Рефинансирование коммерческих банков центральным банком. Курсовая работа рефинансирование коммерческих банков центральным банком


Петрозаводская банковская школа ЦБ России

Курсовая работа на тему:

Исполнитель – студент __ курса

№__ группы заочного отделения

________________________

Руководитель:

________________________

Петрозаводск, 1999 г.

1.Введение.

2.Виды рефинансирования, метод совершения и оформления операции.

1 Кредиты, предоставляемые банком – санатором.

2 Учётные (дисконтные) кредиты.

3 Ломбардные кредиты.

4 Кредиты овернайт.

5 Краткосрочные (корректирующие) кредиты.

3.Политика рефинансирования европейских центральных банков.

4. Выводы. Современное осуществление и направление рефинансирования.

Введение

Начиная с конца 70-х годов индустриально развитые страны стали постепенно переходить от использования инструментов прямого контроля к использованию косвенных инструментов денежно–кредитной политики. Последние выражается в том, что из пяти контролирует цену и бьём предложений своих обязательств – резервных денег, что оказывает большое воздействие на процентные ставки, количество денег, объём кредитования в банковской системе.

К инструментам косвенного воздействия можно отнести целый комплекс мер центральных банков по рыночному изменению денежно – пред. отношений в регулировании денежной массы, включающий в себя резервные требования коммерческим банкам, ломбардные кредиты, депозиты небанковских институтов, кредитные аукционы, первичную продажу ценных бумаг центрального банка (операции открытого рынка), валютные операции вторичного рынка (операции репо).

При проведении центральными банками денежно-кредитной политики применяются меры длительного и краткосрочного характера.

Долгосрочные инструменты обеспечивают реализацию стратегии денежно-кредитной политики и, как правило, являются в основном традиционными инструментами регулирования – политика обязательных резервов открытого рынка, рефинансирования, валютная политика.

Инструментами, применяемыми центральными банками для гибкого и оперативного управления банковской ликвидностью, являются валютная политика, операции с определёнными ценными бумагами, депозитные операции и прочие.

Специальные механизмы рефинансирования, включающие способы заимствования или депонирования средств, создаваемых по инициативе кредитных (финансовых) учреждений и действующих в рамках лимитов, устанавливаемых центральным банком. Кредитование комбанков с использованием этих механизмов обязательно осуществляется под залог ценных бумаг.

Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве инструментов регулирования их ликвидности и потому по ним начисляются штрафные процентные ставки.

В соответствии с характером функционирования рефинансовые механизмы в настоящее время имеют относительно короткий срок. Долгосрочные операции нарушают принцип оперативного, гибкого управления ликвидностью ком. банков со стороны центрального банка.

Развитие системы рефинансирования исторически предполагало желание центральных банков обеспечить стабильность финансовой системы. Варьирование сроков кредитов в банковской системе – один из старейших способов использования инструментов денежной политики.

Рефинансирование кредитных организаций

Рефинансирование центральным банком коммерческих банков – это предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Оно является важным направлением деятельности центрального банка. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции банка банков.

Первоначально политика рефинансирования использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений наряду с первичным предназначением рефинансирование всё чаще стало использоваться как инструмент предоставления финансовой помощи коммерческим банкам.

Кредиты рефинансирования дают им возможность свести до минимума запасы своих ликвидных средств, позволяя при необходимости позаимствовать их у центрального банка. Ссуды ЦБ являются источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощённых резервов. Однако доступ к кредитам не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов рефинансирования и их размер зависят от ряда факторов, и прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. В случаях, когда деятельность потенциального кредитополучателя вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются лишь после получения заключения аудиторской фирмы о финансовом состоянии данного банка. Таким образом, критериями, ограничивающими право учреждений на обращение в центральный банк за кредитами рефинансирования, как правило, являются не только форма их организации, но и уровень платёжеспособности. Кредиты рефинансирования различаются в зависимости от:

Методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

Формы обеспечения (учётные и ломбардные кредиты);

Сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. И краткосрочные – на 1 или несколько дней);

Целевого характера (корректирующие кредиты и продлённые сезонные кредиты).

Согласно ст. 36 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" кредиты могут предоставляться банкам в пределах общего объёма выдаваемых Банком России кредитов, определённого Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Кредиты, предоставляемые банку, отнесённому к категории финансово стабильных банков в соответствии с критериями, установленными письмом Банка России от 28.05.97 №457 "О критериях определения финансового состояния банков", осуществляющему мероприятия по финансовому оздоровлению (санации) проблемного банка, банкротство которого может угрожать стабильности банковской системы. Кредит, предоставляется банку – санатору на покрытие недостатка его ликвидности, обусловленного осуществлением мероприятий по финансовому оздоровлению проблемного банка.

