Блага находящиеся в неограниченном количестве называются. Экономические блага – блага, участвующие в обмене и имеющиеся в ограниченном количестве


Экологическое право – совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей среде. Предмет экологического права образуют отношения :

Экологическое право делится на два раздела: международное и национальное. Международное экологическое право – совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по поводу окружающей природной среды, возникающих между государствами, группами государств, международными организациями. Международное экологическое право делится на две категории: обязательное и рекомендательное. Национальное экологическое право устанавливается государствами самостоятельно и закрепляется в различных источниках, в первую очередь в законах. Экологическое право делится на Общую, Особенную и Специальную части.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право , которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права/

Принципы экологического права:

1. принцип народовластия.

2. принцип гуманизма – су четом интересов нынешнего и будущего поколений людей.

3. принцип социальной справедливости – равноправие перед судом и законом, право на благоприятную окружающую среду, гарантия судебной защиты.

4. принцип законности

5. принцип интернационализма

6. принцип строго целевого использования природных объектов

7. рационального и эффективного использования природных объектов. Минимальные затраты, наибольший эффект от хозяйственной деятельности, без экологического вреда.

Основные принципы охраны окружающей среды сформулированы в ст. 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые представляют собой, как известно, основополагающие начала, положения, подходы к решению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам:

  • принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;
  • принцип научного обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
  • принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территория.
  • принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • Принцип независимости контроля в области охраны окружающей среды.
  • Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • Принцип обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
  • принцип сохранения биологического разнообразия;
  • Принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
  • Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством,
  • принцип ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
  • Принцип участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В системе источников экологического права ведущее место занимает Конституция РФ, в которой есть много норм общего характера, имеющие отношение к регулированию вопросов природопользования и охраны окружающей среды, защиты прав человека. Ст.9 установила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Положения ст. 56 указывают на то, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не нарушает прав и законных интересов других лиц. Граждане РФ обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ»). В соответствии с нормами ст. 114 Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии.

Основы экологического права заложены ФЗ «Об охране окружающей среды».

Регулирование экологических правоотношений осуществляется актами субъектов РФ,

Орган местного самоуправления издают нормативные акты об охране зеленых насаждений и благоустройстве территорий населенных пунктов, о порядке пользования водными объектами для питьевых и хозяйственных нужд и т.п.

Субъектами экологических правоотношений могут быть:

· граждане,

· юридические лица,

· публичные субъекты.

Граждане имею право: на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, требовать предоставления своевременной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда, причиненного здоровью в результате загрязнения природной среды и др. Граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства и др. Участие юридических лиц предусматривает выполнение ими целого ряда природоохранных мероприятий. Государство в лице его уполномоченных органов обеспечивает разработку экологической политики и экологических программ, правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, выдает лицензии на комплексное природопользование и выполняет иные властные полномочия. Объектами экологических правоотношений являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля и ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность и др. объекты.

Под системой вообще понимается логически обусловленное взаимное расположение относительно самостоятельных частей целого. В этом смысле говорят, например, о нервной системе, периодической системе элементов в химии, солнечной системе, системе взглядов и т.д. В праве существуют понятия правовая система, система отрасли права, система законодательства и т.д.

Применительно к экологическому праву мы будем говорить о системе отрасли права, учебной дисциплины и системе законодательства.


1.4.1. Система экологического права как отрасли права

Напомню, что первичными структурными элементами отрасли права являются правовые нормы. Однородные нормы объединяются в правовые институты, а сходные институты – в отрасль права. Отрасль права подразделяется на общую и особенную части.

В отдельных отраслях права структурными элементами могут быть подотрасли. Подотрасли права выделяются в рамках крупных отраслей права. Они регулируют отдельные относительно самостоятельные массивы общественных отношений, характеризующиеся своей спецификой. Подотраслями ЭП как комплексной отрасли права являются земельное право, водное право и другие ресурсные отрасли права.

Экологическое право как отрасль права состоит из общей и особенной частей.

