При несвоевременной уплате налога пеня начисляется. Энциклопедия решений


32. Относятся ли суммы пени, начисляемые за несвоевременную уплату налоговых платежей и сборов, к санкциям за нарушение налогового законодательства и как они отражаются в бухгалтерском учете?

Ответственность налогоплательщика за нарушения налогового законодательства установлена статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", первым пунктом которой определен перечень взыскиваемых финансовых санкций (сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли)), штрафов, пени за задержку уплаты налога и других санкций, отражаемых налогоплательщиком по строке 390 "Экономические санкции" формы 2 годового бухгалтерского отчета предприятия (письмо Минфина России от 24.06.92 N 48, пункт 3.14 Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия).

В соответствии с Инструкцией N 4 Государственной налоговой службы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то есть должны отражаться по дебету счета 81.

33. В каком порядке и в каком размере начисляется пеня за задержку уплаты налоговых платежей?

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Указом Президента РФ от 08.05.96 N 685 с 20 мая 1996 г. пеня, взыскиваемая с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога, установлена в размере 0,3 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" пеня взыскивается с налогоплательщика в размере 0,3 процента (0,7 процента с 22.12.93 - в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношении бюджетов различных уровней") неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если Законом не предусмотрены иные размеры пени.

В случае задержки уплаты налоговых платежей по вине банка или кредитного учреждения с них взыскивается пеня в размере 0,2 процента (0,7 процента - с 22.12.93) в порядке, установленном частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

34. Взыскивается ли пеня в случае задержки уплаты штрафных санкций?

Пеня в случае задержки уплаты штрафных санкций за нарушение налогового законодательства не начисляется.

35. Срок уплаты налога 5 октября, акционерное общество уплатило налог 12 октября; 7 и 8 были выходными днями. Исключаются ли выходные дни при подсчете дней просрочки платежа?

Определение суммы налоговых пеней, как правило, проблем не вызывает. Однако возникает немало вопросов и споров о том, как правильно выбрать даты для начисления пеней за просрочку уплаты налогов.
Пени начисляют за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Срок начинает течь на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Примером действия этого правила служит постановление Северо-Западного округа (пост. ФАС СЗО от 03.02.2014 № Ф07-9669/13 по делу № А05-16543/2012), в котором судьи отметили, что срок камеральной проверки декларации, начало проведения которой определено датой представления декларации, например 22 февраля, начинает течь с 23 февраля, а днем его окончания является 22 мая.

Расчет пеней за просрочку по мнению чиновников

Минфин России отмечает, что в день (момент) исполнения обязанности по уплате налога просрочка исполнения такой обязанности отсутствует (письмо Минфина России от 05.07.2016 № 03-02-07/39318).
Кодексом не предусмотрено начисление пеней за день, в котором просрочка исполнения обязанности по уплате налога отсутствует.

Чиновники поясняют следующее. В расчет принимается весь период - со следующего дня после последнего числа для уплаты налога до даты, когда недоимку погасят. За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляют. Это связано с тем, что их взимают только с задолженности перед бюджетом. В день же, когда в банк предъявили платежное поручение (провели зачет и т.д.), задолженность по налогу считают уже погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ).
Обязанность по уплате налога считается исполненной со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет денежных средств со счета налогоплательщика в банке.

В свою очередь, банк должен исполнить поручение на перечисление налога не позднее одного операционного дня, следующего за днем его получения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов (пп. 6, 9 ст. 46 НК РФ). Данное положение применяют также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Пени за просрочку: как рекомендуют считать судьи

В одном из постановлений Пленум ВАС РФ (п. 2 пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (далее - Постановление № 57)) отметил, что пени являются платежом, направленным на компенсацию потерь казны в результате неуплаты налога в срок. Их взыскивают за период с момента, когда налог должен был быть перечислен в бюджет, до наступления срока, в который обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно по итогам соответствующего налогового периода.

Пени начисляют по день фактического погашения недоимки за каждый календарный день просрочки. При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки (п. 57 Постановления № 57).
Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога (п. 14 Постановления № 57).

Конституционный Суд РФ, в свою очередь, отмечает, что обязанность компании по уплате налога считается исполненной в день списания с ее расчетного счета денежных средств при наличии на этом счете достаточного денежного остатка (п. 3 пост. КС РФ от 12.10.1998 № 24-П).

