Методы государственного регулирования экономики кратко. Государственное регулирование экономики


Методы и формы государственного регулирования

Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера ста­билизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и ре­шает задачи стимулирования экономического роста͵ регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и т.п.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику. Выделя­ют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредит­ную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики- норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента͵ учет­ная ставка, операции Центрального банка с государственными обли­гациями на рынке ценных бумаᴦ. Эти инструменты позволяют госу­дарству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и заня­тость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономическо­го роста и организовать распределœение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, по­могающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению всœе большая доля национального до­хода передается от относительно богатых к относительно бедным

слоям населœения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

Экономические методы государственного регулирования не ог­раничивают свободу предпринимательского выбора. К примеру, сни­жение налогов на бизнес или понижение учетной ставки являются ме­тодами, направленными на рост производства и усиление инвести­ционной активности предприятий. Предприниматели увеличивают инвестиции и объём производства не потому, что у них нет иного вы­хода. Οʜᴎ полностью свободны в выборе производственной програм­мы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учет­ной ставки делает рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Экономические методы регулирования адекватны природе рын­ка. Οʜᴎ непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и че­рез нее - косвенно на производителœей и потребителœей товаров и ус­луᴦ. Так, увеличение трасфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что в свою оче­редь способствует повышению цен и заставляет товаропроизводите­лей увеличивать объём предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

Важное место в воздействии государства на экономические про­цессы занимает государственное предпринимательство. Сущность дан­ного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства до­статочна широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это - энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, ᴛ.ᴇ. от­расли, менее привлекательные для частного предпринимательства. Наблюдается рост государственного сектора в экономике, причина­ми которого являются крайне важно сть поддержания национальной обороны, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселœения, урбанизация, охрана окружающей сре­ды и т.п.

По мере развития и усложнения рыночной экономики повыша­ется роль государственного программирования. Правительства свои основные задачи на определœенные временные этапы стали формировать в виде государственных программ. Для их реализации создают­ся экономические центры с привлечением ученых, представителœей цен­тральных банков, союзов предпринимателœей, профсоюзов. Такие про­граммы утверждаются парламентами, где заслушиваются отчеты о ходе их выполнения.

Экономическое программирование, или индикативное (рекомен­дательное) планирование, - это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предус­мотренным вариантом социально-экономического развития. Опыт программирования экономики имеют многие страны. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между кото­рыми, как правило, существует противоречие. (К примеру, противо­речие между установкой на полную занятость и установкой на отсут­ствие инфляции.)

Все рассмотренные экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные регуляторы, влияющие на положение страны в мировой экономике. Их значимость тем больше, чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей. К примеру, ког­да государство помогает продвижению за рубеж товарной массы, отечественные предприниматели смелœее инвестируют производство, привлекают дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуᴦ. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и, как следствие, - к экономическому росту. Вместе с тем, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, прида­ет ее развитию новое качество. Известно, что мировой рынок являет­ся полигоном проверки потребительских свойств товаров, структу­ры и эффективности производства.

Важно заметить, что для стимулирования экспорта государство применяет разнообразные экономические методы: предоставляет экспортерам налоговые льготы; берет на себя гарантии экспортных кредитов, использует торгово-экономические соглашения. Сильным средством поощрения экс­порта является регулирование валютного курса и вывоз капитала.

К административным методам регулирования экономики следу­ет отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправданно полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, пря­мой контроль над качеством и потребительскими свойствами това­ров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, желœезные дороги и т.д.).