Общая часть включает в себя правовые институты, нормы которых регулируют отношения, касающиеся всей отрасли права. В нашем случае – это отношения, касающиеся использования всех природных ресурсов, охраны всей окружающей среды.

По такому признаку к общей части экологического права как отрасли права в широком смысле можно отнести такие правовые институты, как право собственности на природные ресурсы, государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды, право природопользования и другие институты общего характера.



Особенная часть экологического права объединяет относительно самостоятельные подотрасли права, к которым мы отнесли земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое и воздухоохранное право. В эту часть ЭП как отрасли права уместно отнести отдельные совокупности норм, регулирующие самостоятельные группы отношений, которые не вписываются в общую часть. Это нормы, определяющие правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, и нормы, направленные на охрану окружающей среды в отдельных отраслях народного хозяйства и сферах деятельности.

1.4.2. Система экологического права как учебной дисциплины

Было бы идеально, если бы экологическому праву как отрасли права в широком смысле соответствовал единый учебный курс «Экологическое право». В этом случае общей и особенной частям экологического права как отрасли права соответствовали бы общая и особенная части экологического права как учебной дисциплины. Но Государственный общеобразовательный стандарт высшего профессионального образования предписал изучать отношения по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов (экологическое право в широком смысле) в двух самостоятельных учебных курсах: «Экологическое право» и «Земельное право».

Но эти два учебных курса по существу являются общей и особенной частями учебного курса по ЭП в широком его понимании. Я так их и рассматриваю и пытаюсь приспособить к этому свои учебники.

Структура ЭП как учебной дисциплины по образовательному Стандарту с некоторой корректировкой представлена следующим образом.

Общая часть

Глава 1. Предмет и система экологического права.

Глава 2. Источники правового регулирования экологических отношений.

Глава 3. Право собственности на природные ресурсы.

Глава 4. Государственное экологическое управление (управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов).

Глава 5. Экономико-правовой механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Глава 6. Экологический контроль.

Глава 7. Право природопользования.

Глава 8. Разрешение экологических споров.

Глава 9. Ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть

Глава 10. Правовая охрана окружающей среды в отдельных отраслях народного хозяйства и сферах деятельности.

Глава 11. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.

Специальная часть

Глава 12. Международно-правовая охрана окружающей среды.

Глава 13. Краткая характеристика экологического права (экологического законодательства) зарубежных стран.

В заключение хочу отметить, что такие темы общей части учебного курса «Экологическое право», как право собственности на природные ресурсы, государственное экологическое управление, экологический контроль, право природопользования и ответственность за экологические правонарушения являются общими и для учебной дисциплины «Земельное право», которую предстоит изучить.


1.4.3. Система экологического права как отрасли законодательства

Экологическое право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих экологические отношения (отношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды). Экологическое право как область законодательства в конечном счете – также совокупность норм, регулирующих экологические отношения.

Нормы экологического права как отрасли регулируют только экологические отношения и наоборот – экологические отношения регулируются только нормами экологического права. Этого не скажешь о нормах, содержащихся в экологическом законодательстве. Дело в том, что не все нормы (статьи, пункты) экологического законодательства регулируют экологические отношения. В экологическом законодательстве можно встретить немало норм, которые регулируют неэкологические отношения. Например, раздел V «Платежи за пользование лесным фондом и финансирование расходов на ведение лесного законодательства ЛК РФ» относится к финансовому праву. Ст. 75 ЗК РФ «Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения» является нормой трудового права. Во всех природноресурсовых кодексах и законах содержатся нормы о возмещении причиненного вреда. Это, например, ст. 76 ЗК РФ «Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями»; ст. 111 ЛК РФ «Ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба лесному фонду». Это нормы гражданского права.

Таким образом, экологическое законодательство содержит много норм, которые регулируют не экологические, а иные отношения.