Кредит предоставляется банку в валюте Российской Федерации в размере не более 50% от объёма финансовой помощи, которую планируется оказать проблемному банку, на срок до одного года по процентной ставке, устанавливаемой Советом директоров Банка России. Под указанной финансовой помощью для целей настоящего Положения понимается предоставление денежных средств банку на срок не менее одного года, в том числе на увеличение уставного капитала, в виде субординированных займов, кредитов, депозитов.

Процентная ставка по кредиту изменяется пропорционально изменению ставки рефинансирования Банка России. Указанное условие устанавливается в кредитном договоре.

Кредит предоставляется банку траншами по мере выполнения плана финансового оздоровления (санации) проблемного банка. Размер транша не может превышать 50% от суммы финансовой помощи, перечисленной банком – санатором на корреспондентский счёт проблемного банка. Транши перечисляются на корреспондентский счёт банка – санатора в трёхдневный срок после предоставления банком – санатором Банку России подтверждающих документов. Подтверждающими документами, в частности, являются соответствующие договоры, копии платёжных документов, выписка по корреспондентскому счёту проблемного банка, открытого в учреждении Банка России.

Кредит предоставляется на условиях срочности, возвратности, платности и обеспеченности.

Кредиты предоставляются в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением и кредитным договором. Решение о предоставлении кредита принимается Советом директоров Банка России на основании заявления банка - санатора, подготовленного с учетом требований настоящего Положения.

Банк России вправе пересмотреть условия кредитного договора в части размера траншей, величины процентной ставки с учетом выполнения мероприятий по финансовому оздоровлению проблемного банка и изменения ситуации на финансовом рынке.

Порядок рассмотрения Банком России заявления банка - санатора, порядок бухгалтерского учета операций, связанных с получением и погашением кредита, и регламент предоставления кредита устанавливается отдельным нормативным актом Банка России.

Условия предоставления кредита

Банк России предоставляет кредит только банкам - санаторам, осуществляющим мероприятия по финансовому оздоровлению проблемных банков, банкротство которых может угрожать стабильности банковской системы.

Под банками, банкротство которых может угрожать стабильности банковской системы, понимаются банки, обладающие хотя бы одним из следующих признаков:

1) размер обязательств не менее 3,5 млн. руб.

2) размер обязательств по вкладам населения не менее 300 тыс. руб.

Кредиты предоставляются финансово стабильным банкам–сенаторам, обладающим достаточным капиталом и ресурсами, для осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению (санации) проблемного банка. Банк - санатор должен обладать следующими критериями:

1) иметь генеральную лицензию на осуществление банковских операций;

2) функционировать не менее 3 лет;

3) на шесть последних месячных отчётных дат относиться к категории финансово стабильных банков;

4) своевременно и в полном объёме выполнять обязательные резервные требования Банка России;

5) не иметь просроченной задолженности по своим обязательствам;

6) осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению (санации) проблемного банка не приведёт к нарушению пруденциальных норм деятельности со стороны банка – санатора.

Назначение рефинансирования центральными бан­ками коммерческих банков можно рассматривать на макро- и микроуровнях.

На макроуровне политика рефинансирования банков­ских институтов прежде всего используется для оказания воздействия на состояние денежно-кредитной сферы путем выдаваемых центральными банками кредитов и посред­ством ставки рефинансирования.

Механизм воздействия кредитов центральных банков на денежно-кредитный оборот состоит в следующем. Ком­мерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультиплика­тивно расширяет денежную массу.

Для предотвращения неожиданных последствий от вы­дачи кредитов центральным банком кредитованию подле­жат только финансово устойчивые банки, способные свое­временно возвратить полученные кредиты, при этом выдаются такие кредиты в строго определенных размерах, т.е. в пределах лимитов.

Регулирование ставок денежного рынка также осу­ществляется посредством установления центральным бан­ком ставок рефинансирования. Под ставкой рефинансиро­вания понимается процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым банкам, выступая кредитором в последней инстанции.

Поскольку рефинансирование может проводиться путем учета (переучета) векселей, существует также поня­тие «учетная ставка», под которой понимается процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает век­селя коммерческих банков. Таким образом, учетная ставка является разновидностью ставки рефинансирования.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавли­вает центральный банк.

