Чем отличаются электронные деньги от депозитных. Депозитные деньги (2) - Реферат


Россия. Согласно Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., Российская Федерация-Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. По своему международно-правовому статусу Россия является правопреемником Союза Советских Социалистических Республик, постоянным членом Совета Безопасности ООН.

Формирование политической системы в России началось в декабре 1991 г. после распада СССР и переименования РСФСР в Российскую Федерацию. Основными субъектами политической системы России являются органы государственной власти (Президент, Федеральное Собрание и Правительство РФ) и политические партии.

Президент Российской Федерации, согласно Конституции РФ, является главой государства. Многие полномочия Президента РФ либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. В частности, Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, может давать поручения Правительству, а также осуществлять руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.

Однако Президент РФ не относится к какой-либо одной ветви государственной власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной Думы и принятия решения об отставке Правительства РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Президент РФ обладает неприкосновенностью, что означает невозможность привлечения его к уголовной или административной ответственности или применения к нему каких-либо иных мер принудительного характера (допрос и т.п.). Конституция РФ устанавливает порядок отрешения Президента от должности на основании выдвинутого Государственной Думой РФ обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого преступления. Этот порядок предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представитель­ного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причем одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). С 2007 г. депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер для политических партий составляет 7 %.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, которое состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета, а также ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Госдумой; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент страны вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Госдума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Другим субъектом политической системы являются политические партии. В России существует многопартийная система. По итогам выборов 2011 г. в Государственную Думу РФ, которые происходили на пропорциональной основе (по партийным спискам), в нее прошли только четыре политические партии, сумевшие преодолеть семипроцентный барьер: «Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР» и «Справедливая Россия».

Турция. ТурецкаяРеспублика была образована в 1923 г. после распада Османской империи. Согласно Конституции 1989 г., Турция являетсяунитарным государством с республиканской формой правления смешанного (президентско-парламентского) типа. Основными субъектами политической системы Турецкой Республики являются органы государственной власти (Президент, Великое национальное собрание и Совет министров Турции) и политические партии.

Президент является главой Турецкой Республики и осуществляет верховную власть. Президент Турции обладает также существенными полномочиями в области законодательной и исполнительной власти. Президент Турции избирается в результате прямых выборов путем тайного голосования всех граждан страны на 5 лет (не более чем на два срока). Кандидатуры на пост главы государства выдвигаются из числа членов Великого национального собрания Турции и других граждан Турецкой Республики. Президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к парламенту, поэтому депутат Великого национального собрания, который хочет быть избранным в президенты, должен предварительно выйти из политической партии. Чтобы получить право быть избранным в президенты, гражданин должен удовлетворять следующим требованиям: быть старше 40 лет, иметь законченное высшее образование, иметь право быть избранным в парламент. Президенту может быть объявлен импичмент. Импичмент в Турции возможен только в случае государственной измены президента, во всех остальных случаях недопустимо обращение в какую-либо судебную инстанцию по поводу любых действий, предпринятых Президентом Турецкой Республики.

Законодательная власть в Турции принадлежит Великому национальному собранию Турции. В его состав входят 550 депутатов, которые избираются путем прямых, всеобщих, равных выборов сроком на 4 года. По Конституции Турции недопустимо совмещение министерских постов и депутатских мандатов. Возможны как досрочные выборы в Великое национальное собрание Турции, так и их задержка. Досрочные выборы могут проводиться либо если парламент был распущен, поскольку за четыре голосования не смог избрать президента, либо по собственному решению собрания. Отложить выборы возможно лишь в случае войны, когда они переносятся на следующий год, подобных переносов может быть неограниченно много, пока военная опасность не минует. Если в Великом национальном собрании Турции появляются свободные места, то возможны промежуточные выборы

Исполнительная власть в Турции представлена Советом министров, возглавляемым премьер-министром. По итогам выборов в Великое национальное собрание ТурцииПрезидент назначает главу победившей партии на пост премьер-министра, который предлагает кандидатуры министров из числа членов Великого национального собрания Турции, с последующим одобрением этих кандидатур Президентом.

При Президенте образуется Совет государственного контроля с целью содействия эффективному функционированию управления и соблюдению законов. Существует также Совет национальной безопасности, состоящий из премьер-министра, начальника генштаба, министра национальной обороны, министров внутренних и иностранных дел, командующих армией, флотом и воздушными силами, а также главнокомандующего жандармерией.

В Турции существует многопартийная система. В стране зарегистрированы 49 политических партий. Сегодня у власти находится умеренно консервативная Партия справедливости и развития. Помимо нее, в Великом национальном собрании Турции представлены «Народно-республиканская партия Турции» и «Партия национального движения».

В Турции существует смешанная (пропорционально-мажоритар­ная) избирательная система, создающая благоприятные условия для победы на выборах в Великое национальное собрание крупных политических партий и формирования Совета министров. Парламентские выборы проводятся в избирательных округах (соответствующих границам провинций) на основе всеобщего прямого, равного, тайного голосования, являющегося обязательным для всех лиц, обладающих правом голоса. Неявка на избирательные участки карается денежным штрафом. Избирательным правом обладают все турецкие подданные, достигшие 18-летнего возраста, за исключением солдат и унтер-офицеров действительной службы, военных курсантов, а также лиц, находящихся под арестом или отбывающих тюремное заключение.

Выборы осуществляются по партийным спискам, где представлены кандидаты лишь от тех партий, которые имеют представительство, по крайней мере, в половине провинций и одной трети округов внутри каждой провинции, а также представили двух кандидатов на парламентское кресло в половине и более провинций.

Кроме того, установлен двойной заградительный барьер для партий, стремящихся войти в состав Великого национального собрания Турции. «Общий барьер», существующий на национальном уровне, заключается в том, что политическая партия, не набравшая 10 % всех действительных голосов по всей стране, не получает депутатских мандатов. Барьер, существующий на местном уровне внутри границ каждого избирательного округа, рассчитывается делением числа всех поданных голосов на число депутатских мандатов, установленное для этого округа.

Существующая избирательная система позволяет одерживать победу лишь крупным партиям, что ведет к формированию правительства однопартийного большинства. Несмотря на то, что по количеству официально зарегистрированных и принимающих участие в выборах партий Турцию можно отнести к типу атомизированных партийных систем. В условиях существующего в стране избирательного законодательства реальное политическое влияние может оказывать лишь та партия, которая выиграла парламентские выборы и сформировала правительство.

Важную роль в политической системе Турции играют силовые структуры. В истории Турецкой Республики известны факты перехода государственной власти в руки армейского руководства. Турция постоянно испытывает скрытое влияние военных, которое в настоящее время ограничивается рекомендациями и наблюдением за деятельностью исполнительной власти прежде всего в такой сфере, как внутренняя безопасность. С 2006 г. ведутся мероприятия по постепенному сокращению численности турецкой армии, на сегодняшний день являющейся второй по величине (после американской) в НАТО. Гражданский контроль над силовыми структурами следует оценивать как минимальный.

Иран. Исламская Республика Иран была провозглашена в 1979 г. в результате исламской революции под руководством аятоллы Хомейни. Исламская Республика Иран – унитарное государство, с республиканской формой правления.

Система правления в Иране сочетает в себе элементы религиозной власти, основанной на признании ислама в качестве официальной государственной религии и идеологии, и элементы президентско-республиканской формы правления. В политической системе Ирана есть разделение властей: законодательная, исполнительная и судебная ветви власти являются независимыми друг от друга, но функционируют под началом обладающих абсолютным авторитетом верховного лидера и лидеров мусульманской уммы.

Иран – теократическая республика, опирающаяся на институты религиозной и республиканской власти. В основе религиозной власти, обеспечивающей легитимность всех других институтов, лежат исламские принципы, важнейшим из которых является «велаяте факих» («правление наиболее авторитетного шиитского правоведа», которое должно сохраняться до появления 12-го «скрытого имама», которому шиитское учение отводит всю полноту власти). В соответствии с этим принципом высшим государственным лицом, главой Исламской Республики Иран, является духовный лидер – Верховный лидер исламской революции – Рахбар,которыйкурирует работу всех ветвей власти и избирается Советом экспертов, состоящим из 86 шариатских правоведов-факихов и выбираемым путем прямого голосования на 8 лет. При этом допускается передача Рахбаром части своих полномочий и обязанностей другому должностному лицу.