С другой стороны, нормы экологического права содержатся в законодательстве других отраслей права или в законодательстве комплексного характера. Так, нормы экологического (земельного) права содержатся в ФЗ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» (условия предоставления и порядок использования земельных участков для ведения крестьянских хозяйств); в ФЗ «О железнодорожном транспорте» (понятие земель транспорта, полосы отвода и порядок их использования); В Законе РФ «О государственной границе» (понятие пограничной зоны, порядок использования земель и других природных ресурсов в этой зоне).

Многие статьи гл. 17 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» являются земельно-правовыми. Это, например, ст. 268 «Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком».

Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота (а это трудовое законодательство) содержит нормы об обязанностях работников и работодателей по сохранению рыбных запасов и охране окружающей среды, то есть нормы экологического права.

Таким образом, с одной стороны, экологическое законодательство содержит нормы, которые регулируют не экологические, а иные отношения, а с другой, – многие нормы экологического права содержатся в законодательстве неэкологического профиля.

Почему это происходит? Во-первых, для целостного правового регулирования отношений в данной сфере жизни и, во-вторых, для удобства пользования законом.

Знать это юристу необходимо для того, чтобы правильно ориентироваться в законодательстве, уметь находить нормы, регулирующие экологические отношения, в законодательстве неэкологического профиля и, наоборот, не относить к экологическим нормы других отраслей права лишь потому, что они содержатся в экологическом законодательстве.

1.5. Экологические функции государства
и экологические функции права

1.5.1. Экологические функции государства

Под функциями государства вообще понимаются основные направления его деятельности на пути достижения поставленных им целей в социально-экономической, культурно-воспитательной и других областях жизни общества. Одной из важнейших функций государства является экологическая. В той или иной мере государство всегда выполняло такую функцию. Первоначально она ограничивалась регулятивной деятельностью, то есть деятельностью, направленной преимущественно на организацию использования природных ресурсов. Постепенно в ее содержание включается и деятельность по сохранению чистоты воды и воздуха, многообразия животного и растительного мира, то есть по охране окружающей природы, и она приобретает и охранительный характер.

Экологическая функция государства – это деятельность государства по организации рационального использования природных ресурсов и эффективной охраны окружающей природной среды, по обеспечению экологического благополучия населения на основе гармоничного сочетания экономических и экологических интересов общества.

Как известно, функции государства делятся на внутренние и внешние. Внутренние экологические функции государства можно разделить на четыре основные группы: воспитательная, организаторская, экономическая и правовая.

Воспитательная функция. Воспитательная функция государства в области экологии – это его деятельность по воспитанию у россиян, особенно у молодежи, чувства любви и бережного ответственного отношения к природе, по искоренению у них психологии потребительского отношения к ней.

Важность и необходимость проведения в жизнь воспитательной функции государства основана на том, что используют рационально, по-хозяйски или губят природу не заводы, фабрики и другие хозяйственные субъекты, а работающие там люди. Часто это делают не по злому умыслу, а от экологического невежества.

Поэтому не случайно, что в Экологической доктрине среди основных факторов деградации природной среды называется «низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения». Поэтому воспитательная функция государства нашла отражение в экологическом законодательстве. Так, в ФЗоООС ей отведена специальная глава Основы формирования экологической культуры. Представляется, что было бы правильнее говорить не о формировании экологической культуры, а об экологическом воспитании, ибо сама культура есть результат воспитания.

Составными частями экологического воспитания ФЗоООС называет образование и просвещение.

Экологическое образование. Ст. 71 ФЗоООС провозглашает всеобщность и комплексность экологического образования. «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды, – записано в ней, – устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов».

ФЗоООС не называет принцип непрерывности экологического образования, но по существу провозглашает его, давая перечень всех звеньев образовательной системы, в которых должно осуществляться экологическое образование (ст. 72).

ФЗоООС предусматривает также, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Таким образом, экологическое образование должно быть всеобщим, комплексным и непрерывным.

Принцип всеобщности означает, что экологическое образование должно охватить все слои населения независимо от возраста и социально-профессионального положения.