Данная ставка служит ориентиром как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыноч­ных ставок. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоймость привлеченных кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем больше учетная ставка, тем выше стоимость кредитов рефинанси­рования. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качест­венного параметра денежного рынка - стоимости банков­ских кредитов.

Посредством манипуляции с официальной учетной ставкой центральный банк воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кре­дитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и уве­личение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, так и кредит­ных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодно прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официаль­ной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депо­зиты, что приводит к противоположным процессам; повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их пред­ложение, поднимается рыночная стоимость.

Такое влияние на ставки денежного рынка инструмен­тов рефинансирования обеспечивается благодаря как орга­низации по инициативе центральных банков кредитных аукционов и операций на открытом рынке, так и проведе­нию кредитных и других операций по инициативе банков, но по ставкам, установленным центральными банками.

На микроуровне механизм рефинансирования глав­ным образом способствует обеспечению ликвидности ком­мерческих банков. Кредитно-финансовые институты в слу­чае возникновения у них недостатка ликвидных средств для погашения своих обязательств могут обратиться в централь­ный банк за ссудой. Наличие механизма рефинансирова­ния позволяет банкам сводить до минимума запасы высо­коликвидных средств и в то же время обеспечивать свою ликвидность. В этой связи рефинансирование способствует
предотвращению банковских кризисов, поскольку получа­емые от центрального банка временные заимствования пополняют денежные резервы коммерческих банков, уст­раняя эффект «домино» в банковской системе.

С учетом того, что кредиты центральных банков обла­дают потенциальной возможностью стимулировать инфля­ционные процессы, если не будут возвращены своевре­менно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивыми клиен­тами.

Кредиты центральных банков, выдаваемые в порядке рефинансирования коммерческих банков, можно класси­фицировать по разным критериям, что наглядно иллюстри­рует табл. 12.1.

Таблица 12.1

Классификация кредитов, предоставляемых коммерческим банкам в порядке рефинансирования
Критерий классификации Виды кредитов
В зависимости от инструмента временного заимствования Векселя

Кредиты центрального банка

В зависимости от целевой

направленности

кредитования

На обеспечение ликвидности На развитие определенных отраслей или целевых программ
В зависимости от формы обеспечения Под залог ликвидных и высоколиквид­ных ценных бумаг

Под залог векселей и прав требований по кредитным обязательствам организа­ций сферы материального производства и поручительства кредитных органи­заций

В зависимости от харак­тера инициирования кредитов Кредиты, предоставляемые на основе аукционов (по инициативе централь­ного банка)

Прямые кредиты центрального банка (по инициативе кредитных организаций)

В зависимости от сроков предоставления Краткосрочные на несколько часов «Внутридневные»

«Овернайт»

Среднесрочные до 1 месяца «ломбард­ный кредит»

Долгосрочные до 1 года

Более подробные характеристики кредитов, выдава­емых в порядке рефинансирования зарубежными и оте­чественными банками, приводятся далее.

В настоящее время рефинансирование российских банков возможно следующими способами:

первичное публичное размещение акций - IPO. Крупные и средние банки присматриваются к такому виду финансирования как IPO. Участники рынка ожидают привлечь значительные средства через данный инструмент финансирования. IPO имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими формами привлечения ресурсов. Привлечение акционерного капитала позволяет улучшить баланс банка, повысить значения коэффициентов достаточности капитала. Центральный банк РФ призвал отечественные кредитные организации к активному выходу на IPO. К инструменту IPO смогут прибегнуть лишь немногие банки. К ним относятся наиболее крупные кредитные институты с государственным участием, а также крупные банки с прозрачной структурой собственников и понятным, диверсифицированным бизнесом.

Синдицированное кредитование и облигационные займы. Эти формы долгового финансирования активно использовались российскими банками в последние 8-10 лет. Облигационные займы и синдицированные кредиты являются более дешевым средством привлечения ресурсов, чем размещение акций. При выпуске облигаций банку необходимо предоставить инвесторам конкретную информацию о направлении вложений полученных средств. В российской практике облигационные средства привлекались на развитие факторинговой деятельности, ипотечное кредитование, потребительское кредитование, на финансирование программ агропромышленному комплексу.

