Альтернативы экономического развития ссср 1970. Пособие по истории отечества


В годы девятой пятилетки (1970 - 1975 гг.) народнохозяйственный потенциал удвоился. Страна достигла нового технического уровня, развились отрасли промышленности, которые только еще формировались в предшествующее десятилетие (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировалась единая энергосистема, транспортная система СССР, единая система автоматической связи, нефте- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административно-командная система управления, практика планирования и давления директивных органов над предприятиями сохранялась. В 70-е гг. несоответствие между уровнем развития производительных сил и устаревшими формами производственных отношений заметно усилилось. Все более очевидной стала необходимость выработки новых подходов к экономическим и социальным проблемам.

В период десятой пятилетки (1976 - 1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. “Пятилетка эффективности и качества” - так называлась она в официальных документах.Характерной чертой индустриального развития в 70-е гг. являлось увеличение масштабов строительства - новые заводы в Курске, Костроме, Волгодонске; Волжский автомобильный завод (ВАЗ), КаМАЗ в Набережных Челнах. Высокими темпами развивалась энергетика, химия, электроника, нефте- и газодобывающая, атомная промышленность. Приоритетное положение занимала оборонная промышленность. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Все более открытой становилась тенденция отставания во всех индустриальных отраслях.

На рубеже 70 - 80-х гг. условия народнохозяйственного развития еще более ухудшились. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась и на мировом рынке. Резко упали цены на нефть - важнейший предмет советского экспорта. Задания одиннадцатой пятилетки (1981 - 1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю. Резко сократились капиталовложения в социальную сферу.

В 1971 - 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой - 28 %, в десятой - 21 %, в одиннадцатой - 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был равен 37 %, в девятой - 25 %, в десятой - 17 %.

В 60-е гг. - первой половине 80-х возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.

Социально-экономические деформации в сфере управления были прямо связаны с прогрессирующей бюрократизацией. Управленческий аппарат разросся почти до сотни союзных и восьмисот республиканских министерств и ведомств и практически стал диктовать свою волю и хозяйству, и политике.

Руководители высшего и среднего звеньев заняли особое привилегированное положение в системе распределения социальных благ. Номенклатура стала опорой проводимого политического курса.

Мощный потенциал советской экономики, ее успехи в недалеком прошлом вселяли уверенность, что возникшие трудности носят временный характер. К этому времени на территории СССР были обнаружены новые ресурсы, открывающие возможность экстенсивного развития, в виде гигантских запасов нефти, газа, цветных металлов и т. п. Все это и предопределило установившийся в 1970е гг. социально экономический «застой» в стране. Переход к «застою» был отмечен провозглашением курса на «совершенствование хозяйственного механизма». Внешне этот курс мало отличался от прежнего.Ставились те же задачи - развитие хозрасчета, материального стимулирования, обращение производства к нуждам трудящихся и т. д. Однако на практике это выразилось в усилении централизованного управления и возврате к показателям, ориентирующим на количественный, но не качественный рост производства. В планах девятой (1971-1975) и десятой (1976-1980) пятилеток задача наращивания темпов роста уже не ставилась, предполагалось лишь увеличение общего объема продукции. В итоге за девятую пятилетку валовой объем промышленного производства вырос на 43%, за десятую - на 24%, в сельском хозяйстве соответственно -на 13% и на 9%. При этом плановые задания пятилеток не были выполнены: в девятой пятилетке выполнение плана в промышленности составило 91% (в сельском хозяйстве - 68%), в десятой - 67% (в сельском хозяйстве - 56%). Таким образом, в 1970е гг. советская экономика опустилась до уровня простого воспроизводства, который был способен в лучшем случае удовлетворить уже сложившиеся потребности населения.Между тем запросы людей постепенно росли и вступали во все более острое противоречие с возможностями отечественной экономики. Результатом этого стал хронический дефицит промышленных и продовольственных товаров, затрагивающий часто и товары первой необходимости. Хуже всего с товарным снабжением дела обстояли в отдаленных от Центра регионах РСФСР - в Сибири, на Севере, Урале и Дальнем Востоке.

В начале1980х гг. такая ситуация стала практически нормойдля большинства регионов страны, включая большинство республик. В связи с этим главным приоритетом промышленного развития в 1970е гг. становится добывающий, в первую очередь топливно энергетический, комплекс. В Западной Сибири еще в 19600е гг. были обнаружены гигантские запасы нефти и газа. С 1969 г. специальным решением

ЦК КПСС и Совета министров СССР начинается ускоренное развитие нефтее и газодобычи. За 10 лет объемы добываемой нефти выросли здесь в 10 раз.

Таким образом, политика периода «застоя» чрезвычайно осложнила решение объективной задачи перехода советской экономики к интенсивному развитию. Наряду со старыми проблемами накапливались новые, но стареющие советские руководители во главе с Брежневым предпочитали не доискиваться до глубинных причин происходящего, да и саму действительность воспринимали во все более искаженном виде.

Политическая система СССР в 1970-1980-е гг. Конституция СССР 1977г.

Государственные, политические и культурные процессы в 70-80-х 1) процесс десталинизации постепенно свертывается и происходит переход к идиологической основе СССР. 2) усиливается процесс «защиты» советских людей от влияния буржуазной идиологии. 3) открытое обсуждение многих тем стало невозможно поскольку государственный контроль печати и цензуры осуществляся при главлите. Подготовка проекта новой всесоюзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Конституция СССР 1977 г. принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября. Структура Конституции 1977 г. следующая I раздел - Основы общественного строя и политики;- II раздел - Государство и личность;- III раздел - Национально-государственное устройство;- IV раздел - Советы народных депутатов и порядок их избрания; V раздел - Высшие органы власти и управления; VI раздел - Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках; VII раздел - правосудие, арбитраж и прокурорский надзор;VIII раздел - О гербе, флаге, гимне и столице государства;IX раздел - Действие Конституции и порядок ее применения Особенности Конституции СССР 1977 г.:- утверждала впервые в истории СССР окончатель­ное построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства- общегосударственная цель поданной Конституции - формирование бесклассового коммунистического общества, где все будут равны и по правам, и по обязанностям;

Впервые данная Конституция вводила некоторые формы непосредственной демократии, а именно: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права но, естественно, всем этим правам всегда сопутствовали обязанности;

Коммунистическая партия по-прежнему была проводником официальной политической идеологии, ей принадлежала руководящая и направляющая роль;

Конституция 1977 г. провозглашала принцип демократической централизации органов власти. Конституционные основы СССР:1) политическая основа: СССР - социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочего класса;2) экономическая основа: социалистическая собственность на средства производства и землю;3) социальная - нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов по Конституции 1977 г.: - народ являлся единственным источником власти в государстве;- Советы народных депутатов - единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный Совет, Совет автономных республик - выс­шие органы власти (срок их полномочий - пять лет; в составе Верховного Совета формировался также Президиум); местные Советы народных депутатов (срок их полномочий - 2,5 года);- высший исполнительно-распорядительный орган - Совет министров СССР. Компетенция Верховного Совета СССР -это все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик - право законодательной инициативы в Верховном Совете. Политический «застой» Вступление в политический «застой» определялось не только самим фактом бюрократизации системы власти и управления, но и чертами этой новой бюрократии. Если прежде партийные работники, государственные служащие и хозяйственные руководители в подавляющем своем большинстве были выходцами из простого народа, проявившими деловые способности, то в 1960е, а особенно в 1970-19800е гг. пополнение элиты происходило через особую систему отбора и подготовки кадров будущих руководителей: высшие партийные, комсомольские и профсоюзные школы, Академию общественных наук, Дипломатическую академию, попасть в которые можно было только по рекомендации влиятельных чиновников. Она напрямую зависела от личных симпатий и политических расчетов руководителей. В условиях«клановой» борьбы и интриг преимущества отдавались

лично полезным и преданным «протеже», готовым в нужный момент поддержать своего «патрона». в 1970е гг. начинают создаваться целые потомственные династии «ответственных работников».Так, сын Брежнева стал первым заместителем министра внешней торговли, зять Брежнева - заместителем министра внутренних дел,свояк (муж сестры жены) генсека возглавил Министерство машиностроения для животноводства и кормопроизводства. Бюрократия времен «застоя» характерна тем, что высшее руководство страны в большинстве своем стало состоять из очень пожилых людей. Средний возраст членов Политбюро достиг 68 лет. Многие из них страдали тяжелыми болезнями, в том числе и сам Брежнев, который в 1976 г. перенес инсульт. В стране установилась поистине «геронтократия» (власть стариков).Ухищрения врачей, добившихся того, что нагрузка на

престарелых руководителей была сокращена до минимальных размеров (например, заседания Политбюро часто длились не более 15-20 минут), не спасали положения.

