Основные органы валютного контроля рф. Агенты и органы валютного контроля


В России функция по валютному контролю возложена на специальные органы и агенты, перечень которых регламентируется Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (редакция от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых государством, предназначенных для обеспечения соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В основе данного контроля лежит государственное ограничение возможности граждан приобретать иностранную валюту, а также приобретения отечественной валюты нерезидентами. Данное ограничение, как правило, вводится в связи с потребностью стран с частично конвертируемой валютой предотвратить отток капитала. Страны с высоким уровнем экономической стабильности и приемлемым платежным балансом не испытывают необходимости в применении данного инструмента. Так, свободно конвертируемые валюты (доллар США, евро и фунт стерлингов) не контролируются государствами-эмитентами.

Органы валютного контроля

В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся:

Правительство Российской Федерации координирует деятельность вышеперечисленных органов в области валютного контроля и контролирует взаимоотношения таможенных органов и участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.

Агенты валютного контроля

В Российской Федерации агентами валютного контроля являются:

  • банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными Центробанку;
  • банки, не являющиеся уполномоченными;
  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
  • налоговые органы;
  • таможенные органы;
  • участники рынка ценных бумаг.

Основное отличие агентов валютного контроля от органов состоит в том, что они не имеют права применять карательные меры по отношению к участникам рынка за нарушение валютного законодательства и требовать нивелировать данные нарушения.

Функции органов и агентов валютного контроля

Среди функций органов и агентов можно перечислить следующие:

  • контролировать степень соответствия проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой законодательству в соответствующей области;
  • проверять ведение учёта и составление отчётности в части операций с валютой;
  • проверять документацию, связанную с открытием и ведением валютных счетов.

Агенты валютного контроля обязаны предоставлять органам валютного контроля всю необходимую информацию касательно валютных операций, в осуществлении которых они принимают участие. Органы и агенты валютного контроля обязаны соблюдать служебную, коммерческую и банковскую тайну, доступ к которой был получен в ходе осуществления ими служебных полномочий.

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

2. Валютный контроль за операциями резидентов

2.1. Документизация валютных операций

2.2. Идентификация валютных операций

2.3. Паспортизация валютных операций и валютный контроль по внешнеторговым операциям.

3. Ответственность за нарушение валютного законодательства

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

Валютный контроль в России является частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность устанавливаемых государством валютных ограничений.

Под валютным контролем понимается комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Или короче –

Валютный контроль в РФ – совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций.

Общие условия организации валютного контроля в РФ, права и обязанности органов и агентов валютного контроля изложены в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г., конкретный порядок осуществления валютного контроля закреплен в подзаконных нормативных актах – инструкциях Банка России (Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»).

Основными формами валютного контроля являются:

    Регистрация и статистический учет валютных операций;

    Контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении операций с валютными ценностями;

    Контроль за исполнением валютных обязательств перед государством;

    Контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;

    Контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте.

Валютный контроль в зависимости от времени проведения делиться на:

    Предварительный;

  • Последующий.

Предварительный контроль со стороны уполномоченного банка за валютными операциями осуществляется на этапе составления и оформления паспорта сделки на основании представленного в банк внешнеторгового контракта или кредитного договора.

Текущий контроль проводится в период исполнения контракта.

Последующий контроль заключается в основном в контроле за предоставлением документов валютного контроля, а также за правильностью и объективностью их заполнения. Документы валютного контроля (паспорта сделок, справка о валютных операций) хранятся в уполномоченном банке не менее 3-х лет.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ (Минфин, а именно – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операцийкредитными организациями осуществляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком.

Правительствообеспечивает взаимодействиене являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком.

Центральный банк осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком.

Валютное регулирование как правовой режим состоит из валютных ограничений и мер валютного контроля. Этому делению соответствует и деление субъектов валютного регулирования, реализующих публично-правовые функции:

– в сфере установления валютных ограничений;

– в сфере валютного контроля.

Несколько упрощая, можно сказать, что резиденты и нерезиденты в валютном регулировании – субъекты воздействия государства, а органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля – это субъекты воздействующие, определяющие права и обязанности всех остальных.

Однако следует помнить, что, хотя эти отношения имеют публично-правовой, властный характер, резиденты и нерезиденты не находятся в прямом административном подчинении органов валютного регулирования и контроля.

