НП «Палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов» и НП «Международная ассоциация сертифицированных бухгалтеров» заклю…. XVIII Международная научно-практическая конференция в  г


    Общие положения

    Характеристика состава налогового

1. Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога предусмотрена ст. 120НКРФ.

общим налоговым правонарушением.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других правомерных действий (бездействия) наказывается штрафом в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную цену РФ, также влечет наложение штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Если указанные выше нарушения совершались умышленно, взыскивается штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

2. Объект этого правонарушения - публичный порядок в сфере налогообложения, а равно - финансовые интересы государства, субъектов муниципальных образований.

Субъект правонарушения - налогоплательщик (организация индивидуальный предприниматель).

Объективная сторона - занижение налогооблагаемой базы или вильное исчисление налога по итогам налогового периода, выявлен при выездной налоговой проверке налоговым органом и повлекшие уплату или неполную уплату сумм налога.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. НК РФ, выражается в неосторожности, а предусмотренного ч. 2 ст. НК РФ, - в прямом умысле.

Вопрос 70. Неудержание и (или)

НЕПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ

1.Общее положение.

2.Характеристика состава налогового

1. Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удер жанию и (или) перечислению налогов предусмотрена ст. 123 НК РФ.1

Данное правонарушение относят к общим налоговым правонарушением.

Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм нало­га, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, на­казывается штрафом в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

2. Объектом данного правонарушения является публичный порядок в сфере взимания налога, а также финансовые интересы государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

Субъект правонарушения налоговый агент.

Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении нало­говым агентом возложенных на него налоговым законодательством обя­занностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюд­жет удержанных сумм налогов.

Субъективная сторона правонарушения - умысел или неосторожность.

Вопрос 71. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового и другого органа на территорию или в помещение

1. Общие положения

1.Ответственность за незаконное воспрепятствование доступу должност­ ного лица налогового органа, таможенного органа, органа государствен­ ного внебюджетного фонда на территорию или в помещение предусмот­рена ст. 124 НК РФ.

Данное правонарушение относят к общим налоговым правонарушениям. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку в соответствии с положениями статей 87 - 100 НК РФ, на территорию или в помещение налогоплатель­щика или налогового агента наказывается штрафом в размере 5000руб.

2. Объект правонарушения - публичный порядной в сфере осуществления налоговыми органами налогового контроля.

Субъект правонарушения - организация или индивидуальный предприни­матель либо законный представитель индивидуального предпринимателя.

Объективная сторона правонарушения состоит в незаконном воспрепят­ствовании должностному лицу налогового органа, проводящего налого­вую проверку, налогоплательщиком или его законным представителем доступа на территорию или в нежилое помещение налогоплательщика. За­метим, что такое противоправное воспрепятствование доступу может вы­ражаться совершении как активных действий, препятствующих доступу

(например, установка искусственных заграждений, отказ открыть. помещение и т. п.), так и пассивных действий (уклонение от совершения действий, обеспечивающих возможность доступа).

Субъективная сторона этого правонарушения - прямой умысел.

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Комментарий к Ст. 123 НК РФ

Штраф по ст. 123 НК РФ применяется за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Налоговым кодексом РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Размер штрафа составляет 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 3 апреля 2012 г. N 15483/11 по делу N А72-5929/2010 отмечено, что, если иностранное лицо в российских налоговых органах на учете не состоит, вне зависимости от условий заключенного с иностранным лицом договора неисполнение российской организацией, состоящей на учете в налоговых органах, обязанности по удержанию налога на добавленную стоимость из выплачиваемых контрагенту средств не освобождает российскую организацию от обязанности исчислить этот налог и уплатить его в бюджет.

Если общество не удержит и не перечислит в бюджет причитающуюся с иностранной организации сумму налога, инспекция вправе привлечь общество к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. N 5317/11 по делу N А40-46934/10-13-255).

Налоговый агент удерживает необходимые суммы налога из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику. В случае если налоговый агент не имеет возможности удержать налог у налогоплательщика, он обязан сообщить об этом в течение месяца в налоговый орган.

