Неправомерное неудержание или неперечисление налоговым агентом. Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа


Юристы и риелторы рассказали, зачем жителям многоквартирных домов стоит задуматься об оформлении прилегающих земельных участков в общедолевую собственность

Двор в Москве (Фото: Валерий Матыцин/ТАСС)

Вопрос оформления земли в собственность под многоквартирными домами стал острым для части москвичей после запуска программы реновации. Пока это не вылилось в реально оформленные права собственности — в Росреестре сообщили «РБК-Недвижимости», что не наблюдают роста обращений граждан. Редакция узнала у юристов и риелторов, зачем нужна собственность на землю под домом, а в Росресстре рассказали, как ее оформить.

Собственники помещений в многоквартирном доме (МКД) являются одновременно владельцами общего имущества в этом здании: чердаков, подвалов, крыши, инженерного оборудования. В список входит земля, на которой расположен дом с прилегающими территориями в рамках кадастрового участка, а также все находящиеся элементы благоустройства и озеленения, говорит управляющий партнер риелторской компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая.

Согласно Жилищному кодексу РФ, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с прилегающей территорией, необходимой для его эксплуатации, принадлежит собственникам помещений этого дома на праве общей долевой собственности.

«Без земли домов не бывает — еще при строительстве новых жилых зданий дольщик уже получает право на землю, на которой будет располагаться дом. Даже если объект не завершен, дольщики имеют право оформить в собственность долгострой и земельный участок под ним», — пояснила Мария Литинецкая.

В настоящее время оформление земельного участка, прилегающего к МКД, в Москве является правом, а не обязанностью собственников. «Пока столичное правительство не понуждает москвичей оформлять права на землю. В том числе это объясняется тем, что городским властям в таком случае удобно распоряжаться своей муниципальной землей, не учитывая интересы собственников помещений в МКД», — рассказал «РБК-Недвижимости» партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев.

Зачем нужна собственность на землю у дома

Жители МКД становятся полноправными собственниками участка, а значит, они получают дополнительные возможности распорядиться своей общей землей. Права собственности на землю, по словам юристов, опрошенных редакцией «РБК-Недвижимости», не ограничиваются. Собственники вправе принять решение даже о строительстве на участке в установленном законом порядке либо передаче части участка в аренду, поясняют они.

«Собственники квартир могут распределить между собой землю под наземную стоянку во дворе, построить или снести какие-либо элементы благоустройства, установить шлагбаум на въезде во двор или ограждение всей территории, сдать часть земли в аренду», — приводит примеры управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая. Кроме того, они могут обезопасить себя от точечной застройки, ведь нередко, если земля остается в муниципальной собственности, власти отдают ее под строительство, что прямо противоречит интересам и комфорту жильцов близлежащих домов, считает она.


Закрытый двор в Москве (Фото: Андрей Махонин/ТАСС)

В то же время вместе с правами возникают и обязанности. В частности, собственникам МКД придется самостоятельно решать вопросы обслуживания имущества (досуговые зоны, дороги и тротуары, парковочные места), поясняет Мария Литинецкая.

Земля и реновация пятиэтажек

Если дом попал в программу реновации, то владельцы при получении равноценной квартиры должны получить и компенсацию за долю в общей собственности на землю и объекты на ней. «Рыночная цена на объект недвижимости формируется не только исходя из стоимости самого жилого помещения, но и всего здания, земли под ним и объектов общего пользования. Поэтому справедливая денежная компенсация, которая предусмотрена законопроектом о реновации, уже будет включать в себя возмещение стоимости земельного участка под домом», — говорит Мария Литинецкая.

При неоформленной земле прав на нее у собственников квартир не возникает. Это создает угрозу для жителей домов, ведь власти могут предложить компенсацию без учета стоимости земли под пятиэтажкой, отмечает Мария Литинецкая.

«Если же земля будет оформлена в долевую собственность жителей многоквартирного дома, попавшего в программу реновации жилья, то здесь есть основания ставить вопрос о выплате соответствующей компенсации в случае изъятия земельного участка для государственных нужд, если его изъятие будет производиться по этой процедуре. Иных каких-то специальных вариантов закон о реновации, насколько мне известно, на сегодняшний день не предусматривает», — утверждает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.

«Поэтому до принятия решения о реновации владельцам квартир в хрущевках следует размежевать участок под своим домом, поставить его на кадастровый учет и оформить в собственность. Этим же я бы рекомендовала заняться владельцам квартир в МКД, которые находятся в непосредственной близости от пятиэтажек. Если их участок также не оформлен (а, скажем, является собственностью города, как и прилегающая земля с хрущевкой), то при будущей застройке власти смогут «отрезать» у них важный кусок земли», — дополняет Мария Литинецкая.