Принцип комплексности предполагает экологическое образование всесторонним, дающим не фрагментарное представление о природе, ее использовании и охране, а наиболее полное, которое только и способно выработать у обучающегося экологическую культуру.

Принцип непрерывности означает получение экологического образования последовательно в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях, на курсах и факультетах повышения квалификации и т.д.

Экологическое просвещение. В целях формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, – записано в ст. 74 ФЗоООС, – осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

Такое просвещение осуществляется всеми звеньями власти, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма и иными учреждениями и организациями.

Особое место в пропаганде экологических знаний занимают газеты (в том числе региональные) и журналы, радио и телевидение.

В последнее время свою лепту в экологическое просвещение и пропаганду вносят поэты. В их числе можно назвать А. Вознесенского,
Е. Евтушенко, С. Кирсанова, А. Плотникова, А. Поперечного, Р. Рождественского, В. Шефнера. В качестве примера хотел бы сослаться на некоторые наиболее экологически емкие стихи названных авторов.

Вот стихи-предупреждение А. Плотникова:

Стали люди сильными, как боги,

И судьба земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно «освоили» Планету,

Широко шагает новый век.


На земле уж белых пятен нету.

Черные смоешь ли человек?

Раздумьем-призывом можно назвать следующий стих В. Шефнера:

Ты, человек, люби природу,

Ее по-доброму жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Берегите

всех зверей

внутри природы.

Убивайте лишь зверей

внутри себя,

призывает Евтушенко.

Краткий экскурс в экологическую поэзию хотел бы завершить четверостишьем С. Кирсанова:

О, человек,

венец природы,

что без природы

твой венец?

Организаторская функция. Любое дело, любую деятельность надо организовать. Организовать – значит подготовить планомерное, строго продуманное и упорядоченное осуществление какой-либо деятельности (функции), выполнение какой-либо работы. Без такой организации ни одна из государственных функций не может быть успешно реализована.

Организаторская функция государства – это в основном функция управленческая. Она осуществляется в четырех основных направлениях. Во-первых, – это создание соответствующих государственных органов, которые осуществляли бы надлежащее экологическое планирование, проводили бы объективные государственные экологические экспертизы проектов и решений, влияющих на окружающую среду, вели бы кадастры природных ресурсов, организовали бы экологическую сертификацию и страхование, экологическое лицензирование и аудирование и т.д. Во-вторых, содействие в лице соответствующих государственных органов созданию и деятельности общественных организаций и движений «зеленых», своевременное утверждение уставов и их регистрация, защита интересов этих организаций и т.п. В-третьих, деятельность государства по развитию науки, способной обеспечить разработку и внедрение методов и приемов рационального использования природных ресурсов и эффективной охраны природной среды, дать необходимые научные рекомендации по созданию и совершенствованию экологически чистой и безвредной технологии производства. В-четвертых, – это повседневная организаторская деятельность в области экологии.

Экономическая функция. Воспитательная и организаторская функции государства могут оказаться напрасными и малоэффективными, если не будут обеспечены материально-техническими и финансовыми ресурсами такие экологические мероприятия, как внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство сооружений и устройств по очистке и обезвреживанию вредных выбросов и отходов в окружающую природу, создание соответствующей аппаратуры по учету использования природных ресурсов и контролю за состоянием природной среды, проведение мелиоративных, противоэрозионных, полезащитных и других работ, проведение крупномасштабных научных исследований и т.п.

К сожалению, на протяжении уже многих лет Российское государство обеспечивает нужды экологии вместо необходимых трех процентов расходной части бюджета лишь примерно на 0,5 процента. В результате многие благие начинания сильно затягиваются, а иногда пребывают на нуле.

К экономическим функциям государства в области экологии относятся и различные виды материального стимулирования рационального природопользования и надлежащей охраны природной среды, о чем подробно будет сказано в главе 5 «Экономико-правовой механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды».

Правовая функция. Правовая функция – это деятельность государства по правовому обеспечению гармоничного взаимодействия общества и природы. Поскольку об экологической функции права будет сказано отдельно, то здесь ограничусь лишь упоминанием о ней.