Взяточничество, хищения государственного имущества, фальшивая отчетность о выполнении плановых обязательств, установление связей представителей власти с преступным миром - все это достигает таких масштабов, что становится невозможным предотвращать скандальные ситуации (такие, как так называемое «рыбное дело», расследуемое Генеральной прокуратурой СССР в самом начале 19800х гг., о контрабандном вывозе красной икры и ценной рыбы за границу, что нанесло государству ущерб в несколько десятков миллионов рублей.

В ноябре 1982 г. Л.И. Брежнев скончался. Генеральным секретарем ЦК был избран Ю.В. Андропов.С 1967 г. он являлся председателем КГБ СССР. Вес Андропова в кругах руководства страны, во первых, определялся тем влиянием, которое он приобрел благодаря руководству органами госбезопасности, Андропова отвечала интересам различных

группировок внутри ЦК и Политбюро. В первой половине 1983 г. развернулась давно не виданная кампания по укреплению трудовой дисциплины. В частности, устраивали облавы в кинотеатрах, банях, магазинах с целью выявления тех, кто находился там в рабочее время. Например, в ходе операции «Паутина» были доказаны многомиллионные хищения в торговле, которые имели массовый характер. Широкий резонанс имели такие

расследования, как «узбекское дело», обнаружившее многолетние масштабные махинации с хлопком, «краснодарское дело»,дело руководства МВД», затронувшее министра Н.А. Щелокова и его заместителя, зятя Брежнева Ю.М. Чурбанова. Борьба с коррупцией сопровождалась серьезным кадровым обновлением - в среднем более 30% партийных функционеров были вынуждены оставить свои посты.Впервые за долгие годы прозвучали объективные оценки состояния советского общества, признания противоречий и накопившихся проблем. Но правление Андропова продолжалось менее полутора лет. В феврале 1984 г.Ю.В. Андропов скончался. Полным контрастом Андропову явился новый генеральный секретарь ЦК К.У. Черненко, ближайший друг и соратник Брежнева, критически настроенный по отношению к реформам.Появление у власти такого человека указывает на то,что партийная бюрократия, сдав часть своих позицийпод андроповским напором, мечтала о реванше и устранении угрозы своему спокойному существованию. Надежды на Черненко возлагали и сталинисты. Однако бесцветное и короткое правление престарелого и больного Черненко так и не позволило сбыться этим надеждам.В марте 1985 г. К.У. Черненко скончался. Участие в «гонке вооружений» и отсутствие стратегии модернизации экономики в соответствии с условиями

Промышленность

Социально-экономическое развитие СССР в 1970-е - первой половине 1980-х гг. проходило под знаком резкого усиления централизованного управления, роли центра в жизни общества и ограничения экономической власти республик,и местных советов. Оно определялось планами трех пятилеток - 9-й, 10-й, 11-й. Директивы этих планов были одобрены соответственно тремя партийными съездами - XXIV (1970 г.), XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.).

Упор в промышленном развитии был отныне сделан на создание гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК). Всего их было развернуто несколько десятков. Но главное внимание руководство СССР уделяло созданию и развертыванию Западно-Сибирского ТПК. В Западной Сибири (Тюменская область) еще в 1960-е гг. были обнаружены огромные залежи нефти и газа. В 1969 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальное решение об ускоренном развитии здесь нефте- и газодобычи и строительстве объектов нефтяной и газовой промышленности.

Сибирская нефть была относительно дешевой (самофонтанирующей), цены на нефть на мировом рынке в 1970-е гг. были довольно высокими. Это стимулировало не только добычу энергетического сырья, но и продажу его за границу во все возрастающих размерах. За 1970-е гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла в 10 раз.

В 1970-е гг. ускорение получила угледобыча - было развернуто строительство трех ТПК по добыче угля открытым способом: в Казахстане - Павлодарско-Экибастузский ТПК; в Красноярском крае - Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК). Это был самый дешевый уголь страны. Восток страны превратился в строительную площадку, куда более мощную, чем в годы сталинской индустриализации. На базе Усть-Илимской ГЭС был создан Братско-Усть-Илимский лесопромышленный комплекс. На базе Сая-но-Шушенской ГЭС развернулся Саянский ТПК по обработке цветных металлов.

В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 г. было решено вернуться к строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМ), первая попытка ее создания предпринималась накануне Великой Отечественной войны. Строительство более чем трехтысячекилометровой магистрали было в основном завершено в 1984 г. При строительстве преследовали цель создать в этих районах крупные ТПК. Однако комплексное освоение территории затянулось, поэтому в 1980-е гг. БАМ не окупила вложенных в нее средств, как и многие другие стройки.

Курс на строительство ТПК свидетельствовал, что экономика СССР развивалась экстенсивным путем, главным образом вширь. Руководство страны пыталось максимально использовать естественное преимущество СССР перед другими странами: огромную территорию с колоссальными природными богатствами - использовать в сжатые сроки, часто варварским способом.

Вместе с тем, экстенсивное развитие таило большую опасность для Советского государства. Его основные конкуренты по экономическому соревнованию на мировой арене - развитые капиталистические страны - еще в 1960-е гг. сделали упор на интенсивное развитие, на форсирование наукоемких отраслей, которые определяли научно-технический прогресс - электронику, кибернетику, робототехнику, биотехнологию и т.п. На этих направлениях они стали наращивать свой отрыв от СССР.

Руководство страны понимало, что выиграть экономическую схватку можно лишь переведя экономику СССР на преимущественно интенсивный путь развития. Эту задачу в качестве главной ставили на XXIV, XXV, XXVI съездах КПСС. Однако она не была решена ни в 1970-е, ни в 1980-е гг. Попытки добиться ускорения социально-экономического развития через интенсификацию экономики всякий раз срывались.

Последняя крупная попытка переломить ситуацию в «эпоху Брежнева» была предпринята в 1979 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальные постановления по управлению народным хозяйством и повышению эффективности производства. Был проведен ряд экспериментов по совершенствованию управления экономикой. В целях концентрации производства и управления создавались производственные и научно-производственные объединения. Ряд отраслей переводился на хозрасчет.

Сельское хозяйство

В области сельского хозяйства в 1970-е - первой половине 1980-х гг. упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают - промышленностью, транспортом, торговлей, строительством (в той их части, что связана с селом). Агро-пром рассматривался как главное направление сращивания двух форм собственности - государственной и кооперативно-колхозной. В 1985 г. по инициативе М.С.Горбачева был создан Госагропром СССР. Объединив пять министерств, он стал единым органом управления огромного агропромышленного комплекса СССР.

В 1970-е гг. широко развернулся поход на «вторую целину» - Нечерноземье. В 1974 г. ЦК партии и союзное правительство приняли совместное постановление «О мерах по дал ь нейшему развитию сел ь ского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР». Принять документ заставило беспокойство по поводу растущего бегства молодежи из деревень центральной России. Программа подъема Нечерноземья была рассчитана на пятнадцать лет, т.е. до 1990 г. Она предполагала резко увеличить капиталовложения в социально-экономическое развитие 29 областей и республик России. Средства стали выделять, но проблема осталась нерешенной.