Если доход налогоплательщика, подлежащий обложению налогом у налогового агента, состоит в экономической выгоде либо получен в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном .

В отличие от налогоплательщика, в отношении которого оговорен момент исполнения обязанности по уплате налога (он определяется по общему правилу моментом предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога либо моментом внесения денежной суммы в банк или кассу), Налоговый кодекс РФ не оговаривает, когда обязанность налогового агента по перечислению налога считается выполненной.

Непосредственным объектом данного налогового правонарушения являются отношения, связанные с исполнением налоговым агентом своих обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет сумм налогов. Опасность данного деяния состоит в том, что подрывается система финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования, так как налогоплательщик (хоть и не по своей вине) не исполняет лежащей на нем конституционной обязанности по уплате налога (ст. 57 Конституции РФ , ).

Характеризуя объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей 123 Налогового кодекса РФ, следует обратить ваше внимание на ряд важных положений:

а) обязанности налогового агента возлагаются на последнего нормами не только самого НК РФ, но и других законов, посвященных отдельным видам налогов;

б) из всего круга обязанностей, возложенных на налогового агента правилами п. 3 ст. 24 НК РФ, объективная сторона деяния, предусмотренного ст. 123 НК РФ, охватывает:

— невыполнение обязанностей по удержанию сумм налогов. Однако для того, чтобы иметь возможность удержать налог, необходимо по общему правилу его исчислить. Поэтому именно налоговый агент (а не налогоплательщик) в данном случае обязан исчислить сумму налога в соответствии с правилами ст. — ;

— невыполнение виновным обязанностей по перечислению в бюджет сумм удержанных налогов. При этом следует обратить внимание на ряд важных моментов:

1) хотя в комментируемой статье и говорится о перечислении суммы налогов, все же следует учесть, что в ряде случаев Налоговый кодекс РФ допускает возможность уплаты налога путем внесения наличных денег. Поэтому и случаи такого невнесения охватываются объективной стороной данного правонарушения;

2) объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, налицо и тогда, когда виновный одновременно и не удержал, и не перечислил (не внес) в бюджет соответствующую сумму налогов, и тогда, когда он, хотя и удержал сумму налога, не перечислил (не внес) ее, и тогда, когда виновный не полностью удержал сумму налога либо не полностью перечислил (внес) удержанную сумму налога;

в) для наступления ответственности не имеет значения размер неудержанной (неперечисленной) суммы налогов. Однако весьма незначительный размер такой суммы может быть учтен при определении меры ответственности как смягчающее обстоятельство ().

Субъектами анализируемого деяния могут выступать только налоговые агенты, т.е. лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Однако российские организации, не наделенные статусом юридических лиц (это возможно в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 3 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»), не могут считаться субъектами данного правонарушения (так как они не могут являться налоговыми агентами, пока законодатель не внесет поправок в ст. , 123 и ряд других норм НК РФ).

Предусмотренное комментируемой статьей деяние и ответственность, когда оно совершено физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления.

Привлечение налогового агента — организации к ответственности за совершение данного правонарушения не освобождает ее руководителя (иное лицо, выполняющее в организации управленческие функции) при наличии достаточных оснований от административной, уголовной, иной предусмотренной законом ответственности ().

Привлечение налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ не освобождает его от обязанности удержать и перечислить в бюджет сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ).

Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется наличием или умысла, или неосторожной формы вины.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Объект данного правонарушения совпадает с объектом посягательства при совершении деяния, предусмотренного ст. 122 НК РФ.
Субъектами правонарушения могут быть только налоговые агенты - организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет. К налоговым агентам относятся, например, работодатели, выплачивающие заработную плату работникам, организации, выплачивающие доход иностранным юридическим лицам, хозяйственные общества, выплачивающие дивиденды акционерам и участникам.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налоговым агентом обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.
Исходя из содержания этих обязанностей, зафиксированных в ст. 24 НК РФ, можно говорить, что ответственность по ст. 123 НК РФ наступает, только если налоговый агент имел реальную возможность удержать из дохода, выплачиваемого налогоплательщику, и перечислить налог в полном объеме, но не удержал и не перечислил, либо удержал, но не перечислил подлежащий удержанию налог в бюджет полностью или частично.
Налог удерживается из средств, причитающихся налогоплательщику, и перечисляется в бюджет в денежной форме. Таким образом, если в распоряжении налогового агента нет источника для удержания налога, то есть денежных средств, принадлежащих налогоплательщику, объективная возможность удержать и перечислить налог отсутствует. Примером таких ситуаций являются передача дохода в натуральной форме, возникновение дохода в виде материальной выгоды, принудительное взыскание с налогового агента средств, причитающихся налогоплательщику.
Налоговый агент не обязан перечислять налог, не удержанный с налогоплательщика по причине отсутствия денежных средств, выплачиваемых последнему, из собственных средств. Следовательно, на налогового агента при таких обстоятельствах не может возлагаться ответственность, предусмотренная ст. 123 НК РФ. Однако, если налоговый агент реально не может удержать налог, он обязан в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика.
Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена как в форме умысла (например, неперечисление удержанного налога при наличии достаточных денежных средств на банковском счете налогового агента), так и в форме неосторожности (например, неполное перечисление сумм налога вследствие арифметической ошибки при его исчислении). Однако форма вины не влияет на размер штрафа.
Заметим, что ст. 123 НК РФ предусматривает взыскание с налогового агента только штрафа в размере 20% от не перечисленной в бюджет суммы налога, подлежащего удержанию из средств налогоплательщика. Не может быть взыскана с налогового агента собственно сумма налога, не удержанная им с налогоплательщика (Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 17.01.2000, дело N Ф04/148-925/А45-99, Постановление ФАС Северо - Западного округа от 12.09.2000, дело N 2056).

(извлечение)

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Назаровой Еле при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению межрайонной инспекции МНС России N 2 по Нижегородской области, г. Дзержинск, к ФГУП “Завод им. *.*. Свердлова“, г. Дзержинск, о взыскании штрафа в сумме 4808624 рубля 60 копеек.

Сущность спора:

Определением арбитражного суда от 21.05.2003 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А43-977/03-32-30.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Межрайонной инспекцией МНС России N 2 по Нижегородской области в июне - сентябре 2002 года была проведена выездная налоговая проверка ФГУП “Завод им. *.*. Свердлова“ по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах в период с 01.10.1999 по 01.07.2002, по результатам которой был составлен акт от 29.10.2002 N 02-542 и вынесено решение от 25.12.2002 N 02-542 о привлечении ФГУП “Завод им. *.*. Свердлова“ к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 4808624 рубля 60 копеек: по налогу на прибыль в сумме 2659692 рубля 00 копеек, по налогу на доходы физических лиц в сумме 1191097 рублей 00 копеек, по налогу на добавленную стоимость в сумме 536456 рублей 28 копеек, по земельному налогу в сумме 273121 рубль 58 копеек и по единому социальному налогу в сумме 148257 рублей 60 копеек.

Ответчику было выставлено требование об уплате штрафа N 4009 по состоянию на 27.12.2002 со сроком исполнения до 01.01.2003.

Ответчик штраф не уплатил, и налоговый орган обратился в суд с заявлением о его взыскании.

Суд, рассмотрев заявленные требования, счел их подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

Решениями Арбитражного суда Нижегородской области по делам N А43-994/03-32-30 и N А43-5665/03-31-226, вступившими в законную силу, решение межрайонной инспекции МНС России N 2 по Нижегородской области от 25.12.2002 N 02-542 о привлечении ФГУП “Завод им. *.*. Свердлова“ было признано недействительным в части штрафа по налогу на прибыль в сумме 2533545 рублей 70 копеек, штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 85702 рубля 22 копейки, штрафа по земельному налогу в сумме 273121 рубль 58 копейки и по единому социальному налогу в сумме 148257 рублей 60 копеек.

Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решениями Арбитражного суда Нижегородской области по делам N А43-994/03-32-30 и N А43-5665/03-31-226 установлено, что ФГУП “Завод им. *.*. Свердлова“ правомерно привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 450754 рубля 26 копеек, по налогу на прибыль в сумме 126146 рублей 00 копеек и по налогу на доходы физических лиц в сумме 1191097 рублей 00 копеек, всего 1767997 рублей 56 копеек.

Учитывая изложенное, суд считает, что требование налогового органа о взыскании с ФГУП “Завод им. *.*. Свердлова“ штрафа в сумме 1767997 рублей 56 копеек является правомерным и подлежащим удовлетворению.

При рассмотрении данного спора суд руководствуется преюдициальным значением решений Арбитражного суда Нижегородской области от 07.05.2003 по делу N А43-994/03-32-30 и от 11.02.2004 по делу N А43-5665/03-31-226.

Расходы по делу в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия “Завод им. *.*. Свердлова“ (Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Свердлова, 4) в доход бюджета штраф в сумме 1767997 рублей 56 копеек и в доход федерального бюджета - госпошлину в сумме 20439 рублей 98 копеек.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Согласно ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. Можно ли при несвоевременной уплате НДФЛ по причине счетной ошибки, отсутствии денежных средств и т.д. самим рассчитать и уплатить штраф в размере 20% и пеню в бюджет (налог был удержан у налогоплательщиков, но несвоевременно перечислен в бюджет)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При несвоевременном перечислении в бюджет сумм НДФЛ налоговый агент может самостоятельно рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму пеней. Самостоятельная уплата пеней наряду с перечислением в бюджет необходимой суммы НДФЛ минимизирует налоговые риски в части привлечения к налоговой ответственности по НК РФ за несвоевременную уплату налога.
Штраф, являясь мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, может быть взыскан только налоговым органом на основании соответствующего решения и в размере, определенном с учетом индивидуализации наказания. Возможность самостоятельного расчета налоговым агентом штрафа и его уплаты при отсутствии соответствующего решения законодательно не предусмотрена.