Административное регулирование крайне важно при разработке жестких стандартов, гарантирующих населœению жизнь в условиях эко­логической безопасности, при установлении гарантированного мини­мума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нор­мативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых мето­дов считается экономически оправданным и в целом не противоре­чит принципам, лежащим в базе рыночных отношений.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени ус­ловно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, крайне важно предварительное административное решение соответ­ствующих государственных органов. В данном случае любые эконо­мические методы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный метод, прямо вынуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно ока­зывает косвенное воздействие на целый ряд взаимосвязанных про­цессов. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономи­ческих методов. Тем не менее разграничение государственных мето­дов воздействия на экономические и административные принципи­ально важно с точки зрения природы рынка.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые дейст­вия государства, которые разрывают связи внутри рыночного меха­низма. К примеру, тотальное директивное планирование, натураль­ное распределœение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсœе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всœех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатыва­ет национальные программы, осуществляет административный конт­роль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый меха­низм рынка.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что исключи­тельно важно. В случае если государство, пусть даже руководствуясь исклю­чительно благими намерениями, переступает данный предел, то проис­ходит деформация рыночного механизма.

Хозяйственная практика знает немало комбинаций использования различных методов государственного регулирования. Одни методы прямо направлены на достижение поставленных целœей, а другие выступают в качестве амортизаторов и предназначены для компенсации негативных сторон рынка.

В мировой экономической науке понятие государственного вмешательства в рыночную экономку связано со всœей совокупностью форм участия государства в производстве, распределœении, обмене и потреб­лении. К примеру, очень велика доля государственных расходов в общем объёме валового национального продукта; растут налоги, поступающие в государственную казну; имеет место и система государ­ственного предпринимательства; значительна роль государства в пе­рераспределœении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определœенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности.

При этом если в сфере распределœения удельный вес государства очень велик, то в производстве его участие должно быть минимальным, а в обмене - практически равно нулю.

Есть общее понимание того факта͵ что в рыночной экономике у государства есть свои проблемы, а у рынка - свои. Вопросы о том:

ʼʼЧто?ʼʼ, ʼʼКак?ʼʼ и ʼʼДля кого?ʼʼ производить решает не только рынок, но и государство. При этом решает оно эти вопросы на базе рыноч­ного механизма.

Методы и формы государственного регулирования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы и формы государственного регулирования" 2017, 2018.

На сегодняшний день в государственном регулировании экономики можно выделить следующие тесно связанные между собой формы:

ѕ планирование, программирование и прогнозирование;

ѕ финансово-кредитное регулирование;

ѕ антимонопольное регулирование;

ѕ дерегулирование экономики.

Однако наиболее важными формами государственного регулирования экономики являются планирование, прогнозирование и программирование.

Планирование - это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга.

Разработаны различные формы планирования. Наибольшее распространение получили директивное, индикативное, стратегическое планирование.

Директивное планирование предполагает доведение плановых заданий до всех звеньев экономики, обязательных к выполнению. Планы разрабатываются исходя из общегосударственных интересов и утверждаются, т.е. принимают силу закона.

Индикативное планирование предполагает сочетание интересов государства и предпринимателей и носит рекомендательный, ориентирующий характер.

Стратегическое планирование представляет собой процесс определения долгосрочных целей, обоснование приоритетов и формирование механизма по их реализации. Оно предполагает учет факторов внешней среды: технологических, экономических, конкурентных, социальных, международных, рыночных, политических.

Директивное и индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегических планах (прогнозах).

Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Он носит вероятностный, многовариантный и альтернативный характер.

В системе государственного регулирования экономики увеличивается роль прогнозирования, так как оно может выступать не только как самостоятельная форма регулирования, но и как научно-аналитическая стадия планирования.

Для формирования стратегии развития экономики существует система прогнозов, включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов.

Система частных прогнозов включает демографические, социальные и экономические, экологические прогнозы, прогнозы природных ресурсов и их освоения, развития науки и техники.

Объектом макроэкономического прогнозирования и планирования является экономическая система в целом, национальная экономика. На макроуровне прогнозируются такие макроэкономические показатели, как валовой национальный продукт, инфляция, цены, инвестиции, валютный курс, экспорт и импорт, платежный баланс, доходы и расходы госбюджета, реальные доходы населения, покупательные фонды и др. На микроуровне объектами прогнозирования и планирования являются спрос, производство продукции, объем продаж, потребность в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства и реализации продукции, цены, прибыль, рентабельность, техническое развитие предприятия. При переходе к рыночным отношениям особое значение стало придаваться бизнес-планам.