Еще одно явление больно ударило по селу европейской части Союза - массовая ликвидация «неперспективных деревень». На 1970-е гг. приходится расцвет этого курса, который корнями уходит в борьбу с хуторской системой конца 1930-х гг. Социологи в союзе с чиновниками агропрома доказывали, что курс на агропромышленную интеграцию, концентрацию сельскохозяйственного производства неизбежно ведет к концентрации местожительства работников. Лишь «перспективные деревни» смогут быть социально обустроены. В конце 1970-х гг. разработали проект ликвидации 200 тысяч таких деревень.

В 1970-е - начале 1980-х гг. были проведены огромные работы по мелиорации сельскохозяйственных угодий с целью повышения их урожайности. Построили грандиозные каналы и системы для обводнения и орошения: Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский и др. каналы. В начале 1980-х гг. были разработаны проекты переброски части северных рек на юг: сибирских - в Среднюю Азию, европейских - в Каспий через Волгу. Но благодаря резкой критике общественности проект отложили.

Наконец, событием особой важности стало принятие в 1982 г. Продовол ь ственной программы. Она предполагала решить продовольственный вопрос в СССР к 1990 г.

Итоги экономического развития

Падение темпов экономического роста началось в 9-й пятилетке (1971-1975 гг.).

За 15 лет (1970-1985 гг.) темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), противоречия приобрели предкризисные формы. Что касается 11-й пятилетки, то она не была выполнена ни по одному основному показателю. В истории государственного пятилетнего планирования это был первый случай общего срыва плана. В итоге ни к 1980, ни к 1985 г. Советский Союз не вышел на первое место в мире ни по производству продукции на душу населения, ни по уровню производительности труда. В США производительность труда в промышленности в два раза, а в сельском хозяйстве в пять раз превышала соответствующие показатели в СССР.

В то же время в СССР проводилась широкомасштабная социальная политика. Отсутствие безработицы, бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное пенсионное обеспечение, высокие расходы государства на науку, культуру, спорт требовали крупных бюджетных средств, которые все с большим трудом доставляла экстенсивная экономика. Кроме того, огромных затрат стоило содержание раздутого государственного аппарата, прежде всего, вооруженных сил. Крупные средства тратились на поддержание международной политики СССР.


Экономика

Реформа 1965 г.

С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начав стабилизацию общества с, села и сельского хозяйства. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. - мартовском (по сельскому хозяйству) и сентябрьском (по промышленности). Решения партийных пленумов положили начало мерам, которые вошли в историю как «экономическая реформа 1965 г.».

Мартовский пленум наметил следующие меры по сельскому хозяйству: повысить государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, установить твердый план государственных закупок на 6 лет (1965-1970 гг.); ввести 50% надбавку к основной цене за сверхплановую продажу сельскохозяйственной продукции государству; увеличить капиталовложения в деревню и прежде всего в производство сельскохозяйственной техники; «рекомендовать» колхозам разработать новый Примерный Устав сельскохозяйственной артели.

Стабильный долговременный пан, хорошие цены, госкредиты, «притупление» борьбы с личным подсобным хозяйством - все это привело к временному ускорению сельскохозяйственного производства, снижению остроты продовольственного вопроса.

Сентябрьский пленум наметил реформу управления промышленностью и меры экономического стимулирования промышленного производства: вернуться к отраслевому управлению; перевести предприятия на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование); сочетать единое госпланирование с местной инициативой (встречным планированием). Предполагалось, что реформа управления приведет к возвращению не прежних министерств-диктаторов, а созданию новых - партнеров и советчиков предприятий в условиях полного хозрасчета. В октябре 1965 г. Верховный Совет СССР принял Закон о создании союзных и союзно-республиканских министерств по отраслям промышленности. Были упразднены советы народного хозяйства.

Реформа предполагала сократить число плановых показателей, спускаемых министерствами на предприятия, до пяти. Основными показателями должны были стать: объем реализованной продукции (а не валовой, т.е. произведенной); рентабельность производства; размер прибыли. Для экономического стимулирования на предприятиях за счет прибыли государство разрешило создавать поощрительные фонды. Их можно было направлять на развитие производства, на материальное поощрение рабочих и служащих, на социально-культурные нужды и жилищное строительство. Решение жилищного вопроса отныне частично перелагалось с одного плеча (общегосударственного) на другое (ведомственное).

В ноябре 1969 г. в Москве состоялся III съезд колхозников СССР. Он принял новый Примерный Устав колхозов взамен Устава 1935 г. Новый Устав сохранял право на ограниченное ЛПХ, намечал перевод колхозников на гарантируемую зарплату и пенсионное обеспечение.

Экономическая реформа 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы восьмой пятилетки (1966-1970). Объем промышленного производства вырос на 50%. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти. В 1970 г. он начал выпускать первые «Жигули». Сельскохозяйственное производство выросло на 21%.

Однако в 1970-е гг. вновь начался спад темпов развития народного хозяйства. Реформа 1965 г. ушла в песок, хотя ее никто никогда не отменял. Рыночные механизмы управления производством были задавлены командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь, уже в который раз, отошло на второй план, а в промышленных отраслях несокрушимо нарастало административное давление на предприятия министерств и главков. Вместо пяти плановых показателей их стало к середине 1980-х гг. более тысячи. Министерства перетянули в свои руки все права предприятий, покончив с их самоуправлением. Даже сам инициатор реформы, глава правительства А. Н. Косыгин, потерял инициативу и интерес к ней. Наконец, события в ЧССР в 1968-1969 гг. усилили в советском руководстве консервативное крыло. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

Промышленность

Социально-экономическое развитие СССР в 1970-е - первой половине 1980-х гг. проходило под знаком резкого усиления централизованного управления, роли центра в жизни общества и ограничения экономической власти республик, и местных советов. Оно определялось планами трех пятилеток - 9-й, 10-й, 11-й. Директивы этих планов были одобрены соответственно тремя партийными съездами - XXIV (1970 г.), XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.).

Упор в промышленном развитии был отныне сделан на создание гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК). Всего их было развернуто несколько десятков. Но главное внимание руководство СССР уделяло созданию и развертыванию Западно-Сибирского ТПК. В Западной Сибири (Тюменская область) еще в 1960-е гг. были обнаружены огромные залежи нефти и газа. В 1969 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальное решение об ускоренном развитии здесь нефте- и газодобычи и строительстве объектов нефтяной и газовой промышленности.

Сибирская нефть была относительно дешевой (самофонтанирующей), цены на нефть на мировом рынке в 1970-е гг. были довольно высокими. Это стимулировало не только добычу энергетического сырья, но и продажу его за границу во все возрастающих размерах. За 1970-е гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла в 10 раз.

В 1970-е гг. ускорение получила угледобыча - было развернуто строительство трех ТПК по добыче угля открытым способом: в Казахстане - Павлодарско-Экибастузский ТПК; в Красноярском крае - Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК). Это был самый дешевый уголь страны. Восток страны превратился в строительную площадку, куда более мощную, чем в годы сталинской индустриализации. На базе Усть-Илимской ГЭС был создан Братско-Усть-Илимский лесопромышленный комплекс. На базе Сая-но-Шушенской ГЭС развернулся Саянский ТПК по обработке цветных металлов.

В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 г. было решено вернуться к строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМ), первая попытка ее создания предпринималась накануне Великой Отечественной войны. Строительство более чем трехтысячекилометровой магистрали было в основном завершено в 1984 г. При строительстве преследовали цель создать в этих районах крупные ТПК. Однако комплексное освоение территории затянулось, поэтому в 1980-е гг. БАМ не окупила вложенных в нее средств, как и многие другие стройки.