Пятиэтажки в Бескудниковском районе (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Напомним, что ранее председатель комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская жителей сносимых пятиэтажек ставить землю под этими домами на кадастровый учет. «Хочу упомянуть решение Верховного суда РФ для случая, когда собственник будет требовать не натуральное возмещение, а денежную компенсацию. Тогда в нее, помимо рыночной стоимости жилого помещения, входит доля в праве на общее имущество и на земельный участок. Я призываю всех москвичей озаботиться постановкой на кадастровый учет земельных участков под своими домами, потому что только в этом случае стоимость земельного участка будет входить в рыночную стоимость квартиры», — сказала Галина Хованская на пресс-конференции по программе реновации в Госдуме 19 мая.

На каком основании земля принадлежит собственникам

Если территория поставлена на кадастровый учет и сформирована до вступления в силу Жилищного кодекса (то есть до 01.03.2005), то владельцы квартир в многоквартирном доме считаются ее собственниками со дня вступления в силу этого кодекса, рассказал «РБК-Недвижимости» представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Росреестр).

Если же участок сформирован и занесен в кадастр после принятия кодекса, то право совместной собственности появляется в силу закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Данные положения были неоднократно подтверждены судами, а также министерствами и ведомствами России, добавил он.

«В силу закона о государственной регистрации недвижимости доказательством существования права на недвижимое имущество является государственная регистрация такого права в Едином государственном реестре недвижимости», — рассказали юристы, опрошенные «РБК-Недвижимостью». По их словам, для того чтобы это право собственности на землю являлось официальным, его необходимо оформить и внести соответствующие данные в государственный реестр.

Однако оформить землю под многоквартирным домом в Москве непросто и часто возможно только через суд, отмечают юристы. Основными проблемами они называют то, что на кадастровой карте столицы под многими домами не сформирован земельный участок, часто его границы не определены.

Согласно действующему законодательству (№ 189-ФЗ от 29.12.2004) формированием земельных участков, на которых расположен многоквартирный жилой дом, занимаются органы государственной власти или местного самоуправления. В Москве таким уполномоченным органом является департамент городского имущества, который в рамках своих полномочий утверждает границы участка на кадастровой карте территории, если участок размежеван.


Оформление документов в управлении Росреестра (Фото: Александр Рюмин/ТАСС)

Если участок не размежеван, то определение его границ может быть произведено при помощи услуг кадастрового инженера, который подготовит межевой план земельного участка. Данные об этом участке также могут быть предоставлены кадастровым инженером в электронную систему ведения реестра прав на недвижимое имущество.

Оформление документов на земельный участок производится органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Россреестр), для чего в этот орган предоставляются соответствующие документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации недвижимости, в частности решение общего собрания собственников помещений о формировании земельного участка и об определении долей, заявление, план земельного участка и прочие, необходимые для государственной регистрации прав.

«Без проведения указанных процедур земельный участок не будет оформлен в общую долевую собственность, следовательно, никаких полномочий собственника в отношении данного земельного участка у жителей многоквартирного дома не будет. Они не смогут распоряжаться этой землей или совершать в отношении нее какие-либо правопритязания», — пояснил партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.

Как оформить землю у дома в собственность

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с прилегающей территорией, может быть оформлен в общую долевую собственность владельцев помещений многоквартирного дома (МКД). По словам Михаила Кюрджева, основанием для регистрации права является решение собственников МКД, а также кадастровый паспорт земельного участка.

Необходимо проверить по публичной кадастровой карте, сформирован ли земельный участок под конкретным домом. Если сформирован и вы знаете его номер, надо отправить запрос на получение сведений об участке на сайте Росреестра. После оплаты и получения выписки с паспортом и свидетельством о праве собственности на жилое или нежилое помещение в этом доме (сейчас вместо свидетельства о праве собственности выдают выписку и ЕГРН) обратиться в Центр предоставления государственных услуг «Мои документы». В центре госуслуг следует оплатить госпошлину 600 руб. и сдать документы, через три дня выписка о праве на долю в общедолевой собственности на участок должна быть готова.

Если участок под домом не сформирован, то регистрацией права занимаются сами жильцы. Обычно они организуют общее собрание, заключают договор с кадастровым инженером, оплачивают подготовку межевого плана, назначают представителя. Последний заполняет заявление и сдает пакет документов в Росреестр.

Для того чтобы оформить кадастровый паспорт на земельный участок, необходимо осуществить межевание земельного участка. Кадастровый инженер готовит проект межевания. Далее необходимо согласовать проект границ с собственниками соседних участков (если такие есть) или с правительством Москвы (если вся земля вокруг принадлежит городу), описывает процедуру Михаил Кюрджев.

Как правило, кадастровый инженер берет данные об обслуживаемой территории у эксплуатирующей организации (то есть учитывается та площадь, которую по факту содержат собственники МКД, оплачивая расходы на эксплуатацию и уборку самого дома и прилегающей территории), поясняет Михаил Кюрджев.