Согласно Конституции Исламской Республики Иран, высшим официальным лицом, после Верховного лидера исламской революции (Рахбара), является Президент, действующий как глава исполнительной власти (за исключением вопросов, прямо возложенных на канцелярию Рахбара). Президент, возглавляющий правительство (совет министров) избирается путем прямых, тайных, всеобщих выборов сроком на 4 года с возможностью переизбрания еще на один срок. Президент ответствен перед народом, Рахбаром и Меджлисом (законодательным органом власти). Президенту может быть объявлен вотум недоверия со стороны Меджлиса (для этого требуется согласие 2 / 3 состава парламента), однако решение об отстранении Президента от должности принимает Рахбар, который также может отправить Президента в отставку в случае признания его верховным судом виновным в нарушении конституционных обязанностей.

Совет министров Ирана не является партийным или коалиционным правительством. Формированием правительства занимается Президент, кандидатуры министров должны получить вотум доверия в Меджлисе. Особую роль в политической системе Ирана играет также Корпус стражей исламской революции, входящий в структуру органов исполнительной власти, на который возлагаются задачи по защите революции и ее достижений.

Меджлис (Собрание исламского совета), являющийся высшим органом законодательный власти Ирана, формируется в результате прямого голосования сроком на 4 года. Общины зороастрийцев и евреев имеют по одному представителю в Меджлисе, община ассирийцев и христиан совместно избирает одного представителя в законодательный орган. Президент, его заместители, министры и их советники имеют право участвовать в открытых заседаниях Меджлиса и обязаны это делать в случае, если из парламента к ним поступило приглашение.

Меджлис имеет право осуществлять собственное расследование в любых областях жизни в стране. Он также обладает полномочиями объявить Президенту импичмент, потребовать его отстранения от должности, выразить вотум недоверия всему правительству или отдельным его министрам. Деятельность Меджлиса не должна противоречить государственной религии и конституции страны.

Обязанность следить за нарушениями Меджлисом исламских принципов и конституции возлагается на Наблюдательный совет. Также на него возложены функции конституционного контроля, толкования конституции, а также контроля за отбором кандидатов в президенты, выборами членов Совета экспертов, Президента республики, Меджлиса, проведением референдумов и другими формами выражения общественного мнения.

Особое место в политической системе Ирана занимает Высший совет национальной безопасности, функционирующий в соответствии с конституционными поправками 1989 г. и координирующий деятельность всех органов государственной власти (включая разведывательные службы) в области обороны и безопасности. В его состав входят Президент (возглавляет совет), два назначенных Рахбаром представителя, спикер Меджлиса, глава судебной власти, представители вооруженных сил, министры (иностранных дел, внутренних дел, информации), руководитель Корпуса стражей исламской революции. Принимаемые Высшим советом национальной безопасности решения вступают в силу после их одобрения Рахбаром.

Конституция Исламской Республики Иранразрешает создание политических партий и политических объединений. Тем не менее, политические партии – это сравнительно новое явление в политической системе Ирана. До 1987 г. единственной легальной партией являлась «Исламская Республиканская Партия» (ИРП), созданная еще в период эмиграции аятоллы Хомейни. Процесс институционализации партий был связан с курсом на политическую либерализацию при Президенте Хатами.

В настоящее время партийная система Ирана насчитывает около 15 политических партий. Несмотря на то, что в основу их политических программ заложены исламские принципы, внутри- и внешнеполитические курсы этих партий весьма различны: от реформаторских, ставящих прагматические цели сотрудничества с Западом для получения доступа к новейшим достижениям науки и технологиям, до крайне радикальных исламских партий, для которых «экспорт исламской революции» является неизменной и важнейшей задачей.

Большую роль в политической системе Ирана играют политические объединения (партии) духовенства, такие как «Общество борющегося духовенства» и «Ассоциация борющихся мулл». Помимо этих двух организаций исламского духовенства, значительное влияние на политическую жизнь в стране оказывают такие партии, как «Исламский фронт иранского участия», «Организация моджахедов исламской революции», «Партия солидарности исламского Ирана», «Исламская партия труда», «Служители созидания», «Исламское коалиционное общество». Другие политические группы реформистской направленности (например, «Фронт за демократию и права человека», «Фронт партнерства исламского Ирана»)существенного значения в стране не имеют.

Властям Ирана удалось почти полностью подавить деятельность военизированных группировок, таких как «Организация моджахедов иранского народа» (до недавнего времени она числилась в международных списках как террористическая организация), «Народные фидаины», «Демократическая партия Иранского Курдистана».

Грузия. Республика Грузия провозглашена независимым государством в 1991 г., после распада СССР. Согласно Конституции, принятой в 1995 г. (измененной в 2010 г.), Грузия – независимое, единое и неделимое государство, формой политического устройства которого является демократическая республика.

Главой государства является Президент Грузии, избираемый на
5-летний срок всеобщим, прямым, тайным голосованием. Одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока подряд. Президентом может быть избран обладающий избирательным правом гражданин Грузии по рождению, достигший 35 лет, проживший в Грузии не менее 15 лет и ко дню назначения выборов проживающий в Грузии. Президент является также Верховным главнокомандующим и председательствует на заседаниях Совета национальной безопасности. Он назначает членов Совета национальной безопасности, также назначает на должность и освобождает от должности начальника генерального штаба вооруженных сил Грузии, других военачальников.

Президент Грузии неприкосновенен. В период пребывания в должности не допускается его арест или привлечение к уголовной ответственности. В случае государственной измены, совершения других преступлений или нарушения Президентом Конституции парламент может отрешить от должности Президента Грузии.

Высшим представительным и законодательным органом власти Грузии является Парламент, состоящий из 150 депутатов (75 из которых избираются по пропорциональной и 75 – по мажоритарной системе). Членом парламента может быть избран гражданин Грузии, достигший 25-летнего возраста, имеющий право избирать. В парламенте Грузии действует Группа доверия – это единственная парламентская структура, которой доступна секретная госинформация. Группа имеет право контроля над расходами бюджета силовых ведомств.

Парламент прекращает свою деятельность после вступления в силу указа Президента о роспуске парламента. Основанием для принятия такого решения выступает отказ парламента объявить вотум доверия как всему составу правительства Грузии, так и отдельным его членам – премьер-министру Грузии и отдельным министрам. За президентом сохраняется право роспуска парламента и в случае объявления парламентом Грузии вотума недоверия отдельным правительственным программам, в том числе и законопроекту о государственном бюджете. Существенно, что при возникновении вышеуказанных ситуаций, согласно внесенным поправкам в Конституцию, парламент не имеет права объявить импичмент президенту. Парламент Грузии выражает доверие или недоверие составу правительства и правительственной программе, инициирует процедуру импичмента Президента Грузии.

Исполнительная властьв Грузиипринадлежитправительству. Руководит правительством премьер-министр, который с согласия Президента Грузии назначает на должность других членов правительства, утверждаемых затем высшим законодательным органом страны. Для получения доверия необходима поддержка большинства от полного состава парламента.

Парламент Грузии принял изменения и дополнения в конституцию, согласно которым страна с 2013 г. перейдет на новую модель государственного управления – парламентскую республику. Изменения полностью вступят в силу до конца 2013 г., после очередных парламентских (2012 г.) и президентских (2013 г.) выборов.

Новая модель конституции предусматривает сокращение полномочий президента и перераспределение их между парламентом и правительством. В соответствии с конституцией в стране будет сильная законодательная и исполнительная власть, а также сильный президент. Кроме того, предусмотрено усиление независимости судебной власти.