Курс на строительство ТПК свидетельствовал, что экономика СССР развивалась экстенсивным путем, главным образом вширь. Руководство страны пыталось максимально использовать естественное преимущество СССР перед другими странами: огромную территорию с колоссальными природными богатствами - использовать в сжатые сроки, часто варварским способом.

Вместе с тем, экстенсивное развитие таило большую опасность для Советского государства. Его основные конкуренты по экономическому соревнованию на мировой арене - развитые капиталистические страны - еще в 1960-е гг. сделали упор на интенсивное развитие, на форсирование наукоемких отраслей, которые определяли научно-технический прогресс - электронику, кибернетику, робототехнику, биотехнологию и т.п. На этих направлениях они стали наращивать свой отрыв от СССР.

Руководство страны понимало, что выиграть экономическую схватку можно лишь переведя экономику СССР на преимущественно интенсивный путь развития. Эту задачу в качестве главной ставили на XXIV, XXV, XXVI съездах КПСС. Однако она не была решена ни в 1970-е, ни в 1980-е гг. Попытки добиться ускорения социально-экономического развития через интенсификацию экономики всякий раз срывались.

Последняя крупная попытка переломить ситуацию в «эпоху Брежнева» была предпринята в 1979 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальные постановления по управлению народным хозяйством и повышению эффективности производства. Был проведен ряд экспериментов по совершенствованию управления экономикой. В целях концентрации производства и управления создавались производственные и научно-производственные объединения. Ряд отраслей переводился на хозрасчет.

Сельское хозяйство

В области сельского хозяйства в 1970-е - первой половине 1980-х гг. упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают - промышленностью, транспортом, торговлей, строительством (в той их части, что связана с селом). Агропром рассматривался как главное направление сращивания двух форм собственности - государственной и кооперативно-колхозной. В 1985 г. по инициативе М. С. Горбачева был создан Госагропром СССР. Объединив пять министерств, он стал единым органом управления огромного агропромышленного комплекса СССР.

В 1970-е гг. широко развернулся поход на «вторую целину» - Нечерноземье. В 1974 г. ЦК партии и союзное правительство приняли совместное постановление «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР».Принять документ заставило беспокойство по поводу растущего бегства молодежи из деревень центральной России. Программа подъема Нечерноземья была рассчитана на пятнадцать лет, т.е. до 1990 г. Она предполагала резко увеличить капиталовложения в социально-экономическое развитие 29 областей и республик России. Средства стали выделять, но проблема осталась нерешенной.

Еще одно явление больно ударило по селу европейской части Союза - массовая ликвидация «неперспективных деревень». На 1970-е гг. приходится расцвет этого курса, который корнями уходит в борьбу с хуторской системой конца 1930-х гг. Социологи в союзе с чиновниками агропрома доказывали, что курс на агропромышленную интеграцию, концентрацию сельскохозяйственного производства неизбежно ведет к концентрации местожительства работников. Лишь «перспективные деревни» смогут быть социально обустроены. В конце 1970-х гг. разработали проект ликвидации 200 тысяч таких деревень.

В 1970-е - начале 1980-х гг. были проведены огромные работы по мелиорации сельскохозяйственных угодий с целью повышения их урожайности. Построили грандиозные каналы и системы для обводнения и орошения: Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский и др. каналы. В начале 1980-х гг. были разработаны проекты переброски части северных рек на юг: сибирских - в Среднюю Азию, европейских - в Каспий через Волгу. Но благодаря резкой критике общественности проект отложили.

Наконец, событием особой важности стало принятие в 1982 г. Продовольственной программы. Она предполагала решить продовольственный вопрос в СССР к 1990 г.

Итоги экономического развития

Падение темпов экономического роста началось в 9-й пятилетке (1971-1975 гг.).

За 15 лет (1970-1985 гг.) темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), противоречия приобрели предкризисные формы. Что касается 11-й пятилетки, то она не была выполнена ни по одному основному показателю. В истории государственного пятилетнего планирования это был первый случай общего срыва плана. В итоге ни к 1980, ни к 1985 г. Советский Союз не вышел на первое место в мире ни по производству продукции на душу населения, ни по уровню производительности труда. В США производительность труда в промышленности в два раза, а в сельском хозяйстве в пять раз превышала соответствующие показатели в СССР.

В то же время в СССР проводилась широкомасштабная социальная политика. Отсутствие безработицы, бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное пенсионное обеспечение, высокие расходы государства на науку, культуру, спорт требовали крупных бюджетных средств, которые все с большим трудом доставляла экстенсивная экономика. Кроме того, огромных затрат стоило содержание раздутого государственного аппарата, прежде всего, вооруженных сил. Крупные средства тратились на поддержание международной политики СССР.

Общественное-политическое развитие

Идеология

В центре общественно-политической мысли 1960-х - первой половины 1980-х гг. находилась концепция «развитого социализма». Она стала первой крупной ревизией взглядов Сталина - Хрущева о возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране. Концепция «развитого социализма» не разрушала веры в коммунизм, но превращала последний из конкретно-исторической задачи снова в теоретическую. Согласно новой концепции, на пути к коммунизму лежит этап развитого социализма, когда социализм должен приобрести целостность, т.е. гармоничное сочетание всех сторон и отношений - производственных, социально-политических, нравственно-правовых, идеологических. Впервые концепция была изложена Л. И. Брежневым на XXIV съезде партии в 1971 г., затем дополнялась на двух последующих съездах. Настойчиво о ней говорили М. А. Суслов, Ю. В. Андропов, К. У. Черненко. Развитой социализм они рассматривали как неизбежный этап на пути к коммунизму.

Со второй половины 1960-х гг. были приглушены, а затем запрещены критика культа Сталина и разоблачения практики государственного террора в сталинский период. Был свернут и процесс реабилитации репрессированных в прежние десятилетия.

Не все представители интеллигенции, особенно творческой, шли в фарватере идейно-политической жизни. Некоторые из них, оставаясь на платформе коммунистической идеологии и социалистического реализма, тем не менее, были отнесены к лагерю инакомыслящих и подвергались жесткому давлению со стороны партийно-государственного аппарата. Так оно отразилось в 1969-70 гг. на журнале «Новый мир», главным редактором которого был А. Т. Твардовский. Редакционная коллегия журнала была разогнана, а его главный редактор подал в отставку. В 1970-е гг. инакомыслие вылилось в целое движение, получившее название «диссидентского». Его характерными чертами были антикоммунизм и антисоветизм.

Конституция СССР 1977 г.

В 1977 г. концепция «развитого социализма» была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Она

должна была развить демократические положения конституции 1936 г. Как и прежде, упор в Конституции делался на провозглашение социальных прав граждан СССР, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. После 1977 г. в течение 5 лет были разработаны и приняты конкретные законы по реализации этих прав. Они были продублированы в республиканских конституциях, принятых в 1978 г.

Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. Ст. 6. определяла ее как «руководящую и направляющую» силу советского общества, КПСС провозглашалась «ядром политической системы».

Конституция также закрепила резко усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра за счет соответствующих прав республик. К концу 1970-х гг. количество центральных министерств и ведомств достигло почти 90 (в 1924 г. их было 10, в 1936 г. - 20).

Политическую жизнь страны первой половины 1980-х гг. лихорадила частая смена высшего руководства. В январе 1982 г. умер главный идеолог страны М. А. Суслов, в ноябре того же года - лидер партии и государства Л. И. Брежнев. Генеральным секретарем ЦК КПСС, а через полгода и Председателем Президиума ВС СССР стал Ю. В. Андропов. В феврале 1984 г. его не стало. На высших постах оказался К. У. Черненко, состояние здоровья, которого было не лучше, чем у предшественников. Общество жило от похорон до похорон, в ходе которых общественная жизнь почти замирала. В марте 1985 г. состоялись новые похороны и новый передел власти.

Международное положение и внешняя политика СССР

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

В сфере международных отношений 1970-е гг. прошли под знаком растущего авторитета и влияния СССР.