Обязанность по уплате налогов должна считаться исполненной в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика средств в уплату налога. После списания с расчетного счета имущество уже изъято, то есть налог уплачен.
По мнению автора, при определении количества дней для расчета пеней следует ориентироваться на день фактического списания денежных средств со счета налогоплательщика в банке. Эту дату можно подтвердить выпиской банка, ее также указывают в платежном поручении. Если банк списывает деньги с расчетного счета в уплату налога в тот же день, когда предъявлено платежное поручение, этот день не нужно считать для расчета пеней. Если банк списывает деньги на следующий день, то за день предъявления платежного поручения в банк следует начислить пени.

С 1 октября 2017 г. меняется порядок расчета пени за просрочку уплаты налога. Какие нововведения следует учитывать налогоплательщикам при расчете пени в случае образования недоимки?

Неуплата налога (авансового платежа) влечет начисление пеней на сумму недоимки (п.2 ст.57, п.3 ст.58 НК РФ).

Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов, страховых взносов), в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Целью начисления пени является компенсация потери государства из-за несвоевременной уплаты налогов (Определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 г. №1069-О, от 12.05.2003 г. №175-О).

До 1 октября 2017 г. процентная ставка пеней соответствовала 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей во время просрочки налоговых обязательств (обязательств по уплате страховых взносов). Ставка рефинансирования равна ключевой ставки ЦБ (с 2016 г. ЦБ РФ не устанавливает ставку рефинансирования).

С 1 октября 2017 г. вступили в силу изменения, внесенные в п.4 ст.75 НК РФ, Федеральным законом от 30.11.2016 г. №401-ФЗ (далее по тексту – Закон №401- ФЗ).

Новый порядок расчета пеней

Пени за просрочку уплаты налога (страхового взноса) с 1 октября 2017 г. рассчитываются по новым правилам

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

При этом процентная ставка пени принимается равной:
для физических лиц (включая ИП):

  • 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;

для организаций:

  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки (п.4 ст.75 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 28.09.2017 г. №ЗН-4-22/19471@ «О реализации положений Федерального закона №401-ФЗ»).

С 1 октября 2017 г. длительная задержка неуплаты налога (более 30 календарных дней) будет обходиться налогоплательщику дороже.

Кроме того, ст.75 НК РФ дополнена новым п.4.1.

Речь идет об отсрочке начисления пени за неуплату налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в тех регионах, где установлен «кадастровый» порядок расчета налога на имущество.

Напомним, что 1 января 2015 г. вступила в силу новая глава 32 «налог на имущество физических лиц» НК РФ, введенная Федеральным законом от 04.10.2014 г. №284-ФЗ.

Налоговая база в части облагаемых объектов рассчитывается на основе их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда субъектом РФ не принято решение об определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости (п.2 ст.402 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 16.10.2014 г. №БС-4-11/21489@).

Но в некоторых субъектах РФ налог на имущество физических лиц по-прежнему считается по инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на коэффициент-дефлятор. Для таких физических лиц норма п.4.1 ст.75 НК РФ не действует.

В этом случае, на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года, пеня начисляется, начиная с 01.05.2017 г.

Примеры расчета пеней по новым правилам

Пени по недоимке, образовавшейся до вступления в силу нововведений, следует начислять по старым правилам независимо от длительности просрочки (п. 9 ст. 13 Закона №401-ФЗ).

Это означает, что если срок уплаты налога наступил до 01 октября 2017 г., то расчет пени производится по старым правилам, т.е. исходя из 1/300 ставки рефинансирования независимо от количества дней образовавшейся просрочки

Сам алгоритм расчета периода просрочки по налогам для исчисления пени не изменился.

Пени рассчитываются, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Таким образом, число дней просрочки по налогам для расчета пени определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п.3 и п.4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318). В случае если ставка рефинансирования, попадающая на дни просрочки, изменялась, то расчет пеней производится, исходя из каждой ставки рефинансирования ЦБ РФ отдельно.

При этом за однодневное опоздание с уплатой налогов (сборов, страховых сборов) пени начислять и уплачивать не нужно (п.3 ст.75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318).

ПРИМЕР №1

Поскольку период просрочки не превышает 30 дней, то расчет пени осуществляется по 1/300 ставки рефинансирования.