Президент ограничивается лишь формальным правом назначения правительства, так как он будет обязан представить те кандидатуры, которые предложит парламент. После избрания на пост президента, ему запрещается занимать высшие должности и тем более лидера какой-либо партии. Президент уже не будет обладать единоличным правом на отправку в отставку правительства, а также на подбор силовых министров и их освобождение с должности, или эксклюзивным правом кураторства над ними. У будущего президента не будет права на приостановление или отмену правовых актов правительства.

Согласно новой модели конституции, правительство становится верховным органом исполнительной власти, которое обеспечивает осуществление внутренней и внешней политики страны, и подотчетно парламенту. Главой правительства является премьер-министр, который назначает и отправляет в отставку других членов правительства.

Новое правительство будет укомплектовывать партия, которая имеет лучшие результаты по итогам выборов в новоизбранном парламенте. Президент должен будет выдвинуть на пост премьер-министра кандидата, которого ему предложит вышедшая на первое место по итогам парламентских выборов партия. Кандидат в премьеры сам выбирает министров и вместе с программой правительства представляет кандидатуры на утверждение парламенту. Парламент отвечает за правительство и его роспуск.

В стране существует многопартийная система, официально зарегистрированы порядка 190 политических партий, однако нельзя точно сказать, сколько партий реально работает в стране. Большинство партийных организаций не обладает реальным политическим весом и группируется вокруг отдельных политических фигур. Численный рост партий стимулируется национальным законодательством, которое не создает значительных препятствий и ограничений для регистрации и деятельности партийных объединений со стороны государства.

В Грузии высокий избирательный барьер, поэтому в парламенте представлено всего несколько партий: партия «Единое национальное движение», «Объединенная оппозиция Грузии», «Лейбористская партия», «Христианско-демократическое движение», «Республиканская партия».

Армения. Республика Армения была провозглашена независимым государством в 1991 г., после распада СССР. Конституция Армянской Республики, принятая в 1995 г., утверждает ее как суверенное, демократическое, социальное, правовое государство.

Главой государства является Президент Республики Армения, который следит за соблюдением конституции, обеспечивает нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей, является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики. По конституции Президенту предоставляются чрезвычайные полномочия в случае возникновения угрозы функционированию институтов публичной власти. Президент является главнокомандующим вооруженными силами и назначает их высший командный состав.

Президент Армении избирается сроком на 5 лет. Им может стать каждый житель страны 35-летнего возраста, являющийся последние 10 лет гражданином Армении и постоянно проживающий в Армении последние 10 лет, а также обладающий избирательным правом. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность президента более двух раз подряд. Выборы президента проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного большинства (для победы необходимо получить 50 % голосов + 1 голос). Кандидатов в президенты могут выдвигать политические партии, а также граждане в порядке гражданской инициативы.

Отставка президента принимается парламентом простым большинством голосов от общего числа депутатов. Политической ответственности президент не несет. Он может быть отрешен от должности лишь за государственную измену или иное тяжкое преступление. Президент может распустить парламент, но только не во время военного и чрезвычайного положения.

Высшим законодательным органом власти в Армении является Национальное собрание, которое состоит из 131 депутата (с 2007 г. 41 депутат избирался по мажоритарным одномандатным избирательным округам, 90 депутатов – по пропорциональной системе). Национальное собрание избирается посредством всенародных выборов на 5-летний срок. Депутатом парламента может быть избрано лицо, не моложе
25-летнего возраста. При этом действует ряд цензов: последние 5 лет необходимо являться гражданином Армении и постоянно в ней проживать, а также обладать активным избирательным правом.

Исполнительную власть осуществляет правительство Республики Армения. Глава правительства – премьер-министр – назначается Президентом после консультаций с Национальным собранием. Президент назначает и освобождает членов правительства по предложению премьер-министра.

В Армении признаются идеологический плюрализм и многопартийность. Наиболее влиятельными из большого числа партий являются «Республиканская партия Армении» (около половины мест в парламенте), «Процветающая Армения» и «Дашнакцутюн». Оппозиция представлена двумя партиями – либеральной «Оринац Еркир» («Страна Законности») и национально-демократической партией «Наследие». В Национальном собрании сохраняется устойчивое пропрезидентское большинство.

Азербайджан. Азербайджанская Республика была провозглашена независимым государством в 1991 г., после распада СССР. Согласно Конституции Азербайджана, принятой в 1996 г., азербайджанское государство является демократической, правовой, светской, унитарной республикой. Государственная власть в Республике организуется на основе принципа разделения власти: законодательную власть осуществляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики; исполнительная власть принадлежит Президенту страны; судебную власть осуществляют суды Азербайджанской Республики.

Милли Меджлис Азербайджанской Республики как высший законодательный орган власти состоит из 125 депутатов, избираемых на 5-летний срок на основе мажоритарной системы и всеобщих, равных и прямых выборов путем свободного, личного и тайного голосования в первое воскресенье ноября. Срок полномочий депутатов Милли Меджлиса ограничивается сроком полномочий созыва Милли Меджлиса. Каждый гражданин Азербайджана в возрасте не моложе 25 лет может быть избран в установленном законом порядке депутатом Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. Не могут быть избраны депутатами Милли Меджлиса лица с двойным гражданством, имеющие обязательства перед другими государствами, работающие в системе исполнительной или судебной власти.

Главой азербайджанского государства является Президент Азербайджанской Республики, которому принадлежит исполнительная власть. Президентом Азербайджанской Республики может быть избран гражданин Азербайджана не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории Республики свыше 10 лет, обладающий избирательным правом, в том числе не судимый за тяжкое преступление, не имеющий обязательств перед другими государствами, имеющий высшее образование, не имеющий двойного гражданства.

Президент Азербайджанской Республики избирается на 5-летний срок путем всеобщих, прямых и равных выборов при свободном, личном и тайном голосовании более половины участвующих в голосовании. Никто не может быть избран Президентом Азербайджанской Республики повторно свыше двух раз. Президент является главнокомандующим вооруженными силами Азербайджанской Республики.

С целью обеспечения создания условий для осуществления конституционных полномочий Президент организует Исполнительный аппарат и назначает его руководителя. Общее руководство деятельностью Исполнительного аппарата осуществляет лично Президент. Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента и Администрации занимается Управление делами Президента.

С целью организации осуществления исполнительных полномочий Президент создает Кабинет министров Азербайджанской Республики. Кабинет министров является вышестоящим органом исполнительной власти Президента Азербайджанской Республики, он подчиняется Президенту и ему подотчетен.

В Азербайджанской Республике существует многопартийная система, включающая более 30 политических партий. Ведущей является партия «Новый Азербайджан», которой принадлежит большинство мест в парламенте. Ведущая оппозиционная сила в парламенте – «Народный фронт Азербайджан». Из других оппозиционных партий в парламенте представлены «Мусават» («Равенство») и «Партия национальной независимости». К числу влиятельных политических организаций относятся также «Азербайджанская социал-демократическая партия» и «Азербайджанская народная партия».

Абхазия. Республика Абхазия (Апсны) – демократическая республика, провозгласившая свою независимость от Грузии в 1993 г. в результате грузино-абхазской войны. Международно-правовой статус – частично признанное государство, не являющееся членом ООН (признано 5 государствами, членами ООН, в том числе Российской Федерацией).

Согласно Конституции Республики Абхазия, принятой в 1994 г., главой государства является Президент Республики Абхазия. Выборы Президента осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Президентом избирается лицо абхазской национальности, гражданин Республики Абхазия, не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

На время выполнения своих полномочий Президент Республики Абхазия приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях. Президент не является депутатом парламента и не может занимать никакие другие должности в государственных и общественных органах, а такжепредпринимательских структурах.

Для осуществления общего руководства исполнительной властью на территории Республики Президент руководит Кабинетом министров Республики Абхазия. Кабинет министров формируется Президентом Республики и ему подотчетен. В состав входят Премьер-министр, вице-премьеры, министры, другие должностные лица, предусмотренные законом.