Важнейшим событием международной жизни 1970-x гг. явилось Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству. Идея созыва совещания была внесена в ООН Польской Народной Республикой в 1964 г. В 1966 г. ее поддержал XXIII съезд КПСС, поручив советскому руководству добиться ее претворения в жизнь. В том же году за совещание высказались все члены Варшавского Договора. В 1969 г. идея Общеевропейского совещания была одобрена странами НАТО и нейтральными государствами Европы.

Серьезное препятствие мешало этому: нежелание ФРГ признать послевоенные границы в Европе. В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы. Федеральным канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Новое западногерманское правительство пересмотрело «восточную политику», приняв во внимание послевоенные реальности. Крупным шагом на этом пути стал Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. ФРГ навсегда отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области. В обмен Вилли Брандт добился от ЛИ. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем соответствующие условия. Подобные договоры были заключены ФРГ с ПНР, ЧССР, ГДР.

В 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные. Спорный западноберлинский вопрос был разрешен в 1971 г. путем заключения четырехстороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией. Четыре государства заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ, и последняя должна свернуть в этом городе политическую деятельность. Путь к совещанию был расчищен. Оно проходило в 1973-1975 гг. и завершилось в Хельсинки встречей руководителей 35 государств Европы, США и Канады. Главным политическим итогом совещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было десять: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество государств; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Эти принципы в 1977 г. были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Последующие встречи участников СБСЕ стали называться «Хельсинкским процессом» или движением СБСЕ (с 1990 г. - ОБСЕ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).

Советское руководство расценило Хельсинское совещание как свою крупную победу. Хельсинки-7 5 стали логическим завершением курса Ялты-45. Ведущие капиталистические страны и, прежде всего, США признали рост сферы влияния СССР на Восточную и Центральную Европу, раскол Европы на два блока.

Отношения между СССР и США

Важным событием 1970-х гг. стало возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Они проходили в иной обстановке, чем первая встреча в 1959 г. В начале 1970-х гг. американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. Благодаря этому паритету 1970-е гг. вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности.

В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры, которые явились важным шагом человечества к безопасности. Среди договоров, заключенных в 1970-е гг., первостепенную важность имели Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в Москве в 1972 г. во время первой встречи Л. И. Брежнева и Р. Никсона и Договор ОСВ-2 (1979 г.). Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения. В 1972 г. был подписан Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к Договору. В соответствии с ним количество таких зон у обеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, СССР - Москву. Наконец, были подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний - Договор 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор 1976 г. о подземных ядерных взрывах в мирных целях.

Отношения СССР с социалистическими странами

В 1970-е гг. углублялось сотрудничество СССР со странами «социалистического содружества».

Страны, вошедшие в СЭВ и ОВД.

Содружество представляло собой важную политическую, экономическую и военную силу современной истории мира. Особенно ярко углубление социалистического сотрудничества проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение народнохозяйственных структур, валютных систем, координацию планов, создание крупных интернациональных предприятий. Это соответствовало интеграционной тенденции капиталистических стран, проявившейся в создании транснациональных корпораций, а также курсе на экономическое объединение западных стран в системе Общего рынка.

На фоне расширения сотрудничества со странами содружества резким диссонансом выглядели советско-китайские отношения, которые прежде определяли мощь социалистической системы. Из недружественных они стали враждебными. В конце 1960-х гг. Советский Союз подтянул к советско-китайской и монгольско-китайской границе значительные силы. Это было вызвано вооруженными нападениями Китая на советскую территорию весной 1969 г. (о. Даманский). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тысяч военных и гражданских лиц. Основные претензии КНР к СССР носили теперь территориальный характер. С осени 1969 г. были начаты переговоры по пограничным спорным вопросам. Они шли тяжело, часто заходили в тупик. После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) ситуация не изменилась. В начале 1980-х гг. новый лидер Китая Дэн Сяопин сформулировал очередные «препятствия» на пути нормализации отношений между КНР и СССР. Их было три:

1) советские войска в МНР и на советско-китайской границе;

2) поддержка Советским Союзом вьетнамского военного вмешательства в Кампучию;

3) советские войска в Афганистане. Подход к решению этих проблем намечался во второй половине 1980-х гг.

Во второй половине 1960-х гг. возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с А. Дубчеком. Избранный в январе 1968 г. Первым секретарем ЦК КПЧ А. Дубчек стал инициатором строительства новой модели социализма - «социализма с человеческим лицом». На практике это привело к серьезной попытке выйти из-под советского влияния, а также из «социалистического содружества». Ведущей стала ориентация на Запад. (Во многом это напоминало попытку венгерского правительства И. Надя в 1956 г. начать построение системы демократического, рыночного социализма). По инициативе советского руководства в Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран. Новое руководство во главе с Г. Гусаком, избранное в апреле 1969 г., повернуло к укреплению отношений ЧССР с СССР.

Острый кризис системы содружества разыгрался также в конце 1970-х гг. в Польше. Рабочий профсоюз «Солидарность» организовал ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения экономических и политических реформ. Советский Союз принял политическое участие в разрешении кризиса. В 1981-1983 гг. в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье. Тем не менее, польский кризис явился началом распада социалистической системы в Европе.

Международная напряженность на рубеже 1970-1980-х гг.

На рубеже 1970-1980-х гг. международная обстановка резко обострилась. От политики разрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации (противостояния). В 1979-1980 гг. США развернули широкую кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. Кампания захлебнулась в мощной волне массового протеста, прокатившейся по странам Запада. Тогда новое руководство США во главе с президентом Р. Рейганом приняло решение разместить в Западной Европе крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР и его союзников. Ракеты были размещены в 1983-1984 гг. на территории ФРГ, Великобритании и Италии с согласия руководства этих стран.

В свою очередь и СССР резко усилил применение во внешней политике силы и угрозы силой. В конце 1979 - начале 1980 гг. руководство СССР откликнулось на неоднократные просьбы руководителей Демократической республики Афганистан оказать военную помощь в проведении «революционных» преобразований в обществе и защите страны от возможной интервенции. СССР оказался втянутым в гражданскую войну в ДРА. Введя войска в Афганистан, Советский Союз оказался в международной изоляции, как США во время «вьетнамской войны». Абсолютное большинство стран - членов ООН решительно осудили советский метод решения «афганского вопроса». Широкомасштабная военная помощь оппозиции со стороны США и их союзников стала приносить СССР ощутимые человеческие и материальные потери.

В 1984 г. Советский Союз по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР разместил в этих странах свои ядерные ракеты среднего радиуса действия (на Западе их называли «СС-20»). Предпринятые сверхдержавами шаги сломали европейскую разрядку, нарушили зыбкую стабильность в мире, подвели мир к опасной черте.

Почти все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Координационный Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), созданный по инициативе США в 1949 г., который и прежде жестко контролировал экспорт в социалистические страны, ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. СССР, несмотря на свой мощный потенциал, оказался в ловушке технологической зависимости от Запада по стратегическим поставкам.

В конце 1970-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую кампанию, втягивая в нее неполитические общественные силы. В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот XXII Олимпиаде в Москве, не прислав на нее своих представителей. В ответ по инициативе ЧССР социалистические государства в знак протеста против размещения американских ракет в Европе и военного присутствия в Никарагуа бойкотировали XXIII Олимпийские игры 1984 г. в США. Антисоветские кампании в мире усилились осенью 1983 г. в связи со сбитым над территорией СССР южнокорейским пассажирским самолетом. Тон ей задал президент США Р. Рейган, назвавший Советский Союз «империей зла». Льды «холодной войны» сомкнулись.



В период существования Советского союза, которое длилось не одно десятилетие, сменилось несколько политических и экономических режимов. Поэтому экономика СССР может рассматриваться поэтапно, в зависимости от правителя и конкретного времени.

