согласованной политике цен удается также преодолевать ценовые диспропорции. Кроме того, "система" позволяет заранее организовать и завязать схемы организации товарооборота, что также уменьшает налогообложение предприятий группы. промышленные группы проблемы становления и развитияДипломная работа >> Экономика

В России финансово -промышленных группах (их сущности, разновидностях, организационных формах, потенциальной и реальной роли в экономике ), об их госрегулировании и господдержке...

  • Финансово -промышленная группа ФПГ , ее своеобразие, область применения

    Реферат >> Менеджмент

    ... роль ... финансового и про­мышленного капитала финансово -промышленные группы (ФПГ ) - образуют важнейший элемент экономики ... финансово -промышленных групп 1.1. Понятие ФПГ , способы их создания и основные преимущества Современные финансово -промышленные группы (ФПГ ...

  • Сущность и структурные элементы финансово -промышленных групп

    Реферат >> Экономика

    Происходит образование финансово -промышленных групп (ФПГ ). Этот процесс отражает объективные устойчивые тенденции современной развитой экономики . Взаимосвязь...

  • Промышленно -финансовые и финансово промышленные группы и особенности их деятельности в Украине

    Реферат >> Экономика

    Понятия промышленно -финансовых и финансово -промышленных групп , их особенности, виды, сущность. А также рассматриваются вопросы об их необходимости для современной экономики . Промышленно -финансовые группы ...

  • Горжанкина С.В.

    В условиях рынка формирование финансово-промышленных комплексов неизбежно. Механизмы их создания, состав и структура могут быть различны вследствие различного уровня развития экономики, степени ее коммерциализации, состояния финансового, фондового и товарного рынков. Российские особенности связаны с прошедшей широкомасштабной приватизацией, разрушением прежних хозяйственных связей, инфляцией и инвестиционным кризисом.

    Слияние финансового капитала с промышленным и образование на этой основе финансово-промышленных объединений отражает объективные устойчивые тенденции современной индустриально развитой экономики. Взаимозависимость основных видов капитала достигла такой степени, что не только их автономное существование не представляется возможным, но и в своем движении они устремлены к созданию единых организационных центров, регулирующих его.

    Экономику подавляющего большинства высокоразвитых стран составляют аналоги ФПГ – транснациональные корпорации. Формирование крупных финансово-промышленных комплексов связано с необходимостью проведения широкомасштабных научных исследований и разработок, более полного использования технологического потенциала, расширения производственной кооперации, а также со стремлением противостоять резким колебаниям деловой конъюнктуры.

    Финансово-промышленные группы представляют собой универсальные многоотраслевые комплексы, включающие в себя промышленные предприятия, банки, торговые фирмы, страховые, пенсионные, инвестиционные и другие компании. Они обеспечивают гарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам, а также наиболее надежное и прибыльное размещение капитала.

    Сегодня в мире накоплен большой опыт создания и развития финансово-промышленных групп, отработано много подходов к их формированию в виде самых разнообразных организационных форм, позволяющих получить дополнительные конкурентные преимущества от соединения промышленного и финансового капиталов. В их рамках происходит объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установления между ними отношений экономической и финансовой взаимозависимости, разделения труда и его координации в целях осуществления совместной хозяйственной деятельности.

    Гибкость в принятии решений и координация совместных усилий в сочетании с устойчивым и долговременным характером связей между входящими в группу предприятиями наделяют ФПГ большими преимуществами. Они проявляются, прежде всего, в следующих возможностях:

    • осуществлять свою долгосрочную стратегию, связанную со способностью предвидеть и предопределять будущее состояние рынка;
    • организовывать совместную производственно-хозяйственную деятельность, выполнять совместные научно-производственные программы;
    • углублять специализацию и развивать кооперационные связи, кооперироваться в снабженческо-сбытовой сфере ради экономии соответствующих издержек;
    • повышать согласованность действий предприятий при производственной интеграции;
    • финансировать НИОКР и оперативно внедрять в производство полученные результаты;
    • расширять круг инвесторов, укреплять отношения с кредитно-финансовыми учреждениями;
    • консолидировать инвестиционные ресурсы;
    • выгодно перераспределять инвестиционные ресурсы, концентрировать их на наиболее рентабельных и окупаемых направлениях;
    • оптимизировать материально-финансовые потоки, в том числе с точки зрения налоговых обязательств;
    • экономить на издержках благодаря трансфертным ценам, крупным масштабам производства, что позволяет дифференцировать цены, уменьшать потери, связанные с колебаниями рыночной конъюнктуры;
    • уменьшать потребность в оборотных средствах на основе использования товарных кредитов, векселей и т.д.;
    • улучшать деловой имидж на внутреннем и внешнем рынках.