Внешняя экологическая функция государства. Общей правовой базой для осуществления внешней экологической функции государства является раздел XV ФЗоООС «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды». Внешняя экологическая функция государства выражается в его сотрудничестве с другими государствами, с международными правительственными и неправительственными организациями в целях обеспечения экологических интересов России и глобальной экологической безопасности.

Международное сотрудничество исходит из того, что каждое государство имеет право на использование природных ресурсов и окружающей среды для обеспечения нужд своих граждан. Вместе с тем экологическое благополучие одного государства не должно обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов, что неизбежно при решении экологических вопросов в рамках изолированных друг от друга государств. Хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории того или иного государства, не должна наносить ущерб окружающей среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции.
А этого добиться легче всего путем международного сотрудничества. При этом следует иметь в виду, что при современном уровне науки, техники и технологии в рамках одного государства невозможно надлежащим образом осуществлять даже контроль за состояние природы, не говоря уже о предотвращении глобальных экологических катастроф и аварий. В силу взаимосвязанности и взаимообусловленности природных ресурсов и природных явлений государства Планеты обречены на сотрудничество.

Подробнее о таком сотрудничестве с участием России будет сказано в главе «Международно-правовая охрана окружающей среды».

1.5.2. Экологические функции права

Функции права, как известно, складываются из трех сфер деятельности: нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной.

К нормотворческой относится деятельность по подготовке и принятию таких эколого-правовых норм, которые обеспечили бы выполнение государством всего комплекса его экологических функций. При осуществлении нормотворческой деятельности очень важно последовательно проводить линию на дальнейшую экологизацию тех отраслей российского законодательства, нормы которых распространяются на область экологических отношений.

Экологизация законодательства осуществляется путем включения в него новых и совершенствования действующих норм таким образом, чтобы оно соответствовало современным экологическим требованиям. Разумеется, что прежде всего должны быть экологизированы нормы природноресурсовых отраслей законодательства (земельного, горного и др.). Особенно должно быть экологизировано законодательство в области
планирования, строительства и в целом в сфере практически любой хозяйственной деятельности. Эту мысль можно проиллюстрировать на фоне одного эпизода из кинофильма «Счет человеческий». По сюжету этого фильма тюлени, напуганные шумом низко летящего самолета ледовой разведки, в панике давили друг друга и в результате погибло много детенышей и взрослых. Рыбинспектор и прокурор вели борьбу за изменение маршрута самолетов. Но это не всегда возможно и приемлемо, так как в этом случае сами полеты могут оказаться бессмысленными.

Между тем есть простое решение. В правила полетов необходимо включить норму, запрещающую полеты самолетов в экологически уязвимых районах ниже определенной высоты. При этом, разумеется, что для таких районов должны быть составлены соответствующие карты и переданы авиапредприятиям.

Следует заметить, что экологизация российского законодательства хотя и медленно, но происходит. Она коснулась и Основного закона России. Ст. 42 Конституции РФ провозглашает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В качестве примера можно назвать и ст. 58 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Примером экологизации уголовного законодательства является включение в УК 1996 года специальной главы (26) «Экологические преступления» и включение в нее многих важнейших составов, которые отсутствовали в УК 1960 года. Среди них можно назвать ст. 246 – «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ», ст. 247 – «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов», ст. 253 – «Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации», ст. 262 – «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов».

Происходит экологизация и законодательства об административной ответственности. Свидетельством этому является сам факт принятия в 2001 нового КоАП, который содержит значительное количество новелл, о чем подробнее будет сказано в главе 9 «Ответственность за экологические правонарушения».

Более экологизированным становится земельное, лесное и иное природоресурсовое законодательство. Подтверждением сказанного является хотя бы принятие в 2001 году нового Земельного кодекса, глава II которой специально посвящена охране земель.

Но в последние годы, к сожалению, наблюдаются и факты деэкологизации законодательства, о чем я напишу несколько позже.