Кроме того, органы валютного регулирования необходимы государству тогда, когда система валютных ограничений подвижна, гибка и постоянно пересматривается исходя из текущей экономической ситуации. В тех же случаях, когда во главу угла ставится стабильность хозяйственного оборота и правил поведения, устанавливаемых государством для участников валютных отношений, компетенция органов валютного регулирования объективно сокращается. Когда валютные ограничения устанавливаются только законодательно, как это имеет место согласно действующему Закону о валютном регулировании, органы валютного регулирования не устанавливают правил самостоятельно. Это не означает, что они остаются в стороне от реализации валютной политики. Как правило, на тех же самых субъектов государство возлагает функции реализации мер экономического валютного регулирования, а также организации и ведения валютного контроля.

Органы валютного регулирования

Применительно к валютному регулированию, понимаемому в узком смысле как правовой режим, органы валютного контроля – это те субъекты валютных регулятивных отношений, которые наделены правом устанавливать правила поведения для участников валютных операций, валютные ограничения. Согласно ст. 5 Закона о валютном регулировании к органам валютного регулирования отнесены:

– Правительство РФ;

– Центральный банк РФ.

В системе валютного регулирования, основанной на индивидуальных разрешениях, орган валютного регулирования (как правило, Центральный банк страны или аналогичное ему учреждение) может иметь право издавать ненормативные акты, разрешающие конкретному субъекту совершение валютной операции. Именно такая система действовала в России в 1991 – 2003 гг. Все операции, кроме текущих, было запрещено совершать без разрешения (лицензии) Банка России. Таким образом, валютное регулирование реализовалось в индивидуальном порядке: орган валютного регулирования изучал информацию о планируемой сделке, анализировал ее возможные последствия с точки зрения цели и задач валютного регулирования и разрешал операцию, если приходил к выводу, что она не будет иметь критических негативных последствий. Разумеется, эта система неприемлема в ситуации, когда перед валютным регулированием не ставится задача ограничить краткосрочные портфельные инвестиции, так как механизм получения индивидуальных разрешений рассчитан на единичные случаи согласования крупных инвестиционных проектов, а не на рассмотрение массовых обращений на ежедневной основе.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о валютном регулировании органы валютного регулирования наделены правом издавать нормативные правовые акты – “акты органов валютного регулирования” для реализации своих функций. Одновременно ч. 1 ст. 4 Закона оговаривает, что такие акты издаются, только если это прямо предусмотрено Законом.

Закон о валютном регулировании в действующей в настоящее время редакции предусматривает единичные случаи, в которых подзаконными нормативными актами могли бы устанавливаться валютные ограничения как таковые. Поэтому полномочия органов валютного регулирования по изданию актов валютного регулирования в действующем Законе ограничены по сравнению с его первоначальной редакцией.

Так, п. п. 5 и 9 ч. 3 ст. 14 Закона разрешают резидентам и нерезидентам совершать переводы без открытия банковского счета (трансграничные и на территории РФ) с одновременным наделением Банка России правом устанавливать ограничение суммы перевода. Это практически единственный пример, когда действующее законодательство сохраняет за органом валютного регулирования право определять содержательную часть валютного ограничения.

Кроме того, Банк России устанавливает “единые формы учета и отчетности по валютным операциям”. Правительство РФ по согласованию с Банком России определяет порядок предоставления юридическими лицами – резидентами отчетов о движении средств по зарубежным счетам и др. По своему содержанию эти акты устанавливают права и обязанности резидентов и нерезидентов, относящиеся к валютному контролю, не затрагивая содержательной части валютных операций. Тем не менее, поскольку граница между валютными ограничениями и мерами контроля достаточно подвижна и установленный в целях учета и контроля “порядок” совершения валютных операций может перерастать в фактические валютные ограничения, эти нормы могут рассматриваться как пример нормотворческих полномочий органов валютного регулирования, пусть и с оговорками.

В пользу такой их квалификации, несколько разрушающей логичное разграничение органов регулирования и органов контроля по их нормотворческой компетенции, свидетельствует еще одно соображение.