    Потребность российской экономики в крупных, вертикально интегрированных и в то же время диверсифицированных промышленных объединениях начала появляться еще в 60-е годы. Для преодоления ведомственной разобщенности и организации скоординированной работы крупных хозяйственно-технологических комплексов приложили немало усилий многие советские специалисты. Достаточно вспомнить эксперимент с совнархозами. Позже создавались научно-производственные объединения (НПО), всесоюзные промышленные объединения (ВПО), торгово-промышленные объединения (ТПО), агропромышленные комплексы (АПК) вплоть до Госагропрома, территориально-производственные объединения.

    Вновь вопрос о создании высоко интегрированных межотраслевых объединений встал уже в 1993 году. В этот период практически завершилось разрушение отраслевой структуры управления промышленностью, что привело к ослаблению координации производственной деятельности предприятий по выпуску многих видов технологически сложной продукции.

    В связи с фактической направленностью на дезинтеграцию крупных промышленных комплексов у предприятий сразу возникли проблемы управляемости, финансирования, связанные, прежде всего, с неплатежеспособностью потребителей продукции большинства отраслей, снижающейся инвестиционной активностью, более чем скромным бюджетным финансированием, недостатком оборотных средств.

    Решение этих проблем многие исследователи увидели в формировании новых организационно-хозяйственных структур, объединяющих приватизируемые предприятия той или иной степени технологической сопряженности и воплощающих на новых взаимовыгодных началах процесс финансово-промышленной интеграции, слияния промышленного капитала с финансовым. Преимущество этих форм – возможность уже не на сугубо кредитной основе, а на базе акционерного соучредительства решать стратегические проблемы развития производства и повышения его эффективности.

    В специфических российских условиях формирование ФПГ кроме подъема конкурентоспособности на мировых рынках могут решить и многие внутренние антикризисные и реформационные задачи. Предлагаемые наборы задач в официальных документах и в работах отдельных исследователей значительно различаются, но их можно сгруппировать следующим образом:

    • усиление регулируемости национальной экономики и облегчение реализации государственных программ;
    • противодействие спаду производства на основе стабилизации хозяйственных связей и формирования внутренней конкурентной среды;
    • повышение конкурентоспособности отечественного производства на внутреннем и внешних рынках;
    • стимулирование денежной стабилизации и ослабление волн неплатежей с помощью облегчения взаиморасчетов технологически связанных предприятий;
    • поддержка малого и среднего бизнеса;
    • реанимация инвестиционных процессов;
    • запуск структурной перестройки, остановка падения научно-технического потенциала страны;
    • сохранение обороноспособности государства с параллельным продвижением конверсии ВПК без утраты огромных возможностей последнего;
    • управление государственными пакетами акций предприятий и производственных комплексов;
    • укрепление дезинтегрированного экономического пространства в общероссийском и всем постсоветском ареале.

    Внутри финансово-промышленной группы может быть реализован ряд факторов и механизмов, повышающих эффективность деятельности как отдельных предприятий, составляющих группу, так и ФПГ в целом (рис. 1).

    Предприятия одной технологической цепочки, входящие в ФПГ, могут использовать механизм трансфертных цен: они рассчитываются между собой за поставляемую продукцию не по рыночным ценам, а по более низким трансфертным ценам.

    Также и частичный или полный перенос платежей НДС с промежуточных стадий реализации продукции одного юридического лица – поставщика другому юридическому лицу – потребителю на конечный в технологической цепочке этап реализации готовой продукции обеспечивает экономию оборотных средств. За счет этого увеличивается эффективность производства.

    Общие масштабы развития ФПГ в России

    Формирование финансово-промышленных групп в России официально началось с появлением Указа Президента РФ “О создании финансово-промышленных групп в РФ” № 2096 от 05.12.93.

    Рисунок 1. Принципиальная схема функционирования ФПГ

    По состоянию на 1 марта 1998 года в Государственный Реестр включены 74 ФПГ, в т.ч. 9 транснациональных. В составе групп действует более 1100 юридических лиц, в т.ч. более 150 финансово-кредитных учреждений. В стадии регистрации находятся 8 ФПГ. Сегодня финансово-промышленные группы обеспечивают годовые объемы производства, приближающиеся к 70 млрд. рублей. Общее количество занятых в ФПГ – более 4 млн. чел. По докризисным оценкам специалистов к концу 1998 года в России должно было официально функционировать не менее 100 финансово-промышленных объединений.