Высшим законодательным органом власти является Народное собрание Республики Абхазия, которое состоит из 35 депутатов. Выборы в Народное собрание осуществляются на мажоритарной основе, путем всеобщего, равного, прямого избирательного права, посредством тайного голосования. Срок полномочий Народного собрания – 5 лет.

В политической системе Республики активную роль играют политические партии: «Единая Абхазия» (проправительственная партия), «Форум народного единства Абхазии» (оппозиционная партия), «Коммунистическая партия Республики Абхазия» и центристская «Партия экономического развития Абхазии».

Южная Осетия. Республика Южная Осетия – демократическая республика, провозгласившая свою независимость от Грузии в 1992 г. в ходе южно-осетинской войны. Международно-правовой статус – частично признанное государство, не являющееся членом ООН (признано 5 государствами, членами ООН, в том числе Российской Федерацией).

Согласно действующей Конституции, принятой в 2001 г. (первая Конституция Республики Южная Осетия была принята в 1993 г.), Республика Южная Осетия – суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Республики.

Главой государства и главой исполнительной власти Республики Южная Осетия является Президент. Президент избирается гражданами Республики сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. На время исполнения своих полномочий Президент Республики Южная Осетия приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях.

Высшим представительным законодательным органом власти Республики Южная Осетия является парламент, который избирается сроком на 5 лет в составе 34 депутатов (19 депутатов избирается по мажоритарной избирательной системе, а 15 депутатов – по пропорциональной системе). Депутатом парламента может быть избран гражданин Республики Южная Осетия, достигший на день голосования 21 года и постоянно проживающий последние 5 лет на территории Республики Южная Осетия. Президент Республики Южная Осетия вправе распустить парламент Республики в случае пересмотра им основ конституционного строя Республики при наличии соответствующего заключения Конституционного суда Республики Южная Осетия.

Высшим коллегиальным государственным органом единой системы исполнительной власти в Южной Осетии является правительство Республики Южная Осетия. В соответствии с Конституцией, Президент Республики как глава исполнительной власти определяет основные направления деятельности правительства Республики и организует его работу. Президент Республики из состава правительства Республики образует президиум правительства Республики Южная Осетия для оперативного решения задач, стоящих перед правительством и возглавляет его.

Политическая система Республики Южная Осетия представлена политическими партиями «Единство» и «Коммунистическая партия Республики Южная Осетия».

Задания для самостоятельной работы

Проектное задание:

1. Геополитическая ситуация в Черноморско-Каспийском регионе: состояние и сценарии развития.

Составить таблицы:

1. Геополитические стратегии Турции, Ирана, Армении, Азербайджана, Грузии и России в Черноморско-Каспийском регионе.

2. Политические системы в Турции, Иране, Армения, Азербайджане, Грузия и России.

Составить структурно-логические схемы:

1. Геополитическая парадигма евразийских исследований.

2. Западные евразийские геополитические концепции.

3. Российские евразийские геополитические концепции

4. Основные вызовы национальной безопасности России в Черноморско-Каспийском регионе.

Общие замечания

По признанию многих зарубежных и российских политологов в настоящее время основной тенденцией изменения политических систем является их демократизация. Один из авторов теории «третьей волны демократизации» С. Хантингтон считает, что первая (1820-1926гг.) и вторая (1942-1962гг.) волны, приведшие к становлению демократических систем, соответственно, в 29 и 36 странах, закончилась своеобразными отливами, во время которых, в одном случае 6, в другом – 12 политических систем вернулись к авторитаризму. «Третья волна» демократизации, по мнению С. Хантингтона началась в 1975 г. и продолжается и в XXI веке. За это время перешли от авторитаризма к демократии Греция, Португалия, Испания, Доминиканская республика, Гондурас, Перу, Турция, Филиппины, Южная Корея, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Россия, Украина и др. По мнению исследовательского центра «Дом свободы» (США) в 1996 г. из 191 страны мира 76 были демократическими, 62 - частично демократическими и 53 – недемократическими; в 1986 эти цифры составляли, соответственно, 56, 56, 55 (всего 167 стран). Следует отметить, что переход к демократии (политическая реформа) не всегда автоматически ведет к экономическому процветанию и повышению жизненного уровня, а следовательно, и оценке населением тех преимуществ, которые несет демократия. С экономическими трудностями в условиях модернизации сталкиваются многие страны Азии, Латинской Америки, Африки, Восточной Европы, в том числе и СНГ. Ориентация на ускоренный экономический рост резко увеличивает неравенство в обществе и ослабляет демократию. Это требует от политиков определенных усилий по консолидации общества, укреплению политических институтов.

Таким образом, политические системы можно подразделить на демократические, переходные к демократии (в стадии демократизации или консолидации) и недемократические или тоталитарные.

Кроме того, политические системы различаются еще по формам правления и государственному устройству.

Различия по форме правления практически не оказывают воздействие на структуру и режим политической системы. Действительно политические структуры с монархической формой правления, например, Норвегии, Дании, Швеции, мало чем отличаются от политической системы республиканской Финляндии,

Гораздо большее воздействие оказывает принцип формирования правительства. По этому критерию политические системы подразделяются на парламентские республики или монархии и президентские республики, о различиях их функционирования дает представления таблица 4.

Большое значение для структуры и функционирования политической системы общества имеет также государственно-территориальное устройство (см. табл. 5). В федеральном государстве избирается, как правило, двухпалатный парламент, так как одна из палат (обычно нижняя) представляет групповые интересы населения, а другая (верхняя) - интересы субъектов федерации (штатов, земель, республик, провинций). Хотя в некоторых унитарных государствах также существуют двухпалатные парламенты (например, Италия, Франция), но это является скорее исключением, чем правилом и объясняется не необходимостью учитывать интересы субъектов федерации, а влиянием исторической традиции, других причин. Конфедеративное государственно-территориальное устройство кроме государственных институтов обуславливает функционирование еще и союзных (конфедеративных) органов.

Таблица 4. Парламентские республики или монархии и президентские республики.

Парламентская республика (монархия) Президентская республика
Правительство формируется партией (или коалицией партий), располагающей большинством мест в парламенте. Глава правительства (исполнительной власти) - лидер партии, победившей на парламентских выборах. Глава государства - президент, избираемый законодательным собранием, или монарх имеют только представительные функции. Глава государства и глава исполнительной власти (правительства)- Президент избираемы на всеобщих выборах. Президент формирует правительство с согласия парламента и имеет полномочия по проведению внутренней и внешней политики.
Правительство ответственно перед парламентом; потеря поддержки парламентского большинства влечет отставку правительства и роспуск парламента. Правительство несет ответственность перед президентом; отклонение правительственной программы парламентом не ведет к правительственному кризису. Президент не имеет права роспуска парламента, но имеет право вето любого законопроекта. Это вето может быть преодолено большинством в 2/3 голосов при повторном голосовании в парламенте.
Депутаты парламента при голосовании связаны партийной дисциплиной, вынуждены учитывать возможность роспуска парламента при отклонении правительственной программы (законопроекта). Депутаты законодательного собрания относительно свободны от партийных решений при определении своей позиции.

Таблица 5. Государственно-территориальное устройство.

Унитарное государство Федерация Конфедерация
Конститутивные (определяющие) решения принимаются высшими органами власти государства Конститутивные решения в сфере исключительной компетенции федерации принимаются высшими федеральными органами власти; в сфере совместного ведения - с участием субъектов федерации Конститутивные решения принимаются высшими органами власти государств-участников конфедерации.
Единая территория, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром. Территорию федерации образуют территории ее субъектов; внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов. Единая территория отсутствует.
Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью Субъекты федерации обладают ограниченной федеральным законом политической самостоятельностью. Государства-участники конфедерации сохраняют политическую самостоятельность в полном объеме.
Двухпалатный или однопалатный парламент; палаты формируются на основе общенационального представительства. Двухпалатный парламент; одна из палат- представительство субъектов федерации, другая - общенациональное представительство. Однопалатный парламент или отсутствие высшего законодательного органа.
Единая Конституция Конституция определяет верховенство федеральных законов и право субъектов федерации принимать законодательные акты в пределах своей компетенции. Отсутствие единой Конституции и законодательства.
Единое гражданство Федеральное гражданство и гражданство субъектов федерации. Гражданского каждого государства-участника.
Субъекты федерации, как правило, лишены права выхода из федерации. Конфедеративный договор может быть расторгнут (в том числе и в одностороннем порядке).
Государство осуществляет международную деятельность в полном объеме. Международные контакты субъектов федерации ограничены (могут иметь зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций, осуществлять научные и культурные обмены). Государства- участники осуществляют международную деятельность в полном объеме..