Подзаконные акты в области валютного контроля именуются в Законе о валютном регулировании актами валютного контроля, и издавать их могут органы валютного контроля. В случае с Банком России особой разницы нет, так как он признается и органом валютного регулирования, и органом валютного контроля. А вот Правительство РФ к органам валютного контроля Законом не отнесено. Следовательно, любой подзаконный акт, который оно издает в рамках полномочий, предоставленных ему Законом, должен считаться актом валютного регулирования.

Этот на первый взгляд сугубо схоластический вопрос влечет сугубо практические последствия: ст. 15.25 КоАП РФ, в которой сконцентрированы меры административной ответственности за нарушения правил валютного регулирования и контроля, применима только к случаям нарушения:

– валютного законодательства в узком смысле слова, т.е. Закона о валютном регулировании;

– актов органов валютного регулирования.

Поэтому, чтобы защита того или иного подзаконного акта обеспечивалась мерами административной ответственности, с формально-юридической точки зрения нужно, чтобы он издавался исключительно и только в рамках полномочий Правительства РФ и Банка России как органов валютного регулирования.

Поскольку и Правительство РФ, и Банк России могут выступать в валютных операциях в роли их непосредственных участников, Закон о валютном регулировании оговаривает их право проводить все виды валютных операций без ограничений . Это необходимо для того, чтобы эти субъекты могли реализовать меры экономической валютной политики, выполняя валютное регулирование в широком смысле слова – как совокупность юридических и экономических мер.

Органы валютного контроля

Органы валютного контроля – это публично-правовые субъекты, в задачи которых входят:

– нормативное правовое регулирование валютного контроля в рамках, установленных законодательством;

– проведение контрольных мероприятий;

– применение мер административной ответственности к нарушителям валютного законодательства.

Право органов валютного контроля на издание нормативных правовых актов по вопросам валютного контроля ограничено. Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о валютном регулировании они издают акты валютного контроля в случаях, предусмотренных валютным законодательством и актами валютного регулирования; эти акты не могут затрагивать вопросы регулирования валютных операций. По смыслу Закона о валютном регулировании система мер валютного контроля предусмотрена Законом непосредственно. В тех случаях, когда Закон наделяет органы валютного контроля правом издания подзаконных актов, речь идет о конкретизации порядка проведения валютного контроля. Например, Закон предусматривает возможность применения такой меры контроля, как наблюдение <1> за валютными операциями резидентов посредством паспортов сделок, одновременно возлагая на Банк России установление правил оформления таких паспортов <2>.

——————————–

<1> Здесь наблюдение – термин, обозначающий метод финансового контроля, основанный на регулярном получении информации.

<2> См.: ст. 20 Закона о валютном регулировании, Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета дополнительными банками валютных операций и контроля за их проведением”.

Закон о валютном регулировании не относит Правительство РФ к органам валютного контроля, хотя оно и названо в ч. 1 ст. 22 Закона в одном ряду с органами и агентами валютного контроля как субъект, “осуществляющий валютный контроль”. На Правительство РФ Закон возлагает координационные и нормотворческие функции в области валютного контроля. Контрольных мероприятий оно, конечно же, само не проводит.

К собственно органам валютного контроля относятся:

– Росфиннадзор;

– Центральный банк РФ.

Агенты валютного контроля

Непосредственное проведение валютного контроля возлагается государством не только на публично-правовых субъектов, но и на частноправовых. Такая организация валютного контроля обусловлена как объективно присущей финансам контрольной функцией, так и историческими причинами.

Различные финансовые институты – банки, биржи, участники рынка ценных бумаг – в соответствии с родом деятельности обладают информацией о финансовых операциях своих клиентов и об их валютных операциях в том числе. Отсюда – объективно существующая возможность использовать это их свойство в государственных интересах.

Поскольку валютное регулирование в своем классическом виде сформировалось в странах Западной Европы в XX в., ему присуще такое не очень характерное для российской правовой системы явление, как возложение публично-правовых контрольных функций на негосударственные учреждения – банки. Это было сделано по соображениям удобства и экономии, так как создание разветвленной сети государственных контрольных органов было бы слишком дорогостоящим. Тот же подход был воспринят Россией при переходе от валютной монополии, при которой валютный контроль был не нужен, к валютному регулированию.