    В ФПГ объединяются юридические лица различных организационно-правовых форм и форм собственности. Подавляющее большинство участников представляют собой приватизированные и частные предприятия, объединенные по типу вертикальной или горизонтальной интеграции, разнообразные по отраслевой и региональной принадлежности. В основном, направления деятельности зарегистрированных групп соответствуют приоритетам, установленным Программой содействия формированию ФПГ (см. табл. 1).

    Таблица 1
    Отраслевая принадлежность ФПГ в России

    Отрасль промышленности

    Количество созданных ФПГ

    Перечень созданных ФПГ

    Металлургический

    “Носта-Трубы-Газ” (г. Новотроицк Орен-

    комплекс

    бургской области), “Объединенная горно-

    металлургическая компания” (г. Москва),

    “Магнитогорская сталь” (г. Магнитогорск),

    “АтомРудМет” (г. Москва) и др.

    Добыча полезных

    “Драгоценности Урала” (г. Екатеринбург),

    ископаемых

    Восточно-Сибирская группа” (г. Иркутск),

    “Металлоиндустрия” (г. Воронеж), “Куз-

    басс” (г. Кемерово), “Эльбрус” (г. Москва),

    “Российский алмазный союз” (г. Москва)

    “Нефтехимпром” (г.Москва), “Транснацио-

    нефтехимия

    нальная финансово-промышленная группа

    “Славянская бумага” (г.Москва), “Волжская

    компания” (г.Нижний Новгород), “Интер-

    химпром” (г.Москва), “Консорциум “Рус-

    ский текстиль” (г.Москва), “Интеррос”

    (г.Москва), “Эксохим” (г.Москва) и др.

    Агропромышлен-

    “Объединенная промышленно-строитель-

    ный комплекс

    ная компания” (г. Рязань), “Единство”

    (г. Пермь), “Союзагропром” (г. Воронеж),

    “Беловская” (г. Белово Кемеровской об-

    ласти), “Зерно-Мука-Хлеб” (г. Москва),

    “Каменская агропромышленная финансо-

    вая группа” (г. Каменка Пензенской обла-

    сти), “Русская меховая корпорация”

    (г. Москва), “Вятка-Лес-Инвест” (г. Киров),

    “Центр-Регион” (г. Рязань) и др.

    Машиностроение

    “Контур” (г. Новгород), “Специальное

    транспортное машиностроение” (г. Моск-

    ва), “Тяжэнергомаш” (г. Москва), “Росса-

    Прим” (г. Рязань), “Гормашинвест”

    (г. Санкт-Петербург) и др.

    Автомобиле-

    “Нижегородские автомобили” (г. Нижний

    строение

    Новгород), “Волжско-Камская финансово-

    промышленная группа” (г. Москва), “Дон-

    инвест” (г. Ростов-на-Дону), “Сокол”

    (г. Воронеж)

    Самолето-

    “Российский авиационный консорциум”

    строение

    (г. Москва), “Двигатели НК” (г. Самара),

    “Авико-М” (г. Москва), “Аэрофин”

    (г. Москва)

    Приборостроение

    “Уральские заводы” (г. Ижевск), “Сибирь”

    (г. Новосибирск), Промприбор (г. Москва)

    Судостроение

    “Скоростной флот” (г. Москва), “Морская

    техника” (г. Санкт-Петербург), “Дальний

    Восток” (г. Владивосток)

    Легкая промыш-

    “Союзпроминвест” (г. Москва), “Текстиль-

    ленность

    ный холдинг “Яковлевский” (г. Иваново),

    “Русская меховая корпорация” (г. Москва),

    “Консорциум “ Русский текстиль”

    (г. Москва), “Трехгорка” (г. Москва)

    Стройиндустрия

    “Средуралстрой” (г. Екатеринбург), “Рос-

    стро” (г. Санкт-Петербург), “Жилище”

    (г. Москва) и др.

    В целом совокупность ФПГ отличается достаточно широкой диверсификацией и охватывает более 100 направлений деятельности в самых разнообразных отраслях.

    Финансово-промышленные группы, как показывает опыт, ориентированы по своей сущности на долгосрочную отдачу. Однако итоги 1995-1997 гг. говорят о том, что группы уже стали существенным фактором противодействия спаду производства и инвестиций. Так, по данным Госкомстата России (форма 1-ФПГ), по представленной совокупности официально зарегистрированных финансово-промышленных групп в 1996 г. обеспечивался 2-х процентный рост объемов произведенной продукции, 10-ти процентный рост объемов отгруженной промышленной продукции, 8-ми процентный рост капиталообразующих инвестиций. Лучшими по динамике объемных показателей стали группы “Нижегородские автомобили”, “Единство” (АПК), “Восточно-Сибирская группа” (ТЭК и нефтехимия) и ряд других. Особо следует выделить вклад в промышленное развитие автомобилестроительных ФПГ, усилиями которых в 1996 г. во многом был обеспечен четырехпроцентный рост выпуска легковых автомобилей в стране.