Программирование, в свою очередь, как форма государственного регулирования экономики создано для обеспечения решения важнейших проблем развития национальной экономики, научно-технических, региональных, социальных, отраслевых, межотраслевых, экологических и других. Программы могут носить различный характер, охватывать как долгосрочный, так и среднесрочный, и краткосрочный периоды. Они разрабатываются на различных уровнях управленческой иерархии. Программирование, по своей сущности, должно обеспечивать целенаправленное распределение ресурсов с целью решения проблем и достижения поставленных целей.

Важную роль в государственном регулировании экономики играет финансово-кредитная система. Она воздействует на общественно-финансовые процессы и гарантирует перемещение экономики согласно заданному плану, прогнозу либо программе направления. Система влияет через налоги, разумное сочетание безвозмездного финансирования с кредитованием разных действий и явлений, дифференцированные проценты за кредит, цены, различные денежные и налоговые льготы. В финансово-кредитной системе выделяют три основных направления: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное регулирование и цены.

Ещё одной формой государственного регулирования является антимонопольное регулирование. Начало антимонопольному регулированию в Республике Беларусь было положено в 1992 г. с принятием первого в истории республики Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Основные направления антимонопольного регулирования в республике: противодействие монополистической деятельности, формирование и развитие конкурентных отношений, регулирование отношений, защищающих права потребителей.

Дерегулирование как форма государственного регулирования экономики должно обеспечивать баланс между государственным регулированием и полномочиями рыночной системы, поддерживать предпринимательство и формировать рыночную инфраструктуру. Главной формой дерегулирования является разгосударствление, которое включает в себя приватизацию, либерализацию цен и рынков, демонополизацию.

Следует отметить, что в системе государственного регулирования экономики существуют и принимаются и другие формы регулирования.

Формы и методы государственного регулирования экономики не являются постоянными и неизменными. В тоже время один и тот же метод может применяться с использованием различных инструментов.

Все методы государственного регулирования являются необходимыми. Применение того или иного метода зависит от экономической ситуации. Экономические и административные методы имеют некоторое сходство, и в то же время существенно отличаются друг от друга.

Высшей формой государственного регулирования является государственное экономическое программирование. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.

Экономика фирмы: конспект лекций Котельникова Екатерина

3. Формы и методы государственного регулирования экономики

По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и экономические.

Соотношение этих принципиально различающихся по способу воздействия инструментов регулирования так же, как и сама по себе степень государственного регулирования экономики, существенно различается по отдельным странам и в различные периоды экономического развития.

Там, где уровень экономического развития высок, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами и прежде всего – косвенными формами регулирования. И, наоборот: там, где степень развитости экономической системы невысока, где существуют искажения в рыночной системе, без административного вмешательства государства в рыночные отношения не обойтись.

Общий перечень возможных направлений государственного вмешательства в экономику может выглядеть довольно развернутым:

1) разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики;

2) создание государственного сектора и управление им;

3) перераспределение доходов;

4) разработка и реализация программ развития экономики;

5) борьба с искусственной монополией и регулирование естественных монополий;

6) контроль над ценами и заработной платой;

7) регулирование учетной ставки;

8) установление сроков, норм и методов амортизации;

9) регулирование налогов;

10) эмиссионная деятельность;

11) стимулирование внешнеэкономической деятельности фирм и компаний;

12) защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии).

Основные формы государственного регулирования экономики можно рассмотреть в одном из аспектов такого воздействия – в формировании цен на товары.