Межевой план утверждается департаментом городского имущества Москвы и затем выносится на публичные слушания, на которых абсолютным большинством голосов собственники жилого дома утверждают (или не утверждают) проект межевания. «Данная процедура законна и прописана в ст. 46 Гражданского кодекса. Она существует для того, чтобы собственники могли ознакомиться с межевым планом, задать вопросы проектировщикам, внести свои предложения. После утверждения проекта начинаются собственно межевые работы. Как правило, они стоят около 30-40 тыс. руб. с одного дома.

После этого с межевым планом на руках собственники обращаются в Росреестр, чтобы их участок был поставлен на кадастр», — дополняет Мария Литинецкая.

Какие документы нужны

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав на земельный участок под многоквартирным домом, установлен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иными нормативными правовыми актами:

— заявление о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

— документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности (при представлении заявления посредством личного обращения);

— решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;

— документы о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (межевой план и т. д.);

— решение (протокол) общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

— правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до 31 января 1998 года (если на момент представления документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости помещений в многоквартирном доме в ЕГРН отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав указанных собственников);

Куда подавать документы

Документы на государственную регистрацию можно подать лично через центры предоставления государственных услуг «Мои документы», офисы приема филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» либо отправить почтой (обязательно с описью вложений и объявленной ценностью) или в электронном виде через портал Росреестра. Срок регистрации составит семь рабочих дней, в случае если документы поданы через центр предоставления государственных услуг «Мои документы», срок регистрации составит девять рабочих дней.

  1. ...Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу.
    Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и
    законодательства о градостроительной деятельности.
    Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса), в пункте 2.1 постановления № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в Жилищном кодексе общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а во Вводном законе – специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).
    Из частей 2–5 статьи 16 Вводного закона с учетом разъяснений, данных в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление № 10/22), следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса .
    Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
    Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.


    1.09.1939 - 02.09.1945

  2. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом . В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса.
    В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений своих прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 постановления № 10/22).

    Великодержавная риторика всегда предшествует войне.
    1.09.1939 - 02.09.1945

  3. Частью 4 статьи 16 Вводного закона предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
    Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета , что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок
    самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 постановления № 12-П).
    Статьей 43 Градостроительного кодекса предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков . Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы
    земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса
    . Не допускается требовать в указанном случае предоставления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
    Законами города Москвы полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, поэтому
    полномочия по подготовке и утверждению проектов межевания кварталов осуществляются органами государственной власти Москвы либо органами,
    которые наделены такими полномочиями законами Москвы.
    Исходя из пункта 5.8 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы (правопреемник - Департамент городского имущества), утвержденного постановлением правительства Москвы от 11.03.2011 № 65-ПП, департамент утверждает проекты межевания территории в случае их подготовки в виде отдельного документа.
    В соответствии со статьей 12 Закона о землепользовании уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по заявлению собственников многоквартирного дома формирует земельный участок в срок не более шести месяцев. Границы земельных участков устанавливаются на основании проектов межевания территории.

    Великодержавная риторика всегда предшествует войне.
    1.09.1939 - 02.09.1945

  4. Департамент городского имущества города Москвы (далее – Департамент) информирует, что в связи с вступлением в силу поправок к Земельному кодексу Российской Федерации с 01.03.2015 образование земельных участков под многоквартирными жилыми домами осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

    При этом выпуск распорядительного документа Департамента об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не требуется.

    Информация об утвержденных проектах межевания кварталов размещена на сайте http://eatlas.mos.ru/ в слое «Территориальное деление».

    С момента формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме.

    Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании межевого плана.

    Реестр кадастровых инженеров размещен на официальном сайте Росреестра

    Великодержавная риторика всегда предшествует войне.
    1.09.1939 - 02.09.1945

  5. Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" <1> земельные участки, размеры которых являются необходимыми для этих целей, переходят в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме бесплатно.

    С 01 января 2015 года собственники помещений в многоквартирном доме (далее МКД) не уплачивают земельный налог за находящейся в общей долевой собственности земельный участок (пп.6 п.2 ст.389 Налогового кодекса РФ).

    Примечание: Земельный участок является оформленным в общедолевую собственность, если он прошел государственный кадастровый учет и в кадастровый паспорт земельного участка внесены сведения о правах в графу 13, что правообладателями земельного участка являются «СОБСТВЕННИКИ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ».