Правоприменительная деятельность в области экологии – это точное и неуклонное исполнение всеми министерствами и ведомствами, предприятиями и гражданами законодательства об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Правоприменительная деятельность направлена на то, чтобы нормы экологического законодательства, образно говоря, «работали». Как правильно заметил один из бывших Генсеков ЦК КПСС, мало иметь хорошие законы, надо чтобы они применялись. К сожалению, ни в бытность генсеков, ни в настоящее время не удается полностью применять даже самые хорошие законы в области экологии.

Правоохранительная сфера функции права – это предупреждение и борьба с экологическими правонарушениями. Здесь главную обеспечительную роль выполняет прокуратура и особенно природоохранная, экологическая милиция и судебные органы, о деятельности которых будет сказано в главе 4 «Государственное экологическое управление».

В юридической литературе принято рассматривать с трех позиций: - экологическое право как отрасль российского права ; - экологическое право как учебная дисциплина ; - экологическое право как наука . Безусловно, любую отрасль права характеризует не только его формальная сторона - нормативные правовые акты, регулирующие определенную сферу общественных отношений, но и практическая - правоприменительная практика. Для признания права таковым не достаточно наличия только законодательной базы. Важно также и то, как закон и другие нормативные правовые акты реализуются на практике. С этих позиций важен механизм реализации декларированных правовых норм, обеспечиваемый исполнительными органами государственной власти, правоохранительными и судебными органами. Именно административная и судебная практика позволяет выявить и, во многом, устранить возникшие в праве пробелы и коллизии. Следует также отметить, что на реализацию права в большей степени влияет и мировоззрение человека. Речь идет о таких правовых категориях как правовое воспитание , правовая культура, правовое сознание .

В широком смысле именно с этих позиций экологическое право следует рассматривать как самостоятельную отрасль российского права, включающую в себя следующие элементы: нормативные правовые акты, правоприменительную практику (административную и судебную), правосознание, правовое воспитание, правовую культуру. Однако, это широкий подход к раскрытию экологического права как отрасли права. В узком смысле под экологическим правом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов.

В юридической литературе, по общему правилу экологическое право как отрасль права принято делить на три части:

- Общую часть экологического права, куда входят институты, содержащие положения, выполняющие служебную функцию по отношению ко всем или значительной группе институтов Особенной части. Например, институт Общей части "Юридическая ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" своими нормами распространяется практически на все институты Особенной части: охватывает ответственность за правонарушения в области охраны и использования недр, земель, лесов, вод, растительного и животного мира и т.д.

- Особенную часть экологического права, куда входят институты, устанавливающие правовой режим охраны и использования конкретных компонентов природной среды (правовой режим землепользования, правовой режим недропользования, правовой режим лесопользования и т.д.)

- Специальную часть экологического права, состоящую из международного экологического права.

Как учебная дисциплина экологическое право представляет собой систематизированную совокупность сведений о правовом регулировании взаимодействия человека и общества с окружающей средой. В настоящее время указанная дисциплина входит в государственный стандарт юридического образования как обязательная. В процессе изучения экологического права как учебной дисциплины рассматриваются:

Общие науковедческие вопросы (предмет экологического права , метод экологического права , система, его соотношение с иными отраслями права, конституционные основы охраны окружающей среды, экологические правоотношения , право природопользования, государственное управление в области охраны окружающей среды, юридическая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования);

Вопросы охраны и рационального использования конкретных компонентов природной среды (охрана и рациональное использование земель, вод, правовая охрана атмосферного воздуха, недр, лесов, животного мира, особо охраняемых природных территорий), вопросы охраны окружающей среды в отдельных сферах жизнедеятельности (охрана окружающей среды в сельском хозяйстве, в промышленности, энергетике, правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления и т.д.);

Отдельные вопросы международного экологического права (источники и принципы международного экологического права , вопросы о международных экологических организациях и др.).