Таким образом, государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

16.1. Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и

Из книги Инвестиции: конспект лекций автора Мальцева Юлия Николаевна

1. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

3. Роль и механизмы государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

43. Понятие государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть решены только

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

44. Механизмы государственного регулирования экономики Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:1) прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

1. Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

2. Объекты государственного регулирования экономики Как следует из характеристики предпосылок государственного воздействия на экономику, его объектами должны быть сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где

Из книги Ценообразование автора Шевчук Денис Александрович

3. Объективная необходимость государственного регулирования экономики В настоящее время регулирующая роль государства возрастает практически во всех сферах экономической деятельности, например в сфере занятости и производительности труда, в производстве, в

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

4. Основные направления государственного регулирования экономики Как правило, государственное регулирование экономики осуществляется в двух нишах, а именно: на уровне федерального правительства и различных местных органов власти. В каждом из них государственный

Из книги Покупка дома и участка автора Шевчук Денис

7. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Переход России к построению рыночной системы хозяйствования предполагает разработку новой экономической политики, в основе которой должно лежать

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

19. Методы государственного регулирования обращения денег. Метод регулирования - это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения. Прямые методы представляют собой

Из книги автора

2.4. Формы государственного регулирования На рынке недвижимости государство выполняет следующие функции:– идеологической и законодательной инициативы (концепции развития отдельных видов рынка и программы их реализации);– инвестора в приоритетные отрасли

Из книги автора

15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики Проблема государственного регулирования рыночной экономики состоит в том, чтобы разработать такие приемы регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему

Из книги автора

15.3.4. Средства государственного регулирования экономики Государственное регулирование экономики осуществляется посредством комплекса мер. В странах смешанной экономики применяется административное, правовое и экономическое (прямое и косвенное) регулирование.К

Из книги автора

7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией

Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоёв населения. Существуют и применяются разнообразные формы государственного регулирования. Ниже перечислены наиболее важные и главные из них:

· Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов . Полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим большое значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические, заповедники, музеи, парки и т.д.

· Налоговое регулирование осуществляется путём установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов.

· Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объём денежной массы. Такое регулирование способно изменить денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

· Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные (кроме налоговых) платежи в бюджет.

· Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями.

· Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоёв населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся группам населения, страхование здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий.

· Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице.

· Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий.

· Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма.

· Государственное внешнеэкономическое регулирование – это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль над товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышение эффективности внешнеэкономических связей, обеспечение экономической безопасности.

Методы государственного регулирования рыночной экономики .

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Среди методов можно отметить: административные и экономические.

Просматривается по крайней мере пять областей, где административные приёмы достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами государственного регулирования рыночного хозяйства:

1. Прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью регуляторов косвенного воздействия и здесь допустимо даже государственное регулирование цен.

2. Побочные эффекты рыночных процессов. Необходимы жёсткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность.

3. Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Имеется в виду пособия по безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированный минимум заработной платы и т.п.

4. Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.

5. Реализация целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора.

Экономические методы государственного регулирования опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

· налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;

· регулирование цен, их уровней и соотношений;

· платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

· таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Анализ мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, администра­тивные, экономические; прямы и косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование, включают меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.

По характеру воздействия на экономику страны методы государственно­го регулирования делятся на косвенные и прямые .

Косвенные методы одинаково воздействуют на всех хозяйствующих субъ­ектов рыночной экономики, не создавая никому каких-либо преимуществ в конкурентной борьбе. К ним относится регулирование через кредитно-денежную и бюджетную системы (изменения учетной ставки процента, уров­ней налогообложения, размеров эмиссии, преодоление бюджетного дефицита).

Прямые методы регулирования базируются на властно-распоря­дительных отношениях и сводятся к административному воздей­ствию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов эконо­мики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включаю­щих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и вне­бюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются дости­жение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эф­фекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформаций реального соотношения издержек и цен, снижения уров­ня конкурентоспособности, ослабления балансирующей функции рынка.


Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Косвенные методы воспринимаются товаропроизводителями как неизбежные; прямые же вызывают определенную настороженность. Методы и инструменты регулирования представлены на рис.

Прямое государственное эконо­мическое регулирование включает три основных эле­мента:

Государственные субсидии;

Государственное предпринимательство;

Государственное программирование (планирование).