    За счет собственных ресурсов предприятия ФПГ “Промприбор” в 1995–1996 гг. завершили 10 инвестиционных проектов в рамках программы “Создание новых поколений приборов учета и контроля за расходованием энергоносителей и развитие их промышленного производства в 1995–1997 гг.”.

    Опыт, накопленный с момента создания первых ФПГ, позволяет сделать предварительные выводы об основных тенденциях процесса их формирования.

    Исходя из специфики российской экономики, группы можно классифицировать по следующим критериям:

    • способу создания,
    • инициатору формирования,
    • организационному строению,
    • форме производственной интеграции,
    • масштабам деятельности.

    По способу создания все ныне действующие российские ФПГ (прошедшие процедуру официальной регистрации и созданные в соответствии с Федеральным законом РФ “О финансово-промышленных группах” № 190-ФЗ от 30.10.95) можно поделить на:

    • сформированные по решению органов власти (федеральных, региональных, городских и т.д.; на основе межправительственных соглашений);
    • сформированные в инициативном порядке (в результате договорного процесса на добровольной основе; рыночными методами консолидации пакетов акций).

    На практике эти пути редко реализуются в чистом виде. Зачастую в каждой из созданных групп использованы комбинации нескольких вариантов. В последнее время ФПГ создаются преимущественно на основе договора по инициативе участников посредством рыночной консолидации активов.

    По решению федеральных властей (Указ Президента РФ, Постановление Правительства РФ) были созданы группы: “Магниторская сталь” (Указ Президента РФ от 27.05.1994 г. № 1089); “Эксохим” (Распоряжение Правительства РФ от 06.07.1994 г. № 858-р); “Волжско-Камская” (Указ Президента РФ от 02.11.1994 г. № 2057) и др.

    По решению республиканских и областных администраций были созданы группы: “Уральские заводы”, “Зауралье” и др.

    По решению муниципальных органов власти была образована, например, ФПГ “Трехгорка” (Распоряжение Мэра Москвы от 30.05.1995г.).

    На основании межправительственных соглашений зарегистрированы группы: “Интеррос”, “Нижегородские автомобили”, “Точность”, “Аэрофин”, “ТаНАКо” и др.

    В зависимости от инициатора создания , консолидирующего ядра, вокруг которого выстраивается вся группа, имеющиеся ныне ФПГ можно условно поделить на:

    • банковские,
    • промышленные,
    • торговые.

    Центром “банковской” ФПГ является кредитно-финансовая организация. Стремление российских банков к сотрудничеству с промышленными предприятиями вызвано желанием диверсифицировать свою деятельность, приобрести новую клиентуру, снизить инвестиционный риск. Сегодня конкуренция банков смещается в сферу кредитования промышленности. Также акционерный контроль над промышленными компаниями позволяет банкам расширить свое влияние на рынках лизинговых, факторинговых, страховых и прочих финансовых услуг. ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них предприятий, которые могут быть совершенно не связаны друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам.

    Главным условием возникновения “промышленных” ФПГ является необходимость обеспечить производственно-техническое развитие группы предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий. “Зачинщиками” данного типа ФПГ выступают заводы (АО “Нижегородские автомобили” – ФПГ “Нижегородские автомобили”, Магнитогорский металлургический комбинат – ФПГ “Магнитогорская сталь”, АО “ВАЗ” и “КамАЗ” – “Волжско-Камская” ФПГ).

    Если сотрудничество участников финансово-промышленной группы сводится к кооперации в снабженческо-сбытовой сфере, то лидирующие позиции естественно занимают торговые компании. Многие товаропроизводители осознали необходимость тесной кооперации с достаточно крупными и специализированными в области снабжения и сбыта предприятиями, что позволяет им оказывать эффективное воздействие на рынок посредством контроля не только над производственным, но и распределительным циклом.

    Возможны “мягкие” (консорциум, ассоциация, союз) и “жесткие” (холдингового типа) варианты организационного строения финансово-промышленных групп. Выбор типа организационного строения ФПГ определяется отношениями собственности в группе, связями по капиталу между ее участниками, совокупностью договорных и неформальных взаимных обязательств, целями создания и направлениями развития.

    Анализ деятельности российских ФПГ показал, что организация сотрудничества предприятий-участников группы остается одним из слабых мест финансово-промышленных групп. Претензии к организации управления ФПГ возникают как с точки зрения управляемости развитием группы, так и с позиций финансовой обеспеченности ее замыслов.