Предположим, что ставка рефинансирования за 4 дня не менялась.

Тогда расчет пени за период просрочки составит:

(500 000 рублей х 8,5%/300) х 4 дня = 566,67 рублей.

Аналогичный подход к расчету пени с 1 октября 2017 года будет применяться и в части страховых взносов. То есть, если просрочка по уплате страховых взносов компании составит более 30 календарных дней, то пени рассчитываются исходя из 1/150 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки

ПРИМЕР №2

Срок уплаты взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2017 г. – 16 октября 2017 г. (перенос с выходного дня).

Компания перечислила страховые взносы с опозданием – 29.12.2017 г.

Сумма недоимки составила 100 000 рублей.

Период просрочки составляет 73 календарных дня (с 17.10.2017 г. по 28.12.2017 г.).

С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

Предположим, что ставка рефинансирования за 73 дня не менялась.

Период просрочки до 30 календарных дней – с 17.10.2017 г. по 15.11.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 300) х 30 дней = 850 рублей.

Период просрочки с 31 календарного дня – с 16.11.2017 г. по 28.12.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 150) х 43 дня = 2 436,67 рублей.

Всего за весь период размер пени составил: 850 рублей + 2 436,67 рублей = 3 286,67 рублей.

Таким образом, если просрочка уплаты налогов (сборов, страховых взносов) компании составляет более 30 календарных дней, то размер пени с 31 календарного дня будет в 2 раза выше.

Один из способов обеспечить исполнение обязанности по уплате налогов и сборов — начислить пени. Об этом говорится в пункте 1 статьи 72 Налогового кодекса.Пени — денежная сумма, которую налогоплательщик выплачивает в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки. Такое определение содержится в пункте 1 статьи 75 НК РФ. Пени не являются мерой ответственности. Это компенсация потерь бюджета за несвоевременную или неполную уплату начисленных сумм налога. Пени уплачиваются помимо сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора), а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Уплачивать пени должны не только налогоплательщики, которые не выполнили или несвоевременно исполнили обязанности по уплате налога в бюджет, но также налоговые агенты и плательщики сборов. Таково требование пункта 7 статьи 75 НК РФ.Правила расчета пеней прописаны в пунктах 3 и 4 статьи 75 НК РФ. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) начиная со дня, следующего за установленным законодательством сроком их уплаты. Пени рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период просрочки исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.Сумма пеней, подлежащих уплате, определяется следующим образом. Величина недоимки умножается на количество дней неисполнения обязанности по уплате налога (сбора). Полученное значение умножается на ставку рефинансирования Банка России (в процентах), затем на 1/300 и на 1/100. В результате получается сумма пеней в рублях и копейках, которую необходимо перечислить в бюджет.Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке или иного его имущества. Порядок принудительного взыскания пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей установлен в статьях 46 и 47 НК РФ, а с физических лиц, не являющихся предпринимателями, — в статье 48 Кодекса.

Начисление пеней на авансовые платежи

Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ (далее — Закон № 137-ФЗ) внес поправки в статью 58 НК РФ. Согласно пункту 3 этой статьи с 2007 года обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном порядку уплаты налога. Если авансовый платеж уплачен в более поздние сроки по сравнению с теми, которые установлены налоговым законодательством, то на сумму авансовых платежей начисляются пени. Порядок их начисления установлен в статье 75 Кодекса.До 2007 года пени на суммы неуплаченных авансовых платежей начисляли только по истечении отчетного (налогового) периода на основе реальной налоговой базы, указанной в декларации. Определение и общие вопросы исчисления налоговой базы прописаны в статьях 53 и 54 Кодекса. Если авансовые платежи рассчитывались исходя из других показателей (например, исходя из налога, начисленного в предыдущих кварталах), то до 1 января 2007 года пени по ним не начислялись до представления декларации.С этого года положения пункта 3 статьи 58 НК РФ позволяют налоговым органам начислять пени не только на суммы несвоевременно уплаченных авансовых платежей, рассчитанных по итогам истекшего отчетного периода на основе налоговой базы, но и на суммы авансовых платежей, исчисленных в ином предусмотренном законодательством порядке.Таким образом, с 2007 года пени на несвоевременно уплаченные авансовые платежи по отдельным налогам, в том числе на ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль , начисляются до окончания отчетного (налогового) периода и представления соответствующей декларации начиная со дня, следующего за сроком их уплаты, установленным законодательством о налогах и сборах.Ежемесячные авансовые платежи по ЕСН исчисляются исходя из сумм выплат и вознаграждений, являющихся объектом налогообложения, за прошедший месяц. Если эти платежи уплачены несвоевременно или не полностью, пени по ним начисляются после представления расчета по авансовым платежам. Пени начисляются со дня, следующего за установленным сроком их уплаты, то есть с 16-го числа месяца, в котором авансовый платеж подлежал уплате. Такой вывод следует из положений пункта 3 статьи 75 и пункта 3 статьи 243 НК РФ.В пункте 2 письма Минфина России от 28.05.2007 № 03-04-07-02/18 указано, что пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование начисляются в порядке, аналогичном порядку начисления пеней по единому социальному налогу. Основание — пункт 2 статьи 24 и пункты 2 и 4 статьи 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Пересчет пеней