Этапы экономического развития СССР

  • Экономика 20-30-х годов;
  • Довоенная экономика СССР;
  • Экономика СССР во время Войны;
  • Экономика СССР в послевоенное время:
  • после войны;
  • Экономика СССР в период хрущевской оттепели;
  • Экономика СССР в период брежневского застоя;
  • Экономика СССР в период Перестройки.

Рассматривая состояние развития экономической сферы последовательно, необходимо остановиться на каждом её этапе в отдельности. Каждый раздел экономики СССР в истории содержит в себе особенности, которые характерны для определённого правителя и времени.

Экономика 20-30-х годов

  1. В это время возникла , которая представляет собой целую систему организационных действий. Основные усилия направлялись против разрастания кризиса, и поэтому политические деятели принимали меры, чтобы стабилизировать ситуацию:
  • Свобода производителям. Для них предоставлялись все условия, чтобы спокойно наладить производственные процессы. К этому направлению можно отнести подъём сельского хозяйства, увеличение объёмов производства и сбыта. Налоги в этом время были ниже, чем обычно.
  • Помощь крестьянству. В 1922 году наблюдается усиление помощи крестьянам, поэтому для них новая экономическая политика (нэп) была прогрессивной. После выплаты налога государству, который в это время сократился на 10%, у крестьянина оставались свободные денежные средства, которыми он распоряжался на своё усмотрение.
  • Возникновение свободной торговли, возможность безденежного обмена продуктами.
  • Поддержание статуса Государственного банка, который работал по принципу хозяйственного расчёта и получал доходы за счёт кредитования хозяйствования (производства, торговли или сельского хозяйства).
  • Становление государственной валюты.

Необходимо отметить, что нэп входила в жизнь советского человека постепенно, и также успевала проявить себя в различных сферах и отраслях народного хозяйства. В результате столкновения с многочисленными недовольствами эта политика прошла через ряд кризисных моментов. Ведь происходило непропорциональное развитие отраслей в народном хозяйстве страны, и решение проблем исключительно старыми методами представлялось очень трудным. Также возрастала напряжённость и между слоями населения, поэтому нужно было искать выход из ситуации.

Для того чтобы возобновить промышленность в стране, был выдвинут план, который составлялся по пятилеткам и должен был выполняться безоговорочно. Ставились задачи в виде ежегодного увеличения капитала, а также увеличения производства на 30%. В это время верх взяла Сталинская модель развития экономики, при которой сельские хозяйства объединялись в коллективы, и это делалось с той целью, чтобы вывести страну на новый уровень развития.

После нескольких попыток проведения пятилеток, они вошли в план развития промышленных предприятий, и привели к серьёзным экономическим результатам, но несмотря на это, уровень потребления людей оставался низким. К преимуществам развития экономики в этот период можно отнести следующие:

  • многие люди получили образование и смогли устроиться на работу;
  • русский народ повысил свой статус и уровень состоятельности.

В целом данный этап представляет собой краткосрочный скачок в индустриальное общество из аграрного, а также появление перемен.

Довоенная экономика СССР

Перелом в экономике, произошедший в 20-е годы, создал базу для строительства социализма, основными характеристиками которого являются государственное производство, отсутствие частной собственности. Основной задачей такой экономики являлась индустриализация.

Верх взяли принципы директивности, помимо этого снизились темпы развития. В это же время начались разрабатываться новые модели техники, появился такой пункт, как показатели.

В 1932 ввели систему прописки и наличия паспортов. Запретили увольнять рабочих, проводились многочисленные меры касательно трудовой дисциплины. Так, этот этап характеризуется скачком в развитии экономической сферы.

Экономика СССР в период Войны

СССР по объёму производства в довоенное время уступал Германии, поэтому первые полгода войны для страны были самыми тяжёлыми. Так, за короткий период вся экономическая система была переведена на производство военной техники. Правительством принимались планы поквартально на 1941 год, при этом система трудоустройства изменилась коренным образом. Так, рабочий день для взрослого человека составлял 11 часов при шестидневке, и впоследствии на работу принимали даже подростков 14 лет. 1 июля 1941 года на предприятиях были созданы отделы, которые могли улучшить экономическую ситуацию. В это время было принято много некомпетентных решений, а также допущено много ошибок, и можно рассмотреть показатели на протяжении военного времени. Ежегодно наиболее важные показатели ухудшались в своём значении.

В это время создавались не самые благоприятные условия для развития аграрной сферы, весь урожай отдавался государству, сбор зерновых культур в 1942 году сократился по сравнению с 1940 г. в 3 раза. Основная цель предприятий была прокормить армию и создать условия для предстоящей победы. Так, СССР характеризуется следующими моментами:

  • Перевод производства за короткий период в военную сферу;
  • Тоталитарный режим, который оказал двоякое влияние на развитие и становление военной экономики СССР;
  • Необходимость в развитии экономики.

Экономика СССР в послевоенное время

Восстановление экономики в послевоенное время

В это время экономическая ситуация в СССР была ужасающей и нестабильной. Русская армия утратила много человек, а также многие предприятия были разгромлены и остановлены в своём производстве. С духом победы советским людям приходилось в очередной раз совершать прорыв за короткое время и восстанавливать экономику.

Так, произошёл очередной скачок экономики в послевоенное время, который был вызван рядом факторов:

  • репарации от Германии суммой в 4,3 миллиарда долларов;
  • труд военнопленных из Германии;
  • создание СЭВ (совет экономической взаимопомощи) в 1949 году.

Также сыграли свою роль и внутренние факторы – это принудительные займы, мобилизация экономики и обмен товарами.

Согласно данным, которые имеются, послевоенный план на перспективу в целом был выполнен, а по некоторым отраслям наблюдалось даже перевыполнение плана. Однако в в 1946 году значительно превысили вложения, которые были сделаны до войны, и сумма вложений стала больше в 2-3 раза. В послевоенное время на территории СССР практически не оставалось районов, в которых не осуществлялось бы строительство промышленных предприятий или жилых зданий.

На протяжении четвёртой пятилетки произошло восстановление текстильной промышленности, а также пищевой, швейной и трикотажной. Однако объём производства их продукции по сравнению с 1940 годом увеличился лишь на 17%. Предметы потребления также имели некоторые отставания и низкие темпы роста, поскольку сельское хозяйство восстанавливалось медленными темпами. На такой ситуации очень сильно сказались потери в аграрной области, а также сыграла свою роль и недостаточно эффективная программа развития сельского хозяйства.

Для того чтобы повысить отдачу сельскохозяйственной отрасли, Сталиным был принят грандиозный план по преобразованию природы, которое предусматривало создание лесных полос для задержания влаги и другие мероприятия. Однако в результате таких преобразований был нарушен экологический баланс. За послевоенный период население страны возросло на 30-40 миллионов человек, поэтому остро вставала проблема продовольствия.

В 1974 году образовался Государственный комитет, который предполагал снабжение хозяйства оборудованием.

Экономика СССР в период хрущевской оттепели

Второй период экономики СССР характеризуется окончанием сталинского периода и приходом к власти Хрущёва. Хрущевская оттепель внесла изменения, они и положили фундамент для дальнейшего развития. Одной из основных задач нового правительства стало принятие решения продовольственной проблемы, а также вывод сельского хозяйства на новый уровень развития.

Экономика находилась на очень низком уровне, и тому способствовал ряд причин:

  • приоритетом для правительства на тот момент выступали политические предпосылки;
  • министерства имели разногласия;
  • финансирование было недостаточным;
  • наблюдались недостатки в работе колхозов и совхозов.

В этот период преобладали административные методы хозяйствования, а следовательно – колхозы и совхозы не были самостоятельными. В 1953 году прошла реформа, которая, к сожалению, затронула далеко не все отрасли развития экономики, поэтому носила временный характер. Хрущёв также выдвинул предложение о том, чтобы перегнать Америку в области посева определённых культур, и данное предложение носило непродуманный и очень резкий характер. В 1958 году было принято решение о том, чтобы ликвидировать МТС, и такой подход к делу привёл к тому, что долги колхозов перед банками существенно возросли. Многие рабочие не хотели отправляться в колхозы, а хотели жить в других местах, поэтому данная отрасль потеряла множество работников. В 1963 году погодные условия выдались не самые лучшие, и был собран слабый урожай.