Итак, современные политические системы различаются по структуре и функционированию (режимам), форме правления и по государственно-территориальному устройству.

Главным документом, характеризующим политическую систему страны, является Конституция. Кроме того, для анализа политической системы важное значение имеют такие основополагающие законы о политической сфере общества, как закон о выборах, закон о политических партиях (общественных организациях), закон о средствах массовой информации и др. Хотя не во всех странах считают необходимым принятие таких законов, а руководствуются конституционными правами и свободами человека, политическими традициями, нормами международного права (например, США). В других странах наоборот, имея веками наработанные законы, традиции, исторические прецеденты, не считают необходимым принимать целостный документ - Конституцию, считая, что ее составляют отдельные законы, все нормы и традиции сложившиеся в политической сфере общества (например, Великобритания).

Политическая система США.

Опираясь на введенные нами критерии, следует отметить, что политическая система США является демократической, функционирует, как правило, в демократическом или развернуто-демократическом режиме, форма правления - президентская республика, а территориальное устройство страны можно охарактеризовать как федерацию штатов.

Конституция США - первая Конституция Нового времени - была принята 17 сентября 1787 года. Теоретической основой американской конституции являются такие основополагающие политические теории, категория естественных прав, теория общественного договора, теория разделения властей. Кроме того, в Конституции США воплощены важные «функциональные» теории: теория федерализма, теория сдержек и противовесов, позволяющие бескризисно работать всем уровням власти (федеральному правительству, властям штатов, местным властям) и всем ветвям власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу, состоявшему из двух палат.

Нижняя палата - палата представителей имеет 435 мест, которые распределяются пропорционально по штатам в зависимости т численности населения.

Членом палаты представителей может быть только житель данного штата, состоящий не менее семи лет гражданином США и достигший двадцатилетнего возраста.

Выборы членов палаты представителей проводятся каждые два года (обычно в ноябре по четным годам), палату представителей возглавляет избранный ею спикер.

Верхняя палата американского конгресса - сенат, формируется из 100 членов, представляющих уже не всю федерацию в целом, а свои штаты. Избиратели 49 штатов и федерального округа Колумбия (в основном столица страны Вашингтон) избирают по два сенатора сроком на шесть лет. Выборы проводятся каждые два года (вместе с выборами в палату представителей); при этом переизбирается одна треть сенаторов. Сенатором может быть житель данного штата, в течение девяти лет являющийся гражданином США и достигший тридцатилетнего возраста.

Председателем Сената по должности является вице-президент США, однако он голосует лишь в том случае, ели голоса разделяются поровну, в случае отсутствия вице-президента заседания Сената ведет избираемый сенаторами председатель.

Сенат и палата представителей, как правило, заседают раздельно.

В функции конгресса США входит:

Устанавливать и взимать налоги;

Принимать законы;

Осуществлять денежную эмиссию;

Формировать федеральный бюджет и контролировать его расходы;

Учреждать судебные органы;

Объявлять войну, набирать и содержать армию и т.д.

Взаимоотношение законодательной и исполнительной власти строится на основании так называемой системы сдержек и противовесов. Суть ее заключается в том, что каждый законопроект, чтобы стать законом должен быть обсужден и получить большинство голосов палаты представителей и Сената. Кроме того, он должен быть подписан президентом, Таким образом, исполнительная власть (президент) имеет право вето по отношению к законодательной власти (конгрессу). Но конгресс может преодолеть президентское вето квалифицированным большинством, то есть, если при повторном голосовании не менее 2/3 членов палаты представителей и 2/3 сенаторов выскажутся за принятие законопроекта, то он уже без одобрения президента становится законом.

Законодательная власть обладает исключительным правом отстранять от должности главы исполнительной власти - президента.

Возбуждать процесс импичмента (отстранения) имеет право палата представителей, а суд в порядке импичмента осуществляет сенат. В этом случае ведет заседание сената представитель Верховного Суда. Импичмент осуществляется с согласия не менее 2/3 присутствующих сенаторов.

В состав конгресса американцы чаще всего избирают юристов (до 45), бизнесменов (30), ученых (до 10), остальные социальные или профессиональные группы представлены одним или несколькими депутатами. Такой состав свидетельствует о деловитости и достаточно высоком профессионализме американских законодателей. Деятельность каждого члена палаты представителей обслуживают до 20 помощников, сенатора - до 40 и более.

Исполнительная власть в США осуществляется президентом. Он избирается на 4-х летний срок, но не прямым голосованием (как конгресс), а выборщиками, которые избираются в каждом штате (по числу сенаторов и членов палаты представителей). Президентом США может быть только гражданин США, достигший 35-летнего возраста и проживающий в стране не менее 14 лет. Президентом США, в отличие от конгрессменов не может избираться один и тот же гражданин более чем на два срока.

Президент, как глава исполнительной власти, формирует Кабинет Министров (Правительство США). Кабинет Министров состоит из секретарей (министров), других официальных лиц, назначенных президентом, Наиболее важными министерствами, главы которых составляют так называемый внутренний кабинет, являются:

1. Министерство иностранных дел.

2. Министерство обороны.

3. Министерство финансов.

4. Министерство юстиции.

Главы менее престижных министерств составляют так называемый внешний кабинет, Всего в США имеется 14 министерств (департаментов).

Кроме функций главы исполнительной власти президент США исполняет обязанности главы государства, то есть символизирует единство нации, возглавляет государственные церемонии, представляет страну за границей, принимает официальных иностранных представителей. Как глава государства президент имеет право заключать международные договора (при условии последующей ратификации их сенатом). Назначать послов, Судей Верховного Суда, других должностных лиц.

Президент США является Главнокомандующим Вооруженных Сил. Он осуществляет назначение высших военных руководителей, отдает приказ об использовании армии. В случае смерти, импичмента или неспособности выполнять свои обязанности президента меняет на посту вице-президент, который избирается вместе с президентом. Исполнительная власть периодически отчитывается о своей деятельности перед конгрессом. Наиболее распространенной формой такой отчетности является ежегодный доклад «О положении страны». Формой прямого обращения к народу являются еженедельные так называемые «беседы у камина» (на самом деле радиобеседы, введенные президентом Ф. Рузвельтом (1933-1945 гг.)).

Судебная власть а США осуществляется Верховным Судом и судами низших инстанций, Суды, как нам уже известно, учреждаются конгрессом; на высшие судебные должности назначение осуществляет президент.

Судебная власть распространяется на все дела, включая оценку конституционности действий законодательной и исполнительной власти. Таким образом, Верховный Суд США выполняет не только функции высшей судебной инстанции по гражданским и уголовным делам, но и функции Конституционного суда.

Такова структура горизонтального разделения власти в США

Вертикальное распределение властных полномочий, государственно-территориальное устройство США осуществлено на принципе федерализма. В конституции четко указаны все функции верхнего, федерального эшелона власти, а все остальные полномочия: гражданское и уголовное законодательство, образование и здравоохранение, охрана общественного порядка, контроль над использованием природных ресурсов, строительство коммуникаций (кроме почты) и др. Переданы на уровень штатов и муниципалитетов (местной власти). У штатов имеются не только свои конституции и законы, но и другая атрибутика государственного суверенитета: флаги, гербы, гимны, символы. Но конституция США устанавливает верховенство федерального закона над законами штатов, что соответствует федеративному, а не конфедеративному территориально-государственному устройству страны.