    ***МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ НОРМАТИВНЫХ РАЗМЕРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В КОНДОМИНИУМАХ

    УДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ, ПРИХОДЯЩЕЙСЯ НА 1 М2 ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЗДАНИЙ РАЗНОЙ ЭТАЖНОСТИ:
    СНиП 2.07.01-89* для 17-этажного дома - Не менее 0,92
    Upd.: норма действует при расчете площади 18 кв.м на человека, при другом нормативе рассчитывается по формуле
    Узд = Узд18 *18 / Н, где
    Узд18 = 0,92
    Н - расчетная жилищная обеспеченность, м2
    По домам Квартала Н = 0,552

    Великодержавная риторика всегда предшествует войне.
    1.09.1939 - 02.09.1945

  6. , а можете подробно написать что делать собственникам? какие шаги предпринять? какие конкретно риски получаются? Нормативные акты - это хорошо (огромное спасибо за подборку). Но для большинства собственников - это ничего не значит. Если будут шаблоны обращений, понятные алгоритмы действий - то больше людей можно вовлечь.
    Спасибо!

Согласно ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. Можно ли при несвоевременной уплате НДФЛ по причине счетной ошибки, отсутствии денежных средств и т.д. самим рассчитать и уплатить штраф в размере 20% и пеню в бюджет (налог был удержан у налогоплательщиков, но несвоевременно перечислен в бюджет)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При несвоевременном перечислении в бюджет сумм НДФЛ налоговый агент может самостоятельно рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму пеней. Самостоятельная уплата пеней наряду с перечислением в бюджет необходимой суммы НДФЛ минимизирует налоговые риски в части привлечения к налоговой ответственности по НК РФ за несвоевременную уплату налога.
Штраф, являясь мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, может быть взыскан только налоговым органом на основании соответствующего решения и в размере, определенном с учетом индивидуализации наказания. Возможность самостоятельного расчета налоговым агентом штрафа и его уплаты при отсутствии соответствующего решения законодательно не предусмотрена.

Обоснование вывода:
Действительно, на основании НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Как видим, положения указанной статьи предусматривают ответственность налогового агента (вне зависимости от конкретного налога - НДС, НДФЛ или налог на прибыль), даже если он перечислил удержанный налог, но сделал это с нарушением установленного срока. То есть ответственность налогового агента, в частности, по НДФЛ, может наступить и в случае, если налог исчислен, удержан, но в бюджет не перечислен или перечислен несвоевременно (вне зависимости от длительности совершения нарушения) ( Минфина России от 04.04.2017 N 03-02-08/19755, от 16.12.2016 N , от 19.03.2013 N и др.).
Причем последующее перечисление налога не является обстоятельством, исключающим привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения ( Минфина России от 12.04.2013 N 03-02-07/1/12347).
Вместе с тем никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены РФ ( НК РФ). В соответствии с НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
Положения РФ не предусматривают возможность самостоятельного расчета и уплаты налоговым агентом (как и налогоплательщиком) суммы штрафа при отсутствии вступившего в силу решения налогового органа о привлечении лица к ответственности.
Кроме того, при применении налоговых санкций (штрафов) устанавливаются и учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения ( НК РФ, Минфина России от 12.12.2016 N 03-02-08/73862, от 11.11.2016 N , от 13.10.2016 N ). При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным размером ( НК РФ). И наоборот - при наличии обстоятельства, отягчающего ответственность (совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение), размер штрафа увеличивается на 100% ( , НК РФ).
То есть налоговый агент, привлекаемый к налоговой ответственности за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению НДФЛ, в любом случае имеет право на возможность установления в его деле существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию наказания. Как указано в Минфина России от 15.03.2018 N 03-04-05/16172, меры публично-правовой ответственности должны быть адекватны тяжести содеянного, величине и характеру причиненного ущерба, другим определяющим их индивидуализацию существенным обстоятельствам.
Иная ситуация обстоит с пеней.
Порядок уплаты пеней установлен НК РФ и распространяется в том числе на налоговых агентов ( НК РФ). Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (в данном случае налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки ( НК РФ).
Положения указанной статьи предполагают самостоятельное исчисление и уплату пеней налогоплательщиком (налоговым агентом) ( НК РФ). Так, согласно НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Причем независимо от применения налоговых санкций (штрафов) ( НК РФ).
При этом НК РФ предусматривает принудительное взыскание пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ.
Более того, самостоятельная уплата пеней является одним из необходимых условий освобождения налогоплательщика от ответственности в случае обнаружения им в ранее представленной налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате ( , НК РФ). В силу НК РФ указанные положения распространяются и на налоговых агентов, предоставляющих в налоговый орган уточненные расчеты.
В рассматриваемой ситуации, как следует из вопроса, несвоевременная уплата НДФЛ не связана с обнаружением налоговым агентом ошибок в ранее представленном в налоговый орган расчете по НДФЛ ( НК РФ).
Однако освобождение налогового агента от ответственности с учетом НК РФ возможно и тогда, когда отчетные документы (расчеты) по НДФЛ своевременно представлены в налоговый орган без ошибок и искажений, при этом налоговый агент допустил просрочку в перечислении в бюджет удержанного НДФЛ.
Конституционный Суд РФ в от 06.02.2018 N 6-П признал взаимосвязанные положения и НК РФ не противоречащими в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер.
Конституционно-правовой смысл указанных взаимосвязанных положений и НК РФ, выявленный Конституционным Судом РФ в приведенном Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В свою очередь, ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097 налоговым органам рекомендовано руководствоваться правоприменительной практикой по вопросам применения налогового законодательства (решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ) (смотрите Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, а также от 16.02.2015 N 03-02-07/1/6889).
В любом случае, самостоятельная уплата пеней налоговым агентом наряду с перечислением в бюджет необходимых сумм НДФЛ минимизирует налоговые риски в части привлечения к налоговой ответственности по НК РФ за несвоевременную уплату налога. Обращаем внимание на условие, указанное Конституционным Судом РФ - несвоевременное перечисление в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер. Иными словами, при сознательном несвоевременном перечислении удержанных сумм НДФЛ в бюджет налоговый агент вряд ли может рассчитывать на освобождение от взыскания штрафа даже при условии уплаты пеней на сумму просрочки.
Таким образом, при несвоевременном перечислении в бюджет сумм НДФЛ налоговый агент может самостоятельно рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму пеней. Штраф, являясь мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, может быть взыскан только налоговым органом на основании соответствующего решения и в размере, определенном с учетом индивидуализации наказания. Возможность самостоятельной уплаты штрафа налоговым агентом до вынесения налоговым органом соответствующего решения законодательно не предусмотрена.