Рефинансирование Банком России. Основным сдерживающим моментом для банков является, безусловно, достаточно высокая ставка привлечения средств регулятора рынка (в настоящее время, с 01.12.2008 г., - 13%). Большинство средних и крупных банков имеют возможность привлекать долговое финансирование под меньшие проценты. К рефинансированию ЦБ банки прибегают лишь в исключительных случаях недостатка ликвидности. Основным спросом в связи с этим пользуются именно внутридневные кредиты и операции прямого РЕПО (на 1 день). Более долгосрочные инструменты практически не используются. В то же время, позицию регулятора понять можно. Роль центрального банка заключается в том, чтобы выполнять функции "кредитора в последней инстанции", он не должен составлять конкуренцию другим источникам финансирования и тем самым искажать рыночные стимулы. В задачи Банка России так же не входят функции "банков развития", предоставляющих целевое финансирование банкам на кредитование тех или иных проектов (малый бизнес, агропромышленный комплекс и т.п.). В связи с этим критика Центрального Банка в завышении процентных ставок представляется не вполне обоснованной.

Кредиты центральных банков воздействуют на денежно-кредитный оборот. Так, коммерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультипликативно расширяет денежную массу.

Для предотвращения неожиданных последствий от выдачи кредитов центральным банком кредитованию подлежат только финансово устойчивые банки, способные своевременно возвратить полученные кредиты, при этом выдаются такие кредиты в строго определенных лимитах.

Регулирование ставок денежного рынка осуществляется центральным банком посредством установления ставок рефинансирования. Под ставкой рефинансирования понимается процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым банкам.

Кредиты центральных банков, выдаваемые в порядке рефинансирования коммерческих банков, можно классифицировать по разным критериям:

Таблица 1 Классификация кредитов, предоставляемых коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Критерий классификации

Виды кредитов

В зависимости от инструмента временного заимствования

Кредиты центрального банка

В зависимости от целевой направленности кредитования

На обеспечение ликвидности

На развитие определенных отраслей или целевых программ

В зависимости от формы обеспечения

Под залог ликвидных и высоколиквидных ценных бумаг

Под залог векселей и прав требований по кредитным обязательствам организаций сферы материального производства и поручительства кредитных организаций

В зависимости от характера инициирования кредитов

Кредиты, предоставляемые на основе аукционов (по инициативе центрального банка)

Прямые кредиты центрального банка (по инициативе кредитных организаций)

В зависимости от сроков предоставления

Краткосрочные на несколько часов

"Внутридневные"

"Овернайт"

Среднесрочные до 1 месяца "Ломбардный кредит"

Долгосрочные до 1 года

С учетом того, что кредиты центральных банков обладают потенциальной возможностью стимулировать инфляционные процессы, если не будут возвращены своевременно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивым клиентам.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) совместно с органами государственной власти осуществляет разработку и реализацию денежно-кредитной политики как части государственной экономической политики.

Как правило, такая политика проводится по двум направлениям:

проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации ЦБ осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;

проведение реструктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции ЦБ проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги.

Межбанковское кредитование. Межбанковское кредитование также как и финансирование ЦБ носит краткосрочный характер. Большинство кредитов укладываются в однодневный срок, максимум месяц. Многие банки предпочитают использовать данный вид финансового ресурса, т.к ставки на межбанковском рынке немного ниже, чем при использовании кредитов Банка России. Основное предназначение межбанковского кредитования в настоящее время - "корректировка" баланса и нормативных показателей для соответствия требованиям регулятора.

Депозиты. Депозиты и вклады юридических и физических лиц пока являются основным инструментом привлечения финансирования для российских банков. У крупных банков, больше возможностей привлекать ресурсы по разумным процентным ставкам, и депозиты остаются важным источником формирования ресурсной базы. В среднесрочной перспективе благодаря экономическому росту все банки будут остро нуждаться в привлечении средств, и депозиты останутся важным источником финансовых ресурсов.

Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Банки ежемесячно должны составлять отчеты о соблюдении установленных нормативов. Обязательно 1 раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчеты должен проверять внешний аудитор.

По результатам своей работы российские коммерческие банки отчитываются перед государственными органами, представляя следующие основные формы отчетности.

Общая финансовая отчетность также представляется в ЦБ РФ. Финансовая отчетность включает:

Кроме финансовой отчетности ежемесячно рассчитываются и представляются в Банк России экономические нормативы деятельности банка.

Данные, характеризующие кредитный портфель банка, представляются ежеквартально в ЦБ РФ.

Отчет о результатах расходования предприятиями, учреждениями, организациями средств на потребление ежеквартально направляется в Управление денежного обращения ЦБ РФ.