В США исторически сложилась двухпартийная система. Демократическая партия выражает интересы среднего класса, фермеров, а также негров, «чиканос» (американцев латиноамериканского происхождения), живущих как правило ниже среднего уровня, бедных, менее образованных слоев населения. Республиканская партия в своих программах обращается к среднему классу, крупным и средним предпринимателям (а это преимущественно белые), квалифицированным рабочим и инженерам, людям высокооплачиваемых профессий: врачам, юристам и др.

Политическая система США при власти демократов обычно держит курс на осуществление больших социальных программ в образовании, здравоохранении, помощи бедным, неимущим, направленных на определенное выравнивание материального положения американцев (за счет прогрессивных налогов с имущих). С приходом к власти республиканцев, как правило, снижаются налоги (как с граждан, так и с корпораций), уменьшается количество социальных программ, снижается уровень социальной помощи, увеличивается социальная дифференциация общества. Это соответствует интересам верхней части среднего класса, богатым предпринимателям. Капиталы, высвобожденные из социальных программ, вкладывается в развитие производства. Страна увеличивает темпы экономического развития. Следует отметить, что изменения, вносимые в функционирование политической системы демократами или республиканцами, не затрагивают основ демократии: свободы слова, деятельности партий и общественных организаций, формировании общественного мнения и т.д.

Содержание Понятие «политика» , «система» , «политическая система» , цели «политики» ; Структура политической системы; Функции и задачи политической системы; Свойства политических систем Развитие политических систем Типы политических систем Характеристика политических систем мира

Понятие политика, политическая система Политика (от греч. «polis» - город, городская община, государство)- сфера деятельности, в которой реализуются отношения господства и подчинения между социальными классами и слоями, связанные с завоеванием, распределением и удержанием власти. Система- целостное соединение частей, чьи отношения между собой количественно интенсивнее и качественно продуктивнее складываются, чем отношения с другими элементами.

Политическая система Совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимоотношений между ними, в которых формируется и реализуется политическая власть. (environment, polity, input, output, feedback)

Свойства и признаки политических систем Собственная логика развития, исходящая из временных спелетений отдельных акторов (отличие от биологических систем); Удержание жизнеспособности (либерализация экономики Китая, отмена рабства, крепостного права в США и России); Сетевая взаимозависимость (изменения в одной сфере влекут за собой изменения в других); Зависимость функций и структур (функции- это задачи, которые необходимо решить в рамках имеющихся структур. Если функции не выполняются, значит нужно менять структуры); Способность к обучению и инновациям. (Политические системы должны адекватно реагировать на изменения. Если система не реагирует, то она исчезает (ГДР).

Типы политических систем Западные демократии и политические системы промышленно развитых стран (ЕС, США, Канада, Австралия, Япония). Посткоммунистические системы (Восточная Европа (тенденции авторитаризма во многих странах), страны СНГ, КНР) Политические системы развивающихся стран. А) Системы стран НИС (Бразилия, Аргентина, Индия, Р. Корея, Таиланд) Б) Системы наименее развитых стран (Бангладеш, Мьянма, Лаос)

Характеристика демократий в Европе Большинство парламенстких республик. Президент избирается парламентом. Во Франции полупрезиденстская республика. Консенсусная демократия в Швейцарии. Во главе правительств стоит премьер-министр, канцлер. Сильные позиции премьер-министра в Ирландии, Мальте, Великобритании, Греции, также ФРГ и Испании (право распустить парламент). Слабые позиции в Скандинавских странах, Италии, Люксембурге, Австрии.

Особенности политической системы Великобритании 1. Парламентская монархия; 2. Сильные полномочия премьер-министра; 3. Слабая роль верхней палаты; 4. Слабая транспарентность деятельности правительства и администрации правительства (тайна информации).

История парламентаризма 1265 г. возникновение парламента. Борьба дворянства против центральной власти; В 1295 г. в парламенте представлены все сословия страны; В 1325 г. возникновения нижней палаты. Выборы спикера.

История парламентаризма Борьба Стюартов против парламента. С 1642 -1649 гг. война. В 1649 г. казнь Карла 1. В 1653 г. правозглашение республики. В 18 веке ослабления королевской власти, постепенная передача функций в верхнюю палату. В 19 в. (1832 г.) введение избирательного права. Все большая презентативность нижней палаты, потеря власти верхней палатой. С 1911 г. верхней палате запрещено участвовать в принятии законов по финансовой системе.

История парламентаризма Потеря власти парламентом. С 1832 г. усиливается власть премьера и кабинета. Парламент нужен лишь для того, чтобы проводить политику премьера.

Партийная система Великобритании Уходит своими корнями в 17 в. Конфликты в религиозной и политической сфере. Консервативная партия (Торис) представляла интересы, первоначально католической монархии Стюартов, потом крупных землевладельцев. Лейбористская партия (Whigs)- протестанское движение, защищало интересы парламента, позже торговли и промышленности. Ратовало за либерализацию торговли. В 19 и 20 в. Граница интересов проходила по линии конфликта между трудом и капиталом.

Эволюция выборов До 1832 г. в Великобритании в выборах могли участвовать лишь лица с высокими доходами. Только избирателей составляла 2 -3% населения. В 1832 г. доля избирателей повысилась до 5%. 1867 г. Избирательное право для все владельцев домов, земельных участков, квартир. 1872 г. введение тайного голосования; 1884 г. в выборах могли принимать участие все мужское взрослое население имеющие имущество; 1885 г. ликвидация различий между городскими и сельскими избирательными округами; 1918 г. избирательное право для всех мужчин от 21 года и женщин для с 30 лет. 1928 г. избирательное право для женщин с 21 года. 1948 г. ликвидация всех привилегий и дискриминаций 1969 снижение избирательного возраста до 18 лет.

Результаты выборов в 2010 г. Консервативная партия (36%), 306 мест в парламенте Лейбористы (29%), 258 мест Либеральные демократы (23%) 57 мест Демократические юнионисты (8 мест) Шотландская национальная партия (6 мест) Ши фейн (5 мест) однако не принимают участия в заседаниях парламента Социально-демократическая партия (3 места) Партия зеленых (1 место) Альянс Северной Ирландии (1 место)

Политические системы Австралии, Канады, Н. Зеландии Парламенсткие монархии. Во главе государства стоит британский монарх, предстваляемый генерал-губернатором. Парламент двухпалантый (за исключением Нов. Зеландии). Нижняя палата выбирается народом, верхняя (сенат) - назначается генерал-губернатором из представителей общественности по федеральному принципу. В Новой Зеландии – одная палата, где 4 места из 120 отводятся маори. Изменения в конституции возможны лишь через референдум. В Н. Зеландии референдум проводится по всем спорным вопросам.

Политическая система ФРГ ФРГ-парламентарская республика, с развитой многопартийной системой. Формирование правительства происходит на основе выборов в бундестаг. Роль референдумов и прямой демократии маргинальна; По административно-территориальному управлению, ФРГ- федеративное государство, с сильной самостоятельностью земель.

Система политического управления Парламентская республика. Парламент избирает президента. Его роль незначительна. Бундестаг представлен партиями, получившие более 5% голосов избирателей. Победившая на выборах партия формирует (иногда в коалиции с другими партиями) правительство. Т. К. Партии имеют большинство в парламенте им обеспечен вотум доверия депутатов. Во главе правительства стоит федеральный канцлер. Он возглавляет правительства и принимает ключевые решения; Другая палата парламента- бундесрат (Совет земель) состоит из представителей федеральных земель

Политическая система Франция (развитие полит. Системы после 1945 г.) Образование в 1946 г. IV Республики; Слабая роль президента и палаты Советов. Главная роль принадлежала национальному собранию. Однако в силу противоборства двух лагерей национальное собрание было не дееспособным. В период 1946 -1958 г. сменилось 25 правительств. Крах колониальной системы.