    В соответствии с Законом РФ “О финансово-промышленных группах” возможны следующие варианты интеграции и консолидации собственности ФПГ:

    • создание холдинга (основное и дочерние общества);
    • система участия на основе договора о создании ФПГ.

    Наиболее распространенной формой интеграции пока является формирование “мягких” ассоциативных структур, основанных на развитии договорных отношений.

    В первую очередь это рассматривается как наиболее быстрый и дешевый способ апробации возможностей совместной деятельности. Кроме того, привлекательность “мягких” форм связана с мотивацией к объединению с производителями родственной продукции. Для таких ФПГ договор о создании группы – это своего рода учредительный договор простого товарищества, общие дела которого ведет центральная компания.

    Основой функционирования финансово-промышленной группы способна служить целая система договоров о совместной деятельности, каждый из которых охватывает тех участников, которые сотрудничают по одному из направлений ее деятельности. При этом центральная компания может вести учет совместной деятельности по всем договорам.

    Реально во многих российских ФПГ одновременно используется несколько механизмов консолидации капитала: совместно учреждается акционерное общество, имеет место участие одних членов группы в капитале других, концентрация капитала достигается с помощью кредитов. Так, в финансово-промышленной группе “Интеррос” акционерное общество “ИНРОСКапитал”, внесшее наибольшую долю в капитал учрежденного группой общества (12,9%), владеет 34,8% акций АКБ “Международная финансовая компания” и 20,93% акций АО “Фосфорит”, входящих в эту же ФПГ.

    В формировании уставного капитала центральной компании ФПГ наблюдаются противоречивые тенденции. Участники группы стремятся к равенству влияния на деятельность центральной компании и, в этой связи, к паритету вкладов в ее уставный капитал. Особенно явно такое стремление проявляется тогда, когда при значительных различиях между предприятиями по величине активов, взносы в уставный капитал центральной компании устанавливаются равными для всех или почти всех учредителей (ФПГ “Уральские заводы”, ФПГ “Русская меховая корпорация”). Однако равнодолевое участие предприятий ФПГ в капитале создаваемой центральной компании еще не создает властно-хозяйственных предпосылок для сближения их интересов. В то же время нередок значительный разброс долей отдельных участников в этом капитале. Данное обстоятельство нельзя объяснить одними лишь различиями в их финансовых возможностях. Так, участие Автобанка в капитале центральной компании ФПГ “Нижегородские автомобили” составляет всего 0,05%. Разброс долей может рассматриваться как признание уже сложившегося распределения экономических ролей в группе или неизбежности последующей трансформации ФПГ. Например, в финансово-промышленной группе “Магнитогорская сталь” выделяется роль АО “Магнитогорский металлургический комбинат”, вклад которого в уставный капитал центральной компании составляет 65,13%.

    Примечательно, что для большинства российских финансово-промышленных групп характерно довольно скромное участие банковских структур в уставном капитале центральной компании группы. Для ФПГ “Святогор” оно составляет менее одного процента, для ФПГ “Нижегородские автомобили” – 8,87%. В ФПГ “Магнитогорская сталь” Промстройбанк владеет 4,2% акций центральной компании, АвтоВАЗбанк” – 2,1%.

    Масштабы консолидации ресурсов в уставном капитале центральной компании ФПГ часто относительно невелики. В большинстве случаев центральная компания по своему экономическому весу уступает многим учредителям. Это сказывается на обеспечении управляемости развития финансово-промышленной группы.

    Что касается организационных объединений типа холдинга, то их привлекательность пока невысока. Реальные холдинговые структуры в отечественной экономике демонстрируют разную эффективность. Холдинг, как форма организации ФПГ, предполагает наличие материнской и дочерних компаний. Первая владеет вторыми (имеет в их уставном капитале контрольные пакеты акций). Такая группа создается путем поглощения (скупки) или создания новых, зависимых по собственности предприятий.

    Среди основных причин, затрудняющих создание ФПГ данного типа, можно привести следующие:

    • отсутствие собственного капитала, достаточного для покупки акций предприятий, являющихся участниками кооперации;
    • нежелание стать “дочерней” или зависимой фирмой и еще не разрушенные надежды самостоятельно обустроиться на рынке;
    • наличие довольно сложных бюрократических процедур при регистрации холдингов; ограничения по сферам деятельности, доле на рынках.

    С большой натяжкой к ФПГ такого типа можно отнести группы “Русхим”, “Носта-Трубы-Газ”, ориентированные на трастовые отношения головного предприятия с остальными участниками и имеющие в управлении пакеты государственных акций предприятий, входящих в состав группы.