Основным недостатком проводимых реформ являлся тот, что они носили непоследовательный характер. По плану объём производства должен был иметь темп роста 70%, и фактически получилось 10%.

Изменения подобного рода происходили не только в сельскохозяйственном секторе, но и в области промышленности. Внимание стало уделяться техническому уровню производства, а также и энергетической базе. В это время скачки в своём развитии совершили такие сферы, как атомная и космическая промышленность, а также химическая промышленность.

Экономика СССР в период Брежневского застоя

Брежневский застой – ещё один этап в экономике СССР. Поскольку предыдущий период Хрущевской оттепели принёс в экономическую составляющую советского союза немало изменений, то в этот период экономика не нуждалась в проведении колоссальных мероприятий, и всё, что было необходимо – это поддержать и наладить существующий уровень развития. Этот период характеризуется стабильностью и ростом благосостояния граждан и обладает двояким значением. С одной стороны, это стабильность и строительство большого количества домов, а с другой – это отсутствие роста. В это время в советском союзе осваивался космос, росла , появлялось всё больше людей с высшим образованием, которые становились талантливыми учёными, врачами.

В этот период аграрная сфера находилась далеко не в лучшем состоянии, поскольку рост остановился, и необходимо было провести ряд реформ для стабилизации состояния.

Экономика СССР в период перестройки

В целом перестройка представляет собой переход к рыночным отношениям. Перестройка предполагает коренное изменение существующего строя и создание нового. В первой половине данного этапа изменений практически не происходило, однако, потом начали налаживаться отношения с западом, появляется так называемое новое мышление, а также рассматривается частное как способ улучшения экономической ситуации.

Перестройка сыграла важную роль в развитии экономики СССР, и вывела страны, входящие в состав Советского Союза, на новый уровень развития.

Так, экономика СССР время от времени терпела колоссальные изменения и переживала падения и взлёты. И можно с уверенностью сказать, что экономика СССР имела высокие темпы развития и вывела все страны на новый уровень развития.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Период с середины 1960-х до середины 1980-х гг. в области экономики характеризуется как противоречивый и непоследовательный. Партию и государство в эти годы возглавлял Л. И. Брежнев. Он пришел к власти без своей программы развития страны. Человек глубоко консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крупных перемен. Осудив Хрущева за волюнтаризм и субъективизм, он прежде всего позаботился о том, чтобы перечеркнуть его реформы.

Со второй половины 1950-х гг. стало ясно, что механизм хозяйствования в значительной степени устарел. Он сложился в конце 1920-х - 1930-х гг. в экстремальных обстоятельствах. Возникшая в годы первых пятилеток система хозяйствования оказалась необходимой в годы Великой Отечественной войны. Определенный эффект дала она в первые послевоенные годы, в условиях восстановления народного хозяйства. С 1950-х годов перестали действовать чрезвычайные факторы. Сложилась новая экономическая ситуация. Резко изменились масштабы советской экономики. Так, к 1966 г. промышленность СССР имела уже более 300 отраслей. В стране насчитывалось примерно 47 тыс. промышленных предприятий, 13 тыс. строительных организаций, 12 тыс. совхозов и 37 тыс. колхозов.

К 1965 году в промышленности СССР действовало около 6 тыс. автоматических и 43 тыс. механизированных поточных линий. В этих условиях нарастали трудности в управлении. Прежний уровень централизации оказался чрезмерным. Все более остро вставал вопрос о расширении хозяйственной самостоятельности предприятий.

В течение 1964-1965 гг. более чем на 100 предприятиях страны были проведены эксперименты, проверяющие отдельные элементы предлагаемой учеными реформы хозяйственного механизма. Мартовский и сентябрьский (1965) Пленумы ЦК КПСС наметили основные подходы к руководству экономикой. В соответствии с их решениями во второй половине 1960-х гг. началось осуществление хозяйственной реформы.

Мартовский (1965) Пленум ЦК КПСС принял решение о новом повышении закупочных цен на продукцию сельского хозяйства. Это был переворот во всей аграрной политике.

На первых порах, пока действовали установки мартовского (1965) Пленума, задуманные меры дали определенные результаты. Показатели, достигнутые сельским хозяйством в 1966-1970 гг., были намного выше, чем в предшествующий период. Производительность труда в среднем в год росла в этот период на 6,5%, что было в 2 раза больше, чем в 1961-1965 гг.

Фонд оплаты по труду за 1965-1975 гг. вырос в 1,5 раза. В 1966- 1970 годы государство закупило почти на треть зерна больше, чем в предыдущее пятилетие.

Сентябрьский (1965) Пленум ЦК КПСС в области промышленности предложил новую систему управления. Основные положения ее были разработаны Председателем Совета Министров А.Н. Косыгиным.

Основные направления экономической реформы в области промышленности были следующими:

  • 1) возврат к управлению промышленностью по отраслевому принципу, образование союзно-республиканских и общесоюзных министерств;
  • 2) устранение излишней регламентации деятельности предприятий, сокращение числа плановых показателей, утверждаемых сверху;
  • 3) оценка успехов предприятий не по объему производимой промышленной продукции, а по объему реализованной;
  • 4) обеспечение внедрения хозрасчета и экономических стимулов на предприятиях и в ведомствах;
  • 5) создание на предприятиях поощрительных, социально-культурных и иных фондов.

В соответствии с этими установками партии в промышленности была упразднена территориальная система управления. Руководство отраслями возглавили созданные министерства. Были образованы Госкомитет по науке и технике СССР, Госснаб СССР, Госкомцен СССР. Предполагалось, что эти меры должны были обеспечить лучшие условия для развития научно-технического прогресса.

Хозяйственная реформа придала определенный импульс экономическому развитию страны: она какое-то время действительно стимулировала инициативу предприятий. Экономисты называют восьмую пятилетку «золотой». По всем важнейшим социально-экономическим параметрам период 1966-1970 гг. был лучшим за последние 30 лет.

Меры, намеченные хозяйственной реформой, были первым шагом на пути формирования концепции механизма управления, соответствующего новым условиям. Идеи, положенные в основу реформы, во многом оказались созвучными потребностям нового этапа. Однако постепенно эффект от реформ стал уменьшаться. На то был ряд причин, и основная заключалась в сопротивлении самой административно- бюрократической системы. Попытки перейти к экономическим методам отторгались самим административным организмом. Вскоре возрожденные министерства вновь начали регламентировать всю деятельность предприятий. Обычным делом стала корректировка годовых планов и плановых заданий. Число министерств постоянно росло. Если в 1957 г. до образования совнархозов их было 37, то в 1970 г. - свыше 60, в 1977 г. - 80, в 1987 г. - свыше 100. В сельском хозяйстве рост цен на машины, оборудование, стройматериалы уже к началу 1970-х гг. свел на нет повышение закупочных цен, и сельскохозяйственное производство вновь стало нерентабельным. И здесь вернулись к административным методам руководства.

Еще одной из причин малой эффективности реформ стало то, что не удалось преодолеть отчуждения трудящихся от средств производства. Широкие массы не были хозяевами на производстве. Их интересы реформы не затрагивали. Уже в 1965 г. стали заметны определенные расхождения между Л. И. Брежневым и А.Н. Косыгиным. Если Брежнев прямо требовал укрепления централизованных начал в руководстве промышленностью и строительством, то Косыгин акцентировал внимание на принципах хозрасчета, хозяйственной самостоятельности предприятий. По мере упрочения позиций главы партии положение Председателя Совета Министров усложнялось. Его слово теряло значимость, что немедленно отражалось в поведении многих работников многочисленных министерств и ведомств. Управление хозяйственной жизнью страны снова стало осуществляться на основе принципов, выработанных еще в сталинский период.