Отчет о кассовых оборотах составляется ежемесячно и каждые 5 дней представляется в РКЦ ЦБ РФ. Он содержит статьи прихода и расхода средств из касс банка, балансовую строку и контрольный арифметический итог.

Требования к составу и содержанию отчетности российских банков изложены в Инструкции ЦБ РФ № 17 (Временная инструкция о составлении финансовой отчетности) и других инструктивных материалах ЦБР.

В Инструкции № 34 дается подробное описание механизма проверки банка уполномоченной рабочей группой ЦБ РФ, которая, в частности, имеет право на получение всей информации без ограничений, относящейся к деятельности кредитной организации. Предусмотрен и запрос информации у акционеров и клиентов (с их согласия) для установления фактических обязательств, в том числе для подтверждения данных, содержащихся в документах, полученных от проверяемой кредитной организации и ее филиалов.

Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его активов, глубокий анализ которых и выявление не возвращаемых или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены лишь во время инспектирования на месте.

От качества активов в существенной степени зависит доход банка, поэтому сомнительные или безнадежные кредиты означают для него прямые потери. В связи с этим банки должны иметь резервы на покрытие подобных ссуд. При занижении суммы резервных отчислений оказывается завышенной стоимость активов банка, что искажает показатель достаточности капитала.

При оценке величины созданных банком резервов центральный банк проверяет резервную политику банка, его методы и систему наблюдения за кредитным риском и взыскания долгов, структуру задолженности, а также практику получения залога.

Величина капитала банка, качество его активов непосредственно связаны с доходностью или (прибыльностью) банка.

Рефинансирование центральным банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, – важное направление деятельности центрального банка. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков.

Первоначально политика рефинансирования использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все чаще стало использоваться как инструмент финансовой помощи коммерческим банкам. Ссуды центрального банка являются источником временных ресурсов, необходимых для пополнения истощенных резервов. Возможность получения кредитов и их размер зависят от ряда факторов, и, прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:

  • формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
  • методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);
  • сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. и краткосрочные – на 1 день или несколько дней);
  • целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Учетные (дисконтные) кредиты – ссуды, предоставляемые Центральным Банком коммерческим банкам под учет векселей. Центральный банк предъявляет к представляемым к учету векселям определенные требования, касающиеся их видов, сроков действия, наличия и характера поручительства и т.д.

Общая сумма ссуд ЦБ РФ, выделяемая под учет векселей, лимитируется, что является инструментом его воздействия на состояние денежно-кредитного обращения.

Ломбардные кредиты, предоставляемые ЦБ РФ коммерческим банкам, – это процентные ссуды под залог ценных бумаг. В качестве залога ломбардных кредитов обычно используются те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в центральном банке.

Залог является обеспечением возвратности ссуд центрального банка. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов. Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные в центральном банке ценные бумаги. Если кредит не погашается в срок, право собственности переходит к центральному банку. После реализации ценных бумаг из выручки удерживается сумма основного долга в совокупности с начисленными процентами.

Сроки предоставления ломбардных кредитов могут колебаться от 1 дня до 4 мес. (по договоренности этот срок может быть продлен).

Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования составляют краткосрочные (корректирующие) кредиты, предоставляемые Центральным Банком банковским институтам при отсутствии возможностей у последних изыскания финансовых средств из других источников.

Кредитные ресурсы чаще всего предоставляются через кредитные аукционы или как прямые кредиты, которые выдаются банковским институтам по мере получения от них заявок на кредитные ресурсы.

Выводы:

По результатам своей работы российские коммерческие банки отчитываются перед государственными органами, представляя основные формы отчетности.

Годовой отчет банка представляется в ЦБ РФ. Основное содержание годового отчета банка составляют: годовой баланс банка, отчет о финансовых результатах деятельности банка, структура доходов и расходов, порядок распределения прибыли, основные показатели ликвидности, размер собственного капитала банка, данные о кредитной, ресурсной политике банка, внешнеэкономической деятельности, операциях с ценными бумагами, крупнейших инвестициях.

Также представляется в ЦБ РФ общая финансовая отчетность, которая включает: балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, анализ отдельных счетов, анализ кредитного портфеля, информацию о резервах на возможные потери по ссудам, наращенных процентах, анализ активов и пассивов по срокам востребования и погашения, данные об основных средствах и нематериальных активах, движении собственных средств, анализ валютной позиции, сведения о работниках банка. Обязательно 1 раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчеты должен проверять внешний аудитор.