Государственные субсидии можно определить как безвозмездную ссуду, которая полностью или частично покрывает издержки производства ее получателя. Субсидии предоставляются, как пра­вило, жизненно важным в экономической структуре страны отрас­лям, где функционирование предприятий недостаточно рентабель­но или убыточно. Такая ситуация возникает вследствие установле­ния государством лимита цен на продукцию данной отрасли из-за ее социальной значимости либо в периоды ухудшения экономи­ческой конъюнктуры, когда предприятие может обанкротиться и прекратить поставки важной для государства продукции (оборон­ной техники, электроэнергии и др.). Государственные субсидии не исключаются (и даже необходимы) в период крупных структурных преобразований в народном хозяйстве. Как правило, на основе суб­сидий осуществляется поддержка некоторых научных учреждений, учреждений системы образования, подготовки кадров и т.п. Одна­ко этот метод прямого государственного регулирования не свободен от недостатков, основным из которых является сложность эффективного централизованного контроля за использованием выделяемых субсидий.

Государственное предпринимательство включает создание и уп­равление производственной, экономической и социальной деятельностью государственных предприятий. Государственные предприя­тия возникают как по политическим и идеологическим мотивам, гак и вследствие «недостаточности» рынка в некоторых критических ситуациях (вызванных войной или стихийными бедствиями, разрушительным воздействием на отечественную промышленность зарубежных конкурентов, нехваткой капитала и предприниматель­ских кадров, проблемой безработицы и т.д.). Государственная соб­ственность на предприятия ряда отраслей определяется тем, что они являются естественными или неустранимыми монополиями водо-, газо-, энергоснабжение, железные дороги, почта, до по­следнего времени - телефонная связь).

В мировой экономике выделяются две организационно-правовые формы государственных предприятий:

Государственные предприятия, основанные в соответствии с нор­мами публичного права;

Государственные предприятия, основанные в соответствии с нор­мами частного права, капитал которых либо полностью при­надлежит государству, либо является смешанным.

Государственные публичные предприятия - это юридически са­мостоятельные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа. Их капитал не разделен на акции или доли, а целиком принадлежит государству. Государство отвечает по долгам публичных предприятий, а управляющие публичных предприятий не самостоятельны и подчиняются вышестоящим органам государственного управления, ориентируясь не на решение узко-коммерческих задач, а на реализацию общественных целей. Вследствие этого публичные предприятия, как правило, имеют низкую рентабельность или убыточны.

Капитал государственных предприятий частного права делится на части (доли или акции). Предприятия частного права чаще всего представляют собой акционерные общества открытого типа (госу­дарственные корпорации). Государству могут принадлежать все ак­ции такой корпорации (в этом случае общество фактически явля­ется закрытым) либо контрольный пакет акций. Государство не отвечает по долгам предприятий частного права. В случае ухудше­ния их финансового положения государство, как правило, не по­крывает убытки за счет бюджетных средств, а прибегает, подобно частным инвесторам, к реализации принадлежащих ему акций на фондовом рынке.

Управление государственными предприятиями имеет свои осо­бенности в различных странах. В большинстве из них государствен­ные предприятия не имеют единого центра управления, а находят­ся в ведении отраслевых министерств по принадлежности. В ряде южно-американских стран существуют специальные министерства по делам госпредприятий. В ряде случаев госпредприятия подчине­ны министерству экономики или финансов.

К числу важнейших элементов прямого государственного регули­рования в странах с рыночной экономикой относится государствен­ное программирование, представляющее собой механизм формирова­ния и реализации комплекса мероприятий по решению крупной на­роднохозяйственной или региональной задачи через создание необходимой продукции или услуги и размещение с помощью кон­трактного финансирования государственных заказов на предприятиях различной формы собственности на конкурсной основе. Существуют следующие основные типы государственных экономических программ:

Конъюнктурные, имеющие целью решение проблем текущей сбалансированности и стабилизации экономики;

Структурные, имеющие целью решение ключевых проблем на­циональной или региональной экономики.