Таким образом, агенты валютного контроля – это в первую очередь банки и иные финансовые учреждения. Хотя они выполняют отдельные публично-правовые контрольные функции, они не наделены никакими юрисдикционными полномочиями по отношению к своим клиентам. Этим объясняется такое важнейшее отличие от органов валютного контроля, как отсутствие полномочий по изданию нормативных правовых или правоприменительных актов. Агенты валютного контроля не могут ни издавать правил, ни привлекать лиц к ответственности. Они могут только собирать информацию, а в случае выявления признаков нарушений валютного законодательства – передавать сведения органам валютного контроля.

Однако система частноправовых агентов валютного контроля в России дополняется возложением функций валютного контроля на некоторые федеральные органы исполнительной власти, которые благодаря специфике своей деятельности располагают информацией о валютных операциях и о внешнеторговых сделках, с которыми связана основная часть валютных операций. В настоящее время это таможенные и налоговые органы.

Круг полномочий таких “суперагентов” несколько шире, чем обычных агентов, так как они обладают властными полномочиями и вправе самостоятельно составлять протоколы по делам об административных правонарушениях в случае выявления нарушений валютного законодательства. Кроме того, они могут собирать информацию от других агентов валютного контроля (тогда как обычный агент – уполномоченный банк “видит” только информацию о своих клиентах). Такие агенты занимают промежуточное положение между агентами и органами валютного контроля.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг.


В том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

1.3Виды системмеждународных денежных переводов

Системы денежных переводов предоставляют банки-корреспонденты, которые оказывают посреднические услуги между банками-агентами. Эти банки-корреспонденты заключают агентские договора на обслуживание международных систем переводов с банками-агентами в разных государствах. На основании агентского договора, банк-агент может отправить или выплатить денежный перевод. В банке-агенте и банке-корреспонденте открываются счета, на которые, и с которых, совершаются денежные переводы.


Переводы можно отправлять в разной валюте. Независимо от вида отправленной валюты, можно получить перевод в той валюте государства, в которую отправляется перевод. При этом, если вам поступил перевод в долларах, можно конвертировать валюту перевода в другую. Однако можно потерять небольшую разницу после конвертации.

Переводы могут быть адресные и безадресные. Приадресныхпереводах указывается страна получателя и его город. Вбезадресных– только страна получателя. Безадресный перевод очень удобен тем, что его можно снять в любом городе страны получателя.

Время, через которое получатель может получить перевод, зависит от вида международных переводов, но, в основном происходит моментально. Другой причиной могут служить сбои в сетевых коммуникациях, обеспечивающих работу банка.

Комиссия может зависеть от страны, в которой находятся банки-отправители/банки-получатели. Перевод не может быть отправлен в страну, занесенную в «черный список» ФАТФ (организация по предотвращению отмывания денег), или на которые наложено эмбарго США (к примеру, Канарские, Сейшеловы острова или оффшорные страны).


Основными критериями при выборе системы денежного перевода, будет служить следующее:

· Стоимость денежного перевода

· Валюта денежного перевода

· Скорость зачисления денег

· География

· Качество оказываемых услуг

С целью контроля роста уровня инфляции, а также для развития экономики внутри нашего государства осуществляется Валютный контроль. Закон о валютном контроле был принят еще в 1992 году, этот самый контроль осуществляют органы государственной власти, основная цель данной в мероприятии заключается в том, чтобы контролировать отток национальной валюты за пределы РФ. За нарушение законодательства предусмотрено наказание как для физических, так и для юридических лиц. Рассмотрим более детально, что такое валютный контроль и как он осуществляется на текущий момент.

Что такое валютный контроль

Итак, основная цель валютного контроля – это обеспечение соблюдения действующего законодательства, в том числе закона о валютном регулировании и валютном контроле. Его положения мы рассмотрим позже, для начала стоит разобрать, какие основные функции выполняет валютный контроль, к ним относится:

  • отслеживание расчетов, проведенных не в отечественной валюте и проверять все сопровождающие документы;
  • регулировать внутренний валютный рынок и отслеживать движение денежных средств, чтобы не допустить обвала отечественного рубля;
  • проверка транзакций, осуществленных в иностранной валюте, и их правомерность;
  • проверка учета операций в иностранной валюте.

Обратите внимание, что все вышеперечисленные функции выполняют органы валютного контроля и агенты.