На основе оценок различных аспектов, определяющих финансовые позиции банка, формулируется общее заключение об его финансовом положении, даются рекомендации о необходимости принятия соответствующих мер.

Рефинансирование Центральным банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, – важное направление деятельности ЦБ РФ. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты), формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты), методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов) и сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. и краткосрочные – на 1 день или несколько дней);

Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования составляют краткосрочные (корректирующие) кредиты, предоставляемые ЦБ РФ коммерческим банкам при отсутствии у последних возможностей изыскания финансовых средств из других источников.


Похожая информация.


Отправить другу

Рефинансирование банков является важнейшей функцией центральных банков, а также инструментом реализации денежно-кредитной политики государства. При использовании данного инструмента центральные банки осуществляют безналичную денежную эмиссию и регулируют денежное предложение экономике.

Рефинансирование банков имеет назначение на микро и макроуровне: как косвенный инструмент денежно-кредитного регулирования и воздействия на денежные агрегаты; способ регулирования банковской ликвидности; один из источников ресурсной базы банков для проведения активных операций.

В международной практике денежно-кредитного регулирования накоплен большой опыт в области рефинансирования банков. Формы и виды данных кредитов различают по широкому кругу критериев. Это сроки предоставления, обеспечение, целевое направление, механизм предоставления и др.

В России рефинансирование Центральным банком коммерческих банков в своем развитии проходит такие этапы: - С 1990 г. до 1995 г. осуществлялась выдача Центральным банком страны прямых целевых кредитов. - С середины 1990-х гг. на смену вышеназванного порядка приходит этап использования рыночных элементов в рефинансировании банков. - С конца 2008 г. начинается этап активизации рефинансирования и комбинирования как косвенных рыночных, так и прямых административных элементов в использовании данного инструмента денежно-кредитного регулирования.

В начале 1990-х гг. рефинансирование банков Центральным банком нашей страны еще не имело рыночного характера. Кредиты преимущественно выдавались лишь банкам, созданным на базе государственных, специализированных для поддержания предприятий приоритетных отраслей экономики - конверсионных, топливно- энергетического комплекса, агропромышленного комплекса.

Таким образом, данные кредиты имели строго целевой характер, что контролировалось Центральным банком, по ним устанавливалась процентная маржа в целях прямого ограничения доходности банка от размещения полученных ресурсов, обеспечения по таким кредитам им не требовалось.

Только к середине 1990-х гг. рефинансирование банков постепенно приобретает рыночную природу, присущую данному инструменту денежно-кредитного регулирования. Это выразилось в переходе к обеспеченному, ломбардному кредитованию - вначале предметом залога были только государственные долговые обязательства, позже Банк России расширяет ломбардный список.

Кроме того, рефинансирование банков стало осуществляться не только по фиксированным процентным ставкам, но и в форме кредитных аукционов. Кредитные аукционы имеют такие отличительные особенности в сравнении с прямыми целевыми кредитами Центрального банка: отбор коммерческих банков с учетом их финансовой устойчивости и, следовательно, возможностей погашения кредитов рефинансирования; участие банков - потенциальных заемщиков в формировании процентной ставки по кредиту рефинансирования; отсутствие прямых ограничений и контроля по направлениям использования полученного кредита.

В настоящее время именно аукционная форма предоставления кредитов рефинансирования получает наиболее широкое распространение в отечественной практике. Так, задолженность кредитных организаций перед Центральным банком РФ по кредитам рефинансирования под залог векселей финансово устойчивых эмитентов и под поручительство банков в конце 2013 г. составила 863,7 млрд руб., при этом лишь 56,9 млрд руб. пришлось на кредиты рефинансирования, размещенные по фиксированной процентной ставке, т.е. 6,6 % от совокупной задолженности по данному виду кредита.

По срокам кредиты рефинансирования Центрального банка РФ всегда носили ярко выраженный краткосрочный характер, использовались, главным образом, как регулятор банковской ликвидности, особую роль всегда имели внутридневные кредиты и кредиты овернайт, предназначенные для завершения расчетов с контрагентами при недостаточности денежных средств на корреспондентском счете банка.

В условиях финансового кризиса 2008-2009 гг. в РФ Банк России существенно изменяет политику рефинансирования кредитных организаций, направляя ее на устранение сформировавшегося впервые за долгие годы дефицита банковской ликвидности и пополнение ресурсной базы банков. Это выразилось в предоставлении банкам беззалоговых необеспеченных кредитов сроком до 6 месяцев, долгосрочных субординированных кредитов, которые были размещены на льготных условиях среди отдельных системообразующих банков - ОАО "Банк ВТБ", ОАО "Сбербанк России" и ОАО "Россельхозбанк", в увеличении сроков кредита рефинансирования до одного года.