Однако, несмотря на свою ограниченность и незавершенность, реформа благотворно повлияла на развитие народного хозяйства. В 1971 году XXIV съезд КПСС констатировал успехи восьмой пятилетки. Но это была последняя пятилетка, задания которой были выполнены. Все последующие пятилетние планы не выполнялись, причем степень невыполнения нарастала от пятилетки к пятилетке. 1970-е годы вошли в историю страны как годы застоя. Об этом периоде написано много книг и статей.

Застой наблюдался в экономике, политике, культуре, национальных отношениях, духовной жизни - в обществе замерло всякое движение. Следует заметить, что застой никогда не был абсолютным. 15 лет, предшествовавших апрелю 1985 г., были временем многоцветным: с одной стороны, шел процесс создания заново целых отраслей промышленности, отмечался рост благосостояния, реальных доходов населения, с другой - сокращение темпов экономического роста и стремительное нарастание дефицита. На одной чаше весов - огромная власть, сосредоточенная в высшем эшелоне, множество правильных, продуманных, прогрессивных постановлений, на другой чаше - абсолютное бессилие в проведении в жизнь принятых решений.

В стране был создан огромный народно-хозяйственный потенциал. Однако в экономическом, научно-техническом отношении наметилось заметное отставание от мирового уровня. В 1970 году объем капиталовложений в СССР и США впервые был примерно одинаковым. Но показатель производительности труда в советской промышленности составлял примерно 53% от аналогичного показателя в США и был значительно ниже по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами. В то же время наша страна опередила их, в том числе и США, по объемным показателям производства важнейших видов продукции - угля, железной руды, цемента, стали, нефти, минеральных удобрений, тракторов, комбайнов и т.д. Но продукция СССР заметно отставала по качественным параметрам. Упор на объемные показатели, процентомания и гигантомания придавали советской экономике затратный характер. Получалось, что экономика работала не столько на человека, сколько сама на себя.

Например, в 1985 г., немного отставая от США по производству зерна, СССР в 6,4 раза опережал их по выпуску тракторов и в 16 раз по выпуску зерноуборочных комбайнов, хотя значительная часть их не использовалась. Чтобы произвести столько зерноуборочных комбайнов, сколько стояло у нас в хозяйствах неисправными, вся промышленность США должна была работать 70 лет.

В то же время импорт зерна вырос от 2,2 млн тонн в 1970 г. до 44,2 млн тонн в 1985 г. На его покупку шла большая часть доходов от экспорта нефти. В 1971-1985 годах за счет продажи нефти было получено 176 млрд рублей.

В начале 1970-х гг. в качестве основного направления развития советской экономики был взят курс на интенсификацию. Говорилось о необходимости «соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социализма». Однако экономика продолжала развиваться экстенсивно. Рост производства достигался в основном за счет увеличения производства сырья и топлива. Страна превращалась в сырьевой придаток развитых стран. В то же время экономика развитых капиталистических стран успешно осуществляла переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии, на качественно новый уровень научно-технического прогресса. В 1970-1982 годах в США подверглось обновлению 66% оборудования, в Японии и в Канаде - 82%, в странах ЕЭС - от 70 до 75%. Шла компьютеризация, возникла робототехника и биотехнология. Наша же экономика оказалась невосприимчивой к этим достижениям. Во второй половине 1970-х гг. темпы роста промышленного производства выросли до 7,3% в год. Начался «технологический рывок», усугубивший наше отставание. Олицетворением индустриальной мощи СССР в 1970-е гг. было достижение паритета в области ядерного оружия и средств его доставки, успехов в освоении космоса. Например, общая численность искусственных спутников, запущенных СССР, к концу 1970-х гг. достигла почти 2 тыс. Можно указать позитивные изменения в социальной и духовной сферах жизни общества: улучшилось материальное положение основной массы населения, выросла заработная плата, улучшились жилищные условия, питание, был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию.

Успехи и достижения в 1970 - начале 1980-х гг. были. Но, анализируя их, нужно иметь в виду, что в это время наша экономика находилась на стадии индустриального развития, тогда как экономика западных стран перешла на стадию научно-индустриальную.

К началу 1980-х гг. в промышленности СССР были автоматизированы или хотя бы комплексно-механизированы только 10-15% предприятий. Трудом научно-индустриального типа были заняты лишь 10-15% промышленных рабочих, а долю ручного труда составляли 35-40% в промышленности, 55-60% в строительстве, 70-75% - в сельском хозяйстве.

Падение темпов роста сельскохозяйственного производства (восьмая пятилетка - 21%; девятая - 13%; 10-я - 9%, 11-я - 6%) осложнило ситуацию с продовольствием. В 1982 году с большим шумом была принята Продовольственная программа. В 12-й пятилетке в аграрный сектор было вложено 227 млрд рублей. Однако прирост производства сельхозпродукции составил за пятилетку лишь 10,2 млрд рублей.

По потреблению мясных, молочных продуктов, овощей СССР значительно отставал от уровня развитых стран. Фруктов потреблялось в 3 раза меньше, чем это предусмотрено медицинскими нормами. За 1970-1987 годы импортные закупки мяса и мясопродуктов возросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4 раза, растительного масла - в 12,8 раза, зерна в 13,8 раза и т.д.

Негативные процессы ощущались и в социальной сфере. В стране, которая к началу 1960-х гг. вышла на первое место в мире по количеству строящегося жилья, к началу 1980-х гг. сложилась острая жилищная проблема. Несмотря на негативные явления в экономике, уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 1970-х гг., а затем более чем пятилетие не снижался. Росла заработная плата, увеличивались общественные фонды потребления.

Снабжение населения продуктами питания и изделиями легкой промышленности достигло своего максимума. Главная проблема состояла не в отсутствии товаров, а в их низком качестве. Реально жизненный уровень стал падать лишь с начала 1980-х гг.

Каковы же причины подобного положения?

Во-первых, сказался положительный импульс, данный советской экономике в период оттепели.

Во-вторых, в 1970-1980-е гг. широко распродавались природные богатства страны с целью повысить или поддержать жизненный уровень населения. Энергетический кризис и рост цен на нефть и газ на мировом рынке создали для этого благоприятные условия.

В-третьих, причиной общего роста жизненного уровня было резкое повышение доходов управленцев. Их зарплата росла довольно медленно, зато резко увеличивались привилегии, начиная с поездок за рубеж, обеспечения персональными дачами, машинами, квартирами, спецра- спределителями промышленных товаров и продуктов и даже закрытыми спецстоловыми. Резкое повышение благосостояния номенклатуры несколько повышало показатели общего уровня жизни, так как выводились усредненные цифры.

Блокировка и свертывание реформ 1960-х гг. силами бюрократического консерватизма были одним из первых ощутимых проявлений того «механизма торможения», который отчетливо проступил позднее.

К середине 1980-х гг. стало ясно, что система управления экономикой, созданная в 1930-е гг., превратилась в своего рода «механизм торможения». Основными его чертами были:

  • 1) сверхцентрализация, при которой руководство экономикой осуществляли центральные министерства, деятельность предприятий была регламентирована десятками показателей, сотнями нормативных актов;
  • 2) оплата труда не была напрямую связана с его результатами, регулировалась системой тарифных ставок и окладов, спущенных из центра;
  • 3) цены на продукцию складывались не в результате рыночной конъюнктуры, а утверждались государственными органами ценообразования, права предприятий были крайне ограничены.

Начавшийся после XX съезда КПСС процесс восстановления «ленинских норм партийной и государственной жизни», демократизации общества не был доведен до конца, не пошел вглубь, а со второй половины 1960-х гг. фактически приостановился. «Существующая политическая система, - отмечалось на XIX партийной конференции (июнь - июль 1988 г.), - оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы».

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...