    Доверительное управление имуществом (траст) рассматривается как наиболее приемлемый выход из создавшегося положения. Нехватка денег для обеспечения хозяйственного оборота и истощение ресурсов даже крупнейших коммерческих структур значительно сократили инвестиционный потенциал и привели к исчерпанию возможностей совершенствования структуры экономики за счет прямого приобретения пакетов акций. Траст позволяет организовать формирование крупных корпораций без затрат значительных средств со стороны структурообразующих компаний.

    Ориентация на ту или иную из названных форм интеграции в рамках ФПГ в существенной степени зависит и от избранной целевой стратегии комплекса. Опыт показывает, что как только более “мягкие” способы обеспечения управляемости исчерпывают свои возможности для эффективного ведения бизнеса, на их место приходят более жесткие, холдинговые. Поэтому есть основания ожидать в ближайшее время постепенного увеличения числа холдинговых структур.

    ФПГ могут различаться по формам производственной интеграции : вертикальные, горизонтальные и конгломераты. Вертикальные ФПГ – это объединения, в которых предприятия-участники выпускают один вид изделия, участвуя в его производстве на разных стадиях. Примером может служить ФПГ “Тульский промышленник”, “Металлоиндустрия”, “Магнитогорская сталь”, “Носта-Трубы-Газ” и др. В частности, в ФПГ “Тульский промышленник” лидирующее положение в группе занимает АО “Тулачермет”. Практически все промышленные предприятия-участники группы либо поставляют ему свою продукцию, либо получают от него сырье, обмениваются заказами, ресурсами. Одновременно “Тулачермет” выступает основным внутригрупповым центром акционерного контроля таких предприятий, как “Юбскомет”, банк “Тульский промышленник”. ФПГ “Металлоиндустрия” представляет собой вертикально интегрированную структуру, объединяющую всю цепочку от добычи и обогащения железных руд до производства машиностроительной продукции.

    Горизонтальные ФПГ – это группы, в которых предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию. К данному виду относятся следующие ФПГ: “Промприбор”, “Эксохим”, “Восточно-Сибирская группа” и др. ФПГ “Промприбор” включает в свой состав 16 крупнейших предприятий, выпускающих приборы контроля и регулирования технологических процессов и учета энергоресурсов. Среди них: АО “Саранский приборостроительный завод”, АО “МЗТА” и АО “МЗЭП” (г. Москва) и др.

    Вместе с тем стоит заметить, что именно такой тип интеграции наиболее жестко контролируется Госкомитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур: объединения (крупные АО, ФПГ), занимающие более 35% федерального или местного рынка по определенным группам товаров, с большим трудом проходят экспертизу и согласование в данном ведомстве.

    Высоко диверсифицированные ФПГ (или конгломераты) представляют собой группы, в состав которых включены несколько непосредственно не связанных между собою производств. Прежде всего, сюда относится ФПГ “Интеррос”, включающая в свой состав такие работающие в различных отраслях экономики предприятия: РАО “Норильский Никель”, АО “Кузнецкий металлургический комбинат”, АО “Новокузнецкий алюминиевый завод” (металлургия), АО “ЛОМО” (оптика), АО “Химволокно”, АО “Фосфорит” (химическая промышленность), государственное предприятие “Октябрьская железная дорога” (транспорт).

    Финансово-промышленные группы можно классифицировать по масштабам деятельности на региональные, межрегиональные и транснациональные.

    Тенденция к формированию финансово-промышленных групп регионального характера активно поддерживается местными органами исполнительной власти и рассматривается ими, с одной стороны, как способ укрепления позиций регионов в отношениях с центром, а с другой – как средство решения региональных экономических и социальных задач. Местные администрации связывают формирование ФПГ с крупными региональными программами, обеспечивающими структурную перестройку технологически взаимосвязанных предприятий с учетом приоритетных задач сохранения занятости населения и решения экологических проблем. Наибольший положительный опыт становления региональных групп накоплен в Туле и Рязани.

    Межрегиональная кооперация характерна, например, для ФПГ “Единство”. Своими целями ФПГ ставит насыщение рынка Уральского и Сибирского регионов высококачественными и дешевыми продуктами питания, обеспечение импортозамещения в этой сфере, а также коренное техническое перевооружение предприятий пищевой промышленности. В связи с этим в составе участников группы представлены предприятия, обеспечивающие поставку сельскохозяйственного сырья, его переработку, технологическое перевооружение пищевой индустрии. Особенностью ФПГ является включение в ее состав высокотехнологичного оборонного предприятия “Машиностроитель” (г.Пермь), производящего технологическое оборудование для АПК.