Что касается субординированных кредитов, то они были предназначены для наращивания капитализации банков и получения возможности расширения кредитных операций, прежде всего, с организациями приоритетных отраслей экономики.

Как и в начале 1990-х гг., Банк России осуществляет контроль за целевым использованием данных кредитов через своих уполномоченных представителей во избежание направления полученных банками централизованных ресурсов на валютный рынок либо в другие сферы, что в конечном итоге может способствовать росту инфляции.

Таким образом, механизм рефинансирования банков Центральным банком РФ в кризисных условиях получает дальнейшее развитие, сочетая в себе как элементы косвенного характера - ломбардное кредитование, кредитные аукционы, так и прямого, административного характера - предоставление прямых необеспеченных кредитов, контроль за их целевым направлением, по аналогии с зарубежной практикой в подобных ситуациях.

Потребность банков в кредитах рефинансирования с учетом их предназначения, о котором говорилось выше, всегда зависит от состояния банковской ликвидности, выражающейся в наличии добровольных резервов, т.е. остатков денежных средств на корреспондентских счетах в Центральном банке РФ.

В последние годы в банковской системе России имеет место структурный дефицит совокупной ликвидности кредитных организаций, когда по мере развития, расширения банковских активных операций спрос на ликвидные средства банков превышает предложение этих средств, что отражает естественное состояние банков и не связано с кризисными явлениями, как, например, в конце 1990-х гг., в 2008 г.

Неслучайно объемы кредитов рефинансирования Центрального банка РФ постепенно увеличиваются, растет их доля в структуре активов баланса Центрального банка РФ. Так, если на начало 2011 г. доля кредитов рефинансирования в суммарных активах баланса Банка России составляла 3 %, то к началу 2013 г. увеличилась до 15 % и к концу 2013 г. уже достигла 17,5 %.

Наиболее распространенным по срокам и целевому назначению является внутридневной кредит Банка России, доля которого в общем объеме предоставленных банкам кредитов в 2013 г. составила 96,2 %, за период с 2010 г. по 2014 г. суммарно он вырос примерно в 2 раза. Таким образом, рефинансирование банков по-прежнему носит сверхкраткосрочный характер.

Вместе с тем в 2013 г. Банк России впервые проводит аукционы на нерегулярной основе по предоставлению кредитов рефинансирования, обеспеченных активами и поручительствами по плавающей процентной ставке на сроки 12 месяцев и 3 месяца. В качестве плавающего компонента при расчете стоимости кредита принимается значение ключевой ставки Банка России. В настоящее время ключевая ставка, введенная регулятором в сентябре 2013 г., является важнейшим индикатором денежно-кредитной политики. Ее значение соответствует уровню процентных ставок по операциям предоставления и изъятия ликвидности на аукционной основе сроком на одну неделю.

Альтернативными формами размещения ресурсов у банков в последние годы выступают операции прямого РЕПО, проводимые Банком России во взаимодействии с кредитными организациями, а также операции "валютный своп". За рубежом операции прямого РЕПО классифицируются как разновидность кредитов рефинансирования, поскольку имеют то же назначение - увеличение ликвидности банков - и базируются на тех же принципах срочности, возвратности и платности.

В России объектом операции РЕПО выступает широкий перечень ценных бумаг, который регулярно пополняется, как и ломбардный список Банка России. В перечне ценных бумаг, помимо государственных долговых обязательств, обязательства финансово-устойчивых организаций, в том числе банков, а также ипотечных агентств, субъектов РФ, международных финансово-кредитных организаций.

В качестве примера можно назвать облигации таких эмитентов, как ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Ростелеком", ОАО "Транснефть", ОАО "Норильский никель", ОАО «Банк "Зенит"», ОАО "МДМ Банк", ООО "Русфинанс банк", ОАО "Газпромбанк", Международный банк Реконструкции и развития и др.

Расширение перечня ценных бумаг, являющихся объектом операции РЕПО, входящих в ломбардный список Центрального банка РФ, способствует повышению доступности для банков кредитов рефинансирования и других инструментов предоставления ликвидности, выступает фактором роста объемов кредитования Банка России, а также предпосылкой для развития рынка ценных бумаг. За 2013 г. задолженность по операциям прямого РЕПО, проводимым на сроки 1 день и 1 неделя выросла с 1,8 трлн руб. до 2,4 трлн руб., т.е. в 1,3 раза, а среднедневное значение данного показателя увеличилось в 1,6 раза.