К сведению:
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, установлены НК РФ.
В целях реализации Конституционного Суда РФ от 06.02.2018 N 6-П Минфин России вынес на публичное обсуждение законопроект, предусматривающий расширение перечня обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Так, предлагается освободить от налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного НК РФ, налоговых агентов, которые представили в установленный срок расчеты по НДФЛ, содержащие достоверные сведения, при отсутствии фактов неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащего перечислению в бюджетную систему РФ.
Предполагается, что условием такого освобождения будет являться перечисление налоговым агентом недостающей суммы налога и соответствующих пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначения выездной налоговой проверки по этому налогу за соответствующий налоговый период, а несвоевременное перечисление им в бюджетную систему РФ соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер.
С паспортом проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 109 части первой Российской Федерации" можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов по адресу http://regulation.gov.ru/ (ID проекта 02/04/03-18/00079541, подготовлен Минфином России 30.03.2018).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- . Расчет пеней по налогам, сборам, страховым взносам;
- Калькулятор пеней по налогам, сборам, взносам (подготовлен экспертами компании "Гарант");
- Энциклопедия судебной практики. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов ( НК);
- . Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);
- . Обстоятельства, смягчающие ответственность по ст. 123 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Prev Next

Курс «Сертифицированный профессиональный бухгалтер - главный бухгалтер». 13 мая 2019 года начинается обучение в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Бухгалтер», по обобщенной трудовой функции «Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности» - код B/01.6...

Резолюция

Резолюция круглого стола Подготовка работников для экономики XXI века. Модели взаимодействия средних учебных образовательных учреждений с работодателями. Практики, подводные камни, проблемы. В качестве основных проблем подготовки работников для экономики XXI века...

В Рамках Санкт-Петербургского международного форума труда в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» 1 марта 2019 года состоялся круглый стол «Подготовка работников для экономики XXI века. Модели взаимодействия средних учебных образовательных учреждений с...

Внедрение профессиональных стандартов в организацию деятельности предприятия и их применение в сфере управления персонал…

Приглашаем руководителей, кадровиков предприятий, лиц самостоятельно занимающихся организацией работы коллектива и иных заинтересованные лиц на повышение квалификации по программе спецкурса: Внедрение профессиональных стандартов в организацию деятельности предприятия и их применение в сфере управления персоналом. (Всего...

В СПКФР состоялось обсуждение вопросов разработки и экспертизы КОС для проведения профессиональных экзаменов специалисто…

22 января 2019 года Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка провел обсуждение вопросов разработки и экспертизы комплектов оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов специалистов финансового рынка.

О СОЗЫВЕ И ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ЧЛЕНОВ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА «ПАЛАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИ…

УВАЖАЕМЫЙ ЧЛЕН НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА «ПАЛАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ»! В соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом НП «ППБА» настоящим уведомлением НП «ППБА» (далее также – «Палата») сообщает:

Министр Максим Топилин – о поддержке предпенсионеров, повышении зарплат бюджетникам, нацпроекте «Демография» в интервью …

Работодателей будут стимулировать заботиться о самочувствии подчиненных, оценивать риски их здоровью. Как и зачем это планируется делать, что будет с зарплатами и пенсиями россиян, не возникнет ли в России жесткой...