    К межрегиональным ФПГ также относятся “Объединенная горно-металлургическая компания”, “Сибирско-Уральский алюминий”, “Восточно-Сибирская группа” и др. Между предприятиями, обеспечивающими вертикальную интеграцию в рамках ФПГ “Объединенная горно-металлургическая компания”, существуют взаимовыгодные кооперационные связи: от добычи и первичной переработки углей и горнорудного сырья до производства стали, готовой металлопродукции, ее транспортировки и реализации. Близкое расположение предприятий сырьевого звена к металлургическим комбинатам, а также географически выгодное расположение порта-участника группы ОАО “Находкинский морской торговый порт” (поскольку страны Юго-Восточной и Центральной Азии наиболее активные зарубежные партнеры на рынке черных металлов) являются важными достоинствами группы.

    Вместе с тем активнее о себе дают знать транснациональные ФПГ, группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-членов СНГ.

    Распад СССР, приведший к образованию целого ряда суверенных государств, обусловил разрыв прежних хозяйственных связей, слом устоявшихся кооперационных отношений, и в результате – паралич отдельных секторов экономики новых независимых государств. Страны-участники СНГ стремятся восстановить деловые контакты посредством создания межнациональных финансово-промышленных объединений.

    В настоящий момент действует 9 групп данного вида: “Интеррос” (Россия, Казахстан), “Нижегородские автомобили” (Россия, Беларусь, Украина, Кыргызстан, Таджикистан, Молдова, Латвия), “Точность” (Россия, Беларусь, Украина), “Транснациональная алюминиевая компания” (Россия, Украина), “Сибирский алюминий” (Россия, Казахстан), “Аэрофин” и др.

    Примером здесь, несомненно, служит ФПГ “Нижегородские автомобили”, подбор участников которой ориентирован на кооперационные связи с предприятиями Украины, Беларуси, Кыргызстана, Латвии. Так, АО “РАФ” (г. Елагва, Латвия) от АО “ГАЗ” (г. Нижний Новгород, РФ) получает 77 позиций готовых деталей и узлов. Украинские участники (ПО “Белоцерковщина” и Черниговский завод) поставляют АО “ГАЗ” автошины и карданные валы. АО “Киргизский автосборочный завод” (г. Бишкек, Кыргызстан), получая от АО “ГАЗ” шасси, поставляет радиаторы охлаждения для нужд ФПГ.

    Если подойти к рассмотрению ФПГ с позиции оценки их масштабов: объема промышленной продукции, численности работающих и т.п., то группы можно условно разделить на крупные, средние и малые.

    Сегодня, по крайней мере, 10 крупнейших групп имеют возможность превратиться в “локомотивы” национальной экономики. Это “Нижегородские автомобили”, “Металлоиндустрия”, “Магнитогорская сталь”, “Волжско-Камская” и др.

    В рамках ФПГ “Магнитогорская сталь”, имеющей четкую технологическую кооперацию и явного лидера в лице АО “Магнитогорский металлургический комбинат”, удалось объединить 18 предприятий с численностью более 260 тыс. человек, основными фондами в 5072 млрд. рублей и объемом выпуска товарной продукции более 3,3 триллиона рублей. Ведущим инвестиционным проектом в рамках ФПГ является ввод в действие в АО “ММК” комплекса по производству 5 млн. тонн горячекатаного и 2 млн. тонн холоднокатаного стального листа в год. Эта продукция будет поставляться как на внутренний, так и на внешний рынок (соответственно 1400 тыс. тонн и 600 тыс. тонн ежегодно).

    Среди крупнейших из зарегистрированных ФПГ нельзя не отметить “Волжско-Камскую”, включающую автомобилестроительные объединения АО “АвтоВАЗ” и АО “КамАЗ”. Общая численность работающих достигает 231 тыс. человек. В рамках ФПГ реализуется ряд перспективных инвестиционных проектов. В АО “АвтоВАЗ” – выпуск экономичных автомобилей ВАЗ 2110, 2114, 2123. Намечена программа производства дизельных легковых автомобилей. В АО “КамАЗ” – программа модернизации силовых агрегатов для трехосных тягачей грузоподъемностью 8-12 тонн и автопоездов с грузоподъемностью 16-20 тонн. Расширяется производство автомобилей “Ока”, в том числе для инвалидов.