Одной из предпосылок существенного расширения объемов операций РЕПО в сравнении с традиционным рефинансированием было то, что с 2013 г. были внесены изменения в технологию операции, дающие право банкам осуществлять замену ценных бумаг, проданных Банку России, на другие ценные бумаги, предусмотренные в ломбардном списке, что важно заемщику с точки зрения управления портфелем ценных бумаг и поддержания его оптимальной структуры. Операции "валютный своп" использовались ограниченно, в основном в связи с нехваткой или отсутствием у банков ценных бумаг из ломбардного списка, принимаемых в качестве обеспечения по кредиту Банка России.

Развитие политики Центрального банка РФ в области рефинансирования проявляется и в расширении перечня предметов обеспечения кредитов для банков в целом. На протяжении ряда лет осуществляется кредитование банков под поручительство финансово устойчивых кредитных организаций, под залог прав требований по кредитным договорам, под залог золота в слитках. Все это дает банкам РФ дополнительные возможности для получения кредитов рефинансирования с учетом наличия конкретных видов ликвидных активов.

Что касается банков - поручителей по кредитам рефинансирования, то в настоящее время такой статус имеют 69 финансово-устойчивых банков РФ, таких, например, как, ОАО "АЛЬФА-БАНК", ОАО "Банк ВТБ", ЗАО "ЮниКредит Банк", ОАО "Сбербанк России", ОАО "Газпромбанк", ОАО АКБ "РОСБАНК" и многие другие.

Оценка экономического положения банков, выступающих в качестве поручителей, осуществляется Центральным банком РФ по отдельной методике, позволяющей изучить различные аспекты: капитальную базу банка, качество его активов, уровень ликвидности, рентабельность, уровень банковского менеджмента.

Таким образом, анализируя современное состояние рефинансирования банков Центральным банком РФ можно выявить следующие тенденции. В последние годы наблюдается увеличение объемов рефинансирования Центрального банка РФ и постепенное его превращение в важнейший и определяющий источник денежного предложения. Одновременно с этим происходит заметное снижение участия Банка России на внутреннем валютном рынке, благодаря которому долгие годы операции по покупке иностранной валюты являлись доминирующим направлением безналичной денежной эмиссии, что делало эмиссию непосредственно зависящей от внешнеэкономического фактора.

Кредиты рефинансирования Центрального банка РФ носят преимущественно краткосрочный характер, что следует считать совершенно естественным. Их основная роль - регулирование банковской ликвидности, использование данного инструмента в качестве источника фондирования активов банков на среднесрочной и долгосрочной основе осуществляется нерегулярно, как показывает отечественная практика.

В рефинансировании банков в России используются в основном рыночные элементы, такие как ломбардное кредитование, кредитные аукционы, плавающая процентная ставка Центрального банка РФ. Административные элементы применяются в условиях кризиса как временные меры - прямые целевые кредиты, необеспеченные кредиты, контроль за направлением использования кредита.

В условиях роста спроса банков на ликвидные средства становятся популярными альтернативные рефинансированию Банка России инструменты, такие как операции РЕПО, "валютный своп". Данные инструменты позволяют банкам оперативно управлять портфелями своих активов. В качестве важнейшего направления развития рефинансирования коммерческих банков Центральным банком РФ можно считать формирование единого пула обеспечения кредитов рефинансирования.

Представляется, что это позволит сформировать совокупный пул обеспечения, состоящий из рыночных активов - ценные бумаги из ломбардного списка, а также нерыночных -векселя, права требования по кредитным договорам, под которые банк сможет получить несколько кредитов. Причем "привязка" конкретного вида кредита рефинансирования к конкретному обеспечению осуществляться не будет, как в настоящее время, согласно действующему порядку кредитования Банка России.

В сформированном едином пуле обеспечения банки получают возможность заменять конкретные виды активов, а Центральный банк РФ, в свою очередь, контролирует только соотношение между стоимостью данного залогового пула и общей задолженностью по всем кредитам рефинансирования, предоставленным под единый пул. Таким образом, процедура кредитования банков Центральным банком РФ будет иметь более унифицированный характер, что полностью соответствует международной практике.

Тершукова Марина Борисовна - кандидат экономических наук, профессор

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...