30 ноября 2018 года в честь профессионального праздника «День аудитора и бухгалтера Краснодарского края» праздничный концертный зал Краевой государственной филармонии им Г.Ф. Пономаренко при полном аншлаге, собрал лучших представителей...

6 декабря начал работу форум «Национальная система квалификаций России-2018». В первом дне приняли участие более 1100 человек - представители федеральных и региональных органов власти, объединений работодателей, профсоюзов, советов по профессиональным квалификациям...

Актуальные вопросы сопряжения запросов рынка труда и системы подготовки кадров, в том числе в финансовой сфере, обсудили участники IV Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Мероприятие прошло 6 декабря в...

6 декабря начал работу форум «Национальная система квалификаций России-2018». В первом дне приняли участие более 1100 человек - представители федеральных и региональных органов власти, объединений работодателей, профсоюзов, советов по профессиональным...

6 декабря 2018 года в рамках форума «Национальная система квалификаций России-2018» состоялась пленарная сессия «Развитие профессионального образования в национальной системе квалификаций». С докладами выступили представители федеральных органов управления образованием –...

Организатором Форума выступает Национальное агентство развития квалификаций под эгидой Национального совета при Пре зиденте Российской Федерации по профессиональным квалификациям при поддержке Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения...

29 октября 2018 г. на утверждение Президенту Российской Федерации Владимиру Путину направлена дорожная карта по развитию Национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года. ...

XVIII Международная научно-практическая конференция в  г. Сочи

В городе Сочи с 12 по 16 октября 2018 г. прошла XVIII Международная научно- практическая конференция «Аудит, бухгалтерский учет, государственный финансовый контроль (надзор): вызовы, стратегия развития, решения». ...

Осень в разгаре, пора вспомнить и о повышении своей квалификации. Специально для Индивидуальных предпринимателей подготовлен семинар «ИП- сам себе «Главный бухгалтер», который состоится 20,21 ноября 2018 с 18 до 21ч. Стоимость семинара 5000 рублей. ...

C 12 по 16 октября 2018г. в г. Сочи будет проходить XVIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ на тему: «Аудит, бухгалтерский учет, государственный финансовый контроль (надзор): вызовы, стратегия развития, решения». Девиз конференции:...

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, что созданная правительством межведомственная рабочая группа обсуждает вариант создания трех типов аккредитации - базовой, продвинутой и ведущей. При этом базовый вуз должен заместить значительную часть...

19 сентября в Администрации Президента Российской Федерации состоялось очередное заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Объявлено о начале работы 3 новых советов по профессиональным квалификациям.

Пресс-конференция Конкурса для журналистов и редакций СМИ "Национальная система квалификаций в отражении российски…

16 октября 2018 года с 14.00 до 15.30 в здании РСПП состоится пресс-конференция Национального агентства развития квалификаций и Союза журналистов России - организаторов Конкурса СМИ «Национальная система квалификаций в отражении российских...

3 сентября 2018 года СПКФР провел обсуждение цифровых квалификаций специалистов финансового рынка. На обсуждении были рассмотрены разработанные цифровые компетенции специалистов на примере профессиональных стандартов «Бухгалтер», «Аудитор», «Внутренний контролер», «Специалист в...

30 августа состоялось первое установочное совещание рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Юрист». Группу возглавил и.о. председателя Профсоюза адвокатов России Григорий Абуков. Ассоциация участников финансового рынка СПКФР заявлена в числе разработчиков...

23 августа 2018 года Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка провел заседание Рабочей группы по разработке профессиональных стандартов в сфере налогообложения.

26 июля 2018 года состоялась встреча Апелляционной комиссии СПКФР в новом составе. Алексей Сонин, председатель Апелляционной комиссии, представил новых членов комиссии, проинформировал членов Комиссии о роли и функциях, а также принципах...

На стратегической сессии Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка обсудили развитие института независимой оценки квалификации – центров оценки квалификаций (ЦОК). Предложены лучшие практики организации работы ЦОК. Мероприятие прошло 19 июля...

Как сообщил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, вопросы электронного кадрового документооборота Минтруд России прорабатывает в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и приоритетной программы «Повышение производительности труда...

14 июня Правительство России одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Минтрудом России..

7-8 июня 2018 года в Санкт-Петербурге состоялся XXVII Международный финансовый конгресс «Финансовая система: устойчивость для роста». В работе конгресса принял участие А.В.Мурычев, исполнительный вице-президент РСПП, председатель Совета по профессиональным квалификациям...

Международныя юбилейная научно-практическая конференция на тему: «Повышение эффективности сетевых институтов финансового мониторинга в снижении коррупционных рисков в экономике Евразийских стран» посвященная 25-летию Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ), которая будет проходить с...

В рамках Всероссийской олимпиады профессионального мастерства, д.э.н., профессор Скобара Вячеслав Владимирович провёл обсуждение с присутствующими из разных регионов страны преподавателями учебных заведений актуальных вопросов

Опрос: "Повышение финансовой грамотности в трудовых коллектива"

В рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) совместно Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Банком России...