В связи с чем, некоторые ученые правоведы при изучении экологического права как учебной дисциплины также выделяют Общую часть, Особенную часть и Специальную часть.В настоящем пособии мы отошли от общепризнанного подхода к раскрытию учебной дисциплины "Экологическое право", что позволило нам по новому подойти к изложению учебного материала. Посредством более детального раскрытия и исследования тем учебной программы, принимая во внимание произошедшие изменения в политической, экономической и правовой сфере жизнедеятельности общества и страны, было предложено учебное пособие разделить на четыре раздела:

Экологическое право как отрасль права (предмет, метод, принципы экологического права , эколого-правовое нормы, экологические правоотношения и т.д.);

Государственное управление в сфере охраны окружающей среды (общие положения; государственный экологический контроль; специальные функции в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия; лицензирование, нормирование, администрирование в области охраны окружающей среды; государственная экологическая экспертиза и государственный экологический мониторинг);

Юридическая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (гражданско-правовая или имущественная ответственность, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность);

Право собственности и право природопользования (общие положения, охрана и рациональное использование земель, вод, недр, лесов, объектов растительного и животного мира и т.д.).

Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права, а также об экологическом праве как учебной дисциплине.

Наиболее полное представление об экологическом праве как науке дает А.С. Шестерюк: "Экологическое право как наука представляет собой структурно организованное знание о системе эколого-правовых отношений, формах и методах формирования эколого-правовых сознаний и путях их совершенствования. В то же время экологическое право заключает в себе представления правоведов о предмете и методе данной отрасли юридического знания, об источниках и детерминантах его формирования, о месте экологического права в системе отраслей юридической науки".

Несмотря на то, что экологическое право как отрасль права, как учебная дисциплина и как наука - достаточно новая область отношений (по сравнению с гражданским и уголовным правом), тем не менее, на сегодняшний день достаточно много опубликованных научных работ и статей, учебных пособий в области охраны окружающей среды и природопользования. Ускоренными темпами развивается и законодательство в этой сфере деятельности

В шпаргалке даны краткие ответы на вопросы предъявляемые на экзаменах в высших учебных заведениях; характеристика правовых актов касающихся отрасли экологического права.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право. Шпаргалка (Е. А. Рябченко, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

4. Система экологического права

Система экологического права – совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности с экологическими закономерностями. Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей этой отрасли – подотраслей, институтов, норм.

Регулируемые экологическим правом общественные отношения условно разделены на три составные части, в которых группируются отличающиеся друг от друга правовые нормы.

Экологическое право, как учебная дисциплина, состоит из Общей, Особенной и Специальной частей.

Общая часть включает в себя институты, содержащие наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее значение для всей отрасли экологического права. Сюда относятся нормы Федерального закона «Об охране окружающей среды», федеральные законы об экологической экспертизе, об особоохраняемых природных территориях, экологическая правоспособность и дееспособность, экологический аудит, ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды, экологические требования к созданию и эксплуатации хозяйственных и иных объектов и т. д.

Особенная часть экологического права содержит специфические правовые нормы по обеспечению рационального использования и охране земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов, правовой режим особоохраняемых природных территорий и объектов животного и растительного мира, экологически неблагоприятных территорий, правовое регулирование обращения с химическими и иными веществами, материалами и отходами, т. е. Особенная часть включает в себя регулирование как бы отдельных частей экологического права, его подотраслей. Например, земельная, водная, лесная, горная отрасли права являются в значительной степени самостоятельными по отношению к отрасли экологического права.

В Специальную часть экологического права входят нормы других отраслей права, регулирующие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы очень многочисленны. Прежде всего они относятся к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологического права предмет и метод регулирования.

Например, немало экологических норм содержится в уголовном праве. Уголовный кодекс РФ включает в себя специальную главу «Экологические преступления». Таким образом, уголовное право объединено с экологическим правом предметом регулирования, а отчасти и методом. Но в то же время уголовное право является отдельной, самостоятельной отраслью права. К Специальной части экологического права как учебной дисциплины также относится регулирование охраны окружающей среды в зарубежных государствах и международное экологическое право.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...