Что касается органов валютного контроля, то к ним можно отнести:

  1. ЦБ РФ. Именно Центральный банк уполномочен контролировать оборот иностранной валюты, выдавать лицензию на проведение операций, проверять учет, а также издавать нормативные акты, касающиеся данных операций.
  2. Минфин РФ.
  3. ВЭК (валютно-экспортный контроль) данная Федеральная служба осуществляет контроль над проведением операций в иностранной валюте с зарубежными партнерами, а также исполнение обязательств в иностранной валюте.
  4. Таможенная служба, которая контролирует ввоз и вывоз отечественной и иностранной валюты за пределы РФ.
  5. Правоохранительные органы – МВД.
  6. Федеральная налоговая служба, ведущая контроль в области налогообложения по сделкам, расчет по которым осуществляется в иностранной валюте.

Другой вопрос, кто такие валютные агенты. На самом деле агентами валютного контроля являются иные коммерческие организации, являющиеся подотчетные всем вышеперечисленным государственным структурам. К таким организациям относятся коммерческие банки и небанковские кредитные организации, имеющие разрешение Центрального банка России на осуществление операций в иностранной валюте.

Органы валютного контроля

Итак, выше мы разобрали, какие государственные органы имеют отношение к осуществлению валютного контроля на территории нашей страны. Вместе с тем они обязаны исполнять некоторые обязательства:

  1. Составлять нормы и правила для всех резидентов и нерезидентов Российской Федерации.
  2. Контролировать все операции, производящиеся в иностранной валюте гражданами нашей страны, например, предпринимателями, которые импортируют товары и принимают оплату в иностранной валюте.
  3. Проводят надзор всех субъектов проводящих оплату в иностранной валюте, проверяют договора и отчетные документы.

Если говорить то же самое простыми словами, то все граждане нашей страны, а также граждане других государств, которые ввозят или вывозят валюту должны подчиняться надзорным органам и предоставлять им все необходимые документы для осуществления полноценного контроля. То есть, по первому требованию всех должностных лиц нужно предоставлять разрешение на совершение валютных операций, договора по которым осуществлялись транзакции и отчеты, в том числе, о выплате налога. Кстати, здесь есть один существенный нюанс, заключающийся в том, что при выявлении нарушений закона об обороте иностранной валюты в России могут лишиться лицензии как резиденты РФ, так и нерезидента.

Закон о валютном контроле

Все вышеперечисленные действия осуществляются на основании 173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Если говорить коротко о положении данного закона то он определяет:

  • порядок осуществления операций в иностранной валюте;
  • полномочия органов контроля за осуществлением операции в иностранной валюте;
  • права и обязанности лиц, которые хранят и передают иностранную валюту на территории государства;
  • ответственность, предусмотренная за нарушение законодательства.

Чтобы максимально точно понять, что регламентирует закон о валютных операциях на территории нашей страны стоит разобраться, какие именно операции подходят под выполнение данного закона. К таким операциям относится иностранная валюта, как платежные средства. То есть, здесь определяется порядок расчета между сторонами договора в иностранной валюте, зачастую, такие договоры имеют место быть при взаимоотношениях между партнерами из разных стран, например, при экспорте товаров. Отсюда следует, что закон определяет необходимость контроля за движением иностранной валюты внутри нашего государства. Кроме всего прочего, контролирующие органы должны отслеживать все движения между счетами в иностранной валюте, как резидентов и нерезидентов в нашей страны. В первую очередь все вышеперечисленные меры необходимы для того, чтобы укрепить позиции отечественной валюты на территории нашей страны.

Какие функции выполняют органы контроля

Итак, мы выяснили, что контроль за валютными операциями в нашей стране могут осуществлять как уполномоченные государственные органы, так и агенты. Для начала разберем, какие функции непосредственно выполняют государственные органы. Ведь к ним относится непосредственно только государственные структуры в лице Центробанка, Министерства финансов, ВЭК и таможенной службы. Кстати, к таким контролирующим органам также можно перечислить налоговую службу постольку, поскольку именно она отвечает за налогообложение по всем операциям и сделкам.

Так, в качестве органа контроля Центробанк должен в первую очередь следить за любыми в движении денежных средств в иностранной валюте, а также с помощью законодательства четко определять порядок обращения с иностранными денежными знаками. В связи с этим в его полномочия входит установление порядка расчетов в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами Российской Федерации. Кроме всего прочего, Центральный Банк России определяет требования к договорам, порядок осуществления транзакции и другое. Говоря простыми словами, Центробанк в данном случае является главным органом, который регламентирует необходимые документы, порядок открытия и ведения счетов, а также может установить лимиты на расчеты между сторонами договора.