Обоснование вывода:
Действительно, на основании НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Как видим, положения указанной статьи предусматривают ответственность налогового агента (вне зависимости от конкретного налога - НДС, НДФЛ или налог на прибыль), даже если он перечислил удержанный налог, но сделал это с нарушением установленного срока. То есть ответственность налогового агента, в частности, по НДФЛ, может наступить и в случае, если налог исчислен, удержан, но в бюджет не перечислен или перечислен несвоевременно (вне зависимости от длительности совершения нарушения) ( Минфина России от 04.04.2017 N 03-02-08/19755, от 16.12.2016 N , от 19.03.2013 N и др.).
Причем последующее перечисление налога не является обстоятельством, исключающим привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения ( Минфина России от 12.04.2013 N 03-02-07/1/12347).
Вместе с тем никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены РФ ( НК РФ). В соответствии с НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
Положения РФ не предусматривают возможность самостоятельного расчета и уплаты налоговым агентом (как и налогоплательщиком) суммы штрафа при отсутствии вступившего в силу решения налогового органа о привлечении лица к ответственности.
Кроме того, при применении налоговых санкций (штрафов) устанавливаются и учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения ( НК РФ, Минфина России от 12.12.2016 N 03-02-08/73862, от 11.11.2016 N , от 13.10.2016 N ). При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным размером ( НК РФ). И наоборот - при наличии обстоятельства, отягчающего ответственность (совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение), размер штрафа увеличивается на 100% ( , НК РФ).
То есть налоговый агент, привлекаемый к налоговой ответственности за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению НДФЛ, в любом случае имеет право на возможность установления в его деле существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию наказания. Как указано в Минфина России от 15.03.2018 N 03-04-05/16172, меры публично-правовой ответственности должны быть адекватны тяжести содеянного, величине и характеру причиненного ущерба, другим определяющим их индивидуализацию существенным обстоятельствам.
Иная ситуация обстоит с пеней.
Порядок уплаты пеней установлен НК РФ и распространяется в том числе на налоговых агентов ( НК РФ). Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (в данном случае налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки ( НК РФ).
Положения указанной статьи предполагают самостоятельное исчисление и уплату пеней налогоплательщиком (налоговым агентом) ( НК РФ). Так, согласно НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Причем независимо от применения налоговых санкций (штрафов) ( НК РФ).
При этом НК РФ предусматривает принудительное взыскание пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ.
Более того, самостоятельная уплата пеней является одним из необходимых условий освобождения налогоплательщика от ответственности в случае обнаружения им в ранее представленной налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате ( , НК РФ). В силу НК РФ указанные положения распространяются и на налоговых агентов, предоставляющих в налоговый орган уточненные расчеты.
В рассматриваемой ситуации, как следует из вопроса, несвоевременная уплата НДФЛ не связана с обнаружением налоговым агентом ошибок в ранее представленном в налоговый орган расчете по НДФЛ ( НК РФ).
Однако освобождение налогового агента от ответственности с учетом НК РФ возможно и тогда, когда отчетные документы (расчеты) по НДФЛ своевременно представлены в налоговый орган без ошибок и искажений, при этом налоговый агент допустил просрочку в перечислении в бюджет удержанного НДФЛ.
Конституционный Суд РФ в от 06.02.2018 N 6-П признал взаимосвязанные положения и НК РФ не противоречащими в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер.
Конституционно-правовой смысл указанных взаимосвязанных положений и НК РФ, выявленный Конституционным Судом РФ в приведенном Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В свою очередь, ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097 налоговым органам рекомендовано руководствоваться правоприменительной практикой по вопросам применения налогового законодательства (решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ) (смотрите Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, а также от 16.02.2015 N 03-02-07/1/6889).
В любом случае, самостоятельная уплата пеней налоговым агентом наряду с перечислением в бюджет необходимых сумм НДФЛ минимизирует налоговые риски в части привлечения к налоговой ответственности по НК РФ за несвоевременную уплату налога. Обращаем внимание на условие, указанное Конституционным Судом РФ - несвоевременное перечисление в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер. Иными словами, при сознательном несвоевременном перечислении удержанных сумм НДФЛ в бюджет налоговый агент вряд ли может рассчитывать на освобождение от взыскания штрафа даже при условии уплаты пеней на сумму просрочки.
Таким образом, при несвоевременном перечислении в бюджет сумм НДФЛ налоговый агент может самостоятельно рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму пеней. Штраф, являясь мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, может быть взыскан только налоговым органом на основании соответствующего решения и в размере, определенном с учетом индивидуализации наказания. Возможность самостоятельной уплаты штрафа налоговым агентом до вынесения налоговым органом соответствующего решения законодательно не предусмотрена.

К сведению:
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, установлены НК РФ.
В целях реализации Конституционного Суда РФ от 06.02.2018 N 6-П Минфин России вынес на публичное обсуждение законопроект, предусматривающий расширение перечня обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Так, предлагается освободить от налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного НК РФ, налоговых агентов, которые представили в установленный срок расчеты по НДФЛ, содержащие достоверные сведения, при отсутствии фактов неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащего перечислению в бюджетную систему РФ.
Предполагается, что условием такого освобождения будет являться перечисление налоговым агентом недостающей суммы налога и соответствующих пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначения выездной налоговой проверки по этому налогу за соответствующий налоговый период, а несвоевременное перечисление им в бюджетную систему РФ соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер.
С паспортом проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 109 части первой Российской Федерации" можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов по адресу http://regulation.gov.ru/ (ID проекта 02/04/03-18/00079541, подготовлен Минфином России 30.03.2018).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- . Расчет пеней по налогам, сборам, страховым взносам;
- Калькулятор пеней по налогам, сборам, взносам (подготовлен экспертами компании "Гарант");
- Энциклопедия судебной практики. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов ( НК);
- . Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);
- . Обстоятельства, смягчающие ответственность по ст. 123 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...