Состоялось совместное заседание Комиссий РСПП: по банкам и банковской деятельности; по финансовым рынкам; по страховой деятельности.

Состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка и Л…

18 апреля 2018 года в рамках Московского международного салона образования состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка в лице генерального директора Дианы Каримовны Маштакеевой и...

А.В.Мурычев, исполнительный вице-президент РСПП, член Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, 4 апреля 2018 года выступил на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке по вопросу «Развитие...

22 марта состоялось общее отчетно-выборное собрание членов Ассоциации участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций». На собрании рассмотрен отчет о деятельности Ассоциации в 2017 году и план работы на текущий...

21-23 марта 2018 года в Москве состоится ежегодная международная научно-методическая конференция «Образование будущего: новые кадры для новой экономики».

В Нижнем Новгороде прошла конференция «Национальная система профессиональных квалификаций Приволжского федерального округа: становление и развитие»

Темами для обсуждения на этот раз стали усиление роли системы профессионально-общественной аккредитации, увеличение полномочий региональных представительств СПКФР, развитие нормативной базы ЦОК, разработка и актуализация профстандартов.

23 ноября 2017 года Департамент учета, анализа и аудита проводит Круглый стол на тему «Обсуждение направлений реформирования аудиторской деятельности» по адресу: Москва, Финансовый университет, Ленинградский проспект, д.55, ауд. 213 (зал...

29 ноября 2017 - ежегодный проект «Клуб финансовых директоров»

Ежегодный проект «Клуб финансовых директоров», в рамках которого традиционно происходит комплексное обсуждение ключевых трендов экономики будущего года общих финансовых вопросов, разбор эффективных практик управления корпоративными финансами и современных инструментов привлечения...

Выставка «Безопасность. Охрана труда и кадры», секция «Внедрение профессиональных стандартов и независимой оценки квалиф…

16 ноября 2017 года в рамках выставки «БОТИК-2017» (безопасность, охрана труда и кадры) будет работать секция «Внедрение профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации». Время работы с 10:00 до 18:00 по...

Торжественное праздничное мероприятие посвященное "Дню аудитора и бухгалтера Краснодарского края"

1 декабря 2017 года в большом концертном зале здания государственной краевой филармонии г. Краснодара при поддержке администрации Краснодарского края, Международного института сертифицированных бухгалтеров и аудиторов, СРО аудиторов "Ассоциация содружество" (Москва)...

XVII Международная научно-практическая конференция в г. Сочи 13-17 октября 2017 года

В городе Сочи с 13 по 17 октября 2017 г. прошла XVII Международная научно-практическая конференция «Аудит, бухгалтерский учет, государственный финансовый контроль и надзор: накопленный опыт, тенденции, определение горизонтов развития».

Некоммерческому партнерству "Палата профессиональный бухгалтеров и аудиторов" 20 лет

Некоммерческому партнерству "Палата профессиональный бухгалтеров и аудиторов" 20 лет! Сегодня, 14 июля 2017, исполнилось 20 лет с момента создания профессионального объединения НП "Палата профессиональный бухгалтеров и аудиторов". Палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов -...

Межрегиональная конференция по вопросам внедрения Национальной системы квалификаций в г. Калуга

18 июля 2017 года в городе Калуга состоится межрегиональная конференция по вопросам внедрения Национальной системы квалификаций.

Межрегиональная конференция по вопросам внедрения национальной системы квалификаций в Тюмени

5 июля 2017 года в г.Тюмень состоялась Межрегиональная конференция по вопросам внедрения национальной системы квалификаций на уровне субъектов Российской Федерации.

Межрегиональная конференция «Профессиональные стандарты и образовательные программы: вектор и пути развития»

21 апреля 2017 состоялась Межрегиональная конференция «Профессиональные стандарты и образовательные программы: вектор и пути развития». Видеозапись мероприятия

20 марта 2017 года Международным институтом сертифицированных бухгалтеров был проведен Круглый стол-вебинар. Впервые в данном мероприятии приняли участие представители из двух профессиональных сообществ Некоммерческого партнерства «Международный институт сертифицированных бухгалтеров» и...

13 марта 2017 года в г.Краснодаре в целях оказания практической помощи в реализации Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 года № 996/пр «Об утверждении формы проектной...

Санкт-Петербургский международный форум труда

15-17 марта 2017 года в конгрессно-выставочном центре "ЭКСПОФОРУМ" проходит международный форум труда, на котором в том числе обсуждаются вопросы оценки квалификации. Подробнее...

FinSkills Russia назовет лучших в профессии

Национальное агентство развития квалификаций совместно с Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка в этом году учреждает Всероссийский Конкурс профессионального мастерства специалистов финансового рынка FinSkills Russia (FSR). Презентация конкурса... Конкурс пройдет на базе Международной научно-методической конференции...