    Результаты деятельности российских ФПГ позволяют говорить о положительном влиянии интеграции финансового и промышленного капиталов не только на макро-, но и на микроуровне. Больше половины из работающих ныне групп можно назвать “островками устойчивости” в море хаоса, захлестнувшего все отрасли экономики. Только по данным 15 ФПГ, в 1997 году их объемы производства выросли на пять процентов, объемы реализованной продукции – на 40%, экспорта – на 28%, инвестиций – на 250%. В портфеле ФПГ имеется свыше 200 инвестиционных проектов с общим финансированием 65 триллионов руб.

    Проблемы функционирования ФПГ

    Несмотря на определенные результаты, достигнутые финансово-промышленными группами, и проведенную соответствующую законодательную работу, их становление сталкивается с серьезными проблемами и трудностями.

    Среди существующих проблем становления и функционирования ФПГ можно выделить: общеэкономические, законодательные, организационные, финансовые.

    Трудности общеэкономического характера очевидны. Они касаются сложного финансово-экономического состояния большинства производителей, падения инвестиционной активности, отсутствия государственной поддержки, негибкости налоговой политики.

    Скорейшего законодательного решения требуют многие юридические вопросы. Необходима четкая регламентация правовой сущности ФПГ. Главная роль при образовании группы возлагается на договор о ее создании, юридический статус которого не ясен. Некоторые специалисты подводят этот договор под договор простого товарищества, точно определенный в Гражданском кодексе. По этому договору совокупность лиц обязуется соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли и/или иной законной цели. А в законе о ФПГ договорные отношения четко увязываются с образованием нового юридического лица (центральной компании).

    Нуждается в уточнении и процедура подготовки документов на регистрацию ФПГ: выходить ли участникам группы на подписание договора с уже зарегистрированной центральной компанией или сначала подписать договор, а потом создавать центральную компанию в рамках реализации договора.

    Закон о ФПГ предписывает заключение договора о создании ФПГ во всех случаях, кроме образования группы по холдинговому принципу.

    Недостаточно решен вопрос о механизме принятия управленческих решений в ФПГ. Функции управления ФПГ выполняют Совет управляющих и созданная для текущего управления деятельностью ФПГ центральная компания. Способы принятия решения каждым из этих органов различны. В случае, если центральная компания создается в форме акционерного общества и следовательно подчинена действию закона “Об акционерных обществах”, решения принимаются Общим собранием акционеров центральной компании. В Совете управляющих решения принимаются по принципу: один член Совета – один голос, на Общем собрании центральной компании – голосование идет пакетами обыкновенных акций.

    Ограничение участия банков более чем в одной ФПГ уже пересматривается Государственной Думой и возможно финансово-кредитным учреждениям будет разрешено входить в несколько групп.

    Требует проработки и уточнения статья, касающаяся солидарной ответственности участников по обязательствам центральной компании, возникшим в результате деятельности финансово-промышленной группы. Поскольку солидарная ответственность предполагает ответственность всем своим имуществом, а участие в ФПГ может быть ограничено для каждого предприятия только частью его активов, логичнее было бы ограничить ответственность каждого его долей в совокупных активах, образуемых для реализации программы ФПГ. Закон же позволяет установить в договоре только особенности исполнения солидарной ответственности. Это обстоятельство порождает естественную настороженность потенциальных участников при создании группы.

    Нормативно не урегулированы также способы обособления и консолидации активов для деятельности ФПГ: как сделать это в рамках конкретных выполняемых программ, осуществлять ли эту передачу на условиях договоров траста или иным способом и т.п.

    Важно отработать четкий механизм распределения государственного заказа между предприятиями, порядка финансирования и ответственности за исполнение заказа.

    Что касается правовой базы государственной поддержки, то набор стимулов создания и деятельности ФПГ представлен пока главным образом на бумаге (прежде всего, в статье 15 Закона о ФПГ) и мало связан с существующими особенностями механизма управления единой корпоративной деятельностью.

    Проблемы организационного характера вызваны, в первую очередь, неразработанностью организационных структур управления ФПГ; отсутствием нормативно установленных полномочий центральной компании; высокой долей издержек, связанных с внутренним оборотом группы.

    Среди финансовых трудностей функционирования ФПГ следует, прежде всего, назвать низкий потенциал российских коммерческих банков, оцененный по их собственному капиталу, что не дает им возможность инвестировать в промышленность значительные суммы. Даже при благоприятных для развития этого процесса экономической и политической ситуациях, российские банки не смогут удовлетворить инвестиционную потребность производства более, чем на 10%. Отсюда необходимость привлечения иностранных инвестиций, что не может быть сделано без государственных гарантий.

    Для успешного развития созданных и возникновения новых работоспособных ФПГ необходимы совместные усилия законодательной и исполнительной власти, заинтересованных научных центров и специалистов корпораций по решению вышеперечисленных проблем.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...