Планирование и реализация конкретных мероприятий по госу­дарственным программам осуществляется при помощи государствен­ного заказа. Формирование и реализация государственного заказа подчиняются следующим принципам:

Заказчиком продукции выступает государство, располагающее финансовыми и иными ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам;

Состав заказов связан с системой общегосударственных потреб­ностей и функциями государства в различных отраслях обще­ственно-политической жизни страны, которые по объективным причинам не могут быть реализованы;

Объем государственных заказов ограничивается размерами госу­дарственного бюджета;

Заказы размещаются и выполняются на договорной основе.

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет че­рез инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предприни­мательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких, как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобиль­ных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение науч­ных исследований. Государственное предпринимательство развива­ется в тех областях, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия. Так, в оборонной промышленности инвестирование осуществ­ляется путем строительства казенных предприятий или национали­зации предприятий других форм собственности за счет скупки акций, иногда конфискации. На этой основе создаются смешанные предприятия, когда часть акций принадлежит государству. Предпринимательская деятельность по­зволяет государству решать общенациональные вопросы и важней­шие социальные задачи. При этом государство поддерживает уро­вень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и т.д.

Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз сы­рья или создавая льготное кредитование экспорта.

Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления раз­вития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных разме­рах на уникальную, особо дефицитную продукцию.

Приведенные методы и инструментарий государственного регу­лирования адекватно требуют их комплексного использования, что обеспечивается в рамках экономической политики.

Экономическая политика - это разрабатываемая государством стра­тегия поведения всех властных структур, направленная на достижение по­ставленных перед ними социально-экономических целей.Экономическая политика правительства - это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйствен­ных субъектов посредством экономического инструментария.

Главной целью экономической политики любого государства является дос­тижение благосостояния населения страны, рост его доходов и потребления.

Экономическая политика государства включает в себя структурную, бюджетную и фискальную политику, денежно-кредитную политику, социальную, внешнеэкономическую политику, программирование, прогнозирование и планирование.

Каждая из состав­ляющих экономической политики государства направлена на достижение главной цели своими средствами и методами. Так, структурная политика, разрабатываемая правительством страны, регионов, администрации городов и крупных предприятий, направлена на изменение отраслевой, региональной, производственной структуры страны в целом и ее составляющих. Целью структурной политики является увеличение доходов населения посредством обновления структуры производства, рационального и наиболее эффективного использования природных и трудовых ресурсов, увеличения занятости и т.д.

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей. Бюджетная политика охватывает: регулирование государственных расходов; осуществление государственных закупок; выпуск государственных внутренних хозяйств; поддержку и регламентирование государственного предприни­мательства. Фискальная политика предполагает: регулирование налогового обложения; введение налогов.

Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения. Кредитная политика включает: нормирование банковских резервов; варьирование учетной ставки банковского процента; проведение операций на открытом рынке.

Социальная политика включает совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, под­держание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению со­циальных услуг, обеспечение соци­альных гарантий. Социальная политика включает: регулирование минимальных ставок оплаты труда; установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.

Внешнеэкономическая политика означает: законодательное установление ставок таможенных пошлин, об­менных курсов валют; использование иностранных займов, инвестиций и валютных ог­раничений.

Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Экономическое прогнозирование - это система научных представлений о направлениях в развитии и будущем состоянии экономики в целом, а также ее отдельных элементов. Метод экономического прогнозирования состоит в количественной и качественной обработке собранной информации о соци­ально-экономическом состоянии национального хозяйства на данный мо­мент, выявлении закономерных тенденций в его изменении, позволяющих получить представление об основных направлениях состояния и развития экономики страны в будущем. Экономические прогнозы служат основой для разработки социально-экономических программ, рассчитанных на выполнение в предусмотренный в программе срок. Программа конкретизируется по сферам деятельности го­сударства, задачам, подлежащим выполнению, количественным параметрам в каждой сфере. Кроме того, в программе предусматривается получение ожидаемых результатов от ее выполнения.

Индикативное (от лат indicator -указатель) планирование - один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направ­ленный на согласование экономических интересов государственных и ры­ночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинте­ресованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).

Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономиче­ских интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип дос­тижения компромисса в системе интересов - равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам - получить прибыль, следуя выполнению совместно разрабо­танных экономических показателей индикативного плана.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...