Политическая система Франции. Образование V республики В виду правительственного кризиса в 1958 г. была подготовлена модель новой конституции, предполагающая усиление роли президента. Президент избирается прямым голосованием, поэтому эго статус выше, чем в парламентарских республиках. Президент назначает премьер-министра и по его совету- министров; подписывает новые законы; назначает референдумы по тем или иным вопросам; распускает парламент, является главнокомандующим армии; располагает полномочиями введения чрезвычайного положения в стране; принимает решение о помиловании.

Политическая система Франции Президент Правительство Право на роспуск СЕНАТ (321 депутат) Нац. Собрание (570 депутатов) Народ Совет Департамента Совет общин

Парламент ФРАНЦИИ Парламент состоит их двух палат. Национальное собрание (577 деп. Срок- 5 лет). Власть парламента ограниченна. Критики называют н. с. фарсом или машиной голосования. Сенат состоит из 321 депутата, относящихся к тем или иным регионам, территориям Франции. Сенат есть представительное собрание общин, департаментов и регионов. Две камеры принимаю законы.

Правительство Франции Правительство находится под контролем президента. Еженедельные отчеты. Премьер-министр обладает полномочиями экстренного созыва парламента и комитета по посредничеству.

Партийная система Франции 1. Коммунистическая партия Франции (150 тыс. членов). 4, 3% голосов в 2007 г. В 1967 г. - 22%. 2. Социалистическая партия Франции (233 тыс. членов) представлена 186 депутатов в национальном собрании и 102 в сенате. 3. Радикальная левая партия 4. Зеленые 5. Демократическое движение (центристская партия). з мандата в парламенте и 7, 3% голосов на выборах 2007 года. Союз за народное движение. Образовался в 2002 г. основная часть из гоялистов. В 2007 г. 317 мандатов национальном собрании. Движение за Францию 1 мандат. Антиевропейское движение. Национальный фронт. От 5 до 15% голосов.

Политическая система США Законодательная (парламент) и исполнительная власть выбираются отдельно и независимы друг от друга. Судебная власть находится в руках Supreme Court может остановить любой закон; Президент может наложить на закон вето, если он имеет 2/3 депутатов в обоих палатах; Президент и глава правительства- одно лицо. Конгресс может объявить импичмент президенту

Партийная система США Двухпартийная система (преобладание двух партий). Демократическая партия США (43, 6% зарегистрированных стороников от всех избиратлей США) и республиканская партия (30, 7% сторонников) Третьи партии (конституционная партия (0, 3%), партия зеленых (2, 7%), либертарианская партия (0, 2%).

Сенат США Сенат состоит из 100 членов, по два от каждого штата, избираемых сроком на 6 лет. Первоначально сенаторов избирали члены законадательных собраний штатов, но с 1913 года, после вступления в силу 17 -й поправки к Конституции, выборы сенаторов стали прямыми. Они проводятся одновременно с выборами в палату представителей, при этом каждые два года в порядке ротации переизбирается 1/3 состава сената. Избирательный округ по выборам в сенат – весь штат. Сенатором США может быть избрано лицо, достигшее 30 -летнего возраста, являвшееся гражданином США как минимум предшествующие выборам 9 лет и являющееся жителем штата, который желает представлять

Конгресс США Палата представителей США (англ. The United States House of Representatives) - нижняя палата Конгресса США. В ней представлен каждый штат пропорционально численности населения. Количество мест в палате постоянно и составляет 435, хотя Конгресс имеет право менять число мест. Каждый представитель штата занимает своё место в течение двухгодичной каденции и может быть переизбран неограниченное количество раз. Главой палаты является спикер, избираемый членами палаты.

Структура администрации правительства США Исполнительное бюро президента 1. Офис управления и бюджета 2. Офис по экономическим вопросам 3. Офис по науч. И тех. Политики 4. Офис по нац. безопасности Независимые агентства 1. Агенство по гражданской авиации 2. Агенство по внутренней торговли Кабинет министров 1. Обороны (3 млн. занятых) 2. Военных ветеранов (235 тыс.) 3. Национальной безопасности (208 тыс.) 4. Образования 4 тыс.

Политическая система Японии 1. Пол. система Японии демонстрирует черты как западной политической системы, так и восточной конфуцианской системы с мощным бюрократическим аппаратом, который оказывает сильное влияние на всю японскую политику. 2. Важной чертой является также тесные связи между политиками, государственными служащими и представителями хозяйственных (финансовых) структур. 3. Образование элиты идет в трех университетах (Todai, Kyoto, Sendai), где и зарождается корпоративное мышление.

Парламент Японии Япония-парламенсткая монархия. Император является лишь формально главой государства. Парламент состоит из двух палат- палата представителей и палата советников. Верхняя палата обладает более широкими полномочиями, чем в европейских странах и может отклонять законы, принятые нижней палатой. Нижняя палата может высказать вотум недоверия правительству.

Партии Японии Либерально-демократическая партия (консерватизм, неолиберализм) 116 депутатских мест. Демократическая партия (социальный либерализм) 302 места из 480. Социально-демократическая партия (социал-демократия) 8 мест. Коммунистическая партия 7 мест.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про особенности депозитов.

Сегодня вы узнаете:

  1. Чем отличаются понятия «депозит» и «вклад»;
  2. Какие бывают депозиты и что нужно для открытия депозита;
  3. От чего зависит годоваяставка по депозиту;
  4. В каких случаях нужно платить налог с дохода депозита.

Депозит и вклад – одно ли это и то же

Понятие на слуху у многих. Это привычный способ . Вы относите накопления в банк, который выдаст их через некоторое время с небольшой прибавкой. Хотя, чем больше сумма вклада, тем больше можно получить с неё.

Откуда банк берёт деньги, чтобы выдать проценты клиенту? Всё очень просто. Ваши же деньги банковская организация выдаёт другим клиентам в качестве займов под высокие проценты.

Также банковская организация размещает средства на , покупая других компаний или облигации государственного уровня. Банк пользуется вашими средствами, они не лежат без дела. За распоряжение вашими средствами он и платит проценты.

Есть такое понятие, как депозит. Многие считают, что вклад приравнен к нему. В общем смысле это правильный ход мыслей. Когда вы приходите в банк, вам предложат внести сумму именно на депозит, таковым он будет числиться и по документам.

Однако, есть между понятиями вклада и депозита незначительное для обычного вкладчика различие. Первое слово употребляется в том случае, если вы принесли в банк деньги.

Депозит это не только активы в денежном эквиваленте, но и ценные бумаги, металл и даже недвижимость. Иными словами, депозит – более широкое понятие, включающее в себя разные объекты для накоплений. В нашей статье мы будем применять понятие вклада и депозита в равнозначном смысле.

Виды депозитов

Каждый год приносит что-то новое в банковскую сферу. Исключением не является и депозит. Новые формы и разные возможности для вкладчиков позволяют выбрать депозит по индивидуальным потребностям.

Все депозиты делятся на две большие группы:

  • До востребования . Данный вид вложений не имеет временных рамок. Вы вносите активы на любой срок. Ставка по такому депозиту находится на самом низком уровне: как правило, она не превышает 1% в лучшем случае. Депозит не несёт в себе смысла накопления, его главная цель – держать средства в надёжном месте до того момента, когда они понадобятся. Потребоваться они могут и завтра и через год. Для банка подобные депозиты несут высокий риск, так как использовать средства с них в обороте можно ограниченно. В связи с этим и ставки по депозиту минимальные;
  • Срочные . Сумма депозита вносится на определённый период, который оговаривается в банковском договоре. По таким способам накоплений устанавливаются высокие процентные ставки. Они зависят от срока размещения и суммы. Срочные депозиты – это «хлеб» любого крупного банка, без которого он не смог бы существовать в нормальном режиме. Расторгнуть соглашение по срочному депозиту можно в любой момент (и намного раньше срока окончания), однако, проценты в этом случае не сохранятся.