Закон № 137-ФЗ внес изменения в статью 45 Кодекса. Так, с 1 января 2007 года налоговые органы вправе пересчитывать пени, начисленные ранее (п. 7 ст. 45 НК РФ). Пересчет осуществляется, только если налоговый орган принял решение об уточнении платежа.Напомним, что с этого года налогоплательщик, обнаружив ошибку в платежном поручении на перечисление налога, вправе подать в налоговую инспекцию по месту своего учета заявление с просьбой уточнить неверно указанные данные. В абзаце 2 пункта 7 статьи 45 НК РФ перечислены данные, которые налогоплательщик может исправить в платежном поручении на уплату налога. Это основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус налогоплательщика. К заявлению надо приложить копию самого платежного документа.После того как необходимые формы и документы представлены, по предложению налоговой инспекции или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Результаты сверки отражаются в акте, на котором ставят подписи налогоплательщик и уполномоченное должностное лицо налогового органа.На основании заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) налоговая инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Форма указанного решения утверждена приказом ФНС России от 02.04.2007 № ММ-3-10/187@.Обратите внимание: если налогоплательщик в платежном поручении на перечисление суммы налога неправильно указал счет Федерального казначейства или наименование банка получателя, что повлекло неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). В этом случае уточнение платежа и пересчет пеней не производятся.Когда решение об уточнении платежа принято, налоговая инспекция пересчитывает пени, начисленные на сумму налога, за период со дня фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия решения об уточнении платежа.Минфин России в письмах от 19.12.2006 № 03-02-07/2-122 и от 15.01.2007 № 03-02-07/2-3 разъяснил, в каких случаях в 2007 году пересчитываются пени. С 1 января 2007 до 1 января 2008 года возврат (зачет) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов производится за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации согласно Бюджетному кодексу. Это предусмотрено в пунктах 9 и 10 статьи 7 Закона № 137-ФЗ. В соответствии с указанными письмами в 2007 году эти положения применяются и в отношении уточнения платежа. Когда в результате ошибки в платежном документе сумма налога перечислена не в тот бюджет, в который следовало, уточнение платежа и пересчет пеней не осуществляются.

Когда пени не начисляются и не уплачиваются

Законом № 137-ФЗ в порядок исчисления пеней введено еще одно новшество. Теперь пени не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства. Правда, если разъяснения даны конкретному налогоплательщику или неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции. Так сказано в пункте 8 статьи 75 НК РФ. Если разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, пени на возникшую в результате этого недоимку начисляются.Кроме того, налогоплательщик освобождается от уплаты пеней в случаях, предусмотренных в пункте 3 статьи 75 НК РФ. Пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить из-за того, что его операции в банке были приостановлены или наложен арест на его имущество. Правом приостановить все операции в банке или арестовать имущество должника обладают только налоговые и судебные органы.Как сказано в пункте 1 статьи 78 НК РФ, сумму излишне уплаченного налога можно зачесть в счет погашения задолженности налогоплательщика по пеням. Причем, исходя из норм Закона № 137-ФЗ, с 1 января 2007 до 1 января 2008 года зачет переплаты налога в счет задолженности по пеням возможен, если и налог, и пени зачисляются в один бюджет.