Кстати, выше также говорилось, что агентами валютного контроля являются банки и небанковские кредитные организации. Они также имеют полное право открывать счета в иностранной валюте и осуществлять движение средств по ним. Но дело в том, что для осуществления данных операций должно быть выдано разрешение от Центрального банка или, иными словами, лицензия. При отсутствии такой лицензии осуществлять операции в иностранной валюте строго запрещено.

Федеральная налоговая служба

Налоговики имеют непосредственное отношение к валютным операциям, между сторонами договора, которыми могут быть как резиденты, так и нерезидент Российской Федерации. Ведь при экспорте и импорте товаров все обязаны уплачивать налог в федеральный бюджет, здесь налоговая служба имеет право осуществлять надзор в следующих случаях:

Полномочия ФНС ограничены только сферой налогообложения, соответственно, налоговики имеют право проверять договора и отчетные документы, связанные с ними, а также требовать исполнения налогового законодательства.
Налоговая служба имеет право проверять лицензию и разрешение на проведение операции в иностранной валюте.
Налоговая служба обязана уведомлять контролирующие органы о проведении счетов в иностранной валюте, например, при проверке учетных документов, было обнаружено проведение транзакций, в данном случае нужно проверить все сопровождающие сделку документы и уведомить о возможных нарушениях ЦБ и правоохранительные органы.

Обратите внимание, что налоговая инспекция не может применять какие-либо санкции в отношении лиц, нарушивших действующее законодательство, их задача непосредственно осуществляет налоговый контроль, взимать обязательные выплаты в добровольном или принудительном порядке, и вместе с тем они могут лишь передавать информацию в иные контролирующие органы при выявлении каких-либо нарушений.

Федеральная таможенная служба

Таможенники имеют непосредственное отношение к валютному контролю, ведь именно они могут контролировать ввоз и вывоз за пределы РФ отечественной валюты и иностранной. Их полномочия закреплены в постановлении правительства № 809. Итак, какие полномочия имеет таможенная служба РФ в области валютного контроля:

  • контролируют ввоз и вывоз продукции через границу, и способы расчета между сторонами договора;
  • проверяют разрешения за совершение расчетов в иностранной валюте.

Кстати, при рассмотрении роли таможенной службы при осуществлении валютного контроля, нельзя не затронуть тему Таможенного союза. Если говорить простыми словами, то таможенный союз – это договоренность между некоторыми странами (Киргизия, Армения, Беларусь, Россия, Казахстан) по импорту и экспорту товаров без уплаты таможенной пошлины. То есть, страны-участники союза освобождаются лишь от уплаты пошлины и имеют некоторые иные послабления, но вместе с тем они также обязаны соблюдать закон о валютном регулировании и валютном контроле.

Кстати, разница для участников ТС лишь в том, что для них действует упрощенная процедура ввоза товаров в РФ. Обязательным документов при экспорте является паспорт сделки. Этот документ должен отражать совершенные транзакции в иностранной валюте. Документ выдает уполномоченный банк. Кстати, паспорт сделки отменен с 1 января 2018.

Роль банков в валютном регулировании

Постольку, поскольку валютный контроль в РФ осуществляется не только государственными органами, но и агентами, роль банков в данном случае довольно важная. При этом банки – это непосредственно те агенты, которые владеют всей информацией о счетах юридических лиц, индивидуальных предпринимателях и физических лиц. Отсюда следует, что кредитно-финансовые организации и небанковские кредитные организации обязаны отслеживать движение валютных операций между резидентами и нерезидентами РФ.

Так нужно максимально подробно рассмотреть обязанности банковских и небанковских кредитных организаций:

  • отслеживание ввоза и вывоза иностранной валюты или иностранных ценных бумаг;
  • контроль за межнациональными переводами в рублях или иностранной валюте;
  • переводы между счетами нерезидентов Российской Федерации в пределах нашей страны.

Все вышеперечисленные операции можно условно объяснить следующим образом: банки по поручению своих клиентов, которыми могут являться как резиденты, так и нерезиденты нашей страны. Переводят денежные средства со счёта на счёт при этом денежные средства могут переходить как внутри банка, так и в другие банки, в том числе зарегистрированные за границей. Именно за всеми вышеперечисленными операциями обязан следить агент валютного контроля.