В свою очередь, срочные вклады принято разделять на три большие группы:

  • Краткосрочные . Такие вклады открываются максимум на год. Обычно депозиты в банках вносятся на 30, 92, 182 и 365 дней. Это наиболее оптимальный вариант для тех, кто вносит на хранение банка именно денежные средства;
  • Среднесрочные . Срок варьируется от года до трёх. Для банка это самый надёжный способ получения активов клиентов, которые можно использовать в обороте и получать прибыль. Однако, для вкладчиков такой депозит не всегда выгодный, так как ставки могут быть ниже среднесрочных вложений;
  • Долгосрочные . Период хранения средств – свыше трёх лет. Обычно он не превышает пяти, но бывает и затягивается. Здесь всё зависит от активов и схемы работы с депозитом. Если речь идёт о крупных объектах, то вкладывать их на короткий срок не имеет смысла. А вот денежные средства невыгодно хранить такими временными промежутками: инфляция окажет своё пагубное воздействие и результат от размещения средств вряд ли можно будет назвать положительным.

Открытие депозита

Прежде чем открыть депозит, вы должны провести анализ условий, предлагаемых банками вашего города.

Особенности размещения средств везде разные: где-то повышенные процентные ставки и длительные сроки, а где-то низкие проценты, но допускается ежемесячное начисление процентов на банковскую карту.

Для целей депозита выбирайте только крупный банк, имеющий развитую сеть и опыт различных банковских операций. Вы размещаете собственные деньги, которые должны быть в надёжной организации.

Не забывайте, что принятая система страхования вкладов в нашей стране допускает возврат вклада физическим лицам в размере, не превышающем 1 400 000 рублей. Это произойдёт, если ЦБ отзовёт лицензию у банка за несоответствие осуществляемой деятельности принятым банковским стандартам.

Целесообразно крупные суммы размещать в нескольких банках. Так вы обезопасите себя от возможных потерь. Если же большая сумма помещена на счет одного банка, который перестал функционировать, то вернуть средства свыше 1 400 000 можно через судебные органы.

Учитывайте такую особенность, как капитализация. Суть капитализации заключается в том, что проценты начисляются на первоначальную сумму вклада с учётом процентов за каждый месяц, полгода и т. д. (в зависимости от условий депозита).

Не всегда такая «надбавка» выгодна. Депозиты с капитализацией имеют меньшую ставку, что в конечном итоге приравнивает прибыль от них с той, что получена от обычного вклада со средним процентом.

Инструкция для тех, кто открывает депозит

Если вы собрались открывать депозит, то у вас есть два способа для этого:

  • Обратиться напрямую в банк;
  • Оформить счёт через интернет.

Давайте разберём последовательность действий для первого случая. Многие ещё не доверяют интернету, особенно люди в возрасте. Открытие депозита в банке подойдёт также для пенсионеров.

Потребуется осуществить несколько действий:

  • Выбрать подходящий банк. Исходя не только от места проживания, но и выгодных депозитов – предварительно с информацией можно ознакомиться в том же интернете, через на телевидении или в газетах;
  • Взять паспорт, деньги и отправиться в банк;
  • Уточнить на месте у оператора актуальность полученных вами сведений о ставках;
  • Заполнить анкету клиента (если вы обращаетесь в банк впервые). Обычно это делает оператор по вашему паспорту, а вы можете проверить правильность внесённых данных;
  • Озвучить специалисту название выбранного вклада;
  • Передать сумму (вам выдадут приходный ордер о зачёте средств на ваш счёт);
  • Подписать заявление на открытие вклада. Один экземпляр остаётся вам. Сохраните его на время действия депозита. Данное заявление представляет собой договор, в котором указаныусловия депозита.

Открыть депозит через интернет могут только те лица, которые имеют уже открытый счёт в каком-то банке. К примеру, вы получаете на карту или оплачиваете кредит.

Чтобы заключить договор на депозит онлайн, выполните следующие действия:

  • Подключите услугу личного кабинета. Вам выдадут пароль и логин от интернет-банкинга, в котором вы сможете выполнять различные операции по имеющимся счетам и открывать новые;
  • Положитесумму, которую вы планируете разместить в качестве депозита, на основной счёт (зарплатный или другой). Это необходимо для дальнейшего перевода средств на вклад;
  • Выберите в функциях интернет-банкинга открытие депозита;
  • Подберите наиболее выгодный тариф для себя;
  • После того как вы нажмёте на кнопку открытия депозита, перед вами появятся документы, с которыми необходимо ознакомиться;

Уделите этому шагу максимальное внимание. В договоре содержится важная информация по условиям вклада, в частности про начисление процентов и сумму возможной прибыли.

  • После прочтения ставьте галочки, подтверждающие, что вы ознакомились с данными;
  • Затем выберите счёт, с которого будет произведён перевод суммы и укажите саму сумму.

После этих действий среди ваших счетов появится и депозит. Кстати, многие банки предлагают повышенные проценты для тех, кто открывает депозит «онлайн» или приходит из другого банка после досрочного расторжения вклада.

Что влияет на процентную ставку по депозиту

Процентная ставка – это самое важное условие по депозиту, на которое ориентируется большинство вкладчиков.

Мало кто знает, что ставки бывают двух видов:

  • Фиксированные . Не меняются во всё время действия договора. Это наиболее часто встречающийся вид ставки;
  • Плавающие . Ставка может быть изменена несколько раз в период действия депозита. На таких условиях вклады открываются довольно редко. Обычно на первые месяцы устанавливается повышенный тариф, а затем процент понижается. Не всем клиентам это выгодно. К тому же расторгнуть договор во время действия высокой ставки удастся только с потерей процентов.

Чтобы знать, какая ставка устанавливается на выбранный вами вклад, внимательно читайте договор депозита. Эта информация обязательно в нём указана. Здесь же расписаны и условия для изменения процентов во время действия депозита.

Процентная ставка зависит от многих факторов:

  • Суммы вклада;
  • Срока размещения средств;
  • Конкретных условий депозита (возможности пополнения, частичного снятия);
  • Валюты депозита;
  • Категории клиента (пенсионер, зарплатный клиент и т. д.);
  • Политики самого банка.

Важно понимать, что самостоятельно банк ставку не устанавливает. Это действие находится под контролем ЦБ РФ. Именно от принятой им ставки рефинансирования зависят условия вкладов. Со второго мая 2017 года она приравнена к 9,25%. Ставка рефинансирования означает тариф, по которому центральный банк выдаёт кредитные средства коммерческим банкам.

Налоги и депозиты

Проценты, полученные по итогам размещения депозита, – это ваша прибыль. А как известно, любой доход в нашей стране облагается налогами.

В ситуации с депозитами в денежном эквиваленте налоги уплачиваются, если:

  • Ставка по превысила 9% . Таких процентов не предложит ни один банк, а потому вкладчики, разместившие средства, к примеру, в долларах, могут спать спокойно. Если же отметка по вкладам когда-нибудь и превысит 9%, то придётся оплатить 35% с разницы между фактической прибылью и той, что получилась бы при ставке в 9%. Такой размер налога подлежит оплате резидентами. Если таковым вы не являетесь, то потребуется распрощаться с 30% от дохода;
  • Ставка по вкладам в рублях превысила 15% . Размер налога здесь такой же, как и в валюте. Ставка в 15% – это сумма ключевой ставки ЦБ и 5%. С 2016 года установлен единый тариф по ставкам в 10%. Если этот показатель увеличится более, чем на 5 пунктов, то налог нужно оплатить. При этом всю ответственность по внесению обязательного платежа в бюджет берёт на себя банк. Вам не нужно посещать налоговый орган. По завершении срока депозита банк выдаст на руки сумму с учётом налога.

Важно понимать, что налоги вы заплатите только в том случае, если закроете вклад и заберёте денежные средства. Если ваш депозит открыт, то никаких налогов не нужно вносить в бюджет.

То же касается и пролонгации договоров. Если условиями депозита предусмотрено, что по его завершении происходит автоматическое продление на новый срок, то налоги тоже не платятся. В этом случае по факту никакого дохода вы не получаете, а потому и осуществлять платёж в налоговую инстанцию не с чего.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...