Бручеева Л.В.
советник государственной гражданский службы РФ 2-го класса, Управление ввода данных, учета и отчетности ФНС России

Вопрос - ответ
ОТЧЕТНОСТЬ Фирма торгует в розницу промтоварами через магазины, принадлежащие ей на праве собственности. Торговые площади в каждом магазине не превышают 150 кв. м, поэтому организация является плательщиком ЕНВД. Объекты розничной торговли расположены на территории нескольких муниципальных образований субъекта РФ, обслуживаемых одним налоговым органом. Все магазины состоят в этом налоговом органе на учете в качестве обособленных подразделений фирмы. ЕНВД уплачивается по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом. Основание — статья 346.28 НК РФ. Обязана ли организация сдавать в налоговый орган декларации по ЕНВД отдельно по каждому обособленному подразделению (магазину), или она представляет одну декларацию по всем подразделениям (магазинам)? Если одной декларации достаточно, то КПП какого подразделения надо указать? Налогоплательщик обязан встать на учет в той налоговой инспекции, на территории обслуживания которой он ведет деятельность, облагаемую ЕНВД. В эту инспекцию налогоплательщик представляет единую декларацию по ЕНВД независимо от количества имеющихся на данной территории обособленных подразделений или мест осуществления деятельности.

Пеня за несвоевременную уплату налога

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки. Сказанное относится и к налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Порядок уплаты пеней установлен ст. 75 НК РФ и распространяется также на плательщиков сборов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков (п. 7 ст. 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки по уплате налога (сбора), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (сбора), если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пени могут быть начислены и в случае несвоевременной уплаты авансовых платежей по налогу (абзац 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).

В этом случае необходимо принять во внимание следующее:

Сумма пени определяется в том же порядке, как и при неполной уплате налога, в соответствии со ст. 75 НК РФ;

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то пени, начисленные за их неуплату, подлежат соразмерному уменьшению (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Правила такого уменьшения не установлены ни в НК РФ, ни в указанном выше постановлении Пленума ВАС РФ.

Налоговые органы начисляют пени на просроченные авансовые платежи только после представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период (см. письма Минфина России от 22.01.2010 N 03-03-06/1/15 , ФНС России от 13.11.2009 N 3-2-06/127). В случае получения убытка по итогам налогового периода, пени, начисленные на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, сторнируются (см. письмо ФНС России от 11.11.2011 N ЕД-4-3/18934).

Указанный порядок действует и при применении УСН, в случае, когда сумма исчисленных за отчетные периоды авансовых платежей окажется меньше уплаченного за налоговый период минимального налога (см. письмо Минфина России от 12.05.2014 N 03-11-11/22105).

Уплата пеней производится одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и независимо от применения иных обеспечительных мер или мер ответственности за нарушение налогового законодательства (п.п. 2 , 5 ст. 75 НК РФ).

Если организация самостоятельно пени не уплатит, то они могут быть взысканы в принудительном порядке (п. 6 ст. 75 НК РФ).

При этом пени не начисляются на сумму недоимки:

1) которая не могла быть погашена в силу того, что:

По решению налогового органа был наложен арест на его имущество;

По решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика.

В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств (п. 3 ст. 75 НК РФ);

2) которая образовалась у налогоплательщика (п. 8 ст. 75 НК РФ):

В результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления или уплаты налога, либо по иным вопросам применения налогового законодательства, данных ему либо неопределенному кругу лиц Минфином России, налоговым органом или другим уполномоченным органом (должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции. Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа;

В результате выполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга (норма действует с 1 января 2015 года).

Однако если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком, то пени будут начисляться в общем порядке;

3) в отношении которой истек пресекательный срок для взыскания. Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 N 8229/10, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, возможность взыскания которого утрачена. См. также п. 11 письма ФНС России от 24.12.2013 N СА-4-7/23263, письмо Минфина России от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192, постановление ФАС Московского округа от 10.06.2014 N Ф05-14553/12 и др.

При определенных обстоятельствах налогоплательщик вправе претендовать на изменение срока уплаты налога (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит). В случае принятия налоговым органом решения о переносе срока уплаты налога оснований для начисления пеней не возникает. Вместе с тем подача налогоплательщиком заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате (п. 3 ст. 75 НК РФ, постановление ФАС Центрального округа от 11.09.2007 N А48-4283/06-6).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...