Обратите внимание, что банки уполномоченные осуществлять операции в иностранной валюте только в том случае, если имеют на то соответствующую лицензию от Центрального банка России.

Какие документы нужны в банк для осуществления валютных операций

На самом деле список документов зависит от нескольких факторов, попробуем разобраться в вопросе, какие именно документы нужны для переводов денежных средств в иностранной валюте. В первую очередь нужны документы: паспорт физического лица или свидетельство, подтверждающее статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме всего прочего, обязательно требуется лицензия на осуществление расчетов и переводов в иностранной валюте, данную лицензию должно предоставить лицо, осуществляющее переводы в иностранной валюте.

Далее, список документов будет выглядеть следующим образом: клиент должен предоставить паспорт сделки, банковские и таможенные декларации. Кроме того, нужны документы, подтверждающие основания для осуществления переводов, например, договора.

Права и обязанности субъектов

Итак, из всего вышесказанного можно прийти к такому выводу, что каждый государственный орган, а также агент валютного контроля, выполняет свои функции, которые в общем итоге позволяют эффективно отслеживать движение иностранной и отечественной валюты. При этом каждый участник данного процесса имеет некоторые права и обязанности:

  1. В полномочия контролирующих органов входит проверка документов, с целью выявления нарушений в отношении действующего законодательства.
  2. Задача контролирующих органов проверить подлинность документов и оценить достоверность и всесторонность проведенных операций.
  3. Обязательство контролирующих органов заключается в том, чтобы проверить все документы и договора на соответствие действующим законодательным актам.

Обратите внимание, что за нарушение закона о валютном контроле предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Задача агентов валютного контроля состоит в следующем:

  • следить за счетами и операциями, проводимыми по ним в иностранной валюте, как резидентами, так и нерезидентами РФ;
  • передавать информацию в вышестоящие уполномоченные органы при обнаружении действующего законодательства;

Как осуществляется Валютный контроль

Итак, если подвести итог всего вышесказанного, то начать стоит с того, что основная задача валютного контроля состоит в том, чтобы выявить нарушения при проведении операций в иностранной валюте, а также предотвратить отток отечественной валюты за пределы нашей страны. Чтобы работа по валютному контролю была эффективной, к ней привлекаются некоторые государственные структуры, а также коммерческие банковские и небанковские организации. Общей целью данных мероприятий выступает:

  1. Определить насколько проводимые операции между счетами резидентов и нерезидентов Российской Федерации соответствует действующему законодательству.
  2. Проверить исполнение действующего законодательства и исполнение своих обязательств перед нашим государством.
  3. Проверить, насколько целесообразно проводить платежи в иностранной валюте в той или иной ситуации.
  4. Проверить учет операций, проводимых в иностранной валюте.

Итак, если сделать общий вывод, то валютный контроль необходим в нашей стране для того, чтобы органы власти смогли определить, какое место занимает иностранная валюта среди предпринимателей, насколько необходимо проводить платежи непосредственно в иностранной валюте, а также и предотвратить отток капитала за рубеж. А если быть точнее, то необходимость контроля за проводимыми операциями имеет несколько основных причин, в частности, контроль позволяет предотвратить сокрытие реальных доходов предпринимателей и хранение денежных средств на счетах в иностранных банках. Помимо всего прочего, контроль нужен для того, чтобы контролировать выплаты в бюджет в виде налогов, то есть в данном случае меры необходимы для того, чтобы предприниматели оплачивали свои обязательства в полном объеме и не укрывались от налогообложения в соответствии с налоговым законодательством.

Обратите внимание, еще одной целью валютного контроля является укрепление позиций отечественной валюты по отношению к иностранной, чем меньше операции будет проводиться в иностранной валюте тем, меньше угроза долларизация отечественной экономики.

Итак, если подвести итог, то валютный контроль – это отслеживание операций, производимых в иностранной валюте на территории нашего государства, причем к данному мероприятию имеют отношения многие государственные органы, чья деятельность в той или иной степени связана с финансами. Основная цель валютного контроля – защитить и укрепить отечественную валюту на российском рынке, выявить недобросовестных предпринимателей.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...