Член президентского совета Палаты профессиональных бухгалтеров и аудиторов Светлана Михайловна Бычкова приняла участие в…

Министерство финансов опубликовало проект документа «Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»». В действующем положении по бухгалтерскому учету такая отсылка содержится в пункте 7 – компании вправе обращаться к МСФО, если...

14 февраля 2017 года Национальным агентством развития квалификаций проведен первый консультационный вебинар

14 февраля 2017 года Национальным агентством развития квалификаций проведен первый консультационный вебинар.

Совещание с представителями советов по профессиональным квалификациям по вопросам организации работ в рамках Федеральног…

24 января 2017 года, состоялось совещание организованное Национальным агентством развития квалификаций совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Проведение независимой оценки квалификации

28 февраля 2017 года первый и единственный в Санкт-Петербурге Центр оценки квалификаций НП «Палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов» планирует проведение независимой оценки квалификации по четырем квалификациям профстандарта «Бухгалтер»:

С 1 января 2017 года вступили в силу нормативные правовые акты, регулирующие организацию независимой оценки квалификации

С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». В целях реализации указанного федерального закона постановлениями Правительства...

НП «Палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов» и НП «Международная ассоциация сертифицированных бухгалтеров» заклю…

20 октября 2016 года НП «ППБА» и НП «МАСБ» заключили соглашение о партнерских отношениях, основной целью которого является развитие профессиональных навыков членов на основе общих представлений и подходов к подготовке...

Приказами Минтруда России утверждены первые нормативные правовые акты, регулирующие с 1 января 2017 года организацию независимой оценки квалификации в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ.

  • Поздравляем члена Президентского совета Палаты - Бычкову Светлану Михайловну с присвоением звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации»

  • Президент РФ Путин В.В. подписал указ о внесении изменений в Положение о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным…

    Указом от 18 декабря 2016 года № 676 Президент Российской Федерации В.В. Путин внес изменения в Положение о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и его персональный…

    • Международная интернет-конференция по анализу опыта разработки и применения оценочных средств при оценке профессиональных квалификаций

      19 декабря 2016 года в Национальном агентстве развития квалификаций состоялась международная интернет-конференция по анализу опыта разработки и применения оценочных средств при оценке профессиональных квалификаций.

    Prev Next

    Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

    Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,

    влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
    Объект данного правонарушения совпадает с объектом посягательства при совершении деяния, предусмотренного ст. 122 НК РФ.
    Субъектами правонарушения могут быть только налоговые агенты - организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет. К налоговым агентам относятся, например, работодатели, выплачивающие заработную плату работникам, организации, выплачивающие доход иностранным юридическим лицам, хозяйственные общества, выплачивающие дивиденды акционерам и участникам.
    Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налоговым агентом обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.
    Исходя из содержания этих обязанностей, зафиксированных в ст. 24 НК РФ, можно говорить, что ответственность по ст. 123 НК РФ наступает, только если налоговый агент имел реальную возможность удержать из дохода, выплачиваемого налогоплательщику, и перечислить налог в полном объеме, но не удержал и не перечислил, либо удержал, но не перечислил подлежащий удержанию налог в бюджет полностью или частично.
    Налог удерживается из средств, причитающихся налогоплательщику, и перечисляется в бюджет в денежной форме. Таким образом, если в распоряжении налогового агента нет источника для удержания налога, то есть денежных средств, принадлежащих налогоплательщику, объективная возможность удержать и перечислить налог отсутствует. Примером таких ситуаций являются передача дохода в натуральной форме, возникновение дохода в виде материальной выгоды, принудительное взыскание с налогового агента средств, причитающихся налогоплательщику.
    Налоговый агент не обязан перечислять налог, не удержанный с налогоплательщика по причине отсутствия денежных средств, выплачиваемых последнему, из собственных средств. Следовательно, на налогового агента при таких обстоятельствах не может возлагаться ответственность, предусмотренная ст. 123 НК РФ. Однако, если налоговый агент реально не может удержать налог, он обязан в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика.
    Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена как в форме умысла (например, неперечисление удержанного налога при наличии достаточных денежных средств на банковском счете налогового агента), так и в форме неосторожности (например, неполное перечисление сумм налога вследствие арифметической ошибки при его исчислении). Однако форма вины не влияет на размер штрафа.
    Заметим, что ст. 123 НК РФ предусматривает взыскание с налогового агента только штрафа в размере 20% от не перечисленной в бюджет суммы налога, подлежащего удержанию из средств налогоплательщика. Не может быть взыскана с налогового агента собственно сумма налога, не удержанная им с налогоплательщика (Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 17.01.2000, дело N Ф04/148-925/А45-99, Постановление ФАС Северо - Западного округа от 12.09.2000, дело N 2056).

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...